Возникновение театра в Древней Греции icon

Возникновение театра в Древней Греции



НазваниеВозникновение театра в Древней Греции
Дата конвертации27.07.2012
Размер204.25 Kb.
ТипРеферат
Возникновение театра в Древней Греции


ВВЕДЕНИЕ ТЕАТР греков — древнейший на территории Европы. Греческий театр достиг своего расцвета в V в. до н. э. Наследие, оставленное нам античностью в области искусства, огромно. Античная архитектура, скульптура, литература и театр являлись предметом изучения и подражания во все последующие века. Когда, например, в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные комедии и трагедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. Позже неоднократно обращались к богатому театральному наследию, оставленному античностью, выдающиеся западноевропейские драматурги (Шекспир, Корнель, Расин, Шиллер, Гёте и др.). Многие драматурги XX в. также не раз использовали античные сюжеты и образы (Гауптман, 0'Нил, Сартр, Ануй и др.). В XIX и XX вв. на европейских сцепах постоянно шли (и идут) античные драмы. Во Франции в 1881 г. на орхестре древнего театра в городе Оранже была поставлена трагедия Софокла «Царь Эдип» со знаменитым трагическим актером Ж. Муне-Сюлли в заглавной роли; впоследствии этот спектакль был перенесен на сцену «Комеди Франсез». Неоднократно обращался к античной драматургии выдающийся немецкий режиссер М. Рейнхардт: в 1910 г. в Берлине он ставит «Царя Эдипа» Софокла, а несколько позже — трагедию Эсхила «Орестея». Целый ряд великолепных спектаклей по пьесам античных драматургов был создан современными греческими режиссерами Д. Рондирисом и К. Куном. Что же привлекает к античной драматургии передовых деятелей театра? Почему мы до сих пор обращаемся к произведениям, написанным примерно 2500 лет назад? Ответ на этот вопрос надо искать в особенностях, предопределенныхэкономической и социально-политической жизнью Греции того времени. Драма родилась в Греции в VI в. до п. э., когда окончательно установилсярабовладельческий строй. Распад родового строя привел почти во всей Элладек созданию городов-государств (полисов), которые представляли собой общинысвободных граждан, связанных племенным родством. Каждое такое государствосостояло из небольшого города и примыкавших к нему деревень. Вся территориясчиталась собственностью государства, земельные наделы могли получатьтолько свободные члены общины. В каждом полисе был свой уклад жизни, существовали свои политические иэтические нормы. Были полисы аристократические (как Спарта), власть вкоторых принадлежала родовой аристократии. Были полисы демократические (какАфины), где все государственные вопросы решались народным собранием, гдесоблюдались равенство граждан перед законом, свобода слова, право каждогогражданина быть избранным на государственные должности. Развитие драмы происходит именно в демократических полисах. В Спартеникогда не было ни драматургов, ни театра. Зато Афины становятся центромкультурной жизни всей Греции. Здесь, на аттической земле, расцветают наукии искусства. Это происходит потому, что именно в демократическом полисе, несмотря нанедостатки и противоречия афинской рабовладельческой демократии, быливозможности для выявления способностей человека: каждый афинский гражданинв пределах своего государства считал себя равноправным и полноправнымчленом общества. Он постоянно ощущал кровную связь с полисом и живооткликался на все вопросы политической и экономической жизни своегогосударства. Он стремился понять окружающий мир, законы, управляющиеразвитием общества. Конечно, объяснение этих законов на первых порах ещеочень примитивно, оно не выходит за рамки традиционной полисной религии, ноположительным моментом является уже само стремление понять и познатьокружающий мир, определить в нем место человека. Вопросы общественно-по-литической жизни широко обсуждались афинскими гражданами не только внародном собрании, но и в театре. В дни определенных праздников античный театр собирал все населениегорода и окрестностей. Особенно велика была политическая и культурная рольгреческого театра в V в. до н. э., когда афинская рабовладельческаядемократия достигла своего расцвета. Связь с общественно-политической жизнью, служение интересам народа,внимание к человеку со всем богатством его духовной жизни, использованиелучших достижений греческого эпоса и лирики — все это сделало афинскийтеатр театром больших идеи и прекрасной художественной формы. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ДРАМЫ И ТЕАТРА Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжениикоторого ведущее место занимали сначала эпос, а затем лирика. Эпосу илирике в свою очередь предшествовал фольклор — пословицы и поговорки,трудовые и обрядовые песни, гимны богам, мифы и другие виды устногонародного творчества. Мифология занимала в греческом фольклоре особое место. Эта форманародного творчества возникла на ранней стадии развития человеческогообщества и сыграла огромную роль в эволюции всех видов античного искусства.Сюжеты и герои греческих мифов преобладают во всех родах и видах античнойлитературы, в том числе в драме. Мифология греков, как и других древних народов, выросла из стремленияпопять и объяснить окружающий мир. Греческие мифы разнообразны посодержанию: в них рассказывается о происхождении мира, о греческих богах игероях, о возникновении обычаев, обрядов. Миф был тесно связан с языческойрелигией. При этом в Греции не было замкнутой касты жрецов, которая препят-ствовала бы изображению богов в образе людей и мешала бы свободномусозданию мифов и их поэтизации. Поэтому греческие мифы богаты жизненнымимотивами, наблюдениями, деталями. Возникновению драмы, как уже отмечалось, предшествовали эпос и лирика.Это богатый героический эпос — поэмы «Илиада» и «Одиссея», дидактический(поучительный) эпос—поэмы Госиода (VII в. до н. э.); это произведениялирических поэтов VI в. до н. э. Драма стала как бы синтезом достижений ранее сложившихся, родовлитературы, вобрав в себя монументальный, героический характер эпоса ииндивидуальное начало, идущее от лирики. Рождение греческой драмы театра связано с обрядовыми играми мимическогохарактера которые возникли у многих народов на ранней ступени развития исохранялись на протяжении веков. У земледельческих пародов мимические игрывходили в состав праздников, посвященных умирающим и воскресающим богамплодородия. Праздники этого типа имели две стороны: «страстную», серьезную,и карнавальную, прославляющую победу светлых сил жизни. В Греции обряды были связаны с культом богов — покровителей земледелия:Деметры, ее дочери Коры, Диониса. Такие обряды превращались иногда вкультовую драму. Например, в городе Элевсине во время мистерий (таинств, накоторых присутствовали лишь посвященные) устраивались игры, во времякоторых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры, похищение Коры Плуто-ном, скитания Деметры в поисках дочери и возвращение Коры на землю. Земледельческий быт закономерно сказался на древнейших религиозныхпредставлениях греков и связанных с ними обрядах. Это запечатлено многимиисточниками: мифологией, гомеровским эпосом и последующей поэзией, прямымисвидетельствами многих античных авторов, памятниками архитектуры иизобразительного искусства. Судя по содержащимся во всех этих источникахданным, земледельческие культы и связанные с ними обряды существовали вГреции со времен глубокой древности. Мимическими элементами был богат и культ Диониса — бога плодородия. Вдальнейшем, когда во многих местах Греции, в частности в Аттике,культивирование винограда приобретает значение одной из главных отраслейсельского хозяйства, Дионис становится и богом-покровителем виноградарстваи виноделия. Именно он, согласно мифам, вернувшись в Грецию из дальнихкраев, привез с собою первую виноградную лозу и научил греков разводить ивыращивать виноград. В отличие от других эллинских богов, Дионис долгое время не включался вофициальный олимпийский пантеон, оставаясь богом пахарей и виноделов.Происхождение у него тоже было демократическое: матерью его была ненебожительница, а смертная беотянка, соблазненная Зевсом Семела. Ревниваясупруга Зевса Гера жестоко ей отомстила. По коварному ее совету Семелапопросила своего возлюбленного явиться к ней во всем своем величии. КогдаЗевс предстал перед нею в облике громовержца, окруженного сверкающимимолниями, Семела была тут же ими испепелена, недозревшего же ее младенцаДиониса Зевс доносил сам, зашив его себе в бедро, а потом отдал его навоспитание; по одной версии мифа— нисейским нимфам, по другой—смертнойсестре Семелы. Злопамятная и мстительная супруга Зевса с ней тоже потомжестоко расправилась. Дионис вырос на чужбине, пережил немало всяких приключений и злоключений,вплоть до того, что однажды попал в руки морских разбойников; они заковалиего в цепи, намереваясь продать в рабство. Обретя чудесным образомспасение, Дионис затем побывал еще во многих дальних странах и в концеконцов торжественно вернулся на родину. Вернулся он окруженный шумной ивеселой свитой: козлоногими похотливыми сатирами—демонами плодородия—ипляшущими, одетыми в звериные шкуры с венками плюща на головах и тирсами вруках вакханками, названными, так по второму имени бога, Вакх — буквально«шумящий». Символами Диониса считались растения, особенно виноградная лоза.Его часто изображали в виде быка пли козла. Культ Диониса получает широкое распространение в VII—VI вв. до н. э.,когда в Греции происходит социальная революция, которая положила конецродовому строю и привела к созданию классового рабовладельческого общества.В это время «страсти» Диониса получают нравственное осмысление: гибельневинного бога, а затем его чудесное воскрешение сопоставлялись с борьбойдобрых и злых сил, с невинным страданием и конечным торжествомсправедливости. На праздниках, посвященных Дионису, распевали не только торжественные,по и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые,составлявшие свиту Диониса. Участники праздничного шествия мазали лицовинной гущей, надевали маски и козлиные шкуры. Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанрадревнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская драма (сатировскаядрама названа так по хору, состоявшему из сатиров). Трагедия отражаластрастную сторону дионисийского культа, комедия — карнавально-сатирическую.Сатировская драма представляется средним жанром. Веселый игровой характер исчастливый конец определили ее место па праздниках в честь Диониса:сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий. Трагедия, по свидетельству Аристотеля, ведет свое начало от запевалдифирамба, комедия—от запевал фаллических песен (в фаллических песняхвосхвалялись плодоносящие силы природы). К диалогу, который вели этизапевалы с хором, примешивались элементы актерской игры, и миф как быоживал перед участниками праздника. Проливают свет на происхождение греческой драмы и сами слова трагедия икомедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос — «козел»и одэ — «песнь», т. е. «песнь козлов». Это название вновь ведет нас ксатирам — спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги истрадания бога. Слово комедия происходит от слов кдмос и оде. «Комос» — этошествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками инасмешками, на сельских праздниках в честь Диониса. Следовательно, словокомедия обозначает «песнь комоса». Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, котораяхорошо была известна каждому греку. Интерес зрителей сосредоточивался не нафабуле, а на трактовке мифа автором, на той общественной и нравственнойпроблематике, которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа.Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в трагедии современнуюему общественно-политическую жизнь, высказывал свои этические, философские,религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна. Уже во второй половине VI в. до и. э. трагедия достигла значительногоразвития. Античная традиция передает, что первым афинским трагическимпоэтом был Феспид (VI в. до н. э.). Первая постановка его трагедии(название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до н. э. на праздникеВеликих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра. Феспиду приписывается усовершенствование масок и театральных костюмов.Но главным нововведением Феспида было выделение из хора одного исполнителя,актера. Этот актер, или, как его называли в Греции, гипокрит («ответчик»),мог обращаться к хору с вопросами, отвечать на вопросы хора, изображать походу действия различных персонажей, покидать сценическую площадку ивозвращаться на нее. Таким образом, ранняя греческая трагедия была своеобразным диалогоммежду актером и хором и по форме напоминала скорее кантату. При этом, хотяколичественно партия актера в первоначальной драме была невелика и главнуюроль играл хор, именно актер с самого своего появления стал носителемдейственного, энергичного начала. Ученик Феспида Фриних (ок. 540—ок. 470 до н. э.) расширил сюжетные рамкитрагедии, выведя ее за пределы мифов дионисийского круга. Фриниху жепринадлежал ряд трагедий на исторические сюжеты, написанных по свежимследам событий. Например, в трагедии «Взятие Милета» (ок. 492 до н. э.)изображалось взятие и разграбление персами в 494 г. до н. э. города Милета,восставшего вместе с другими греческими городами Малой Азии противперсидского владычества. Произведений Феспида и Фриниха не сохранилось, сведения о их театральнойдеятельности скудны, но и они показывают, что уже первые драматурги живооткликались на вопросы современности и сделали театр местом обсужденияважнейших проблем общественной жизни, трибуной, где утверждалисьдемократические принципы Афинского государства. В комедии гораздо шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивампримешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или дажеединственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященнойДионису. Так, во время комоса стали разыгрываться небольшие сценки бытовогои пародийно-сатирического содержания. Эти импровизированные сценкипредставляли собой элементарную форму народного балаганного театра иназывались мимами (греческое слово мимос обозначает «подражание»,«воспроизведение»; исполнители этих сценок также назывались мимами).Героями мимовбыли традиционные маски народного театра: горе-воин, базарныйворишка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех, и т. д. Песни комоса имимы — это главные истоки древней аттической комедии. Возникшая из аттического комоса комедия V в. до н. э. была политическойпо своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политическогостроя, внешней политики Афинского государства, вопросы воспитания молодежи,литературной борьбы и др. Злободневность древней аттической комедии усугублялась тем, что в нейдопускалась полная свобода в карикатурном изображении отдельных граждан,выводимых к тому же под своими подлинными именами (поэты Эсхил, Софокл,Еврипид, Агафон, вождь афинской демократии Клеон, философ Сократ и другие —у Аристофана). При этом древняя аттическая комедия создает обычно образ неиндивидуальный, а обобщенный, близкий к маске народного комедийного театра.Например, Сократ в «Облаках» Аристофана наделен не чертами реального лица,но всеми свойствами ученого-шарлатана, одной из любимых масок народныхкарнавалов. Такая комедия могла существовать только в условиях афинскойрабовладельческой демократии. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Театр в Древней Греции был государственным учреждением, и организациютеатральных представлений брало на себя государство, назначая для этой целиспециальных лиц. Драмы ставились на трех праздниках в честь Диониса: наМалых, или Сельских, Дионисиях (в декабре—январе по нашему календарю);Ленеях (в январе—феврале); на Великих, или Городских, Дионисиях (вмарте—апреле). Драматические представления проходили как состязания драматургов,хорегов, актеров. В них участвовали три трагических и три комических поэта.Каждый из трагиков должен был представить четыре пьесы: три трагедии и однусатировскую драму. Трагедии были связаны единым сюжетом. После нихставилась сатировская драма на. тот же сюжет, что и трагедии. Трагическаятрилогия и сатировская драма составляли тетралогию. Комические поэтыпредставляли по одной комедии. Состязания продолжались три дня. Каждый деньс утра играли тетралогию одного драматурга; под вечер исполняли однукомедию. К участию в состязаниях допускались только новые произведения;если ставились старые, уже игравшиеся, то они шли вне конкурса. Разрешение на постановку пьесы драматурги получали от архонта (высшеедолжностное лицо в Афинах). Он же давал драматургам разрешение набрать хор.Все издержки, связанные с обучением хора, изготовлением костюмов,репетициями и т. д., брали на себя богатые граждане Афин. Гражданин,подготовивший хор для драматических состязаний, назывался хорегом. Длядраматических состязаний требовалось шесть хорегов, так как у каждоюдраматурга был свой хор. Хотя расходы по организации и подготовке хорасоставляли весьма значительную сумму, недостатка в хорегах в периодрасцвета афинской демократии не наблюдалось. Исполнение обязанностей хорегабыло делом весьма почетным. Считалось, что хореги, актеры и члены хоранаходятся под особым покровительством божества. Все они на время подготовкик драматическим состязаниям освобождались даже от военной службы. Судили на состязаниях особые выборные лица. Для победивших драматурговбыли установлены три награды. (Занять на состязаниях третье место значило,однако, по существу потерпеть поражение.) Победившие драматурги получали отгосударства гонорар и награждались венком из плюща. На долю хорегов,которые подготовили хор для победивших драматургов, выпадала еще большаячесть: хорег имел право воздвигнуть памятник в ознаменование своей победы.На пьедестале памятника указывалось время представления, имя победившегодраматурга, название его пьесы и имя хорега. Результаты состязанийвносились, кроме того, в особый протокол, который хранился вгосударственном архиве Афин. Такие протоколы назывались дидаскалиями. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА Первоначально место для представлений устраивалось в Древней Грециикрайне просто: хор со своими песнопениями и плясками выступал на круглойутрамбованной площадке — орхестре(от глагола орхеомай - «танцую»), вокругкоторой и собирались зрители. Но по мере того как возрастало значениетеатрального искусства в общественной и культурной жизни Греции и по мореусложнения драмы возникла необходимость в усовершенствованиях Холмистыйландшафт Греции подсказал наиболее рациональное устройство сценическойплощадки и зрительских мест: орхестра стала располагаться у подножия холма,а зрители размещались по его склону. Театральные сооружения не были само-стоятельными постройками, типа городского здания или храма. они какправило, входили в какой-нибудь, архитектурный ансамбль. Например, театрДиониса в Афинах (сооружен ок. 500 г до н э.) расположен на склепеАкрополя; театр в Эпидавре (сер. IV в. до н. э.) входил в ансамбльсвятилища бога-врачевателя Асклепия. Все древнегреческие театры были открытыми и вмещали огромное количествозрителей. Афинский театр Диониса например, вмещал до 17 тысяч человек,театр в Эпидавре — до 10 тысяч. В V в до н. э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения,характерный для всей эпохи античности. Театр имел три главные части:орхестру, театрон (места для зрителей, от глагола теаомай - «смотрю») искену (скенэ - «палатка», позже — деревянное пли каменное строение). Всеэти термины в латинизированной форме вошли в большинство европейскихязыков: театр, сцена, оркестр. Размер театра определялся диаметром орхестры (от 11 до 30 м). Скенарасполагалась по касательной к окружности орхестры Передняя стена скены —проскений, имевший обычно вид колоннады, — изображал фасад храма илидворца. К скене примыкали два боковых строения, которые называлисьпараскенияли. Параскении служили местом для хранения декорации и другоготеатрального имущества; при необходимости параскении, как н проскений,могли изображать фасад жилища или храма и обыгрываться по ходу действиядрамы. Между скеной и местами для зрителей, занимавшими несколько болееполовины круга, находились проходы — пароды, через которые до началаспектакля в театр входили зрители, а затем вступали на орхестру хор иактеры, прибывшие - но ходу действия — «из города», «из гавани», «из чужойстраны». В V и IV вв. до н э греческие актеры играли па орхестре передпроскением. Развитие древнегреческой драматургии потребовало применения декораций. В ранних трагедиях Эсхила декорации представляли собой массивные деревянные сооружения (гробница царя Дария в «Персах», скала в «Прометее Прикованном»). При Софокле появились расписные декорации: между колоннами проскения устанавливались разрисованные доски или холсты (пинаки). Сюжеты древнегреческих драм привели и к изобретению театральных механизмов, постановочной техники. Наиболее употребительными были эккиклема и эорема, или механэ. Первая представляла собой площадку на низких колесах, которая по ходу действия выдвигалась из центральной двери скены и показывала зрителям, что происходит или произошло внутри помещения. Например, в «Орестее» Эсхила на эккиклеме вывозили трупы Агамемнона и Кассандры, а затем - Эгисфа и Клитемнестры. Эорема, пли механэ (т. е. машина), представляла собой подъемник, с помощью которого герои оказывались наверху, например, попадая «на Олимп» (как Тригей в комедии Аристофана «Мир»). Простота сценического оборудования была обусловлена отнюдь неслабым развитием античной техники. В театре классической поры вниманиезрителей сосредоточивалось на развитии действия, на судьбе героев, а не навнешних эффектах. Планировка греческого театра обеспечивала хорошую слышимость. Крометого, в некоторых театрах для усиления звука среди зрительных местразмещались резонирующие сосуды. Занавеса в древнегреческом театре не было,хотя возможно, что в некоторых пьесах какие-то части проскения временнозакрывались от зрителей. АКТЕРЫ. ХОР. ЗРИТЕЛИ По преданию, Феспид сам был единственным актером в своих трагедиях.Эсхил ввел второго актера — девтерагониста, а младший современник ЭсхилаСофокл—третьего, тритагониста. При этом основные роли исполнял всегдапервый актер — протагонист. Благодаря тесной связи греческого театра с культом Диониса — а в эпохурасцвета греческой рабовладельческой демократии и со всей общественнойжизнью Афин — актеры пользовались в Греции большим почетом и занималивысокое общественное положение. Актером мог быть только свободнорожденный.Как и драматурги, актеры принимали в V—IV вв. до н. э. самое деятельноеучастие в общественной жизни полиса. Их избирали на высшие государственныедолжности в Афинах, отправляли в качестве послов в другие государства. Победителями на драматических состязаниях вначале могли быть толькохорег и драматург. Но со второй половины V в. до н.э. полноправнымиучастниками театральных состязаний стали и актеры-протагонисты. Так как число актеров не превышало трех, то одному и тому же актеруприходилось играть в спектакле несколько ролей. Впрочем, значительная частьдрамы проходила не перед глазами зрителей: они узнавали о том, чтопроизошло за сценой, через вестников, домочадцев, слуг. Это и даваловозможность обходиться таким малым количеством актеров. Кроме того, если впьесе были роли без слов, то в этих ролях могли использоваться не актеры-профессионалы, а статисты. Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Актеры должны были не только хорошо декламировать стихи, но и владетьвокальным мастерством: в наиболее патетических местах актеры исполняли арии— монодии. Путем постоянных упражнений греческие актеры вырабатывализвучность и выразительность голоса, безукоризненность дикции и доводили добольшого совершенства искусство пения. Греческие актеры должны были владетьи искусством танца, искусством движения. Они много работали над гибкостью ивыразительностью тела. Актеры выступали в масках, так что мимика былаисключена из игры. Тем больше внимания приходилось уделять жесту. Маска проникла в греческий театр вследствие исконной его связи с культомДиониса: жрец, изображавший божество, всегда выступал в маске. В театреклассического периода маска уже не имела культового значения; зато онаотвечала задаче греческого театра создавать крупные, обобщенные образы —или героические, возвышающиеся над действительностью, или карикатурно-ко-медийные. Необходимость в маске вызывалась и тем, что женские ролиисполняли мужчины. Наконец, употребление маски обусловливалось размерамигреческого театра: без маски лица актеров были бы плохо видны зрителямдальних рядов. Маски делались из дерева или полотна (в последнем случае полотнонатягивалось на каркас, покрывалось гипсом и раскрашивалось). Масказакрывала не только лицо, по и всю голову, так что парик был укреплен насамой маске; к ней же в случае необходимости прикреплялась и борода. Утрагической маски обычно делали выступ надо лбом (онкос), увеличивавшийрост актера. В древней комедии большая часть масок должна была вызывать смех, отсюдаих карикатурный и гротесковый характер. Кроме вымышленных персонажей, авторы древних комедий, как ужеговорилось, выводили на сцену и своих современников. Маска в таких случаяхбыла обычно шаржированным портретом. Костюм трагического актера представлял собой несколько видоизмененнуюпышную одежду, какую носили жрецы Диониса во время исполнения религиозныхцеремоний. Театральный хитон (одежда из льняной ткани, в виде широкойрубашки) имел длинные рукава и спускался до пят. Плащи употреблялись восновном двух видов: длинный, располагавшийся вокруг тела складками(гиматий), и короткий, с застежкой на плече (хламида). Отдельные персонажиносили особую одежду, например, царь — длинный плащ пурпурного цвета,царица — белый плащ с пурпурной каймой. На театральных хитонах и плащахбыли вышиты цветы, пальмы, спирали, арабески, а также фигуры людей иживотных (например, лошадей, собак). Такой расшитый костюм изображается паодной из ваз I в. до н. э., которую называют «вазой Андромеды» (по мифу,дочь царя Эдипа, отданная в жертву морскому чудовищу, но спасенная героемПерсеем). Обувь трагического актера называлась котурнами. В жизни так называлибашмаки с высокими голенищами. Сценические же котурны имели толстые,состоящие из нескольких слоев подошвы, благодаря чему увеличивался ростактера. Чтобы придать своей фигуре большую величественность, трагическийактер укреплял под одеждой специальные подкладки или небольшие подушки, чтопомогало ему—в котурнах и в парике с онкосом—сохранять естественныепропорции тела. В комедии употребление подушек и подкладок, наоборот, вызывалосьстремлением нарушить нормальные пропорции человеческого тела и тем самымвызвать смех зрителей. До нас дошло много статуэток, изображающих актеровдревнегреческой комедии. У маски вытаращены глаза, безобразный нос, широкооткрытый рот; живот и зад увеличены с помощью подложенных подушек. Трагический хор насчитывал сначала 12 человек, затем состав его былувеличен до 15. В комедии хор всегда состоял из 24 человек. Участники хораназывались хоревтами, предводитель хора — корифеем. При выходе на орхеструвпереди хора шел флейтист, который останавливался на ступенях алтаря,расположенного в центре орхестры. В трагедии хор .обычно изображал людей, близких главному герою. Так, в «Прометее Прикованном» Эсхила хор составляют Океаниды — дочери Океана, сочувствующие страданиям Прометея и готовые разделить его судьбу. Комический хор мог изображать не только людей, по и животных и различных мифологических, сказочных существ. Например, в комедии Аристофана «Облака» хор состоит из «облаков». Среди ученых существовало мнение, что хор в греческой трагедии тормозилдействие и являлся просто данью культовой традиции. Однако это не так.Трагедия развилась именно на основе хора, из которого впоследствии былвыделен один актер. С появлением второго и третьего актера роль хораослабевает, драматический конфликт может теперь развиваться и без участияхора. Но хор не исчезает — он существует как непременный компонент у всехдраматургов классического периода, хотя не всегда несет одинаковую сюжетнуюнагрузку. Жизненность хора в этот период объясняется тем, что в трагедии,расцветшей па демократической основе, он был прежде всего выразителемобщественного мнения. Хор — это коллективный герои. Его партии и понынепомогают понять философский и человеческий смысл трагедии, решение ееосновного конфликта. Театральные представления, как мы уже знаем, происходили в днивсенародных праздников в честь Диониса. Все дела на это времяприостанавливались, суды закрывались, должники освобождались отнеобходимости уплачивать долги в течение всех дней праздника; дажезаключенных выпускали из тюрем, чтобы и они могли Припять участие в общемпразднике. В театре бывали не только мужчины, но и женщины, дети. Дажеслугам — домашним рабам — разрешалось посещение театра. За вход взималасьнебольшая плата для покрытия расходов на содержание театральной постройки. При Перикле неимущим гражданам выдавались для посещения театра особыезрелищные деньги (теорикон). Драматические представления в Афинах начинались на рассвете и шли досамого вечера. Зрители ели и пили в самом театре. Все были одеты впраздничные одежды, с венками на голове. Праздник Великих Дионисий собиралогромное количество народа, причем это были це только афиняне и жителиАттики но и граждане других полисов, приезжавшие со всей Греции. Порядок представления тетралогий и комедий соревнующихся поэтовопределялся по жребию. Звук трубы возвещал о начало каждой пьесы. Афинская публика была очень восприимчивой и непосредственной. Если пьесанравилась, зрители выражали одобрение аплодисментами и криками. Если жепьеса не нравилась, зрители свистели, стучали ногами. Бывали и такиеслучаи, когда актеров прогоняли со сцены камнями или требовали прекратитьпьесу и начинать новую. Можно сказать, что суждение парода имелосущественное значение для успеха представления. (Правда, среди публики былииногда и подставные лица, говоря современным языком - клакеры. Так,комедиограф Филемон не раз с успехом использовал подставных лиц противсвоего противника Менандра ). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Рождение театра в Афинах VI века до н. э. не представляло собою событияисторически изолированного. По времени оно совпало с целым рядом крутых изнаменательных исторических перемен. В истории античной Греции VIII—VI векадо и. э. — века так называемого архаического периода — были временемкрупнейших и значительнейших сдвигов во всех сферах жизни: экономической,политической и культурной. Греция меняет свое историческое лицо.Развивается горнорудное дело. Изобретаются новые, более совершенные способылитья и обработки металла, что закономерно сказывается на росте ремесла.Наблюдается прогресс в области строительной техники. Совершенствуетсямореходство. Растет сельское хозяйство. Расширяются торговые связи. Во всех передовых областях Греции города превращаются в крупные помасштабам того времени центры ремесла, торговли и культурной жизни.Возникает много новых городов, как путем слияния прежде обособленныхпоселков, так и в результате колонизации. Благодаря последней неизмериморасширяются границы эллинского мира, что способствует расширению кругозораи развитию научных знаний. И все это происходит в обстановке ожесточенных социальных столкновений.Рушатся вековые устои родового строя, перевороты следуют за переворотами,сокрушается господство родовой аристократии, историческое преобладаниеоказывается на стороне демоса, формируется классовый рабовладельческийстрой. Первые же крупные победы афинского демоса в его борьбе с родовойаристократией были ознаменованы и рождением театра. Народные праздникистали праздниками государственными, и бытовавшие в народе испокон вековобрядовые игры из сел и афинских улиц были перенесены на сценугосударственного театра. Родилось и стало быстро набирать силы новое, вдоподлинном смысле этого слова народное искусство. Оно было народным ипотому, что всеми корнями уходило в народные верования, обычаи и обряды, аеще и потому, что период господства аристократии не наложил на него почтиникакого отпечатка. Исторические судьбы афинской демократии и театра и в дальнейшемоказались органически связанными. Расцвет демократического строя в Афинахбыл временем и высочайшего творческого подъема афинской драматургии итеатра. Когда же для демократии наступили тяжелые времена, этот периодоказался кризисным и для театра. Вместе вышли они на историческую арену,вместе достигли наивысшего подъема и вместе вступили в полосу упадка. Министерство образования и науки Украины Приазовский государственный технический университет Кафедра украиноведения ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕАТРА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Реферат Выполнила: студентка гр. АЭС-2000 Злобова В.Н. Преподаватель: Боровков И.В. Мариуполь 2000 План 1. Введение 2. Происхождение древнегреческой драмы и театра 3. Организация театральных представлений 4. Архитектура древнегреческого театра 5. Актёры, хор, зрители 6. Заключение Список использованной литературы: 1. Д. П. Каллистов, Античный театр, М., 1985. 2. История зарубежного театра, К., 1990.




Похожие:

Возникновение театра в Древней Греции iconИстория театра древней Греции, Рима и средневековья

Возникновение театра в Древней Греции iconДемократия Древней Греции. Пути и возможности достижения московский государственныйтехническийуниверситет им. Н. Э. Баумана. Реферат по политологиидемократия древней греции

Возникновение театра в Древней Греции iconДемократия Древней Греции. Пути и возможности достижения Демократия Древней Греции. Пути и возможности достижения
Все в современном мире «помешаны» на демократии. В наиболее развитых странах лидируют демократические тенденции. Все пытаются добиться...
Возникновение театра в Древней Греции iconУрок физкультура + история по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции"
Цель урока: Создать представление об историческом значении и возрождении Олимпийских игр в Древней Греции на уроках истории и физической...
Возникновение театра в Древней Греции iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям по дисциплине адвокатура
Возникновение адвокатуры. Виды юридической помощи в Древней Греции и Древнем Риме
Возникновение театра в Древней Греции iconФилософия Древней Греции
Философия древней Греции Греческая философия в VII vi веках до н э и явилась по сути своей первой попыткой рационального постижения...
Возникновение театра в Древней Греции iconЦель: Сделать обобщение по теме: «Культура Древней Греции, её художественное наследие»
Образовательный аспект цели: представить художественную культуру Древней Греции как единое целое, научить ориентироваться в нем....
Возникновение театра в Древней Греции iconМатериализм Древней Греции
Материализм древней Греции получил своё классическое выражение в философской системе Демокрита. Демокрит, выдающийся материалист...
Возникновение театра в Древней Греции iconГеометрия в древней Греции
Математика древней Греции прошла длительный и сложный путь развития, начиная с VI столетия до н э и по VI век. Историки науки выделяют...
Возникновение театра в Древней Греции iconКультура Древней Греции
Поэтому всю историю древней Греции сей час принято делить на две большие эпохи: 1 эпоху микенской, или крито-микенской, дворцовой...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы