Административное принуждение icon

Административное принуждение



НазваниеАдминистративное принуждение
Дата конвертации27.07.2012
Размер161.55 Kb.
ТипРеферат
Административное принуждение


П Л А НВведение1. Понятие административного принуждения2. Виды административного принуждения: - административно-предупредительные меры - меры административного пресечения - меры взысканияЗаключениеСписок использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины иправопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленноговоздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способоввыступают и такие методы государственной и общественной деятельности, какубеждение и принуждение. Убеждение и принуждение, как методыгосударственного управления, явления социальные, так как они находят своепроявление в содержании связей между участниками конкретных общественныхотношений. “Принуждение существует во всяком человеческом общежитии иявляется необходимым элементом всякой социальной организации. “Интересы охраны законности и правопорядка, поддержаниягосударственной дисциплины требуют, чтобы органы государства обеспечивалипроведение в жизнь государственной воли, применяя в случае необходимости ктем, кто не следует этой воле добровольно, и принудительные меры,допускаемые законом”. Государственное принуждение применяется на базеубеждения, в строгих рамках законности. “Важнейшими принципами борьбы справонарушениями являются неотвратимость воздействия на правонарушителя…законность, справедливость, гуманизм… Борьбу за законность необходимо вестистрого законными средствами”. Государственное принуждение - это средствозащиты интересов общества, вынужденная реакция на антиобщественныедействия, принудительная деятельность регулируется правом. "Кроме правовогопринуждения существует, например, педагогическое принуждение, психическоепринуждение, физическое принуждение и его разновидность - дисциплинаголода, семейное принуждение (главы семьи в отношении детей, иждивенцев);преступника в отношении жертвы т.п.". Необходимо различать принуждение как специфическую деятельностьорганов государственного управления и как один из методов управления.Первый из них применяется "в основном лишь к тем, кто не выполняетдобровольно требования законодательства или законных органовгосударственного управления. Что же касается второго, то есть принуждениякак метода управления, воздействие на поведение людей или организаций, тоего элементы имеются во всех случаях, где используется государственнаявласть". 1. Понятие административного принуждения Решающая роль в борьбе с правонарушениями принадлежит государству. Оноимеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за, чтогосударственные органы могут применять метод принуждения "(основанияпринуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок ихприменения". Государственное принуждение, "в праве, выступает в формеправового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерахпринудительного характера, применяемых уполномоченными на то органамигосударства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм".
Административное принуждение является особой, самостоятельнойразновидностью правового принуждения. "Административное принуждение играетважную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средствпресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.),использование прекращает антиобщественные действия, предотвращаетнаступление общественно вредных последствий". Применение административногопринуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в установленных закономслучаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресекать и, в-третьих, предупреждать правонарушения. "Административное правонарушение(проступок) - негативное социально-правовое явление, поскольку на носитвред охраняемым нормам административного права, общественным и личныминтересам (благам). В силу этого общество (государство) вынуждено вестиборьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов". Меры административного принуждения могут применяться как при наличии,так и при отсутствии правонарушений (на пример, при чрезвычайныхобстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения). "Административное принуждение применяется только к правонарушителям вслучаях и в порядке, указанном в законе" и применяются в связи с наличиемособого основания - административного проступка. Поскольку проступки менеевредны чем преступления то меры административного принуждения, в общем,менее суровы, чем уголовное наказание". Выделяют следующие характерные черты административного принуждения: 1. Основанием применения мер административного принуждения являетсяадминистративный проступок, а в случаях, прямо предусмотренныхзаконодательством, - преступление, не представляющее большой общественнойопасности. 2. Меры административного принуждения применяются к лицам и органам, вотношении которых субъект административной власти, не является вышестоящимв порядке подчиненности и не обладает по отношению к ним административнойвластью. 3. Субъект административной власти и нарушитель не являются членамиодного коллектива и последний непосредственно не подчинен по службе тем,кто применяет к нему меры административного принуждения. 4. Административное принуждение осуществляется органамигосударственного управления и только в некоторых специальных случаяхнародными судами (судьями), органами общественных организаций (товарищескиесуды, технические и правовые инспекторы профсоюзов и т.п.), но в порядке,установленном номами административного права. 5. Являются результатом реализации государственно-властных полномочий,и состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицамиустановленных правовыми нормами юридических обязанностей. 6. Применяется для прекращения противоправных действий, наказаниянарушителей в административном порядке, обеспечения общественнойбезопасности и установленного правопорядка. 7. Осуществляется в рамках административно процессуальных норм. 8. Способствует профилактике преступлений. 9. Осуществляется на строго правовой основе”. Как уже отмечалось, правом применения административно-принудительныхмер пользуются не все, а только специально уполномоченные органыгосударственного управления. Это облегчает контроль, и надзор заприменением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий поприменению административного принуждения является грубым нарушениемзаконности. Меры административного принуждения имеют профилактическуюнаправленность, являются средством предупреждения преступности, так какприменяются к лицам не имеющим устоявшихся антиобщественных установок,совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний. Именно этои обуславливает множественность и многочисленность применяющихся различнымисубъектами право применения административно-правовых средств воздействия. 2. Виды административного принуждения “Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос оклассификации мер административного принуждения, который до настоящеговремени не получил единого решения и в теории, ни на практике”. Четкаяклассификация мер административного принуждения необходима: во-первых, для уяснения сущности разнообразных мер принуждения,применяемых органами управления, их цели, их взаимодействия, во-вторых, это имеет большое значение для применения мер принуждения,обеспечения эффективности воздействия на правонарушителей, в-третьих, четкая и точная классификация необходима при решениивопросов о привлечении к уголовной либо административной ответственности, атакже при замене уголовной ответственности - административной по рядупреступлений, не представляющих большой общественной опасности, в-четвертых, правильная классификация является необходимойпредпосылкой для их научной кодификации”. В административно-правовой литературе высказываются различные точкизрения о классификации мер административного принуждения. ТакИ.И.Веремеенко считает, что в группе мер административного пресеченияобъединены и административно-процессуальные меры (административноезадержание, задержание и арест имущества) и административно-правовыесанкции, которые автор именует самостоятельными мерами административногопресечения (приостановление работы предприятия)”. Он утверждает, что критерием классификации мер административногопринуждения, применяемых в связи с правонарушением, может служить“непосредственная цель применения тех или иных мер, и они делятся на двеподгруппы: административно-процессуальные меры и административно-правовыесанкции”. Из изложенного И.И.Веремеенко делает вывод о том, что система мерадминистративного принуждения состоит из трех самостоятельныхподразделений: 1. административно-процессуальные меры; 2. административно-предупредительные меры; 3. административно-правовые санкции. При этом он отмечает, что административно-правовые санкцииосуществляют охрану правопорядка и с помощью кары, восстановления ипринудительного исполнения правовой обязанности, обеспечивающей реальноеисполнение. Соответственно они могут носить карательный, восстановительныйи пресекательный характер. Под административно-правовой санкциейИ.И.Веремеенко предлагает понимать “элемент нормы административного права,установленный в целях ее охраны, содержащей указание на те мерыгосударственного принуждения, которые применяются к нарушителям даннойнормы, выполняющей свою роль либо кары, либо восстановления, либо реальногоисполнения и применяемый, как правило, в административном порядке”. В целом по вопросу о классификации мер административного принуждения внауке административного права выделяют две основные точки зрения (другие -это модификация этих двух точек зрения). “Первая сводится к двухчленной классификации административногопринуждения: административные взыскания; иные меры административногопринуждения. Выдвинута в конце 40-х годов Студеникиным С.С., ЯмпольскойЦ.А. и др. В основу данной классификации положен формальный признак-наличиеадминистративных санкций. Вторая предложена М.И. Еропкиным в конце 50-х годов и получиланаибольшее распространение. В ней говорится о существовании трех видов мерадминистративного принуждения: меры пресечения, меры взыскания, мерыпредупреждения.а) Административно-предупредительные меры. “Административно-предупредительные меры являются самостоятельным видоммер принуждения, назначение которых - предупреждение правонарушений иобеспечение общественной безопасности”. Административно-предупредительныемеры имеют строго целевой профилактической характер и направлены напредотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественнуюопасность, ситуаций”. Основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особыхустановленных законодательством условий”. К административно-предупредительным мерам относят: - административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; - таможенный досмотр; - спец контроль пассажиров и судов гражданской авиации; - привод, регистрация и официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения; - изъятие огнестрельного оружия у лиц, страдающих психическими заболеваниями; - проверка документов (при обеспечении паспортного режима, у водителей автотранспортных средств, в погранзоне и др.); - предрейсовое освидетельствование водителей автомототранспорта; - закрытие границы на участке, сопряженном с территорией, пораженной эпидемией (эпизоотией); - прекращение движения транспорта при ремонте дорог, электрокабелей; - ограничение права водопользования и т.п. Отмечая общность всех администратино-предупредительных мер, нельзя незаметить различий между отдельными мерами по их непосредственномуназначению и характеру право ограничений. Так среди административно-предупредительных мер можно выделить четыре группы: 1. меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных и тяжких последствий, 2. меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных проступков, но и преступлений, 3. меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения им обязанностей, 4. особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов и т.д. Главная особенностью является четко выраженный профилактическийхарактер, что позволяет использовать эти меры для предупрежденияправонарушений, обеспечения общественной безопасности в специфическихусловиях, когда интересам общества создается известная угроза, в то жевремя, меры административного предупреждения применяются при отсутствииправонарушений, в особых или чрезвычайных обстоятельствах. Реальныхправонарушений при этом нет, но они могут появиться, если не будутприменены меры административного предупреждения, что позволяет им бытьважнейшим средством превенции административных и иных правонарушений.б) Меры административного пресечения. Меры административного пресечения используются как средствопринудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредныхпоследствий. Эти меры направлены на принудительное прекращениепротивоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий,на создание условий для возможного привлечения виновных лиц кадминистративной ответственности. По своей цели меры административногопресечения отличаются от административных взысканий и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращениипротивоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принужденииправонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правилобщежития. В отличие от административно-предупредительных мер - меры пресеченияприменяются в связи с совершенными правонарушениями и к субъектам, ихсовершившим. Меры пресечения применяются только при наличии правонарушений,и как все принудительные средства являются предусмотренной законом реакциейна неправомерные действия. В одних случаях пресекается конкретное действие,- неправомерная линия поведения, образ действий, в других случаяхоснованием для применения меры пресечения служит конкретныйадминистративный поступок (мелкое хулиганство), в-третьих - систематическиенарушения, антиобщественный образ жизни (бродяжничество, тунеядство ит.п.). Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно(закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественногопитания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этомони обеспечивают возможность взыскания, и, как правило, им предшествует(задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением нанего административного штрафа). Меры административного пресечения многообразны - это свидетельствует отом, что основное внимание в нашей стране уделяется профилактикеправонарушений, своевременному предотвращению дальнейших противоправныхдействий. Меры административного пресечения используются не только длязащиты интересов общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизнисамого правонарушителя (например, управление транспортным средством внетрезвом состоянии и т.п.). Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать внесколько видов: 1. меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, административное задержание и т.д.), 2. меры имущественного характера (изъятие холодного оружия), 3. меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта), 4. меры финансового характера (прекращение кредитования), 5. меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных), 6. меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (отказ в выдаче лицензии на тот или иной подлежащий лицензированию вид деятельности). 7. Меры специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия и спецсредств). Остановимся более подробно на административном задержании граждан и наличном досмотре и досмотре вещей и товаров. Общим основанием административного задержания служит административныйпроступок. Помимо общей предпосылки - совершения проступка - для задержаниянеобходимо одно из следующих дополнительных условий: . наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные действия будут продолжатся, . что правонарушитель может причинить ущерб общественным интересам, другим гражданам, себе; . отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы непосредственно на месте (личность виновного не установлена, нужно провести медицинское обследование и т.д.); . отказ уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, если отсутствуют свидетели, которые могут сообщить необходимые данные о нарушителе. Административное задержание является мерой административно-процессуального характера, применяемой в связи с совершением правонарушенияи состоящей в кратковременном ограничении свободы правонарушителя. Косновным нормативным актам, регламентирующим задержание, относятся Закон от18.апреля 1991 г. “О милиции”, в котором сказано, что милиции предоставленоправо задерживать лиц, допустивших нарушения, влекущие административнуюответственность. Административному задержанию не подлежат иностранные граждане,пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как правило,административное задержание не применяется к военнослужащим и сотрудникаморганов внутренних дел, а также к депутатам всех звеньев Советов, судьям ипрокурорам. Административное задержание по основаниям, целям и срокам разделяют надве группы: задержание на общих основаниях и специальные виды задержания. Специальное задержание продолжается более длительный срок, чем общее,поэтому оно может, производится только в случае совершения лицомопределенного, прямо указанного в законе проступка (например, мелкогохулиганства). К задержанию на общих основаниях обычно относят такоезадержание, которое производится работниками милиции на срок не более трехчасов, а задержанных содержат в дежурной комнате или ином служебномпомещении. Законодательство закрепляет пять специальных видов административногозадержания: задержание лиц, находящихся в состоянии опьянения; задержаниелиц, совершивших мелкое хулиганство; задержание лиц, занимающихсябродяжничеством и попрошайничеством; задержание лиц, уклоняющихся от явки всуд, рассматривающий дело о совершенных ими проступках; задержаниенарушителей пограничного режима. В целом административно-пресекательные меры направлены напринудительное прекращение противоправного поведения, при наличииправонарушения. Личный досмотр и досмотр вещей и товаров производится в целяхвыявления и пресечения административных правонарушений, когда исчерпаныдругие меры воздействия, установление личности и т.д. Досмотр производится в случаях: 1. когда лицо застигнуто в момент совершения административного правонарушения или непосредственно после его совершения, 2. при наличии признаков правонарушения в виде следов на одежде гражданина или его вещах, 3. когда имеются показания технических средств контроля, 4. когда очевидцы прямо укажут на конкретное лицо, как на совершившее правонарушение, 5. когда досмотр прямо предусмотрен законодательством РФ. Сущность административного досмотра состоит в принудительномобследовании гражданина либо его имущества с целью обнаружения и изъятиядокументов, вещей и других предметов, явившихся орудием илинепосредственным объектом правонарушения, установления личностизадержанного и др. Досмотру должно предшествовать предложение предъявить документы,подтверждающие личность задержанного, вещи, другие предметы, являющиесяорудием или непосредственным объектом правонарушения. Личный досмотр производится лицом одного пола и в присутствии двухпонятых того те пола в помещениях исключающих доступ посторонних граждан иотвечающих санитарии и гигиены. После производства личного досмотра или досмотра вещей, товаров,транспортных средств уполномоченным лицом составляется протокол либоделается запись в протоколе об административном правонарушении или впротоколе задержания.в) Меры взыскания. Меры административного взыскания представляют собой видадминистративной ответственности, применяется за совершение определенныхправонарушений, а также для предупреждения новых правонарушений, как самимправонарушителем, так и другими лицами. Административное взыскание занимает особое место в системе мерадминистративного принуждения. Их особенность состоит в следующем: . они носят ярко выраженный санкционый характер, . воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом; . взыскания могут применять не только органы государственного управления, но и другие субъекты право применения; . все административные взыскания налагаются на основе специального индивидуального акта управления - постановления или решения; . наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на то органами милиции в определенном процессуальном порядке, при котором учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; . являются эффективным средством реализации института ответственности (обязанность гражданина дать отчет о своем неправомерном поведении и понести наказание в виде административного взыскания). Система административных взысканий это перечень различных по степенитяжести и правовым последствиям видов наказаний. В настоящее времяприменяются следующие административно-наказательные средства: 1. Меры морального воздействия, к ним относятся предупреждение и общественное порицание (малозначительные проступки). 2. Меры личностного воздействия – предупреждение и штраф. Они состоят в ограничении субъективных прав и вложении на нарушителя определенных претерпеваний. 3. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. 4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. 5. Лишение специального права, предоставленному данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты). 6. Исправительные работы. 7. Административный арест. 8. Выдворение из пределов РФ иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений. Правила наложения административных взысканий предусматриваютобязательность правонарушителя возместить причененый ущерб. Вопрос овозмещении имущественного ущерба, причиненного административнымправонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии со ст.39 КоАП состояние административной наказанностипродолжается в течении года со дня окончания исполнения взыскания ианнулируется по его истечении автоматически, т.е. без специального решенияили санкционирования какого – либо государственного органа или должностноголица. Лицо после истечения этого срока считается не подвергавшимсяадминистративному взысканию. Итак, административное взыскание - это мера наказания, применяемаяуполномоченными на то государственными органами (должностными лицами), а впредусмотренных законом случаях - народными судами (народными судьями), атакже общественными организациями и их законными представителями, к лицам,виновным в совершении административного проступка. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, правильное использование метода принуждения органамигосударственного управления, в том числе органами внутренних дел,обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционированияадминистративно-правовых институтов, незыблемость правопорядка, создаетусловия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений.Принуждение в сфере управленческой деятельности направлено к тому, чтобыобеспечить: - правомерность поведения участников управленческих отношений; - функционирование и защиту такого режима, при котором бы неукоснительно выполнялись правовые предписания; - существования устойчивой системы управленческих отношений, базирующихся на основах законности. Принуждение является в полной мере правовым, подчиняется общимпринципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации,нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации,конкретных мер принудительного воздействия. Назначение принуждения состоит в восстановлении социальнойсправедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новыхправонарушений. При этом принуждение не имеет цели причинить нарушителюфизические страдания или унизить его человеческое достоинство. Вместе с темоно содержит карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носятподчинительный характер и направлены на предупреждение правонарушений,воспитание и исправление лиц, их совершивших. Список использованной литературы 1. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 2. Учебник «Административное право». М., Юристъ,1999. 3. Бахрах Д.Н., Серегин А.В. Ответственность за нарушение общественного порядка. М. Юрид. лит. 1977 4. Веремеенко И.И. Администратино-правовые санкции. М.: Юрид. лит., 1975. СодержаниеВведение 21. Понятие административного принуждения 32. Виды административного принуждения5 - административно-предупредительные меры 6 - меры административного пресечения 7 - меры взыскания 11Заключение 13Список использованной литературы 14




Похожие:

Административное принуждение icon«утверждаю» Проректор по умр проф. Е. А. Утешева (подпись) 20 г. Учебная программа (Syllabus)
Учебная программа (Syllabus) дисциплины «Административное принуждение» составлена на основе госо по специальности юриспруденция,...
Административное принуждение iconАдминистративное принуждение

Административное принуждение iconАдминистративное принуждение

Административное принуждение iconАдминистративное принуждение

Административное принуждение iconПрограмма дисциплины Административное принуждение для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста
Председатель Зав кафедрой
Административное принуждение iconБиблиографический указатель книг, поступивших в библиотеку в феврале 2011 г. Административное право зарубежных стран 67. 81 Б 26
Барциц, И. Н. Административное право зарубежных стран : учеб метод комплекс : направление подгот. "Юриспруденция". Магист программа...
Административное принуждение iconПрограмма дисциплины Административное право для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста
Введение в административное право
Административное принуждение iconПрограмма дисциплины Административное право для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста
Введение в административное право
Административное принуждение iconПрограмма дисциплины «Административное право» Для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста
Введение в административное право
Административное принуждение iconПрограмма дисциплины Административное право для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста
Введение в административное право
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы