Формирование стратегии повышения эффективности организации строительства парковочного комплекса крупного города (на примере Санкт-Петербурга) 08. icon

Формирование стратегии повышения эффективности организации строительства парковочного комплекса крупного города (на примере Санкт-Петербурга) 08.



НазваниеФормирование стратегии повышения эффективности организации строительства парковочного комплекса крупного города (на примере Санкт-Петербурга) 08.
страница1/4
ТУЛЬЕВА Екатерина Владимировна
Дата конвертации27.07.2012
Размер434,06 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
скачать >>>
  1   2   3   4




На правах рукописи


ТУЛЬЕВА Екатерина Владимировна


ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА


ПАРКОВОЧНОГО КОМПЛЕКСА КРУПНОГО ГОРОДА

(на примере Санкт-Петербурга)


08.00.05 –Экономика и управление народным хозяйством

(экономика, организация и управление предприятием, отраслями,

комплексами – строительство)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Санкт-Петербург – 2009




Работа выполнена на кафедре экономики строительства ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет».


Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент

Малинина Нина Александровна


Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Роботов Александр Сергеевич


кандидат экономических наук

Молчанов Дмитрий Константинович


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский

государственный университет

экономики и финансов»


Защита состоится 26 июня 2009 года в 14 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.223.04 при ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 190005, Санкт-Петербург, ул. Егорова, д. 5/8, ауд. 336 Е.


Телефакс: (812) 316-5872


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет».

Автореферат диссертации размещен на официальном сайте ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» www.spbgasu.ru.


Автореферат разослан 25 мая 2009 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета

д. э. н., проф. С. А. Ершова

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы. Интенсивный рост автомобилизации населения и неуклонное повышение роли легкового транспорта определили в качестве одной из важных проблем обеспечение мест для постоянного и временного хранения автомобилей. Анализ современной экономико-градостроительной политики показал её несостоятельность, в первую очередь по отношению к застройке исторического центра Санкт-Петербурга, а также организации процесса сноса плоскостных боксовых гаражей в периферийных районах. Законодательные инициативы в сфере упорядочения хранения автотранспорта носят в основном не комплексный, а локальный характер, и поэтому не решают проблему дефицита машино-мест для парковки, который приводит к избыточной нагрузке на магистральную и местную улично-дорожную сеть.

На протяжении последних лет происходит динамичное насыщение территории исторического центра новыми торговыми объектами, офисами и другими коммерческими зданиями. Территория исторического центра ввиду особенностей планировочной структуры (высокая плотность застройки, отсутствие резервных участков) фактически не обеспечена потребным количеством мест для организованного хранения индивидуального легкового транспорта, что приводит к парковке на перегонах улично-дорожной сети, во дворах и внутридворовых проездах. Среднее значение обеспеченности парковочными местами в Санкт-Петербурге составляет 91 машино-место на 1000 жителей. Для 4 исторических районов этот показатель составляет 11 машино-мест на 1000 жителей.

Большая часть парковочных мест, которая составляет 80%, – это гаражи боксового типа, расположенные на территории «спальных» районов. Для планировочной структуры периферии Санкт-Петербурга характерно наличие больших территорий, отнесенных Генеральным планом к зонам жилой и общественно-деловой застройки, но фактически используемых под размещение коллективных автостоянок (плоскостных боксовых гаражей), что представляет собой неэффективное использование городских территорий.

В связи с особенностями планировочной структуры города автор рекомендует для создания и управления парковочным комплексом Санкт-Петербурга использовать инновационный подход, направленный на повышение инвестиционной привлекательности территорий. Решение задач, связанных с развитием и совершенствованием транспортной инфраструктуры в части организации строительства современных многоэтажных автостоянок, явится мобилизующим звеном для инновационного развития города, который должен быть обеспечен необходимыми условиями для проживания.

Для Москвы сегодня необходимо создать 1,8 млн. машино-мест; такая же цифра характерна для Санкт-Петербурга. Не только перспективный, но уже и текущий уровень автомобилизации не учитывается в Территориальных строительных нормах ТСН 30-305-2002, TСН 30-306-2002, Законе Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» № 274-44 от 12.05.2008 и в «Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», введённых в действие в 2009 г.

На момент проведения исследования разрабатывается проект «Региональных нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга», в связи с чем автором обосновывается внесение в проект расчётно-обоснованной нормы автомобилизации.

Доказана необходимость реформирования парковочного пространства, создания целостной парковочной инфраструктуры и корректировки градостроительных подходов при строительстве и реконструкции домов и жилых кварталов с учётом роста городского автопарка, предложены основные направления разработки и реализации городской программы организации парковочного комплекса Санкт-Петербурга.

Степень научной разработанности проблемы. Существенный вклад в разработку теоретических и методологических аспектов, касающихся области диссертационного исследования, внесли труды С. А. Баркалова, Н. И. Барановской, С. А. Боголюбова, А. П. Борисова, Б. М. Гринчеля, С. А. Ершовой, А. Идрисова, В. В. Ковалёва, Л. П. Лаврова, Н. А. Малининой, К. В. Малининой, В. Ф. Назарова, Б. В. Николащенко, В. А. Смирнова, П. Юркевича. Обзор отечественной научной литературы показал, что до настоящего времени задача формирования целостного экономико-правового пространства для организации строительства парковочного комплекса крупного города РФ комплексно не решалась. В частности, отсутствуют работы по нормативно-методическому обоснованию расчётов по размещению реально необходимого количества парковочных мест при разработке проектов планировки и межевания территории. Для решения поставленных в диссертационной работе задач также были адаптированы разработки зарубежных экономистов и специалистов по урбанистике. Среди них выделены труды И. Ансоффа, М. Вегенера, Ф. Пейзера, С. Рута, К. Спикерманна. Таким образом, необходимость создания новых подходов для формирования стратегии организации строительства парковочного комплекса Санкт-Петербурга с учётом инновационных аспектов инвестиционно-строительной деятельности определила актуальность настоящей работы.

Целью диссертации является формирование стратегии повышения эффективности организации строительства парковочного комплекса на основе учёта перспектив развития основной составляющей транспортной инфраструктуры крупного города, возможностей применения новых технологий строительства, построения экономико-математических моделей, повышения роли социально ориентированных направлений реализации инвестиционно-строительных проектов.

Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:

  • исследовать существующие подходы к оценке эффективности реализации городских программ строительства парковочных комплексов;

  • проанализировать нормативно-правовую базу строительства, градостроительного проектирования;

  • разработать критерии выбора проектов многоэтажных автостоянок;

  • обосновать методические предложения по определению состава и группировки инвестиционных затрат;

  • определить направления эффективного использования территориальных и финансовых ресурсов по размещению жилых, общественно-деловых и социально-культурных объектов, многоэтажных автостоянок.

Объектом исследования являются экономические проблемы повышения эффективности организации строительства парковочного комплекса в крупном городе.

Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие при планировании строительства парковочного комплекса.

Теоретической и методологической основой исследования явились фундаментальные и прикладные разработки в области исследования городской транспортной инфраструктуры, а так же внедрения новых технологий в сфере парковочно-пространственных систем, аналитические материалы консультационно-аудиторских компаний PricewaterhouseCoopers, ColliersInternational, информационно-аналитического агентства «Автостат».

Методы исследования. Диссертация строилась на принципах системного подхода, методах логического анализа и синтеза, статистического анализа. Использованы также методы экспертных оценок, моделирования, сценариев, сравнения и обобщения, программно-целевой метод.

Научная новизна исследования заключается в формировании стратегии повышения эффективности организации строительства парковочного комплекса крупного города (на примере г. Санкт-Петербурга), представляющую долгосрочный план по реализации проектов девелопмента, основанных на снижении затрат инвесторов за счёт уменьшения налоговой нагрузки, и имеющих социальную и градостроительную направленность.

  1. Предложен методический подход к оценке эффективности реализации городской программы строительства парковочного комплекса (ПК), в основу которого заложено использование показателей чистого дисконтированного дохода проектов девелопмента в целом и их субъектов. Применение данного подхода будет способствовать более эффективному использованию городских земель, снижению затрат на строительство локальных парковочных систем, а так же увеличению объемов строительства жилья, общественно-деловых и социально-культурных объектов.

  2. На основе анализа нормативно-правовой базы строительства и градостроительного проектирования, обоснования прогноза автомобилизации и сценариев развития городского и регионального автопарка, разработаны и внесены изменения в базу «Региональных нормативов планировки территории г.Санкт-Петербурга». Это позволит оптимизировать объемы строительства различающихся по уровню капитальных вложений конструктивных типов сооружений многоэтажных автостоянок.

  3. По результатам исследования опыта строительства многоэтажных автостоянок в крупных городах, разработаны критерии выбора проектов их строительства, учитывающие особенности градостроительных условий г. Санкт-Петербурга. Применение данных критериев будет способствовать гармонизации городской среды путём строительства многоэтажных автоматизированных автостоянок на участках лакун.

  4. Обоснованы методические предложения по определению состава и группировки инвестиционных затрат на основных этапах жизненного цикла инвестиционно - строительного проекта, учитывающие социально-экономические аспекты финансирования проектов капитального строительства локальных парковочных систем.

  5. Определены направления эффективного использования территориальных и финансовых ресурсов по размещению жилых, общественно-деловых и социально-культурных объектов, многоэтажных автостоянок. Это обеспечит повышение качества градостроительного планирования территорий г. Санкт-Петербурга, занятых плоскостными боксовыми гаражами.

Научная значимость результатов исследования заключается в создании предпосылок для строительства парковочного комплекса крупного города и размещения локальных систем многоэтажных автостоянок. Выявлены административные возможности и слабые звенья градостроительной политики в части размещения и организации мест для хранения индивидуального легкового автотранспорта. В целях решения городской проблемы дефицита парковочных мест разработан механизм оптимизации налогов при реализации инвестиционно-строительных проектов парковочных комплексов.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в построении механизма реализации инновационного подхода к созданию парковочного комплекса как новое направление капитального строительства. Это позволяет решать инновационные задачи в области инвестиционно-градостроительного менеджмента и обеспечивает поддержку строительства парковочного комплекса для автотранспорта горожан. Использование методического подхода к оценке эффективности реализации городской программы строительства парковочного комплекса внесёт вклад в решение проблем транспортной инфраструктуры города. Предложения по определению состава, группировки инвестиционных затрат, учитывающих социально-экономические аспекты финансирования, и разработанных автором инструментов предоставления налоговых льгот способствуют созданию предпосылок для формирования социогуманной жилой среды в крупных городах. Реализация направлений использования территориальных, финансовых ресурсов поможет вовлечь в оборот под комплексное освоение земельные участки, используемые в настоящее время для размещения плоскостных боксовых гаражей.

Материалы исследования применимы и для решения проблемы организации хранения легкового автотранспорта в других крупных российских городах. Итоговые данные выполненных в исследовании расчётов могут быть использованы в процессе принятия управленческих решений при определении эффективности инвестирования в объекты транспортной инфраструктуры города.

Материалы исследования нашли применение при проектировании и строительстве, в транспортных разделах градостроительных проектов, а также при подготовке курсов лекций для студентов высших учебных заведений.

Апробация результатов работы. Основные результаты по теме исследования были доложены и получили одобрение на 61-й и 62-й международных научно-технических конференциях молодых учёных «Актуальные проблемы современного строительства», а также на 63-й – 66-й научных конференциях профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов университета (Санкт-Петербург, СПбГАСУ, 2005–2009).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 научных статей общим объемом 2,85 п. л., в т. ч. одна – в издании, рекомендованном ВАК.

Внедрение результатов диссертации. Отдельные положения и научные результаты, полученные в процессе работы над диссертацией, используются в учебном процессе при изучении дисциплин по направлению подготовки Архитектура – 270300, по специальности 270301 «Архитектура», 270302 «Дизайн архитектурной среды», 270300 (подготовка бакалавров), а также внедрены в работе ГУ «Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга» в «Региональные нормативы планировки территории г. Санкт-Петербурга».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы из 155 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, содержит 37 таблиц, 36 иллюстраций.

Работа соответствует п.15.65 (методологические основы и методологические подходы к экономике и управлению различными направлениями капитального строительства: жилищно-гражданского и коммунального, транспортного) паспорта специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: строительство)


II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В процессе диссертационного исследования были получены результаты, обладающие научной новизной.


1. Предложен методический подход к оценке эффективности реализации городской программы строительства парковочного комплекса, в основу которого заложено использование показателей чистого дисконтированного дохода проектов девелопмента в целом и их субъектов. Применение данного подхода будет способствовать более эффективному использованию городских земель, снижению затрат на строительство локальных парковочных систем, а так же увеличению объемов строительства жилья, общественно-деловых и социально-культурных объектов.

Комплекс парковки, организованного размещения и хранения индивидуального легкового автотранспорта в крупном городе (парковочный комплекс – ПК) является частью строительного комплекса и представляет собой основную составляющую городской транспортной инфраструктуры. В состав парковочного комплекса входят локальные парковочные системы.

Под организацией строительства парковочного комплекса города понимается ряд процессов и мер в системном решении проблемы дефицита машино-мест, направленных на строительство совокупности объектов, предназначенных для парковки легкового автотранспорта, а также создание связанных друг с другом специализированных предприятий.

В Санкт-Петербурге по состоянию на 2009 г. функционирует 1343 автостоянки общей вместимостью 516147 машино-мест. Структура и характеристики городских территорий, используемых для организованного хранения легковых автомобилей, приведены на рис. 1 и в табл. 1.



  1   2   3   4




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Формирование стратегии повышения эффективности организации строительства парковочного комплекса крупного города (на примере Санкт-Петербурга) 08. iconФормирование стратегии повышения эффективности организации строительства парковочного комплекса крупного города (на примере Санкт-Петербурга) 08.
...
Формирование стратегии повышения эффективности организации строительства парковочного комплекса крупного города (на примере Санкт-Петербурга) 08. iconЭкологические проблемы урбанизированных территорий на примере города Санкт-Петербурга
Тема: «Экологические проблемы урбанизированных территорий на примере города Санкт-Петербурга»
Формирование стратегии повышения эффективности организации строительства парковочного комплекса крупного города (на примере Санкт-Петербурга) 08. iconФормирование плана строительства социального жилья санкт-петербурга 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами строительство)
...
Формирование стратегии повышения эффективности организации строительства парковочного комплекса крупного города (на примере Санкт-Петербурга) 08. iconФормирование плана строительства социального жилья санкт-петербурга 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами строительство)
...
Формирование стратегии повышения эффективности организации строительства парковочного комплекса крупного города (на примере Санкт-Петербурга) 08. iconИпотека Санкт-Петербурга
Санкт-Петербурга предлагает все новые программы кредитования. Объемы строительства также увеличиваются, а значит все идет к тому,...
Формирование стратегии повышения эффективности организации строительства парковочного комплекса крупного города (на примере Санкт-Петербурга) 08. iconЭкологические проблемы урбанизированных территорий на примере города Санкт-Петербурга

Формирование стратегии повышения эффективности организации строительства парковочного комплекса крупного города (на примере Санкт-Петербурга) 08. iconЭкологические проблемы урбанизированных территорий на примере города Санкт-Петербурга

Формирование стратегии повышения эффективности организации строительства парковочного комплекса крупного города (на примере Санкт-Петербурга) 08. iconПрограмма семинара «Города Европы и идея Большого Санкт-Петербурга» 11 октября 15. 00 Лекция "Устойчивое Развитие Санкт-Петербурга"

Формирование стратегии повышения эффективности организации строительства парковочного комплекса крупного города (на примере Санкт-Петербурга) 08. iconНазвание работы: «Пригороды Санкт-Петербурга»
Работа посвящена пригородам Санкт-Петербурга. В ней представлены фрагменты видеофильмов, фотографии и краткое описание красот каждого...
Формирование стратегии повышения эффективности организации строительства парковочного комплекса крупного города (на примере Санкт-Петербурга) 08. iconСеминар на тему "Развитие города Санкт-Петербурга: устойчивая альтернатива"
Развитие города Санкт-Петербурга: устойчивая альтернатива. В программе семинара лекции и встречи итальянских и русских профессоров...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы