«Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания» icon

«Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания»



Название«Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания»
Дата конвертации27.07.2012
Размер337.13 Kb.
ТипУрок
источник
1. /приложение1.rtf
2. /приложение2.rtf
3. /приложение3.rtf
4. /приложение4.rtf
5. /приложение5 список литературы.rtf
6. /приложение6.rtf
7. /проект таблица.rtf
Приложение 1
Результаты диагностики познавательного интереса обучающихся в основной школе
Приложение Приемы и методы технологии критического мышления, применяемые в процессе обучения
Приложение план реализации проекта
Загашев И. Умение задавать вопросы.//Перемена. 2001.№4
«Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания»

«Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания»


Педагогический проект


Наименование раздела

Содержание

Обоснование необходимости проекта

Актуальность проекта. Анализ проблемной ситуации.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» в качестве цели образования называет всестороннее развитие личности школьника, его познавательных и созидательных способностей, выдвигается на первый план формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира (Приложение1)

В условиях модернизации российского образования, особенно должна усилиться роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию личности. К ним, в первую очередь, относятся история и обществознание, их ценность неоспорима, так как они вооружают человека знанием исторического опыта, что позволяет ему правильно оценивать современные социальные и политические процессы; способствуют формированию собственной точки зрения в отношении событий прошлого и настоящего, активной гражданской позиции.

Согласно стандартам второго поколения, цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

  • углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

  • овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;

  • освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

Педагогическая практика показала, что существует ряд проблем.

Во-первых, наблюдения, проведенные среди школьников, показали, что многие учащиеся не обладают культурой чтения, т.е. не умеют читать вдумчиво, не понимают прочитанное, не выделяют главное, не размышляют над полученной информацией. И как следствие – снижение интереса к предмету.

Во-вторых, затруднение вызывает работа с документами и анализ таблиц. Как правило, учащиеся просто озвучивают статистические данные, приводимые в таблицах, не анализируя их, не выделяя причинно - следственные связи.

В-третьих, в большинстве случаев учащиеся не всегда могут ответить на поставленный вопрос. Обычно не вызывает затруднения вопрос, который звучит так же, как раздел параграфа. Но если вопрос перефразировать, сделать его проблемным, обучающиеся путаются в ответах.

Помочь в решении этих проблем может применение технологии развития критического мышления.

Это и определило тему нашего исследования «Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания».

Объект исследования: процесс активизации познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания.

Предмет исследования: приемы технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что процесс активизации познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания будет наиболее эффективным, если использовать приёмы ТРКМ, способствующие формированию следующих умений:

  • умение ставить вопросы;

  • умение выделить главное;

  • умение делать сравнение;

  • умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;

  • умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;

  • способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Цели и задачи проекта


Цель исследования: обоснование эффективности использования ТРКМ на уроках истории и обществознания с целью активизации познавательного интереса.

Задачи исследования:

  1. Изучить опыт педагогов – практиков по проведению уроков истории и обществознания.

  2. Изучить психолого-педагогическую литературу по технологии развития критического мышления.

  3. Подобрать оптимальные приемы и методы технологии критического мышления для применения в процессе обучения.

  4. Провести диагностику по определению уровня познавательного интереса.

  5. Разработать учебные занятия с применением приемов ТРКМ.

Методологическая база:


В своей работе, я, прежде всего, опираюсь на:

- принципы гуманистического направления психологии, сформулированные К. Роджерсом, среди которых наиболее интересны для данного опыта следующие: восприятие человеком окружающей действительности сквозь призму собственного отношения и понимания; стремление индивида к самопознанию и к самореализации, его внутренняя потребность к самосовершенствованию;

- теорию развивающего обучения (Л.С.Выготский, согласно его гипотезе - знания являются не конечной целью обучения, а средством развития учащихся; А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин), в соответствии с ней ребенок является полноправным субъектом деятельности,

- принципы личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская), реализация которых позволяет максимально выявить, использовать, «окультурить» субъектный опыт ребенка и помочь личности познать себя, самореализоваться, развить индивидуальные познавательные способности каждого школьника;

- технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», РКМЧП, (critical thinking) (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит), направленная на активизацию индивидуальных умственных процессов, развитие аналитического мышления обучающихся. 

Методы исследования:

  1. анализ научной и методической литературы;

  2. наблюдение и педагогический анализ деятельности учащихся;

  3. анкетирование (Приложение 2);

  4. тестирование (в результативном компоненте).

Новизна и практическая значимость проекта


Новизна и практическая значимость данной разработки состоит в поисках путей перехода к стандартам второго поколения.

Основное содержание проекта


1. Теоретическое обоснование.

1.1. Психолого-педагогические аспекты изучения познавательного интереса

Одним из самых значительных областей общего феномена “интерес” выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как именно в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях.

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:

  • избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин,

Т. Рибо);

  • проявление его умственной и эмоциональной активности

(С.Л. Рубинштейн);

  • активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

  • активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру

(Н.Г. Морозова).

Таким образом, “познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности”.

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них.

В рамках достаточно широкого понятия “познавательный интерес” можно выделить особый вид интереса – интерес к учебному предмету.

Интерес к учебному предмету – направленность личности на процесс овладения знаниями, избирательно обращенная к определенному учебному предмету. Интерес к учебному предмету выступает как разновидность, частный случай познавательного интереса.

В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения.

Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:

  • активный поиск;

  • догадка;

  • исследовательский поиск;

  • готовность к решению задачи.

Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.

Что такое познавательный интерес?

Процесс обучения строится по принципу «повтори за мной». Другими словами, успешным, а значит умным, считается тот, кто может воспроизвести услышанное от педагога. Но в данном случае ребенок задействует свою память, а не свое мышление, свой ум. Это репродуктивное обучение.
И совсем по-другому происходит процесс усвоения знаний при продуктивном, или развивающем, обучении. В этом случае ребенок САМ добывает знания, САМ находит ответы на поставленные вопросы. Преимущества такого обучения очевидны.
При репродуктивном обучении ребенок овладевает определенным набором алгоритмов (схем) решения тех или иных задач, и при столкновении с новой, нестандартной задачей он оказывается беспомощным, не знает, как поступить. Более того, любые знания со временем устаревают. И если вновь не обучить нашего, уже выросшего, ребенка, он окажется несостоятельным как в профессиональном, так и в личностном плане. Результаты такой несостоятельности мы встречаем повсюду: с изменением экономической ситуации многие люди не знают, что им делать, как вписаться в новую жизнь.
При продуктивном же обучении, сталкиваясь с новой проблемой, человек может использовать свои умения по поиску решения. Соответственно, появление новой проблемы становится для него не тупиком, а способом продолжить свое образование. Такие люди способны к нестандартному, творческому решению поставленной задачи, они оказываются востребованными современным обществом.
Таким образом, одной из задач школьного воспитания и обучения является создание условий для развития познавательной активности ребенка. А чтобы поддержать и развить познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей. И как важно нашими взрослыми «правильными» ответами не погасить этот огонек любознательности!
При проведении таких занятий необходимо ставить перед детьми проблему, которую они могут сами решить, используя свой прошлый опыт, наблюдая за теми или иными явлениями и событиями. Следует так ставить вопрос, чтобы дети могли высказать свое мнение, а не просто повторить ранее услышанное. Это вопросы типа: «А что, если?..», «Почему?» И повторять детям: «Как ты думаешь?», «Предложи свой вариант...» и т.д.

Познавательный интерес играет в процессе обучения огромную роль.
КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ — то есть средство привлечения к обучению, активизации мышления детей, как средство, заставляющее их волноваться, переживать, увлеченно работать. В этом случае говорят о занимательности в обучении. Сущностью занимательности являются новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям.
Все эти особенности занимательности — сильнейший побудитель познавательного интереса, обостряющий эмоционально-мыслительные процессы, заставляющий пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения, находить выход из создавшейся ситуации.
Назначение занимательности при обучении детей:
· первоначальный толчок к познавательному интересу;
· опора для эмоциональной памяти, средство запоминания;
· своеобразная разрядка напряженной обстановки на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;
· средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.
КАК МОТИВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — является наиболее существенным. Для образования мотива недостаточно внешних воздействий (занимательности). Мотивы должны опираться на потребности самой личности: лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность, значительность, закрепляется в мотиве. Познавательный интерес как мотив имеет меньшую ситуационную привязанность: он заставляет ребенка интересоваться тем или иным не только в рамках занятий, но и за их пределами.
Для формирования и развития познавательного интереса необходимо:
· укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
· развивать у детей чувство собственного достоинства: позиции педагога и ребенка являются равными, партнерскими;
· развивать творческие силы детей, создавать для этого условия;
· использовать приемы, способствующие выходу двигательной энергии.
Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
· интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
· эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
· регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
· творческие — воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образов.
Таким образом, занятие будет познавательным, если дети в ходе его:
· думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
· удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
· внимательны (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю);
· фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).

Познавательный интерес способствует развитию критического мышления, так как без интереса невозможно побудить к поиску информации.

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом своей точки зрения и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

Важно уметь:

выявить предубеждения;

передать знания друг другу;

влияние этих знаний для решения этой проблемы.

Критически мыслящий человек задает вопросы:

Что я знаю?

Что я узнал нового?

Как изменились мои знания?

Что я буду с этим делать?

Сегодня изменяются цели и задачи образования, так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке учащихся, и задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно.

По мнению Г.Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:

  • не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;

  • не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;

  • коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;

  • объективная оценка




  • положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.


Критическое мышление — это:

способность ставить новые, полные смысла вопросы;

вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;

принимать независимые продуманные решения.

Думать критически:

  • Проявлять любознательность

  • Использовать исследовательские методы

  • Ставить перед собой вопросы

  • Осуществлять планомерный поиск ответов

  • Вскрывать причины и последствия фактов

  • Сомнение в общепринятых истинах

  • Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами

  • Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление

Качества личности, позволяющие воспользоваться критическим мышлением.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:

  • Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.

  • Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.

  • Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.

  • Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.

  • Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.

  • Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.

Характеристики критического мыслителя (по Дж. Бареллу)

Дж. Барелл выделяет следующие характеристики. Критические мыслители:

  • решают проблемы;

  • проявляют известную настойчивость в решении проблем;

  • контролируют себя, свою импульсивность;

  • открыты для других идей;

  • решают проблемы, сотрудничая с другими людьми;

  • слушают собеседника;

  • эмпатичны;

  • терпимы к неопределенности;

  • рассматривают проблемы с разных точек зрения;

  • устанавливают множественные связи между явлениями;

  • терпимо относиться к точкам зрения, отличным от их собственных;

  • рассматривают несколько возможностей решения проблемы;

  • часто задают вопросы: «Что, если …?»;

  • умеют строить различные выводы;

  • размышляют о своих мыслях, чувствах – оценивают их;

  • строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные цели;

  • применяют свои навыки и знания в различных ситуациях;

  • любознательны и часто задают «хорошие вопросы»;

  • активно воспринимают информацию.



1.2.Методические аспекты активизации познавательного интереса у обучающихся.

Содержание курсов обществоведческих дисциплин, с одной стороны, дают богатые возможности для развития познавательного интереса (многообразие общественно-политических, социально-экономических явлений, существование различных подходов к изучению одного и того же исторического события и пр.). С другой стороны, учителя истории и обществознания остро нуждаются в том, чтобы школьники, изучающие данные предметы, обладали достаточно сформированными и развитыми умениями и навыками познавательной деятельности. Мало знать исторические факты, важно уметь анализировать их, рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения; выделять причинно-следственные связи;  рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся. Очень важно грамотно работать с информацией.

Познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое. Проблема активизации познавательного интереса учащихся – подростков “стара как мир”, но по-прежнему остается актуальной. Ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться. Именно поэтому “воспитание или возбуждение интереса к предмету” (М.М. Поташник) – ключ к учению, познанию, на наш взгляд. Если в начальной школе дети учатся, как правило, с желанием, то примерно к 5 классу этот огонек постепенно угасает. Подростковый возраст практические педагоги считают самым трудным с точки зрения обучения и воспитания. Известный публицист Соловейчик С. выразил свое отношение к нему очень четко: “В 6 – 7-х классах педагогу надо набраться терпения и ждать, когда это время пройдет”. Действительно ли все так безнадежно? Исходя из собственного педагогического опыта мы попытаемся представить пути решения обозначенной проблемы.

1.3 Приемы и методы технологии критического мышления.


Предлагаю в целях активизации познавательного интереса использовать такие приемы и методы технологии критического мышления, применяемые в процессе обучения (Приложение 3):

1. Кластер («гроздь»)

2. Маркировочная таблицы «ЗУХ»

3. Фишбоун (рыбный скелет)

4. Инсерт

5.«Корзина» идей, понятий, имен…»

6. «Написание синквейна»

7. «Учебный мозговой штурм»

8. «Написание эссе»

9. «Лекция со стопами»

10. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов

11. «Верные и неверные утверждения»

Эти и еще многие другие приемы позволяют организовать процесс обучения наиболее эффективно, способствуют умственной самостоятельности учащихся, предоставляют учащимся возможность постепенно переходить от освоения отдельных методов и приемов к восприятию их в целостной системе. Данная технология дает учителю возможность не только использовать уже имеющиеся приемы и методы, но и самостоятельно их создавать. Проследить организацию урока в рамках технологии ТРКМ наглядно можно через таблицу:

Структура технологии представляет собой:

Стадия (фаза)

Задачи данной

фазы

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

вызов

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ

Составление списка «известной информации», предположение по ключевым словам, систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы и т.д.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально и в группах

Осмысление (реализация)

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от старого «знания» к «новому»

Ученик слушает, читает, смотрит видеофильм, т.е. получает аудиовизуальную информацию. Используя методы активного восприятия, ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного восприятия соответствующего вида информации:

  1. При чтении печатного текста – пометки на полях с использованием введенных обозначений, при чтении текста на экране компьютера – маркировка цветом

  2. Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

  3. Составление сводных или концептуальных таблиц, ведение дневников и т.д.

Стадия непосредственного контакта с информацией, работа ведется индивидуально или в группах

Рефлексия

Вернуть учащихся к первоначальным записям (предположениям), внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления

Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно- следственных связей между блоками информации, возврат к ключевым словам или верным и неверным утверждениям, организация «круглых столов», различных дискуссий, написание творческих работ и т.д.

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации.

Доиндустриальное

Богатые, бедные

Земледельцев


рабовладельческое

Общество

Охотников, собирателей, земледельцев


Феодальное


Письменное,

Дописьменное


По способу производства

общество

По наличию письменности

По уровню правления и социального расслоения

По виду деятельности



Использование этого кластера способствует развитию у учащихся системного мышления, умения рассматривать объект в целостности связей и характеристик.

Изучение истории и обществознания невозможно без активной работы с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником. Чтобы работа была эффективной, необходимо научить правильно читать информацию, т.е. обучить культуре чтения. На своих уроках я часто использую прием «Пометки на полях».

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Я знакомлю учеников с рядом маркировочных знаков и предлагаю им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.

Пометки могут быть следующие:


2. Практическое обоснование проекта.

В своей работе я использую такие приемы как: «Составление кластеров» т.е. графических систематизаторов, которые показывают несколько различных типов связи между объектами или явлениями. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто высказываться по вопросу какой-либо темы. Например, на уроке обществознания в 8 классе, при изучении темы «Типология обществ», учащимся необходимо подобрать ассоциации к слову «общество». Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, и подбирают к нему ассоциации. В результате получается примерная схема


На следующем этапе работы предстоит выделить определенные основания, на которых будет происходить систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт.


Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации, воспитывает культуру чтения.

На практике ученики часто пропускают то, что не поняли. В данном случае маркировочный знак «вопрос» подсказывает им быть внимательными и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Весьма интересным, на мой взгляд, в данном приеме является знак «вопрос». Именно он «включает» познавательную деятельность учащегося, заставляет искать его ответы на вопросы, формулировать их. Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует школьников к поиску неизвестного, обращению к разным источникам информации.

Опыт работы показал, что прием «Пометки на полях» эффективен в классах, где учащиеся обладают высокой техникой чтения. В классах, где у учеников низкая техника чтения, на эту работу уходит достаточно много времени, поэтому, я прошу их применять данный прием при чтении домашнего параграфа.

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление «Маркировочной таблицы». В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ):

З (знаю)

У (узнал)

Х (хочу узнать)

 

 

 



В колонки необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» дает возможность проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется  прямо на учебном занятии, а если нет, то можно предложить завершить ее дома.

Например, при изучении темы по обществознанию в 8 классе «Природа, общество, человек» учащимися была составлена следующая таблица:

Знаю

Узнал

Хочу узнать

  1. Природа развивается сама по себе

  2. Человек использует природу.

  3. Человек губит природу, истребляет животных

1. Природа – естественная среда обитания человека, он связан с природой.

2. Природа – это биосфера.

3. Ноосфера – это разумная деятельность человека в отношении природы.

1.Подробнее о ноосфере

2.Об экологической морали




Таким образом, использование вышеназванных приемов обеспечивает создание условий для развития у школьников аналитического мышления (происходит анализ информации, отбор необходимых фактов, сравнение, сопоставление), их информационной и коммуникативной культуры.

Очень важно, на мой взгляд, формировать целостное осмысление, обобщение полученной информации, а так же собственное отношения к изучаемому материалу. Здесь я использую прием синквейна – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

существительное

прилагательное прилагательное

глагол глагол глагол

фраза из 4 слов (пословица, цитата, мудрые мысли, свое восклицание)

существительное (вывод или слово ассоциация)

Синквейн – быстрый, мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации, развития речи, он позволяет научить школьников излагать личное отношение к событию, личные чувства по отношению к историческому деятелю, подводить итоги размышления по проблеме. Например: по обществознанию в 8 классе по теме «Природа, общество, человек»

1.природа

2.богатая, щедрая

3.кормит, лечит, вдохновляет

4.человек живет ею

5.мать - кормилица

Для того чтобы стимулировать познавательно-поисковую активность обучающихся, используется прием «Архивариус». Учащиеся получают на дом «любопытные вопросы», на которые им необходимо найти ответ. Например: кого на Руси называли боярами, что значит «Золотая булла», откуда в русский язык пришло слово «маршал» и другие. Первый, кто находит ответ на вопрос, получает «5». Обязательное требование - указание на то, откуда почерпнуты сведения. Ценится информация, «добытая» из энциклопедий, справочников, пособий, периодических изданий и художественной литературы.

Использование технологии критического мышления предполагает организацию групповых форм работы учащихся, работу в парах.

Работа в группах над определенной проблемой повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика. Одной из наиболее эффективных форм групповой работы для учащихся являются, на мой взгляд, дискуссии, дебаты, помогающие школьникам определиться в своих взглядах («За и против глобализации» - 8класс; «Конкуренция: благо или зло»-8 класс; «Сторонники и противники государственного вмешательства в рыночную экономику» 8 класс; «Положительное и отрицательное в общественном прогрессе» 8 класс).

Начиная уже с первого урока обществознания в 6 классе, когда ученики знакомятся с понятиями «общество», «сферы общественной жизни» и с их характеристикой, обязательным домашним заданием является просмотр новостей и чтение периодической печати. Класс делится на четыре группы (по сферам общества: политическая – «политики», социальная – «социологи», экономическая - «экономисты», духовная - «искусствоведы»). Каждая группа собирает информацию в течение недели по следующей форме работы со статьей или заметкой:

«Факты и мнения»

1. Укажите тему и автора _____________________________________

2. Отвечает ли данная статья или заметка на каждый из основных вопросов? Если да, то дайте короткие ответы на эти вопросы.

Кто? _____________________________________________________________
Где? ______________________________________________________________
Что? ______________________________________________________________
Когда? ____________________________________________________________
Почему? __________________________________________________________

3. Почему в условиях демократии очень важно публиковать в газетах точные отчеты, содержащие конкретный фактический материал?

________________________________________________________________

На следующем уроке отводится 4-5 минут на обсуждение новостей. Такая форма организации работы позволяет развить коммуникативные и аналитические умения (корректировать информацию, дополнять ее с учетом результатов, полученных другими), понимать и принимать иную точку зрения при наличии убедительных аргументов, что важно для развития толерантности.

Использование таких форм работы позволяет стимулировать активность учащихся, их самостоятельность в поиске информации, аргументов, необходимых для подтверждения их позиции.

3. Результативный компонент опыта.

По данной проблеме я работаю два года, целевой площадкой являются 6а и 6б классы, но элементы технологии развития критического мышления я применяю и в других классах.

По моим наблюдениям за прошедший период заметно повысился интерес обучающихся к социально-общественным дисциплинам. Это показало выполнение теста «Расписание» в 6-х и 10-ом классах. Ученикам было предложено составить расписание по своему усмотрению, затем было подсчитано, сколько раз в расписании каждого ученика встречается предмет - обществознание, проведено сравнение этого числа с «частотой встречаемости» других предметов. В результате было выявлено, что обществознание входит в группу предметов, наиболее встречающихся в расписаниях, составленных обучающимися. Задание - составить расписание уроков на неделю в 10 классе - было оформлено следующим образом (данное задание выполнял весь класс):

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

алгебра

физ-ра

алгебра

история

алгебра

общ-ие

русский

физика

история

русский

русский

общ-ие

общ-ие

общ-ие

общ-ие

физ-ра

общ-ие

физ-ра

англ.яз.

англ.яз.

англ.яз.

англ.яз.

биология

физ-ра

физ-ра

литература

технология

общ-ие

физ-ра






в 6а классе обучающиеся также отметили уроки обществознания в своем расписании:

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

технология

математ

технология

история

математ

физ-ра

математ

биология

история

физ-ра

литература

общ-ие

общ-ие

англ.яз.

общ-ие

общ-ие

общ-ие




англ.яз.

общ-ие

математ

англ.яз.

физ-ра




физ-ра
















в 6б классе уроки обществознания и истории также занимают ведущие позиции.

Из данной работы следует, что обучающиеся осознают необходимость наличия в расписании всех учебных предметов, особенно алгебры и русского языка, по которым следуют обязательные экзаменационные испытания. Обществознание занимает почетное первое место.

В тесте, направленном на выявление отношения к предметам, учащимся предлагалось на каждую букву, встречающуюся в словах «история» и «обществознание» подобрать ассоциации. В своих тестах учащиеся отмечают, что на уроках им «нравится высказывать свои мысли», «обсуждать проблемы», «спорить с учителем», «свободно общаться на уроке», «не бояться получить «2» за неправильный ответ», «развивать интеллект», «исследовать», «толерантно относиться к традициям и обычаям других народов».

Качество знаний учащихся по обществознанию за последние 2 года



учебный год


5 класс

6 класс

10 класс

2009 – 2010 уч. год




56

65

2010 – 2011 уч. год

63

57

67

Данные таблицы показывают, что качество знаний и умений по обществознанию за последние 2 года имеет положительную динамику.

% выпускников 11 классов, выбирающие обществознание для итоговой аттестации

Учебный год

% выпускников, выбравших обществознание для итоговой аттестации (от общего числа выпускников)

2009 – 2010 уч. год

53%

2010 – 2011 уч. год

66%



Ежегодно около 55% учащихся выпускных классов выбирают для итоговой аттестации обществознание и используют результаты ЕГЭ при поступлении в ВУЗы в городах: Нижневартовск, Екатеринбург, Санкт - Петербург.

  1. Заключение

Таким образом, применение элементов технологии критического мышления, соответствует реализации современного подхода в обучении, позволяет создать на уроках истории и обществознания условия для успешной самореализации школьников, развития их познавательного интереса. Особенностью данной педагогической технологии является то, что обучающийся получает возможность самому в процессе обучения конструировать этот процесс и отслеживать результат. Это показали результаты диагностики познавательного интереса обучающихся за два учебных года. Действительно обучающиеся стали с интересом относится к подготовке домашнего задания и активно работать на уроках.

Целевая аудитория

Учащиеся среднего звена (6 классы) общеобразовательной школы.

Ресурсы

Временные. Не требуют дополнительного времени, реализуется в рамках учебного плана.

Информационные. Представлены списком методической литературы (Приложение 5);

Интелектуальные, в т. ч. экспертные. Проект разработан учителем истории и обществознания II квалификационной категории Жуковой Д.С. при участии заместителя директора по методической работе I квалификационной категории Казанцевой И.Н.

Кадровые: Учитель истории и обществознания.

Организационные, в т.ч. административные.

Проект реализуется в рамках образовательного процесса второй ступени обучения средней общеобразовательной школы по предмету «история» и «обществознание», в классно - урочной системе обучения.

Руководство осуществляет администрация МБОУ «СОШ №6» г. Мегиона.

Материально – технические. Реализация проекта осуществляется на базе кабинета истории и обществознания, оснащенного согласно спецификации учебно – методическим оборудованием.

Финансовые. Не требует дополнительного финансирования.

План реализации проекта

План реализации проекта (Приложение 4) включает определение этапов реализации, распределение содержательной части выполненной работы. Определят сроки работы над каждой решаемой задачей.

По продолжительности реализации проект является долгосрочным, включает период обучения в средней школе: 6-9 классы.

Ожидаемые

результаты и социальный эффект.

Продуктивные результаты педагогической деятельности.

Повышение уровня развития познавательного интереса обучающихся.

Обобщение опыта на городском методическом объединении учителей истории и обществознания г. Мегион в 2012 году.

Апробация учителями истории и обществознания МБОУ «СОШ №6»


Образовательный и социальный эффект.

Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся метапредметные умения, такие как:

  • умение работать в группе;

  • умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

  • умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания; Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.




Перспективы

дальнейшего развития проекта

Систематизация опыта, дальнейшая работа по активизации познавательного интереса у обучающихся среднего звена, публикация результатов опыта.




Похожие:

«Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания» iconР п. Соколовый Саратовского района Саратовской области Использование технологических приёмов развития критического мышления на урок
Использование технологических приёмов развития критического мышления на уроках литературы
«Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания» iconИнформационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы
Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности учителя
«Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания» iconИ. В. Рыжкова, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №17 с углубленным изучением музыки и изо» (г. Бийск) Развитие критического мышления посредством дискуссионных форм работы на урок
Развитие критического мышления посредством дискуссионных форм работы на уроках истории и обществознания
«Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания» iconМастер класс «“Использование эор как средства развития критического мышления»
Любая форма работы, любой метод, стратегия, используемые в образовательной технологии развития критического мышления основывается...
«Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания» iconТ. В. Использование икт как средство развития познавательного интереса
Выступление на педагогическом совете 24. 03 2011 года учителя химии Митрофановой Т. В
«Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания» iconМастер класс «“Использование эор как средства развития критического мышления»
Определенный алгоритм формирования критического мышления, предполагает ответы на следующие вопросы
«Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания» iconРоберт И. В. Современные информационные технологии в образовании
Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии
«Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания» iconИспользование технологии развития критического мышления на уроках литературы
Критически мыслящий человек вооружен сильными аргументами, способен противостоять даже таким авторитетам, как печатное слово, сила...
«Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания» iconМуниципальное образовательное учреждение
Использование игровой технологии на уроках русского языка в 5-8 классах как средство активизации познавательной деятельности учащихся...
«Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания» iconОбучающихся
Использование ментальных карт на уроках литературы как средство развития творческих способностей
«Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания» iconТехнология развития критического мышления Применение тркм на уроках математики
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы