Великий герб Российской Федерации icon

Великий герб Российской Федерации



НазваниеВеликий герб Российской Федерации
Дата конвертации27.07.2012
Размер271,34 Kb.
ТипРеферат
Великий герб Российской Федерации


Министерство образования РФ Курганский технологический колледж Номинация: исследовательская работа «Великий герб Российской Федерации» реферат г. Курган, 2002 г.Содержание1. История возникновения герба 32. Изменение государственного герба на протяжении существования российскогогосударства 15Заключение 25Список литературы 271. История возникновения гербаГосударственный герб — это официальная эмблема государства, изображаемая напечатях, бланках государственных органов, денежных знаках и т.д.Государственный герб российской империи — черный двуглавый орел в золотомполе. Существуют две наиболее распространенные версии происхождения этогогерба.Но обо всем по порядку. К жалованной грамоте Ивана III — меновой и отводной(определявшей границы земель), данной в июле 1497 года его племянникамФедору и Ивану Борисовичам Волоуким, — среди других была привешена печатьвеликого князя. На лицевой ее стороне с изображением всадника, поражающегодракона, в круговой надписи располагались имя и начало титула великогокнязя: «ИОАНЪ Б(О)ЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ГОСПОДАРЬ ВСЕЯ РУСИ И ВЕЛИКЫЙ КНЯЗЬ»[1], ана обороте — двуглавый дважды коронованный орел с распростертыми крыльями ипродолжение титула: «ВЕЛИКЫ КН(Я)ЗЬ ВЛАД(имирский), И МОСК(овский), ИНОВ(городский), И ПСК(овский), И ТВЕ(рской), И ВЯТ(ский), И ПЕР(мский), ИБОЛ(гарский)»[2].Вот эта печать, где впервые появился государственный герб, стала темой дляразмышлений, источником многочисленных гипотез ученых и «неученых»историков. В ней интересно все: изображения, их сочетание, титул. И всезагадочно: время возникновения, причины принятия, политическое иобщественное значение в эпоху средневековья, значимость в наши дни.начнем, пожалуй, с титула. В нем три части. Первая, иногда называемая«богословие», указывает источник власти князя. Вторая — субъектная —характеризует объем и сущность власти носителя титула, его ранг средидругих монархов. Третья — объектная или территориальная, содержитперечисление тех земель, на которые распространяется власть государя.Последние два слова объектной части титула Ивана III на печати1497 года —«великий князь» — уже хорошо знакомы вам. Титул великих князей потомки ЮрияДолгорукого и Александра Невского носили с начала XIV века. Однако в титуле1497 года есть еще одно определение характера власти Ивана III —«господарь» (государь). Этот титул как княжеский известен и раньше. УжеДмитрий Шемяка, претендовавший на великокняжеский трон, в 1446 году насвоих монетах велел выбить: «осподарь всея земли Русской». Однако этоттермин в титуле московского князя окончательно утвердился во время паденияВеликого Новгорода — в 1478 или после присоединения Твери в 1485 году.Что же скрывалось под термином «государь»? Дело в том, что государемименовали не только великого князя; еще раньше «господарем» называликаждого холоповладельца, права которого по отношению к «рабам» и «рабыням»были практически неограниченны. также неограниченны были и права государя вкачестве главы государства по отношению к своим подданным.Процесс объединения государства и централизации власти в руках государясопровождался понижением статуса бывших самостоятельных князей. Признаниеновгородцами Ивана III «государем» должно было повлечь, и действительноповлекло, за собой низведение жителей господина Великого Новгорода доуровня его «холопов», а самый город лишило гордого наименования «господин».таким образом, титул Ивана III на печати 1497 года — это титул признания нанеограниченную власть внутри страны, на «собирание» земель домонгольскойРуси; вне пределов Руси его употребление было чревато различнымивнешнеполитическими осложнениями.В объектную часть титула были включены географические определения техземель, которые уже действительно находились в составе государства, и тех,которые временно оставались за его пределами.Наконец, стоит обратиться к словам «Божиею милостию», также включенным втитул Ивана III на печати 1497 года.В конце 80-х годов XV века слова «Божеию милостию» впервые прозвучали какобоснование великокняжеской власти. Божья милость, как источник этойвласти, впервые упомянута в конце XIV века в договоре Василия I Дмитриевичас тверским Михаилом Александровичем: «Божиею милостию и пречистыя егоБогоматери по благословению… Кипреяна, митрополита всея Руси… князь великиМилайло Александрович целуи к нам крест»[3]. Однако в то время этот фактоказался случайным и не превратился в традицию. Иное дело при Иване III. Вего титуле эти слова стали регулярно употребляться со времени не позднее 14марта 1484 года. Эти числом датировано послание Ивана III Захарию Скаре,таманскому князю из рода Гвизальфи. Позднее, с 1495 года, она стало обычнымэлементом великокняжеской титулатуры. Сама же идея о божественномпроисхождении власти русского государя, по мнению ряда ученых, пришла сЗапада и была призвана продемонстрировать, что ранг великого князя равенрангу других европейских государей.В конце же XV века слова «Божиею милостию» приобрели особое звучание всвязи с тем, что на следующий год после скрепления новой печатью отводнойграмоты волоцким князьям 1497 года состоялось первое известное пописьменным источникам церковное венчание на великое княжение, котороепридало этому словосочетанию больший вес. 4 февраля 1498 года Иван IIIвенчал в Успенском соборе Московского Кремля своего внука ДмитрияИвановича, умершего в 1490 году при загадочных обстоятельствах.Этот обычай, который соблюдался вплоть до венчания на царство Петра I в1682 году, тоже восходит к Византии. В процедуре венчания были соединенывсе три части византийской церемонии: Иван III провозгласил внука своимнаследником, митрополит прочитал молитвы, те же, что и при венчаниинаследника византийского императора, дважды были поздравления — в церквиперед литургией и на Соборной площади во время обхода кремлевских храмов.В 1498 году в чине венчания в качестве регалий названа шапка и бармы,драгоценное оплечье на торжественной княжеской одежде, часто со священнымиизображениями.Стоит сказать о происхождении слова «бармы». Само слово по одной из версийотносится либо к древнескандинавскому «brem», либо к старопольскому «brama»и означает женское украшение на ногах, руках или на голове. Возможно, этослово пришло из Скандинавии не прямым путем, но, погостив сперва у западныхславян, добралось до Москвы не с севера, а с запада. Против данной гипотезыговорят, однако, появление этого слова с польском языке и значение его,отличное от скандинавского и русского. Более вероятно, что в Русском слово«брамы» восходит к древнескандинавскому слову «край» и появились бармы наРуси вместе с со скандинавскими выходцами. Известны бармы со светскимиизображениями из рязанского клада XIII века. Только при Иване III на бармахстали помещать священные изображения.Но вернемся к венчанию Дмитрия-внука. К титулам государя всея Руси ивеликого князя оно добавило новое определение, еще долго, в течениестолетия, не входившее в титул официально — «самодержец».В европейской средневековой практике титулом «король» или «император»всегда соответствовала печать с изображением главы государства на троне срегалиями в руках. Русь не знала такой печати. Можно указать лишь печать сизображением Дмитрия Солунского XII века да робкие попытки тверских князейвоспользоваться печатью такого типа. Даже святые на иконах крайне редкоизображались сидящими на тронах. Таким образом, традиции воплощения вгеральдических или сфрагистических эмблемах титула короля или самодержца наРуси не существовало.В поисках соответствующей эмблемы, как и раньше, в начале XII века, могпомочь зарубежный опыт. Если до монгольского нашествия знакомство с нимоблегчали разные формы связей — и династические, и экономические, икультурные, — то к концу XV века были восстановлены лишь дипломатические иотчасти культурные связи. После объединения Северо-восточной и Северо-западной Руси здесь возникло одно из крупных государств Европы —государство всея Руси. Возникло, находясь еще и формально, и фактически подигом Большой Орды — последнего ханства, возникшего на развалинах Джучиеваулуса XIII века. Лишь после неудачи похода хана Ахмата (Ахмеда) 1480 года,предпринятого ради восстановления зависимости Руси от Орды в полном объеме,как было при Батые, и взимания «недоимков» по дани за несколько последнихлет, страна была освобождена от иноземного ига.Объединив Новгород и Московское княжество, Иван III поставил перед собойогромную задачу — «воссоединения» всей Руси в масштабах Русской землидомонгольского времени. Термин «воссоединение» приходится ставить вкавычки, потому что на территории Древней Руси к концу XV века ужесложились или складывались новые народности — украинская и белорусская,которые значительно отличались от «Руси» («русаков» или «русианов») XI векаили своих соседей-русаков Северо-восточной Руси. Программу объединения Русипод эгидой Москвы обнародовал новый титул Ивана III — титул государя всеяРуси. Иван III не был первым, кто употреблял его. И Иван Калита, и ДмитрийДонской называли себя так, когда дело касалось отношений с Новгородом. ЛишьИван III, добившийся власти над Новгородом, ввел этот титул в постоянноеупотребление.Новый титул был не только титулом, который констатировал уже достигнутыеуспехи, но и титулом «притязания». Иван III не считал себя законнымгосударем Полоцка и Витебска, Киева и Смоленска, Чернигова и Волыни. Но онинаходились в составе Великого княжества Литовского и Короны Польской. Впоисках союзников для борьбы с Ягелланами, возглавившими это княжествонаряду с Короной Польской, Иван III обратился и в Молдавию, и в Венгрию, ив Священную Римскую империю. Бурные дипломатические переговоры о союзе,сопровождавшиеся также предложениями о заключении брака одной извеликокняжеских дочерей с наследником Римской империи, привели Ивана III кзнакомству с имперским дипломатическим протоколом.Утверждая идею равенства великого князя и немецкого императора, русскиеполитики не могли пройти мимо имперской государственной эмблемы. Опыт ееоформления в империи оказался небесполезным для Ивана III. Императорскаяпечать Фридриха III, принятая им 5 июля 1442 года, содержала на лицевойстороне изображение императора на троне с регалиями, а на оборотной —двуглавого орла. Круговая надпись на лицевой стороне воспроизводила еготитул, а на оборотной дано обоснование выбора именно орла, посланного снеба Иезикиилом и летающего так далеко, как не могут ни провидцы, нипророки.Знакомство с практикой оформления печати императора Священной римскойимперии могло послужить толчком для использования русскими геральдистамиэтой фантастической птицы на печати Ивана III. Мысль о роли имперскогоопыта и дипломатических контактов с империей для создания русскойгосударственной эмблемы была высказана К. Поповым в 1896 году исравнительно недавно, в 1966 году, подробно обоснована американскимисториком В. Алефом. Большинство же ученых предшествующего временипридерживалось иной точки зрения.Начиная с XVIII века, со времен одного из первых классиков русскойисторической науки — Василия Никитича Татищева и его немецкихсовременников, в науке бродила идея, будто появление двуглавого орла естьследствие женитьбы Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнеговизантийского императора Константина XII Драгаза, дочери деспота Мореи ФомыПалеолога. Она-де принесла византийский герб с двуглавым орлом.Орел во второй половине XVI века считался эмблемой византийскихимператоров.Гипотезу о решающей роли Софьи Палеолог в принятии двуглавого орла какгосударственной эмблемы Руси поддерживают и развивают многие отечественныеи зарубежные исследователи, историки и сфрагисты — Г. Острогорский, Х.Шэдер, Е.И. Каменцева и Н.В. Устюгов.Между тем сомнения относительно высокой роли Софьи Палеолог высказывалисьеще в начале ХХ века, в том числе и Н.П. Лихачевым, не обнаружившимдвуглавого орла на византийских печатях: «Если будет доказано положение, —писал он, — что Византия (так же, как и Римская империя) не зналагосударственной печати и на печатях императора не помещала геральдическогодвуглавого орла, станет очевидно, что московское правительство не моглозаимствовать из Византии то, чего та не имела».Вопрос о роли Софьи Палеолог в принятии новой государственной эмблемы наРуси не может быть решен вне хронологического контекста. Первыйсохранившийся экземпляр печати датирован, как мы помним, июлем 1497 года.Печать была создана именно в этот промежуток времени — между 1484 и 1497годами, по Н.В. Лихачеву и В.К. Лукомскому — в 1489 году.Какими же были эти 13 лет внутриполитической жизни страны? Каково в товремя было положение Софьи Палеолог? Чтобы понять это, нужно познакомитьсяс составом семьи Ивана III. Его первая жена, Мария Борисовна Тверская,умерла, оставив сына Ивана Ивановича Молодого. В 1482 году он женился надочери валашского воеводы Стефана Великого, и на следующий год рождаетсямальчик — Дмитрий Иванович Молодой. С 1485 года Иван Молодой выступаетсоправителем отца и получает только что присоединенную Тверь. Во времякрещения его сына Дмитрия выясняется, что Софья Палеолог самостоятельнораспорядилась наследством Марии Борисовны, отдав его своей племяннице,вышедшей замуж за князя Верейского. С этого момента начинается очевидноеохлаждение Ивана III к своей супруге и благоволение к невестке. И то, идругое усиливается после смерти Ивана Ивановича в 1490 году. Ведь именно вокружении Софьи был тот иностранный лекарь, которому вменяли в винупреждевременную гибель Ивана Молодого.Логический исход ситуации был таков: Иван III отдал предпочтение в 1498году внуку Дмитрию перед сыном от Софьи Палеолог Василием. Внуку было уже14 лет — этот возраст на Руси того времени считался порогомсовершеннолетия. Сын был несколько старше, он достиг уже 19 лет.Двуглавый орел — один из древнейших символов. Он происходит из странДревнего Востока и известен по цилиндрическим печатям Халдеи (в ЮжнойМесопотамии) VI века до н. э., барельефам IV-III веков до н.э. в Каппадокии(Центральной Турции). В VI веке этот символ проник в Сасанидскоегосударство, а в XI веке двуглавый орел становится элементом восточногоорнамента, в особенности на тканях. В XIV веке двуглавый орел встречаетсяна медных монетах (сравнительно немногочисленных) золотоордынского ханаДжанибека (1341-1357), однако государственным гербом в государствеЖдугидов, наследников Батыя, двуглавый орел не стал.Со времени крестовых походов двуглавый орел распространяется и по Европе,причем используется первоначально на печатях территориальных княжеств иимперских городов. На печати 1180 года графа Людовика фон Саарверденапредставлен двуглавый орел.Со времен Штауфенов (германских императоров и королей Священной Римскойимперии 1138-1254 годов, а в 1197-1268 годах и сицилийских королей)двуглавый орел стал королевским гербом. Он присутствует на золотых монетахФридриха II Барбароссы, сицилийских монетах, распространившись по всемухристианскому миру. Спорадически двуглавый орел употреблялся на печатяхЛюдовика Баварского, более регулярно — короля Венцеля Люксембургскойдинастии, а при Сигизмунде стал геральдической птицей. В конце XIII века мывидим его на монетах Бетрана III Красивого во Франции, монетахархиепископов Кельна, Майнца, Трира, монете города Фридберга, секретныхпечатях чешского короля Вацлава IV (1378-1419).Двуглавый орел был эмблемой не только светской власти. В XIII веке онвыступал и символом Бога-отца: двуглавый орел с распростертыми крыльями, ноголовами вниз изображен в этом качестве на алтаре церкви Оддер околоОрхауса, построенной в 1225-1230 годах. В пределах Византийской империидвуглавый орел тоже выступал в качестве как светской, так и религиознойэмблемы.При последних Камницах, династия которых правила в Византии в 1801-1185годах, двуглавый орел превратился в отличительный признак принадлежности кимператорскому двору; одежда с двуглавым орлом стала свидетельством высшегоположения в византийской иерархии. Однако гербом он не стал ни вкамниновское, ни в палеологовское время (1261-1453). На печатях Византиидвуглавый орел так никогда и не использовался. С 1327 года там утвердилсяиной герб — с четырьмя буквами В между концами креста (Basileus).В отличие от Византии, во многих южнославянских и соседних с ним странах(Сербии, Болгарии, Черногории, а также Албании и Румынии) двуглавый орелслужил именно гербом. Двуглавый орел встречается здесь и на монетах, вчастности на монетах болгарского царя Михаила Шишмана. Гербом он был, по-видимому, и в Морейском деспотате. Имелся двуглавый орел и на монетахтрапезундских императоров Алексея III (1349-1390) и Мануила III (1390-1416).Таким образом, путь распространения этой эмблемы довольно причудлив: Восток— Центральная и Западная Европа — окраины византийского мира — Золотая Орда— сама Византийская империя, на которую воздействовал опыт и восточный, изападный.В начале двадцатого столетия на основе использования образа двуглавого орлана ордынских монетах хана Джанибека (1341-1357) была выдвинута идея овоздействии ордынской эмблематики на русскую. Сама по себе эта идеянебеспочвенна. Наименования некоторых единиц русской денежной системы,заимствованные из Орды, свидетельствуют о хорошем знакомстве русских смонетами, чеканенными там. Речь идет о терминах «алтын» (от тюркского слова«шесть») и «пуло» (1/6 основного медного номинала и собирательное — деньгивообще). Однако большой временной разрыв между орлом монет Джанибека идвуглавым орлом русских монет и печатей, стилистическое отличие ордынских ирусских образов этой фантастической птицы не позволяют согласиться с этимпредположением. Кроме того, на пути усвоения двуглавого орла из Орды должныбыли стоять и психологические препятствия: эмблема угнетателей не могластать государственной эмблемой угнетенных.Некоторое время казалась более правдоподобной другая гипотеза, будтовведение двуглавого орла означало заимствование Русью южнославянскогоопыта. В пользу этой гипотезы говорят и временная, и географическаяблизость, и довольно тесные связи Руси со странами византийского мира.Образ двуглавого орла рано проник в прикладное искусство Руси. Так, надекоративной плитке XII-XIII веков из Василева (Северная Буковина наДнепре) видели двуглавого орла с распростертыми крыльями. Изображендвуглавый орел на тверских монетах начала XV века, терракотовых изразцахтого же времени, найденных у Нижнего рынка города Минска. Василевский типдвуглавого орла по форме вполне соответствует той разновидности, котораяизображена на печати Ивана III в конце XV века. В качестве прототипа орлапечати 1497 года американский исследователь Г. Алеф называет другую, болееблизкую аналогию — мозаику одной из церквей в г. Мистре (Морея), на которойдвуглавый орел увенчан тремя коронами. Возможно, полагает он, СофьяПалеолог, сама происходившая из Мореи, привезла с собой на Русь какой-либопредмет с эмблемой, которая и была использована Иваном III двадцатью годамипозднее.Возможен и другой вариант (на нем настаивает немецкий ученый М. Хельманн):двуглавы орел был непосредственно заимствован из Священной римской империи.Однако оба объяснения исключают факт заимствования русского герба из самойВизантийской империи. Повторим, что Палеологи не употребляли эту эмблемукак геральдическую, для них она была признаком принадлежности к высшейзнати.Нельзя не упомянуть и еще об одной возможности заимствования Москвой этогосимвола власти не непосредственно, а через Тверь. В Тверском княжестве,энергично и быстро усваивавшем и европейские, и византийские традиции, раносоздавшем собственные историко-государственные легенды, двуглавый орелпроник на печати Михаила Борисовича, княжившего в 1461-1486 годах. Налицевой стороне был изображен двуглавый орел, а на обороте расположенастрочная надпись «ПЧТ//КНЗА В//ЛКОГ М//…ХАIЛА»[4]. На его же монетахвпервые возникло сочетание изображений всадника и птицы, правда, ещеодноглавой, в профиль и «летящей вправо», т.е. уже хорошо знакомогоодноглавого орла.В конечном итоге не так существенно, каким ветром занесло двуглавого орлана Русь Ивана III — западным, юго-западным, с остановкой в Твери, Морее,Крыму или без нее, важно другое: в оформлении своей государственнойсимволики Русь пользовалась тем изображением, которое наилучшим образом втот период выражало идею ее государственности.Однако двуглавый орел в момент своего проникновения на Русь в качествегосударственной эмблемы не занял того места, какое он получил позднее.Если на печатях 1497 года двуглавый орел занимает, можно сказать,второстепенное положение, то на медных деньгах — пулах — господствуетбезраздельно или почти безраздельно. Пула Москвы, Твери, Новгорода и Псковаконца XV века, когда, по П.Г. Гайдукову, началось целенаправленное созданиеобщерусской денежной системы, представляют именно двуглавого орла. На всехэтих пулах он в позе, ставшей геральдической классикой, — фронтально кзрителю с распростертыми крыльями и коронами на голове.Одно можно утверждать с полной определенностью. Идеологи русскойгосударственности конца XV века свободно кроили геральдическое платье,достойное своего «короля», из воздуха, которым дышали все их соседи, и изидей, которые витали в этом воздухе. Эпоха созидания государств Новоговремени рождала символику, уходившую своими корнями в прошлое, ею ивоспользовались русские государи.Их выбор оказался достаточно удачен. Почти полутысячелетняя история «жизни»орла на великокняжеской, царской, императорской и республиканской почве —веское тому доказательство.Четырехсотлетний юбилей русского государственного герба был торжественноотпразднован в XIX веке. Мы стоим уже накануне его 500-летия. За это времяего форма и смысл менялись неоднократно, но идею государственности Россииорел выражал исправно, хотя и с вынужденным перерывом.2. Изменение государственного герба на протяжении существования российскогогосударстваВ XVII веке к двуглавому орлу и всаднику, поражающему дракона, добавляютсяновые элементы, вошедшие впоследствии в государственный герб. Прежде всего,это третья корона над (между) двумя головами орла. «Прибавление» произошлов 1625 году при царе Михаиле Федоровиче, Наличие третьей короны получилоидейное обоснование при царе Алексее Михайловиче. Первый же Романов могруководствоваться советами западноевропейских мастеров, резавших матрицыдля его печатей. На несомненное их участие в создании атрибутики властирусского царя указывает и необычная для русского взгляда «постановка»всадника, который на груди двуглавого орла изображался повернутым влево отзрителя, т.е. в соответствии с геральдическими правилами, принятыми вЗападной Европе.Третья корона, венчающая две коронованные головы орла, уже имелась напечати Лжедмитрия I, приложенной к записи, данной им Юрию Мнишку в 1604-1605 г.г. Но дело было в Польше, когда лжецаревич только еще готовилсязанять русский престол, и печать документа, по которому Самозванец долженбыл получить миллион злотых, руку дочери польского воеводы и пр., былаизготовлена в Польше в соответствии с западноевропейскими художественнымиканонами. Крылья у орла подняты вверх (эта форма утвердилась при цареАлексее Михайловиче), корона королевская, западноевропейского типа, всадникна груди двуглавого орла повернут влево от зрителя.Три короны сохранились в государственном гербе вплоть до падения Российскойимперии. Так же как скипетр и держава в лапах орла, добавленные в XIIIвеке. Короны, скипетр, держава — это реалии, знаки царской, королевской,императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая властьсуществует. Происхождением своим регалии обязаны в основном античному миру.Так, корона ведет начало от венка, который в древнем мире возлагали наголову победителя в состязаниях.В отечественной литературе издавна существовала версия, что к силу нашихцарских регалий принадлежит одна из старейших средневековых корон, якобыприсланная в дар великому киевскому князю Владимиру Мономаху византийскимимператором Алексеем Конником. Исследования короны, больше известной как«Шапка Мономаха), показали, что этот головной убор (золотой, украшенныйдрагоценными камнями, с собольей опушкой и крестом) русских царей, по всейвидимости, восточной (среднеазиатской) работы, датируется XIV веком. Лишьвозникшая в конце XV – начале XVI веков легенда связала его с византийскимиимператорскими дарами.Вместе с Шапкой Мономаха от византийского императора якобы был прислан искипетр. Истоки этого атрибута власти и достоинства европейских монарховтакже лежат в античности. Он считался необходимой принадлежностью Зевса(Юпитера) и его супруги Геры (Юноны). Как непременный знак достоинстваиспользовался античными правителями и должностными лицами, кромеимператоров, например, римскими консулами. Скипетр в значении обязательнойрегалии власти использовался при коронации государей во всей Европе.Подобно скипетру, в качестве атрибута власти держава была известна русскимгосударям с XVI века.Венчание родоначальника дома Романовых царя Михаила Федоровича происходилопо четко составленному «сценарию», который не менялся до XVIII века: вместес крестом, бармами, царским венцом митрополит или патриарх передавал царю вправую руку скипетр, а в левую — державу. При венчании на царство МихаилаФедоровича, перед тем, как передать регалии митрополиту, скипетр держалкнязь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, а державу — князь Дмитрий МихайловичПожарский.В царствование Алексея Михайловича участились контакты России синостранными государствами, это заставило русское правительство максимальноприблизить дипломатическую атрибутику к западноевропейской.В архиве сохранился документ, свидетельствующий, что Алексей Михайловичпривлекал иностранных мастеров для изготовления государственных печатей.Алексею Михайловичу принадлежит около десятка печатей с различнымнаписанием титула. К жалованной грамоте царя Богдану Хмельницкому от 27марта 1654 года приложена печать «нового типа»: двуглавый орел сраспахнутыми крыльями (на груди в щитке — всадник, поражающий дракона:«воин на коне побеждает змея»; как сообщалось в «Росписи всем государевымпечатям» XVII в.), в правой лапе орла — скипетр, в левой — держава, надголовами орла — три короны, практически на одной линии, средняя — скрестом, форма корон одинаковая, западноевропейская. Под орлом —символическое изображение воссоединения левобережной Украины с Россией.Подобную печать с соответствующим новым именем употребляли цари: ФедорАлексеевич, Иван Алексеевич в совместном правлении с Петром Алексеевичем иПетр Алексеевич.Правление Петра I ознаменовано, кроме использования предшествующих, целойсерией оригинальных печатей и новыми элементами государственного герба. Самцарь также участвовал в обновлении атрибутики власти.В бумагах Петра I встречается много заметок об изготовлении флагов изнамен, а также зарисовки, сделанные царем. Очень интересны два карандашныхрисунка флагов, выполненных им в 1701 г. На первом рисунке изображен флаг сгосударственным гербом — двуглавый орел (без щитка на груди), вокругкоторого цепь ордена Андрея Первозванного. Второй флаг разделен на трипродольные полосы по три герба в каждой, в центре — государственный герб;вокруг него в шахматном порядке расположены эмблемы (по две) провинцийАстраханской, Сибирской, предположительной Архангелогородская эмблема,рисунок четвертой эмблемы неясен. Рисунки довольно примитивные. Петр неотличался способностями рисовальщика, однако идеи по поводу той или инойэмблемы высказывал ничтоже сумняшеся. Окружение центральной фигуры гербамиземель, по-видимому, натолкнуло его на мысль поместить подобные эмблемы накрыльях двуглавого орла. Впервые с подобным расположением 6 областныхгербов на крыльях орла (в центре — 7-й всадник, поражающий дракона)встречается в Дневнике путешествия в Московия австрийского дипломата И.Г.Корба. Им приводится рисунок государственной печати с изображениемкоронованного двуглавого орла, на груди и крыльях которого располагались 7территориальных эмблем. По окружности около орла в овальных щитах помещеныеще 26 эмблем такого же характера. На груди орла изображен всадник-«ездец»,имеющий явные черты сходства с Петром I.Идея расположения гербов на крыльях орла воплотилась в печати, которуюрезал в начале XVIII века иностранец Готфирид Гаупт.В начале же века по приказанию царя было вырезано несколько печатей, гдеорел помещался в гербовом щитке, его увенчивала корона, а вокруг щиткаизображалась цепь ордена Андрея Первозванного со знаком — крестом. Цепьордена, окружающая государственный герб, еще в 1699 году была вырезана напробной полтине, которую воспроизвел русский мастер, гравер и ювелир,Василий Андреев.Орден Андрея Первозванного — первый русский орден, учрежденный в конце XVII века. В составлении проекта его устава участвовал сам Петр Алексеевич.Награждали этим орденом нечасто: за всю Петровскую эпоху его получилитолько четыре десятка человек. Петр I был награжден орденом в 1703 году.Официально утвержден был на должность составителя гербов личным указом царя12 апреля 1722 года итальянец граф Франциск Санти.Первой работой Санти в должности «товарища» герольдмейстера была«геральдизация» государственного герба Российской империи. К сентябрю 1722года он уже представил рисунки и описание герба для государственной печати.Сохранилась копия этого описания: «Поле золотое или желтое, на которомизображен императорский орел песочной, т.е. черной, двоеглавой… На орловыхгрудях изображен герб великого княжества Московского, который окруженгривною или цепью Ордена Святого Андрея. И есть сей герб таков, какследует. Поле красное, на котором изображен Святой Георгий с золотоюкороною, обращен он налево, он же одет, вооружен и сидит на коне, которыйубран своею збруей с седловою приправою с покрышкою и подтянут подпругами,а все то колера серебряного, или белого, оной Святой Георгий держит своекопье в пасти, или во рту, змия черного». Санти представил описание ещешести гербов: Киевского, Владимирского, Новгородского, Казанского,Астраханского, Сибирского, расположенных, вероятно, на крыльях орла. Воснову своей работы Санти положил рисунки Титулярника 1672 г., но придал имгеральдическую форму.Упорядочение цветовой гаммы русских гербов началось с момента развернутыхправительством Петра I геральдических работ и самого активного участия вних пьемонтского дворянина, поступившего на службу к русскому царю истоявшего у истоков российского герботворчества — Ф. Санти.Сенатский указ 1726 г., в котором речь шла о новой государственной печатидля наследницы Петра Великого на императорском троне — Екатерины Первой,вполне четко «фиксирует» цвета фигур государственного герба: «…Дляпечатания ея императорского величества указов и прочего, сделать при Сенатев Печатной конторе государственную печать… золотую, на которой вырезатьорел черный с распростертыми крыльями в желтом поле, в нем ездца в красномполе, а вокруг той печати надписание: Божиею милостию Екатерина Императрицаи Самодержица Всероссийская».В течение XVIII века «ездец» чаще всего трактуется как св. Георгий и ужевоспринимается как герб Москвы, так что в екатерининском указе 1781 года огербах городов Московской губернии герб губернского города сопровождаетследующее описание: «Святой Георгий на коне, против того ж, как в серединегосударственного герба, в красном поле, поражающий копием черного змия»[5].В самом начале века государственный герб Российской империи чуть было неподвергся очень существенным переменам. Это должно было произойти вправление император Павла I.Рассматривая «геральдическую» деятельность Павла I и последующие меры,предпринимавшиеся царским правительством на протяжении XIX столетия вотношении гербов, действительно соглашаешься с тем, что с конца XVIII веканачинается новая эра геральдики. Это эра использования института гербапочти исключительно в целях укрепления идеи самодержавия, поддержанияпрестижа царской власти, ибо герботворчество включается в системуправительственных мер по усилению централизации и бюрократизациигосударственного аппарата. Павел впервые из всех русских монархов венчалсяна царство вместе с супругой. Он задумал и осуществил, правда, только набумаге, новый, более помпезный государственный герб. В 1800 году Павелповелевает изготовить манифест «О полном государственном гербе Российскойимперии».Оригинал написан на двадцати листах пергамента: на первых четырех — текстманифеста, на пятом — изображение государственного герба, а далее следуетподробное объяснение всех составляющих его частей. Герб поражаетнагромождением атрибутов, пышностью, многочисленными заимствованиямиэлементов западноевропейской геральдики. Основное отличие нового герба —размещение титульных гербов не на крыльях двуглавого орла, а в одномбольшом щите, разделенном на сорок три щитка Этот большой щит расположен нагруди орла. В государственном гербе появляется сень-наития, на фоне которойизображается орел, щитодержатели в виде фигур ангелов, знамена и пр. Всеэти элементы были впоследствии заимствованы для нового государственногогерба, который во второй половине XIX века утверждался как государственныйгерб Российской империи.Геральдическим новациям Павла I не суждено было отчасти осуществиться,отчасти просуществовать более или менее длительное время. 12 марта 1801года был опубликован манифест о кончине Павла I и о вступлении на престолего сына, Александра I, а 26 апреля этого же года — указ «О употреблениигосударственного герба без креста Иоанна Иерусалимского». Прежнийгосударственный герб восстанавливался в том виде, в каком он существовал до1796 года.В эпоху императоров Александра I и Николая I трактовка двуглавого орлаочень часто воплощалась в господствовавшем в то время стиле “Empire”.Двуглавый орел вместо скипетра и державы держит в лапах: в левой — венок иленту, в правой — пучок стрел, факел и ленту. Щиток на груди орла, вкотором помещен св. Георгий, имеет необычную, заканчивающуюся конусомформу, а цепь ордена Андрея Первозванного отсутствует. Отсутствуют ититульные гербы на крыльях орла или вокруг него. Кроме того, крылья орлараспростерты, опущены вниз, т.е. изменили свое традиционное «состояние».Монеты, этот наиболее доступный для наблюдений носитель государственныхэмблем, после 1832 года знакомят еще с одной формой герба: на поднятыхвверх орлиных крыльях — земельные гербы, по три на каждом крыле, всередине, на груди орла, все тот же св. Георгий, окруженный цепью первогорусского ордена. В чем же здесь необычность? С подобной трактовкой мыпознакомились еще в царствование Петра I. Необычность в «комплекте»,составляющем шесть гербов. Вместо эмблем великих княжеств Владимирского,Новгородского, Киевского помещены гербы царства Польского, царстваХерсонеса Таврического. Гербы царств Казанского, Астраханского, Сибирскогоостались.Начало следующего этапа «реконструкции» государственного герба Российскойимперии относится к последним годам правления Николая I. Царь неоднократновыражал недовольство видом гербов и деятельностью Герольдии в целом.Одним из существенных препятствий для исполнения рисунков гербов вГирольдии являлось отсутствие в ней квалифицированных живописцев. Опять жене хватало «ученого геральдика». Такового не было даже в Академии наук.Такого «гербоведца» нашли среди иностранцев, служащих в России. Бернгард(Борис Васильевич) Кене, сын берлинского еврея, принявшего реформаторскоевероисповедание, появился в Петербурге в 1845 году. К этому времени Кене,несмотря на свою молодость, был известен в Европе как «ученый нумизмат». Онпринимал участие в работе Берлинского нумизматического общества, издавалспециальный журнал. Кене решил изменить нашего орла на австрийский лад, авообще всю печать на манер прусской.В 1864 году Кён назначается советником по ученой части императорскогоЭрмитажа. В то же время он приобрел в Германии титул барона. Скончалсябарон Кёне в чине тайного советника в 1886 году.Особым комитетом при участии Кене как специалиста по геральдике, императоруАлександру II была представлена на утверждение целая серия гербов.Большой государственный герб, кроме двуглавого орла и всадника, дополнялсямногими атрибутами. Это были сень (мантия), щитодержатели, государственнаяхоругвь. Вокруг главного щита располагались щиты с гербами царств и великихкняжеств. Новшеством явился соединенный герб, т.е. в одном щите,разделенном вилообразно на три части, помещались гербы Киевского,Владимирского, Новгородского княжеств. Над сенью главного щита размещалисьеще щиты с соединенными гербами. А в самом низу главного щита помещен былвпервые родовой императорский герб: щит, рассеченный, вправо — герб родаРомановых, влево — сложный герб Шлезви-Голштинский. Средний государственныйгерб отличался от большого отсутствием хоругви и шести гербовых щитов,помещенных над сенью. Малый же — отсутствием и сени, и окружающих главныйщит гербов. Восемь гербов важнейших царств и княжеств, названия которыхвходили в императорский титул, размещены были на крыльях орла — по четырена каждом крыле.Многовекового всадника, поражающего копьем дракона, теперь описывали так:«На груди орла герб Московский: в червленом с золотыми краями щите СвятыйВеликомученик и победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревойприволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотоюбахромою, коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона, золотым, сосьмиконечным крестом наверху копьем». В описании не отмечено главноеизменение: всадник был повернут в непривычную глаза сторону — влево отзрителей.После присоединения Туркестана государственный герб должен был пополнитьсяновым титульным гербом. Новые проекты большого, среднего и малого гербов,скомпонованные с несколько иным расположением титульных гербов поокружности, а орла изображавшие с более густым оперением на крыльях,утверждены императором Александром III: большой государственный герб — егоподлинный рисунок исполнен академиком А. Шарленанем — 24 мая 1882 года,средний и малый — 23 февраля 1883 года. Подлинные рисунки государственныхгербов должны были вечно храниться в Гербовом отделении Департаментагерольдии Сената.Символика Россйиского герба складывалась на протяжении столетий. В XIX векегосударственный герб претерпел наиболее существенные изменения. Оценка ихсовременниками не была однозначной. Одни сомневались в необходимостиизменения: «Государственный герб есть предмет вековой и многовековой. Стечением времени он становится и более понятен народу и более доступен.Посему государственный герб должен быть постоянен и может допускатьизменения только по особенно важным причинам… и в настоящее время… долженвстретиться и не быть оставлен без внимания вопрос: настоит лидействительная потребность и благовременность предприять изменения вгосударственном гербе?»Наступил ХХ век, и взгляд на это «единение» и «нераздельность» сталсовершенно другим: «В результате захватнической политики царей иимператоров России присоединяются Казань, Сибирь, Астрахань, Польша,Финляндия, Крым, Кавказ и Бессарабия, и мы видим, что гербы этих стран иобластей или нелепо пристегиваются на крыльях хищного орла илирасполагаются вокруг него. Таким образом… прежний государственный герб сталне только эмблемой русского империализма, но и наглядным доказательствомпорабощения отдельных народностей и земель и свидетельством их позора иунижения.Двуглавый орел, лишенный царственных атрибутов, остался гербом России послепадения империи и украшал печать Временного правительства (ее изображениепринадлежит художнику Ивану Билибину). Но в 1918 году его сменил первыйсоветский герб (герб РСФСР), составленный в соответствии с геральдическимиправилами, но содержащий абсолютно новые эмблемы — серп и молот в лучахсолнца на красном поле.В 1923 году утвержден первый герб СССР с эмблемой мирного труда — серпом имолотом на фоне земного шара, на которым восходит солнце, символизируясветлое будущее человечества — коммунизм. Это изображение окружали колосья,перевитые лентой с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» нанескольких языках. Позднее рисунки государственных гербов СССР и РСФСРнемного менялись.Указом Президента России Б. Ельциным в 1993 году введен новыйгосударственный герб — двуглавый орел, рисунок которого выполнен по мотиваммалого герба Российской империи.Двуглавый орел олицетворяет собой единство всех наций и народностей, всехконфессий, населяющих Россию. Именно поэтому у него две головы — однасмотрит на Запад, другая — на Восток, соединяя их в едином теле.ЗаключениеИстория двуглавого орла отражает путь Российской державы, полный величия идраматизма. На протяжении четырех с половиной столетий двуглавый орелнепременно оставался главной эмблемой русского государства, хотя обликорла, его отдельные детали претерпевали значительную эволюцию.Двуглавый орел испытал на себе все повороты истории. Российская империябыла развалена в 1917 году. Но новый союз, основанный на порабощениирусского народа, уничтожении его православной сущности, несмотря нанеслыханный геноцид и жесточайшую эксплуатацию, не продержался и семидесятилет (1922-1991 гг.).Исторический опыт показывает, что многонациональные государства не обладаютдостаточной устойчивостью. Они относительно легко распадаются. Не составилаисключения и Российская империя. Революционное движение в России оказалосьприкрытием для уничтожения русской государственности и, как следствие,уничтожением всех национальных культур.С целью предотвращения геноцида и беззакония я обратился в своей работе кданной теме, которая имеет ключевой характер в процессе воссоздания русскойгосударственности. В данном случае обращение к двуглавому орлу и другимнациональным символам — важный шаг к ее обретению. Государственность всегдаобеспечивала условия созидательного труда.Изучение российского государственного герба выдвигает целый ряд научныхпроблем и вопросов, которые могут стать предметом самостоятельныхнаправлений. Часть из них в той или иной мере затронута в данной работе. Непретендуя на полноту выявленных проблем и вопросов, хотелось быостановиться на некоторых из них.Далека от разрешения проблема происхождения двуглавого орла. Генезисдвуглавого орла позволил бы соединить в единый процесс разорванные звеньядревней славянской истории. Много неясного и в проблеме принятия двуглавогоорла в качестве герба русского государства. Требует изучения и пополненияисточниковая база по истории русского гербового орла. Особое вниманиепривлекает установление авторства рисунков гербового орла. Весьмаплодотворными представляются исследования различных направленийупотребления двуглавого орла, что имеет большое значение для историиискусства, архитектуры, реставрационной работы и многого другого.Драматическая судьба российского герба со всей остротой ставит проблемунаучного описания уцелевших изображений двуглавого орла, восстановления,реставрации и реконструкции их на исторических памятниках, сооружениях, винтерьерах и т. д.Изучение истории двуглавого орла — главного символа русскойгосударственности, имеет непреходящее значение в деле воспитания новогопоколения русских людей, беспредельно любящих свою великую Родину,ощущающих свое духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшимичесть, свободу и независимость России.В настоящее время русский народ вступает на путь Национального Возрождения.Он заявляет об абсолютном и неотчуждаемом праве на свою государственность,на свои национальные и государственные символы. И никакие идеологические,правовые, формально-логические и иные уловки не могут отрицать того факта,что главным символом русской государственности был и остается двуглавыйорел. Как бы в подтверждение этой мысли 30 ноября 1993 года ПрезидентРоссии Б.Н. Ельцин подписал Указ о государственном гербе. Двуглавый орелвновь взмахнул крыльями и по сей день является государственным гербомроссийской Федерации.Список литературы 1. В Лебедев, «Державный орел России» - М.: «Родина»-1995 г. 2. Н.А. Соболева, В.А. Артамонов, «Символ России» - М.: «Панорама»-1993 г. 3. Л.А. Плеханова, «Герб и флаг России Х-ХХ вв.» - М.: «Юридическая литература»-1997 г. 4. «Герб России» - Курган: сб. библиотеки им. Маяковского – 1999 г.-----------------------[1] Стр. 44: Лебедев В., «Державный орел России» — 1995 г.[2] Стр. 59: Л.А. Плеханова, «Герб и флаг России Х-ХХ вв.» — 1997 г.[3] стр. 47: Лебедев В., «Державный орел России» — 1995 г.[4] Стр. 78: Соболева Н.А., Артамонов В.А., «Символ России» — 1993 г.[5] Стр. 80: Л.А. Плеханова, «Герб и флаг России Х-ХХ вв.» — 1997 г.-----------------------Выполнил:Студент КТК, гр. 347отд. «Экономики и права»Жикин Вениамин Юрьевичадрес: г. Курган, ул. Добролюбова, 75-4.индекс: 640014Руководитель:Легенчук Дмитрий Владимирович,к.п.н., преподаватель КТК




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Великий герб Российской Федерации iconВеликий герб Российской Федерации
Изменение государственного герба на протяжении существования российского государства. 15
Великий герб Российской Федерации iconГост р 30-2001
Государственный герб Российской Федерации помещают на бланках документов в соответствии с Федеральным конституционным законом "о...
Великий герб Российской Федерации iconСообщение по окружающему миру на тему: «Государственный герб России»
Слово «герб» происходит он немецкого “erbe”, что означает «наследство». Государственный герб России – золотой двуглавый орёл в красном...
Великий герб Российской Федерации iconУказ президента российской федерации о внесении изменений в некоторые акты президента российской федерации
Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации, формы наградного листа для представления к награждению...
Великий герб Российской Федерации iconУказ президента российской федерации о внесении изменений в некоторые акты президента российской федерации
Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации, формы наградного листа для представления к награждению...
Великий герб Российской Федерации iconСимволика Украины Герб Украины
Малый герб Украины представляет собой синий щит с золотым трезубцем. (источник рисунка ра «Лобачев»)
Великий герб Российской Федерации iconУказ президента российской федерации об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики российской федерации до 2020 года
Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан Российской Федерации по пресечению распространения на...
Великий герб Российской Федерации iconПротест прокурора в порядке общего надзора в соответствии со ст. 1 Закона «о прокуратуре Российской Федерации»
«о прокуратуре Российской Федерации», прокуратуры Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих...
Великий герб Российской Федерации iconО праве иностранных граждан на поступление в вузы российской федерации письмо Министерства образования Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. №14-52-388ин/13
Органам управления образованием субъектов Российской Федерации Министерствам (ведомствам) Российской Федерации, имеющим высшие учебные...
Великий герб Российской Федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ от 9 апреля 2010 г. N 225ан об утверждении порядка оказания наркологической помощи населению российской федерации
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы