Традиции и обычаи русского народа icon

Традиции и обычаи русского народа



НазваниеТрадиции и обычаи русского народа
Дата конвертации27.07.2012
Размер215.03 Kb.
ТипРеферат
Традиции и обычаи русского народа


Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяетданный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет емуощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненнуюопору. И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а такжецерковные таинства, обряды и праздники. На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь годкрестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому днюсоответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции иобряды, природные приметы и явления. Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось вназваниях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определениесроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическимиусловиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях.Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь. Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянскогобыта с его праздниками и буднями. Он включает в себя знание природы,сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни. Народный календарь является слиянием языческого и христианского начал,народным православием. С утверждением христианства языческие праздникизапрещались, получали новое истолкование или перемещались со своеговремени. Кроме закреплённых за определёнными датами в календаре, появилисьпередвижные праздники пасхального цикла. Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количестворазных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры,танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразныйреквизит. МАСЛЕНИЦА Что делали на масленицу? Значительная часть обычаев на масленицу, так или иначе, была связана стемой семейно-брачных отношений: на масленицу чествовали молодоженов,поженившихся в течение прошедшего года. Молодым устраивали своеобразныесмотрины в селе: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всехна глазах, “зарывали” в снег или осыпали снегомасленицу. Подвергали их идругим испытаниям: когда молодые ехали в санях по селу, их останавливали изабрасывали старыми лаптями или соломой, а иногда устраивали им “целовник”или “целовальник” — когда односельчане могли прийти в дом к молодым ипоцеловать молодую. Молодоженов катали по селу, но если за это получалиплохое угощение, могли прокатить молодоженов не в санях, а на бороне.Масленичная неделя проходила также во взаимных визитах двух недавнопороднившихся семейств. Эта тема нашла отражение и в специфических масленичных обычаях,посвященных наказанию парней и девушек, не вступивших в брак в течениепрошедшего года (фактически не выполнивших своего жизненногопредназначения). Подобные обряды получили широкое распространение наУкраине и в славянских католических традициях. Например, на Украине и вюжнорусских областях наиболее известным обычаем было “тягание”, или“привязывание” колодки, когда парню или девушке к ноге привязывали“колодку” — кусок дерева, ветку, ленту и др. и заставляли некоторое времяходить с ней. Чтобы отвязать колодку, наказанные откупались деньгами илиугощением. Среди разнообразных масленичных обычаев заметное место занимают обряды,относящиеся к хозяйственным делам и, в частности, магические действия,направленные на усиление роста культурных растений. Например, для того,чтобы лен и конопля выросли “ДОЛГИМИ” (ВЫСОКИМИ), в России женщины каталисьс гор, стараясь съехать как можно дальше, а также дрались, громко пели и т.п. Кое-где на Украине и в Белоруссии женщины веселились и гуляли вмасленичный четверг (называемый Власием и Волосием), полагая, что от этогоскот в хозяйстве будет лучше вестись. Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье — заговеньеперед началом Великого поста. В России этот день называли Прощенымвоскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за всепричиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещатькладбища и “прощаться” с умершими. Основным эпизодом последнего дня были “проводы масленицы”, нередкосопровождаемые возжиганим костров. В России к этому дню делали чучело Зимыиз соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всюдеревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдяза село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали начасти, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селувозили живую “Масленицу”: нарядно одетую девушку или женщину, старуху илидаже старика - пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили засело и там высаживали или вываливали в снег (“проводили Масленицу”). Здесь необходимо отметить, что понятие "Чучело Масленицы" имеетнесколько ошибочный характер, поскольку в действительности изготавливалосьчучело _Зимы, его катали, его провожали и сжигали, но, поскольку этодейство происходило на Масленицу (то есть праздник), то очень часто чучелоошибочно называют Масленицей, хотя это неверно. Там же, где не делали чучела, обряд “проводов масленицы” состоял,главным образом, в возжиганим общесельских костров на возвышенности заселом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти,бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительнособранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этогоукраденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый сприближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посредикостра. У западных и южных славян русской “Масленице” соответствовали Запуст,Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи - чучела, “проводами” которыхзавершалась масленичная неделя. В центральных областях России “проводы масленицы” сопровождалисьудалением за пределы культурного пространства скоромной пищи,символизирующей масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигалиостатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям,что в костре сгорели все скоромные блюда ( “молоко сгорело, в Ростовулетело”). Некоторые обычаи были адресованы детям и должны были устрашитьих и принудить к послушанию: на Нижегородчине в последнее воскресеньемасленичной недели в центре села устанавливали шест, на который влезалмужик с веником и, делая вид, что бьет кого-то, кричал: “Не проси молока,блинов, яичницы”. Прощание с МАСЛЕНИЦЕЙ завершалось в первый день Великого поста — Чистыйпонедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи.Мужчины обычно “полоскали зубы”, т.е. в изобилии пили водку, якобы длятого, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для“вытряхивания блинов” устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельникобязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочнуюутварь, очищая ее от жира и остатков скоромного. Среди других обычаев и развлечений масленичной недели было ряжение (вРоссии ряженые сопровождали чучело МАСЛЕНИЦЫ), вождение “козы” или “козла”(восточная Украина), кулачные бои и игры в мяч (порой весьма жестокие изаканчивающиеся увечьями), петушиные и гусиные бои, качели, карусели,молодежные вечерки и др.Понедельник - встречаВ этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскуюодежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях подеревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание насанях. Песни, которые поют в день встречи, очень жизнерадостны. Да вот,например:А мы Масленицу встречали,Повстречали, душа, повстречали,На горушке побывали,Блином гору выстилали,Сыром гору набивали,Маслом гору поливали,Поливали, душа, поливали.Вторник - заигрышС этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народныегулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещения длянародных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давалипредставления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицахпопадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомымдомам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большимикомпаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Было впочете и другое нехитрое развлечение - катание с обледенелых гор.Среда - лакомкаОна открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждойсемье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях вскладчинуварили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавалисьгорячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовыепряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можнобыло выпить чаю.Четверг - разгул (перелом, широкий четверг)На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогдапроходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое началоиз Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например,бить лежачего (помните пословицу "лежачего не бьют"), вдвоем нападать наодного (двое дерутся - третий не лезь), бить ниже пояса (поговорка есть:удар ниже пояса) или бить по затылку. За нарушение этих правил грозилонаказание. Биться можно было "стенка на стенку" (опять поговорка) или "одинна один" (как у французов тет-а-тет - "с глазу на глаз"). Велись и"охотницкие" бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствиемнаблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселениеготовилось особенно пышно и торжественно.Пятница - тещины вечераЦелый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы,содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж, сколько внимания ипочестей оказывалось на масленице молодоженам!Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали "на люди" в расписных санях,наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно подпесни скатывались с ледяной горы (и в этом тоже был тайный смысл). Однако,(как вы, наверное, уже поняли из названия этого дня масленичной недели)самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всейРуси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраиваланастоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе).В некоторых местах "тещины блины" происходили на лакомки, т. е. в среду намасленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице.Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали"тещины вечерки" - приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка,который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопотыподарок. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печенияблинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы икоровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием иобидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.Суббота - золовкины посиделкиНачнем с того, что "золовка" - это сестра мужа. Откуда пошло такоеназвание? Может, от слова зло? Ведь она всегда подмечала в жене своегобрата слишком много отрицательных черт, а порой и не скрывала своейнеприязни к ней? Что ж, случалось и такое... (но не всегда).Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных (женысыновей для матери их мужей были невестками), т.е. пришедшими не отсюда, сих деревни, например, а невесть откуда, - так было принято кое-где раньше:"Не брать в жены своих, местных".Воскресенье - проводы, целовальник, прощенный деньВ книге М. Забылина "Русский народ" рассказывается, как еще в начале XVIIвека иностранец Маржерет наблюдал следующую картину: если в течение годарусские чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в "прощенноевоскресенье", они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один изних говорил: "Прости меня, пожалуй". Второй же отвечал: "Бог тебя простит".Обида была забыта.С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли намогилах блины, молились и поклонялись праху родных.Масленица называлась еще и Сырной седмицей и была последней неделей передВеликим постом. ПАСХА ХРИСТИАНСКАЯ. Пасха отмечает воскрешение Иисуса Христа.Это самый важный праздник вхристианском календаре. Пасхальное воскресенье не приходится на одно и то же число каждыйгод,но бывает всегда между 22 марта и 25 апреля.Оно приходится на первоевоскресенье после первого полнолуния,следующего за 21 марта-днем весеннегоравноденствия. Дата пасхального воскресенья была утверждена церковным собором в Никеев 325 году н.э. Название "Пасха" является прямым перенесением названия иудейскогопраздника,отмечавшегося ежегодно в течение недели,начиная с 14-го днявесеннего месяца ниссана.Само название "пасха" представляет собой греческоевидоизменение древнееврейского слова "pesah",которое толковалось как"прохождение";оно было заимствовано из более древнего пастушеского обычаяпразднования перехода с зимних пастбищ на летние. Смерть и воскресение Христа совпали с праздником Пасхи,а Сам Онуподобился невинному ягненку (ягнцу), закалываемому по обычаю перед началомэтого праздника.Христиане чтили воскресный день как день ВоскресенияХристова. События евангельской истории совпали с иудейским праздником Пасхи,повремени празднования они были близки. Расчет времени празднования Пасхи осуществляется в настоящее время вбольшенстве христианских конфессий по лунно-солнечному календарю. Всякий священный обряд только тогда может принести нам пользу, когда мыбудем понимать его смысл и духовную важность. Когда в православную церковьпришел обычай приветствовать друг друга словами "Христос воскресе", даритьна Пасху крашеные яйца и украшать стол куличами и творожными пасхами? Есть церковное предание, что по вознесении Христа святая МарияМагдалина, путешествуя по разным странам с проповедью о воскресшемСпасителе, была в Риме. Здесь она предстала императору Тиберию и, поднесяему красное яйцо, сказала: "Христос воскресе", и таким образом начала своюпроповедь о воскресшем Христе. Первые христиане, узнав о таком простом,сердечном приношении равноапостольной жены, начали подражать ему, привоспоминании Воскресения Христова стали друг другу дарить красные яйца.Обычай этот быстро распространился и сделался всеобщим. Почему дарили именно яйца? Этот символ имеет древнее происхождение.Древние философы изображением яйца показывали происхождение мира. Вхристианстве яйцо напоминает нам будущее воскресение после смерти, акрасный цвет означает радость о спасении нашем воскресшим Господом.Люди при великой неожиданной радости бывают готовы передавать ее каждомузнакомому. Так и христиане от избытка пасхальной радости взаимнообмениваются при встрече поцелуями, выражая братскую любовь словами:"Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!" Кстати, обычай христосования иодаривания яйцами - отличительная особенность Руси. Ничего подобного вдругих странах нет. Русская Пасха характеризуется еще целым рядом традиций, как например,украшение столов освященными творожными пасхами и куличами. Творожная пасхаделается в виде усеченной пирамиды - символ Гроба Господня. На боковых еесторонах изображаются орудия страдания Христа: крест, копье, трость, атакже символы воскресения: цветы, проросшие зерна, ростки, буквы "Х.В.". Но самым главным кулинарным шедевром стола всегда был освященный вхраме кулич, являющийся как бы домашним Артосом, который являетсяобязательным символом пасхального богослужения. Артос - это всецельнаяпросфора, большой хлеб с изо-бражением креста, который напоминает ожертвенной гибели Спасителя во искупление грехов человечества. Артоспомещается на аналое перед иконостасом и стоит до конца Святой недели, апотом разделяется на небольшие кусочки и раздается верующим в храме. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Рождество Христово — это не только светлый праздник православия.Рождество - праздник возвращенный, возрождающийся. Традиции этогопраздника, исполненного подлинной человечности и доброты, высокихнравственных идеалов, в наши дни открываются и осмысливаются вновь Почему на Рождество украшают елки Предполагают, что первые неукрашенные Рождественские елки появились вГермании в VIII веке. Первое упоминание о ели связано с монахом святымБонифацием. Бонифаций читал друидам проповедь о Рождестве. Чтобы убедитьидолопоклонников, что дуб не является священным и неприкосновенным деревом,он срубил один из дубов. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своемпути все деревья кроме молодой ели. Бонифаций представил выживание ели какчудо и воскликнул: "Да будет это дерево деревом Христа". В 17 векеРождественская елка уже была распространенным атрибутом Рождества вГермании и скандинавских странах. В то время елка украшалась фигурками ицветами, вырезанными из цветной бумаги, яблоками, вафлями, позолоченнымивещицами, сахаром. Традиция наряжать елку связана с райским деревом,увешанном яблоками. Успех Рождественской елки в протестантских странах был еще большимблагодаря легенде о том, что сам Мартин Лютер первым придумал зажигатьсвечи на рождественской елке. Однажды вечером он шел домой, сочиняяпроповедь. Блеск звезд, мерцающих среди елей, внушил ему благоговение.Чтобы продемонстрировать эту великолепную картину семейству, он поставилелку в главной комнате, укрепил на ее ветвях свечи и зажег их. ПервыеРождественские елки были украшены живыми цветами и фруктами. Позже былидобавлены сладости, орехи и другая еда. Затем - рождественские свечи. Такойгруз был, безусловно, слишком тяжел для дерева. Немецкие стеклодувы началипроизводить полые стеклянные елочные игрушки, чтобы заменить фрукты идругие тяжелые украшения. Рождественский венок Рождественский венок имеет Лютеранское происхождение. Это вечнозеленыйвенок с четырьмя свечками. Первую свечу зажигают в воскресенье за четыренедели до Рождества как символ света, который придет в мир с рождениемХриста. Каждое следующее воскресенье зажигают еще одну свечу. В последнеевоскресенье перед Рождеством зажигают все четыре свечи, чтобы осветитьместо, где находится венок, о может быть алтарь церкви или обеденный стол Рождественские свечи Свет был важной составляющей зимних языческих праздников. С помощьюсвечей и костров изгоняли силы тьмы и холода. Восковые свечи раздавалисьримлянам в праздник Сатурналии. В христианстве свечи считаютсядополнительным символом значимости Иисуса как Света мира. В викторианскойАнглии торговцы каждый год дарили своим постоянным покупателям свечи. Вомногих странах рождественские свечи означают победу света над тьмой. Свечина райском дереве породили всеми нами любимую рождественскую елку. Рождественские подарки У этой традиции много корней. Святой Николай традиционно считаетсядарителем подарков. В Риме была традиция дарить подарки детям на праздникСатурналии. В качестве дарителя подарков может выступать сам Иисус, СантаКлаус, Бефана (итальянский Санта Клаус женского пола), рождественскиегномы, различные святые. Согласно старой финской традиции, подаркиразбрасывает по домам человек-невидимка. Рождество на блюдечке Канун Рождества получил название "сочельник", или "сочевник", и словоэто происходит от ритуальной пищи, вкушаемой в этот день, - сочива (илиполива). Сочиво - каша из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха,чечевицы, смешанная с медом и с миндальным и маковым соком; то есть этокутья - ритуальное поминальное блюдо. Ритуальным было и число блюд - 12 (почислу апостолов). Стол готовился обильный: блины, рыбные блюда, заливное,студень из свиных и говяжьих ножек, молочный поросенок с начинкой из каши,свиная голова с хреном, свиная колбаса домашняя, жаркое. медовые пряники и,конечно, жареный гусь. Пищу в сочельник нельзя было принимать до первойзвезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей волхвам и РождествеСпасителя. А с наступлением сумерек, когда загоралась первая звезда,садились за стол и делились облатками, желая, друг другу всего доброго исветлого. Рождество - праздник, когда вся семья вместе собирается за общимстолом. КАК ПРОВОДИТЬ СВЯТКИ Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками,то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великимисобытиями Рождества Христова. Впервые три века христианства, когда гонения мешали свободехристианского Богослужения, в некоторых восточных Церквах праздникРождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названиемБогоявления. Памятником древнего соединения Рождества Христова и СвятогоБогоявления является совершенное сходство в отправлении этих праздников,дошедшее и до наших времен. Когда же эти праздники были разделены, топразднование распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря до 6января, и эти дни как бы составили один день праздника. В народе эти дниназывают святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православныехристиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событийРождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь начала сдревних времен. Уже в церковном уставе преподобного Саввы Освященного (умерв 530 году), в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, чтово дни святок "никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви,ниже в келий", и возбранено совершать священнодействие брака. Вторым Туронским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова доБогоявления названы праздничными. Между тем святость этих дней и вечеров сейчас нарушается призывами кобычаям языческих празднеств. С экранов телевизоров, по радио, из газет,нам внушают, что на Руси в дни святок были приняты гадания, игрища спереодеванием, народные гуляния. Церковь, заботясь о нашей чистоте, всегдазапрещала эти суеверия. В правилах шестого Вселенского Собора говорится:"Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, даподлежат правилу шестилетней епитимий. Той же епитимий надлежит подвергатьи тех, которые производят гадания о счастье, судьбе, родословии, имножество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей,обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающихже в этом и не отвращающихся от этих пагубных и языческих вымысловопределяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают.Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6, 14-16). Так называемыекаленды (то есть языческие празднования первого дня каждого месяца). Бота(языческое празднование Пану), Врумалия (празднование языческому божеству -Вакху) и народное сборище в первый день марта желаем совсем исторгнуть изжития верных. Также и всенародные пляски, могущие причинить великий вред ипагубу, равно и в честь богов, которых так ложно называют эллины, пляски иобряды, производимые мужчинами и женщинами, совершаемыми по старинному ичуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужейне одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок.Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо извышесказанного, клириков - повелеваем извергать из священного сана, а мирян- отлучать от общения церковного". В Священном Писании говорится: "На женщине не должно быть мужскойодежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок предГосподом Богом твоим всякий делающий сие" (Втор. 22,5).Православное правительство Российской империи в своих законах запрещало "внавечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по стариннымидолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния,производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни". Святочные гадания Всем всегда хочется хоть немножко заглянуть в будущее, а святкисчитались идеальным временем для гаданий - и люди гадали. Для гаданийвыбирали "нечистые" места, где, как считалось, обитает нечистая сила,сильно активизировавшаяся в святочный период, - места нежилые инестандартные: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки,кладбища и т.п. Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты и пояса, развязываливсе узлы на одежде, девушки распускали косы. На гадания направлялисьтайком: выходили из дому не перекрестясь, шли молча, босиком в однойрубашке, зажмурившись и покрыв лицо платком, чтобы не быть узнанными. Чтобыокончательно не пропасть предпринимали "защитные" меры против нечистой силы- очерчивали вокруг себя кочергой круг и надевали на голову глиняныйгоршок. Тематика гаданий варьировалась от вопросов жизни, смерти и здоровья доприплода скота и медоносности пчел, однако основная часть гаданий былапосвящена вопросам брака - девушки старались узнать наиболее подробнуюинформацию о своем суженном. В основе технологии гадания лежало универсальное верование, чтособлюдении определенных условий, будут получены "знаки" судьбы, которые приправильном истолковании приоткроют завесу времени и подскажут будущее."Знаками" могло быть что угодно - сновидения , случайные звуки и слова,формы расплавленного воска и вылитого в воду белка, степень увялостирастений, поведение животных, количество и чет-нечет предметов и др. и т.д.и т.п. Лай собаки указывал, с какой стороны прибудет жених, стук топора сулилбеду и смерть, музыка скорую свадьбу, топот коня - дельную дорогу; гадалине только по случайным звукам и провоцировали их: стучали в ворота хлева,по забору и т.д. А о нраве будущего мужа гадали по поведению тараканов,пауков и муравьев. Чтобы приснился вещий сон, девушка должна была умыться водой,принесенной из девяти колодцев, вплести в косу травинки, подмести пол передсном в направлении от порога к углу и обежать дом в обнаженном виде. Такжепомогало положить под кровать и под подушку мужские штаны, подушечку сзерном, гребень или чашку с водой. Но все же центральным моментом святочных торжеств была общесемейнаятрапеза. Готовилось нечетное число блюд, основным из которых была кутья -вид круто сваренной каши из ячменной или пшеничной крупы (а иногдаготовившейся из смеси разного вида зерна), готовили также блины и овсяныйкисель. На столе ставили дополнительные приборы по число членов семьиумерших в прошедшем году. По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженные - колядующие,специально, для того чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать имблагожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось,на прямую зависел от степени одарения колядующих. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ 15 (28) ноября - 24 декабря (6 января), включительно Как был установлен Рождественский пост Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов,относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св.Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своихтворениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественскогопоста писал Лев Великий. Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, удругих - несколько больше. На соборе 1166 года бывшем приконстантинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всемхристианам было положено хранить пост пред великим праздником РождестваХристова сорок дней. Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что "сам святейший патриархсказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. - Ред.) неопределены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковномупреданию, и долженствуем поститься... от 15 дня ноября".Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15(28 - по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января),длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей,так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в деньпамяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот постназывают Филипповым. Зачем установлен Рождественский пост Рождественский пост - зимний пост, он служит для нас к освящениюпоследней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом иприготовлением к празднованию Рождества Христова. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню РождестваХристова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистымсердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир СынаБожия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердцеи желание следовать Его учению. АГРАФЕНА КУПАЛЬНИЦА ДА ИВАН КУПАЛА Летнее солнцестояние - один из заметных, поворотных моментов года.Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. Унас таковым праздником является Иван Купала. Однако же праздник этот был присущ не только русскому народу. В Литвеон известен как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине- Купало илиКупайло. От Карпат до севера Руси в ночь с 23 на 24 июня все праздновалиэтот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлыйпраздник Ивана Купала. Правда, из-за отставания Юлианского календаря отныне принятого Григорианского, смены стиля и прочих календарных сложностей"макушку лета" стали праздновать через две недели после самогосолнцестояния... У наших древних предков существовало божество Купало, олицетворяющеелетнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали черезкостер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднованиелетнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию.Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда егозаместил ни кто иной, как Иоанн Креститель (точнее - его народный образ),чье рождество праздновалось 24 июня. Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала, один из самыхпочитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, а такжеидущие еще через несколько дней "Петр и Павел" сливались в один большойпраздник, наполненный для русского человека огромным смыслом и потомувключающий множество обрядовых действий, правил и запретов, песен,приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий. По самой ходовой версии "Купальницей" св. Аграфену называют потому, чтодень ее памяти падает на канун Ивана Купалы - но многие связанные с этимднем обряды и обычаи заставляют предположить, что св. Аграфена получиласвой эпитет безо всякого отношения к Купале. На Аграфену обязательно мылись и парились в банях. Обыкновенно именно вдень Аграфены Купальницы заготавливали веники на весь год.В ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай: мужики посылали жен"выкатывать ржи" (то есть помять рожь, валяясь по полосе), что должно былопринести урожай немалый. Пожалуй, самым главным событием дня Аграфены Купальницы был сбор травдля лечебных и знахарских целей. "Лихие мужики и бабы в глухую полночьснимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветныхместах клады" - написано в одной из книг начала ХIX века. Считалось, что вэту ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другомшелестом листьев; беседуют животные и даже травы, которые этой ночьюнаполняются особой, чудодейственной силой.До восхода солнца рвали цветы Иван-да-марья. Если их вложить в углы избы,то вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветарастения) будут говорить, а вору будет казаться, будто разговаривают хозяинс хозяйкой. Во многих местах баню устраивать и вязать веники было принято не наАграфену, а в Иванов день. После бани девушки закидывали веник через себя вреку: если потонет, то на этот год помрёшь. На Вологодчине вениками,составленными из разных трав и веток различных деревьев, обряжали недавноотелившихся коров; гадали о своём будущем - перебрасывали веники черезголовы или бросали с крыши бань, смотрели: если веник упадёт вершиной кпогосту, то бросающий вскорости умрёт; костромские девушки обращаливнимание на то, куда комлем упадёт веник- туда и замуж выходить.Гадали и так: собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно!), наночь клали под подушку, чтоб приснился суженый: "Суженый-ряженый, приходи вмой сад гулять!" Можно было набрать цветов в полночь и положить под подушку; утромследовало проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось -в этом году замуж выйдешь. Множество купальских поверий связано и с водою. Ранним утром бабы"черпают росу"; для этого берётся чистая скатерть и ковш, с которым иотправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потомвыжимают в ковш и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякуюболезнь и чтобы лицо было чисто. Роса купальская служит и для чистоты вдоме: ею кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы, ичтобы нечисть "в дом не глумилася". Поутру в Иванов день купаться - обычай всенародный, и только внекоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как вИванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может,когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякогонеосторожного. Кое-где считается, что только после Иванова днядобропорядочные христиане могут купаться в реках, озерах и прудах, так какИван освящает их и усмиряет различную водяную нечисть. К слову, связано много поверий и с нечистой, ведьминой силой.Считалось, что на Ивана Купалу ведьмы тоже справляют свой праздник,стараясь как можно больше причинить зла людям. У ведьм якобы хранится вода,вскипяченная с пеплом купальского костра. И обрызгав себя этой водою,ведьма может лететь куда ей вздумается... Один из довольно распространённых купальских обрядов - обливание водойвсякого встречного и поперечного. Так, в Орловской губернии деревенскиепарни одевались в старое и грязное и отправлялись с вёдрами на речку чтобынаполнить их самою мутною водою, а то и просто жидкой грязью, и шли подеревне, обливая всех и каждого, делая исключение разве что для стариков ималолеток. (Кое-где в тех краях, говорят, этот милый обычай сохранился ипоныне.) Но всего более, разумеется, доставалось девушкам: парни врывалисьдаже в дома, вытаскивали девушек на улицу силой и здесь окатывали с ног доголовы. В свою очередь и девушки старались отомстить парням. Кончалось тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телуодежде, устремлялась на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальшеот строгих глаз старших, купалась вместе, "причём, - как замечает этнографXIX в. - разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах."Невозможно представить купальскую ночь без очищающих костров. Вокруг нихплясали, через них прыгали: кто удачнее и выше тот будет счастливее: "Огоньочищает от всякия скверны плоти и духа!.." Считается также, что огоньукрепляет чувства - а потому прыгали и парами. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотинудля защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворыхдетей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и самые болезни. Молодёжь, подростки напрыгавшись через костры, устраивали шумныевесёлые игры, потасовки, бег наперегонки. Непременно играли в горелки.Ну а напрыгавшись да наигравшись - как не выкупаться! И хотя Купала исчитается праздником очищения, нередко после совместного купания у молодыхпар завязываются любовные отношения - что бы там этнографы не говорили...Однако по поверьям ребенок, зачатый в ночь Купалы, родится здоровым,красивым и счастливым. Вот так и проходил праздник Ивана Купалы - в разгульных обрядах,гаданиях и прочих веселых и милых шалостях... Список литературы 1. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российскийраритет, 1992 2. Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1990. 3. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.:Правда, 1989. 4. Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2. М.:ОЛма-Пресс, 1998.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Традиции и обычаи русского народа iconТрадиции и обычаи казахского народа
Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности
Традиции и обычаи русского народа iconПланирование воспитательной работы по основным направлениям деятельности в группе продленного дня №3 ( третьи классы ) январь 2011 года
Традиции, обычаи и праздники русского народа (Рождество Христово, Крещение, Гадание на Руси.)
Традиции и обычаи русского народа iconВоспитание учащихся на традициях русского народа
Мною предпринята попытка восполнения этого пробела. Её результатом стала программа “История, традиции, культура и быт русского народа”,...
Традиции и обычаи русского народа iconКлассный час Традиции русского народа. Пасха
Баранова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы моу цнинской сош №1
Традиции и обычаи русского народа iconДокументи
1. /Чухно Обычаи и традиции народов мира/1. Аннотация. Обычаи и традиции народов мира..docx
Традиции и обычаи русского народа iconДокументи
1. /Чухно Обычаи и традиции народов мира/1. Аннотация. Обычаи и традиции народов мира..docx
Традиции и обычаи русского народа iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Купавинская средняя общеобразовательная школа №25 Классный час «…Родина у всех бывает разная, но у всех она одна.»
Учитель: Верно ребята, я с вами полностью согласна. Много разных народов живут на нашей планете и у каждого народа свои обычаи, сказки,...
Традиции и обычаи русского народа iconОбычаи и традиции Шотландии

Традиции и обычаи русского народа iconОбычаи украинского народа

Традиции и обычаи русского народа iconХорошо, что у нас возрождаются старые русские традиции
В этом году впервые в школе проводилось коллективно-творческое дело, посвященное православному празднику русского народа «Пасха –...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы