Утверждение православия в русской культуре. Византия, Россия преемственность и новаторство Утверждение православия в русской культуре. Византия Россия. Преемственность и новаторство а Принятие христианства icon

Утверждение православия в русской культуре. Византия, Россия преемственность и новаторство Утверждение православия в русской культуре. Византия Россия. Преемственность и новаторство а Принятие христианства



НазваниеУтверждение православия в русской культуре. Византия, Россия преемственность и новаторство Утверждение православия в русской культуре. Византия Россия. Преемственность и новаторство а Принятие христианства
Дата конвертации27.07.2012
Размер261.4 Kb.
ТипРеферат
Утверждение православия в русской культуре. Византия, Россия - преемственность и новаторство


Утверждение православия в русской культуре. Византия - Россия. Преемственность и новаторство.а) Принятие христианства. Что пришло в русскую культуру из Византии.б) Византийский канон и его трансформация в русской школе.в) Новаторство в русской культовой архитектуре. ВИЗАНТИЯ (Восточная Римская империя, Византийская империя), государство периода IV-XV веков, образованное при распаде Римской империи, в её восточной части (Балканский полуостров, Малая Азия, юго-восточное Средиземноморье). Столица- Константинополь, Население- греки, сирийцы, копты, армяне и др. Господствующий язык- греческий. В IX- начале VII веков в Византии стал складываться феодализм (при сохранении до VII века рабовладения). Особенности византийского феодализма: сохранившиеся в раннее средневековье города как центры ремесла и торговли, централизованный государственный аппарат и налоговая система, отсутствие сословной замкнутости господствующего класса, развитой вассальной системы, непрочность торгово- ремесленных корпораций, сельской общины. Наибольшего территориального расширения Византия достигла в VI веке при Юстиниане I. Завоевание в период VII-IX веков арабов, славян, лангобардов свели её территорию в основном к части Балканского полуострова и Малой Азии. Захват в 1204 году участниками 4-го крестового похода Константинополя привёл к падению Византийской империи, основанию Латинской империи, а на не завоеванной крестоносцами территории - греческих государств (Никейской, Трапезундской империй, Эпирского государства). Византийская империя была восстановлена Михаилом VIII в 1261 году. Взятие в 1453 году Константинополя турецкими войсками положило конец Византийской Империи. (справка из энциклопедического словаря) В эпоху раннего средневековья Византийская империя, наследница ипреемница греческой культуры и государственно-правовой организации Римскойимперии, была наиболее культурным, наиболее сильным и наиболее экономическиразвитым европейским государством. Вполне естественно, что её влияние былоопределяющим на достаточно большом отрезке русской истории. С глубокойдревности славяне торговали с Византией, используя великий водный путьВолхов - Днепр - так называемый "из варяг в греки". Вывозили мёд, меха,воск, рабов, а из Византии везли предметы роскоши, искусства, бытовыеизделия, ткани, а с появлением письменности - и книги. На этом путивозникают многочисленные русские торговые города: Киев, Чернигов, Смоленск,Новгород Великий, Псков и другие. Одновременно с этим русские князьясовершали военные походы на Царьград (Константинополь), которыезаканчивались подписанием мирных договоров. Так, в 907 году, Великий князьОлег осаждает Царьград, после чего следует мир с греками, после него Игорь,сын Рюрика, идёт походом на Византию в 941-945 годах, а в 946 годузаключает с ней договоры о мире, торговле и взаимной военной помощи.
СынИгоря Святослав в 970 году помогает византийскому императору в войне противДунайской Болгарии. Но основное влияние Византии на славянский мир осуществлялосьпосредством его христианизации. Она же послужила идеологической основой дляобъединения славянских племён в единое русское государство. В Киевскую Русьхристианство проникло уже впервой половине Х века. Из договора Игоря сгреками (945 г.) мы узнаем, что в это время среди киевских варягов быломного христиан, и что в Киеве была христианская церковь св. Ильи. Послесмерти Игоря его вдова и правительница государства великая княгиня Ольгасама приняла христианство (около 955 г.), и некоторые члены княжескойдружины последовали ее примеру. Верования восточных славян IX-X столетий представляли собой сложноепереплетение религиозных представлений, человек поклонялся силам природы:воде, огню и земле. Поклоняясь, воде он верил в ее живительную силу,связывал плодородность земли с дождем, посланным небом. Представления проземной огонь издавна связывали с огнем небесным - солнцем, что дает тепло исвет. Верили в очищающую силу огня - отсюда и обычай прыгать через огонь вночь Ивана-Купалы. С превращением земледелия в основной вид хозяйства и сизменением в связи с этим социальных отношений, человек чаще сталолицетворять те явления природы, с которыми был связан быт землероба.Земледельческий культ ярко отразился в праздниках в честь солнечного бога. Существует два расхожих мнения о состоянии духовной культурыславянских народов нашей страны. В первом крещение киевлян рассматриваетсясовременными церковными авторами как начало культурного прогрессадревнерусского общества, - прогресса, сводящегося к простому усвоениювизантийских эталонов культуры нашими предками, якобы не имевшими за душойничего, кроме природной гениальности, понимаемой как способность к быстромуи глубокому усвоению готовых культурных форм. С другой стороны глубокийанализ культурного наследия нашей страны показывает, что ко временипринятия христианства русское искусство находилось на достаточно высокойступени развития. Более тысячи лет русскому народному творчеству, русскойписьменности, литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке. Междутем усвоение и творческое переосмысление элементов византийской культуры,попавших на Русь в ходе христианизации древнерусского общества(христианство в данном случае выступало в роли простого передатчика этихэлементов), стали возможными только потому, что в дохристианской Руси небыло какого-то культурного вакуума, а существовал достаточно высокийуровень развития духовной культуры. При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшегозначения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятиехристианства. В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческоевоспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжитьСвятослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. "И стал Владимиркняжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме затеремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами,затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы,называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот" (980год). Понять превосходство христианства над язычеством и стать христианиномкнязю Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Иллариона,обладал "добрым смыслом и острым умом" и имел возможность ознакомиться схристианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмыи совершались богослужения на славянском языке. Приняв христианскую православную веру, князь Владимир (в крещенииВасилий) решился "обратить всю Землю в христианство". Великого князяВладимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Онруководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо длярусского народа христианизация означала приобщение к высокой культурехристианских народов и более успешное развитие своей культурной игосударственной жизни. Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откудапроникало на Русь восточное Православие. Видимо в целях более успешногоосуществления своих замыслов и, надеясь получить из Византии необходимуюпомощь, особенно в деле организации церковного управления и развитиядуховной культуры, князь Владимир вступает в родство с византийскимиимператорами (соправителями) Василием II (976-1025) и Константином (976-1028). В Херсонесе (Корсуни) он женится на их сестре Анне. Возвратившись вКиев с супругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольныйград различную церковную утварь и святыни - кресты, иконы, мощи, князьВладимир приступил к официальному введению христианства на Руси. Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственнойрелигии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезныхосложнений, хотя в некоторых местах не обошлось без открытой борьбы,начатой предводителями язычества. Кумиры старых богов были ниспровергнуты изатем сожжены или брошены, были построены христианские церкви.Первоначально христианство распространялось преимущественно по линии Днепра- Волхова; есть известие, что в Новгороде новая вера встретиласопротивление язычества, которое было подавлено силою. К востоку отвеликого водного пути, в области Оки и верхней Волги, христианствораспространялось медленно, и в Ростовской земле проповедники новой верыдолго встречали ожесточенное сопротивление язычников. Принятие христианства способствовало широкому распространению на Русиграмотности, насаждению просвещения, появлению богатой, переведенной сгреческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы,развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен ВладимираСвятого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средствомраспространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки ЯрославаМудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числемонастырские и частные. Большие библиотеки имели князь ЧерниговскийСвятослав Ярославич, который "разными драгоценными священными книгаминаполнил свои клети", князь Ростовский Константин Всеволодович снабжавший"книгами церкви Божии"; "богат был. . . книгами" епископ Ростовский КириллI (XIII век). Рукописные книги были очень дороги, приобретать их в большомколичестве могли только состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри. С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились еегосударственные и культурные связи не только с Византией, но и сБалканскими странами и другими государствами Европы. Вступив в Брак сгреческой царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецкимимператором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны -Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой Владимир "жил в мире сокрестными князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и сАндрихом Чешским. И были между ними мир и любовь". Вместе с Христовым учением о любви и милости церковь принесла на Русьи начала византийской культуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшитьих житейские порядки. Под влиянием христианства отдельные лица из языческойсреды изменяли к лучшему свои взгляды и нравы. О самом князе Владимирепредание говорит, что он смягчился под влиянием новой веры, стал милостив иласков. Среди дружины из земских людей появилось много благочестивыххристиан, почитавших церковь, любивших книги и иногда уходивших от мирскихсоблазнов в монастыри и в пустынное житье. Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магометанской иязыческой Азии, сблизив ее с христианской Европой. Болгарская письменностьсразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и создавать впервый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться. Самапо себе культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной датеначала русской культуры, то самой обоснованной будет 988 год. В первое время христианская письменность на Руси не была обширна.Книги, принесенные на Русь вместе с крещением, представляли собоюболгарские переводы Библии, богослужебных книг, поучений, историческихкниг, Кормчей книги и т. п. Под влиянием этой болгарской письменностисоздалась и собственная русская письменность, в которой главное местозанимали летописи и жития святых, поучения и молитвы. Эта письменность, занемногими исключениями, не отличалась ни ученостью, ни литературнымискусством. Первые киевские писатели были просто грамотными людьми,обладавшими некоторой начитанностью. Они подражали переводным образцам так,как умели, без школьной учености и риторического искусства. Тем не менее,их произведения оказывали заметное влияние на духовную жизнь наших предкови содействовали смягчению нравов на Руси. Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие городаКиевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк,Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющеебольшинство русского населения приняло христианскую веру и Киевская Русьстала христианской страной. Крещение Руси создало необходимые условия для образования РусскойПравославной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом,а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги наславянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовкидуховенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князьВладимир "приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньшестояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, гдестоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другимгородам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей наКрещение по всем городам и селам". С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественныйкаменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный) иперенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этотсимволизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси ивещественно олицетворял собою "духовную Русскую Церковь". Поскольку христианизация древнерусского общества была идеологическойакцией, предпринятой великокняжеской властью в целях освящения феодальныхотношений, то приобщение Киевской Руси к христианству стимулировалосоциально-культурное развитие наших предков не прямо, а косвенно. Развитиепроцессом христианизации одних видов социально-культурной деятельностисопровождалось одновременным противодействием по отношению к другим.Например, поощряя живопись (фрески и иконы нужны были для культовых целей),ново утвердившаяся церковь осуждала ваяние (скульптуре в православном храмеместа нет). Культивируя пение а капелла, которым сопровождаетсяправославное богослужение, она порицала инструментальную музыку, которой ненаходилось богослужебного применения. Преследовался народный театр(скоморошество), подвергалось осуждению устное народное творчество,истреблялись как "языческое наследие" памятники дохристианской славянскойкультуры. Просвещение - не случайный результат влияния церкви; оно неизбежный ееспутник, хотя этим еще не предопределяется высота его уровня. Св. Владимир,когда вводил на Руси христианство, то вместе с переменой веры более всегозаботился о превращении своего народа в просвещенную, культурную иблестящую нацию по подобию Византии. Владимир ведет с греками войну,добивается их союза, родства с императорами и только тогда крестит свойнарод. Для одной перемены веры это было бы излишне: иерархия, хотя и невысшего ранга, охотно бы явилась из Греции, церковная утварь и разныедругие драгоценности могли быть куплены за деньги. Но Владимир хотел нетого. Ему было нужно, чтобы греки, породнившись с ним, преодолелиотвращение к русским, как к варварам, перестали скупиться - уделить намчасть своих культурных благ, возымели усердие учить нас наукам иискусствам, открыли нам, так сказать, "профессиональную тайну" своейобразованности. Из Корсуня Владимир, вместе с церковными святынями,перевозит в Киев и несколько бронзовых статуй, торопясь видеть свою столицупохожей на просвещенную царицу Босфора. Как только произошло крещениекиевлян, Владимир немедленно задался целью дать настоящее просвещение детямвысшего сословия. Он надеялся, что младшее поколение аристократии, пройдяполный цикл наук, необходимых для образованного человека того времени,будет надежным проводником просвещения и для всего русского народа. В той сложной иерархии государств, которую представлял собойсредневековый мир, Русь после крещения заняла новое, высокое место.Совершенно по-новому, более широким потоком вливаются и глубжепроникают в жизнь христианской Руси блага византийской христианскойкультуры. Вечные основы европейской культуры, те античные - римские иэллинские - начала, хранительницей которых была Византия, открываются Русивместе с воспринятым из Византии православием. С ним Русь воспринимает изВизантии первоосновы богословской и философской мысли, первые элементыобразованности, литературы и искусства, основные правовые нормы иполитические идеалы. Здесь начало того процесса, который, возвысив Русь,подготовил ее к принятию великого христианского наследия, а позднее, послепадения старой империи, поставил Московское царство во главе православногомира. В X-XII вв. в искусстве Византии сложилась классически стройнаяхудожественная система, устойчивый канон художественных образов, стабильнаяиерархия основных духовных ценностей. Благодаря своей универсальностивизантийское искусство приобрело некий надэтнический характер, впитавкультуру многих народов. Это послужило основой его широкой экспансии вразличные страны. Византийское искусство стало непререкаемым эталоном дляискусства православного мира – русского, болгарского, сербского,грузинского. К нему обращались художники латинского Запада и мусульманскогоВостока. Влияние византийского искусства прослеживается в Италии и наострове Сицилия, на Кавказе и ряде других областей. Но византийскоеискусство и само испытывает изменения под влиянием местных художественныхшкол. Так в иконописи и архитектуре возникла на Руси самобытная школа,связанная с национальным характером, с народно-религиозным пониманием "мерыи красоты". Первые века становления православия на Руси были временемрождения отечественных форм его понимания, выраженного в красках, вкамне, в слове. Для правителей Византии чудесные произведения прикладного искусствабыли в то же время и орудием политики и дипломатии - раздача наград, дарыхрамам и монастырям, подкуп правителей иностранных государств и их послов,содействовали распространению драгоценных произведений искусствавизантийских мастеров далеко за границами империи. Была распространена имассовая продукция из металла для широких слоев населения Византийскогогосударства. Прикладное искусство Византии, подарившее миру множествопрекрасных шедевров, отражало вкусы, эстетические представления и интересыразличных социальных слоев византийского общества. Вместе с тем оноодновременно подчинялась общим мировоззренческим установкам ихудожественным канонам, господствующим в византийском обществе.Ремесленники, естественно, должны были считаться со вкусами знатныхзаказчиков, императорского дворца, церкви. Византийская культура, как культура других средневековых государств,представляет собой весьма сложную, но все же единую систему культурныхценностей. Изменения, происходящие в одной из сфер культуры,незамедлительно сказывается и на другой. Тесная связь, взаимное влияниевсех видов культуры - закон развития. С X-XI вв. в искусстве Византиигосподствует пышная декоративность. Торжественный монументализм все чащесоединяется с усложненной символикой. В живописи и архитектуре начинаетгосподствовать строгая, рассудочная симметрия, спокойная, торжественнаяуравновешенность линий и движений человеческих фигур на фресках и мозаикаххрамов. Изобразительное искусство приобретает вневременный ивнепространственный характер; абстрактный золотой фон, столь любимымивизантийскими мастерами, заменяет реальное трехмерное пространство,выполняя важную эстетическую функцию: он призван как бы отгородитьотвлеченное изображение. того или иного явления от живой деятельностиокружающего мира. Стилизованные архитектурные ассамблеи, фантастическиепейзажи фона делают все более абстрактными и зачастую заменяются золотымиили пурпурными плоскостями. Творчество художника приобретает отнынебезликий характер, оно скованно традицией и церковным авторитетом, а порывыиндивидуальных творческих исканий мастера подчинены нивелирующему действиюканона. К X в. в византийском изобразительном искусстве, в частности вживописи, окончательно складывается иконографический канон - строгиеправила изображения всех сцен религиозного содержания и образов святых, атакже устойчивый канон в изображении человека. Эстетика созерцательногопокоя, торжественной умиротворенности, неземной упорядоченности влекла засобой создание устойчивой и неизменной иконографии. Иконографические типы исюжеты почти не изменялись в течение столетий. В отличие от мусульманскогоВостока, где примат духовного начала над плотским привел к господству визобразительном искусстве геометризма и орнаментальных форм, вытеснившийизображение человека, в искусстве Византии человек все же остался в центрехудожественного творчества. В искусстве опять обратились к эллинизму, нопри глубокой переработке его традиций с целью повышения духовностихудожественного творчества. Если языческий мир воспевал в человеке телеснуюкрасоту, то византийское искусство прославляло его духовное величие иаскетическую чистоту. В стенных росписях, в мозаиках и иконах и даже в книжной миниатюреголова как средоточение духовной жизни становится доминантой человеческойфигуры, тело же стыдливо скрывается под струящимися складками одеяний,линейная ритмика сменяет чувственную экспрессию. В изображениечеловеческого лица на первый план художник его одухотворенность,самоуглубленную созерцательность, внутреннее величие, глубину душевныхпереживаний. Огромные глаза с экстатически расширенными зрачками,пристальный взор которых как бы завораживает зрителя, высокий лоб, тонкие,лишенные чувствительности губы - вот характерные черты портрета ввизантийском искусстве классического средневековья. Из культовогохудожественного творчества почти совсем исчезает скульптура как искусство,прославляющее телесную, а не духовную красоту. Ее сменяет плоский рельеф иживопись (мозаика, фреска, икона). Отныне художник должен изображать нетолько тело, но и душу, не только внешний облик, но и внутреннею духовнуюжизнь своего героя. В этом, кстати сказать, важное отличие византийскогоискусства от западноевропейского, где скульптурные изображения Христа,мадонн, святых приобрели широчайшее распространение. В XI - XII вв. наблюдается подъем в искусстве иконописи. От этогопериода сохранялось несколько прекрасных образцов византийских икон,преимущественно столичной школы живописи. Своеобразна и по сюжету, и поисполнению константинопольская икона XI в. из собрания монастыря св.Екатерины на Синае. Она является как бы иллюстрацией к "Лествице" ИоаннаЛествичника; она показывает восхождение к небесам монархов по лестниценравственного самоусовершенствования и духовных подвигов: отступившихсямонархов нечистая сила тянет в ад, что придает иконе известную наивность ифантастичность, несмотря на реалистические черты в изображении фигур и лиц,на правильные их пропорции, восходящие к эллинистическим традициям. От XIIв. сохранилась шедевр византийской иконописи - икона ВладимирскойБогоматери (Москва, Третьяковская галерея). Ныне она прочно вошла в историюдревнерусского искусства. Мария изображена здесь в позе Умиления("Элеуса"), она нежно прижимается щекой к щеке сына, который ласковообнимает ее за шею. Эта сцена - воплощение чувства материнства в соединениис величественной духовностью. В глазах Марии отражена вся скорбь мира. Матьуже знает о грядущей гибели сына и сознает неизбежность жертвы радиспасения человечества. Тонкое, аристократическое лицо младенца проникнутотеплым, искренним чувством. Впечатляет и другая византийская икона XII в. -Григорий Чудотворец, - хранящаяся в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Суровое,аскетическое лицо Григория мужественно и спокойно, его взгляд глубок исосредоточен. Здесь невозможно перечислить все иконописные памятники Византии тойэпохи. Необходимо только отметить, что в связи с постоянными войнами иусилением военной знати сильно поднялась популярность святых - защитников ипокровителей военного сословия. На мозаиках, фресках, иконах, эмалях, наизделиях из слоновой кости и небольших походных иконах все чаще появляютсяизображения святых-воинов: Дмитрия Солунского, Феодора Стратилата("полководца"), Федора Тирона ("новобранца") и особенно св. Георгия.Иконографические образы этих персонажей милитаризируются. Иконографическийтип св. Георгия претерпевает эволюцию. Если в X-XI вв. он изображается ввиде пешего воина с копьем в правой руке, опирающегося левой на шит, то вXII в. получает распространение конный образ Георгия без дракона или иногдапоражающего змея. Этот образ Георгия-воина приобрел огромную популярность встранах Юго-Восточной и Восточной Европы и, особенно, на Руси, где получилуже законченный и хорошо знакомый нам образ всадника, поражающего копьемдракона. XI век был периодом необычайного взлета книжной иллюстрации. Центромсоздания поистине великолепных кодексов стал императорский скрипторий вКонстантинополе. Здесь заказу императоров создавались настоящие шедеврыкнижной миниатюры. К их числу относятся рукопись "Слов" Иоанна Златоуста,выполненная для императора Никифора Вотаниана (1078-1081). На одной изминиатюр изображен сам Никифор Вотаниан в пышном императорском облачении, влице его проступают восточные черты, что говорит о портретном сходстве,схваченном художником. В живописи этого кодекса чувствуется влияниеискусства Востока. Рукопись хранится в Парижской Национальной библиотеке.Другой жемчужиной искусства столичных мастеров миниатюристов являетсядатируемая 1072 г. рукопись Нового Завета, созданная для императора МихаилаII Дуки (Библиотека Московского университета). Крохотный по размерамкодекс, украшенный изысканной живописью, изящными заставками и инициалами,- подлинный шедевр книжного искусства. Колорит миниатюр обоих рукописейотличается мягкостью и теплотой, преобладают светлые тона, рисунок тонок идинамичен. В ряд с этими шедеврами можно поставить Псалтирь XI в. изПубличной библиотеки в Санкт-Петербурге, созданную между 1074-1081 гг. дляодного из византийских императоров. Ювелирная тщательность орнаментики,мягкость и нежность колорита, тончайшая нюансировка лиц выделяют этиминиатюры из числа других, тоже высокохудожественных кодексов XI в. X-XII века - период нового подъема византийского монументальногоискусства и архитектуры - были ознаменованы также расцветом прикладногоискусства: ювелирного дела, резьбы по кости и камню, производства изделийиз стекла, керамики и художественных тканей. Художественное творчество вВизантии было подчинено единой системе миропонимания, философско-религиозного мировоззрения, единым эстетическим принципам. Поэтому все видыискусств били тесно связаны между собой единой системой художественныхценностей, общностью сюжетов, стилистических и композиционных принципов.Книжная миниатюра и прикладное искусство так же подчинялись этим общимзаконам, хотя в разной степени. Их эволюция шла в русле качественныхизменений всей художественной системы византийского общества. Поэтому вВизантии, как ни где в средневековом мире, наблюдался органическийхудожественный синтез зодчества, живописи, скульптуры, прикладногоискусства. Прикладное искусство в Византии, помимо практических функций,имело часто сакральное, репрезентативное, символическое назначение. Отсюдавысочайшие эстетические требования, предъявляемые к искусству малых форм.Церковная утварь, императорские регалии, одежда церковных иерархов ипридворной знати, реликварии и ларцы императоров и императриц, роскошныеювелирные украшения, которые носили императоры, высшие чиновники,духовенство, придворные дамы - все эти украшения часто становилисьнедосягаемым образцом для художников других стран. Высочайшего уровня развития в эту эпоху достигла византийскаяторевтика - изготовление художественных изделий из золота, серебра, бронзыи других металлов. Предметы культа - реликварии, лампады, паникадила,кованные с рельефами врата храмов, складни с образцами святых, оклады икони книг и множество видов церковной утвари были истинными произведениямиискусства. Огромное распространение имели изделия из металла в быту императоров ивысшей византийской аристократии. Музыкальные инструменты, ларцы,разнообразная посуда, блюда, чаши, кубки из золота и серебра составлялинеобходимую часть придворной жизни империи и императорского дворца. Рассвет прикладного искусства в X-XII вв. был связан с торжествомэстетики церемониала, парадности, культа императора. Пышность церемонийутонченный придворный этикет, праздничное великолепие, блеск и элегантностьпридворной жизни, ритуал процессий торжественная культовая обрядность - всеэто рождало эстетику света, блеска, красоты. Отсюда особая любовьвизантийской аристократии к изделиям из драгоценных материалов, торевтике,камням, блестящей утвари, златотканым одеждам и роскошному убранствудворцов и храмов. Именно это великолепие так поразило первых посланцев Руси и самогоВладимира и во многом оказало влияние на христианизацию Руси. Приобщение ктысячелетней христианской истории, к культурным ценностям Византийскойимперии ставило перед русским обществом, русскими мастерами новыекультурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоениемноговекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных формлитературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилосьосновой для сотрудничества, из осваиваемых достижении Византии постепенновырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковыеросписи, житийная литература и летописание, школа и переписка книг.Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовыйобряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских исоседствовавших с ними племен - крещение Руси создало новые формывнутренней жизни этих сближавшихся друг с другом культур и новые формы ихвзаимодействия с окружающим миром. С течением времени эти формыдорабатывались и преобразовывались, приобретая национальный дух исамобытность художественных решений. Со временем сложились и свои школыизвестных русских мастеров. Образцом для подражания и каноном в иконописистали творения Андрея Рублёва (главное его произведение икона "Троица"породила множество подражаний). В XVI в. славилась иконопись мастераДионисия. Монастыри заботились об украшении стен храмов живописнымифресками. Сложилось несколько школ церковной живописи (новгородская,вологодская, строгановская, московская). О том, как писать иконы спорили настоглавом соборе. В практику иконописания всё чаще внедряетсяреалистический фон (окружающая природа, здания, животные и т. п.). Под византийским влиянием культура Киевской Руси за короткий периоддостигла уровня передовых стран Европы. Русское художественное ремеслостало славиться во всем мире. "Кузнецы по злату и серебру" создавализолотые украшения, покрытые цветной эмалью, изделия из серебра со сканью изернью, с чернью и позолотой. Мечи, доспехи, ювелирные изделия пользовалисьспросом на Руси и далеко за ее пределами. В церковной архитектуре с X в. основное место стал занимать крестово-купольный храм, имевший в плане форму креста с равными ветвями и куполом вцентре. Становление крестово-куполной архитектуры было сложным процессом.Его начало может быть отнесено еще к VI в., когда был создан шедевркупольной архитектуры - София Константинопольская, а завершение в основномX столетию. В X-XII вв. крестово-купольное зодчество стало подниматься какв самой Византии, так и в сопредельных с ней странах, но этот видкультурного зодчества был лишь общей канвой, на основе которой развивалисьего различные варианты. Новые тенденции появились и в изменении социального содержанияархитектуры. Прежде всего происходит сокращение масштабов храма.Грандиозные храмы для народа уходят в прошлое. Распространение получаютсравнительно небольшие церкви, предназначенные для городского квартала,сельского прихода, монастыря или замка. Одновременно храм растет в высоту:изменяются пропорции здания, вертикаль становится преобладающей идеей,устремление в высь дает новое эмоциональное и эстетическое наполнениекультовому зодчеству. Если раньше главную роль в культовом зодчестве игралавнутренне пространство, купол смотрелся изнутри и символизировал Вселенную,то в XI-XII вв. все большее значение приобретает значение внешний видхрама. Украшение фасада здания теперь входило в общий архитектурныйзамысел, в единую композицию. Вместо замкнутых, с широкими песчанымигладкими плоскостями закрытых фасадов и стен теперь появляются новыеархитектурные формы экстерьера: фасады украшаются легкими колоннами иполуколоннами, растет число узких и длинных оконных проемов, впервыепоявляется асимметрия. Вешний декор здания становится самодовлеющемэлементом архитектуры, увеличивает его художественную выразительность.Ощутимее становится связь внешнего и внутреннего облика храма, усиливаетсявоздушность, легкость, элегантность архитектурных пропорций, колонны вхраме делаются тоньше, удлинятся барабан купола - он становится легким,стройным, со множеством вертикальных членений, с окнами, усиливающимиэффект освещения. Во внутреннем пространстве храма зодчие стремятся кдостижению большого единства. Наблюдается строгая центричность и повышениеподкупольного пространства, красота храма ныне во многом определяется егоустремленностью ввысь, в небеса. Во внешнем оформлении храма поройпоявляются пирамидальный ритм, ажурность и красочность фасадов,светотеневые контрасты. Архитектурные формы храмов второй половины XI-XIIв. становится утонченнее, совершеннее, жизнерадостнее, их красочнаяажурность и легкость резко контрастируют с глухим, суровым, аскетичнымнаружным обликом зданий предшествующего времени. Прежняя замкнутость иотрешенность уходили в прошлое, храм теперь следовало созерцать не тольковнутри но и снаружи. До XIII в. византийскою архитектуру можно считать одной из самыхразвитых и совершенных в средневековом мире. Она оказала влияние на широкийареал стран - Болгарию, Сербию, Русь и даже в какой-то мере на романскийЗапад. Древнерусское государство обязано Византии первыми выдающимисяархитектурными достижениями. До Х в. в Киевской Руси преобладали традиции деревянного зодчества.После принятия христианства возводятся каменные храмы по византийскомукрестово-купольному образцу (храм святой Софии в Киеве). Большую рольиграла отделка и окраска здания. С XII в. появляются храмы башеннообразнойформы с элементами романского стиля - декоративной резьбой по камню(Дмитриевский собор во Владимире). Храмы украшались монументальнойживописью: фреской, мозаикой, иконописью. Византийская техника возводиласьв канон и строго оберегалась церковью. Торжественное плоское изображениеликов святых на стенах храма было созвучно архитектурному замыслу. Недаром говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная вкамне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годыбыла страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости,терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего,как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятиестроительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений сокружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Русиязыческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Ксожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, ноархитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянныхсооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревяннойархитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание ихбашенками и теремами, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов,сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционнымукрашением русских деревянных строений. Эта традиция живет в народе и донастоящей поры. Первая каменная постройка на Руси появилась в конце X в. - знаменитаяДесятинная церковь в Киеве, сооруженная по указанию князя ВладимираКрестителя. К сожалению, она не сохранилась. Зато по сей день, стоитзнаменитая киевская София, возведенная несколькими десятилетиями позже. Обахрама были построены византийскими мастерами из привычной для них плинфы -большого плоского кирпича размером 40(30(3 см. Раствор, соединяющий рядыплинфы, представлял собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Краснаяплинфа и розовый раствор делали стены византийских и первых русских храмовнарядно-полосатыми. Строили из плинфы в основном на юге Руси. На севере же,в далеком от Киева Новгороде, предпочитали камень. Правда, арки и сводывыкладывались все-таки из кирпича. Новгородский камень "серый плитняк" -природный грубый валун. Из него без всякой обработки клали стены. Во Владимиро-Суздальской земле и Москве строили из ослепительногобелого известняка, добытого в каменоломнях, тщательно отесанного ваккуратные прямоугольные блоки. "Белый камень" мягок и легко поддаетсяобработке. Вот почему стены владимирских храмов богато украшеныскульптурными рельефами. В конце XV в. На Руси появился новый материал - кирпич. Он получилширокое распространение, так как был дешевле и доступнее камня. Мир Византии, мир христианства, стран Кавказа привнесли на Русь новыйстроительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружение своих церквей пообразу крестово-купольного храма греков, квадрат, расчлененный четырьмястолбами, составляет его основу, примыкающие к подкупольному пространствупрямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образецгреческие мастера, прибывшие на Русь, начиная со времени Владимира, а такжеработающие с ними русские умельцы, применяли к традициям русской деревяннойархитектуры, привычной для русского глаза и милой сердцу, если первыерусские храмы, в том числе Десятинная церковь, в конце X в. были выстроеныгреческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, тоСофийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийскихтрадиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцатьглав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресиластиль русского деревянного зодчества. Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси приЯрославе Мудром, показал, что строительство - это тоже политика. Этимхрамом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне -константинопольскому Софийскому собору. В XI в. выросли Софийские соборы вдругих крупных центрах Руси - Новгороде, Полоцке, и каждый из нихпретендовал на свой, независимый от Киева престиж, как и Чернигов, где былсооружен монументальный Спасо-Преображенский собор. По всей Руси былипостроены монументальные многокупольные храмы с толстым и стенами,маленькими оконцами, - свидетельства мощи и красоты. В XII в. традиции древнерусской архитектуры не утрачиваются. По всейРуси прошагали русские однокупольные храмы-богатыри, сменившие прежниепирамиды. Купол возносился вверх на мощном, массивном квадрате. Таким сталДмитриевский собор во Владимире-на-Клязьме, собор святого Георгия в Юрьеве-Польском. Большого расцвета архитектура достигла в годы правления АндреяБоголюбского во Владимире-на-Клязьме. С его именем связаны постройкаУспенского собора во Владимире, красиво расположенного на крутом берегуКлязьмы, белокаменного дворца в селе Боголюбове, "Золотых ворот" воВладимире - мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церковью.При нем же было создано чудо русской архитектуры - храм Покрова на Нерли.Князь построил эту церковь неподалеку от своих палат после кончины любимогосына Изяслава. Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня, вкоторой гармонично сочетаются скромная красота природы, тихая грусть,просветленная созерцательность архитектурных линии. Брат Андрея - Всеволод III продолжал эту строительную деятельность.Его мастера оставили потомству замечательный Дмитриевский собор воВладимире - величественный и скромный. Одновременно строились храмы в Новгороде и Смоленске, Чернигове иГаличе. закладывались новые крепости, сооружались каменные дворцы, палатыбогатых людей. Характерной чертой русской архитектуры тех десятилетий сталаукрашающая сооружения резьба по камню. Удивительное это искусство мы видимна стенах соборов во Владимиро-Суздальской Руси, Новгороде, других русскихгородах. Другой чертой, роднящей всю русскую архитектуру той поры, сталоорганическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом.Посмотрите, как поставлены и доныне стоят русские церкви, и вы поймете, очем идет речь. Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безогляднозаимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своемудошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира,своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры мыпостоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их поройзначительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютнорусском стиле. Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ееосновные принципы и направления культуры перешли к соседнимгосударствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской культуры. Византию можно назвать «вторымРимом», т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступаетРимской империи. Велико ее влияние и на развитие русской культуры -принятие православной веры на Руси имело огромное культурно - историческоезначение. Русь получила толчок для перехода к более прогрессивномуфеодальному способу производства. Правовая система строилась по римскому идревнегреческому праву. Крепла русская государственность и самосознаниедревнерусской народности, как единой нации. Развивались ремесла иземледелие. Получило развитие каменное строительство. Культура Древней Русинаполнялась достижениями цивилизации Византии, Древней Греции и БлижнегоВостока. Православие явилось тем цементом, благодаря которому крупицыдревнерусской культуры, укрепленные и приумноженные, стали фундаментомвеликой Русской культуры, Русской нации и великого Русского государства,название которому - Россия. Литература:1. "Русская Православная Церковь 988-1988". Изд. Московской Патриархии1988 г.2. "Крещение Руси": Факты против легенд и мифов. Лениздат 1986г.3. "Как была крещена Русь" под ред. Л.И.Волковой4. "Культура Византии" в трех томах. Изд. "НАУКА", Москва 1989 г.5. История России с древнейших времен до конца XVII века /Под ред.А.Н.Сахарова, А.П.Новосельцева. - М., 1996;6. Рябцев Ю.С. «Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре». -М., ВЛАДОС, 1995. Студент 1 курса МГПУ Ю.Л.




Похожие:

Утверждение православия в русской культуре. Византия, Россия преемственность и новаторство Утверждение православия в русской культуре. Византия Россия. Преемственность и новаторство а Принятие христианства iconТрадиции и новаторство в культуре

Утверждение православия в русской культуре. Византия, Россия преемственность и новаторство Утверждение православия в русской культуре. Византия Россия. Преемственность и новаторство а Принятие христианства iconОсобенности средневекового Новгорода
Волхов вытекает из озера Ильмень, более одиннадцати веков стоит Новгород ныне центр Новгородской области. Он был свидетелем многих...
Утверждение православия в русской культуре. Византия, Россия преемственность и новаторство Утверждение православия в русской культуре. Византия Россия. Преемственность и новаторство а Принятие христианства iconВизантия и русь: политические контакты и культурная преемственность
Знаменитый торговый путь «Из варяг в греки», проходивший по Руси, способствовал сближению 2-х стран, вызывая интерес у славянских...
Утверждение православия в русской культуре. Византия, Россия преемственность и новаторство Утверждение православия в русской культуре. Византия Россия. Преемственность и новаторство а Принятие христианства iconНоваторство Драматургії Чехова
Новаторство Чехов-драматурга одухотворене відчуттям цілісної нероздільності мистецтва і життя, творчості людини і всієї його діяльності,...
Утверждение православия в русской культуре. Византия, Россия преемственность и новаторство Утверждение православия в русской культуре. Византия Россия. Преемственность и новаторство а Принятие христианства iconО творчестве Бориса Евсеева спорят: одни называют его произведения «новым реализмом», другие «неомодернизмом»
Его лучшая книга «Отреченные гимны» (2003) – это роман о сегодняшних мытарствах русской души. Важнейшие темы его творчества – трагический...
Утверждение православия в русской культуре. Византия, Россия преемственность и новаторство Утверждение православия в русской культуре. Византия Россия. Преемственность и новаторство а Принятие христианства iconРешение Об итогах проведения VI румянцевских чтений в апреле 2008г
Международная научно-практическая конференция «Экономика, государство и общество в XXI веке», Международная научно-практическая конференция...
Утверждение православия в русской культуре. Византия, Россия преемственность и новаторство Утверждение православия в русской культуре. Византия Россия. Преемственность и новаторство а Принятие христианства iconФеномен любви в русской культуре

Утверждение православия в русской культуре. Византия, Россия преемственность и новаторство Утверждение православия в русской культуре. Византия Россия. Преемственность и новаторство а Принятие христианства iconЗадача приобщения учащихся к культуре и традициям России и освоения пространства русской культуры через образовательный процесс
Предназначен для учащихся 1-11-х классов гимназии. Педагогическим коллективом ставится задача приобщения учащихся к культуре и традициям...
Утверждение православия в русской культуре. Византия, Россия преемственность и новаторство Утверждение православия в русской культуре. Византия Россия. Преемственность и новаторство а Принятие христианства iconПроблемма адаптации чужого в русской культуре XVIII века

Утверждение православия в русской культуре. Византия, Россия преемственность и новаторство Утверждение православия в русской культуре. Византия Россия. Преемственность и новаторство а Принятие христианства iconЛекция Россия в конце XVI-XVII веках Вопросы
Социально-экономические отношения Московского царства. Утверждение крепостничества
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы