Ценообразование во внешней торговле icon

Ценообразование во внешней торговле



НазваниеЦенообразование во внешней торговле
Дата конвертации19.07.2012
Размер359.38 Kb.
ТипРеферат
Ценообразование во внешней торговле


Государственный Университет УправленияИнститут заочного обученияРЕФЕРАТПо дисциплине: «Международный менеджмент»На тему: «Ценообразование во внешней торговле»Группа: БуиА6-1-97Студенческий билет № 22Тема № 20Москва – 2001СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. Основы и особенности ценообразования во внешней торговле 3 1. 2. Ценообразование на мировых товарных рынках различных типов 7 3. Практика и методы определения внешнеторговых цен 12 4. Ценообразование в России, связанное с ВЭД 16 5. Цены и ценовая политика в системе международного маркетинга 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26 Список литературы. 28 Основы и особенности ценообразования во внешней торговле. При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарныхрынках, необходимо внимательно изучать все факторы, оказывающие влияние наформирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладные. От цензависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажитовара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут лив дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшегорасширения внешнеэкономический деятельности (ВЭД). В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретнойрыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно дляхарактеристики и внутреннего рынка, и внешнего. Цена, в том числе о внешнейторговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец,предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар илиуслугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многихусловий, получивших название ценообразующие факторы. По характеру, уровню исфере действия они могут быть разграничены на пять перечисленных нижегрупп. Общеэкономические – действующие независимо от вида продукции иконкретных условий ее производства и реализации: . экономический цикл; . состояние совокупного спроса и предложения; . инфляция. Конкретно экономические – определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации: . издержки; . прибыль; . налоги и сборы; . предложение и спрос на конкретные товар или услугу с учетом взаимозаменяемости; . потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность. Специфические – действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг: . сезонность; . эксплуатационные расходы; . комплектность; . гарантии и условия сервиса. Специальные – связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов: . государственное регулирование; . валютный курс. Внеэкономические: . политические; . военные; . религиозные; . этнические и др. Как отмечено выше, цены определяются условиями конкуренции, состоянием исоотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процессценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать идействие перечисленных выше групп ценообразующих факторов.
Например, известно, что соотношение спроса и предложения в условияхмирового рынка ощущается субъектами внешней торговли гораздо острее, нежелипоставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговлисталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынкевнутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянносравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночнымиценами, но и с мировыми. Производитель – продавец товара на внешнем рынкенаходится в режиме постоянного «ценового стресса». Значительно больше намеждународном рынке и покупателей – это во-первых. Во-вторых, в рамкахмирового рынка факторы производства менее мобильны. Никто не будетоспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуграбочей силы здесь значительно ниже, чем в рамках одного конкретногогосударства. Их перемещение сдерживается национальными границами,отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат иприбыли. Естественно, что все это не может не отражаться на формированиимировых цен. Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок,заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировойторговли. Понятие мировой товарный рынок означает совокупность устойчивых,повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющихорганизационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.), иливыражающихся систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм –поставщиков и покупателей. И во внешней торговле к факторам, под воздействием которых складываютсярыночные цены, прежде всего естественно относится состояние спроса ипредложения. Практически на цену предлагаемого товара влияют: . платежеспособный спрос покупателя данного товара – наличие денег; . объем спроса – количество товара, которое способен приобрести покупатель; . полезность товара и его потребительские свойства. На стороне предложения составляющие ценообразующие факторы: . количество товара, предлагаемого продавцом на рынке; . издержки производства и обращения при реализации товара на рынке; . цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара. Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товарадругим, удовлетворяющим покупателя (товаром-заменителем). На уровеньмировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другиекак экономические, так и внеэкономические факторы. На мировом рынке возможны случаи «искажения соотношения спроса ипредложения». В случае громадного спроса на товар может возникнутьситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный внаихудших условиях, по национальной цене, которая по существу и будет какое-то время определять мировую цену и наверняка будет весьма высокой. И,наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основнойобъем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условияпроизводства в которых наилучшие, а цены ниже. (В данном контексте нелишнеотметить и такой нюанс: даже если крупнейший производитель товара в какой-либо стране является крупнейшим поставщиком этого продукта на национальныйрынок, то это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировомрынке. Зачастую на международном рынке большую часть товаров реализуютстраны, не являющиеся с экономической точки зрения крупными и мощнымидержавами.) При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следуетучитывать различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночнойситуации. Во-первых, существуют понятия цены продавца, т.е. предлагаемыепродавцом, а значит, относительно более высокие, и цены покупателя, т.е.принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно болеенизкие. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры рынок продавца, накотором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктуетпродавец, и рынок покупателя, на котором из-за преобладания предложениягосподствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но этарыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. Аэто значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения иизучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезныеошибки. В последние два-три десятилетия важную роль в ценообразовании натовары, в особенности в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги,оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру иликонечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки:техническое обслуживание, шеф-монтаж, гарантийный ремонт, другиеспецифические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией ииспользованием товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях,в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования.Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и машинсоставляла 60%-ную долю в цене поставки. Развитие науки и технологии, оказывая влияние на совершенствованиекачественных характеристик товара, с другой стороны, воздействует намировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда,эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР вабсолютном выражении цена растет практически на всех групп товаров. Однакос учетом полезного эффекта (например, возрастают скорость, надежность, ит.д.) относительная стоимость товара, а значит и его цена для потребителяснижаются. При анализе цен следует учитывать и движение экономического цикла, чтов сфере международных экономических отношений имеет определенную специфику.Так, в стадии депрессии цены, как правило, не повышаются. И, наоборот, встадии подъема в связи с превышением спроса над предложением ценывозрастают. (Хотя и то и другое распространяется на внешнюю торговлюзамедленно, в зависимости от сферы и глубины этих явлений, особенно в фазекризиса и подъема). Необходимо отметить, что динамика изменения цен зависитот вида товаров и товарных групп. Так, при изменении конъюнктуры наиболеерезко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнеереакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее реакция ценна продукцию машиностроительного комплекса. Современный мировой рынок товаров и услуг характеризуется высокойподвижностью цен. Если в 70-80-е годы наблюдались их существенные скачки(например, резкое повышение цен на нефть в середине 70-х – начале 80-хгодов), то в конце 90-х цены мировых товарных рынков на многие сырьевыетовары претерпели значительное снижение. Это относится к ценамэнергоносителей, особенно сырой нефти, газа, цветных металлов. Подвоздействием финансового кризиса за период с конца 1997 по 1998 гг. падениецен на сырую нефть достигло 32-35%, газ – 18-20%, нефтепродукты – 30%,азотные удобрения – 37-40%, медь – 21-23% и лес – 27-30%. Достаточносказать, что цена 1 барреля сырой ближневосточной нефти с 14-16 долл.снизилась до 9 долл. В настоящее время, не без усилий ОПЕК, наметилась тенденция повышенияцен на сырую нефть: только за январь- март 1999 года они повысились на 20%.Подобные изменения в динамике цен произошли и по другим товарам. Попрогнозу журнала «Экономист», в первые годы XXI столетия мировые цены насырье несколько повысятся, но к 2010 году вновь начнется их падениепримерно до уровня 1997 года. 2. Ценообразование на мировых товарных рынках различных типов. В рыночной экономике процесс ценообразования в торговле междувнешнеэкономическими субъектами разных стран осуществляется в условияхконкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, атакже сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера.Однако данные постулаты требуют поправок в зависимости от типа рынка.Главным критерием классификации рынков, в том числе и мировых, служатхарактер и степень свободы конкуренции. Экономисты различают по этомукритерию четыре типа рынков: . совершенной (чистой) конкуренции; . чистой монополии; . монополистической конкуренции; . конкуренции немногих поставщиков – олигополия. Прежде всего эти рынки различаются количеством субъектов торговли, чтоочень сильно влияет на механизм ценообразования. Рынок совершенной (чистой) конкуренции характеризуется прежде всегоочень большим числом субъектов внешней торговли (покупателей и продавцов) исравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под воздействиемспроса и предложения цены имеют тенденцию к сближению, т.е. в данномрегионе в данный временной промежуток цены практически одинаковы. Согласнопрактическим наблюдениям, в условиях данной рыночной модели стремлениекаждого экспортера к получению максимальной прибыли приводит к снижениюцены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке экспортер прибегает кскидкам (или дисконту), который не столь значителен – в пределах 3-5%.Выигрыш экспортера – в возрастающих объемах поставок. Замечено, что на рынке совершенной конкуренции поставщики продукции(ими могут быть как сами производители-экспортеры, так и их торговыеагенты) стремятся к максимизации удовлетворения потребительского спроса.Конкурирующие фирмы-поставщики ориентируются на товары, произведенные поболее эффективным технологиям, а производители – на продажу товара подостаточно низкой цене с учетом своих издержек производства. На практике к данному типу рынка (с определенным резервом) можноотнести, например, международную торговлю различными товарами широкогопотребления – одеждой, обувью, табаком, сельхозпродукцией, в том числепродовольствием и т.д. Рынок чистой монополии характеризуется наличием одного-единственногопоставщика товара. Ценообразование в этом случае диктуется монополистом, онконтролирует все предложения, варьирует цены в зависимости от спроса иможет вызвать изменения цен, манипулируя объемами производимой продукции,заранее заручается на рынках зарубежных стран эксклюзивным правом напоставку своей продукции, чем уже и юридически затрудняет проникновениеконкурента. Монополист в силу самой природы данного рынка стремится установитьцены на товар по наиболее высоком уровне по методу полных затрат,включающих издержки производства и желательную (для производителя) прибыль.Существуют, однако, определенные установки, которых вынужден придерживатьсямонополист. Так, несмотря на единичное присутствие на рынке, монополист,как правило, не назначает наивысшую цену на товар, потому что в конечномсчете тогда общая прибыль может быть меньше. Происходит, правда поддиктовку монополиста, такой оптимальный подбор объемов производства и цен,чтобы совокупный доход был как можно выше, но все же он будет нижемаксимума прибыли на единицу продукции. Это естественно, так как не всеучастники мирового рынка имеют возможность приобрести товар по наивысшейцене. Имеется понятие ценовая дискриминация, означающее, что монопольныйпоставщик товара на международный рынок варьирует цену на поставляемыйтовар в зависимости от страны-импортера, точнее от финансовых возможностейимпортера. Однако при этом всегда учитывается, возможен ли дальнейшийреэкспорт данной продукции. Дискриминационные цены, как правило,устанавливаются на изолированных рынках, исключающих реэкспорт. В мировой практике в настоящее время чистых монополистов сравнительнонемного. В 70-80-е годы на мировом космическом рынке чистым монополистомвыступали США через компанию НАСА, которая полностью контролировалакоммерческие запуски (СССР по не вполне понятным причинам отсутствовал наэтом рынке). Практически чистым монополистом является компания Де Бирс нарынке алмазов. Рынок монополистической конкуренции – смешанный тип рынка. На данномрынке присутствуют, как правило, ряд крупных монополистов и значительноечисло менее сильных фирм, но занимающих видное место. Характерценообразования – конкурентный, с приоритетом монополизма в пределах рынкадифференцированного фирменного продукта. Господство крупных фирм одной страны на рынке отдельных товаровослабляется натиском крупных монополистических фирм другой страны, а такжеболее «легковесных» конкурентов, стремящихся получить свою долю высокойприбыли. В случае взвинчивания цен со стороны монополий всегда находятсяконкуренты, способные дать выгодные предложения, т.е. лучшие цены. Значительное влияние на цены оказывает конкуренция монополий,представляющих разные отрасли, предлагающие товары с различнойтовароведческой характеристикой и разными физическими свойствами, ноиспользуемые для одной и той же цели. В качестве примера может служитьконкуренция между производителями-поставщиками металла и пластмассавтомобилестроительным концернам. При формировании цен учитывается иконкуренция товаров, заменяющих по своим качествам традиционные. Например,компании Австралии и Англии, традиционно поставлявшие на мировой рынокшерсть, сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны производителей-поставщиков химических волокон. Рынок конкуренции немногих поставщиков – олигопольный характеризуетсяналичием нескольких крупных компаний производителей-поставщиков, обладающихзначительными сегментами рынка, полностью или практически полностьюобеспечивающих поставку товаров на мировой рынок. Между фирмами и странами-импортерами, как правило, существуют соглашения о сотрудничестве (разделенысферы влияния), зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на покупкустратегически необходимого сырья, вкладывают огромные средства в рекламныемероприятия. Практика ценообразования на поставляемую продукцию показывает, чтолюбое крупное решение, принимаемое экспортером, - установление цены,определение объемов производства, закупок, инвестиций и т.д. – требуетвзвешивания вероятной реакции конкурентов. Важную роль в плане сохранениякомпаниями статус-кво играют не афишируемые для широкой публикинеофициальные договоренности основных конкурентов. В ходе специальныхпереговоров достигаются соглашения о фиксировании цен, о разделе рынковсбыта, об объемах производства. Потребность в относительной координации деятельности на мировом рынкепривела компании к созданию специальных механизмов, с помощью которых можнобыло бы действовать с большей долей предсказуемости. Наиболее простойформой такого механизма является картель, в рамках которого предполагаетсяформальное письменное соглашение относительно объемов производства иценовой политики. Компании договариваются о разделе рынков сбыта с цельюподдержания согласованных уровней цен. Наиболее известным картелем,регулировавшим до недавнего времени мировой рынок нефти, была ОПЕК(Организация стран экспортеров нефти). В течение длительного временикартелю удавалось довольно успешно координировать нефтяные рынки. Для компаний, участвующих в работе подобных механизмов, характернатенденция к максимизации прибылей, т.е. их поведение в определенной степенинапоминает действие чистых монополий. Величина воздействия субъектоволигопольного рынка на уровень цен зависит главным образом от степенимонополизации рынка, от того, насколько силен контроль за производством исбытом товара, источниками сырья и за другими не менее важными факторами.Отмечено, что чем выше степень монополизации, тем выше уровень монопольныхцен и тем меньше их колебания. Вместе с тем ценообразование на рынках машин и оборудования – процесс,значительно отличающийся, например, от ценообразования на рынках сырья иполуфабрикатов, а анализ формирования цен на конкретные изделия,поставляемые на международный рынок, затруднен из-за различийконструктивного характера, многообразия оборудования и т.д. Тем не менеепоставщики аналогичной продукции на мировой рынок имеют определенноепредставление о ценах конкурента. Как правило, уровень цен отражаетконкретные производственные издержки с добавлением определенного процента,с учетом конкретного рынка сбыта, партнера, региона и т.д. Влияние государства на внешнеторговые цены. Государственноерегулирование внутренних цен, субсидирование экспорта, поддержка импорта,проведение таможенно-тарифной политики и т.д. в конечном счете оказываютсущественное влияние и на цены внешние, причем тем больше, чем мощнееприсутствие компаний данной страны на мировом рынке. Государство регулирует цены внутреннего рынка в основном с помощьюдвух инструментов: гарантируя производителям уровень продажных цен ипредставляя субсидии для покрытия издержек производства. Хрестоматийнымиявляются примеры поддержки государством сельского хозяйства в США исельскохозяйственной политики ЕС. В США государство предоставляет субсидиииз федерального бюджета в случае понижения рыночных цен нижегарантированного уровня цен. Специальная правительственная организация погарантированным ценам принимает в залог у производителейсельскохозяйственные продукты и в случае, если цены рынка превысятзалоговые, производитель выкупает свой товар и продает его на рынке. Еслицены ниже залоговых ставок, то товар остается в собственностиправительственной организации. Таким образом. США, являясь крупнейшимэкспортером агропродукции, путем поддержки собственных производителейпринимает действенные меры по сохранению такого зазора мировых цен, врезультате которых и собственный производитель не остается в проигрыше, иуровень мировых цен остается под контролем.Эффективен механизм ценообразования в ЕС, разработанный по каждому видусельхозпродукции и для каждого региона. Устанавливаются несколько категорийцен – индикативные цены, определяемые органами ЕС как желательные,минимальные цены импорта или пороговые, минимальные продажные цены,гарантированные производителю интервенциями официальных организаций.Существование пороговой цены защищает рынок от импорта, цена интервенциигарантирует минимальный доход производителям. Таким образом протекционизмна границах ЕС защищает производителей от резких толчков мирового рынка.Продуманная агрополитика ЕС позволила в течение 10-15 лет пройти путь отимпортера сельхозпродукции до положения, близкого к самообеспечению, ивторого мирового экспортера.Воздействие государства на уровень цен в машиностроительных и сырьевыхотраслях, как правило, осуществляется косвенным образом. Например,государство берет на себя часть финансирования НИОКР, проводитпреимущественно скрытое финансирование экспорта, ведет протекционистскуютаможенную политику. Так, представляя экспортные субсидии компаниям,государство позволяет им держать экспортные цены на уровне мировых и непокидать рынок. Устанавливая низкий уровень импортных пошлин, например, насырье, государство преследует цель повысить конкурентоспособность навнешнем рынке тех товаров, на изготовление которых оно идет. Одной изразновидностей воздействия на цены мирового рынка является демпинг. Цельдемпинга – завоевание определенным товаром или группой товаров внешнегорынка путем продажи товаров на мировом рынке по ценам ниже внутренних. Вдальнейшем убытки покрываются путем повышения цен на внешнем рынке, а затеми за счет проникновения в экономику стран-импортеров.Имеются и другие механизмы и инструменты, используемые государством дляпроведения внешнеторговой политики (квоты, добровольное ограничениеэкспорта и т.д.), которые в конечном счете оказывают существенное влияниена уровень цен на мировом рынке, особенно если данная страна является, сэкономической точки зрения, крупной.3. Практика и методы определения внешнеторговых цен.Для современного мирового рынка характерно наличие большого количестваразличных отраслевых рынков товаров и услуг, множественность цен. Напрактике цена на конкретную продукцию одного и того же рынка можетсущественно различаться. Поэтому при обосновании, определении исогласовании внешнеторговой цены необходимо иметь четкое представление охарактере сделки, диктующей особенность выбора цены:использование цен раздельных экспортных и импортных операций;цены в условиях оплаты наличными;цены, формирующиеся в рамках обычных коммерческих сделок.Исходя из данных посылок ясно, что цены, фиксируемые в рамках долгосрочныхмежгосударственных соглашений, будут существенно отличаться от цен всделках, например, типа «ad-hoc» или цен на товар, оплачиваемый путемсложных банковских операций, в условиях определенных валютных ограничений ит.д.Поставщики товара на внешний рынок встречаются с существенными колебаниямицен, предоставлением различных скидок, приложением надбавок. Кроме того,практически всегда цены на аналогичную продукцию различаются, так какразные поставщики поставляют товары различных качества, комплектации и т.п.Значительную долю в конечной цене составляют транспортные расходы.В современной международной торговле, особенно в торговле сырьевымитоварами и полуфабрикатами, заметное место занимают посреднические фирмы,также имеющие свою маржу в результате осуществления продаж. Цены на машинно-техническую продукцию, технически сложные товары, как правило, формируютсятолько при непосредственном контакте между продавцом-производителем ипокупателем-потребителем. При этом в цену включаются самые различныесоставляющие – надбавки за гарантию, предпродажный и послепродажный сервис,упаковку и др.Для изучения и использования на практике ценовых показателей мирового рынканеобходимо знать основные источники сведений о ценах. В настоящее времясозданы специальные банки данных практически для всех товаров и товарныхгрупп по регионам и временным периодам (для товаров сезонных). Огромныевозможности предоставляет система компьютерных телекоммуникаций Internet,позволяющая в считанные минуты получить ориентировку практически на всепоставляемые на мировой рынок товары. Однако это будут ценыориентировочные, позволяющие экспортеру и импортеру иметь стартовуюплощадку для переговоров по ценам поставки. Механизм же ценообразованияостался старым: анализ спроса и предложения, проект цены исходя из ситуациина рынке и формирование контрактной цены в ходе непосредственныхпереговоров поставщика и покупателя.Цены на мировых товарных рынках по источникам информации, сфере примененияи способу использования принято подразделять на несколько групп.Контрактные – конкретные цены на продукцию, согласованную продавцом ипокупателем в ходе переговоров. Они, как правило, ниже цены предложенияпоставщика. Контрактная цена действительна на весь период действияконтракта, если ее не подвергли пересмотру в ходе выполнения поставок.Контрактные цены нигде не публикуются, ибо они представляют коммерческуютайну. В принципе контрактные цены на определенный товар в определенномрегионе и при наличии небольшого круга продавцов и покупателей известны.Практическая задача состоит в сборе информации и создании банка данных.Справочные – цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях,бюллетенях, а также в периодической литературе, в газетах, журналах, вканалах компьютерной информации. Круг товаров, попадающих в ценовыесправочники, в основном охватывает небиржевые сырьевые товары иполуфабрикаты (нефть и нефтепродукты, черные металлы, удобрения и т.д.). Внастоящее время справочная литература по ценам на небиржевые товарыполучила очень большое распространение. Так, экспортер нефтепродуктовориентируется на ежедневные потоварные и региональные котировки цен,публикуемые в справочниках Platt’s или Argus, которые можно получатьежедневно через систему компьютерной связи. Экспортеры металла в принципеориентируются на издание «Metal Bulletin», выходящий два раза в неделю, аэкспортеры удобрений – на «Ferticom».Однако следует иметь в виду, что между ценами, публикуемыми в справочныхизданиях, и фактическими ценами сделок существует определенный зазор. Какправило, справочные цены несколько завышены. Справочные цены не реагируютбыстро на изменения конъюнктуры или на какие-либо политические события, заисключением, может быть цен на нефть – товар весьма специфичный. Вместе стем, они отражают динамику цен на данном рынке и тенденции.Биржевые – цены на товары, торговля которыми производится на товарныхбиржах. К биржевым товарам относятся в основном сырье и полуфабрикаты. Ценына биржевые товары оперативно отражают все изменения, происходящие на рынкеданного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынкамоментально сказываются на биржевых котировках. Это объясняется тем, чтосами биржевые котировки являются фактическими ценами сделок именно в данныймомент. Следует отметить, что биржевые котировки не отражают в себе другиеинструменты международной торговли, как то: условия поставки, платежа ит.д. Существует определенный регламент работы биржи и участия в ее работе.Биржи функционируют ежедневно, и котировочная комиссия регистрирует ипубликует котировочные цены в специальных бюллетенях. Котировки бывают двухвидов: срочные котировки (фьючерсы) на товары, отсутствующие на данныймомент, с условиями поставки через определенное время и котировки нареализуемые товары. Как показывает практика, биржевые котировки, довольноостро реагируя на различные внешние «раздражители», все-таки не могутотражать действительные тенденции в движении цен. Зачастую на биржахпроводятся операции, носящие откровенно спекулятивный характер.В международной внешнеторговой практике специалисты ориентируются накотировки наиболее известных, хорошо зарекомендовавших себя бирж, имеющихперсонал исключительно высокой квалификации, таких, как Лондонская биржаметаллов (LME – London Metal Exchange), Чикагская биржа (Chicago Board ofTrade), занимающаяся котировками и продажами зерновых, Нью-Йоркская биржахлопка (NYCE – New York Cotton Exchange).Цены аукционов – цены, полученные в результате торгов. Это реальные цены,отражающие спрос и предложение в данный временной период. Аукционный видторговли достаточно специфичен. На аукционных торгах, например, продаются ипокупаются пушнина, животные, предметы искусства.Статистические внешнеторговые – публикуются в различных национальных имеждународных статистических справочниках. Эти цены определяются делениемстоимости экспорта или импорта на объем закупленной или поставленнойпродукции. Они не показывают конкретную цену конкретного товара. С точкизрения их практического применения они интересны для понимания общейдинамики внешней торговли той или иной страны, для статистических расчетов,используются как приблизительный ориентир.В процессе согласования цен экспортер и импортер, основываясь насобственном анализе данных о положении на рынке товара, приступают кпереговорам, заранее зная, на какие уступки они могут пойти. В мировойпрактике ведения внешней торговли известно большое количество различныхскидок. Ценовые скидки – метод уторговывания цены с учетом состояния рынкаи условий контракта. По оценкам специалистов, существуют около сорокаразличных видов ценовых скидок и надбавок. К наиболее распространеннымотносятся следующие скидки:продавца, когда объем единовременной покупки (партии) или за устойчивостьпокупок экспортер в процессе торга предоставляет скидку в зависимости отситуации на конкретном рынке. Может достигать 20-30% первоначальной цены;для эксклюзивного импортера, если фирма-импортер – единственный поставщиктовара в страну или регион, добивается наилучших условий для продажи этоготовара, по существу помогает экспортеру закрепиться на рынке данной страны.Эта скидка достигает 10-15% первоначальной цены. Практикуется в условияхрынка монопольной конкуренции;сконто – в случае осуществления импортером предоплаты, полной иличастичной, за поставляемый товар. Как правило, такая скидка предоставляетсяи при прямом банковском переводе денег при оформлении товарных накладных;традиционному партнеру (бонусная), как правило, предоставляется импортеру,длительное время работающему на рынке с одним и тем же экспортером. Вданном случае экспортер уверен в своем партнере-покупателе в отношенииправильного и своевременного выполнения контрактных обязательств; скидкапредоставляется обычно на годовой объем продаж товара. Характерна в первуюочередь для рынка совершенной конкуренции;за покупку внесезонного товара, как правило, предоставляется на рынкахсельхозпродукции, одежды, обуви и др.дилерская предоставляется оптовым и розничным торговцам, агентам ипосредникам. Эта скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу исервис и обеспечивать им определенный размер прибыли.Размеры скидок определяются отдельно для каждого конкретного случая. Какправило, размеры скидок варьируются между 2 и 10% первоначальнопредлагаемой цены. Безусловно, достигаются и более существенные скидки.Ценообразование в России, связанное с ВЭДВ период существования СССР и в России централизованной плановой экономикипроблемы ценообразования на мировом рынке сравнительно мало интересоваликонкретного производителя. Все операции – торговые и платежные –производились специализированными учреждениями, внешнеторговымиобъединениями и Внешторгбанком. Сразу после появления соответствующихзаконодательных актов о самостоятельном выходе предприятий на международныйрынок появилось большое число новых субъектов рынка, как мощных крупныхпоставщиков, например, Магнитогорский комбинат или Газпром и его структуры,так и маломощных, но многочисленных «челноков».Приблизительно до 1992-1993 гг. внутренние цены на производимую в Россиипродукцию в пересчете на конвертируемую валюту были ниже мировых. Крометого, другие составляющие цены товара, как-то: транспортные расходы,портовые услуги, расходы на энергозатраты и некоторые другие, в общейструктуре цены не занимали значительную долю, о чем было хорошо известнозарубежным покупателям. А вкупе с отсутствием в тот периодквалифицированного персонала для внешнеторговой деятельности все этоприводило к выбросу товара на мировой рынок по ценам гораздо ниже мировых.В этой связи не случайно против России только ЕС открыл 15 антидемпинговыхпроцедур расследований, ввел ограничительные квоты на поставку в эти страныпо большому количеству товарных позиций.В настоящее время в России внутренние цены на многие экспортируемые товары(нефть, зерно и др.) выше мировых. Причин для этого много. Кризис вроссийской экономике привел к падению объемов производства, чтонезамедлительно сказалось на себестоимости продукции. Ежегодное сокращениеинвестиций обусловило обветшание производственных фондов, отсутствие новыхтехнологий. Большое и, вероятно, негативное влияние оказывает наличие вРоссии нескольких крупнейших монополистов, в руках которых сосредоточеныпрактически все рычаги по установлению цен и тарифов на услуги, и откоторых в условиях нашей страны зависят все. Речь идет о РАО «Газпром», РАО«ЕЭС», о транспортниках (не случайно именно транспортные тарифы вырослибеспрецедентно).В настоящее время крупные фирмы и предприятия России, экспортирующие иимпортирующие продукцию, как правило, имеют в своем составеспециализированные компании, работающие преимущественно в сфере внешнейторговли. Хотя их немного, но они достаточно четко отслеживают ситуацию натоварных и финансовых рынках, не допускают грубых ошибок. Ими четко избранырынки и каналы, по которым они работают, заведена своя клиентура, и попастьв число поставщиков или покупателей, например, «Норильского никеля», вусловиях мощной конкуренции новичкам практически невозможно. Здесь явнаятенденция к монополизации.В ценообразовании российские компании придерживаются общепринятых правилигры, присущих современному мировому рынку. Однако следует отметить однуочень существенную деталь. Сегодня, если подходить к вопросу с чистоэкономической точки зрения, многим российским компаниям экспорт не выгоден,что в свою очередь ограничивает импорт. Цены внутреннего рынка гораздо вышемировых по многим товарным позициям. Отсутствие же на российском рынкефинансовых средств приводит к неплатежам, к примитивным бартерным сделкамили к появлению различных финансовых суррогатов в виде векселей, либодругих «ценных» бумаг. Предприятие, не получая за уже поставленнуюпродукцию деньги от покупателя, вынуждено искать покупателя на внешнемрынке. Отрицательная разница в ценах затем перебрасывается на внутреннююцену товара, который еще более дорожает, хотя само предприятие послеэкспортной сделки имеет денежные поступления на свой банковский счет.Важным практическим вопросом в области внутреннего ценообразования,связанным с ВЭД, является формирование цен на импортируемые товары иуслуги. Здесь на смену «изобретениям» советских времен, жестко привязавшимцены на импорт к ценам соответствующей отечественной продукции, что нередкопорождало всякие несуразицы, теперь внедряется международный опыт,оправданная мировая практика. Это тем более важно, что, как было отмеченовыше, значение импорта для экономики России в настоящее времяисключительно, в том числе и для рядового потребителя. С учетом мировогоопыта и международных рекомендаций внутренние цены на импортные товарыопределяются исходя из их таможенной стоимости, т. е. Совокупности валютныхзатрат на импорт на момент пересечения таможенной границы, фиксируемой втаможенной декларации стоимости ввозимого товара или рассчитываемойопределенными способами, предусмотренными в разделе IV Закона РоссийскойФедерации «О таможенном тарифе». Он предписывает последовательноеприменение шести следующих методов, если предшествующий невозможен:по цене сделки с ввозимыми товарами;по цене сделки с идентичными товарами;по цене сделки с однородными товарами;вычитание стоимости;сложение стоимости;резервный. Эта величина затрат пересчитывается в рубли по валютному курсу ипосле добавления налогов (НДС, акцизов, сборов, расходов по перевозке,хранению и т.д.) и с учетом прибыли формируется внутренняя цена.В России принимаются меры по рационализации импортного тарифа. Основные егоположения сводятся к устранению ставок, превышающих 30%. На сегодняшнийдень средний уровень ставок составляет 14%, а средний уровень наподавляющее большинство товаров находится в пределах от 5 до 30%. Сейчасимпортный тариф России в среднем почти в три раза выше, чем в промышленноразвитых странах – членах ГАТТ/ВТО, хотя по многим позициям он ниже. Вцелом же протекционизм, особенно в области тарифов, его искусственноеподдержание ведут к развитию монополизма, снижению эффективностипроизводства и завышению потребительских цен.Безусловно, с восстановление потенциала российской промышленности, сукреплением финансового рынка, рынка услуг и капиталов, с ростомуправляемости и контроля за происходящими в экономике процессамиценообразование будет более предсказуемым и будет отвечать общейэкономической логике.Цены и ценовая политика в системе международного маркетингаЦены и ценовая политика - одна из главных составляющих маркетинговойдеятельности, роль которой все более возрастает. Если в 60-е годыруководители маркетинга американских компаний ставили ценообразование на 6-е по значению место среди 12 маркетинговых факторов (после планированияпродукта, маркетинговых исследований, управления сбытом, рекламы,стимулирования сбыта и обслуживания потребителей), то в 80-е годыценообразование было оценено ими как ключевой фактор, который важнеевнедрения новой продукции, сегментации рынков, издержек сбыта и 14 другихфакторов.Цены находятся в тесной взаимосвязи с другими переменными маркетинга идеятельности фирмы. Цены часто меняются на протяжении жизненного циклатовара - от высоких для привлечения покупателей-новаторов, ориентирующихсяна престиж, до низких, ориентирующихся на массовый рынок.Уровень обслуживания потребителей зависит от цены. Низкие цены обычносвязываются с недостаточным сервисом. Группы товаров с различными ценамипривлекают различные сегменты рынка. В зависимости от цен во многом зависятдостигнутые коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценоваяполитика оказывает долговременное (положительное или отрицательное)воздействие на всю деятельность производственно-сбытового комплексапромышленной фирмы.Суть целенаправленной ценовой политики в маркетинге заключается в том,чтобы устанавливать на товары фирмытакие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобыовладеть его определенной долей, обеспечить намеченный объем прибыли ирешать другие стратегические и оперативные задачи.Установить в международной торговле цену товара сложно потому, что она -величина принципиально неустойчивая.На нее влияют: цикл, в котором находится мировая экономика; конъюнктурарынка; конкуренты; посредники и покупатели; переменные курсы обмена валют.Поэтому фирмы считают, что для успеха на внешнем рынке необходиморазрабатывать ценовую политику и постоянно проверять ее эффективность,изменяя ее по мере необходимости.При разработке ценовой политики принимают во внимание следующие моменты: Какое место занимает цена среди средств конкурентной борьбы на каждомрынке, на которых действует фирма? Какой метод расчета цены должен быть выбран? Может ли выдержать фирма роль "ценового лидера" или должна следовать задругим "лидером", то есть выдержит ли фирма "ценовую войну"?Какой должна быть ценовая политика в отношении новых товаров? Как должна измениться цена в зависимости от ЖЦТ? Должна ли быть единая базисная цена для всех стран, с которыми ведетсяторговля, или возможны разные базисные цены? Существуют ли органы, с которыми следует консультироваться в странах фирм-импортеров перед установлением цены?Существуют ли организации (например, покупателей), которые могутподвергнуть анализу отношение "издержки / прибыль" нашей фирмы и сравнитьрезультат с тем же показателем конкурентов? Есть ли в стране фирмы-импортера ограничения на уровень цен, прибыль исвободу изменения цен?По степени влияния различных факторов на уровень устанавливаемой ценыиностранные фирмы располагают их следующим образом: издержки производства;цены конкурентов -экспортеров в данную страну; цены местных фирм-конкурентов; величина спроса; транспортные издержки; надбавки и скидки впользу посредника; ввозные пошлины и иные сборы; реклама и другие элементыстимулирования сбыта.Прежде чем разработать стратегию формирования цены, фирма-экспортер должнапроанализировать все внешние факторы, влияющие на решения. Решения поценам, так же как и по товародвижению, значительно зависят от элементов,внешних для фирмы. В этом их отличия, например, от решений по продуктам ипродвижению, которые в большей степени контролируются фирмой.Существуют пять этапов разработки ценовой стратегии — это формулированиецелей ценообразования, общая политика ценообразования, непосредственноценовая стратегия, реализация ценовой стратегии, приспособление цен.Коротко рассмотрим их.Цели ценообразования. Стратегия ценообразования должна быть увязана собщими целями фирмы и отражать их.Естественно поэтому, что стратегии могут различаться в широком диапазоне.Существуют три основные цели ценообразования, из которых может выбиратьфирма: они основаны на сбыте, на прибылях и на существующем положении. Впервом случае предприятие заинтересовано в росте экспорта или максимизациидоли на рынке, во втором - в максимизации прибыли, в третьем -нейтрализовать действия конкурентов, уменьшить запросы поставщиков илистабилизировать цены.В первом случае предприятие выбирает такие цели по одной из следующихпричин: оно заинтересовано в насыщении рынка или росте сбыта как важномшаге на пути к контролю над рынками и стабильным поступлениям валюты,предприятие стремится максимизировать объем сбыта и готово пойти наснижение дохода с единицы изделия для получения большей прибыли (валютныхпоступлений); оно предполагает, что больший объем сбыта позволит снижатьразмер относительных издержек.Во втором случае предприятие устанавливает в качестве цели получениевысокой массы прибыли, устанавливая стабильный ее размер в течение рядалет. Прибыль может выражаться в относительном или абсолютном измерении.Высокие относительные прибыли обычно опираются на престижные цены, авысокий общий доход обычно связан с ценами проникновения.Общая политика ценообразования. В рамках такой политики решения по ценамувязываются с целевым рынком (рынками) фирмы, характером и структуроймаркетинга. Она предусматривает скоординированную совокупность действий истратегию, включающую кратко- и долгосрочные цели.При определении общей ценовой политики отдельные решения (взаимосвязь ценна товары в рамках ассортимента, использование специальных скидок иизменений цен, соотношение своих и цен конкурентов, метод формирования ценна новые товары) увязываются в интегрированную систему. Как отмечал одинамериканский эксперт, возможности стратегии ценообразования фирмыопределяют следующие пять факторов: реальные издержки и прибыли, ценностьдля потребителя в сравнении с предложениями конкурентов, различия междусегментами рынка или факторами спроса потребителей, возможные реакцииконкурентов и маркетинговые цели фирмы.Ценовая стратегия базируется на издержках, спросе или конкуренции. В первомслучае цены определяются исходя из издержек производства, стоимостиобслуживания и накладных расходов, к которым добавляется расчетная прибыль.Во втором случае цена определяется после изучения спроса потребителей иустановления цен, приемлемых для целевого рынка. Такой вид стратегиииспользуется по товарам, для которых цена - ключевой-фактор в принятиирешений потребителями. В третьем случае цены могут быть на уровне рыночных,выше или ниже их. Такой тип ценообразования распространен при конкуренциианалогичных видов продукции.Все три подхода находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Реализацияценовой стратегии. При ее реализации помимо общих концепций, рассмотренныхвыше, используется большое количество различных решений, связанных междусобой. В их число помимо иных входят следующие:установление стандартных и меняющихся цен;использование единых и гибких цен;применение концепции взаимосвязи цены и качества;использование концепции ценового лидерства;установление цен на массовые закупки;использование практики ценовых линий.Стандартные цены устанавливаются на сравнительно длительный период времени.Вместо пересмотра цен при увеличении издержек производства фирмы могутуменьшить размер упаковки, вес товара. При переменном ценообразовании фирмаспециально меняет цены, чтобы среагировать на изменения в издержках илиспросе потребителей. Возможно сочетание стандартных и меняющихся цен. Врамках системы единых цен фирма устанавливает единую цену для всехпотребителей, которые хотели бы приобрести товар (услугу) при аналогичныхусловиях. Такая политика укрепляет доверие потребителей, ее легкоосуществлять, при ней не надо торговаться. Гибкое ценообразование позволяетменять цены в зависимости от способности потребителей торговаться или ихпокупательной силы.Связь цены и качества - это концепция, учитывающая мнение потребителей отом, что высокие цены означают высокое качество, а низкие - низкоекачество. При установлении цен это особенно важно для ситуаций, когда окачестве можно судить только по цене. Важно, однако, чтобы цены должнымобразом отражали качество и образ, который фирма хочет создать для своейпродукции. В случаях престижных цен, основанных на этой концепции,предполагается, что потребители не приобретают товары (услуги) по ценам,которые считаются слишком низкими.При ценовом лидерстве фирма рекламирует и продает ключевую продукцию изсвоего товарного ассортимента по цене, обеспечивающей долю прибыли нижеобычной. Этим производитель стремится повысить интерес потребителей ко всейассортиментной группе.Установление цен на массовые закупки представляет собой практику, прикоторой фирма предлагает потребителям скидки за покупки в большихколичествах, чтобы увеличить объем реализации. Ценовые линии связаны спродажей продукции в диапазоне цен, где каждая цена отражает определенныйуровень качества. Вместо установления одной цены для отдельной моделитовара фирма продает две или более модели (с различными уровнями качества)по различным ценам.Приспособление цены. Практическая реализация ценовой стратегии требуетсистематической "настройки" цен, учитывающей изменения в издержках,соотношении спроса и предложения, конкуренции, таможенном регулировании ит.д. Приспособление цен происходит через посредство изменений впрейскурантах, оговорок, наценок, надбавок, скидок, компенсаций. Важно,однако, чтобы цена использовалась как адаптивный механизм.Итак, ведение ценовой политики, разработка ценовых стратегий, ихпрактическая реализация - проблема не только исключительно сложная, но и"тонкая". Ее решение требует отличного знания обстановки на рынке, высокойквалификации лиц, принимающих решения, творческого подхода, интуиции.Устанавливая цены, следует не только знать их нижний и верхний пределы, заграницами которых их применение экономически неоправданно илипсихологически вредно, но и гибко маневрировать ценами в этих пределах,учитывая все факторы, причем так, чтобы в каждый отрезок времени эти ценыбыли оптимальными для продавца и потребителя.Взять, например, цены на престижные товары и товары, рассчитанные на"обычного" покупателя. Престижные цены всегда высоки, они предназначены дляпривлечения рыночного сегмента, который более заинтересован в качестветовара, его уникальности или статусе и менее обращает внимание на цену.Совершенно другое дело - реакция массового покупателя на цены обычныхтоваров.Растущее число зарубежных фирм при расчете цены и ее установлении начинаютисходить из ощущаемой потребителями ценности своих товаров. Основнымфактором ценообразования они считают не свои издержки, а покупательскоевосприятие товара и его производителя. Для формирования в сознаниипотребителей представления о ценности товара они используют в своихкомплексах маркетинга неценовые приемы. Цена в этом случае призванасоответствовать ощущаемой ценностной значимости товара.Какие бывают цены?В политэкономии цена - это денежное выражение стоимости товара,экономическая категория, служащая для косвенного измерения величинызатраченного на производство товара общественно необходимого рабочеговремени. (Здесь и далее определения, касающиеся цен, даны на основанииследующих источников: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. -М., 1980. - Т. 4; Экспортноимпортньй словарь. - М., 1954. - Т. 3.). Однаков практике внешней торговли используют множество видов цен, связанных сразличными особенностями купли-продажи. Для обозначения этих цен существуютспециальные прилагательные, употребление которых обязательно (иначе можетвозникнуть путаница, чреватая большими убытками).Исходя из сказанного, цена может быть: базисная, используемая дляопределения сорта или качества товара; ее согласуют на переговорах междупродавцом и покупателем; она служит исходной для определения ценыфактически поставленного товара, когда свойства последнего отличаются отоговоренных в контракте; при этом в контракте оговариваются скидки инадбавки, которые могут также зависеть и от конъюнктуры рынка; купли /продажи (или фактурная), определяемая условиями поставки, обусловленными вконтракте; для краткости фактурную цену снабжают еще одним указанием:"сиф", "фоб", "фор" и "франко": сиф (стоимость, страховка, фрахт -- по-английски) означает, что продавец обязан за свой счет зафрахтовать судно,оплатить стоимость перевозки (фрахт), оплатить таможенные расходы истраховку и взять на себя риск гибели или порчи товара до того момента, какгруз пересечет линию борта судна при погрузке, а покупатель берет на себяриск гибели или порчи после пересечения линии борта, фоб (свободен на борту-- по-английски) означает, что продавец оплачивает все транспортные,страховые и таможенные расходы до момента доставки товара на борт судна, апокупатель фрахтует судно, страхует груз и несет риск его гибели илиповреждения; в США (и только в этой стране!) термин "фоб" имеет то жезначение, что и "франко"; фор (свободен на рельсах - по-английски) означаетто же самое, что и "франко-вагон", то есть что продавец должен за свой счети риск отправить груз на железнодорожную станцию и погрузить товар вжелезнодорожный вагон, а все остальные расходы несет покупатель; франко -условие продажи, согласно которому продавец обязуется доставить товар вопределенное место за свой счет и риск, причем в цену включаютсятранспортные, страховые и таможенные расходы; могут быть условия "франко-завод поставщика" (или стоимость товара на месте производства без каких-либо надбавок, вызванных дальнейшей перевозкой, страховкой и т.д.), "франко-вагон (судно) станции (порта) отправления", "франко-грузовик", "франко-граница", "франко-вагон (судно) на станции (в порту) назначения.", "франко-склад", "франко-скважина", "франко-стройплощадка" и т.д.; мировая,определяемая в зависимости от вида товара: по одним товарам (обычносырьевым) - уровнем цен стран-экспортеров или стран-импортеров, по другим -ценами бирж, аукционов, а по готовым изделиям - ценами товаров ведущих вмире фирм, специализирующихся в производстве и экспорте продукции данноговида; цены эти также различаются в зависимости от того, оговорен ли платежв свободно конвертируемой валюте или нет; монопольная, устанавливаемаямонополиями выше или ниже цены производства; обычно монополии устанавливаютвозможно более высокие цены сбыта своих товаров и возможно более низкиецены на приобретаемые у других фирм товары; номинальная, публикуемая впрейскурантах, справочниках и биржевых котировках; оптовая, по которойпоставляется крупными партиями товар (оказываются услуги) при продажеторговым и промышленным предприятиям; публикуемые в разного рода источникахсведения об оптовых ценах далеко не всегда отражают истинное положение дел,так как экспортеры заинтересованы показать более высокие, а импортеры -более низкие цены; предложения - указанная в оферте (официальномпредложении продавца) без скидок; производства, равная издержкампроизводства плюс средняя прибыль на весь авансированный капитал;розничная, по которой продажа ведется отдельным покупателям очень малымипартиями (1-3 шт.); основана на сумме издержек производства и обращениятоваров плюс прибыль производственных и сбытовых организаций, плюс (но невсегда устанавливаемый) налог с оборота; рыночная, по которой идет купля-продажа на данном рынке; скользящая, которая устанавливается договором взависимости от некоторых условий (биржевой котировки, инфляции и т.д.) наопределенную дату (например, поставки товара покупателю; фактическогополучения товара и т.д.); нередко является рыночной на данную дату;справочная (особые виды - номинальная, прейскурантная) обычно отражаетуровень фактически заключенных сделок за некоторый прошлый период (неделю,месяц) и используется в переговорах для установления исходной цены; чащевсего применяется при срочной продаже небольших партий товаров, а прибольших партиях к справочной цене применяют те или иные скидки; справочныецены регулярно публикует издание ООН "MonthlyBulletinof Statistics", атакже БИКИ; спроса, которая складывается на рынке покупателя; твердая,которая устанавливается в договоре купли-продажи и не подлежит изменению.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ условиях рыночной экономики цена определяется соотношением спроса ипредложения. В принципиальном плане процесс ценообразования на внутреннем ивнешнем рынках схож, однако деятельность на внешнем рынке осложняетсяналичием гораздо большего числа продавцов и покупателей, более остройконкуренцией. Процесс ценообразования на международных рынках во многомзависит от типа рынка, в рамках которого действует соответствующий субъектвнешней торговли. Современному рынку присуща множественность цен. Дляизучения и использования на практике ценовых показателей необходимо знатьосновные источники сведений о ценах. Механизм ценообразования анализ спросаи предложения, проектирования цен - исходя из ситуации на рынке - иформирование контрактной цены. Валютно-финансовые и банковские организациизанимают важное место в системе международных экономических отношений.Некоторые организации (МВФ) являются универсальными. Радикальные измененияв мировом хозяйстве на рубеже 80-90-х годов привели к необходимостиадаптации международных валютно-кредитных и финансовых организаций к новымусловиям деятельности. Возросло значение региональных финансово-банковскихорганизаций. Создан ряд новых региональных банковских учреждений.Существенна роль валютно-кредитных институтов в углублении интеграционныхпроцессов в Западной Европе. Участие России в международных валютно-финансовых и кредитных институтах открывает перед ней более широкиевозможности привлечения финансовых ресурсов, необходимых для реформированияэкономики. Международные валютные отношения являются одной из наиболеединамично развивающихся форм международных экономических отношений.Денежные единицы стран становятся валютой, когда используются вмеждународных экономических отношениях. В зависимости от степени свободыобмена национальной валюты на иностранную, различаются свободноконвертируемые (свободно используемые), частично конвертируемые инеконвертируемые (замкнутые) валюты. Соотношение между двумя валютами, ценаодной валюты, выраженная в денежных единицах другой страны, называетсявалютным курсом. Валютный курс испытывает на себе воздействиемногочисленных факторов. Формирование устойчивых экономических отношений поповоду купли-продажи валюты и их правовое оформление образуют валютныесистемы (национальные, региональные и мировую). Валютная система состоит изряда взаимосвязанных элементов и взаимозависимостей. В истории мировогохозяйства насчитывается три мировых валютных системы (Парижская, Генуэзскаяи Бреттонвудская). В настоящее время действует Ямайская валютная система, вкоторой закреплено изменение роли и места основных промышленно развитыхстран в мировой экономике во второй половине XX в. Валютная система Россиинаходится в стадии становления. Российский рубль является частичноконвертируемой валютой. Экономические, политические, культурные связи междустранами порождают денежные требования и обязательства, платежи по которымподлежат регулированию. С этой целью применяются различные формымеждународных расчетов. Выбор формы расчетов определяется рядом факторов.Некоторые формы расчетов более выгодны экспортеру, другие - импортеру.Государство активно участвует в развитии внешнеэкономической деятельности спомощью комплекса специальных методов, которые можно разделить на двеосновные группы: экономические и административные. К мерам, регулирующимторговлю, прямо воздействующим на количество и непосредованно - на цену,относятся квотирование, правила о преимущественном приобретении товаровместного производства, лицензирование, валютный контроль, произвольноустанавливаемые стандарты, административные проволочки и требованиябартерного обмена. К мерам, регулирующим торговлю, прямо воздействующим нацены и опосредованно- на количество товаров, относятся таможенные тарифы,субсидии, законодательство о минимальных ценах, произвольная таможеннаяоценка и специальные сборы. Определяющим моментом в современном развитиимировой экономики и международных экономических отношений являетсямеждународное движение капитала. Административные методы регулированиядвижения капитала на национальном уровне включают в себя правовой режим посодержанию, управлению и пользованию иностранными инвестициями, порядокдопуска инвестиций и инвесторов, определение режима (национального,наиболее благоприятствуемой нации), порядок национализации и компенсации,перевод прибыли и репатриацию капитала и порядок урегулирования споров.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:Рыбалкина В.Е. «Международные экономические отношения» Москва: ЮНИТИ, 2000г.Пивоваров С.Э., Баркан Д.И., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. «Международныйменеджмент» Санкт-Петербург: Питер, 2000 г.Экономическая энциклопедия. – Москва: 1980г.Политическая экономия. – Москва: 1980 г.Экспортноимпортньй словарь. – Москва: 1954 г.




Похожие:

Ценообразование во внешней торговле iconРеферат по дисциплине: «Международный менеджмент» На тему: «Ценообразование во внешней торговле»
От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда...
Ценообразование во внешней торговле iconЦенообразование в мировой торговле

Ценообразование во внешней торговле iconПолитики фритрейдерства и протекционизма во внешней торговле

Ценообразование во внешней торговле iconИсточники статистической информации о внешней торговле зарубежных стран и международных организаций Введение
Источники статистической информации о внешней торговле зарубежных стран и международных организаций
Ценообразование во внешней торговле iconРегулирование международных торговых отношений
Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется...
Ценообразование во внешней торговле iconИсточники статистической информации о внешней торговле зарубежных стран и международных организаций

Ценообразование во внешней торговле iconРеферат по статистике на тему: "источники статистической информации о внешней торговле зарубежных стран и международных организаций"
...
Ценообразование во внешней торговле iconВ первые годы, так называемого мирного существования, СССР боролся за установление более или менее приемлемых дипломатических отношений с капиталистическими странами
Годов внешней торговле придавалось не только экономическое, но и политическое значение
Ценообразование во внешней торговле iconЦенообразование на продукцию кинопроизводства
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (ценообразование)
Ценообразование во внешней торговле iconДокументи
1. /10-301ГУз 2с/5. КР Муниципальный менеджмент.doc
2. /10-301ГУз...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы