Великая французская революция и ее влияние на Европу icon

Великая французская революция и ее влияние на Европу



НазваниеВеликая французская революция и ее влияние на Европу
Дата конвертации27.07.2012
Размер367,61 Kb.
ТипРеферат
Великая французская революция и ее влияние на Европу


Школа-комплекс "Универс" № 106 ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ЕВРОПУ творческая работа по истории выполнила ученица 9"А" Бобылева Екатерина г. Красноярск 1998г. Великая французская революция и её влияние на Европу (План выступления по теме)1. Революция - особая нравственная тема.1. Россия сегодня - реформы или большие социальные потрясения?1. Франция - камертон Европы.1. Влияние Французской революции огромно.1. Почему же влияние было так велико:практическая кульминация идей просвещения;2. идеал общественной, политической и экономической жизни;3. идеи бунта и протеста всегда зажигают умы;4. идеи «равенства на деле».1. Исторические итоги революции.1. Какая она на самом деле, или другая оценка революции.1. Россия и революция - дилемма Запада и Востока.1. Что нужно для революции.1. Нужна ли нам революция? Оглавление стрВведение. 4Глава I. «Франция - камертон Европы».1. Идеи революции. 81. Распространение революции на Европу. 131. Итоги революции. 18Глава II. «Россия под знаком Великой французской революции».1. Распространение французских веяний в России. 222. Восстание на Сенатской площади. 243. Общественные течения в России после декабрьского восстания. 274. Два взгляда на Россию. 29Заключение. 32Использованная литература. 34 ВВЕДЕНИЕ ...Но о чем я забочусь более всего и что для меня самое важное, - так это заботиться о том, чтобы узнать, чем мне необходимо руководствоваться в жизни, а отнюдь не забаве публиковать то немногое, чему я научился... Рене Декарт преподобному Отцу Мерсену Амстердам, 15 апреля 1630г. Темы добра и зла, справедливости и насилия, свободы и зависимости -извечные темы человечества, история их ставит перед каждым поколением, ажизнь - перед каждым человеком. Сегодня на эти вопросы отвечаем мы. И можемсами выбрать варианты ответов. Но есть периоды в истории, когда цена ошибки- сама жизнь. Это периоды потрясений и революций.... Франция традиционно считается законодательницей мод, французский язык всегда был языком русского дворянства. Нам известны многие имена французских живописцев, писателей. Жизнь французского двора известна нам лучше, чем история Российского государства. Но наши связи с Францией ограничиваются не только культурой. Франция всегда играла огромную роль в жизни России и других европейских государств. Многие говорили, что для того чтобы понять и узнать Европу, достаточно узнать Францию. Вот как выразился по этому поводу в своей книге «Россия и Европа» А.Я. Данилевский: «..Но, скажут, Франция - еще не Европа. Нет, Франция - именно Европа, ее сокращение, самое полное ее выражение. От давних времен история Франции есть почти и история Европы. Все, в чем Франция не участвовала, составляет частное явление жизни отдельных европейских государств; все же истинно общеевропейское есть непременно и по преимуществу явление французское». Влияние на Европу Великой французской революции так велико, что его трудно переоценить. Она повлияла не только на отдельные события в отдельных странах, но и, по единодушному признанию историков, оказала огромное влияние на весь XIX век. Она осуществила свое стремление к добру и справедливости через торжество идей разума, свободы и равенства. Она совершила, по словам Николая Бердяева, "один из величайших гуманистических экспериментов»[1]. Она озарила светом своих идей целые народы и повергла многих в неописуемый ужас. По словам того же Бердяева, "социализм, столь характерный для XIX века был не только порождением Французской революции, он был также реакцией на Французскую революцию, реакцией против того, что Франция не исполнила своих обещаний, не осуществила свободы, равенства и братства". Реакция на французскую революцию очень неоднозначна. События во Франции со всей очевидностью показали, что всякая революция несёт в себе бунт, анархию и террор. Борьба за лучшую жизнь всех людей, за идеалы свободы и справедливости для многих современников превращается в ужасы репрессий, террор, варварский беспредел и смерть. Не случайно сама Франция сурово обошлась с героями Великой революции, так почитаемыми многими европейскими современниками и потомками, не простив Робеспьеру и его сподвижникам крови своего народа. Наверное в СССР имя Робеспьера знал каждый школьник. Даже в таком далёком от Франции городе как Красноярск его именем названа улица. И таких названий видимо немало до сих пор в городах России. Но официальная Франция забыла своих «героев» - революционеров. В столице Франции нет ни одного крупного памятника Максимиллиану Робеспьеру, он похоронен на мало кому известном кладбище в братской могиле. Именно история Французской революции и её влияния на европейскиесобытия позволит нам ответить для себя на многие вопросы. Что такоесвобода? Когда можно говорить о свободе одного человека, или целого народа? Великий русский художник Илья Глазунов сказал однажды, «что свободы вообщене существует, есть свобода от... и свобода для...». Так ли это( А чтотакое благоденствие народа и как его достичь? И почему борьба за светлые ичистые идеалы человечества, за улучшение жизни людей, притесняемых кем-либовсегда несет жестокости, анархию и кровь? Говорить о влиянии какого-то события, происходящего с одними людьми нажизнь других людей, других народов, на их историю довольно сложно. Пустьдаже это такое значительное событие как революция. Французская революциядолгое время будоражила Европу своими идеями, революционным порывомогромного народа и явилась поводом к размышлениям и активным действияммногих людей и сообществ на протяжении целого века. Потому, говорить овлиянии - это говорить о том, как идеи освобождения от бесправия иугнетения переносятся от одного народа к другому. Это говорить как огоньбунта и борьбы против старых порядков охватывает все другие страны. Какпредставления о новой жизни, о другом общественном и экономическом укладезаражают умы многих людей. Сама попытка изменить ход истории, сделать то, очём многие только мечтают, пробуждает людей к активным действиям. Нореволюция ещё и предостерегает, настораживает. Она показывает, как опаснодля любой формы государственного правления объединение больших масс народапротив. Как стихиен и неуправляем бунт толпы. Как непредсказуема революция,и может обернуться для многих крушением несбывшихся надежд и судеб. Раскрывая эту тему, мы можем понять, что такое революция, как онавозникает , чем она важна для других: какие философские, экономические исоциальные идеи она принесла человечеству, какова роль революций в истории.И попытаться ответить на вопрос : А нужны ли нам революции? Французская революция и Россия - тема особая. Известно, что идеи исобытия французской революции оказали огромное влияние как на движениедекабризма и социализма в России, так и в дальнейшем на многих деятелейроссийских революций XX века. Те же идеи свободы, равенства и братства былипровозглашены Октябрьской революцией 1917 г. А все ужасы якобинскойдиктатуры наш народ прочувствовал в российском варианте начала XX века. ВРоссии с начала Французской революции возникли мощные, противостоящие другдругу течения. Главным камнем преткновения для них стал вопрос: «по какомупути развиваться России?» До сих пор не утихают многочисленные споры о том , к какомуцивилизационному типу следует относить Россию: к Востоку или Западу. Частьисследователей считает, что у неё особое место в мировом развитии -евразийский тип. Широко распространено мнение, что Россия - это особый«исторически сложившийся конгломерат народов, относящийся ко всемсуществующим типам цивилизаций, объединённых мощным централизованнымгосударством». Всем известно, что Россия расположена между двумя мощнымицентрами цивилизаций - Востоком и Западом, и включала в свой состав народы,развивающиеся как по западному пути, так и по восточному . Это сказывалосьна общем развитии России. И наше огромное «дрейфующее общество» историясдвигала то к Востоку, то к Западу. Вихрь Великой французской революции многократно отозвался в различныхсобытиях жизни нашего отечества, отклоняя маятник исторических весов то наЗапад, то на Восток... Он вдохновил огромное количество прогрессивномыслящих людей, заразив их стремлениями к борьбе за лучшую долю русскогонарода, за всемирное братство и справедливость. А другая часть русскихпатриотов была вынуждена бороться против иноземных идеалов, за сохранениерусской национальной самобытности и уклада жизни. Но была, конечно, ещёзначительная часть общества, которой не нужны никакие перемены. Это их такрезко и горько высмеивали классики русской литературы. Когда мы смотрим на историю, невольно возникает вопрос: А чтоизменилось с тех пор? Мне кажется, тогда люди больше думали о нравственномзаконе: о том что такое справедливость, добро, благо для всех. Они думаликак сделать счастливыми и свободными всех. Сама идея капитализма возниклакак попытка достичь всеобщего национального благоденствия. А мы? Мы думаем сегодня о благе всего народа, всей нашей нации? Наверно, на этот вопрос каждый должен ответить сам за себя. ГЛАВА I * Франция - камертон Европы * Идеи экономистов и политических мыслителей - и когда они правы и когда ошибаются - имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности именно они правят миром. Джон М. Кейнс 1. Идеи революции. В каждом государстве всегда кто-нибудь недоволен жизнью. Когданедовольных становится много и они объединяются - возникают волнения,восстания, стачки, бунты. Когда и как возникает революция? Революция - эторезультат длительного недовольства больших масс населения своей жизнью,властью, законами. Революция предполагает объединение в своем недовольствесамых разных слоев общества. У них, конечно разные цели, разные интересы,но есть одно желание - избавиться от той жизни, которая есть сейчас. Бунтпротив существующих порядков - основная связующая всех нить революции. Нодля революции важно ещё и другое: должны быть люди, которые не просто хотятразрушить существующее, но и знают чем заменить разрушенное. Каждаяреволюция несет свои идеалы новой жизни, правды и справедливости. Во Франции было два мощных течения, которые подготовили и совершилиреволюцию: а)буржуазия, или третье сословие, которое было пропитановеликими идеями просвещения и имело свои представления относительнополитического переустройства государства и б)крестьянство (а такжегородской пролетариат) со своим отчаянным стремлением к улучшению жизни. Икогда эти два течения совпали, объединились с одной, вначале общей для нихцелью, а затем оказали взаимную поддержку друг другу и наступила революция. Философы и просветители XVIII в. давно подрывали основысовременных им государств, где политическая власть и громадная долябогатства принадлежали аристократии и духовенству, в то время как народныемассы находились в полунищем состоянии. Они провозгласили верховноевладычество разума и выступали с проповедью веры в человеческую природу.Веры в то, что человек сможет проявить свои хорошие стороны, как только емубудет дана свобода и восстановлена справедливость. Идеи равенства всехлюдей без различия рода и племени, обязанность всякого гражданина, будьот король или крестьянин, повиноваться закону, установленномупредставителями народа, свободные договоры между свободными от феодальной икрепостной зависимости людьми - все эти требования философов, связанные водно целое, проникнув в массы французского народа, подготовили в умахпадение старого строя. Изучение политических и экономических вопросов нового строя, благодаряработам Юма, Гоббса, Монтескье, Руссо, Вольтера, было весьмараспространённым занятием буржуазии. Работы по экономическим вопросам ироли частной собственности были очень популярны в обществе. И ещё до того,когда вспыхнула революция идеал централизованного, благоустроенногогосударства под управлением людей, обладающих земельной и промышленнойсобственностью или же занимающихся свободными профессиями, намечался вомножестве книг и брошюр. Отсюда деятели революции и черпаливпоследствии свое вдохновение и свою обдуманную энергию. Идеалом третьего сословия было дать Франции конституцию. Король долженстать лишь символом национального единства, утверждающим волю парламента,и иногда удерживающий равновесие между партиями. Настоящая же властьдолжна быть выборной и находиться в руках парламента, в которомобразованная буржуазия, представляющая деятельную и думающую часть нации,главенствовала бы над всеми остальными сословиями. При этом государстводолжно, утверждали они, способствовать обогащению частных лиц инакоплению больших состояний. Многие верили, что обогащение отдельных лиц -путь обогащения всего народа. Экономические пожелания того времени можноотразить понятием "свобода промышленности и торговли", предполагающиеналичие большой массы рабочих рук, за счет высвобождения крестьян отфеодальной зависимости и устранение государственного вмешательства,стесняющего предпринимателя. По своим устремлениям, знаниям, навыком в политических делах, посвоей сознательности и последовательности буржуазия, конечно жепревосходила простой народ, который не создал себе общественного иэкономического идеала. И хотя великие идеи свободы и равенства дошли досамых темных уголков. Хотя в умах уже вспыхивал огонёк возмущения и бунта,и надежда на близкую перемену заставляла биться сердца даже самых забитыхлюдей, идеи народного освобождения и экономических преобразованийпроявлялись в народе лишь в форме простого отрицания и неясных стремлений кчему-то. Многие лидеры так и думали: «К чему говорить народу, как будетустроено будущее? Это только охладит революционный пыл. Пусть только ународа хватит сил для нападения на старые учреждения, а там видно будет,как устроиться». Вот почему мысль народа чаще выражалась в лозунгах: «Долойдесятину! Ничего не платим! На фонарь аристократов!» Это отсутствие ународа ясного понятия о том, что можно ждать от революции, привеловпоследствии к самым разным столкновениям. И вылилось в анархию и стихию. Французская революция стала практической кульминацией философиипросвещения, носившей все великие идеи позднейшего времени. По образномувысказыванию русского философа Н. А. Бердяева «разум, просветительныйкоторый есть разум самоутверждающийся, стремящийся стать судьей ивершителем истории праздновал тогда свои классические победы».[2] И неможет быть препятствий для разума и его побед. Корень слова просвещение - «свет» указывает на главную цельпросветителей - развеять с помощью разума тьму невежества и пелену лжи,открыть человеку истину о нём самом и о действительном положении вещей. «Учеловека нет другого инструмента для совершенствования общества и самогосебя, кроме разума. Если разум активен и свободен, то всегда есть надеждана спасение и счастье человека. Он не признает запретных, непознаваемыхсфер и исследует все сущее. Он сам себе верховный судья и не терпит диктатавнешней силы. Главная его задача состоит в том, чтобы осознав незыблемыезаконы природы, общества и человеческого развития, сделав их ясными длявозможно большего числа людей, подчинить природную и социальнуюнеобходимость морально обоснованной воле человека, стремящегося ксчастью и неограниченному саморазвитию»,- так писал Мари Жан Антуан деКондорсе, аристократ, социолог, математик, член французской Академиинаук.[3] Во время революции - сначала депутат, затем председательЗаконодательной Ассамблеи, член Конвента. Его идеи типичны для эпохиреволюции и нашли живейший отклик в умах всей просвещенной Европы. Егоназывают творцом новой истории культуры и его схема европейской культурнойистории стала основой школьных учебников на полтора столетия. "Познай истину и истина сделает тебя свободным" - вот неизменныйлозунг того времени. Вместе с человечеством, считали философы,совершенствуется и разум: возрастает сумма знаний и умений, устраняютсяпредрассудки, разум становится все более логичным, независимым от страстейи групповых интересов, постепенно он осознаёт не только ближайшие, но иотдаленные последствия событий, он становится все более моральным и яснееосознает свои главные цели - достижение равенства, свободы исправедливости. Немало общественных деятелей выражали в то время точкузрения Руссо на то, что истинно демократический строй возможен лишь внравственно совершенном обществе, которое воспитывает в своих гражданахчувство сердечной доброты, сострадательности и справедливости. Анравственное воспитание возможно лишь там , где установлено имущественноеравенство и запрещена роскошь. Главными задачами новой эпохи должны былистать уничтожение неравенства между нациями, достижение равенства исолидарности общественных классов, совершенствование человека. Это,конечно, не произойдет быстро. Для этого надо развивать культуру , влияющуюна развитие человека. Развивать умы. Развивать науки и просвещение. Дляэтого нужна новая педагогика. Вся жизнь человека, жизнь государства егоКонституция и законы должны точно соответствовать природе разума. Представления просветителей были очень гуманистичны и несли в себевысоконравственные идеалы. Во Франции того времени среди третьего сословиябыло немало просвещенных, образованных людей, которые хотели избавить свойнарод от гнёта, нищеты, бесправия. Но когда всю нацию захватила волнаразрушения: старых порядков, законов, норм добрососедства, когда в порывененависти люди начали убивать друг друга, эти идеи и лучшие намерения сталидля многих далекой путеводной звездой. Каждому приятно, когда звёзды яркосветят в небе. Но так мало эти далекие огни влияют на наши поступки ичувства! И немало людей отказалось от своих идеалов, когда пришла пораделить власть, землю, собственность. Революция показала, как сильноотличались светлые и чистые идеалы будущего, захватившие все слои обществаот конкретных событий и поступков людей из которых и складывалась история. Вот взгляд на Французскую революцию английского историка и философаТомаса Карлейля, отражающий настроения многих после кровавых событий 1793года: «..Революция - это безумие, которое живет в сердцах людей. Оно и втом и в другом человеке; как ярость или как ужас оно во всехлюдях...Революция - это открытое восстание и насильственная победавырвавшейся на свободу анархии против разложившейся, исчерпавшей себявласти; это анархия, которая взламывает тюрьмы, выплескивается избездонных глубин и бесконтрольно, неудержимо бушует, охватывая мир,которая нарастает от приступа к приступу лихорадочного бешенства, пока неперегорит сама собой, пока не разовьются элементы нового порядка, которыеона содержит (ибо любая сила содержит таковые), пока анархия не будет если не упрятана снова в тюрьму, то обуздана, а ее безумные силы не окажутсянаправлены к своему предназначению как здравые и контролируемые».[4] Каждая революция несёт не только разрушение старого образа жизни.Рушатся судьбы людей, их отношения. Постепенно меняются взгляды людей, ихценности. Вихрь разложения захватывает и души. Не случайно, приверженцыгуманистических идеалов свободы и неприкосновенности личности, пусть и поддавлением обстоятельств (контрреволюция, внешние враги и т.д.) обагрилисвои руки кровью народа, потоками лившейся с гильотин. Именно французскаяреволюция остро поставила вопрос: « Нужно ли добиваться лучшей доли дляодних, пусть даже большинства, жертвуя жизнями других людей?» А по другому,без крови и убийства, можно ли изменить порядок вещей? Часть философов ужасы революции связывали с тем, что поколение эпохипросвещения потеряло идею Бога. Идеология просвещения, идеология гуманизмаосвободила человека, поставила его в центр природы и мироздания. Вчеловеке, считали философы, есть два начала: душа - как бы нечтобожественное, и тело - что-то вроде бессловесной скотины. В отношении теламы и правда не превосходим некоторых животных. А что касается души, то мынастолько способны воспринять божественное, что сами могли бы пролететьмимо ангелов и соединиться с Богом. Эти два начала в человеке всегдавраждуют и находятся в неясном раздоре друг с другом. Тело наслаждаетсявещами видимыми. И как всякое видимое, оно преходяще и смертно, его тянетвниз. Душа же стремится вверх, ищет того, что истинно и вечно, презирая то,что видимо и тленно. Бессмертная, она любит бессмертное, если только неутонет в грязи тела. Освободившись от божественного человек освобождаетсяот бессмертной нетленной души. Находя истину только посредством разума, онтеряет её. Если человек - это дух и плоть, то что питает дух человека,освобожденного от божественной небесной истины? Его низменные страсти ижелания? Что заставляет человека думать не о себе, а о других? Любитьлюдей, прощать им обиды, терпеть нетерпимость соперников? Высокийнравственный закон, созданный самими людьми( Но почему тогда никто неудержался в рамках этого закона( Ведь, революционеры не были злодеями,эгоистами, хапугами. Ведь, санкюлоты - когда-то простые законопослушныеграждане - просто хотели добиться большей справедливости. Когда они перешличерту, после которой страна провалилась в бездну разнузданной анархии икровавого террора? Может быть порочна сама идея полного освобождениячеловека( И человек несвободен от высшего морального закона жизни.Некоторые философы, признавая французскую революцию практическойкульминацией эпохи просвещения, её кровавые итоги считают не случайными. Иназывают революцию закономерным провалом самих идей просвещения.Освобождаясь от высшей Божественной зависимости, говорят они, человекпопадает под власть греха. И сама революция и события после неё этопоказали это. Вот почему революция не сдержала своих обещаний, вот почемуне удержалась республика, вот почему все события после революции привели квосстановлению монархию. Начав революцию, Франция должна была искупитьсвой грех. И все-таки Великая французская революция очень сложна и не случайновызывает так много различных и противоречивых оценок. Слишком много разныхгрупп людей, разных общественных течений, разных сословий пытались за счетнеё найти для себя лучшую долю и по-своему решить вопросы справедливости исвободы. Огромное стремление народа к освобождению от гнета богатых, отнесправедливости не может не вызывать сочувствие. Но как сделать всехсвободными, довольными и богатыми( В рамках законов, диктуемых духовенствомответов не было. В 1789 г. в обществе появились социалистические воззрения.Ещё Руссо, Гельвеций, Мабли, Дидро и др. считали неравенство состояний ископление богатств в руках немногих людей главным препятствием кустановлению демократической свободы. А в годы революции эти воззренияначали высказываться с большей силой. Немало деятелей революции утверждало,что равенство в политических правах ещё ничего не даёт, если нет права наделе. Это последнее, говорил Кондорсе, представляет собой «последнюю цельсоциального искусства», так как неравенство богатств, неравенство состоянийи неравенство образования - главные причины всех зол. Вот как эти идеивыражены в одной из брошюр того времени «Наказе бедных»: «Всегда было ивсегда будет только два действительно отдельных класса граждан -собственники и несобственники, из которых первые владеют всем, а вторыеничем».[5] Весьма распространенная формула первых лет революции: «Большиесостояния представляют препятствие к свободе». В крупных городах, в народев потребностях самой жизни возникали первые коммунистические идеи. Главныеиз которых: о распределении средств существования и о всеобщейсобственности на землю, а также право всех на образование. Предполагалосьнаряду с правом всех на продукты и товары первой и второй необходимости,также личное право на избыток. Идеи социализма не были на деле осуществлены французской революцией.Но именно они существенно повлияли на весь XIX век и на становление идейсоциальной справедливости в веке XX. Именно они лежали в основе Октябрьскойреволюции в России. 2. Распространение революции на Европу. Французская революция произвела огромное впечатление на многие народыЕвропы и вдохновила практически всех участников революционных событий вЕвропе начала XIX века. Так, английские виги и их вождь Фокс оцениваливзятие Бастилии как «самое великое и благотворное событие, когда-либопроисходившее в мире. Многие английские писатели: Вордсворт, Роберт Бернс,Кольридж, Шеридан и др. восторженно приветствовали революцию. В то же время в Англии появился памфлет «Размышления о революции», в котором его автор,бывший виг Берк, называет революцию «сатанинским делом», грозящим гибельюдля всей европейской цивилизации. Памфлет вызвал бурные протесты и породилцелую литературу, посвященную теме революции, освобождения народа от гнетаи несправедливости. С 90-х гг. в демократическом движении Англии сталипринимать широкое участие народные низы. Появлялось всё больше и большеновых центров и движений, выступающих за коренную демократизацию всегополитического строя Англии. Наибольшую известность и размах приобрело«лондонское корреспондентское общество», председателем которого былсапожник Томас Гарди. Массовая агитация, которая велась этим обществом,посылка делегатов во Францию серьёзно встревожили правительство. Начиная с1892 г. в Англии стали проводиться репрессии. Заочно был осужден ТомасПэйн, который уехал во Францию и был избран членом французского Конвента.Кстати, его книга «Правда человека», о событиях французской революции,разошлась в Англии с небывало высоким тиражом - около миллиона экземпляров.Английское правительство заняло непримиримую позицию по отношению кдемократическим проявлениям внутри страны, но несмотря на репрессии,агитация продолжалась усиливаться. Берк считал, что из 400 тыс. человек,которые интересуются политикой в Англии, не менее 80 тыс. человек стоят напозициях «решительных якобинцев». В Англии росло недовольствоправительством , учащались выступления бедноты, массовые волнения моряков.Матросы поднимали на мачтах красные флаги. Правительство ответило массовымиарестами, повешением активных участников восстаний, тюрьмами и запретамивсяких демократических обществ и рабочих союзов. Ирландия, по-прежнему оставаясь угнетаемой английской колонией, снадеждой откликнулась на события во Франции. Здесь возникло сильноедемократическое движение, объединившее всех противников английскогогосподства, возглавляемое буржуазными революционерами. Они стремились ксозданию независимой ирландской республики. И готовили восстание, оченьнадеясь на поддержку Франции и её экспедиционной армии. Но восстание былоподавлено с исключительной жестокостью. И после проведения «объединения»(унии) ирландского и английского парламентов в 1801 г, Ирландия лишиласьвсех остатков своей автономии. Революция во Франции не могла не оказать влияние на развитиевнутриполитических событий в странах континентальной Европы. В них, такжекак и во Франции, начались революционные движения. Раньше всего онивспыхнули в Бельгии, которая входили тогда в состав Габсбургской империи.Под влиянием французской революции усилилась резкая оппозиция курсуавстрийского императора на централизацию монархии. Австрийские войска былиизгнаны с территории Бельгии. После этого было образовано новоегосударство, под названием «Объединённые бельгийские штаты». В стране сразуже после этого разгорелась острая борьба между двумя лагерями: штатистами,выступающими за прежнюю раздробленность, сохранение власти провинциальныхправительств, привилегий католической церкви и средневековой цеховойсистемы и городской буржуазией, выступавшей за централизацию страны ипроведение буржуазных реформ. На протяжении нескольких лет между Австрией иФранцией шла борьба за захват бельгийских территорий. В результате, в 1795г. Бельгия была присоединена к Франции. Она лишилась суверенитета, еёэкономика была подчинена интересам французской буржуазии. Но тем не менеебыли упразднены феодальные отношения, проведена секуляризация частицерковных владений и другие буржуазные преобразования. Во многом этоспособствовало тому, что в XIX в. Бельгия стала одной из передовыхкапиталистических стран Европы. Иначе проходили события в Голландии. К началу революции во Франциинаходилось около 5 тыс. революционно настроенных эмигрантов, которыепокинули страну после победы «оранжистов» - сторонников Оранской династии.Революционная эмиграция всячески добивалась вмешательства Франции вголландские дела. В Париже был образован специальный комитет, а во временаякобинской диктатуры даже создан «Батавский легион». Несмотря на вступлениефранцузов в Голландию, здесь проводилась весьма осторожная политика. Ведьстрана считалась одной из самых богатых в мире, а Амстердам называли«золотым мешком Европы». Собравшийся в Голландии Конвент провозгласилСоздание Батавской республики, которая находилась в зависимости от Франции. Произошли изменения и в политической жизни Швейцарии. Онапредставляла собой конгломерат, в который входили тринадцать суверенныхкантонов, а также вассальные территории и союзники. Власть в странепринадлежала «старым кантонам», которыми правил городской патрициат.Французская революция привела к тому, что в Швейцарии поднялосьдемократическое движение. Одним из его руководителей был известный педагогПесталоцци, придерживающийся позиции проведения радикальных общественныхпреобразований. В 1792 г. он получил от Конвента гражданство Французскойреспублики. После вступления французских войск в Швейцарию, былапровозглашена Гельветическая республика. Принята новая конституция, котораясодействовала ломке старых общественных отношений и возникновению новыхбуржуазных порядков. В числе стран, на которые французская революция оказала большоевлияние, оказалась и Германия. Её горячо приветствовали известные деятеликультуры - Гердер, Виланд, Клопшток, Шиллер. Двум последним, впоследствиибыло присвоено французское гражданство. Восторженно встретил революциюизвестный философ Иммануил Кант. Он был убеждён, что «гражданский строй вкаждом государстве должен быть республиканским». В одной из последнихработ « Спор факультетов» Кант, отмечая, что «французская революция вызваласочувствие, граничащее с энтузиазмом», писал: « Эти события слишкомзначительны слишком связаны с интересами человечества..., чтобы при случаене дать народам вспомнить и повторить этот опыт».[6] Под влиянием идейфранцузской революции оказался и И.Г. Фихте. Он писал, что «справедливый человек может считать своейродиной только французскую республику; только для неё он может жертвоватьсвоими силами, с её победой связаны не только самые лучшие надеждычеловечества, ни и самоё его существование».[7] Передовые мыслители той эпохи, находясь вдали от всех ужасов и тойкровавой бойни, которую принесла народу Франции революция, воспринималилишь те благородные идеи, которые ставили перед собой французскиереволюционеры. Им казалось, что террор - лишь следствие ошибок, допущенныхреспубликанцами. Но с восторгом встретили французскую революцию не все .Многие немецкие интеллигенты уже в годы французской республики увидели весьтот ужас, в который была ввергнута Франция после революции. А поэтому послесвержения монархии и казни короля Людовика 16 большая часть немецкихписателей и ученых стали открыто высказываться против идей французскойреволюции. Буржуазия в Германии была слишком слаба экономически и слишкоммало развита политически для того, чтобы преодолеть раздробленность своейстраны и занять главенствующее положение в обществе. В некоторых немецких государствах, расположенных на Рейне, вСаксонии происходили крестьянские волнения, в прусской Силезии воссталиткачи. Большие массы людей верили в победу идей французской революции. Одиниз участников крестьянского восстания на допросе сказал: «В Саксонии вседолжно быть как во Франции, и мы хорошо знаем из газет и из других листов,что всё там обстоит хорошо». Однако все эти выступления носили разрозненныйхарактер и были подавлены. Лишь на границе с Францией , на Рейне,революционные выступления приняли массовый характер. Здесь, на левом берегуРейна, было расположено множество мелких немецких государств и вольныхгородов. Французские события оказали большое влияние на общественно-политическую ситуацию в этих районах. Значительная часть интеллигенциивыражала симпатии революции. Особенно активно выступали студенты ипреподаватели Майнцского университета. Библиотекарь университета, ГеоргФорстер был одним из предводителей революционного движения в Германии,выступая за решительные революционные преобразования в стране говорил: «Мыответим перед небом и землей, если упустим возможность установить у себяновый строй.... Майнцские революционеры несколько лет вели активную борьбуза осуществление демократии, ими был даже создан проект Рейнской республикипо примеру Батавской. Но эти планам не суждено было сбыться, так как впоследствиитерритория была в результате войны присоединена к Франции и разделена на 4департамента. Уже к концу 90-х гг. французское господство стало вызыватьбольшое недовольство среди населения Рейнской области. Но тем не менее оноимело прогрессивное значение, так как были упразднены права феодалов ицерковная десятина, которая должна была проводиться на основе выкупа.Правда выкупа никто не получил, так как церковные и светские владельцыбежали за границу. Все эти годы на территории Рейнской области применялосьболее совершенное по сравнению с немецким французское законодательство исудопроизводство. Всё это содействовало тому, что впоследствии Рейнскаяобласть стала наиболее экономически развитой частью Германии. Все эти годы политика Австрии отличалась крайне реакционным курсом.Правительство отказывалось проводить какие бы то ни было реформы. А послезаключения мира с Турцией в 1891 г. все внимание во внешней политикисосредоточилось на войне с Францией. Особую тревогу Австрии среди своихвнутренних территорий вызывало положение в Венгрии. В одном из полицейскихдонесений говорилось: « Надо быть готовым к тому, что в Венгрии вспыхнеттакая же революция, как во Франции». Это проявлялось в активныхантиавстрийских действиях венгерского сейма и крестьянских волнениях. ВВенгрии возникли возникла революционные организации «Общество реформаторов»и «Общество свободы и равенства», представители которых находились подбольшим влиянием французской революции. Они пропагандировали идеиреволюции, ими были переведены работы французских революционеров ,выступления якобинских ораторов в Конвенте и т.п. Члены общества «Свобода»требовали независимости Венгрии и добивались освобождения крестьян.Австрийское правительство жестоко расправилось с революционерами,обезглавив руководителей. В Италии идеи французской революции также нашли немалопоследователей. Среди них Филипп Буонарроти, который переселился в годыреволюции во Францию, был убеждённым сторонником Робеспьера, а впоследствииодним из руководителей бабувистского движения. Он был близко связан сомногими деятелями итальянской демократии, которые расчитывали на поддержкуФранции в деле восстановления единства Италии. Однако несмотря на то, что врезультате итальянского похода Бонапарта произошли серьезныетерриториальные и политические изменения, ни директория, ни Бонапарт неподдержали стремление итальянских демократов к созданию единой Итальянскойреспублики. Французская интервенция носила захватнический характер. Всё этопривело к созданию тайного революционного общества в Пьемонте,направленного как против монархии, так и против французов. Восстание,организованное этим обществом было жестоко подавлено французскими войсками.«Я раскрыл существование анархического заговора, аналогично заговору Бабёфаво Франции»,- сообщил Директории генерал Груши, командующий войсками.[8] Врезультате, когда была образована вторая антифранцузская коалиция,французская армия не могла уже опереться на итальянский народ. После уходафранцузов из Неаполя и Рима, там были восстановлены старые порядки. Так от страны к стране переносились идеи и завоевания революции. 3. Итоги революции. Французская революция, несомненно повлияла на умы и события другихевропейских государств. Но в чём же её основные результаты и заслуги( Чтодала она Франции, пройдя через строй Директории и военное правлениеБонапарта( Нужна ли была революция, если впоследствии на престол вернулисьБурбоны( Многие задают эти вопросы. Но не случайно Французскую революциюназывают Великой. В этом эпитете признание заслуг. Действительно, революция привела к большим политическим ,экономическим и воспитательным преобразованиям как в стране так и в Европе. Именно экономический подъём во Франции позволил ей вынести более 20 летвойн. Это войны, которые вела республика, а затем Наполеоновские войны.Уже через четыре года революции Франция преобразилась. По образномувысказыванию П.А. Кропоткина, «крестьянин в первый раз за последниенесколько лет наконец наедался досыта и разогнул свою спину».[9] Франциясделалась страной зажиточных крестьян, с высокой производительностью труда.Нация обновилась. Это выразилось и в увлеченности политическими делами и внезависимости суждений. Потому в периоды после революции страна смогласохранить земли, отнятые у дворян и церкви, удержать свободы, отвоёванные умонархии. Даже после прихода к власти Бурбонов старый порядок не былвосстановлен. Что же получил французский народ, что дала революция: -Она консолидировала и упростила сложное многообразие дореволюционныхформ собственности. В результате появилась современнаяиндивидуализированная частная собственность. - Революция смела все сословные барьеры и ввела равные социальныевозможности для всех граждан. Это способствовало социальной мобильности,открыло доступ к образованию, высокопрофессиональной деятельности,предпринимательству из разных слоев. Принятая Конвентом Декларация правчеловека и гражданина, гарантировала свободу, равенство, безопасность иправо собственности. Все это способствовало расширению гражданских прав во всех европейских странах, введению конституций там, где их раньше небыло. - Она породила парламентскую республику и реализовала работу выборныхорганов. Это были: Национальное учредительное собрание (1789 - 1791 гг.),Законодательное собрание (1791 - 1792 гг.), Конвент (1792 - 1794 гг.). Этоспособствовало развитию и укреплению парламентской демократии, несмотря надальнейшие откаты. - Новое государство, родившееся в ходе революции обладало большейвластью над жизнью и имуществом граждан, оно получило большую возможностьдля обеспечения стабильности, равенства возможностей, социального порядкаи выступало гарантом равных прав для всех граждан, контролируя социальнозначимые области (такие как образование, финансы и т.д.). Оно выступалогарантом равных прав всех граждан. Конечно, результаты Французской революции нельзя ограничить толькотем, что она дала Франции. Они состоят в основных началах политическойжизни завещанных всему XIX в. В ее заветах будущему, для всех странцивилизованного мира. Считается, что реформа - это неизбежно компромисс спрошлым, тогда как революция обязательно содержит в себе задатки будущего.И всё, что ей не удалось провести в жизнь, все великие идеи, которыхреволюция не сумела осуществить или удержать, это становится содержаниемпериода медленного развития, эволюции, следующей за революцией. Действительно, столетие, протекшее со времени Французскойреволюции, характеризуется в Европе двумя крупнейшими завоеваниями:уничтожением крепостного права и его пережитков и ограничениемсамодержавной королевской власти. За это столетие создавалась личнаяполитическая свобода, о которой ни крепостные, ни подданные абсолютногокороля даже не смели мечтать в XVIII в. Свершившись во Франции во времяреволюции, эти завоевания составили, как отмечают многие историки тоговремени, сущность прогрессивной работы XIX в., и медленнораспространялись из Франции на всю остальную континентальную Европу.Начатое французскими крестьянами дело освобождения от крепостнойзависимости продолжалось армиями санкюлотов в Савойе, в Испании, в Италии,в Швейцарии, в Германии и в Австрии. В Германии крепостное правопродержалось до 1848 г. в России до 1864 г., война 1878 г. положила емуконец на Балканском полуострове, в США рабство было уничтожено в 1863 г.Ограничение абсолютной монархии постепенно также обошло всю Европу. Итеперь в сводах законов всех Европейских государств мы находим народноепредставительство. ГЛАВА II *Россия под знаком Великой французской революции* Во всяком случае, заживо поджарить человека из-за своих домыслов - значит предавать им слишком большую цену. Мишель Монтень «Опыты» 1. Распространение французских веяний в России. В России, как и в других странах было много приверженцевФранцузской революции. «Ставшее почти всеобщим, вольноглаголение о властисамодержавной, устремляющееся к необузданной вольности, воспалилосьпримером Франции», - так писали современники. В Россию проникало множествофранцузских изданий. «Все, какие только во Франции печатаются книги, здесьскрыто купить можно», - отмечали газеты. Студенты из разночинцевпереводили эти издания и продавали из-под полы в виде рукописных списков.Поверенный в делах Франции в Петербурге Э.Жене сообщал в Париж, чтосведения о Французской революции свободно печатались в русских газетах, втом числе и в правительственных «Санкт-Петербургских ведомостях» и цензуране запрещала печатать эти материалы. «Крестьяне, - писал Жене, - пожираютсообщения о французских событиях».[10] Огромным интересом и сочуствиембыли встречены сообщения о создании Конституции и провозглашенииконституционной монархии. Отношения государственной власти к Французской революции изменилосьв1792 году после свержения и казни короля Людовика XVI. Конституция 1793года провозгласили Францию республикой. Это вызвало отрицательную реакцию.Екатерина II прилагала усилия, чтобы собрать в Европе силы для разгромареспубликанцев, восстановления королевской власти. Она субсидировалаФранцузскую эмиграцию для организации военных действий, а за два месяца досмерти решила послать 60-тысячный корпус под командованием А.В. Суворовапротив Французской республики. Действия русских были смелы и успешны (кпримеру, беспримерный в военной практике переход Суворова через Альпы), ноинтересам России служили мало. Отношение к революционной Франции в российском обществе такжеразвивалось от горячего одобрения событий 1789 - 1792 гг. до неприятиякрайностей якобинского террора. Приход к власти Наполеона, провозглашениеего императором и вовсе поставили общество в тупик. Вот одно извысказываний того времени. Ф.В. Ростопчин писал в письме: «Стоило ли жизниблизь двух миллионов людей, потрясений всех властей и произведениянепонятных варварств и безбожия, чтобы сделать из пехотного капитанаКороля!».[11] Павел I, сын Екатерины II, правивший с 1796 г. пять лет, былнапуган революцией и отменил многие либеральные нововведения матери. Онввел новые телесные наказания для дворян и духовенства, отменил Жалованныеграмоты дворянству и городам, запретил выписывать иностранные газеты ивыезжать за границу. По политическим мотивам, за протест противдеспотизма, 12 тысяч чиновников и военных попало в опалу или былорепрессировано. Время правления Александра I с 1801 по 1825 гг., было наполненолиберальными ожиданиями и событиями. Он заслуженно считался либералом, хотяо его взглядах сохранились самые противоречивые свидетельства. Он был умени не мог не считаться с духом времени, и в первую очередь, с влиянием идейФранцузской революции. Некоторые из них он использовал в своей практическойдеятельности. Вступая на престол он обещал населению правовые гарантии отпроизвола и строгое выполнение закона. Это имело большой общественныйрезонанс. Появились надежды на введение в России конституции. Вокруг царясложился кружок друзей, который получил название Негласный комитет. В неговошли молодые аристократы: граф П.А. Строганов, граф В.П. Кочубей, Н.Н.Новосильцев, князь А.Д. Чаторыйский. Консервативно настроенная аристократияокрестила комитет «якобинской шайкой». Он заседал с 1801 по 1803 гг. Иобсуждал проекты государственных реформ, отмены крепостного права и т.д. Нопостепенно его деятельность сошла на нет. Реформы переданы в рукигосударственной бюрократии. В первый период правления Павла I было много сделано и ещё большеобещано. Были отменены ограничения, введенные Павлом I. Созданыуниверситеты: Казанский, Харьковский, Петербургский. Отныне в учебныезаведения могли быть приняты представители всех сословий, и на низшихступенях обучение было бесплатным и оплачивалось из госбюджета. Былооткрыто Московское коммерческое училище, положившее начало специальномуэкономическому образованию. Кстати, именно при Александре I были переведенына русский и изданы труды Адама Смита, которые стало модно читать в высшемобществе. Большую роль в подготовке реформ сыграл ближайший советникимператора, кстати, сын бедного сельского священника М.М. Сперанский. Коечто из его либеральных начинаний было реализовано. Так, произошло выделениеи организационное оформление по европейскому типу исполнительной власти.Создан Комитет министров. Коллегии, созданные Петром I как органыгосударственного управления, заменены министерствами. Это усилилоединоначалие в государственном управлении. Был создан Государственный совет- законосовещательный орган при царе. «Никакой закон не может бытьпредставлен на утверждение императора помимо Государственного совета», -гласил императорский указ . Это сказалось на положении Сената - он сталорганом, надзирающим за правильностью исполнения законов в государстве. Итак структура власти приблизилась к европейской. Добавлю, что дляцарствования Александра I было характерна безусловная веротерпимость, чтобыло крайне важно для многонациональной России. Было сделано несколько шагов по реформированию почвенного уклада:запрещена продажа государственных крестьян в частные руки, было запрещенопродавать их на ярмарках «в розницу», т.е. без семьи, без земли и т.д. Нопроводились в жизнь эти положения с огромным трудом. По сравнению с Европой Россия развивалась медленно, противоречиво инепоследовательно. Царь был вынужден все время маневрировать между частьюобщества, требующей изменений и мощными консервативными силами. И клиберальным идеям постепенно охладел. Новый всплеск либеральных настроенийу Александра I возник под влиянием событий, последовавших после побед 1812г. Успешные заграничные походы, рост престижа России в Европе привели ктому, что Россия в лице императора вместе с другими странами стала решать(например, через Священный союз - первую общеевропейскую организацию)судьбу европейской цивилизации. По поручению Александра I была ужеразработана Государственная Уставная грамота, заложившая основы российскойконституции. Но все осталось на бумаге. Отсутствие в обществе широкойподдержки реформаторской деятельности в который раз изменило настроенияцаря. 2. Восстание на Сенатской площади. Незавершенность реформ, усиление консерватизма привели к тому, чтопроекты введения конституции в России стали вызревать подпольно, в тайныхобществах, которые начали возникать примерно с 1816 г. и вошли в историюпод названием декабризма. Великая Французская революция и её последствиястали той исторической основой на которой и вырос декабризм. У многихпроизошло новое переосмысление итогов революции. Вот что говорил П.И.Пестель на следствии: «... Революция, видно, не так дурна, как говорят, ичто, может быть, даже весьма полезна...» Большое влияние на обществооказало знакомство с европейскими стандартами жизни во время заграничныхпоходов. Из «Записок» декабриста И.Д. Якушкина: «Пребывание в Европе и вПариже не могло не изменить воззрения хоть сколько мыслящей молодежи: притакой огромной обстановке каждый из нас сколько-нибудь вырос».[12] И далее:« В продолжении двух лет мы имели перед глазами великие события, решившиесудьбы народов, и некоторым образом участвовали в них; теперь былоневыносимо смотреть на пустую петербургскую жизнь и слушать болтовнюстариков, выхваляющих все старое и порицающих всякое движение вперед. Мыушли от них на 100 лет вперед». Стремление освободить Россию от царского деспотизма привело привелодемократически настроенную часть общества к идее конституции, а некоторых креспубликанизму. Казалось, что все просто. Достаточно, как писал А.Е.Розен, «пересадить Францию в Россию». То есть внедрить в отечествеэкономические принципы и политические институты из более передовыхевропейских государств. И Россия будет поставлена «на ту ступеньпросвещения, на которую она имеет право по политическому своему положению вЕвропе». П.И. Пестель и Н.М. Муравьев со своими сторонниками приступили ксоставлению российской конституции. П.И. Пестелю самой разумной формойгосударственного устройства казалась республика по типу греческих иновгородской. «Ни в чем не видал я большего благоденствия для России, как вреспубликанском правлении». В республиканской России предполагалосьразделение властей на законодательную (Народное вече) и исполнительную(Державная Дума), которые должны быть выборными и постоянно частямисменяемыми. И власть блюстительная - Верховный собор, в который членыназначаются на всю жизнь. Таким образом как бы предусматривалсяколлективный царь, не подконтрольный обществу. В проекте Н.М. Муравьева предусматривался вариант федеративного государства по типу СевернойАмерики, с сохранением монархии, а также разделением властей назаконодательную, исполнительную и судебную. В обоих проектах провозглашались гражданские права и равенствограждан перед законом. Пестель писал:«Весь российский народ составляет односословие - гражданское, все нынешние сословия уничтожаются и сливаются водно». Исходя из идеи равенства, он предлагал отменить многонациональностьРоссии: «Все различные племена, составляющие Российское государство,признаются русскими и, слагая различные свои названия, составляют одинрусский народ». Так же думал и Муравьев. Он считал русскими «всех, ктородился в России». Декабристы выступали против крепостного права и рабства в любойформе. «Раб, прикоснувшийся земли русской становится свободным», - писалМуравьев. Пестель писал в «Русской правде»: «...Все люди в государстведолжны непременно быть перед законом совершенно равны». И далее:«...Обладать другими людьми, как собственностью своею, продавать,закладывать, дарить и наследовать людей наподобие вещей есть делопостыдное, противное человечеству...».[13] Провозглашалось также право каждого на собственность, как правосвященное и неприкосновенное. Собственность должна быть у всех считалидекабристы: «Все россияне суть помещики или частные или общественные». Дляэтой цели наряду с частной собственностью выделялась общественная, котораямогла использоваться по требованию членов общества. Таким образом, несмотря на печать российской специфики:уравнительность, централизм, великодержавность, декабристы вдохновенностремились ускорить продвижение страны по западному типу государственногоустройства. Декабристы образовали тайные общества, Северное и Южное, которые вконце концов и подготовили Декабрьское восстание. Оно представляется многимбезумством заранее обреченным на неудачу. Однако, многие историки считают,что это была единственная в XIX веке серьёзная попытка революционноговыступления, имевшая большие шансы на успех. После того как 19 ноября 1825г. в Таганроге закончилось правление Александра I, создалась обстановкамеждуцарствия. Наследник престола Николай войска и государственные органыприсягнули Константину, который в свою очередь отрёкся в пользу брата. Этаситуация была и выбрана для свержения государственного строя. Николай непользовался популярностью ни в армии ни в обществе и этим обстоятельствомрешили воспользоваться. Декабристские офицеры занимали достаточно большоевлияние в армии. Один из их лидеров, Сергей Трубецкой, был полковникомГенерального штаба. Он и составил план восстания. Предполагалосьиспользовать несколько полков, которые должны были увлечь за собой и другиеполки. Восставшие намеревались выйти на Сенатскую площадь, арестовать царя,занять основные государственные учреждения и объявить конституционнуюмонархию во главе с либерально настроенным Константином, в которойнациональный парламент существенно бы ограничивал права монарха. Онинамеревались отменить крепостное право в приемлемом для дворян того времениварианте. С практической точки зрения план был вполне осуществим иэффективен. 14 декабря 1825 г. во время принятия присяги Николаем I произошловосстание. В его восстания произошло несколько сбоев, что и привело вконечном итоге к его провалу. Восстание было подавлено, Николай I сталимператором. Кстати, восстание показало насколько далеки массы от идеаловзападной демократии. Очевидцы отмечали, что рядовые участники восстаниякричали: «Да здравствует император Константин и его жена Конституция». Принято считать, что декабристов подвёл их революционный дилетантизм.Декабрьское восстание было одной из первых «военных революций» в истории. Внаше время в какой-нибудь африканской стране достаточно батальона солдат ипродуманного плана действий и -происходит военный переворот,провозглашается революция. Техника таких действий уже хорошо отработана. Атогда декабристские офицеры ощущали себя неопытными новичками, их сковывалиправила дворянской чести и т.д. Но некоторые декабристы уже тогда в своихвоспоминаниях удивлялись, как они упустили столько шансов и не смоглипобедить. У них были большие шансы и на то, что бы удержаться у власти ипровести в жизнь задуманные преобразования. Даже если бы их проектыосуществились наполовину - это означало бы гигантский толчок в развитиигосударства. Альтернативой же декабристскому варианту оказался застойниколаевского царствования, отбросивший Россию на десятилетия назад. Несмотря на то, что политическим идеалом императора был Петр I, онотрицал западный путь. Как и Петр I он верил в силу и мощь государственнойвласти. Мечтал искоренить то чужеродное, что было привнесено на русскуюпочву до него и «очистить Русь от ...заразы извне к нам занесенной». К 1830г. был закончен новый свод законов в 46 томах . Первая статья их гласила: «Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный.Повиноваться верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Богповелевает». Так, в то время когда мир менялся, Россия встала на путьзакрепления и упрочения того что было. 3. Общественные течения в России после декабрьского восстания. Восстание декабристов, его жестокое подавление и расправа надучастниками дали толчок дифференциации общественно-политических интересов.Складывалось мощное, особенно в рядах высшей чиновничьей бюрократии,консервативно-охранительное направление. Его платформа - не допуститьдальнейших изменений в сторону западной системы, сохранить «почву», общинув неприкосновенности, утверждать православие, крепостное право, посколькуоно благотворно для крестьян: помещик - отец родной. Так Л.В. Дубельт,управляющий 3 отделением его императорского величества канцелярии, считал:«Наш народ оттого умён, что тих, а тих оттого, что несвободен». И далее:«Не троньте этот народ, оставьте его в патриархальной простоте и во всемприродном его величии... Не заражайтесь бессмыслием Запада - это гадкаяпомойная яма от которой, кроме смрада, ничего не услышите. Не верьтемудрствованиям; они ни вас и никого другого к доброму не приведут». [14] Эта платформа нашла отражение в теории «официальной народности»,которая служила обоснованием идеи самобытности России и зиждилась на трёхначалах: православие, самодержавие, народность. Автором её был С.С. Уваров,министр просвещения. Российская интеллигенция, воспитанная на европейскихценностях была возмущена. С. Соловьев, обвиняя Уварова в лицемерии, писал,что он «придумал эти слова: православие - будучи безбожником, не веря вХриста даже и по-протестантски; самодержавие - будучи либералом; народность- не прочтя в свою жизнь ни одной русской книги, писавший постоянно по-французски и по-немецки».[15] Платформой либерального направления, ориентированного на западныеобразцы были - правовое государство и гражданское право для всех,конституция, утверждающая разделение властей и контроль общества завластью, государственное устройство - конституционная монархия, мирныесредства достижения заявленных целей (реформы). В среде бюрократиискладывается слой прогрессивно мыслящих, интеллигентных людей,объединенных идеями реформирования страны. Это так называемая либеральнаябюрократия, которая формировалась в сотрудничестве с общественнымидеятелями, литераторами, учеными. Очагами её формирования былиминистерства. Ещё одно течение, противостоящее официальной доктрине -либеральная «молодежная Россия», получило своё духовное становление встенах Московского университета. Здесь сложилась блестящая плеядалиберальных преподавателей: Кавелин, Соловьёв, Грановский и многие другие.Со всей России сюда стекалась талантливая молодежь; учеба в университетенакладывала отпечаток на всю их дальнейшую жизнь. Университет былцентром, вокруг которого группировались «западники» - сторонникиевропейских образцов для России: Герцен, Корш, Сатин, Грановский. Людияркие и талантливые, они украсили своей деятельностью эпоху Николая I. Вместе с тем уже тогда проявились особенности российскоголиберализма. Многие считали, что государство - это единственная реальнаясила, творящая историю. А народная масса может проявлять себя лишь вбесплодном анархическом бунте. Тогда же стало очевидным, что либерализм вРоссии не может иметь широкой социальной поддержки. Его база -собственники, но в стране их было мало. Оставалось уповать наинтеллигенцию и государственную бюрократию. Поэтому единственной силой, помнению либералов могла быть только власть. Либералы всеми силами старалисьнайти к ней подход и подсказать направления реформ. В николаевскую эпоху проявилась радикалистская революционная струя.Она была представлена такими именами как М.А. Бакунин, А.И. Герцен, Н.П.Огарёв и др. В этом течении соседствовали либеральные и славянофильскиеидеи, признание исторической необходимости насилия и силы власти,прославление революции. Однако оно было достаточно разнородным. «У нас дотого все элементы перепутаны, что никак нельзя указать, с какой сторонывраждебный стан», - писал А. Герцен. Но лишь в эпоху Александра II были сделаны наиболее решительные шагив направлении к европейскому типу развития: в стране наступила гласность,объявлена амнистия политзаключённым, разрешена свободная выдачазагранпаспортов и т.п. Но главное - проведена реформа всего «почвенного»уклада. Именно она определяла судьбу России: либо она уйдет откорпоративности, коллективизма и приблизится к европейским державам, либосохранит прежние позиции. Секретным комитетом по крестьянскому делу былразработан вариант реформы помещичьей деревни:1)сохранение крупныхпомещичьих хозяйств; 2)отмена крепостного права с передачей крестьянамнадельной (полевой) земли в собственность за выкуп. Это означало переводкрестьян на фермерский путь развития, создание многомиллионного слоя мелкихсобственников. 4. Два взгляда на развитие России. Интересно, что некоторые историки тесно связывают как революционныесобытия во Франции, так и события в России с историей масонского движения.Многие считали, что своими человечными стремлениями, своим непоколебимымчувством достоинства человека и своими принципами свободы, равенства ибратства масонство сильно содействовало к подготавливанию обществ к новымидеям. Принято считать, что ложами масонского ордена была окутана всяФранция перед революцией, повсеместно масоны держали собрания, в которыхизлагались и восторженно принимались прогрессивные идеи. Провозглашаемымицелями были: освобождение народов от тирании князей и духовенства,освобождение крестьян и р




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Великая французская революция и ее влияние на Европу iconВеликая французская революция и ее влияние на Европу
...
Великая французская революция и ее влияние на Европу iconВеликая Французская революция

Великая французская революция и ее влияние на Европу iconАнтуан Франсуа Прево и его знаменитая Манон Леско План
Главный смысл жизни Франции 18 века борьба с системой абсолютизма. Итогом этой борьбы стала Великая Французская революция, которая...
Великая французская революция и ее влияние на Европу icon«Политическая система Франции. Пятая республика»
Франция по праву считается колыбелью республиканских идей. Великая Французская Революция 1789 г дала толчок к революционным процессам...
Великая французская революция и ее влияние на Европу iconВеликая Французская революция
Учредительным, провозгласив своей целью выработку конституционных основ нового политического порядка. Угроза разгона Учредительного...
Великая французская революция и ее влияние на Европу iconФранцузская Буржуазная революция

Великая французская революция и ее влияние на Европу iconЖан Поль Марат
Великая французская революция. Ради всего этого жили, страдали, боролись и умирали бессмертные друзья монтаньяры. Одним из них был...
Великая французская революция и ее влияние на Европу iconРеволюция 1918 года в Германии
Очевидное влияние Октябрьской революции на мировую историю нашло свое первое выявление в революционном подъеме, охватившем Европу,...
Великая французская революция и ее влияние на Европу iconПолитико-правовые взгляды декабристов
Французская революция как источник формирования декабристкой идеологии и ее оценка декабристами 4
Великая французская революция и ее влияние на Европу iconВведение: Цель работы
Целью работы было рассмотрение Великой Октябрьской революции и ее влияние на страны Европы. Я считаю, что Великая Октябрьская революция...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы