Философия свободы icon

Философия свободы



НазваниеФилософия свободы
Дата конвертации26.07.2012
Размер226.55 Kb.
ТипРеферат
Философия свободы


МЭИ Кафедра философии РЕФЕРАТ Проблемы свободы личности и творчества в философии Н.А. БердяеваАспирант Ефимова О.М.Кафедра Инженерная экология и охрана трудаПреподаватель Филиппов В.М. Москва 1996 СОДЕРЖАНИЕ РЕФЕРАТА Стр.Введение. 3Раздел 1. Становление философских взглядов Н.А. Бердяева. 4Раздел 2. Персонализм Бердяева. Центральное местопроблемы свободы человеческой личности в его философии. 6Раздел 3. Идея Богочеловека в концепции свободы личности. 10Раздел 4. Творчество как реализация свободы,путь к гармонизации бытия. 11Заключение. 15Литература. 16ВВЕДЕНИЕ. Сегодня в современном нам обществе мы пытаемся восстановить ценностьсвободы личности, которая формально воспринимается нами как одно из правчеловека и гражданина. Понятие “свобода личности” все чаще употребляется всредствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров,декларируется Конституцией нашего государства. Однако смысл, вкладываемый вэто понятие разными людьми, различен, зачастую предлагаются самыепротивоположные пути решения проблемы свободы человеческой личности. Но приэтом сама категория свободы не подвергается достаточно серьезному анализу. Свобода как одна из основных философских категорий характеризуетсущность человека и его существование. В истории философской мысли этопонятие прошло длительную эволюцию - от “отрицательной” (свобода от) до“положительной” (свобода для) трактовки. Философия свободы была предметомразмышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяеваи Соловьева. Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк - отполного отрицания самой возможности свободного выбора ( в концепцияхбихевиоризма) до обоснования “бегства от свободы” (Э. Фромм) в условияхсовременного цивилизованного общества. Представление свободы как “осознанной необходимости”, на мой взгляд,ведет к тому, что человек уподобляется физическим предметам, подчиняющимсятолько неумолимым законам природы. Только понимание свободы какпотенциальной способности человека к свободному выбору альтернативы, каквозможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями ижеланиями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения даетличности возможность обретения духовной свободы, обретения человеком самогосебя. Например, Н.А. Бердяев пишет: “Идея свободы для меня первичнее идеисовершенства, потому что нельзя принять принудительного, насильственногосовершенства”. Возможно именно поэтому нам сегодня интересна его точказрения как одного из выдающихся русских философов, который еще в первойполовине нашего века выделил тему свободы личности как центральную проблемуфилософской мысли и предложил пути ее решения.
Как отмечают многие исследователи творчества Бердяева, идея свободыличности у него окрашена прямо противоположными настроениями: трагизмом ирешимостью совершить “революцию духа”, переживаниями одиночества и порывомк всепобеждающей соборности, чувством падшести бытия и истории и верой впреображающую и спасительную силу человеческой свободы.РАЗДЕЛ 1. Становление философских взглядов Н.А. Бердяева. Духовная эволюция Николая Александровича Бердяева прошла путь от“легального марксизма”, когда он (наряду с другими марксистами) выступалпротив идеологии народничества, к религиозному миросозерцанию. Николай Александрович Бердяев родился в Киеве в 1874 году варистократической семье. Учился в Киевском кадетском корпусе, в 1894 годупоступил на естественный факультет Киевского университета, затем перешел наюридический. Систематические занятия философией Бердяева начались вуниверситете под руководством Г.И. Челпанова. Тогда же он включился всоциал-демократическую работу, став пропагандистом марксизма, за что приразгроме киевского “Союза борьбы за освобождение рабочего класса” в 1898 г.был арестован и исключен из университета. В опубликованной в 1901 г. работе“Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд оН.К. Михайловском” наметился поворот к идеализму, закрепленный участиемБердяева в сборнике “Проблемы идеализма” в 1902 г. С 1901 по 1903 г.писатель находился в административной ссылке, где отошел от социал-демократии и примкнул к либеральному “Союзу освобождения”. Причиной разрывас марксизмом для Бердяева было неприятие им идеи диктатуры и революционногонасилия, несогласие с тем, что историческая истина зависит от классовойидеологии, от чьих бы то ни было интересов. В противоположность этимутверждениям он подчеркивает, что объективная (абсолютная) истинасуществует независимо от классового (эмпирического) сознания и может лишь втой или иной мере открываться человеку - в зависимости от его жизненногоопыта и ценностных установок. Но, не приняв марксистской философии истории,постулируя априорную систему логических условий познания и нравственныхнорм, он не отрицал социологической значимости марксизма. Его отход от “легального марксизма” совершился достаточнобезболезненно: Бердяев, по впечатлениям его современников, вообще никогдане был фанатиком какой-либо одной идеи, одного культа. Его отличала“безумная расточительность” ума, вызывавшая нередко самые серьезныенарекания. Шестов, например, иронизирует по поводу стремительной эволюцииего взглядов: “Как только он покидает какой-либо строй идей ради нового, онуже в своем прежнем идейном богатстве не находит ничего достойноговнимания. Все - старье, ветошь, ни к чему не нужное... Он стал христианиномпрежде, чем выучился четко выговаривать все слова символа веры”. (9( Нодаже встав на позиции христианства, он искал не веры, а знания, он и врелигиозной жизни хотел сохранить свободу искания, свободу творчества. В 1908 году Бердяев переехал в Москву, где принимал участие в различныхсборниках. Поиск собственного философского обоснования “неохристианства”завершился книгами “Философия свободы” (1911) и, в особенности, “Смыслтворчества. Опыт оправдания человека” (1916), которую он ценил как первоевыражение самостоятельности своей религиозной философии. 1-я мировая войнабыла воспринята Бердяевым как завершение гуманистического периода истории сдоминированием западноевропейских культур и начало преобладания новыхисторических сил, прежде всего России, исполняющей миссию христианскогосоединения человечества (о чем он писал в сборнике “Судьба России”, 1918).Бердяев приветствовал народный характер Февральской революции и вел большуюпропагандистскую работу по предотвращению “большевизации” революционногопроцесса, с тем чтобы направить его в “русло социально-политическойэволюции”. Октябрьскую революцию расценил как национальную катастрофу. Всоветский период жизни Бердяев создал в Москве Вольную академию духовнойкультуры, где читал лекции по философии, в том числе по проблемамрелигиозной философии истории, которые составили основу книги “Смыслистории”. В 1922 году Бердяев наряду с другими видными деятелями русской культурыбыл насильственно выдворен за пределы страны. В 1922 - 1924 годах жил вБерлине. Выход в свет его эссе “Новое средневековье. Размышление о судьбеРоссии и Европы” (1924) принес Бердяеву европейскую известность. В 1924 г.Бердяев переехал в Кламар под Парижем, где прожил до конца своих дней. Вусловиях эмиграции основными в его творчестве становятся темы этики,религии, философии истории и философии личности. Писатель вел активнуютворческую, общественно-культурную и редакционно-издательскую работу,включался в различные общественно-политические и общественно-церковныедискуссии в эмигрантской среде, осуществлял в своем творчестве связьрусской и западноевропейской философской мысли. Он отстаивает в своихтрудах первенство личности над обществом, “примат свободы над бытием”.Резко критикуя - за антидемократизм и тоталитаризм - идеологию и практикубольшевизма, Бердяев не считал “русский коммунизм” случайным явлением. Егоистоки и смысл он видел в глубинах национальной истории, в стихии и“вольнице” российской жизни, в конечном счете - в мессианской судьбеРоссии, ищущей, он не обретшей еще “Царства Божьего”, призванной к великимжертвам во имя подлинного единения человечества. В годы 2-й мировой войны Бердяев занял ясно выраженную патриотическуюпозицию, а после победы над Германией надеялся на некоторую демократизациюдуховной жизни в СССР, что вызвало негативную реакцию со сторонынепримиримой эмиграции. В 1947 году Бердяеву было присуждено звание доктораКембриджского университета. В “Самопознании” Бердяев отмечает связь его творчества, философскихвзглядов с жизненными событиями, так как, по мнению писателя, “творческаямысль никогда не может быть отвлеченной; она неразрывно связана с жизнью,она жизнью определяется”. Он пишет: “Я пережил три войны, две из которыхмогут быть названы мировыми, две революции в России... пережил духовныйренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры,переворот в Германии, крах Франции... я пережил изгнание, и изгнанничествомое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И яеще не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишкоммного событий. ...И вместе с тем я никогда не был человеком политическим.Ко многому я имел отношение... но ничему не принадлежал до глубины... заисключением своего творчества. Я всегда был анархистом на духовной почве и“индивидуалистом”. (2( Находясь в вынужденной эмиграции, Бердяев продолжает считать себярусским философом. Он пишет: “Несмотря на западный во мне элемент, ячувствую себя принадлежащим к русской интеллигенции, искавшей правду. Янаследую традиции славянофилов и западников, Чаадаева и Хомякова, Герцена иБелинского, даже Бакунина и Чернышевского, несмотря на различиемиросозерцаний, и более всего Достоевского и Л. Толстого, Вл. Соловьева иН. Федорова. Я русский мыслитель и писатель.” (2( РАЗДЕЛ 2. Персонализм Бердяева. Центральное место проблемы свободычеловеческой личности в его философии. Главная проблема философии Бердяева - смысл существования человека и ссвязи с ним смысл бытия в целом. Ее решение, по мнению писателя, может бытьтолько антропоцентрическим - философия “познает бытие из человека и черезчеловека”, смысл бытия обнаруживается в смысле собственного существования.Осмысленное существование - это существование в истине, достижимоечеловеком на путях спасения (бегства от мира) или творчества (активногопереустройства мира культурой, социальной политикой). По мнению русского философа Г.П. Федотова, “четыре понятия, взаимносвязанных, в сущности разные аспекты одной идеи, определяют религиознуютему Бердяева: Личность, Дух, Свобода и Творчество”. (2( Философия Бердяева носит персоналистический характер; он сторонникценностей индивидуализма. “Истинное решение проблемы реальности, проблемысвободы, проблемы личности - вот настоящее испытание для всякой философии”,- считает он. Н.О. Лосский пишет: “В особенности же Бердяев интересуетсяпроблемами личности... она не часть общества, напротив, общество - толькочасть или аспект личности. Личность - не часть космоса, напротив, космос -часть человеческой личности.” (6( Бердяев был поглощен экзистенциальныминтересом к человеку, в “Самопознании” он отмечает: “...экзистенциальнаяфилософия ... понимает философию как познание человеческого существования ипознание мира через человеческое существование...” (2( Однако, в отличие отдругих философов-экзистенциалистов, писатель не удовлетворяетсясопереживанием, его волнует не столько трагедия человеческогосуществования, сколько свобода человеческой личности и человеческоготворчества. “Свобода для меня первичнее бытия. Своеобразие моегофилософского типа прежде всего в том, что я положил в основание философиине бытие, а свободу.” “Свобода, личность, творчество лежат в основе моегомироощущения и миросозерцания”,- пишет Бердяев. (2( Он онтологизируетсвободу, выводит за рамки обычных проблем философии. Cвобода, своимикорнями уходящая в иррациональную и трансцендентную безосновность, являетсядля него исходной и определяющей реальностью человеческого существования.Бердяев пишет: “Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишьизначально пребывать.” (1( Человеческая иррациональная свобода коренится из “ничто”, но это непустота, это первичный принцип, предшествующий Богу и миру. Бердяев пишет:“Где-то несоизмеримо большей глубине есть Ungrund, безосновность, к которойнеприменимы не только категории добра и зла, но неприменимы и категориибытия и небытия”. (4( Термин “Ungrund” Бердяев заимствовал у немецкогомистика конца XVI - начала XVII века Я. Беме из его учения “о темном началев Боге”. Философа волнует проблема теодицеи, то есть примирения зла мира(объективации) с существованием Бога, которая для него также связана спроблемой свободы. Бердяев считает, что “трудно примирить существованиевсемогущего и всеблагого Бога со злом и страданиями мира”. Таким образом,он приходит “к неизбежности допустить существование несотворенной свободы”.“Свобода не создана Богом, но он сам рождается... из свободы и из этой жесвободы, из Ничто, которое потенциально содержит в себе Все, от творитмир.” “Есть какой-то первоначальный исток, ключ бытия, из которого бьетвечный поток... в нем совершается акт Богорождения”. (4( “Бог присутствуетлишь в свободе и действует лишь через свободу”,- вот мысль писателя. Этаидея несет у Бердяева двойную службу: объясняет наличие зла в мире(“несотворенная свобода объясняет... возникновение зла”) и определяетсвободу человека не только по отношению к миру, но и к Богу. Такаяконцепция свободы трудно примирима с пониманием Бога как существаАбсолютного. Так как свобода не создана Богом, он не обладает властью надсвободой. Свобода первична по отношению к добру и злу, она обусловливаетвозможность как добра, так и зла. Поэтому Бог-Творец всесилен над бытием,но не обладает никакой властью над небытием, над несотворенной свободой.Эта бездна первичной свободы, изначально предшествующей Богу, являетсяисточником зла. Бердяев не мог, подобно Соловьеву, возложитьответственность за зло в мире на Бога (“Возложить на Творца ответственностьза зло творения есть величайший из соблазнов духа зла...”, (1(). Но он вравной мере не принимал христианскую схему, укоренявшую зло в самомчеловеке. Он предпочитал абсолютизировать свободу, отделить ее от Бога ичеловека, чтобы тем самым онтологизировать зло, погрузить его вдобытийственный хаос. Это открывало путь к гармонизации бытия, котораяосуществлялась с помощью творчества. Но поскольку творчество, по убеждениюфилософа, также проистекает из свободы, то именно противоборство зла итворчества составляет сущность новой религиозной эпохи - эпохи "третьегооткровения", ожиданием которой наполнено большинство произведений Бердяева. Н.О. Лосский считает, что Бердяев “отвергает всемогущество Бога иутверждает, что Бог не творит воли существ вселенной, которые возникают изUngrund, а просто помогает тому, чтобы воля становилась добром. К этомувыводу он пришел благодаря своему убеждению в том, что свобода не можетбыть создана и что если бы это было так, то Бог был бы ответственным завселенское зло. Тогда... теодицея была бы невозможной. Зло появляетсятогда, когда иррациональная свобода приводит к нарушению божественнойиерархии бытия и к отпадению Бога из-за гордыни духа, желающего поставитьсебя на место Бога...” По мнению писателя, личность и субъективное находятся в конфликте собщим и объективным, личность восстает “против власти объективированного“общего”. Объективация - одно из основных понятий философии Бердяева, онаозначает трансформацию духа в бытие, вечности - во временное, субъекта - вобъект, порождение неподлинного мира явлений, где результаты духовнойактивности человека приобретают формы пространства и времени, начинаютподчиняться причинно-следственным отношениям и законам формальной логики.Писатель так поясняет свою идею, он говорит, что “объективной реальности несуществует, это иллюзия сознания, существует лишь объективация реальности,порожденная известной направленностью духа. Объективированный мир не естьподлинный реальный мир... Объект есть порождение субъекта. Лишь субъектэкзистенциален, лишь в субъекте познается реальность.” В книге “Царстводуха и царство кесаря” Бердяев пишет: “Объективация есть выбрасываниечеловека вовне, экстериоризация, подчинение условиям пространства, времени,причинности, рационализации. В экзистенциальной же глубине человекнаходится в общении с духовным миром и со всем космосом.” (7( Такимобразом, объективация представляет собой не раскрытие, обнаружение духа, а,наоборот, его закрытие, обеднение. В результате человек оказывается вдвойственном положении: как личность он остается в своей глубине носителемэкзистенциального “я”, образа и подобия Бога, как индивид он становитсяпричастен миру природной и социальной необходимости. Мысль писателяперекликается здесь с идеями западноевропейских экзистенциалистов отрагическом положении человека в безучастном, равнодушном к егосуществованию мире. сам Бердяев подчеркивает сходство этих идей: “Когдаэкзистенциалисты... говорят о выброшенности человека в мир и обреченностичеловека этому миру, то они говорят об объективации, которая делает судьбучеловека безысходной, выпавшей из глубокой реальности”. Писатель видитприродное зло не только в жестокости борьбы за существование, в страдании исмерти, а в самом факте необходимости, несвободы, которая составляетсущность материи. “Человек с его возможностями духовной свободы брошен вслепой механический мир, который порабощает и губит его”. (2( Бердяевотмечает, что у него “есть напряженная устремленность к трансцендентному, кпереходу за грани этого мира.” “Обратной стороной, - пишет он, - этойнаправленности моего существа является сознание неподлинности,неокончательности, падшести этого эмпирического мира”. Философ утверждает“примат свободы над бытием”. “Бытие вторично, есть уже детерминация,необходимость, есть уже объект”, - считает автор. В религиозном планеобъективация тождественна с актом грехопадения - отчуждения человека отБога, сопровождающегося попаданием субъекта в зависимость от мира объектов."Если мир, - писал Бердяев, - находится в падшем состоянии, то это - нерезультат способов познания (как это думал Шестов). Вина лежит в глубинахмирового бытия. Это лучше всего уподобить процессу разложения, разделения иотчуждения, которое претерпевает ноуменальный мир. Было бы ошибкой думать,что объективация происходит только в познавательной сфере. Она происходитпрежде всего в бытии самом. Она порождается субъектом не только какпознающим, но как бытийствующим... В результате нам кажется реальным то,что на самом деле вторично, объективировано, и мы сомневаемся в реальностипервичного, необъективируемого и нерационализированного". Осознаниепервичности духа как творческой реальности и составляет, по мысли автора,задачу философии, указывает путь решения проблемы свободы человеческойличности. “Персоналистическая революция”, к которой стремился философ, “означаетсвержение власти объективации, разрушение природной необходимости,освобождение субъектов-личностей, прорыв к иному... духовному миру”. (2(Преодоление объективации связывается Бердяевым не столько со спасением,сколько с творчеством как “обнаружением избыточной любви человека к Богу”,ответом его “на Божий зов, на Божье ожидание”. Бердяев убежден, что свобода трагична: если она составляет сущностьчеловека, то, следовательно, она выступает как обязанность; человекпорабощен своей свободой. Она тяжкое бремя, которое несет человек. Онответственен за свои поступки и происходящее в мире. “Свобода есть моянезависимость и определяемость моей личности изнутри... не выбор междупоставленным передо мной добром и злом, а мое созидание добра и зла, -считает автор. - Само состояние выбора может давать человеку чувствоугнетенности... даже несвободы. Освобождение наступает, когда выбор сделани когда я иду творческим путем”. Бердяев воспринимает свободу “не каклегкость, а как трудность”. По мысли писателя, даже простая политическаясвобода, свобода выбора убеждений и поступков - это тяжелая и ответственнаяобязанность. Он пишет: “В этом понимании свободы как долга, бремени, какисточника трагизма мне особенно близок Достоевский. Именно отречение отсвободы создает легкость...” “Свобода порождает страдание, отказ же отсвободы уменьшает страдание... И люди легко отказываются от свободы, чтобыоблегчить себя”, - эта идея философа, на мой взгляд, действительноперекликается со взглядами Достоевского на эту проблему, для которогопроблема свободы духа также имеет центральное значение. У Достоевскогосвобода - не право человека, а обязанность, долг; свобода - "нелегкость, а тяжесть". Не человек требует от Бога свободы, а наоборот, "и вэтой свободе видит достоинство богоподобия человека". Именно по этойпричине “свобода аристократична, а не демократична”. Бердяев считает, что“огромная масса людей совсем не любит свободы и не ищет ее”. ВеликийИнквизитор у Достоевского, “враг свободы и враг Христа”, считает, что“десятки тысяч миллионов существ... не в силах будут пренебречь хлебомземным ради небесного”, он упрекает Христа в том, что возложив на людейбремя свободы он не жалеет их. Таким образом, взгляд Бердяева на проблему свободы человеческойличности мне представляется следующим. Личность - это ноуменальный центрмироздания, обнаруживаемый через выявление бесконечности и всеобъемлимостидуха конкретного человека. Даже трансцендентное открывается в духе и черездух личности. Однако присущая ей свобода двойственна: она дана человеку иот Бога как просветленная свобода к добру, истине, красоте, вечности и отБожественного “ничто”, которое заключает в себе возможность зла и отпадениеот Бога. РАЗДЕЛ 3. Идея Богочеловека в концепции свободы личности. “Философия свободы есть философия богочеловечества”, - вот идеяБердяева. В ней “трансцендентный прорыв из необходимости естества в свободубожественной жизни”. Идея богочеловечества, характерная для русскойфилософской мысли, восходит к христианскому учению о единстве божественнойи человеческой природы Иисуса Христа. У Вл. Соловьева она выразилась в“видении целостности, всеединства мира, божественного космоса, в которомнет отделения частей от целого, нет вражды и раздора, нет ничегоотвлеченного и самоутверждающегося". (3( В "Чтениях о Богочеловечестве" онотмечает, что христианство есть не только вера в Бога, но и вера вчеловека, в возможность раскрытия божественного в человеке. Для Бердяеваэта идея неразрывно связана с творчеством, в котором человек усыновляетсебя Богу. Он пишет: “Тема о творчестве была для меня вставлена в основнуюхристианскую тему о Богочеловечестве, она оправдана богочеловеческимхарактером христианства. ...Идея Бога есть величайшая человеческая идея.Идея человека есть величайшая Божья идея. Человек ждет рождения в нем Бога.Бог ждет рождения в нем человека. ...Необычайно дерзновенна мысль, что Богнуждается в человеке, в ответе человека, в творчестве человека. Но безэтого дерзновения откровение Богочеловечества лишается смысла”. С явлениемБогочеловека Христа “прекращается самодержавие Бога, ибо сыновний Богучеловек призывается к непосредственному участию в божественной жизни.Управление мира становится богочеловеческим.” (1( Таким образом, мировойпроцесс у Бердяева становится не возвращением к изначальной полноте, атворческим приращение к ней, “восьмым днем творения”. “Преображение и обожествление” возможны только путем достижениясвободы, “проникнутой любовью к Богу”. Бердяев считает, что “они не могутбыть достигнуты принудительно; они предполагают свободную любовь человека кБогу. Поэтому христианство является религией свободы”. По его мнению, верав Бога есть не почитание церковных канонов, а стремление к Божьему царству, мысль о том, что следуя заветам Христа, "с Христом в сердце" можно достичьдуховной свободы. Для достижения Царства Божьего, по мнению писателя,необходимо творчество. “Новое, завершающее откровение будет откровениемтворчества человека. Это и будет чаемая эпоха Духа”. Именно в ней“реализуется христианство как религия Богочеловечества”, так как“совершенное соединение человечества с Божеством может явиться лишь какрезультат проникновения Св. Духа в путь истории и культуры” (1(. Для Бердяева важна “проблема индивидуальной судьбы в вечности”.“Растворение личности, неповторимой индивидуальности в безликойбожественности... противоположно христианской идее”. “Тайна христианстваесть тайна Богочеловечности, тайна встречи двух природ, соединяющихся, ноне смешивающихся. Человек не исчезает... но наследует свою человечность ввечной жизни”. "Лишь путь Богочеловечества и Богочеловека ведет к утверждениючеловеческой личности и свободы",- пишет Бердяев. (3( Человечество,оторванное от Бога, отвергшее Христа, перерождается в бесчеловечное(пример этого в "Бесах" Достоевского, в его “легенде о ВеликомИнквизиторе”). Христианство Бердяева антропологично, оно основано на идее богоподобиячеловека и очеловечивании Бога. Если это так, то человек призван ксоучастию в Божественном творчестве и, следовательно, история становитсяпродолжением миротворения. Причем “конец истории и путь к концу - неисключительно божественный, а богочеловеческий, и в богочеловечности таитсявозможность осмыслить божественный план истории, не погасив индивидуальнойсвободы человека”. РАЗДЕЛ 4. Творчество как реализация свободы, путь к гармонизациибытия. Суть “персоналистической революции”, объявленной Бердяевым,раскрывается им в концепции творчества, центральным стержнем которойстановится идея творчества как откровения человека, совместно с Богомпродолжающего творения. Философия христианского творческого антропологизмаБердяева получила свое первое развернутое выражение в книге “Смыслтворчества”, основная тема которой - идея творчества как религиозной задачичеловека. Впечатления современницы писателя Е.К. Герцык о книге: “Сотнипламенных, парадоксальнейших страниц. Книга не написана - выкрикнута.Местами стиль маниакальный: на иной странице повторяется пятьдесят разкакое-нибудь слово, несущее натиск его воли: человек, свобода, творчество.Он бьет бешено молотком по читателю, Не размышляет, не строитумозаключений, он декретирует.” (2( В этой книге Бердяев ставит вопрос об отношении творчества и греха,творчества и искупления, об оправдании человека в творчестве и черезтворчество. Он считает, что “оно оправдывает человека, оно естьантроподицея”. Антроподицея, согласно Бердяеву, это "третьеантропологическое откровение", возвещающее о наступлении "творческойрелигиозной эпохи". Оно упраздняет откровение Ветхого и Нового заветов("Христианство так же мертвеет и коснеет перед творческой религиознойэпохой, как мертвел и коснел Ветхий завет перед явлением Христа"). Нотретьего откровения нельзя ждать, его должен совершить сам человек; этобудет делом его свободы и творчества. Творчество не оправдывается и недопускается религией, а само является религией. Его целью служит исканиесмысла, который всегда находится за пределами мировой данности; творчествоозначает "возможность прорыва к смыслу через бессмыслицу". Смысл естьценность, и потому ценностно окрашено всякое творческое стремление.Творчество создает особый мир, оно "продолжает дело творения", уподобляетчеловека Богу-Творцу. Бердяев считает, что “все достоинство творения, всесовершенство его по идее Творца - в присущей ему свободе. Свобода естьосновной внутренний признак каждого существа, сотворенного по образу иподобию Божьему; в этом признаке заключено абсолютное совершенство планатворения”. (1( Присущая человеку способность к творчеству божественна, и вэтом состоит его богоподобие. Со стороны Бога высшая природа человекапоказывается Иисусом Христом, Богом, принявшим человеческий облик; состороны человека - его творчеством, созданием “нового, небывшего еще”. Для автора “творчество человека не есть требование человека и правоего, а есть требование Бога от человека, обязанность человека”. “Бог ждетот человека творческого акта как ответ человека на творческий акт Бога. Отворчестве человека верно то же, что и о свободе человека. Свобода человекаесть требование Бога от человека, обязанность человека по отношению кБогу.” (2( Бердяев пишет: “Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободныйтворит. Из необходимости рождается лишь эволюция; творчество рождается изсвободы”. Тайна творчества также “бездонна и неизъяснима”, как и тайнасвободы. “Творчество - это цель жизни человека на земле - то, для чего Богсоздал его. Если христианство есть религия спасения, то это спасение черезтворчество, а не только через аскетическое очищение от греха”, - пишетБердяев. В книге “О назначении человека. Опыт парадоксальной этики” (1931)он утверждает, что не только этика искупления, но также этика творчестваесть путь в царство небесное. “Тьма, ничто, бездна - вот что для Бердяева в основе бытия, вот в чемкорни и божественного миротворчества, и бездонной свободы человеческогодуха. Но эта же тьма, бездна снова настигает светлый космос и человека игрозит поглотить их - отсюда необходимость творчества во что бы то нистало... твори, не то погибнешь”, - пишет Герцык. (2( “Бог всемогущ в бытиии над бытием, но он бессилен перед “ничто”, которое до бытия и вне бытия.Он мог только распяться над бездной этого “ничто” и тем внести свет внего... В этом и тайна свободы. ...Отсюда и бесконечный источник длятворчества”. Бердяев считает, что “творчество возможно лишь при допущениисвободы, не детерминированной бытием, не выводимой из бытия”. Иначе, “без“ничто”, без небытия творчество в истинном смысле слова было быневозможно”. В “Смысле творчества” Бердяев выражает мысль, что “творчество естьтворчество из ничего, то есть из свободы”. На мой взгляд, было бынеправильно думать, что творчество человека не нуждается в какой-либоматерии (материале), так как совершается в реальности. Бердяев поясняет,что “творческий акт человека не может целиком определяться материалом,который дает мир, в нем есть новизна, не детерминированная извне миром. Этои есть тот элемент свободы, который привходит во всякий подлинныйтворческий акт”. Я думаю, что именно в этом смысле “творчество естьтворчество из ничего”. Бердяев считает, что творческие дары даны человекуБогом, но в творческие акты человека привходит элемент свободы, недетерминированной ни миром, ни Богом. Бердяев говорит о трагедии человеческого творчества. Он видит ее внесоответствии его результатов первоначальному замыслу, в том, что“творческий акт в своей первоначальной чистоте направлен на новую жизнь,новое бытие... на преображение мира. Но в условиях падшего мира онотяжелевает, притягивается вниз... создает не новую жизнь, а культурныепродукты большего или меньшего совершенства”. Культура, по мысли писателя,является одной из форм объективации и лишь символически указывает надуховный мир. Подтверждение своей мысли Бердяев видит в том, что великиерусские писатели чувствовали конфликт между совершенной культурой ижизнью и стремились к совершенной, преобразованной жизни. В том отношении очень показательны Гоголь, Толстой, Достоевский. Вся русская литературапроникнута болью о страданиях народа и человека. В условиях “падшего” мира“результаты творчества носят не реалистический, а символический характер”.Такое творчество “символическое, дающее лишь знаки реального преображения.Реалистическое творчество было бы преображением мира, концом этого мира,возникновением нового неба и новой земли”, так как творческий акт “есть актэсхатологический, он обращен к концу мира”, предвосхищает начало миранового, новой эпохи Духа. В произведениях писателя можно проследить связь между исключительнымотношением Бердяева к творчеству и его достаточно пессимистическимотношением к действительности. Он пишет: “Творческий акт для меня всегдабыл трансцендированием, выходом за границу имманентной действительности,прорывом свободы через необходимость”. “Творческий акт есть наступлениеконца этого мира, начало иного мира.” Автор предупреждает, что можетвозникнуть иллюзия, что “результаты творческого акта могут бытьсовершенными в этом мире, могут нас оставлять и не притягивать к иномумиру”. Бердяев пишет, что совершенные продукты творчества ”всегда говорят омире ином, чем эта мировая действительность, и упреждают преображениемира”. Очевидно особое отношение писателя к творчеству. “Творчество, -пишет он, - было для меня погружением в особый, иной мир, мир, свободный оттяжести, от власти ненавистной обыденности. Творческий акт происходит вневремени. Во времени лишь продукты творчества, лишь объективация. Продуктытворчества не могут удовлетворять творца. Но пережитый творческий подъем,экстаз, преодолевающий различение субъекта и объекта, переходит ввечность”. (2( “Творчество для меня не столько оформление в конечном, втворческом продукте, сколько раскрытие бесконечного, полет вбесконечность.” (1( Бердяев понимает под творчеством “потрясение и подъемвсего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новомубытию”. Именно в творческом опыте “раскрывается, что “я”, субъект,первичнее и выше, чем “не-я”, объект”. “Творчество не всегда бывает истинным и подлинным, оно может бытьложным и иллюзорным. Человеку свойственно и лжетворчество. Человек можетдавать ответ не на призывы Бога, а на призыв сатаны”. “Подлинное жетворчество человека должно в героическом усилии прорвать порабощающеецарство объективации... и выйти на свободу, к преображенному миру, мируэкзистенцциальной субъективности и духовности, то есть подлинности, кцарству человечности, которая может быть лишь царством Богочеловечности”. Можно сделать вывод, что, с одной стороны, творчество - это высшеепроявление свободы, создающей из “ничто” подлинное и ценностное, с другой -процесс деобъективации затвердевшего в формах бытия, природы и истории.“Творчество всегда есть освобождение и преодоление. В нем есть переживаниесилы. ...Ужас, боль, расслабленность, гибель должны быть побежденытворчеством. по существу есть выход, исход, победа.” (1( Творчество - этооткровение “я” Богу и миру, в нем оправдание человека, как бы ответный шагна его пути к трансцендентному.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Благодаря гуманизму своей философской позиции и таким отличительным еечертам, как “восстание против любых форм тоталитаризма, неустанная защитасвободы, отстаивание первичности духовных ценностей, антропоцентрическийподход к проблемам, персонализм, искания смысла жизни и истории” (Ф.Коплстон) Бердяев сумел возвыситься до подлинной самобытности, открытьперед русской духовностью новые “горизонты мысли”. Понятие “личность” понимается Бердяевым как неповторимая, уникальнаясубъективность. Через присущую ей свободу и возможность свободноготворчества она направлена на созидание нового мира. История человечествапредстает в виде процесса развития личностного начала человека, а сам ондостигает наивысшего блаженства в единении с Богом в своем творческом акте,направленном на достижение высших божественных ценностей: истины, красоты иблага, на достижение нового бытия, нового, подлинного мира, царства Духа. Приверженность “философии органического духа” позволила Бердяеву решитьпоставленные им проблемы “реальности, свободы, личности”. Дух присутствуетв человеке как бесконечная свобода и неограниченное творчество, человекявляется “Божьей идеей”. Каждый человек, по мнению Бердяева , долженотгадать “Божью идею о себе”, самореализоваться и “помогать Богу восуществлении замысла Божьего в мире”. Философ считает, что Бог действует вцарстве свободы, а не в царстве необходимости, именно в духе, а не вдетерминированной природе. Бердяев всегда отстаивал нередуцируемость свободы к необходимости, еенеприкосновенность перед лицом экспансии детерминизма. Возможно именнопоэтому, относимый в исторической хронологии к первой половине XX века,Н.А. Бердяев остается во многом нашим современником, призывающим прирешении всех философских проблем ставить в центр человека и его творчество.ЛИТЕРАТУРА.1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: “Правда”, 1989.1. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: “Книга”, 1991.1. Бердяев Н.А. Русская идея. "Вопросы философии", 1990, № 1-2.1. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: “Мысль”, 1990.1. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 12-ти томах. М.: “Правда”, 1982.1. Лосский Н.О. История русской философии. М.: “Высш. школа”, 1991.1. Русская философия. Словарь. Под ред. Маслина М.А. М.: “Республика”, 1995.1. Современная философия: словарь и хрестоматия. Под ред. Кохановского В.П. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996.1. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. С.-П.: Издательство С.-Петербургского университета, 1995.1. Шрейдер Ю.А. Свобода как творческая ориентация в мире. "Вопросы философии", 1994, № 1.1. Киссель М.А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра. "Вопросы философии", 1994, № 11.




Похожие:

Философия свободы iconВольдорские школы
С конца 80-х годов над Землей провеял дух свободы. Рудольф Штейнер главную свою философскою книгу назвал «Философия Свободы». Современная...
Философия свободы iconКурсовая работа по предмету: Педагогические теории, системы, технологии
С конца 80-х годов над Землей провеял дух свободы. Рудольф Штейнер главную свою философскою книгу назвал «Философия Свободы». Современная...
Философия свободы iconСвобода учреждения (перемещения) компаний в ес регулирование свободы перемещения компаний Договором «О функционировании Европейского союза»
Содержание свободы учреждения компаний: национальный режим, запрет ограничений (дело Reinhard Gebhard c-55/94). Формы учреждения...
Философия свободы iconЗачем (что говорит нам сегодня) этика Канта? Биография и основные сочинения Канта. Контекст этических традиций
Общефилософские основания: Философия свободы, как метафизический фундамент коренной проблемы кантовской этики: критико-философское...
Философия свободы iconРеферат по дисциплине "Философия" на тему «Философия Платона. Платон о государстве»
Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы...
Философия свободы iconРеферат по дисциплине "Философия" на тему «Философия Платона. Платон о государстве»
Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы...
Философия свободы iconРудольф Штайнер и его Философия свободы

Философия свободы iconПрограмма дисциплины «Философия права» для направления 030100. 62 «Философия», уровень подготовки «бакалавр»
Эти идеи стали зародышем всех последующих, включая и современные, представлений и концепций о единстве права, свободы и справедливости,...
Философия свободы iconДокументы
1. /философия свободы Бердяева.doc
Философия свободы iconБегство от свободы
Фромма изолировала его. Эта изолированность непереносима и человек становится перед выбором: избавится от свободы с помощью новой...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы