Христианство icon

Христианство



НазваниеХристианство
Дата конвертации26.07.2012
Размер176.71 Kb.
ТипРеферат
Христианство


1. Социальные истоки христианства. 1.1. Религиозные истоки христианстваКак и всякая новая религия христианство возникло не на пустом месте. Оно впитало идеи и представления ряда других религий, в первую очередьиудаизма. Вообще, можно указать на немаловажную преемственность,неизменно существующую между ранними формами религии -мифами, с ихполитеизмом, обрядностью и проч. , и самой религией , возникающей на ихоснове. По замечанию В. С. Нерсесянца эта преемственность имеет большоезначение в области политико- правовых воззрений и прямо проявляется,например, в виде учений о божественном характере власти и порядка, обожественном праве и т.п. ( Христианство родилось первоначально среди евреев Палестины и другихстран Ближнего Востока. Связь новой религии с иудаизмом проявилась вчастности в том, что священное писание христиан- Библия включала каксобственно христианские произведения, образовавшие новый завет, так исвященные книги последователей иудаизма- Ветхий завет. Иудаизм- первая последовательно монотеистическая религия. В нейпротиворечиво сочетались суровые традиции древних племен сжертвоприношениями, насилием, жестокостью, и черты нового в духовной инравственной сферах, подготовившие почву для христианства.Иудаизм представлял собой религию одного народа, считавшего себяизбранником на том основании, что бог через Моисея дал ему закон. Принявэтот закон, евреи вступили в особые отношения c богом, заключили с нимдоговор, который обеспечивал им божественное покровительство в случаесоблюдения всех его предписаний.Ростки нового в религии древних евреев заключались и в особыхпредставлениях об истории- в Библии история трактуется как поступательноедвижение. Иудеи верили в пришествие мессии- спасителя, ниспосланного богомдля установления справедливости.Из иудаизма Христианство заимствовало несколько основных идей: во-первыхидею монотетеизма, т. е. признание одного бога, сотворившего мир иуправляющего им, во -вторых идею мессианизма, в-третьих эсхатологию, т. е.идею гибели существующего мира в результате божественного вмешательства.При этом необходимо отметить, что в христианстве все они существеннотрансформировались: монотеизм был впоследствии ослаблен учением обожественной троице, мессианизм из узкоэтнического превратился в учение оспасении всех людей через искупительную жертву Иисуса Христа. Эсхатология,т.е. учение о конце мира, связывалась с идеей вторичного пришествия Христа.Среди религиозных учений, групп, сект, массовое возникновение которыхобуславливалось атмосферой неуверенности и ожидания конца, царившей вобществе, была одна, учение и организация которой имеют непосредственноеотношение к истокам христианства. Мы имеем в виду Кумранскую общину и ееучение. И. С. Свенцицкая утверждает, что “влияние, оказанное кумранитами нарелигиозное учение первых христиан, было очень велико”.(( По справедливомузамечанию И. Д. Амусина кумранское учение сыграло своего родапосредническую роль между ортодоксальным иудаизмом и христианством.
Кумраниты жили замкнутой общиной, для которой характерны были общностьимущества, , обязательный труд всех членов общины, совместные трапезы,изучение религиозных текстов. Жизнь кумранитов была строгорегламентирована. Каждый новый член общины должен был передать общине “всезнание, труд и имущество” (Устав кумранской общины.). Как не услышать теже призывы у первых христианских общин! И. Д. Амусин указывает на большое сходство между идеологией ипрактикой кумранской общины, нашедших свое отражение в Уставе ираннехристианских общин. Мы, к сожалению, не можем останавливаться на всех возможныхсопоставлениях и сравнениях между кумранской и христианской идеологиями .Отметим лишь некоторые важнейшие сходные черты.Если говорить об основополагающих сторонах религиозной философии кумранскойобщины - учения о дуализме (света и тьмы, добра и зла и т.д. ) ипредопределении, то известно, что эти доктрины были распространены и средираннехристианских общин. Отголосками дуалистических мотивовпротивопоставления света- тьме изобилуют новозаветные писания, вособенности же приписываемое Иоанну ( “дух истины и дух заблуждения” впервом посл. Иоанна IV, 6). Точно также другой кардинальный принципхристианского учения, необходимо вытекающий из учения о предопределении:“Да будет воля твоя ”, находит себе ,по-видимому , параллель в том жеУставе: “И все сделанное с ним он возжелает в добровольным предании себя и,кроме воли бога , ничего не хочет”(1QS IX, 24) . Известно, что одним изосновных и в то же время оригинальных положений христианства являетсяпредписание не отвечать злом на зло (“А я говорю вам: не противься злому”-Матфей 5,39) Указание на это мы встречаем и в кумранском Уставе: “Я никомуне воздам злом, а добром преследую..., ибо богу принадлежит суд над всемиживыми, и ему принадлежит воздаяние.”(1QS X, 17-18).Наконец, можно указать сходство в социальных принципах, “философии нищеты”,указывающих на результат действия общих факторов, действующих в аналогичныхисторических условиях. И. Д. Амусин отмечает, что “ожидание мессии являетсяне только религиозно-мифологической идеей. Социальный смысл мессианскихчаяний заключается в жажде перемен, мечте о переустройстве мира. В то жевремя это является свидетельством отчаяния, вызванного сознаниемневозможности только своими силами искоренить зло и социальнуюнесправедливость на земле”.(“В кумранской идеологии впервые пробила себе место идея заменыизбранничества целого этноса избранничеством индивидуума”(( Из всего этого некоторые ученые сделали закономерный вывод, что новыми целиком оригинальным являются не учения христианства и его историческаяроль, не социальные принципы, социальная организация и повседневнаярелигиозная практика раннехристианских общин а только божественная личностьХриста, его спасительный подвиг придают христианству его новую сущность. Наряду с многочисленными чертами сходства между кумранрской иновозаветной литературой можно обнаружить немало различий . Основноеразличие заключается в том, что кумранская община ограничивалась верованиемв грядущий приход мессии, в то время как само возникновение христианствасвязано с верой в уже состоявшийся приход мессии- Христа. Выступающий вкумранской литературе мессия еще не наделен специфическими чертамиспасителя, в то время как новозаветный Христос прежде всего- избавитель испаситель мира, пришедший в мир, чтобы жертвенно принять на себя его грехии своей кровью искупить их. Вполне понятно поэтому, что в кумранскихтекстах нет даже намека на такие христианские догматы, как воплощение импервородного греха людей, учение о троице.4.Распространение христианства в Римской империи .Учение Христово распространялось сначала на востоке, среди евреев игреков, в странах греческой речи. Евангелия были написаны на греческомязыке. В первые полтораста лет в Риме и западной части империи было малопоследователей христианства. Греки принимали христианство скорее, потомучто они были мягче нравами и образованнее. Христианское учение не делалоразличия между людьми по их происхождению. Апостол говорит, что нет ниэллина, ни иудея, ни свободного, ни раба, а все - одно во Христе. .Христиане составляли сначала небольшие дружеские общества. Члены этихобществ сходились на молитву и общую беседу, обыкновенно вечером, в памятьТайной вечери Христовой. Происходила братская трапеза, во время которойпричащались. Потом стали переносить причащение на следующее за трапезойутро. . Трапезы составлялись на общие взносы, к своему взносу многиеприбавляли дары в пользу бедных, милостыней и благотворительным делом онихотели очистить душу свою. Бедных называли "драгоценными сокровищамицеркви". Святым делом считалось у христиан и освобождение раба. "Рабавыкупить - значит душу спасти". Христианский епископ Киприан учил: "Вплененных братьях вы должны видеть Христа и выкупать Того, Кто нас выкупилот смерти, вы должны вырвать из рук варваров Того, кто нас вырвал удиавола". Христиане праздновали три дня в неделе: среду, пятницу ивоскресенье, в память о пленении Христа, мученичестве Его и воскресении. Впраздники они не украшали дверей и улиц цветами, не водили хороводов, и этобросалось в глаза окружающим. К середине I в. в христ-ве отчетливо выявилось множество различныхнаправлений, которые вели горячие споры друг с другом и внешними идейнымиконкурентами. Раннехрист-ие общины не знали догматики и культа позднейшегохристианства. Общины не имели спец.мест для проведения богослужений, незнали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин игруппировок, - это вера в добровольную искупительную жертву, принесеннуюраз и навсегда за грехи всех людей посредником между Богом и человеком. . В христианской общине можно было заметит различие между особымиревнителями веры, "совершенными" христианами, и множеством непосвященных.От "совершенных" христиан требовалось много стойкости, они не должны быливпадать в тяжкий грех, поэтому их называли святыми и священниками. Они былиокрещены, им были открыты главные тайны веры. Крещение считалось равнымбольшому покаянию, душевному просветлению и давалось лишь после долгойподготовки. . Большинство состояло из оглашенных, т.е. готовящихся к крещению. Еслипосвященных впадал в грех, его "отлучали" от общины и принимали вновь лишьпосле долгого покаяния. Когда общины стали велики и христиане сталисобираться в больших церквах, различие между "совершенными" и всемиостальными было ясно видно в богослужении. Для оглашенных и касающихсяотводили особое большое место в передней части церкви. Они слушали толькочасть службы: считалось, что пастве нельзя с ними молиться, чтобы неосквернить себя. Касающиеся стояли в дурной одежде среди нищих, у церковнойдвери. . По мере роста христианского космополитизма и формирования основныхдогматических представлений усилился процесс отхода от иудаизма и разрыва сним. К концу I - началу II в., в особенности после поражения еврейскихвосстаний против Рима и обособления Иудейства, этот разрыв, очевидно,оформился окончательно. . Появление клира относится ко II в. и связано с постепеннымизменением социального состава раннехристианских общин. Если ранее ониобъединяли рабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже имеютсяремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Состоятельнаячасть христиан постепенно сосредотачивает в своих руках управлениеимуществом и руководство богослужебной практикой. Должностные лица, вначалеизбираемые на определенный срок, а затем пожизненно, образуют клир.Священники, диаконы, епископы, митрополиты вытесняют харизматиков(пророков) и сосредотачивают в своих руках всю полноту власти. . Изменение социального состава общин определило и эволюцию ихсоциальной направленности. Наблюдается все больший отход от прежнихдемократических тенденций, все настойчивее становится стремление к союзу симператорской властью. . Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необходимостьдополнить мировую империю мировой религией. Попытки превратить в таковуюодну из национальных религий, в частности римскую, успеха не имели. Нужнабыла новая религия, понятная всем народам империи. . Между христианами были люди строгого обычая, которые считалиневозможным входить в какое-либо общение с поклонниками богов. Ониговорили, что надо избегать театра и игр, потому что это - дело дьявола,пышность идолослужения. Христианин не должен быть скульптором, потому чтоему придется изображать богов, не должен держать школы, потому что придетсяобъяснять мифы о богах. Ему нельзя быть солдатом, потому что знаменаосвящены нечестивыми обрядами. Нельзя занимать какую-либо должность, потомучто иначе пришлось бы совершать перед народом жертву, присягать передстатуей императора и т.д. . Когда христиане-ревнители громко отказывались от жертв, от поклонаперед изображением императора, их брали под стражу и осуждали на казнь.Иногда народная толпа под впечатлением какой-нибудь беды, напримерземлетрясения, обрушивалась на христиан, избивала их. Народ готов былвидеть причину несчастья в "безбожии" христиан, в том, что христиане,отрицая богов, навлекли грев на всех.Былые гонения христианства римским государством в начале VI в. сменилисьактивной поддержкой этой новой религии. Император Константин (ок. 285-337)своим эдиктом от 324 г. положил начало превращению христианства вгосударственную религию Римской империи. Через год, в 325г., под егопредседательством собрался в г. Никее первый вселенский собор христианскихцерквей (См. Гл. "Никейский собор), сыгравший важную роль в утверждениихристианского вероучения..Христианство возникло в Палестине в I в. н. э. Его родство с иудаизмомпроявляется в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, священная книгакак иудеев, так и христиан (Вторая часть библии, Новый завет, признаетсятолько христианами и является для них главнейшей). О несомненной близостипервоначального христианства иудейской общине эссенов свидетельствуют такженайденные в 1947 г. свитки в районе Мертвого моря. Общностьмировоззренческих принципов у эссенов и первоначальных христианпрослеживается в мессианизме - ожидания скорого прошествия Учителяправедности, в эсхатологических представлениях, в истолковании идейгреховности человека, в обрядности, в организации общин и отношении ксобственности. Относительно быстрое распространение христианства вмалоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме было обусловленорядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис античных порядковпорождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии ибесперспективности. Усилился антагонизм не только между рабами исвободными, но и между римскими гражданами и подданными провинций, междуримской потомственной знатью и обогатившимися всадниками. .Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могладать утешение обездоленным и в силу своего национального характера непозволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения.Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно далорабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом -через познание божественной истинны, которую принес на землю Христос, чтобынавсегда искупить все человеческие грехи и пороки..Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальныхрелигий мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом вготовом и законченном виде. Однако история религиозных ученийсвидетельствует о том, что христианство не свободно от религиозных,философских, этических и иных влияний. Христианство усвоило и переосмыслилопредшествующие идейные концепции иудаизма, митраизма, древних восточныхрелигий, философские воззрения. Все это обогащало и цементировало новуюрелигию, превращало ее в мощную культурно-интелектуальную силу, способнуюпротивопоставить себя всем национально-этническим культам и превратиться вмассовое национальное движение. Усвоение первоначальным христианствомпредшествующего религиозно-культурного наследия отнюдь не превращало его вконгломерат разрозненных представлений, а способствовало принципиальноновому учению получить всеобщее признание. .Особенно заметное влияние на основы христианского вероучения оказалинеоплатонизм Филона Александрийского (ок. 25 до н. э. - ок. 50 н.э.) инравственное учение римского стоика Сенеки ( ок. 4 до н. э. - 65 н. э.).Филон соединил понятие Логоса в библейской традиции, рассматривающей Логосв качестве внутреннего закона, направляющего движение Космоса. Логос уФилона - священное Слово, позволяющее созерцать Сущее. Иного пути познанияБога не существует, только через Логос - Слово. Учение Филона оприрожденной греховности всех людей , о покаянии, о Сущем как первоначалемира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах, среди которыхСын Божий- высший Логос и другие логосы, названные ангелами, - послужилоодной из идейных предпосылок для христианских представлений об иерархиидуховных начал, оказало заметное влияние на формирование христианства. . Нравственное учение христианства, в особенности о достижениедобродетели, близко к взглядам Лукреция Аннея Сенеки. Главным для всякогочеловека Сенека считал достижение свободы духа посредством осознаниябожественной необходимости. Если же свобода не будет вытекать избожественной необходимости, то она окажется рабством. Только повиновениесудьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравственные нормы,общечеловеческие ценности. Утверждение общечеловеческих ценностей зависитне от государственных требований, а всецело от общительности. Подобщительностью Сенека понимает признание единство человеческой природы,взаимную любовь, всеобщее сострадание, заботу каждого человека о других,ему подобных, независимо от социального положения. Сенека в качественравственного императива признал золотое правило морали, которое звучалоследующим образом:"Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обращалисьстоящие выше" .Близкая формулировка содержится в Евангелии от Матфея:"И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте ивы с ними"( Мф. 7:12 ). .Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности иобманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях,самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение разгуластрастей, гибельных для общества и человека, скромность иумеренность в повседневной жизни. Ему импонировали и сформулированныеСенекой принципы индивидуальной этики. Личное спасение предполагает строгуюоценку собственной жизни, самоусовершенствование, обретение божественногомилосердия.Усвоение христианство различных элементов восточных культов,эллинистической философии не обедняло, а обогащало новую религию. Именнопоэтому она относительно быстро вошла в общий поток средиземноморскойкультуры.5. Христианская община .Положение христиан было трудно, потому чторимские правители во времена империи очень подозрительно относились ковсяким союзам и обществам, даже самым невинным. Они боялись, что можетзавестись заговор и измена. Траян не позволил устроить в городе Никомедиивольную пожарную команду из 150 плотников, опасаясь, что у них начнутсякакие-то тайные дела. Легко разрешали только общества погребальные.Такие общ-ва составлялись издавна, большей частью в среде людей бедных,низкого звания, рабов. Богатый чел-к выстраивал себе большой могильныйсклеп, оставлял по завещанию крупную сумму на погребение и на поминание.Бедные люди старались устроить помин души на общие товарищеские взносы.Несколько человек, например, люди одного ремесла, рабы одного господина,складывались как бы в одну семью: товарищи называли себя братьями исестрами; они обязывались все приходить на погребение умершего сочлена; Онивыстраивали большую общую могилу - схолу. Это было круглое двухэтажноездание: нижний этаж находился в земле; там хоронили умерших; в верхнем былустроен зал, где собирались для трапезы, для молитвы в поминальные дни. .Но большинство бедных братских союзов не могли столько собрать, чтобыустроить схолу; они отыскивали себе просто подземелье, часто далеко отсередины города; например, в Риме рыли глубже те ямы и ходы, которые былираньше проделаны для добывания глины. Умерших клали в углубления, пробитыев стенах вдоль проходов. Так получались длинные и извилистые улицы ипереулки под землею. Долго хоронили в этих подземных кладбищах и собиралисьна поминание умерших. Во многих местах они образуют несколько этажей, одиннад другим. Если растянуть могильные галереи Рима в длину, то они составятболее 1000 верст в длину. .Чтобы не вызвать преследований, христианские общины принимали видтаких же союзов. Христиански братья также рыли катакомбы, которыепримыкали к другим, более старинным. Христиане собирались у особеннодорогих могил, где погребены были лучшие люди, замечательные святою жизнью,подвигом мученичества или горячею проповедью. Нередко над такой могилойесть небольшая комнатка с выходом в галерею: в ней ставился стол дляЕвхаристии (причащения), и она постепенно расширялась в часовню длябогослужения. Первые церкви были вообще похожи на схолы: в нижней частицеркви, под полом у молящихся было кладбище. Стены христианских катакомбукрашались живописью: особенно часто изображался Христос в виде доброгопастыря, несущего заблудшую овцу. (см. Приложение 1)..Что касается римской литературы, то в этой области нельзя выявить явногокризиса, однако следует отметить, что попытки возрождения римскойлитературы сводились к противопоставлению традиций старой римской культурыхристианству и "варварству". Собственное творчество консервативных круговотличалось бесперспективностью. Пересказы старых авторов, школьныйпедантизм, символико-аллегорическая фантастика - это характерные признакилитературных произведений данного периода. Писать и издавать книги моглитолько обеспеченные люди. Многие поэты и писатели должны были искать себесостоятельных покровителей. Таково было положение всей интеллигенцииИмперии. Отсюда - недовольство и оппозиционность интеллигентов квластьимущим. .Культура в целом находилась в еще худшем положении: живописцы и скульпторы причислялись в Риме к ремесленникам, а их деятельность считалась недостойной уважения, однако это ни в коей мере не мешало римлянам благосклонно принимать произведения этих недостойных мастеров. .В сфере искусства наблюдается общий упадок античного искусства и зарождение нового - христианского. .Особенно много внимания уделяется в Империи украшению жизни, бесчисленным развлечениям, роскошным многодневным праздникам и зрелищам. В то же время в подземных катакомбах Рима делает первые шаги новое христианское искусство, ищущее новых эстетических идеалов, новых форм выражения. Между прочим, раннее христианство активно поддерживало тенденции языческого изобразительного искусства, т.е. отказ от классическим форм, от иллюзорного подражания действительности, к возрождению форм греческой архаики. .Христианство - естественный продукт эллинистической культуры. Это тот новый в греко-римском мире феномен, который возник на основе главных тенденций эллинизма к монотеизму, к новой морали. .Возникшее на древнееврейской религии, оно смогло отказаться от античной культуры и многих принципов античного мышления, отказываясь, таким образом, и от основных духовных тупиков этой культуры. Духовная культура христианства возникла в результате взаимопроникновения двух наиболее зрелых и целостных культур древнего мира, противоположных друг другу по целому ряду своих основных параметров, - греко-римской и ближневосточной. .В первый период своего существования христианство, как новая система мировосприятия, развивалось параллельно со всеми осн. философско- религиозными течениями эллинизма, многое отрицая в них, многое заимствуя и (то, что является сильной стороной христианства) оказывая ощутимое влияние на некоторые из них. Однако ошибкой было бы полагать, будто античная культура выродилась потому, что ее погубило христианство, или потому, что империя урезывала политическую свободу. Именно история раннего христианства показывает, что отсутствие политической свободы и репрессии не остановили идеологического движения, отвечавшего запросам народных масс. Античная культура стала клониться к упадку по мере того, как рабовладельческая формация исчерпывала возможности прогресса, а ее основные классы стали классами, уходящими в прошлое. Господствующая система ценностей стала приходить во все большее противоречие с действительностью, сторонников у нее оставалось все меньше. .Протест народных масс против идеологического нажима, попыток насильно заставить верить тому, чему уже не верили добровольно, кризис старых духовных ценностей требовал какого-то социально-психологического замещения их и привёл к окончательному расколу старой системы ценностей и появлению новой, определившей новую цель, новый смысл жизни. Этой новой системой и явилось христианство.Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией идуховной основой европейской культуры. Оно зародилось в I веке нашей эры,которую мы отсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировалось влоне иудаизма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета посвоему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древнихевреев. Именно это универсальное значение христианства и сделало ИисусаХристом (Спасителем, Мессией) в глазах миллионов людей, находящих вхристианской вере смысловую основу своей жизни.Читая Евангелия (буквально - Благая весть), поражаешься не толькоизумительной мудрости, но и образной яркости евангельских проповедей,проникнутых единым духовным смыслом. Этот смысл выходит далеко за пределынационального мышления и поэтому его истолковании вызвало впоследствииожесточённые споры. Но вряд ли можно отрицать внутренние единствопроповедей евангельского Иисуса и вместе с тем их единство с его судьбой,его крестным путём.Иногда учёные сомневаются в реальности Иисуса как исторического лица,ссылаясь на скудность оставшихся исторических свидетельств ипротиворечивость некоторых биографических деталей в четырёх Евангелиях (отМатфея, от Марка, от Луки и от Иоанна). На наш взгляд, из сомнений вдостоверности отдельных биографических деталей нельзя делать вывод о том,что проповедник Иисус никогда не существовал как историческое лицо. В такомслучае становится чудом само возникновение христианства и тот духовныйимпульс, который (при всех частных разногласиях) объединяет и ведёт засобой авторов Евангелий (они складывались в конце I - начале II вв. н. э.)и сплачивает первые христианские общины. В конце концов, этот духовныйимпульс слишком гениален и силён, чтобы быть просто результатомсогласованной выдумке. Значение христианства для развития европейской культурыХристианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. Воснове этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что немогло не сказаться на всей европейской истории. Конечно, вначалехристианская свобода реализовалась главным образом духовно-нравственнойсфере. Но затем она нашла себе практическое поле для своего воплощения истало выражаться в образовании природы и общества, в построении основправового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея онеотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только вхристианской культуре. Христианство сформировало новые смыслы природы ичеловеческого бытия, которые стимулировали развитие нового искусства, сталиосновой естественнонаучного и гуманитарного познания. Мы не имели бызнакомо нам европейского искусства без характерного для христианствавнимания к человеческой душе, ее самых сокравенных внутренних переживаний.“Исповедальность” европейского искусства есть качество, сформированноехристианкой духовностью. Без этого обостренного внимания человека к своейличности не было бы знакомых нам гуманитарных наук. Сама идея о том, чтосуществование мира и человека есть восходящий исторический процесс (а непросто чередование космических циклов) пришла к нам от христианства.Смысловые основы современного естествознания также сформировались подопределяющим влиянием христианкой духовности. Христианство ликвидировалосусловую пропасть между “естественным” и “искусственным”, ибо мир предсталкак творение всемогущего и свободного личного Бога. Но то, что созданотворчеством, может и должно познаваться в контексте творческогопреобразования. Так были заложены смысловые основы для появленияэкспериментальной науки. Конечно, необходимо отличать появление общихсмысловых предпосылок от адекватного осознания и практической реализацииновых смысла. Поэтому между возникновением христианства и появлением первыхростков нового естествознания лежит полтора тысячелетия.Заключение .Догматы вечны и неисчерпаемы. Этапы их раскрытия всознании и истории церкви, определения - это верстовые столбы , на которыхначертаны руководящие безошибочные указания, куда и как уверенно ибезопасно должна идти живая христианская мысль, индивидуальная и соборная.История религии, а в частности христианства, есть развертывание ступенейвсе нарастающего откровения Божия в судьбах земного человечества, а ещеточнее - в судьбах некоторых его частей, т.е. отдельных народов. .Знакомясь с официальной историей развития Земли, мы видим, как нафоне постоянных войн, борьбы за власть появляются учения, пытающиесяпоказать каждому человеку его настоящее лицо, цели и задачи, место вкосмической эволюции. Такими учениями являются мировые религии, а вчастности христианство: ему придерживаются и, я думаю, будут придерживатьсямногие годы и, может ,даже века.




Похожие:

Христианство iconХристианство на Руси
Христианство в Древней Руси существрвало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным...
Христианство iconХристианство на Руси. Реформа языческого культа Христианство на Руси. Реформа языческого культа
История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности: скрижаль откровений...
Христианство icon1. Христианство Наиболее распространенная и одна из самых развитых религиозных систем мира – христианство, появившееся в I веке нашей эры в Иудее – восточной провинции Римской империи. Основа христианства
На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение причин возникновения специфической, иллюзорно-мистической,...
Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство на Руси

Христианство iconПсихология и христианство

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы