Киевская Русь icon

Киевская Русь



НазваниеКиевская Русь
Дата конвертации26.07.2012
Размер241.05 Kb.
ТипРеферат
Киевская Русь


Зимин Антон 11-8(А) Реферат по истории Киевская Русь 9-11 вв.ПЛАН РЕФЕРАТА:ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВЫХ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ.- ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯНСКИХПЛЕМЕН ПОД ВЛАСТЬЮ КИЕВСКОГО КНЯЗЯ.- УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ.- НАЛОГИ; ПОВОЗЫИ ПОЛЮДЬЯ.- СВЯЗЬ УПРАВЛЕНИЯ С ТОРГОВЫМ ОБОРОТОМ.- ВНЕШНЯЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬКИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ.- ДОГОВОРЫ И ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ РУСИ С ВИЗАНТИЕЙ.- ЗНАЧЕНИЕЭТИХ ДОГОВОРОВ И СНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ РУССКОГО ПРАВА.- ВНЕШНИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ИОПАСНОСТИ РУССКОЙ ТОРГОВЛИ.- ОБОРОНА СТЕПНЫХ ГРАНИЦ.- РУССКАЯ ЗЕМЛЯ ВПОЛОВИНЕ XI В.-НАСЕЛЕНИЕ И ПРЕДЕЛЫ.- ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ КИЕВСКОГО.-КНЯЖЕСКАЯ ДРУЖИНА: ЕЕ ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЛИЗОСТЬ К КУПЕЧЕСТВУБОЛЬШИХ ГОРОДОВ.- ВАРЯЖСКИЙ ЭЛЕМЕНТ В СОСТАВЕ ЭТОГО КУПЕЧЕСТВА.-РАБОВЛАДЕНИЕ КАК ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ОСНОВА СОСЛОВНОГО ДЕЛЕНИЯ.- ВАРЯЖСКИЙЭЛЕМЕНТ В СОСТАВЕ ДРУЖИН.- РАЗНОВРЕМЕННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА РУСЬ-ПРЕВРАЩЕНИЕПЛЕМЕН В СОСЛОВИЯ.Мы старались рассмотреть факт, скрытый в рассказе Начальной летописи опервых киевских князьях, который можно было бы признать началом Русскогогосударства. Мы нашли, что сущность этого факта такова: приблизительно кполовине IX в. внешние и внутренние отношения в торгово-промышленном мирерусских городов сложились в такую комбинацию, в силу которой охрана границстраны и ее внешней торговли стала их общим интересом, подчинившим их князюкиевскому и сделавшим Киевское варяжское княжество зерном Русскогогосударства. Этот факт надобно относить ко второй половине IX в.: точнее яне решаюсь обозначить его время.НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ. Общий интерес, создавший великоекняжество Киевское, охрана границ и внешней торговли, направлял и егодальнейшее развитие, руководил как внутренней, так и внешней деятельностьюпервых киевских князей. Читая начальный летописный свод, встречаем рядполуисторических и полусказочных преданий, в которых историческая правдасквозит чрез прозрачную ткань поэтической саги. Эти предания повествуют окнязьях киевских IX и X вв. - Олеге, Игоре, Святославе, Ярополке,Владимире. Вслушиваясь в эти смутные предания, без особенных критическихусилий можно уловить основные побуждения, которые направляли деятельностьэтих князей. ПОКОРЕНИЕ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА. Киев не мог остаться стольным городомодного из местных варяжских княжеств: он имел общерусское значение, какузловой пункт торгово-промышленного движения, и потому стал центромполитического объединения всей земли.Деятельность Аскольда, по-видимому, ограничивалась ограждением внешнейбезопасности Киевской области: из летописи не видно, чтобы он покорил какое-либо из окольных племен, от которых оборонял своих полян, хотя слова Фотияо Росе, возгордившемся порабощением окрестных племен, как будто намекают наэто. Первым делом Олега в Киеве летопись выставляет расширение владений,собирание восточного славянства под своею властью. Летопись ведет это делос подозрительной последовательностью, присоединяя к Киеву по одному племениежегодно. Олег занял Киев в 882 г.; в 883 г. были покорены древляне, в 884- северяне, в 885 - радимичи; после того длинный ряд лет оставлен пустым.Очевидно, это порядок летописных воспоминаний или соображений, а не самыхсобытий. К началу XI в. все племена восточных славян были приведены подруку киевского князя; вместе с тем племенные названия появляются все реже,заменяясь областными по именам главных городов.Расширяя свои владения, князья киевские устанавливали в подвластных странахгосударственный порядок, прежде всего, разумеется, администрацию налогов.Старые городовые области послужили готовым основанием административногоделения земли. В подчиненных городовых областях по городам Чернигову,Смоленску и др. князья сажали своих наместников, посадников которыми былилибо их наемные дружинники, либо собственные сыновья и родственники. Этинаместники имели свои, дружины, особые вооруженные отряды, действовалидовольно независимо, стояли лишь в слабой связи с государственным центром,с Киевом, были такие же конинги, как и князь киевский, который считалсятолько старшим между ними и в этом смысле назывался "великим княземрусским" в отличие от князей местных, наместников.Для увеличения важности киевского князя и эти наместники его вдипломатических документах величались "великими князьями". Так, попредварительному договору с греками 907 г. Олег потребовал "укладов" нарусские города Киев, Чернигов, Переяславль, Полоцк, Ростов, Любеч и другиегорода, "по тем бо городом седяху великии князя, под Ольгом суще. Это былиеще варяжские княжества, только союзные с киевским: князь сохранял тогдапрежнее военно-дружинное значение, не успев еще получить значениядинастического. Генеалогическое пререкание, какое затеял под Киевом Олег,упрекая Аскольда и Дира за то, что они княжили в Киеве, не будучи князьями,"ни рода княжа",- притязание Олега, предупреждавшее ход событий, а ещевероятнее - такое" же домышление самого составителя летописного свода.Некоторые из наместников, покорив то или другое племя, получали его откиевского князя в управление с правом собирать с него дань в свою пользу,подобно тому как на Западе в IX в. датские викинги, захватив ту или другуюприморскую область Империи Карла Великого, получали ее от франкских королейв лен, т. е. в кормление. Игорев воевода Свенельд, победив славянское племяулучей, обитавшее по нижнему Днепру, получал в свою пользу дань не только сэтого племени, но и с древлян, так что его дружина, отроки, жила богачедружины самого Игоря. НАЛОГИ. Главной целью княжеской администрации был сбор налогов. Олег,как только утвердился в Киеве, занялся установлением дани с подвластныхплемен. Ольга объезжала подвластные земли и также вводила "уставы и оброки,дани и погосты", т. е. учреждала сельские судебно-административные округа иустанавливала податные оклады. Дань обыкновенно платили натурою,преимущественно мехами, "скорою". Впрочем, из летописи узнаем, чтонеторговые радимичи и вятичи в IX и X вв. платили дань хазарам, а потомкиевским князьям "по шлягу от рала", с плуга или сохи. Под шлягами надобноразуметь, вероятно, всякие иноземные металлические деньги, обращавшиесятогда на Руси, преимущественно серебряные арабские диргемы, которые путемторговли в изобилии приливали тогда на Русь. Дань получалась двумяспособами: либо подвластные племена привозили ее в Киев, либо князья самиездили за нею по племенам. Первый способ сбора дани назывался навозом,второй - полюдьем. Полюдье - это административно-финансовая поездка князяпо подвластным племенам.Император Константин Багрянородный в своем сочинении О народах, писанном вполовине X в., рисует изобразительную картину полюдья современного емурусского князя. Как только наступал месяц ноябрь, русские князья "со всеюРусью", т. е. с дружиной, выходили из Киева, в городки, т. е. на полюдьем окотором ему говорили его славяно-русские рассказчики и которое он посозвучию приурочил к этому греческому слову. Князья отправлялись вславянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и прочих славян,плативших дань Руси, и кормились там в течение всей зимы, а в апрелемесяце, когда проходил лед на Днепре, спускались опять к Киеву. Между темкак князья с Русью блуждали по подвластным землям, славяне, платившие даньРуси, в продолжение зимы рубили деревья, делали из них лодки-однодеревки ивесной, когда вскрывались реки, Днепром и его притоками сплавляли к Киеву,вытаскивали на берег и продавали Руси, когда она по полой воде возвращаласьс полюдья. Оснастив и нагрузив купленные лодки, Русь в июне спускала их поДнепру к Витичеву, где поджидала несколько дней, пока по тому же Днепрусобирались купеческие лодки из Новгорода, Смоленска, Любеча, Чернигова,Вышгорода. Потом все направлялись вниз по Днепру к морю в Константинополь.Читая этот рассказ императора, легко понять, какими товарами грузила Русьсвои торговые караваны лодок, сплавлявшихся летом к Царьграду: это быладань натурой, собранная князем и его дружиной во время зимнего объезда,произведения лесных промыслов, меха, мед, воск. К этим товарамприсоединялась челядь, добыча завоевательной дружины. Почти весь X в.продолжалось покорение славянских и соседних финских племен из Киева,сопровождавшееся обращением массы побежденных в рабство. Араб Ибн-Даста,писавший в первой половине этого века, говорит о Руси, что она производитнабеги на славян, подъезжает к ним на кораблях, высаживается, забираетобывателей в плен и продает другим народам. У византийца Льва Диаконавстречаем очень редкое известие, что император Цимисхий по договору соСвятославом дозволил Руси привозить в Грецию хлеб на продажу. Главнымиторговцами были киевское правительство, князь и его "мужи", бояре. Кторговому каравану княжескому и боярскому примыкали лодки и простых купцов,чтобы под прикрытием княжеского конвоя дойти до Царьграда. В договоре Игоряс греками читаем, между прочим, что великий князь русский и его бояреежегодно могут посылать к великим царям греческим столько кораблей, сколькозахотят, с послами и с гостями, т. е. со своими собственными приказчиками ис вольными русскими купцами. Этот рассказ византийского императора наглядноуказывает нам на тесную связь между ежегодным оборотом политической иэкономической жизни Руси. Дань, которую собирал киевский князь какправитель, составляла в то же время и материал его торговых оборотов: ставгосударем, как конинг, он, как варяг, не переставал еще быть вооруженнымкупцом. Данью он, делился со своею дружиной, которая служила ему орудиемуправления, составляла правительственный класс. Этот класс действовал какглавный рычаг, в том и в другом обороте, и политическом и экономическом:зимою он правил, ходил по людям, побирался, а летом торговал тем, чтособирал в продолжение зимы. В том же рассказе Константина живообрисовывается и централизующее значение Киева, как средоточия политическойи хозяйственной жизни Русской земли. Русь, правительственный класс с княземво главе, своими заморскими торговыми оборотами поддерживала в славянскомнаселении всего Днепровского бассейна судовой промысел, находивший себесбыт на весенней ярмарке однодеревок под Киевом, и каждую весну стягиваласюда же из разных углов страны по греко-варяжскому пути купеческие лодки стоварами лесных зверогонов и бортников. Таким сложным экономическимкруговоротом серебряный арабский диргем или золотая застежка византийскойработы попадали из Багдада или Царьграда на берега Оки или Вазузы, где их инаходят археологи. СВЯЗЬ УПРАВЛЕНИЯ С ТОРГОВЛЕЙ. Так устроялась внутренняя политическаяжизнь в Киевском княжестве IX и X вв. Легко заметить основной экономическийинтерес, руководивший этой жизнью, сближавший и объединявший отдаленные иразрозненные части земли: дань, шедшая киевскому князю с дружиной, питалавнешнюю торговлю Руси. Этот же экономический интерес направлял и внешнююдеятельность первых киевских князей. Деятельность эта была направлена кдвум главным целям: 1) к приобретению заморских рынков, 2) к расчистке иохране торговых путей, которые вели к этим рынкам.Самым видным явлением во внешней истории Руси до половины XI в., поНачальной летописи, были военные походы киевских князей на Царьград. Досмерти Ярослава их можно насчитать шесть, если не считать похода Владимирана византийскую колонию Херсонес Таврический в 988 г.: Аскольдов, которыйприурочивали к 865 г., а теперь относят к 860 г., Олегов 907 г., дваЯгоревых - 941 и 944 г., второй болгарский поход Святослава 971 г.,превратившийся в войну с греками, и, наконец, поход Ярослава сына Владимира1043 г.Достаточно знать причину первого и последнего из этих походов, чтобы понятьглавное побуждение, которое их вызывало. При Аскольде Русь напала наЦарьград, раздраженная, по словам патриарха Фотия, умерщвлением своихземляков, очевидно, русских купцов, после того как византийскоеправительство отказало в удовлетворении за эту обиду, расторгнув тем свойдоговор с Русью. В 1043 г. Ярослав послал на греков своего сына с флотом,потому что в Константинополе избили русских купцов и одного из них убили.Итак, византийские походы вызывались, большею частью, стремлением Русиподдержать или восстановить порывавшиеся торговые сношения с Византией. Вотпочему они оканчивались обыкновенно торговыми трактатами. Такой торговыйхарактер имеют все дошедшие до нас договоры Руси с греками X в. Из нихдошли до нас два договора Олега, один Игорев и один краткий договор илитолько начало договора Святославова. Договоры составлялись на греческомязыке и с надлежащими изменениями формы переводились на язык, понятныйРуси. Читая эти договоры, легко заметить, какой интерес связывал в X в.Русь с Византией. Всего подробнее и точнее определен в них порядокежегодных торговых сношений Руси с Византией, а также порядок частныхотношений русских в Константинополе к грекам: с этой стороны договорыотличаются замечательной выработкой юридических норм, особенномеждународного права. ДОГОВОРЫ И ТОРГОВЛЯ С ВИЗАНТИЕЙ. Ежегодно летом русские торговцыявлялись в Царьград на торговый сезон, продолжавшийся 6 месяцев; подоговору Игоря никто из них не имел права оставаться там на зиму. Русскиекупцы останавливались в предместье Константинополя у св. Мамы, гденаходился некогда монастырь св. Маманта. Со времени того же договораимператорские чиновники отбирали у прибывших купцов княжескую грамоту собозначением числа посланных из Киева кораблей и переписывали именаприбывших княжеских послов и простых купцов, гостей, "да увемы и мы,-прибавляют греки от себя в договоре,- оже с миром приходят": это былапредосторожность, чтобы под видом агентов киевского князя не прокрались вЦарьград русские пираты.Русские послы и гости во все время своего пребывания в Константинополепользовались от местного правительства даровым кормом и даровой баней -знак, что на эти торговые поездки Руси в Константинополе смотрели не как начастные промышленные предприятия, а как на торговые посольства союзногокиевского двора. По свидетельству Льва Диакона, такое значение русскихторговых экспедицийвызывало. При Аскольде Русь напала на Царьград, раздраженная, по словампатриарха Фотия, умерщвлением своих земляков, очевидно, русских купцов,после того как византийское правительство отказало в удовлетворении за этуобиду, расторгнув тем свой договор с Русью. В 1043 г. Ярослав послал нагреков своего сына с флотом, потому что в Константинополе избили русскихкупцов и одного из них убили. Итак, византийские походы вызывались, большеючастью, стремлением Руси поддержать или восстановить порывавшиеся торговыесношения с Византией. Вот почему они оканчивались обыкновенно торговымитрактатами. Такой торговый характер имеют все дошедшие до нас договоры Русис греками X в. Из них дошли до нас два договора Олега, один Игорев и одинкраткий договор или только начало договора Святославова. Договорысоставлялись на греческом языке и с надлежащими изменениями формыпереводились на язык, понятный Руси. Читая эти договоры, легко заметить,какой интерес связывал в X в. Русь с Византией. Всего подробнее и точнееопределен в них порядок ежегодных торговых сношений Руси с Византией, атакже порядок частных отношений русских в Константинополе к грекам: с этойстороны договоры отличаются замечательной выработкой юридических норм,особенно международного права. ДОГОВОРЫ И ТОРГОВЛЯ С ВИЗАНТИЕЙ. Ежегодно летом русские торговцыявлялись в Царьград на торговый сезон, продолжавшийся 6 месяцев; подоговору Игоря никто из них не имел права оставаться там на зиму. Русскиекупцы останавливались в предместье Константинополя у св. Мамы, гденаходился некогда монастырь св. Маманта. Со времени того же договораимператорские чиновники отбирали у прибывших купцов княжескую грамоту собозначением числа посланных из Киева кораблей и переписывали именаприбывших княжеских послов и простых купцов, гостей, "да увемы и мы,-прибавляют греки от себя в договоре,- оже с миром приходят": это былапредосторожность, чтобы под видом агентов киевского князя не прокрались вЦарьград русские пираты.Русские послы и гости во все время своего пребывания в Константинополепользовались от местного правительства даровым кормом и даровой баней -знак, что на эти торговые поездки Руси в Константинополе смотрели не как начастные промышленные предприятия, а как на торговые посольства союзногокиевского двора. По свидетельству Льва Диакона, такое значение русскихторговых экспедицийв Византию было прямо оговорено в трактате Цимисхия со Святославом, гдеимператор обязался принимать приходящих в Царьград для торговли руссов вкачестве союзников, "как искони повелось". Надобно заметить при этом, чтоРусь была платной союзницей Византии, обязывалась договорами за условленную"дань" оказывать грекам некоторые оборонительные услуги на границахимперии. Так, договор Игоря обязывал русского князя не пускать Черныхболгар в Крым "пакостить" в стране Корсунской. Торговые послы Руси получалив Царьграде свои посольские оклады, а простые купцы месячину, месячныйкорм, который им раздавался в известном порядке по старшинству русскихгородов, сначала киевским, потом черниговским, переяславским и из прочихгородов. Греки побаивались Руси, даже приходившей с законным видом: купцывходили в город со своими товарами непременно без оружия, партиями небольше 50 человек, одними воротами, с императорским приставом, которыйнаблюдал за правильностью торговых сделок покупателей с продавцами; вдоговоре Игоря прибавлено: "входяще же Русь в град, да не творят пакости".По договору Олега русские купцы не платили никакой пошлины. Торговля былапреимущественно меновая: этим можно объяснить сравнительно малое количествовизантийской монеты, находимой в старинных русских кладах и курганах. Меха,мед, воск и челядь Русь меняла на паволоки (шелковые ткани), золото, вина,овощи. По истечении торгового срока, уходя домой, Русь получала изгреческой казны на дорогу продовольствие и судовые снасти, якори, канаты,паруса, все, что ей надобилось. ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ ПРАВА. Такой порядок торговых сношений Руси сВизантией установлен был договорами Олега и Игоря. Разностороннеекультурное значение их для Руси понятно само собою: достаточно припомнить,что они были главным средством, подготовившим принятие христианства Русью иименно из Византии.Но надобно теперь же отметить в них одну сторону, которая могла возыметьсвое действие еще до принятия христианства, - сторону юридическую. Правовыеотношения между русскими и греками в Константинополе определялись,уголовные и гражданские правонарушения, между ними случавшиеся, разбирались"по закону греческому и по уставу и по закону русскому". Так возникалисмешанные нормы, комбинированные из двух прав, которые излагались вдоговорах. В них иногда трудно различить составные элементы, римско-византийский и русский, притом русский двойственный, варяжский иславянский. Договоры сами по себе, как дипломатические документы, лежавшиев киевском княжеском архиве, не могли оказать прямого действия на русскоеправо. Они имеют важное научное значение, как древнейшие письменныепамятники, в которых проступают черты этого права, хотя, изучая их, невсегда можно решить, имеем ли мы перед собою чистую русскую норму илиразбавленную византийской примесью. Но отношения, в которые становиласьРусь, имевшая дела с Константинополем, не могли остаться без влияния наюридические ее понятия и сами по себе, как не похожие на то, что было наДнепре или Волхове. В юридическое мышление этих людей иное греко-римскоепонятие могло запасть также невзначай, как в некоторые статьи Олеговадоговора с греками проскользнула терминология греко-римского права. ВКонстантинополе на императорской службе состояло немало Руси, и крещеной ипоганой. По одной статье Олегова договора, если кто из таких русских умрет,не урядив своего имения, не оставив завещания, а "своих не имать", егоимение передается "к малым ближикам в Русь". Свои - это римское sui,нисходящие, а малые блажит, или просто ближики.Русь, торговавшая с Византией, была у себя дома господствующим классом,который обособлялся от туземного славянства сначала иноплеменнымпроисхождением, а потом, ославянившись, сословными привилегиями. Древнейшиерусские письменные памятники воспроизводят преимущественно право этойпривилегированной Руси и только отчасти, по соприкосновению, туземный,народный правовой обычай, которого нельзя смешивать с этим правом. Мыприпомним это замечание, когда будем изучать Русскую Правду. ОХРАНА ТОРГОВЫХ ПУТЕЙ. Другою заботой киевских князей была поддержка иохрана торговых путей, которые вели к заморским рынкам. С появлениемпеченегов в южнорусских степях это стало очень трудным делом. Тот жеимператор Константин, описывая торговые плавания Руси в Царьград, яркорисует затруднения и опасности, какие приходилось ей одолевать на своемпути.Собранный пониже Киева под Витичевом караван княжеских, боярских икупеческих лодок в июне отправлялся в путь. Днепровские пороги представлялиему первое и самое тяжелое препятствие. Вы знаете, что междуЕкатеринославом и Александровском, там, где Днепр делает большой и крутойизгиб к востоку, он на протяжении 70 верст пересекается отрогамиАвратынских возвышенностей, которые и заставляют его делать этот изгиб.Отроги эти принимают здесь различные формы; по берегам Днепра рассеяныогромные скалы в виде отдельных гор; самые берега поднимаются отвеснымиутесами высотой до 55 саженей над уровнем воды и сжимают широкую реку;русло ее загромождается скалистыми островами и перегораживается широкимигрядами камней, выступающих из воды заостренными или закругленнымиверхушками. Если такая гряда сплошь загораживает реку от берега до берега,это - порог', гряды, оставляющие проход судам, называются заборами. Ширинапорогов по течению - до 150 саженей; один тянется даже на 350 саженей.Скорость течения реки вне порогов - не более 25 саженей в минуту, в порогах- до 150 саженей. Вода, ударяясь о камни и скалы, несется с шумом и широкимволнением. Значительных порогов теперь считают до десяти, во временаКонстантина Багрянородного считалось до семи. Небольшие размеры русскиходнодеревок облегчали им прохождение порогов. Мимо одних Русь, высадивчелядь на берег, шестами проталкивала свои лодки, выбирая в реке вблизиберега места, где было поменьше камней. Перед другими, более опасными, онавысаживала на берег и выдвигала в степь вооруженный отряд для охраныкаравана от поджидавших его печенегов, вытаскивала из реки лодки с товарамии тащила их волоком или несла на плечах и гнала скованную челядь.Выбравшись благополучно из порогов и принесши благодарственные жертвы своимбогам, она спускалась в днепровский лиман, отдыхала несколько дней наострове св. Елевферия (ныне Березань), исправляла судовые снасти, готовяськ морскому плаванию, и, держась берега, направлялась к устьям Дуная, всевремя преследуемая печенегами. Когда волны прибивали лодки к берегу, руссывысаживались, чтобы защитить товарищей от подстерегавших ихпреследователей. Дальнейший путь от устьев Дуная был безопасен.Читая подробное описание этих царьградских поездок Руси у императора, живочувствуешь, как нужна была русской торговле вооруженная охрана при движениирусских купцов к их заморским рынкам. Недаром Константин заканчивает свойрассказ замечанием, что это - мучительное плавание, исполненное невзгод иопасностей. ОБОРОНА СТЕПНЫХ ГРАНИЦ. Но засаривая степные дороги русской торговли,кочевники беспокоили и степные границы Русской земли. Отсюда третья заботакиевских князей - ограждать и оборонять пределы Руси от степных варваров. Стечением времени это дело становится д9же господствующим в деятельностикиевских князей вследствие все усиливавшегося напора степных кочевников.Олег, по рассказу Повести временных лет, как только утвердился в Киеве,начал города ставить вокруг него. Владимир, став христианином, сказал:"худо, что мало городов около Киева", и начал строить города по Десне,Трубежу, Стугне, Суле и другим рекам. Эти укрепленные пункты заселялисьбоевыми людьми, "мужами лучшими", по выражению летописи, которыевербовались из разных племен, славянских и финских, населявших русскуюравнину. С течением времени эти укрепленные места соединялись между собоюземляными валами и лесными засеками. Так по южным и юго-восточным границамтогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были в X и XIвв. ряды земляных окопов и сторожевых "застав", городков, чтобы сдерживатьнападения кочевников.Все княжение Владимира Святого прошло в упорной борьбе с печенегами,которые раскинулись по обеим сторонам нижнего Днепра восьмью ордами,делившимися каждая на пять колен. Около половины X в., по свидетельствуКонстантина Багрянородного, печенеги кочевали на расстоянии одного дня путиот Руси, т. е. от Киевской области. Если Владимир строил города по р.Стугне (правый приток Днепра), значит, укрепленная южная степная границаКиевской земли шла по этой реке на расстоянии не более одного дня пути отКиева. В начале XI в. встречаем указание на успех борьбы Руси со степью. В1006-1007 гг. через Киев проезжал немецкий миссионер Бруно, направляясь кпеченегам для проповеди Евангелия. Он остановился погостить у князяВладимира, которого в письме к императору Генриху 11 называет сеньоромРуссов (senior Ruzorum). Князь Владимир уговаривал миссионера не ездить кпеченегам, говоря, что у них он не найдет душ для спасения, а скорее сампогибнет позорною смертью. Князь не мог уговорить Бруно и вызвалсяпроводить его со своей дружиной (cum exercitu) до границ своей земли,"которые он со всех сторон оградил крепким частоколом на весьма большомпротяжении по причине скитающихся около них неприятелей". В одном местекнязь Владимир провел немцев воротами чрез эту линию укреплений и,остановившись на сторожевом степном холме, послал сказать им: "вот я довелвас до места, где кончается моя земля и начинается неприятельская". Весьэтот путь от Киева до укрепленной границы пройден был в два дня. Мызаметили выше, что в половине X в. линия укреплений по южной границе шла нарасстоянии одного дня пути от Киева. Значит, в продолжение полувековойупорной борьбы при Владимире Русь успела пробиться в степь на один деньпути, т. е. передвинуть укрепленную границу на линию реки Роси, гдепреемник Владимира Ярослав "поча ставити городы, населяя их пленнымиляхами.Так первые киевские князья продолжали начавшуюся еще до них деятельностьвооруженных торговых городов Руси, поддерживая сношения с приморскимирынками, охраняя торговые пути и границы Руси от степных ее соседей. НАСЕЛЕНИЕ И ПРЕДЕЛЫ РУССКОЙ ЗЕМЛИ В XI в. Описавши деятельность первыхкиевских князей, сведем ее результаты, бросим беглый взгляд на состояниеРуси около половины XI в. Своим мечом первые киевские князья очертилидовольно широкий круг земель, политическим центром которых был Киев.Население этой территории было довольно пестрое; в состав его постепенновошли не только все восточные славянские племена, но и некоторые изфинских: чудь прибалтийская, весь бело- зерская, меря ростовская и муромапо нижней Оке. Среди этих инородческих племен рано появились русскиегорода. Так среди прибалтийской чуди при Ярославе возник Юрьев (Дерпт),названный так по христианскому имени Ярослава; еще раньше являютсяправительственные русские средоточия среди финских племен на востоке, средимуромы, мори и веси, Муром, Ростов и Белозерск. Ярослав построил еще наберегу Волги город, названный по его княжескому имени Ярославлем. Русскаятерритория таким образом простиралась от Ладожского озера до устьев рекиРоси, правого притока Днепра, и Ворсклы, или Псла, левых притоков; свостока на запад она шла от устья Клязьмы, на которой при ВладимиреМономахе возник город Владимир (Залесский), до области верховьев ЗападногоБута, где еще раньше, при Владимире Святом, возник другой город Владимир(Волынский). Страна древних хорватов Галиция была в X и XI вв. спорнымкраем, переходившим между Польшей и Русью из рук в руки. Нижнее течениереки Оки, которая была восточной границею Руси, и низовья южных рек Днепра,Восточного Буга и Днестра находились, по-видимому, вне власти киевскогокнязя. В стороне Русь удерживала еще за собой старую колонию Тмуторокань,связь с которой поддерживалась водными путями по левым притокам Днепра ирекам Азовского моря. ХАРАКТЕР ГОСУДАРСТВА. Разноплеменное население, занимавшее всю этутерриторию, вошло в состав великого княжества Киевского, или Русскогогосударства. Но это Русское государство еще не было государством русскогонарода, потому что еще не существовало самого этого народа: к половине XIв. были готовы только этнографические элементы, из которых потом долгим итрудным процессом выработается русская народность. Все эти разноплеменныеэлементы пока были соединены чисто механически; связь нравственная,христианство распространялось медленно и не успело еще захватить даже всехславянских племен Русской земли: так, вятичи не были христианами еще вначале XII в.Главной механической связью частей населения Русской земли была княжескаяадминистрация с ее посадниками, данями и пошлинами. Во главе этойадминистрации стоял великий князь киевский. Нам уже известен характер еговласти, как и ее происхождение: он вышел из среды тех варяжских викингов,вождей военно-промышленных компаний, которые стали появляться на Руси в IXв.; это был первоначально наемный вооруженный сторож Руси и ее торговли, еестепных торговых путей и заморских рынков, за что он получал корм снаселения. Завоевания и столкновения с чуждыми политическими формами клализаимствованные черты на власть этих наемных военных сторожей и осложнялиее, сообщая ей характер верховной государственной власти: так, в X в. нашикнязья под хазарским влиянием любили величаться "каганами". Из слов Ибн-Дасты видно, что в первой половине X в. обычным названием русского князябыло "хакан-рус", русский каган. Русский митрополит Иларион, писавший вполовине XI в., в похвальном слове Владимиру Святому дает даже этому князюхазарский титул кагана.Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политическихпонятий и отношений. На киевского князя пришлое духовенство переносиловизантийское понятие о государе, поставленном от Бога не для внешней толькозащиты страны, но и для установления и поддержания внутреннегообщественного порядка. Тот же митрополит Иларион пишет, что князь Владимир"часто с великим смирением советовался с отцами своими епископами о том,как уставить закон среди людей, недавно познавших Господа". И рассказначального летописного свода выводитВладимира в совете с епископами, которые внушают ему мысль о необходимостикнязю казнить разбойников, потому что он поставлен от Бога казнить злых имиловать добрых. ДРУЖИНА. Теперь бросим взгляд на состав русского общества, которымправил великий князь киевский. Высшим классом этого общества, с которымкнязь делил труды управления и защиты земли, была княжеская дружина. Онаделилась на высшую и низшую: первая состояла из княжих мужей, или бояр,вторая из детских, или отроков; древнейшее собирательное название младшейдружины гридь или гридьба (скандинавское grid - дворовая прислуга)заменилось потом словом двор или слуги. Эта дружина вместе со своим княземвышла, как мы знаем, из среды вооруженного купечества больших городов. В XIв. она еще не отличалась от этого купечества резкими чертами ниполитическими, ни экономическими. Дружина княжества составляла, собственно,военный класс; но и большие торговые города были устроены по-военному,образовали каждый цельный организованный полк, называвшийся тысячей,которая подразделялась на сотни и десятки (батальоны и роты). Тысячейкомандовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий,сотнями и десятками также выборные сотские и десятские. Эти выборныекомандиры составляли военное управление города и принадлежавшей емуобласти, военно-правительственную старшину, которая называется в летописи"старцами градскими". Городовые полки, точнее говоря, вооруженные городапринимали постоянное участие в походах князя наравне с его дружиной. Сдругой стороны, дружина служила князю орудием управления: члены старшейдружины, бояре, составляли думу князя, его государственный совет. "БоВолодимир,- говорит о нем летопись,- любя дружину и с ними думая о строиземленем, и о ратех, и о уставе земленем". Но в этой дружинной или боярскойдуме сидели и "старцы градские", т. е. выборные военные власти городаКиева, может быть, и других городов, тысяцкие и сотские. Так самый вопрос опринятии христианства был решен князем по совету с боярами и "старцамиградскими". Эти старцы, или старейшины городские, являются об руку скнязем, вместе с боярами, в делах управления, как и при всех придворныхторжествах, образуя как бы земскую аристократию рядом с княжеской служилой.На княжий пир по случаю освящения церкви в Василеве в 996 г. званы быливместе с боярами и посадниками и "старейшины по всем градом". Точно так жепо распоряжению Владимира на его воскресные пиры в Киеве положено былоприходить боярам, гриди, сотским, десятским и всем нарочитым мужам. Носоставляя военно- правительственный класс, княжеская дружина в то же времяоставалась еще во главе русского кузнечества, из которого выделилась,принимала деятельное участие в заморской торговле. Это русское купечествооколо половины X в. далеко еще не было славянорусским. ВАРЯЖСКИЙ ЭЛЕМЕНТ. Договор Игоря с греками заключили в 945 г. послы откиевского правительства и гости, купцы, которые вели торговые дела сВизантией. Те и другие говорят о себе в договоре: "мы от рода русского елии гостье". Все это были варяги. В перечне 25 послов нет ни одногославянского имени; из 25 или 26 купцов только одного или двоих можнопризнать славянами. Указывая на близость тогдашнего русского купечества ккиевскому правительству, призвавшему купцов к участию в таком важномдипломатическом акте, договор вскрывает и роль варягов в заморской русскойторговле того времени: как люди бывалые и привычные к морю, варяги,входившие в состав туземного купечества, служили его комиссионерами,посредниками между ним и заморскими рынками. Сторонним наблюдателям обакласса, княжеская дружина и городское купечество, представлялись однимобщественным слоем, который носил общее название Руси и, по замечаниювосточных писателей X в., занимался исключительно войной и торговлей, неимел ни деревень, ни пашен, т. е. не успел еще сделаться землевладельческимклассом. Следы землевладения у служилых людей появляются в памятниках неранее XI столетия; оно и провело экономическую и юридическую грань междукняжеской дружиной и городовым купечеством, но уже несколько позднее: вболее раннее время, может быть, и городские купцы бывали землевладельцами,как это видим потом в Новгороде и Пскове. В Русской Правде сословноеделение основывается на отношении лиц к князю, как верховному правителю.Княж муж, боярин, приобретая землю, становился привилегированнымземлевладельцем, как привилегированный слуга князя. РАБОВЛАДЕНИЕ. Но первоначальным основанием сословного деления русскогообщества, может быть, еще до князей, служило, по-видимому, рабовладение. Внекоторых статьях Русской Правды упоминается привилегированный класс,носящий древнее название огнищан, которое в других статьях заменено болеепоздним термином княжи мужи', убийство огнищанина, как и княжа мужа,оплачивается двойною вирой. В древних памятниках славяно-русскойписьменности слово огнище является со значением челяди; следовательно,огнищане были рабовладельцы. Можно думать, что так назывался до князейвысший класс населения в больших торговых городах Руси, торговавшийпреимущественно рабами. Но если княжеская дружина в XI в. еще не успеларезко обособиться от городского купечества ни политически, ни экономически,то можно заметить между ними различие племенное. Княжеская дружинапринимала в свой состав и туземные силы, преимущественно из городскойвоенно-правительственной старшины. Но по спискам киевских послов,заключавших договоры с греками в X в., можно видеть, что решительноебольшинство в тогдашнем составе княжеской дружины принадлежало"находникам", как их называет летопись, заморским варягам. По-видимому,варяжский элемент преобладал в составе дружины еще и в XI в. Русскоеобщество того времени привыкло считать русского боярина варягом. Естьлюбопытный памятник, относящийся к первым временам христианства на Руси:это слова на святую Четыредесятницу с предшествующими ей неделями. В одномиз этих несомненно русских произведений, в слове на неделю мытаря ифарисея, следовательно, на тему о смирении, мы встречаем одно любопытноеуказание проповедника. Внушая знати не кичиться своей знатностью,проповедник говорит: "не хвались родом ты, благородный, не говори: отец уменя боярин, а мученики Христовы братья мне". Это намек на христиан-варягов, отца с сыном, пострадавших от киевских язычников при князеВладимире в 983 г. Значит, русскому обществу XI в. боярин русскийпредставлялся непременно родичем, земляком киевских мучеников-варягов, хотяв X и в начале XI в. известно по летописи немало княжих мужей из туземцевславян. Слово писано, когда совершалось племенное обновление княжескойдружины, но еще не успели соответственно измениться привычные социальныепредставления. СЛОВО РУСЬ. Княжеская дружина, служа орудием администрации в рукахкиевского князя, торгуя вместе с купечеством больших городов, носила вместес ним специальное название Руси, До сих пор не объяснено удовлетворительнони историческое происхождение, ни этимологическое значение этогозагадочного слова. По предположению автора древней Повести о Русской земле,первоначальное значение его было племенное: так называлось то варяжскоеплемя, из которого вышли первые наши князья. Потом это слово получилосословное значение: Русью в X в., по Константину Багрянородному и арабскимписателям, назывался высший класс русского общества, преимущественнокняжеская дружина, состоявшая в большинстве из тех же варягов. ПозднееРусь, или Русская земля, - выражение, впервые появляющееся в Игоревомдоговоре 945 г., - получило географическое значение: так называласьпреимущественно Киевская область, где гуще осаживались пришлые варяги("поляне, яже ныне зовомая Русь", по выражению Начальной летописи).Наконец, в XI-XII вв., когда Русь, как племя, слилась с туземнымиславянами, оба эти термина Русь и Русская земля, не теряя географическогозначения, являются со значением политическим: так стала называться всятерритория, подвластная русским князьям, со всем христианским славяно-русским ее населением. ПРЕВРАЩЕНИЕ ПЛЕМЕН В СОСЛОВИЯ. Но в X в. от смешанного высшего класса,называвшегося Русью, военного и промышленного, в значительном количествепришлого, еще резко отличалось туземное низшее население, славянскоепростонародье, платившее дань Руси. Скоро и это простонародье обозначится внаших памятниках не как туземная масса, платящая дань пришлыминоплеменникам, а в виде низших классов русского общества, отличающихсяправами и обязанностями от верхних слоев того же единоплеменного имрусского общества. Так и в нашей истории вы наблюдаете процесс превращенияв сословия племен, сведенных судьбой для совместной жизни в одномгосударственном союзе, с преобладанием одного племени над другими. Можнотеперь же отметить особенность, отличавшую наш процесс от параллельных ему,известных вам из истории Западной Европы: у нас пришлое господствующееплемя, прежде чем превратиться в сословие, сильно разбавлялось туземнойпримесью. Это лишало общественный склад рельефных сословных очертаний, затосмягчало социальный антагонизм. В таких чертах представляется нам состояниеРусской земли около половины XI в. С этого времени до исхода XII в., т. е.до конца первого периода нашей истории, политический и гражданский порядок,основания которого были положены старыми волостными городами и потомпервыми киевскими князьями, получает дальнейшее развитие. Переходим кизучению явлений, в которых обнаружилось это развитие, и прежде всегоизучим факты политические, т. е. порядок княжеского владения,установившийся на Руси по смерти Ярослава.




Похожие:

Киевская Русь iconКиевская русь содержани е
Киевская Русь (или Древнерусское государство) – это средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате...
Киевская Русь iconКиевская Русь
Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы сложилось в IX в в результате длительного внутреннего развития...
Киевская Русь iconКиевская Русь 9-11 вв

Киевская Русь iconТесты по темам «Методология истории. Ранняя история славян. Киевская Русь. Политическая раздробленность. Русь и Золотая Орда. Образование Московского государства»
Как называется функция исторической науки, которая позволяет выработать на основе исторического опыта научно обоснованный курс?
Киевская Русь iconТематический обзор: Киевская Русь Россия, ХХ в

Киевская Русь iconКиевская Русь раннефеодальное государство восточных славян

Киевская Русь iconКиевская Русь ее место и роль в украинской истории

Киевская Русь iconЗначение православного воспитания в государстве Киевская Русь

Киевская Русь iconРусь под властью Золотой Орды
Киевского княжества. Переяславль стал самостоятельным княжеством, княжества Черниговское, Новгород-Северское, Галицко-Волынское,...
Киевская Русь iconДокументы
1. /Киевская Русь.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы