Культура московской Руси icon

Культура московской Руси



НазваниеКультура московской Руси
Н.А. АСТРАХАНЬ
Дата конвертации26.07.2012
Размер235,49 Kb.
ТипРеферат
Культура московской Руси


МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕФЕРАТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ НА ТЕМУ: КУЛЬТУРА МОСКОВСКОЙ РУСИ: ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ XIV – XVII ВЕКОВ ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА 1 КУРСА ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ГРУППЫ № 18 СМОРЧКОВА Н.А. АСТРАХАНЬ 2000 Г СОДЕРЖАНИЕ1.Введение.2. Основная часть:1) Принятие на Руси православия, возвышение Москвы;2) Появление исторической литературы и книгопечатания;3) Архитектура;4) Изобразительное искусство;5) Декоративно – прикладное искусство;6) Одежда, быт и устои россиян;3.Заключение.4.Список используемой литературы. I. Принятие на Руси православия, возвышение Москвы. Описание религиозной жизни Москвы, наверное, следует начать с принятияна Руси христианства. Это случилось в 988 году. Политическая обстановкатого времени требовала для выживания государства принятия того или иноговероисповедания, причем вероисповедания соседей, которые становилисьсоюзниками. Предложений было много, но всерьез пришлось выбирать междудвумя: принятие православия, и дальнейшая ориентация на Византию илипринятие католической веры и ориентация на Западную Европу. Как известно,князь Владимир (в последствии прозванный в народе Владимир-КрасноеСолнышко) выбрал православие, наверное, в силу того,что греки Руси никак неугрожали,скорее наоборот, а вот в Западно-Европейской политике и тогда (исейчас) занимал видную роль поход на Восток, с крестом и мечом. Если-бытогда была принята латинская вера (т.е. католичество), то Русь каксамостоятельное госдарство перестала-бы существовать. Русь, приняв христианство, еще долго оставалась под властью языческихвоззрений, которые включились в православное верование. Вместе сВизантийским вариантом христианства была воспринята и идея подчиненностицеркви светским правителям. Православная церковь не дала распасться русской державе в периодфеодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Ведь тогда Русьпредставляла собой скопление мелких княжеств, постоянно враждовавших междусобой. Но церковь была одна, подчиняющаяся одному метрополиту Всея Руси.Митрополия находилась до 1300г в Киеве, затем некоторое время во Владимире,затем в Москве. Именно поддержка церкви позволила начать процессобьединения русских земель вокруг Москвы в 14 веке. После XVII века, во время церковного раскола,царская власть взялаконтроль над церковью. Православие вошло в Соборное уложение в 1649 г какгосударственная религия. При Петре I был введен Синод и церковь сталаавтокефальной (т.е. независимой от Византии (которой уже не было!!!)). Москва впервые упоминается в летописи в 1147 году как владениесуздальсого князя Юрия Долгорукого. Рост и возвышение Москвы были связаны сее расположением на пересечении торговых путей в Центральной частиславянских земель. В XIV веке город выдвигается как центр МосковскогоВеликого княжества, одного из сильнейших княжеств Северо-Восточной Руси, вэто же время город становится резиденцией русских митрополитов, а затемрезиденцией патриархов. В последнюю четверть XV века, при великом князе Иване III Москвапревращается в столицу русского централизованного государства. II. Появление исторической литературы и книгопечатания. К XVI веку сформировались особые, специфические черты русскогонационального самосознания: 1) соединение характерной для Востокадуховности, сосредоченной на высшем смысле сущего, выраженного вправославии, со стремлением к свободе, демократии, характерной для Запада;2) Коллективизм и слабовыраженное личное сознание; 3) Приверженность кценностям православия с его своеобразным миропониманием; 4) Приоритетгосударственных начал, интересов державы Держава, обретенная в ходе борьбыза независимость считалась главным национальным достоянием и ее интересывоспринимались как интересы лично каждого. Открытие в XVII веке русского характера определило новое воззрение начеловека, его роль в исторических событиях, в осознании собственной судьбы.Новый человек ощущал себя обладателем истины, творцом истории. Он создавалсиллабическую поэзию, портретную живопись, партерную музыку. Его трудомРоссия преодолела культурное одиночество, приобщалась к европейскойцивилизации, становилась европейской державой. В период Московского царства набирает силу процесс обмирщения,освобождения искусства от подчинения церковным канонам. Московскаяисторическая литература, например, приобрела общерусский характер истановилась носителем идеи единства и патриотизма («Сказание о Мамаевомпобоище»). Победа на Куликовом поле подняла дух русского народа. Возник рядпроизведений, которые призывали к единению русских земель для освобожденияот врага. Значительным памятником этого периода стала «Задонщина»,написанная Сафонием Рязанцем, воспевающая великую побуду над татарамирусского народа. В устном народном творчестве былины уступили местоисторическим повестям, в которых действовали конкретные исторические люди вконкретной обстановке («Песня о взятии Казани»). С начала XV века напервый план выдвигается летописание Москвы, а во второй половине XV векановое рождение переживает старый жанр «хожений» – описание путешествий.Это явление отражает растущий интерес образованных людей Руси того временик другим странам, развитие экономических и культурных связей с ними.Особенно интересно «Хождение за три моря» тверского купца АфанасияНикитина. Важным достижением было начало книгопечатания. Первая типография вРоссии начала работать около 1553 г., но имена ее мастеров неизвестны. В1563 – 1564 гг. Иван Федоров, дьякон одной из кремлевских церквей, и егопомощник Петр Мстиславец создали на Печатном дворе на Никольской улице вМоскве первую печатную книгу с выходными данными. Качество печати былоисключительно высоким, Иван Федоров был не только мастером – типографом, нои редактором: исправлял переводы книг «Священного писания», приближал ихязык к языку своего времени. Во Львове Иван Федоров выпустил первый русскийбукварь с грамматикой. Уже в XVI веке работали типографии в Москве и вАлександровской слободе. Однако печатная книга даже в XVII веке невытеснила рукописную, ибо печатали в основном богослужебные книги, летописиже, повести, сказания и даже жития святых по-прежнему переписывали от руки. III. Архитектура. В данный период развивается русская архитектура. После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишьо строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца XIII в. визбежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и каменноезодчество, прежде всего военное. Возводятся каменные городские укрепленияНовгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на островах,порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с основнойзащитный коридор – «захаб» (Изборск, Порхов). С середины XIV в. стеныусиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по всемупериметру укреплений, получающих в XV веке планировку, близкую крегулярной. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и валуновнаделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую выразительность.Такой же была кладка стен небольших однокупольных четырехстолпных храмовконца XIII – 1-й половины XIV вв., которым обмазка фасадов придаваламонолитный облик. Храмы строились на средства бояр, богатых купцов.Становясь архитектурными доминантами отдельных районов города, ониобогащали его силуэт и создавали постепенный переход представительногокаменного кремля к нерегулярной деревянной жилой застройке, следующейестественному рельефу. В ней преобладали 1-2 этажные дома на подклетах,иногда трехчастные, с сенями посередине. С началом возрождения Москвы в ней в 1320-1330-х гг. Появляются первыебелокаменные храмы. Не сохранившийся Успенский собор и собор Спаса на Борус поясами резного орнамента на фасадах восходили по типу к четырехстолпнымс тремя апсидами владимирским храмом домонгольской поры. Во второй половинеXIV в. строятся первые каменные стены Кремля на треугольном в плане холмепри впадении Неглинной в Москву-реку. На востоке от Кремля расстилалсяпосад с параллельной Москве-реке главной улицей. Схожие по плану с болееранними, храмы конца XIV – начала XV вв. благодаря применениюдополнительных кокошников в основании барабана, приподнятого на подпружныхарках, получили ярусную композицию верхов. Это придавало зданиям живописныйи праздничный характер, усиливавшийся килевидными очертаниями закомар иверхов порталов, резными поясками и тонкими полуколонками на фасадах. Всоборе московского Андроникова монастыря угловые части основного объемасильно понижены, а композиция верха особенно динамична. В бесстолпныхцерквах московской школы XIV- начала XV вв. каждый фасад иногда увенчивалсятремя кокошниками. В формировании к концу XV в. централизованногогосударства выдвинуло задачу широко развернуть строительство крепостныхсооружений в городах и монастырях, а в его столице – Москве – возводитьхрамы и дворцы, отвечающие ее значению. Для этого были приглашены в столицузодчие и каменщики из других русских городов, итальянские архитекторы иинженеры по фортификации. Основным строительным материалом стал кирпич.Московский Кремль, вмещавший резиденции великого князя, митрополита,соборы, боярские дворы, монастыри, был во второй половине XV в. расширен донынешних размеров, а посад охватил его с трех сторон и был прорезанрадиальными улицами. На востоке от Кремля возникла Красная площадь, частьпосада была окружена в 1530-х гг. каменной стеной, а затем каменная стенаБелого города и деревоземляная стена Земляного города окружили столицудвумя кольцами, что и определило радиально - кольцевую планировку Москвы.Монастыри-крепости, защищавшие подступы к городу и созвучные Кремлю посвоему силуэту, со временем стали композиционными центрами окраин Москвы.Радиальные улицы с бревенчатыми мостовыми вели к центру через увенчанныебашнями ворота Земляного и Белого городов. Жилая застройка городских улицсостояла в основном из деревянных домов, имевших два – три этажа наподклетах, отдельные крыши над каждой частью дома, средние сени и крыльцо.Кремли других городов, как и в Москве, следовали в своих планах рельефуместности, а на ровных местах имели правильные прямоугольные планы.Крепостные стены стали выше и толще. Навесные бойницы и зубцы в виделасточкина хвоста примененные итальянскими архитекторами в МосковскомКремле, появились и в кремлях Новгорода, Нижнего Новгорода, Тулы и др.Позднее башни стали декорироваться лопатками и горизонтальными тягами, абойницы – наличниками. Свободнее от новых влияний были крепости дальнихКирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей, с мощными стенами и башнями,сложенными из крупных валунов и почти лишенными украшений. Сохранившаяся часть великокняжеского кремлевского дворца в Москве согромным одностолпным залом наделена чертами западной архитектуры (граненыйруст, парные окна, ренессансный карниз), но вся композиция дворца,слагавшаяся из отдельных зданий с переходами и крыльцами, близка ккомпозиции деревянных хором. В архитектуре Успенского собора МосковскогоКремля, который было предложено строить наподобие одноименного собора XIIв. во Владимире, традиции владимиро-суздальского зодчества подверглисьсущественному переосмыслению. Величественный пятикупольный храм с редкимищелевидными окнами, прорезанными в могучих барабанах и в глади стен,опоясанных аркатурным фризом, мощнее по пропорциям и монументальнее своегопрототипа. Впечатляющим контрастом несколько суровым фасадам собора служитинтерьер с шестью равномерно расставленными высокими тонкими столбами,придающими ему вид парадного зала. Храм-колокольня Ивана Великого,господствовавший не только не только над Кремлем, но и над всей Москвой,стал традиционным образцом для подобных высотных доминант и в другихрусских городах. Попытка перенести в русский храм мотивы раннеговенецианского Возрождения привела к несоответствию ярусных членений фасада.В других храмах второй половины XV-XVI в. встречаются свойственныеМосковской архитектуре XIV-XV вв. ярусы килевидных закомар, но их ритмменее динамичен, а размеренные членения фасадов, украшенных аркатурнымифризами узорной кладкой с терракотовыми деталями, делают храмы нарядно-величавыми. Терракотовые детали встречаются в Белозерье и Верхнем Поволжье,например, в дворцовой палате в Угличе, где венчающие щипцы над гладкимистенами заполнены узорной кирпичной кладкой с терракотовыми вставками.Фасады других светских построек этого времени, как правило, скромнее. Рост Русского государства и национального самосознания после свержениятатарского ига отразился в каменных храмах-памятниках XVI в. Являя собойвысокое достижение московского зодчества, эти величественные постройки,посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе динамичностьдеревянных шатровых церквей и ярусных завершений храмов XIV – XV вв. смонументальностью соборов XVI в. В каменных церквах-башнях ведущими сталиформы, присущие камню, - ярусы закомар и кокошники вокруг прорезанногоокнами шатра. Иногда и шатер заменялся барабаном с куполом или же башни скуполами окружали центральную, крытую шатром башню. Преобладание вертикалейнаделяло ликующей динамичностью устремленную в высь композицию храма, какбы вырастающего из окружающего его открытых «гульбищ», а нарядный декорпридавал сооружению праздничную торжественность В храмах конца XV и XVI вв. применение так называемого крестчатогосвода, опиравшегося на стены, избавляло интерьер от опорных столбов ипозволяло разнообразить фасады, которые получали то трехлопастное, тоимитирующее закомары завершение, то увенчивались ярусами кокошников. Нарядус этим продолжали строить четырехстолпные пятикупольные храмы, иногда сгалереями и приделами. Каменные одностолпные трапезные и жилые монастырскиепостройки XVI в. имеют гладкие стены, увенчанные простым карнизом илипояском узорной кладки. В жилой архитектуре господствовало дерево, изкоторого строились и дома в 1-2 этажа, и боярские и епископские дворцы,состоявшие из связанных переходами многосрубных групп на подклетах. В XVII в. переход к товарному хозяйству, развитие внутренней и внешнейторговли, усиление центральной власти и расширение границ страны привели кросту старых городов и возникновению новых на юге и востоке, к постройкегостиных дворов и административных зданий, каменных жилых домов бояр икупцов. Укрупнение масштабов Москвы вызвало надстройку ряда кремлевскихсооружений. При этом больше думали выразительности силуэта и нарядностиубранства, чем об улучшении оборонительных качеств укреплений. Сложныйсилуэт и богатую белокаменную резьбу карнизов, крылец и фигурных наличниковполучил теремной дворец, построенный в Кремле. Возрастает число каменныхжилых зданий. Дворцы в XVII в. эволюционировали от живописной разбросанности ккомпактности и симметрии. Это видно из сравнения деревянного дворца в селеКоломенском с Лефортовским дворцом в Москве. Дворцы церковных владыквключали церковь, а иногда, состоя из ряда зданий, окружались стеной сбашнями и имели вид кремля или монастыря. Монастырские кельи часто состоялииз трехчастных секций, образующих длинные корпуса. Административные зданияXVII в. походили на жилые дома. IV.Изобразительное искусство. В первые десятилетия после монголо-татарского нашествия возрождаетсяживопись. В условиях сильно сократившихся международных и межобластныхсвязей во 2-ой половине XIII века и в начале XIV в. окончательнокристаллизуются старые школы живописи и образуются новые. В иконах и в миниатюрах рукописей Новгорода уже со 2-ой половины XIIIв. определяются чисто местные черты, сложившиеся здесь в росписях XII в.:ясный образ не осложненный аллегориями, несколько элементарный крупныйрисунок, декоративная яркость цвета. Художественные мастерские были сосредоточены на архиерейских икняжеских дворах, и их произведения имеют церковный, либо кастовыйкняжеский характер. В 70-80-х годах XIII в. возникла тверская школа живописи. Росписи Спасо-Преображенского собора в Твери, исполненные местными мастерами, были первойпопыткой обращения к монументальной живописи после татарского нашествия.Для не очень высоких по качеству тверских икон и рукописей характерныбелесые высветления и декоративные сочетания белого, красного, голубого.Несколько позже тверской возникла московская школа, ранние памятникикоторой свидетельствуют о тесных ее связях с Ростовом и Ярославлем. В XIV в. с началом широкого строительства каменных храмов возрождаетсяфресковая живопись. Фрески собора Снетогорского монастыря близ Пскова постилю еще близки к росписям Новгорода типа нередицких. Новгородские росписи2-й половины XIV в. более свободны по характеру. Одни из них исполненывыходцами из Византии: фрески церквей Спаса на Ильине улице и Успения наВолотовом поле. Другие написаны южными славянами: фрески церквей Спаса наКовалеве и Рождества на кладбище и церкви Михаила Архангела Сковородскогомонастыря. Наиболее впечатляющи фрески церкви Спаса на Ильине улице, исполненныеФеофаном Греком, а так же фрески Волотова, поразительные по одухотвореннойпатетике образов и артистизму. Росписи Феофана по их суровойвыразительности, исключительной свободе композиции и письма не имеют себеравных не только на Руси, но и в Византии. Хорошо сохранились фрескиугловой камеры на хорах: образы, воплощающие аскетические идеалы,отличаются психологической напряженностью, техника письма – динамикой иоригинальностью приемов, колорит предельной сдержанностью. Божество исвятые предстают у Феофана в виде грозной силы, предназначенной управлятьчеловеком и напоминать ему о подвигах во имя высшей идеи. Их темные лики сбегло положенными белыми бликами, по контрасту с которыми приобретаютособую звучность разбеленные желтые, малиновые, синие тона одежд, оказываютна зрителя непосредственное и глубокое воздействие. Фрески церкви ФедораСтратилата стилистически близки к росписям Спаса на Ильине улице. Возможно,что в их исполнении участвовали русские мастера, учившиеся у греков. Фреска повлияла и на стиль новгородских икон XIV в., сделавшийся болеесвободным и живописным. Произведения Псковских иконописцев XIV в.выделяются смелой цветовой лепкой и необычным колоритом, основанным насочетании оранжево-красных, зеленых, коричневых и желтых тонов. Сумрачнаявыразительность образов святых не псковских иконах обнаруживает ихизвестную близость к работам Феофана Грека. На севере в XIV в. сложилась вологодская школа живописи. Ее известныйпредставитель – иконописец Дионисий Глушицкий. В вологодских иконахпреобладают темные, несколько приглушенные тона. Стойкие на севереархаические традиции делают иконы северного письма XIV-XV вв. нередкопохожими по стилю на памятники более раннего периода. Расцвет новгородской живописи произошел в XV в. На новгородских иконах– специфический подбор святых: Илья, Василий, Флор и Лавр, ПараскеваПятница, Анастасия, Никола, Георгий. Они ассоциировались в народномсознании с силами природы и были призваны охранять человека, его дом ихозяйство. Иконография обнаруживает следы воздействия языческих пережитков,фольклора, местных исторических событий, быта. Необычайная активность иизвестный демократизм общественной жизни Новгорода способствовали сложениюв местной живописи особого идеала человека – решительного, энергичного,сильного. Новгородским иконам свойственны уверенный жестковатый рисунок,симметрические композиции, яркие холодные тона. С конца XIV – начала XV вв. усиливается художественная роль Москвы.Здесь работали Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил Черный.В иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля, Феофан немногоувеличил размеры икон Христа, богоматери и святых и достиг четкойвыразительности силуэта («деисусный чин»). Этот чин имел большое значениедля последующего развития русского высокого иконостаса. Созданная Феофаномв Москве школа стимулировала развитие местных мастеров, выработавших,однако, отличный от феофановского стиль. В 1408 году Андрей Рублев и ДаниилЧерный исполнили новую роспись Успенского собора во Владимире. Эти фрески втрадиционных иконографических образах раскрывают глубокий духовный мир имысли современников. Просветленные благожелательные лица апостолов, ведущихза собой народ, мягкие гармоничные тона живописи пронизаны чувствомумиротворения. Написанные несколько позже Рублевым иконы звенигородскогочина – чисто русская интерпретация темы деисуса. Образ благословляющегоХриста полон внутренней силы и мудрого спокойствия. Рублев обладал редкимдаром воплощать в искусстве светлые стороны жизни и душевного состояниячеловека. В его работах не смену внутреннему смятению аскетическойотрешенности образов Феофана приходят красота душевного равновесия и силаосознанной нравственной правоты. Произведения Рублева, являясь вершиноймосковской школы живописи, выражают идеи более широкого, общенациональногохарактера. В замечательной иконе «Троица», написанной для собора Троице-Сергиева монастыря, Рублев создал образы, далеко перерастающие узкие рамкиразработанного им богословского сюжета, воплотив идеи любви и духовногоединства. Фигуры ангелов, сидящих, склонив головы друг к другу в безмолвнойбеседе, образуют круг – символ вечности, а плавные, гармоничные линиинавевают настроение светлой сосредоточенной задумчивости. Нежные, тонкосогласованные тона, среди которых преобладают золотистый и звонкий голубой,внутренняя свобода точно найденной композиции с ее выразительным ритмомнаходятся в тесной взаимосвязи с глубоко человечным замыслом этогогениального произведения. В последней трети XV в. начинает свою художественную деятельностьДионисий. В иконах и фресках Дионисия и его школы, создававшихся в периодобразования русского централизованного государства во главе с Москвой,возрастают известное единообразие приемов, внимание мастеров кхудожественной форме, черты праздничности и декоративности. Тонкий рисуноки изысканный колорит икон Дионисия, с сильно вытянутыми грациознымифигурами, полны нарядной торжественности. Но в психологическом плане егообразы уступают Рублевским. Созданные Дионисием и его сыновьями Феодосием иВладимиром росписи собора Ферапонтова монастыря близ Кириллова отмеченыособой мягкостью колорита, красотой подчиненных плоскости стены композицийс как бы скользящими изящными фигурами. Многочисленные работы Дионисия ихудожников его школы вызвали повсеместные раздражения им. В конце XV в.московские художники выезжают в Новгород, Псков, на Север, в городаПоволжья, а лучшие мастера этих художественных центров выезжают для работыв Москву, где они знакомятся с творческими приемами столичных живописцев.Московское искусство постепенно нивелирует местные школы и подчиняет ихобщему образцу. В XVI в. укрепление государства и церкви сопровождалось теоретическойразработкой вопросов о царской власти, об отношении к ней церкви, о ролиискусства в богослужении, о способах воплощения церковных сюжетов.Искусство под воздействием начетнической богословской литературы становитсянадуманно сложным, схоластически отвлеченным. Многочисленные умозрительныеаллегории и символы нередко затемняют содержание и перегружают композицию.Письмо мельчает, стиль теряет монументальность и ясность. Несохранившаясяроспись Золотой палаты московского Кремля, исполненная на основе «Сказанияо князьях Владимирских», наглядно иллюстрировала идею преемственностивласти московских самодержцев. Написанная по случаю взятия Казани икона-картина «Церковь воинствующая», представляющая апофеоз Ивана Грозного,наполнена аллегориями и историческими параллелями. В такого родапроизведениях политические, светские тенденции становились преобладающими.Еще сильнее эти тенденции выступали в миниатюре ряда рукописных книг.Крупнейшие книгописные мастерские находились в Новгороде, Москве и Троице-Сергиевой лавре. Фундаментальный «Лицевой свод» содержит около 16 тысячминиатюр. Военные и жанровые сцены с почерпнутыми из жизни бытовымидеталями выполнены в графической манере и подцвечены акварелью. В нихпоявляются многоплановые построения пространства, реальный пейзаж.Книгопечатание, первые опыты которого в 50-х гг. XVI в., положило началорусской гравюре. Иван Федоров нашел для нее художественное решение,независимое от иконной и миниатюрной живописи. На рубеже XVI-XVII вв. в Москве формировались два течения в живописи,условно называемые по фамилиям их ревностных сторонников «годуновским» и«строгановским», первая из них тяготела к строгому стилю икон имонументальной росписи XV-XVI вв., но обнаруживала так же типичную длямастеров XVI в. любовь к царственной пышности, а при иллюстрированиипсалтырей возрождало старую традицию оформления рукописей рисунками наполях. Строгановская школа культивировала мелкое, щегольски-утонченноеписьмо, сочетая краски с золотом и серебром; иконы писались для домашнихмолелен богатых феодалов - ценителей изощренного мастерства. Несколькоизнеженная красота и беззащитная слабость святых в расцвеченных одеждах,фон со сложным фантастическим пейзажем характерны для работ мастеров этойшколы – Емельяна Москвитина, Стефана Пахири, царских иконописцев ПрокопияЧирина, семьи Савиных и др. В середине XVII в. центром художественной живописи становится Оружейнаяпалата Московского Кремля, сильно влиявшая на русское искусство в целом. Ееживописцы были мастерами широчайшего диапазона: они выполняли стенныеросписи, иконы и миниатюры, раскрашивали мебель и домашнюю утварь, писалицарские портреты, оформляли церковные и светские праздники и т. д. И хотячастая смена занятий вырабатывала у мастеров шаблонные приемы, Оружейнаяпалата поддерживала искусство на очень высоком профессиональном уровне.Здесь возникли первые в истории русского искусства специальные трактаты оживописи, написанные Иосифом Владимировым и Симоном Ушаковым, ставившиепроблему жизненного правдоподобия иконных изображений. В живописи Ушаковглавное внимание уделял светотеневой лепке формы, достигая мягкостипереходов, объемности изображения, настойчиво добиваясь впечатления ихреальности. В XVII в. в русском искусстве появился новый для него жанр – портрет.До середины XVII в. авторы портретов еще следуют иконописным принципам, иих работы мало отличаются от икон. Позднее, не без влияния работавших вРоссии иностранцев, в портрете появляются приемы западноевропейскойживописи, точно фиксируются черты лица, выявляется объемность фигуры, хотятрактовка одежд остается плоскостной, а изображение в целом – застылонеподвижным. Искусство XVII в., преимущественно повествовательное и декоративное,стремилось к литературности и внешней выразительности, достигавшейся частоза счет весьма свободного истолкования иконографических сцен и насыщения ихбытовыми деталями. Это, а также постоянный интерес художников к портрету ик изображению реальных построек и пейзажа подготовили русское искусство кпереходу на путь светского развития. Этот переход был невозможен, однако,без решительного освобождения искусства от влияния церкви, без внедрения вкультуру светского начала, которое несли с собой реформы Петра I. Скульптура занимала особое место в художественной жизни русскогосредневековья. Официальная церковь относилась к ней отрицательно как кпережитку идолопоклонства, но не могла не считаться с ее популярностью внародной среде. В те моменты истории, когда объединение всех сил народабыло особенно важно, скульптура получала доступ в храм, служа действеннымпроводником актуальных идей. Поэтому в ней преобладают сюжеты, которые внародном сознании связывались с героическим или высоким нравственно-эстетическим началом. В течении XIV - XVII вв. скульптура проделала в общих чертах ту жеэволюцию, что и живопись, от лапидарной, обобщенной трактовки статическихфигур к большей повествовательности и свободе в передаче движения. Несвязанные непосредственно с византийской традицией, скульптура быласвободнее в воплощении местного понимания идеалов нравственной красоты исилы. В отдельных местных школах ощущаются отзвуки дохристианских традиций.Эти традиции, хотя и вызывали решительные меры со стороны церкви по ихискоренению, нашли свое прямое развитие в народной скульптуре XVIII – XIXвв. V. Декоративно – прикладное искусство. Возрождение декоративно-прикладного искусства в послемонгольское времябыло осложнено тем, что многие мастера были угнаны в плен и ряд навыковремесла утрачен. С середины XIV в. оживляется ювелирное искусство. Оклад«Евангелия боярина Федора Кошки» с чеканными рельефными фигурами вмноголопастных обрамленьях и с тончайшей сканью, яшмовый потир работы ИванаФомина с чеканкой и сканью, чеканные кадила, «сионы», воспроизводящие формышатровых и купольных храмов, братины, ковши, чаши, литой с чеканкойпанагиар новгородского мастера Ивана сохраняют тектоническую ясность формыи орнамента, подчеркивающего строение предмета. В XVI в. чеканка и сканьдополняются финифтью. В XVII в. развивается растительная орнаментация,сплошь оплетающая изделия. Московская и сольвычегодская финифть, теряя втонкости исполнения и цельности колористической гаммы, выигрывает в яркостии богатстве оттенков, соперничая с блеском драгоценных камней. Появляютсясюжетные изображения, носящие отпечаток западноевропейского воздействия. СXVI в. применяется чернь с ясным красивым рисунком, соответствующим формеизделий. Со 2-й половины XVII в. и в черни нарастает узорчатость,распространяются восточные мотивы. Лишь к концу столетия возрождается болеестрогий орнамент. Большое распространение получает басма, покрывающаяизделия из дерева, украшающая фоны икон. В XIV – начале XV вв. в нейиспользуется орнамент в виде цветов в кругах, заимствованный извизантийских и балканских рукописей. В XVII в. ее причудливые растительныеузоры приобретают чисто русский характер. Увлечение в XVII в. пышнойорнаментикой приводит к утрате художественной меры, в особенности приукрашении предметов драгоценными камнями и жемчугом, из которых компонуютсяузоры, прежде выполнявшиеся из золота. Ту же эволюцию испытало литье изцветных металлов – от Царь-пушки Андрея Чохова до бронзовой сени ДмитрияСверчкова в московском Успенском соборе и до оловянных ажурных литых рам ккиотам XVII в. Даже в изделиях из железа наблюдается увлечение узорностьюформ: кованые решетки московской церкви Георгия Неокесарийского, врата изпросеченного железа в рязанском Успенском соборе, петли и дверные ручкирядовых зданий. В памятниках резьбы по кости XV в. видны неизжитые формы «звериногостиля» в ажурном орнаменте. В «Распятии» XVI в. Угличского историко-художественного музея сказались удлиненно-изящные пропорции фигур Дионисия.В XVII в. искусство резчиков из Холмогор ценится высоко в Москве, где ониработают, украшая свои изделия птицами и зверями «в травах». Особеннохороши многочисленные ларцы с крупным сквозным растительным орнаментом. До нас дошли немногие крупные образцы резьбы по дереву XIV-XVI вв. ТронИвана Грозного с шатром и резными историческими сценами и святительскиеместа XVI-XVII вв. при относительно дробном узоре отличаются архитектурнойчеткостью сложно скомпонованных завершений. Изощренная ярославская ажурнаярезьба напоминает четкостью форм металл. С середины XVII в. в Москвуприезжает ряд белорусских резчиков во главе с Климом Михайловым, которыевводили западноевропейские барочные формы. Бытовая керамика XIV-XV вв. груба и примитивна по форме. Лишь с XVI в.применяются «морение» и лощение. На флягах XVII в. появляетсягеометрическая орнаментация, а затем плоскорельефные изображения фигур.Многие изделия воспроизводят металлические формы, в орнаментации видновлияние деревянной резьбы. С конца XV в. фигурные балясины и красныетерракотовые плитки, украшенные пальметтами, а порой покрытые светло-охряной глазурью, включаются в декор фасадов. В XVII в. изготовляются дляубранства зданий зеленые изразцы с рельефными бытовыми и военными сценами. Шитье имело много общего с живописью. Лучшие мастерские шитья были вXVI в. сосредоточены в Москве при царском дворе. Из мастерской Старицкихвышли две большие плащаницы, отличающиеся глубинно психологическойхарактеристики персонажей и безупречной артистической техникой. Набойки XVI-XVII вв. наряду с геометрическими и растительными мотивами,восходящими, возможно, к домонгольским образцам, воспроизводят восточные изападные орнаменты привозных шелковых тканей. В конце XVII в. появляетсятрех- и четырехцветная набойка. В течение XIV-XVII вв. существоваловысокоразвитое узорное ткачество, о чем свидетельствует паволока иконы«Звенигородского чина» Андрея Рублева. В XVII в. получает распространениезолотное кружево с геометрическими сетчатыми мотивами либо с растительнымиэлементами. Иногда в узоры вводится жемчуг, серебряные бляшки, цветнойпросверленный камень. Некоторые узоры XVII в. дожили в нитяном льняномкружеве до XX в. VI. Одежда, быт и устои россиян. Характерными чертами русского быта XVI века оставалиськонсервативность и дифференцированность: разница в быте междугосподствующим классом и черными людьми по-прежнему была скорееколичественной, чем качественной. Мало отличались друг от друга в это времягородские и сельские жилища. Город был комплексом усадеб, на улицы ипереулки выходили не дома, а высокие глухие заборы. В каждой усадьбе былиизба, хозяйственные постройки, небольшой огород с садом. Боярская усадьбаимела большие размеры, разнообразнее были хозяйственные постройки, кромегосподского дома, стояли людские избы, в которых жили холопы. Горожанедержали также домашний скот, а потому за городской чертой обязательноустраивались выгоны. Жилища и представителей высших сословий, и рядовых горожан, и крестьянбыли, за редким исключением ( у самых богатых бояр изредка встречалиськаменные хоромы ), срубными, из сосновых бревен, топились чаще всего по-черному, дым выходил через специальное дымовое отверствие. Каменные печи сдымоходами встречались в самых богатых домах, «белая изба», «белая горница»обычно специально отмечались. Избы феодалов состояли из нескольких срубов,иногда на высоких подклетях, бывали двух- и трехэтажными. На дворе могластоять и башня - «повалуша» или «терем». Дома украшалисьвысокохудожественной затейливой резьбой. Окна были большими, в богатыхдомах – слюдяные, в бедных – закрытые всего лишь бычьим пузырем. Больше различий было в одежде. Крестьянское платье этого периода неотличалось от одежды предыдущего времени. Зато знать одевалась богато иразнообразно. Среди боярства были распространены одеяния из дорогихпривозных тканей – фландрского сукна и венецианского бархата, из восточного«рытого» бархата и из атласа, из тафты и парчи. Если простые люди носилишубы из дешевых мехов – овчины и белки, то на боярские шел соболь, а то иодни брюшка собольи, встречались даже горностаевые шубы. Шуба беличья илидаже кунья была недостаточно престижна для знатного боярина. Цена шубызависела не только от стоимости меха: серебряные или даже золотые пуговицымогли стоить столько же, а то и еще дороже, чем сама шуба. Одежда и украшения знатных женщин стоили не меньше. К платьям боярыньпришивали куски цветной ткани или кожи, часто с вышивками, с драгоценнымикамнями. Отличались и головные уборы. У крестьян – дешевые войлочные шляпы,зимой – шапки из недорогих мехов, у горожан – разнообразные колпаки.Колпаки для знати изготовляли из тонкого фетра с оторочкой из дорогогомеха, украшали драгоценными камнями. При дворе в моде были восточныеголовные уборы – «тафьи», тюбетейки. Иной раз их даже не снимали, входя вцерковь, например, Иван Грозный и его опричники входили в церковь в тафьях. Военное снаряжение так же отличалось. Рядовой сын боярина выходил наслужбу в стеганом «тегиляе» с нашитыми на него кольчужными кольцами, состарой дедовской саблей, в простом металлическом шлеме. Боярское снаряжениесостояло из дорогих привозных вещей, украшенных золотом и серебром. Различалась и утварь богатых и бедных людей. В боярских домах параднаяпосуда была из серебра, повседневная – из олова, в домах среднего достатка« суды оловянные» были посудой для гостей, а ежедневно пользовалисьглиняной и деревянной, у большинства населения парадной посуды не былововсе. Пища даже простого населения в это время была достаточно обильна иразнообразна. Хлеб ели в основном ржаной, из ржаной же муки пекли блины, изпшеничной – разнообразные пироги и караваи. Ели каши и кисели, из овощейсамой распространенной была репа. Сравнительно не дорого было мясо, чащеупотребляли баранину. Мясо солили впрок. Распространенными прохладительныминапитками были квас и морс. Очень разнообразна была рыбная пища. Рыбаупотреблялась соленой, свежей, сушено и вяленой. Резко различалась пища скоромная и постная. Посты продолжались долго, ктому же на каждой неделе были постными среда и пятница, когда запрещалосьупотреблять мясо, коровье масло и молоко. Пищевой рацион бояр был болееизысканным , кулинарно изощренным. Семейный быт строился на основе безоговорочного подчинения главе семьивсех домочадцев – жены и детей. За непослушание следовало телесноенаказание. Это и неудивительно: телесные наказания применялись широко, имподвергали даже бояр, они не считались позорящими. И все же было быневерным считать русскую женщину XV – XVI века абсолютно бесправной.Разумеется, браки совершались по воле родителей, «сговорные» и «рядные»записи о будущем браке заключали не жених и невеста, а их родители илистаршие родственники. Но соображения материальные и престижные преобладалив знатных семьях, где выгодный брак сулил приращение вотчин илиустановление добрых отношений с влиятельными лицами. Среди крестьян ипосадских людей, где к тому же ранняя трудовая деятельность помогалаобщению юношей и девушек, основы брака бывали иными. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Таким образом, период XIV – XVII веков – это время складываниявеликорусского этноса и его основных стереотипов в сознании,самоопределения русской церкви, обретения ею своего места на культурнойкарте мира. В эти века окончательно сформировался «слободской» тип русскогогорода и маргинальный, полукрестьянский тип культуры городских слоевнаселения. Все это наложило серьезный отпечаток на последующее развитиекультуры России. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:1. Искусство стран и народов мира. Художественная энциклопедия.2. Н.Г.Грибушина «История мировой художественной культуры».3. Т.В.Ильина «История Искусств».4. В.В.Мавродин «Образование Русского национального государства».




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Культура московской Руси iconЦенности и функции культуры. Человек как творец и продукт культуры
«Культура Древней Руси», «современная культура», и т п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура...
Культура московской Руси iconКультура древней Руси
История возникновения древней Руси (культура славянских и праславянских племён) 2
Культура московской Руси iconКультура древней Руси
История возникновения древней Руси (культура славянских и праславянских племён) 2
Культура московской Руси iconСодержание Введение Культура языческой Руси принятие христианства Культура Киевской Руси. Двоеверие Заключение список использованной литературы Введение
Русь не копировала и не заимствовала безоглядно чужое наследие, она синтезировала его со своими культурными традициями. Открытость...
Культура московской Руси iconКонтрольная работа по дисциплине " Культурология " на тему "Зарождение культуры на Руси."
Культура Руси складывается в те же века,что и зарождение государства. Особенность Руси в том, что она складывалась и развивалась...
Культура московской Руси iconКонтрольная работа по дисциплине " Культурология " на тему "Зарождение культуры на Руси."
Культура Руси складывается в те же века,что и зарождение государства. Особенность Руси в том, что она складывалась и развивалась...
Культура московской Руси iconИстория развития законодательства московской Руси

Культура московской Руси icon1. Введение Древнерусское государство – когда и как Духовная культура
Древней Руси можно считать IX век. Я решил описать культуру Киевской Руси до 1236 года начала татаро-моногольского ига. После этого,...
Культура московской Руси iconНасилие политики Петра над традициями (обычаями) Московской Руси

Культура московской Руси iconДокументы
1. /История развития правового законодательства Московской Руси.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы