“античная цивилизация. Наследие древнегреческой литературы.” Автор: Иванов И. И класс: 11 “А” Преподаватель: Петров П. П. г. N-ск, 1997. Содержание. I. Исторические предпосылки возникновения древнегреческой литературы. 2 Предмет и значение литературы Древней Греции. 2 Античное рабовладельческое обще icon

“античная цивилизация. Наследие древнегреческой литературы.” Автор: Иванов И. И класс: 11 “А” Преподаватель: Петров П. П. г. N-ск, 1997. Содержание. I. Исторические предпосылки возникновения древнегреческой литературы. 2 Предмет и значение литературы Древней Греции. 2 Античное рабовладельческое обще



Название“античная цивилизация. Наследие древнегреческой литературы.” Автор: Иванов И. И класс: 11 “А” Преподаватель: Петров П. П. г. N-ск, 1997. Содержание. I. Исторические предпосылки возникновения древнегреческой литературы. 2 Предмет и значение литературы Древней Греции. 2 Античное рабовладельческое обще
Петров П.П
Дата конвертации19.07.2012
Размер226,17 Kb.
ТипРеферат
Античная цивилизация. Наследие древнегреческой литературы


Общеобразовательная средняя школа ( РЕФЕРАТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА ТЕМУ: “АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.” Автор: Иванов И.И Класс: 11 “А” Преподаватель: Петров П.П. г. N-ск, 1997. Содержание. I. Исторические предпосылки возникновения древнегреческой литературы. 2 1. Предмет и значение литературы Древней Греции. 2 2. Античное рабовладельческое общество Греции. 2 3. Греческие племена и наречия. 3 4. Язык древнегреческой литературы. 3 II. Истоки древнегреческой литературы. 4 1. Народно-поэтическое творчество и мифология. 4 2. Сказки, басни (Эсоп), загадки и пословицы. 5 3. Народная песня, ее происхождение и формы. 6 III. Поэмы Гомера. 6 1. Сказание о Троянской войне. 6 2. Общий характер поэм. 7 3. Главные образы поэм. 8 4. Значение поэм Гомера. 10 IV. Формы лирической поэзии. 10 1. Греческая лирика и ее формы. 10 2. Элегия и ямб. 11 3. Эпиграммы. 11 4. Основные жанры прозаической литературы. 11 V. Литература эллинизма. 12 1. Общая характеристика эпохи эллинизма. 12 2. Эллинистическая образованность. 12 3. Реализм и натурализм. 13 VI. Конец античной греческой литературы и 14 ранняя христианская литература. 1. Последние греческие поэты. 14 2. Греческая литература на рубеже с византийской. 14 VII. Значение греческой литературы для 14 для мировой цивилизации. VIII. Список литературы. 15 I. Исторические предпосылки возникновения древнегреческой литературы. 1. Предмет и значение литературы Древней Греции. Под названием “греческая литература” мы должны разуметь всю вообщелитературу греческого народа, написанную на греческом языке. Запродолжительный срок много раз и коренным образом изменялись историческиеусловия жизни греческого народа, также изменился и язык. При таком широком понимании предмета, всю историю греческой литературыможно разделить на четыре больших периода: 1) античный, совпадающий с эпохой рабовладельческого общества - с самых ранних времен (X - IX вв. до н.э.) до начала IV в н.э. с кратким примыкающим к нему периодом перехода к феодальному строю - от IV до начала VI в н.э.; 2) византийский, занимающий время от утверждения феодальной византийской империи при Юстиниане (527 - 565 гг.) до завоевания Константинополя (Византии) турками в 1453 г.; 3) период турецкого владычества - 1453 - 1829 гг.; 4) новогреческий - со времен освобождения от турецкого владычества (1829 г.) до наших дней. Из четырех обозначенных периодов, наибольшее значение для истории мировойкультуры и литературы представляет первый период - античный. Так как вся европейская культура строилась на развалинах античной, товполне естественно, что элементы этой последней вошли органически в нашиобщественные понятия, в наше мышление, язык, художественные образы, имногие стороны современной жизни были бы непонятны без знаний античнойкультуры. Идеями и образами античности вдохновлялись величайшиепредставители литературы, искусства и науки: Данте, Петрарка, Микеланджело,Шекспир, Мильтон, Байрон, Гете и многие другие. Высокое значение греческойлитературы признается выдающимися нашими писателями и критиками -М.В.Ломоносовым, А.Н.Радищевым, А.С.Пушкиным, В.Г.Белинским, А.И.Герценом идругими. 2. Античное рабовладельческое общество. Общество, разделившееся на рабов и рабов, освободившихся от труда,позволило посвятить себя искусству. Разделение общества на два основныхкласса - рабов и рабовладельцев - привело к образованию своеобразной формыантичного государства, которую греки называли “полис”. Эта форма совмещаетв себе два понятия - и государства и города. Имеется в виду город снебольшой прилежащей к нему территорией. Для удобства рассмотрения истории древнегреческой литературы мыустанавливаем следующие четыре периода: 1) начальный - период разложения первобытного родового строя (с конца II до начала I тысячелетия до н.э.), время нераздельного господства устного народного творчества; 2) эллинский или классический - время образования и процветания свободных государств-городов - приблизительно с IX до конца IV до н.э. В этот период получили развитие, в соответствии с отдельными фазами общественной жизни, три сменявших друг друга жанра: эпос, лирика и драма. Он включает в себя и краткий период назревания новых условий - перехода к эллинизму; 3) эллинистический - время господства больших эллинистических монархий III - I вв. до н.э., время значительного ослабления творческих сил народа и преобладание изысканных форм в искусстве; 4) императорский или эллинистическо-римский - время римского владычества (I - V вв. н.э.) и конца античного общества с кратким переходом к установлению феодального строя, время замирания старых традиций и возникновения новых - христианско-византийских. 3. Греческие племена и наречия. Творцом греческой литературы и искусства, имеющих мировое значение, былнарод, который в историческую эпоху называл себя “эллинами”, а у нас обычноназывается “греками” - именем, взятым нами у римлян. Греческий народ не имел политического единства и жил, преимущественно,маленькими политическими общинами - “полисами” - по берегам Средиземного,Черного, Мраморного и Азовского морей. Однако, несмотря на политическуюразобщенность и племенную обособленность, греки в цветущую пору своейистории дошли до высокого сознания своего национального и культурногоединства, противопоставляя себя всем другим народам как “варварам”. Этосознание с особой силой пробудилось во время войн с персами в начале V в.до н.э. 4. Язык древнегреческой литературы. По языку древние греки принадлежали к так называемой индо-еврейскойгруппе. Грамматический строй греческого языка чрезвычайно близок к строюиталийских, кельтских, германских, славянских, индоиранских и других языковэтой группы. Вместе с тем, словарный состав греческого языка содержитнекоторые элементы из других языков - более древнего населения (пеласговгреческой традиции) или даже языков Малой Азии. Недавно прочитанныекритские, микенские и пилосские надписи, относящиеся ко II тысячелетию дон.э., дают основание утверждать, что перед нами образцы греческого языка( .Но в названиях некоторых местностей и богов сохраняются черты иноязычные. В начале исторической эпохи мы застаем греков, разделенными на множествомелких родоплеменных групп, изолированных друг от друга горами и говорившихна местных говорах. Однако, они не теряли сознания своего единства ипринадлежности к одному народу. Главными из этих племен, значительноотличавшихся по своему наречию (диалекту), считались эолийцы, ионийцы идорийцы. Вследствие исключительно важной роли Афинского государства, образоваласьособая ветвь ионийцев и их языка - аттическое наречие. Эти четыре диалекталегли в основу литературных наречий для отдельных жанров: ионийский - дляэпоса, эолийский - для лесбосских поэтов, дорийский - для торжественнойлирики, аттический диалект, как язык руководящего государства, приобрелособенно важное значение в литературе. Всякий литературный язык - язык до некоторой степени искусственный. Кразговорной аттической речи был близок язык комедии. Он содержит многоискусственно придуманных слов и выражений или пародий на речь других жанров- эпоса, лирики и трагедии. Еще ближе к разговорной речи язык надписей, отражающий особенностиместных диалектов, и из поздних поры - тексты писем и различных записейпростых людей, сохранившиеся на египетских папирусах. Древнегреческий язык обладает большим лексическим и морфологическимбогатством. Словарь его отличается обилием синонимов, выражающихвсевозможные оттенки мысли. В языке греков, как народа по преимуществуприморского, поражает множество слов, обозначающих море и характеризующихего эпитетов, а также названий предметов и занятий, связанных с ним. Морфология содержит большое разнообразие форм склонения и спряжения.Склонение имеет четыре падежные формы. Глагольные формы в разнообразиивремен и наклонений передают многообразные оттенки действия или состояния,длительность и моментальность действия (аорист). В фонетическом отношении древнегреческий язык сильно отличается отсовременного языка и от других европейских языков своими мелодическимисвойствами. Слоги в нем различались по “количеству”: одни - долгие, другие- краткие; долгий слог произносился приблизительно вдвое протяжней, чемкраткий, и обладал большей высотой звука( . Это создавало основу длямузыкального ритма. Лишь в III - IV вв. до н.э. в греческом языке произошлиизменения, вследствие которых утвердилось экспираторное ударение,основанное на силе выдуваемой струи воздуха, и стихосложение перешло натоническую систему, которая в настоящее время находит применение убольшинства европейских народов. II. Истоки древнегреческой литературы. 1. Народно-поэтическое творчество и мифология. Источником древнегреческой литературы, как и всякой другой, было устноенародное творчество и прежде всего - мифы, в которых содержалась целаясокровищница сюжетов и образов. В.Г.Белинский, развивая ту же мысль,указывал еще на жизненное значение мифологических образов. “Мифология былавыражением жизни древних” - писал он, -“и их боги были не аллегориями, нериторическими фигурами, а живыми понятиями в живых образах”(. Миф - это вымысел, сказка, с помощью которой мысль первобытного человекапыталась не только объяснить себе непонятные и грозные явления окружающегомира, но и найти ключ к овладению силами природы и подчинить их себе. Многоинтересных высказываний мы находим у А.М.Горького. “Чем древнее сказка имиф,” - писал он - ”тем с большей силой звучит в них победное торжестволюдей над силами природы… почти во всех древнейших мифах человек терпитнаказание от богов за его службу людям”. Фантазия древнейших мифов имеларезко выраженную материалистическую окраску. Поэтому миф - не бесплоднаяфантазия, а в основе своей - реальная истина, дополненная воображением ипризванная руководить жизнедеятельностью коллектива. Миф есть коллективное создание народа, а не измышление отдельного, хотябы и гениального человека. Поэтому он не представляет чего-нибудьустойчивого и постоянного: он растет и развивается по мере развитияобщественного сознания. Вместе с тем в мифах находили отражение и явления общественной жизни -различные этапы в развитии семьи и брака, черты быта первобытных охотникови пастухов, материнского права и т.д. Мифологические черты, раз сложившись еще в эпоху доклассового общества,продолжали держаться в памяти людей в виде пережитков и в позднейшие эпохи.Так, воспоминания о первобытном людоедстве сохранялись в мифе о людоедециклопе Попифеме, о человеческих жертвоприношениях - в рассказе ожертвоприношении Ифигении и т.п. Таким образом, создание больших и сложных мифологических повествованийбыло делом многих поколений, причем в первоначальную мифологическую канвувкраплялись воспоминания об исторических событиях. 2. Сказки, басни (Эсоп), загадки и пословицы. Близка к мифу и неотделима от него сказка; только подчеркнутаянедостоверность рассказа отличает ее от мифа. В историческую эпоху Греции сказки рассказывались преимущественно вгинекее, т.е. в женской половине дома. Они содержали фантастическиерассказы о прекрасном царевиче, о страшных чудовищах, о необыкновенныхчудовищах и т.п. Басня также должна быть причислена к древнейшим созданиям устногонародного творчества. В ней сохраняются черты животного эпоса,возникновение которого связывается с жизнью первобытных охотников искотоводов. Многочисленные басни, имевшие хождение в народе в V в. до н.э., обычноприписывались какому-то фригийскому рабу - горбуну Эсопу. Под именем Эсопа сохранился целый сборник басен (их 426) в прозаическомизложении. Состав этого сборника весьма пестрый: наряду с хорошо известнымисюжетами есть и просто анекдоты, и принадлежат они к самым различнымэпохам. Плодом долголетних наблюдений и коллективного опыта у греков было большоеколичество поговорок, пословиц и ходячих изречений. Когда выработалисьопределенные стихотворные размеры, многие поговорки были обличены встихотворную форму. Многие изречения народной мудрости были приписаны древним мудрецам VI -VII вв. Предание выделило из них группу семерых: Фалес, Биант, Сопон,Питтак, Клеобул, Периандр и Хилон. 3. Народная песня, ее происхождение и формы. В мифах, сказках, пословицах, устных рассказах и песнях находиливыражение взгляды народа на окружающий мир. Но прочно удерживалась в памятитолько такая речь, которая была обличена в ритмическую форму, имела видпесни. Поэтому история литературы и должна начинаться с изучения народнойпесни. Исследование первобытных форм песни показывает, что возникновение ее надосвязывать с первобытной магией и обрядами, а особенно с трудовым процессом.У первобытных людей песня не является простым развлечением, а имеетпрактическое значение - помогает в работе или даже организует ее. Древние писатели называют много песен, которыми сопровождались разныевиды трудового процесса: песни при жатве, при выжимании винограда, припряже, тканье и т.д(. Часто эти песни сопровождались мимическимителодвижениями, изображавшими сам процесс работы. Сохранилась любопытная песня горшечников. В ней выразилось мировоззрениедревних ремесленников - гончаров со всеми их примитивными невериями.Известно, что греческие корабли часто приводились в движение веслами; дляэтой цели на них помещались флейтисты, с тем чтобы в такт их музыке гребцыподнимали и опускали весла. Так бывало и при других коллективных работах. Ксожалению, не сохранилось ни одной такой песни. Из обрядовых песен у греков получили особенно большое развитие, как и удругих народов, песни свадебные и похоронные. Первые упоминания об этихпеснях мы находим в поэмах Гомера. Свадебная песня называется “Гименей”, апесни погребального обряда назывались “френами”. У первобытных народов ониимели религиозное значение. Приведенные данные позволяют нам восстановить в общих чертах основныеформы первобытного народного творчества. В нашей литературе первым обратил внимание на значение греческих народныхпесен Н.И.Гнедич. Он дал перевод нескольких “Простонародных песен нынешнихгреков”(. III. Поэмы Гомера. 1. Сказание о Троянской войне. Сюжеты знаменитых поэм Гомера “Илиада” и “Одиссея”, полностьюсохранившихся до нашего времени, взяты из обширного цикла сказаний оТроянской войне. В “Илиаде” рассказывается о событиях десятого года Троянской войны,причем изложение не охватывает последних событий войны и оканчиваетсясмертью и погребением главного троянского воителя Гектора. То же самоеможно сказать и об “Одиссее”, где рассказывается о последних дняхстранствий героя на обратном пути из-под Трои. Чтобы представить себе связь между всеми упоминаемыми в поэме событиями,необходимо исходить из начального факта, послужившего причиной войны,-мотива, который часто встречается в сказках. Сын троянского царя Приама Парис-Александр похитил прекрасную Елену,супругу спартанского царя Менепал. Оскорбленный Менелай призвал на помощьмногих царей и воителей. Среди всех выделялся силой и доблестью юный сынПелея. Во главе похода стал старший брат Менелая Агамемнон, царь Микен иАргоса. После продолжительных сборов, началась прославленная в сказанияхТроянская война. 2. Общий характер поэм. В.Г.Белинский в V статье о Пушкине дал исключительно тонкуюхарактеристику поэзии Гомера: “Читая Гомера, вы видите возможную полнотухудожественного совершенства. Вы на Олимпе среди богов, вы в битвах средигероев; вы очарованы этой благородною простотою, этой изящноюпатриархальностью героического века народа, некогда представлявшего в лицесвоем целое человечество”(. В.Г.Белинский показал удивительное богатство иразнообразие содержания поэм Гомера. Содержание каждой поэмы сосредоточено не только вокруг одного героя, но ивокруг одного действия. “Илиада” есть поэма о гневе Ахилла, и все вниманиепоэта сосредоточено на этом. С гневом Ахилла связаны все остальные события. Однако для ясностиизложения автор делает иногда отступления. Таковы, например, перечислениесил ахейцев и троянцев (II, 484-877), характеристика главных героевахейского войска, которая вложена в уста Елена (III, 171-244). Некоторыеэпизоды как будто не имеют органической связи с основной нитью рассказа. Содержание “Одиссеи” также отличается цельностью. Основная тема ее -возвращение на родину хитроумного и многострадального героя. Все действиеприурочено к последним сорока дням его странствий, а полное представлениеобо всех испытанных им раньше страданиях дается в виде рассказа самогоОдиссея на пиру у царя Алкиноя (IX-XII). Этот художественный приемсвидетельствует о высоком развитии древнегреческого поэтическогомастерства. Обособленной является начальная часть поэмы (I-IV), в которойтолько постоянно упоминается имя Одиссея, а главным действующим лицомоказывается его сын Телемах. Совершенство плана и целостность поэмынарушаются в V песни, где рассказ о собрании богов в общем повторяетначальную сцену первой песни. В остальном содержании поэмы выделяются двечасти: 1) отплытие Одиссея с острова с острова нимфы Калипсо, прибытие кфеакийцам и пребывание у них (V-XII), 2) возвращение на остров Итаку иместь женихам (XII-XXIII). Как бы дополнением выступает XXIV песнь,рассказывающая о свидании Одиссея с отцом и восстании родичей убитыхженихов. Таким образом, рассмотрение обеих поэм приводит к двойственномузаключению. Некоторые эпизоды уводят в сторону от основной нити рассказа.Это обстоятельство вызывает различные соображения о происхождении поэм -принадлежат ли они единому творцу или были внесены в поэму разными авторамив различные времена? Обе поэмы в ярких реалистических чертах воспроизводят явлениядействительной жизни и быт греческих племен. В “Илиаде” отразился попреимуществу быт военного времени, в “Одиссее” даны картины мирной жизни. Война - основная стихия героев “Илиады”, причем битва изображается чащене в виде столкновения народных масс, а как выступление отдельных героев.Такие герои легко побивают целы толпы простых воинов. В “Илиаде” поэт редкоотвлекается от военных сцен и военных советов к картинам мирного быта. “Одиссея”, наоборот, переносит нас преимущественно в обстановку мирногоповседневного быта, хотя и эта мирная жизнь нередко прерывается кровавымисобытиями. И тут весьма часто мы находим описание пиров. Но при этом“Одиссея” дает и много подробностей хозяйственной жизни, как, например,описание сада Алкинол (VII, 112-132), свиных хлевов Эвмея. Мастерство поэта с особенной силой выступает в отдельных сценах, изкоторых слагается весь рассказ. Некоторые сцены с давних пор ужерасцениваются как имеющие мировое значение по художественной силе. Во всех этих сценах и во всех подробностях описаний, не смотря наидеализацию далекого прошлого, которое хочет нам показать поэт, выступаетправда жизни его времени. А на фоне их, как обобщение воспроизводимойжизни, выступают со своими типичными чертами люди той эпохи - ее герои. 3. Главные образы поэм. Поэмы Гомера представляют целую галерею индивидуально обрисованныхтипических образов. Центральной фигурой “Илиады” является Ахилл, юный фессалийский герой, сынПелея и морской богини Фетиды. Ахилл - цельная и благородная натура,олицетворяющая собой ту военную доблесть в понимании древних героев,которая служит идеологической основой всей поэмы. Он чужд хитрости идвоедушия. Из-за сознания своей силы и величия он привык повелевать. Гневего проявляется в самых бурных формах. Мстя троянцам за Патрокла, онстановится похож на какого-то демона-истребителя. Такое же безумие видно и в надругательстве над трупом Гектора (XXII, 395-401), и в том, что он убивает на могиле Патрокла двенадцать троянскихпленников. Еще ему даны черты певца-поэта (IX, 186). Наконец, онсмягчается, видя перед собой слезы и ужасную мольбу отца, пришедшего к немуза телом убитого им сына. Образу главного героя ахейского войска соответствует фигура троянскоговоителя Гектора. Хотя поэт никогда не забывает, что это - представительвраждебного народа, к которому нельзя относиться как к соплеменнику. Гекторявляется вождем троянского войска, и на него ложится вся тяжесть войны. Втрудные минуты он всегда впереди всех и подвергается наибольшей опасности.Он обладает высоким чувством чести и пользуется общим уважением и любовью.Он остается один на поле битвы, в то время как остальные прячутся в городе.Ни мольбы отца, ни слезы матери не могут поколебать его: долг чести в немпревыше всего. Ярче всего Гектор показан в сцене свидания с Андромахой (VI,392-502), где мы видим его как мужа и отца. Если идеал воинской доблести дан в лице Ахилла, то носителем житейскоймудрости представляется Одиссей - герой “хитроумный” и “многострадальный”.В “Илиаде” он выступает и как воин, и как мудрый советник, но также и какчеловек, готовый на всяческий обман (X, 383; III, 202). Само взятие Троипри помощи деревянного коня было делом его хитрости. Всегда настороженный,он имеет наготове целый запас вымышленных историй. “В хитроватости, часто грубой и плоской, в том, что на прозаическом языкеназывается “надувательством”. И между тем в глазах младенческого народа этахитрость не могла не казаться крайней степенью возможной премудрости”(. В обеих поэмах кроме главных героев выведено еще много второстепенных.Некоторые из них обрисованы также очень яркими красками. В “Илиаде” такихлиц больше чем в “Одиссее”. Микенский царь Агамемнон, старший из Атридов, является предводителемвсего похода и называется “владыкой мужей” или “пастырем народов”. Менелай- спартанский царь, муж похищенной Парисом Елены - главное заинтересованноев войне лицо. Однако поэт изображает их обоих далеко не привлекательнымичертами. Обаятельными чертами наделен образ Нестора - вечный тип старца, которыйлюбит вспоминать годы юности и давать свои наставления. Совершая подвиги,он увлекается мечтой овладеть Троей и погиб от руки Гектора (XVI, 817-857). Престарелый троянский царь Приам обрисован исключительно привлекательнымичертами. Это тип настоящего патриарха, окруженного многочисленной семьей.По старости он уступил право военачальника старшему сыну Гектору. Онотличается мягкостью и обходительностью. Даже к презираемой и ненавидимойвсеми Елене он относится очень сердечно. В “Одиссее” живо обрисована личность Телемаха. Поэма изображаетпостепенный рост этого юноши. В начале поэмы он представлен еще совсем юными несамостоятельным, в чем он сам признается матери (XVIII, 227-232). Вконце же поэмы он деятельно помогает отцу в расправе его с женихами. В этомобразе греки могли видеть тип идеального юноши - “эфеба”. В поэмах встречаются и женские образы. Особенно выразительны образыАндромахи и Пенелопы. Андромаха - верная и любящая супруга Гектора. Она живет в постояннойтревоге за мужа, который, как она видит, не жалеет себя, постоянно участвуяв боях, “убит себя своей доблестью”. Судьба Андромахи глубоко трагична. Приразорении Ахиллом ее родного города Фив Плакийских убиты ее отец и братья,а мать вскоре после этого умирает. Для Андромахи вся жизнь теперь в еелюбимом супруге. В конце поэмы она оплакивает своего мужа при погребении(XXIV, 723-745). Этот трогательный образ не раз привлекал внимание поэтов ив позднейшие времена. Образцом семейной добродетели и верности обрисована Пенелопа в “Одиссее”.В течении двадцати лет, пока отсутствует Одиссей, она не изменила к немусвоих чувств и упорно верит в его возвращение. Положение ее крайне трудное,так как она окружена недоброжелательными людьми, которые считают ее вдовойи добиваются ее руки, надеясь таким образом получить и царскую власть. Противоположностью Пенелопе является в “Илиаде” Елена. Однакопреступление ее уже в прошлом; опьянение страстью, заставившее ее некогдапокинуть дом Менелая, сменилось горьким сожалением, и она, сознавая своюошибку, кается в этом перед Приамом (III, 173-176). Елена исполненапрезрения к Парису, но богиня Афродита снова властно бросает ее в объятияэтого человека (III, 390-420). Таковы главные образы гомеровских поэм. Все они отличаются цельностью,простотой, во многих случаях даже наивностью, которая характерна для эпохи“детства человеческого общества”. Они обрисованы с замечательной силой ижизненностью и отмечены глубочайшей человеческой правдой. 4. Значение поэм Гомера. Поэмы Гомера были настоящей сокровищницей мудрости греческого народа -“книгою откровения”, по выражению В.Г.Белинского(. Они не осталисьпринадлежностью только ионийского племени, среди которого создались, астали общим достоянием всего греческого народа и прожили с ним всю егоисторию. Предание говорит, что Пикург ввел исполнение песен Гомера вСпарте, Солон - в Афинах. Впоследствии во всех греческих государствах онистали основой школьного образования. Ученики разучивали наизусть отдельныечасти поэм, и было немало людей, которые знали наизусть обе поэмы целиком.Для государства считалось за честь называться родиной Гомера. Гомер быллюбимым поэтом даже в самых отдаленных уголках греческого мира. IV. Формы лирической поэзии. 1. Греческая лирика и ее формы. Название “лирика” - греческое, происходит от названия струнногоинструмента “лира” и предполагает исполнение песен под аккомпанемент лиры,как это и видно в песнях Алкея, Сапфо, Анакреонта и др. Но это названиеутвердилось лишь в эпоху эллинизма, обычно же лирическая песня у грековназывалась “мелос”, и это слово распространилось на весь жанр. Поэт долженбыл в себе совмещать и автора слов, и композитора, и хормейстера. Связь с музыкой постепенно в зависимости от характера песен становиласьменее тесной и даже совсем порывалась. Эпическая поэзия, котораяпервоначально исполнялась аэдами в пении, в дальнейшем толькодекламировалась рапсодами. Равным образом и некоторые виды лирики, как ямби элегия, рано оторвались от музыкального аккомпанемента и превратились вчисто литературные жанры. Зато другие формы греческой лирики эту связь смузыкой сохраняли по крайней мере до эпохи эллинизма(. Эти формы называютсяспециальным словом “мелос”, т.е. песня, или “мелика” - мелическая поэзия. Взависимости от того, как поется песня, различают лирику одноголосную -“монодийную” и хоровую. Монодийная лирика выражала чисто индивидуальныенастроения и отличалась простотой, хоровая приурочивалась к событиямобщественной жизни и получала вследствие этого особенно торжественныйхарактер. Простейшими формами лирики являются элегия и ямб, ранооторвавшиеся от музыки и ставшие чисто литературными жанрами. 2. Элегия и ямб. Термином “элегия” в современном литературоведении называетсястихотворение грустного характера, написанное любым размером. В древностиже под этим названием разумелось стихотворение, написанное независимо отсодержания в форме так называемых “элегических двустиший”, состоящих изсоединения гексаметра с пентаметром. Гексаметр - шестистопный дактилическийстих, такой же, как и в эпических поэмах. Пентаметр - пятистопный стих. Грустный характер элегия приобрела лишь в поздней литературе, особенно уримских поэтов Тибулла, Проперция (I в. до н.э.) и др. Древнейшие жеэлегии, наоборот, проникнуты чувством бодрости и нередко содержали военныепризывы, политические наставления, политическую агитацию и т.п. Жанр элегииво многих отношениях близок к гомеровскому эпосу. Она пользуется тем жеионийским диалектом, теми же формулами и образами. Сами греки долгое времяне отличали ее от эпоса. Одновременно с элегией появилась и другая лирическая форма - “ямб”. Первоначально ямбический стих служил для выражения насмешки и шутки. Самослово “ямб” связывали с мифом о богине Деметре. Когда она в глубокой печалиоб исчезновении своей дочери Персефоны пришла ко двору элевсинского царяКелея, только грубая шутка служанки Ямбы заставила ее рассмеяться. Названиеямба было перенесено на соответствующий сатирический жанр. Но впоследствииямбический стих, наиболее близкий к ритму обыкновенной разговорной речи,стал применяться и в стихотворениях иного содержания, особенно же вдиалогических частях драмы. 3. Эпиграммы. Эпиграмма близка к жанру элегии. Название это буквально означает“надпись” и первоначально имело в виду объяснительную подпись под каким-нибудь предметом-изображением, статуей, на могильном памятнике, напосвятительном приношении богу и т.п. Такая надпись, естественно, должнабыла быть сжатой и вместе с тем выразительной, чтобы в немногих словахвысказать многое существенное. Для эпиграмм предпочтительно пользовалисьэлегическими двустишиями. В создании литературного жанра эпиграмм большая заслуга принадлежит поэтуконца VI и начала V в. до н.э. Симониду с острова Кеоса. 4. Основные жанры прозаической литературы. Прозаические жанры античной литературы далеко не совпадают с нашимипредставлениями. Жанры, которые мы в настоящее время рассматриваем какчисто научные, в древности культивировались по преимуществу схудожественными целями. Сюда относятся история, философия и ораторскоеискусство. В.Г.Белинский справедливо замечал: “У греков была дажехудожественная история, где с критическим анализом событий соединялось ихудожественное изложение”(. Древние считали историю по преимуществуораторским жанром(. Ораторское искусство по сущности рассчитывает на то,чтобы художественными средствами захватить слушателя, очаровать его своейформой. Поэтому с тех пор, как выступления ораторов начали записывать ипубликовать, они становились в полном смысле слова произведениямихудожественной литературы. При таких условиях произведения этого родаотражают свойства греческой культуры и составляют важную сторонулитературной истории. V. Литература эллинизма. 1. Общая характеристика эпохи эллинизма. Эпоха эллинизма занимает последние три столетия до н.э. Завоевание Востока Александром и его преемниками привело туда большоеколичество греков. Его преемники продолжали начатое им дело, все возникшиегорода сделались рассадниками греческой культуры. С расширением сети дорог и торговых связей распространение греческойкультуры получило еще большие возможности. Греческие города после восточныхпоходов наполнялись толпами рабов из завоеванных стран. Громадные богатства, захваченные в странах Востока, сосредоточились вруках правителей, которые по восточному обычаю приняли титулы царей. Онивели бесконечные войны для захвата новых стран и часто воевали между собой. Наплыв рабов из завоеванных стран и торговля ими достигли в это времяневероятных размеров: остров Делос сделался одним из крупнейшихневольничьих рынков. К III - II в. до н.э. относится наибольшее количествовосстаний рабов. Эти восстания становились тем более опасными, что к нимобычно присоединялась вся эксплуатируемая беднота. Широкое распространение греческой культуры отражалось в том, что напоприще греческой литературы стали все чаще выступать представители идругих народов - египтяне, вавилоняне, евреи, сирийцы и др. 2. Эллинистическая образованность. В эллинистической литературе преобладала проза. Многие произведения подпоэтической формой скрывали чисто прозаическое содержание. Философия сосредоточивалась по-прежнему в Афинах. Академическая школапродолжала развивать учение Платона. Широкое развитие получили в эпоху эллинизма три философские школы -эпикурейцев, киников и стоиков. Все три носили индивидуалистическийхарактер, обещали человеку счастье не во внешнем мире, а внутри его самого. Школа киников (циников), основанная Антисфеном, учеником Сократа,держалась того взгляда, что для блаженства нужна только добродетель,которая приобретается жизнью в природе. Учения этой школы ближе всегоотражают идеологию простых людей и широких народных масс, включая рабов. Большим авторитетом пользовалось учение школы стоиков. Основателем ее былЗенон из Кития с острова Кипра. Учение этой школы развилось из учениякиников. Стремясь жить согласно с природой, стоики искали нравственнойсвободы, освобождения от страстей. Они протестовали против рабства и идеалсвой находили в твердом и неуклонном осуществлении добродетели. К эллинистической поре относится зарождение и первые образцы греческогоромана. Таковы “Милетские рассказы” Аристида - нечто вроде ряда любовныхисторий. Этот сборник был переведен на латинский язык, и им зачитывалисьофицеры во время похода против парфян. Однако других сведений об этомпроизведении нет. Характерной чертой лирики этого времени стало то, что стихотворениепорвало обязательную связь с музыкальным аккомпанементом и сталопредназначаться не для пения, а для чтения. 3. Реализм и натурализм. Изысканная утонченность эллинистической поэзии уживалась рядом среалистическими и натуралистическими тенденциями. Представителем этогонаправления был Сотад (начало III в. до н.э.), который в тяжеловесныхстилях описывал современную жизнь, осмеливался нападать на самихвластителей, подверг осмеянию Птолемея II Филадельфа за егокровосмесительный брак с сестрой Арсиноей и за это был зашит в мешок иброшен в море. Это направление отразилось и в области драмы, веселой трагедии,- нечтовроде фарса. Ее родоначальником является Ринфон. Он использовал остроумие ишутки местного населения, создав на их основе комические сценки и пародии. Сохранилось немного отрывков из “Мелиямбов” Керкида. Он выступил назащиту прав беднейшей части населения и как последовательный сторонниккинической школы, придал своей поэзии простонародный характер. Такое же направление нашло выражение “холиямбов”, т.е. хромых ямбов.Сохранилось несколько отрывков из сатирических произведений ФениксаКолофонского, в которых он бичует алчность богачей. В духе народных песеннаписано стихотворение “Вороны”, где представлен нищий, который бродит поулицам с “вещей” вороной и выпрашивает подарочки. Мелкий комический жанр этого времени лучше всего известен по такназываемым “Мимиямбам” Геронда (III в. до н.э.). Мимиямбы - маленькиебытовые сцены с двумя-тремя действующими лицами. Геронд продолжает тонаправление, которое было намечено мимами Софрона (V в. до н.э.).Содержание пьесок Геронда составляет изображение мелкой обыденнойдействительности. Во многих случаях эти пьесы напоминают некоторые сценкиФеокрита, но у Геронда гораздо сильнее уклоны в сторону натурализма, и ониногда не стесняется самыми рискованными положениями. Язык Геронда -простая разговорная речь, иногда грубоватая в устах соответствующихперсонажей. Диалект - ионийский с сильной примесью языка аттической драмы. VI. Конец античной греческой литературы и ранняя христианская литература. 1. Последние греческие поэты. Время разложения античного общества характеризуется творческим бессилием,вследствие которого греки были уже неспособны создавать что-нибудь новое иоригинальное. Поэзия ограничивалась переработкой старых мотивов. Таковы,например, попытки возродить эпический жанр, сделанные поэтами: Квинтом Смирнским, Нонном Панопольским, Шиллером, Анакреоном, Григорием Богословским, Палладом и др. 2. Греческая литература на рубеже с византийской. Большинство монархов, чтобы прославиться приближали к себе представителейкультуры: литераторов, музыкантов, поэтов, философов, и отпускали наразвитие культуры огромные средства. VII. Значение греческой литературы для мировой цивилизации. Развитие древней греческой литературы на протяжении почти полутора тысячлет: ее зарождение из чисто народных основ, пышный рассвет ее в условияхрабовладельческого общества, длительное постепенное угасание и наконец,перерождение в новые формы византийской литературы. Творческие силыгреческого народа нашли яркое выражение в созданиях искусства и литературы,запечатлевших характерные черты жизни и воплотившие лучшие идеалы народа.Греческая культура обогатила римскую и, слившись с ней, легла в основу всейевропейской культуры. Европейская литература до сих пор продолжаетпользоваться наследием Греции и перерабатывать это наследие. Замечательныепоэты Греции - Гомер, Алкей, Сапфо. В Греции же возникли и первые формыромана. Греческие философы, историки, математики, врачи, механики, инженерыи т.д. создали науку, из которой выросла современная наука, и многие ихтруды не потеряли своего значения и для нас. VIII. Список литературы. 1. Радциг С.И. “История древнегреческой литературы” 2. Под ред. Блаватского В.Д. “Античная цивилизация”, М., 1973 3. “Всемирная история”, т.1-3, М., 1955-1957 4. Гаспаров М.Л. “Об изучении античной литературы в СССР” 5. Под ред. Соболевского С.И. “История греческой литературы“, в 3-х т., М., 1946-1950Троянский И.М. “История античной литературы”, 3-е изд., Л., 1957( Лурье С.Я. “Язык и культура Микенской Греции”, М.-Л., 1957; Whitman C.H. “Homer and the heroic tradition”, Cambridge - Mass, 1958,p.22-26.( Шантрен П. “Историческая морфология греческого языка”, пер. БоровскогоЯ.М., М., 1953, с.9 - 12, 277 - 318 Денисов Я.И. “Основания метрики древних греков и римлян”, М., 1888, с.8( Белинский В.Г. “Сочинения А.Пушкина”, полн. собр. соч., т.7, с.108( Афиней, XIV , p.618 C-11, p.620 A.( Гнедич Н.И. “Стихотворения”, 1956, с.207 - 221( Белинский В.Г. Полн. собр. сочин., т.7, с.318( Белинский В.Г. “Разделение поэзии на роды и виды”, Полн. собр. соч., т.5,с.34( Белинский В.Г. “Сочинения А.Пушкина”, Полн. собр. соч., т.7, с.403( В IV в. Платон (“Законы”, II, 11, р.669 DE) отмечает как недостатоксовременных поэтов, что они стали отрывать мелодии от слов и писать стихибез музыки, а музыканты - музыку без слов.( Белинский В.Г. “Руководство к всеобщей истории”, Полн. собр. сочин., т.6,с.92( См: Цицерон “О законах” (1,2,5); Квинтилиан “Образование оратора”(X,1,31)




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

“античная цивилизация. Наследие древнегреческой литературы.” Автор: Иванов И. И класс: 11 “А” Преподаватель: Петров П. П. г. N-ск, 1997. Содержание. I. Исторические предпосылки возникновения древнегреческой литературы. 2 Предмет и значение литературы Древней Греции. 2 Античное рабовладельческое обще iconРеферат по мхк на тему: " античная цивилизация. Наследие древнегреческой литературы."
Охватывает последних событий войны и оканчивается смертью и погребением главного троянского воителя Гектора. То же самое можно сказать...
“античная цивилизация. Наследие древнегреческой литературы.” Автор: Иванов И. И класс: 11 “А” Преподаватель: Петров П. П. г. N-ск, 1997. Содержание. I. Исторические предпосылки возникновения древнегреческой литературы. 2 Предмет и значение литературы Древней Греции. 2 Античное рабовладельческое обще iconПервый общая теория политических систем тема предпосылки возникновения теории политических систем
Понятие системы возникло в Древней Греции в рамках процесса развития древнегреческой философии. Оно означало совокупность элементов,...
“античная цивилизация. Наследие древнегреческой литературы.” Автор: Иванов И. И класс: 11 “А” Преподаватель: Петров П. П. г. N-ск, 1997. Содержание. I. Исторические предпосылки возникновения древнегреческой литературы. 2 Предмет и значение литературы Древней Греции. 2 Античное рабовладельческое обще iconПервый общая теория политических систем тема предпосылки возникновения теории политических систем
Понятие системы возникло в Древней Греции в рамках процесса развития древнегреческой философии. Оно означало совокупность элементов,...
“античная цивилизация. Наследие древнегреческой литературы.” Автор: Иванов И. И класс: 11 “А” Преподаватель: Петров П. П. г. N-ск, 1997. Содержание. I. Исторические предпосылки возникновения древнегреческой литературы. 2 Предмет и значение литературы Древней Греции. 2 Античное рабовладельческое обще iconПредпосылки возникновения древнерусской литературы, ее периодизация, жанровая система. Содержание
Предпосылки возникновения древнерусской литературы, ее периодизация, жанровая система
“античная цивилизация. Наследие древнегреческой литературы.” Автор: Иванов И. И класс: 11 “А” Преподаватель: Петров П. П. г. N-ск, 1997. Содержание. I. Исторические предпосылки возникновения древнегреческой литературы. 2 Предмет и значение литературы Древней Греции. 2 Античное рабовладельческое обще iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 7-х класс
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7-х классах на 2012-2013 учебный год. Подготовила Д. М. Герасимова, преподаватель...
“античная цивилизация. Наследие древнегреческой литературы.” Автор: Иванов И. И класс: 11 “А” Преподаватель: Петров П. П. г. N-ск, 1997. Содержание. I. Исторические предпосылки возникновения древнегреческой литературы. 2 Предмет и значение литературы Древней Греции. 2 Античное рабовладельческое обще iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 5-х класс
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5-х классах на 2012-2013 учебный год. Подготовила Д. М. Герасимова, преподаватель...
“античная цивилизация. Наследие древнегреческой литературы.” Автор: Иванов И. И класс: 11 “А” Преподаватель: Петров П. П. г. N-ск, 1997. Содержание. I. Исторические предпосылки возникновения древнегреческой литературы. 2 Предмет и значение литературы Древней Греции. 2 Античное рабовладельческое обще iconКонтрольная работа по культурологии Вариант №8 студентка 1 курса, вечернего отделения, специальность бух учёт
Всю историю древней Греции принято делить на две большие эпохи: 1 микенская цивилизация и 2 античная цивилизация
“античная цивилизация. Наследие древнегреческой литературы.” Автор: Иванов И. И класс: 11 “А” Преподаватель: Петров П. П. г. N-ск, 1997. Содержание. I. Исторические предпосылки возникновения древнегреческой литературы. 2 Предмет и значение литературы Древней Греции. 2 Античное рабовладельческое обще iconБ в. 12 историЯ зарубежной литературы
Задача изучения курсов истории античной литературы, зарубежной литературы средних веков и Возрождения, хvii–хviii вв состоит также...
“античная цивилизация. Наследие древнегреческой литературы.” Автор: Иванов И. И класс: 11 “А” Преподаватель: Петров П. П. г. N-ск, 1997. Содержание. I. Исторические предпосылки возникновения древнегреческой литературы. 2 Предмет и значение литературы Древней Греции. 2 Античное рабовладельческое обще icon1 Предмет теории литературы. Место теории литературы в системе наук об искусстве
Определяя уровень развития науки о литературе в целом и способствуя росту ее профессионализма, теория литературы предстает "наукой...
“античная цивилизация. Наследие древнегреческой литературы.” Автор: Иванов И. И класс: 11 “А” Преподаватель: Петров П. П. г. N-ск, 1997. Содержание. I. Исторические предпосылки возникновения древнегреческой литературы. 2 Предмет и значение литературы Древней Греции. 2 Античное рабовладельческое обще icon-
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6-х классах на 2012-2013 учебный год. Подготовила Д. М. Герасимова, преподаватель...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы