Индивидуальные особенности внимания icon

Индивидуальные особенности внимания



НазваниеИндивидуальные особенности внимания
Дата конвертации26.07.2012
Размер372.07 Kb.
ТипРеферат
Индивидуальные особенности внимания


СодержаниеВведение 4I. Обзор психологических исследований изучения внимания 7 1. Понятие внимания 7 2. Физиологические основы внимания 11 3. Функции внимания 16 4. Свойства внимания 17 5. Виды внимания 26II. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания(продуктивность и устойчивость) 31III. Результаты проведения исследований 34Заключение 51Список литературы 53Приложения 54Введение Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни являетсятот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новыхвпечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную ихчасть[1]. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущенийвыделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется память,становиться содержанием размышлений. Все процессы познания – будь то восприятие или мышление или инойобъект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то,что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимаем невосприятие само по себе, и мыслит не сама мысль; воспринимает и мыслитчеловек – воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из изученныхдо сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру,субъекта к субъекту, сознания к предмету. Это отношение находит себевыражение во внимании. Внимание своего содержания не имеет; оно проявляетсявнутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессовсознания, и при том та их сторона, в которой они выступают какдеятельность, направленная на объект. Во внимании находит себе заостренноевыражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательнаядеятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливовыступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание. Вниманиепроявление этой связи сознания и предмета, который в нем осознается.Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительнок какой-нибудь деятельности практической или теоретической. Человеквнимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностьюего деятельности, и оба направления при этом совпадают. Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношениисущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологовдо сих пор нет. Согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся ужемного веков. Одно учения утверждают, что как особого, независимого процессавнимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или моментлюбого другого патологического процесса или деятельности человека. Другиеполагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическоесостояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий своиособенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. Действительно, в системе патологических феноменов внимание занимаетособое положение.
Оно включено во все остальные психические процессы,выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить иизучать в «чистом» виде не представляется возможным. Поэтому часто вниманиеизучают как бы через призму других познавательных процессов. Проблемами исследования внимания занимались такие великие ученые какУхтомский А.А., Бродбент Д.Е., Павлов И.П., Ланге Н.Н., Узнадзе Д.Н., онивыдвигали множество теорий внимания, но несмотря на значительное количествоисследований, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнемупродолжаются споры о природе внимания. Но практически все исследованияподчеркивают индивидуальность внимания. Темой моего исследования являетсяиндивидуальные особенности внимания человека. Исходя из анализаисследований, я определила цель работы. Цель работы: Определение индивидуальных особенностей внимания (продуктивности и устойчивости внимания). Объект исследования: внимание человека. Предмет исследования: продуктивность и устойчивость внимания. Задачи исследования: 1. Изучить теорию внимания; 2. Проанализировать исследования по проблеме выявления индивидуальных особенностей внимания; 3. Разработать программу исследования; 4. Выявить индивидуальные особенности внимания (продуктивность и устойчивость внимания); Курсовая работа выполнена в опытническо-экпериментальной форме. Длярешения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1. Анализ психологической литературы на данную тему; 1. Методика определения продуктивности и устойчивости внимания у старших дошкольников ( Методика Ландольта[2]); Исследования индивидуальных особенностей внимания мною проводились встарших группах дошкольного образовательного учреждения. В качествеосновного материала для определения устойчивости внимания были выбраныкольца Ландольта, потому что они являются универсальным средством, котороеможно применять для изучения детей раннего возраста. Изучение качественныххарактеристик внимания дошкольника особенно актуальный вопрос, т.к.особенности внимания определяются с целью установления степени готовности кобучению в школе. По результатам обследования были даны рекомендацииродителям и педагогам по развитию внимания детей дошкольного возраста. Приизучении индивидуальных особенностей внимания была использована литература:Немов Р.С., Психология : в 3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическаяпсихология и психодиагностика.-М.;1995г., стр.208. А по способам развитиявнимания: Немов Р.С., Психология : в 3 кн.: кн.2: Возрастная психология.-М.;1995г., стр.208.I. Обзор психологических исследований изучения внимания1. Понятие вниманияПсихическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образоввоспринимаемых предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них,воспоминаний о том, что было, и образов представляемого будущего. В этотпоток беспрерывно вливаются все новые и новые ручейки, порожденные нашейдеятельностью в окружающем мире, общением с другими людьми, изменением всобственном психическом и физическом состоянии. Почему же наша психическаядеятельность не превращается в половодье, а течет по определенному руслу,удерживается на том или ином направлении? Эта упорядоченность достигаетсяблагодаря особому свойству психики, которое называется вниманием. Внимание обычно не считают особым психическим процессом, каквосприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкуюработу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образаи деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, онопроявляется внутри восприятия, мышления. Оно- сторона всех познавательныхпроцессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают какдеятельность, направленная на объект. Нельзя быть внимательным вообще, внимание всегда проявляется вопределенных, конкретных психических процессах: мы всматриваемся,вслушиваемся, принюхиваемся, решаем задачу, пишем сочинения, т.е. когдаповышена активность познавательной деятельности в процессе познания илиотражения объективной реальности. Внимание – это в первую очередьдинамическая характеристика протекания познавательной деятельности, оновыражает преимущественную связь психической деятельности с определеннымобъектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание – этоизбирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность нанем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характерпсихической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ееобъектов. В понятие направленности включается также и сохранениедеятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбратьту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этотвыбор, сохранить его. Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем такжесосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая передчеловеком задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнеебудет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленнымбудет его внимание. В то же время сосредоточенность связана с отвлечениемот всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении даннойзадачи, тем меньше замечаем все окружающее. Таким образом, при внимательномотношении к какому либо предмету он (предмет) оказывается в центре нашегосознания, все остальное в этот момент воспринимается слабо, оказывается,образно говоря, на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражениестановиться ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются всознании до тех пор, пока не завершиться деятельность, пока не будетдостигнута цель. Тем самым внимание обеспечивает еще функцию – контроль ирегуляцию деятельности. Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видовдеятельности человека. Внимание теснейшим образом связано с деятельностью.По мере того, как у человека из практической деятельности выделяется иприобретает относительную самостоятельность деятельность теоретическая,внимание принимает новые формы: оно выражается в заторможенностипосторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта,углубленности и собранности на предмете размышления. Если выражениемвнимания, направленного на подвижный внешний объект, связанным с действием,является устремленный во вне взгляд, зорко следящий за объектом иперемещающийся вслед за ним, то при внимании, связанном с внутреннейдеятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремленныйв одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека. Но и за этойвнешней неподвижностью при внимании скрывается не покой, а деятельность,только не внешняя, а внутренняя. Внимание – это внутренняя деятельность подпокровом внешнего покоя. Внимание к объекту, будучи предпосылкой, для направленности на негодействия, является вместе с тем и результатом какой-то деятельности. Лишьсовершая мысленно, какую либо деятельность, направленную на объект, можноподдержать сосредоточенность на нем своего внимания. Внимание – это связьсознания с объектом более или менее тесная, цепная, в действии, вдействительности она и крепиться. Внимание обычно выражено в мимике, позе, движениях. Внимательногослушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направленоне на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознаниичеловека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, котороенесколько отличается от внимания внешнего. Следует отметить также, что внекоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность нафизических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все этоговорит о том, что внимание не имеет своего собственного познавательногосодержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.Такие интересные и противоречивые свойства внимания привлекли к немувзгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение исущность. Н.Н.Ланге выделил следующие основные подходы к проблеме природывнимания: 1. Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцыэтого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переноситьвнимание с одного предмета на другой, то внимание не возможно безмускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств кусловиям наилучшего восприятия. 2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя,что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И. Герберт иУ. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют илиподавляют менее интенсивные. 3. Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно блестящеразвитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимостьвнимания от интересности представления. Так, Дж. Миль указывал: «Иметьприятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным - этоодно и то же». 4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненногоопыта индивида. 5. Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи,пораженные своеобразием явлений внимания, принимают его за первичную иактивную способность, происхождение которой необъяснимо. 6. Внимание как усиление нервного раздражителя. Согласно даннойгипотезе внимание обусловлено увеличением местной раздражительностицентральной нервной системы. 7. Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания- преобладание одного представления над другими — тем, что лежащий в основепервого физиологический нервный процесс задерживает или подавляетфизиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений,результатом чего является факт особой концентрации сознания. Среди современных отечественных психологов оригинальную трактовкувнимания предложил П. Я. Гальперин. Основные положения его концепции можносвести к следующим: — внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательскойдеятельности и представляет собой психологическое действие, направленное насодержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент впсихике человека; — по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. Вкаждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская иконтрольная части. Эта последняя и представлена вниманием как таковым; — в отличие от действий, направленных на производство определенногопродукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особогорезультата; — с точки зрения внимания как деятельности психического контроля всеконкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являютсярезультатом формирования новых умственных действий. Вполне очевидно, что указанные теории опираются на реальные факты,однако, абсолютизируя выделенные феномены, они игнорируют все остальныепроявления. Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупностивсех его свойств. В настоящее время общепринято следующее определение. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровнясенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Внимание не только создает наилучшие условия для психическойдеятельности, по и несет сторожевую службу, помогая человеку своевременнореагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственноморганизме.2. Физиологические основы внимания Внимание представляет собой сложное психическое явление. Стольсложное явление может быть объяснено только на основе широко действующихфизиологических закономерностей. Для понимания физиологических основвнимания большое значение имеют работы русских физиологов И.П.Павлова иА.А.Ухтомского. И.П.Павлов указывал, что раздражители, сигналы, поступающие в мозг,вызывают ориентировочно-исследовательскую реакцию, рефлекс «что такое?».Организм готов к неожиданностям, готов ответить на новые обстоятельства тойили иной формой поведения. Говоря психологическим языком, животное иличеловек становятся внимательными к тому, от кого можно ожидать каких-то«сюрпризов». Потом придет оценка важности наступившего события, станетясно, стоило ли прерывать текущую деятельность, но пока необходимо намгновение оставить все дела, присмотреться, насторожиться, прислушаться.Тревожный сигнал в нашем мозгу загорелся…Дальше, в зависимости от оценки,сигнальная лампочка либо погаснет, либо включаться более мощные системы,одни шлюзы закроются, другие откроются, и поток психической жизни ринетсяпо новому руслу. Уже в выдвинутом И.П.Павловым представлении об ориентировочныхрефлексах содержалось предположение о рефлекторной природе непроизвольноговнимания. «Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к возникшимзвукам, усиленно втягиваем коснувшийся нас запах…» - писал И.П.Павлов[3]. По современным данным (Е.Н.Соколов), ориентировочные реакции оченьсложны. Они связаны с активностью значительной части организма. Вориентировочный комплекс входят как внешние движения (поворот головы,глаз), так и изменения чувствительности определенных анализаторов,изменяется характер обмена веществ; изменяется дыхание, сердечно-сосудистыеи кожно-гальванические реакции, т.е. происходят вегетативные изменения иизменение электрической активности мозга. Говоря о физиологических механизмах активного внимания, следуетзаметить, что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общегободрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью.Выявление уровней бодрствования возможно как по внешним признакам, так и спомощью прибора электроэнцефалографа (ЭЭГ), определяющего по слабым токаммозга его электроактивность. Обычно выделяют 5 стадий бодрствования:глубокий сон, дремотное состояние, спокойное бодрствование, активное(настороженное) бодрствование, чрезмерное бодрствование. Эффективноевнимание возможно лишь на стадии активного и спокойного бодрствования, в товремя как на других стадиях основные характеристики внимания изменяются имогут выполнять лишь отдельные функции. Например, в дремотном состояниивозможна реакция лишь на 1-2 наиболее важных раздражителя, в то время какна остальные реакции полностью отсутствует. Поэтому, например, уставшаямать может крепко спать при различных шумах, но просыпаться от легкогодвижения ребенка в кроватке. Активизация мозга осуществляется егонеспецифической системой, включая ретикулярную формацию, диффузнуюталамическую систему, гипоталамические структуры, гиппокамп и т.д. Так,раздражение восходящей ретикулярной формации вызывает появление быстрыхэлектроколебаний в коре головного мозга (явление десинхронизации), повышаетподвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности, что оченьсходно с общим состоянием внимания организма. Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует прежде всегоотметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакциюорганизма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. Вкомнате раздался шорох, и котенок встрепенулся, насторожился, как говорят,навострил уши и устремил глаза в сторону звука. На уроке все ученикисосредоточенно пишут сочинение. Но вот дверь в классе слегка приоткрылась;несмотря на поглощенность работой, все школьники и сам учитель повернулиголову к двери. Этот рефлекс И. П. Павлов очень метко назвал рефлексом «чтотакое?». Однако всего вышесказанного явно недостаточно для объясненияизбирательного характера внимания и, следовательно, необходимо болееглубоко ознакомиться со сложными процессами, происходящими в организме.Обычно выделяют две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрациюраздражении из среды: периферические и центральные. К периферическиммеханизмам можно отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабомузвуку, человек поворачивает голову в сторону звука и, одновременно,соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая еечувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонкиослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Остановкаили задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуютобострению слуха. По мнению Д. Е. Бродбента, внимание - это фильтр,отбирающий информацию именно на входах, т.е. на периферии. Он установил,что если человеку подавали информацию одновременно в оба уха, но, согласноинструкции, он должен был воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся приэтом в правое ухо другая информация полностью игнорировалась. В дальнейшембыло показано, что периферические механизмы отбирают информацию пофизическим характеристикам. У.Нейсер назвал эти механизмы предвниманием,связывая их с относительно грубой обработкой информации (выделение фигурыиз фона, слежение за внезапными изменениями во внешнем поле). Концентрация психической деятельности в определенном направлении иодновременное отвлечение от всего остального достигается благодаря законувзаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в коре большихполушарий головного мозга, с которыми вы знакомились в курсе анатомии ифизиологии. Возникший под воздействием внешнего сигнала очаг возбуждения вкоре больших полушарий вызывает торможение в других участках коры. Такобеспечиваются оптимальные, т. е. наилучшие, условия для восприятия илиобдумывания того, на что направлено внимание. И. П. Павлов в работе«Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности(поведения) животных» очень образно описывал этот процесс: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы местобольших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бына думающем сознательном человеке, как по его большим полушариямпередвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливонеправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальномпространстве полушарий более или менее значительной тенью. С павловскими представлениями о физиологических механизмах вниманияхорошо сочетается принцип доминанты, выдвинутый замечательным русскимфизиологом А.Л.Ухтомским. «В высших этажах и в коре полушарий принципдоминанты, -пишет Ухтомский, -является физиологической основой актавнимания»[4]. В нервной системе под влиянием внешних или внутренних причин возникаеточаг возбуждения, который на определенное время подчиняет себе остальныеучастки, доминирует, господствует над ними. Внешним выражением доминантыявляется стационарно поддерживаемая работа или рабочая поза организма. Приэтом доминанта является не топографическим единым пунктом возбуждения вцентральной нервной системе, а определенной констелляцией центров сповышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга,а также в автономной системе. Она поэтому проявляется в целом комплексесимптомов во всем организме – в мышцах, в секреторной работе, в сосудистойдеятельности. Доминанта является устойчивым очагом возбуждения.А.А.Ухтомский писал: «Под именем «доминанты» понимается более или менееустойчивый очаг повышенной возбудимости…»[5] Так, учение Павлова и учение Ухтомского дают опорные точки длявыяснения физиологического субстрата внимания. Внимание Обусловленоактивностью целого ряда иерархически связанных между собой мозговыхструктур. Весьма сложная структура физиологических механизмов внимания ипротиворечивые взгляды на его природу сподвигли многих великих ученых наразработку целого ряда теорий внимания. Природой внимания занимались такиеученые, как Н.Н.Ланге, П.Л.Гальперин, а также широкую известность приобрелатеория Т.Рибо, который считал, что внимание всегда сопровождаетсяизменениями физического и физиологического состояния организма, чтовнимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Следует отметить, что, несмотря на значительное количество имеющихсятеорий, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаютсяспоры о природе внимания.3. Функции внимания Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различныхфункций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный моментпатологические и физиологические процессы, способствует организованному ицеленаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии сего актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительнуюсосредоточенность психической активности на одном и том же объеме или видедеятельности. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательныхпроцессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данныймомент времени представляется наиболее важным для организма, для реализацииинтересов личности. Вниманием определяется точность и детализациявосприятия, прочность и избирательность памяти, направленность ипродуктивность мыслительной бдительности – словом, качество и результатыфункционирования всей познавательной активности. Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем,позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти вниманиевыступает как фактор, способный удерживать нужную информацию вкратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие переводазапоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышлениявнимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решениязадачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшемувзаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению исвоевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человекеговорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере пообщению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигаетв жизни, чем недостаточно внимательный. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки инаправленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. Аизменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении образаэтого объекта, в его данности сознания: он становиться более ясным иотчетливым, как бы более выпуклым. Пока человек занят серьезным делом, ему не надо напоминать о внимании.Великий режиссер С.Станиславский, который в книге «Работа актера над собой»целую главу посвятил вниманию, говорил, что внимание к объекту вызываетестественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще большесосредотачивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь сдействием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом.4. Свойства внимания Внимание отвечает не только за направление потока психической жизничеловека, но и за другие его важные особенности. Действительно, потокможет двигаться по широкому или узкому руслу. От этого, как мы знаем, будетзависеть его энергия; определенное направление может удерживатьсядлительное или короткое время, при этом в разных условиях переключениепотока из одного русла в другое может осуществляться с различной скоростьюи требовать неодинаковых усилий; поток психической жизни способен иногдакак бы раздваиваться и устремляться по параллельным или не оченьпараллельным дополнительным каналам; наконец, струи этого потока не текутплавно и безмятежно, а как бы пульсируют в своих берегах. Сложная динамикапсихической жизни человека выражается в основных свойствах внимания. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация,распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания. Устойчивостьзаключается в способности определенное время сосредотачиваться на одном итом же объекте. Исследования показали, что внимание подверженонепроизвольным периодическим колебаниям. Даже при очень устойчивом исосредоточенном внимании всегда есть непроизвольные кратковременныеизменения степени его интенсивности, напряженности. Это колебания внимания. Если поднести к уху часы, то заметите, что тиканье их то усиливается,то ослабляется и вдруг на мгновение вообще исчезает. Колебания вниманиялегко наблюдать и при зрительных восприятиях с помощью двойственныхизображений. Что вы видите на рисунке: вазу на черном фоне или два профиляна белом? Как только человек увидит оба изображения, в силу вступаютколебания внимания: изображение как бы пульсирует - вы видите то вазу, топрофили. Двойственным является и изображение усеченной пирамиды. Она кажется товыпуклой, обращенной вершиной к зрителю, то углубленной с уходящей вдальзадней стенкой. И опять-таки здесь налицо колебания внимания: стенка как быто приближается, то удаляется от зрителя. Впрочем, колебания можно снять,если не просто рассматривать фигуру, а поставить перед собой новую, болеесложную задачу. Представим себе, что перед нами изображение комнаты,которую необходимо обставить: справа поставим стол и стулья, слева на стенухорошо бы повесить картину, на пол постелить ковер, на потолок - хорошо былюстру и т. д. Пока вы «обставляете» комнату, колебаний внимания небудет... Из этого опыта можно сделать выводы, касающиеся сохраненияустойчивости внимания: необходима внешняя и внутренняя активность личности,надо ставить перед собой все новые и новые, задачи. Устойчивость внимания особое значение для достижения успеха в любойдеятельности, она характеризует глубину, длительность, интенсивностьпсихической деятельности человека. Именно устойчивость отличает людей,страстно увлеченных делом, умеющих ради основного отключиться отмногочисленных побочных раздражителей. Устойчивость внимания зависит отряда условий: степень трудности материала и знакомства с ним, егопонятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также индивидуальныеособенности личности. Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания,ставшие уже классическими. Обычно используют таблицы Бурдона, состоящие избеспорядочного чередования отдельных букв, притом каждая буква повторяетсяв строке одно и то же количество раз. Испытуемому предлагается в течениедлительного времени (3,5,10 минут) вычеркивать заданные буквы.Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течении каждой минуты, ичисло пропусков. Аналогично измеряется устойчивость внимания с помощьютаблиц Крепелина, состоящих из столбиков цифр, которые испытуемый долженскладывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и числодопускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания. Следующее свойство внимания – концентрация внимания. Под концентрациейвнимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности.А.А.Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностямифункционирования доминантного очага возбуждения в коре, он считал, чтоконцентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге приодновременном торможении остальных зон коры головного мозга. Под распределением внимания понимают субъективно переживаемуюспособность человека удерживать в центре внимания определенное числоразнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяетсовершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря,который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных междусобой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своимсекретарям семь ответственных дипломатических документов. Однако, какпоказывает жизненная практика, человек способен выполнить только один видсознательной психической деятельности, а субъективное ощущениеодновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательномупереключению с одной на другую. Еще В.Вундтом было показано, что человек неможет сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях.Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно двавида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемойдеятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания.Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно. Исследование распределения внимания имеет большое практическое значение.Для этой цели используются так называемые таблицы Шульте. На этих таблицахизображены два ряда беспорядочно разбросанных цифр, красных и черных.Испытуемый должен в определенной последовательности называть серию цифр,чередуя каждый раз красную и черную цифру. Иногда эксперимент усложняют -на красную цифру надо показывать в прямом порядке, а на черную - вобратном. Как показали исследования, у отдельных испытуемых здесь отчетливовыступают значительные индивидуальные различия. Исследователи (в частности,А. Р. Лурия) считают, что эти различия могут надежно отражать некоторыевариации силы и подвижности нервных процессов и с успехом использоваться вдиагностических целях. Следующее свойство внимания – переключение. Переключение означаетсознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.Переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться всложной изменяющейся ситуации. Переключаемость внимания определяютсяскрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. Легкость переключения у разных людей различна и зависит отцелого ряда условий (прежде всего соотношение между предшествующей ипоследующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них). Чеминтересней деятельность, тем легче на нее переключиться и наоборот.Переключаемость относиться к числу хорошо тренируемых качеств.Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе,может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость невсегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередкоспособствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению ивосстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом. С переключаемостью внимания функционально связаны дваразнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первыйхарактеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностьюсосредоточивается на нем; второй — тем, как осуществляется процессотвлечения внимания. Для исследования переключения внимания часто используется методика«кольца Ландольта», она является универсальным средством, которое можноприменять для изучения внимания людей разного возраста. Для исследованияпереключения внимания испытуемому дается задание: в течение первой минутынужно находить и зачеркивать одним способом кольца одного типа (с однойориентацией разрыва), в течение следующей минуты – кольца другого типа итак далее по очереди в течение 5 минут. При обработке результатовэкспериментатор определяет количество колец, просмотренных за каждую минутуи за 5 минут в целом. Также определяется количество ошибок. Следующее свойство внимания – это его объем. Под объемом вниманияпонимается количество объектов, которые человек может охватить сдостаточной легкостью одновременно. Известно, что человек не можетодновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Этоограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, непревышающие возможности обрабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностямиодновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов -это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью являетсято, что он практически не поддается регулированию при обучении итренировке. Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числаодновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т.п.), которые могутбыть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется прибор,позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобыиспытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяетизмерить число объектов, доступных для одновременного опознания, с помощьюприбора, называемого тахистоскопом. Обычно он состоит из окошечка,отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которогоможет произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется вней на очень короткий промежуток времени (от 10 до 50—100 мс). Число ясновоспринимаемых предметов и является показателем объема внимания. Еслипредъявляемые объекты достаточно просты и разбросаны по демонстрируемомуполю в беспорядке, объем внимания колеблется от 5 до 7 одновременно ясновоспринимаемых объектов. Вообще-то объем внимания - величина индивидуальноизменяющаяся, но классическим показателем объема внимания у людей считаетсяравный 5±2. Понятие объем внимания очень близко к понятию объем восприятия и широкоприменяемые в литературе понятия поля ясного внимания и поле неясноговнимания очень близки к понятиям центра и периферии зрительного восприятия,в отношении которого они были подробно изучены. Однако количествонаходящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов,объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания,поэтому является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связаномежду собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от уменияосмысленно связывать и структурировать материал. Последнее обстоятельствонеобходимо учитывать в педагогической практике, систематизируяпредъявляемый материал таким образом, чтобы не перегружать объем вниманияучащихся. Отвлекаемость (отвлечение) внимания - это непроизвольное перемещениевнимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии постороннихраздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемостьвозникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольноевнимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы илиявления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой ичастотой. Как было сказано, в ответ на эти раздражители у человекапоявляется трудно угасаемый ориентировочный рефлекс. Во время учебныхзанятий школьников как в классе, так и дома должны быть устранены предметыи воздействия, отвлекающие детей от их основного дела. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильныхпереживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувстваответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Чтобыученик мог внимательно и успешно учиться, следует устранять из его жизниотвлекающие его от занятий отрицательные переживания: страх, гнев, обиду,чувство оскорбленного достоинства и пр. Воспитание у школьников стойкого иглубокого интереса к знаниям также является важным условием борьбы сотвлекаемостью внимания. Физиологической основой внешней отвлекаемости внимания являетсяотрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызваннаядействием внешних раздражителей, не имеющих отношения к выполняемойдеятельности. При внутренней отвлекаемости внимания, обусловленной сильнымичувствами или желаниями, в коре мозга появляется мощный очаг возбуждения; сним не может конкурировать более слабый очаг, соответствующий объектувнимания; по закону отрицательной индукции в нем возникает торможение. Вслучаях внутренней отвлекаемости, обусловленной отсутствием интереса, онаобъясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием утомлениянервных клеток скучной монотонной работой. Большое значение для изучения характеристик внимания имеет вопрос орассеянности. Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Встречается два видарассеянности: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность - это невнимание человека к непосредственноокружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью еговнимания на каком-то предмете. Мнимая рассеянность - результат большойсосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют «профессорской»,так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученогоможет быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он неслышит обращенных к нему вопросов, не узнает знакомых, отвечает невпопад.Физиологической основой мнимой рассеянности является мощный очагоптимального возбуждения в коре, вызывающего торможение в окружающих егоучастках по закону отрицательной индукции. Неясность отражения различногорода внешних воздействий при рассеянном внимании объясняется тем, что онопроисходит на участках коры, находящихся в состоянии торможения. «Присосредоточенном думании, - пишет И. П. Павлов, - при увлечении каким-нибудьинтересным делом мы не видим и не слышим, что около нас происходит, - явнаяотрицательная индукция». Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняетбольшого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающеммире. Хуже подлинная рассеянность. Человек, страдающий рассеянностью этогорода, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно большеволевых усилий, чем человеку нерассеянному. Произвольное вниманиерассеянного человека неустойчиво, легко отвлекаемо. Физиологическиподлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннеготорможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, легкоиррадирует, но с трудом концентрируется. В результате этого в коре мозгарассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости. Причины подлинно рассеянного внимания разнообразны. Их знаниенеобходимо учителю, чтобы не укреплять рассеянность некоторых детей, абороться с ней. Причиной подлинной рассеянности может быть общеерасстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки,затрудняющие поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющиекислородное питание мозговых клеток. Иногда рассеянность появляется врезультате физического и умственного утомления и переутомления, тяжелыхпереживаний. Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозгабольшим количеством впечатлений. Вот почему не следует в учебное время годачасто отпускать детей в кино, театр, водить в гости, разрешать ежедневносмотреть телевизор. Разбросанность интересов также может привести кподлинной рассеянности. Некоторые ученики записываются сразу в несколькокружков, берут книги из многих библиотек, увлекаются спортом,коллекционированием и прочим, и при этом ничем серьезно не занимаются.Подобная неупорядоченность увлечений лишь укрепляет рассеянность, мешаетучиться. Причиной подлинной рассеянности может быть и неправильноевоспитание ребенка в семье: отсутствие определенного режима в занятиях,развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей, освобождениеот трудовых обязанностей. Скучное преподавание, которое не будит мысль, незатрагивает чувств, не требует напряжения воли, - один из источниковрассеянности внимания учащихся.5. Виды внимания В самом деле, трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чемничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутреннейактивности. Впрочем, есть предметы и явления, которые как бы приковывают ксебе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. Итак, в одном случаенадо заставить себя быть внимательным, а в другом - предмет «сам»обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т. д.Фактически здесь речь идет о двух различающихся видах внимания -произвольном и непроизвольном. Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Принепроизвольном внимании поток психической жизни психическая деятельностьчеловека устремляются в том или ином направлении как бы, сами по себе, безсознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения.Недаром этот вид внимания иногда называют непреднамеренным и пассивным.Непроизвольное внимание возникает под влиянием двух рядов факторов: внешних- особенностей предметов и явлений - и внутренних - отношения личности ктем или иным фактам. явлениям, предметам, событиям, благодаря которому онии становятся привлекательными. Среди внешних причин непроизвольного внимания большую роль играетсила, интенсивность раздражителя. Сильный звук, яркий цвет, острый запах -все это невольно заставляет обратить внимание на предмет, обладающийсоответствующим качеством. При этом следует учитывать не только абсолютную,но и относительную силу раздражителей и особенно контраст между ними. Звукшагов следующего вслед за вами человека едва ли привлечет к себе вниманиеднем на людном перекрестке, зато окажется весьма сильным раздражителемночью. Привлекает внимание все необычное, пульсирующее, движущееся. На этихзакономерностях непроизвольного внимания построена реклама и средстванаглядной пропаганды. Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание связана ссоответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека и преждевсего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будутсовершенно по-разному реагировать на разговор о пище. Человек, испытывающийчувство голода невольно обратит внимание на разговор, в котором идет речь оеде. Третья группа причин связана с общей направленностью личности. То, чтонас интересует больше всего и что составляет сферу наших интересов, какправило, обращает на себя внимание, даже если столкнулись с эти случайно.Редактор легко находит погрешности в тексте, архитектор на красоту здания. В качестве четвертой группы причин следует назвать те чувства, которыевызывает у нас воздействующий раздражитель. То, что интересно нам, являетсяважнейшей причиной непроизвольного внимания. Такое внимание по праву можетбыть названо эмоциональным. Французский психолог Т. Рибо писал, чтохарактер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашегосущества. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает егохарактер или, по меньшей мере, его стремления. Основываясь на этомпризнаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что эточеловек легкомысленный, банальный, ограниченный, или чистосердечный иглубокий. Красивый солнечный закат привлекает внимание художника, действуяна его эстетическую жилку, тогда как поселянин в том же закате видит лишьприближение ночи; простые камни вызывают любознательность геолога, междутем как для профана это только булыжники и ничего более. Иными словами, скажи мне, что обращает па себя твое внимание, и яскажу, кто ты... Пожалуй, с еще большим основанием можно утверждать другое: скажи, начто ты обращаешь свое внимание, и я скажу, кто ты. Здесь речь идет уже одругом виде внимания - произвольном, преднамеренном, активном. Есливнимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное вниманиевозможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовойдеятельности. Для достижения определенной цели человеку приходитсязаниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно,занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо.«Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, - писал К. Маркс,- в течение всего времени труда необходима целесообразная воля,выражающаяся во внимании, и притом необходима тем более, чем меньше трудувлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно,чем меньше рабочий наслаждается трудом как игрой физических иинтеллектуальных сил». Произвольное внимание - это внимание, связанное с сознательнопоставленной целью, с волевым усилием. Уровень развития такого вниманияхарактеризует не только направленность интересов человека, но и еголичностные, волевые качества: ведь если непроизвольным вниманием, таксказать, командуют, распоряжаются внешние объекты, то хозяиномпроизвольного внимания является сама личность. Формула здесь простая: «Мненадо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни начто». Внешние условия влияют и на организацию произвольного внимания.Труднее заставить себя быть внимательным в непривычной обстановке, когдапоявляется много дополнительных конкурирующих раздражителей. Поэтому лучшевсего работается тогда, когда есть четкий режим, хороший ритм работы, когдарабочее место (пусть это даже рабочий стол или парта) специальноподготовлено (ничего лишнего), когда сильные посторонние раздражителиустранены. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан врезультате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым. Основнойфункцией произвольного внимания является активное регулирование протеканияпсихических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественноотличается от непроизвольного. Однако, оба вида внимания тесно связаны другс другом, так как произвольное возникло от непроизвольного. Причиныпроизвольного внимания по своему происхождению не биологические, асоциальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется уребенка в процессе общения со взрослыми. Несмотря на качественное отличиеот непроизвольного внимания, произвольное внимание также связано счувствами, интересами. Однако влияние этих моментов при произвольномвнимании не непосредственное, а косвенное. Оно опосредуется сознательнопоставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают какинтересы цели, интересы результатов деятельности. Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное - тесно связанымежду собой и порой переходят друг в друга. Наверное, каждый испытывал этивзаимные переходы на себе. По телевидению идет любимая передача - «Клубпутешественников». Но к завтрашнему дню необходимо дописать домашнеесочинение. Вы заставляете себя выключить телевизор, нехотя раскрываетететрадь, с напряжением вчитываетесь в написанные накануне строки... «Нет,не то... А что если попробовать так... А ведь на самом деле - эти «лишниелюди» напоминают некоторых наших современников - говорят красиво, а толкуот них никакого...». И уже исчезло все вокруг, вы увлечены работой, и вусилиях для поддержания внимания уже нет надобности. Как назвать это новоесостояние? По происхождению и по сохранившейся сознательной цели ононапоминает произвольное, а по характеру деятельности, по яркости и по тому,что оно не утомляет человека, - непроизвольное внимание. Советский психологН. Ф. Добрынин назвал этот вид внимания послепроизвольным. В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольноевнимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается ссознательными интересами. В то же время в отличии от произвольного вниманияздесь нет или почти нет волевых усилий. Послепроизвольное внимание имеет громадное значение дляпедагогического процесса. В любой сознательной деятельности постояннопереплетаются все виды внимания. И каждый из них имеет свои ценныекачества. Обращаясь к учителям, К. Д. Ушинский советовал использовать инепроизвольное, и произвольное внимание. Его советы, как мы дальшеувидим, полезны для каждого: «Конечно, сделав занимательным свой урок, выможете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может бытьзанимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть.Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что незанимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность» Замените слова «приучите же ребенка» (они понадобятся вам позже, наследующем этапе вашей жизни) словами «самого себя» и получите прекраснуюпрограмму самовоспитания внимания.II. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания(продуктивность и устойчивость) Устойчивость внимания. Устойчивость заключается в способности определенное времясосредотачиваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания можетопределяться периферическими или центральными факторами. Экспериментальныеисследования показали, что внимание подвержено непроизвольным периодическимколебаниям. Исследователи внимания считают, что традиционная трактовкаустойчивости внимания требует некоторых разъяснений, ибо в действительноститакие малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являютсявсеобщей закономерностью. В настоящее время доказано, что наиболеесущественным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть впредмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Когдапоставленная задача требует от нас сосредоточенности, на каком либопредмете, и мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях ивзаимопереходах, внимание может очень длительное время оставатьсяустойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета не дает возможностидля дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше вниманиеколеблется. Таким образом, для поддержания внимания к какому либо предметунеобходимо, чтобы восприятие предмета развивалось и обнаруживало перед наминовое содержание. Если бы внимание всегда было неустойчиво более или менееумственная работа была бы невозможна. Устойчивость внимания зависит отцелого ряда условий. К их числу относятся степень трудности материала изнакомства с ним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, атакже индивидуальные особенности личности. Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания.Исследование устойчивости внимания имеет целью установить насколько прочнои устойчиво внимание сохраняется в течении длительного времени, отмечаютсяли колебания его устойчивости и когда возникают явления утомления, прикоторых внимание субъекта начинает отвлекаться побочными раздражителями. В своей экспериментально-исследовательской работе я остановлюсь наопределении особенностей внимания, а именно устойчивости и продуктивности. Цель: Выявление индивидуальных особенностей внимания (продуктивность иустойчивость) Задачи: 1. Разработать программу исследования (проведение организационной работы по отбору испытуемых, выбор методики исследования, подготовка стимульного материала) 2. Выявить индивидуальные особенности внимания (продуктивность и устойчивость) Для решения поставленных задач я использовала методику колец Ландольтаиз книги Немов Р.С., Психология: Учебник для студентов высших пед. учебн.завед. :В 3 кн.: кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология ипсиходиагностика.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – с.207. Для проведения исследования я выбрала 10 участников детей. Они всепосещают одну старшую группу одного детского сада. Для исследования былосформировано 2 подгруппы: подгруппа мальчиков и подгруппа девочек. Дети,участвовавшие в эксперименте все примерно одного возраста. 1 подгруппа: 1. Дима К. - 6л. 3м. 2. Алеша В. - 6л. 5м. 3. Вадим У. – 6л. 6м. 4. Дима М. – 6л. 8м. 5. Саша В. – 6л. 6м. 2 подгруппа: 1. Саша Д. – 6л. 5м. 2. Катя Н. – 6л. 7м. 3. Настя Н – 6л. 5м. 4. Ильнара Н. – 6л. 8м. 5. Настя Н. – 6л. 5м. На мое предложение поучаствовать в новой интересной игре на вниманиедети откликнулись охотно и заинтересованно. Обоснование выбора методики колец Ландольта такое: исследованияпроводились среди старших дошкольников, многие из которых уже в этом годусобираются переступить порог школы , а мы знаем, что внимание – один изглавных психологических процессов от характеристики которого зависит оценкапознавательной готовности ребенка к обучению в школе. Многие проблемы,возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственносвязаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, еслизаранее до поступления в школу, известны индивидуальные особенностивнимания и тот уровень, на котором оно находится в данный момент. В качестве основного методического. Стимульного материала для оценкиустойчивости внимания выбраны кольца Ландольта, потому что они являютсяуниверсальным средством, которое можно применять для изучения вниманиядетей разных возрастов, получая сравнимые и преемственные показатели. Методика определения продуктивности и устойчивости внимания. Цель: выявление индивидуальных особенностей внимания (продуктивность иустойчивость) Материал: бланки с кольцами Ландольта, письменные принадлежности. Ход выполнения: Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта всопровождении следующей инструкции: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру,которая называется «Будь внимателен и работай как можно быстрее». В этойигре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какогорезультата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя этополучится не хуже, чем у остальных детей». Далее ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется,что он должен делать, внимательно просматривая кольца по рядам, находитьсреди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строгоопределенном месте, и зачеркивать их. Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментаторпроизносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту втом месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда. После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово«стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том местебланка с кольцами, где застала его эта команда поставить двойнуювертикальную черту. Результаты подсчитываются, и составляется график.III. Результаты проведения исследований Испытуемые адекватно отреагировали на поставленную перед ними задачу,но необходимо отметить, что в начале эксперимента у детей наблюдаласьнапряженность, а далее у них повышался интерес к выполнению заданий,подключалось речевое сопровождение. Итак, подсчитаем результаты обследования. При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец,просмотренных ребенком за каждую минуту времени и за все 5 минут, в течениекоторых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяетсяколичество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, спервой по пятую, и в целом за все 5 минут. Продуктивность и устойчивость внимания ребенка определяются поформуле: [pic] где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания; N – количество колец, просмотренных ребенком за минуту( если спомощью этой формулы определяется общий показатель продуктивности иустойчивости внимания за все пять минут, то, естественно, N будет равночислу колец, просмотренных в течение пяти минут, а знаменатель даннойформулы – 300); n – количество ошибок, допущенных ребенком за это же время. В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутныхпоказателей S и один показатель S , относящийся ко всем пяти минутамработы, вместе взятым. По полученным результатам строится график работы ребенка над заданием. По всем показателям S полученным в процессе выполнения задания,строится график следующего вида: [pic] На основе анализа этого графика можно судить о динамике изменения вовремени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построенииграфика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый вотдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом: 10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла. 8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла. 6-7 баллов - показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00балла. 4-5 баллов - показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла. 2-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла. 0-1 балла - показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла. Устойчивость внимания в свою очередь оценивается так: 10 баллов – все точки графика на рисунке не выходят за пределы однойзоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1. 8-9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобиекривой 2. 6-7 баллов – все точки графика располагаются в трех зонах, а самакривая похожа на график 3. 4-5 баллов - все точки графика располагаются в четырех зонах, а самакривая похожа на график 4. 3 балла - все точки графика располагаются в пяти зонах, а сама криваяпохожа на график 5. На графике представлены различные зоны продуктивности и типичныекривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики вниманияребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом: Кривая 1 – это график очень высокопродуктивного и устойчивоговнимания. Кривая 2 – это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания. Кривая 3 – это график среднепродуктивного и среднеустойчивоговнимания. Кривая 4 – это график среднепродуктивного , но неустойчивого внимания. Кривая 5 – это график среднепродуктивного и крайне неустойчивоговнимания. Все расчеты и графики делаются на основе бланков испытуемых (см.Приложения ,стр. 52) Таким образом, обрабатываются результаты, и строится график каждогоребенка. Дима К.|Минуты |Кол-во |Кол-во |Продуктивность и |Общая оценка || |просмотр|ошибок |устойчивость внимания |продуктивности и || |енных | |за минуту времени |внимания || |колец | | | ||1 |70 |4 |[pic] |[pic] ||2 |102 |10 |[pic] | ||3 |98 |7 |[pic] | ||4 |70 |4 |[pic] | ||5 |58 |4 |[pic] | | [pic] Вывод: На графике мы видим, что показатель S находится в границах от0,24 до 0,50 балла, а все точки графика не выходят за пределы одной зоны,таким образом делается вывод, что продуктивность внимания низкая, ноустойчивость внимания высока. Продуктивность испытуемого оценивается на 2-3балла, а устойчивость внимания на 10 баллов.Алеша В.|Минуты |Кол-во |Кол-во |Продуктивность и |Общая оценка || |просмотр|ошибок |устойчивость внимания |продуктивности и || |енных | |за минуту времени |внимания || |колец | | | ||1 |110 |3 |[pic] |[pic] ||2 |80 |3 |[pic] | ||3 |96 |4 |[pic] | ||4 |94 |1 |[pic] |




Похожие:

Индивидуальные особенности внимания iconКурсовая работа По предмету: «Общая психология» На тему: «Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями»
Исследование индивидуальных особенностей памяти отечественными и зарубежными исследователями. Индивидуальные особенности памяти их...
Индивидуальные особенности внимания iconНекоторые особенности
Индивидуальные особенности, учитываемые в процессе обучения ребенка математике 6
Индивидуальные особенности внимания iconС. Л. Мирошниченко Индивидуализация обучения как условие индивидуального развития студента
Необходимо учитывать не только возрастные особенности учащихся, но и их индивидуальные особенности
Индивидуальные особенности внимания iconIi 1 Формирование и развитие внимания
Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, становятся для ребенка, скорее, процессами его внешнего...
Индивидуальные особенности внимания iconИндивидуальные особенности личности

Индивидуальные особенности внимания iconИндивидуальные особенности памяти и их связь со способностями

Индивидуальные особенности внимания iconЛитература 18
Индивидуальные особенности, учитываемые в процессе обучения ребенка математике 6
Индивидуальные особенности внимания iconТема: «Дифференциация и у»
Оборудование: индивидуальные таблички с буквами, карточки со словами, ножницы, индивидуальные таблицы со схемами, индивидуальные...
Индивидуальные особенности внимания iconСпециальность
Плановость и дисциплинированность в работе. Умение пользоваться литературой, индивидуальные особенности студента
Индивидуальные особенности внимания iconУпражнения для самостоятельной оценки своего внимания (справился –не справился) для одарённых (более успешных ) детей. Упражнение «Наблюдательность»
Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы