Определение культуры, роль личности в ее развитии icon

Определение культуры, роль личности в ее развитии



НазваниеОпределение культуры, роль личности в ее развитии
Дата конвертации26.07.2012
Размер123,39 Kb.
ТипРеферат
Определение культуры, роль личности в ее развитии


СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ РЕФЕРАТ по дисциплине «КУЛЬТРОЛОГИЯ» на тему: «Определение культуры, роль личности в ее развитии» Выполнила: МОЛЬКОВА Юлия Викторовна группа 32юсв Проверил: ВАВИЛОВА И.В. Санкт-Петербург 1999 г. СОДЕРЖАНИЕ: 1. ВВЕДЕНИЕ: КЛАССИФИКАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ КУЛЬТУРЫ. ……………………………………………………..2 2. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КУЛЬТУРЫ………………………………………………………4 3. ЗАКОННОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ…………....54. ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ ……….……………85. ЛИЧНОСТЬ КАК ТВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ ЦЕННОСТЕЙ………………………… ..…………………...116. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………137. ЛИТЕРАТУРА……….………………………………………….15 1.ВВЕДЕНИЕ: КЛАССИФИКАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ КУЛЬТУРЫ Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание)издавна применяется для обозначениятого, что сделано человеком. В таком широком смысле данный терминупотребляется как синоним общественного, искусственного. В современнойнаучной литературе встречается более 250 определений культуры. Специалистыпо теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше стаосновных определений и сгруппировали их следующим образом: Описательные определения - это определения которые восходят в своей основек определению культуры как сумма всех видов деятельности, обычаев,верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себякниги, картины и т.п., а также знание путей приспособления к социальному иприродному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию,которые складывались веками. Исторические определения подчеркивают роль традиций и социальногонаследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развитиячеловечества. Генетические определения примыкают к историческим иутверждают, что культура является результатом исторического развития. В неевходит все, что искусственно, что люди произвели и что передается отпоколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность,взгляды, верования. Нормативные определения акцентируют значение принятых2правил и норм, поэтому культура - это образ жизни индивида, определяемыйсоциальным окружением. Ценностные определения - культура - это материальныеи социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакцииповедения. Психологические определения исходят из решения человеком определенныхпроблем на психологическом уровне. Культура есть особое приспособлениелюдей к природному окружению и экономическим потребностям, поэтомускладывается из всех результатов такого приспособления. Определения на базе теорий обучения: культура - это поведение, которомучеловек научился, а не получил в качестве биологического наследства. Структурные определения выделяют важностьмоментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собойсистему определенных, связанных между собой признаков. Материальные инематериальные культурные признаки, организованные вокруг основныхпотребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью)культуры. Идеологические определения указывают на культуру как на поток идей,переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т. е. спомощью слов или подражаний. Символические определения: культура – это организация различных феноменов(материальных предметов, действий,3идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого. Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важныечерты культуры. Действительно, она является результатом поведения людей идеятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности,избирательна, изучаема, основана на символах, она эмоциональновоспринимается или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойствне дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений, которыеимеются в виду, когда речь заходит о культурах майя, Древней Греции,Киевской Руси или современной России. 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КУЛЬТУРЫ Историю можно рассматривать как целесообразную деятельность людей итакой деятельностный подход и позволяет ответить на вопрос о том, что такоекультура? Ведь культуру можно рассматривать как совокупность всех видовпреобразовательной деятельности человека и общества, а также результатовэтой деятельности, воплотившихся в материальных и духовных ценностях. Мирценностей многообразен, он включает в себя природные, этические,эстетические и др. системы.Подчеркивая разницу между материальными и духовными ценностями, многиеисследователи разграничивают материальную и духовную культуру. Подматериальной культурой понимается совокупность материальных благ, средств иформ их производства и способов овладения ими.4Духовную культуру определяют как совокупность всех знаний, форм мышления,сфер идеологии (философия, этика, право, политика и т. д.) и способовдеятельности по созданию духовных ценностей. Но обратим внимание еще на один очень важный момент - на социальныйхарактер культуры. Культура - это неотъемлемая сторона жизни общества, онанеотделима от человека как социального существа. Не может быть общества безкультуры, как и культуры без общества. Как бы ни было слабо развито то илииное общество, оно всегда создает соответствующую культуру, т. е.совокупность материальных и духовных ценностей и способов их производства.Другое дело, что степень развитости культуры может быть различной : сильнойили слабой, высокой или низкой. Эта степень зависит от конкретногоисторического этапа развития общества, от условий, в которых развиваетсячеловечество, от возможностей, которыми оно располагает. 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ Ответить на вопрос, по каким закономерностям развивается культура,нелегко. В западной социологии выделяют по крайней мере три альтернативныхтеории культуры. Некоторые культурологи, подчеркивая уникальность и неповторимостькаждой культуры, считали, что ее законы могут быть поняты не рационально,исходя, скажем, из механистической причинности, а только иррационально,посредством мистического проникновения в их божественную первопричину. Носуществует ли некая божественная первопричина культуры? В 1944 году американский культуролог А. Кребер поставил5перед собой задачу выявить те пути, по которым различные общества шли квысшей ступени развития своей культуры. В результате проведенного набольшом фактическом материале исследования он пришел к выводу, что в основекаждой культуры лежит некая модель, которая, изменяясь, вбирает в себятолько то, что соответствует ее характеру и особенностям. С течениемвремени возможности модели исчерпываются и она уже не может оказыватьвлияния на новые области и отрасли человеческой деятельности. Тогдапрогресс культуры сменяется стадией повторением повторения старого,регресса, упадка и устаревшая модель культуры в конечном счете погибает."Смерть культуры" не означает ее полного исчезновения - ведь старая модельсменяется новой, вызревшей в лоне старой культуры. Ряд исследователей (Ф. Нортроп, П. Сорокин и др.) предприняли попыткиустановить закономерности, лежащие в основе возникновения и развития техили иных типов культуры, а также вскрыть главный элемент, которыйопределяет данный тип, независимого от того, является ли он уникальным илив той или иной степени присущ различным культурам. Так, Ф. Нортроп положил в основу своей попытки методологическийпринцип, в соответствии с которым тип культуры определяется присущими ейформами и способами познания - именно они диктуют всю организацию опыта,норм, идеалов, идей, доминирующих в данном обществе. Это позволилоразличить два типа культур - восточные и западные. Первые характеризуютсяинтуитивным, эмоциональным, непосредственным восприятием мира, вторые -интеллектуализмом, познанием в форме теоретических концепций. Первый тип культуры создает нетехнические цивилизации6с их описательными науками и импрессионистским искусством. Время в такихцивилизациях воспринимается как нечто конкретное, конечное, как замкнутыйцикл, в который включается и природа, и качественно не отличающаяся от нееистория. Поэтому в восточных культурах популярны концепции переселения души высшего блага как слияния с природой, Подход к социальным явлениям сточки зрения непосредственного наблюдения ведет здесь к заключению, что,раз индивид рождается в семье, то она возвышается над индивидом. Семейныеотношения переносятся и на общество в целом, в результате чего складываетсяиерархия социальных статусов, которую венчает обожествляемая личностьмонарха, императора. Второй тип культуры создает технические цивилизации с их концепциямиравенства людей, равных возможностей, одинаковых норм, с развитой этикой идемократией. Искусство технических цивилизаций основано на геометрическихформах и перспективе. П. Сорокин в свою очередь выделяет три основных типа культур:идеальный, чувственный и идеалистический. Первый тип основывается на системе понятий, касающихся вне мирового,сверхчувственного, неизменного абсолюта, поэтому цели и потребности такихкультур в основном духовные. Второй тип признает единственной реальностью вечно изменчивыйматериальный мир, и поэтому цели и потребности его культур чистофизические. Наконец, третий тип синтезирует идеальное и чувственное на равныхоснованиях. П. Сорокин объясняет развитие культур механизмом смены лежащихв их основе истин. Ни одна из культур не может быть вечной, потому что ниодна из систем7истин не является абсолютной. С развитием и укреплением данной культуры ееистины подавляют истины других систем, также имеющие право насуществование. Из-за этого господствующая система истин перестаетудовлетворять запросы людей, служить основой их культурной и социальнойжизни, она погибает, а ей на смену приходит новая, более жизнеспособнаясистема. 4. ПРОБЛЕМА ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ Для решения сложной проблемы типологии культуры необходимо найтиобъективные закономерности развития этого важного социального феномена. Дляэтого используется концепция смены общественно-экономических формаций.Каждая такая формация порождает особый тип культуры со своей системойматериальных и духовных ценностей и способов деятельности для их созданияОбщую схему исторических типов культуры можнопредставить следующим образом: первобытная культура, культурарабовладельческого строя, культура азиатского деспотического общества,культура феодального общества, культура капиталистического общества,социалистическая культура. Каждая общественно-экономическая формация,являясь качественно своеобразным историческим этапом в процессепоступательного развития общества, создает свой тип культуры, своюспецифическую, т. е. только ей присущую, совокупность материальных идуховных ценностей и способов деятельности для их создания. Первобытная культура возникла вместе с выделением человека из царстваживотных и просуществовала до смены первобытнообщинной формации классовымобществом,8которая происходила в различных регионах в разное время (от IV тысячелетиядо нашей эры в древнем Египте до I тысячелетия до нашей эры в ДревнейГреции).В рамках первобытной культуры складываются и развиваются нравственные нормыи сама мораль как исторически перваяформа общественного сознания. Формируются магические и мифологическиевоззрения, на базе которых на поздней стадии первобытнообщинной формациивозникает искусство и религия. Величайшим достижением первобытногообщества было формирование самого человека, его выделение из царстваживотных, что придало мощный начальный импульс всему развитию мировойкультуры. Культура рабовладельческого обществаотличается большим динамизмом. Эксплуатация огромных масс рабов, повлекшаяза собой значительный рост прибавочного продукта, дает возможность рядупредставителей класса рабовладельцев сосредоточиться на создании духовныхценностей, на осмыслении важнейших закономерностей природы, общества имышления. Крупные достижения характерны здесь для многихобластей культуры - этики, права, политики, философии, науки, искусства.Впервые появляются трагедия, драма, поэзия и художественная проза каксамостоятельные виды отражения эстетической действительности. Формируетсянаучная методология, познанные закономерности окружающего мираобосновываются с помощью тщательно разработанной и логически обоснованнойсистемы доказательств. Если в прошлые исторические эпохи личность быларастворена в первобытном коллективе или общине, то при рабовладельческомстрое она (разумеется, личность свободного человека, а не раба) получаетбольшие возможности для9всестороннего развития и становится предметом философских размышлений.Характерно также то, что религия, выполняя свои социальные функции,находится под контролем государства. В эпоху феодализма культура базируется на натуральном хозяйстве,которому было свойственно простое воспроизводство, тесное соединениеработника со средствами производства, ориентация на самоудовлетворениеосновных потребностей, связь индивида с группой и относительнаянеотделимость его от природной среды. Эти особенности способа производстваопираются на освященные временем традиции, для духовной культуры в данныйпериод характерно недоверие ко всему новому. Главенствующее положение вкультуре заняла религия, подчинившая себе все остальные формы общественногосознания. Материалистическая философия, научные знания развиваются здесьподспудно, идут на различные компромиссы с религиозным мировоззрением. Но,хотя религия наложила заметный отпечаток на развитие искусства, в эту эпохубыли достигнуты большие успехи, например, в области архитектуры - сегоднямы любуемся не только готическими соборами, но и целыми ансамблямисредневековых городов Культура капиталистического общества во многих своих чертахформируется в эпоху Возрождения. В это время происходит бурная ломкаобщественных отношений и основ мировоззрения феодализма. Культура активноприобретает светский характер, человек рассматривается многими мыслителямикак существо, равное богу. Эпоха Возрождения была временем титанов,оставивших глубокий след в развитии различных областей культуры. Достаточновспомнить только имена Рафаэля, Шекспира, Леонардо да Винчи.10При капитализме формируется новая социально-этническая общность - нация.Это накладывает свой отпечаток на развитие культуры, приобретающей теперьсильное национальное своеобразие. Таким образом, теория общественно-экономических формаций позволяетуловить общую логику развития мировой культуры, понять причины смены однихтипов культуры другими, выявить сложные взаимоотношения между ними. 5. ЛИЧНОСТЬ КАК ТВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ ЦЕННОСТЕЙ Кто же действительный творец материальных ценностей, являющихсяостовом, каркасом любой культуры? Прежде всего, та часть общества, котораяс помощью своих трудовых навыков приводит в действие средства производства,т. е. трудящиеся массы. Определим основные аспекты участия трудящихся массв развитии культуры. Трудящиеся составляют главный элемент производительных сил. Толькоблагодаря их деятельности человечество может существовать и нормальнофункционировать. Если они прекратят свою деятельность по созданиюматериальных ценностей, начнется социальная деградация. Итак, именнотрудящиеся массы любой исторической эпохи и при любом политическом режимеиграют решающую роль в создании материальных культурных ценностей.Решающая роль трудящихся масс проявляется и в развитии духовной культуры.Здесь можно выделить ряд важных моментов. Несмотря на то, что большинстводуховных ценностей было создано профессиональными творцами (архитекторами,художниками, скульпторами, писателями,11поэтами и т. д.), следует помнить, что трудящиеся массы, создаваяматериальные ценности, обеспечивали их существование и тем самым давали имвозможность для занятий духовным творчеством. А также трудящиеся массынепосредственно творят духовные ценности, создавая язык и фольклор, которыестановятся неиссякаемым источником для творческой деятельностипрофессиональных творцов духовных ценностей. Ну а как же быть с личностью? Значительная часть духовных ценностейсоздается профессиональными творцами. Да и в области материальной культурытворческой личности принадлежит многое. Вошел в историю водопровод,сделанный рабами в Риме, но ведь и он был спроектирован древними римскимиархитекторами, хорошо знавшими свое дело. Поэтому, творческая личностьиграет весьма заметную роль в развитии культуры. Но, прежде чем личностьсможет начать активные действия, она должна сформироваться в обществе. Этовлияние общества на личность характеризуется многими обстоятельствами. Во-первых, каждый исторический тип культуры создает свой основной типличности. Он различен в разных социальных группах, но имеет и нечто общее,обусловленное связями личности с обществом в целом и его культурой. Во-вторых, различные типы культуры предоставляют разные возможности дляформирования и развития личности. Каковы основные направления влияния личности на ходмировой истории и развитие культуры? Здесь можно указать три основныевозможности, предоставляемые личности историческим процессом. Во-первых, своей деятельностью, если эта деятельность совпадает снаправлением общественного прогресса, она может12значительно ускорить темпы исторического развития,внести заметный вклад в мировую культуру. В таком случае говорят опрогрессивном воздействии личности на ход истории. Во-вторых, ее деятельность может иметь направление, противоположноенаправлению общественного прогресса. Тогда она в зависимости от мощисоциальных сил, стоящих за ее спиной, и от своих собственных качеств можетоказать значительное тормозящее воздействие на ход истории и развитиемировой культуры. В таком случае говорят об отрицательном воздействииличности на историю. В-третьих, личность может оказать противоречивое воздействие наисторический прогресс. Существует не так уж много личностей, деятельностькоторых может быть оценена однозначно - либо позитивно, либо негативно.Гораздо чаще личности на одних этапах своей деятельности ускоряют ходистории, а на других - замедляют. Часто встречается ситуация, когдаличность в одно и то же время однимисторонами своей деятельности оказывает прогрессивное воздействие наобщество, а другими - регрессивное. 6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Подводя итоги рассмотренному выше, мы можем сказать, что две основныедвижущие силы культуры - это народные массы и личность. Они движут культурукаждая по-своему, выполняя различные функции , решая разные задачи, но вэтом движении ни та, ни другая не устранимы и дополняют друг друга. Если жепопытаться образно сравнить их мощь, то, наверное, лучшим образом будетайсберг. Его надводная часть - это творческие личности, а девять десятыхего, находящиеся в воде, - это народные массы. В связи с этим,культурное13богатство личности зависит от включения ценностей в человеческуюдеятельность и от того, насколько общество стимулирует этот процесс,насколько оно способствует ему. В личности ценности культуры превращаютсяв поведении и культура живет в личностном поведении человека. Обществоразвивается в режиме поиска все более благоприятных условии дляформирования личности как активного субъекта культуры, как творца иносителя ценностей культуры. Данная работа - попытка самостоятельно и с помощью компетентныхавторов изучить и понять феномен культуры, ее роль в жизнедеятельностичеловека, получить представление о способах приобретения, хранения ипередачи базисных ценностей культуры.14 Литература:1. П.С.Гуревич «Философия культуры», 1993 г2. «Введение в философию» – учебник для ВУЗов, 1999 г.3. «Морфология культуры. Структура и динамика», 1994 г.4. К.Х. Момджян «Социум. Общество. История», 1994 г 5. «Вопросы философии» № 1,3,4 за 1998 г.6. Ерасов Б.С. «Социальная культурология». - М., 1996.15




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Определение культуры, роль личности в ее развитии iconПроблема личности в работах В. С. Мерлина пла общее понятие личности Влияние социальных взаимоотношений на формирование и развитие личности Роль психологических конфликтов в развитии личности. 4

Определение культуры, роль личности в ее развитии iconКонтрольная работа по дисциплине: культурология на тему: конфуцианство и его роль в развитии культуры Китая Студент: Попцова Юлия Александровна
Целью данной контрольной работы является анализ конфуцианства, и его роль в развитии культуры Китая
Определение культуры, роль личности в ее развитии iconРоль общения в развитии личности содержание
Выготский Л. С., Леонов Н. И., Гиппенрейтер Ю. Б. о роли общения в развитии личности. 18
Определение культуры, роль личности в ее развитии iconН. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. Монография
Хилько Н. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. Монография. – Омск: Изд-во Сибир филиала Российского...
Определение культуры, роль личности в ее развитии icon1. Роль обучения в развитии личности
На современном этапе становления образования вопрос о роли обучения в развитии личности является одним из центральных. Это связано...
Определение культуры, роль личности в ее развитии iconРоль сферы культуры в развитии
Кроме того, сфера культуры в Санкт-Петербурге оказывает существенное влияние на темпы развития таких отраслей как образование, наука...
Определение культуры, роль личности в ее развитии iconРоль Абая в развитии культуры Казахского народа

Определение культуры, роль личности в ее развитии iconБитлз и их роль в развитии молодежной музыкальной культуры

Определение культуры, роль личности в ее развитии iconОценка работы учащегося Рейтинг
«Журналистика», теоретической и практической деятельности с использованием многобалльной системы оценива­ния. Она играет важную роль...
Определение культуры, роль личности в ее развитии iconОценка работы учащегося Рейтинг
«Проектная деятельность», теоретической и практической деятельности с использованием многобалльной системы оценива­ния. Она играет...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы