Бортнянский Дмитрий Степанович icon

Бортнянский Дмитрий Степанович



НазваниеБортнянский Дмитрий Степанович
Дата конвертации26.07.2012
Размер345,73 Kb.
ТипРеферат
Бортнянский Дмитрий Степанович


БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович [pic] (30 июля1751, Глухов - 28 сентября 1825, СПб; погребен на Смоленском кладбище, могила не сохранилась), Знаменитый русский композитор, певчий, капельмейстер, директорПридворного певческого хора, дирижер, педагог. Дмитрий Степанович Бортнянский родился в семье казака, служившего угетмана К.Г. Разумовского в городе Глухове (Черниговской губернии) . Первые ростки неожиданного таланта домашние приметили, едва Дмитриюисполнилось шесть лет. Примечено было, что отрок обладает прекрасным чистымголосом, да к тому же еще и поет правильно, без фальши: Причем схватываетмелодии буквально на лету, даже повторять не надо. Через несколько месяцевпривели Бортнянские Дмитрия в певческую школу. Шести лет был отдан в глуховскую певческую школу, где учеников обучалине только пению, но и игре на скрипке, гуслях, бундуре. Училось ему легко.Ко всему проявлял новичок большой интерес. До пения был охотен, а это ибыло главным, ибо не столько учение, сколько постоянная служба былаправилом для глуховских школяров. Дмитрий часто выставлялся в качествесолиста. Уже в школе Бортнянский начал учиться игре на одном из музыкальныхинструментов, а в дальнейшем - приобретать навыки в области композиции. Бортнянский обладал особым голосом - дискантом, присущим мальчикам доопределенного подросткового возраста. Чистота дискантов всегда имелаважнейшее значение для хора. Проучившись год или два, Дмитрий попал вчисло десяти лучших учеников-певчих, отобранных для Придворной капеллы, ибыл отправлен в Санкт-Петербург. Матушка перекрестила Дмитрия, сунув ему вузелок с дорожными гостинцами маленькую иконку. Обоз тронулся и вскорескрылся за поворотом. Больше своих родителей Дмитрий Бортнянский не увидитникогда... . Трудности службы перемежались с радостными впечатлениями от ласковогопокровительства, от окружающей красоты и роскоши. "Прекрасная наружность иврожденное дарование малютки обратили на него внимание императрицыЕлизаветы Петровны, доходившиее до материнской заботливости. Государыня,после концертов, при отправлении малютки из дворца, нередко сама завязывалаему горло своим шейным платком. В одну заутреню на Светлое ХристовоВоскресение, маленький Бортнянский, утомленный продолжительным церковнымбогослужением, заснул на клиросе. Императрица заметила это и, по окончаниислужбы, приказала отнести его на свою половину и осторожно положить впостель. Бортнянский проснулся и не верил глазам своим. Считая пробуждениепродолжением сна, он долго не мог прийти в себя, и своим детским страхом исмущением заставил смеяться свою милостивую покровительницу» (Долгов, 18). Исполнительская жизнь придворных певчих была весьма насыщенна иразнообразна. Постоянным и регулярным было отправление церковной службы вбольшом соборе Зимнего дворца (иногда в малой дворцовой церкви, довольночасто во внутренних покоях), а летом — в помещениях летних дворцов.Музыкальные увеселения двора также нередко включали выступления певчих.Пели и играли итальянские арии, русские и украинские народные песни и многодругой музыки; к сожалению, документы крайне редко указывают, какие именнои чьи произведения исполнялись, ограничиваясь лишь составом исполнителей. Придворные певчие также постоянно участвовали в оперных постановках ивсевозможных концертах и «музыкальных увеселениях» двора. Из их числаэпизодически выбирались и оперные солисты. Сохранилось свидетельство и обоперном выступлении Бортнянского. В 1758 году придворным музыкантомГерманом Раупахом была написана опера «Альцеста» на либретто А. Сумарокова.В то время для придворных театральных представлений и для концертов несуществовало еще отдельного хора, и в них участвовал тот же придворный хор,который пел в церкви. Бортнянский не только пел в хоре, но 11-ти летисполнял сольную женскую партию в опере "Альцеста" Раупаха . Уменьюдержаться на сцене он обучался, как и другие певчие, в Шляхетном КадетскомКорпусе. В 1764 году постановка была возобновлена, и вскоре было напечатанолибретто оперы. В перечне действующих лиц и исполнителей против главноймужской партии (царь Адмет, тенор) стояла фамилия Бортнянского. Тогда емубыло 13 лет. Певчих, способных к театральному исполнительству, прикреплялик Шляхетскому (или Кадетскому) корпус для обучения драматическомуактерскому искусству. Среди его воспитанников был и Бортнянский. Обучался Бортнянский и иностранным языкам. Судя по окружению (средипридворных музыкантов-иностранцев были, главным образом, итальянцы и немцы)и по практическим соображениям (широкое бытование итальянской оперы), этобыли скорее всего, итальянский и немецкий языки. Можно предположить, что вШляхетском корпусе Бортнянский получил знание также и французского языка. Бортнянский, несомненно, ярко выделялся своей одаренностью и получилопределенное музыкально-теоретическое образование. Предполагается, что егоучителями были Марк Федорович Полторацкий, Герман Раупах и Иосиф Штарцер,бывший концертмейстером и автором ряда балетных произведений. Полторацкий,крепкий профессионал-хоровик, сам писавший хоровые концерты, вероятнеевсего, и руководил этой областью музыкальных занятий Бортнянского. Раупах,оперный композитор, мог раскрыть перед ним основы оперной драматургии(Раупах преподавал композицию также и в Академии художеств). От Штарцераможно было получить хорошие основы немецкой контрапунктической школы: онизвестен в качестве пропагандиста кантатно-ораториальной музыки своихсоотечественников — Телемана, Вагензейля, Грауна и других. В этой своейдеятельности он, естественно, был связан с придворным хором как основнымисполнителем. 31 марта 1763 года, когда после завершения траура по Елизавете новаяимператрица задумала превзойти свою предшественницу, она подписала указ "Овыписании в службу ко двору из Венеции славного капельмейстера ГалуппиБуронелли". Екатерина хотела заполучить ко двору не просто именитогокомпозитора, а музыканта - "звезду", одного из лучших европейскихкапельмейстеров. Сделав этот шаг, Екатерина невольно повлияла на судьбумалолетнего певчего Дмитрия Бортнянского, самозабвенно распевавшего тогдаарии на оперных подмостках Петербурга. Вызвать Галуппи из Венеции не стоилоособого труда: жалованье, объявленное итальянскому композитору, привело егов восторг, и он тотчас согласился. Побывав на выступлении Придворной певческой капеллы, Галуппи приметилнескольких, на его взгляд, наиболее одаренных солистов. Одним из нихоказался Дмитрий Бортнянский. Вскоре он узнал, что его новый подопечный ужеснискал себе славу на оперной ниве. Присматриваясь же все больше кталантливому подростку, он примечал и некоторые другие особенности. Дмитрийнеобычайно быстро схватывал все то, что он говорил. Ему не стоило никакоготруда повторить тут же, на память любые замысловатые пассажи, отдельныеарии или же мотивы, наигранные композитором. Что же касается музыкальнойнауки, то и здесь не ощущалось особенных препятствий, чувствоваласьосновательная подготовка и - что особенно важно - горячее желание познаватьвсе новое, неизведанное. Возвращаясь в Италию, Галуппи взял талантливогоученика с собой, и в 1768 Дмитрий был отправлен пенсионером в Италию Пошли один за другим долгие месяцы обучения. Бортнянский занималсяконтрапунктом, играл на клавесине и органе, регулярно посещал венецианскиетеатры, не пропускал ни одной важнейшей премьеры. . Ученические опусы юногомузыканта становились все более профессиональными, самостоятельными. Ноначинающему контрапунктисту еще не позволялось выступать с большими,законченными вещами. Первое время Бортнянский находился в Венеции,занимаясь с Галуппи. Предметом занятий были опера и различные жанрыкатолической музыки: от мотетов и месс на кантус фирмус до современныхвокально-инструментальных композиций в оперном стиле. В Италии «стажировались» многие композиторы Европы. Это был традиционныйэтап музыкального образования у Генделя, Глюка, Моцарта, а такжеБерезовского, Мысливечека, а в XIX веке Глинки, Берлиоза, Бизе и многихдругих. Итальянские города, с их своеобразными особенностями и традициямимузыкальной жизни, дополняли друг друга. Венеция славилась традициямихоровой музыки и театрами, Милан — театрами, Неаполь считался рассадникоммузыкального просвещения и родиной лучших оперных мастеров Италии XVIIIвека, Болонья была оплотом академического музыкального образования и науки,Рим отличался самой строгой и требовательной публикой. «Когда композитордобился успеха в Неаполе, Венеции, даже в Болонье, говорят: „Нужно ещевидеть его в Риме"»,— писал А. Гретри в 1789 году.«Рим — почетное место длякомпозиторов, ибо римляне — самые разборчивые ценители музыки в Италии...Обычно считают, что композитору или исполнителю, с успехом выступившему вРиме, нечего страшиться строгости критиков в других местах» (Берни, 86).Маршрут странствий Бортнянского по Италии, растянувшийся на десять лет,пролегал именно по этим городам. Музыкальные занятия Бортнянского в Италии были безоблачным и приятнымвремяпрепровождением только на первый взгляд. Ведь русские войска и флот неслучайно расположились в портах Италии. Шла война. Не участвовать, вольноили невольно, в происходящих событиях, даже осененный благословением муз,молодой композитор, конечно же, не мог. Обстоятельства сами дали о себезнать. Когда граф Алексей Григорьевич Орлов неожиданно прибыл в Венецию,здесь он встретился с консулом Маруцием. Долго беседовал с ним. Наследующий день Дмитрий Степанович был поднят ни свет ни заря и вызван вконсульский дом. Орлов предложил ему стать переводчиком в русской армии. Через деньБортнянский выехал в свите графа Алексея Орлова на секретные переговоры ксоюзным повстанцам. Миссия юного переводчика завершилась успешно, и Дмитрийвернулся к музыке. Афиша нового карнавального сезона 1776 года в Сан-Бенедетто объявлялаоперу на античный сюжет - "Креонт", сочинения синьора Бортнянского,музыканта из России. "Креонт" не имел большого успеха, но и не провалился.Еще две оперы молодого композитора шли на сценах Италии. Обе Дмитрийнаписал на античные сюжеты. Опера "Алкид" уже более зрелая, чем "Креонт".Бортнянский стал внимательнее к рисунку характеров персонажей,разнообразнее в мелодике, раскованнее. Он старается передать музыкойсостояние раздумий и настороженности героя, его нерешительности и сомнений.Премьера оперы прошла в Венеции. Первое исполнение другой оперы, "Квинт",прошло в Модене. Бортнянский заслужил благоприятные отзывы в местнойпрессе: "Разнообразие, изящество и блеск вокального исполнения,изобретательность и приятность балета, искусное построение сюжета создалиспектакль, доставивший наслаждение и получивший одобрение двора ЕгоСветлости и единодушные аплодисменты зрителей". Из дошедших до нас хоровых сочинении итальянского периода особый интереспредставляет так называемая «Немецкая обедня». Неизвестно, когда именно онабыла написана, но многие неловкости в голосоведении и гармоническиешероховатости позволяют отнести ее к ранним композиторским опытамБортнянского. «Немецкая обедня» интересна тем, что некоторые из входящих внее хоральных песнопений основаны на старинных напевах, используемых вправославной духовной музыке. Из написанных в Италии произведений известны вокально-инструментальныеансамбли «Ave Maria» (Неаполь, 1775) и «Salve Regina» (1776). Первыйнаписан для двух женских голосов (сопрано и альта) в сопровождении двухвалторн и струнных инструментов, второй — для контральто, струнногооркестра, валторн и гобоя. В «Ave Maria»—не столь уж значительномпроизведении — проявились лучшие свойства музыки Бортнянского. Преждевсего, ответственность за каждую интонацию. Самые общие интонации импрочувствованы и вокально осмыслены. Форма и фактура сочинения ясны,продуманны, просты и изящны. Заметно в этом сочинении и другое: стремлениек индивидуализации музыкальной темы, к избежанию общих мест. Годы пребывания Бортнянского в различных городах Италии намечены лишьпунктиром. Так, благодаря надписи на автографе «Ave Maria» известно, что в1775 году он был в Неаполе. С 1776 по 1778 годы композитор, по-видимому,вновь был связан с Венецией, так как в ноябре 1776 года в венецианскомтеатре «San Benedetto» была поставлена опера «Креонт», а в 1778 году там жев театре «Sant Samuel» прозвучала опера «Алкид». Эти премьеры, очевидно, неслучайно состоялись именно в Венеции: вполне возможно, что Галуппи если неопекал эти постановки, то внимательно следил за их осуществлением, разделяяволнения и успехи своего ученика. Конец 1778 года застает Бортнянского в Модене, где ставится последняя изего итальянских опер — «Квинт Фабий». Бортнянский побывал во Флоренции,Болонье, Риме, Неаполе, изучая сочинения итальянских мастеров. В 1779 г. он получил письмо от главного директора над спектаклями ипридворной музыкой, Елагина [pic], призывавшего его вернуться в Россию."Ежели же вам надобно будет впредь для нового вкуса еще побывать в Италии(писал, между прочим, Елагин), то можете надеяться, что отпущены будете"(см. "Русскую Музыкальную Газету", 1900, № 40). В 1779 году Бортнянский возвращается на родину в Санкт-Петербург.Прибытие композитора в Россию и встреча его с Екатериной II прошли удачно.По преданию, он преподнес императрице свои сочинения, которые произвелисенсацию. Это были сонаты для клавесина, оперы, несколько кантат ипроизведений для хора. Бортнянский получил должность капельмейстераПридворного певческого хора и денежное вознаграждение. Трудно сказать, как Бортнянский отнесся к своему назначению. Вероятнеевсего, принял как должное. В конце концов, он уехал простым певчим, априехал капельмейстером. На оперу можно было и не рассчитывать при такойконкуренции, как знаменитый Паизиелло. Придворных инструменталистов тожебыло достаточно. А хоровое дело было с детства его кровным, любимым. Началом нового этапа в творчестве Бортнянского, полностью посвященногосозданию хоровой музыки, можно считать 1779—1780 годы. Кончилась эпохаполифонического концерта Березовского, Галуппи, Траэтты. Сознательно лиБортнянский противопоставил себя им или, полностью восприняв классическуюэстетику, не захотел или не смог писать по-старому — во всяком случае,стиль Бор-нянского, проявившийся у него с самых первых произведений,открывает качественно новый исторический этап в развитии русской хоровойпрофессиональной музыки. Первое, что характеризует произведенияБортнянского, — это современный музыкальный язык, твердая опора на бытующиесветские жанры. Если в сочинениях Галуппи и Траэтты проглядывают XVI и XVIIвека, то, слушая произведения Бортнянского, нельзя не узнать время и местоих создания. Кант, «российская песня», марш, менуэт и другие жанровыеистоки самым непосредственным образом служат выражению современного емумироощущения. Выход хоровой музыки за пределы академичного полифоническогописьма, полноценное общение с другими жанрами повели к демократичности,даже массовости, к широкой популярности творчества композитора во всехслоях общества. Бортнянский вошел в моду. Впервые в России были напечатаны авторскиедуховные музыкальные сочинения (В 1782 году вышла «Херувимская»(четырехголосная, впоследствии известная под № 1), а в 1783 году — «Даисправится молитва моя» (трехголосная, впоследствии известная под № 1).Издания не сохранились. В газете сообщалось: «В Луговой Миллионной под № 61у книгопродавца Миллера продается Херувимская песнь, сочинения г.Бортнянского, напечатанная с одобрением самого автора некоторым любителеммузыки; Цена на александрийской бумаге 40 копеек» («Санкт-Петербургскиеведомости», 1782, № 59, 83). По условиям того времени это надо рассматривать не как начало ихобщественно-музыкальной жизни, которая, возможно, принесет успех, а какрезультат популярности. Изданиям, вероятно, предшествовали рукописныекопии. Выход этих сочинений в свет, их распространенность показывают, чтоони были и написаны и восприняты современниками как музыка чисто светскогосодержания, пригодная для бытового музицирования. В следующем, 1784 году, в № 91 «Санкт-Петербургских ведомостей» можнобыло прочесть следующее: «Подле манежи Сухопутного Кадетского корпуса укнигопродавца Шелл, у Миллера в Миллионной, и напротив гостинаго двора вдоме Шемякина в книжной лавке продается сочинения г. Бартнянского песня,,Dans le verger de Суthere" ("В аду Цитеры") с аккомпанированиемклавикордов по 30 копеек» (издание не сохранилось). Судя по всему, подобноеиздание тоже не имело в России прецедентов. Издавались сборники «российскихпесен», иногда с вариациями, избранные отрывки из опер, но всегдасборниками или циклами. Одна песня, да еще во французском духе, могла бытьиздана автором, которого в обществе считали «апробированным» и стоявшим вавангарде современных музыкальных вкусов. В конце 1784 года поспешно отъезжает на родину итальянский маэстроДжованни Паизиелло. Бортнянский призван заменить популярного автора прималом дворе - дворе великой княжны Марии Федоровны. Он должен не простозаменить Паизиелло, не так давно посвятившего великой княгине свой труд"Правила хорошего аккомпанемента на клавесине", но и заполнить пробел внотном материале для уроков музыки. И он с честью выходит из положения,подготавливает для Марии Федоровны целый альбом пьес, предназначенных дляисполнения на фортепиано, клавесине и клавикорде. Композитор долго трудилсянад оформлением альбома. Заказал роскошный переплет, на атласной нотнойбумаге каллиграфическим почерком выписал личное посвящение великой княгине,а затем долго переписывал от руки все пьесы. Подарок был оценен. Ответныйшаг со стороны супругов был по-своему щедр. После весенних пасхальныхторжеств 30 апреля 1785 года Дмитрию Степановичу был пожалован первый в егожизни, пока что не высокий, но все-таки чин - коллежского асессора, поармейскому счету равнозначный майорскому В 1786 году пишет оперу "Празднество сеньора, комедия с ариями ибалетом". Решено было взять за сюжет идиллическую встречу в небольшойдеревне прибывающего сюда владельца. Лето того же года выдалось дождливым.Пришлось уменьшить количество забав и театральных представлений вПавловском парке. Но успех "Празднества сеньора", игра актеров, а главное -дивная музыка вызвали желание испробовать силы участников представления вновой опере, более объемной и сложной. Мария Федоровна обратилась кЛафермьеру с просьбой сочинить либретто. Уже в июле оно было готово. Тут жебыла и написана музыка - Бортнянский не заставил долго себя ждать. Оперуназвали "Сокол". Композитору пригодились и мотивы итальянской оперы"Алкид", поставленной прежде в Модене. Премьера "Сокола" состоялась вскоре - 11 октября 1786 года. Декорации, как и музыка, имели успех. По совету автора "воспользоватьсявидом Шале" - в них воспроизводился один из уголков Павловского парка. Напервый взгляд, легкая опера-буффа сродни появившейся спустя полвекаоперетке, обрамленная изящной мелодичной оправой, придававшей ей ароматизысканного, но дорогого антиквариата. Постановка показала виртуозноемастерство русского маэстро, выписавшего отдельные арии и балетные вставкиутонченно, скрупулезно и профессионально. Теплота музыки, еенепринужденность, раскованность и даже игривость были легки для восприятия,обладали естественной эмоциональной выразительностью, а законченность формысделала "Сокола" произведением поистине хрестоматийным. Из Гатчинскоготеатра опера перешла на сцену Павловского. А оттуда - на подмостки многихусадебных театров того времени. Ровно через год после "Сокола" в стенах увенчанного на крыше голубкойПавловского театра прозвучала новая и последняя из "французских" оперБортнянского - "Сын-соперник, или Новая Стратоника". Это была, может быть,единственная в своем роде опера-сериа, написанная русским композитором, гдеодновременно заметны и многие элементы оперы-буффа. Оперы были далеко не единственным приложением сил и дарованияБортнянского. Вернувшись в Россию, он принялся с большой охотой и немалойэнергией за создание хоровых концертов. Хоровой концерт был привычным жанром для последней четвертиекатерининского века. Исполнялся он в первую очередь в кульминационные,главные моменты церковных служб. Но мог петься и на большом придворномторжестве, во время важной церемонии. Бортнянский искал и находил синтезосновных хоровых форм, основанных на передовых достижениях европейской ироссийской культуры. То была совершенно новая ступень в русской хоровоймузыке. Сделано же им было немало. Более 50 духовных хоровых концертовговорят сами за себя. Писались они на протяжении трех десятилетий. Почти вкаждой строке его концертов узнаются и поныне мелодии народных песен. Тут иизвестная "Вдоль по улице метелица метет", и легендарная в будущем"Камаринская", и многие другие. Результат такого синтеза был поразителен.Самые сведущие и изысканные знатоки европейской музыки, приезжиекомпозиторы бывали потрясены услышанными хорами Бортнянского. Берлиозписал: "Эти произведения отмечены редким мастерством в обращении с хоровымимассами, дивным сочетанием оттенков, полнозвучностью гармоний и - чтосовершенно удивительно - необычайно свободным расположением голосов". В глубинной же России и не ведали, что "простое пение", присланное изстолицы в качестве образца для исполнения, написано придворным композиторомДмитрием Бортнянским Обаяние хоровой музыки Бортнянского — в ее возвышенной простоте исердечности. Однако, чем строже исполняется эта музыка, тем рельефнеевыявляются ее детали и тем более она выигрывает. Строгостью исполненияотличался хор Капеллы, к чему немало располагал его состав, в которомверхние голоса пелись мальчиками. Серебристый и звонкий тембр дискантовсливался с глубокими, бархатистыми басами и мягкими тенорами и альтами. Кэтому прибавлялась богатая динамика с плавными и свободными мазками оттончайшего пианиссимо (которым до сих пор славится исполнительская традицияКапеллы) до форте любой мощности. Уже само звучание такого «инструмента» пленяло современников,производило неизгладимое впечатление. Об Этом свидетельствует фрагмент измемуаров И. М. Долгорукого: «Граф Андрей Кириллович Разумовский, бывшипослом в Вене, имел своих певчих... Они учились в России у Бортнянского и упревосходных мастеров в чужих землях. .. Дисканты еще слабы, недавнонабраны и требуют навыков, а прочие голоса образованы с наилучшимискусством. .. Подлинно я давно не слыхал такой сладкой гармонии: какиенежные голоса! Какая музыка! Какое выражение в лице каждого из них! Всякийне только ноту берет и не голос возвышает: он в это время чувствует,восхищается, восторг одушевляет все его черты». А исполнение музыкиБортнянского под управлением автора представляло собой высочайшеехудожественное явление, неоднократно воспетое в стихах. Имя «Орфей рекиНевы» Бортнянский получил еще в молодые свои годы. Если представить себехор Бортнянского в первозданных звуковых красках, то можно легко поверитьГ. Берлиозу, который, прослушав много лет спустя после смерти Бортнянского(в 1847 г.) его концерт в исполнении хора Капеллы, испытал потрясение: «...Однажды, когда ее императорское высочество великая княгиня Лейхтенбергскаяоказала мне честь, пригласив прослушать в Санкт-Петербургской дворцовойцеркви обедню, исполнявшуюся для меня, я имел возможность судить о тойизумительной уверенности, с какою эти предоставленные самим себе певчиемодулировали из одной тональности в другую; переходили от медленных темповк быстрым; неукоснительно соблюдали ансамбль даже при исполнении ритмическисвободных речитативов и псалмодии. Восемьдесят певчих, облаченных внарядные костюмы, располагались по обе стороны алтаря двумя равными посоставу хорами, лицом друг к другу. Задние ряды занимали басы, перед ниминаходились тенора, а впереди теноров дети — альты и сопрано. Все они стоялинеподвижно с опущенными глазами, ожидая в полной тишине момента, когда имнадлежит начать. По совершенно незаметному для присутствующих знаку, безсомнения, поданному кем-то из запевал, но без указания тона и темпа, ониначали петь один из обширнейших восьмиголосных концертов Бортнянского. Вэтой гармонической ткани слышались такие переплетения голосов, которыепредставлялись чем-то невероятным; слышались вздохи и какие-тонеопределенные нежные звуки, подобные звукам, которые могут пригрезиться;время от времени раздавались интонации, по своей напряженности напоминающиекрик души, способный пронзить сердце и прервать спершееся дыхание в груди.А вслед за тем все замирало в беспредельно-воздушном небесном decrescendo;казалось, это хор ангелов, возносящихся от земли к небесам и исчезающихпостепенно в воздушных эмпиреях. К счастью, великая княгиня нерасспрашивала меня в этот день ни о чем, так как иначе я, по всейвероятности, показался бы ей смешным, находясь в том состоянии, в которое явпал к концу богослужения...» (Берлиоз, 323—324). По отзывам современников, Бортнянский был чрезвычайно симпатичныйчеловек, строгий к службе, горячо преданный искусству, добрый иснисходительный к людям. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ХОРА Самый плодотворный в жизни Бортнянского период приходится на 80-е — 90-егоды. В этот период он написал большую часть своих хоровых сочинений.Композитору приходилось не только сочинять, но и заниматься постояннойисполнительской практикой, что было полезно, поскольку написанное им тут жеи распевалось. Он работал с хором Капеллы, руководил хором воспитанницСмольного института. Хоровое творчество Бортнянского было выдающимся и самобытнейшим явлениемрусской музыкальной культуры конца XVIII века, не имевшим аналога взападноевропейском искусстве. Анализ стилистических особенностей егопроизведений помогает не только раскрыть причины их жизненности, но внекоторой степени шире раскрыть картину музыкальной жизни того времени. Большая часть хоровых сочинений Бортнянского написана для обычногочетырехголосного состава. В связи с особо торжественными случаямисочинялись двухорные произведения. Двухорное пение подразумевает не толькоопределенный исполнительский состав, но и своеобразный принцип музыкальнойкомпозиции: хоры попеременно то перекликаются (так называемое антифонноесопоставление), то объединяются (Несмотря на такую взаимозависимостьмузыкальной формы и состава, изредка практиковались две редакции(четырехголосная и двухорная) одного и того же сочинения. Здесь, впрочем,есть особое обстоятельство. Двухорный состав содержит восемь голосов. Но вXVIII веке понятия «двухорный» и «восьмиголосный» не были синонимами.Восьмиголосие, так же как шести- или пятиголосие, означало усиленное,обогащенное четырехголосие. Двухорность же всегда предполагает свой,антифонный принцип композиции). Есть у Бортнянского и трехголосные литургические сочинения, жанр исостав которых также традиционен. Наряду с одночастными произведениямиБортнянский писал и многочастные хоровые композиции — концерты. Хоровойконцерт — жанр барочный, предполагавшый патетику, контрастность,многозвенность структуры с преобладанием богато развитой полифонии. Втворчестве Бортнянского этот иделал сменяется стилем, сочетающим строгуюграсоту классицизма с интонационной мягкостью национальной лирики.Исторически сложилось так, что наиболее известной частью его хоровогонаследия стали именно концерты. Масштабные и эффектные, они первыми вошли вконцертно-исполнительскую практику, затмив более скромные, одночастныелитургические хоры. Те и другие, принадлежа перу одного автора, имеют,конечно, много общего и в образном содержании, и в стиле хорового письма.Есть, однако, и различия, которые представляют особый интерес. Уступаяконцертам в многообразии и яркости красок и контрастов, одночастные хорынередко превосходят их в тонкости лирических образов, отточенноститематизма, изысканности фактуры и изяществе формы. Многочастные концертыхарактеризуются контрастом частей по темпу, метру (четному-нечетному),фактуре (аккордовой-полифонической), тональнымсоотношением (обычнымдоминантовым или медиантовым). Все эти черты в сочетании с типичным длягомофонно-гармонического мышления интонационным строем нередко подсказываютисследователям мысль о сходстве концертного цикла Бортнянского сонатно-симфоническим. Двухорные концерты сочетают черты формообразования четырехголосныхконцертов и одночастных двухорных сочинений, которые будут рассмотреныниже. С концертами их роднит тематическая разомкнутость и текучесть, а содночастными хорами — принцип антифонности. Несмотря на то, что большая часть музыкального материала излагаетсядважды, поочередно в обоих хорах (типичный прием антифонного диалога вдвухорной музыке), по общей протяженности двухорные концерты не превышаютбольших однохорных. К концертам принято относить однотипные циклические композиции на атекст «Тебе бога хвалим». Произведения сугубо прикладного жанра, ониоказались наименее интересной частью хорового наследия Бортнянского. Ихстиль соответствует ранним концертам и отличается несколько поверхностным иоднообразным характером выражения. Большая часть «Хвалебных»— двухорные,что связано с парадной функцией этого жанра. Другой аспект композиторского дара Бортнянского раскрылся в егодеятельности в качестве великокняжеского капельмейстера. В конце 1783 Дж.Паизиелло испросив отпуск уехал чтобы более не возвращаться в СПб и частьего обязанностей была возложена на Бортнянского. Он должен был сочинятьинструментальную музыку и устраивать концерты в Павловске и Гатчине, даватьклавирные уроки Марии Федоровне, писать марши для военных экзерциций ПавлаПетровича. Очевидно для занятий с великой княгиней Бортнянский написалальбом клавирных пьес. От этого альбома сохранились лишь 3 сонаты дляклавесина из 5. Утрачены 2 сонаты для клавесина и скрипки, 1 соната дляфортепиано и скрипки, 4 пьесы (Larghetto canta bile Capriccio di CembaloRondo Allegro) и 3 двуручных переложения хоровых произведений Бортнянского.Уцелевшие сонаты показывают, что хотя композитор был ограничен техническимивозможностями княгини, ему удалось создать музыку вполне отвечающую идеалуего великого учителя — Галуппи: "vaghezza chiarezza e buona modu lazione" (изящество ясность и хорошая модуляция). Помимо сонат от этого периодадеятельности Бортнянского сохранились Квинтет № 2 С dur для фортепиано,арфы, скрипки виолы да гамба и виолончели в 3 ч (1787 партитура в РНБ) иКонцертная симфония В dur для fortepiano organise, 2 скрипок, арфы виолы дагамба, фагота и виолончели в 3 ч (1790 партитура в РНБ). Мастерскоевладение ансамблевым письмом, легкость, блеск, праздничность отличает этипроизведения, в которых явственно слышатся отзвуки итальянских путешествийкомпозитора. Начиная с последнего десятилетия 18 века жизнь Бортнянского значительноизменилась. 1796 год стал для Бортнянского годом больших перемен. 11ноября, на пятый день правления Павла, Бортнянский одновременно получил чинколлежского советника и должность директора Придворной певческой капеллы.Через полгода (28 апреля 1797 г.) ему был пожалован чин статскогосоветника. Действительным статским советником композитор стал только 18ноября 1806 года. Одновременно с деятельностью в капелле преподавал вСмольном институте благородных девиц, участвовал в работе Петербургскогофилармонического общества. Растет его благосостояние, и он покупает себедом в Петербурге. В начале своей деятельности по управлению Капеллой Бортнянский удерживалстарые позиции, завоеванные бывшим директором - М. Ф. Полторацким. Какизвестно, император Павел стремился к упразднению дворцовой роскоши (дажеполковые оркестры новый император сократил до пяти человек). Нарекомендацию Н. П. Шереметьева о сокращении количества певчих Бортнянскийответил пространным обоснованием необходимости большого состава хора: «Сиятельнейший граф, Милостивый государь! По объявлении мне от вашего сиятельства высочайше конфирмованного штата,выбрал я из числа ныне состоящего девяносто трех придворного хора певчих,предписанное число двадцать четыре отличного достоинства, о которых при семприлагаю реэстр с показанием остальных. А как вашему сиятельству угодно было при том требовать моего мнения,может ли быть достаточно сего числа в пении церковного обряду, то должендать на то некоторое объяснение. Когда сей хор по церковному чиноположению разделится на два клироса, тонесомненно окажется не достаточен, а нарочито в торжественные дни. При томвашему сиятельству небезызвестно, что некоторое число певчих отделяетсяобыкновенно к службе в малую церковь, а может впредь во время походовдолжно будет делать еще большие отделения для высочайшей императорскойфамилии, следственно в присутствии Его Императорского Величества. По мнениюмоему понадобится положить число певчих по двадцать четыре на каждойклирос, а двадцать четыре для отделения в малую церковь, для иных впредьнепредвиденных случаев, так и в дополнение тех оной из числа двух хоров попричине болезни могут не в состоянии исправлять их должность. Сии три хора составят семидесяти двух человек, к которым за необходимонужно почитаю прибавить для учения малолетних, так как и ныне находящихся вдолжности учителей пения, Василия Пашкевича и Федора Макарова. В прочем все состоит в высочайшей воле Его Императорского Величества ине инако представляю сие мое мнение, как примерное начертание, в такомтолько случае, когда бы по ответу оказалось положенное по штату числонедостаточным! Правящий хором придворных певчих Коллежский советник Дмитрий Бортнянский. Генваря... дня 1797 г.» Последующие мероприятия Бортнянского, такие как отделение хора а капеллаот оперного, упорядочение и повышение певчим жалования, строительство дляних новых жилых корпусов, стали возможны, вероятно, уже в александровскуюэпоху и при содействии Марии Федоровны, широко занимавшейся всевозможнойблаготворительной деятельностью. Пока же Бортнянский застал хозяйство иорганизацию Капеллы в удручающем состоянии. На получаемое от казныжалование певчие не могли содержать свои семьи и зарабатывали кто как мог всвободное от службы время. Сопровождая императорские походы и отрываясь отэтих заработков, певчие разорялись. В апреле 1797 года они вынуждены былиподать императору коллективное прошение о материальной помощи. Тогда ещеБортнянский, по-видимому, бессилен был помочь им. Выхлопотанное позднее Бортнянским увеличение жалования также не смоглодо конца решить материальное обеспечение певчих. Недостаток их содержанияпод влиянием Бортнянского в какой-то мере компенсировалсяблаготворительными пособиями Марии Федоровны. В летние месяцы часть певчихотзывалась из Петербурга в Павловск, где они жили при дачном домеБортнянского. В конце сезона Бортнянский получал традиционную тысячу рублейассигнациями для раздачи певчим. Большая часть служебного времени Бортнянского уходила на бесконечнуюканцелярщину. Через него шли всевозможные ходатайства, прошения,аттестации, справки, связанные с певчими. Характерен, например, такойдокумент: «Свидетельство. Команды моей придворный певчий коллежский регистратор Михаиле Витковский желание имеет совокупиться законным браком с девицей Римско-католического исповедания Елисаветой Михайловной дочерью Вердерского,— в сем его желании от меня ему позволяется, и что действительно он еще холост в том сим за подписей моим с приложением герба моего печати и свидетельствую. Ноября... дня 1808 года. Действительный Статский Советник Бортнянский». Прошения певчих к Марии Федоровне о денежных пожалованиях или о принятииот купели их новорожденных детей также препровождались к Бортнянскому. Егомнение о достоинствах того или иного человека и определяло "Ееимператорского величества императрицы-матери". Помимо крупных достижений в финансовом и бытовом отношении, Бортнянскийстарался разумно организовывать общее образование певчих, чтобы "поспадании с голоса" они легко могли поменять профессию. Главнойпрофессиональной заботой Бортнянского в Капелле был, естественно, вокал.Здесь он бережно хранил и развивал традиции. Из поколения в поколениепевчие воспитывались на вокальной школе (первейшим ее мастером был самБортнянский), обеспечивавшей стабильную тембровую ровность и слитность хораот дискантов до басов, что облегчало техническую работу с ансамблем идавало ему огромные выразительные возможности. Учителя вырастали из певчих же, подобно самому Бортнянскому илимноголетнему его сотруднику Федору Федоровичу Макарову. В начале 1800-х годов Бортнянский широко проявил себя в музыкально-общественной деятельности. Он ввел дневные открытые концерты в зале Капеллы(еженедельно, по субботам) и в течение многих лет сохранял эту традицию.Концертами всегда дирижировал сам, даже в последние свои годы, несмотря напреклонный возраст. По свидетельству современников, эти концертыпользовались неизменным успехом у петербургской публики и зал всегда бывалпереполнен. Чрезвычайное собрание совета академии I сентября 1804 года принялоБортнянского в почетные академики. Немалое место в его жизни занимала исполнительская работа с хоромКапеллы для концертов Петербургского филармонического общества, основанногов 1802 году. Большая и даже подавляющая часть концертных программ обществасостояла из вокально-симфонических произведений, начало чему было положенооткрывшим его деятельность исполнением «Сотворения мира» И. Гайдна. Вдальнейшем в филармонических концертах прозвучали «Четыре времени года»Гайдна, Реквием Моцарта, Реквием Керубини, «Мессия» Генделя и многие другиесочинения. Общество было широко известно высокохудожественной пропагандойлучших образцов современной музыки. В 1824 году здесь состоялась премьераТоржественной мессы Бетховена (известно, что Бетховен рассчитывал на этоисполнение, ждал его). Сам Бортнянский никогда не дирижировал филармоническими концертами. Ноне кто иной, как он, мог решать вопросы репертуара и осуществлять общеехудожественное руководство. В 1815 году Бортнянский был избран почетнымчленом Петербургского филармонического общества. Творчество Бортнянского в этот большой последний период его жизниразвивалось в песенно-хоровом жанре. Еще появлялись отдельные духовныехоровые сочинения, написанные по заказу Марии Федоровны, любившей украшатьсвои семейные торжества «новыми молитвами господина Бортнянского». И новыеи старые одночастные хоры приобрели в те годы большую популярность. Неуступая концертам по красоте, они значительно проще для исполнения идоступны самому широкому кругу любителей музыки. Почти все эти сочинения —от трехголосных до двухорных — были напечатаны в середине 1810-х годов.Печатался Бортнянский в основном у Дальмаса, одного из известнейших русскихнотоиздателей того времени. В историю русской культуры, в летопись русского музыкального искусствавошло и знаменитое сочинение композитора - "Певец во стане русских воинов".Бортнянский здесь превзошел самого себя. Он создал хоровую застольнуюпесню. Исполнять ее можно было и вместе, и врозь. Хоровой общий припевпридавал произведению мощную, разительную силу. Седовласый маэстро выполнилсвой долг перед родной землей. Известно, какую роль в подъеме национально-патриотического духа сыграло его произведение. "Певец во стане русскихвоинов" - одно из завещаний Бортнянского В 1816 году на Бортнянского, как на «директора вокальной музыки», быливозложены обязанности цензора духовной музыки. Высочайший указ Александра Iгласил: «Все, что поется в церквах по нотам, должно быть печатное исостоять или из собственных сочинений директора Придворного певческого хорадействительного статского советника Бортнянского, или других известныхсочинителей, но сих последних сочинения непременно должны печатаемы быть содобрения г. Бортнянского» (Александровский указ 1816 года был подготовленрядом мер, начавшихся еще указом Павла I от 10 мая 1797 года: «О пении вцерквах вместо концертов, приличных псалмов или каноников, сочиненных попроизволению стихов отнюдь не употреблять. Нашед в нынешнее мое путешествие, что в некоторых церквах во времяпричастия вместо концерта поют стихи, сочиненные по произволению, желаю,чтобы от Синода предписано было всем Епархиальным Архиреям, дабы никакихвыдуманных стихов в церковном пении не употребляли, но вместо концерта пелибы или приличный псалом, или же обыкновенный каноник»). В том же году с его визой «Печатать позволяется. Д. Бортнянский» вышли всвет сочинения для хора а капелла на русские тексты Галуппи и Сарти.Бортнянский, очевидно, сам подготовил к печати их произведения, воздав,таким образом, дань уважения своим старшим коллегам. В этой же серии былиизданы некоторые сочинения младшего современника Бортнянского П. И.Турчанинова. В 1814 году Бортнянскому было предложено сочинить узаконенную вгосударственном масштабе литургию. Это должно было быть «простое пение, божественной литургии Златоустого, издревле по единому преданиюупотребляемое при высочайшем дворе». Под «простым пением» понималосьодноголосие. Надо понимать, что, видимо, понятие «простое» в те годытрактовалось уже не буквально, как в XVIII веке, а условно — какпротивопоставление сложному партесному многоголосию. Бортнянский выполнил этот заказ. Его «Простое пение» по существуявляется двухголосной литургией. Для нее характерно чередование свободнойвнеметровой речитации, номеров песенного характера и мелодикипромежуточного, полураспевного-полуречитативного типа. По свободе итонкости ладового освещения напевов в двухголосной вертикали «Простоепение» приближается к принадлежавшим Бортнянскому переложениям старинныхнапевов. Узаконенность литургии подчеркнута отсутствием в изданиях указанияавтора музыки (Сохранились три издания 1) выполненное Дальмасом в августе1814 года в количестве 138 экземпляров по просьбе Бортнянского дляпредставления двору; 2) отпечатанное на средства Кабинета в количестве 3600экземпляров и разосланное по епархиям в 1815 году (гравировано В. П.Пядышевым); 3) перепечатанное Дальмасом на основе первого его издания(тираж и дата неизвестны)). В те же годы Бортнянский предпринял грандиозное дело по редактированию иизданию своих четырехголосных концертов (Было подготовлено тогда 35концертов, откуда и пошла эта известная цифра). Рукописные копии, в которых по традиции распространялись концерты(публикация их была нерентабельной, потому что слишком дорогое издание немогло окупиться), грешили массой ошибок. Понимая, что рано .или позднонапечатать их нужно и что никто, кроме него, этого не осуществит,Бортнянский исполнил дело (не только личное, но и государственное), вложивв него большой труд и средства. К гравировке он привлек талантливогогравера из Депо карт Василия Петровича Пядышева, работа которого отличаласьювелирной красотой. В 1820-х годах, судя по газетным объявлениям, концертыпоступили в продажу (Полное собрание концертов имеется в ЛГИТМиК, отдельныеконцерты есть в ГБЛ и в ГЦММК). Это издание отличается точностью,тщательностью и содержит несвойственное партитурам того времени большоеколичество динамических оттенков. П. И. Чайковскому, редактировавшему этиконцерты для издания Юргенсона 1881 —1882 годов, оставалось лишь сделатьподстрочный клавир. Задача, вставшая перед композитором при сочинении «Простого пения»,должна была навести его на размышления об огромной художественной ценностии неисчерпаемом мелодическом богатстве древних русских напевов. Вполневозможно, что, сделав для себя это открытие, Бортнянский углубился визучение этого музыкального пласта. В 1878 году в приложении к «Протоколугодичного собрания Общества любителей древней письменности» был напечатан«Проект об отпеча-тании древнего российского крюкового пения», известныйкак «Проект Бортнянского». В 1901 году мнения об авторстве «Проекта»разделились. В. В. Стасов опровергал, а С. В. Смоленский защищалпринадлежность его Бортнянскому, считая, что никто кроме него не мог в товремя быть создателем такого документа. Основная идея «Проекта» заключается в том, что тщательная научнаяпубликация крюковых напевов сможет, с одной стороны, запечатлеть этоискусство как ценный и самобытный памятник отечественной культуры, а сдругой стороны, послужить изучению его для того, чтобы положить в основаниесовременной и будущей профессиональной отечественной музыки и развивать спомощью контрапункта. Сама по себе идея «Проекта» как забота о судьбе национальногомузыкального искусства в высшей степени благородна и достойна Бортнянского.Скорее всего, она именно ему и принадлежит. Но в изложении этой идеи, всамом тексте документа многое с Бортнянским не согласуется. Стиль частогрешит совершенно не свойственными Бортнянскому витиеватостью инапыщенностью. Текст «Проекта» грешит и некоторым пренебрежением кзападноевропейской культуре, намеками на западничество Сумарокова и т. п.Для Бортнянского все это означало бы отречение от его прежниххудожественных убеждений, от собственного музыкального прошлого. Это невяжется и с осуществлением издания сочинений Галуппи, Сарти, своихконцертов. Вероятно, «Проект» писал человек, не Знавший светскоготворчества Бортнянского 1770—80-х годов. (В те годы о нем действительнопочти никто не знал, кроме нескольких свидетелей павловско-гатчинскихоперных спектаклей). Можно привести еще много аналогичных доводов. Гипотеза о происхождении этого документа заключается в «истинепосередине». Основные мысли «Проекта» вполне могут принадлежатьБортнянскому. Но если бы они сложились в твердое и законченное убеждение,он бы скорее взялся прямо за дело, чем стал взывать к общественному мнению(тем более с помощью рукописных копий, в то время как тогда в России небыло недостатка в периодических изданиях разных направлений). Болеевероятно, что Бортнянский высказывал их устно, расценивая это не какпроект, а как «прожект», не реальный в ближайшем будущем, и, быть может,сетуя при этом на свои пожилые годы и адресуясь к молодым. В этом случаеавтором «Проекта» мог быть кто-нибудь из окружения Бортнянского, кто либосчитал своим долгом бескорыстно проводить его идеи в жизнь и решился, ненадеясь на собственный авторитет, на невинную с его точки зренияфальсификацию, либо преследовал какие-то свои цели. В любом случае этодолжно было произойти без ведома Бортнянского. Одним из возможных авторов «Проекта» представляется П. И. Турчанинов. Онбыл близок к Бортнянскому и увлекался переложениями старинных напевов,всегда подчеркивая свою искреннюю любовь к ним. Гармонизуя их, Турчаниновпринципиально оставлял мелодии в неприкосновенности, в отличие отБортнянского, который подвергал их значительной переработке. Что же касается творческого отношения Бортнянского к древнерусскомупевческому искусству, то оно реализовалось в виде переложений старинныхнапевов. Переложения старинных напевов широко вошли в исполнительскую практикуеще при жизни композитора. Бортнянский создал свой стиль обработки старинных напевов. Его сущность— в чутком синтезе наиболее своеобразных черт их мелодики с современнымиему принципами функциональной гармонии. Сведения, касающиеся создания переложений, скудны. Лишь такие косвенныеданные, как отсутствие названий переложений в «реестрах сочиненийБортнянского» 1796 и 1804 годов, а также замечания В. Аскоченского о том,что смерть помешала Бортнянскому увеличить их количество, позволяютпредположить, что композитор занимался ими в конце жизни. Все переложения были напечатаны и продавались в 1822 году (о чемсообщено в «Санкт-Петербургских ведомостях»), кроме одного («Ныне силы», ми-бемоль мажор): это переложение было напечатано в середине 1810-х годов, анаписано значительно раньше — до 1784 года, так как имеется в клавирномварианте уже в альбоме, посвященном Марии Федоровне. Интерес Бортнянского к переложениям старинных напевов возник, какизвестно, еще в молодые годы, в итальянский период, когда он писал хоралы снемецким текстом; некоторые из них являются переложениями мелодий такназываемых «киевского» и «греческого» распевов (Из известных впоследствиипереложений там предвосхищаются «Под твою милость» («Bekennen will ichdich, o Herr») «Слава отцу и сыну» («Wo ist ein Gott») и «Приидите,ублажим» («Ehre sei dem Vater»)). Существующие у разных авторов и в нотных изданиях сочинений Бортнянскогоссылки на оригинальные напевы не всегда достоверны. Постепенно, с развитиемнауки о древнерусском певческом искусстве, стало возможным более точноустановить источники переложений и дать научное объяснение происхождениюназваний распевов. Названия «греческий», «болгарский», «киевский» в разноевремя и разными исследователями объяснялись по-разному. В исследовании Н.Д. Успенский доказывает, что названия этих напевов в значительной степениусловны, а по происхождению напевы довольно поздние (Успенский, 93—96). Исследователь русской церковной музыки Д. Разумовский писал(Разумовский, 233—235), что Бортнянский брал эти напевы из «Печатных нотныхкниг Синода» (Ирмолога, Октоиха, Праздников и Обихода издания 1772 года).Однако в этих изданиях удалось найти лишь некоторые из оригинальных напевов(«Слава и ныне», «Дева днесь» и «Помощник и покровитель»). Обратившись кукраинским Ирмологам XVIII века, которые в силу украинского происхождения иукраинского контингента певчих Капеллы могли иметь существенное значение вмузыкальной практике Бортнянского, были найдены еще два оригинальныхнапева: «Чертог твой» и «Ныне силы небесныя» № 2. Сравнивая переложенияБортнянского с оригиналами, не всегда можно с полной уверенностьюутверждать, что именно данный напев был положен Бортнянским в основу егопереложения. Но такое сравнение представляется допустимым, так как многиенапевы имеют различные варианты, связанные с местными и временнымиусловиями их бытования, а изменяя их в своих переложениях, Бортнянский,вполне возможно, обобщал их наиболее яркие черты. Справедливыми кажутсяпредположения В. Металлова и А. Преображенского о том, что Бортнянскийопирался на устную традицию существования некоторых напевов. Эти жеисследователи (первый из них Металлов) отмечают южнорусское преломлениенапевов, к которым обращался Бортнянский (Металлов В.М., 103). К 1811-1816 гг. относятся внецерковныйе духовные гимны Бортнянского,например "Предвечный и необходимый" на слова Ю.А. Нелединского-Мелецкого. Вэтих произведениях сложился музыкальный стиль русского героико-патриотического гимна. Из другой музыкальной сферы вышла хоровая патриотическая песняБортнянского "Певец во стане русских воинов" на слова В.А.Жуковского.Стихотворение было написанно в 1812 г. "после отдачи Москвы перед сражениемпри Тартуне". Бортнянский написал песню для солиста (тенор), хора (альты,басы), оркестра. Это произведение было весьма популярно. ШестидесятилетнийБортнянский сумел найти ключ к эстетическим запросам нового поколения. Бортнянский принадлежал к числу известнейших людей своего времени. Этомуспособствовала не только популярность музыки, но и притягательное обаяниеего личности, широта интересов. Примечательна близость Бортнянского к столичной художественной среде.Справедливо отмечалось обилие живописных и скульптурных его изображений(Доброхотов). В Академии художеств Бортнянский был «своим человеком»задолго до того, как стал ее почетным членом. От Академии Бортнянскому былирекомендованы архитекторы Захаров и Паульсен, руководившие постройкой иотделкой его дома. Принятие Бортнянского в почетные члены Академии художеств наЧрезвычайном собрании совета 1 сентября 1804 года прошло даже без обычногозаявления, какие были представлены А. Н. Олениным, П. Л. Вельяминовым ипринцем Вольцогеном, принятыми в почетные члены тогда же. Через некотороевремя Бортнянский в знак признательности подарил Академии две живописныекопии: с картины Рафаэля «Брак Александра Великого с Роксаной» и «сдревнегреческой живописи из дому Альдебрандина, представляющей свадьбутогдашнего времени». Президент Академии А. С. Строганов и директор ее И. П. Мартос были с нимв дружеских отношениях. Существует мнение, что Строганов нередкосоветовался с Бортнянским при выборе и оценке картин (Долгов). Бортнянский и сам имел картинную галерею. Следы ее, вероятно, можно былобы отыскать по газетным объявлениям о продаже имущества после смертикомпозитора. Письма и документы Бортнянского Анна Ивановна хранила. После ее смертиДмитрий Долгов, очевидно по поверхностному ознакомлению с бумагами, написалбиографический очерк о Бортнянском для журнала «Нувеллист». Возможно, онзабрал архив к себе. Где Долгов жил — неизвестно, в адресных книгахПетербурга сведений о нем нет. Благородная жизнь Бортнянского породила красивую легенду о его кончине,происшедшей якобы под звуки собственного концерта, петого певчими.Рассказывают, что в день кончины Бортнянский призвал к себе хор капеллы иприказал петь свой концерт "Вскую прискорбна еси, душа моя", под звукикоторого тихо скончался. Свидетельство врачей о смерти Бортнянского (28 сентября 1825 года отапоплексического удара) выглядит, конечно, прозаично. Но за врачом послали,когда композитора уже не стало в живых, так что свидетельство само по себеэту легенду не опровергает. Даже если легенда полностью вымышлена, онаценна тем, что в ней проявилось трогательное уважение современников кцельной творческой натуре и жизни этого незаурядного человека изамечательного деятеля русской культуры. Похоронили Бортнянского на Санкт-Петербургском Смоленском кладбище. Нимогила, ни скромное надгробие, поставленное «скорбящей женой его», несохранились. Скульптурное изображение композитора имеется на памятнике«Тысячелетие России» (скульптор М. О. Микешин, 1861, Новгород). А строгаямраморная плита, которую можно увидеть ныне в Александро-Невской лавресреди памятников русским композиторам-классикам — это уже дань нашеговремени. В Нью-Йорке, в новом епископальном соборе св. Иоанна Богословапоставлена статуя Бортнянского. Из сочинений Бортнянского наибольшей известностью пользуются концерты:"Гласом моим ко Господу воззвах"; "Скажи ми Господи кончину мою"; "Вскуюприскорбна еси, душа моя"; "Да воскреснет Бог и расточатся врази его";"Коль возлюбленна селение твоя, Господи"; великопостные песнопения - "Даисправится молитва моя", "Ныне силы небесные", пасхальные песнопения -"Ангел вопияше", "Светися, светися"; гимн - "Коль славен наш Господь вСионе". Сочинения Бортнянского стали издаваться лишь с 1825 г. поднаблюдением прот. Турчанинова [pic]. Кроме издания капеллы (неполного) имеется издание П. Юргенсона : "Полноесобрание духовно-музыкальных сочинений", под редакцией П. Чайковского. Сюдавошли 9 трехголосных сочинений (в том числе "Литургия"); 29 четырехголосныхотдельных песнопений из церковных служб (в том числе 7 "Херувимских"); 16двухорных песнопений; 14 "Хвалебных песен" ("Тебе Бога хвалим"; 4четырехголосных и 10 двухорных); 45 концертов (35 четырехголосных и 10двухорных); гимны и частные молитвы (в том числе "Коль славен").Многочисленные сочинения Бортнянского в области светской музыки не изданы.Два из них имеются в рукописях в Императорской Публичной Библиотеке в СПб.:1) квинтет C-dur, соч. в 1787 г., для фортепиано, арфы, скрипки, виолы дигамба и виолончели; 2) симфония ("Sinfonie concertante") B-dur, соч. в 1790 г.,для фортепиано, двух скрипок, арфы, виолы ди гамба, фагота и виолончели.Эта симфония в сущности немногим отличается от квинтета по форме, стилю иинструментовке. В списке, приложенном к Высочайшему повелению 29 апреля1827 г., о покупке у наследников Бортнянского его сочинений, значатся междупрочим: "Сретение Орфеево Солнце", "Марш всеобщего ополчения России","Песни Ратников", "Певец во стане русских воинов"; 30 арий и дуэтоврусских, французских и итальянских с музыкой и оркестром; 16 хоровроссийских и итальянских с музыкой и оркестром; 61 увертюр, концертов,сонат, маршев и разных сочинений для духовной музыки, фортепиано, арфы идругих инструментов, 5 опер итальянских, а также "Ave Maria", "SalveRegina" с оркестром, "Dextera Domini" и "Messa". - О Бортнянском, кромеупомянутых источников, см.: Д. Разумовский , "Церковное пение в России"(Москва, 1867); Н.А. Лебедев, "Березовский и Бортнянский как композиторыцерковного пения" (СПб., 1882); собрание статей разных авторов подзаглавием: "Памяти духовных композиторов Бортнянского, Турчанинова иЛьвова" (СПб., 1908; статьи прот. М. Лисицына и Н. Компанейского ). Лучшим памятником композитору является, однако, живое, одухотворенноезвучание его произведений в наши дни, свидетельствующее о праве музыкиБортнянского на бессмертие. Лит.: Долгов Д. Д.С. Бортнянский. Биографический очерк. - Литературноеприбавление к журн. "Нуввелист", 1857, март; Берни Ч. Музыкальныепутешествия. Дневник путешествия 1779 г. по Франции и Италии. Л., 1961;Берлиоз Г. Избранные статьи. М., 1956;Успенский Н.Д. Образцы древнерусскогопевческого искусства. Л., 1968; Разумовский Д. Церковное пение в России.М., 1867; Металлов В.М. Очерк истории православного церковного пения вРоссии. Изд. 4-е. М., 1915; Доброхотов Б.В. Д.С. Бортнянский. М.-Л., 1950 В реферате использовался материал: М.Г. Рыцарева. КомпозиторД.Бортнянский. Л., 1979; А. Л. Порфирьева. Бортнянский Дмитрий Степанович// Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. 18 век. Книга 1. СПб.2000. С. 146-153.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Бортнянский Дмитрий Степанович iconРеферат на тему: Пластиковые карточки современный
Рe д’†п’†Yz2Балтийский Государственный Технический УниверситетВолчков Дмитрий ВикторовичВолчков Дмитрий Викторович
Бортнянский Дмитрий Степанович iconПрограмма фестиваля «Радиоboom 2012»
Выберите заинтересовавшее вас мероприятие и позвоните по тел. 8-953-924-46-78 (Дмитрий Мун, студент тусура – организатор работы со...
Бортнянский Дмитрий Степанович iconАлександр Степанович Попов

Бортнянский Дмитрий Степанович iconНиколай Степанович Гумилев

Бортнянский Дмитрий Степанович iconМережковский Дмитрий Сергеевич
Мережковский Дмитрий Сергеевич известный поэт, романист, критик и публицист. Родился в 1866 г. Отец его занимал видное место в дворцовом...
Бортнянский Дмитрий Степанович iconВ обсуждении научного сообщения приняли участие: Академик Павлов Дмитрий Сергеевич
Академик Павлов Дмитрий Сергеевич: Существуют масштабные экологические проблемы. Плотины влияют на жизнь экосистем, нарушается водообмен,...
Бортнянский Дмитрий Степанович iconНиколай Степанович Гумилев и эпоха Серебряного века

Бортнянский Дмитрий Степанович iconКняжение Димитрия Иоанновича Донского
Дмитрий не хотел поступать так с ближними, и Московское княжество оставалось ещё раздробленным. Так Дмитрий Иванович с двоюродным...
Бортнянский Дмитрий Степанович iconПрограмма фестиваля «Радиоboom 2012» Мероприятие Цель Дата проведения Место проведения (количество участников)
Выберите заинтересовавшее вас мероприятие и позвоните по тел. 8-953-924-46-78 (Дмитрий Мун, студент тусура – организатор работы со...
Бортнянский Дмитрий Степанович iconДокументы
1. /Николай Степанович Гумилев.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы