Кризис коммунизма в странах Восточной Европы icon

Кризис коммунизма в странах Восточной Европы



НазваниеКризис коммунизма в странах Восточной Европы
Дата конвертации26.07.2012
Размер369.34 Kb.
ТипРеферат
Кризис коммунизма в странах Восточной Европы


КРИЗИС КОММУНИЗМА В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ 1988.-1989.СОДЕРЖАНИЕВведение 3Становление и эволюциЯ тоталитарного 5социализма в 1945. - 1988. 5Революционные преобразованиЯв странах ВостоЧной Европы 13ЗаклюЧение 31Список использованой литературы 32Введение В течение 1989. - 1991. годов мир стал свидетелем уникального явленияпрокатившись по странам Центральной и Юго-Восточной Европы лавинареволюционных преобразований в мирное время стали причиной разложения целойимперии. Рухнули сложившиеся здесь за послевоенные десятилетия авторитарно-бюрократические режимы. Самое замечательное было то, что в этих режимах всебыло направлено на подавление каких- либо выступлений открытой силой идавлением, у них были для этого все средства: закон, средства медиа, армия,полиция, секретные службы. События развивались не только с громаднойбыстротой, но и отличались радикальностью результатов. Они втянули в своюорбиту Польшу и Венгрию, ГДР и Чехословакию, Болгарию и Румынию. Если жеучесть, что и Югославия также вступила в полосу революционных перемен, тонетрудно подсчитать, что процессами общественного обновления оказалисьохвачены 7 стран с общим населением около 140 миллионов человек.[1] Действительно, в первую очередь бросается масштабность событий.Создав качественно новый политический ландшафт в указанных странах, ониизменил расстановку сил на европейском континенте, затронули блоковуюсистему сложившихся отношений на мировой арене, поставили на повесткугерманский вопрос, оказали воздействие на перестроечные процессы вСоветском Союзе, повлияли на состояние дел в коммунистическом движении. Всеэто дает основание поставить революции 1989. года в этих странах в один рядс крупнейшими событиями XX век. Они подвели черту под более чем 40. летнимпериодом монопольной власти компартий в этих странах, а также оказали иокажут большое влияние на дальнейшие судьбы Европы и всего мира. Еще прошел слишком короткий отрезок времени, чтобы расставить всеточки над i и оценить проишедшее. Революции в странах Восточной Европысобытие само по себе уникальное и однозначно подходить к нему не следует-никогда еще раньше в истории не осуществлялся переход от социализма ккапитализму. Смена правд- мучительный процесс. Ведь меняются не простослова, другой становится вся лестница мотивационных и ориентирующихчеловека в общественной жизни ценностей. Однако сам процесс обновленияпродолжается до сих пор; некоторые пережитки прошлого до сих пор не отжилисебя. Но нельзя отрицать того, что процесс обновления был неизбежен, какнеизбежно было в истории падение всех империй, строящихся на тирании. История стран Восточной Европы имеет обширную историографию- каксоветскую так и зарубежную. Нетрудно заметить, что многое из того, чтописалось в предыдущие годы (особенно в Советском Союзе) не подтверждактсясегодняшней жизнью.
Смена правд - мучительный процесс, ведь меняется непросто вся лестница мотивационных отношений, меняется и сама жизнь, поэтомукрутые перемены, произошедшие в этих сранах требуют нового подхода кпроблематике. Политика демократизации общества в странах Восточной Европыоткрыла новую эру в процессе научного изучения истории. История сталаизбавлятся от груза политических и идеологических наслоений. Мир в трудахисториков стал выглядеть более живо и наглядно. Большую помощь в написании работы оказала статья В. Волкова-Революционные преобразования в странах центральной и юго-восточной Европы.Хотя автор, в силу того, что работа написана в 1990. году, еще полностью неизбавился от влияния коммунистической идеологии, статья представляетдостаточно хороший анализ, характеристику и фактологию событий. Две работы - Восточная Европа на историческом переломе.М,1991 иВосточная Европа. Контуры посткоммунистической модепи развития.М, 1992.помогают оценить ход революционных событий и представить новые контурыразвития Восточноевропейских стран. Пожалуй, самую достоверную картину того времени можно почерпнуть изгазет(Правда, Известия). Полемика, дискуссии, острые статьи-простоокунаешься головой в то время и пропускаешь чрез себя историю. В западной историографии известно большое количество трудов различныхисториков. Автор данной работы использовал труд Crampton, R. Eastern Europein the twentieth century.NY,1994, кторый может использрваться даже какучебник XX века Восточной Европы, так просто, доходчиво и понятно оннаписан. The new democracies in Eastern Europe.GB.1993- сборник трудовразличных западных историков, раскрывающий проблемы зарождения установленияновых демократий в странах Восточной Европы. Становление и эволюция тоталитарного социализма в 1945. - 1988. (предпосылки кризисов) Во время второй мировой войны страны Восточной Европы оказались вразном положении. Польша, Чехия, Албания были оккупированы германскими иитальянскими войсками. Болгария, Венгрия, Румыния, Словакия и Хорватия,стали союзниками Германии и Италии. Освобождение от фашизма этих стран, каки на западе Европы, означало восстановление независимости там, где она былаутеряна, или смену политического режима, там где она сохранилась. Нопослевоенные усилия всех правительств были направлены одинаково на решениепервоочередных общенациональных задач: ликвидацию господства оккупационныхи местных фашистских режимов, возрождение разрушенной войной и оккупациейэкономики, восстановление демократии. Госаппарат был очищен отпрофашистских элементов, деятельность фашистских партии была запрещена.Восстанавливались демократические конституции, упраздненные в 30. годыавторитарными режимами. Начали функционировать парламенты. Наряду спрежними структурами госвласти стали действовать новые, родившиеся в ходеосвободительной борьбы,- национальные комитеты и советы. Таким образом врезультате освобождения от фашизма в странах Центральной и Восточной Европыутвердился новый строй, который стали именовать народной демократией. Вполитической сфере его чертой была многопартииность, при которой недопускалась деятельность явно фашистских партий. В Румынии, Венгрии,Болгарии сохранился институт монархии. В сфере экономики сохранилисьчастные и кооперативные предриятия. [2] Развитие событии на Западе и на Востоке Европы было в первыепослевоенные годы весьма сходным. Отличие же состояло в том , что ВосточнуюЕвропу заняла Советская Армия и там гораздо более значительной была ролькомпартий. Во-первых, потому что в некоторых из них (Югославия, Албания)компартии руководили партизанским движением и , опираясь на него, сталисамой влиятелной политической силой. Во-вторых, потому что пользовалисьподдержкой СССР, под его давлением коммунисты вошли в состав всехпослевоенных правительств этих стран, занимая, как правило, “силовые“министерские посты. В-третих, потому что выдвинули антифашистскиедемократические лозунги, пользующиеся массовой поддержкой. По многимвопросам, которые решались новой властью возникали постоянно противоречиямежду коммунистами и партиями Национальных фронтов. Буржуазные имелкобуржуазные партии считали, что развитие государств Восточной Европыдолжно идти по пути буржуазной демократии с внешнеполитической ориентациейна Запад и с сохранением дружеских связей с СССР. Компартии же полагали,что неоходимо углубить процесс преобразовании, и использовать положение дляпостроения социализма.[3] Опираясь на оставшиеся в большинстве стран советские войска,находившиеся в их распоряжении органы безопасности и также подчинив себесоциал-демократические движения, компартии сумели нанести удары пополитическим позициям буржуазных партий, вынужденных перейти в оппозицию.Члены же оппозиции нередко обвинялись в заговорческой деятельности иарестовывались. В Венгрии в начале 1947 года такие обвинения были выдвинутыпротив ряда руководителей Партии мелких сельских хозяев (ПМСХ), в том числеи против главы правительства. В Болгарии был казнен Н.Петков, один излидеров БЗНС (Болгарский земледелческий народный союз), а в Румынии преданысуду ряд деятелей национал-царанистской (крестьянской) партии.[4] Таким образом в 1947.-1948. годах, опираясь на уже завоеванные позициии прямое давлении из Москвы коммунисты, удалив своих политическихпротивников, укрепили собственные позиции в руководстве государством иэкономической жизнью и установили свою безраздельную власть. Придя к власти, компартии приступили к “строительству социализма”.Робко выдвигаемые в некоторых компартиях идеи привнесения национальныхособенностей, были отвергнуты в пользу копирования опыта СССР. Былапреобразована политическая система. Многопартииность либо ликвидировалась(Венгрия, Румыния, Югославия, Албания), либо партии теряли политическуюсамостоятельность, становясь частью руководимых коммунистами коалииций,фронтов ( ГДР, Польша , Чехословакия, Болгария). Вся полнота властисконцентрировалась в руках исполнительного аппарата, который практическислился с аппаратом компартии. Судебная и представительная власть потерялисамостоятельность, с принципом разделения властей было покончено. Все праваи свободы фактически были отменены, хотя формально сохранились конституции,всеобщее избирательное право, регулярно проводились “выборы”, а государствас гордостью назывались странами “народной демократии”- с демократией былопокончено.[5] Сталинская “теория” обострения классовой борьбы по мере движения ксоциализму, воспринятая руководством стран Восточной Европы, привела нетолько к напряженным отношениям со странами Запада, но и к развитиювнутренней репрессивной системы. Репрессиям подвергались не только простыеграждане, но и видные партийные и государственные деятели- В.Гомулка(Польша), Л.Райк (Венгрия), Г.Гусак (Чехословакия), К.Дзодзе (Албания),Л.Патрашкану (Румыния), Т.Костов (Болгария) и др.[6] Во всех странах, подобно культу личности Сталина, сложился культсобственных “вождей”- М.Ракоши (Венгрия), К.Готвальда (Чехословакия),Э.Ходжи (Албания), Г.Георгиу-Дежа (Румыния) и др. В области экономики “строительство социализма” означало завершениенационализации промышленности и финансов, проведение идустриализации,кооперирования сельского хозяйства. Рыночная экономика уступила местоплановой. Происходила масштабная ломка экономических и социальныхструктур.Исчезли предприниматели и самостоятельные крестьяне.Большая частьвзрослого населения оказалась занята в государственном секторе экономики. Страны Восточной Европы, за исключением Чехословакии и восточной частиГермании были аграрными. Причем и сельское хозяйство находилось надовольно отсталом уровне. Темпы экономического развития этих стран и довойны были низкими. Существовало аграрное переселение и безработица.Военные действия для этих стран обернулись разрухой. [7] Начало “строительства социализма” в этих странах привело к бурномуэкономическому росту, продолжавшемуся до середины 60. годов. Мотором этогоэкономического роста была индустриализация. Темпы роста промышленностиздесь не имели себе равных даже на фоне экономического бума на Западе.Индустриализация приняла здесь, как и в СССР, форму преимущественногоразвития тяжелой промышленности. Средства на нее были получены благодарянационализации. Кроме того, особенно на начальной стадии индустриализации,искусственно сдерживалось потребление. Так, государство получиловозможность аккумулировать средства и направлять их на промышленныеинвестиции. СССР взял на себя поставки оборудования, подготовку кадров, оноставался основным поставщиком минерального сырья и энерго ресурсов. Покрайней мере до середины 60. годов не было проблемы с трудовыми ресурсами:аграрное перенаселение, безработица, а в дальнейшем возможностьиспользовать женский труд благоприятствовали индустриализации. Стремлениесоздать многоотраслевую тяжелую промышленность, как в СССР, зачастуюперевешивало учет реальных возможностей и приводило к диспропорциям вразвитии народного хозяйства. Форсированные темпы индустриализации, при незначительных вложениях в сельское хозяйство и производство потребительскихтоваров порождали ограничение потребления и падение жизненного уровня. Этобыло одним из источников недовольства, приведшего к кризисам 50. годов.[8] Индустриализация привела и к быстрому росту городского населения. Вовсех странах, кроме Албании сейчас оно составляет большинство. Изменилась и социальная структура населения. В этих странах сначалаисчез слой крупных земельных собственников, затем крупных и среднихпредпринимателей. После проведения кооперирования везде, кроме Польши,исчезло самостоятельное крестьянство. В итоге социальная структураупростилась; доминирующую роль стали играть две социальные группы: занятыепо найму в госсекторе и кооперированные крестьяне. Среди первых преобладаютлица физического труда, занятые в производственной сфере.[9] Кардинальные изменения произошли и во внешней политике стран ВосточнойЕвропы. Из “санитарного кордона” против СССР они превратились в егосаттелитов. Экономические связи с созданием в 1949 году СоветаЭкономической Взаимопомощи (СЭВ) стали замыкаться на Советском Союзе. СССРдобивался монолитного единства и требовал полного подчинения внутренней ивнешней политики восточноевропейских стран курсу советского руководства.Всякое неповиновение Москве вызывало жесткую реакцию. Эта жесткаявнутренняя дисциплина на фоне бескомпромисной конфронтации с Западом делаетвозможным определение этой системы как “социалистического лагеря”- терминтогда широко использовался в документах компартии.[10] В течение 1947.-1948. в странах Восточной Европы утвердилсятоталитарный социализм по образу и подобию СССР с тем лишь различием, чтоне сопровождались гражданской войной, а госстрой не принял полностьюпроизошли революции, общественный и политический строй был кардинальнопреобразован. Революции эти были социалистическими, в том смысле, что ониутвердили общественную, государственную собственность в качестве ведущей, иантидемократическими. Они привели к формированию в этих советской формы. Смерть Сталина в 1953 году привела к крупным переменам в СССР и встранах Восточной Европы. Освобождение от давящего страха перед нимобнажило глубокие противоречия тоталитарного социализма и массовоенедовольство и даже сопротивление ему. В ГДР, а затем в Польше и Венгриивозникли политические кризисы, преодаление которых оказалось невозможнымбез применения силы. Возникла необходимость модернизировать курс компартийс тем, чтобы снять главные причины недовольства. Были прекращены массовыерепрессии и проведена частичная реабилитация их жертв.[11] В 60. годы в большинстве стран Восточной Европы источники быстрогороста за счет строительства все новых заводов и увеличения числа рабочихиссякли, его темпы снизились.Экономическое развитие теперь можно былообеспечить лишь за счет роста производительности труда; избыток трудовыхресурсов ушел в прошлое. Прежние методы управления экономикой уже неподходили. В 60. годы почти во всех странах осуществляются экономическиереформы; первой их провела в 1963 году ГДР. Их цель состояла в созданиихозяйственного механизма, стимулирующего рост производительности труда. Дляэтого проводилась децентрализация управления, предприятия переводились нахозяйственный расчет, расширялась сферя действии товарно-денежныхотношении. Частично снимались ограничения для мелкого бизнеса. Внесеныизменения в предусмотренные темпы индустриализации, смягчены формыкооперирования, а в Польше оно было остановлено. Все это делалось безизменения формы собственности и при сохранении центрального планирования.Тем не менее благодаря этим реформам удалось остановить тенденцию к падениютемпов роста и действительно увеличить производительность труда.[12] Во многих странах процессы сопровождались “оттепелью” в сфереидеологии и культуре. Изменился характер взаимоотношении стран Восточной Европы и СССР: ониприняли форму военно-политического союза- Организации Варшавского Договора(ОВД), созданного в 1955 году.[13] Процессы конца 50. начала 60. годов означали новую полосуисторического развития стран Восточной Европы. Тоталитарный социализм небыл ликвидирован, но был смягчен, предпринимались попытки придать емучерты, которые могли бы сделать его более приемлемым для масс. Нодесталинизация имела свою логику развития. В сущности это был процессрасширения свободы. На определенном этапе развития это, естественно,ставило вопрос и о политических свободах, что уже непосредственно угрожаломонополии компартии. На этом этапе охранительские настроения берут верх вруководстве коммунистов. Победа реформистского, обновленческого крыла вКоммунистической партии Чехословакии в 1968, провозглашение ею курса напоследовательную демократизацию и рыночные реформы, показала всем остальнымопасность дальнейшей десталинизации и вызвала консолидацию консервативныхсил. Ввод войск 5 стран ОВД в Чехословакию говорил о решимости ихруководителей предотвратить демонтаж тоталитарного социализма и стал точкойотсчета движения вспять. Постсталинизм 50.- 60. годов уступил местонеосталинизму 70. годов. Экономические реформы были остановлены. Элементы возродившихсярыночных отношении строго ограничивались, стали возвращаться к старымметодам управления экономикой, а значит и к старым проблемам. Очень серьезные проблемы перед социалистическими странами поставилоначало нового этапа научно-технической революции. Со всей остротой всталазадача преобразования экономики на основе новейшей техники и технологии,смены методов управления. Экстенсивный путь развития экономики к томувремени полностью исчерпал себя. Но административно-командная система,сложившаяся по образцу советской модели, оказалась чрезвычайнонеповоротливой. Она стала тормозом на пути назревавших реформ. Поэтому совторой половины 70. годов во всех социалистических странах стал все болееуглубляться кризис экономических и политических структур. Удельный вес соцстран в мировом промышленном производстве, достигшийв 60. годы примерно 1/3, а в общемировом национальном доходе- 1/4, впоследующие годы практически не менялся. Доля этих стран в мировой торговлесоставляла около 10% и имела тенденцию к сокращению. Еще меньшей была ихдоля в экспорте машин и оборудования, в обмене технологий. Объемвнешнеторгового оборота на душу населения в странах СЭВ был в четыре разаменьше, чем в странах ЕЭС, в двое меньше, чем в США.[14] Однако не эти количественные показатели были главным проявлениемкризиса экономики в соцстранах. Гораздо большую опасность представлялоусиливавшееся их отставание по качественным показателям от высокоразвитыхстран. СССР и Восточноевропейские страны не включились в новый этап научно-технической революции, и техническая база их промышленности не подвергласьмодернизации. Нарастающее оставание в научно-техническом оснащении вело ктому, что большинство продукции их промышленности не выдерживалоконкуренции. Слабая экспортная база (сырье и энергоносители),неотрегулированный внешнеторговый механизм, нестойкие связи с Западом,ориентация внешеней торговли на неконкурентноспособный рынок СЭВ- все этоиз года в год обостряло экономическую ситуацию в странах Восточной Европы.Эти трудности еще более усиливались постоянным ростом внешнейзадолженности. Внешняя задолженность странВосточной Европы в 1985 году (в млр. долл.)[15] Болгария 3.1 Румыния6.5 Венгрия 11.7 Чехословакия3.8 ГДР 13.9 Польша 29.3 В 70. годы хоть медленно но продолжался рост производства нефти,газа, стали, цемента, химпродуктов, но вместе с тем производствопотребительских товаров не наращивалось, да и по качеству и ассортиментуони заметно отставали от Западных образцов. В 80. годы это отставаниезаметно увеличилось. Дефицит многих товаров первой необходимости сталпросто хроническим. Стала острой продовольственная проблема. Эффективностьфункционирования народного хозяйства снижалась. Пятилетние планы, какправило не выполнялись. Тиски инфляции все более сжимались. Грубые просчеты в планировании и в ивестиционной политике не даваливозможности ликвидировать глубокие диспропорции в экономике, провестинеобходимые структурные изменения. [16] Политические режимы ужесточались, что сразу привело к появлению в рядустран “диссидентов”. В отношениях с СССР упор стал делаться не насуверенитет и равенство, а на приоритет защиты “социалистическихзавоевании”. Именно эта идея в оправдании интервенции в Чехословакии былавыдвинута Л.И.Брежневым и получила название “доктрина Брежнева”.[17] Социально-политическая обстановка во всех соцстранах все болееобострялась. Учащались забастовки, митинги, массовые демонстрации, в ходекоторых выражался протест против ухудшений условий жизни. В обществе сталипроявляться идейная дезориентация, неверие в провозглашенные, но нереализованные ценности социализма, в способность социализма к обновлению.Все более настойчиво выдвигались требования экономических и политическихреформ. Явно сокращалось доверие к правящим коммунистическим и рабочимпартиям.[18] Наиболее острой была ситуация в Польше. Уже в начале 70. Годовпроизошли первые крупные выступления рабочих против экономической политикиправительства. Был создан новый массовый профсоюз “Солидарность”. На рубеже70.-80. годов разразился политический кризис. Попытки выхода из негопривели к введению в стране в декабре 1981 года военного положения.[19] Попытки выхода из кризиса предпринимались и в других странах.Неоднократно выдвигались более или менее радикальные планы экономическихреформ. Однако эти реформы каждый раз либо насильственно прерывались, либозахлебывались в тисках административно-бюрократических решений. Кризисная ситуация все более охватывала и сферу сотрудничества врамках Совета Экономической Взаимопомощи. Централизованные административныерешения не обеспечивали эффективного экономического сотрудничества, мешалирационализации народнохозяйственных структур, интенсификации производства.Полностью исчерпала себя старая модель хозяйственных взаимосвязей.Основанная на вывозе топлива и сырья из Советского Союза и поставках в СССРпродукции обрабатывающей промышленности из других стран. Резко сокращалисьобъемы взаимной торговли. Неудовлетворенность деятельностью СЭВ проявляласьбуквально на каждой его сессии.[20] Кризис прявлялся и в социальной сфере. Жизненный уровень снижался, дозападных стандартов ему было далеко. Это обуславливало падение рождаемостии увеличение смертности в странах Восточной Европы. Рождаемость, смертность, естественный прирост в странах Восточной Европы в 1950.- 1986. годах ( на 1000 человек)[21] Рождаемость Смертность Естеств.прирост Страна 1950 1986 1950 1986 1950 1986 Болгария 22.2 13.5 13.411.4 8.8 2.1 Венгрия 20.0 12.1 14.3 13.8 5.7 -1.7 ГДР -- 13.3 -- 13.4 -- -0.1 Польша 24.6 17.0 13.910.1 10.7 6.9 Румыния 26.0 15.8 18.910.9 7.1 4.9 Чехословакия 20.6 14.2 14.0 11.8 6.6 2.4 Революционные преобразования в странах Восточной Европы Экономическая ситуация в странах Восточной Европы в конце 70.-начале80. годов впривела в конечном счете к появлению социальных проблем.Возникла безработица, явная или скрытая инфляция обесценила заработнуюплату, ухудшилось продовольственное обеспечение. Стали исчезать те чертыобраза жизни, которые в массовом сознании закрепились как “завоеваниясоциализма”: отсутствие безработицы, социальная стабильность, твердыецены. Тоталитарный социализм исчерпал последние аргументы в свою защиту какболее “ передового строя”. Замалчивать или скрывать проблемы сталоневозможным в силу большей открытости странах Восточной Европы для Запада.Разочарование в социализме сделало неэффективным прежние способы контролянад массовым сознанием, без которых невозможно существование тоталитарногообщества. При этом попытки подавления недовольства были бесперспективны,поскольку само по себе ужесточение режима не решило бы экономическихпроблем. Кризис тоталитарного социализма стал всеобщим- экономическим,социальным, политическим и моральным. Толчком к разрешению его сталаперестройка, начавшаяся в 1985. году в Советском Союзе, оказавшая на страныВосточной Европы большое влияние. Она порождала в народных массах такие жепроцессы, что и в советском обществе. Происходила быстрая политизацияразличных слоев населения, которая вела к выработке новых взглядов, новыхоценок и самооценок, к осознанию реальностей на ином качественном уровне.[22] В сознании народов стран Восточной Европы прочно укрепилось сознание осложности реформ из-за “неусыпного ока” восточного соседа- СССР (подавлениевыступлений в Чехословакии и Венгрии было мощным прецедентом), к тому же натерритории вышеупомянутых стран повсеместно находились советские войска.Однако обессиленный собственными экономическими, политическими исоциальными проблемами, увязший в бесполезной войне в Афганистане,Советский Союз, вставший уже худо-бедно на путь реформ, не препятствовализменениям в бывших странах- саттелитах. Горбачев заявлял в конце 80. : “Восточная Европа не является большестратегически необходимой территорией, это дорогое экономическое бремя иключ политического неудобства… но нет модели развития одинаковой для всех”В 1987. году Егор Лигачев в интервью Венгерскому телевидению объявил : “Каждая нация имеет свой путь развития.”[23] Подобные речи показали всем народам Восточной Европы, что в СоветскомСоюзе произошел отказ от “доктрины Брежнева” и сила не будет использованапротив них, и они могут теперь сами выбирать для себя или социальнуюдемократию или демократический социализм. [24] Во всех странах стала постепенно назревать революционная ситуация“особого рода”. Ее отличительной чертой было отсутствие политическогомеханизма, способного уловить свидетельства назревавших внутреннихконфликтов: вновь авторитарно-бюрократический режим, лишенный обратнойсвязи, не мог адекватно отреагировать на происходящие общественные сдвиги.Рост же оппозиционных настроений пытались привычно подавить репрессивнымаппаратом. Движущие силы революций 1989. года складывались из многих факторов:политических, экономических, социальных. За 45 послевоенных лет многоеизменилось в сознании людей: сменилось два поколения. Вырос удельный вессредних слоев, а также лиц занятых в инфраструктуре. Как следствие этихизменений сложилось общество с совершенно иным социально-политическимобликом, чем полвека тому назад. И во всех социальных слоях обществанедовольство, накопившееся за годы господства авторитарно-бюрократическихрежимов, подошло к опасной взрывной черте. В его основе лежало кризисныеявления экономики, тоталитарное отчуждение практически всех слоев(исключая правящий) от власти и от собственности (хотя последнее и не былостоль тотальным, как в СССР). Отсутствие гибкости политическогоруководства этих стран не дало возможности перевести назревающий взрыв врежим управляющей реакции. [25] Цепная реакция революционных взрывов свидетельствовала о тесной связипроисходивших в разных странах однонаправленных процессов и о близости ихположения. Они свидетельствовали об общем кризисе, охватившем авторитарно-бюрократические режимы в ряде стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Революции были делом народных масс. Многосоттысячные демонстрации наулицах и площадях Праги и Берлина, Лейпцига и Софии самоотверженностьмолодежи, поднявшейся на борьбу в Бухаресте, Темишоаре и других городахРумынии, предрешили их исход. Активное участие в событиях студенческоймолодежи, а также других слоев населения характерно для всех стран. В то жевремя успех этих революций вряд ли правомерно относить на счет одних толькостихийных выступлений. В них присутствовала и определенная организация.Вопрос о политической организации революций конца 1989. года нуждается втщательном изучении, ибо пока он во многом не ясен. Основным лозунгом народных масс в ходе революционных выступлений былитребования демократии и ликвидации монополий правяших компартий на властькак ядра авторитарно-бюрократических режимов.И эта задача была в основномрешена. Власть перешла из рук партийно-государственного исполнительногоаппарата в руки представителных органов управления, а формы такого переходав каждой стране очень разнообразны. В Польше, Венгрии, Чехословакиисредоточием новой власти стали парламенты, что сопровождалось бурным ростовальтернативных политических организаций, созданием внеконституционыхструктур гражданского общества, которые стали гарантами необратимостипроисшедших перемен. Близкие по форме процессы характерны и для ГДР, принесколько большей роли исполнительных органов государственногоуправления.[26] Почти во всех странах события начиналась с прихода к властисторонников (обновления социализма( в компартиях. Это было итогом либоострой внутрипартийной борьбы (Польша, Венгрия, Болгария), либо произошлопод прямым давлением начавшихся массовых выступлений (Румыния, ГДР).Обновленцы провозглашали курс на замену тоталитарного социализмадемократическим, заимствую этот термин из арсенала социал-демократии.Первым же итогом их прихода к власти было провозглашение плюрализма иприхода к власти было провозглашение плюрализма и многопартийности,появление оппозиционных политических группировок, стремительно расширявшихсвое влияние за счет критики тоталитарного социализма и компартий. Напервых же свободных выборах сторонники обновления соцализма, как правило,получали большинство и приходили к власти, оттесняя компартии. Они ужепредлагали политические программы не (обновления социализма(, а(строительства капитализма(, включая приватизацию госсектора, поощрениебизнеса, создания рыночных структур. В политической области они продолжалилинию обновленцев на демонтаж тоталитарного общества. Во внешней политикеповорот был особенно резок: они требовали ликвидации СЭВ и ОВД, выводасоветских войск со своих территорий и заявили о желании интегрироваться вЕвропейское Экономическое Сообщество.[27] Как демократические и антитоталитарные революции они-противоположность революциям 40. годов. Тем не менее у них есть общиечерты. Революции 40. годов начинались с захвата власти, формированиятоталитарного режима, а затем под него подводилась соответствующаясоциальная, экономическая опора в форме (строительства социализма(. Такимже путем шли и революции 1989. года. Сначала сокрушен политический режими к власти пришли оппозиционные силы, которые затем начали “строительствокапитализма”, создание соответствующей либеральной демократии, социально-экономической базы- социально-ориентированного рыночного хозяйства.Основными направлениями экономических реформ были: восстановлениерегулирующей роли рынка и полнлценных товарно- денежных отношений, переходк конвертируемой валюте, к многоукладности экономики и сосуществованиюразличных форм собственности, включая признание частной собственности ирынка наемной рабочей силы, демонтаж командно- административной системы,децентрализация и демократизация хозяйственной жизни.[28] Конечно, события в каждой стране отличались национальнымиособенностями. Наблюдая за процессами в Советском Союзе, общественность странВосточной Европы ожидала, что политическое руководство этих стран восприметреформы. Частично такие ожидания оправдались лишь в Венгрии и Польше, гдеразвитие событий приняло, однако, другой характер, чем в СССР, а именно-переход правивших там компартий к парламентской модели развития , то есть котказу от монопольной власти и признанию альтернативных политических сил.Такому развитию предшествовала долгая политическая борьба как вруководствах правящих партий, так и за и пределами. [29]Польша В Польше в результате кризисного развития 1980.-1981. годов и впоследующие годы ПОРП (Польская объединенная рабочая партия) и все обществопретерпели серьезные измения. В ходе развития событий, подвергалисьпереоценкам история социалистических преобразований, постулатыполитического и экономического устройства, вынашивались идей необходимостиплюрализма, демократизации, рыночной экономики. Реально сформировавшаясямногопартийность, наличие такого мощного оппозиционного движения, как“Солидарность”, и реальное присутствие в политической жизни католическойцеркви с ее моральным авторитетом привели в конечном итоге к идеедостижения общественного компромиса. На основании собственного опытаправившая ПОРП пришла к выводу о необходимости социалистическогоплюрализма.[30] В 1988. году партия обьявила о начале экономических реформ.Были сняты ограничения с деятельности частного бизнеса, либерализированвалютный обмен, госпредприятия получили хозяйственную самостоятельность. 6.февраля 1989. года открылись заседания “круглого стола”, за которымвстретились представители правящих кругов и оппозиционных сил, включая“Солидарность”, на которых стали обсуждаться перспективы политическихреформ. Достигнутые там соглашения стали возможными на основе признанияпринципов парламентской демократии и гражданского общества, что создалобазу для проведения глубоких политических преобразований.[31] Первой пробойстали выборы в сенат польского сейма в июне 1989. года. Они дали настолькоошеломляющую победу “Солидарности”, - она завоевала 99 из 100 мест. ПОРПпокинули ее былые союзники- Объединенная крестьянская и Демократическаяпартии. Впервые в истории правительство социалистической страны возглавилбеспартийный политический деятель. Им стал один из активных деятелей“Солидарности” Т. Мазовецкий. В состав правительства вошли все ведущиеполитические силы, символизируя гражданское согласие относительно путейвыхода из кризиса. Внутриполитическай жизнь страны все больше подвергаласьдеформации. Из конституции страны была исключена статья о “руководящей инаправляющей роли” ПОРП, а январе 1990. года она вообще пересталасуществовать, преобразовавщись в Социал-демократию Республики Польша.Изменилось название страны: она стала называться Республикой Польша. Вдекабре 1990. года на первых всеобщих выборах президента им был выбран ЛехВаленса. Формирование нового правительства было поручено представителю“Солидарности” Я. Белецкому.[32] Вместе с этими политическими изменениями произошли существенныеперемены и в социально- экономической сфере. В Польше впервые в ВосточнойЕвропе была осуществлена так называемая ”шоковая терапия” - внезапныйпереход к рыночной экономике. Составной частью этой политики была отменаконтроля за ценами при одновременном введении свободы торговли и началоприватизации государственного сектора. Цены взмыли вверх, жизненный уровеньупал, выросла безработица, однако заработали рыночные механизмы. Инфляцияснизилась, вскоре был остановлен спад производства. 1993 год стал годом,когда экономика вышла из кризиса. Правительство начало и масштабную переорентацию внешней политикиПольши. Было заявлено о желании войти в ЕЭС. Решен вопрос о выводесоветских войск с ее территории. Налажены болле тесные экономические связикак со странами Запада, так и с новообразовавшимися после распадаСоветского Союза государствами.[33]Венгрия Венгрия наряду с Польшей первой среди стран Восточной Европы вступилана путь реформ. Начав еще в 1968. году экономическую реформу, она подвоздействием неблагоприятных внутренних и внешних факторов не раз былавынуждена затормаживать ее ход, а затем снова, в еще более сложныхусловиях, возвращаться к идее реформ. Все это осложняло весь ход социально-экономического и политического развития страны. К середине 80. годов ресурсы экстенсивного развития были исчерпаны.Внешнеэкономическая ситуация стала еще более неблагоприятной. Это привело кограничению капиталовложений в народное хозяйство, к сокращению импорта, кснижению личного потребления населения, к замедлению общих темпов роста.Быстро росла внешняя задолженность: в 1986.году она составляла 8 млрд.долл., а в 1989. году возросла до 20 млрд. Все это создавало новыетрудности в развитии хозяйства страны. Принимавшиеся меры (девальвацияфоринта, сдерживание роста заработной платы и др.) не давали положительныхрезультатов.[34] Несмотря на неоднократные решения венгерского руководства опреодолении негативных тенденций в экономике, ситуация в хозяйстве неулучшилась. Это привело к новым мерам по сдерживанию личногопотребления и доходов населения. В 1987. году было осуществленоцентрализированное повышение цен на продукты питания, на рядпромышленных товаров, на некоторые виды услуг. Цены неоднократно повышалисьи позже. Выросли цены на топливо,бензин. Повысилась квартирная плата,стоимость проезда в транспорте. Реальная заработная плата сокращалась годза годом. [35] Быстро росло недовольство и критика застойных явлений в обществе,стали раздаваться голоса о необходимости кардинальных экономических реформ.Преобразования, проведенные в политической сфере, были совершеннонедостаточными.Активизация деятельности Государственного собрания, принятиеим ряда законодательных актов о демократических свободах и правах граждан,о борьбе с хозяйственными преступлениями и проявлениями коррупции не смоглиуспокоить все возраставший критический настрой венгерской общественности.Некоторую надежду на обновление породили произведенные в мае 1988. годаизменения в руководстве страной. Были обновлены политбюро и секретариатВенгерской социалистической рабочей партии. Возглавлявший партию в течениетрех десятилетий Я. Кадар уступил пост генерального секретаря партии К.Гросу.[36] Однако отсутствие кардинальных изменений в системе политическогоуправления все больше подрывало авторитет правящей партии и ее руководства. В стране активизировались силы, требовавшие политического плюрализма,ликвидации монопольного положения ВСРП, в первую очередь это былаинтеллигенция. В научных кругах получили развитие идеи создания новоймодели социализма , отличной от системы сталинского типа, сталивыдвигаться проэкты экономических реформ.[37] Началось бурное формированиеальтернативных общественных организаций, политических движений и партий,требовавших политического плюрализма, ликвидации монопольного положенияВСРП. Эти требования разделяли и некоторые руководители партии, считавшие,что только на основе многопартийной системы можно провести широкуюдемократизацию общественной жизни, обновить парламентскую системуправления, а затем и довести до конца реформу экономического управления. Кчислу реформаторов в самой ВСРП относились члены политбюро Р. Ньерш и И.Пожгаи, премьер-министр М. Немет и председатель Государственного собранияМ. Сюреш. Именно они и выступили за роспуск ВСРП и создание на ее основеновой, левой партии.[38] Крупной вехой политической жизни стал Пленум ЦК ВСПР в феврале 1989.года, на котором произошла коренная переоценка событий 1956. года вВенгрии. Если ранее их именовали “котрреволюционным путчем”, то теперь“народное восстание, направленное на свержение сталинизма” давалопатриотическую окраску событиям. Прах Имре Надя был торжественноперезахоронен на Площади героев в Будапеште. Также был зафиксирован отказот гарантированной конституцией ведущей роли партии в обществе.[39] В конце февраля 1989 г. Государственное собрание Венгрии приняло законо праве граждан на создание объединений и ассоциаций. Но и до принятиязакона новые общественные организации разворачивали свою деятельностьпрактически беспрепятственно, оказывая все более возрастающее влияние наполитическую жизнь в стране. С этим вынуждена была считаться и остававшаясяу руководства страной Венгерская социалистическая рабочая партия. [40] Весной 1989. года по польскому образцу начались заседания “ круглогостола” , на которых в ВСПР встретилась с представителями оппозиционныхпартий и групп. В июне их работа завершилась соглашением, которое ставилозадачи создания парламентской демократии, правового государства, кореннойреорганизации ВСПР. Чрезвычайный съезд ВСРП в октябре 1989. года провозгласил роспускпартии и создание новой, Венгерской социалитстической партии, котораянаряду с многочисленными партиями начала борьбу за места в будущем новомпарламенте. Хотя довольно значительная часть членов ВСРП отказаласьпризнать решения чрезвычайного съезда и заявила о продолжении деятельностибылой партии, существенного влияния на политическую жизнь страныдискредитировавшая себя партия уже не оказывала. Да и Венгерскаясоциалистическая партия, потеряв поддержку широких рабочих масс, также былаотодвинута с авансцены политической жизни.[41] На первый план выдвинулись новые политические силы, открытопровозгласившие лозунг перехода на позиции парламентаризма довоеннойВенгрии. К концу 1989 г. в Венгрии действовало около 20 партий. Но лишьнесколько из них были крупными, многочисленными. Наибольшим влиянием встране стали пользоваться Венгерский демократический форум (ВДФ) иСоюз свободных демократов (ССД). Созданный осенью 1987 г. ВДФ объединил в своих рядах представителейинтеллигенции — писателей, деятелей искусства, ученых-обществоведов.Лидером новой партии стал историк И. Анталл. ВДФ привлек к себе многихпредпринимателей, широкие слои мелких частных собственников. Соответственнобыла сориентирована и программа форума: смешанная рыночная экономика,возвращение земли крестьянам. ССД придерживался примерно той же программы, но шел еще дальше. Онсчитал, что Венгрия должна пойти по тому же пути экономического развития,по которому шли развитые капиталистические страны, но при условиисоблюдения социальной защищенности тех слоев общества, которые находятся награни бедности.[42] 25. марта 1990. года были проведены выборы в парламент. В ходеизбирательной кампании левые силы шаг за шагом теряли свои позиции. Итогборьбы был таков Венгерский демократический форум получил 25% голосов. Союзсвободных демократов — 20%. За ними шли Независимая партия мелких хозяев —13% и Венгерская социалистическая партия —10,4% голосов. Коммунисты (ВСРП)и социал-демократы (ВСД) набрали соответственно 3,5 и 3,7% голосов, чтозакрывало им путь в парламент, так как для участия в парламенте необходимобыло получить не менее 4% голосов.[43] Выборы в венгерский парламент завершили длительный периодполитического руководства ВСРП. Начинался новый этап развития. Дальнейшиепреобразования экономической и общественной жизни страны стали проводитьсяблоком ранее оппозиционных партий и групп во главе с ВДФ, во главе сЙожефом Анталом. Отчетливей обозначились европейские ориентиры внешнейполитики: Венгрия, как и Польша, заявила о своем стремлении войти в ЕЭС.Было изменено и название страны. Она стала называться ВенгерскойРеспубликой. В 1991. году из Венгрии были выведены советские войска.[44] * * * * * Многие руководители стран Восточной Европы настороженно наблюдали запроцессами перестройки в Советском Союзе, событиями в Польше и Венгрии,видя в них угрозу своему положению (их реакция в этом плане напоминалаотношение брежневского руководства к пражской весне 1968. года). Внеслисвою лепту, несмотря на их географическую отдаленность, и события в Китаена площади Тяньанмынь летом 1989. года. У руководителей стран ВосточнойЕвропы создалась иллюзия о возможности повернуть события вспять.Авторитарно-бюрократические режимы в некоторых странах, ощущая угрозусвоему положению, попытались сплотить свои ряды. В результате весной 1989.года замаячили контуры так называемого антиперестроечного блока (как егоокрестила западная пресса) во главе с Хоннекером, Якешом-Гусаком, Живковым,Чаушеску. В народных массах реакция на события, происходившие в другихстранах, была обратной. Такая реакция порождала обратные действия. И именнов этой упомянутой группе стран и произошли наиболее бурные события. Ситуация, складывавшаяся в Болгарии, Чехословакии и ГДР, имела многообщего. Однако известную однотипность им придавала позиция руководства ихправящих партий, либо отказывавшихся вообще идти на какие-либо реформы (такое положение, помимо ГДР, было характерно для Румынии, в которойсуществовавший режим отличался особой догматичностью), либо имитировавшихдействия по проведению назревавших преобразований. Для всех них былоприсуще четко наметившееся отставание партии от происходивших в обществепроцессов. Повсеместно, начиная с 1988. года стали возникать неформальныеорганизации . Общим для всех этих групп было стремление к ограничению (вразной мере) руководящей роли партии, изменению внутренней и внешнейполитики страны). Руководства же этих стран ресценяло подобные группировкикак антикоммунистические, антисоциалистические и даже террористические иотвечало репрессивными мерами (хотя последние и не приняли крайних форм имассовых масштабов. [45]Чехословакия В Чехословакии после отставки в декабре 1987. года с партийных постовГусака и прихода нового руководства КПЧ во главе с М. Якешем резкоактивизировалась общественная жизнь. Начались дискуссии о новойполитической жизни страны, о новой конституции ЧССР. Однако руководство КПЧне спешило с осуществлением реформ. Обсудить их концепции оно намеревалосьна очередном съезде партии. Вместе с тем руководство КПЧ отказывалось отпересмотра прежних критических оценок событий 1968. года и неизменноподчеркивало руководящую роль партии в обществе. Такие установки вразрезшли с быстрой политизацией страны.[46] Характерной особенностью Чехословакии было наличие в её общественнойжизни политической оппозиции, которая охватывала как большинство учвстниковсобытий 1968. года, так и другие слои, примкнувшиеся к ней позже. Онанаходилась в летаргическом состоянии, хотя после образования политическойгруппы, получившей название “Хартия-77”, несколко оживилась.[47] Положение изменилось в 1988. году. Активизировавшиеся оппозиционныесилы перешли к решительным действиям. Внешним её проявлением сталидемонстрации в Праге и других городах в августе (в связи с 20. летиемвведения в Чехословакию войск стран Варшавского Договора), в конце октября(в связи с празднованием 70. летия образования независимой Чехословакии) ив январе 1989. года (20. летия годовщина сожжения Яна Палаха). 17. ноября1989. года студенты провели в центре Праги демонстрацию протеста стребованием перемен. Полиция жестоко избила участников демонстраций. Этовызвало целую бурю протеста. Уже 20. ноября на Вацлавской площади в Прагесобралось столько людей, что пустить в ход полицию уже не представлялосьвозмозным. 21. ноября начались массовые демонстрации в Праге. В тот же деньбыл создан «Гражданский форум», объединивший все оппозиционные силы вчешских землях, и «Общество против насилия» в Словакии. Попытки властейосудить демонстрации не имели успеха. Пленум ЦК КПЧ (Коммунистическаяпартия Чехословакии) принял отставку президиума ЦК партии. Затем было почтиполностью заменено руководство КПЧ. Ему пришлось вступить в диалог соппозицией. Оппозиционные силы выдвинули развернутую программу сменыгосударственного и партийного руководства, выступили за дальнейшиесоциально-экономические преобразования. После попытки реорганизации старогоправительства 10. декабря было создано повое правительство М. Чалфы.[48] Председателем Федерального собрания стал А. Дубчек. Вслед запоследовавшей тогда же отставкой Гусака в конце декабря президентом ЧССРбыл избрав Вацлав Гавел. Начался процесс демонтажа старой системы, отмененастатья конституции о руководящей роли партии, проведены рыночные реформы. В1991. году из Чехославкии были выведены советские войска. Страна сталаназываться Чешской и Словацкой Федеративной республикой. Стольстремительные пермены в обстановке сохраняющегося мира дали основанияназвать эти события “бархатной революцией”. Но ее развитие не обошлось безпроблем. Кризис привел к новому обострению взаимоотношений между двумянародами- чехами и словаками. В ходе революции 1989. года быстро выявилисьсепаратистские настроения. В июне 1992. года на выборах и в Чехии, и вСловакии победу одержали партии, выступившие за мирный “развод”Чехословакии. В ходе последующих переговоров были решены основныепроцедурные вопросы, и с 1. января 1993. года Чехословакия как единоегосударство перестало существовать. [49]ГДР На фоне явных кризисных явлений в ряде восточноевропейских странположение в ГДР в 70.-80. годы внешне выглядело довольно благоприятным. Обэтом свидетельствовали и относительно стабильный производственный процесс,и сравнительно высокий по сравнению с другими странами Центральной и Юго-Восточной Европы жизненный уровень. Однако к концу 80. годов ситуация резкоизменилась. Ухудшилось экономическое положение. Правда, официальныестатистические данные указывали на ежегодный рост национального дохода на4%, а продукции промышленности- на 6%. Однако, как выяснилось позже, этиданные в течение ряда лет фальсифицировались. На самом деле государственныепланы систематически не выполнялись, непродуманная инвестиционная политикапривела к серьезным диспропорциям в хозяйстве страны, выросли дефицитгосударственного бюджета и внешняя задолженность. Государстненный долгсоставил огромную сумму в 20,6 млрд. долл.[50] Ежегодно возрастал отток квалифицированных рабочих, покидавших ГДР. К1989. году он достиг рекордных размеров: число уехавших в ФРГ достигло 350тысяч человек. Это привело к существенному сокращению объемов производства.Около 250 тысяч рабочих мест стали незанятыми.[51] Общественно-политический кризис в ГДР, вызревавший долгое времяподспудно, усугубился нежеланием и неспособностью руководства во главе с Э.Хонеккером признать острую необходимость обновления всей общественно-политической жизни в стране. Росло недоверие к политике Социалистическойединой партии Германии, разочарование в модели авторитарно-бюрократического«социализма», которую отстаивало партийное руководство. Этому способствовали внешний фактор- воздействие на население ГДР перестройки, демократизациии гласности в СССР, а также кардинальные изменения в Польше и Венгрии,особенно введение там многопартийности и отказ от руководящей роликомпартий.[52] Однако Э. Хонеккер и его окружение не считались с критикой,раздававшейся в их адрес, превозносили “достижения” ГДР, скрывая от народафакты углубления кризисных явлений в экономике страны и полностьюотгораживаясь от советской перестройки и изменений в другихсоциалистических странах., выступая с критикой происходивших там процессов(особенно в Польше и Венгрии). Культ личности Э. Хонеккера приобретал всеболее уродливые формы.[53] Реакцией на все эти явления стало то что многие лица, утратив надеждына внутренние изменения в стране стали связывать свои расчеты на будущее спереселением в ФРГ. Возросла волна беженцев. В январе 1989. года былозарегистрировано 400 тыс. заявлений на выезд. В начале лета 1989 г. этобегство приобрело массовый характер, когда открылась возможность ухода наЗапад через венгерскую территорию. Облегчение режима на венгеро-австрийскойгранице привлекло десятки тысяч туристов из ГДР, которые, приехав вВенгрию, затем направлялись через Австрию в ФРГ. В Чехословакии и Польшесотни туристов из ГДР проникали в посольства ФРГ и просили политическогоубежища. В начале сентября 1989. года на улицы городов выплеснулась проблемапереселенцев и беженцев. Строгие демарши правительства ГДР, требовавшего отВенгрии выдворения тысяч туристов из ГДР, которые не желали возвращаться народину, а также запреты на выеза из ГДГ и Чехословакии не дали никакихрезультатов. Напротив, в ряде городов страны, особенно в Лейпциге (перваянесанкционированная демонстрация 15. января 1989. года.), Дрездене иБерлине, все чаще стали проводиться митинги с требованиями политическихреформ, демократии и свободы. В ответ на попытки властей применить силу дляразгона митингов и массовых демонстраций росло народное возмущение. Онодостигло кульминации, когда более 70 тысяч демонстрантов в Лейпциге 9.октября 1989 года потребовали привлечь к ответственности лиц, виновных вразгоне контрдемонстрации в Берлине в день 40. летия ГДР.[54] Правительство Венгрии после переговоров с властями ГДР приняло решениеоткрыть границу с Австрией для скопившихся на венгерской территории«туристов» из ГДР, требовавших выезда в ФРГ. Только за первые три дняграницу пересекло более 15. тыс. человек. Пытаясь удержаться у власти, часть руководства ГДР начала искать выходиз создавшейся ситуации на путях политического лавирования. 11. октябрябыло опубликовано заявление ЦК СЕПГ о готовности обсуждения требованийгласности, демократии, свободы выезда за границу и других вопросов. Однако напряжение в стране не спадало. Тогда был сделан еще один шаг.18. октября пленум ЦК СЕПГ освободил Э. Хонеккера от обязанностейгенерального секретаря и вывел из политбюро его ближайших сторонников Г.Миттага и X.-И. Херманна. Хонеккера освободили также от поста председателяГосударственного совета ГДР. На обе должности, которые до этого занималХонеккер, был избран Эгон Кренц- один из близких к Хонеккеру деятелей,секретарь ЦК СЕПГ и член политбюро.[55] Объявленные новым руководством меры по обновлению управления странойбыли совершенно недостаточными. Хотя был провозглашен курс на реформы идемократизацию, но реально ничего не предпринималось. Руководство явно непоспевало за ходом событий, теряло над ними контроль. Еще одна попытка спасти себя была предпринята руководством СЕПГ 8.ноября. Пленум ЦК существенно обновил состав политбюро. В него вошел ХансМодров- первый секретарь Дрезденского окружного комитета СЕПГ, известныйсвоим критическим отношением к старому руководству партии и пользовавшийсяавторитетом среди населения.[56] 17. ноября Народная палата ГДР утвердила состав нового правительствастраны. Его возглавил X. Модрои. Правительство было сформировано накоалиционной основе: из 28 министров 12 представляли СЕПГ, а остальные 16министров- другие партии (Христианско-демократический союз, Либерально-демократическая партия, Национально-демократическая партия иДемократическая крестьянская партия). Правительство начало свою деятельность в совершенно новой ситуации.Резко изменились взаимоотношения с другим германским государством- ФРГ. 9.ноября 1989 года руководство ГДР приняло решение об открытии своих западныхграниц для свободных поездок в ФРГ и Западный Берлин. «Берлинская стена»перестала играть свою роль грозного препятствия. Ее стали разбирать насувениры.[57] Однако кризисная обстановка в стране не спадала. Напротив, она ещеболее углубилась в связи со ставшими известными фактами злоупотреблениявластью и коррупции в годы режима Хонеккера. ЦК СЕПГ принял решение обисключении из партии и предании суду бывших руководителей партии Э.Хонеккера и Г. Миттага, премьер-министра В. Штофа, министра госбезопасностиЭ. Мильке и других партийных и государственных деятелей. К ответственностибыли привлечены также руководители профсоюзов. Христианско-демократическогосоюза и Национально-демократической партии.[58] Новое руководство СЕПГ не смогло сдержать распада своей партии. За двапоследних месяца 1989. года из нее вышло около половины членов (900 тыс. из2 млн. человек). Народной палатой ГДР было принято решение изъять изконституции страны положение о “руководящей роли СЕПГ” Полная недееспособность руководителей СЕПГ в новых условиях привела 3.декабря к коллективной отставке политбюро и ЦК партии во главе с Э.Кренцем, а через три дня Кренц вынужден был оставить и пост председателяГосударственного совета. Состоявшийся в середине декабря 1989. годачрезвычайный съезд СЕПГ избрал новое руководство партии. Из прежнегосостава ЦК в новое правление партии (101 человек) вошло всего три человека.Изменилось и название партии. Она стала называться “Социалистическая единаяпартия Германии — партия демократического социализма”. Однако вскоре перваячасть названия перестала фигурировать. Председателем партии стал молодойадвокат Г.Гизи, объявивший о ее коренной перестройке.[59] Вслед за реорганизацией СЕПГ произошли другие важные перемены вполитической жизни ГДР. Были созданы новые партии и организации, заявившиео своем намерении бороться за места в будущем парламенте страны. Большуюактивность проявляли. Социал-демократическая партия, а также организации“Новый форум”, “Демократическое пробуждение”, “Объединение левых”,“Инициатива за мир и права человека” и др. В развернувшейся предвыборной борьбе четыре бывших союзника СЕПГ-Христианско-демократический союз, Либерально-демократическая партия,Национально-демократическая партия и Демократическая крестьянская партия-объявили о своем выходе из традиционного блока с коммунистами. Эти четыре партии, а также новые политические объединения заявили оботказе от социалистического пути развития ГДР. Перспективу ближайшегоразвития они видели в “спасении страны через воссоединение Германии”.Лозунг объединения Германии стал главным программным пунктом всехполитических течений. На этой волне в стране поднялись и право-экстремистские силы. Все оппозиционные к СЕПГ- ПДС партии пользовалисьактивной поддержкой со стороны политических и государственных учрежденийФРГ и Западного Берлина. Ведущие деятели ФРГ, включая канцлера Г. Коля,принимали прямое участие в митингах и демонстрациях, проводившихся натерритории ГДР.[60] Вопрос об объединении двух германских государств стал в центревнимания всей политической жизни страны. Поддерживаемые руководством ФРГмногие политические силы ГДР выступили за немедленные меры по созданиюединого германского государства. Не отрицая самой перспективы объединения,некоторые более умеренные деятели рассматривали этот процесс какдлительный, поэтапный с созданием “договорного общества”, сопряженного сконфедеративными отношениями двух германских государств и представляло себеобъединение Германии в контексте объединения всей Европы и через выходГерманий из военных блоков. Об изменении своего отношения к германскому вопросу заявило иправительство X. Модрова. Была признана ошибочной официальная концепцияналичия двух немецких наций- социалистической и капиталистической.Правительство ГДР заявило о стремлении развивать широкое сотрудничество сФРГ и Западным Берлином и выразило свою заинтересованность в получении отФРГ экономической помощи. Одновременно провозглашалась верность ГДР своимсоюзническим обязательствам. Признавалась нерушимость европейскихграниц.[61] Дальнейшую судьбу страны, ход ее экономического и политическогоразвития, ее внешнюю политику должны были решить выборы в Народную палатуГДР, назначенные на 18. марта 1990. года. Весь ход избирательной кампаниисвидетельствовал об оттеснении СЕПГ - ПДС от руководства страной. Этопоказали и результаты выборов в парламент. Партия демократическогосоциализма стала оппозиционной. Большинство голосов на выборах получил Христианско-демократическийсоюз (40,9%), затем следовали социал-демократы (21,8%). Партиядемократического социализма завоевала 16,3% голосов. Соответственноопределилось и распределение мест, полученных различными партиями вНародной палате. Партии правого блока во главе с ХДС обеспечили себе 193места из общего числа 400 мест, СДПГ- 87, а ПДС- 65 мест. Правительствосформировал христианский демократ Лотар де Мезьер.[62] Кардинальные изменения в ГДР в конце 1989.- начале 1990. годапоказали, что германский вопрос вновь заявил о себе не только как задача,стоявшая перед двумя германскими государствами, но и как сложнейшаямеждународная проблема. От ее решения стала в прямой зависимостиопределяться и судьба Европы, и новая система обеспечения международнойбезопасности. Германская проблема стала предметом обсуждения между четырьмявеликими державами- участниками мирного урегулирования после окончаниявторой мировой войны — СССР, США, Великобританией и Францией.[63] 12. сентября 1990. года четыре державы- победительницы и представителиГДР и ФРГ подписали в Москве Договор об окончательном урегулировании вотношении Германии, который фактически подвел черту под итогами второймировой войны в Европе. Договор и другие документы зафиксировали признаниенерушимости европейских границ, запрет на обладание Германией средствамимассового уничтожения, определили пределы численности бундесвера ивременное сохранение (до конца 1994. года) вооруженных сил СССР в восточнойчасти объединенной Германии. С 1. июня 1990. года на всей территорииГермании была введена единая валюта- западногерманская марка. Процессобъединения Германии сопровождался принятием 1. октября министрамииностранных дел четырех держав и двух германских государств Документа опрекращении с объединением Германии действия четырехсторонних, прав иответственности в отношении Берлина и Германии в целом. Затем на территории




Похожие:

Кризис коммунизма в странах Восточной Европы iconКризис коммунизма в странах Восточной Европы

Кризис коммунизма в странах Восточной Европы iconГосударственное регулирование экономики в странах Восточной Европы

Кризис коммунизма в странах Восточной Европы iconА. Г. Большаков Современный федерализм и кризис федералистских проектов в странах Центральной и Восточной Европы
О не тождественны. Федерализм может пониматься совершенно по-разному. Это технология разделения власти; политическая доктрина о человеке;...
Кризис коммунизма в странах Восточной Европы iconДоходы населения Содержание работы
Фактическое распределение доходов в странах восточной Европы. Коэффициент Джини. 45
Кризис коммунизма в странах Восточной Европы iconКазахстан в средневековье
Казахстана, Средней Азии и Восточной Европы. В V в многочисленные группировки союза тюркоязычных племен теле (тирек) рассели­лись...
Кризис коммунизма в странах Восточной Европы iconПрограмма дисциплины демократия и авторитаризм в современном мире для направления 030200. 62 «Политология»
Проблемы демократического строительства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы
Кризис коммунизма в странах Восточной Европы iconКонфликты в странах Восточной Европы. Проблема косовских албанцев. 90-е годы
России в урегулировании балканского кризиса и ее стратегических целей в Европе и мире на современном этапе развития
Кризис коммунизма в странах Восточной Европы iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Проблемы демократического строительства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы
Кризис коммунизма в странах Восточной Европы iconРеферат по компаративистике студентки 206 гр. Казимировой Светланы на тему
Динамика производства ввп в бывших социалистических странах. Бывший СССР и страны Центральной и Восточной Европы(цве)
Кризис коммунизма в странах Восточной Европы icon«Государственное регулирование экономики в странах Восточной Европы»
Высокие темпы развития промышленности характерны, и для Чехии (9,2% в 1995 г., 9,8% в январе мае 1996 г по сравнению с тем же периодом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы