Обзор статей журнала Вопросы психологии по психодиагностике icon

Обзор статей журнала Вопросы психологии по психодиагностике



НазваниеОбзор статей журнала Вопросы психологии по психодиагностике
Дата конвертации26.07.2012
Размер122.44 Kb.
ТипРеферат
Обзор статей журнала Вопросы психологии по психодиагностике


ПЛАН: стр.1. Природа межиндивидуальных различий темповых характеристик у детей 7-8 лет 22. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина 33. Прогнозирование поведения человека как задача экспертной психодиагностической системы 54. Методика экспресс-диагностики способностей детей 6-7 лет 75. К построению теории измеренной индивидуальности в психодиагностике 96. Диагностика “личностных факторов” принятия решений 107. Список литературы 11 В данной контрольной работе представлен обзор статей попсиходиагностике, которые были опубликованы в журналах “Вопросы психологии”за 1994 год.№1. Мешкова Т.А.“Природа межиндивидуальных различий темповых характеристик у детей 7-8лет”. В статье представлены результаты исследования различий индивидуальноготемпа(удобного и максимального темпа работы) на узком возрастномконтингенте близнецов. В эксперименте участвовали монозиготные (35 пар-МЗ)и дизиготные (29 пар-ДЗ) 7-8 лет и одиночнорожденные того же возраста (29чел.) - все первоклассники, все правши. Для измерения моторного темпа использовалось несколько методик: простыеавтоматизмы -1. “Темпинг-1” (Т-1) - постукивание карандашом по столу 10 с. Фиксируетсяколичество ударов.2. “Темпинг-2” (Т-2) - нажимание клавиши микрокалькулятора большим пальцем10 с. Фиксируется число нажатий.3. “Скалка” (Скл) - катание круглого карандаша ладонью по столу взад ивперед 10 с. Фиксируется число парных движений. методики, требующие развитие тонкой моторики пальцев руки изрительно-двигательной координации.4. “Стержни” (Стр) - вставить 16 стержней в гнезда (игра “Сою” фиксируетсявремя выполнения.5. “Нанизывание” (Низ). На вставленные стержни (4) надеть 32 круглые шарики(игра “Реверси”). Фиксируется время.6. “Фишки” (Фш) - перевернуть 32 круглые фишки. Фиксируется время.7. “Письмо” (Мсм) - пишется ряд диагностических палочек на клетчатой бумагев течение 20 с. Фиксируется количество написанных палочек.8. “Артикуляция (Арт) - порядковый счет в слух от 1 до 50. Фиксируетсявремя. В дальнейшем все показатели моторного темпа выражались в единообразныхединицах - количестве однотипных движений или действий в минуту. Эксперимент строился так, что вначале предлагалось все заданиевыполнить в удобном темпе, приятном для ребенка. Чтобы избежатьориентировки на включение секундомера, время фиксировалось незаметно. Последавалось задание выполнить то же самое в максимально возможном темпе привключенном секундомере. методики, на измерение сенсорного темпа:9. “Метроном” - измеряется предпочитаемый ритм звуковых щелчков метронома(частота ударов от 40 до 220/ мин). Методика была заимствована из работыФришайзен-Келлер. Сравнение группы по средним величинам показало, что значимые различияздесь отсутствуют. Таким образом, по параметрам темпа близнецы неотличаются от одиночнорожденных, а группа МЗ не отличается от группы ДЗ. На группе детей 7-8 лет не удалось подтвердить данные Фришайзен-Келлер о значительном влиянии генотипа на удобный темп темпинга. Отчетливыенаследственные влияния обнаружены только для максимального темпа движений.Такое расхождение в результатах скорее всего связано с разницей ввозрастном составе испытуемых. В настоящее время известно, что генотип -средовые отношения могут значительно отличаться в зависи-мости от возраста,а в работе Фришайзен-Келлер возрастной контингент близнецов очень широк. По данным корреляционного анализа, показатели удобного имаксимального темпа выполнения простых двигательных автоматизмовпрактически не связаны друг с другом. В основе удобного и максимального темпа выполнения бо-лее сложныхдвижений, требующих развития тонкой моторики и зрительно-двигательнойкоординации, видимо, лежит единый фактор, связанный с уровнем общегодвигательного развития.№2. Ануфриев А.Ф.“Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина” В данной статье обсуждается два направления: 1) теоре-тико-методологический анализ диагностики как специфического вида познания; 2)выявление характеристик психодигностики как практический деятельности инаучной дисциплины. Диагностика в современной методолгической литературе понимается какособый вид познавательного процесса, как особая деятельность распознаванияв отличие от научного познания, с одной стороны, и от узнавания - с другой. Практически все исследователи единодушны в том, что распознаваниесостояния единичного объекта осуществляется на основе знания об общем. Вэтом смысле диагностика является особым промежуточным звеном познания,стоящим между научным знанием общей сущности и опознаванием единичного,конкретного явления, т.е. когда, зная общее о соответствующем классепредметов, мы в то же время не знаем данного предмета своего исследования. Диагностика - это научно-практическая деятельность распознаваниясостояния единичного объекта с точки зрения его соответствия норме. Онаосуществляется на основе подведения данного объекта под известный наукекласс, имеет целью прогноз, возвращение или поддержание системы в состояниинормального функционирования. Диагностика как наука стремится к строгому описанию закономерностейдиагностической деятельности во всех случаях врачебной практики. Опираясьна методы научного познания, она строится лишь на точно установленныхфактах, исходит из логического следования диагноза из них. С другой стороны диагностика является и искусством, доступным некаждому практику, и что в основе его диагностической деятельности лежитинтуиция. Подавляющая часть исследователей и практических работ-ников, исходитиз того, что она является одновременно и наукой и искусством. В диагностике как научной дисциплине в большинстве ра-ботприменительно к системам “человек-человек” принято выделять четыре основныхнеразрывно связанных друг с другом раздела - семиотический, технический,логический и деонто-логический. Семиотический - содержит описание признаков, характе-ризующихнормальное состояние или отклонение от него, т.е. описание различных видовсимптомов, признаков болезней. В техническом дается характеристика методов(методик) и средств обследования объекта диагностики. В логическом разделехарактеризуется диагностическое мышление, т.е. возникающий при появленииотклонений от нормы специфический процесс распознавания по внешнимпризнакам (симптомам) внутренних состояний объекта диагностики. Вдеонтологическом - принципы общения с больным и врачебная практика. Психодиагностика как деятельность есть процесс распо-знаванияактуального состояния психологических особенностей отдельного человека илигруппы людей как причин параметров деятельности или конфликта с точкизрения соответствия норме. Процесс распознавания осуществляется на основеиз-вестной диагносту системы понятий как поведение отдельного обследуемого(человека или группы) под общий тип в целях прогнозирования психологическихособенностей, реализации коррекционного или профилактического воздействияна них для обеспечения требуемых параметров деятельности или устраненияконфликта. Структуру психодиагностики как научной дисциплины об-разуетсовокупность четырех взаимосвязанных теорий: объекта обследования,разработки психодиагностических методик, взаимодействия диагноста собследуемым, постановки психологического диагноза.№3. Трофимова И.Н.“Прогнозирование поведения человека как задача экспертнойпсиходиагностической системы”. Настоящая статья посвящена необходимости и проблемам разработкиэкспертной системы в области психодиагностики и прогнозирования поведениячеловека. В настоящее время создано большое количество разно-образныхдиагностических инструментов, способных зарегистри-ровать фактически любоеописанное заказчиком свойство чело-века, однако даже получив результатыдиагностики относи-тельно интересующих его свойств, как диагност, так изаказ-чик зачастую плохо представляют себе, какого поведения сле-дуетожидать от обследуемого, в чем проявляется или не про-является эти егосвойства. Постановка большинства практи-ческих задач предполагает “навыходе” не просто описательную характеристику особенностей обследуемых“здесь и теперь”, но и прогноз поведения этих людей в различных ситуациях,желательно на длительный срок. Развитие психодиагностики стало набирать темпы в свое время врезультате создания критериально-ориентированных тестов, регистрирующихналичный уровень развития каких-то навыков и знаний для определенияготовности человека к вы-полнению деятельности, которой он будет заниматьсянепосред-ственно после диагностики (при массовом наборе в армию, поз-же -при приеме на работу, на учебу). Подобная “аттеста-ционная” диагностика также необходима на практике, как и долгосрочная у многих фирм нет времени наожидание “вхож-дения” кандидата в должность и возможности фактическогофинансирования его обучения на рабочем месте в период аттестации. Основное внимание уделяется анализу поведения, резуль-татов,полученных в момент испытаний, и очень слабо исполь-зуется информация опрошлом опыте человека: биографический метод, анализ документов, продуктовдеятельности обсле-дуемого. Это увлечение только наличным состояниемчеловека не случайно: оно связанно с неспособностью психологов использоватьполучаемую информацию, с трудностями ее формализации, интерпретации исравнительного анализа. Основное значение квалификации диагноста проявляется как раз на этапеинтерпретации результатов и составления заключения и рекомендации.Соответственно, на этом этапе важна как психологическая компетентность, таки глубина теоретического анализа результатов, что по определению будетразличаться и различается у разных специалистов. Опыт разработки экспертной системы показывает, что процесс созданиясистемы можно разделить на пять стадий:1. Идентификация проблемы - на этой стадии уточняется задача, определяютсяисточники знаний (книги, информация, полученная от экспертов, методики).Данная статья является одним из итогов этого этапа.2. Концептуализация - на этой стадии формируется структура полученныхзнаний, т.е. определяются список основных понятий и их атрибутов; отношениямежду понятиями, структура инфор-мации на входе и выходе, стратегиилогических рассуждений, ограничения на стратегии принятия решений и т.д.Задача ста-дии концептуализации - разработка неформального описания знанийо предметной области в виде “карт знаний, графов, таблиц, диаграмм, которыеотражают основные концепции и взаимосвязи между понятиями и предметнойобласти.3. Формализация - строится формализованное представление концепцийпредметной области на основе выбранного языка представления и обработкизнаний; обычно на этом этапе используются формализмы, реализованные ввыбранном инструментальном средстве - логические методы (исчислениепредикатов 1-го порядка), продукционные модели (с прямым, обратным исмешанным методами вывода), семантические сети, фреймы, объективно-ориентированные языки, основанные на иерархии классов объектов и др.4. Реализация - для построения экспертной подготовленной иформализированной базы знаний: необходимо наличие также специальногопродукта, инструментального средства - оболочки экспертной системы. Задачаэтой стадии - разработка программного комплекса в среде выбранногоинструментального средства.5. Тестирование - оценивается и проверяется работа созданной экспертнойсистемы с целью приведения в соответствие с реальными запросамипользователей; система анализируется на удобство и адекватность интерфейсовввода-вывода, эффек-тивность реализованной стратегии управления решениемзадачи, корректность базы знаний - ее полноту и непротиворечивость; главнаязадача стадии - выявление ошибок, сделанных на предыдущих стадиях.№4. Щебланова Е.И., Аверина И.С., Задорина Е.Н.“Методика экспресс-диагностики способностей детей 6-7 лет”. В статье обсуждается проблема диагностики уровня ин-теллектуальногоразвития детей. Отмечается, что, к сожа-лению, решение этой проблемы частобывает произвольным, без какого-либо психолого-педагогического обоснования.Для ориентировочного суждения об интеллекте детей необходимо иметьметодику, которая позволила бы соблюсти ряд обязательных для диагностикиинтеллекта условий:1. Стандартизация условий испытаний, что позволит избежать субъективности вподборе заданий и обеспечить всем детям равные возможности.2. Оценка разных сторон интеллекта, что уменьшит влияние его“натасканности”.3. Надежность и валидность методики при сравнительной простоте применения инебольших затратах времени. Цель работы авторов состояла в разработке и апробации методикиэкспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) детей 6-7 лет,поступающих в 1 класс школы. Разработка указанной методики осуществляласьна основе известных зарубежных тестов познавательных способностей - KFT 1-3K. Хеллера с сотрудниками. Показателями сложности заданий служило количество правильных ответовна них, полученных при апробации KFT и МЭДИС в группах испытуемых не менее100 человек. МЭДИС была разработана в двух эквивалентных по сложности исодержанию формах А и Б. Каждая форма МЭДИС состоит из 4 субтестов по 5 заданий возрастающейсложности. Перед выполнением каждого субтеста проводится тренировочноевыполнение выполнение двух заданий, аналогичных тестовым. Задания МЭДИС, как и в зарубежной тестах, представлены в видерисунков, что позволяет тестировать детей независимо от их умения читать. 1 субтест направлен на выявление общей осведомленности учащихся, изсловарного запаса. Среди 5-6 изображений предметов требуется отметитьназванный экспериментатором (“ботинок” Ю “статуя”). 2 субтест дает возможность оценить понимание ребенком количественныхи качественных соотношений между предметами и явлениями: больше-меньше,выше-ниже, старше-моложе и.т.д. В первых заданиях соотношения однозначны, впоследних - надо выбрать предмет больше другого, но меньше третьего. 3 субтест выявляет уровень логического мышления, ана-литико-синтетической деятельности ребенка. Причем в заданиях на исключение лишнегоиспользуются как изображения конкрет-ных предметов, так и фигуры сразличным количеством элементов. 4 субтест направлен на диагностику математических спо-собностей. Внего включены математические задания на сообра-зительность, в которыхиспользован различный материал: ариф-метические задачи, задачи напространственное мышление, на определение закономерностей и т.д. Длявыполнения ребенок должен уметь считать до 10 и производить сложение и вычи-тание. МЭДИС может использоваться индивидуально и в группах по 5-10 человек.Следует учесть, что обстановка группового тестирования может оказатьсякрайне неблагоприятной для некоторых детей: с повышенной тревожностью,растерявшихся от новой обстановки и т.д. В таких случаях рекомендуетсяповторить тестирование с помощью другой формы теста или заполнить егоиндивидуальным психолого-педагогическим обследованием. При планированиитестирования важно учитывать не только время, которое необходимо длявыполнения заданий, но и время для раздачи и объяснения материала. Общеевремя выполнения теста составляет 20-30 минут. Результаты тестирования должны рассматриваться в комплексе с другимипоказателями: данными собеседования с ребенком, сведениями от родителей,показателями интересов ребенка и т.д. Дети, получившие более высокие баллы по МЭДИС, демонстрировали болеевысокий уровень обобщения понятий, более развитую речь, большуюосведомленность и т.д. Однако уровень творческого мышления, как и следовалоожидать, был в меньшей степени связан с уровнем интеллектуального развития.Поэтому при использовании МЭДИС рекомендуется отбирать детей не только свысокими, но и со средними для данного возраста показателями и обязательнодополнять тестирование собеседованием с ребенком.№5. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю.“К построению теории измеренной индивидуальности в психодиагностике.” Авторы статьи оценивают ситуацию, сложившуюся сегодня впсиходиагностике, как кризисную. Методическое обеспечениепсиходиагностических исследование продолжает существенно опережать ихпрактический уровень. Происходит это в условиях полного отсутствиянормативно-правовой основы деятельности, а следовательно, профессионально-этического контроля за этим процессом. Психодиагностический метод позволяет выделить специ-фические мотивы,определяющие активность субъекта, особую стратегию его поведения, спецификуситуации - как социальную (взаимодействие психолога и обследуемого), так истимульную (например, с разной степенью структурированности) и т.д.Психодигностический метод, кроме того включает и специфическийизмерительный инструментарий, обладающий собственными характеристиками,заданной теорией измерения психических явлений (психометрией). Необходимо отделить создание и развитие проективных техникдиагностики личности от попыток интерпретации получаемых данных с различныхтеоретических позиций. Следует исходить из того факта, что разные средствапознания с неизбежностью приводят к различным описаниям одного и того жеобъекта Ю к формированию относительно независимых предметов познания. Теория измеренной индивидуальности занимает промежу-точное положениемежду глобальными психологическими теориями (психоанализ, теориядеятельности и пр.) и рабочими “микротеориями”. Тем самым теория измереннойиндиви-дуальности заполняет определенный теоретический вакуум в системепсихологического познания.№6. Корнилова Т.В.“Диагностика “личностных факторов” принятия решений” Целью данной статьи является представление результатов разработкиметодики, направленной на диагностику “готовности к риску” и“рациональности” как личностных регуляторов принятия решений. Методикаоформлена в разных процедурных видах под общим названием ЛФР - личностныефакторы решений. Диагностика факторов личностной и ситуационной тревож-ностиосуществлялась с помощью методики Спилберга. Как и предполагалось, факторыличностной тревожности и нерешительности оказались значительно связаны. Высоким показателем “готовности к риску” соответствуют такиеличностные черты, как склонность к авантюре, социальная смелость,решительность, тяга к сильным ощущениям (высокая сила Супер-эго);одновременно совестливость, упорство, чувство ответственности,моралистичность, волевой самоконтроль, высокая интеграция чувства Я; приэтом отсутствуют сензитивность (в противовес реалистичности и жесткостимышления); открытость и легкость в общении, эмоциональная устойчивость инеуступчивость; активность; беспечность и воодушевленность. Высоким показателем “рациональности” - соответствует высокий уровеньинтеллекта, подозрительность, развитое воображение, проницательность,расчетливость (хитрость, искушенность), озабоченность, склонность к чувствувины; радикализм (свобода мысли), самодостаточность (ориентировка насобственные решения).СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:1. Мешкова Т.А. “Природа межиндивидуальных различий темповых характеристику детей 7-8 лет” / “Вопросы психологии”, 1994, №1.2. Ануфриев А.Ф. “Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина” /“Вопросы психологии”, 1994, №2.3. Трофимова И.Н. “Прогнозирование поведения человека как задача экспертнойпсиходиагностической системы” / “Вопросы психологии”, 1994, №3.4. Щебланова Е.И., Аверина И.С., Задорина Е.Н. “Методика экспресс-диагностики способностей детей 6-7 лет” / “Вопросы психологии”, 1994, №4.5. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. “К построению теории измереннойиндивидуальности в психодиагностике” / “Вопросы психологии”, 1994, №5.6. Корнилова Т.В. “Диагностика “личностных факторов” принятия решений” /“Вопросы психологии”, 1994, №6.




Похожие:

Обзор статей журнала Вопросы психологии по психодиагностике iconКаталог статей из журнала «Профиль» по проблемам экономической теории
Основные рубрики журнала, представляющие интерес с экономической точки зрения, это, безусловно, Экономика и финансы и Финансы и инвестиции....
Обзор статей журнала Вопросы психологии по психодиагностике iconКаталог статей из журнала «Профиль» по проблемам экономической теории
Основные рубрики журнала, представляющие интерес с экономической точки зрения, это, безусловно, Экономика и финансы и Финансы и инвестиции....
Обзор статей журнала Вопросы психологии по психодиагностике iconКаталог статей из журнала «Вопросы экономики» по проблемам экономической теории, истории экономики и истории экономических учений
Материалы журнала «Вопросы экономики» за предшествующие годы, расписанные на карточках по темам программ курсов «Экономическая теория»,...
Обзор статей журнала Вопросы психологии по психодиагностике iconКаталог статей из журнала «мэ и мо»
Ежемесячный журнал «мэ и мо» («Мировая Экономика и Международные Отношения») освещает вопросы экономического, политического, а также...
Обзор статей журнала Вопросы психологии по психодиагностике iconКаталог статей из журнала «мэ и мо»
Ежемесячный журнал «мэ и мо» («Мировая Экономика и Международные Отношения») освещает вопросы экономического, политического, а также...
Обзор статей журнала Вопросы психологии по психодиагностике iconЭксперт” по проблемам экономической теории, истории экономических учений и истории экономики в предлагаемом каталоге представлены статьи журнала, начиная с 2005 года
Рубрики каталога соответствуют разделам и темам “Программы курса экономической теории” для факультета мэо (280 часов). Кроме того,...
Обзор статей журнала Вопросы психологии по психодиагностике iconЭксперт” по проблемам экономической теории, истории экономических учений и истории экономики в предлагаемом каталоге представлены статьи журнала, начиная с 2005 года
Рубрики каталога соответствуют разделам и темам “Программы курса экономической теории” для факультета мэо (280 часов). Кроме того,...
Обзор статей журнала Вопросы психологии по психодиагностике iconКаталог статей из журнала «Профиль» по проблемам экономической теории
...
Обзор статей журнала Вопросы психологии по психодиагностике iconКаталог статей из журнала «Профиль» по проблемам экономической теории
...
Обзор статей журнала Вопросы психологии по психодиагностике iconВопросы к экзамену по дисциплине «Компьютерные технологии в психодиагностике»
Совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернета
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы