Свойства и виды эмоций и чувств icon

Свойства и виды эмоций и чувств



НазваниеСвойства и виды эмоций и чувств
Дата конвертации26.07.2012
Размер172.63 Kb.
ТипРеферат
Свойства и виды эмоций и чувств


Свойства и виды эмоций и чувств. Эмоции и чувства в деятельности юриста. Эмоции выполняют роль внутренних сигналов. Они являются внутренними в том смысле что сами... не несут информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых протекает деятельность субъекта. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности А. Н. Леонтьев ПЛАН КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ:1. Свойства и виды эмоций и чувств. Эмоции и чувства в деятельности юриста………………………………………….22. Используемая литература………………………………….. 13 Свойства и виды эмоций и чувств. Эмоции и чувства в деятельности юриста. Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собойразличные формы отражения реального мира. В отличие от познавательныхпроцессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах,представлениях, понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективнуюреальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение человекак предметам и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления,вещи радуют человека, он восхищается ими, другие - огорчают или вызываютотвращение, третьи - оставляют равнодушным. Таким образом, отражение вмозгу человека его реальных переживаний, то есть отношение субъектапотребностей к значимым для него объектам, принято называть эмоциями ичувствами, т.е. другими словами эмоции—особый класс субъективныхпсихологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживанийприятного или неприятного процесс и результаты практической деятельности,направленной на удовлетворение актуальных потребностей. Поскольку все то. что делает человек, в конечном счете служит целиудовлетворения его разнообразных потребностей постольку любые проявленияактивности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. (Деятельность работников юридического труда часто протекает в условияхвысокого нервного напряжения. Поэтому юристу необходимо уметь управлятьсвоими эмоциями и чувствами в целях сохранения работоспособности в любыхусловиях. Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняютприспособительную функцию. Так, одной из положительных функции аффектаявляется то, что он навязывает субъекту стереотипные действия,представляющие собой определенный закрепившийся в эволюции способ«аварийного» разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессию и т. п.». Эмоции—одни из наиболее древних по происхождению психических состояний ипроцессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений.Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, припомощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иныхусловий для удовлетворения актуальных для них потребностей На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоций указывализвестный физиолог П. К. Анохин. Он в частности, писал: «Производя почтимоментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организмаэмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналомполезного или вредного воздействия на организм часто даже раньше, чемопределены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакцииорганизма». Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможностьэффективно приспособиться к окружающим условиям. Он может быстро соспасительной скоростью, отреагировать на внешнее воздействие не определивеще его тип, форму, другие частные конкретные параметры, «сведя их... кобщему биологическому знаменателю: полезно или вредно для него данноевоздействие». Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились каксвоеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальныхграницах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избыткакаких-либо факторов. Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступеньна эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможныхэмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Количество икачество потребностей человека в общем и целом соответствуют числу иразнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств,причем чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости,тем возвышеннее связанное с ней чувство. Эмоциональные состояния регулируют ход протекания психических иорганических процессов. Внешняя эмоциональная экспрессия развилась изакрепилась в эволюции «как средство оповещения об эмоциональном состояниииндивида во внутривидовом и межвидовом общении... У высших животных, иособенно у человека, выразительные движения становятся тонкодифференцированным языком, с помощью которого индивиды обмениваютсяинформацией как о своем состоянии, так и о том, что происходит вокруг». Вэтом высказывании подчеркнута еще одна роль эмоций — коммуникативная. Они,по сути дела, явились для человека первым «языком», которым он началпользоваться в общении с себе подобными. Этот язык, как показываютмногочисленные наблюдения, вполне доступен и высшим животным. ( Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространеннаясреди живых существ форма эмоциональных переживаний—это удовольствие,получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие,связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующейпотребности. Практически все элементарные органические ощущения имеют свойэмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями идеятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональноесостояние обычно сопровождается многими физиологическими изменениямиорганизма. Попытки связать эти изменения со специфическими эмоциями предпринималисьнеоднократно и были направлены на то, чтобы доказать, что комплексыорганических изменений, которые сопровождают различные субъективнопереживаемые эмоциональные состояния, различны. Однако четко установить,какие из субъективно данных нам как неодинаковые эмоциональные переживаниякакими органическими изменениями сопровождаются, так и не удалось. Это обстоятельство является существенным для понимания жизненной ролиэмоции. Оно говорит о том, что наши субъективные переживания не являютсянепосредственным, прямым отражением собственных органических процессов. Сособенностями переживаемых нами эмоциональных состояний связаны вероятно нестолько сопровождающие их органические изменения сколько возникающие приэтом ощущения. Тем не менее, определенная зависимость между спецификой эмоциональныхощущений и органическими реакциями все же существует. Она выражается в видеследующей, получившей экспериментальное подтверждение связи: чем ближе кцентральной нервной системе расположен источник органических измене» несвязанных с эмоциями, и чем меньше в нем чувствительных нервных окончаний,тем слабее возникающее при том субъективное эмоциональное переживание.Кроме того, искусственное понижение органической чувствительности приводитк ослаблению силы эмоциональных переживаний. ( Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятсяна собственно эмоции, чувства и аффекты Эмоции и чувства предвосхищаютпроцесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторныйхарактер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смыслситуации для человека с точки зрения актуальной в данный моментпотребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия илидеятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемымиситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как егособственные внутренние переживания, коммуницируются, т. е. передаютсядругим людям, сопереживаются. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извневообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрыватьсвои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже невсегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано сэмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональныйопыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний.Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны. Эмоции и чувства—личностные образования. Они характеризуют человекасоциально психологически. Подчеркивая собственно личностное значениеэмоциональных процессов, В. К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие можетвызвать формирование новых эмоциональных отношений к различнымобстоятельствам... Предметом любви-ненависти становится все, что познаетсясубъектом как причина удовольствия-неудовольствия». Несмотря на то, что эмоции и чувства как переживания тесно взаимосвязаны,они имеют существенные различия. Переживания, связанные с удовлетворением(или неудовлетворением) потребностей организма в пище, защите от холода, восне, в самосохранении, относятся к эмоциям. Эмоции, как мы уже отмечали,присущи людям и животным. Однако эмоции человека существенно отличаются отэмоций животных: они в известной степени перестроены под влияниемсоциального опыта. От условий общественной жизни зависят как формыпроявления эмоций у человека, так и способы достижения целей иудовлетворения тех потребностей, с которыми связана та или иная эмоция. В процессе общественно-исторического развития социальной жизни людей всфере их переживаний появляется особая форма и отражения и отношения кокружающему миру - чувства, специфически человеческие переживания,возникающие на основе удовлетворения или неудовлетворения потребностейчеловека как личности (таких, как потребности в общении, в познании,эстетические и т.п.). Чувства, например, товарищества, стыда и совести,долга и ответственности и т.д. присущи только человеку как общественномусуществу. Своеобразие эмоций и чувств проявляется в особой субъективности,зависящей от личностной значимости воздействующих на человека предметов иявлений окружающей действительности. Один и тот же предмет, ситуация,случай, преступление в разное время могут вызывать у человека различныепереживания, эмоции, чувства. Это свидетельствует о сложной взаимосвязиэмоций и чувств с потребностями и целями человека и объясняет источниксубъективности эмоций и чувств. В чувствах и эмоциях более рельефно, чем в познавательных процессах,проявляются наиболее существенные особенности личности. В отличие отпознавательных процессов эмоции и чувства нередко проявляются и во внешнемповедении: в выразительных движениях лица (мимике), тела (пантомиме), вжестах, интонациях и тембре голоса. Эмоции и чувства характеризуются полярностью и пластичностью. Каждойэмоции и любому чувству противостоят противоположные переживания, междукоторыми существуют множество переходов. Так, радости противостоит горе,любви - ненависть, коллективизму - эгоизм и т.п. Вместе с тем одни и те жеэмоции и чувства могут переживаться человеком с различной глубиной взависимости от вызвавших их причин и особенности деятельности, совершаемойличностью. Для эмоций и чувств характерно и то, что личностная и общественная оценкаиспытываемых человеком переживаний могут при определенных условиях несовпадать. ( Физиологической основой эмоций и чувств являются сложные взаимодействияпроцессов, протекающих как в организме в целом, так и в мозгу (подкорке,вегетативной нервной системе и в коре головного мозга). При этомсоотношение деятельности коры и подкорки в эмоциях и чувствах различно.И.П. Павлов говорил по этому поводу: «...эмоция - это есть работаинстинкта, а чувство - горечь, печаль и т.д. - это уже статья другая, этосвязано с затруднением деятельности больших полушарий, чувства связаны ссамым верхним отделом, и все они привязаны ко второй сигнальной системе». Изменения, происходящие в организме при тех или иных эмоциях и чувствах,передаются в кору и другие отделы головного мозга, влияют на протеканиенервных процессов, положивших начало эмоции и чувству.Особо важную роль в управлении эмоциями и чувствами и их внешним выражениемиграет вторая сигнальная система, то есть образующиеся в коре головногомозга нервные связи под влиянием слова. В данном случае сфера человеческих переживаний значительно расширяется,эмоции и чувства начинают развиваться под влиянием общественных условий,приобретают социальный характер. Слово позволяет человеку усваиватьэмоциональный опыт других людей, содержание и форму выражения эмоций ичувств. С его помощью человек может осознавать и регулировать своипереживания, подчинять их требованиям долга, оказывать влияние на эмоции ичувства других людей и т.д. Эмоции и чувства отличаются большим разнообразием. Все они подразделяютсяна две группы: активизирующие деятельность - стенические и подавляющие,угнетающие жизнедеятельность - астенические. ( Однако одно и то же чувство или эмоция могут в зависимости отобстоятельств активизировать или подавлять деятельность человека. Например, радость, вызванная поощрением руководителя, у одногосотрудника юридического труда является стимулом к дальнейшей добросовестнойработе, а на другого действует демобилизующе, мешает сосредоточиться нарасследовании конкретного уголовного дела. Влияние эмоций и чувств нажизнедеятельность человека нельзя не учитывать в воспитательной работе ссотрудниками правоприменительных и правоохранительных органов. В процессе развития человека, на практике сложились системы положительныхи отрицательных эмоций [1]. Положительные эмоции: удовлетворение, радость, восторг, ликование,гордость, восхищение, самодовольство, уверенность, удовлетворенность собой,уважение, доверие, симпатия, нежность, любовь, благодарность, спокойнаясовесть, облегчение, безопасность, злорадство и др. Отрицательные эмоции: горе (скорбь), неудовольствие, тоска, печаль,скука, отчаяние, огорчение, тревога, испуг, страх, ужас, жалость,сострадание, разочарование, обида, гнев, презрение, негодование, неприязнь,зависть, ненависть, злость, ревность, сомнение, растерянность, смущение,стыд, раскаяние, угрызение совести, отвращение и т.д. Как видно из изложенного, разделение эмоций на положительные иотрицательные проведено исключительно по принципу удовольствия инеудовольствия. Положительные эмоции, воздействуя на нервную систему,содействуют оздоровлению организма, а отрицательные - его разрушению, ведутк различным заболеваниям2. В жизни человека названные выше эмоции создают у личности различныеформы эмоциональных состояний: настроение, страсть и аффект. ( Настроение — это самое распространенное эмоциональное состояние,характеризующееся слабой интенсивностью, значительной длительностью,неясностью и «безотчетностью» переживаний. ( Юрист-практик должен уметь управлять своим настроением и, если нужно,создавать определенное настроение у объекта воздействия. Для этого ему надознать причины и обстоятельства, которые вызывают настроение. Ихскладывается в основном четыре: 1) органические процессы (болезнь, утомление создают пониженноенастроение; здоровье, полноценный сон, физическая активность поднимаютнастроение); 2) внешняя среда (грязь, шум, спертый воздух, раздражающие звуки,неприятная окраска помещения ухудшают настроение; чистота, умереннаятишина, свежий воздух, приятная музыка, соответствующая окраска помещенияулучшают настроение); 3) взаимоотношения между людьми (приветливость, доверие и такт со стороныокружающих делают человека бодрым и жизнерадостным; грубость, безразличие,недоверие и бестактность угнетают настроение); 4) мыслительные процессы (образные представления, в которых отражаютсяположительные эмоции, создают подъем в настроении; образы, связанные сотрицательными эмоциями, угнетают настроение). Страсть - сильное и глубокое длительное эмоциональное состояние.«Страсть - это энергично стремящаяся к своему предмету сущностная силачеловека» (. Она активизирует его деятельность, подчиняет себе все егомысли и поступки, мобилизует его на преодоление трудностей, на достижениепоставленных целей; страсть к любимому делу позволяет достичьисключительных успехов, страсть к борьбе порождает мужество, бесстрашие.Однако страсть может как формировать личность, так и разрушать ее. ( Аффект - эмоциональное переживание, протекающее с большой и резковыраженной интенсивностью. Особенности аффекта: а) бурное внешнеепроявление; б) кратковременность; в) безотчетность поведения человека вовремя аффекта; г) диффузность переживания (аффект захватывает личностьцеликом, ее ум, чувства и волю). ( Работник юридического труда должен знать, что в принципе любые эмоциимогут в зависимости от обстоятельств усиливаться и доходить до аффекта. Чувства в отличие от эмоций характеризуются осознанностью ипредметностью. Выделяют низшие чувства-переживания и высшие чувства-переживания. Различают три группы чувств: нравственные, эстетические иинтеллектуальные (познавательные)2. Нравственные чувства отражают отношение человека к требованиямморали. Система нравственных чувств российского человека состоит из чувствасправедливости, чести, долга, ответственности, патриотизма, солидарности.Нравственные чувства тесно связаны с мировоззрением человека, егоубеждениями, помыслами, принципами поведения. Эстетические чувства возникают у людей в результате переживаниякрасоты или безобразия воспринимаемых объектов, будь то явление природы,произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. В основеэстетических чувств лежит врожденная потребность человека в эстетическомпереживании. Постоянно сопровождая человеческую деятельность, эстетическиечувства становятся активными двигателями человеческого поведения. ( В деятельности юриста эстетические чувства играют своеобразную ролькатализаторов поведения. Особенно большое значение они приобретают длякоммуникативной деятельности: человек, способный откликнуться наэстетические переживания собеседника, как правило, приобретает авторитет иуважение. ( Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностьючеловека. Они возникают в процессе осуществления гностической иисследовательской деятельности. Из всего многообразия интеллектуальныхчувств основными считаются чувство ясности или нечеткости мысли, удивления,недоумения, догадки, уверенности в знании, сомнения. Интеллектуальные чувства, обладая движущей силой человеческогопознания, усиливают породившие их потребности к познанию, стимулируютэмоции человека (. ( Если профессиональная деятельность протекает успешно, вэмоциональной сфере работника юридического труда создается состояниеэйфории (повышенная оживленность, разговорчивость), начинают преобладатьположительные эмоции. И, наоборот, в случае неудачи у него появляютсянеуверенность, боязнь, тревога и иногда даже страх. Все это дезорганизуетповедение молодого специалиста-юриста. У опытных работников юридическоготруда, в совершенстве владеющих своей профессией, такого, как правило, непроисходит. ( Необычайные и достаточно сложные ситуации, острые конфликты, входе которых совершаются правонарушения, в ряде случаев способствуютразвитию у человека таких психических состояний (гнев, аффект, страх идр.), которые в юридической психологии достаточно часто становятсяпредметом научного рассмотрения, чем в других областях психологии. Однакоэти состояния так же, как и устойчивые особенности характера и личностиправонарушителя, развиваются и протекают не иначе, как подчиняясьобщепсихологическим и психофизическим законам. ( ( Специфика предмета юридической психологии заключается всвоеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения, воценке их криминогенности, в поисках научно обоснованных методов снижениявозможности нарушений правовых норм путем психологической корреляции этихсостояний, равно как свойств личности правонарушителей. ( В практической деятельности эмоциональная активация возникает, какправило, в критические моменты процесса решения тактических задач и связанас выявлением правильного направления поисков. В такие моменты деятельностьобычно характеризуется очень быстрой реакцией в принятии решений. Общаяориентировка в целом, предварительная оценка и является функцией эмоций какспецифического знания. В эмоциональной оценке возникает первый, еще несовсем ясный образ будущего единства ощущений и восприятия. ( В общении следователя и судьи с участниками уголовного процессаэмоции и чувства играют особую роль. В частности, без них было быневозможно достижение контакта с допрашиваемыми, в особенности вконфликтных ситуациях. Однако являясь необходимыми и неизбежными, эмоции ичувства в расследовании и рассмотрении уголовного дела играют не толькоположительную роль. Отрицательные эмоциональные состояния следователя исудьи могут нарушать, а иногда и разрушать их деятельность. Эмоции ичувства способны вызвать представления, не соответствующиедействительности. Под влиянием чрезмерных чувств следователь или судьямогут иногда прийти к результатам лишь желаемым, но далеким от истинногоположения дел. Следует отметить, что качество восприятия также зависит не только отсостояния органов чувств человека, но и от его общего физического ипсихического состояния в момент восприятия. Известно, что болезненноесостояние может не только влиять на достоверность получаемых ощущений, но ибыть причиной неполноты восприятия. Равным образом на качестве восприятиясказывается и состояние усталости, раздражения, опьянения, взволнованностии т.д. Усталость и болезненное состояние притупляют интерес к окружающему.Безусловно, восприятие во многом зависит от настроения и особенностейхарактера человека, его привычек, предопределяющих его отношение кокружающей действительности, его наклонности и интересы; в бодром, хорошемнастроении человек склонен больше подмечать положительные стороныдействительности. В мрачном, угнетенном, подавленном настроении он видитскорее отрицательные ее черты, нередко преувеличивая, переоценивая их.Чувства и эмоции могут влиять на процесс приема и переработки информации.Человека одни события волнуют, другие оставляют безразличным, одних людейон любит, других - ненавидит, а к третьим не имеет определенного отношения.Человек переживает радость и горе, удовольствие и неудовольствие.Испытываемые чувства, в зависимости от индивидуальных особенностей человекаи конкретной ситуации восприятия могут быть глубокими. ( Профессиональная деятельность следователя, прокурора, судьи, да ився жизнь современного человека насыщена событиями и ситуациями,вызывающими самые различные эмоциональные отклики. Все эти чувствапронизывают, окрашивают в определенный тон всю деятельность человека,включая его ощущения, восприятия, мысли, воображение. ( Воздействие конкретной ситуации способно вызвать в организмеинтенсивное стрессовое состояние, которое может или усилитьработоспособность юриста, поднять его или стать причиной болезни. В этихслучаях говорят об эмоциональном стрессе. Чаще всего эмоциональный стресспроисходит в результате воздействия отрицательных эмоций. Стрессу нередкопредшествуют неприятные процессы, конфликтные ситуации в семье и на работе,мнительность, необоснованные опасения и тревоги. ( Стресс характеризуется наличием трех фаз: фазы тревоги, фазысопротивляемости, фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной сферой,как правило, преодолевают фазу тревоги и включаются в активную борьбу сострессовыми факторами: берут себя в руки, разумно взвешивают все «за» и«против». Эмоционально неустойчивых людей охватывает тревога, которая затемпереходит в страх, и за фазой тревоги сразу наступает фаза истощения. ( Человек, оказавшийся очевидцем страшного преступления (например,убийства) или ставший жертвой преступления, испытывает состояниенапряженности. При этом все его психические процессы как бы приторможены:человек плохо слышит, мало видит, медленно соображает, плохо ощущает своидвижения. У одних картина напряженности может быть ярко выраженной,длительной, у других - менее заметной и короткой. Растерянность илифрустрация буквально означает расстройство планов , указывает на ситуацию,при которой терпится неудача. Психолог Н.Д. Левитов определяет фрустрациюкак психическое состояние, выражающееся в характерных особенностяхпереживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми трудностями,возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи. В состояниирастерянности может находиться потерпевший, не сумевший отразить нападениепреступника, и человек, оказавшийся не в состоянии реализовать до концасвой преступный замысел из-за возникших непредвиденных преград. Отличиерастерянности от напряженности состоит в их происхождении. Если принапряженности нарушения во внимании и мышлении производны от эмоциональногосостояния, то при растерянности они первичны, а эмоции - производны. ( ( Устойчивость любого человека, как юридического работника, так иклиента к стрессовым ситуациям может быть обеспечена двумя путями: системойего эмоциональной тренировки и тщательным его обучением, то естьподробнейшим информированием по интересующим клиента фактам, проигрываниемвозможных сложных ситуаций и т. д. ( В методологическом плане эмоциональная тренировка опираетсяна принцип психологической науки о связи психики и деятельности: психика,сознание формируются в деятельности. Содержание тренировки базируется наположении психологии о взаимосвязи чувств и физических действий. Воспитаниеэмоциональной сферы человека возможно только через действие. Для этой целиприменяется специально разработанный тренинг - «гимнастика чувств» (. Применяется и аутогенная тренировка, которая представляет собойпроцесс самовнушения. Главным орудием тренировки является слово, обращенноек самому себе. ( Человек путем систематических и упорных занятий может научитьсярасслаблять свою мускулатуру. Овладев навыками аутотренинга, работникюридического труда в различных ситуациях сможет по своему желанию замедлятьдыхание, работу сердца, расширять кровеносные сосуды, вызывать тепло влюбой части тела, засыпать где и когда захочет, оставаться хладнокровным внапряженных ситуациях. Это достигается потому, что почти половина клеток головного мозгарегулирует двигательный аппарат человека. Поэтому при самовнушении,например, о расслаблении мускулатуры эти клетки посылают в мышечнуюструктуру соответствующие импульсы. И, если мускулатура расслабляется, вмозг поступают слабые сигналы, что успокаивающе действует на человека.Особенно важно в этом отношении расслабление мышц лица: мышцы лица посылаютв головной мозг гораздо больше импульсов, чем мышцы всего туловища (. (( Юрист-практик, овладевший навыками аутогенной тренировки, приобретаетуверенность в своих силах, а это благотворно сказывается на егоэмоционально-волевой устойчивости, способствует более быстрой адаптации кпостоянно меняющейся обстановке и повышает работоспособность. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:1. Р.С. Немов. Учебное пособие для педагогических институтов и училищ. Москва. «Просвещение». 1990 г.2. Ю.В. Чуфаровский. Учебник для вузов - «Юридическая психология». Москва. «Новый юрист». 1998 год.-----------------------( 1 Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 3, кн. 2. С. 403.[1] Лук А. Н. Эмоции и чувства. М., 1972. С. 18-20.2. Психология. Под ред. А.В. Петровского и др., М., 1986. С. 371.( 1 Цит. по кн.: Никифорова А.С. Эмоции в нашей жизни. М., 1974. С. 25.2 Психология. Под ред. П.А. Рудика. М., 1974. С. 201-204;Психология. Под ред. А.В. Петровского, М„ 1986. С. 366-377.( См.: Психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1986. С. 381-383.( Гиппиус С. Гимнастика чувств. М.-Л., 1967.( Руководство по психотерапии. М., 1974; Гиссен Л. Психология ипсихогигиена в спорте. М., 1973: Алексеев А. О самовнушении - «Наука ижизнь», 1973. № 1, 2, 3; Гри-макЛ.П. Общение с




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Свойства и виды эмоций и чувств iconРеферат по психологии на тему : "Природа эмоций и чувств" выполнила : студентка
Первый отождествлялся с гармонией, организацией, порядком, вторые же – с неопределенностью, непредсказуемостью, хаотичностью. Мысль...
Свойства и виды эмоций и чувств iconИсследование эмоций и чувств в зарубежной и отечественной психологии

Свойства и виды эмоций и чувств iconСпецифика эмоций и чувств у нормальных и аномальных детей

Свойства и виды эмоций и чувств iconВиды и роль эмоций в жизни человека

Свойства и виды эмоций и чувств iconВиды и роль эмоций в жизни человека

Свойства и виды эмоций и чувств iconКурсовая работа по физиологии Нейрофизиологические механизмы эмоций
Эмоции в жизни человека играют очень важную роль. Практический психолог, зная механизмы возникновения эмоций, может помочь людям...
Свойства и виды эмоций и чувств iconДокументы
1. /Виды и роль эмоций в жизни человека.doc
Свойства и виды эмоций и чувств iconВопросы к зачету по дисциплине: «методика преподавания труда с практикумом» Специальность «Преподавание в начальных классах»
Технология изготовления бумаги. Состав бумаги. Виды бумаг и картона. Применение. Свойства. Способы определения свойства бумаги
Свойства и виды эмоций и чувств iconУчебники для детей, Ушинский и Толстой включали в них как необходимый компонент произведения устного народного творчества
Виды чувств и развитие их у детей младшего школьного возраста
Свойства и виды эмоций и чувств iconИзард К. Э. Психология эмоций
Опубликовано множество книг и статей, так или иначе затрагивающих проблему человеческих эмоций. В настоящее время наука располагает...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы