Инфляция. Антиинфляционная политика. Выполнил студент 3-го курса специальности «ГиМУ» На базе среднегопрофессионального образования Конев Михаил Валентинович ««1999г. Преподаватель к э. н., доцентСамсонова Т. И. ««1999 г г Мурманск, 1999 г. Содержание реферата: Содержание реферата: 2 Вступление icon

Инфляция. Антиинфляционная политика. Выполнил студент 3-го курса специальности «ГиМУ» На базе среднегопрофессионального образования Конев Михаил Валентинович ««1999г. Преподаватель к э. н., доцентСамсонова Т. И. ««1999 г г Мурманск, 1999 г. Содержание реферата: Содержание реферата: 2 Вступление



НазваниеИнфляция. Антиинфляционная политика. Выполнил студент 3-го курса специальности «ГиМУ» На базе среднегопрофессионального образования Конев Михаил Валентинович ««1999г. Преподаватель к э. н., доцентСамсонова Т. И. ««1999 г г Мурманск, 1999 г. Содержание реферата: Содержание реферата: 2 Вступление
Дата конвертации26.07.2012
Размер380,02 Kb.
ТипРеферат
Инфляция. Антиинфляционная политика


Северо - западная академия государственной службы Филиал Северо - западной академии государственной службы В г. МурманскеКурс : Экономическая теория Р Е Ф Е Р А Т На тему : Инфляция. Антиинфляционная политика. Выполнил студент 3-го курса специальности «ГиМУ» На базе среднегопрофессионального образования Конев Михаил Валентинович ______________________ « « __________ 1999г. Преподаватель к.э.н., доцентСамсонова Т.И. _____________________ « « __________1999 г. г Мурманск , 1999 г. Содержание реферата: Содержание реферата: 2 Вступление. 3 Инфляция: ее определение, измерение, формы, причины и механизм. 3 Определение инфляции. 3 Методы измерения инфляции. 4 Виды инфляции. 4 Причины возникновения инфляции. 5 Взаимосвязь инфляции и безработицы: общая постановка проблемы. 7 Адаптационная политика. 8 Антиинфляционная политика. 8 Экономическая политика стимулирования совокупного предложения. 10 Особенности стабилизационной политики. 11 “Компромиссная” теория борьбы с инфляцией. 12 Проблема инфляции в России. 13 Возможные антиинфляционные мероприятия в существующей на сегодняшнийдень экономической ситуации в России. 19 Используемая литература: 21 Вступление. Написать реферат на тему инфляции меня побудила актуальность этой проблемына современном этапе в России и во всем мире (последние финансовые кризисы– азиатский, российский, бразильский), а также неоднозначное отношение кэтой теме руководящих организаций нашей страны (правительства, центральногобанка). В то время как, по мнению правительства и руководства ЦБ, инфляцияявляется врагом № 1 для экономики России, существуют мнения о ее полезностии необходимости. Так, по мнению доктора экономических наук О.Л.Роговой(Институт экономики РАН), антиинфляционная политика – тоже миф, т.к. нетэкономики без инфляции. Инфляция – это среда, в которой развиваетсяэкономика; это механизм перераспределения, связанный с денежным обращением.Нельзя сводить инфляцию к эмиссии денег, к росту цен. Теряется главное:понимание связи эмиссии с кредитом, а без кредита экономика мертва. Еслиэмиссия равна нулю, то это означает подавление кредита, денежных потоков ифинансового потенциала экономики.[1] Инфляция: ее определение, измерение, формы, причины и механизм. Определение инфляции. Инфляция – это налогообложение, осуществляемое независимо от волизаконодательной власти и народа. Этот налог извлекается посредствомкредитования денежными властями государства, при котором происходитперераспределение экономических ресурсов в пользу двух секторов:государства и банковского сектора.[2] Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения, другихпропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен.[3] Инфляция – устойчивая тенденция к повышению среднего (общего) уровняцен. [4] Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на однитовары могут расти; на другие оставаться стабильными; цены на одни товары иуслуги могут расти быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежитразное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность. Существует так же противоположное инфляции понятие – дефляция. Дефляция– устойчивая тенденция к снижению среднего (общего) уровня цен.[5] Уровень инфляции неодинаков в различные временные периоды. И,соответственно, существует термин, обозначающий снижение ее (инфляции)уровня (темпа роста цен) – дезинфляция.[6] Методы измерения инфляции. 1. Индекс цен. Для вычисления индекса цен берут соотношения между совокупной ценой товарови услуг определенного набора (“ рыночной корзины “) для временного периодаи совокупной ценой идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовомпериоде. Выражается индекс цен обычно в процентах: [pic] индекс цен цена “ рыночной корзины “ в данном периоде в данном = _________________________________________ х100. периоде, % цена аналогичной “ рыночной корзины “ в базовом периоде На практике чаще используются индекс валового национального продукта,индекс потребительских цен и индекс оптовых цен. С помощью индексапотребительских цен измеряются цены фиксированной “ рыночной корзины “потребительских товаров. Для измерения общего уровня цен более приспособлениндекс цен валового национального продукта (его называют также дефляторомвалового национального продукта). По сравнению с индексом потребительских цен индекс валовогонационального продукта шире и представительнее, поскольку он включает нетолько цены потребительских товаров и услуг, но и цены на сырье, материалы,оборудование и т.д. Изменение оптовых цен отражает динамику цен на сырье, полуфабрикаты,материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке. 2. Уровень инфляции (темп роста цен) – относительное изменение среднего (общего) уровня цен. В макроэкономических моделях уровень инфляции может быть представлен как (([pic] , где Р – средний уровень цен в текущем году; [pic] - средний уровень цен в прошлом году. Средний уровень цен измеряется индексами цен. Виды инфляции. Темп роста цен (индекса цен) является первым из трех критериев приопределении вида инфляции. Другой критерий – степень расхождения роста ценпо различным группам (т.е. соотносительность роста цен по различнымтоварным группам). Третий критерий – ожидаемость и предсказуемостьинфляции. Рассмотрим виды инфляции с позиции темпа роста цен (первый критерий),т.е. преимущественно количественно. В этом плане выделяют три видаинфляции: умеренная (цены растут менее 10% в год, стоимость денегсохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах);галопирующая инфляция (рост цен измеряется сотнями процентов в год,контракты “ привязываются “ к росту цен, деньги ускоренно материализуются)и гиперинфляция (цены растут астрономическими темпами, расхождение цен изаработной платы становится катастрофическим). По степени сбалансированности роста цен выделяются два вида инфляции:сбалансированная инфляция и несбалансированная инфляция. При сбалансированной инфляции цены различных товаров относительно другдруга остаются неизменными, а при несбалансированной – цены различныхтоваров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различныхпропорциях. С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуемостьинфляции) выделяют: ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемойинфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируетсязаранее, неожидаемая – наоборот. Воздействие инфляции на уровень реальныхдоходов противоречиво. Инфляция по-разному влияет на перераспределениедоходов в зависимости от того, является ли она ожидаемой илинепредвиденной. В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принятьмеры, чтобы предотвратить или уменьшить негативные последствия инфляции,которые, в противном случае, отразятся на величине его реального дохода.Корректировка номинальных доходов может быть осуществлена с учетомуравнения Фишера: [pic], где [pic] и [pic] Номинальная и реальная ставки процента (соответственно), а [pic]-уровень ожидаемой инфляции. При темпах инфляции, превышающих 10%, уравнениеФишера имеет вид: [pic]. Непредвиденная инфляция приводит к снижению всех видов фиксированныхдоходов и “ субсидирует “ тех экономических агентов, чьи номинальные доходывозрастают быстрее, чем средний уровень цен. В условиях неожиданнойинфляции получатели ссуд выигрывают за счет кредиторов, т.к. долгивозвращаются обесценившимися деньгами. Правительства, накопившиезначительный государственный долг, нередко проводят политику краткосрочногостимулирования инфляции, которая способствует относительному обесцениваниюзадолженности. Если экономические агенты имеют диверсифицированные источники доходов,то они могут одновременно “выиграть” и “проиграть” в условиях роста уровняинфляции. В России и других переходных экономиках последствия инфляцииоказываются тяжелыми для значительного числа семей потому, что вдореформенных экономиках основным видом семейного дохода былафиксированная заработная плата. По мере реформирования систем оплаты трудаи расширения числа источников доходов негативные последствия инфляции могутбыть постепенно элиминированы. Повышение цен и появление излишнего количества денег – это лишь внешниепроявления инфляции; ее глубиной причиной является нарушение пропорцийнационального хозяйства. Причины возникновения инфляции. В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие кдисбалансу национального хозяйства и инфляции: Государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнююторговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы,связанные с функциями современного государства; Профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того илииного уровня заработной платы. Монополия крупнейших фирм на определение издержек и цен. Все эти причины взаимосвязаны и каждая по-своему может вести к ростуили падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источниковинфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией. Различают два типа инфляции: во-первых, инфляция спроса, при которойравновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса, и, во-вторых,инфляция предложения, при которой дисбаланс спроса и предложения происходитиз-за роста издержек производства. Инфляция спроса. Она имеет место в том случае, когда денежные расходы населения ипредприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг. Обычно этоттип инфляции имеет место при полной занятости. Причем спрос может бытьувеличен как от лица государства (рост военных и социальных заказов), так иот лица предпринимателя (например, повышение спроса на товары). Инфляция предложения (издержек). Возникает как следствие повышения средних издержек на единицу продукциии снижения совокупного предложения. Этот тип инфляции приводит кстагфляции, т.е. к одновременному росту инфляции и безработицы на фонеспада производства (стагнация в сочетании с инфляцией). Повышение среднихиздержек относительно сокращает прибыли фирм, что приводит к снижениювыпуска фирм и спаду совокупного предложения в целом. При прежнем уровнесовокупного спроса снижение совокупного предложения приводит к росту уровняцен и увеличению темпа инфляции. В последнее время тип инфляции, прикотором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается вмировой практике. Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост центакими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицупродукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыли иобъем продукции, которые предприятия готовы предложить при существующемуровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг, иувеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержкивзвинчивают цены. Причины повышения средних издержек производства: V Повышение номинальной заработной платы, которое не уравновешивается увеличением производительности труда; V Повышение цен на сырье и энергию; V Увеличение налогов и рост “ налогового клина “. Инфляция издержек в известной мере самоограничена: спад производствасдерживает дополнительный рост издержек производства, так как привозрастающем уровне безработицы номинальная заработная плата постепенноснижается. Этот тип инфляции имеет место в России. Сочетание инфляции спроса и инфляции издержек образует инфляционнуюспираль, в которой возросшие инфляционные ожидания экономических агентоввыполняют роль передаточного механизма. Бюджетно-налоговая или кредитно-денежная экспансия, направленная на краткосрочное стимулированиесовокупного спроса, вызывает инфляцию спроса по мере приближения экономикик состоянию полной занятости ресурсов. В условиях инфляции спросаэкономические агенты постепенно корректируют свое поведение: ставкиноминальной заработной платы повышаются в новых трудовых соглашениях всоответствии с возросшими инфляционными ожиданиями. Повышение ставокноминальной заработной платы вызывает рост средних издержек производства,что является основой для развертывания инфляции издержек. Еслиправительство и Центральный банк не располагают инструментами управленияинфляционными ожиданиями, то на основе спирали “ заработная плата - цены “возникает гиперинфляция. Она представляет собой неуправляемую инфляцию сбыстрым темпом роста цен, которая оказывает особенно разрушительноевоздействие на занятость и выпуск, т.к. в этих условиях экономическивыгодно вкладывать средства в спекулятивные операции, а не в инвестиции.Ситуация недоверия к непоследовательной политике правительства иЦентрального банка, характерная для многих переходных экономик, являетсяподходящей “средой” для развертывания неуправляемой инфляции. Опыт преобразований в России показывает, что макроэкономическаяполитика в реформенной России, несмотря на непоследовательность, быласориентирована на финансовый вариант макростабилизации, т.е. ставила своейцелью снижение инфляции и достижение финансовой стабилизациипреимущественно монетарными методами. Между тем имеется немало оснований для вывода о существенном значениинаряду с факторами на сторона денежной массы и скорости обращения денегзначительной роли инфляции издержек в российской экономике. К ее причинамможно отнести следующие: V Технологически отсталая, затратная структура производства, сравнительно низкий уровень производительности общественного труда; V Межотраслевая несбалансированность, структурные диспропорции прежней экономики («утяжеленность» экономики, высокая степень ее милитаризации, разрыв цен на сырьевую и конечную продукцию и т.п.); V Разрыв хозяйственных связей из-за распада СССР, СЭВ; V Высокая степень монополизации экономики, в том числе на товарных рынках; V Незавершенность формирования инфраструктуры рынка, высокая степень бюрократизации и криминализации экономики; V Гипертрофированный рост «деловых услуг» (посреднического, финансового характера и т.п.), усиление роли спекулятивных начал в экономике; V Резкий рост цен на энергоресурсы, неуклонное приближение (в частности, по нефти и газу) и превышение(В частности, по автобензину, дизельному топливу) уровня мировых цен.[7] Взаимосвязь инфляции и безработицы: общая постановка проблемы. В условиях приближения к экономическому потенциалу возникает известнаяальтернатива между ростом занятости, с одной стороны, и ростом уровняинфляции, с другой. Увеличение занятости и снижение безработицысопровождается ростом инфляции спроса, т.к. в экономике постоянноуменьшается объем неиспользованных ресурсов, и расширять производствоприходится за счет “ переманивания “ ресурсов от одной фирмы к другой, изодной отрасли в другую, путем повышения ставок заработной платы и цен наинвестиционные товары. Снижение уровня инфляции спроса может бытьдостигнуто только путем ограничения занятости и увеличения безработицы. Этоозначает, что в краткосрочном периоде между уровнями инфляции и безработицыобнаруживается обратная зависимость, определяемая как кривая Филипса(Phillips curve). В любой момент времени правительство, управляющеесовокупными расходами, может выбрать на кривой Филипса определеннуюкомбинацию уровней инфляции и безработицы для краткосрочного временногоинтервала. Этот выбор зависит от ожидаемого темпа инфляции: чем вышеожидаемая инфляция, тем выше располагается кривая Филипса. Выборэкономической политики в этом случае затрудняется, т.к. фактический уровеньинфляции будет выше для любого уровня безработицы. Компромисс между инфляцией и безработицей в макроэкономических моделяхможет быть представлен в следующем виде: [pic], где [pic]- фактический уровень инфляции; [pic]- ожидаемый уровень инфляции; [pic]- инфляция спроса; [pic]- внешний ценовой шок (инфляция издержек). Поскольку [pic] определяется динамикой циклической безработицы всоответствии с законом Оукена (закон Оукена связывает колебания уровнябезработицы с колебаниями ВНП.- при каждом увеличении уровня безработицы наопределенный процент (по отношению к показателю прошлого года) ,темп ростареального ВНП снижается на коэффициент [pic]. Коэффициент [pic]устанавливается эмпирическим путем.)[8] , то уравнение краткосрочной кривойФилипса принимает вид: [pic] , где [pic] и [pic]- фактический и ожидаемый темп инфляции(соответственно); [pic] и [pic]- фактический и естественный уровеньбезработицы (соответственно); [pic] - внешний ценовой шок; [pic]-эмпирический коэффициент.[9] Адаптационная политика. Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительныхисточников дохода. Работники пытаются защитить себя от инфляции черезвведение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другимиспособами адаптации являются перестройка семейного бюджета в сторонунаиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег втоварно-материальные ценности и т.п. Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции.Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализациюкраткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций.Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новыхвнешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг ифакторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительнособственных и повышению финансового риска предприятий, рисканеплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многиефирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметьпревышение кредиторской задолженности над дебиторской, и лишьнезначительное количество денег хранить в банке. В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использованияприбыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса кдеятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемыена материальное поощрение. С другой – ввиду того, что в условиях инфляциипоток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы,если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены всебольшую часть прибыли (прибыли за вычетом налогов) направлять на развитиепроизводства. История знает много вариантов адаптационной политики правительства. В60-70-х гг. Нашего века в Англии и в др. Странах внедрялась политика “ стоп-вперед “, т.е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказаласьнеэффективной в плане снижения инфляции, т.к. сдерживание цен оплачивалосьснижением производительности труда и жизненного уровня населения. В основе новой политики лежит контроль за соотношением цен и заработнойплаты. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане(например, в Финляндии в 1967-1971 гг., в США в 1951-1952 гг.), но вдолгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной. Антиинфляционная политика. Другим вариантом государственной политики в условиях инфляции являетсяминимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил прииспользовании антимонопольных мер. Нельзя обойти стороной и сомнения в опасности монопольной власти,которые неоднократно высказывались разными экономистами (например,австрийским экономистом Й.Шумпетером): 1) относительно малая величинапотерь, обнаруженная при эмпирических исследованиях, 2) научно-техническийпрогресс может быть более быстрым в условиях монополии.[10] Существует ряд отраслей, в которых монополия необходима, и передгосударством стоит задача регулирования цен и объемов производства винтересах общества. Здесь могут быть реализованы следующие подходы. Метод предельныхиздержек заключается в том, что государство требует (и контролирует), чтобыустанавливаемая монополистом цена равнялась его предельным издержкам. Методсредних издержек состоит том, что вся прибыль монополиста, за исключениемнормальной, изымается (то есть цена в любом случае равна среднимиздержкам). Используется также метод установления потолка цен. Однакоприменение этих методов имеет свои сложности. Метод предельных издержекчасто ведет к убыткам и необходимости субсидировать монополию за счетгосударственных средств. Лишенный этого недостатка метод средних издержекможет дать результат, когда предельные издержки будут ниже, чем предельнаяполезность продукта, и, с другой стороны не создает заинтересованности вминимизации издержек: монополист знает заранее, что его расходы будуткомпенсированы. Установление потолка цен обычно приводит к дефицитупродукции. Антитрестовская политика представляет собой серию законов, цель которых– предотвратить использование фирмами рыночной власти путем сокращенияпроизводства и повышения цен или осуществления иной антиконкурентнойпрактики. Главная проблема в реализации этой политики – ограничениемонополистических тенденций олигополии. (олигополия – рынок, на которомдоминирует несколько крупных фирм[11]). Среди основных мер антимонопольнойполитики выделяются меры по коррекции поведения, состоящие в том, чтоправительство приказывает фирме или группе фирм изменить свое поведение,сделав его более конкурентным, и структурная политика, в ходе которойизменяется структура отрасли, становясь более конкурентной. Антиинфляционная политика правительства, согласно кривой Филипса, вкраткосрочном периоде приводит к росту безработицы и снижению выпуска.Экономика перемещается вправо-вниз вдоль исходной кривой Филипса.Сокращение государственных расходов или денежной массы снижает уровень цен,тогда как заработная плата, зафиксированная в трудовых договорах, остаетсяпрежней. В этих условиях прибыли фирм падают и они сокращают объем своеговыпуска, а значит и занятость. Для количественной оценки эффективностиборьбы с инфляцией используется т.н. коэффициент потерь. Он показывает,сколько процентов реального годового объема выпуска необходимо принести вжертву, чтобы снизить инфляцию на один процентный пункт. Конкретная реализация долговременных антиинфляционных программ выходитза рамки рекомендаций по сокращению государственных расходов и денежноймассы, соответствующих краткосрочной модели кривой Филипса и основанных накейнсианских идеях регулирования совокупного спроса. Антиинфляционная политика может проводиться методами «шоковой терапии»(когда жесткая денежная политика помогает быстро сбить инфляцию, носопровождается значительным спадом производства), так и постепенно, путеммногократного, но каждый раз небольшого снижения темпов роста денежноймассы, что позволяет избежать глубокого спада, однако не дает возможностибыстро снизить инфляцию. В более широком плане «шоковая терапия» предполагает, как правило,использование чисто монетаристских антиинфляционных мер: широкуюлиберализацию хозяйственной жизни, освобождение цен, свертываниехозяйственной активности государства, жесткое ограничение роста денежноймассы, сбалансирование бюджета главным образом за счет сокращениясоциальных программ и т.д. Программы постепенного снижения инфляциипредусматривают активное регулирующее воздействие государства (в целяхсмягчения негативных последствий антиинфляционных мер): поддержку важнейшихотраслей производства, налоговое стимулирование предпринимательства,частичное регулирование процесса ценообразования, создание рыночнойинфраструктуры и т.д. В этом случае антиинфляционное сокращение совокупногоспроса дополняется мерами, поддерживающими предложение и создающими условияего роста в будущем, что позволяет избежать глубокого спада и безработицы. Большинство стран – как развитых, так и с переходной экономикой – впрактике борьбы с инфляцией никогда не следовали жестким монетаристскимрекомендациям «шоковой терапии», поскольку это неизбежно приводило кзатяжному спаду, росту безработицы, резкому снижению жизненного уровнянаселения. Наиболее последовательные приверженцы монетаристских программ, вчастности, Россия, испытали на себе и наиболее сильные их негативныепоследствия. Экономическая политика стимулирования совокупного предложения. Одной из теоретических основ программ преодоления высокой инфляции исопутствующей ей безработицы (сочетания, особенно характерного для стран спереходной экономикой) является концепция «экономики предложения». Сторонники этой концепции считают, что экономическая политика,направленная на стимулирование совокупного спроса, неэффективна. Она несмогла справиться со стагфляцией, поразившей развитые страны в 70-х годах,а потому должна быть заменена более эффективной экономической политикой.«Активной силой», влияющей на уровень безработицы и инфляции, являются, поих мнению, изменения в совокупном предложении. Экономическая политика,стимулирующая предложение, может включать программы поддержания занятости,переподготовки работников, стимулирования конкуренции, налоговые реформы ит.д. Одним из действенных факторов увеличения совокупного предложениясторонники данной концепции считают снижение налогов. При этом ониопираются на кривую Лаффера. А.Лаффер считал, что по мере роста ставкиналога ( t ) от 0 до 100 % налоговые поступления ( Т ) сначалаувеличиваются и достигают максимума в точке А при t = а, а затем падают,несмотря на рост налоговой ставки. Падение налоговых поступлений, попредположению Лаффера, связано с тем, что более высокие ставки сдерживаютэкономическую активность (падают инвестиции, потребление, сбережения ипр.), а следовательно сокращают налоговую базу, поэтому даже при ростеналоговой ставки поступления от налогов падают. Как известно, кейнсианцы трактуют рост налогов как снижениепокупательной способности, а следовательно, как антиинфляционный феномен.Сторонники «экономики предложения» считают, что большинство налоговпереходят в издержки предпринимателей и перекладываются на потребителей ввиде более высоких цен («налоговый клин»), т.е. дают эффект ускоренияинфляции издержек. Таким образом доход падает, сокращается налоговая база,а следовательно, и сумма налоговых поступлений. Снижение налоговых ставок, по мнению Лаффера, может создатьдополнительные стимулы к труду, инвестициям, сбережениям, расширениюпроизводства и, соответственно, налоговой базы. Сократится и уклонение отналогов. Все это благоприятно отразится на состоянии бюджета: ростзанятости снизит выплаты пособий по безработице, а рост дохода увеличитсуммарные налоговые поступления в бюджет даже при низкой налоговой ставке(проблема ликвидации «налогового клина стала в последние годы особенноактуальной для России. Одним из факторов спада в экономике стало сочетаниевысокой ресурсоемкости производства и роста цен на ресурсы, причем главнымобразом за счет увеличения их налоговой составляющей. Уменьшение налоговогопресса позволит снизить цены на ресурсы, сократить издержки производства вомногих отраслях и таким образом не только ослабить инфляцию, но и создатьусловия для роста производства и снижения дефицита бюджета.). Критики данного подхода указывают на тот факт, что налоговые стимулысмогут привести к росту производства лишь в долгосрочном периоде. К томуже, сработают ли эти стимулы? Во многом это зависит от чувствительностиэкономики к изменению налоговых ставок. Нельзя, например, однозначноутверждать, что при снижении подоходных налогов люди станут большеработать, а не предпочтут отдых, если теперь тот же доход после выплатыналогов (располагаемый доход) можно будет получить, затрачивая меньшеусилий. Отдача от дополнительных инвестиций будет получена не сразу, а вотувеличение потребления при снижении налогов расширит совокупный спрос. Ростспроса опередит увеличение предложения, что может привести к инфляции ибюджетному дефициту. Наконец, на практике бывает трудно определить, находится экономикадальше или ближе точки А на кривой Лаффера. Если экономика стартует в точкеС, то снижение налоговых ставок действительно может увеличить налоговыепоступления, но если движение начнется из точки В, то неминуем ростдефицита бюджета вследствие падения налоговых поступлений со всемивытекающими негативными последствиями. Среди мер экономической политики, направленных на стимулированиесовокупного предложения, нередко выделяют:меры по стимулированию текущего объема производства;меры, направленные на долгосрочное повышение темпов роста производства. К первой группе обычно относят меры по повышению эффективностииспользования факторов производства, повышению эффективности распределенияресурсов между конкурирующими областями их применения через реформуфинансовой системы, государственного сектора, рынка труда и т.д., меры посокращению «налогового клина» через реформу налоговой системы, сокращениедотаций, снятие торговых ограничений и пр. Ко второй группе относятстимулирование сбережений и инвестиций, а так же совершенствованиемеханизма первых во вторые; стимулирование нововведений в областиобразования и создание новых технологий; стимулирование притока иностранныхинвестиций и др. структурные преобразования. Особенности стабилизационной политики. Стабилизационная политика в переходной экономике имеет целью восстановлениепотенциального или близкого к нему объема выпуска и соответствующего емууровня занятости, снижение инфляции, ликвидацию чрезмерного бюджетногодефицита, стабилизацию валютного курса. Стабилизационная политика нередковключает в себя и регулирование заработной платы («политику доходов»), втом числе временное замораживание заработной платы и цен для преодолениявысокой инфляции. Преодоление высокой инфляции, ее снижение в условиях неустойчивостиразвития в переходной экономике является важнейшим показателем и критериемэкономической стабилизации. Выделяют два главных варианта стабилизационной политики: ортодоксальнуюи гетеродоксную или их комбинации. Ортодоксальная программа ориентирована восновном на действие рыночных регуляторов – либерализацию цен приограничениях роста заработной платы, либерализацию практически всех сферхозяйственной деятельности, включая внешнеэкономическую, что создаетособенно жесткие конкурентные условия для отечественных предприятий.Действия государства ограничиваются проблемами сбалансированного бюджета(что связывается с ограничениями государственных расходов) и поддержаниятемпов прироста денежной массы, соответствующих росту реального выпуска.Предполагается , что рынок сам восстановит макроэкономическое равновесие, апроведение рестриктивной политики государственных расходов и достаточножесткие монетарные меры позволят снять излишек совокупного спроса и снизитьуровень инфляции. Обычно ортодоксальная программа проводится в жизньметодом «шоковой терапии». Гетеродоксная программа стабилизации и борьбы с инфляцией рассматриваетпоследнюю не только как порождение излишнего спроса, но и как инфляциюиздержек, а значит предполагает не только ограничение избыточного спроса,но и стимулирование предложения. Постепенная либерализация хозяйственнойжизни сопровождается активной регулирующей политикой государства. Долгоевремя сохраняется контроль государства над ценами товаров и услуг, имеющихважное значение для народного хозяйства в целом (в том числе и в планеснижения издержек), либо особую социальную значимость (топливно-энергетические ресурсы, транспорт, коммунальные услуги и некоторыепродовольственные и промышленные товары). Государство оставляет за собойтакже внешнеэкономический и валютный контроль. Участвуя в формированиирыночной инфраструктуры, государство одновременно поддерживает особо важныеотрасли экономики как через прямые субсидии, так и косвенно с помощьюналогового стимулирования. Гетеродоксная стабилизационная политика такжепредполагает возможность временного ограничения роста доходов, но на фоне взначительной степени контролируемого роста цен. Борьба с дефицитомгосбюджета не носит самодовлеющего характера, а инфляционное давлениедефицита на экономику преодолевается переходом от монетаризации дефицита,т.е. его эмиссионного покрытия, к долговому финансированию (с помощьювыпуска государственных ценных бумаг). Постепенная либерализация в рамках гетеродоксной политики неприводит к резкому всплеску инфляции, а значит не требует ответных жесткихограничений со стороны государственных расходов и денежной массы, чтопредотвращает угрозу глубокого спада в экономике. Этому же способствуют имеры по преодолению инфляции издержек и стимулированию предложения.Восстановление макроэкономического равновесия становится возможным нетолько на фоне снижения инфляции, но и при повышении выпуска и занятости. Таким образом, специфика стабилизационной политики в рамках переходногопериода состоит в том, что макроэкономическое равновесие должно бытьдостигнуто в условиях либерализации всех сторон хозяйственной жизни, т.е.одновременно с переходом экономической системы в новое качественноесостояние. Это, несомненно, усложняет задачи государства по проведениюстабилизационных программ. “Компромиссная” теория борьбы с инфляцией. На практике в основе большинства вариантов стратегии активной борьбы синфляцией лежит т.н. компромиссная теория инфляции, в соответствии скоторой динамики безработицы и инфляции взаимообратны. Ранее политикаборьбы с инфляцией опиралась на кривую Филипса, в последние же годы упорпереносится на т.н. теорию естественного уровня безработицы. Т.к. наличиемножества неожиданных экономических потрясений, смещающих графики спроса ипредложения вертикально и горизонтально, фактически превращают кривуюФилипса из пологой в ломаную линию, теоретически и практическималопригодную. По этой причине кривая Филипса, некогда активноприменявшаяся кейнсианцами, сейчас все активнее дополняется, а зачастую иполностью подменяется теорией естественного уровня безработицы. Естественным называют такой уровень безработицы, при котором динамичноуравновешиваются факторы, влияющие на изменение заработной платы и цен. Принем достигается умеренная взаимная стабильность цен и заработной платы.Естественный уровень должен отвечать следующему важному требованию:занятость должна быть достаточной для эффективного развития экономики.Безработица при естественном уровне равна сумме фрикционной и структурнойее частей при отсутствии циклической безработицы. Естественным такой уровень можно назвать еще и потому, что ондостигается через естественный для рынка механизм смены фаз подъема икризиса в ходе экономического цикла при минимизации государственноговмешательства. Рассмотрим механизм достижения естественного уровня. При падении безработицы ниже естественного уровня в периодэкономического бума, как правило, увеличиваются издержки, в результатерастет темп инфляции. Повышенный таким образом уровень инфляцииувеличивается людьми в их будущей экономической деятельности, отражается вконтрактах (теория рациональных ожиданий). Соответственно усиливается темпинерционной инфляции. Затем, после бума, акселераторы, как элементы государственной политики,замедляют быстрый темп экономического роста. Данное торможение повышаетуровень безработицы до естественного, но инфляция сразу не снижается, ибоопределенное время остается инерционной. В случае экономического спада безработица падает ниже естественногоуровня, и события развиваются в обратной последовательности. В результатеинфляция уменьшается. Таким образом, в долгосрочном плане стабильный,умеренный рост инфляции возможен после достижения естественного уровнябезработицы. Последний определяется эмпирически. К сожалению, не ясно,сколько лет необходимо экономике для адаптации к различного родаэкономическим потрясениям, т.е. для достижения естественного уровня. Приэтом нельзя забывать и о пределах терпимости населения к экономическимнеурядицам. Многое зависит и от неожиданности самого потрясения. Все это неможет не поставить под сомнение теорию естественного уровня, так же, какранее была оспорена кривая Филипса. Зададимся вопросом: какую цену платит общество за снижение уровняинфляции? Чем круче кривая Филипса, тем эта цена ниже, ибо удаетсясущественно сократить темп инфляции за счет более скромного снижениязанятости. Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1%безработица в течение года должна быть на 2% выше своего естественногоуровня. По закону Оукена, это означает снижение реального валовогонационального продукта на 4% от потенциального. Проблема необходимости платить безработицей за снижение инфляциирешается неоднозначно. Это дилемма. Часть экономистов утверждают, чтоколичественно такая плата невелика, другие же говорят о морально-психологической вредности даже незначительного роста безработицы. В любомслучае, никто не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чемобеспечить его работой и получить в итоге большее количество продукта. Проблема инфляции в России. В экономической жизни России после семи лет активных рыночных реформ, последостижения официально провозглашенной финансовой стабилизации разразилсяфинансовый крах, страна, по существу, объявлена банкротом. В тот моментправительство заявило, что государство не в состоянии осуществлять текущиеплатежи по внешнему и внутреннему долгу, а российские банки не в состояниипогасить свои обязательства перед вкладчиками и внешними кредиторами. Однимиз первых следствий краха стал рост цен. Потребительские цены (основнойпоказатель инфляции) выросли за сентябрь 1998 г. На 38%, за октябрь-на 5 %.Рост цен за 1998 г. Превысил 60 % при 11 % в феврале 1997 г[12]. Инфляциявозвратилась, и это тем более печально, что именно снижение еепровозглашалось главной целью не только кредитно-денежной, но и всейэкономической политики. Под снижение инфляции брали кредиты за рубежом, былсоздан и раздут рынок государственных ценных бумаг. Основная причина столь негативного поворота событий заключается внесоответствии проводимых реформ социально-политической обстановке в странеи реальному экономическому состоянию общества. Главным направлением реформ были избраны немедленная трансформацияденежно-ценностного механизма и бездумное крушение государственногорегулирования экономики: либерализация цен и валютных отношений; отменамонополии внешней торговли, скоротечная приватизация государственныхпредприятий и т.д. Но было упущено производство, которое немедленно сталосокращаться, и это продолжается до сих пор. Следует сказать, что инфляция началась еще в условиях централизованногопланирования. В 1990 и 1991 гг. Цены росли уже в соответствии с решениямигосударственных органов, в частности в 1991 г. Потребительские ценыповысились в 2,6 раз.[13] Объявляя либерализацию цен с 1 января 1992 г.,реформаторы ожидали их рост предположительно в 3-4 раза. Фактически же онсоставил 26 раз. Надеялись быстро справиться с инфляцией путемрегулирования денежной массы, не допуская ее чрезмерного роста. Вот тутбыла допущена основная ошибка. Она заключалась в неверном представлении оприроде инфляции в России и соответственно в неправильном выборе средствборьбы с ней. Была взята на вооружение одна из разновидностейколичественной теории денег (монетаризм). Согласно этой теории инфляция –чисто денежное явление, динамика цен зависит только от денежной массы,величина ее определяется спросом на деньги со стороны хозяйства, и чемменьше государство вмешивается в формирование этого спроса, тем лучше.Устанавливается, таким образом, почти функциональная зависимость динамикицен от количества денег в обращении. В целом связь между денежной массой и динамикой цен еще должным образомне формализована, пока можно говорить о том, что растут параллельно обапоказателя. Но это слишком общая зависимость, чтобы из нее выводитьоднозначные причинные связи. Наиболее приемлемое истолкование состоит втом, что эти величины взаимно влияют друг на друга, причины и следствияменяются местами. Все зависит от того, какая из двух классических сторонбольше влияет на уровень цен: предложение, т.е. предприятия-производители,монополисты-продавцы, либо спрос, т.е. покупатели, получившие доходы, несвязанные с производством товаров и услуг. В России, скорее всего, оба этихфактора действуют одновременно, но преобладает, видимо, предложениепредставленное продавцами-монополистами. Поэтому и отставание денежноймассы от динамики цен в течение всей либерализационной реформы, начиная с1992 г., не препятствует инфляции. Реформаторы немонетаристскую инфляцию(инфляцию предложения) стали укрощать монетаристскими методами, зажимаяденежную массу и ограничивая платежеспособный спрос, что и вызвало резкоепадение производства, ибо всякому монополисту проще и выгоднее сокращатьпроизводство и повышать цены, чем наращивать его объемы и снижать цены. Вотэто несоответствие природы российской инфляции и метода «борьбы» с нею исоставляет главную особенность инфляционной ситуации в стране. Государственные предприятия, пройдя процесс приватизации, стали делатьто, что им было прежде запрещено: повысили цену на продукцию и доходы своихсотрудников. При это они вовсе не стали активными субъектами рыночнойэкономики, и приватизация мало что изменила. Они не поставили своей цельюполучение максимальной прибыли, а стремились и стремятся к получениюмаксимальных личных доходов, прежде всего руководства предприятий. Предприятия всячески занижают прибыль в своей отчетности, чтобы неплатить налоги и использовать большую долю валового дохода на нуждыпотребления. Естественно, что у предприятий нет склонности и кинвестированию, объемы капитальных вложений падают больше, чем текущеепроизводство, амортизация фактически потеряна как источник инвестиций, онарастворилась в общей валовой выручке, предприятия не только стремятся кмаксимальному росту цен, но и стараются присвоить все инфляционные доходы. Именно поведение предприятий является основной причиной инфляции, ивследствие этого преобладающей формой ее в России является не инфляцияспроса, которая связана с денежной массой, а инфляция предложения. Онаозначает, что в связке «денежная масса – уровень цен» исходным являетсяуровень цен, а денежная масса приспосабливается к нему. Упорное следованиев этом случае политике ограничения роста денежной массы не уменьшаетинфляцию, а создает дополнительные трудности в хозяйстве, которые, в концеконцов, сводятся к падению объема производства. Помимо различения видов инфляции (спроса и предложения) важно учесть,что на инфляцию влияют не только экономические, но также и политические исоциальные факторы. Исторический опыт показывает, что войны, революции,реформы и др.социальные потрясения, как правило, сопровождаются вспышкамиинфляции. Показатель ее можно рассматривать как своеобразный индикатор,характеризующий состояние хозяйства, а заодно общества и страны в целом.Чем ниже уровень инфляции, тем благополучнее экономика и страна. В этойсвязи понятно, что характеристика инфляции как «чисто денежного явления»неприемлема для большинства стран, хотя никто не отрицает возможнуюзависимость между денежной массой и уровнем цен. Необоснованная антиинфляционная политика в течение 1992-1997 гг.,выразившаяся в «зажиме» денежной массы, привела к глобальному ростунеплатежей, массовому распространению суррогатов денег, повышению ролибартера в хозяйственных связях. Эти процессы только с первого взглядапредставляются «техническими»: на самом деле за ними скрываются глубокиепровалы в организации нормального производства и обращения товаров.Необходимо также отметить потерю Центральным банком эмиссионного дохода,который мог бы образоваться при нормальном росте денежной массы и в своюочередь смягчить проблему государственной задолженности (т.н. сеньораж –доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышениятемпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит кповышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платятсвоеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется впользу государства через возросшие цены.)[14] «Натурализация» хозяйственныхсвязей, резко уменьшая налоговую базу, позволяет предприятиям снижатьналоговые платежи, а то и вовсе избегать их. Многие исследователи отмечают,что уровень цен в сделках, по которым осуществляется бартер, проводятсязачеты, применяются суррогаты денег, значительно выше, чем в условияхнормального денежного обращения. А это и есть форма замаскированнойинфляции. Уровень «подпольных» цен совершенно произволен: ониустанавливаются не по рыночным правилам, а по соотношению силы. Слабойстороне навязываются невыгодные условия, а «некто» получает повышенныедоходы. Все это создает условия для появления специальных структур,осуществляющих подобные операции, получающих от них большие выгоды изаинтересованных в сохранении таких архаичных, странных, но для России, ксожалению, реальных отношений. Естественно, что эти формы хозяйственныхсвязей создают питательную среду для мошенничества, порождают «тень» икриминал. Созданная за годы реформ ситуация глобального денежного голода вреальном секторе исключает его нормальное развитие. У предприятий недостаетоборотного капитала, ограниченность свободных денежных ресурсов резкоповышает процент, т.е. плату, за их привлечение, поэтому кредит недоступенпредприятиям. Суррогаты денег не могут выполнять функцию накопления исбережения, предприятия теряют возможность сформировать хоть какие тоинвестиционные ресурсы, они утрачивают не только ресурсы для расширенияпроизводства, но и стимулы к этому. В конце концов, в результате такогометода подавления инфляции происходит падение производства и еще большеепадение капитальных вложений. Платежный кризис в ходе реформ первоначально возник как следствиеупразднения государственного банка, который осуществлял все расчеты вхозяйстве и в стране. Новая система расчетов стала постепенно складыватьсяна основе создаваемых коммерческих банков и РКЦ Центрального банка. Еепринципиальное отличие от старой заключалось в том, что расчеты должны былиосуществляться за счет средств самих предприятий, а не «автоматических»кредитов банка, как в советское время. У предприятий резко вырослапотребность в собственных оборотных средствах и в заемных средствах, нокоммерческие банки ссуд им не дали, поскольку были более выгодные сделки(спекулятивные операции по экспорту-импорту и с валютой). К этомудобавилось то обстоятельство, что в первый же год либерализации ценывыросли в десятки раз и собственные оборотные средства предприятийсоответственно обесценились. И вот тут то провозглашенная политикаограничения роста денежной массы как главного средства борьбы с инфляцией,толкнула предприятия на путь бартера, использования суррогатов денег ипросто накопление задолженности. Надо сказать, что позиция Центральногобанка, до августа 1998 г. Взиравшего на разрушение денежного оборота,вызывает недоумение. Его представители объясняли неплатежи низким качествомпродукции, выпускаемой предприятиями. Совершенно очевидно, что это –отговорка. Политика подавления инфляции любыми средствами привела кдеградации хозяйственных связей и падению производства. Основной путь сокращения неплатежей – восстановление общепринятых формденежного обслуживания хозяйственных связей: рост оборотных средствпредприятий, учет коммерческих векселей и т.д. Это нормализует состояниепредприятий и уменьшит шансы на развитие инфляции. Пересмотр политикиискусственного занижения денежной массы предполагает более активноеиспользование эмиссии денег как предпосылки улучшения общегоэкономического состояния народного хозяйства. Относительно эмиссии созданустойчивый стараотип некоего монстра, парализующего всю хозяйственнуюжизнь. К реальной действительности это имеет весьма приблизительноеотношение. В современной экономике эмиссия денег осуществляется вбезналичной форме, занимаются этим банки, в основном Центральный банк.Такая эмиссия называется кредитной. Механизм ее регулирования хорошоотработан. Наличные деньги как результат эмиссии возникают лишь на стадиииспользования возникших безналичных доходов, разумеется, первыезначительно меньше вторых. Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая доавгуста 1998 г., помимо безоглядного ограничения денежной массы включала всебя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Если«замораживание» денежной массы и денежный голод в хозяйстве с самого началавыглядели сомнительной находкой реформаторов, то переход от кредитованиябюджета к выпуску государственных долговых обязательств внешнепредставлялся вполне оправданным и никакой критики на первых порах невызвал. Начиная с 1995 г. Выпуск государственных ценных бумаг стал главнымисточником покрытия дефицита федерального бюджета. Главной причинойконечного провала попыток «цивилизованного» покрытия дефицита бюджета сталорассогласование и даже противоречие двух направлений финансовой политики:денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства иобъема доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя быноминального объема доходов. В силу необходимости становления рынка государственных обязательств ссамого начала базировалось на очень шаткой основе: обязательствапродавались на очень короткий срок и были высокодоходны. Это с учетомпадения производства и реальных доходов и предопределило грядущий крах.Государство быстро подошло к роковой черте: поступления денег от продажиновых выпусков государственных бумаг стали меньше платежей по погашениюпрежних выпусков (включая и колоссальные проценты). Это произошло уже вконце 1997 – начале 1998 гг. Главным результатом действий правительства и Центрального банка сталообвальное падение курса рубля, и в этом выявилось наглядное доказательствобессмысленности той антиинфляционной политики, которая ими проводилась с1995 г. Ведь кроме снижения темпов инфляции была провозглашена истабильность курса рубля как главная задача денежно-кредитной политики. Икогда казалось, что до поставленной цели рукой подать, все покатилось впропасть. Падение курса рубля немедленно вызвало рост цен на импортныетовары, а затем и на отечественную продукцию. Круг замкнулся. Результатомполитики, направленной на подавление инфляции и сохранение стабильногокурса рубля, стали вспышка инфляции и падение курса рубля. Таков итогслепого и упрямого выполнения рекомендаций монетаристов, непонимания того,что эти рекомендации рассчитаны на совершенно иную экономическую,политическую и социальную обстановку. После финансового кризиса августа 1998 г. Инфляцию стал определять курсрубля, именно его падение вызвало вспышку цен в августе-сентябре ипродолжающийся их рост в октябре-ноябре. Денежная масса в августе быланиже, чем в начале года. Неплохая иллюстрация применения принциповмонетаризма в России. Падения рубля было результатом двух существенныхфакторов: образования большой краткосрочной задолженности нерезидентам(естественно в долларах) и отставания «коридорного» курса рубля от уровняинфляции. Кроме того, негативное воздействие оказала необходимостьочередных (и значительных) платежей по долгосрочному внешнему долгу всоответствии с прежними соглашениями. Деградация сельского хозяйства за годы реформ создала постояннуюпотребность в систематическом ввозе продовольствия. Под давлениеминостранной конкуренции сократилось или прекратилось производство многихвидов промышленной продукции (одежда, обувь, телевизоры, автомобили, видео-и аудиотехника и т.д.). Поэтому, несмотря на падение курса рубля,номинальный объем импорта в рублях будет возрастать. А это и означаетинфляцию. Своеобразием нашей экономической ситуации является постоянный спрос наналичные доллары. Поспешно осуществляя конвертируемость рубля, не считаясьс отсутствием реальных предпосылок для нее, реформаторы явно непредполагали такого явления, как тотальная долларизация всех экономическихотношений в России. Доллар стал внутренней валютой России, точный объем егоналичной массы в России неизвестен, но он значительно больше рублевойденежной массы (в пересчете по текущему курсу). При этом доллар почти на100 % выступает в наличной форме, а рублевая масса более чем наполовинусостоит из безналичных денег. Спрос на доллары обусловлен тем, чтонаселение и многие фирмы используют доллары как средство накопления исбережения. Долларами расплачиваются при приобретении недвижимости идорогих товаров. Еще один источник спроса на доллары-вывоз капитала заграницу, но для этого он должен превратиться в доллары. Этим поддерживаетсяпостоянный и значительный спрос на наличные доллары, подрывающий курсрубля. Не следует забывать и о громадном внешнем долге России, обслуживаниекоторого требует крупных платежей. Отсрочки их, предоставленные Парижским иЛондонским клубами, заканчиваются, использованы они были неумело,экономическое и финансовое состояние страны только ухудшилось, а теперьнаступает время крупных выплат, предполагающих наличие валюты у ЦБ иправительства. В такой ситуации курс рубля, конечно, будет снижаться, а этодает толчок инфляции. Основной вывод из всего вышеизложенного: нельзя подавлять инфляциюлюбой ценой, и, прежде всего за счет падения производства, отрывать денежно-кредитную сферу от реального сектора, конвертируемость рубля должнаследовать за достижением устойчивого и значительного по своим объемамэкспорта товаров и услуг, а обратная последовательность событий ведет кбесконечному обесценению национальной валюты. Как минимум экспорт долженпокрывать импорт, взятые иностранные кредиты должны использоваться так,чтобы создавать предпосылки возврата денег и уплаты процентов, а непроедаться и тем более не разворовываться. На протяжении многих лет реформирования российской экономикимакроэкономическая стабилизация прошла ряд подэтапов. Она характеризоваласьследующими мерами. I. Подэтап охватывает 1992 г., за исключением летних месяцев. По ряду существенных параметров (дефицит бюджета, кредиты ЦБ Минфину) проводилась ограничительная политика. Ее близость к жесткому типу политики появилась в ликвидации в результате либерализации цен денежного «навеса» и соответствующем сжатии денежной массы.II. Подэтап – это середина 1992 г. И первая половина 1993 г. В результате проведения в середине 1992 г. Взаимозачета образовавшихся на предыдущем этапе неплатежей, мощной кредитной эмиссии (сумма всех кредитов ЦБ достигла в среднем в 1992 г. 50 % к ВВП) макроэкономическая политика приобрела сверхэкспансионистский характер. Кредитная эмиссия в усиленном режиме проводилась и с декабря 1992 г. С постепенным затуханием к лету 1993 г. Среднемесячные темпы инфляции вышли на рубеж 20 – 25 %.III. Подэтап охватывает вторую половину 1993 г. И первую половину 1994 г. По ряду параметров (дефицит бюджета, кредиты ЦБ, темпы роста денежной массы М2 и валютного курса) происходит переход к умеренной или тяготеющей к умеренной макроэкономической политике.IV. Подэтап (вторая половина 1994 г. – первая половина 1995 г.) отличается противоречивостью и непоследовательностью. В целом происходило смягчение макроэкономической политики, начавшейся еще в первой половине 1994 г.: кредиты ЦБ Минфину выросли до 10 % к ВВП к концу 1994 г., на валютном рынке произошел обвал рубля в знаменитый «черный вторник» 11 октября, выросла инфляция. В январе-августе 1995 г. Динамика инфляции в целом соответствовала предшествующему периоду (примерно 10 % в месяц). Сложившаяся динамика валютного курса усилила экспортные возможности сырьевых отраслей, что способствовало некоторой стабилизации производства, V. Подэтап, начавшийся с осени 1995 г., характеризуется поворотом к ужесточению макроэкономической политики, которая приняла по многим параметрам черты ограничительного и даже типа. Фактически прекратилось кредитование ЦБ Минфина, дефицит бюджета стал покрываться в основном за счет неинфляционных источников (внутренние и внешние займы), курс рубля с июля 1995 г. Устанавливается в валютном «коридоре» (с мая 1996 г. «коридор» стал наклонным), среднемесячные темпы инфляции упали до 1-2 %. Появились основания для вывода о позитивных сдвигах в области финансовой стабилизации.VI. Подэтап разворачивается с лета 1997 г., когда наряду с финансовой стабилизацией появились признаки незначительного роста ВВП. Однако ужесточение макроэкономической политики вызвало целый ряднегативных последствий: Ослабление позиций отечественных производителей на внутреннем рынке поднапором импорта (доля последнего на потребительском рынке России достиглапочти 60 %); Усиление с сентября 1995 г. Промышленного спада до 2 % ежемесячно,уменьшившегося в начале 1996 г., однако возобновившегося в мае 1996 г.(объем промышленной продукции в 1996 г. Оказался в итоге примерно на 5 %ниже 1995 г.); Продолжение спада инвестиций в основной капитал (сокращение в 1996 г.Составило 18 %); Возрастание доли различного рода «суррогатов» (квазиденег) в системеденежного обращения: векселей, казначейских обязательств и т.п.,компенсирующих отсутствие «живых денег» (по некоторым данным, около 50 % кденежной массе); Усиление бартеризации торговых отношений; Сокращение налоговых поступлений в федеральный бюджет (примерно 60 % кзапланированному уровню во втором квартале 1996 г.); Усиление уязвимости финансовой и банковской системы вследствиегипертрофированного увеличения доли государственных ценных бумаг нафондовом рынке (обратная сторона – сокращение доли корпоративных ценныхбумаг на этом рынке), все более обостряющихся трудностей строительствановых этажей финансовой пирамиды ГКО. Таким образом, реальная картина макроэкономической политики в России в1992 – 1996 гг. Характеризуется непоследовательностью в осуществлениичистого варианта финансовой стабилизации в условиях общей линии радикальныхпреобразований.Подэтап – к середине 1997 г. Обнаружились черты нового подэтапа: болеечетко обнаружилась тенденция к стабильно низкому уровню инфляции; началсяпереход к ужесточению налоговой дисциплины: особым мерам по стабилизацииденежного обращения (денежная реформа и т.д.)[15] В результате проведения преобразований финансовая стабилизациясочетается с общим расстройством обращения капитала, глубоким спадомпроизводства, разрушением финансов производства как основы финансовойсистемы страны, платежным и инвестиционым кризисом, бегством капитала,криминализацией и долларизацией экономики. Эти новые элементынеустойчивости и торможения реальной стабилизации, которые наложила наэкономику чрезмерно радикальная политика, чрезвычайно осложняют подход кновому этапу стабилизации – этапу реальной стабилизации и формированиянепрерывного экономического роста. Российская экономика в результатепреобразований оказалась в тисках глубоких нестандартных для рыночнойэкономики противоречий, которые и будут определять характер ее развития,диктовать условия социально – экономической политики. Главной задачей стабилизации на новом этапе становится реальноеоздоровление производства, создание условий сохранения и воспроизводствакапитала в реальном секторе экономики. Возможные антиинфляционные мероприятия в существующей на сегодняшнийдень экономической ситуации в России. Разработка и реализация антиинфляционной политики для России (из докладапрофессора Финансовой академии при правительстве Российской ФедерацииЛ.Н.Красавиной на заседании “ круглого стола “ на тему “ Антиинфляционнаяполитика и стратегия экономического роста в России “ состоявшегося вноябре 1998 г.) должна находиться в неразрывной связи с подъемомнациональной экономики. Для достижения этой задачи целесообразно создатьмежведомственную комиссию (комитет) из представителей предпринимателей,государства и компетентных специалистов. Эта рабочая группа должна бытьнаделена определенными полномочиями при оценке мер зкономической исоциальной политики в аспекте их влияния на инфляционный процесс инациональное производство. Антиинфляционная политика требует поэтапного проведения мер. В ихчисле: V подъем национальной экономики, оживление инвестиций; V оздоровление бюджетов всех уровней, снижение налоговых ставок и упрощение их сбора; лимитирование внутреннего государственного долга, “расшивка” неплатежей; V повышение коэффициента монетизации хозяйства, очищение денежного оборота от суррогатов, лимитирование эмиссии денег; V санация и реструктуризация банковской системы, и переориентация деятельности банков со спекулятивных фондовых и валютных операций на обслуживание производственного сектора экономики; разработка реальных гарантий в целях страхования рисков банков и вкладчиков, усиление банковского надзора; V оздоровление фондового рынка и контроль за его деятельностью; V регулирование валютного рынка, восстановление валютного коридора с расширенными пределами колебаний валютного курса. Уменьшение зависимости от иностранных кредитов путем изыскания собственных ресурсов, сдерживания “ бегства “ капитала и его репатриации. Разработка стратегии внешних заимствований в целях обеспечения их рационального использования и погашения. Любая антиинфляционная программа обречена на провал, если государствоне в состоянии противостоять “теневой экономике”, которая контролируетоколо половины ВВП. Антиинфляционная политика и стратегия экономического роста должныбазироваться на разумном сочетании рыночного и государственногорегулирования. В противовес процветающему в России разброду и шатанию втеории и практике разработка антиинфляционной политики должна включатьметодологические, теоретические и практические аспекты с учетом достиженийотечественной и зарубежной науки и практики. Исходным пунктом являетсяпонимание инфляции как многофакторного процесса, корни которого вдиспропорциях воспроизводства и в неэффективной (порой ошибочной) политике.Социально-экономические последствия инфляции (подобно займам и налогам) –перераспределение национального дохода в пользу предприятий-монополистов игосударства за счет снижения реальной заработной платы и др. Фиксированныхдоходов населения. Антиинфляционная политика должна быть направлена настимулирование стабилизации, а затем подъема национальной экономики в целяхповышения уровня жизни народа. Используемая литература: 1. “Учебник по основам экономической теории “ под ред. Проф. Камаева В.Д., М., «Владос» , 1994 г. 2. учебник “Курс экономической теории”. М., «ДиС» , 1997 г. 3. журнал “Деньги и кредит” # 1 , 1999 . 4. журнал “Экономист” # 2 , 1999 г.----------------------- [1] ( 3), стр. 70 [2] ( 3), стр. 68 [3] ( 1) ,стр. 282 [4] ( 2), стр. 251 [5] ( 2), стр. 251 [6] ( 2), стр. 251 [7] ( 2), стр. 461 [8] ( 2), стр. 251 [9] ( 2), стр. 254 [10] ( 2), стр. 206 [11] ( 1), стр. 52 [12] ( 4), стр. 23 [13] ( 4), стр. 23 [14] (2 ), стр. 284 [15] ( 2), стр. 463----------------------- [pic] [pic]




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Инфляция. Антиинфляционная политика. Выполнил студент 3-го курса специальности «ГиМУ» На базе среднегопрофессионального образования Конев Михаил Валентинович ««1999г. Преподаватель к э. н., доцентСамсонова Т. И. ««1999 г г Мурманск, 1999 г. Содержание реферата: Содержание реферата: 2 Вступление iconИнфляция, ее причины, экономические и социальные последствия. Антиинфляционная политика. Выполнил студент первого Курса вечернего отделения Романенко С. В. Проверила Чюфарова Г. П. Екатеринбург 2000 Содержание Инфляция. 21 Как появился этот термин? 21 Что такое инфляция? 22
Инфляция, ее причины, экономические и социальные последствия. Антиинфляционная политика
Инфляция. Антиинфляционная политика. Выполнил студент 3-го курса специальности «ГиМУ» На базе среднегопрофессионального образования Конев Михаил Валентинович ««1999г. Преподаватель к э. н., доцентСамсонова Т. И. ««1999 г г Мурманск, 1999 г. Содержание реферата: Содержание реферата: 2 Вступление iconРеферат на тему: "Безопасность сетей на базе tcp/IP" Выполнил студент группы с-74 Сапунов Григорий Преподаватель: Мартиросян С. Т. Москва 1999
Также в работе затронуты темы, не имеющие непосредственного отношения к протоколам tcp/IP, но не менее важные с точки зрения
Инфляция. Антиинфляционная политика. Выполнил студент 3-го курса специальности «ГиМУ» На базе среднегопрофессионального образования Конев Михаил Валентинович ««1999г. Преподаватель к э. н., доцентСамсонова Т. И. ««1999 г г Мурманск, 1999 г. Содержание реферата: Содержание реферата: 2 Вступление iconРазвитие научно-исследовательских навыков учащихся через написание рефератов
Подготовка и защита реферата предполагает длительную работу в течение учебного года и, может быть, не одного. Содержание реферата...
Инфляция. Антиинфляционная политика. Выполнил студент 3-го курса специальности «ГиМУ» На базе среднегопрофессионального образования Конев Михаил Валентинович ««1999г. Преподаватель к э. н., доцентСамсонова Т. И. ««1999 г г Мурманск, 1999 г. Содержание реферата: Содержание реферата: 2 Вступление iconРеферат по теме: Философия о понятиях «субстанция» и«материя» Выполнил студент 2 курса, Барнаул 1999 г. План
Современное естественно-научное представление о структуре, строении материи и их физический смысл
Инфляция. Антиинфляционная политика. Выполнил студент 3-го курса специальности «ГиМУ» На базе среднегопрофессионального образования Конев Михаил Валентинович ««1999г. Преподаватель к э. н., доцентСамсонова Т. И. ««1999 г г Мурманск, 1999 г. Содержание реферата: Содержание реферата: 2 Вступление iconМетодические указания по выполнению реферата Цели и задачи реферата
Реферат по экономической истории выполняется студентами во втором семестре. Написание реферата составная часть учебного процесса,...
Инфляция. Антиинфляционная политика. Выполнил студент 3-го курса специальности «ГиМУ» На базе среднегопрофессионального образования Конев Михаил Валентинович ««1999г. Преподаватель к э. н., доцентСамсонова Т. И. ««1999 г г Мурманск, 1999 г. Содержание реферата: Содержание реферата: 2 Вступление iconСодержание реферата: География
История
Инфляция. Антиинфляционная политика. Выполнил студент 3-го курса специальности «ГиМУ» На базе среднегопрофессионального образования Конев Михаил Валентинович ««1999г. Преподаватель к э. н., доцентСамсонова Т. И. ««1999 г г Мурманск, 1999 г. Содержание реферата: Содержание реферата: 2 Вступление iconКобзарь Антон Валентинович старший преподаватель кафедры психологии : Содержание пояснительная записка

Инфляция. Антиинфляционная политика. Выполнил студент 3-го курса специальности «ГиМУ» На базе среднегопрофессионального образования Конев Михаил Валентинович ««1999г. Преподаватель к э. н., доцентСамсонова Т. И. ««1999 г г Мурманск, 1999 г. Содержание реферата: Содержание реферата: 2 Вступление iconИнфляция и антиинфляционная политика

Инфляция. Антиинфляционная политика. Выполнил студент 3-го курса специальности «ГиМУ» На базе среднегопрофессионального образования Конев Михаил Валентинович ««1999г. Преподаватель к э. н., доцентСамсонова Т. И. ««1999 г г Мурманск, 1999 г. Содержание реферата: Содержание реферата: 2 Вступление iconИнфляция. Антиинфляционная политика государства

Инфляция. Антиинфляционная политика. Выполнил студент 3-го курса специальности «ГиМУ» На базе среднегопрофессионального образования Конев Михаил Валентинович ««1999г. Преподаватель к э. н., доцентСамсонова Т. И. ««1999 г г Мурманск, 1999 г. Содержание реферата: Содержание реферата: 2 Вступление iconРекомендации по структуре и содержанию реферата
Основная цель реферата – дать подробную информацию о степени подготовленности поступающего в аспирантуру к научной работе (научно-педагогической...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы