Серебряный Век русской культуры icon

Серебряный Век русской культуры



НазваниеСеребряный Век русской культуры
Дата конвертации26.07.2012
Размер301,45 Kb.
ТипРеферат
Серебряный Век русской культуры


Силуэт Серебряного века Конец XIX — начало XX в. представляет собой переломную эпоху не тольков социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения,которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, немогли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периодаявляется усиление процесса интеграции России в европейскую и мировуюкультуру. Отношение к Западу для русского общества всегда было показателемориентиров в его поступательном историческом движении. На протяжениистолетий Запад представлялся не как определенное политическое, а тем болеегеографическое пространство, а, скорее, как система ценностей —религиозных, научных, этических, эстетических, которые можно либо принять,либо отвергнуть. Возможность выбора рождала в истории России сложныеколлизии (вспомним хотя бы противостояние "никонианцев" и старообрядцев вXVII в.). Антиномии "свое" — "чужое", "Россия" — "Запад" особенно остросказывались в переходные эпохи. Конец XIX — начало XX в. был именно такойэпохой, и проблема "русской европейскости" приобрела в это время особыйсмысл, образно выраженный в известных строках А. А. Блока: Мы любим все — и жар холодных чисел, И дар божественных видений, Нам внятно все—и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений... Идеалы "русской европейскости", ориентирующие развитие русскогообщества по пути европейских культур, получают достойное воплощение впросвещении, науке, искусстве. Русская культура, не теряя своегонационального лица, все более обретала черты общеевропейского характера.Возросли ее связи с другими странами. Это отразилось на широком примененииновейших достижений научно-технического прогресса — телефона и граммофона,автомобиля и кинематографа. Многие русские ученые вели научную ипедагогическую работу за рубежом. Самое же важное заключается в том, чтоРоссия обогатила мировую культуру достижениями в самых разнообразныхобластях. Важной чертой развития культуры рубежа веков является мощный подъемгуманитарных наук. "Второе дыхание" обрела история, в которой заблисталиимена В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, Н.А.Рожкова и др. Подлинных вершиндостигает философская мысль, что дало основание великому философу Н.А.Бердяеву назвать эпоху "религиозно-культурным ренессансом". Русский культурный Ренессанс создавался целым созвездием блестящихгуманитариев — Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Д.С. Мережковским, С.Н.Трубецким, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским и др. Ум, образованность,романтическая страстность были спутниками их трудов. В 1909 г. С.Н.Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и другие философы выпустили сборник"Вехи", где призвали интеллигенцию к покаянию и отречению от разрушительныхи кровожадных революционных планов. Русский "ренессанс" отразил мироощущение людей, живших и творивших награни веков. Как считал К.Д. Бальмонт, люди, которые мыслят и чувствуют нарубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не народившегося,развенчивают все старое, потому что оно потеряло свою душу и сделалосьбезжизненной схемой. Но, предшествуя новому, они сами, выросшие на старом,не в силах видеть это новое воочию, — вот почему в их настроениях рядом ссамыми восторженными вспышками так много больной тоски. Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на "больныевопросы" российской действительности, пытаясь соединить несоединимое —материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику. Конец XIX — начало XX столетия сегодня часто называют "серебрянымвеком". Это название также принадлежит Н.А. Бердяеву, увидевшему в высшихдостижениях культуры своих современников отблеск российской славыпредшествующих "золотых" эпох. Поэты, зодчие, музыканты, художники той порыбыли творцами искусства, поражающего напряженностью предчувствийнадвигающихся социальных катаклизмов. Они жили ощущениемнеудовлетворенности "обыденной серостью" и жаждали открытий новых миров. Серебряный век: декадентство или ренессанс? Образование и просвещение Система образования в России рубежа XIX—XX вв. по-прежнему включала триступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю(классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу(университеты, институты). По данным 1813 г., грамотные среди подданныхРоссийской империи (за исключением детей моложе 8 лет) составляли в среднем38—39 %. В значительной мере развитие народного образования было связано сдеятельностью демократической общественности. Политика властей в этойобласти не представляется последовательной. Так, в 1905 г. министерствонародного просвещения вынесло проект закона «О введении всеобщегоначального обучения в Российской империи» на рассмотрение IIГосударственной думы, однако этот проект так и не получил силу закона. Растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, вособенности технического, образования. В 1912 г. в России было 16 высшихтехнических учебных заведений. К прежнему числу университетов прибавилсятолько один, Саратовский (1909), но количество студентов заметно выросло —с 14 тысяч в сер. 90-х годов до 35,3 тысяч в 1907 г. Получилираспространение частные высшие учебные заведения (Вольная высшая школа П.Ф.Лесгафта, Психоневрологический институт В.М. Бехтерева и др.). УниверситетШанявского, работавший в 1908— 18 гг. на средства либерального деятелянародного образования А.Л. Шанявского (1837—1905) и дававший среднее ивысшее образование, сыграл важную роль в демократизации высшегообразования. В университет принимались лица обоего пола независимо отнациональной принадлежности и политических взглядов. Дальнейшее развитие в начале XX в. получило высшее женское образование.В начале XX в. в России имелось уже около 30 высших женских учебныхзаведений (Женский педагогический институт в Петербурге, 1903; Высшиеженские сельскохозяйственные курсы в Москве под руководством Д.Н.Прянишникова, 1908 и др.). Наконец, право женщин на высшее образование былопризнано юридически (1911). Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типыкультурно-просветительских учреждении для взрослых — рабочие курсы(например, Пречистенские в Москве, среди преподавателей которых были такиевыдающиеся ученые, как физиолог И.М. Сеченов, историк В.И. Пичета и др.),просветительские рабочие общества и народные дома — своеобразные клубы сбиблиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой (Литовский народныйдом графини С.В. Паниной в Петербурге). Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати икнигоиздательства. В начале XX в. выходило 125 легальных газет, в 1913—более 1000. В 1913г. издавалось 1263 журнала. Тираж массового литературно-художественного и научно-популярного «тонкого» журнала «Нива» (1894-1916) к1900 г. вырос с 9 до 235 тыс. экземпляров. По количеству издаваемых книгРоссия занимала третье место в мире (после Германии и Японии). В 1913 г.только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг. Крупнейшие книгоиздатели А. С. Суворин (1835— 1912) в Петербурге и И.Д.Сытин (1851-1934) в Москве способствовали приобщению народа к литературе,выпуская книги по доступным ценам («Дешевая библиотека» Суворина,«Библиотека для самообразования» Сытина). В 1989—1913 гг. в Петербургеработало книгоиздательское товарищество «Знание», которое с 1902 г.возглавлял М. Горький. С 1904 г. было выпущено 40 «Сборников товарищества"Знание"», включавших произведения выдающихся писателей-реалистов М.Горького, А.И. Куприна, И. А. Бунина и др. Процесс просвещения был интенсивным и успешным, количество читающейпублики постепенно возрастало. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1914г. в России насчитывалось около 76 тыс. различных общественных библиотек. Не менее важную роль в развитии культуры сыграл "иллюзион" — кино,появившееся в Петербурге буквально через год после его изобретения воФранции. К 1914г. в России уже было 4000 кинотеатров, в которых шли нетолько зарубежные, но и отечественные картины. Потребность в них быланастолько велика, что в период с 1908 по 1917 г. было снято более двухтысяч новых художественных фильмов. Начало профессиональному кинематографув России положил фильм "Стенька Разин и княжна" (1908 г., реж. В.Ф.Ромашков). В 1911—1913 гг. В.А. Старевич создал первые в мире объемныемультипликации. Широкую известность получили фильмы режиссеров Б.Ф. Бауэра,В.Р. Гардина, Протазанова и др. Наука На руб. XIX—XX вв. получили развитие новые области науки, в том числевоздухоплавание. Н.Е. Жуковский (1847—1921) — основоположник современнойгидро- и аэродинамики. Он создал теорию гидравлического удара, открылзакон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработалвихревую теорию воздушного винта и др. Великий русский ученый былпрофессором Московского университета и Высшего технического училища. К.Э. Циолковский (1857—1935) разрабатывал теоретические основывоздухоплавания, аэро- и ракетодинамики. Ему принадлежат обширныеисследования по теории и конструкции цельнометаллического дирижабля. В 1897г., построив простейшую аэродинамическую трубу, совместно с Жуковскимпроводил в ней исследования моделей дирижаблей и крыльев самолетов. В 1898г. Циолковский изобрел автопилот. Наконец, ученый, обосновывая возможностьмежпланетных перелетов, предложил жидкостно-реактивный двигатель — ракету(«Исследование мировых пространств реактивными приборами», 1903). Работы выдающегося русского физика П.Н. Лебедева (1866—1912) сыгралибольшую роль в разработке теории относительности, квантовой теории иастрофизики. Главное достижение ученого заключается в открытии и измерениидавления света на твердые тела и газы. Лебедев является такжеосновоположником исследований в области ультразвука. Научное значение трудов великого русского ученого физиолога И.П.Павлова (1849—1934) столь велико, что история физиологии делится на двабольших этапа: допавловский и павловский. Ученый разработал и ввел внаучную практику принципиально новые методы исследования (метод«хронического» опыта). Наиболее значительные исследования Павлова относятсяк физиологии кровообращения, а за исследования в области физиологиипищеварения первому среди русских ученых Павлову была присужденаНобелевская премия (1904). Десятилетия последующей работы по этимнаправлениям привели к созданию учения о высшей нервной деятельности. Ещеодин русский естествоиспытатель И. И. Мечников (1845—1916), вскоре сталНобелевским лауреатом (1908) за исследования в области сравнительнойпатологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии,биогеохимии, радиогеологии) заложены В.И. Вернадским (1863—1945). Значениенаучного предвидения и ряда основополагающих научных проблем, поставленныхученым в начале века, становится ясным только теперь. Гуманитарные науки испытывали большое влияние процессов, происходившихв естествознании. В философии получил широкое распространение идеализм.Русская религиозная философия с ее поиском путей соединения материального идуховного, утверждением «нового» религиозного сознания явилась едва ли несамой важной областью не только науки, идейной борьбы, но и всей культуры. Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «серебряныйвек» русской культуры, были заложены В.С. Соловьевым (1853—1900). Сынзнаменитого историка, выросший в «суровой и набожной атмосфере», царившей всемье (дед его был московским священником), в гимназические годы (от 14 до18 лет) он пережил, по его словам, пору «теоретического отрицания»,страстного увлечения материализмом, и от детской религиозности перешел катеизму. В студенческие годы — сначала, в течение трех лет, наестественном, затем на историко-филологическом факультетах Московскогоуниверситета (1889—73) и, наконец, в Московской духовной академии (1873—74)— Соловьев, много занимаясь философией, а также изучая религиозно-философскую литературу, пережил духовный перелом. Именно в это время началискладываться основы его будущей системы. Учение Соловьева питалось из нескольких корней: искание социальнойправды; богословский рационализм и стремление к новой форме христианскогосознания; необычайно острое ощущение истории — не космоцентризм и неантропоцентризм, а историко-центризм; идея Софии, и, наконец, идеяБогочеловечества — узловой пункт его построений. Оно «есть самыйполнозвучный аккорд, какой только когда-либо раздавался в историифилософии» (С.Н. Булгаков). Его система — опыт синтеза религии, философии инауки. «Причем не христианская доктрина обогащается у него за счетфилософии, а наоборот, в философию он вносит христианские идеи и имиобогащает и оплодотворяет философскую мысль» (В. В. Зеньковский). ЗначениеСоловьева чрезвычайно велико в истории русской философии. Обладая блестящимлитературным талантом, он сделал философские проблемы доступными широкимкругам русского общества, более того, он вывел русскую мысль наобщечеловеческие просторы («Философские начала цельного знания», 1877;«Русская идея» на фр. яз., 1888, на рус.— 1909; «Оправдание добра», 1897;«Повесть об Антихристе», 1900 и др.). Русский религиозно-философский Ренессанс, отмеченный целым созвездиемблестящих мыслителей — Н.А. Бердяев (1874-1948), С.Н. Булгаков (1871-1944),Д.С. Мережковский (1865-1940), С.Н. Трубецкой (1862-1905) и Е.Н. Трубецкой(1863-1920), Г.П. Федотов (1886-1951), П.А. Флоренский (1882-1937), С.Л.Франк (1877-1950) и др.—во многом определил направление развития культуры,философии, этики не только России, но и на Западе, предвосхитив, вчастности, экзистенциализм. Ученые-гуманитарии плодотворно работали вобласти экономики, истории, литературоведения (В.О. Ключевский, С.Ф.Платонов, В.И. Семевский, С.А. Венгеров, А.Н. Пыпин и др.). Одновременноделалась попытка с марксистских позиций рассмотреть проблемы философии,социологии, истории (Г. В. Плеханов, В.И. Ленин, М.Н. Покровский и др.). Литература Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в.продолжали Л.Н. Толстой («Воскресение», 1880-99; «Хаджи-Мурат», 1896-1904;«Живой труп», 1900); А.П. Чехов (1860-1904), создавший лучшие своипроизведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и«маленький» человек с его повседневными заботами («Палата № 6», 1892; «Домс мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899; «Чайка», 1896 идр.), и молодые писатели И.А. Бунин (1870—1953; сб. рассказов «На крайземли», 1897; «Деревня», 1910; «Господин из Сан-Франциско», 1915) и А.И.Куприн (1880-1960; «Молох», 1896; «Олеся», 1898; «Яма», 1909-15). Одновременно в реализме появились новые художественные качества(опосредованное отражение действительности). С этим связано распространениенеоромантизма. Уже первые неоромантические произведения 90-х годов («МакарЧудра», «Челкаш» и др.) принесли известность молодому А.М. Горькому(1868—1936). Лучшие реалистические сочинения писателя отразили широкуюкартину русской жизни рубежа XX в. с присущим ей своеобразиемэкономического развития и идейно-общественной борьбы (роман «Фома Гордеев»,1899; пьесы «Мещане», 1901; «На дне», 1902 и др.). В конце XIX вв., когда в обстановке политической реакции и кризисанародничества часть интеллигенции была охвачена настроениями общественногои нравственного упадка, в художественной культуре получило распространениедекадентство ([от позднелат. decadencia—упадок] явление в культуре XIX-XXвв., отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферуиндивидуальных переживаний. Для эстетической концепции характерен культкрасоты), многие мотивы которого стали достоянием ряда художественныхтечений модернизма, возникших на руб. XX в. Русская литература начала XX в., не создав большого романа, породилазамечательную поэзию, наиболее значительным направлением в которой былсимволизм. Огромное влияние на символистов оказал В.С. Соловьев, сообщившийим свою веру в Софию и так сформулировавший сущность символизма: Все, видимое нами, Только отблеск, только тени От незримого очами. София, понимавшаяся Соловьевым как синтез Мудрости, Добра и Красоты,как посредник между человеком и Богом, как «Мировая душа», воплотилась вциклах стихов о Прекрасной Даме А.А. Блока (1880—1921), творчестве АндреяБелого (литературный псевдоним Б.Н. Бугаева, 1880—1934) и др. Длясимволистов, веривших в существование иного мира, символ был его знаком ипредставлял связь между двумя мирами. Один из идеологов символизма Д.С.Мережковский, считавший преобладание реализма главной причиной упадкалитературы, основами нового искусства провозглашал «символы», «мистическоесодержание» («О причинах упадка и о новых течениях современной русскойлитературы», 1893). Собственные его романы пронизаны религиозно-мистическими идеями (трилогия «Христос и Антихрист», 1895—1905). Наряду стребованиями «чистого» искусства символисты исповедовали индивидуализм, дляних характерна тема «стихийного гения», близкого по духу к ницшеанскому«сверхчеловеку». Принято различать «старших» и «младших» символистов. «Старшие» (В.Брюсов. К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус), пришедшие влитературу в 90-е годы, период глубокого кризиса поэзии, проповедоваликульт красоты и свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты (А.Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев) на первый план выдвигалифилософские и теософские искания. Читателю символисты предлагали красочныймиф о мире, созданном по законам вечной Красоты. Если к этому добавитьизысканную образность, музыкальность и легкость слога, становится понятнойустойчивая популярность поэзии этого направления. Влияние символизма с егонапряженными духовными исканиями, пленительным артистизмом творческойманеры испытали не только сменившие символистов акмеисты и футуристы, но иписатель-реалист А.П. Чехов. К 1910 г. «символизм закончил свой круг развития» (Н. Гумилев), егосменил акмеизм. Участники группы акмеистов (Н. Гумилев, С. Городецкий, А.Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин) декларировали освобождениепоэзии от символистских призывов к «идеальному», возвращение ей ясности,вещности и «радостное любование бытием» (Н. Гумилев). Акмеизму присущиотказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму. А. Блок сприсущим ему обостренным чувством гражданственности отметил главныйнедостаток акмеизма: «...они не имеют и не желают иметь тени представленияо русской жизни и жизни мира вообще». Впрочем не все свои постулатыакмеисты воплощали на практике, об этом свидетельствует психологизм первыхсборников А. А. Ахматовой (1889-1966), лиризм раннего 0.3. Мандельштама(1981— 1938). По существу, акмеисты были не столько организованным течениемс общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и оченьразных поэтов, которых объединяла личная дружба. Одновременно возникло другое модернистское течение — футуризм,распадавшийся на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов» (И.Северянин и др.); «Мезонин поэзии» (В. Лавренев, Р. Ивлев и др.),«Центрифуга» (Н. Асеев, Б. Пастернак и др.), «Гилея», участники которой Д.Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников и др. именовали себя кубофутуристами,будетлянами, т.е. людьми из будущего. «Мы — новый род люд-лучей. Пришлиозарить вселенную» (В. Хлебников). Из всех групп, в начале века провозглашавших тезис: «искусство — игра»,наиболее последовательно воплощали его в своем творчестве футуристы. Вотличие от символистов с их идеей «жизнестроения», т.е. преображения мираискусством, футуристы делали упор на разрушение старого мира. Общим дляфутуристов было отрицание традиций в культуре, увлечение формотворчеством.Скандальную известность получило требование кубофутуристов «броситьПушкина, Достоевского, Толстого с Парохода современности» (манифест«Пощечина общественному вкусу», 1912). Группировки акмеистов и футуристов, возникшие в полемике с символизмом,на практике оказались весьма близки ему и тем, что в основе их теорийлежали индивидуалистическая идея, и стремление к созданию ярких мифов, ипреимущественное внимание к форме. Были в поэзии этого времени яркие индивидуальности, которые невозможноотнести к определенному течению — М. Волошин (1877—1932), М. Цветаева(1892—1941). Ни одна другая эпоха не дала такого обилия декларацийсобственной исключительности. Особое место в литературе рубежа веков заняли крестьянские поэты (Н.Клюев, П. Орешин). Не выдвигая четкой эстетической программы, свои идеи(соединение религиозно-мистических мотивов с проблемой защиты традицийкрестьянской культуры) они воплощали в творчестве. Позже Осип Мандельштам в«Письме о русской поэзии» (1922) в числе четырех наиболее значительных, поего мнению, русских поэтов (наряду с Блоком, Ахматовой, Кузминым) назоветН.А. Клюева (1887—1937), в десятые годы получившего известность (сборник«Сосен перезвон», 1912), в двадцатые затравленного и в конце тридцатыхубитого, по существу, за глубинную связь его поэзии с истоками русскойкультуры — фольклоризм и некоторую патриархальность. «Клюев — пришелец свеличавого Олонца, где русский быт и русская мужицкая речь покоится наэллинской важности и простоте. Клюев народен потому, что в нем сживаетсяямбический дух Боратынского с вещим напевом неграмотного олонецкогосказителя» (Мандельштам). С крестьянскими поэтами, особенно с Клюевым, былблизок в начале пути С. Есенин (1895—1925), соединивший в своем творчестветрадиции фольклора и классического искусства (сборник «Радуница», 1916 идр.). Театр и музыка Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX в.было открытие в Москве художественного театра (1898), основанного К. С.Станиславским (1863—1938) и В.И. Немировичем-Данченко (1858—1943). Впостановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актерскогоискусства, режиссуры, оформления спектаклей. Выдающийся театральныйэксперимент, восторженно встреченный демократической общественностью, небыл принят консервативной критикой (газета «Новое время»), а такжепредставителями символизма — с критической статьей «Ненужная правда» вжурнале «Мир искусства» выступил В. Брюсов. Ему, стороннику эстетикиусловного символического театра, были более близки эксперименты В.Э.Мейерхольда -родоначальника метафорического театра. В 1904 г. в Петербурге возник театр В.Ф. Комиссаржевской (1864—1910),репертуар которого (пьесы Горького, Чехова и др.) отражал устремлениядемократической интеллигенции. Режиссерское творчество ученикаСтаниславского Е.Б. Вахтангова (1883— 1922) отмечено поисками новых форм,его постановки 1911—12 гг. носят радостный, зрелищный характер («Чудосвятого Антония» М. Метерлинка, «Принцесса Турандот» К. Гоцци и др.). В1915 г. Вахтанговым создана 3-я студия МХАТ, позднее ставшая театром егоимени (1926). Один из реформаторов русского театра, основатель московскогоКамерного театра (1914) А.Я. Таиров (1885—1950) стремился к созданию«синтетического театра» преимущественно романтического и трагедийногорепертуара, к формированию актеров виртуозного мастерства. Развитие лучших традиций музыкального театра связано в петербургскимМариинским и московским Большим театрами, а также с частной оперой С. И.Мамонтова и С. И. Зимина в Москве. Виднейшими представителями русскойвокальной школы, певцами мирового класса были Ф.И. Шаляпин (1873—1938),Л.В. Собинов (1872-1934), Н.В. Нежданова (1873-1950). Реформаторамибалетного театра стали балетмейстер М.М. Фокин (1880—1942) и балерина А.П.Павлова (1881—1931). Русское искусство получило мировое признание («Русскиесезоны» С.П. Дягилева в Париже, 1909—12). Выдающийся композитор Н.А. Римский-Корсаков продолжал работать визлюбленном им жанре оперы-сказки («Садко», 1896; «Сказка о царе Салтане»,1900; «Сказание о невидимом граде Китеже», 1904; «Золотой петушок», 1907).Высочайшим образцом реалистической драмы явилась его опера «Царскаяневеста» (1898). Профессор петербургской консерватории по классукомпозиции, Римский-Корсаков воспитал целую плеяду талантливых учеников(А.К. Глазунов, А.К. Лядов, Н.Я. Мясковский и др.). В творчестве композиторов молодого поколения на рубеже XX в. наблюдалсяотход от социальной проблематики, усиление интереса к философско-этическимпроблемам. Наиболее полное выражение это нашло в творчестве гениальногопианиста и дирижера, выдающегося композитора С. В. Рахманинова (1873—1943),бывшего во многом прямым наследником Чайковского (оперы «Алеко», 1892;«Франческа да Римини», 1904 и др.); в эмоционально напряженной, с резкимичертами модернизма музыке А.Н. Скрябина (1871/72—1915; «Божественнаяпоэма», «Поэма экстаза», «Прометей» («Поэма огня», 1910) и др.; впроизведениях И.Ф. Стравинского, в которых гармонично сочетались интерес кфольклору и самые современные музыкальные формы (1882—1971; балеты «Жар-птица», 1910; «Петрушка», 1911; «Весна священная», 1913 и др.). Архитектура Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX— XX вв. произвела подлинныйпереворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занималисооружения нового типа (банки, магазины, фабрики, вокзалы). Появление новыхстроительных материалов (железобетон, металлоконструкции) исовершенствование строительной техники позволило использоватьконструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которыхпривело к утверждению стиля модерн! В творчестве Ф.О. Шехтеля (1859-1926) в наибольшей мере воплотилисьосновные тенденции развития и жанры русского модерна. Зодчий работал надпроектами практически всех типов сооружений (доходные дома и частныеособняки, здания вокзалов и торговых фирм). Становление стиля в творчествемастера шло по двум направлениям — национально-романтическому, в русленеорусского стиля (Ярославский вокзал в Москве, 1903) и рациональному(типография А. А. Левенсона в Мамонтовском пер., 1900). Наиболее полночерты модерна проявились в архитектуре особняка Рябушинского у Никитскихворот (1900—02), где архитектор, отказавшись от традиционных схем, примениласимметричный принцип планировки. Уступчатая композиция, свободное развитиеобъемов в пространстве, асимметричные выступы эркеров, балконов и крылец,подчеркнуто выступающий карниз — все это демонстрирует присущий модернупринцип уподобления архитектурного сооружения органической форме. Зданиеорганически вписывается в окружающее пространство. В декоративной отделкеособняка Шехтель использовал такие характерные для модерна приемы, какцветные витражи и опоясывающий все здание мозаичный фриз с растительныморнаментом. Прихотливые извивы орнамента повторены в переплетениях оконныхвитражей, в рисунке балконных решеток и уличной ограды. Этот же мотивиспользован при отделке интерьера, например, в форме мраморных периллестницы. Мебель и декоративные детали интерьеров здания тоже выполнены порисункам зодчего и составляют единое целое с общим замыслом сооружения —превратить бытовую среду в своего рода архитектурный спектакль, близкийатмосфере символических пьес. С нарастанием рационалистических тенденций в ряде построек Шехтелянаметились черты конструктивизма — стиля, который оформится в 20-е годы. Торговый дом Московского купеческого общества в Малом Черкасскомпереулке (1909) и здание типографии «Утро России» (1907) можно назватьпредконструктивистскими. В Москве новый стиль выразил себя особенно ярко, в частности втворчестве одного из создателей русского модерна Л.Н. Кекушева (домнаследниц Хлудовых на Моховой, 4, 1894—96; Никольские торговые ряды наНикольской ул., 5; 1899— 1903 и др.). В неорусском стиле работали А.В.Щусев (1873— 1949) — здание Казанского вокзала в Москве (1913—24), В.М.Васнецов — здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке (1901—06) идр. В Петербурге же модерн испытал влияние монументального классицизма, врезультате чего появился еще один стиль — неоклассицизм (особняк А.А.Половцева на Каменном острове, 1911—13, архитектор И. А. Фомин). По целостности подхода и ансамблиевому решению архитектуры, скульптуры,живописи, декоративных искусств модерн — один из наиболее последовательныхстилей. Скульптура Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась отэклектизма. Обновление художественно-образной системы связано с влияниемимпрессионизма. Первым последовательным представителем этого направлениябыл П.П. Трубецкой (1866—1938), сложившийся как мастер в Италии, где прошлиего детство и юность. Уже в первых русских работах скульптора (портрет И.И. Левитана и бюст Л.Н. Толстого, оба 1899, бронза) проявились черты новогометода — «взрыхленность», бугристость фактуры, динамичность форм,пронизанной воздухом и светом. Самое замечательное произведение Трубецкого — памятник Александру III вПетербурге (1909, бронза). Гротескное, почти сатирическое изображениеимператора-реакционера выполнено как антитеза знаменитому монументуФальконе (Медному всаднику): вместо гордого всадника, легко обуздавшеговздыбленного коня — «толстозадый солдафон» (Репин) на грузной, пятящейсяназад лошади. Отказавшись от импрессионистической моделировки поверхности,Трубецкой усилил общее впечатление давящей грубой силы. По-своему чужд монументальному пафосу и замечательный памятник Гоголю вМоскве (1909) скульптора Н.А. Андреева (1873— 1932), тонко передающийтрагедию великого писателя, «усталость сердца», столь созвучную эпохе.Гоголь запечатлен в минуту сосредоточенности, глубокого раздумья с налетоммеланхолической угрюмости. Самобытная трактовка импрессионизма присуща творчеству А.С. Голубкиной(1864—1927), переработавшей принцип изображения явлений в движении в идеюпробуждения человеческого духа («Идущий», 1903; «Сидящий человек», 1912,ГРМ). Женские образы, созданные скульптором, отмечены чувством состраданияк людям, усталым, но не сломленным жизненными испытаниями («Изергиль»,1904; «Старая», 1911 и др.). Импрессионизм мало затронул творчество С. Т. Коненкова (1874—1971),отличавшееся стилистическим и жанровым многообразием (аллегорический«Самсон, разрывающий узы», 1902; психологический портрет «Рабочий-боевик1905 г. Иван Чуркин», 1906, мрамор; галерея обобщенно-символических образовна темы греческой мифологии и русского фольклора — «Нике», 1906, мрамор;«Стрибог», 1910; фантастичны и одновременно пугающе реальны фигуры убогихстранников — «Нищая братия», 1917, дерево, ГТГ). Живопись На рубеже веков взамен реалистического метода прямого отображениядействительности в формах этой действительности происходило утверждениеприоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно.Поляризация художественных сил в начале XX в., полемика множественныххудожественных группировок активизировали выставочную и издательскую (вобласти искусства) деятельность. Жанровая живопись в 90-е годы утратила ведущую роль. Художники в поискеновых тем обращались к изменениям в традиционном укладе жизни. Их в равноймере привлекали тема раскола крестьянской общины (С.А. Коровин, «На миру»,1893, ГТГ), проза отупляющего труда (А.Е. Архипов, «Прачки», 1901, ГТГ) иреволюционные события 1905 г. (С.В. Иванов, «Расстрел», 1905, Гос. муз.рев., Москва). Размывание границ между жанрами на рубеже веков висторической теме привело к появлению историко-бытового жанра. Неглобальные исторические события интересовали вдохновенного певца русскойстарины А.П. Рябушкина (1871—1924), а эстетика русского быта XVII в.,утонченная красота древнерусского узорочья, подчеркнутая декоративность.Проникновенным лиризмом, глубоким пониманием своеобразия жизненного уклада,характеров и психологии людей допетровской Руси отмечены лучшие полотнахудожника («Русские женщины XVII столетия в церкви», 1899; «Свадебный поездв Москве XVII века», 1901; «Едут» или «Народ московский во время въездаиностранного посольства в Москву в конце XVII века», 1901; «Московскаядевушка XVII века», 1903 и др. ГТГ). Историческая живопись Рябушкина — этострана идеала, где художник находил отдохновение от «свинцовых мерзостей»современной ему жизни. Поэтому исторический быт на его полотнах предстаетне драматической, а эстетической стороной. В исторических полотнах А. В. Васнецова находим развитие пейзажногоначала («Улица в Китай-городе. Начало XVII века», 1900, ГРМ). ТворчествоМ.В. Нестерова (1862—1942) представляло вариант ретроспективного пейзажа,через который передана высокая духовность героев («Видение отрокуВарфоломею», 1889-90, ГТГ, «Великий постриг», 1898, ГРМ). Ученик Саврасова И.И. Левитан (1860—1900), блестяще владевший эффектамипленэрного письма, продолжая лирическое направление в пейзаже, он подошел кимпрессионизму («Березовая роща», 1885—89) и явился создателем«концепционного пейзажа» или «пейзажа настроения», которому присущ богатыйспектр переживаний: от радостной приподнятости («Март», 1895, ГТГ; «Озеро»,1900, ГРМ) до философских размышлений о бренности всего земного («Надвечным покоем», 1894, ГТГ). К.А. Коровин (1861—1939) — самый яркий представитель русскогоимпрессионизма, первый среди русских художников сознательно опиравшийся нафранцузских импрессионистов. Начав свой путь художника в абрамцевскомкружке мецената С. И. Мамонтова (1841—1918), объединившего лучшиехудожественные силы Москвы, во второй половине 80-х годов вместе сМамонтовым Коровин посетил Париж и Испанию, это предопределило началонового этапа его творчества. Художник все более отходил от традициймосковской школы живописи с ее психологизмом и даже драматизмом, пытаясьпередать то или иное душевное состояние музыкой цвета. Вновь посетив Париж,он создал серию пейзажей, не осложненных ни внешними сюжетно-повествовательными, ни психологическими мотивами («Париж», 1902; «Парижвечером», 1907; «Париж. Бульвар капуцинок», 1911, ГТГ). В 1910-е годы подвоздействием театральной практики Коровин пришел к яркой, интенсивнойманере письма, особенно в любимых художником натюрмортах («Цветы», 1911;«Розы и фиалки», 1912; «Сирень», 1915 и др). Художник всем своим искусствомутверждал самоценность чисто живописных задач, он заставил оценить«прелесть незаконченности», «этюдность» живописной манеры. Полотна Коровина— это «пиршество для глаз». Центральная фигура искусства рубежа веков— В.А. Серов (1865—1911).Ученик Репина, знакомый с лучшими музейными собраниями Европы, он такжеиспытал влияние художественного кружка, сплотившегося вокруг С. И.Мамонтова. В Абрамцеве появились и первые зрелые работы художника («Девочкас персиками», 1887; «Девушка, освещенная солнцем», 1888, все в ГТГ),импрессионистическая светоносность которых и динамика свободного мазкаознаменовали поворот от критического реализма передвижников к «реализмупоэтическому» (Д.В. Сарабьянов). Художник работал в разных жанрах, ноособенно значительно его дарование портретиста, наделенного обостреннымчувством красоты и способностью к трезвому анализу (портреты К. Коровина,1891; М. Ермоловой, 1905, ГТГ; кн. Орловой, 1911, все в ГРМ). Поискизаконов художественной трансформации действительности, стремление ксимволическим обобщениям привели к изменению художественного языка: отимпрессионистической достоверности полотен 80 — 90-х годов к условностимодерна в исторических композициях («Петр I», 1907, ГТГ) и цикле наантичные сюжеты («Похищение Европы», 1910, ГТГ). Один за другим вошли в русскую культуру два мастера живописногосимволизма, создавшие в своих произведениях возвышенный мир — М. Врубель иВ. Борисов-Мусатов. Творческая индивидуальность М.А. Врубеля (1856—1910)проявилась в различных видах искусства: в монументальном декоративном панно(«Испания», 1894) и станковой картине («Царевна-лебедь», 1900, ГТГ),портрете (С. И. Мамонтов, 1897, ГТГ; портрет жены художника Н.И. Забелы-Врубель, 1904, ГРМ) и театральной декорации (к операм Римского-Корсакова«Снегурочка» и др.), книжной иллюстрации (к Лермонтову) и майоликовойскульптуре («Волхова»). Центральный образ творчества Врубеля — Демон,воплотивший мятежный порыв, который художник испытывал сам и чувствовал влучших своих современниках («Демон сидящий», 1890; «Демон летящий», 1899;«Демон поверженный», 1902; все в ГТГ). Для искусства художника характерностремление к постановке философских проблем. Его размышления об истине икрасоте, о высоком предназначении искусства остро и драматично, в присущейему символической форме воплощены в картине «Шестикрылый серафим» (1904,ГРМ), навеянной стихотворением А. С. Пушкина «Пророк» и музыкой Н.А.Римского-Корсакова. Тяготея к символико-философской обобщенности образов,Врубель выработал свои живописный язык — широкий мазок «кристаллической»формы и цвет, понятый как окрашенный свет. Краски, сверкающие подобносамоцветам, усиливают ощущение особой духовности, присущей произведениямхудожника. Искусство лирика и мечтателя В.Э. Борисова-Мусатова (1870—1905) — этореальность, превращенная в поэтический символ. Как и Врубель, Борисов-Мусатов создавал в своих полотнах прекрасный и возвышенный мир, построенныйпо законам красоты и так не похожий на окружающий. Искусство Борисова-Мусатова проникнуто грустным раздумьем и тихой скорбью чувствами, которыеиспытывали многие люди того времени, «когда общество жаждало обновления иочень многие не знали, где его искать». Его стилистика развивалась отимпрессионистических световоздушных эффектов к живописно-декоративномуварианту постимпрессионизма («Майские цветы», 1894; «Гобелен», 1901;«Призраки», 1903; «Изумрудное ожерелье», 1903—04; все в ГТГ). В русскойхудожественной культуре рубежа XIX—XX вв. творчество Борисова-Мусатова —одно из самых ярких и масштабных явлений. Однако подлинное признание пришлок художнику лишь после смерти. Далекая от современности тематика, «мечтательный ретроспективизм»роднит Борисова-Мусатова с «Миром искусства» (1898—1924) — объединениемпетербургских художников (Бакст, Добужинский, Лансере, Сомов и др.) воглаве с А.Н. Бенуа (1870— 1960). Огромную роль в нем играл меценат С.П.Дягилев (1872—1922), занимавшийся организацией выставок, изданием журнала стем же названием, художники-«мирискусники» были участниками знаменитыхРусских сезонов, организованных Дягилевым. Отвергая и академически-салонноеискусство, и тенденциозность передвижников, опираясь на поэтику символизма,«мирискусники» проявляли интерес к жизни лишь постольку, поскольку она ужевыразилась в искусстве. Отсюда поиск художественного образа в минувшем. Застоль откровенное неприятие современной действительности «мирискусников»критиковали со всех сторон, обвиняя в пассеизме (бегстве в прошлое), вдекадансе, в антидемократизме. Однако появление такого художественногодвижения не было случайностью. «Мир искусства» явился своеобразным ответомроссийской творческой интеллигенции на всеобщую политизацию культуры нарубеже XIX—XX вв. и чрезмерную публицистичность изобразительного искусства. К интерпретации прошлого, особенно XVIII в., обращались К.А. Сомов(1869—1939), совмещавший эстетизм и трезвую иронию («Эхо прошедшеговремени», 1903, ГТГ; «Осмеянный поцелуй», 1908, ГРМ; «Дама в голубом», 1897-1900, ГТГ), А.Н. Бенуа (версальские версии, 1896—1906); Е.Е. Лансере(1875—1946; «Никольский рынок в Петербурге», 1901, ГТГ); «ИмператрицаЕлизавета Петровна в Царском Селе», 1905). Творчество Н.К. Рериха (1874—1947) обращено к языческой славянской искандинавской древности («Гонец», 1897, ГТГ; «Заморские гости», 1901, ГРМ;«Никола», 1916, КМРИ). Основой его живописи всегда был пейзаж, частонепосредственно натурный. И это не случайно, ведь учителем Рериха вАкадемии художеств был известный пейзажист А.И. Куинджи. Особенностипейзажа Рериха связаны как с усвоением опыта стиля модерн (использованиеэлементов параллельной перспективы, чтобы соединить в одной композицииразличные объекты, понимаемые как изобразительно равноценные), так и сувлечением культурой древней Индии (противопоставление земли и неба,понимаемого художником как источник спиритуалистического начала). Ко второму поколению «мирискусников» принадлежали Б.М. Кустодиев.(1878—1927), одареннейший автор ироничной стилизации народного лубка(«Купчиха», 1915, ГРМ), З.Е. Серебрякова, исповедовавшая эстетикунеоклассицизма («Пьеро /Автопортрет в костюме Пьеро/», 1911, ОХМ;«Крестьяне», 1914, ГТГ). Заслугой «Мира искусства» было создание высокохудожественной книжнойграфики, эстампа, новой критики, широкая издательская и выставочнаядеятельность. Московские участники выставок, противопоставив западничеству «Мираискусства» национальную тематику, а графическому стилизму — обращение кпленэру, учредили выставочное объединение «Союз русских художников»(1903—23). В недрах «Союза» развился русский вариант импрессионизма (И.Э.Грабарь, «Февральская лазурь», 1904; Ф.А. Малявин, «Вихрь», 1906, ГТГ) иоригинальный синтез бытового жанра с архитектурным пейзажем (К.Ф. Юон,«Троицкая лавра зимой», 1910, ГРМ; «Мартовское солнце», 1915, ГТГ). В 1907 г. в Москве возникло другое крупное художественное объединение«Голубая роза», в которое вошли художники-символисты, последователиБорисова-Мусатова. «Голуборозовцы» испытывали влияние стилистики модерна,отсюда характерные черты их живописи — плоскостно-декоративная стилизацияформ, поиск утонченных цветовых решений (П.В. Кузнецов, «Мираж в степи»,1912; М.С. Сарьян, «Финиковая пальма», 1911, ГТГ). Плодотворно работая втеатре, «голуборозовцы» непосредственно соприкоснулись с драматургиейсимволизма (Н.Н. Сапунов оформлял спектакли по пьесам Метерлинка, Ибсена,Блока). Художники объединения «Бубновый валет» (1910—1916), обратившись кэстетике постимпрессионизма, фовизма и кубизма а также к приемам русскоголубка и народной игрушки, решали проблемы выявления материальности натуры,построения формы цветом. Исходный принцип их искусства составлялутверждение предмета в противовес пространственности. В связи с этимизображение неживой натуры — натюрморт — выдвигалось на первое место (И.И.Машков «Синие сливы», 1910, ГТГ). Овеществленное, «натюрмортное» началовносилось и в традиционно психологический жанр — портрет (П.П. Кончаловский«Портрет Г. Якулова», 1910, ГРМ). «Лирический кубизм» Р.Р. Фалька (1886—1958) отличался своеобразным психологизмом, тонкой цвето-пластическойгармонией («У пианино. Портрет Е.С. Потехиной-Фальк», 1917). Школамастерства, пройденная в училище у таких выдающихся художников и педагогов,как В.А. Серов и К.А. Коровин, в сочетании с живописно-пластическимиэкспериментами лидеров «Бубнового валета» И. И. Машкова, М.Ф. Ларионова,А.В. Лентулова определили истоки оригинальной художнической манеры Фалька,ярким воплощением которой является знаменитая «Красная мебель» (1920). С середины 10-х годов важным компонентом изобразительного стиля«Бубнового валета» стал футуризм, одним из приемов которого был «монтаж»предметов или их частей, взятых из разных точек и в разное время(декоративное панно А. В. Лентулова «Василий Блаженный», 1913, ГТГ). Примитивистская тенденция, связанная с ассимиляцией стилистики детскогорисунка, вывески, лубка и народной игрушки, проявилась в творчестве М.Ф.Ларионова (1881—1964), одного из организаторов «Бубнового валета»(«Отдыхающий солдат», 1910, ГТГ) и его жены художницы Н.С. Гончаровой(«Мытье холста», 1910, ГТГ). Как народному наивному искусству, так изападному экспрессионизму близки фантастически-иррациональные полотна М.З.Шагала (1887-1985, «Венчание», 1918, ГТГ; «Я и деревня», 1911, Муз. совр.иск., Нью-Йорк и др.). Сочетание фантастических полетов и чудесных знаменийс будничными подробностями провинциального быта на полотнах Шагала сроднигоголевским сюжетам. С примитивистской линией соприкасалось уникальноетворчество П.Н. Филонова (1883-1941, «Восток и Запад», 1912-13; «Пиркоролей», 1913; «Крестьянская семья», 1914, ГРМ). К 10-м годам относятся первые эксперименты русских художников вабстрактном искусстве, одним из первых манифестов которого явилась книгаЛарионова «Лучизм» (1913), а подлинными теоретиками и практиками стали В.В. Кандинский (1866—1944) и К.С. Малевич (1878—1935). В то же времятворчество К.С. Петрова-Водкина, декларировавшего преемственную связь сдревнерусской иконописью, свидетельствовало о жизненности традиции(«Купание красного коня», 1012, ГТГ). Необычайное разнообразие ипротиворечивость художественных исканий, многочисленные группировки сосвоими программными установками отражали напряженную общественно-политическую и сложную духовную атмосферу своего времени. Значение Серебряного века для русской культуры. Творцы искусства, которых сегодня относят к "серебряному веку",незримыми нитями связаны с обновленным мироощущением во имя свободытворчества. Развитие общественных коллизий рубежа веков властно требовалопереоценки ценностей, смены устоев творчества и средств художественнойвыразительности. На этом фоне рождались художественные стили, в которыхсмещался привычный смысл понятий и идеалов. "Солнце наивного реализмазакатилось", — вынес свой приговор А.А. Блок. Уходили в прошлое историко-реалистический роман, жизнеподобная опера, жанровая живопись. В новомискусстве мир художественного вымысла словно разошелся с миром повседневнойжизни. Порой творчество совпадало с религиозным самосознанием, давалопростор фантазии и мистике, свободному парению воображения. Новоеискусство, прихотливое, загадочное и противоречивое, жаждало то философскойглубины, то мистических откровений, то познания необъятной Вселенной и тайнтворчества. Родилась символистская и футуристическая поэзия, музыка,претендующая на философию, метафизическая и декоративная живопись, новыйсинтетический балет, декадентский театр, архитектурный модерн. На первый взгляд художественная культура "серебряного века" полназагадок и противоречий, с трудом поддающихся логическому анализу. Кажется,будто на грандиозном историческом полотне переплелись многочисленныехудожественные течения, творческие школы, индивидуальные, принципиальнонетрадиционные стили. Символизм и футуризм, акмеизм и абстракционизм,"мирискусничество" и "Новая школа церковного пения"... Контрастных, поройвзаимоисключающих художественных направлений в те годы было значительнобольше, нежели за все предшествующие столетия развития отечественнойкультуры. Однако эта многогранность искусства "серебряного века" незаслоняет его целостности, ибо из контрастов, как подмечено еще Гераклитом,рождается прекраснейшая гармония. Единство искусства "серебряного века" — в сочетании старого и нового,уходящего и нарождающегося, во взаимовлиянии разных видов искусства друг надруга, в переплетении традиционного и новаторского. Иначе говоря, вхудожественной культуре "русского Ренессанса" произошло уникальноесочетание реалистических традиций уходящего XIX века и новых художественныхнаправлений. Объединяющим началом новых художественных течений "серебряного века"можно считать сверхпроблемы, которые одновременно были выдвинуты в разныхвидах искусств. Глобальность и сложность этих проблем и сегодня поражаетвоображение. Важнейшую образную сферу поэзии, музыки, живописи определял лейтмотивсвободы человеческого духа перед лицом Вечности. В русское искусство вошелобраз Вселенной— необъятной, зовущей, пугающей. К тайнам космоса, жизни,смерти прикасались многие художники. Для одних мастеров эта тема былаотражением религиозных чувств, для других — воплощением восторга и трепетаперед вечной красой Творения Иным началам "космической темы" — космосу Души было посвящено немаловдохновенных страниц русского искусства. Культ трепетного Чувства былнеобычайно силен, и его пылкость рождала состояние "дионисийства",всепожирающего экстаза. Опьянение любовью, чувственной красотой мира,бурными стихиями огня и воды, упоение радостью бытия — достаточно яркаяобразная сфера искусства этого времени. Слово "любовь" в искусстве"серебряного века" было не декларированным, но глубоко выстраданным. Личныелюбовные переживания составляли лишь одну из граней этого необъятного"микрокосмоса". Не менее сильными оказались темы любви к Богу и России: Из моря слез, из моря муки Судьба твоя — видна, ясна: Ты простираешь ввысь, как руки, Свои святые пламена... (А. Белый) При всей "космической" общезначимости и европейской ориентированностимногих новых течений (символизма, неоклассицизма, футуризма и др.), в них сособой глубиной начинает разрабатываться "русская тема", символиканациональной самобытной красоты. Обращение к истокам не исчерпывается "русской темой". "Вечная гармония"искусства прошлых эпох, его загадочные лики, образы, предметы, чутьзатененные столетиями, словно пробуждаются для новой жизни в творчественеоклассицистского направления. Художественное экспериментаторство в эпоху "серебряного века" открылодорогу новым направлениям искусства XX столетия. Огромную роль в интеграциидостижений русской культуры в культуру мировую сыграли представителихудожественной интеллигенции Русского Зарубежья. После революции за бортом отечества оказались многие деятели "русскогокультурного Ренессанса". Уехали философы и математики, поэты и музыканты,исполнители-виртуозы и режиссеры. В августе 1922 г. по инициативе В.И.Ленина был выслан цвет российской профессуры, в том числе — оппозиционнонастроенные философы с мировым именем: НА Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.0.Лосский, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, П.А. Сорокин (всего 160 человек).Уехали, рассеялись по миру И.Ф. Стравинский и А.Н. Бенуа, М.3. Шагал и В.В.Кандинский, НА. Метнер и С.П. Дягилев, Н.С. Гончарова и М.Ф. Ларионов, С.В.Рахманинов и С.А Кусевицкий, Н.К. Рерих и А И. Куприн, И.А. Бунин и Ф.И.Шаляпин. Для многих из них эмиграция была вынужденным, трагическим по сутивыбором "между Соловками и Парижем". Но были и те, кто остался, разделив сосвоим народом его судьбу. Как написала АА. Ахматова осенью 1917г.: Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: "Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда..." Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не оскорблялся скорбный дух. Сегодня из "зоны забвения" возвращаются имена "потерянных россиян".Этот процесс затруднен, так как за десятилетия исчезли из памяти многиеимена, пропали мемуары и бесценные рукописи, распродались архивы и личныебиблиотеки. Таким образом, блистательный "серебряный век" завершился массовымисходом его творцов из России. Однако "распавшаяся связь времен" неразрушила великую русскую культуру, многогранное, антиномичное развитиекоторой продолжало зеркально отражать противоречивые, поройвзаимоисключающие тенденции истории XX века. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫЛ.А Рапацкая «Художественная культура России», Москва, «Владос», 1998Т.И. Балакина «История русской культуры», Москва, «Аз», 1996А.Н. Жолковский «Блуждающие сны. Из истории русского модернизма», Москва,«Сов. Писатель», 1992Д.С. Лихачев «Русское искусство от древности до авангарда», Москва,«Искусство», 1992«Русский авангард в кругу европейской культуры», Москва, 1993С.С. Дмитриев «Очерки истории русской культуры нач. XX в.», Москва,«Просвещение», 1985




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Серебряный Век русской культуры iconСеребряный век русской поэзии: А. Ахматова Лирика "серебряного" века многообразна и музыкальна. Сам эпитет"серебряный" звучит, как колокольчик. Серебряный век- это целое созвездиепоэтов. Поэтов музыкантов

Серебряный Век русской культуры iconСеребряный век Серебряный век
Началом «Серебряного века» русской поэзии считается статья Д. Мережковского «Символы»
Серебряный Век русской культуры iconСеребряный век русской литературы

Серебряный Век русской культуры iconСеребряный век русской литературы

Серебряный Век русской культуры iconСеребряный век в русской литературе и искусстве

Серебряный Век русской культуры iconДокументи
1. /произведения русской литературы 18 век/Бригадир.doc
2. /произведения...

Серебряный Век русской культуры iconБаллы (1 – 3) Дизайн
Критерии оценивания презентации ученического проекта «Серебряный век русской поэзии»
Серебряный Век русской культуры icon«серебряный век»
Интерес к исторической и культурной эпохе конца 19 – начала 20 века сегодня велик необычайно. Это тот период времени, за которым...
Серебряный Век русской культуры icon«Серебряный век» русской поэзии (конец XIX – начало XX века)
Другие поэтические течения. Сатиристическая и крестьянская поэзия, конструктивизм, поэты не входившие в общепризнанные школы 26
Серебряный Век русской культуры iconЗолотой век русской культуры

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы