|
Урок-проект Судьба личности в тоталитарном государстве Эпиграфы урока: Живая душа потребует, живая душа не послушается механики. Роман "Мы" — это протест против тупика, в который упирается европейско-американская цивилизация, стирающая, механизирующая, омашинивающая человека. Е. Замятин Цель:
Мудрецы прошлого изображали счастливый мир будущего, где нет войны, болезней, а все сферы жизни общества подчинены законам разума. Прошли века, и утопия сменилась антиутопией - изображением «будущего без будущего», мертвого механизированного общества, где человеку отведена роль обычной социальной единицы. На самом деле антиутопия не является полной противоположностью утопии: антиутопия развивает основные принципы утопии, доводя их до абсурда. Теперь оказывается, что один и тот же человеческий разум способен построить не только «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, но и работающие с точностью часового механизма «фабрики смерти» Генриха Гиммлера.Запись на доске: XX век стал веком воплощенных антиутопий - в жизни и литературе.В названии романа отражена главная проблема, волнующая Замятина: что будет с человеком и человечеством, если его насильно загонять в «счастливое будущее»? О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее. Можно ли назвать прекрасным будущим общество, изображённое в романе? 2. Постановка цели, формулирование проблемы и актуализация опорных знаний. Просмотр эпизода из фильма «Эквилибриум». ![]() Учитель: прослушайте диалог героев. Мэри О’Брайен: - Зачем вы живёте? Джон Престон: - Я живой… я живу, чтобы сохранять наше великое общество. А какой смысл вашей жизни? Мэри О’Брайен: - Чувства… Вы никогда не ведали и не знаете, что это. Но это насущно, как дыхание. И без этого: без любви, без радости, без печали дыхание - только часы, тиканье. Джон Престон: - Тогда мы вынуждены подвергнуть вас процедуре. Итак, мы должны ответить на главный вопрос произведения: сможет ли выстоять человек перед насилием над его совестью, душой, волей?3. Дискуссия. Что является предметом изображения Замятиным в романе «МЫ»? Давайте поспорим. Вот некоторые тезисы тоталитарного государства: 1.Дикое состояние свободы. 2.Математически безошибочное счастье. 3.Наш долг - заставить их быть счастливыми. 4.Самая трудная и высокая любовь – это жестокость. 5.Вдохновение – неизвестная форма эпилепсии. 6. Душа – тяжёлое заболевание. Выводы: тезисы противоречивы, звучат иной раз парадоксально. Значит, что-то не так в этом обществе, а люди, видимо, потеряли нравственные ориентиры. 4. Тест-ассоциация. Вы, наверное, заметили, что читать роман трудно. Много математических терминов, формул, геометрических фигур. Перед вами геометрические фигуры. С какими геометрическими фигурами вы себя ассоциируете? Выберите любую из предложенных фигур. ![]() Рассмотрим значение этих фигур с точки зрения психологов. “Квадраты” – люди трудолюбивые, упорные, выносливые и терпеливые, ценят порядок, склонны к анализу, эмоционально сдержанны. “Треугольники” – люди, рожденные быть лидерами, они энергичны, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, их достигают. “Круги” – люди доброжелательные, искренние. Круг – это гармония. “Зигзаги” – люди с развитой интуицией, инакомыслящие, устремленные в будущее и больше интересующиеся возможностями, чем действительностью. Давайте выясним, какие геометрические фигуры использует Е.Замятин для характеристики своих героев, явлений жизни. Индивидуальные задания: (ученики выполняли дома) Ответ: О-90 (круг), И-330 (зигзаг), треугольник семьи. «Я, он и О – мы треугольник, пусть даже и неравнобедренный…» «…божественные параллелепипеды прозрачных жилищ, квадратная гармония серо-голубых шеренг» «На площади Куба через два дня состоится праздник Правосудия» Что является предметом изображения Замятиным в романе «МЫ»? Казалось бы, утопическое государство, где все люди счастливы «всеобщим математическим счастьем». О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее. Можно ли назвать прекрасным будущим общество, изображённое в романе? 4. Работа в группах. Группа «Математики» Задание: Через математические образы-символы рассмотрите философские категории романа: счастье, любовь, душа. Какое символическое значение имеет для Д-503 знак корень квадратный из -1? Результаты работы группы? -1 (квадратный корень из -1) - не имеет смысла, означает безысходность. Это ДУША человека, что с точки зрения тоталитарного государства в человеке не должно существовать. «Давно, в школьные годы, со мной случился ? -1.И вот теперь снова ? -1». «этот иррациональный корень врос в меня, как что-то чужое, инородное, страшное, он пожирал меня…» - Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа. Оказывается, чтобы осчастливить человека, его нужно в корне переделать, изменить все, что составляет сущность человеческого бытия. Л (Любовь) = f (С), т.е. любовь и смерть. Мы – обезличенная масса, не люди, а «нумера». «Мы – счастливейшее среднее арифметическое… Как это у нас говорится: проинтегрировать от нуля до бесконечности – от кретина до Шекспира…» ? Интеграл – суммирование маленьких частей в целое в жёстких пределах. «Стихия любви была побеждена. Знаменатель дроби счастья приведён к нулю – дробь превращается в великолепную бесконечность. Любовь у древних была источником бесчисленных глупейших трагедий – у нас приведена к гармонической, приятно-полезной функции организма, так же, как сон, физический труд, приём пищи и т.д.» «Линия государства – прямая линия» «Счастье - когда нет уже никаких желаний, нет ни одного…» Единое Государство лишило человека личных привязанностей, чувства родства, ибо всякие связи, кроме связи с Единым Государством, преступны. Группа «Правоведы»: Почему в обществе будущего нет преступлений. Как решается эта проблема? Результаты работы группы«Свобода и преступление так же неразрывно связаны между собой, как движение аэро и его скорость. Скорость аэро = 0, и он не движется; свобода человека = 0, и он не совершает преступлений. Это ясно. Единственное средство избавить человека от преступлений - это избавить его от свободы». Всё, что охраняет нашу несвободу, т.е. наше счастье: Благодетель, Машина, Газовый Колокол, Хранители, - всё это величественно, прекрасно, благородно, возвышенно». Создана целая система подавления инакомыслия: бюро Хранителей (в котором шпионы следят, чтобы каждый был «счастлив»), Операционное бюро с его чудовищным Газовым Колоколом, Великая Операция (в фильме «Эквилибриум» – ПРОЦЕДУРА), доносительство, возведенное в ранг добродетели. Группа «Романтики»: Задание. Зачем человеку музыка, живопись, поэзия? Можно ли обойтись без них? Результаты работы группы:«Я лично не вижу в цветах ничего красивого, как и во всём, что принадлежит к дикому миру, давно изгнанному за Зелёную Стену. Красиво только разумное и полезное: машины, формулы, пища, дома и т.д.»«стерильное, безукоризненное небо» «всякий, кто чувствует себя в силах, обязан составлять трактаты, поэмы, манифесты, оды о красоте и величии Единого Государства» «Мы из влюблённого шёпота волн добыли электричество, приручена дикая стихия поэзии. Поэзия – полезность» Названия поэтических книг говорят сами за себя: «Цветы судебных приговоров», трагедия «Опоздавший на работу».Духовные запросы решаются путем их подавления, ограничения, строгой регламентации.Единое Государство отнимает у своих граждан возможность интеллектуального и художественного творчества, заменив его Единой Государственной Наукой, механической музыкой и государственной поэзией.Незаурядность, талант, творчество – враги порядка, они подвергаются уничтожению. Бунтари излечиваются путём хирургического вмешательства. ![]() Группа «Философы»Задание. Как устроено «счастливое» общество будущего? Как достигается счастье в романе, как сумело Единое Государство удовлетворить материальные и духовные запросы своих граждан?Результаты работы группы«Счастье – когда нет уже никаких желаний, нет ни одного…» «В древнем мире – это понимали христиане, единственные наши предшественники: смирение – добродетель, а гордыня – порок, и что МЫ – от Бога, а Я от дьявола». Материальные проблемы решали в ходе Двухсотлетней войны. Голод победили за счет гибели 0,8 населения - жизнь перестала быть высшей ценностью. Десять нумеров погибли при испытании. Но победа в Двухсотлетней войне имеет еще одно значение: город побеждает деревню, и человек полностью отчуждается от матери-земли, довольствуясь теперь нефтяной пищей. ![]() 5. Общий проект. Представление результатов работы групп (компьютерная презентация)
6. Подведение итогов. Как автор показал гибельность тоталитарного строя? Исторический путь человечества непрямолинеен, часто это хаотическое движение, в котором трудно уловить истинное направление. Замятин проследил логический путь этой прямой линии, которая ведёт к Единому Государству. И вместо идеального, справедливого и гуманного общества обнаруживает бездушный казарменный строй, обезличенные «нумера», которые интегрированы в послушное и пассивное МЫ, слаженный неодушевлённый механизм. Всеобщее благоденствие, решение вечных проблем социальной несправедливости, совершенствование действительности - вот основные проблемы романа-антиутопии. Столкнувшись с невозможностью в короткие сроки переделать мироздание и удовлетворить все потребности человека, утописты приходят к выводу, что легче переделать самого человека: изменить его взгляды на жизнь и на себя самого, ограничить потребности, заставить думать по шаблону. Однако, как оказалось, человека легче изуродовать и даже испортить, чем переделать. Именно личность становится камнем преткновения и предметом ненависти для любых утопистов, стремящихся расправиться с ее свободной волей, боящихся любых проявлений свободного «Я». Замятин нарисовал финал развития любого общественного строя, в основание которого заложена идея насилия над человеком. В романе показаны искусственность, противоестественность отношений между людьми, отношений между государством и людьми. Представления о человеческих ценностях искажены. И всё-таки, завершить урок хотелось бы эпиграфом: «Живая душа потребует, живая душа не послушается механики». ![]() ![]() 7. Домашнее задание:Вернёмся к записи на доске «XX век стал веком воплощенных антиутопий - в жизни и литературе». А можно ли найти черты антиутопии в нашей жизни?Напишите сочинение-рассуждение «Проблемы романа Е.Замятина в современном мире». Приложение 1. Словарь к теме Утопия – реализация в художественной форме мифа о построении рая на Земле. Антиутопия – такое описание будущего, где в гротескной форме изображены пороки настоящего, логически доведенные до пугающего абсурда. Тоталитарный режим – политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Энтропия – угасание потенциала жизни, ее вырождение, тупиковая ситуация. Сущность э. в пресечении связей с источниками жизни, блокада, «стена». Апофеоз (гр. «обожествление») – прославление, возвеличение какого-л. Лица, явления, события. |
![]() | Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей в тоталитарном государстве 8 Однопартийная политическая система средство осуществления политической власти в тоталитарном государстве 10 | ![]() | Развитие личности в тоталитарном государстве (по роману Евгения Замятина «Мы» и повести Андрея Платонова «Котлован») После революции 1917 года в русской литературе утвердилось направление социалистического реализма. Произведения советских писателей... |
![]() | Введение. 3 Из истории термина "тоталитаризм". 3 Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей в тоталитарном государстве; 5 | ![]() | А. П. Никонов "Судьба цивилизатора теория и практика гибели империй!" под таким названием в издательстве "энас" недавно вышла книга Стругацким прогрессоры, которые несли свет цивилизации во тьму варварства. Тяжел и неблагодарен их труд, тернист их путь, трагична... |
![]() | Название конкурса «Мультимедийный урок» номинация «Лучший урок в начальной школе» «Судьба природы- наша судьба» (урок-исследование) | ![]() | Проблема личности в работах В. С. Мерлина пла общее понятие личности Влияние социальных взаимоотношений на формирование и развитие личности Роль психологических конфликтов в развитии личности. 4 |
![]() | Реферат по дисциплине "Философия" на тему «Философия Платона. Платон о государстве» Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы... | ![]() | Реферат по дисциплине "Философия" на тему «Философия Платона. Платон о государстве» Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы... |
![]() | Тест №16. Фамилия И. О А14. 1 В результате выборов в парламент в государстве М. возник политический кризис, причиной которого стали разногласия по кандидатуре... | ![]() | Автореферат Меня всегда интересовала судьба семьи Романовых, а особенно судьба последнего императора – Николая II. Поэтому, когда нам предложили... |