Урок литературы в 8 классе с использованием икт. Тема урока: Древнерусская литература. Истоки национальной литературной традиции icon

Урок литературы в 8 классе с использованием икт. Тема урока: Древнерусская литература. Истоки национальной литературной традиции



НазваниеУрок литературы в 8 классе с использованием икт. Тема урока: Древнерусская литература. Истоки национальной литературной традиции
Дата конвертации19.07.2012
Размер65,2 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

Урок литературы в 8 классе с использованием ИКТ.

Тема урока:

Древнерусская литература. Истоки национальной литературной традиции.

Форма урока:

Цель урока:

Изучение истории развития древнерусской литературы, её периодизации, особенностей и жанрового многообразия.


Задачи урока:

  1. Дать обзорное представление о древнерусской литературе, расширить знания учащихся о многообразии жанров древнерусской литературы и их специфики.

  2. Способствовать расширению словарного запаса, развитию умений сравнивать и обобщать.

  3. Формировать интерес к историческому прошлому своего народа, способности к более глубокому пониманию самобытности памятников литературного творчества.

  4. Воспитывать патриотическое отношение к памятникам истории Российского государства и уважения к прошлому своей Родины.


Теория литературы: Духовность, соборность, монументальность, поучение, послание, хождение, житие, повесть, слово, летопись.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийные презентации учащихся «Путешествие к истокам русского книгопечатания», «Жанры древнерусской литературы», эпиграф А. Ахматовой «В каждом древе…», записи на доске, тетради для записей.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя «История развития художественной культуры Древней Руси».

  3. Устное сообщение учащегося «Как возникла и распространилась письменность на Руси».

  4. Выступление учащегося с ИКТ «Путешествие к истокам русского книгопечатания».

  5. Черты древнерусской литературы.

  6. Периодизация.

  7. Выступление учащегося с ИКТ «Жанры древнерусской литературы», словарная работа.

  8. Творческая итоговая работа.

  9. Домашнее задание.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя «История развития художественной культуры Древней Руси».

Начнем урок со строк из стихотворения Анны Андреевны Ахматовой (эпиграф к уроку):

В каждом древе распятье Господе,

В каждом колосе тело Христово,

И молитвы пречистое слово

Исцеляет болящую плоть.

В этих строчках ярко проявляется самобытная традиция русской культуры, в основе которой лежит христианское понимание миропорядка, выражаемое русскими зодчими, писателями, живописцами, музыкантами.

Более тысячи лет наше искусство утверждало христианское представление о зле и грехе, покаянии и добре, справедливости и прощении. Отсчет профессиональной литературной культуры, вобравшей в себя высокую духовность православияё ведется с Крещения Руси.

В Древней Руси не было литературы, созданной для развлечения. Словесность длительное время подчинялась нормам церковной службы, выработанным в соответствии с религиозными христианскими воззрениями ещё в Византии. Поэтому, предваряя знакомство со спецификой древнерусской литературы и её жанровым многообразием, подумайте над следующими понятиями - «духовность», «соборность», «монументальный».

- Сформулируйте их значение. (На основе ответов значение понятий ученики записывают в тетради под диктовку учителя).

Запись в тетради:

- Духовность – это духовная, внутренняя нравственная сущность человека, которая противопоставляется его физической, телесной сущности; порыв сыновней любви человека к Богу; торжественно-эмоциональный тонус, глубоко возвышенное содержание художественных образов.

- Соборность – качество, основанное на представлении о единстве всего сущего в Боге, на взаимосвязи мира земного и небесного.

- Монументальный – величественный, производящий впечатление величиной, мощностью; основательный глубокий по содержанию.

- Как вы думаете, способствуют ли они более глубокому постижению памятников литературного творчества наших предков? Аргументируйте свой ответ.

    1. Устное сообщение учащегося «Как возникла и распространилась письменность на Руси».

Прежде чем говорить о литературе Древней Руси, давайте узнаем, как возникла и распространялась на Руси письменность. Обратите внимание:

-Кто стоял у истоков создания славянской азбуки? С какой целью она была разработана? Какие книги стали первыми? (по ходу сообщения учащиеся делают соответствующие записи в тетрадь, а после прослушивания отвечают на поставленные вопросы)

Сообщение учащегося «Как возникла и распространилась письменность на Руси» (см. приложение №1)

    1. Выступление учащегося с ИКТ «Путешествие к истокам русского книгопечатания».

- Что же представляли из себя книги? Для чего они предназначались? Как их изготавливали? Узнаем об этом из выступления (см. приложение №2) о истоках русского книгопечатания (как и предыдущее сообщение кратко конспектируется в тетрадь остальными учащимися).

    1. Черты древнерусской литературы.

Слово учителя:

- Сформулируем основные черты древнерусской литературы, запишем их. Определите первую черту древнерусской литературы, если автор не стремился выражать собственное «я», подчиняя внутренние мысли и чувства общим соборным установкам и нормам творчества, законам духовной красоты. (Имперсональность – отсутствие авторства, анонимность художественного произведения).

- Определите вторую черту древнерусской литературы, если каждому литературному жанру соответствует своя система стилистических оборотов, словесных формул, сюжетов, образов. (Каноничность).

- Определите вторую черту древнерусской литературы, если с помощью символов авторы раскрывали образы духовной действительности. (Символичность)

    1. Периодизация.

Литература Древней Руси существовала на протяжении длительного времени. Выделяются следующие периоды (заранее оформлены на доске):

      • 11 – 13 вв. – «динамический монументализм»;

      • конец 14 – 15 вв. «предвозрождение» (отмечаем, что сам автор термина Д. С. Лихачев считает его неудачным);

      • 16 в. «второй монументализм»;

      • начало 17 в. – предвосхищающий Новое время.

- Как вы понимаете названия данные периодам?

    1. Жанры древнерусской литературы.

Слово учителя:

- Одним из древнейших памятников литературы является «Повесть временных лет», которая включает в себя произведения разных жанров. Какие жанры характерны для древнерусской литературы узнаем из сообщения «Жанры древнерусской литературы» (см. приложение №3)

- Задача класса: создать терминологический словарь по прослушанному материалу

Вывод: В чем заключается своеобразие древнерусской литературы? Каковы её основные черты?

8. Итоговая работа (письменный аргументированный ответ на вопрос): Нуждается ли современное общество в напоминаниях о истоках развития художественной культуры?

9. Дом. задание: читать «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Сергия Радонежского»


Приложение №1

1. Устное сообщение учащегося «Как возникла и распространилась письменность на Руси».

Книги пришли на Русь вместе с христианством — в X веке. Хри­стианство было принято Русью их Византии. Так историки назы­вают Восточную Римскую империю, которая просуществовала на 1000 лет дольше, чем Западная. Ее столицей был Константинополь, который русские называли Царьградом (после захвата в 1453 г. тур­ками этот город получил название Стамбул). Византийцы вели ак­тивную проповедь христианства среди соседних народов, среди ко­торых били и славянские — болгары и сербы.

Во второй половине IX века византийские миссионеры, братья Константин и Мефодий были посланы проповедовать христианство в далекую Моравию (на территории современной чешской респуб­лики). Поскольку местный славянский князь хотел, чтобы пропо­ведь велась на языке, понятном его народу, то братья позаботились о переводе с греческого языка на славянский ряда богослужебных текстов (молитв, фрагментов священного писания и т.д.). Для запи­си своих переводов Константин разработал особую азбуку, основ­ные принципы которой легли позднее в основу алфавитов, которые по сей день используются сербами, болгарами и восточными славя­нами. Этот алфавит был назван в честь своего создателя, а посколь­ку Константин перед смертью принял монашество и получил новое имя Кирилл, то и названием алфавита стало слово «кириллица». Но создание славянского алфавита было не единственной заслугой Кирилла и Мефодия. Работая над своими переводами, они заложи­ли основы первого славянского литературного языка, ставшего на долгое время единым книжным языком всех южных и восточных славян. В средние века этот язык называли просто «славянским». Современные ученые называют его старославянским. Он оставался основным языком русской литературы до XVIIXVIII веков ока­зал огромное влияние на формирование того русского литературно­го языка, на котором говорим мы с вами. Он до сих пор остается богослужебным языком русской церкви и поэтому его называют также церковнославянским.

В конце X века, при князе Владимире Святославиче, христиан­ство пришло на Русь. Вместе с ним прошла на Русь кирилловская азбука, старославянский язык и книжная культура. К тому времени славянскими книжниками в Болгарии было создано довольно мно­го переводов и оригинальных произведений. Именно они и стали первыми славянскими книгами, читавшимися на Руси. А первой книгой, написанной на Руси, была так называемая "Речь филосо­фа", в которой рассказывалась история мира от "сотворения" и до возникновения вселенской церкви.

Эти книги были очень дорогими, потому что писались на перга­менте (очень тонко выделанной телячьей коже), переплет делался из досок. Каждый такой переплет обтягивался кожей, украшался окла­дом из золота и драгоценных камней. Эти книги были очень боль­шими по размеру. Начало каждой страницы писалось с большой бук­вы красного цвета (отсюда поговорка - писать с красной строки).


Приложение №2.

Приложение№3.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Урок литературы в 8 классе с использованием икт. Тема урока: Древнерусская литература. Истоки национальной литературной традиции iconРазработка урока по истории России в 11 классе с использованием икт. Тема: «Гражданская война». Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: лекция, с элементами беседы и использованием компьютерной презентации. (Компьютерная презентация сделана с использованием...
Урок литературы в 8 классе с использованием икт. Тема урока: Древнерусская литература. Истоки национальной литературной традиции iconУрок изобразительного искусства в 4 классе с использованием икт тема: Олимпийские игры в Древней Греции. Эпиграф урока «О, спорт – ты мир!»
Урок изобразительного искусства в 4 классе, третьей четверти, автор – учитель изобразительного искусства ноу сош №46, юужд ст. Макушино...
Урок литературы в 8 классе с использованием икт. Тема урока: Древнерусская литература. Истоки национальной литературной традиции iconРазработка урока русского языка в 3 классе с использованием икт по теме: «Обобщающий урок «Орфограммы в корне». Что? Где? Когда? А нынче … посмотри в окно!» Медуница Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, мосш№3, г. Белоярский
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе с использованием икт по теме: «Обобщающий урок «Орфограммы в корне». Что?...
Урок литературы в 8 классе с использованием икт. Тема урока: Древнерусская литература. Истоки национальной литературной традиции iconИстоки русской беллетристики. Возникновение жанра сюжетного повествования в древнерусской литературе содержание
Древнерусская литература является тем прочным фундаментом, на котором возводится величественное здание национальной русской художественной...
Урок литературы в 8 классе с использованием икт. Тема урока: Древнерусская литература. Истоки национальной литературной традиции iconТема урока: Литература II половины XIX века Цель урока
Несколько слов о биографии и литературной деятельности Ф. И. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова
Урок литературы в 8 классе с использованием икт. Тема урока: Древнерусская литература. Истоки национальной литературной традиции iconБинарный урок по математике и информатике в 6 классе
Тема урока: Умножение десятичных дробей с использованием графического редактора Paint
Урок литературы в 8 классе с использованием икт. Тема урока: Древнерусская литература. Истоки национальной литературной традиции iconУрок с использованием икт урок окружающего мира в 4 классе тема: «Планеты Солнечной системы»
Продолжить изучение нашей солнечной системы; дать представление о названиях планет Солнечной системы
Урок литературы в 8 классе с использованием икт. Тема урока: Древнерусская литература. Истоки национальной литературной традиции iconКонспект интегрированного урока ( природоведение + русский язык) в 5 классе с использованием икт. Тема: Зима Ответственные: Маленьких О. П., Литвинова Д. А
Обобщить и систематизировать знания о явлениях природы путём решения логических задач
Урок литературы в 8 классе с использованием икт. Тема урока: Древнерусская литература. Истоки национальной литературной традиции iconПлан-конспект интегрированного урока (природоведение + русский язык) в 5 классе с использованием икт. Тема: Зима Ответственные: Маленьких О. П., Литвинова Д. А
Обобщить и систематизировать знания о явлениях природы путём решения логических задач
Урок литературы в 8 классе с использованием икт. Тема урока: Древнерусская литература. Истоки национальной литературной традиции iconУрок русского языка в 10 классе с использованием технологии ркмчп. Тема урока: Употребление прописных букв. Ананченко Раиса Петровна учитель русского языка и литературы гоу сош №843
Обобщить и систематизировать полученные в предыдущих классах знания об употреблении прописных букв
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы