\"Высшая школа экономики\" Факультет менеджмента Программа дисциплины методы поиска нестандартных проектных решений для направления 080500. 68 «Менеджмент» icon

"Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Программа дисциплины методы поиска нестандартных проектных решений для направления 080500. 68 «Менеджмент»



Название"Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Программа дисциплины методы поиска нестандартных проектных решений для направления 080500. 68 «Менеджмент»
Дата конвертации19.07.2012
Размер194.93 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
скачать >>>


Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики"

Факультет менеджмента


Программа дисциплины


МЕТОДЫ ПОИСКА НЕСТАНДАРТНЫХ ПРОЕКТНЫХ

РЕШЕНИЙ


для направления 080500.68 «Менеджмент» подготовки магистров


Автор: к. т. н., д. э. н., профессор Колоколов В. А.

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_______________________ управления проектами 11.10.2011

Председатель Зав. кафедрой

__________________________ _______________ Аньшин В. М "_____"______________ 200 г.

Утверждена УС факультета

_______________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« _____» _______________200 _г.


Москва 2011


Данная программа дисциплины предназначена для магистерской программы «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации».

Пояснительная записка.

Современное состояние экономики промышленно развитых стран однозначно доказывает, что инновационный тип развития экономики является основополагающим, даже единственно возможным, в деле занятия прочных позиций на рынках в условиях усиливающейся международной конкуренции. Для достижения устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности на мировых рынках каждая страна должна проводить активную инновационную политику, направленную на становление современного технологического уклада, модернизацию производственного аппарата всех отраслей экономики. Но каким образом возникают инновации? Как из множества новшеств выбрать те, которые действительно могут стать инновациями, приносящими предпринимательский доход, покрывающий все издержки предпринимательского процесса и обеспечивающий повышенную прибыль? Общей теории нововведений на сегодняшний день еще не создано, но существуют различные рекомендации, позволяющие целенаправленно осуществлять инновационную политику, прогнозировать развитие технологий и как результат обосновано осуществлять инвестиционные процессы. Технологии целенаправленного поиска инновационных решений, теория решения изобретательских задач, методы поиска нестандартных проектных решений как раз и являются такими инструментами.

Изучение предлагаемой дисциплины обеспечит слушателям развитие оригинальности мышления, способность находить нестандартные подходы, генерировать новые творческие идеи, грамотно и обоснованно принимать новые решения во всех сферах человеческой деятельности.

Предметом изучения дисциплины являются эвристические (творческие) и алгоритмические (формальные) методы поиска и принятия новых решений, функционально-физический анализ артефактов, основные закономерности строения и развития техники (закономерности эволюции технических систем), теория решения изобретательских задач и созданные на этой основе технологии целенаправленного поиска новых решений, составляющие основу теории поиска инновационных решений (ТПИР).

Целью изучения дисциплины является формирование у слушателей общих и профессиональных компетенций, позволяющих им самостоятельно и квалифицированно решать следующие основные задачи:

1. Выявлять и обосновывать новые актуальные потребности, удовлетворение которых требует создания оригинальных изделий или оказания специальных услуг.

2. Генерировать идеи, позволяющие совершенствовать существующие изделия и услуги, или создавать новые.

3. Проводить функционально-физический анализ артефактов.

4. Прогнозировать развитие различных видов технических изделий, смену моделей и поколений для определения направления их совершенствования и обоснованного управления изобретательской и инновационной деятельностью.

5. Определять содержание инженерно-инновационной политики производственного предприятия

6. Эффективно использовать методы поиска нестандартных проектных решений в различных ситуациях предпринимательской производственной деятельности.

Для более глубокого усвоения и понимания физической сути процесса поиска и обоснования решений студенты изучают основные законы строения и критерии развития технических систем, общие технологические основы экономического развития, элементы теории принятия решений, знакомятся с философскими аспектами развития техники

Главной особенностью курса является системный функциональный подход ко всем рассматриваемым вопросам. Курс «Методы поиска нестандартных проектных решений» является междисциплинарным и базируется на знании студентами дисциплин естественнонаучного блока, а также экономической теории, менеджмента, маркетинга, экономики предприятий.

Дисциплина рассчитана на 180 часов занятий. Из них 24 часа отводится лекционному материалу, 24 часа практическим занятиям и 132 часа самостоятельной работе. В лекционном материале главное внимание уделяется изложению основополагающих законов, идей, принципов. Подробности их реализации и частные вопросы выносятся на практические занятия. Для наиболее полного усвоения студентами изучаемого материала выполняются аналитические работы и разбираются примеры решения изобретательских задач. Изучение дисциплины заканчивается написанием специализированной аналитической работы в виде концептуального обоснования новых решений в различных областях деятельности (по выбору студентов), включающей эссе и ряд обязательных заданий, и сдачей зачета. Зачет сдается в виде защиты индивидуально выполненной аналитической работы.

Тематический план учебной дисциплины.



Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия

1

Общая классификация методов поиска и принятия нестандартных решений. ТПИР как основа общей методологии изобретательской деятельности.

16

2

2

12

2

Предпринимательство и инновации. Технологии целенаправленного поиска инновационных решений – важный научный инструментарий современного предпринимательства

16

2

2

12

3

Функционально-физический анализ, его сущность и место при поиске и выборе нестандартных проектных решений

28

2

4

22

4

Научно-техническое развитие – процесс разрешения и устранения противоречий. Закономерности появления изобретений.

24

4

4

16

5

Использование закономерностей строения и развития техники для целенаправленного поиска новых решений

30

4

4

22

6

Философские аспекты научно-технического развития. Нравственно-этическая оценка инновационной деятельности

16

2

2

12

7

Поисковые методы и особенности их применения

32

6

4

22

8

Эвристические методы принятия нестандартных проектных решений

18

2

2

14

Итого

180

24

24

132



Базовые учебники:

1. Орлов М. А. Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного мышления. – М.: СОЛОН-Пресс, 2005;

2. Колоколов В. А. Функционально-физический анализ инновационных решений. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2001;

3. Половинкин А. И. Основы инженерного творчества. - СПб.: Издательство «Лань» 2007;

4. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. пособие/Под ред. В. М. Аньшина, А. А. Дагаева. – М.: Дело, 2006.

5. Основы инновационного менеджмента Учебное пособие / Под ред. В. В. Коссова. – М.: Магистр, 2009.


Формы контроля.

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • Работы на практических занятиях в виде обсуждения вопросов теории, решения изобретательских задач и разбора индивидуальных заданий;

  • Сдачи зачета в виде защиты письменной аналитической работы, включающей эссе и обязательных разделов в соответствии с индивидуальными домашними заданиями.

Таблица соответствия оценок

по десятибалльной и пятибалльной системам.

По десятибалльной шкале

По пятибалльной шкале

1 – неудовлетворительно

2 – очень плохо

3 – плохо

незачёт - 2

4 – удовлетворительно

5 – весьма удовлетворительно

зачёт - 3

6 – хорошо

7 – очень хорошо

зачёт - 4

8 – почти отлично

9 – отлично

10 – блестяще

зачёт - 5

Содержание программы.

Тема 1: Общая классификация методов поиска и принятия нестандартных решений. ТПИР как основа общей методологии изобретательской деятельности.

Методы поиска и принятия новых решений в человеческой деятельности. Области применения методов: научная, проектная, предпринимательская, управленческая, предметно-профессиональная. Творческие (изобретательские) и четко определенные задачи в предметно-профессиональной деятельности. Виды естественнонаучного творчества. Алгоритм получения нового решения. Общая классификация методов поиска и принятия новых решений. Поисковые методы и их классификация: методы активизации творческого мышления, комбинаторные методы, логико-аналитические методы, технологии целенаправленного поиска новых решений. Графическая интерпретация процесса поиска новых решений. Классификация задач и методов принятия решений. Особенности применения методов поиска и принятия новых решений.

Основная литература:

1. Колоколов В. А. Функционально-физический анализ инновационных решений. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2001, с.124 – 145;

2. Половинкин А. И. Основы инженерного творчества. - М.: Машиностроение, 1988, с.6 – 18;

3. Орлов М. А. Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного мышления. – М.: СОЛОН-Пресс, 2005, с. 56 -66; с. 93 – 96.

Дополнительная литература:

1. Вентцель Е. С. Исследование операций. – М.: Советское радио, 1972, с. 11 – 23;

2. М. Тринг, Э. Лейтуэйт. Как изобретать. – М.: Мир, 1980, с. 21 – 28; с.89 – 105.


Тема 2: Предпринимательство и инновации. Технологии целенаправленного поиска инновационных решений – важный научный инструментарий современного предпринимательства.

Возрастание интереса к предпринимательской деятельности в Мире к концу ХХ столетия. Предприниматель и предпринимательская деятельность. Анализ существующих определений предпринимательской деятельности. Применение принципов историзма к выявлению сущности предпринимательства. Функциональный подход к анализу предпринимательского процесса. Шесть обобщенных функций, описывающих предпринимательскую деятельность. Субъекты предпринимательства. Перераспределение функций между субъектами предпринимательства. Виды предпринимательских структур с позиций функционально-физического анализа. Главная функция предпринимательской структуры. Сущность и содержание основной формулы предпринимательства. Технологии целенаправленного поиска инновационных решений – основной инструмент реализации основных функций предпринимательского процесса. Место предпринимателя и предпринимательства в жизни человеческого общества. Предпринимательство как метаэкономическое явление.

Основная литература:

1. Колоколов В. А. Инновационные механизмы предпринимательских систем. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2001, с. 20 – 61;

2. Колоколов В. А. Функционально-физический анализ инновационных решений. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2001, с.106 – 123;

3. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. пособие/Под ред. В. М. Аньшина, А. А. Дагаева. – М.: Дело, 2006, с. 53 – 67.

Дополнительная литература:

1. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. пособие/Под ред. В. М. Аньшина, А. А. Дагаева. – М.: Дело, 2006, с. 39 – 53;

2. П. Друкер. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. – М.: Book Chamber International, 1992, с.30 – 50.

Тема 3: Функционально-физический анализ, его сущность и место при поиске и выборе нестандартных проектных решений.

Функционально-физический анализ как основа целенаправленного поиска новых решений. Применение функционально-физического анализа на макро- и микроуровнях. Основные понятия функционально-физического анализа: артефакт-объект, артефакт-технология, материальные и нематериальные артефакты, функциональный элемент, физическая операция, функциональные структуры, принцип реализации физической операции (физический принцип действия), техническое решение, расчетно-графическое отображение технического решения. Принцип выделения структур с двухуровневой иерархией. Объекты окружающей среды. Методика построения конструктивной функциональной структуры. Методика построения потоковой (абстрагированной и конкретизированной) функциональной структуры. Физико-технические эффекты и явления. Операции Коллера и их применение. Методика проведения функционально-физического анализа артефактов. Уровни описания артефактов. Понятие о функционально-стоимостном анализе.

Основная литература:

1. Колоколов В. А. Функционально-физический анализ инновационных решений. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2001, с. 40 – 78;

2. Половинкин А. И. Основы инженерного творчества. - М.: Машиностроение, 1988, с.19 – 29; с. 41 -58.

Дополнительная литература:

1. Половинкин А. И. Теория проектирования новой техники: закономерности техники и их применение. – М.: Информэлектро, 1991, с.7 – 16;

2. Моисеева Н. К. Функционально-стоимостной анализ в машиностроении. – М.: Машиностроение, 1987, с.3 – 10.

Тема 4: Научно-техническое развитие – процесс разрешения и устранения противоречий в технике. Закономерности появления изобретений.

Основная закономерность строения технических изделий. Несоответствие между функциями и структурой артефактов – главная причина существования недостатков. Внутренние и внешние источники недостатков артефактов. Принципиальная невозможность полного устранения недостатков артефактов. Физическая природа возникновения технических противоречий. Кибернетическая модель технических противоречий. Процесс разрешения и/или устранения существующих противоречий - основа развития артефактов. Человеческие потребности и особенности их удовлетворения. Аксиома неограниченности человеческих потребностей. Закономерности возможностей удовлетворения человеческих потребностей. Построение иерархической матрицы удовлетворения частной потребности.

Основная литература:

1. Колоколов В. А. Функционально-физический анализ инновационных решений. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2001, с. 79 – 86;

2. Орлов М. А. Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного мышления. – М.: СОЛОН-Пресс, 2005, с. 122 – 131; с. 249 – 262;

3. Половинкин А. И. Теория проектирования новой техники: закономерности техники и их применение. – М.: Информэлектро, 1991, с. 17 – 32.

Дополнительная литература:

1. Голдовский Б. И., Вайнерман М. И. Рациональное творчество. – М.: Речной транспорт, 1990, с. 31 – 53;

2. Глазунов В. Н. Параметрический метод разрешения противоречий в технике. – М.: Речной транспорт, 1990, с. 32 – 50.

Тема 5: Использование закономерностей строения и развития техники для целенаправленного поиска новых решений.

Представление о наличии закономерностей строения и развития техники. Закономерность конструктивной эволюции технических объектов. Анализ факторов, определяющих смену моделей и поколений различных артефактов. Графическое представление закономерности конструктивной эволюции. Понятие о «техноценозе». Критерии развития артефактов. Построение математических зависимостей изменения критериев развития артефактов во времени. Технологическое прогнозирование развития артефактов на основе закономерности конструктивной эволюции.

Основная литература:

1. Половинкин А. И. Теория проектирования новой техники: закономерности техники и их применение. – М.: Информэлектро, 1991, с. 43 – 66;

2. Половинкин А. И. Основы инженерного творчества. - М.: Машиностроение, 1988, с. 59 – 79; с. 108 – 115;

3. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. пособие/Под ред. В. М. Аньшина, А. А. Дагаева. – М.: Дело, 2006, с. 76 – 91.

Дополнительная литература:

1. Колоколов В. А. Теоретические основы построения технологий целенаправленного поиска инновационных решений в предпринимательской деятельности.// Труды инженерно-экономического института. Выпуск 4. – М.: Изд-во Россельхозакадемии, 2004, с. 159 – 171;

2. Орлов М. А. Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного мышления. – М.: СОЛОН-Пресс, 2005, с.263 – 281.


Тема 6: Философские аспекты научно-технического развития. Нравственно-этическая оценка инновационной деятельности.

Главенствующая роль научно-технического развития в жизни современного общества. Техника и современный мир. Взаимосвязи науки и техники. Процессы удовлетворения потребностей как главный движущий фактор научно-технического развития. Изобретения – основа научно-технического развития. Основные этапы экономико-технологического развития. Возникновение «второй природы» как искусственно созданной геологической силы. Парадокс Н. А. Бердяева. Внутренняя логика и диалектика развития техники. Основные факторы отрицательного влияния техносферы на естественную природу. Возможность учета и устранения возникшего антагонизма между техносферой и биосферой. Ответственность ученого, инженера, изобретателя, предпринимателя за «рыночное вытягивание» инновационных решений. Возможные перспективы развития современной цивилизации. Необходимость «этизации» техники и всего научно-технического развития.

Основная литература:

1. Колоколов В. А. Функционально-физический анализ инновационных решений. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2001, с.9 – 39.

2. Розин В. М. Философия техники. – М.: NOTA BENE, 2001, с.183 – 205.

Дополнительная литература:

1. Энгельмейер П. К. Философия техники. Вып. 1, 2, 3, 4 М.: 1912.

2. Бердяев Н. А. Человек и машина. Проблемы социологии и метафизики техники.// Париж: Путь №38 1933, с. 3 – 37.

Тема 7: Поисковые методы и особенности их применения.

Понятие вектора “психологической инерции”, способы изменения направленности вектора “психологической инерции”. Методы “мозговой атаки”. Характеристики и область применения методов. Прямая мозговая атака. Алгоритм проведения прямой мозговой атаки. Требования к формированию творческой группы. Правила для участников сеанса мозговой атаки. Требования и обязанности ведущего сеанса мозговой атаки. Оформление и анализ результатов мозговой атаки. Метод обратный мозговой атаки. Двойная прямая мозговая атака. Прямообратная и обратнопрямая мозговые атаки. Мозговая атака с оценкой идей. Метод синектики. Характеристика и область применения метода. Алгоритм проведения синектического сеанса. Виды аналогий, использующиеся в синектическом методе: прямая и обратная аналогии, личная аналогия (эмпатия ), символическая аналогия, фантастическая аналогия. Метод гирлянд ассоциаций. Характеристика и алгоритм применения метода гирлянд ассоциаций.

Морфологический анализ и синтез технических решений. Характеристика и область применения метода. Морфологические признаки технических объектов. Морфологическая матрица и ее составление. Методы упрощения морфологических матриц. Синтез технических решений и выбор наиболее эффективных. Метод эвристических приемов. Характеристики и область применения метода. Составление индивидуального фонда эвристических приемов. Межотраслевой фонд эвристических приемов. Методика использования межотраслевого фонда эвристических приемов.

Метод контрольных вопросов. Характеристика метода. Использование обобщенных списков контрольных вопросов. Методика составления списка контрольных вопросов для решения конкретной проблемы. Вепольный анализ, его сущность и содержание. Обобщение методов теории решения изобретательских задач как вида логико-аналитического способа поиска инновационного решения.

Основная литература:

1. Половинкин А. И. Основы инженерного творчества. - М.: Машиностроение, 1988, с. 162 – 211;

2. Орлов М. А. Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного мышления. – М.: СОЛОН-Пресс, 2005, с. 38 – 53;

3. Чяпеле Ю. М. Методы поиска изобретательских идей. – М.: Машиностроение, 1990, с. 42 – 54.

Дополнительная литература:

1. П. Хилл. Наука и искусство проектирования. Методы проектирования, научное обоснование решений. – М.: Мир, 1973, с. 32 – 53;

2. Курс практической психологии. Для высшего управленческого персонала: Учебное пособие. Ижевск. Изд-во Удм. ун-та, 1995, с. 115 – 135.

Тема 8: Эвристические методы принятия нестандартных проектных решений.

Экспертные методы принятия решений. Методика и этапы проведения коллективной экспертизы. Оценка результатов коллективной экспертизы. Ранжирование артефактов методом попарного сравнения. Матричный метод выбора решений. Метод расстановки приоритетов. Метод “дерева решений”.

Процесс формализации задачи принятия решений. Неопределенность и ее виды в процессе принятия решений. Идея, назначение и область применения игровых методов обоснования решений. Антагонистические матричные игры и “игры с природой”. Общие представления использования формальных (алгоритмических методов) для обоснования инновационных решений.

Основная литература:

1. Андрейчиков А. В., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. – М.: Финансы и статистика, 2002, с. 27 – 59;

2. Вентцель Е. С. Исследование операций. – М.: Советское радио, 1972, с. 446 – 515.

Дополнительная литература:

1. Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений. – М.: Патент, 1996, с. 49 – 65; с.122 – 132.

Тематика эссе и домашнего задания

Особенности читаемого курса требуют, чтобы процесс работы слушателями над домашними заданиями максимально был приближен к реальной производственной деятельности. Студенты сами выбирает область исследования, объект анализа, сами выявляет тенденции развития, существующие недостатки, сами находит способы их устранения или предлагает схему создания нового объекта, свободного от выявленных недостатков, сами предлагает набор новых идей или решений и сами для конкретных условий обосновывают выбор наилучшего решения или идеи. По определению творческих и строго определенных задач, работа над предлагаемыми домашними заданиями является однозначно творческой задачей. В этой связи нет необходимости в строгой регламентации предлагаемой тематики. Тем не менее, слушателям рекомендуется придерживаться следующего содержания домашнего задания:

Общая тема работы для всех одна: «Концептуальное обоснование нового решения». Область исследования, как указано выше, определяется студентом самостоятельно, исходя из его желания, научных или практических интересов. Например: «Концептуальное обоснование нового решения на рынке услуг сотовой связи» или «Концептуальное обоснование нового решения при производстве кондитерских изделий» и т. д.

Домашняя работа состоит из трех частей.

В первой части слушатель пишет эссе на тему ретроспективного анализа выбранной области исследования. Эссе должно закончиться построением иерархической матрицы удовлетворения потребности. Далее проводится функционально-физический анализ обобщенного прототипа наиболее современного артефакта. Следующим этапом является выявление закономерностей строения и развития исследуемого артефакта. Результатом первой части работы является установление общих тенденций развития исследуемого артефакта, выявление и ранжирование его недостатков, и установление последовательности их устранения. Теоретической основой первой части работы являются технологии целенаправленного поиска инновационных решений.

Во второй части работы слушатель предлагает альтернативные варианты совершенствования исследуемого артефакта в соответствии с установленной им последовательностью устранения выявленных в первой части работы недостатков. В этой части работы возможно появление принципиально новых возможностей (фактически изобретений) удовлетворения потребности. Теоретической основой второй части являются используемые поисковые методы.

В третьей части работы осуществляется выбор наилучшего нового решения (новации), рекомендованного к коммерциализации. Теоретической базой этой части работы являются методы анализа и принятия решений.

В целом при выполнении домашнего задания слушатели получают практические навыки использования теории поиска инновационных решений.


Вопросы для сдачи зачета.


Слушатель получает зачет по курсу после успешной защиты аналитической работы. При защите аналитической работы слушатель должен быть готов ответить на следующие вопросы по изученной дисциплине:

1. В какой области человеческой деятельности могут быть использованы поисковые методы?

2. В чем отличие между понятиями: «изобретение», «инновация», «ноу-хау»?

3. Может ли быть запатентовано «ноу-хау»?

4. Зачем необходима проверка разрабатываемых изделий на патентную чистоту?

5. Назовите принципиальное отличие поисковых методов и методов принятия решений.

6. Классификация поисковых методов

7. Графическая интерпретация поисковых методов

8. Общая классификация задач и методов принятия решений.

9. Что такое функционально-физический анализ и в чем его роль в теории поиска инновационных решений?

10. Назовите основные понятия функционально-физического анализа.

11. Чем отличаются артефакт-объекты от артефакт-технологий?

12. Приведите примеры нематериальных артефактов.

13. В чем принципиальное различие понятий артефакта и функционального элемента?

14. Поясните суть принципа выделения структур с двухуровневой иерархией.

15. Что относится к объектам окружающей среды?

16. На каких основных принципах строятся технологии целенаправленного поиска новых решений?

17. В чем смысл и необходимость построения иерархической матрицы удовлетворения потребности?

18. Какие виды базовых принципов технологий целенаправленного поиска новых решений вы знаете? В чем их отличие?

19.Назовите основные закономерности строения и развития техники.

20. Поясните основной смысл закономерности соответствия строения артефактов и их функций.

21. Закономерность конструктивной эволюции. Каким образом данная закономерность может быть использована для установления направлений инновационного развития?

22. Закономерность стадийного развития. Почему данная закономерность считается основной в философском осмыслении развития рукотворного мира («второй природы»)?

23. Несет ли ответственность перед обществом изобретатель, ученый, предприниматель за реализацию своих идей? Каким образом можно оценить этическую сторону инноваций?

24. «Методы генерации и анализа инноваций – важный инструмент современного предпринимателя». Поясните смысл данного утверждения.

25. Объясните принцип функционального подхода к предпринимательской деятельности.

26. Дайте характеристику поисковым методам, относящихся к группе методов активизации творческой деятельности.

27. Приведите алгоритм использования метода мозговой атаки.

28. В чем основная сущность метода синектики?

29. Поясните на примерах использование метода «гирлянд ассоциаций».

30. Перечислите поисковые методы, относящиеся к комбинаторной группе.

31. Морфологический метод Ф. Цвики. Содержание, особенности применения.

32. Метод эвристических приемов. В чем отличие подходов А. Половинкина и Г. Альтшуллера?

33. Опишите основные этапы использования теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

34. К какой группе методов можно отнести ТРИЗ?

35. Перечислите преимущества и недостатки ТРИЗ.

36. Что является теоретической основой определения тенденций технического развития?

37. Существуют ли закономерности возникновения изобретений? Если да, то какие?

38. Какие уровни изобретений Вы знаете? Укажите соответствия появления изобретений с жизненным циклом продукта.

39. Перечислите основные составляющие теории поиска инновационных решений.




Автор программы В. А. Колоколов






Похожие:

\"Высшая школа экономики\" Факультет менеджмента Программа дисциплины методы поиска нестандартных проектных решений для направления 080500. 68 «Менеджмент» icon"Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Программа дисциплины методы поиска нестандартных проектных решений для направления 080500. 68 «Менеджмент»
...
\"Высшая школа экономики\" Факультет менеджмента Программа дисциплины методы поиска нестандартных проектных решений для направления 080500. 68 «Менеджмент» iconГосударственный университет  Высшая школа экономики Факультет менеджмента Программа дисциплины Теория и методы принятия решений для направления 080500. 62
Итоговая оценка по учебной дисциплине определяется на основе оценок за следующие виды контрольных работ
\"Высшая школа экономики\" Факультет менеджмента Программа дисциплины методы поиска нестандартных проектных решений для направления 080500. 68 «Менеджмент» icon"Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Программа дисциплины Стратегтческое управление портфелем проектов и программой для направления 080500. 68 «Менеджмент»

\"Высшая школа экономики\" Факультет менеджмента Программа дисциплины методы поиска нестандартных проектных решений для направления 080500. 68 «Менеджмент» iconВысшая школа экономики» Факультет менеджмента Программа дисциплины Этика бизнеса для направления 080500. 62 «Менеджмент»
Природа и сущность этики, проблемы и возможности формирования нравственного поведения
\"Высшая школа экономики\" Факультет менеджмента Программа дисциплины методы поиска нестандартных проектных решений для направления 080500. 68 «Менеджмент» iconВысшая школа экономики» Факультет менеджмента Программа дисциплины Этика бизнеса для направления 080500. 62 «Менеджмент»
Природа и сущность этики, проблемы и возможности формирования этичного и нравственного поведения
\"Высшая школа экономики\" Факультет менеджмента Программа дисциплины методы поиска нестандартных проектных решений для направления 080500. 68 «Менеджмент» iconВысшая школа экономики» Факультет менеджмента Программа дисциплины Бизнес-этика (на английском языке) для направления 080500. 68 «Менеджмент»
Бизнес-этика (на английском языке) для направления 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра
\"Высшая школа экономики\" Факультет менеджмента Программа дисциплины методы поиска нестандартных проектных решений для направления 080500. 68 «Менеджмент» iconВысшая школа экономики Факультет менеджмента Программа дисциплины Современные модели формирования мотивации для направления 080500. 68 «Менеджмент»
Базовые парадигмы и концепции трудовой мотивации: содержательные и процессуальные теории трудовой мотивации
\"Высшая школа экономики\" Факультет менеджмента Программа дисциплины методы поиска нестандартных проектных решений для направления 080500. 68 «Менеджмент» iconШкола экономики Факультет менеджмента Программа дисциплины Управление реальными инвестициями для направления 080500. 68 «Менеджмент»
...
\"Высшая школа экономики\" Факультет менеджмента Программа дисциплины методы поиска нестандартных проектных решений для направления 080500. 68 «Менеджмент» iconШкола экономики Факультет менеджмента Программа дисциплины Управление реальными инвестициями для направления 080500. 68 «Менеджмент»
...
\"Высшая школа экономики\" Факультет менеджмента Программа дисциплины методы поиска нестандартных проектных решений для направления 080500. 68 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины Инновационный менеджмент для направления 080500. 62 «Менеджмент» (подготовка бакалавра) для специальности 080507. 65
Адресность: Учебная программа рассчитана на подготовку бакалавров (080500. 62 «Менеджмент»), и специалистов (080507. 65 «Менеджмент...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы