Значение православного воспитания в государстве Киевская Русь icon

Значение православного воспитания в государстве Киевская Русь



НазваниеЗначение православного воспитания в государстве Киевская Русь
Дата конвертации26.07.2012
Размер139.4 Kb.
ТипРеферат
Значение православного воспитания в государстве Киевская Русь


I. Введение: история и культура Культура всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывностьнравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества ичеловечества. Нельзя познать культуру не зная истории. При измененииисторических событий, меняется и культура. Развитие культуры есть, преждевсего, накопление культурных ценностей, отбор в мировом масштабе всеголучшего, что было создано человечеством. Между культурой прошлого исовременной культурой существует не только прямая линия зависимости второйот первой, но и своеобразная “обратная связь”. Чем выше и значительнее идеисовременности, тем больше мы способны увидеть и понять не замеченные ранееценности в прошлом. Изучение великих памятников культуры прошлого никогда не можетзавершиться, замереть, оно бесконечно и позволяет бесконечно углубляться вбогатство культуры. Современное постоянно обогащает прошлое, позволяетглубже в него проникнуть. Чувство значительности происходящего, значительности всего временного,значительности истории даже человеческого бытия не покидало древнерусскогочеловека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе Древняя Русь оставила нам много кратких похвал книгам. В нихподчеркивается, что книги приносят пользу душе, учат человека воздержанию,побуждают его восхищатся миром и мудростью его устройства. Книги открывают“розмысл сердечный”, в них красота, и они нужны праведнику, как оружиевоину, как паруса кораблю. Можно много говорить о разнообразных неувядаемых достоинствах многих произведений древнерусской литературы, но самое главное – это еесильнейшее нравственное начало. Благодаря ему эта литература особенно ценнаи для нас, для нашего времени. Хотелось бы пока остановиться на двух великих произведениях ДревнейРуси: летопись “Повесть временных лет” и “Поучение” Владимира Мономаха. “Повесть временных лет” определяет место славян и, в частности,русского народа, среди народов мира, рисует происхождение слявянскойписьменности, образование русского государства, события русской истории ит.д.. Из “Поучений” Владимира Мономаха мы узнаем на каких принципахосновывалось учение подрастающего поколения, к чему призывали князья своихдетей и какую роль оказало принятие христианства на воспитание имировоззрение славян Киевской Руси.1) От язычества к православию на Руси. Религией восточных славян было язычество. Истоки его уходят в далекоепрошлое, а отголоски сохраняются до наших дней. Языческая культура быладовольно развитой, имелись мифология, пантеон главных божеств, жрецы.Языческая дружинно-княжеская военная культура пришла на Русь из Скандинавии(с севера). Наиболее почитаемый был бог Перун - бог грома, покровительдружинно-княжеских кругов. Процесс объединения восточнославянских племен вединое государство, рост городов требовали новой центральной цементирующейидеи, которой не было у язычества. Языческая религия, для которойхарактерно многобожие, не отвечало развивающимся феодальным отношениям иусилению княжеской власти.2) Выбор религии. Интересы государства требовали принятия всеми одной веры, веры,которая могла бы объединить разрозненные племена в один народ, чтобы вместепротивостоять врагам и заслужить уважение союзников. Но народы, жившие вокруг Руси, молились разным богам. Мусульмане –аллаху, иудеи – Иегове, христиане – христианскому Богу. И хоть все онипризнавали только одного истинного бога, но обряды и законы у всех них былиразными. Поэтому выбрать какую-то одну из этих вер оказалось очень непросто. Сделать выбор религии предстояло Киевскому князю Владимиру (980-1015 г.-время княжения). Ко времени Владимира в Киеве уже существовала небольшая христианскаяобщина. В торговой части города была возведена небольшая церковка пророкаИльи, в которой христиане из войска Игоря приносили клятву о соблюдениидоговора о мире и сотрудничестве, подписанном князем с Византией в 945 г. В 956 г. приняла крещение княгиня Ольга (жена князя Игоря). Ольгаразвернула миссионерскую деятельность: разрушала языческие требища,возводила христианские храмы. Древние летописи говорят, что княгиня послаламного злата во Псков для возведения храма Св. Троицы. В Киеве она освятилацерковь во имя цареградской Софии. Неоценимую услугу делу утверждения христианства среди славян оказалапроповедническая миссия братьев салунских Кирилла и Мефодия, которыесоздали славянскую азбуку – кириллицу и глаголицу и перевели на славянскиеязыки самые необходимые места церковных книг. Братья дали славянамбогослужебную литературу. Но все же с принятием христианства киевский князь медлил. Каждоепосольство славило свою религию, пыталось склонить князя и его сподвижниковна свою сторону. Послал Владимир десять мудрых мужей в чужие страны, чтобыувидели они все своими глазами. И нигде не понравилось им. Болгарские инемецкие церкви были малы и некрасивы, обряды не впечатляющи, а лица людейунылы. Зато пышность и богатство греческой столицы Константинополя, величиеего храмов, важность и таинственность обрядов, красота пения потряслипослов. “Мы не знаем, были мы в то время на земле или на небе…” Это решилосудьбу будущего христианства на Руси. Совет решил принять веру Христову отгреков.3) Принятие христианства на Руси. Владимир задумал взять с бою новую веру: он хотел показать грекам,что, приняв их веру, останется попрежнему вольным русским князем и не будетподручником греческих царей. Владимир вторгся в византийские владения вКрыму, взял Херсон и стал диктовать свои условия: породниться свизантийским императорским домом, жениться на царевне и принятьхристианство. Император был вынужден выдать за Владимира замуж свою сеструАнну. В 988 г. князь Владимир крестился сам, а по возвращению домой преждевсего крестил детей своих. Затем со рвением взялся за искоренение язычествасреди соплеменников. Перун был свергнут, брошен в реку Днепр. “И приставилВладимир к нему людей, сказав им: “Если пристанет где к берегу, отпихивайтеего. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его”. Они же исполнили…”[ 3]. Распорядился князь, чтобы созвали всех киевлян в назначенный час кберегу Днепра.”…вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось тамлюдей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь,молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослыебродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость нанебе и на земле по поводу стольких спасаемых душ…Люди же крестившись,разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал бога сам и люди его,посмотрел на небо и сказал: «Христос бог, сотворивший небо и землю! Взглянина новых людей этих и дай им, господи, познать тебя, истинного бога, какпознали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклоннуюверу…». Сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, гдепрежде стояли кумиры».[3]. На холме, где еще недавно возвышался Перун,выросла церковь святого Василия. Из Константинополя призвал Владимирискуссных зодчих, чтобы построили они каменный храм Богородицы. На егосодержание велел князь отдавать десятую часть от доходов, потому и назвалицерковь Десятиною. Далее предстояло распространить новую веру по всему государству,“привести всю землю русскую к Богу, к свету истинному”. На месте бывшихжертвенников вырастали церкви, украшенные иконами. Но для такой огромной работы священников не хватало. Приехавшихвместе с Анной духовных лиц было мало. Владимир пригласил из Болгарииклириков, ведущих богослужение на славянском языке. Вышли из киевскогоподполья прежде гонимые христиане, многие из которых стали священниками-миссионерами. А также “послал князь собирать у лудших людей детей иотдавать их в обучение книжное”.[3]. «Чтобы утвердить веру в знании книгбожественных, великий князь завел для отроков училища, бывшие первымоснованием народного просвещения в России».[2].Так пришла новая вера, новаяэра, изменившая жизнь и культуру на Руси.4) Дальнейшее распространение христианства в Киевской Руси. При Владимере крестилась, разумеется, не вся Русь. Сын ВладимираЯрослав был достойным приемником отца. Летописец писал так: “…один землюраспашет, другой ее засеет, третьи пожинают и едят пищу”. Владимир лишьраспахал почву. А засеял ее, стал действительно основателем Русской церквикнязь Ярослав. Ярославу удалось объединить разобщенные княжеские уделы и статьмонархом всей Руси. Он стремился сохранить это единство и понимал, чтосильным оружием в этой борьбе может быть Церковь. Ярослав приложил немалоусилий для укрепления христианской веры на Руси. В Киеве он заложил ипостроил великолепную церковь, украшенную мозаикой из смальты, настеннойросписью, и посвятил храм святой Софии. Ярослав покровительствоваликонописцам, “выписывал” на Русь греческих певцов, обучавших киевлянцерковному пению. Летописцы говорят, что великий князь создал и в Новгородепервое народное училище, где 300 отроков “ от старост и поповских детейпостигали учение книжное”, нужное для священнического сана и гражданскихслужащих. Если священников “среднего звена” можно было готовить в училищах изпростолюдинов, то для высших церковных чинов это не подходило. Тут нужныбыли монахи из людей ввсшего сословия. И тогда стали возникать, растимонастыри, куда могли постричься и бояре, и княжеские дети, и провославныевоины. В 1062 году святым Феодосием был заложен знаменитый Печерскиймонастырь с общежительным строгим уставом. Много поучал Феодосий словом, ноеще больше делом и примером своим. И богатые, и бедные, и князья, и простыелюди, приходили к нему за советом и благословением; говорил он всем правду,не боясь сильных мира; никто не отходил от него без назидания, утешения илиподаяния. Много вышло из Печерской обители подвижников православной веры иепископов благочестивых. Живым словом и строгой жизнью они распространяли ирастили ту велику силу, которая не раз выводила потом Русскую землю изгорького безвременья, спасала ее от гибели. 5) «Поучение детям Владимира Мономаха». После смерти Ярослава (1054 г.) “встала между князьями рознь иусобица.” Если в междуусобной войне не хватало своей силы, то звалииноземцев. Иноземцы же опусташали Русскую землю не жалея, грабили ее, жглигорода и села, избивали либо уводили в полон народ русский. Спасением и избавлением от бед стал для Руси князь Владимир Мономах,внук Ярослава. Еще при жизни отца Всеволода Ярославича он прославился какбестрашный полководец, не раз усмиряя буйных сородичей и защищаясь отполовцев. С первых дней княжения в Киеве Владимир Мономах проявил себяталантливым правителем государства. Все свои силы он сосредоточил наукреплении единной власти, сохранении единства земель и преобразованиистраны. Посвятив всю свою жизнь борьбе за независимость и процветание Руси,Владимир, конечно, не мог не задумываться о ее будущем. Он хотел,чтобы ипри детях его Русь оставалась единной, сильной и хорошо управляемой. Это заставило его взяться за составление наказа своим детям ипотомкам, известного под названием “Поучение детям Владимира Мономаха”, вкотором прослеживается, прежде всего, учение о почитании Единого ЖивогоБога, смирение перед Богом, кротость, любовь к окружающим, включая иврагов.”Страх божий и любовь к человечеству есть основание добродетели.Велик господь; чудесны дела его!”[2]. Описав в главных чертах красотутворения и благость творца, Владимир продолжает: “О дети мои! Хвалите бога!Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас,но благодеяния.” “Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись поевангельскому слову, “очам управлению, языка воздержанию, ума смирению,тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя надобрые дела, господа ради; лишаемый – не мсти, ненавидимый – люби, гонимый– терпи, хулимый – молчи, умертви грех”.[3] С особым старанием князь призывал детей к милосердию, гуманности,добродетели. “Ни правого, ни виновного не убивайте и не повеливайте убитьего; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души…Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего…”, нельзядопускать, чтобы сильный губил слабого; нельзя убогого забывать; вдовицузащищать; держа путь куда-либо по землям своим, не причинять вреда нисвоим, ни чужим: “ни селам, ни посевам, чтоб не стали проклинать вас”. Предостерегал Мономах детей и от гордости в уме и сердце, отпроизнесения без нужды клятв. “Если же вам придется крест целовать, братииили кому либо, то,- писал он,- проверив сердце свое, на чем можете устоять,на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы преступив, не погубитьдуши своей”. Иначе говоря, давая клятву, надо быть рассудительным, дав жеклятву,- твердым, неотступным в исполнении ее. Поучение” Мономаха славит труд, знания и порицает один из самыхприскорбных людских пороков – лень. Встав же рано, надо, не ленясь,братьсяза труд. “Что умеете хорошего, - писал он, - то не забывайте, а чего неумеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого ичесть от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет,а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на чтохорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели.” Мономах дает наставление, как следует относиться к учению, ведениюдомашнего хозяйства, как нужно вести себя на войне. Нельзя лениться на войне и полагаться на воевод: “…ни питью, ни едене предовайтесь, ни спанью; сторожей сами наряжайте и ночью, расставивохрану со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия неснимайте с себя в торопях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человекпогибает”[3] . Мономах призывал детей самим наблюдать за всем, “чтоб не посмеялисьприходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим”.[3] “Лжи остерегайтесь и пьянства, от того ведь душа погибает и тело”,-наставлял Мономах. Мономах учил чтить старых как отца, а молодых – как братьев; непропускать человека, не приветствовав его и не сказав ему доброго слова;навещать больного и провожать покойника. Мономах учил своих наследников неразумным поведением и беззаконием неотягощать сверх меры положение простого народа, ибо это угрожает новымивосстаниями. Его требование почитания старшинства, соблюдения законов,взятых обязательств имело целью уберечь князей от тяжб и ссор за земли ивозобновления междоусобиц. Мономах приводит назидательные примеры из своей жизни. Охотавоспитывала в нем выносливость, ловкость, мужество. Мономах говорил, что онсам всегда делал то, что пологалось делать его слуге,- “на войне и наохоте, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя”. Мономах пишет, что он не хвалит ни себя, ни смелости своей, а лишьотмечает то, что был создан не ленивым, способным к любому человеческомуделу, потому и храним был всегда от всех бед. Стараясь воодушевитьсовременников, он призывал их не бояться ни смерти, ни войны, ни зверя, нилюбого мужского дела. Русское гостеприимство берет свое начало из глубокой древности.Владимир требует блюсти этот старый обычай: “…более же всего чтите гостя,от куда бы к вам не прищел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если неможете почтить его подарком,- то пищей и питьем…” Во многих правилах Мономаха подчеркнуто, что нужно быть честным,трудолюбивым, сдержанным, скромным, верным своему слову, внимательным ивежливым в отношениях с людьми, заботливым, гостеприимным, поэтому“Поучения” великого князя актуальны по сегоднящний день.6) Роль принятия христианства в Киевской Руси. Христианство, бесспорно, представляет одно из самых величественныхявлений в истории человечества. Нами невольно овладевает чувство удивления,когда мы изучаем историю христианской церкви: она насчитывает уже дватысячелетия и все еще стоит перед нами, полное жизни, а в некоторых странахболее могущественная, чем государственная власть. Вот почему все, что такили иначе способствует лучшему пониманию этого грандиозного явленияприобретает громадное значение. Православная Церковь в Киевской Русиявилась источником культуры, образования и нравственного воспитания.Христианство содействовало развитию архитектуры, изобразительногоискусства. Все это вывело Киевскую Русь на один уровень с развитымиевропейскими государствами. Принятие христианства сыграло определенную положительную роль. Во-первых, церковь помогала укреплению молодой русской государственности,внедряя единую государственную идеологию; во-вторых, она способствоваларазвитию русской культуры, приобщая наши народы к культурным богатствамВизантии, античной литературы; в-третьих, церковь способствовалараспространению просвещения, созданию крупных литературных и художественныхценностей, т.к. в то время церковно-славянская письменность былаединственной и монастыри были своего рода академией, где велись летописи,записывались важнейшие события, описывались деяния великих людей. Принятие христианства имело огромное влияние воспитательное значениев государстве Киевская Русь. Как уже говорилось выше, в отличие отязыческой веры православие характеризуется высокой гуманностью. В основеправославного воспитания заложено прежде всего проявление заботы о других,любовь, доброта, стремление к облегчению жизни других, близких, проявлениепреданности – преданости людям и идеям, родной стране. Именно это –наиболее действенное нравственное начало в воспитании будущих поколений. Так как христианство было принято за государственную религию вовремена Киевской Руси, то именно Киевская Русь ознаменовала себя кореннымизменением в нравственном воспитании. Во времена Киевской Руси произошласмена религий – от язычества к христианству. Если языческой вере присущемногобожие, человеческое жертвоприношение, суеверие и гадание, то впровославной религии - вера во Единаго Бога, человеколюбие. Но язычество небыло искоренно полностью, оно тесно переплелось с христианством. Эта связьсуществует до сих пор. Крещение Руси проводилось «сверху», зачастуюнасильственными методами. Язычество оказывало сопротивление и продолжаложить в народных низах. В летописях описываются «бесовские» языческиеигрища, вспыхивали народные восстания под водительством волхвов. Большихуспехов христианская церковь добилась тогда, когда стала использоватьстарые праздники и обряды, наполняя их новым содержанием. При принятии христианства начали строиться храмы, соборы, развиватьсякаменное храмовое строительство, церковная живопись, фресковое письмо. Донаших дней сохранились выдающиеся памятники зодчества середины ХI столетия– соборы Св.Софии в Киеве и Новгороде и Спасский собор в Чернигове. Вправление Ярослава Мудрого в Киеве возводятся Золотые ворота. Синтезируя античную, раннехристианскую, византийскую, ближневосточнуюкультуры, Киевская Русь создает оригинальную русскую культуру. Ееоригинальность и высокий уровень были обусловлены бытованием славянскогоязыка, понятного всему населению, в качестве языка церковной службы ивследствие этого становлением его как литературного. После принятия христианства на Русь поступило большое колличествославяноязычной литературы и главным образом церковной. Через нее, а отчасти и через греческие книги, поступившие на Русь и переведенные здесь,Русь преобщалась к достижениям мировой культуры. Распространение на Руси после принятия христианства славяноязыческойлитературы способствовало и широкому распространению грамотности. Получаютраспространение и рукописные книги (на пергаменте), украшенные богатымизаставками. В ХI-ХII в. на Руси распространяется большое количествопереведенных сочинений как религиозного, так и светского содержания. Таким образом принятие храстианства приобщило Русь к сокровищаммировой культуры. За короткое время после принятия христианства культура древней Русидостигла своего расцвета, особенно при Ярославе Мудром. Киев стал одним изкрупнейших городов Европы. Возникло множество культурных центров,развивались ремесла, иконопись, деревянное и каменное зодчество.II. Культурное и духовное воспитание молодежи. Проблема подлинной демократизации жизни, подъема материальной идуховной культуры, нравственности, развития личности, реализациитворческого потенциала людей, преодоление их ограниченности, да и простоневежества, воспитания подлинного общения, ответственного отношения ктруду, зрелого экологического сознания – все это невозможно вне руслаобщечеловеческой культуры, мирового цивилизованного процесса. В настоящее время культурологическая подготовка призвана, по меревозможности, восполнять недостаточность предметно-функционального,«объективного» характера обучения и отсутствие традиций классическогогуманитарного образования. Культорологическое образование призвано готовить молодежь к личностнойориентации в современном мире, к осмыслению его как совокупности культурныхдостижений человеческого общества, оно должно способствоватьвзаимопониманию, продуктивному общению. Знание в современном обществе превращается в богатство. Необходимымтребованием современного образования является этическая (духовная)ориентация развития человека. Образование предполагает работу, направленнуюна самого себя, путь в мир есть одновременно путь к себе, открытие себя,своей природы и духовности, выращивание в себе новых сил, способностей,ощущений и переживаний. Мироощущения человека, его оптимизм, мышление, нравственность ичеловеколюбие нуждаются в опоре и обосновании, чем и является по сути своейрелигия, проповедующая кротость, смирение, честность, любовь и доброту, такнеобходимые в нынешнее время. ЛИТЕРАТУРА.1. В.И.Колесник., С.А.Хан “История России с древности до наших дней”, Ств.,1998 г.2. Н.М.Карамзин “ История государства Российского”, кника 1, Ростов-на- Дону, “Феникс”, 1994 г.3. Л.А.Дмитриева, Н.В.Понырко “Повести Древней Руси”, М. “Художествен- ная литература”, 1987 г.4. А.В.Петрушевский “Рассказы про старое время на Руси”, Санкт-Петербург, “Лениздат”, 1993 г. ПЛАН. I. Введение: история и культура. 1) От язычества к православию на Руси. 2) Выбор религии. 3) Принятие христианства на Руси. 4) Дальнейшее распространение христианства на Руси. 5) «Поучение Владимира Мономаха». 6) Роль принятия христианства в Киевской Руси.II. Заключение: культурное и духовное воспитание молодежи. Министерство образования РФ Армавирский Православно-Социальный Институт РЕФЕРАТПо предмету: «Культурология»На тему: «Значение православного воспитания в государстве Киевская Русь» Выполнила: Студентка группы П-101 Дробот Елена Владимировна Очная форма обучения Проверил: Кузнецов А.В. г. Армавир 2000 г.




Похожие:

Значение православного воспитания в государстве Киевская Русь iconКиевская русь содержани е
Киевская Русь (или Древнерусское государство) – это средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате...
Значение православного воспитания в государстве Киевская Русь iconКиевская Русь
Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы сложилось в IX в в результате длительного внутреннего развития...
Значение православного воспитания в государстве Киевская Русь iconГосударство Киевская Русь и его цивилизационные особенности социально-политический строй, экономика, закон
Каково значение вузовского курса «Отечественная история»? Охарактеризуйте предмет, методы и функции исторической науки
Значение православного воспитания в государстве Киевская Русь iconКиевская Русь

Значение православного воспитания в государстве Киевская Русь iconКиевская Русь 9-11 вв

Значение православного воспитания в государстве Киевская Русь iconТесты по темам «Методология истории. Ранняя история славян. Киевская Русь. Политическая раздробленность. Русь и Золотая Орда. Образование Московского государства»
Как называется функция исторической науки, которая позволяет выработать на основе исторического опыта научно обоснованный курс?
Значение православного воспитания в государстве Киевская Русь iconТематический обзор: Киевская Русь Россия, ХХ в

Значение православного воспитания в государстве Киевская Русь iconКиевская Русь ее место и роль в украинской истории

Значение православного воспитания в государстве Киевская Русь iconКиевская Русь раннефеодальное государство восточных славян

Значение православного воспитания в государстве Киевская Русь iconРусь под властью Золотой Орды
Киевского княжества. Переяславль стал самостоятельным княжеством, княжества Черниговское, Новгород-Северское, Галицко-Волынское,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы