Экономическая безопасность России в условиях перехода к рынку icon

Экономическая безопасность России в условиях перехода к рынку



НазваниеЭкономическая безопасность России в условиях перехода к рынку
Дата конвертации26.07.2012
Размер137.74 Kb.
ТипРеферат
Экономическая безопасность России в условиях перехода к рынку


КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КУРСОВАЯ РАБОТА по теме: Экономическая безопасность России в условиях перехода к рынку Выполнил: MDV Проверил: Ростов-на-Дону Содержание. стр.ВведениеСущность понятия "Экономическая безопасность"Проблемы экономической безопасности России Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности - основа экономической безопасности Продовольственная безопасность Демографическая проблема и проблема "оттока" умов Криминализация экономики Разрушение науки и технологического потенциала Кризис финансово-кредитной сферыЗаключениеЛитератураПриложенияСписок использованной литературы Введение. Потребность в защите от внешних нежелательных воздействий ирадикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности- это базовая, основополагающая потребность как жизни отдельного человека,семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство. Вусловиях формирования рыночной экономики сфера безопасного существованиянастолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этойпотребности оказывает негативное воздействие на развитие функционированиеотдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом,усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности. Экономическая безопасность государства представляет собой сложную имногоплановую конструкцию. Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ееструктуру элементов: - военной, - технологической, - продовольственной, - экологической безопасности. Опыт показывает, что только надежная, эффективная система обеспеченияэкономической безопасности может служить гарантом суверенитета инезависимости страны, ее стабильного и устойчивого социально-экономическогоразвития. В свою очередь, любые изъяны в ней способны причинить ущерб не толькоэкономическим интересам, но внутренней и внешней безопасности и привести кснижению авторитета государства, защищенности его населения. Сущность понятия "экономическая безопасность". Для того, чтобы понять и осознать значение категории "экономическаябезопасность" необходимо дать характеристику термину "безопасность" иопределит в чем его суть. Безопасность - это такое состояние субъекта, прикотором вероятность изменения присущих этому субъекту качеств и параметровего внешней среды невелика, меньше определенного интервала. " Желательное"состояние субъекта определяется конкретным сочетанием параметровжизнедеятельности. В зависимости от изменения этого сочетания, будетменяться и понятие "желательное" изменение. Таким образом, не менее важнымдля субъекта является правильная оценка уровня безопасности. Оценкабезопасности субъектом может не совпадать с ее реальным уровнем. Глубинаэтого расхождения зависит от полноты и глубины информации о складывающейсяситуации, от степени влияния ее изменений на состояние безопасности и т.д.
Вообще, категория экономической безопасности по-разному трактуется внаучной литературе. Так, например, по мнению В.Тамбовцева, "...подэкономической безопасностью той или иной системы нужно пониматьсовокупность свойств состояния ее производственной подсистемы,обеспечивающую возможность достижения целей всей системы"1. В.А.Савин считает, что "экономическая безопасность представляетсистему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могутвыступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны,отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица каксубъекты хозяйственной деятельности"2. По Л.И.Абалкину "экономическаябезопасность - это состояние экономической системы, которое позволяет ейразвиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при которомгосударство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимуюэкономическую политику"3. Итак, в общем смысле слова, под экономической безопасностью следуетпонимать важнейшую качественную характеристику экономической системы,определяющую ее способность поддерживать нормальные условияжизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развитиянародного хозяйства. Проблемы экономической безопасности России. В России, как и в любом другом государстве, существуют, такназываемые, пороговые значения экономической безопасности, характеризующиеее нормальный уровень. При их нарушении возможны не только крайнеотрицательные, но и необратимые последствия в плане сохранения и упрочнениягосударства. Пороговые значения, исходя из официально утвержденного Советомбезопасности РФ перечня показателей, и фактические значения представлены втаблице (см. приложение 1). Данные таблицы показывают, что в России по большинству позицийположение является "закритическим"4.При таком состоянии экономикиобеспечение необходимых условий для устойчивого хозяйственного развитияисключено; практически невозможно поддерживать должный уровеньобороноспособности и социальные гарантии; под вопросом оказываетсяэкономическая самостоятельность страны. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности - основа экономической безопасности. Становление рыночных отношений в России началось с либерализацииэкономики, в том числе и внешнеэкономической деятельности, котораяпревратила закрытую тоталитарную экономику в открытую. Это объективнопривело к снижению уровня экономической безопасности, что усугубилосьнедостаточностью институционального регулирования внешнеэкономическойдеятельности, обусловившей бесконтрольный вывоз сырья отсутствиеэкономической обоснованности размеров таможенных тарифов. Актуальной задачей для России на данный момент является разработкаконцепции механизма обеспечения экономической безопасности через таможенноерегулирование внешнеэкономической деятельности. На современном этапе развития экономической интеграции Россия перешлак созданию таможенного союза Беларусь - Россия - Казахстан, в рамкахкоторого стираются таможенные границы, но вводятся внешние тарифы поотношению к третьим странам. Таможенная структура выступает в роли институционального обеспеченияэкономической безопасности. Таможенная служба - это один из базовыхинститутов любой экономики: - она регулирует внешнеторговый оборот, осуществляет сбор пошлин и налогов, и, таким образом, пополняет государственную казну; - она защищает государство от контрабанды товаров, оружия, наркотиков и т.п.; - как инструмент протекционистских мер государства она обеспечивает экономическую безопасность страны (протекционистская политика поощрения отечественного производства через льготные пошлины). В Таможенном кодексе РФ определены основные функции таможенныхорганов России, цель которых - обеспечивать в пределах своей компетенцииэкономическую безопасность, являющуюся экономической основой суверенитетаРФ. Продовольственная безопасность. Одной из наиболее серьезных проблем, является проблемапродовольственной безопасности. Поскольку обеспечение населенияпродовольствием - это в физическом смысле обеспечение егожизнедеятельности, то продовольственная безопасность является доминирующимобъектом анализа ученых-экономистов. Встает теоретическая задачаопределения стратегии обеспечения продовольственной безопасности - черезвнутренние или внешние механизмы. В последние годы потребность населения России в продовольственныхтоварах удовлетворяется отечественными производителями примерно на 50% сучетом экспертной оценки объемов неорганизованного ввоза и продажи товаровна продовольственных рынках5. Граница продовольственной безопасностинаходится, по разным оценкам, на уровне импорта продовольствия в размере 18- 35% потребности. Существенное превышение критической точки, даже по самымнизким оценкам, в России обусловлено прежде всего кризисным положениемотечественного сельского хозяйства, производство в котором составляет около60% от среднегодового уровня за 1986 - 90гг.6 Такое падение производстваобусловлено как трансформационным спадом, так и неэффективными способамипроведения в целом экономической реформы и аграрной, в частности.Существенное сокращение государственной поддержки сельского хозяйства,которая уменьшилась с трети огромного государственного бюджета7 до 2,7% ВВПв бюджете на 1998г.8, оставило крестьянство один на один со множествомпроблем. Однако несмотря на общий упадок сельского хозяйства, полкимагазинов остаются переполненными. Это происходит, во-первых, из-заснижения потребления населением продуктов питания почти в 1,5 раза(исключениями являются такие малоценные продукты питания, как хлебныеизделия и картофель, потребление которых несколько выросло, несмотря насущественный рост цен)9. Во-вторых, наиболее важной причиной даннойситуации является все более возрастающий импорт сельскохозяйственнойпродукции, объемы которого превысили все допустимые нормы и уже напрямуюугрожают безопасности страны. В России необходимо переходить от жесткой протекционистской политикик адресной поддержке отечественных сельхозпроизводителей черезсубсидирование доходов и поддержание общего уровня цен в условиях ихрезкого колебания. В обеспечении продовольственной безопасности надоперестраиваться с внешних, чисто фискальных способов (таможенных пошлин),на поддержание отечественного сельскохозяйственного производства. Рассматривая проблемы экономической безопасности России в условияхперехода к рынку, нельзя не отметить следующие явления, которые напрямуюсвязаны с нанесением ущерба экономической безопасности нашему государству: - резкое ухудшение демографической ситуации; - криминализация экономики; - разрушение науки и технологического потенциала; - разрушение финансово-кредитной сферы. Демографическая проблема и проблема "оттока" умов. Демографическая статистика дает возможность оценить качествотрудового потенциала ко второму десятилетию XXI века. Ведь люди которыебудут жить в то время уже родились, их здоровье, интеллектуальныйпотенциал, в принципе, сложились. Нельзя оставлять проблему демографии за"закрытыми дверьми". От того, какое решение будет сейчас принято для нее,зависит состояние нашего общества, и как следствие этого, состояние нашейэкономики в будущем. На данном этапе мы "пожинаем плоды" прошлых"ответственных" решений. И поэтому не стоит сейчас допускать ошибок. Кпримеру, говоря о трудовом и интеллектуальном потенциале нашегогосударства, можно сказать, что в стране сформировались каналы утечки умов,что, кстати, абсолютно не отслеживается статистически. Отслеживается лишьэтническая эмиграция (около 100 тыс. человек в год). Не отслеживается потоктрудовой (контрактной) эмиграции. По оценкам, в нем где-то одна третьспециалистов высшей и высочайшей квалификации из сферы науки. Этот потокпочти в три раза больше, чем канал этнической эмиграции. Это прямая угрозаинтеллектуальной и экономической безопасности России. Каков социально-экономический ущерб от утечки умов прежде всего изнауки? По оценкам специалистов, - это несколько десятков миллиардовдолларов в год, включая затраты на образование и упущенную выгоду. По инымоценкам до 50 млрд. долларов в год. Криминализация экономики. Оценивая сегодняшний уровень экономической безопасности России,следует признать, что происходит ускоренная криминализация отраслейэкономики и резкий рост ее теневого сектора. Анализ ситуации, сложившейся в экономике страны, показывает, чтокриминогенные факторы в значительной мере определяют не только сегодняшнееее состояние, но и перспективы развития. Подтверждением процесса активной криминализации экономики являетсярост числа выявляемых преступлений экономической направленности.Среднегодовой прирост их составляет 12,5%. За последнее пятилетие органамивнутренних дел страны выявлено более 800 тыс. преступлений экономическойнаправленности. Наблюдается тенденция постоянного их увеличения. В промышленности по теневому обороту лидирующее положение занялиотрасли топливно-энергетического и сырьевого комплекса. Однако доминирующейотраслью в совершении нелегальных сделок становится сфера обслуживания. Вобщей совокупности в 1996-97гг. на нее приходится до 70-75% теневого ВВП.Всего на начало текущего года в сфере криминального влияния и контролянаходится более 40 тыс. хозяйствующих субъектов с различными формамисобственности, в том числе 1,5 тыс. государственных предприятий, 4 тыс.акционерных обществ, свыше 500 совместных предприятий, 550 банков, почти700 оптовых и розничных рынков. Ежегодно организуются и ликвидируютсядесятки тысяч предприятий с одноименными названиями, ложными сведениями обучредителях, владельцах, уставных фондах, юридических адресах, чтопозволяет им бесконтрольно осуществлять нелегальные хозяйственные ифинансовые операции, укрывать доходы от налогообложения, не возвращатькредиты и т.п.10 Характеризуя сегодняшнее состояние экономической безопасности с точкизрения усиления воздействия на нее криминальных угроз, следует отметить,что организованная преступность уже диктует порядок функционирования целымотраслям экономики, а свои нормы социального поведения - отдельнымместностям. Если верить цифрам, то получается, что у нас в стране около 50%экономики криминализировано. А это наводит на очень плачевный вывод: у насгосударства как института политической власти нет и не может быть притаком показателе. Важным элементом обеспечения экономической безопасности, в том числедекриминализации хозяйственного комплекса, должно стать усилениегосударственной защиты прав собственности, ответственности за соблюдениедоговорной дисциплины, повышение эффективности судебного разрешенияхозяйственных споров, введение жесткой ответственности за соблюдениеконкретных обязательств, погашение кредитов. Для решения этих задачнеобходимы настойчивые и постоянные усилия всех ветвей власти. Разрушение науки и технологического потенциала. Известно, если расходы на фундаментальную науку и современныетехнологии снижаются ниже 2% ВВП на протяжении 5 - 6 лет подряд, торазрушение науки и технологического потенциала приобретает необратимыйхарактер. Для сравнения расходы на науку в России в числе развитых странвыглядят так: - Великобритания - 2,1% от ВВП - Германия - 2,9% === (от ВВП) - Италия - 1,3% === - Франция - 2,4% === - США - 2,6% === - Канада - 1,5% === - Япония - 3,1% === - Россия - 0,5% === Расходы же России из федерального бюджета на фундаментальныеисследования и содействие научно-техническому прогрессу составили: 0,96% -1991г., 0,54 - 1992г., 0,49 - 1993г., 0,46% - 1994г. и 0,32% - 1995г.11 Этоочень опасная тенденция (см. Приложение 2). Из графика видно, что нашастрана, в отношении НТП и фундаментальных исследований, "катится" вниз.Государство "глупеет" и "тупеет", а это чревато широкомасштабными массовымиявлениями в форме недовольств и протестов, утраты независимости. Кризис финансово-кредитной сферы. Кризис финансово-кредитной и бюджетной сфер, поразивший российскуюэкономику, беспрецедентен для мирного времени. По своей глубине,продолжительности и тяжести он намного превзошел Великую депрессию 1929-1933гг. Остановились многие крупные предприятия и даже целые отрасли, втом числе и многие высокотехнологичные производства. Более или менеетерпимая ситуация сохраняется лишь в экспортоориентированных отраслях: - в газовой и нефтяной промышленности, - производстве черных и цветных металлов, - производстве удобрений и некоторых других химических продуктов, - заготовке и переработке леса. Остальные отрасли влачат жалкое существование. Отягчающую роль сыгралнеадекватный выбор варианта перехода к рыночной экономике, сделанный еще вначале 90-х годов в России, на основе единовременной либерализации цен ивнешней торговли, ухода государства из экономики и ограничения его ролипроведением монетарной политики. Следует со всей определенностью сказать,что такой подход не соответствовал условиям и особенностям российскойэкономики, усилил трудности, а также негативные тенденции и процессы,привел к обвальному падению производства, дезорганизации всей хозяйственнойжизни. Образовавшаяся на сегодняшний день огромная дебиторская икредиторская задолженность, подрывает саму возможность возобновленияинвестиционного процесса. Один из главных источников неплатежей в народномхозяйстве - невыполнение бюджетных ассигнований на оплату государственныхзаказов, содержание социальной сферы, Вооруженных сил, на субвенциидотационным регионам. Цепная реакция неплатежей мультиплицирует ихпервоначальную сумму в 4-5 раз, порождает порочный круг: "сокращениебюджетных ассигнований - рост неплатежей - спад производства - уменьшениеналоговой базы".12 Ныне утверждают, что власти начали полнее собирать налоги. Этохорошо. Но не надо питать больших иллюзий на этот счет. Ведь по подсчетамспециалистов министерства финансов сейчас на каждый потраченный нами рубль- 40 копеек приходится на стоимость продукции, а 60 копеек - налоги.Известно, если доля собираемых государством налогов составляет более чем54% от суммы всех доходов государства, то экономика находится в тяжелейшемсостоянии (!). Попытки решить проблемы сбора налогов, преодоления неплатежей, в томчисле невыплат зарплат и пенсий, чисто административными и организационно-финансовыми методами обречены на неудачу. Нужны глубокие перемены во всейэкономической политике, направленные на оживление реального сектораэкономики и прежде всего инвестиционного процесса. Заключение. Проблемы экономической безопасности России в условиях перехода крынку порождены либо тяжелыми "наследственными" болезнями еще советскойэкономики, либо болезнями "гайдаровской" экономики, либо неадекватнымиметодами их лечения, или же всем вместе. Отсюда - и сам подход к устранениюэкономических проблем или по крайней мере к смягчению их пагубного влиянияна дальнейшие судьбы страны. Во главу угла следует поставить быстрейшийвыход России из экономического кризиса, оздоровление реального сектораэкономики, возобновление инвестиционного процесса. С этой точки зрения продолжение прежнего курса, пренебрегающеготяжелым положением в реальном секторе экономики во имя финансовойстабильности и проводимого под лозунгами десоциализации и капитализации,неприемлемо. Оно ведет к дальнейшему развалу хозяйства страны,разбазариванию и проеданию национального богатства, снижению жизненногоуровня большинства населения, опасному обострению социальных противоречий. В нынешних условиях нужно, отбросив априорные идеологическиеустановки и догмы, с позиций реализма и здравомыслия найти решение проблемвыхода из кризиса. И не путем отказа от экономических реформ, а продолжаяих, но рассматривая реформы не как самоцель, а как средство повышенияэффективности экономики и улучшения жизни народа. Для этого необходимапостепенная трансформация сложившихся форм хозяйствования и экономическихинститутов в направлении социально ориентированной и регулируемой рыночнойэкономики при сохранении важной роли государства. Литература. 1. Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем:структура, проблемы. // Вестник МГУ. Серия 6 "Экономика". 1995. №3. стр. 3. 2. Савин В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России.// Международный бизнес России. 1995. №9. стр. 14. 3. Экономическая безопасность России. // Социально-политическийжурнал. 1997. №5. стр. 3. 4. Глазьев С. Основы обеспечения экономической безопасности страны.// Российский экономический журнал. 1997. №1. стр. 3. 5. // Статистическое обозрение. 1997. №3. стр. 30. 6. Добрынин В. Экономика и частная собственность на землю. // АПК:экономика, управление. 1997. №6. стр. 21. 7. Щербаченко М. Хозяин. как много в этом слове. // Земельнаяреформа на Дону. 1996. №7. стр. 1. 8. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год". //Российская газета. 1998. 31 марта. стр. 3. 9. Гумеров Р. Как обеспечить продовольственную безопасность страны?// Российский экономический журнал. 1997. №9. стр. 61. 10. Экономическая безопасность России. // Социально-политическийжурнал. 1997. №5. стр. 3. 11. Экономическая безопасность России. // Социально-политическийжурнал. 1997. №5. стр. 3. 12. В. Медведев. Проблемы экономической безопасности России. //Вопросы экономики. 1997. №3. стр. 111.ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.|Показатели |Пороговые значения |Фактические значения ||Объемы инвестиций, % к |25 |13 ||ВВП | | ||Расходы на научные |2 |0,5 ||исследования, % ВВП | | ||Доля населения, имеющая | | ||доходы ниже прожиточного |7 |19 ||минимума | | ||Продолжительность жизни |70 |60 ||населения | | ||Децильный коэффициент |8 |12,9 ||Уровень преступности | | ||(на 1млн чел.) |500 |600 ||Уровень инфляции |20 |11 ||Внешний долг, в % к ВВП |25 |31 ||Дефицит бюджета, в % к |5 |4,2 ||ВВП | | ||Денежная масса, М2, в % к|50 |12 ||ВВП | | ||Доля импорта во | | ||внутреннем потреблении, | | ||всего, |30 |53 ||в том числе | | ||продовольствия |25 |30 ||Уровень безработицы (по | | ||методологии МОТ) |7 |9,1 |ПРИЛОЖЕНИЕ 2 РАСХОДЫ РОССИИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОГРЕССУ.|0,96 % |0,54 % |0,49 % |0,46 % |0,32 % ||1991 г. |1992 г. |1993 г. |1994 г. |1995 г. | [pic] Список использованной литературы. 1. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год". //Российская газета. 1998. 31 марта. 2. Глазьев С. Основы обеспечения экономической безопасности страны.// Российский экономический журнал. 1997. №1. 3. Гумеров Р. Как обеспечить продовольственную безопасность страны?// Российский экономический журнал. 1997. №9. 4. Добрынин В. Экономика и частная собственность на землю. // АПК:экономика, управление. 1997. №6. 5. Медведев. В. Проблемы экономической безопасности России. //Вопросы экономики. 1997. №3. 6. Савин В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России.// Международный бизнес России. 1995. №9. 7. Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем:структура, проблемы. // Вестник МГУ. Серия 6 "Экономика". 1995. №3. 8. Щербаченко М. Хозяин. как много в этом слове. // Земельнаяреформа на Дону. 1996. №7. 9. Экономическая безопасность России. // Социально-политическийжурнал. 1997. №5.




Похожие:

Экономическая безопасность России в условиях перехода к рынку iconМесто банковской системы в условиях перехода к рынку
Прежде чем говорить о банковской системе в условиях перехода к рынку, нужно охарактеризовать эти условия, то есть экономику переходного...
Экономическая безопасность России в условиях перехода к рынку iconНалоги с населения и их роль в условиях перехода к рынку
В своей курсовой работе я рассмотрел лишь основные моменты взимания налогов с населения, так как это тема неисчерпаема и наши экономисты...
Экономическая безопасность России в условиях перехода к рынку iconПроблемы экономической безопасности России в условиях перехода к рынку

Экономическая безопасность России в условиях перехода к рынку iconОрганизация страхования в Украине в условиях перехода к рынку

Экономическая безопасность России в условиях перехода к рынку iconРоль банковской системы в условиях перехода к рынку

Экономическая безопасность России в условиях перехода к рынку iconНалоги с населения и их роль в условиях перехода к рынку

Экономическая безопасность России в условиях перехода к рынку iconТема 1
БУ, его место в системе хоз учета. Роль и значение бу в условиях перехода к рынку
Экономическая безопасность России в условиях перехода к рынку iconКурсовая работа по дисциплине "основы экономической теории" тема: Проблемы экономической безопасности России в условиях перехода к рынку
Общее понятие экономической безопасности и характеристики основных ее показателей. 4
Экономическая безопасность России в условиях перехода к рынку iconКурсовая работа по дисциплине "основы экономической теории" тема: Проблемы экономической безопасности России в условиях перехода к рынку
Общее понятие экономической безопасности и характеристики основных ее показателей. 4
Экономическая безопасность России в условиях перехода к рынку iconФинансовый контроль в условиях перехода к рынку
Субъекты финансового контроля: организации и органы власти, их характеристики 7
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы