Конституционное право РФ icon

Конституционное право РФ



НазваниеКонституционное право РФ
Дата конвертации19.07.2012
Размер212,93 Kb.
ТипРеферат
Конституционное право РФ


П л а н : Введение 1. Конституционная характеристика субъектов РФ………………………………3 2. Статус субъекта РФ………………………………………………………………4 3. Типология и конституционные основы организации субъектов РФ………….6 Заключение Список литературы………………………………………………………………...13 Введение Проблемы федеративного устройства Российского государства занимают одноиз центральных мест в новой Конституции Российской Федерации. Этообусловлено необходимостью, с одной стороны, укрепления территориальнойцелостности и единства России как многонационального государства, решающегозадачи устранения дезинтеграционных процессов и стабилизации своейвнутренней структуры, с другой — реального обеспечения самоопределениянародов как носителей и источников власти применительно ко всем субъектамФедерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из нихэтнических, религиозных и языковых сообществ. Несмотря на то, что в принятой в 1993 году Конституции РоссийскойФедерации закреплены принципиально новые, незнакомые предыдущимКонституциям положения о федеративном устройстве, это далеко не всё, чтонеобходимо сделать на пути строительства подлинно федеративногогосударства. Еще не сложились традиции взаимоотношения центра и регионов натом уровне, на котором в конструктивном ключе решались бы как проблемыфедерального центра, так и регионов. Совместная деятельность регионов ицентра на сегодняшний день пока ещё не до конца освободилась отидеологических пут советской государственности. В своей деятельности какрегиональные, так и федеральные органы государственной властируководствуются подчас не законодательными нормами, а некоей«целесообразностью», «полезностью», которая противоречит закону. Такимобразом, следует констатировать, что на пути построения гармоничныхвзаимоотношений между центром и регионами обеим сторонам придется решитьряд непростых задач. И одной из таких задач является более четкоеопределение границ компетенции обеих сторон, уточнение и корректировкаправового статуса. 1. Конституционная характеристика субъектов РФ Российская Федерация — государство с уникальной государственнойструктурой. В составе субъектов Российской Федерации в настоящее времянасчитывается 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2городафедеральногозначения,1 автономная область и 10 автономных округов. Вних проживает более 140 наций и народов, исторически объединившихся нароссийской земле в многонациональный народ Российской Федерации. В п. 1 ст. 65 Конституции все субъекты Российской Федерации перечисленыне случайно. Включение названия каждого субъекта Федерации в эту статьюслужит цели закрепления субъектов в составе Российской Федерации и являетсяправовым основанием для использования его государственными органамиконституционных прав, таких, например, как право законодательнойинициативы, право на вхождение в Совет Федерации двух представителей (ст.ст. 95 и 104 КРФ). Следует учесть, что в соответствии с Указом ПрезидентаРоссийской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 «О включении новыхнаименований субъектов Российской Федерации в статью 65 КонституцииРоссийской Федерации»[1], а также в связи с изменением наименованийИнгушской Республики и Республики Северная Осетия соответственно наРеспублику Ингушетия и Республику Северная Осетия — Алания эти новыенаименования включены в ч. 1 ст. 65 Конституции вместо прежних. Позднее, всоответствии с аналогичным Указом Президента от 10 февраля 1996 г «Овключении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65Конституции Российской Федерации»[2] и в связи с изменением наименованияРеспублики Калмыкия новое наименование этой Республики также было внесено вч. 1 ст. 65 Конституции Российской Федерации. Поэтому при переизданиитекста Конституции Российской Федерации новые наименования субъектов должныбыть внесены в текст Конституции. В сравнении с 1978 г. — годом принятия предпоследней и четвертой посчету Конституции Российской Федерации — число субъектов РоссийскойФедерации значительно возросло. Изменились наименования и правовой статуссубъектов Федерации. В число субъектов Российской Федерации вошли 49областей и 6 краев, а также 2 города федерального значения. Статусреспублик, кроме 16 бывших автономных республик, приобрели также 4автономные области — Адыгейская, Карачаево-Черкесская, Горно-Алтайская иХакасская, а из автономных областей осталась только одна — Еврейская. В1992 г. Чечено-Ингушская Республика была разделена на Чеченскую Республикуи Ингушскую Республику. Субъекты Российской Федерации различаются между собой по величинетерритории, численности и плотности населения, его национальному составу.Так, при наличии таких сравнительно небольших по территории субъектов, какКалининградская область (15,1 тыс. км и Республика Адыгея ( 7,6 тыс. км,имеются и такие значительные по размеру территории субъекты, как РеспубликаСаха (Якутия), занимающая 3102 тыс. км и Красноярский край, территориякоторого — 2401 тыс. км. Такие субъекты по своей территории превосходятмногие иностранные государства. Например, Республика Саха (Якутия) почтиравна Индии и в 2 раза больше Индонезии; Республика Коми (415,9 тыс. км)больше вместе взятых Великобритании, Греции и Бельгии[3]. Самые крупные по численности населения субъекты Российской Федерации —города федерального значения Москва (более 9 млн. человек) и Санкт-Петербург (более 5 млн. человек), а также Московская область (почти 7 млн.человек) и Краснодарский край (более 5 млн. человек) — входят в составРоссийской Федерации наряду с такими относительно малочисленнымисубъектами, как Республика Тыва — всего 307 тыс. человек, РеспубликаКалмыкия — 328 тыс. человек, Камчатская область - 473 тыс. человек. 2. Статус субъекта РФ. Субъекты Российской Федерации различаются и по ряду признаков — уровнюразвития экономики в целом, наличию и развитию отдельных отраслейпромышленности и сельского хозяйства, историческим традициям, национальнойкультуре всего или части населения. Однако, как следует из Конституции, этии другие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъектаРоссийской Федерации. Как известно, действующая Конституция закрепила преобразование России вподлинное федеративное государство, провозгласив равноправие субъектов какмежду собой, так и в отношениях с федеральной властью. Конституциясохранила те наименования субъектов, которые они дали сами себе. В ст. 137Конституции Российской Федерации предусмотрено, что при изменении субъектомФедерации своего наименования «...новое наименование... подлежит включениюв статью 65 Конституции Российской Федерации». Это говорит о том, чтовопрос о наименовании субъекта относится к компетенции самого субъекта (чтоследует также из положений ст. 71, 72, 73). Внесение нового наименования вКонституцию Российской Федерации происходит уже автоматически на основанииуказа Президента Российской Федерации. На это указывает ПостановлениеКонституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г по делу отолковании ч. 2 ст. 137 Конституции Российской Федерации[4]. Именно такбыли внесены изменения в ст. 65 КРФ приведенным выше Указом ПрезидентаРоссийской Федерации от 9 января 1996 г. Сказанное не относится к изменениям наименований субъектов связанных сизменением их статуса (например, при замене название «край» или «область»названием «республика»). Эти вопросы решаются уже на основании ч. 2 ст.65КРФ. В ней устанавливается возможность принятия в Российскую Федерацию иобразования в ее составе новых субъектов. При этом могут быть различныеварианты изменения числа субъектов Российской Федерации: путем слияния двухили более субъектов и образования на их основе нового субъекта или распадаимеющегося субъекта на две или более части каждая, из которых выразилажелание стать отдельным субъектом Российской Федерации; кроме того,возможно вхождение в состав Российской Федерации новой территории на правахсамостоятельного субъекта. Предусматривается, что подобные проблемы могут решаться в порядке,установленном федеральным конституционным законом. Он подлежит разработке ипринятию в соответствии с Конституцией. Представляется, что в законе будетразработана процедура принятия в Российскую Федерацию и образования в еесоставе нового субъекта; в нем следует также установить гарантиидобровольности вхождения в Российскую Федерацию новых субъектов, соблюдениямеждународно-правового принципа самоопределения народов. В соответствии со ст. 66 Конституции РФ основные положения, касающиесястатуса, т.е. правового положения субъекта Российской Федерации,определяются Конституцией Российской Федерации. Наряду с этим нее субъектыРоссийской Федерации обладают элементами учредительной власти. Этоозначает, что каждый субъект Федерации вправе решать вопросы своейвнутренней организации и с этой целью принимать нормативные акты,регламентирующие его статус. Статус республики определяется не толькоКонституцией РФ, но и конституцией самой республики. Из содержания ст. 66 Конституции РФ следует, что субъект РоссийскойФедерации не может в одностороннем порядке изменить статус. Конституцииреспублик и уставы других субъектов, являясь частью правовой системыРоссийской Федерации, не могут противоречить ее Конституции, которойотведено главенствующее место в определении статуса субъектов. Вместе с темв своих основных законах (конституциях и уставах) субъекты Федерации,естественно, могут и должны учитывать имеющиеся у них особенности, в числекоторых специфические особенности их территории и проживающего на нихнаселения, в том числе особенности его национального состава. Основываясь на уже упомянутом способе определения статуса субъектаРоссийской Федерации, Конституция предусмотрела возможность регламентациистатуса автономной области и автономных округов также и путем принятиясоответствующего федерального закона об автономной области, автономномокруге (п. 3 ст. 66 Конституции). Такие законы могут быть приняты вотношении каждого из этих субъектов по представлению их законодательных иисполнительных органов. Вместе с тем возможно принятие и единогофедерального закона об автономных округах. Автономная область находится в составе Российской Федерации. Из 10автономных округов 9 в настоящее время входят в состав краев и областей.Непосредственно в состав Российской Федерации сейчас входит лишь Чукотскийавтономный округ, который вышел из состава Магаданской области всоответствии с Законом Российской Федерации от 17 июня 1992 г. «Онепосредственном вхождении Чукотского автономного округа в составРоссийской Федерации. Конституция Российской Федерации в ч. 5 ст. 66 закрепляет возможностьизменения статуса субъекта Российской Федерации по взаимному согласиюРоссийской Федерации и данного субъекта. Преобразование конституционно-правового статуса субъекта, напримеробласти в республику или наоборот, в принципе может привести и к егопереименованию. Но изменение статуса субъекта Федерации, видимо, возможно ив рамках одного наименования субъекта, например при выходе автономногоокруга из состава края или области[5]. Регулирование изменения статуса субъекта Российской Федерации Должноосуществляться на основе федерального конституционного закона. Принятие егопредусматривается Конституцией Российской Федерации. В этом акте, полагаем,следует сформулировать основания для постановки вопроса об изменениисубъектом Федерации своего статуса и процедуру рассмотрения соответствующихвопросов. В нем должны предусматриваться: обязательное предварительноерешение данного вопроса субъектом Федерации; возможность проведениярегионального консультативного референдума; порядок рассмотрения вфедеральном парламенте; способы разрешения разногласий и порядокобжалования в Конституционный Суд РФ в случае отказа в положительномрешении вопроса. 3. Типология и конституционная организация субъектов РФ. Проблемы федеративного устройства Российского государства занимают одноиз центральных мест в новой Конституции Российской Федерации. Этообусловлено необходимостью, с одной стороны, укрепления территориальнойцелостности и единства России как многонационального государства, решающегозадачи устранения дезинтеграционных процессов и стабилизации своейвнутренней структуры, с другой — реального обеспечения самоопределениянародов как носителей и источников власти применительно ко всем субъектамФедерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из нихэтнических, религиозных и языковых сообществ. В Конституции РФ заложены основные принципы, гарантирующиесуверенитет государства и незыблемость его границ, единство основконституционного строя в каждом регионе, открытый режим внутренних границ вРоссийской Федерации как разграничительных административных, а негосударственных или экономических линий между территориями, верховенствофедерального законодательства, неправомерность односторонних действий поизменению статуса субъектов федерации и др. Реализация названных принципов осуществляется в процессе обеспечениядействия важнейших конституционных институтов, получивших новое воплощениеи отразивших содержание основных начал национально и административно-территориальных форм демократии, присущих государственному устройствуРоссии. Первый из названных институтов характеризует процесс высшего правовогозакрепления устройства России на федеративных началах, возведениефедерализма на уровень конституционного принципа ее строя. Второе принципиальное положение, воплощенное в новой Конституции,касается закрепления самого понятия субъекта федерации. Если ранеераскрытие этого понятия ограничивалось доктринальным толкованием, посколькув предшествующих конституциях говорилось только о вхождении соответствующихгосударств и государственных образований в состав РСФСР, то теперь для иххарактеристики используется общий термин «субъекты Российской федерации». В Конституции не только закрепляется система всех видов субъектовфедерации (ст. 5), но и приводится конкретный перечень субъектов (вколичестве 89), находящихся в составе России (ст. 65). Несмотря на единствооснования вхождения в Российскую федерацию (все они «находятся» в еесоставе, а не «образуют» саму федерацию), Конституция предусматривает 6видов субъектов, закрепляя их с помощью отдельных абзацев (частей) ст. 65:республика, край, область, город федерального значения, автономная область,автономный округ. Анализируя их юридическую природу, следует прийти квыводу, что все они наделяются Конституцией статусом государственныхобразований, о чем свидетельствует наличие у них элементов учредительнойвласти, собственного законодательства, территориального верховенства,особого характера взаимоотношений с федеральной властью. Если обычныеадминистративно-территориальные единицы не обладают правосубъектностьюименно в составе федерации, то субъекты федерации наделяются природойгосударственных образований. Вместе с тем все виды субъектов федерации могут быть интегрированы вболее общие группы и составить 3 типа субъектов. Подобная типологияоснована, с одной стороны, на различном объеме полномочий соответствующихсубъектов (одни из них наделяются полномочиями государства как такового,остальные — государственного образования), с другой — на введении новых,территориальных форм государственности наряду с ранее существовавшиминациональными. Совмещение указанных оснований позволяет к национально-государственномутипу отнести республики в составе РФ (государства в собственном смысле) иоба вида автономных единиц — автономную область и автономный округ(национально-государственные образования), к территориально-государственному типу — края, области, города федерального значения. Такимобразом, республики, формы административно-политической автономии ирегиональные государственные образования составляют отдельные типысубъектов Российской Федерации. Именно придание государственного характера всем указанным типампозволяет сделать шаг к унификации статуса субъекта федерации, что, в своюочередь, служит преодолению несимметричности самой федерации. Разумеется, асимметрия в построении и статусе субъектов не служит каким-то показателем «некачественности» или ущербности Российской Федерации ввидувесьма серьезной специфики ее государственного устройства. Однако припрочих равных условиях конституционные возможности выравниваниягосударственного уровня субъектов (при сохранении всех иных особенностей)не должны быть упущены в ходе эволюционного процесса развития. Квалификация всех субъектов в качестве государственных образованийпозволяет, с одной стороны, устранить несправедливые градации в делениинациональных субъектов на неравноправные разряды, с другой — приравнять кним прежние административно-территориальные единицы: края и области, многиеиз которых являются более крупными величинами, чем республики и автономии.Видимо, именно такие соображения стоят за формулировками действующейКонституции о равноправии субъектов федерации. Вместе с тем официальное признание равноправия не сопровождается покаеще достаточными теоретическими проработками статуса субъектов РоссийскойФедерации в их новом конституционном качестве. Прежде всего само по себезакрепление равноправия субъектов еще не делает Россию полностьюсимметричной федерацией. Так,, разброс между субъектами по базовымпараметрам — экономическому потенциалу, природоресурсной обеспеченности,демографическим, социальным и иным критериям весьма значителен, и зачастуюэто не в пользу субъектов, обладающих более высоким юридическим статусом(достаточно сравнить, например, потенциал соседних субъектов: Ростовскойобласти и Республики Калмыкия). Но проведенное политическое равноправиесубъектов такого различия не учитывает, более того, оно может дать началовесьма разнородным тенденциям в эволюции государственного устройстваРоссии. Поэтому учреждение равноправного статуса субъектов в одинаковоймере может обеспечить развитие связей между ними либо по пути унитаризациигосударства, если в основу будет положен только территориальный принциппостроения его субъектов (скажем, «низведение» республик до уровня чистотерриториальных образований типа области), либо по пути конфедерализациипри повышении статуса всех субъектов до «высшей планки» прав в составефедерации - статуса республики. Правда, как уже отмечалось, новая Конституция не провозглашает, таксказать, «плоской» федерации с одномерными субъектами (типа земель),сохраняя различный их статус. Причем в Конституции заложены определенныегарантии против как сепаратизма, так и чрезмерной централизации, чтопозволяет учитывать сохранение различий в статусе субъектов федерации содновременным сближением политических прав субъектов. 0тказ от конституционного закрепления суверенитета республик составляетодну из важных гарантий государственной целостности России, потому что онсовершенно естественно сопряжено тем, что не предусматривает и права выходареспублик (как и иных субъектов) из состава Российской Федерации. Подобнаяюридическая нерасторжимость есть главная черта федерации в ее классическомвиде, предполагающая конституционную, а не договорную основу ееобразования. Нельзя не отметить, что из порядка осуществления данного принципа явно«выпадают» действия некоторых субъектов Российской Федерации (ЧеченскойРеспублики, Татарстана), стремящихся к утверждению своего суверенногостатуса как на договорной, так и на фактической, внедоговорной (отказ отподписания Федеративного договора) основах. Отсутствие концепциигосударственной политики России по урегулированию конституционныхмежнациональных конфликтов побудило, например, федеральные власти пойти назаключение двустороннего договора Российской Федерации со своим субъектом —Республикой Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимномделегировании полномочий. Сам по себе правомерный акт по своему содержаниюсоздал отчетливо видимый прецедент нарушения компромисса России со всемисубъектами федерации, достигнутого в силу федеративного договора, ивосстановления суверенной атрибутики одного из таких субъектов. При этомряд положений договора: об участии республики в международных отношениях,самостоятельности внешнеэкономической деятельности, создании своегоНационального банка, решении вопросов республиканского гражданства, праваопротестования законов Российской Федерации и др., — прямо нарушаетроссийскую Конституцию, либо не соответствует ее положениям. Уже приподписании такого договора проявился его коллизионный характер в отношениифедеральной Конституции и стала очевидной необходимость применения именноее (а не этого договора) нормативных установок в силу действия ч. IV п. 1разд. II о заключительных и переходных положениях Конституции РФ. Этосоответствовало бы принципу ее прямого действия и верховенства на всейтерритории России (ст. 4, 15). Подобный договор заключен и сБашкортостаном. С вопросом о государственном характере субъектов связана важнаяконституционная проблема соотношения в федеративном устройстве Россиинационального и территориального моментов. Учитывая опыт существования ираспада общесоюзной федерации, построенной по национальному принципу,следует признать несостоятельность столь ограниченного понимания ееучреждения, приведшего к огосударствлению национальной (этнической)структуры населения, т.е. разделению людей на национальные общности с«присвоением» некоторым из них статуса соответствующих государственно-правовых форм организации. Как уже отмечалось, в условиях РоссийскойФедерации право на самоопределение должно быть «отделено» от национальногоего носителя и переориентировано на равноправие и самоопределение народов всоставе России, что равносильно отказу от национальной (этнической)государственности как единственной основы федеративного устройства. Ввидузакрепления в Конституции приоритета прав человека перед правами любойобщности такой основой становится именно принцип безусловного соблюденияправ человека безотносительно к его национальной принадлежности, но в связис проживанием на соответствующей территории, что и выдвигает право каждогонарода (как территориальной общности всех граждан) на самоопределение поглаву угла построения федеративного государства. Известно, что практически все устойчивые федерации в мире базируются натерриториальном принципе, чем обеспечивается их стабильность в качествеважнейшего момента федеративной организации государства. Справедливостиради надо отметить, что это обстоятельство неоднократно признавалосьмарксизмом, и только догматический подход к его изучению не позволял выйтиза рамки традиционного представления, согласно которому именно национальныйвопрос рассматривался в качестве особых, исключительных условийфедеративной организации. Между тем признание федерации «необходимостью»,«неизбежностью» классиками марксизма в большинстве случаев связывалось либос гигантскими масштабами территории (Соединенных Штатов), либо стерриториальным объединением страны (Швейцарии), либо с выгодами сохранениятерриториального единства при невозможности предотвратить отделение(Ирландии от Англии) и др. Да и процесс образования Советского союзногогосударства осуществлялся в условиях необычной объемности его территории,что требовало максимального учета специфических особенностей отдельных еечастей и воплотилось в силу исчерпанности унитарно-централистской формы ввиде федеративной связи территориальных субъектов (республик и областей).Но затем возможности, заложенные в непосредственном воздействиитерриториального фактора на федерацию, стали все больше проявляться черезнациональные моменты, а в последующем и вообще перестали учитываться. Восстановление значения территориальных форм государственности и светедействующей Конституции РФ предполагает новую концептуальную основуопределения субъектного состава России. Это теснейшим образом связано сположением русского народа как нации в Российском государстве. Прежнийпринцип построения РСФСР как федерации, основанной на автономии еесубъектов, не обеспечивал собственной государственно-правовой формыорганизации русской нации в Российской Федерации. Представление о том, что последняя и является специальной формойнациональной государственности для русских, в силу чего они не нуждаются ворганизации для них какой-либо особой (например, автономной) единицы несоответствует действительности. Русский народ, имеющий интеграционныйстатус в составе многонационального государства, играющий рольобъединительного фактора для государственности множества народов сам быллишен хотя бы минимальной степени ииституционализации на уровнефедерального представительства. На местах же государственно-правовымиформами его организации были даже не автономные, а административно-территориальные единицы (области, края), входившие в состав Россиипрактически на унитарных началах. Новая Конституция РФ наметила основы механизма выявления и защитыинтересов русского народа как на индивидуальном уровне — обеспечения правчеловека на «исконно русской» территории, т.е. в пределах территориальныхсубъектов-государств, так и на групповом уровне позитивного потенциалакаждой территориальной общности. Последний раскрывается в виде специальногопредставительства русского населения в соответствующих государственныхструктурах (например, по два представителя в Совете федерации от регионовнаряду с представителями от национально-государственных субъектов), а такжеи иных формах: законодательной инициативы субъектов федерации,субсидиарного характера их компетенции как возможности децентрализацииполномочий путем их перераспределения от федерации к субъектам и т.д. Конечно, идея русской государственности не может быть доведена доабсурда, скажем, путем реализации русскими права на отделение вплоть досоздания «своего» национального государства. Это было бы губительно дляфедерации, ибо в 15 из 21 входящих в нее республик русские составляют либопреобладающую, либо самую значительную часть населения[6]. Вместе с тем уникальность России как государства, которое объединяетмножество народов с помощью и посредством русского населения, составляющегоболее 83% всего населения РФ, но столь долгое время лишенного своейгосударственности, должна быть соответствующим образом скорректирована. Нетрудно заметить, что в данном случае в основу критериевгосударственности кладется принцип географического детерминизма, которыйсам по себе, вне важнейших социальных и политических факторов, вряд лиспособен быть определяющим началом в этом отношении. К тому же едва лисправедливо не видеть при огромном территориальном масштабе Россииразнообразной специфики входящих и нее краев и областей, в отличие, скажем,от германских земель, для которых такая специфика признается. Еще ранее,когда края и области рассматривались в качестве верхнего звенаадминистративно-территориального деления, в литературе специальноподчеркивался комплексный характер организации их территории, которыйосновывался на единстве принципов физико-географических,естественноисторических, экономических, административно-политических,этнографических (плотность и размещение населения, его национальный состави т.д.) особенностей данных территорий. В условиях перевода их в ранг территориальных субъектов федерациименяется регулирование властных отношений в пределах краев и областей.Деятельность их представительных органов определяется как осуществлениегосударственной власти, а областной, краевой администрации — какисполнительной власти, в то время как органы нижестоящих территориальныхзвеньев выступают в качестве органов местного самоуправления. В этом ныне исостоит основной критерий государственности региональных субъектовфедерации. Вместе с тем взаимоотношения субъектов федерации с органамифедеральной власти предполагают установление конституционных гарантийпротив чрезмерной централизации государства. Наряду с сепаратистскимитенденциями подобные устремления могут стать губительными для становлениясовременного федеративного государства. Именно потому столь важны включение«механизма самонастройки» регионов как новых социально-экономическихкомплексов, создание межрегиональных структур управления, берущих на себябремя осуществления функций, принадлежавших ранее унитарному центру,выявление и реальное обеспечение условий независимости регионального иместного уровней экономического развития на основе разделения материально-финансовой базы, налоговых источников и т.д. между ними и федеральнымуровнем. Комплекс подобных мероприятий очерчен в послании Президентафедеральному собранию в качестве основных принципов и целей региональнойстратегии и выступает как условие свободного развития регионов во всем, чтоне противоречит этим принципам и целям, а также их самостоятельности внепределов компетенции Российской Федерации. Конституция дает основания для передачи широкого круга властныхполномочий в регионы, однако именно в ней содержатся те границы, которые непозволяют рассматривать данный процесс как беспредельный, угрожающийцелостности федерации (как уже отмечалось, договор с Татарстаном переходитэти границы). Существенное значение в указанном плане имеет достаточночеткое определение в Конституции правовой системы Российского государства сучетом его федеративной структуры. Так, ст. 76 Конституции, закрепляющая иерархию законодательных актов вфедерации, конкретизирует принцип верховенства федерального законаприменительно к общей тенденции расширения прав субъектов в составе РФ. Заними признано важное полномочие на осуществление собственного правовогорегулирования (включая законодательную деятельность) вне пределов веденияРоссийской Федерации и ее совместного ведения с субъектами федерации. ЕщеФедеративный договор поставил условием принятия федерального закона повопросам совместного ведения обязательный учет мнения субъектов РФ, длячего соответствующий проект должен предварительно направляться им дляобсуждения. Кроме того, общее положение о недопустимости противоречийпринятых субъектами законов и иных правовых актов федеральным законам попредметам исключительной или совместной компетенции федерации сочетается сновым конституционным правилом о юридической силе нормативных правовыхактов субъектов РФ в случае, если федеральный закон противоречит им повопросам, не отнесенным к ведению федерации или совместному ее ведению ссубъектами. Если к этому добавить, что в Конституции не предусмотрено правофедеральных органон на отмену каких-либо актов субъектов федерации,принятых ими по предметам своей компетенции, то станет ясно, что кругвластных законодательных полномочий субъектов в достаточной степени защищенюридическими гарантиями. Однако законодательные полномочия субъектов федерации отнюдь не могутбыть рассмотрены в плане абсолютного верховенства их правовой деятельностина территориях своего ведения. Подобная ситуация, характерная дляконфедеративного союза, вообще не приемлема для государства с федеративнымустройством. Конституционный способ разрешения правовых коллизий в РФ непредусматривает установления каких-либо дополнительных условий для введенияили отторжения на территории субъекта федеральных законов. Выше ужеговорилось, что нарушением Конституции РФ является притязание Татарстанана опротестование федеральных законов, если они противоречат заключённомумежду ним и федерацией договору. Очевидно, что такое притязание не должно стать правом данного илилюбого другого субъекта, что следовало бы установить актом КонституционногоСуда РФ, к ведению которого и отнесено разрешение дел о соответствииКонституции РФ договоров между федеральными органами власти и органамивласти субъектов РФ. Заключение В сравнении с 1978 г. - годом принятия предпоследней и четвертой посчету Конституции Российской Федерации - число субъектов РоссийскойФедерации значительно возросло. Изменились их наименования и правовойстатус. В число субъектов Российской Федерации вошли 49 областей и 6 краев,а также 2 города федерального значения. Статус республики кроме 16 бывшихавтономных республик приобрели также 4 автономные области - Адыгейская,Карачаево-Черкесская, Горно-Алтайская и Хакасская, и из автономных областейосталась только одна - Еврейская. В 1992 г. Чечено-Ингушская Республикабыла разделена на Чеченскую Республику и Ингушскую Республику. Субъекты Российской Федерации различаются между собой по величинетерритории, численности и плотности населения, его национальному составу,уровню развития экономики в целом, наличию и развитию отдельных отраслейпромышленности и сельского хозяйства, историческому прошлому, национальнойкультуре всего или части населения. Однако, как следует из Конституции, этии другие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъектовРоссийской Федерации. Конституция закрепила преобразование России в подлинно федеративноегосударство, провозгласив равноправие субъектов, как между собой, так и вотношениях с федеральной властью. Конституция сохранила прежниенаименования субъектов, проявив определенную историческую преемственностьгосударственно-правовых традиций, но вместе с тем учла и те наименованиясубъектов, которые они дали сами себе. Список литературы: 1. Филимонов В.Г. «Образование и развитие РСФСР». - М., 1993. 2. Комментарий к Конституции РФ. - М., 1996. 3. Конституционное (государственное) право. Справочник. – М., 1995. 4. Проблемы суверенитета в РФ. Сборник статей. – М., 1994. 5. Конституционное совещание: Информационный бюллетень. – М., 1993 №3. 6. «Известия» от 12.11.93 г. 7. «Российская газета» от 09.12.93 г. 8. «Российская газета» от 14.12.95 г. 9. «Российская газета» от 13.01.96 г. 10. «Российская газета» от 15.02.96 г.----------------------- [1] Российская Газета. 1996.13января. [2] Российская Газета. 1996.15февр. [3] Комментарий к конституции Российской Федерации. М.,1996. С.276.[4] Российская Газета.1995.14 дек. [5] Комметарий к конституции Российской Федерации. М.,1996. С.280. [6] Печенев В.В. В чем гордость великоросса. Российская газета. 1993.1 дек.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Конституционное право РФ icon«Ө. А. Жолдасбеков атындағы экономика және қҰҚЫҚ академиясы» КӨп профилді оқУ-Ғылыми өндірістік кешені мекемесі
Пререквизиты дисциплины: Теория государства и права, Конституционное право рк, конституционное право зарубежных стран, гражданское...
Конституционное право РФ iconКонституционное право на свободу и личную неприкосновенность. 12. 00. 02 конституционное право; муниципальное право
...
Конституционное право РФ iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Конституционное право зарубежных стран Цели и задачи дисциплины Проведение занятий по учебному курсу «Конституционное право зарубежных стран»
В результате освоения дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» студент должен знать
Конституционное право РФ iconКонституция Российской Федерации 1993 г. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. 1997, гл. 6 Ковешников Е. М. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998, лекция
Основные черты Конституции РФ 1993 Г. Конституционное развитие после принятия Конституции
Конституционное право РФ iconКонституция Российской Федерации 1993 г. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. 1997, гл. 6 Ковешников Е. М. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998, лекция
Основные черты Конституции РФ 1993 Г. Конституционное развитие после принятия Конституции
Конституционное право РФ iconКонституционное право на свободу творчества и охрану интеллектуальной собственности в россии и США сравнительно-правовое исследование 12. 00. 02 конституционное право; муниципальное право
Конституционное право на свободу творчества и охрану интеллектуальной собственности в россии и США
Конституционное право РФ iconПрограмма дисциплины cравнительное конституционное право Направление030901. 65 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 030900. 68 «Юриспруденция»,...
Конституционное право РФ iconПрограмма дисциплины «Банковское право» для специальности 030501. 65
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория государства и права», «Конституционное право», «Административное...
Конституционное право РФ iconЭкзаменационные вопросы по конституционному праву зарубежных стран
Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве...
Конституционное право РФ iconПрограмма дисциплины «Международное экономическое право» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция»
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория государства и права», «Конституционное право», «Административное...
Конституционное право РФ iconКласс Часть правовая связь человека с государством называется
Конституционное право 2 Трудовое право 3 Гражданское право 4 Административное право
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы