Принятие Христианства на Руси icon

Принятие Христианства на Руси



НазваниеПринятие Христианства на Руси
Дата конвертации19.07.2012
Размер125.91 Kb.
ТипРеферат
Принятие Христианства на Руси


столичный гуманитарный институт Реферат По истории На тему Крещение Руси Студентки 1-го курса Факультета финансового учета Москва 2002 «Духовное возрождение целого народа, как и одного человека, совершается не одинаково, в ином народе оно совершается ранее, в другом позднее, в одном быстро, в другом медленно». Архиепископ Филарет Кто такие славяне. Для начала, хотелось бы сказать несколько слов о самих славянах.Ориентировочно их предками являлись древние скифы. Они появилисьприблизительно 2,5 тысяч лет назад на территории нынешнего Крыма. Ихособенностью было то, что их оружием были мечи, сделанные из железа, что ибыло причиной многочисленных побед в сражениях. До них использовалосьоружие из меди и бронзы, и сражаться с их помощью было очень сложно, таккак такое оружие было очень тяжелым. Еще Геродот (его называют отцом истории) упоминал об этом народе. Онописывает свое пребывание на берегах Эфксинского (ныне Черного) моря иговорит, что от скифского урожая пшеницы очень зависит Греция. Местом селения скифов – побережье рек Дон и Днепр. Греки считалиСкифов варварами и говорили, что они носят шапки и у них нечесаные бороды.Главное – они носили штаны и сапоги на каблуках, чего греки понять немогли. А между тем, каблуки позволяют удобно сидеть в седле, которых ни вГреции, ни в Риме еще не знали. Таким образом, можно сказать, что скифысделали открытия, которые по своему значению не менее важны, чем, например,изобретение колеса. Есть версия, что прародиной славян являются Карпаты, и что славянеушли оттуда после войн, проходивших там, и расселились по разнымтерриториям. Что касается климатических условий жизни славян, то они были не самымиудобными. Восточные славяне избрали земледелие, как способ жизни, не смотряна то, что каждый третий год был неурожайным. Слишком холодные зимы идождливая осень серьезно влияли на урожайность. Кто-то из древних сказал,что если одно посеянное зерно дает урожай в три зернышка на колосе – этоварварство, а если оно дает пять зерен, то это уже начало цивилизованнойжизни. Большая часть заселенных земель – леса, даже сейчас в России 70%земли покрыто лесами. Сеять обычно начинали в мае. Некоторые славянепытались заняться скотоводством, но и это было достаточно проблематично,так как трава начинает зеленеть только к июню. Главными правителями (князьями) славян до призыва варягов были бояре.В VII веке боярами называли лучших бойцов армии. А престол правителяпередавался не от отца к сыну, а от лучшего война к еще лучшему. А современем бояре стали владельцем практически всех земель на Руси. Простойнарод назывался смердами (от «смердеть»), так как они жили в землянках, и упечей не было труб, а, как известно, такой запах очень сложно и практическине возможно вывести. Повесть временных лет. Самый древний источник знаний о жизни славянских племен – Повестьвременных лет. Это литературное произведение, которое, ко всему прочемуимеет и очень большую историческую ценность.
Одна из его частей повествуето том, как славяне призвали на Русь варягов, чтобы править ими. Однакосуществует точка зрения, что Руси, как и большинству других стран,государственность и централизованное управление были навязаны силой, алетописцы не могли написать что-то плохое о правящем князе, так как этобыло бы чревато серьезными последствиями. Название «Русь» предположительно произошло от названия племениприглашенных варягов – «Русь», кроме того, слово «шведы» по-фински звучиткак «Ruotsy». На этом (и не только на этом) основании немецкие ученыеМиллер, Шлетцер и Баер сделали вывод, что шведы пришли на эту территорию изахватили ее жителей (Нормандская теория). Религия славян. Древние славяне были язычниками. Автор Повести временных лет такописывает религию славянских племен в период княжения Владимира: «…И сталВладимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным домом:деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса,Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя ихбогами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам,оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земляРусская и холм тот. …Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. Ипридя Новгород, Добрыня поставил кумира над рекой Волховом, и приносилиему жертвы новгородцы как богу». Как комментирует этот текст Академик Д.С. Лихачев, – Перун – богмолнии и грома; о нем как о божестве древних антов и славян говорит ещеПрокопий (византийский историк VI в.). Хорс и Даждьбог – боги солнца,источники благополучия. Стрибог – бог ветра (в «Слове о полку Игореве»ветры названы – «стрибожьи внуки»). Неясна сущность бога Симаргла.Некоторые исследователи сопоставляют его с иранским богом Симурглом, такжекак Хорса с иранским Хуршидом – солнце. Мокош – возможно, связан сназванием народа мокшаэрзя и первоначально был племенным богом.Исследователи предполагают, что пестрота созданного Владимиром «пантеона»во многом зависела от пестроты племенного состава Киевского государства. ВПеруне видят «дружинного бога» – покровителя вооруженной полуфеодальнойверхушки, а во всех остальных богах – различных племенных богов,объединением культа которых Владимир якобы пытался скрепить религиозно своегосударство еще до принятия христианства. Среди поставленных Владимиром у«двора теремного» кумиров нет Волоса – «скотьего бога», которым клялисьславяне при заключении договоров с греками. В этом боге исследователи видятболее «демократичного», чем дружинный Перун, бога – покровителя торговли икупцов, и отмечают, что кумир его стоял в Киеве внизу, на Подоле средирынка. Княгиня Ольга. Как известно, первой «официальной» христианкой на Руси стала Ольга. Досвоего крещения очень жестокая и мстительная, но умная правительница. Еекрещение также описывается в летописи. Вот как описывает его Нестор: В год6463 (955) отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. Ицарствовал тогда Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и увиделцарь, что она очень красива лицом и разумна, подивился ее разуму, беседуя снею, сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами столице нашей». Она жеуразумев смысл этого обращения, ответила: «Я язычница. Если хочешь креститьменя, то крести меня сам – иначе не крещусь». И крестил ее царь спатриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом. И наставил еепатриарх в вере и сказал ей: «Благословенна ты в женах русских, так каквозлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущихпоколениях твоих внуков». И дал ей заповеди о церковном уставе, и омолитве, и о посте, и о милостыни, и о соблюдении тела в чистоте. Она же,наклонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояимая; и поклониласьпатриарху со словами: «Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена отсетей дьявольских». И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древнейцарице – матери Константина Великого. И благословил ее патриарх и отпустил.После крещения призвал ее царь и сказал: «Хочу взять тебя в жены себе». Онаже ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвалдочерью. А у христиан не разрешается это – ты сам знаешь». И сказал ейцарь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары – золото,и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своейдочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у негоблагословения вернуться, и сказала ему: «Люди мои и сын мой язычники, – дасохранит меня Бог от всякого зла»… И благословил ее патриарх, и отправиласьона с миром в свою землю и пришла в Киев… Эта же Ольга пришла в Киев и прислал к ней греческий царь послов сословами: «Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда-де возвращусьв Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь».Отвечала Ольга через послов: «Если ты также постоишь у меня в Почайне, какя в Суду, тогда дам тебе». И отпустила послов с этими словами. Жила жеОльга вместе с сыном своим Святославом, и учила его принять крещение, но они не думал и не прислушивался к этому; но если кто собирался креститься, тоне запрещал, а только насмехался над тем». Как Владимир выбирал веру. В год 6494 (986) пришла болгары магометанской веры, говоря: «Ты,князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь. Уверуй в закон наш и поклонисьМагомету». И спросил Владимир: «Какова же вера ваша?» Они же ответили:«Веруем Богу, и учит нас Магомет: совершать обрезание, не есть свинины, непить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. ДастМагомет каждому по 70 красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, ивозложит на нее красоту всех. Та и будет ему женой. Здесь же, говорит,следует невозбранно предаваться всякому блуду. Если кто беден на том свете,то и на том». И другую всякую ложь говорили, о которой писать стыдно.Владимир же слушал их, так как и сам любил жен и всякий блуд; потому ислушал их всласть. Но вот что было ему не любо: обрезание, воздержание отсвиного мяса и от пития; и сказал он: «Руси есть веселье пить, не можем безтого быть». Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: «Пришли мы, посланныепапой». И обратились к Владимиру: «Так говорит тебе папа: “Земля твоя такаяже, как и наша, а вера наша не похожа на твою, так как наша вера – свет;кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, чтодышит, а ваши боги – просто дерево”». Владимир же спросил их: «В чемзаповедь ваша?» И ответили они: «Пост по силе; “если кто пьет или ест, товсе это во славу божию”, – как сказал учитель наш Павел». Сказал жеВладимир немцам: «Идите откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».Услышав об этом, пришли хазарские евреи и сказали: «Слышали мы, чтоприходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане жеверуют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраама, Исаакаи Иакова». И спросил Владимир: «Что у вас за закон?» Он же ответили:«Орезываться, не есть свинины и заячины, хранить субботу». Он же спросил:«А где земля ваша?» Они же сказали: «В Иерусалиме». Снова спросил он:«Точно ли она там?» И ответили: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеялнас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам».Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты богом ирассеяны: если бы бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны почужим землям. Или и нам того же хотите». Затем прислали греки Владимиру философа со следующими словами:«Слышали мы; что приходили болгары и учили тебя принять свою веру. Вера жеих оскверняет небо и землю, и они сверх всех людей, уподобились жителямСодома и Гоморры, на которых напустил господь горящий камень и затопил их,и потонули. Так вот и этих ожидает день погибели их, когда придет богсудить народы и погубит всех, творящих беззакония и скверны. Ибо,подмывшись, вливают эту воду в рот, мажут ею по бороде и поминают Магомета.Так же и жены их творят ту же скверну, и еще даже большую…» Услышав обэтом, Владимир плюнул на землю и сказал: «Не чистое это дело». Сказал жефилософ: «Слышали мы и то, что приходили к вам из Рима проповедовать у васверу свою. Вера же их немного отличается от нашей: служат на опресноках, тоесть на облатках, о которых бог не заповедал, повелев служить на хлебе, ипоучал апостолов, взяв хлеб: “Сие есть тело мое, ломимое за вас…” Так же ичашу взял и сказал: “Сия есть кровь моя нового завета”. Те же, которые нетворят этого не правильно веруют». Сказал же Владимир: «Пришли ко мне евреии сказали, что немцы и греки веруют в того, кого они распяли». Философответил: «Воистину веруем в того. Их же самих пророки предсказывали, чтородится бог, а другие, что распят будет и погребен, но в третий деньвоскреснет и взойдет на небеса. Они же одних из тех пророков избивали, адругих истязали. Когда же сбылись пророчества их, когда сошел он на землю,был он распят, воскрес и поднялся на небеса. Ожидал бог покаяния от нихсорок шесть лет, но не покаялись, самих рассеял по иным землям, де ипребывают в рабстве»… Испытание вер Владимиром Выслушав речь философа, Владимир созвал своих бояр и старцев и сказал:«Вот приходили ко мне болгары, говоря, “Прими закон наш”. Затем приходилинемцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришлигреки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказываяот начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их,и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто,говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умеретьему во веки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему вогне». Сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит.Если хочешь в самом деле разузнать, то пошли разузнать, какая у них службаи кто как служит богу». Приехали гонцы в Болгарию, посмотрели на молитву мечети и там им непонравилось. Потом они поехали к немцам, посмотрели на ход их службы. Азатем отправились в Константинополь (в Царьград) и пошли к царю. Онирассказали ему, зачем приехали, а он передал патриарху об их приезде исказал, чтобы он приготовил самую лучшую и торжественную службу.Разумеется, российским послам там очень понравилось, тем более что ихпосадили на лучшие места и принимали их на «на высшем уровне». Крещение Владимира 988 году князь Владимир отправился на, тогда еще греческий, городКорсунь (сейчас Херсон) и осадил его. Люди в городе постепенно сталиизнемогать, заметив это, Владимир сказал: «Если не сдадитесь, то простоюздесь еще три года». Люди его не послушались и сдаваться не стали. Владимирже попытался город хитростью – он перекопал землю на перерез трубам, покоторым в город поступала вода и перекрыл их. После этого люди в городесдались. Владимир вошел в город и сразу же послал гонцов к императорамВасилию и Константину с такими словами: «Вот взял уже ваш город славный.Слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаюстолице вашей то же, что и этому городу». Разумеется цари не хотелиотдавать свою сестру за язычника и предложили ему креститься. На чтоВладимир ответил согласием, тем более, что он уже испытал их веру. Анна,сестра царей, замуж за Владимира идти не хотела, а братья ее уговорили,сказав, что через нее может креститься весь русский народ, а грекам этобыло очень выгодно, т. к. в этом случае им не придется воевать с оченьсильным противником, с Русью. В это время у Владимира по какой то причине заболели глаза и он ничегоне видел. Царица Анна, узнав об этом, послала сказать ему, чтобы онкрестился, и как можно скорее. Как только Владимир принял крещение – сразупрозрел и прославил Бога. Так говорит летописец. Но возникает вопрос,почему язычник Владимир вдруг собрался принимать христианство? Ясногоответа на этот вопрос у нас нет, однако, возможно, на него повлияла егобабка Ольга, а может быть пленные греки. Так или иначе он принял крещениеот греческого духовенства и по возвращении из Корсуни он привез в Киев нетолько молодую жену, но и несколько служителей греческой церкви. Крещение Руси В Киеве он крестил весь народ, в том числе и детей. Особого восторганарод по этому поводу не выражал т.к. толком не мог понять, что с нимтворят. Хотя христианство в это время для многих уже не была новостью, ноглубокого его понимания никто из русских не имел. Безусловно, не понялдолжным образом учения Христа и сам Владимир. Христос призывал Своихапостолов сначала учить народ, а затем желающих служить Христу – крестить,а Владимир насильно заставил всех жителей Киева креститься в водах Днепра.Были случаи, когда некоторые ревнители языческой религии отказывалиськреститься, но тогда княжеские дружинники сталкивали их в воду и насильноокунали. Было и кровопролитие, хотя большинство киевлян равнодушновыполняло приказ. Язычество русских отличалось тем, что не имело ни храмов,ни особого сословия жрецов, диктаторскими правами в религиозной игражданской жизни обладал князь. По этому особого сопротивления русскаянеорганизованное язычество не оказало. Хотя Владимир и объявил весь Киевхристианами, но киевляне фактически оставались язычниками. Вслед за Киевом Владимир стал устраивать поголовные крещения и вдругих городах. Из Византии стал срочно приглашаться священники,подавляющее большинство которых ни слова не понимали из языка русских. Онимогли лишь показывать народу, как творить разные обряды. И, тем не менее, действия Владимира все же изменили жизнь на Руси.Оставив у себя одну жену, он отпустил остальных жен. Этого же он потребовали от всех своих поданных, официальное многоженство стало запрещенным. Всеидольские изображения по приказу Владимира были уничтожены. Знаменитоеизображение Перуна в Киеве было привязано к конскому хвосту, а затемуничтожено. Летописец изображает Владимира после крещения преобразившимсячеловеком. Вместо прежней жестокости у него стало преобладать благодушноесостояние. И в то же время это было не полное преображение; как видно,Владимир не пережил внутренних перемен, связанных с христианством, потомучто после того как он объявил себя христианином, он соблюдал пламенныеславянские традиции, очень любил пиры, на которых вино лилось рекой. Теперьпиры эти обычно посвящались не идолам, а разным христианским праздникам.Князь Владимир пировал не с одними боярами, он созывал людей ото всюду,кормил и поил их, желая всячески примирить христианство с языческимвесельем. Умер Владимир в XI веке в 1015 году. Православная церковь в дальнейшемстала величать его «святым равноапостольным князем Владимиром», причисливего, таким образом, к апостолам. Но апостолы Христовы во многом не былипохожи на Владимира – они не пировали и уж тем более не принуждали силойлюдей к принятию христианства. Следует еще отметить, что Владимир пытался насаждать грамотность наРуси, хотел, чтобы жители Руси имели письменность. С этой благой целью вКиеве и других городах он приказал из боярских семей брать детей дляобучения грамоте, приглашая на Русь людей, умеющих объясняться с русскими.Летописец пишет, что, провожая детей в школы, матери о них плакали, как омертвых. Детей обучали греческому алфавиту. Но, к сожалению, обучение,начатое Владимиром, вскоре заглохло. Дело пошло немного вперед вдальнейшем, когда на Русь была введена славянская письменность,созданная еще в IX веке в Моравии Кириллом и Мефодием. В княжениеВладимира вся Русь поголовно была безграмотной, как, впрочем, и самВладимир. Впрочем, и в последующие века грамотных людей на Руси было мало,лишь особо знатным и богатым людям было доступно образование. В дальнейшем православные богословы и историки стали именовать Русь«святой Русью», коей она на самом деле не была. В своем большинстве онаоставалась языческой. Завершение крещения Руси «огнем и мечем» в Муроме и Новгороде Крещение Руси продолжалось и в начале XI века, но не во всех местахпрошло одинаково спокойно. Сравнительно спокойно оно прошло в Киеве,позднее в городе Муроме произошли серьезные кровопролитные схватки междукняжескими дружинниками и народом, который решительно не хотел приниматькрещения. Многие были убиты дружинниками, многих насильно столкнули в воду,многие бежали в другие места. В Новгороде, правда, не было такого побоища, как в Муроме, но и тамбыли большие волнения среди народа, который не мог понять, что с нимделают. Результаты крещения Крещение Руси стало серьезным изменением в жизни людей и страны вцелом. После того, как Владимир объявил правителям других стран о том, чтостал православным и крестил своих людей, к нему, разумеется, изменилосьотношение. Они перестали считать его варваром и, таким образом, Владимирналадил торговые отношения с ними и поднял экономику Руси. Да ивизантийские императоры увидели в нем союзника, как в политическом, так и вкультурном отношении. Они стали присылать на Русь своих именитых художникови зодчих для строительства храмов. Всем известный иконописец Андрей Рублевбыл учеником византийского мастера. Что же касается письменности, и об этомпозаботились византийцы, как уже было сказано, этим занимались Кирилл иМефодий. Они перевели Библию и служебные книги на церковно-славянский язык. Но есть в действиях Владимира и отрицательные стороны – он так и несмог поднять духовность русских, которые и по сей день в большинстве своемостаются лишь номинальными верующими. библиография 1. Художественная проза Киевской Руси XI-XIII. Повесть временных лет. Государственное издательство художественной литературы. Москва, 1957 г. 2. Карев А.В. и Сомов К.В. История христианства. СЕХБ Москва и Библейская миссия ФРГ. 1990 г. 3. Князев Е.А. Лекции по истории отечества НГУ Натальи Нестеровой 2001 г. 4. Толстой М.В. История русской церкви. Издание Спасо- Преображенского Валаамского монастыря. 1991 г.




Похожие:

Принятие Христианства на Руси iconЛекция Государство Киевская Русь (ix-xш века) Вопросы: Принятие христианства на Руси
Изначально слабая централизация Руси, договорной характер отношений центра и уделов
Принятие Христианства на Руси iconПринятие христианства на Руси

Принятие Христианства на Руси iconПринятие христианства на Руси

Принятие Христианства на Руси iconПринятие христианства на Руси

Принятие Христианства на Руси iconПринятие христианства на Руси

Принятие Христианства на Руси iconПринятие христианства на Руси (988г.)

Принятие Христианства на Руси iconПринятие христианства на Руси и его историческое значение

Принятие Христианства на Руси iconПринятие Христианства на Руси
Руси, приводя к покорности еще разрозненные славянские племена, с другой стороны перманентная внешняя угроза требовала большого напряжения...
Принятие Христианства на Руси iconДокументы
1. /Принятие христианства на Руси и его историческое значение.doc
Принятие Христианства на Руси iconПо истории древняя Русь IX xiii вв
Основные этапы становления государственности. Особенности социально-экономического и политического развития Киевской Руси. Внутренняя...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы