Конституция РФ icon

Конституция РФ



НазваниеКонституция РФ
Дата конвертации19.07.2012
Размер208.57 Kb.
ТипРеферат
Конституция РФ


ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Введение 3 2. Соотношение Конституции РФ с другими нормативными актами 5 3. Стабильности Конституции РФ 9 4. Значение Конституции РФ 13 5. Преемственность и суверенитет 17 6. Приоритет прав человека по Конституции РФ 18 7. Российский федерализм по Конституции РФ 21 8. Заключение 24 9. Список использованной литературы 26 Введение Конституция — основной закон практически любого современного государства.Сущность перемен, происходящих в социально-экономических структурах, вобщественно-политической жизни страны, так или иначе отражается в эволюцииконституционного законодательства. Развитие конституции в общем и целомвсегда соответствует основным этапам развития самого общества игосударства. В периоды активных политических действий, в переломные моментыв развитии общества эти вопросы дальнейшего конституционного изаконодательного развития становятся наиболее актуальными, особенно еслиречь заходит о глобальном изменении установившейся системы организацииданного общества, как это было в 1992—1993 гг. в нашей стране. Конституциясодержит положения, заметно отличающиеся друг от друга. В ее тексте имеютсядекларации, программные заявления, ссылки на историю. Но вместе с тем ейприсущ юридико-нормативный характер. В этом отношении она не отличается отдругих законов. Свойства Основного закона проявляются в Конституции вдругом. Охватывая своими статьями практически все стороны развитиягосударства, общества в целом, она определяет наиболее обобщенноерегулирование. Конституция чаще, чем другие законы, в том числе и кодексы,адресуется к обществу в целом, российскому народу, социальным слоям,народам и другим этническим группам, субъектам Федерации, человеку игражданину. Для конституционного развития показательно повышение уровняобобщенности правового регулирования. Слово “Конституция” - латинскогопроисхождения, от constitutio, - установление, устроение. Традиционно этимтермином определяется Основной закон государства, определяющий егообщественное и государственное устройство, избирательную систему, принципыорганизации и деятельности органов власти и управления, основные права иобязанности граждан. Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующеговзаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна длятого, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права исвободы граждан. Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашеговремени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет своюконституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима длясовременного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются егоисходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы иметоды деятельности. Конституция устанавливает пределы и характергосударственного регулирования во всех основных сферах общественногоразвития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самоеглавное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальнымправам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Конституциюсправедливо называют главным, основным законом государства. Еслипредставить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, ввиде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоейсистемы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источникразвития всего права. На базе конституции происходит становление различныхотраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так иновых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии,политике и культуре. Соотношение Конституции РФ с другими нормативными актами Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие иприменяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемыев Российской Федерации не должны противоречить Конституции РоссийскойФедерации (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Новая Конституция занимает верховенствующие положение в правовой системестраны. Ее положение являются первичными. Все остальные правовые акты,принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы,конституции республик, уставы краев, областей, городов федеральногозначения, автономной области и автономных округов, должны соответствоватьКонституции Российской Федерации. Это же относится к договорам оразграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органамигосударственной власти и органами государственной власти субъектовФедерации, ибо речь идет в данном случае о конституционном, т. е.внутригосударственном, а не о международном праве. Коренное обновление российского общества и государства, связанное спринятием Конституции 1993 г., не могло не повлечь столь же существенногопересмотра текущего законодательства Российской Федерации. Однако подобнаязадача — дело отнюдь не одного дня и даже не одного года. В этих условияхвключение в текст Конституции нормы, определяющей порядок взаимодействияновых и старых норм, представляется одним из наиболее удачных решений:“Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ довступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, непротиворечащей Конституции РФ” (Раздел 2 “Заключительные и переходныеположения” п. 2). В обычных условиях вопрос о соотношении нормы закона илииного нормативного правового акта и нормы Конституции безусловно относитсяк компетенции Конституционного Суда. После принятия новой Конституции России Президент Российской Федерации 24декабря 1993 г. издал Указ «О мерах по приведению законодательстваРоссийской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации».Этим Указом были признаны недействующими и не подлежащими применениюорганами государственной власти, органами местного самоуправления и ихдолжностными лицами более 40 нормативных правовых актов и их отдельныхположений. Работа по приведению нормативного массива в соответствие снормами Конституции РФ продолжается и в настоящее время. Как и подобаетОсновному закону государства, Конституция РФ занимает верховенствующееместо в правовой системе. Ее положения являются первичными, исходными,основополагающими. Ни один другой закон не может отменить или изменитьнорму Конституции, равно как и быть поставлен на один уровень с ней. Не делается исключение и для федерального конституционного закона,который представляет собой разновидность федерального закона. В иерархиифедеральных законов такой закон занимает наиболее высокое положение. Оннаходится как бы непосредственно под Конституцией, ближе всего к ней.Отличие федерального конституционного закона состоит в том, что онпринимается не по всем вопросам, а только по тем, которые прямо определеныКонституцией, и для его принятия требуется не простое, а квалифицированноебольшинство. Но не более того. Представления о том, что федеральныйконституционный закон является составной частью Конституции, неверны.Конституция 1993 г. не дает оснований для подобного толкования. Мироваяпрактика также свидетельствует против него. В тех редких случаях, когдаотождествление Конституции и конституционного закона имело место, впонимании и истолковании Конституции, определении действующейконституционной нормы возникали серьезные затруднения. Не могут расходиться с Конституцией также договоры о разграничениипредметов ведения и полномочий между федеральными органами государственнойвласти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.Положение о примате международного права и, в частности, международныхдоговоров здесь неприменимы. Договоры и соглашения о разграничениипредметов ведения и полномочий между федеральными органами государственнойвласти и органами власти субъектов Федерации относятся квнутригосударственному, а не к международному праву. Конституция выступает как юридическая база для развития всех отраслейправа, составляющих российскую правовую систему. Кодексы, другиефедеральные законы, как правило, содержат ссылки на действующуюКонституцию, что иной раз делается после приведения ранее принятых актов всоответствие с ней. Тем самым обеспечиваются единство и взаимнаясогласованность отраслей права, общность их исходных принципов.Встречающееся иной раз сравнение тех или иных кодексов с Конституциейявляется условным, отражает лишь стремление подчеркнуть роль и значениеописываемого документа. Гражданский кодекс при его принятии называли«экономической конституцией» страны, о Земельном кодексе говорили как о«земельной конституции» и т.д. Но в государстве должна быть только однаКонституция, которая предопределяет развитие всей правовой системы, включаякодексы. Ни один из них не может претендовать на особый, автономный статус,на «независимость» от Конституции. Иначе единство и внутренняясогласованность правовой системы будут нарушены. Конституция 1993 г., как и все современные конституции, уделяет большоевнимание международному праву и внешней политике. В ней получила дальнейшееразвитие взаимосвязь международного и национального, внутригосударственногоправа. Это объясняется, с одной стороны, усиливающейся интернационализациейсовременного мира, а с другой — повышением роли международного права,отражением в нем прогресса человеческой цивилизации. Достаточно отметитьмеждународно-правовую защиту прав и свобод человека, в особенности такиедокументы, как Всеобщая декларация прав человека, международные пакты огражданских и политических правах и об экономических, социальных икультурных правах, другие международные договоры, решения Организации побезопасности и сотрудничеству в Европе, документы Совета Европы. Стабильности Конституции РФ Конституция как основной закон — акт долговременного действия,юридическим свойством которого является стабильность, т.е. устойчивость егосодержания. Стабильность Конституции — важнейшее условие устойчивостирежима законности, организации и осуществления государственной власти,отношений между личностью, обществом и государством. Однако стабильностьКонституции не означает ее абсолютной неизменяемости. Общественныеотношения, составлявшие в момент принятия Конституции предмет еерегулирования, развиваются, изменяются социальные, экономические иполитические условия, в которых она действует. Все это требуетпериодического приведения конституционных предписаний в соответствие спроисходящими изменениями. Когда такие изменения затрагивают основыконституционного строя, может возникнуть потребность замены действующейКонституции новой. В противном случае Конституция рискует превратиться висторический документ, утративший нормативный характер и имеющий малообщего с реальной действительностью. Вместе с тем Конституция не можетперекраиваться в угоду конъюнктурным, сиюминутным интересам сменяющихся увласти политических групп. Частичный или полный пересмотр действующейКонституции может быть оправдан только в том случае, если измененияобщественных отношений, составляющих ее содержание, носят действительносущественный характер. Иначе Конституция теряет свою стабильность, как этопроизошло с Конституцией Российской Федерации 1978 г., в которую за период1991—1993 гг. было внесено более 300 поправок. Юридической гарантией стабильности Конституции является особый порядок еепересмотра, призванный обеспечить как статичность, так и динамизм основногозакона. Эти положения усилили «жесткость» основного закона страны,значительно усложнили процедуру его частичного или полного пересмотра,внеся в нее ряд принципиально новых моментов. К ним относятся: во-первых, обусловленность этой процедуры иерархией конституционных норм,различающихся по своей значимости; во-вторых, приведение этой процедуры в полное соответствие с принципомфедерализма, закрепляемым статьями 1 и 5 Конституции; в-третьих, ограничение учредительной власти парламента и образованиенового органа — Конституционного Собрания, к исключительной компетенциикоторого отнесены разработка проекта новой конституции, его окончательноепринятие или вынесение для одобрения на референдум; в-четвертых, возможное использование института референдума для принятияновой конституции. Известно, что в современном мире проводится деление конституций на дверазновидности: «мягкие» и «жесткие». В качестве основания такого деленияберется порядок принятия конституционных поправок. К «мягким» конституциямотносятся те, которые изменяются и дополняются весьма быстро и легко.Конституция РСФСР 1978 г. была именно такой, поскольку поправки к нейвносились сразу же после принятия соответствующего решенияквалифицированным большинством на Съезде народных депутатов. Эта обманчиваяпростота не прибавила авторитета Основному закону, она лишь способствовалапоявлению опасной легкости в обращении с ним, породила сильную инфляциюконституционных норм, усилила правовой нигилизм и нестабильность. Переход вРоссии от «мягкой» конституции к «жесткой» явился результатом учета какмирового опыта, так и особенно уроков собственной истории. «Жесткость» российской Конституции проявляется во многом. Что касаетсяпересмотра положений глав 1, 2 и 9, то он возможен только по решениюспециально созываемого в этих целях органа — Конституционного Собрания (ст.135 Конституции РФ).. Предложение о таком пересмотре должно быть поддержанотремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатовГосударственной Думы. Новая Конституция принимается Конституционнымсобранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится навсенародное голосование. Поправки к остальным главам Конституциипринимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральногоконституционного закона, однако нуждаются в дополнительном одобренииорганами законодательной власти не менее чем двух третей субъектовФедерации. «Жесткость» Конституции не означает, разумеется, что ее текстостанется неизменным. Конституционные поправки — явление, порождаемое самойжизнью, вносящее перемены в государственную организацию и деятельность.Усложненный порядок принятия изменений и дополнений в Конституцию 1993 г.предъявляет повышенные требования к их обоснованности. В течение первых лет действия Конституции 1993 г. уже появилось немалопредложений о внесении в нее поправок. Однако многие из них отражаютсостояние российского общества, связанное с противостоянием политическихсил. Конституционные изменения и дополнения должны носить взвешенныйхарактер, опираться на широкую общественную поддержку. Вместе с тем вДоговоре об общественном согласии 1994 г. было заявлено, что в Конституциюдолжны вноситься только такие изменения, которые будут способствоватьстабилизации обстановки в обществе. При этом предусматривалось, что длядостижения желаемого консенсуса будут использоваться согласительныепроцедуры; кроме того, были определены основные направления возможныхизменений Конституции: усиление гарантий прав человека, совершенствованиесистемы разделения властей, развитие местного самоуправления, федерализма. Значение Конституции РФ Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и черезнее российское общество реализует свое видение обновляемойгосударственности, а в известных пределах и свою национальную идею.Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ ифилософских концепций. В соответствии со своим назначением, отведеннойролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всемичертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведеноприоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляютсяидеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципыэкономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституциятем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе кнациональной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция,которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже оситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никакихшансов на понимание и на его признание со стороны общества. Сегодня в России часто говорят и пишут о национальной идее, стремятсяпонять и сформулировать ее смысл. Это действительно очень важно иактуально. Вместе с тем следует отметить, что национальная идея ненасаждается приказом сверху, даже если ему придается конституционноезначение. Она складывается и утверждается в сознании общества иным путем. Конституция прежде всего вносит порядок и организацию в жизнь страны и,что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе,принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляютсяисходные принципы права, функции и основы организации государственныхорганов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределыи характер государственного регулирования во всех основных сферах жизнистраны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни.Конституция определяет основные начала внешней политики государства,соотношение международного и внутригосударственного права. Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющиеформу и структуру государства, функции и полномочия важнейшихгосударственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Нотакое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полногопредставления о Конституции, но и ограничивает ее общественноепредназначение, сужает рамки ее реальных возможностей. Между тем Конституцию справедливо называют главным, основным закономгосударства. Если представить себе многочисленные правовые акты,действующие в стране в виде определенного организованного ивзаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция —это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всегоего развития. Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г.отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер ификсируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет какбы об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создателине учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьмаважная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобыускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы,общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действоватьв соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления.Конституция призвана также направлять и стимулировать развитие всего правав заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самойКонституции, играет важную роль. Решать задачи подобным образом, разумеется, нелегко. Россия еще никогдане была страной с высокой правовой культурой, традиционным уважением кправу и правам человека. Наоборот, для прошлого (начиная со временРоссийской империи и включая годы Советской власти) был характерен правовойнигилизм. Эти негативные факторы сохранились и сегодня. Для их преодолениянеобходимо длительное время, освоение гуманитарных ценностей,переориентация общественного сознания. И в современных условиях сохраняетсяподчас приоритет политики над правом, в то время как сложнейшиеполитические процессы, происходящие в российском обществе, должны протекатьв границах права, не позволяющих политическим страстям перешагнуть правовыепринципы. Даже тогда, когда на первый план вышли экономическиепреобразования, их зачастую пытались решать без должного и умелогообращения к праву, которому отводилась крайне пассивная роль. Ставкаделалась на некую саморегуляцию, близкую к разгулу стихии. Казалось,действовал принцип: чем меньше государства и права, тем лучше. Активноевключение Конституции в процесс преобразований призвано помочь преодолетьподобные подходы. Надо считаться с тем, что отставание с реализацией провозглашенныхпринципов принижает престиж Конституции и всего права. Это относится впервую очередь к идее утверждения правового государства. Как известно,Конституция 1993 г. уже определяет наше государство как правовое (статья1). Из этого исходят ее последующие статьи. Однако вряд ли сегодня можнополагать, что создание такого государства завершено и действующаяКонституция закрепляет сложившийся порядок. Правовое государство являетсяво многом идеалом, еще не достигнутым рубежом, для достижения которогонеобходимо длительное время, преодоление прежних стереотипов, освоениеновых подходов к отношениям «человек — власть». Не отрицая того, что былосделано, тем не менее нельзя закрывать глаза на разгул преступности,чиновничий произвол, неуважение к личности, ее правам и свободам,игнорирование закона и на многие другие негативные явления современнойроссийской жизни. Правовое государство надо еще построить, мобилизовавусилия всего общества. Преемственность и суверенитет Конституция играет важнейшую роль в идентификации и легитимизациигосударства перед мировым сообществом. С принятием конституции зачастуюсвязывается учреждение нового государства либо его подтверждение, а то иновое признание после кардинального изменения его прежних основныххарактеристик, в том числе территориальных, социально-экономических иполитических. Действующая Конституция Российской Федерации такжеподтверждает и закрепляет перемены, происшедшие в жизни страны послераспада СССР. Суверенитет России не знает больше ограничений, обусловленныхстатусом союзной республики. Российская Федерация провозглашенадемократическим федеративным правовым государством с республиканской формойправления. Идея государственной преемственности нашла отражение и особоподчеркивается в тексте Конституции Российской Федерации 1993 г. В этойсвязи следует особо подчеркнуть неразрывное единство положений преамбулы омногонациональном народе Российской Федерации, соединенном общей судьбой насвоей земле, и о сохранении исторически сложившегося государственногоединства. Приоритет прав человека по Конституции РФ Говорить о подлинном демократизме и гуманизме государственного строяможно лишь в том случае, если в действующей конституции четко проведенаидея уважения к человеку, а сам принцип, согласно которому человек – этоглавная ценность государства и всего общества, не только на словах, но и наделе является основополагающим. Для любой конституции, провозглашающейсвоей целью движение к высшим человеческим ценностям, идея свободы личностистановится неотъемлемой частью всей ее концепции. Основной закон страныпринимается и действует не столько ради оформления новой государственности,включая принцип разделения властей, современное прочтение федерализма,развитие местного самоуправления, сколько, прежде всего, для закрепленияправового статуса человека и гражданина. Отсюда повышенное, можно сказать,ключевое значение статей, регулирующих взаимоотношения человека игосударства. Само государство должно быть организовано таким образом, чтобыне просто декларировать уважение к человеку, но и обеспечивать возможностиего свободного развития, раскрытия его потенциала, защищать его автономиюот общества. Только государство, основанное на объединении свободныхграждан, может добиться успеха в достижении своих целей. Наш собственный исторический опыт, зачастую трагичный, убедительносвидетельствует о том, что забвение идеи свободы личности, попыткипоставить выше всего интересы государства, класса, партии, стремление кпоказному единомыслию, искусственное отождествление интересов общества иличности служили теоретическим прикрытием диктаторских методов управлениястраной, необоснованных репрессий против миллионов людей, целых группнаселения (сословных, этнических, религиозных и т.д.), вплоть до массовоготеррора. Произвол не смогли остановить нормы действовавших конституций,провозглашавших права и свободы советских граждан: беззаконие было вышеконституционных норм. Нельзя забывать, что почти сразу же после принятияКонституции СССР 1936 г., в которую была включена отдельная глава о правахи обязанностях советских граждан, последовали страшные годы сталинскоготеррора. Даже в «тихие годы» застоя, когда была принята Конституция СССР 1977 г.,расширившая перечень основных прав и свобод человека, до признания многихважнейших принципов было далеко. Конституция Российской Федерации 1993 г.отразила кардинальные перемены, происшедшие в жизни российского общества, вего политике, экономике, духовной сфере. В новых условиях стало возможныммаксимально полно выразить в конституционном регулировании следующие идеи: 1) дать широкий перечень основных прав и свобод человека и гражданина с учетом мирового опыта; 2) органически включить их во все остальные конституционные институты, обеспечить их взаимосвязь с принципами хозяйствования, управления государством, с федеральным устройством; 3) создать структуры, процедуры и механизмы, необходимые для осуществления конституционных прав и свобод человека. Глава о правах и свободах человека и гражданина не может рассматриватьсякак отдельно взятый институт, действующий изолированно от остальногоконституционного регулирования. Глава в целом и ее статьи должны «работать»в единстве и взаимодействии со всем конституционным текстом. Иной подходпросто недопустим, ибо Конституция нацелена в первую очередь на то, чтобыобеспечить личности свободу, снять барьеры, стоящие на этом пути, и, что неменее важно, предупредить возможность реставрации прошлых порядков. Отсюдавытекает потребность в гарантиях от произвола новой бюрократии, отчиновничьей вседозволенности, от срастания мафиозных структур и аппарата,от сохранения и появления новых монополий, недобросовестного обогащения входе приватизации, от правового беспредела и разгула преступности. Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод человека несомненно отражаетпереходный характер российского общества. В первую очередь, сказываетсянеудовлетворительная ситуация в экономике, отсутствие у государстванеобходимых средств. Но «списывать» слабости и недостатки в обеспеченииконституционного статуса личности только на это было бы неверно. Своюнегативную роль играют другие факторы: все еще непреодолимое неуважение кправам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимойответственности за их нарушения, незавершенность законодательства обобеспечении защиты прав человека, а также недостатки в работегосударственных структур, несущих ответственность за состояние социальнойсферы. Власти чаще, хотя и не всегда успешно, тушат «социальные пожары», ане предупреждают их и не устраняют их причины. Это в полной мере относитсяк тем регионам, которые нередко собственную инерцию и ошибки подменяютссылками на просчеты центра. Российский федерализм по Конституции РФ Конституция Российской Федерации исходит из идеи глубокой ипоследовательной федерализации России. Положение о том, что Россия естьфедеративное государство, закреплено в первой статье Конституции. Именно всвязи с этим установлено, что наша страна именуется как РоссийскойФедерацией, так и Россией; причем оба наименования объявлены равнозначными.Утверждение принципа федерализма — это прежде всего вывод из уроковсобственной истории, на протяжении которой народы страны испытали разныемодели государственной организации и смогли найти решение, наиболее ихудовлетворяющее. Это, далее, ответ на потребности нового времени, связанныеглавным образом с великими целями создания России как сильного, прочногодемократического правового государства. Это, наконец, итог обобщениямеждународного опыта, анализа имеющихся образцов, выявления передовыхтенденций развития федерализма в современных государствах. Принцип федерализма жизненно важен для интеграции Российскогогосударства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразиемрегионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жесткоцентрализованной экономики к рыночным отношениям быстро выявиласьнеобходимость многих специфических форм и методов такого перехода.Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегосягосударственного единства России на основе общероссийского согласия. Вмногонациональной России федерализм способствует, с одной стороны,реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию ихинтересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть рольпринципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением иосуществлением прав человека и гражданина. Суть российского федерализма выражена в Конституции следующим образом(гл. 3 “Федеративное устройство”): федеративное устройство РоссийскойФедерации основано на ее государственной целостности, единстве системыгосударственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий междуорганами государственной власти Российской Федерации и органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии исамоопределении народов в Российской Федерации. Федеративное устройство России строится на принципе равноправия исамоопределения народов в Федерации (пункт 3 статьи 5 Конституции). Этотпринцип охватывает все народы, проживающие па российской территории,независимо от их численности, экономического и культурного уровня и, чтотакже существенно, пройденного ими исторического пути. В России нет и неможет быть иерархии народов, их деления на более или менее важные. Всемнародам гарантировано право на сохранение родного языка, создание условийдля его изучения и развития. Выделены в Конституции лишь права коренныхмалочисленных народов, которые особо охраняются не только в рамкахгосударства, но и в международном сообществе (ст. 69 Конституции РФ). В Конституции определены предметы ведения Российской Федерации и предметысовместного ведения России ее субъектов. Все остальные предметы веденияоставлены за субъектами Российской Федерации (ст. ст. 71-73 КонституцииРФ). Распределение предметов ведения, по существу, повторило Федеративныйдоговор 1992 г., который, таким образом, практически вошел в текстКонституции (ср. статьи 71 и 72). В значительной своей части Федеративныйдоговор тоже сохраняет свое действие. Кроме того, предусмотрено, чтопоследующими договорами в принятое распределение могут быть внесеныизменения. Необходимо только учитывать содержащееся в «Заключительных ипереходных положениях» установление, согласно которому в случаенесоответствия положений договоров положениям Конституции действуютположения Конституции Российской Федерации. Верховенство Конституции — предпосылка стабильности федеративногоустройства, залог соблюдения баланса полномочий между Федерацией и еесубъектами. Предметом самого серьезного внимания остается соотношение российскойКонституции с конституциями и уставами субъектов Федерации. Заключение Российская Конституция — это документ своего времени. Она рассчитана поменьшей мере на переходный период развития России, о продолжительностикоторого еще идут жаркие споры. Одна из важнейших исходных задач приразработке проекта Конституции состояла как раз в том, чтобы создатьмеханизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического,общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода.Другая не менее характерная черта проявляется в провозглашении принципов,которые еще предстоит внедрить в жизнь. Вряд ли можно сегодня сказать, чтоКонституция 1993 г. действует в полную силу, поскольку ее реализациясталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, социальными,политическими и другими факторами. На конституционном развитии несомненносказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной,отсутствие должной стабильности. Со временем проявляются как сильные, так и слабые стороны самойКонституции, обнаруживаются «белые пятна» и несогласованности. Конечно,далеко не все можно было предусмотреть на этапе подготовительной работы, даи обстановка того времени накладывала отпечаток на темпы и результатыразработки Конституции. Новое законодательство, деятельностьКонституционного Суда, конституционная практика в целом, само время снимаютмногие вопросы. Но жизнь постоянно привносит много нового и поройнеожиданного. В этих условиях обновление комментария призвано облегчитьпонимание изменяющейся ситуации, четче видеть связь времен, легчепрогнозировать будущие нововведения. Список использованной литературы1. Конституция РФ// Российская газета.-1993.-№ 237 ( 25 декабря ).2. Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации»// Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст.5086.3. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории советской Конституции. -М.: Политиздат. 1987.4. Лысенко В.Н. Развитие Федерации и Конституция России (Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений) // Государство и право // № 8, 1997.5. Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной // Государство и право № 4, 1998.6. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. Пособие для вузов. М.: Закон и Право. 1997.7. Эбзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным судом Российской Федерации: теоретические и практические проблемы // Государство и право № 5, 1998.




Похожие:

Конституция РФ iconПрограмма дисциплины «Конституционное право России»
Тема конституция и форма государства. Конституция и конституционализм. Общая характеристика Конституции РФ (6 ч.) 14
Конституция РФ icon«Конституционное право» по направлению 030500. 68 – Юриспруденция подготовки магистра Автор программы: д ю. н., профессор М. А. Краснов
Тема конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм. 10
Конституция РФ iconКурсовая работа тема : конституция российской федерации
Среди нормативно-правовых актов, закрепляющих основные нормы конституционного права, основным является Конституция
Конституция РФ icon«Конституционное право» по направлению 030500. 68 – Юриспруденция подготовки магистра Автор программы: д ю. н., профессор М. А. Краснов
Тема конституция – правовой феномен современности Конституция и конституционализм. 15
Конституция РФ iconПрограмма дисциплины «Конституционное право России» для специальности 030501. 65 – Юриспруденция подготовки специалиста Авторы программы
Тема происхождение и сущность конституции. Конституция и конституционализм. Конституция РФ (4 ч.) 11
Конституция РФ iconКонституция РФ провозглашает
Конституция РФ провозглашает, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. 
Конституция РФ iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Тема конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм. 10
Конституция РФ iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Тема конституция – правовой феномен современности Конституция и конституционализм. 15
Конституция РФ iconБританская конституция
В великобритании не существует акта, который был бы официально провозглашен Основным законом. Однако существует т н неписаная конституция,...
Конституция РФ iconВ ред от 25. 10. 2004г
Конституция Российской Федерации (ст. 39), Конституция Республики Башкортостан (ст. 45) каждому гарантируют социальное обеспечение...
Конституция РФ iconВ ред от 25. 10. 2004г. Рекомендации
Конституция Российской Федерации (ст. 39), Конституция Республики Башкортостан (ст. 45) каждому гарантируют социальное обеспечение...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы