Налоговая система России и пути ее совершенствования icon

Налоговая система России и пути ее совершенствования



НазваниеНалоговая система России и пути ее совершенствования
Дата конвертации19.07.2012
Размер369.52 Kb.
ТипРеферат
Налоговая система России и пути ее совершенствования


Курсовая работапо экономической теорииТема: Налоговая система Россиии пути ее совершенствованиядекабрь 1999 Содержание:Введение…………………………………………………………………………………...3Глава I. Возникновение и эволюция налогообложения………………………………4 1.1.Сущность и принципы налогообложения……………………………….…4 1.2. Функции налогов…………………………………………………………....5 1.3. Роль налогов в формировании финансового государства………………..6Глава II. Налоговая система России…………………………………………...………..8 2.1. Законодательная база налогообложения…………………………………8 2.2. Федеральные налоги………………………………………………………...9 2.3. Республиканские налоги…………………………………………………..13 2.4. Местные налоги……………………………………………………………14 2.5. Налоговое планирование…………………………………………………17Глава III. Проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования……..…18Заключение……………………………………………………………………………….24Список литературы…………………………………………………………………...…25 Введение Обложение людей налогами старо как мир. Оно существовало уже вбиблейские времена и было неплохо организовано. Одним из самых известныхтогда налогов была ”десятина”: десятую часть урожая крестьянин отдавал вуплату за пользование землей. Этот налог просуществовал почти до концадевятнадцатого столетия. Непосредственные сборщики налогов не пользовались популярностью внароде, хотя они лишь выполняли волю правительств. Поскольку сбор налогов -дело хлопотное, требует содержания специального аппарата, в некоторыхстранах, чтобы сэкономить государственные средства, право взимать налогивыставлялось на торгах. Получал его тот, кто давал самую высокую цену. Онстановился “откупщиком”. Естественно, что такой сборщик налогов, чтобыпокрыть затраты и получить прибыль от избранной деятельности, ответственноотносился к выполнению своих обязанностей. На протяжении всей истории человечества складывалась системаналогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральныхподатей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани спокоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налогиприобрели денежную форму. Адам Смит в своем классическом сочинении “Исследование о природе ипричинах богатства народов” считал денежными принципами налогообложениявсеобщность, справедливость, определенность и удобность. “Подданныегосударства,” - отмечал его российский последователь Н.И. Тургенев, ”должныдавать средства к достижению цели общества или государства”, каждый повозможности и соразмерено своему доходу по заранее установленным правилам(сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем этотперечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижностиналогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии собъективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащегоисточника и объекта налогообложения, однократности обложения. Ни одно государство не может существовать без налогов. Засчет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируютсяфинансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной,экономической, оборонной и других функций государства. Они идут насодержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов,финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виденалогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения,больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплатупреподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии.Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защитуздоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.. Таким образом, хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрениеобщества, без них ни одно государство существовать не сможет. Глава I Возникновение и эволюция налогообложения 1.1.Сущность и принципы налогообложения. Итак, что же такое налогообложение? Налогообложение – это метод распределения доходов междугосударством и действующим субъектом. Платежи в бюджет государства нетолько обязательны, но принудительны и безвозмездны. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин идругих платежей, а также форм и методов их построения образуетналоговую систему. В налоговой системе различают следующие основные понятия: . Налог, сбор, пошлина - это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком налога в соответствии с законодательными актами. . Плательщики налогов – это юридические или физические лица: граждане, а также предприятия, организации, независимо от их формы собственности. Самостоятельный источник дохода является основным признаком плательщика налога. . Объект налогообложения – это то, что в силу закона подлежит обложению налогом: доходы, стоимость определённых товаров, пользование природными ресурсами, передача имущества и т.д.. . Ставка налога или налоговая квота – размер налога, устанавливаемый на единицу обложения. Определяется либо в твёрдой сумме, либо в проценте. . Единица налога – часть объекта налогообложения, на которую устанавливается ставка налога. . Срок уплаты налога – оговаривается в законе, за его нарушение автоматически взимается пеня, независимо от вины нарушителя. . Льгота по налогу – исключение из общего правила. Устанавливается законом с учётом платежеспособности, участия в общественном производстве. . Налоговая база – сумма, с которой взимаются налоги. Налоги различаются по объекту налогообложения и по механизмурасчёта и взимания, по их роли в формировании доходной частибюджета. По методу установления налоги подразделяются на прямые икосвенные. Плательщиком прямых налогов является тот, кто получаетдоход или владеет имуществом, т.е. конкретное физическое илиюридическое лицо. К числу прямых налогов относятся: подоходный налог,налог на прибыль и др. Косвенные налоги: акцизы, налог на наследство,на сделки с недвижимостью и ценными бумагами. Окончательныйплательщик этого налога потребитель, на которого налогперекладывается путём надбавки к цене товара или услуги. Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный принцип: какбы велики ни были потребности государства в финансовых средствах,налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков вхозяйственной деятельности. Следующий важный принцип – определённость:порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога исроки его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы:однократный, обязательный характер уплаты налога, простота игибкость. 1.2. Функции налогов Функция налога - это проявление его сущности в действии, способвыражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуетсяобщественное назначение данной экономической категории как инструментастоимостного распределения и перераспределения доходов. Налоги выполняют три важнейшие функции: 1. Фискальная функция состоит в финансировании государственныхрасходов. Посредством фискальной функции реализуется главное общественноеназначение налогов - форсирование финансовых ресурсов государства,аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых дляосуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных идругих). Формирование доходов государственного бюджета на основестабильного и центрального взимания налогов превращает само государство вкрупнейшего экономического субъекта. 2. Регулирующая функция - государственное регулирование экономики.Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избраннаяправительством. Через налоги власти воздействуют на общественноевоспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут игратьпоощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роли. При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные видыдеятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие тех илииных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активностьпредпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение,регулировать количество денег в обращении. Так предоставление налоговыхльгот отраслям промышленности или отдельным предприятиям стимулирует ихподъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль,государство контролирует движение цен на товары и услуги. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегическиезадачи. Например, не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрениеновой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогамичасть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государствопривлекает предприятия к решению социальных проблем. 3. Социальная функция – поддержание социального равновесия путёмизменения соотношения между доходами отдельных социальных групп сцелью сглаживания неравенства между ними. Принцип взимания налогов в зависимости от способностиналогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения: чемвыше доход, тем большая часть его изымается в виде налога. Самымисоциально несправедливыми являются косвенные налоги, так как ониперекладываются через цены на потребляемые товары в одинаковойстепени на лиц с высокими и низкими доходами. В целях смягчениясоциального неравенства государственные органы предоставляют отдельным группам населения налоговые льготы. Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет,т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность дляосуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое врезультате экономического регулирования ускорение развития и ростадоходности производства, позволяет государству получить больше средств. 1.3. Роль налогов в формировании финансового государства. Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений,которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджетных ивнебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения собственных функций.Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовыеотношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективнойнеобходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развитияобщества. То, что налоги, как форма изъятия части первичных доходовхозяйствующих субъектов и работающего населения в пользу государства,объективно необходимы, по-видимому, не вызывает сомнения у членов общества.Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себяфункций, и требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожениясамого общества. По мере развития производительных сил, роста национального богатствасовершается и финансирование отношений по поводу образования, распределенияи использования доходов общественного производства - хозяйственныхсубъектов, наемных работников и государства. Первичные доходы образуются всфере производства товаров и услуг, и составляют стоимость созданного встране ВВП (рыночная стоимость всех товаров и услуг за вычетом материальныхзатрат). ВВП включает оплату труда и социальные отчисления, валовую прибыльэкономики, включая смешанный предпринимательский доход и амортизационныеотчисления, налоги на продукты и импорт, и другие налоги на производство.Оплата труда образует первичные доходы наемных работников, а валовуюприбыль экономики составляют первичные доходы хозяйствующих субъектов. И,наконец, третья часть формирует доходы государства, национальной экономикии условий хозяйствования. Эти доходы аккумулируются в бюджетной системе ивнебюджетных фондах - пенсионном фонде, фонде социального страхования,Государственном фонде занятости населения и фондах обязательногомедицинского страхования. Таким образом, на стадии производства товаров иуслуг реализуется часть финансовых отношений, связанных с образованиемпервичных доходов общественного производства. Другая часть финансовых отношений охватывает сферу распределенияпервичных доходов наемных работников и хозяйственных субъектов.Определенная доля этих доходов в форме налоговых платежей и неналоговыхотчислений аккумулируются в бюджетной системе и государственныхвнебюджетных фондах. Хозяйственные субъекты со своих первичных доходов (баланс прибыли) доналогообложения прибыли выплачивают в бюджетную систему налоги наимущество, на содержание правоохранительных органов, на благоустройствотерриторий, на нужды образования и другие цели, на рекламу, на содержаниежилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и другие. Налоговая емкость ВВП должна быть оптимальной: “золотая середина”определяется на стадии бюджетного планирования (прогнозирования), исходя изпотребности государства в финансовых ресурсах и необходимости сохранения(создания) системы эффективного функционирования экономики. В переходныйпериод взаимовлияние экономики и бюджета выражается в усилении инфляции приспаде производства, либо в развитии экономики на дефляционной[1] основе изависит от того, как организовано формирование государственных финансов иих расходование. Опыт европейских бывших социалистических стран, гдереформирование экономики было начато раньше, показал, что дефляционные мерыпо стабилизации финансовой системы в основном сводится к следующему: 1. Вводится жесткое законодательное ограничение объема бюджетногодефицита и способов его погашения. Существенно перестраивается структурарасходной части бюджета: сокращается финансовая поддержка (бюджетные ссуды,дотации) госсектору экономики. Прежде всего, уменьшаются дотации убыточнымпредприятиям, вводится в действие механизм ликвидации или оздоровлениянеплатежеспособных предприятий через процедуру банкротства. 2. Перестраивается и структура доходной части бюджета. Стимулируетсярасширение производства как исходной базы роста имущества и доходов, а,следовательно, и базы налогообложения. Возрастают неналоговые поступлениябюджета (от приватизации и сдачи в аренду госимущества, от операций нарынке ценных бумаг). Таким образом, жесткая реструктивная бюджетная политика в условияхпереходного периода становится объективной необходимостью. Без неестабилизации в экономике и финансах не добиться. Глава II Налоговая система России 2.1. Законодательная база налогообложения. В соответствии с налоговой реформой России с 1 января 1992 года вРоссии стала действовать новая система налогообложения, общие принципыпостроения которой определял Закон Российской федерации “Об основахналоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 года. Законустанавливал перечень идущих в бюджет страны налогов, пошлин и другихплатежей, а также определял права, обязанности и ответственностьналогоплательщиков и налоговых органов. В процессе формирования системыналогообложения предприятий и организаций России была осуществлена заменаналога с оборота, налога с продажи на НДС и акцизы. Был модернизировандействовавший налог на прибыль. Введены налог на имущество предприятий,налоги в дорожные фонды. Расширился круг обязательных платежей предприятий. С 1 января 1999 г. была введёна в действие первая часть нового Налогового Кодекса РФ, причём не полностью, ещё некоторые статьиКодекса должны вступить в действие 1 января 2000 года. Основные налоги, собираемые в России:1. Индивидуальный подоходный налог – является вычетом из доходов налогоплательщика – физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчёт производится в конце года.2. Налог на прибыль – облагается налогом чистая прибыль предприятия (за вычетом всех расходов и убытков).3. Социальные взносы – выплаты в различные внебюджетные фонды (по безработице, пенсионный и т.д.) частично работающими и частично работодателями.4. Поимущественные налоги – это налоги на имущество, дарения и наследство.5. Налоги на товары и услуги – это таможенные пошлины, акцизы и НДС. В России из-за низкого уровня жизни большинства населенияпоступления от налогов на личные доходы невелики; вместо нихглавное место в доходной части занимают налоги на прибыльпредприятий и таможенные пошлины. В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов, взависимости от уровня их установления и изъятия: . федеральные налоги и сборы; . налоги и сборы субъектов РФ; . местные налоги и сборы. Суммы отчислений с юридических и физических лиц и распределениеих по бюджетам различных уровней определяется при утверждениифедерального бюджета. В связи с определёнными противоречиямиинтересов центрального правительства и региональных экономическихинтересов вокруг разделения налоговых поступлений постоянно идётполитическая борьба. Местные власти естественно хотят иметь большесредств на финансирование инфраструктуры. 2.2. Федеральные налоги. Федеральные налоги - перечень, размеры ставок, объекты налогообложения,плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их вбюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются навсей ее территории. Перечень федеральных налогов, взимаемых с предприятий: - налог на прибыль, - акцизы на отдельные группы и виды товаров, - налог на добавленную стоимость, - налог на операции с ценными бумагами, - подоходный налог с физических лиц, - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, - платежи за использование природных ресурсов, - налоги в дорожные фонды, - гербовый сбор, - государственная пошлина, - таможенная пошлина, - сбор за использование наименования “РФ”, “Россия” и образованных на их основе слов и словосочетаний, - специальный налог, - транспортный налог. Налог на добавленную стоимость НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленнойстоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения, иопределяемой как разница между стоимостью реализуемой продукции (товаров,работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержкипроизводства и обращения. НДС является косвенным налогом, т.е. надбавкой к цене товара (работ,услуг), который оплачивается конечным потребителем. Взимание налогаосуществляется методом частичных платежей на каждом этапе техническойцепочки производства и обращения товара. Налог равен разнице между налогом,взимаемом при продаже и при покупке. При продаже товара предприятиекомпенсирует все свои затраты в связи с этим налогом и добавляет на вновьсозданную на предприятии стоимость. Эта часть НДС, включаемая в продажнуюцену, перечисляется государству. Таким образом, налоговые платежи тесносвязаны с фактическим оборотом материальных ценностей. Вся тяжесть налогаложится на конечного потребителя. В соответствии с законом РФ “ О налоге надобавленную стоимость” плательщиками НДС являются: 1) предприятия и организации, независимо от формы собственности иведомственной принадлежности, имеющие, согласно законодательству РФ, статусюридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями; 2) полные товарищества, реализуемые товары от своего имени; 3) индивидуальные (семейные) частные предприятия, включая крестьянскиехозяйства; 4) филиалы, отделения и другие особенные подразделения предприятий,находящиеся на территории России; 5) международные объединения и иностранные юридические лица,осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность натерритории РФ. Объектом налогообложения считаются обороты по реализации всех товаров,как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также: -обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия длясобственного потребления, затраты, но которые не относятся на издержкипроизводства; - обороты по реализации товаров без оплаты стоимости в обмен на другиетовары; - обороты по передаче безвозмездной или частичной оплатой товаровдругими предприятиями или гражданами. При реализации работ объектом налогообложения являются объемывыполненных строительно-монтажных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и других работ. При реализации услуг объектом налогообложения является выручка,полученная от оказания услуг: - пассажирского и грузового транспорта; - по сдаче в аренду имущества; - связи, бытовых, жилищно-коммунальных; - посреднических, связанных с поставкой товаров; - физической культуры и спорта; - по выполнению заказов предприятием торговли; - рекламных; - инновационных, а также по обработке данных и информационномуобеспечению. Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализованныхтоваров, исчисляемая, исходя из применяемых цен и тарифов, без включения вних НДС. При использовании внутри предприятия товаров собственногопроизводства не относятся издержки производства, затраты, по которым дляопределения облагаемого оборота принимается стоимость таких аналогичныхтоваров, исчисленная исходя из применяемых по ним ценам. При осуществлениипредприятиями посреднических услуг облагаемым оборотом является суммадоходов, полученная в виде надбавок, вознаграждений. У предприятий розничной торговли облагаемый оборот при реализациитоваров определяется в виде разницы между ценами реализации и ценами, покоторым они оплачиваются поставщиками, включая сумму НДС. В облагаемыйоборот включены также суммы денежных средств, полученные предприятиями зареализацию или товары в виде финансовой помощи, использование фондовспециального назначения или направления в счет увеличения прибыли. В настоящее время установлены следующие льготы по НДС. От налогаосвобождаются: экспортируемые товары, услуги городского пассажирскоготранспорта, квартирная плата, стоимость приватизированного имущества,арендная плата за арендные предприятия, операции по страхованию и ссудам;операции по обращению валюты и ценных бумаг; продажа почтовых марок,открыток, конвертов; выдача, получение и уступка патентов, авторских прав,лицензий; услуги в сфере народного образования; научно-исследовательскиеработы; платные медицинские услуги для населения; обороты казино;ритуальные услуги; продукция собственного производства. Система НДС предполагает 2 способа освобождения от налога: 1. Товары обладают правом вычета сумм налога, уплачиваемых поставщиком,принимается либо в уменьшение сумм налога, исчисляемым по собственнойреализации, либо возмещается налоговым инспекциям на основе представленныхсчетов. А) цена реализации товара Цена поставляемого надбавка товара НДС НДС Б) цена реализации товара НДС с учетом льгот надбавкавозмещается в уплату предстоящих платежей цена поставляемого или избюджета товара без НДС А, Б – освобождение от НДС товаров с правом вычета уплачиваемогопоставщиком налога с учетом льгот. 2. Освобождение от этого налога без предоставления права вычетауплачиваемого поставщиком налога. Уплачивание суммы налога становитсяфактором издержек производства (и обращения) и соответственно включается вцену товара и услуг. А) Цена реализации товара НДС издержки прибыль НДС с материалов производстваобработанного товара А) Освобождение от НДС товаров без права вычета уплачиваемогопоставщиком налога без льгот. Б) Цена товара с учетом льготногоналогообложения Издержки производства прибыль Б) Освобождение от НДС товаров без права вычета уплачиваемогопоставщиком налога с учетом льгот. С 1 января 1993 года действуют следующие ставки НДС: 10% по продовольственным товарам, товарам для детей по перечню,утвержденному постановлением правительства РФ. 20% по всем остальным товарам, включая подакцизные продовольственныетовары. При этом 75% ставки НДС платится в федеральный бюджет, а остальные 25%-в городской бюджет. Налог на прибыль предприятий. Крупнейшим источником доходов государства остается налог на прибыльпредприятий и организаций. В нашей стране это основной прямой налог. Егоплатят все предприятия и организации, в том числе и бюджетные учреждения,если они заняты хоть какой-нибудь коммерческой деятельностью. Объектом обложения является валовая прибыль, уменьшенная илиувеличенная в соответствии с положениями Закона РФ “ О налоге на прибыльпредприятий и организаций”. Валовая прибыль представляет собой суммыприбыли (убытка) от реализации продукции, основных фондов, иного имуществапредприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшаемых на суммурасходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции определяетсякак разница между выручкой без НДС и акцизов и затратами на производство иреализацию, включенными в себестоимость продукции предприятия иорганизации, поставляющие свою продукцию на экспорт, при исчислении прибылииз выручки от реализации продукции исключают экспортные тарифы. Приопределении прибыли от реализации основных фондов или другого имуществаучитывается превышение продажной цены над первоначальной или остаточнойстоимостью фондов или имущества, увеличенной на индекс инфляции. В состав доходов от внереализационных операций включаются: доходы отдолевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи в имущества варенду, дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам. В 1995 г. внесены новые уточнения, после чего законодательные органысубъектов РФ не смогли устанавливать ставку налога на прибыль более 22%. ВРФ общая ставка налога составляет в настоящее время 35% (22+13). Болеевысокие ставки применяются к банкам, биржам. При налогообложении существуетбольшое количество льгот. Льготируется основная деятельностьгосударственных предприятий связи и образовательных учреждений. Ставка налога на прибыль уменьшается в два раза, если на предприятииинвалиды и пенсионеры составляют не менее 70%. Значительные льготыпредоставляются малому бизнесу. При введении в действие закона былопредусмотрено в первые два года после регистрации освобождение от налогамалых предприятий, если выручка превышает 70% общей суммы выручки отреализации продукта. В 1996 г. вступил в силу закон РФ «Об упрощенной системеналогообложения, учета и отчетности для субъектов малогопредпринимательства». Применение упрощений системы для организацийпредусматривает замену уплаты совокупности федеральных, республиканских иместных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого порезультатам хозяйственной деятельности. Для организаций, применяющихупрощенную систему, сохраняется лишь действующий порядок уплаты таможенныхпошлин, госпошлин, налога на приобретение автотранспортных средств,лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетныефонды. Для индивидуальных предпринимателей упрощенная система предлагаетзамену уплаты подоходного налога на доход от предпринимательскойдеятельности уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.Применить упрощенную систему имеют право организации, численность которыхне превышает 15 человек. Объектом обложения единым налогом устанавливаютсясовокупный доход или валовая выручка. Под действие упрощенной системы непопадают организации, занятые производством подакцизной продукции,организации, созданные на основе ликвидированных структурных подразделенийдействующих предприятий. Не относятся к малому бизнесу кредитные истраховые организации, инвестиционные фонды, профессиональные участникирынка ценных бумаг. 2.3. Республиканские налоги. Республиканские налоги – законодательными актами РФ устанавливаютсясредние или предельные размеры налогов, но их конкретные ставкиопределяются законами республик или региональными органами государственнойвласти краев, областей, автономных областей, автономных округов, если иноене будет установлено законодательными актами РФ. Перечень республиканских налогов: - налог на имущество предприятий, - лесной налог, - плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, - целевой сбор на нужды образовательных учреждений, - сбор на регистрацию предприятий. Налог на имущество Плательщиками налога на имущество физических лиц являются граждане РФ,иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории России всобственности следующее имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, иныестроения, а также транспортные средства, за исключением автомобилей,мотоциклов и других самоходных машин. Налог на имущество граждан исчисляется налоговым органом по местунахождения объектов налогообложения, при этом выписывается платежноеизвещение, которое вручается плательщику налога. За имущество, не имеющее собственника или учитываемое налоговымислужбами как бесхозное, налог не взимается. За строения, помещения, находящихся в общей долевой собственностинескольких граждан, налог на имущество уплачивается каждым из этих граждансоразмерно его доле. За транспортное средство, находящееся в собственностинескольких граждан, налог взимается с того лица, на имя которогозарегистрировано это транспортное средство. Налог на имущество уплачиваетсянезависимо от того, эксплуатируется имущество или нет. Налоги на имуществозачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объектаобложения. Налог на строения, помещения и сооружения уплачиваетсягражданами ежегодно по ставке, установленной местными органамизаконодательной власти, но не более 0,1% от их инвентаризационнойстоимости, а в случае, если таковая не определилась, - от определяемой длярасчета суммы по государственному обязательному страхованию, исходя изоценки по состоянию на 1 января каждого года. Налог на транспортные средства взимается ежегодно в зависимости отмощности двигателя. Он исчисляется ежегодно, по состоянию на 1 января наосновании сведений, предоставляемых в налоговые органы государственнымиинспекциями по маломерным судам и другим организациям, осуществляющимирегистрацию транспортных средств. При переходе прав собственности натранспортное средство от одного собственника к другому, в течениекалендарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1января текущего года до начала того месяца, в котором он утратил правособственности на указанное имущество, а новым собственником, начиная смесяца, в котором у него возникло право собственности. Уплата налогов производится равными долями в два срока – не позднее 15сентября и 15 ноября. За просрочку платежей налогов гражданами, начисляетсяпеня в установленном размере с сумм недоимки за каждый день просрочки. Вслучае несвоевременной уплаты налогов к виновным в этом гражданамприменяются меры, установленные для взыскания не внесенных в срок налогов иналоговых платежей, в соответствии с действующим законодательством. 2.4. Местные налоги. Местные налоги и сборы взимаются по решению органов властиразличных уровней, они сами определяют введение налогов на своейтерритории. Для части налогов определяются предельные ставки. Современное бюджетное устройство РФ предусматривает высокую степеньсамостоятельности субъектов Федерации и местных органов власти вформировании доходной части региональных и местных бюджетов и расходованиифинансовых ресурсов. В 1992 году законом «Об основах налоговой системы в РФ» былиустановлены полномочия соответствующих представительных органов на введение21 вида местных налогов. В следующем году в связи с принятием закона РФ от22 декабря 1992 года «О внесении дополнений в отдельные законы РФ оналогах» общее количество видов местных налогов достигло 23. При этом триналога носят обязательный характер и взимаются на всей территории РФ. Этоналог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор сфизических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Также вперечень местных налогов входят: - курортный сбор, - сборы на содержание милиции, благоустройство, - налог с владельцев собак, - налог за право пользования местной символикой, - сбор с биржевых сделок, - налог за право торговли вино-водочными изделиями и др.. Наличие разветвленной сети местных налогов соответствует мировойпрактике. В развитых странах с экономикой рыночной ориентации налоги можноквалифицировать следующим образом:1. Собственные налоги, которые устанавливаются местными органами власти и взимаются лишь на данной территории. Основное место среди них занимает налог на имущество. Из остальных можно отметить поземельные налоги, промысловые, налоги на сделки, налог с продаж.2. Надбавки к федеральным налогам в пользу местных бюджетов.3. Налоги, взимаемые в виде платы за услуги, предоставленные на данной территории.4. Налоги, определяющие политику местных органов управления. Прежде всего, это экологические налоги, не преследующие фискальных целей, а ориентирующие предпринимателей на выбор определенных способов ведения хозяйства. Основными доходными частями местных бюджетов являются отчисления отфедеральных налогов. Это положение естественно для современной экономики и,вероятнее всего, сохранится в обозримом будущем. Налог на рекламу Естественно, что в каждом регионе России есть свой подход к местнымналогам. В качестве примера приведем положение дел в Москве. В числеместных налогов введен налог на рекламу. После того, как было принятосоответствующее решение, Государственная налоговая инспекция по г. Москверазработала и опубликовала инструкцию «О порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в г. Москве». Установлено, что рекламой является любая формапубличного представления товаров, работ, услуг через средствараспространения информации. К рекламе не относятся информационные вывески,объявления и извещения. Не относятся к рекламе и объявления органовгосударственной власти, связанные с выполнением возложенных на них функций.Плательщиками налога на рекламу являются расположенные на территории городапредприятия и организации, имеющие статус юридических лиц: филиалы иподразделения организаций, имеющих отдельный баланс, расчетный или инойсчет; иностранные юридические лица. Объектом налогообложения служитстоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламысобственной продукции. Ставка налога установлена в размере 5% от величиныфактических затрат на рекламу, то есть максимально разрешеннаязаконодательством. Расчет налога представляется налоговой инспекциейежеквартально. Плата за землю Использование земли в России является платежным. Формами платы за землюявляются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.Собственники земли, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельнымналогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Дляпокупки и выкупа земельных участков, а также получения под залог землибанковского кредита устанавливается нормативная цена земли. Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия,объединения, организации и учреждения, а также граждане РФ, которымпредоставлена земля в собственность, владение или аренду на территории РФ. Объектами налогообложения земельным налогом и взимания арендной платыявляются земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам. Земельный налог взимается в расчете за год с облагаемой налогомземельной площади, предоставленной в установленном порядке юридическимлицам и гражданам. Если земельный участок, обслуживающий строения,находится в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан,то по каждой части такого участка земельный налог исчисляется отдельно. Заземельные участки, обслуживающие строения, которые находятся в общейсобственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налогисчисляется каждому из этих собственников, соразмерно их доле на этистроения. Местные органы власти имеют право понижать ставки и устанавливатьльготы по земельному налогу, как для категорий плательщиков, так и дляотдельных плательщиков. Земельный налог и арендная плата не взимаются сюридических лиц и граждан за земельные участки, находящиеся в стадиисельскохозяйственного освоения. Льготы, установленные местными органамигосударственной власти, предоставляются в пределах сумм земельного налога,остающихся в их распоряжении. В случае возникновения в течение года уплательщиков права на льготу по земельному налогу, они освобождаются отуказанного платежа, начиная с того месяца, в котором возникло право и поистечении последующего срока уплаты налога. Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется, исходя изплощади земельного участка, облагаемого налогом, и утвержденных ставокземельного налога. Если землепользование плательщика состоит из земельныхучастков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размерземельного налога по землепользованию определяется суммированием налога поэтим земельным участкам. Налог за часть площади земельного участка сверхустановленной нормы отвода взимается в двукратном размере. Налог за земли, занятые жилищным фондом в городах и поселках городскоготипа, исчисляется с юридических лиц и граждан в размере 3% ставкиземельного налога. Налог за земли под дачные участки кооперативам и индивидуальнымгражданам в границах города, поселковой черты исчисляется в размере 3%ставки земельного налога. Налог за часть площади данных участков,индивидуальных и кооперативных гаражей, расположенных в городе и рабочихпоселках, сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормыисчисляется в размере 15%, а свыше двойной нормы – по полным ставкамземельного налога, установленным для городских земель. Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется, начиная смесяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков. Учетплательщиков и исчисление налога производится ежегодно по состоянию на 1июня. Юридические лица и граждане уплачивают земельный налог равными долямив два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября. Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога,привлекаются к обложению не более, чем за два предшествующих года. За такойже период допускается пересмотр неправильно произведенного обложения. Вэтих случаях допущенное исчисление суммы налога, уплачивается в следующиесроки: суммы, причитающиеся за текущий год, - равными долями в остающиесядо конца сроки платежей, но с тем, чтобы за уплату соответствующей суммыплательщику было предоставлено не менее 15 дней с момента врученияплатежного извещения на доплату налога; суммы, начисленные за текущий годпо истечении всех сроков уплаты или за предшествующие годы, - равнымидолями в два года, - равными долями в два срока уплаты. 2.5. Налоговое планирование. Налоговое планирование – это использование физическими июридическими лицами своих прав для минимизации налоговых платежей врамках действующих законов. Во-первых, большое значение с точки зрения налогообложенияимеет оптимальный выбор организационно-правовой формы и внутреннейструктуры компании. В нашей стране есть возможность получатьналоговые льготы, пользуясь статусом малых и средних предприятий,недавно созданных компаний, предприятий по производству, переработке и реализации сельскохозяйственных продуктов. В ряде случаевцелесообразно оформить предпринимательскую деятельность не наюридическое лицо, а на гражданина, так как ставка налога на доходыфизического лица меньше. Второе направление – это выбор места для размещения илирегистрации фирмы с точки зрения уровня налогообложения. Во всёммире существуют свободные экономические зоны – территории, гдеиностранные и отечественные фирмы пользуются налоговыми льготами.Логическим развитием свободных экономических зон в мировой экономикеявляются оффшорные центры. Это территории или целые государства,заинтересованные в регистрации у них иностранных компаний и радиэтого гарантирующие особенно низкие налоговые ставки и отсутствиежёсткого контроля за иностранными капиталами. Оффшорная компанияможет быть создана только иностранным резидентом и не имеет правоосуществлять какую-либо деятельность на территории той страны, гдеона зарегистрирована. В оффшорных зонах регистрируются российскиефирмы, участвующие в торговле, транспорте, движении капитала вмировом масштабе. Третье направление – тщательное исследование и использованиедействующих налоговых льгот, связанных с производственной, коммерческой финансовой деятельностью предприятия. Финансисты компании должныблестяще знать и постоянно следить за изменениями налоговыхстимулов. Четвёртое направление – это способы использования прибыли длямаксимального уменьшения налоговых обязательств. Если предприятиеиспользует прибыль на техническое перевооружение, реконструкциюпроизводства, научные исследования, то оно пользуется налоговымильготами. Глава III Проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования Ни одна из проблем перехода к рыночным отношениям в экономике России неявляется столь сложной и запутанной, как проблема налоговых отношений. Онасвязана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагиваетэкономические интересы всех налогоплательщиков, зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяетхарактер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов. Вместес тем формирование налоговой системы России осложнилось последствиямикомандно-административной системы управления. Формирование рыночныхотношений в России диктует необходимость перехода к цивилизованнойналоговой системе. Изучая модели налоговых систем в странах с развитойрыночной экономикой, Россия не слепо копирует этот опыт, а учитываетисторические особенности страны и формирует налоговую систему в теснойсвязи со всеми радикальными преобразованиями в экономике. Фундамент новой налоговой системы был заложен еще в 1992 году врезультате реформы. Смысл этих преобразований сводился к замене рядадействующих налогов, созданию равных условий деятельности для всех видовхозяйств, независимо от формы собственности, превращению налогов в стимулпроизводственной деятельности. В то же время налоговая система призванапрепятствовать тем экономическим действиям, в которых общество незаинтересовано. Налоговая реформа 1992 года отражала условия функционированияотечественной экономики того периода. Во-первых, она объективносоответствовала условиям высокой инфляции. В результате в налоговой системенеосуществимыми являются такие налоги, как налог на землю, на капитал;относительно узкая база налогообложения, завышены льготы предприятиям. Во-вторых, радикально изменив структуру налоговых поступлений, реформа несмогла коренным образом повлиять на практику взимания налогов, так какосновные принципы функционирования налоговой системы и налоговой службысложились еще в недрах административно-командной экономики. Слабый контроль за сбором налогов создает возможности для уклонения отуплаты налогов, что не только уменьшает налоговые поступления, но истимулирует прилив капитала в торгово-посреднические сферы, а такжеспособствует развитию криминогенного предпринимательства. По оценкамэкспертов, из-под налогообложения уводится до 40% всех поступлений фирм. Недают должного эффекта и действующие налоговые стимулы. Налоговые льготы неспособствуют развитию предпринимательской деятельности в сфере производстваи, следовательно, росту производительности труда. В-третьих, недостатокнашей налоговой системы – это ее усложненность. На сегодня в Россиинасчитывается вместе с местными более 100 видов налогов. Громоздкостьналоговой системы выражается в том, что при отнесении тех или иных налоговк соответствующей группе, имеет значение не то, в какой бюджет зачислитсяплатеж, а органом какого уровня государственного управления введен ирегистрируется порядок уплаты данного налога. В-четвертых, не способствуетэффективному функционированию налоговой системы и нецивилизованные действиягосударства, постоянно меняющего правила экономической игры. В условиях,когда ставки налогообложения меняются постоянно, никакая долгосрочнаяпредпринимательская деятельность невозможна, так как государство выступаетненадежным экономическим партнером. Многие недостатки налоговой системы являются следствием несовершенногозаконодательства, противоречивости и запутанности нормативной базы,процедур налогообложения, отсутствия оперативной связи исполнительной изаконодательной властей. Действительно, налоговая система противоречива, она страдает рядомпринципиальных изъянов, каждый из которых подлежит анализу, необходимомудля обоснования соответствующих реформационных мер. Рассмотрим эти недостатки налоговой системы и постараемся ихпроанализировать.1. Система создает два различных налоговых режима. Первый – финансовый прессинг – для производителей и инвесторов, выставляемых в качестве кормильцев мира; второй – сравнительно льготный – для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.2. Обложение преимущественно доходов от трудовой и предпринимательской деятельности с неблагоприятными социальными и экологическими эффектами, такими как: рост алкоголизма, загрязнение окружающей среды. То есть, вместо стимулирования, снижения экологических, социальных и экономических издержек, эта система оказывает негативное воздействие на инвестиционную активность и на развитие производства и финансовой сферы, стимулирует рост теневой экономики.3. Необеспеченность региональных и местных бюджетов естественными стабильными и значительными источниками финансирования при существенном усилении реальных властных полномочий субфедеральных субъектов.4. Налоговая система не стимулирует повышение платежной дисциплины. Хуже того, использование метода учета производства продукции и дохода по поступлению выручки на расчетный счет привело к стремлению предприятий не получать средства в оплату поставленной продукции на расчетный счет, а использовать разнообразные схемы обналичивания и утаивания этих средств.5. Слабая собираемость налогов и узкая база налогообложения.6. Налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравноправное положение. Перечень задач в налоговой политике Анализ президентских посланий федеральному собранию РФ за 1994, 1995,1996 года, а также послания Президента России Правительству РФ о бюджетнойполитике в 1996 году выявляет весьма содержательный и обширный переченьзадач в области налоговой реформы и налоговой политики. Представим ключевыепозиции этого перечня:1. Полная регламентация взаимоотношений между государством и налогоплательщиком, исключающая введение налогов не иначе как в соответствии с законодательными актами.2. Непротиворечивость и стабильность в течение финансового года налоговой системы, ее простота и доступность для освоения налогоплательщиками и сотрудниками налоговых органов.3. Недопущение налогового произвола и расширение прав налогоплательщиков.4. Сокращение числа налогов и существенное упрощение процедур их взимания.5. Общее снижение налогового бремени.6. Высокоэффективность налоговых изменений для экономики в целом.7. Поддержка производителей, особенно работающих на потребительских рынках.8. Самофинасирование экспортно-ориентированных отраслей.9. Существенное усиление налогового стимулирования капиталовложений и инновационной деятельности.10. Превращение амортизационных отчислений в инвестиционные ресурсы.11. Перемещение центра тяжести на налогообложение природных ресурсов и недвижимости, повышение роли имущественного и земельного налогообложения в качестве доходного источника региональных и местных бюджетов, а также усиление значимости ресурсных платежей.12. Ужесточение финансовых санкций против загрязнителей окружающей среды, не подрывающей, однако, конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке.13. Обеспечение в полной мере доходной части бюджетов всех уровней.14. Наделение органов местного самоуправления твердыми источниками доходов.15. Более справедливое распределение доходов; рост доли налогов, взимаемых с высокообеспеченных граждан; ослабление бремени налогообложения людей с низкими доходами; ликвидация льгот по уплате подоходного налога, позволяющих высокооплачевыемым гражданам выводить значительную часть своих доходов из-под налогообложения.16. Расширение использования механизма инвестиционного налогового кредитования.17. Радикальное сокращение количества налоговых льгот с упразднением индивидуальных льгот.18. Полная и окончательная ликвидация непредусмотренных законодательством таможенных льгот, наносящих ущерб интересам национального производства.19. Введение в действие механизмов, обеспечивающих невозможность и невыгодность уклонения от налоговых платежей.20. Своевременное перечисление коммерческими банками платежей в бюджет. Ясно, что нынешний налоговый механизм ни одну из этих задач реализоватьне способен. Тем более, настоятельной является необходимость ускоренияпринятия ситемно-воплощающего и законодательно-закрепляющего их налоговогокодекса РФ. Подписанный в начале мая президентский указ № 605 «Об основныхнаправлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой иплатежной дисциплины», как представляется, может рассматриваться в качественеплохого «конспекта» этого готовящегося фундаментального законодательногоакта, призванного ускорить эффективное реформирование финансовой системыРоссии. Пути совершенствования налоговой системы Опыт России подтверждает закономерность, наблюдаемую в большинствестран с переходной экономикой, которая заключается в падении уровняналоговых изъятий в первые годы после ликвидации командно-иерархичнойэкономики с 40-43% ВВП до значений равных примерно 30-35% ВВП. Этообъясняется такими факторами, как высокая инфляция, кризис взаимнойзадолженности предприятий, увеличение их задолженности бюджету, падениетрадиционно высокой налоговой дисциплины в секторе бывших государственныхпредприятий, рост частного сектора, характеризующегося отсутствием традицийдобросовестной уплаты налогов, а также сферы услуг, в которой степеньсобираемости налогов меньше, чем в сфере производства. Достигнутогосокращения государственных расходов явно недостаточно для преодолениякризиса. Кроме того, не удалось обеспечить рационального использованиябюджетных средств: расходы на социальные цели в настоящее время ниже, а нанародное хозяйство, оборону, государственное управление выше уровня,необходимого для экономической и социальной стабильности. Тем не менее, вперспективе бюджет не имеет значительных резервов снижения расходов ивозможностей их структуры. Таким образом, выход из бюджетного кризиса может быть найден толькопутем увеличения доходов бюджета. Учитывая тяжелое финансовое положение,основным массам отечественных товаропроизводителей такой путь можетпоказаться далеко не бесспорным. Дело в том, что сбор налогов в объемахбольших, чем 34-36% ВВП, в переходной экономике является невыгоднойзадачей: увеличение налогового бремени, усиление темпов уклонения отналогов. Кроме того, высокие налоги уменьшают ресурсы экономическихагентов. Такая важнейшая среднесрочная цель преобразований заключаетсяименно в снижении, а не в увеличении налогового бремени. В каждый моментвремени понижение налогов должно сопровождаться снижением государственныхрасходов, возможности для которых в настоящее время отсутствуют. Такимобразом, проблема в том, что для создания условий устойчивого роста,предпосылкой является понижение налогового бремени, но необходимостьфинансирования расходов государства противоречит этой цели. Ряд экономистов предлагает снизить налоги, невзирая на возникновениедефицита средств на финансирование бюджетных расходов, аргументируя этотем, что дефицит будет краткосрочным, так как сокращение налогов создастстимулы для быстрого экономического развития, что увеличит поступлениеналогов в бюджет. Подобное мнение представляется малообоснованным. При понижении налогов без уменьшения расходов оживление экономики непроизойдет, так как сразу возросший дефицит государственного бюджетапотребует финансирования. Серьезное увеличение иностранных займов вряд лиреализуемо при весьма значительном объеме государственного внешнего долга.Существенное повышение объема внутренних займов за счет сбереженийэкономических объектов, во-первых, ведет к росту расходов на обслуживаниедолга и при больших масштабах к скатыванию государственных финансов вдолговую ловушку, во-вторых, уменьшает возможности для частных инвестиций иэто противоречит первоначальной цели оживления экономики. Чтобы предложить пути выхода из создавшегося положения, когда с однойстороны, всем очевидна необходимость снижения налогового бремени, а сдругой – возможностей такого снижения вроде бы нет, рассмотрим ситуацию вналоговой сфере. В Росси с начала 90-х доля НДС в налоговых поступлениях падает. Этообъясняется как снижением ставки НДС, так и уменьшением уровнясобирательности налога. В последние годы величина поступлений НДС иподоходного налога в России была значительно ниже, чем в большинстверазвитых стран. Это объясняется гораздо более низкой долей денежных доходовнаселения в ВВП. Оценка ситуации показывает, что налоговая система Россиине является чрезмерно жесткой, уровень налогообложения не слишком велик ине очень значительно превышает средний показатель в странах с аналогичнымэкономическим развитием. В экономической литературе сложились две точки зрения на процесссовершенствования налоговой системы в России. Одни экономисты предлагаюткоренную ломку старой налоговой системы и создание новой: другие считают,что сложившаяся в стране трехуровневая налоговая система должна бытьусовершенствована путем устранения недостатков. Налоговая система России плохо увязана с развитием экономики идеятельностью непосредственных субъектов – предприятий. Она развиваетсясама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами посебе. Многие поставлены на грань банкротства. При этом предприятиязаинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокогоналогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этомуспособствует и почти полное отсутствие конкуренции при свободномценообразовании. В данной ситуации одной из важнейших составляющихоптимизации налоговой системы Росси выступает резкое усиление еестимулирующего воздействия на экономику. В Росси доля налоговых изъятий на прибыль не слишком велика – понаиболее умеренным оценкам – 64%, по оценкам самих предпринимателей – 80-90%. По международным стандартам долей налоговых изъятий из прибылейсчитается 1/3. Изъятия же свыше 50% прибыли разрушают всякийпроизводственный стимул. Таким образом, в результате неразумной налоговойполитики уже в ближайшее время потребуются огромные инвестиции производствана его перевооружение. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя егорост и тем самым увеличивая базу налогообложения. Она же всецело зависит отмассы произведенной продукции. Весь мировой опыт свидетельствует о том,что, достигнув определенной точки роста, налоги должны затем снижаться,иначе у плательщиков налогов уменьшается стимул к производственной и инойдеятельности, появляется соблазн укрывать свои доходы. Такая сегодняшняяблизость к критической точке налоговых изъятий заставляет всестороннеанализировать ситуацию и искать оптимальный уровень ставок налога. Необходимо снизить реальные изъятия из прибыли предпринимательства хотябы до уровня 50% или, как оптимум, до размеров собственного налога наприбыль, то есть 35%. Преобразования по НДС необходимы по следующим причинам. Налоговаясистема не России не учитывает монопольность ценообразования. Этообуславливает ее информационный характер. Отсюда постоянный рост доликосвенных налогов, что свидетельствует о неблагополучии налоговой системы.Причем ненормальной, с точки зрения самих косвенных налогов является и ихструктура. Здесь речь идет о весьма высоком удельном весе в налоговыхпоступлениях НДС (более 1/5 этих поступлений) и наоборот, более низкой долиакцизов (около 4% всех налоговых поступлений), что в два-три раза ниже, чемв развитых странах. В России базой НДС является не только прибыль и зарплата, но иамортизация отчислений. В базу этого налога также включают акциз итаможенные пошлины, которые никакого отношения к созданной (добавленной)стоимости не имеют. По сути, одним налогом (НДС) облагается другойналоговый платеж акциз. Вследствие всего этого НДС практически превращаетсяв налог с продаж, выступающий в условиях монополистического рынка вкачестве элемента цены на товар и косвенного налога, многократноувеличивающего цену. Таким образом, если выпустить «налоговый воздух» изцены, то она снизилась бы в 3-5 раз. Это в первую очередь относится ктоварам, облагаемым акцизом. Так целесообразно отказаться от НДС. Данный налог в существующем видеявляется чисто монетаристской мерой пополнения казны бюджета. Нашаналоговая система построена так, что налоговые платежи возрастают по мерероста цен. Необходимо уменьшить ставку НДС до 8-12% налоговых ставок, атакже изменить методологию его построения – из налоговой базы убратьэлементы, не образующие добавленную стоимость. Потребуется также широкая дифференциация налоговых ставок, чтобыизбежать налогообложения социально значимых товаров первой необходимости.Однако, сокращая ставки налогов, необходимо помнить о состоянии доходнойчасти бюджета и об альтернативных источниках компенсации налоговых потерь. Один из них – расширение налоговой базы за счет отмены неэффективных инеоправданных налоговых льгот. Общая сумма существующих налоговых льготдостигает примерно двухсот. Это нарушает принцип справедливости налоговойсистемы, так как льготы для одних неизбежно означают дополнительное бремядля других. Компенсация потери бюджета в результате снижения ставок НДС на прибыльвозможно и за счет других источников. Например, за счет увеличения налоговна собственность и имущество, рентных платежей за природные ресурсы,использования лицензионных платежей. Важно развивать сотрудничество с правительствами различныхгосударств в области налоговой политики. Необходимость такогосотрудничества коренится в интенсификации хозяйственных связей,развитии экономической интеграции и вытекающем отсюда обеспеченииравных условий конкуренции на мировых рынках. Заключение В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства РФ вотличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственностьсоответствующих уровней управления – федерального и территориального – ввопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов предусмотренныхзаконодательством, как дополнение перечня действующих федеральных налогов,позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и видыдоходов для местных бюджетов. И все же новое налоговое законодательство не в полной мере адаптированок новым условиям. Его основные недостатки: излишняя уплотненность,запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорийплательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорениенаучно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий иувеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению кмировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранныхинвестиций. Мировой опыт свидетельствует, налоговое законодательство – не застывшаясхема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственнымпроцессам, рынку. Налоговая система России будет претерпевать постоянное обновлениеправовых и




Похожие:

Налоговая система России и пути ее совершенствования iconНалоговая система РФ и пути ее совершенствования

Налоговая система России и пути ее совершенствования iconНалоговая система Российской федерации и направление ее совершенствования
Противоречия действующей налоговой системы России стр. 22
Налоговая система России и пути ее совершенствования iconНалоговая система Российской федерации и направление ее совершенствования

Налоговая система России и пути ее совершенствования iconНалоговая система и пути её совершенствованияроль в регулировании рынка
Российской Федерации. На его основе строится налоговая система Российской Федерации. Он установил перечень идущих в бюджетную систему...
Налоговая система России и пути ее совершенствования iconНалоговая система РФ и пути ее реформирования

Налоговая система России и пути ее совершенствования iconБанковский надзор и пути совершенствования в России

Налоговая система России и пути ее совершенствования iconНалоговая система России

Налоговая система России и пути ее совершенствования iconНалоговая система России

Налоговая система России и пути ее совершенствования iconСовременная налоговая система России

Налоговая система России и пути ее совершенствования iconИталия. Налоговая система
Современная налоговая система Италии сформировалась в конце 1980-х годов. Она создала финансовые условия для включения итальянской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы