Эпоха серебряного века и Осип Мандельштам icon

Эпоха серебряного века и Осип Мандельштам



НазваниеЭпоха серебряного века и Осип Мандельштам
Дата конвертации26.07.2012
Размер147,85 Kb.
ТипРеферат
Эпоха серебряного века и Осип Мандельштам


Вступление Эпоха серебряного века и Осип Мандельштам Эпохи одна от другой отличаются во времени, как страны в пространстве, икогда говорится о нашем серебряном веке, мы предсталяем себе какое-тояркое, динамичное, сравнительно благополучное время со своим особеннымликом, резко отличающее от того, что было до, и что настало после. Эпохасеребряного века длиною от силы в четверть века простирается между временемАлександра Ш и семнадцатым годом.1/ На протяжении серебряного века в нашей литературе проявило себячетыре поколения поэтов: бальмонтовское (родившиеся в 60-е и начале 70-хгодов прошлого века), блоковское (родившиеся около 1880-го), гумилевское(родившиеся около 1886 г.), и, наконец, поколение, родившееся в девяностыегоды: Г. Иванов, Г. Адамович, М. Цветаева, С. Есенин, В. Маяковский, О.Мандельштам и др. 2/ В письме Мандельштама к Тынянову от 21 января 1937 года есть слова:“Вот уже четверть века, как я, мешая важное с пустяками, наплываю нарусскую поэзию, но вскоре стихи мои сольются с ней, кое-что изменив в еестроении и составе”. Все исполнилось, все сбылось. Его стихов невозможноотторгнуть от полноты русской поэзии. Масштаб мандельштамовского творчества- объективно уже вне споров. Другое дело, что всегда будут люди, которых Мандельштам простораздражает; что же, в его мысли, в его поэзии, во всем его облике и впрямьесть нечто царапающее, задевающее за живое, принуждающее к выбору междупреданностью, которая просит все, и нелюбовью, которая не примет ничего.Отнестись к нему “академически”, то есть безразлично,- не удается.Прописать бесприютную тень бесприютного поэта в ведомственном домеотечественной литературы, отнести для него нишу в пантеоне и на этомуспокоиться - самая пустая затея. Уж какой там пантеон, когда у него нетпростой могилы, и это очень важная черта его судьбы.3/----------------------------------------------------------------1/ Воспоминания о серебряном веке. Сост. В. Крейд. М., Республика, 1993, с. 5-6.2/ Там же, с. 11.3/ Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Вступительная статья С. Аверинцева. М., Худож. лит., 1990, с. 5. Основная часть. РОССИЯ ОСИПА МАНДЕЛЬШТАМА 1. Истоки и универсализм поэзии Мандельштама Осип Мандельштам родился в 1891 году в еврейской семье. От материМандельштам унаследовал, наряду с предрасположенностью к сердечнымзаболеваниям и музыкальностью, обостренное чувство звуков русского языка. Мандельштам вспоминает: “Что хотела сказать семья? Я не знаю. Она былакосноязычна от рождения,- а между тем у нее было что сказать. Надо мной инад многими современниками тяготеет косноязычие рождения. Мы учились неговорить, а лепетать - и, лишь прислушиваясь к нарастающему шуму века ивыбеленные пеной его гребня, мы обрели язык.”1/ Мандельштам будучи евреем избирает быть русским поэтом - не просто“русскоязычным”, а именно русским. И это решение не такое само собойразумеющееся: начало века в России - время бурного развития еврейскойлитературы, как на иврите и на идише, так, отчасти, и на русском языке.Выбор сделан Мандельштамом в пользу русской поэзии и “христианскойкультуры”. 2/ Мандельштам был потрясен примером Чаадаева - русского человека,и притом человека пушкинской эпохи, то есть самой органичной эпохи русскойкультуры, избравшего католическую идею единства. Мандельштам угадывает вчаадаевой мысли освобождающий парадокс, родственный тем парадоксам, безкоторых не мог жить он сам; не вопреки своему русскому естеству, аблагодаря ему, ведомый русским-------------------------------------------------------------1/Мандельштам О.Э. Сб. Четвертая проза. Шум времени, М., СП Интерпринт, 1991, с. 94.2/ Мандельштам О.Э. В 2-х т. Т.1. Стихотворения. Вступительная статья С. Аверинцева. М., Худож. лит., 1990, с. 32.духовным странничеством. “Мысль Чаадаева национальна в своих истоках, и тамгде вливается в Рим. Только русский человек мог открыть этот запад...Туда... Чаадаев принес нравственную свободу, дар русской земли, лучшийцветок, ею взращенный”,- писал Мандельштам в 1915 году в статье оЧаадаеве.1/ И Мандельштам пожелал “не стать, а быть русским”. Mандельштам писал:“Весь стройный мираж Петербурга был только сон, блистательный покров,накинутый над бездной, а кругом простирался хаос иудейства, не родина, недом, не очаг, а именно хаос, незаконный утробный мир, откуда я вышел,которого я боялся, о котором я смутно догадывался и бежал, всегда бежал”.2/ В этом бегстве для мандельштамовской поэзии противоположение родимогои страшного “утробного мира” и “тоски по мировой культуре”. Соединяя в себе еврейство и Россию, мандельштамовская поэзия несет всебе универсализм, соединяя в себе национальное русское православие инациональный практикуляризм евреев. 3/ Посох мой, моя свобода - Сердцевина бытия, Скоро ль истиной народа Станет истина моя? Я земле не поклонился Прежде, чем себя нашел; Посох взял, развеселился И в далекий Рим пошел. А снега на черных пашнях Не растают никогда, И печаль моих домашних Мне по-прежнему чужда.-----------------------------------------------------------------1/ Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.1. Стихотворения. Вступительная статья С. Аверинцева. М., Худож. лит., 1990, с. 33.2/ Мандельштам О.Э. Сб. Четвертая проза. Шум Времени. М., СП Интерпринт, 1991, с. 53.3/ Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.1. Стихотворения. Вступительная статья С. Аверинцева. М., Худож. лит., 1990, с. 32. Снег растает на утесах, Солнце истины палим, Прав народ, вручивший посох Мне, увидевшему Рим! 2. Своеобразие поэзии Мандельштама Первая русская революция и события, сопутствующие ей, длямандельштамовского поколения совпали со вступлением в жизнь. В этот периодМандельштама заинтересовала политика, но тогда, на переломе от отрочества кюности, он оставил политику ради поэзии. В мир русской традиции, как и в мир новой символистской, эстетическойкультуры, Мандельштама ввел его учитель словесности В.В. Гиппиус. В ”Шумевремени”, в главе специально посвященной В.В. Гиппиусу, Мандельштам пишет,как много для него значит этот человек.1/ В творчестве Мандельштама заявляет о себе до упрямства последовательнаяхудожническая воля, обходящаяся без демонстративного вызыва. Над техникой,над образностью господствует принцип аскетической сдержанности. У негопреобладают рифмы “бедные”, часто глагольные или грамматические, создающиеощущение красоты и прозрачности: Никто тебя не проведет По зеленеющим долинам, И рокотаньем соловьиным Никто тебя не позовет,- Когда, закутанный плащом, Не согревающим, но милым...Все это сделано для того, чтобы рифма как таковая не становиласьсамостоятельным источником возбуждения, не застилала собой чего-то иного. Влексике ценится не столько богатство, сколько жесткий отбор.--------------------------------------------------1/ Мандельштам О.Э. Сб. Четвертая проза.Шум времени. М., СП Интерпринт, 1991, с. 96.Мандельштам избегает слов, чересчур бросающихся в глаза: у него нет ниразгула изысканных архаизмов, как у Вячеслава Иванова, ни нагнетаниявульгаризмов, как у Маяковского, ни обилия неологизмов, как у Цветаевой, нинаплыва бытовых оборотов и словечек, как у Пастернака. 1/ Есть целомудренные чары - Высокий лад, глубокий мир, Далеко от эфирных лир Мной установленные лары. У тщательно обмытых ниш В часы внимательных закатов Я слушаю моих пенатов Всегда восторженную тишь. 3. Россия в поэзии и прозе О. Мандельшма Начало первой мировой войны - рубеж времен: Век мой, зверь мой, кто сумеет Заглянуть в твои зрачки И своею кровью склеит Двух столетий позвонки? Мандельштам отмечает, что прошло время окончательного прощания сРоссией Александра (Александра Ш и Александра Пушкина), Россиейевропейской, классической, архитектурной. Но перед своим концом именнообреченное “величие”,именно “исторические формы и идеи” обступают ум поэта.В их внутренней опустошенности он должен убедиться - не из внешних событий,а из внутреннего опыта усилий сочувствовать “миру державному”,вчувствоваться в его строй. Он прощается с ним по-своему, перебирая старыемотивы, приводя их в порядок, составляя для них средствами поэзии некийкаталог.2/-------------------------------------------------------------------1/ Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Вступительная статья С. Аверинцева. М., Худож. лит., 1990, с. 14.2/ Там же, с. 37. В белом раю лежит богатырь: Пахарь войны, пожилой мужик. В серых глазах мировая ширь: Великорусский державный лик. Только святые умеют так В благоуханном гробу лежать: Выпростав руки, блаженства в знак, Славу свою и покой вкушать. Разве Россия не белый рай И не веселые наши сны? Радуйся, ратник, не умирай: Внуки и правнуки спасены! Здесь каждое слово выбрано по противоположности к стихотворению“Посох”. Там - “черные пашни”, здесь - “веселые наши сны”. Там чаадаевскийобраз России, здесь - славянофильский; и оба даны на уровне предельногообобщения. Говоря о прощании Мандельштама с имперской темой, необходимо сказатьоб отношении Мандельштама к Петербургу. Петербург и его архитектуравсегда являлись для Мандельштама выражением властной, повелительнойгармонии. 1/ В мандельштамовской системе шифров, обреченный Петербург, именно в своемкачестве имперской столицы, эквивалентен той Иудее, о которой сказано, чтоона, распяв Христа, “окаменела”и связывается со святым богоотступническим игибнущим Иерусалимом. Цвета, характеризующие базблагодатное иудейство - эточерный и желтый. Так вот именно эти цвета характеризуют петербургский “мирдержавный” (цвета российского императорского штандарта).2/ Среди священников левитом молодым На страже утренней он долго оставался. Ночь иудейская сгущалася над ним, И храм разрушенный угрюмо созидался------------------------------------------------------------------1/ Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.1. Вступительная статья С. Аверинцева. М., Худож. лит., 1990, с. 9.2/ Там же, с 38. Он говорил: небес тревожна желтизна. Уж над Евфратом ночь, бегите, иереи! А старцы думали: не наша в том вина; Се черно-желтый цвет, се радость Иудеи. “Погибающий Петербург, конец петербургского периода русской истории, -комментирует это стихотворение Н.Я. Мандельштам, - вызывает в памяти гибельИерусалима. Гибель обоих городов тождественна: современный город погибаетза тот же грех, что и древний...”1/ Уходящий “державный мир” вызывает у поэта сложное и переплетение чувств.Это и ужас, почти физический. Это и торжественность. Это и жалость. В одной из глав “Шума времени”, посвященных поре гражданской войны,возникает сюрреалистический образ “больного орла, жалкого, слепого, сперебитыми лапами, - орла добровольческой армии”, двуглавой птицы,копошащейся в углу жилища сердобольного полковника Цыбульского. 2/ Традиция русской литературы требовала ответа на политические события, нотакого ответа который выходил бы за пределы только политического, а потомубыл бы противоречивым с любой однолинейно-политической точки зрения. Ивпечатления 1917 года побудили поэта прямо-таки заговорить голосом АнриШенье, лучшего поэта революционной Франции, поэта-гражданина,вдохновленного революцией и революцией умерщвленного. Согласно поэтическойвере Мандельштама, очень глубоко чувствующего кровь, - жертва, простопотому, что она - жертва, достойна пафоса. То, что получилось уМандельштама дает понятие о подлинном Шенье больше, чем любой из переводовфранцузского поэта. 3/-------------------------------------------------1/ Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.1. Вступительная статья С. Аверницева. М., Худож. лит., 1990, с. 39.2/ Мандельштам О.Э. Сб. Четвертая проза. Шум времени. М., СП Интерпринт, 1991, с.73.3/ Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Вступительная статья С. Аверинцева. М., Худож. лит., 1990, с.40. Среди гражданских бурь и яростных личин, Тончайшим гневом пламенея, Ты шел бестрепетно, сбодный гражданин, Куда вела тебя Психея. И если для других восторженный народ Венки свивает золотые - Благословить тебя в далекий ад сойдет Стопами легкими Россия. Самым значительным из откликов Мандельштама на революцию 1917 годабыло стихотворение “Сумерки свободы”. Его очень трудно подвести под рубрику“принятия” или “непринятия” революции в тривиальном смысле, но тема отчаниязвучит в нем очень громко: Прославим, братья, сумерки свободы, Великий сумеречный год! В кипящие ночные воды Опущен грузный лес тенет. Восходишь ты в глухие годы, - О, солнце, судия, народ. Прославим роковое бремя, Которое в слезах народный вождь берет. Прославим власти сумрачное бремя, Ее невыносимый гнет. В ком сердце есть - тот должен слышать, время, Как твой корабль ко дну идет. Мы в легионы боевые Связали ласточек - и вот Не видно солнца; вся стихия Щебечет, движется, живет; Сквозь сети - сумерки густые - Не видно солнца, и земля плывет. Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий, Скрипучий поворот руля. Земля плывет. Мужайтесь, мужи. Как плугом, океан деля, Мы будем помнить и в летейской стуже, Что десяти небес нам стоила земля. “Мужайтесь, мужи” - эти слова принадлежат не героической натуре, ачеловеку хрупкому и впечатлительному, нуждающемуся как ребенок в помощи. Ивсе-таки они оправданы, и притом дважды: во-первых, уникальнойнезависимостью его мысли; во-вторых, постепенно созревающей от десятилетияк десятилетию личной готовностью быть жертвой. Происходящее в России “огромно”, и оно требует степени мужества,которая была бы пропорциональна этой огромности. “Идеал совершенноймужественности подготовлен стилем и практическими требованиями нашей эпохи.Все стало тяжелее и громаднее, потому и человек должен стать тверже, таккак человек должен быть тверже всего на земле и относиться к ней, как алмазк стеклу”, - писал Мандельштам в 1922 г. в брошюре “О природе слова”. 1/ Поэты, укорененные в “старом мире, должны были в первые послеревюционныегоды решить для себя вопрос об эмиграции или отказе от нее. У Мандельштаматема отказа появляется в 1920 году. И как только она крепнет, онаокрашивается в тона жертвенные, и притом отчетливо христианские. Символомверности русской беде для Мандельштама становится Исаакиевский собор. Послепрощальной глядки на Айя-Софию, символ вселенского православия, и на Сан-Пьетро, символ вселенского католичества, взятые в единстве, сказано: Не к вам влечется дух в годины тяжких бед, Сюда влачится по ступеням Широкопасмурным несчастья волчий след, Ему ж вовеки не изменим: Зане свободен раб, преодолевший страх, И сохранилось свыше меры В прохладных житницах в глубоких закромах Зерно глубокой полной веры. Начало 20-х годов является для Мандельштама периодом подъема для егомысли и его поэзии. Но эмоциональный фон подъема, который зву-------------------------------------------------------1/ Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Вступительная статья С. Аверинцева. М., Худож. лит., 1990, с. 41.чит в стихотворении “В Петербурге мы сойдемся снова...”, очень естественносоединяется с чувство обречности и физической болью тягот.1/ В Петербурге мы сойдемся снова, Словно солнце мы похоронили в нем, И блаженное, бессмысленное слово В первый раз произнесем. В черном бархате советской ночи, В бархате всемирной пустоты, Все поют блаженных жен родные очи, Все цветут бессмертные цветы. Дикой кошкой горбится столица, На мосту патруль стоит, Только злой мотор во мгле промчится И кукушкой прокричит. Мне не надо пропуска ночного, Часовых я не боюсь: За блаженное, бессмысленное слово Я в ночи советской помолюсь. Слышу легкий театральный шорох И девическое “ах” - И бессмертных роз огромный ворох У Киприды на руках. У костра мы греемся от скуки, Может быть, века пройдут, И блаженных жен родные руки Легкий пепел соберут. Где-то грядки красные партера, Пышно взбиты шифоньерки лож, Заводная кукла офицера - Не для черных душ и низменных святош... ----------------------------------------------------------------------------1/ Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Вступительная статья С. Аверинцева. М., Худож. лит., 1990, с. 42-43. Что ж, гаси, пожалуй, наши свечи В черном бархате всемирной пустоты. Все поют блаженных жен крутые плечи, А ночного солнца не заметишь ты. В статье “Слово и культура” Мандельштам пишет о том, что стараярусская культура еще жива и остается собою, но у нее, отрешенной от всехсвоих внешних опор и предпосылок, словно открылось новое измерение. О хрупком веселье русской культуры посреди гибельной стужи русской жизниМандельштамом сказаны самые пронзительные слова, которые когда-либоговорились: И живая ласточка упала На горячие снега. Это пятикратно повторенное под ударением “а” звучит как музыкальноеламенто, в восторге которого боль и радость - одно и то же. В статьях начала 20-х годов поэт будто бы торопится сказать самоеглавное. В статье “Пшеница человеческая”, наперед изобличающей пустоту,историческую неоправданность, тупиковость всех предостоящих попытокобновить кровавый пафос государственного величия, дан ошеломляюще трезвый,реалистический опыт о духовной ситуации эпохи масс, когда вышедшая изпослушания “пшеница“ не дает выпечь из себя “хлеба”, а традиционные символыгосударственной “архитектуры” превращается в бутафорию. “Обстановкаполитической жизни Европы как самостоятельного, катастрофического процесса,завершившегося империалистической войной, совпало с прекращениеморганического роста национальных идей, с повсеместным распадом“народностей” на простое человеческое зерно, пшеницу, и теперь голосу этойчеловеческой пшеницы, к голосу массы, как ее нынче косноязычно называют, мыдолжы прислушаться, чтобы понять, что происходит с нами и что нам готовитгрядущий день”, - писал Мандельштам.1/ Какие бы превратности не постигали хрупкое равновесие нервовМандельштама, какие бы зигзаги не прочерчивало его поведение в повседневнойжизни, его неподкупная мысль вглядывалась ----------------------------------------------------------------------1/ Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Вступительная статья С. Аверинцева. М., Худож. лит., 1990, с. 43-44.в происходящее твердо, без паники, без эйфории и ставила вопросы посуществу. Равновесие, которым отмечено лучшее, что писал Мандельштам в начале20-х годов, - равновесие тревог и надежд в осмыслении времени, оеспеченноесознанием независимости собственной мысли, да и культуры в целом, иравновесие темнот и ясности в облике стиха, обеспеченное тем, что поэтназывал чувством внутренней правоты, - уже к середие десятилетияоказывается буквально взорванным.1/ Нельзя дышать, и твердь кишит червями И ни одна звезда не говорит... Для поэта страшнее внешней угрозы - угроза потерять чувство внутреннейправоты, усомниться в своем отношении к слову. Этого не сравнить ни скакими неуютными обстоятельствами. Конечно, внутрення угроза в конечномсчете тоже связана с состоянием общества, но иной. более тонкой, связью;дело не в том, что поэт со страхом оглядывается на кого-то, - простовоздух, который он находит в своей собственной груди, зависит в своемкачестве от атмосферы общества. Голос, так властно звучавший в “Камне” и в“Trisia”, становится судорожным и напряженным. Трудная попытка уйти от самого себя запечатлена прежде всего в“Грифельной оде”. Там примечательна не только густая темнота образов,решительно нарастающая, не оставляющая мест ни для какой прозрачности, нидля чего “дневного”2/: Как мертвый шершень возле сот, День пестрый выметен с позором. И ночь-коршунница несет Горящий мел и грифель кормит. С иконоборческой доски Стереть дневные впечатленья И, как птенца, стряхнуть с руки Уже прозрачные виденья!-------------------------------------------------------------------------------1/ Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Вступительная статья С. Аверинцева. М., Худож. лит., 1990, с. 45-46.2/ Там же, с. 49. Мандельштама постигает творческий кризис: ни одного стихотворения запять лет. Годы, когда не было стихов, заняты работой над прозой. В 1928 г. Мандельштам писал, отвечая на анкету под заглавием “Советский писатель и Октябрь”: “Октябрьская революция не могла не повлиять на моюработу, так как отняла у меня “биографию”, ощущение личной значимости, Яблагодарен ей за то, что она раз навсегда положила конец духовнойобеспеченности и существованию на культурную ренту...”1/ В том же, 1928 г. выходит “Египетская марка”, где тема отталкивания отсебя доведена до надрыва, до транса: “Старшно подумать, что наша жизнь - это повесть без фабулы и героя,сделанная из пустоты и стекла, из горячего лепета одних отступлений, изпетербургского инфлуэнцного бреда”2/ У Мандельштама нет каких-то особенно филантропических тем; но ведь иПушкин не был сентиментальным моралистом, когда подвел итоги своихпоэтических заслуг в строке: “И милость к падшим призывал”. Дело не вморали, дело в поэзии. Согласно пушкинской вере, унаследованнойМандельштамом, поэзия не может дышать воздухом казней. Заступаясь заприговоренных к смерти, Мандельштам не знал, что вскоре заступничествопонадобится ему самому. Постигшие Мандельштама злоключения, несовместимость вольного поэта с“литературой”, столь быстро адаптирующейся и умеющей доказать кому надособственную нужность. Сверхличной темой для Мандельштама становится - то,что происходит со страной2/ : Приказчик на Ордынке работницу обвесил - убей его! Кассирша обсчиталась на пятак - убей ее! Директор сдуру подмахнул чепуху - убей его! Мужик припрятал в амбаре рожь - убей его! Настоящая правда - страшна. В поэзию Мандельштама входят темы,разработанные перед этим в прозе. Поэт принял свою судьбу, возобновляявнутреннее согласие на жертву: А мог бы жизнь просвистать скворцом,-------------------------------------------------------------------------1/ Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Вступительная статья С. Аверинцева. М., Худож. лит., 1990, с. 49.2/ Там же, с. 50. Заесть ореховым пирогом, Да, видно, нельзя никак... Но его мужество - мужество отчаяния. “Были мы люди, а стали людье”. Унего никогда еще не было этих неистовых интонаций, выражающих состояниедуши, когда последние силы собраны, как в кулак: По губам меня помажет Пустота, Строгий кукиш мне покажет Нищета. Поэзия Мандельштама становится в начале 30-х годов поэзией вызова,гнева, негодования: Пора вам знать, я тоже современник, Я человек эпохи Москвошвея, - Смотри, как на мне топорщится пиджак, Как я ступать и говорить умею! Попробуйте меня от века оторвать, - Ручаюсь вам - себе свернете шею! В ноябре 1933 года Мандельштамом были написаны стихи против Сталина Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлевского горца... 13 мая 1934 года Мандельштам был арестован и выслан в Чердынь. Аресточень тяжело сказался на Мандельштаме, временами у него наступалопомрачение сознания. Не признавая и все же каждодневно ощушая себя “тенью”,изверженной из мира людей, поэт проходит через свое последнее искушение:поддаться иллюзорному соблазну вернуться в жизнь. Так возникает “ОдаСталину”. И все-таки работа над “Одой” не могла не быть помрачением ума исаморазрушением гения. 2 мая 1938 года повторный арест. В лагере под Владивостоком 27 декабря1938 года Осип Мандельштам умер. Все было кончено. Все было впереди. 1/ З а к л ю ч е н и е Поэзия Мандельштама -память русской культуры Серебряный век русской культуры закончился после 1917 года, с началомгражданской войны. В двадцатые годы еще продолжалась инерция, ибо такаяширокая и могучая волна, каким был наш серебряный век, не могла недвигаться некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться. Еще были живыбольшинство людей, творчеством которых был создан серебряный век, но самаэпоха закончилась. Остался холодный лунный пейзаж без атмосферы. Но совторой половины 50-х годов, едва отпустил страх, списки мандельштамовскихстихов начинают расходиться по рукам, служа заветным паролем для тех, ктохранил память культуры. Для многих мандельштамовская поэзия становитьсяформирующим, воспитывающим переживанием. Оказывается, что слух новыхпоколений подготовлен и настроен на поэзию Осипа Мандельштама.2/ О своей песни Мандельштам сказал: “Утеха для друзей и для враговсмола”. Без темных лучей вражды спектр того ореола, в котором является наммандельштамовская поэзия, неполон. Если эти лучи погаснут, Мандельштамперестанет тревожить и озадачивать нас.-----------------------------------------------------------------------------1/Мандельштам О.Э. Собрания произведений:. Сост., подг. текста и прим. С.В. Василенко и Ю.Л. Фрейдина. М., Республика, 1992, с. 395.2/ Воспоминания о серебряном веке. Сост. В. Крейд. М., Республика, 1993, с. 7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. М., Худож. лит., 1990. 2. Мандельштам О.Э. Собрание произведений. Стихотворения/ Сост., подг.текста и прим. С.В. Василенко и Ю.Л. Фрейдина. М., Республика, 1992. 3. Воспоминания о серебряном веке. Сост. В. Крейд. М., Респуб-лика, 1993. 4. Мандельштам О.Э. Сб. Четвертая проза. В 2- т. М., СП Интерпринт,1991. ПЛАН РЕФЕРАТА I. Вступление. Эпоха серебряного века и Осип Мандельштам. П. Основаня часть. Россия Осипа Мандельштама: 1. Истоки и универсализм поэзии Мандельштама 2. Своеобразие поэзии Мандельштама. 3. Россия в поэзии и прозе О. Мандельштама Ш. Заключение. Поэзия Мандельштама - память русской культуры.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Эпоха серебряного века и Осип Мандельштам iconЭпоха серебряного века и Осип Мандельштам
Эпоха серебряного века длиною от силы в четверть века простирается между временем Александра ш и семнадцатым годом. 1
Эпоха серебряного века и Осип Мандельштам iconОсип Мандельштам. Жизнь и творчество министерство образования РФ тверской лицей «Осип Мандельштам. Жизнь и творчество»

Эпоха серебряного века и Осип Мандельштам iconРеферат по литературе на тему: «Лица серебряного века. М. И. Цветаева»
В связи с большими переменами в нашей стране в последнее время, в нашем обществе многие несправедливо забытые имена стали к нам возвращаться,...
Эпоха серебряного века и Осип Мандельштам iconНиколай Степанович Гумилев и эпоха Серебряного века

Эпоха серебряного века и Осип Мандельштам iconСеребряный век русской поэзии Творчество В. В. Маяковского ученика 11г класса моу ссш №2 Ермоленко Дмитрия План: I. Характеристика серебряного века. II. Литературные течения серебряного века. 1 Символизм. 2 Акмеизм. 3 Футуризм. III. Творчество В. В. Маяковского Характеристика серебряного века

Эпоха серебряного века и Осип Мандельштам iconИ. Н. Cеменов зарождение акмеологии в культуре серебряного века и
Рассмотрим характеризующиеся взаимопроникновением формы такого синтеза в человекознании и поэзии Серебряного века русской культуры,...
Эпоха серебряного века и Осип Мандельштам iconВнеклассное мероприятие по литературе на тему: «Дай Бог, чтобы твоя страна тебя не пнула сапожищем»
Знакомство с русской поэзией начала XX века занимает основное место в изучении курса литературы в 11 классе. Серебряный век отмечен...
Эпоха серебряного века и Осип Мандельштам iconОсип Эмилевич Мандельштам
Гумилёва способствовалитворческому росту Мандельштама, хотя их вкусы часто не совпадали. В прозе зрелых лет("Путешествие в Армению",...
Эпоха серебряного века и Осип Мандельштам iconПоэты серебряного века. Личность и творчество А. А. Ахматовой Россия, Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ср школа №1. Поэты "серебряного века". Личность и творчество А. А. Ахматовой

Эпоха серебряного века и Осип Мандельштам iconТема: «Серебряный век: Ренессанс или упадок?» Цели урока: дать представление об эпохе «серебряного века»
Цели урока: дать представление об эпохе «серебряного века» как об определенном историческом этапе; о философии, музыке, театре, живописи,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы