Авторское право icon

Авторское право



НазваниеАвторское право
Дата конвертации26.07.2012
Размер363.39 Kb.
ТипРеферат
Авторское право


КУРСОВАЯ РАБОТА по Гражданскому праву Тема: "Авторское право" ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Основная часть 5 Глава I 5 История развития авторского права в России Глава II 9 Объекты авторского права Глава III 18 Субъекты авторского права Глава IV 23 Права авторов Заключение 29 Список литературы 30 Введение Авторское право в России появилось лишь в начале XIX веке (1828г.), гдеправо автора на созданное им произведение трактовалось как правособственности, которым можно торговать.[1] Сто семьдесят лет, прошедших стого дня, это сравнительно небольшой отрезок времени для развития отраслиправа. Некоторые проблемы, поднимаемые в прошлом веке актуальны и сегодня.Если юридическая конструкция многих правовых институтов, давно получившихсилу в гражданском обществе, как например права собственности, далеко неуспела выясниться, составляет предмет спора для ученых, то тем более можноожидать отсутствия определенности в построении такого молодого института,как авторское право.[2] "С тех пор, — замечает проф. Табашников, — какположительные законодательства приняли это злополучное право под своюзащиту, оно носится по горизонту науки безо всякого определенногоназначения, и по дуновению того или иного ученого или легко передвигается содного места на другое, или же парит в пространстве, подобно птице,высматривающей место, куда ей удобнее было бы спуститься." Сегодня авторское право, нормы которого регулируют отношения,возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки иискусства, большинство российских ученых справедливо рассматривают вкачестве особого института гражданского права.[3] Такого же мненияпридерживался в своих работах Шершеневич, критикуя бытующие в его времятеории, такие как "теория, признающая авторское право за правособственности", "теория, основывающая авторское право на договоре междуавтором и публикой", "теория, считающая авторское право правом личности" и"теория, отвергающая субъективное авторское право". Институт авторского права заключает в себе специальные и своеобразныечерты, отличающие его от всех других институтов гражданского права.Институтом этим охраняются не только имущественные интересы авторов, нотакже и их права и интересы личные — нравственные и духовные. Вместе с темэтим институтом затрагиваются интересы общественные — интересы культуры ипросвещения. Благодаря этому правоотношения, нормируемые законом обавторском праве, выходят далеко за пределы частногражданских отношений иприобретают исключительный интерес — как юридический, в виду своеобразнойправовой конструкции этого права, так и общественный, в виду предъявляемыхк нему требований культурно-просветительского свойства.[4] Авторское право регулирует отношения, связанные с производством иобменом результатов интеллектуального труда, которые сохраняются внетрудового процесса. Вместе с тем создаваемые произведения не отделимы от ихавторов, и поэтому права последних носят личный и исключительный характер.
Данные обстоятельства оказывают существенное влияние на правовоерегулирование авторских отношений, предопределяя выделение норм авторскогоправа в относительно самостоятельное подразделение.[5] Основная часть Глава I История развития авторского права в России Первый закон об авторском праве был принят в Англии в 1710 году. ВРоссии же первые законы, регулирующие авторские отношения были приняты в1828 году. Дело в том, что книгоиздательское дело в России вплоть до концаXVIII века считалось государственной монополией. Лишь потом появляютсяпервые частные типографии, но доминирующее положение государствасохраняется еще несколько десятилетий. Отсутствие конкуренции в Россиимежду книгоиздателями послужило причиной тому, что не было объективныхпредпосылок для появления авторского права. На всем протяжении истории в России господствовала цензура. Причем напервых порах становления авторского права привилегии на изданиепроизведений выдавались не авторам, а издателям, а цензуру совершенно неинтересовало, обладают ли издатели соответствующими правами напроизведения. Только грубые нарушения со стороны некоторых издательств —сознательное введение публики относительно авторов распространяемых книгвынудило правительство принять соответствующие меры. В Цензурном уставе 22 апреля 1828 г. впервые помещены 5 статей осочинителях и издателях книг в виде приложения к Цензурному уставу. Изданотого же числа Высочайшее утвержденное Положение о правах сочинителей. Поэтому закону, составляющему основу дальнейшего законодательства, срокавторского права определен в 25 лет со смерти автора.[6] Затем последовалоВысочайше утвержденное мнение Государственного Совета 8 января 1830г. "Оправах сочинителей, переводчиков и издателей", дополнившие правила 1828 г.,решив вопрос об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т.д.В этом законе право сичинителей признается уже правом собственности, ипостановлено, "что если сочинитель или его правопреемник сделает новоеиздание книги за пять лет до истечения срока исключительного права, топраво сие остается в его пользу еще на десять лет сверх двадцатипятилетнегосрока". Наконец, в 1857 году Высочайше утвержденным мнениемГосударственного Совета от 15-го апреля 25-летний срок продлен до 50 лет. Постановления о музыкальных и художественных произведениях были изданыеще позже, именно: Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета 9января 1845 года правила о сочинителях дополнены были постановлениями,относящимися к музыкальной собственности, а 1 января 1846 года было изданоВысочайше утвержденное Положение о собственности художественной.[7] К концу XIX века стало совершенно очевидно, что частичноеусовершенствование правил об авторском праве не в состоянии обеспечитьэффективную защиту интересов авторов и пользователей произведений. В 1897г. Государственный Совет принял решение безотлагательно приступить кподготовке нового закона. Понадобилось более 13 лет, чтобы закон был принят20 марта 1911 года. Он назывался "Положением об авторском праве" и былсоставлен на основании лучших западноевропейских законодательств тоговремени, с отражением, однако, традиционного для российского авторскогоправа более низкого уровня охраны авторских прав. В законе раскрывалисьосновные понятия — круг охраняемых объектов, срок действия авторскогоправа, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав исредства защиты, также закон содержал отдельные главы, посвященныеавторским правам на литературные, музыкальные, драматические,художественные, фотографические произведения. В особой главерегламентировались основные правила и условия издательского договора. Законвпервые закрепил право авторов на перевод их произведений. Являясь значительным шагом в развитии авторского права, закон вывелРоссию на приемлемый для цивилизованного общества уровень регулированиятворческих правоотношений.[8] Октябрьская революция не могла не оказать существенного влияния наавторское право. Внедряя в жизнь нормы, согласующиеся с большевистскимивзглядами, ЦИК отменил все прежнее гражданское законодательство России. Иуже 29 декабря 1917 г. увидел свет новый советский закон об авторском праве"О государственном издательстве". Декрет, "учитывая книжный голод встране", предложил народной комиссии по просвещению приступить немедленно кширокой издательской деятельности и выпустить в первую очередь дешевыеиздания русских классиков. Сочинения тех из писателей, по которым срокавторского права истек, должны были быть переизданы без особыхформальностей. Однако и в отношении других писателей декрет предоставилкомиссии по просвещению право объявлять государственной монополией срокомне более чем на пять лет сочинения, которые подлежат изданию. Декретобъяснял, что эти произведения переходят таким образом "из области частнойсобственности в область общественности".[9] Продолжил эту линию декретСовета Народных Комиссаров РСФСР от 26 ноября 1918 г. "О признании научных,литературных, музыкальных и художественных произведений". Он предоставлялвозможность признавать достоянием РСФСР любые произведения, а авторампроизведений, объявленных государственным достоянием, обеспечивался гонорарпо установленным ставкам, а в соответствии с декретом "Об отмененаследования" от 27 апреля 1918 г. декрет от 26 ноября отрицательно решилвопрос о переходе авторского права по наследству,[10] однако наследникамгарантировалось содержание в размере прожиточного минимума. Декрет от 10октября 1918 г. "О прекращении силы договоров на приобретение в полнуюсобственность произведений литературы и искусства" объявилнедействительными все договоры издательств с авторами, по которымлитературные, художественные или музыкальные произведения перешли в полнуюсобственность издательств.[11] Следующий этап развития авторского права связан с принятым 8 октября1928 г. Законом "Об авторском праве". Право авторов на созданное имипроизведение в большинстве случаев стало пожизненным, использованиеиспользование произведений допускалось только на основе договоров савторами. И тем не менее, не считался нарушением авторского права переводпроизведения, публичное исполнение опубликованных произведений с выплатойавтору гонорара. Однако по сравнению с периодом военного коммунизма данныйэтап следует рассматривать как период постепенного восстановления ирасширения авторских прав.[12] В начале 60-х годов в ходе проводившейся в тот период кодификациизаконодательства нормы авторского права были существенно пересмотрены внаправлении дальнейшего расширения прав авторов и укрепления их позиций вотношениях с организациями, использующими их произведения. В 1973 г. СССРстановится участником Женевской конвенции об авторском праве и в советскомзаконодательстве впервые закрепляется право автора на перевод произведения,срок действия авторского права после смерти автора возрастает до 25 лет,расширен круг субъектов авторского права. В связи с распадом Советского Союза многие нормы авторского права,которые значительно расширяли права авторов, исключив свободноеиспользование произведений в кино, на радио и телевидении, а такжепубличное исполнение без согласия автора, продлили срок действия авторскогоправа до 50 лет после смерти автора и вступили в силу лишь в июле 1992 г.,как раздел V Основ гражданского законодательства. И вот 3 августа 1993 г. вступил в действие Закон РФ "Об авторском правеи смежных правах", с принятием которого утратил силу раздел V Основгражданского законодательства. Глава II Объекты авторского права Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" не содержит легальногоопределения понятия произведения, хотя указывает на те признаки, которымионо должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной.[13] Согласно ст.6 Закона "Авторское право распространяется на произведения науки,литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности,независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа еговыражения. Авторское право распространяется как на обнародованныепроизведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме." Задача определения понятия "произведение", казалось бы, не должнавходить в компетенцию гражданского права, т.к. составляет предметспециальных наук: теории литературы, теории искусства, теории науки. Тем неменее был высказан другой взгляд. В.И. Серебровский утверждал: "Закон,гарантируя охрану произведения, не указывает, однако, что следует пониматьпод "произведением". Задача дать определение понятия произведения падает,таким образом, на долю науки гражданского права."[14] "Объектом авторского права, — писал Г.Ф. Шершеневич, — являетсялитературное произведение, как продукт духовного творчества, облеченный вписьменную или словесную форму и предназначенный к обращению в обществе.Отчеты о заседаниях суда, ученых обществ, земств и т. п., не выражающиедуховного творчества их составителей, не могут считаться такимиобъектами."[15] А.Я. Канторович под "умственным произведением" понимал "недеятельность духа, а продукт этой деятельности, который со своей стороныпредназначен к воздействию на человеческий дух. Объектом авторского права,— говорил он, — общим образом говоря, является продукт духовного творчестваоблеченный в определенную форму и предназначенный к обращению вобществе."[16] Произведение — это результат творческой деятельности автора,его творческого мышления, продукт человеческого мозга. Но мозг человекаможет производить только нематериальные объекты.[17] Объектом авторскогоправа следует считать не просто работу автора и не идеи, выраженныеавтором, а произведение, как комплекс идей и образов, получивших своевыражение в готовом труде[18], как индивидуальное и неповторимое творческоеотражение объективной действительности.[19] Наибольшее распространение всеже получает определение произведения, сформулированное В.И. Серебровским,как более подробное, с включением него и некоторых других признаков."Произведение, — писал он в 1956 г., — можно было бы определить, каксовокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческойдеятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческимичувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения."[20] В связи с этим важно различать само произведение, имеющеенематериальную сущность, и форму его воплощения, например, рукопись,рисунок, нотная запись и т.д. Связь произведения со своим материальнымносителем может быть неразрывной.[21] Это касается картин и скульптур, какрезультатов труда художника. При этом и картина, и скульптура являются какобъектами авторского права, так и объектами права собственности.Материальные носители произведений могут быть уникальны, но авторское правоохраняет произведение как систему идей, мыслей и образов именно в связи свозможностью его воспроизведения. Поэтому авторское право на произведениесохраняется даже в случае гибели того материального носителя, в котором онобыло воплощено. Конечно, практическое значение это имеет лишь тогда, когда,например, сохранилась копия или репродукция утраченного произведенияискусства, когда литературное или музыкальное произведение могло быть кем-либо воспроизведено по памяти и т.д. Однако не всякое произведение как результат мыслительной деятельностичеловека охраняется нормами авторского права. Объектами авторского правапризнаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотреннымизаконом признаками. Такими признаками являются творческий характерпроизведения и объективная форма его выражения. Для авторского права в социалистическом обществе характерен еще одинпризнак. "Произведение, — говорил М.В. Гордон, — по своему характеру долженбыл общественно полезным."[22] Думаю, не стоит останавливаться на анализеэтого признака, характеризующего конкретную эпоху. Ни прежде, ни нынедействующее законодательство такого требования к произведению не содержалои не содержит. Иностранные законодательства прошлых лет тоже прямоуказывают на отсутствие этого признака. Общее начало, которым руководствовалась французская судебная практикавыражено в следующих словах: "Закон не оценивает произведения, невзвешивает их ценность и достоинство, а защищает их слепо: длинное иликороткое, хорошее и плохое, полезное или опасное, плод гения или простойпродукт труда и терпения, — всякое произведение литературное илихудожественное подлежит защите." Тоже общее начало применяется германской практикой. "Произведениялитературы, — говорится в одном из решений, — есть выражение посредствомписьменных знаков, которое составляет продукт индивидуального умственноготруда, а не механической работы. Мера требовавшегося умственного труда,объем, внутреннее содержание и достоинство работы не имеют значение."[23] В ст. 6 закона "Об авторском праве и смежных правах" прямо отмечается:"Авторское право распространяется на произведения науки, литературы иискусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо отназначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения." Но вернемся к признакам объекта авторского права, таким как творческийхарактер произведения и объективная форма его выражения. В самом законепризнак творчества не раскрывается, а в литературе существует множество егоопределений. М.Горький определял творчество как "ту степень напряженияработы памяти, когда быстрота ее работы извлекает из запаса знаний,впечатлений наиболее выпуклые и характерные факты, картины, детали ивключает их в наиболее яркие, точные, общепонятные слова".[24] По мнениюИ.А. Грингольца "творчество — это интеллектуальная работа, направленная насоздание нового."[25] Наиболее удачно выделяется определение Э.П.Гаврилова, который определяет творчество как "деятельность человека,порождающую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью,оригинальностью и уникальностью."[26] Показателем творческого характера произведения, по мнению большинстваученых, является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается каксиноним оригинальности произведения. Она может выражаться в новомсодержании, новой форме произведения, новой идее, новой научной концепции ит. п. Произведение как результат творческой деятельности автора становитсяобъектом авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либообъективной форме. До тех пор пока мысли и образы автора не проявилисьвовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут бытьвосприняты другими людьми, и, следовательно, не существует и практическойнадобности в их правовой охране.[27] Объективной формой произведения следует считать всякое внешнеевыражение авторской мысли. Объективная форма выражения произведения теснымобразом связана с возможностью его воспроизведения. Иногда высказываетсямнение, что поскольку объективная форма придает продукту творческойдеятельности автора способность существовать и по окончании творческогопроцесса, то, следовательно, в силу этого возникает и способностьпроизведения к воспроизведению, а потому нет оснований способность квоспроизведению считать самостоятельным признаком произведения.[28] Другие ученые полагают, что воспроизводимость является самостоятельнымпризнаком произведения или, что то же самое, закон охраняет только такиепроизведения, объективная форма которых обеспечивает возможность ихвоспроизведения без участия самого автора. Они признают, что произнесенныеречи и доклады, исполненные музыкальные произведения и прочитанные устностихотворения, даже если они нигде и никак не зафиксированы, существовали вобъективной форме, иначе они не могли бы восприниматься другими людьми. Нотакая форма, не связанная с каким-либо материальным носителем, являетсякрайне неустойчивой, легко может быть утрачена и искажена. Никакойслушатель или зритель, кроме, может быть, случаев особой гениальности, не всостоянии запомнить и воспроизвести во всех деталях публично исполненноепроизведение. Закон об авторском праве, разрешая этот многолетний спор,ограничивается указанием на необходимость придания произведению объективнойформы и не упоминает при этом о том, что данная форма должна позволятьвоспроизводить результат творческой деятельности автора. Иными словами,законодатель однозначно признал, что авторским правом охраняются любыевыраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которыхне связана с материальным носителем. Конечно, защита подобных произведений,например, публично произнесенных, но нигде не зафиксированных речей,лекций, докладов, особенно защита их от искажения, представляется болеесложной, чем защита произведений, связанных с каким-либо материальнымносителем. Но в принципе она может быть обеспечена, в связи с чемисключение из закона специального упоминания о возможности воспроизведениярезультата творческой деятельности как особого признака охраняемогопроизведения представляется оправданным.[29] Для возникновения, осуществления и охраны авторского права достаточноодного только факта создания произведения, определенным образом выраженногововне. Никакой регистрации или иного документирования этого факта нетребуется.[30] В ст. 6 закона "Об авторском праве и смежных правах" говорится, чтоавторское право на произведения науки, литературы или искусства возникает всилу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского праване требуется регистрации произведения, иного специального оформленияпроизведения или соблюдения каких-либо формальностей. Кроме того, закон не требует подтверждения наличия у произведенияпредусмотренных им критериев, т.е. необходимости какой-либо квалификациипроизведения как такового для признания его объектом авторского права. После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторскомправе 1952 г. на всех печатных изданиях (книгах, журналах, конвертахгрампластинок и т. п.) стал проставляться знак охраны авторского права,который состоит из трех элементов: латинской буквой «С» в окружности: ©имени обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликованияпроизведения. Использование данного знака охраны не означает введение в российскоеправо требования о выполнении формальностей как условия возникновенияохраны. Применение знака охраны зависит от усмотрения обладателяисключительных авторских прав. Правовой охраной в равной степени будутпользоваться как произведения, на которых проставлен знак охраны, так ипроизведения без такого знака. Основной целью снабжения произведения данным знаком является оповещениетретьих лиц о том, что они имеют дело с охраняемым произведением. Это нетолько служит предупреждением против нарушения чужих авторских прав, но иоблегчает процесс доказывания вины нарушителя, если таковое все-такисостоится. Объектом авторского права является не только произведение в целом, но ичасть произведения, которая является результатом творческой деятельности иможет быть использована самостоятельно. В этой связи большое значение дляпонимания сущности правовой охраны произведений, по российскомузаконодательству, имеет принятое в литературе выделение у произведения"юридически безразличных" и "юридически значимых" элементов.[31] В группу "юридически безразличных" элементов входят тема, материал,сюжетное ядро и идейное содержание произведения. В теории литературы ихназывают содержанием произведения. Заимствование этих элементов не налагаетникаких обязанностей. В науке авторского права созданные художником образы именуютсявнутренней формой произведения. Она пользуется правовой охраной, так какявляется результатом творческой деятельности и отражает индивидуальностьсвоего творца. Считается, что, в принципе, образы произведения могут бытьзаимствованы для создания нового, творчески самостоятельного произведенияпри условии придания им новой внешней формы. В этом случае, однако, законтребует обязательного согласия автора первоначального произведения иуказание источника заимствования. Внешняя форма произведения это языкпроизведения со всеми его словарными и художественными особенностями. Языкпроизведения заимствованию не поддается. Он только цитируется собозначением источника, в противном случае налицо присвоение (плагиат).[32] Круг охраняемых законом произведений достаточно широк и многообразен.Произведения различаются по объективной форме, способам их воспроизведения,степени самостоятельности, видам использования и целому ряду другихоснований. Прежде всего заслуживает внимания вопрос о делении охраняемыхзаконом произведений на произведения науки, литературы и искусства. Егоактуальность определяется тем, что нередко утверждается, что авторскимправом охраняются результаты не всякой творческой деятельности, а лишь те,которые непосредственно относятся к области науки, литературы иискусства.[33] Закрепленный законом перечень охраняемых произведений носит примерный идалеко не исчерпывающий характер, иначе бы создание произведений новыхвидов оставалось бы вне юридической охраны, а значит, вне правовогостимулирования.[34] Важнейшее значение имеет деление произведений на обнародованные инеобнародованные, а также близкое к нему, но не совпадающее с ним делениепроизведений на опубликованные и неопубликованные. Сразу оговоримся, чтоавторским правом охраняются и те, и другие произведения. Однако еслинеобнародованные произведения неприкосновенны и ни при каких условиях немогут быть использованы без согласил их авторов, то обнародованныепроизведения в исключительных, прямо предусмотренных законом случаях могутбыть использованы заинтересованными лицами без согласия авторов и дажевопреки их возражениям. Аналогичные различия существуют междуопубликованными и неопубликованными произведениями. В отличие от обнародования опубликование связывается законом лишь стакими действиями, которые означают выпуск в обращение экземпляровпроизведения. Иными словами, речь идет об изготовлении и выпуске вобращение копий произведения, изготовленных в любой материальной форме. Приэтом указанное действие должно быть так же, как и при обнародовании,совершено с согласия автора произведения, а количество выпущенныхэкземпляров должно быть достаточным для удовлетворения разумныхпотребностей публики исходя из характера произведения. Следует отметить, что понятие "опубликование произведения" (или выпускв свет), по российскому авторскому законодательству, расходится саналогичным понятием, закрепленным Всемирной конвенцией об авторском праве. В соответствии со ст. VI Конвенции опубликованием считается выпусктолько таких экземпляров произведения, которые предназначены длячитательского или зрительского восприятия. Поэтому, например, выпуск вобращение грампластинок и иных звукозаписей литературных, музыкальных ииных произведений опубликованием произведения не признается, так какуказанные материальные носители обеспечивают лишь слуховое восприятиепроизведений. Российский авторский закон подобного ограничения не содержит и считаетопубликованием выпуск в обращение любых материальных носителейпроизведения. Таким образом, налицо явное расхождение между внутреннимроссийским законом и положением международного договора, которое должнорешаться в пользу последнего. Далее, произведения подразделяются на оригинальные и производные.Практическое значение данной классификации заключается в том, что еслиоригинальные произведения используются их авторами исключительно по ихсобственному усмотрению, то для создания и использования производныхпроизведений требуется получить разрешение обладателей авторских прав на тепроизведения, на основе которых они созданы. Оригинальным является такое произведение, все основные охраняемыеэлементы которого созданы самим автором. В производном (или зависимом)произведении заимствованы охраняемые элементы чужого произведения. Основнымкритерием для предоставления ему охраны является требование творческойсамостоятельности по сравнению с оригиналом. Как правило, это выражается впридании произведению новой формы, отражающей оригинал. Вторым непременным условием возникновения авторских прав на такоепроизведение является соблюдение его создателем прав автора произведения,подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке. Большое практическое значение для объема авторских правомочий и режимаиспользования произведения оказывает признание его служебным. Понятие"служебное произведение" закон не раскрывает, относя к их числупроизведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей илислужебного задания работодателя (ст. 14 Закона об авторском праве). Юридическая наука и судебная практика вносят в это понятие большуюопределенность и ставят его в известные рамки. В частности, произведениеможет считаться созданным в порядке выполнения служебного задания толькотогда, когда содержанием такого задания является именно созданиепроизведения. К числу объектов, не охраняемых авторским правом, относятся преждевсего те из них, которые не обладают хотя бы одним из признаковпроизведения науки, литературы и искусства. Так, если лицом в ходепроделанной работы достигнут не творческий, а чисто технический результат,он авторским правом не охраняется. К такого рода результатам относятся, вчастности, телефонные справочники, расписания движения, адресные книги и т.п. при условии, что составителем не применена оригинальная схема изложениясправочных данных. Наряду с подобными объектами существуют произведения, обладающие всеминеобходимыми для охраны признаками, но не охраняемые авторским правом всилу прямого указания закона. К их числу относятся следующие четырекатегории произведений. Во-первых, не пользуются правовой охраной произведения, срок охраныкоторых истек. Но истечение срока охраны никак не влияет на охрануавторства, имени автора и неприкосновенности произведения. Во-вторых, из сферы правовой охраны исключены официальные документы, ихофициальные переводы, а также государственные символы и знаки. В-третьих, в силу прямого указания закона не охраняются авторскимправом произведения народного творчества. В-четвертых, не признаются объектами авторского права сообщения особытиях и фактах, имеющие информационный характер. Единственное, на что вправе претендовать автор сообщения или впервыеопубликовавший его орган массовой информации, — это требовать указаниядругими органами печати, сообщающими данную информацию, на источник еепервоначального обнародования (ст. 23 Закона РСФСР "О средствах массовойинформации"). В тех же случаях, когда сообщение о том или ином событии сопровождаетсяавторским комментарием, оценкой значимости происшедшего, прогнозомдальнейшего развития событий, анализом или иной интерпретацией, оноприобретает режим объекта авторского права.[35] Глава III Субъекты авторского права Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежитсубъективное авторское право в отношении произведения. Обладателямисубъективного авторского права могут быть российские граждане, иностранцы,лица без гражданства, их наследники и иные правопреемники. Право напроизведение для каждой категории субъектов возникает в связи с различнымиюридическими фактами — созданием произведения, переходом авторских прав понаследству, авторскому договору и т.д. Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений.Авторами признаются лица, творческим трудом которых созданопроизведение.[36] Автор — творец нового.[37] Носителем субъективного авторского права является создательпроизведения, его подлинный автор — человек, написавший книгу, сочинившиймузыку, создавший скульптуру и т.п. Вследствие того, что деятельность посозданию произведения не относится к числу юридических актов, совершаемыхспециально для достижения определенного правового результата.[38] Возможность граждан обладать авторскими правами входит в содержаниегражданской правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни отсостояния здоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности вконкретное субъективное право необходим юридический факт. Роль такого фактавыполняет создание произведения, т. е. юридический поступок, а не сделка.Но поскольку юридические поступки могут совершаться и недееспособнымилицами, конкретные субъективные авторские права возникают независимо отвозраста и состояния дееспособности. По-иному, однако, обстоит дело с осуществлением авторских правнесовершеннолетними и недееспособными. За малолетних и полностьюнедееспособных граждан авторские права осуществляют их родители и опекуны.Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаются своимиавторскими правами самостоятельно. Субъектами авторского права признаются не только граждане РФ, но ииностранцы, а также лица без гражданства. Однако, если произведенияроссийских граждан охраняются независимо от места их обнародования илинахождения в иной объективной форме, то произведения иностранных авторов илиц без гражданства охраняются при условии, что они: - либо обнародованы на территории РФ или находятся в РФ в какой-либо объективной форме; - либо пользуются охраной в соответствии с международными договорами РФ (п. 1 ст. 5 Закона об авторском праве).[39] Авторские произведения нередко создаются не одним, а двумя илинесколькими лицами. В таком случае можно говорить о соавторстве. Для соавторства требуется, чтобы произведение представляло собой единоецелое и являлось результатом творческой деятельности двух или несколькихлиц, т. е. чтобы оно выступало как коллективное произведение. Приотсутствии хотя бы одного из указанных условий нет и соавторства.[40] Закон устанавливает, что авторское право на коллективное произведениепринадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такоепроизведение одно целое или состоит из частей, которые могут бытьиспользованы самостоятельно. При "неделимом" соавторстве особых прав длякаждого автора не существует, так как произведение нельзя разделить начасти; при "раздельном" соавторстве каждый автор сохраняет право насозданную лично им часть коллективного произведения (если только всоглашении не указано иного).[41] Условием признания тех или иных лиц соавторами произведения являетсяналичие соглашения о возникновении соавторства. При этом под соглашениемследует понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное насовместную творческую работу над произведением. Оно может быть выражено влюбой форме и на любой стадии работы над произведением. Более того,предметом соглашения может быть доработка уже законченного произведения,если возникает необходимость внести в него изменения и дополнениятворческого характера. Важно лишь, чтобы соавторство было добровольным и ненарушало ничьих охраняемых законом авторских прав. Соглашение о соавторстве не следует, однако, понимать как возможностьвозникновения соавторства без совместной творческой работы надпроизведением. В силу одного только соглашения соавторство возникнуть неможет.[42] В отличие от предварительного соглашения о совместной работе, котороене является соавторским, для использования уже созданного произведениятребуется согласие всех соавторов. Если хотя бы один из них возражает, топроизведение может быть использовано только по решению суда; принедостижении соглашения в отношении делимого коллективного произведения,соавторы могут использовать принадлежащие им части по своемуусмотрению.[43] Нет соавторства при помещении статей различных авторов в научныхсборниках, энциклопедических словарях, журналах или в других периодическихизданиях. В этом случае появляется единое произведение, например — журналкак таковой, словарь в целом и т.д. Но здесь единство достигается благодарятакой творческой работе (тематическая подборка, расположение материала и т.п.), в которой отдельные авторы никакого участия не принимали. Поэтому,будучи авторами своих собственных произведений, они не становятсясоавторами журнала или словаря.[44] Соавторство также не возникает при создании творчески самостоятельногопроизведения на основе чужого опубликованного (если имеет местодозволение). Если автор умирает, то носителями его авторских прав выступаютнаследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону,так и по завещанию. Наследование по закону имеет место, если оно неизменено завещанием. Важной особенностью наследования авторских правявляется то, что авторские права переходят к наследникам в бездолевомпорядке, как единое целое, не подлежащее разделу. Это означает, чтораспоряжаться перешедшими по наследству авторскими правами наследникидолжны совместно и по взаимному согласию, а в случае спора — по решениюсуда. Стоит отметить некоторые особенности перехода авторского права понаследству. Прежде всего, по наследству к наследникам переходят не все авторскиеправа, а только их часть. В законе указывается, что по наследству непереходят право авторства, право на авторское имя и право на защитурепутации автора. Однако и в отношении этих прав к наследникам переходят права на защитуназванных прав от нарушений со стороны третьих лиц, если только автор неназначил для этих целей специальное лицо.[45] В ст. 27 Закона подробно расписаны все возможные сроки действияавторского права: - авторские права наследников действуют в течение 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти; - авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов; - авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его выпуска; - если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации; - если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года. Помимо наследников авторские права могут переходить к инымправопреемникам. В их роли выступают издательства, театры, киностудии идругие организации, занимающиеся использованием произведений. Ониприобретают авторские права на основании заключенных с авторами инаследниками авторских договоров. Становясь обладателями авторских прав, эти организации используютпроизведения и распоряжаются ими теми способами, которые предусмотреныконкретными авторскими договорами, и в установленных ими пределах. К числу субъектов авторского права относятся также организации,управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Такогорода организации могут создаваться непосредственно обладателями авторских исмежных прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическоеосуществление в индивидуальном порядке затруднено (публичное исполнение, втом числе по радио и телевидению, воспроизведение путем записи,репродуцирование и др.). Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе,действуют в пределах полученных от авторов полномочий на основе устава. Онине вправе заниматься коммерческой деятельностью и самостоятельноосуществлять использование произведений. Сами они обладателями авторскихправ не становятся, а являются лишь представителями авторов и действуют вих интересах. Среди функций организаций, управляющих имущественными правами авторовна коллективной основе, можно выделить три основные: - предоставление пользователям произведений лицензий на использование объектов авторского права (отказ не допускается, всем пользователям одной категории разрешения предоставляются на равных началах); - сбор вознаграждения за использование произведений и объектов смежных прав; - распределение собранного вознаграждения между авторами и обладателями смежных прав (за вычетом расходов на покрытие своих затрат и образование специальных фондов, создаваемых этими организациями с согласия и в интересах обладателей авторских и смежных прав).[46] Глава IV Права авторов Самой распространенной и в то же время самой спорной классификациейавторских прав является их деление на личные неимущественные иимущественные. Действительно, авторские права настолько взаимосвязаны, чтовыделить среди них права чисто имущественного или неимущественногохарактера довольно трудно. Тем не менее закон признает такое деление и указывает на то, какиеправа являются личными неимущественными, а какие носят имущественныйхарактер. Важность этого деления состоит в том, что личные неимущественныеправа (в законах западных стран — так называемые моральные права) могутпринадлежать лишь самому создателю произведения, они, как правило,непередаваемы другим лицам и охраняются бессрочно. Напротив, имущественныеправа могут свободно отчуждаться другим лицам и носят сугубо срочныйхарактер. Рассмотрим важнейшие личные и имущественные права автора.[47] Одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи ссозданием произведения, является право авторства. Этим обозначениямотмечаются правомочия автора, связанные с возможностью именовать себяавтором произведения, а все другие лица при использовании произведения(например, цитировании, включении отрывков из него в сборники илихрестоматии) обязаны ссылаться на автора.[48] Опираясь на это право, автортребует защиты своих интересов в случае присвоения авторства другим лицом(плагиат). Право авторства характеризуется следующими чертами: - оно неотделимо от личности автора: принадлежит только создателю произведения, неотчуждаемо, от него нельзя отказаться; - оно является правом абсолютным, так как ему корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного правомочия; - оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. В дальнейшем оно существует как юридический факт, с которым все должны считаться. После смерти автора авторство признается и охраняется законом, но уже не как субъективное право (ибо субъекта права больше нет), а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите.[49] Вокруг права авторства группируются другие предоставляемые авторуправомочия и самое близкое — право на имя. Сущность этого права состоит в том, что оно позволяет авторувоспользоваться при выпуске произведения одной из трех возможностей.Произведение может быть выпущено в свет с указанием подлинного имени автора(его фамилии и инициалов). В подавляющем большинстве случаев так именно ибывает. Но автор вправе обозначить свое произведение условным именем(псевдонимом). К псевдонимам прибегают по самым различным причинам: длябольшего благозвучия или краткости имени, во избежание смешения разныхвидов творческой деятельности одного и того же автора (например, издающегокак научные, так и литературно-художественные произведения) и т. п.Разрешается также опубликование произведения без указания имени автора(анонимно), Такие случаи встречаются сравнительно редко и обусловливаютсяособыми соображениями, в том числе и спецификой самого издания (например,помещение кратких статей в энциклопедических словарях илисправочниках).[50] С момента создания произведения за его автором закрепляется право назащиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иногопосягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Законустанавливает, что без согласия автора не разрешается вносить какие-либоизменения как в само произведение, так и в его название. Кроме того, безсогласия автора запрещается снабжать произведение при его изданиииллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы тони было пояснениями.[51] Допускается цитирование отрывков из произведения внаучных, полемических и информационных целях. Автор не может, ссылаясь напринадлежащее ему право на защиту репутации, воспрепятствовать созданиюдругими лицами соответствующих пародий и стилизаций, а также "преградил"дорогу критикам и комментаторам. Следующим личным неимущественным правом автора является право наобнародование произведения и на его отзыв. Сущность данного права можноопределить как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласкисозданного им произведения. Закон предоставляет автору возможность отказаться от ранее принятогорешения об обнародовании произведения либо, если произведение уже былообнародовано, он может дезавуировать действия по его доведению до всеобщегосведения, публично оповестив об отзыве произведения. В качестве единственного условия реализации данного права законустанавливает возмещение пользователю причиненных таким решением убытков,включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экземпляры произведения такжеизымаются из обращения за счет самого автора. Закон не требует от автораобосновывать уважительность причин отзыва произведения.[52] Закон специально не упоминает о праве автора на опубликованиепроизведения. Тем не менее такое право существует. Право на опубликованиесостоит в выпуске в свет (опубликовании) автором произведения. При этом спроизведением может ознакомиться неопределенный круг лиц. Это — одно изважнейших личных неимущественных прав авторов. В определенных случаях авторможет либо сам опубликовать свое произведение (сделать доклад и т.д.), либодать согласие на публикацию произведения по договору (передать рукопись виздательство, в выставочный комитет для демонстрации на выставках и т.п.) Право на опубликование произведения может быть реализовано авторомтолько один раз. Право на опубликование переходит по наследству. Это право принадлежитавтору любого произведения науки, литературы или искусства; однако ономожет быть ограничено, если опубликование произведения может затронуть"личную сферу" автора или иного лица, т.е. содержит материалы личного илиинтимного характера. Опубликование такого произведения должно бытьсогласовано с этим лицом, а после его смерти — с его родственниками.[53] Таковы личные неимущественные права автора. Наряду с ними у автораимеется целый ряд имущественных правомочий. Имущественные права авторасвязаны с возможностями автора по использованию его произведения. Прежде всего автор пользуется таким имущественным правом, как право навоспроизведение. Воспроизводить — значит размножать произведение путем снятия копий иликаким-либо иным способом. Оно всегда связано с повторением его наматериальном носителе. Воспроизведение считается состоявшимся независимо оттого, стали ли экземпляры произведения доступны неопределенному кругулиц.[54] С правом воспроизведения, принадлежащим авторам произведенийизобразительного искусства, тесно связано право доступа. Сущность данногоправа заключается в том, что автор произведения изобразительного искусствавправе требовать от собственника произведения предоставления возможностиосуществления им права на воспроизведение своего произведения. Инымисловами, художник или скульптор может делать копии со своего произведения,для чего собственник картины или скульптуры должен обеспечить доступ авторак произведению. При реализации данного права автор не должен создаватьсобственнику излишних неудобств, в частности, он не может требоватьдоставки ему произведения. Закон закрепляет за автором самостоятельное право на распространениеэкземпляров произведения любым способом, в частности право на продажуэкземпляров произведения и сдачу их в прокат. Закон не содержит исчерпывающего перечня способов распространенияпроизведения, называя лишь наиболее типичные из них — продажу и сдачу впрокат. Продажа означает реализацию копий произведения за плату. Сдача впрокат — это предоставление экземпляра произведения во временноепользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды.Существуют, однако, и другие способы распространения произведений,например, передача экземпляра произведения третьим лицам бесплатно.Типичный пример такого распространения — деятельность библиотек. Параду с правом на распространение закон особо выделяет исключительноеправо автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения,включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительныхавторских прав (право на импорт). Следующими имущественными правами автора являются право на публичныйпоказ и на публичное исполнение. Право на публичный показ реализуется вотношении произведений изобразительного искусства, а право на публичноеисполнение — в отношении музыкальных, драматических, хореографических,литературных и некоторых других произведений. Показ произведения состоит в праве продемонстрировать оригинал илиэкземпляр произведения.[55] Исполнением произведения признается егопредставление посредством игры, декламации, пения, танца как в живомисполнении, так и с помощью технических средств, например экрана. Для обоих рассматриваемых прав характерен признак публичности, т. е.показ или исполнение должно осуществляться в месте, открытом для свободногопосещения. Передача произведения в эфир или по кабелю предполагают его доведениедо сведения наиболее широкой аудитории, что, безусловно, затрагивает особыйинтерес авторов, нуждающихся в правовой охране. Указанный интересохраняется посредством закрепления за автором права на передачупроизведения в эфир и права сообщать произведение для всеобщего сведения покабелю. В эфир могут передаваться как уже обнародованные произведения, так ипроизведения, которые еще не обнародованы. Передачей в эфир признается ипрямая трансляция произведения из места его показа или исполнения. К имущественным правам авторов относятся также право на перевод и правона переработку произведения. В субъективное право на перевод входитвозможность автора самому переводить и использовать перевод своегопроизведения, а также его право давать разрешение на перевод ииспользование перевода другими лицами. На практике авторы довольно редкопереводят произведение сами, поскольку эта работа требует особых знаний инавыков. Поэтому фактически право на перевод сводится к праву даватьсогласие на использование произведения в переводе. Запретить переводпроизведения в целях личного использования автор не может ни фактически, ниюридически. Свое согласие на перевод автор обычно выражает путем заключениядоговора с той организацией, которая намерена использовать его произведениев переводе. Данная организация принимает на себя обязанность обеспечитькачественный перевод произведения, а также по просьбе автора представитьему перевод для ознакомления (или одобрения). К праву на перевод близко примыкает право автора переделывать,аранжировать или другим образом переделывать произведение. Оно такжевключает возможность автора или самому перерабатывать произведение в другойвид, форму или жанр либо давать разрешение на переработку другим лицам. Создаваемые в результате творческой переработки произведения являютсяновыми объектами авторского права. Но их использование может осуществлятьсялишь с согласия авторов оригинальных произведений. Как правило, дачаавтором согласия на переработку означает и его согласие на использованиесозданного в результате переработки нового произведения. Однако автор можетоставить за собой право на одобрение переработки как предварительноеусловие ее использования. Авторы произведений изобразительного искусства обладают особым правомследования. Сущность данного права состоит в том, что в каждом случаепубличной перепродажи произведения изобразительного искусства по цене,превышающей предыдущую не менее чем на 20%, автор имеет право на получение5% перепродажной цены (п. 2 ст. 17 Закона об авторском праве). Основной целью этого права является защита имущественных интересовхудожников и авторов других произведений изобразительного искусства,которые зачастую, особенно в начале творческого пути, продают своипроизведения различного рода перекупщикам значительно дешевле их реальнойстоимости. Право на получение части прибыли, выручаемой от перепродажипроизведения при переходе его от одного владельца к другому, в известноймере компенсирует ту несправедливость, которая была допущена по отношению кавтору вначале. К числу имущественных прав авторов ранее действовавшее законодательствои наука традиционно относили право на вознаграждение за использованиепроизведения. Новое авторское законодательство, безусловно, также признаетза авторами указанное право, хотя в общем перечне авторских правомочий онопрямо не названо. Рассмотренные ранее правомочия автора возникаютодновременно с тем, как произведение создано и выражено вовне при помощитех или иных способов. В отличие от этого право на получение вознагражденияот какого-либо конкретного лица с момента создания произведения несвязывается.[56] В состав права на вознаграждение входит не только "голое"право требовать соответствующих выплат, но и возможность оговорить размер,порядок, срок и другие условия получения вознаграждения. Все эти вопросырешаются в авторских договорах, на основе которых и осуществляетсяиспользование произведений. Вместе с тем закон выделяет несколько случаев, когда права авторов наполучение вознаграждения лежат за пределами авторского договора.[57] Таковы основные права авторов творческих произведений. Они достаточноразнообразны и охраняют как личные, так и имущественные интересы создателейпроизведений. Заключение Целью данной работы не являлось рассмотрение всего авторского права. Вработе ничего не сказано об авторском договоре, носящем гражданско-правовойхарактер и являющимся самостоятельным в ряду других гражданско-правовыхдоговоров. Не рассмотрена охрана смежных прав, т.е. прав исполнителей,производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания, правакоторых близки и тесно связаны с правами авторов. Очень важным аспектом является собственно защита авторских прав, подкоторой следует понимать совокупность мер, направленных на признание ивосстановление этих прав при их нарушении или оспаривании. Каждый из вышеуказанных аспектов может быть предметом детальногоисследования и серьезного анализа и может стать темой следующей работы. Список литературы 1. Авторское право: Нормативные акты. Национальное законодательство и международные конвенции / Сост., авт. ст. И.Силонов; оформл. Г.Сыроватского. — М.: Элит-Клуб; Юрид. книга, 1998. 2. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. — М.: Госуд. изд-во юр. литературы, 1957. 3. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. — М.: Юрид.лит., 1988. 4. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. — М.: Юрид.лит., 1984. 5. Гордон М.В. Советское авторское право. — М.: Изд. юрид.литература, 1995. 6. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. 7. Грингольц И.А. Права автора сценического произведения в СССР. Канд. дисс. — М., 1953. 8. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. — М.: Изд. юрид.литература, 1972. 9. Иоффе О.С. Основы авторского права. — М.: изд-во "Знание", 1969. 10. Иоффе О.С. Советское гражданское право. Т.3.— Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1965. 11. Камышев В.Г. Права авторов литературных произведений. — М.: Изд. юрид.литература, 1972. 12. Канторович А.Я. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. — Петроград, 1916. 13. Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб, 1994. 14. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. — М.: Изд-во академии наук СССР, 1956. 15. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. — Казань, 1891. 16. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907г.). — М., 1995. 17. Юрченко А.К. Издательский договор. —Л., 1988.----------------------- [1] Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторскийгонорар. — М.: Юрид.лит., 1988. С.8. [2] Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. —Казань, 1891. С.28. [3] Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб, 1994. С.3. [4] Канторович А.Я. Авторское право на литературные, музыкальные,художественные и фотографические произведения. — Петроград, 1916. С.X. [5] Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб, 1994. С.3. [6] Канторович А.Я. Авторское право на литературные, музыкальные,художественные и фотографические произведения. — Петроград, 1916. С.55. [7] Канторович А.Я. Авторское право на литературные, музыкальные,художественные и фотографические произведения. — Петроград, 1916. С.55. [8] Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб, 1994. С.12. [9] Гордон М.В. Советское авторское право. — М.: Изд. юрид.литература,1995.С.22. [10] Антишонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. — М.: Госуд. изд-воюр. литературы, 1957. С.24. [11] Гордон М.В. Советское авторское право. — М.: Изд. юрид.литература,1995. С.24. [12] Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб, 1994. С.14. [13] Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб, 1994. С.37. [14] Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. — М.: Изд-во академии наук СССР, 1956. С.31. [15] Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию1907г.). — М., 1995. С.256. [16] Канторович А.Я. Авторское право на литературные, музыкальные,художественные и фото-графические произведения. — Петроград, 1916. С.109. [17] Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторскийгонорар. — М.: Юрид.лит., 1988. С.10. [18] Гордон М.В. Советское авторское право. — М.: Изд. юрид.литература,1995. С.59. [19] Иоффе О.С. Основы авторского права. — М.: изд-во "Знание", 1969.С.15. [20] Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. — М.: Изд-во академии наук СССР, 1956. С.32. [21] Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб, 1994. С24. [22] Гордон М.В. Советское авторское право. — М.: Изд. юрид.литература,1995. С.61. [23] Канторович А.Я. Авторское право на литературные, музыкальные,художественные и фото-графические произведения. — Петроград, 1916. С.120. [24] Горький М. Доклад на Первом Всесоюзном съезде советских писателей.—"Известия", 19.08.34. [25] Грингольц И.А. Права автора сценического произведения в СССР.Канд. дисс. — М., 1953. С.146. [26] Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения.Тенденции развития. — М.: Юрид.лит., 1984. С.83. [27] Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева,Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.53. [28] Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. — М.: Изд-во академии наук СССР, 1956. С.41. [29] Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева,Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.54. [30] Гордон М.В. Советское авторское право. — М., Изд. юрид.литература,1995. С.23. [31] Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева,Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.56. [32] Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. — М.: Изд.юрид.литература, 1972. С.46. [33] Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева,Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.58. [34] Иоффе О.С. Основы авторского права. — М.: изд-во "Знание", 1969.С.15. [35] Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева,Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.64. [36] Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева,Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.64. [37] Юрченко А.К. Издательский договор. —Л., 1988. С.5. [38] Иоффе О.С. Советское гражданское право. Т.3. — Л.: изд-воЛенинградского ун-та, 1965. С.21. [39] Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева,Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.65. [40] Иоффе О.С. Советское гражданское право. Т.3. — Л.: изд-воЛенинградского ун-та, 1965. С.22. [41] Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторскийгонорар. — М.: Юрид.лит., 1988. С.17. [42] Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева,Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.67. [43] Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторскийгонорар. — М.: Юрид.лит., 1988. С.17. [44] Иоффе О.С. Советское гражданское право. Т.3. — Л.: изд-воЛенинградского ун-та, 1965. С.23. [45] Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева,Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.68. [46] Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева,Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.70. [47] Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева,Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.72. [48] Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. — М.: Изд.юрид.литература, 1972. С.26. [49] Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева,Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.72. [50] Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. — М.: Изд.юрид.литература, 1972. С.27. [51] Камышев В.Г. Права авторов литературных произведений. — М.: Изд.юрид.литература, 1972. С.27. [52] Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева,Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.74. [53] Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторскийгонорар. — М.: Юрид.лит., 1988. С.27. [54] Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторскийгонорар. — М.: Юрид.лит., 1988. С.28. [55] Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторскийгонорар. — М.: Юрид.лит., 1988. С.28. [56] Иоффе О.С. Основы авторского права. — М.: изд-во "Знание", 1969.С.35. [57] Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева,Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.81.




Похожие:

Авторское право iconБиблиографический указатель книг, поступивших в библиотеку в январе 2012 г. Авторское право 67. 623. 3 А 22
Авторское право : учеб метод пособие / Ом юрид ин-т; сост. Н. В. Слесарюк. Омск, 2011. 79 с.; 5,0 услов печ л. 200 экз
Авторское право iconБиблиографический указатель книг, поступивших в библиотеку в сентябре 2010 г. Авторское право 67. 623. 3 В 26
Веинке В. Авторское право. Регламентация, основы, будущее / В. Веинке. М. Юрид лит., 1979. 231 с
Авторское право iconАвторское право

Авторское право iconАвторское право

Авторское право iconАвторское право

Авторское право iconАвторское право

Авторское право iconАвторское право

Авторское право iconАвторское право

Авторское право iconАвторское право и авторский договор

Авторское право iconБиблиографический указатель книг, поступивших в библиотеку в апреле 2009 г. Авторское право 67. 623 М 79
Административное право : практикум : учеб пособие. Саратов : ipr media; М. Спс гарант, 2009. 162 с
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы