Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ставропольская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» icon

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ставропольская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»



НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ставропольская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
страница1/8
Дата конвертации25.07.2012
Размер1,9 Mb.
ТипУчебное пособие
скачать >>>
  1   2   3   4   5   6   7   8


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Федерального агентства по здравоохранению

и социальному развитию»


Арсанусова Л.Ю.


Культурология


Учебное пособие к семинарским занятиям

по дисциплине “Культурология”


для студентов сестринского факультета заочной формы обучения


Ставрополь 2007 год


Арсанусова Л.Ю. Культурология. Учебное пособие для студентов ВСО СтГМА С. 118.


Научный рецензент :д.ф.н. Федоровский А.П.


© Ставропольская государственная

медицинская академия , 2007


Наименование тем и содержание

семинарских занятий по курсу “Культурология”


Тема 1. Феномен культуры


Актуальность темы. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, т.е. мирового сообщества в целом; изучает принципы функционирования культуры, взаимосвязь и взаимозависимость разных культур, отличающихся друг от друга пространственно-временными, этно-социальными, морально-политическими, научными и художественными характеристиками. Изучение культурологии как общетеоретической дисциплины с системным подходом к явлениям культурной жизни человечества важно для медиков, которым предстоит решать сложные общечеловеческие проблемы в рамках научной и практической медицины, а также использовать полученные знания в решении задач прикладной и теоретической, научно-исследовательской биоэтики.


Учебные и воспитательные цели.

Общая цель. Сформировать системный подход к явлениям мировой цивилизации.

Частные цели (знать, уметь, быть ознакомленным). Студент должен знать, какие проблемы и цели ставить перед собой культурология как наука, каковы вехи развития мировой культуры. Студент должен уметь владеть методами исследования культурных процессов, иметь представление о методологии исследований по различным разделам предмета.


Схема интегративных связей.

Необходимы ссылки на материал прочитанной лекции “Культурология в широком и узком смысле слова”, где даются основные понятия культурологии, методы культурологических исследований. Необходимо обратиться также к теме № 36 в философии: ”Культура: современные философские подходы”; к разделу № 6 в философии: ”Общество как предмет философии”. Полезно будет обратиться к разделу № 2 в социологии “Человек и общество”.


Вопросы семинарского занятия.

1.Предмет и объект культурологии и основные периоды её становления.

2.Структура культуры: материальная культура, духовная культура, массовая культура, элитарная культура, народная культура. Субкультуры, контркультура.

3.Категории культурологии: культурные объекты, культурные процессы, культурные свойства, культурные функции, культурные модальности, культурные значения, культурные обозначения, культурные ценности, культурные нормы, культурная среда, субъекты культуры, межкультурные взаимодействия.

4. Культурные архетипы.

5. Социодинамика культуры.


Установочные инструкции к вопросу.

1.Обратить внимание на то, что человек должен рассматриваться в системе многочисленных отношений: экономических, социальных, политических, художественных и др. Культурология исследует:

а) различные культуросодержащие процессы и явления, связанные с отношениями в обществе;

б) сущность, структуру, закономерности функционирования и развития культурного процесса человечества;

в) специфику локальных и региональных культур, их историческую типологию, взаимосвязь и взаимозависимость культур различных эпох и народов;

г) особенности развития современной цивилизации, основные тенденции ее развития.

Необходимо обратить внимание на то, что культурология являет собой синтез областей гуманитарного знания. Целью культурологии является исследование проблем, процессов и результатов культурной деятельности человечества. Методы культурологического знания:

1) гуманитарная проблематизация материала, т.е. фиксация “странностей” изучаемой культуры, вопросы об отношениях между теми или иными явлениями, выявление и конструирование фактов для культурологического объяснения, теоретическое осмысление их

2) сопоставление анализируемой культуры и ее феноменов с другими культурами.

3) описание и задавание параметров культурных структур и парадигм, определяющих особенности и характер прочих структур и систем, основной строй культур, обеспечивающих ее устойчивость и жизнеспособность.

4) объяснение тенденций и особенностей культуры, внешне противоречащих ее основному строю и культурному процессу (анархия, ересь, осмеяние, революционные эксцессы и т.д.).

Необходимо иметь в виду, что внимание следует уделить проблеме определения цивилизации. Например, определения цивилизации Шпенглером, Тойнби, Сорокиным, Чижевским, Гумилевым и т.д., чтобы уяснить неоднозначность ценностных ориентаций цивилизации, спорный характер развития мира и достижений человечества, а также выявить неидентичность понятий “культура” и “цивилизация”.


Литература.

1.История мировой культуры. СПб, 2001.

2.История мировой культуры. Ростов-на-Дону.2006

3.Культурология.М.,”Владос”.2004.

4. Гуревич П.С. Культурология. М., 2005.

5. Философский энциклопедический словарь. М., 2006.

6.Общество и культура. СГМА. 2003.

7.Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2-х т. СПб. 2003.

8. Кребер А. Избранное: Природа культуры. М., 2004.


Дополнительная литература.

1.История цивилизаций. Ростов-на-Дону.1999.

2.Культурология. М. Знание.1993.

3.Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. 1993.

4.Культурология (история и теория культуры) М.,1996.

5.Введение в культурологию. М., “Владос” 1995.

6.Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999.


Вопросы для самоконтроля.

1.Что понимается под предметом культурология?

2. Какие начала в человеке делают его носителем культуры?

3. Какие гуманитарные знания включены в сферу культурологических интересов?

4. Тождественны ли понятия “теория” и “реальность” культуры?

5. Чем отличаются два уровня культуры: эмпирический и теоретический?


Исходный уровень знаний.

1.Что означает термин “культура”?

2. Имеют ли повседневные представления о “культурных” и “бескультурных” людях, о “культурных” и “варварских” обществах отношение к культурологии?

3. Тождественны или различны понятия “культура” и “цивилизация”?

4. Какие начала соединяет в себе человек как носитель культуры?


Итоговые тестовые задания.

Какая из перечисленных дисциплин не участвует в процессе формирования культурологии как науки:

а) семиотика б) социология

в) антропология г) гомопластика.

2.Какое из этих определений культуры представляется вам неправомерным:

а) культура выступает непременным условием саморазвития человека

б) культура есть результат деятельности человека

в) процесс культуры есть индивидуально-психологический и общественный процесс

г) культура - это создание искусственной природы, продукты которой враждебны природе и человеку.

д) культура – синоним общественного прогресса, его критерий.

3.Понятие цивилизации применимо в большей степени к:

а) общественному строю, общественным организациям

б) ценностным ориентациям общества, духовному его своеобразию

в) перераспределению общественного богатства и направлению его в те сферы человеческой деятельности, которые соответствуют подлинным или мнимым интересам общества.

4. Основные вехи развития культуры – это:

а) просвещение, гуманизм, прогресс;

б) дикость, варварство, цивилизация;

в) мифология, религия, философия.

Основные понятия: архетип, культура, контркультура, менталитет, социальная статика, социальная динамика, артефакт, структурно-функцио-нальный, культурантропологический, герменевтический, исторический, биографический методы культурологических исследований, коды культуры.

Тема 2. Культурные контакты и взаимовлияние культур.


Актуальность темы. Прежде всего, студенты усваивают полноту понятия “культура”. Необходимо усвоить, откуда берутся системы норм, ценностей и механизмов общественной регуляции и таким образом убедиться в наличии сходства этих норм и ценностей в различных культурных контекстах. Это важно в условиях Северокавказского региона, где соседствуют и часто враждуют представления, обычаи, традиции. Из-за отсутствия элементарных знаний возникают конфликты разного уровня. Изучение материала данного занятия будет способствовать интеграции культур, возможности их совместного мирного развития.


Учебные и воспитательные цели.

Общая цель. Сформировать системное представление о различных социокультурных мирах, разнообразии цивилизаций. Показать студентам, что культура – это не просто слово обыденного языка, а одно из фундаментальных понятий социально-гуманитарного познания.

Частные цели (знать, уметь, быть ознакомленным). Студент должен знать о том, что в культуру входят нормы, ценности, механизмы общественной регуляции. Студенты должны усвоить важнейшую мысль о том, что человек живет не только в материальном мире вещей – он живет и в духовном мире смыслов, а создание новых смыслов само становится смыслом деятельности людей в сфере духовной культуры – в религии, искусстве, науке, философии. Студент должен различать признаки материальной и духовной культуры, уметь охарактеризовать виды культур. Студент должен иметь представление о разнообразии цивилизаций, об условиях формирования национальных, региональных, этнических культур.

Схема интегративных связей. Внимание следует обратить на материалы по философии, а именно раздела № 2 ”Цивилизация и философия”, а также раздела № 4 “Социология основных сфер духовной жизни общества “в социологии. Полезно также обратиться к материалам по политологии, в той части, где изучаются региональные и национальные формы управления обществом.


Вопросы семинарского занятия.

1.Принципы выделения культурно-исторических типов культуры.

2.Межкультурные коммуникации и культурная самоидентичность. Язык культуры как текст.

3. Понятие культурного пространства: язык, религия, природный ландшафт. Проблема изучения первичных очагов культуры. Контакты между цивилизациями во времени и пространстве.

4. Этнические особенности культур.

5.Восточные и западные типы культур.


Установочные инструкции к вопросу.

1.Дать понятие культуры в одном кратком предварительном или результирующем определении и нереально и теоретически бесплодно. Оно может быть очерчено только в цепи взаимодополняющих определений, каждое из которых уточняет предыдущее. Здесь будет уместно обратиться к предыдущим тестовым заданиям. Важным является не столько конкретизация понятия “культура”, но также демонстрация необходимости исторического подхода к культуре. Теоретическое осмысление культуры – это понимание ее закономерностей, обусловливающих ее функционирование и развитие: понимание культуры как единой целостной системы.

2.Культура есть не просто совокупность продуктов человеческой деятельности, артефактов, но культура – это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия. Обратить внимание на важность особенностей национальных культур, фольклора, национального характера, ведущих порою к культурной изоляции и возможности на этой же почве создать культурную интеграцию. Необходимо обратить внимание на недостаточное внимание общества к расширению межкультурных контактов, что пагубным образом отражается на завтрашнем дне человечества. Это в первую очередь касается современной России, переживающей экономический и культурный кризис. Порочная практика советского времени насаждения русского языка как практически единственного привела к тому, что сейчас русский язык как международный умирает, его мощная коммуникативная функция исчезает. Россиянин становится еще более изолированным в мире, чем это было во времена Советского Союза.

3.Есть множество вариантов цивилизационного развития, европейский вариант, при всей его ценности (открытость культур, быстрое усвоение и переваривание инокультурных достижений, различные инновации, собственные и пришедшие извне) отнюдь не единственный путь развития мира. Уместно привести в пример особенности арабо-мусульманского мира или, например, Юго-восточной Азии.

4.Культурный нигилизм большей части населения планеты или переоценка роли традиций этнических и национальных культур, а также выпячивание региональных компонентов, и попытка объявить их абсолютной истиной в равной мере опасны. Есть яркие примеры национальных, этнических, региональных (например, культура казачества) культур. Но, помимо положительных моментов, есть явления шовинизма, национализма, расизма, различные культурные мутации, т.е. существует то, что пагубно отражается на завтрашнем дне человечества. Западный тип культуры зависит от капиталистического уровня товарно-рыночных отношений, от тенденций развития частной собственности; восточный тип не испытывает влияния частнособственнических отношений и не выстраивает систему гражданского общества. Именно поэтому первые восточные цивилизации принято называть традиционным обществом. Корни этих традиций находятся в цикличности сельского хозяйства и в желании противопоставить себя варварам. Главными для таких цивилизаций являются 1)стабильный образ жизни, 2) невмешательство в протекание природных процессов, 3) приоритет религиозно-мифоло-гических представлений о мире, 4)полное слияние отдельной личности с коллективом. Основной культурной ценностью являются мифы, религиозные культы, обряды и ритуалы. Многие традиционные общества сохранились и до наших дней, но их мало. В их числе можно назвать арабо-исламское, индо-буддийское, китайско-конфуцианское. В каждом из них существует определенная вековая система ценностей. Основной формой власти является деспотизм. Однако община не лишена властями автономии. Крестьяне платят налог государству, но живут своими заботами и проблемами. Основой мировоззрения является религия. Она определяет поведение и образ жизни.

Предшественником западного типа цивилизаций были античная и христианская культуры. Основополагающими идеями были, свобода совести и ответственность человека за свои поступки (к нашему времени эти ценностные ориентации претерпели существенные изменения). Познание и знание были определяющими в греческой философии и были “модны” во всех слоях общества. Христианство рассматривало человека как личность, равнодостойную своей причастности Богу и его любви. Как итог, формой правления в западных цивилизациях стала демократия. Культ человека познающего и равного перед Богом привел к культу научно-технического прогресса, поэтому этот тип цивилизации называют техногенным или индустриальным. Слабости и того и другого типа в современном мире очевидны. Западная цивилизация изживает себя духовно, восточная рождает агрессию и неприятие чего-либо иного. Сегодняшний мир антигуманен... Существует осознание, что пришло время создания единой общечеловеческой культуры, соединяющей в себе все достижения и открытия человечества.

Литература.

1. Культурология. Ростов-на-Дону. 2006.

2.Борзова Е.П. История мировой культуры. СПб,2001.

3.Гуревич П.С. Культурология. М.,2005.

4.Фтлософский энциклопедический словарь. М.,2006.

5.Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. 2-е изд., доп. – СПб: Лениздат;2001.

6.Общество и культура. СГМА.2003.


Дополнительная литература.

1.Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 1997.

2.Введение в культурологию. М., 1995.

3.Культурология. Учебное пособие. М., 1993.

4.Запад и Восток – традиции и современность. Учебное пособие. М., 1993.

5. Культурология. М., 1996.

6.Отоцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии. М., 2003.

7.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л. 1989.

8.Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб. 2000.

9. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

10.Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб. 2002.


Вопросы для самоконтроля.

1.Каков смысл понятия “культура”, и каково определение этого понятия?

2.В чем состоит феномен культуры, и каковы закономерности ее функционирования?

3. Существует ли разница между материальной и духовной культурой?

4.Чем обуславливается разнообразие цивилизаций, и какие типы цивилизационного развития можно назвать?

5.По каким позициям можно отчетливее всего проследить различия и параллелизм культурных парадигм Востока и Запада, Севера и Юга?


Исходный уровень знаний.

1. Что можно считать элементами культуры:

а) материальные объекты б) язык

в) ритуалы г) средства гигиены

2.Какой компонент не участвует в формировании этноса:

а) язык, б) мировоззрение

в) границы государства г) родственные отношения

3.Правомерно ли утверждение, что культура выступает как единый процесс в двух уровнях – материальном и духовном, что материальные объекты лишь вещественные воплощения духовного плана?

4. К какому типу культуры – восточному или западному - относятся термины: ретроспективность, консерватизм, традиционализм?


Итоговые тестовые задания.

1.Какая из концепций происхождения культуры вам представляется невозможной:

а) трудовая б) символическая в) магическая

г) биологическая д) эволюционная.

2.Известно, что тоталитарная культура, рождаясь в особых условиях, со временем трансформируется в:

а) массовую б) элитарную в) народную.

3.Какой из терминов не относится к характеристике социокультурных миров:

а) исторический тип б) региональный тип

в) географический тип г) цивилизационный тип.

4.Материальная культура – это:

а) техника и технология, орудия труда, жилища, одежда и др.

б) деятельность социальных институтов

в) концепции религии, морали, искусства.


Основные понятия: культурные нормы и ценности, знаки и символы культуры, доосевые и послеосевые культуры, культурные кризисы, культурная изоляция, культурные мутации, культурные табу, фольклор, техника, этническая культура, проблема “Восток – Запад”, цивилизация, культурное пространство.


Тема 3.Личность и культура.


Актуальность темы. Человек обращается к культурным ценностям и формирует мир своей личности. При рождении человек не выбирает культурно-историческую эпоху, в которой должен жить. Освоение им мира, в котором он должен жить называется социализацией. Система ценностей, формирующих личность, регулирует желания и стремления, поступки и действия, принципы социального выбора. Обществу небезразличен выбор человека, поэтому общество наставляет, поощряет, запугивает, бережет, заставляет, учит, в зависимости от ценностей самого общества. Будет ли человек просто членом толпы или сможет проявить индивидуальность, и какова будет эта индивидуальность – зависит от культурной ориентации общества. В рамках изучения данной темы можно задать себе вопрос – каков я и каково общество, в котором я живу и как я влияю на это общество.


Учебные и воспитательные цели.

Общая цель. Выяснить взаимозависимость общества и личности, сложную систему каналов взаимодействия, определить собственную систему культурных приоритетов.

Частные цели (знать, уметь, иметь представление). Студент должен знать, что такое социализация, система ценностей, инкультурация Должен уметь связывать способы мышления людей, технические решения, трудовые навыки, модели взаимодействия в единое понятие менталитета; должен уметь объективировать этнокультурное своеобразие и межличностное поведение, зрело комментируя данные элементы культуры. Студент должен иметь представление о множестве социокультурных феноменов, например: тело человека, повседневное искусство, этикетная атрибутика и д.п.


Схема интегративных связей. Самое тесное взаимодействие с материалами по социологии раздел № 2 “Человек и общество” и раздел № 4 “Социология основных сфер духовной жизни общества”. Так же необходимо использовать материал раздела № 6 по философии “Общество как предмет философии”.


Вопросы семинарского занятия.

1. Типы взаимоотношений личности и культуры.

2.Психологическое исследование личности и культуры. З.Фрейд (1856-1939) о превращении инстинктивной энергии в культурные формы и о влиянии бессознательного на мотивы поведения человека.

3.К. Юнг (1875-1961) о коллективном бессознательном как архетипе культуры, его отражении в мифах, легендах, нормах, запретах, национальном характере. Э.Эриксон (1902-1994) о значении идентичности в структуре самосознания человека.

4.Инкультурация и социализация как способы культурной адаптации. Аккультурация и ассимиляция.

5.Коммуникативная культура личности. Культура общения разных социальных слоев: стереотипы поведения, манеры общения, фольклор, религиозные и светские ритуалы, обычаи, символы веры.

6.Культура и душевное здоровье людей. З.Фрейд о психопатии обыденной жизни. К.Хорни о возможностях самоанализа и коррекции поведения. Гуманистический психоанализ Э.Фромма.


Установочные инструкции к вопросу.

Инкультурация - процесс усвоения отдельным человеком культурных норм и ценностей, обычаев, традиций, языка. Согласно американскому социологу Р.Мертону, существует пять типов прохождения инкультурации и социализации.1. Конформность – человек принимает как одобряемые культурой цели, так и приемлемые средства их достижения. С точки зрения желательных для общества результатов – это лучший вариант. Однако, если общество навязывает неэффективные способы достижения целей, это мешает его прогрессу: не все приемлемые средства могут быть опасными для общества или противоречить нормам морали. 2. Инновация. Человек принимает цели, но отрицает принятые средства их достижения. В этом случае человек использует и предлагает другим людям новые средства достижения желаемого положения. Это может способствовать развитию общества, поскольку вырабатываются новые способы поведения, и общество становится гибче и терпимее, но в инновации есть и опасность – средства к цели недопустимые (убийство, воровство, подлоги). 3. Ритуализм. Человек принимает средства при фактическом отрицании целей. В этом случае способы действия, изначально обоснованные и осмысленные, вырождаются в ритуал, т.е. бессмысленное, повторяющееся автоматическое действие (бюрократия). Т.е. ритуализм – превращение средства в цель. 4. Ретретизм. Человек отказывается от целей и от средств, которые предлагаются обществом. Такую форму поведения реализуют бродяги, наркоманы, алкоголики; преступники идет по пути инновации. 5. Бунт. Человек также отказывается от общепринятых целей и средств. Однако, в отличие от ретретизма, избираются новые цели и средства. Общество далеко не всегда способно принимать эти изменения, человек часто сталкивается с сильным противодействием со стороны других носителей той же культуры. Основные формы инкультурации – научение и воспитание. Культуре обучаются не биологическим путем, а воспроизводя и передавая поколениям. Это - основа социализации. В процессе социализации человек получает систему ценностей, в том числе идеал личности, совокупность социальных ролей и комплекс представлений о себе, формируемый на основе представлений других людей о нас самих. Общественная жизнь состоит из разных видов культуры: эстетической – художественных ценностей, культурных деятелей, институтов управления и функционирования культуры; все это отражает способность общества обеспечивать сохранение и развитие эстетической формы жизни; нравственной – соблюдение обществом моральных правил и норм; этической – характеризующей возможность и стремление человека жить в соответствии с моральными нормами и принципами данного общества; профессиональной и политико-правовой – состояние подготовки специалистов и нормы взаимоотношений разных социальных групп; экологической - если в обществе наличествует деятельность по охране среды обитания, восстановлению биобаланса; бытовой – насколько комфортна для разных слоев совместная повседневная жизнь. Усвоение ценностей, верований, норм, правил, идеалов формирует личность и регулирует ее поведение. Общество и человек взаимно влияют друг на друга. Таким образом, инкультурация, в свою очередь, строит социальную реальность, осуществляя это в той или иной степени каждым человеком. Приоритет, безусловно, за лидерами, хороши они или плохи. Часто личностные нормы и ценности вступают в противоборство с общепринятыми, особенно если человек является носителем культуры, чуждой данному региону или группе людей. Уместно привести примеры взаимодействия или взаимоотталкивания культурных традиций, и как лидерские качества индивида способны повлиять на изменение культурной традиции.

Что касается психологических теорий З.Фрейда, К.Юнга, Э.Эриксона, Э.Фромма и их связи с культурой, взаимодействием с последней, то материалы по этому поводу находятся в учебнике психологии Л.Д.Столяренко и во многих других вполне доступных учебниках по психологии. Необходимо лишь внимательно изучить формулировку каждого вопроса и обратить внимание на необходимые вам аспекты психологических теорий. Исключение представляет, вероятно, лишь психологическая теория К.Хорни, которая редко встречается в популярных учебниках, поэтому в данной разработке её характеристика предлагается.

К.Хорни (1885-1952) подчеркивала, что социокультурные условия оказывают сильное влияние на развитие и функционирование человека. Её клинические наблюдения в Европе и США показали поразительное влияние на личность культурных факторов. Хорни, отталкиваясь от взаимоотношений ребенка с родителями, строит всю дальнейшую жизнь человека на основе этих отношений, выделяя 10 защитных стратегий, следующих от невротических потребностей. Затем она объединила все невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения, описав их как ориентацию:

* “от людей”

* “против людей”

* “к людям”.

У невротической личности обычно преобладает одна из них. И в соответствии с этим разделением формируются типы личности:

1.Уступчивый. Ориентируется на людей, проявляет зависимость, нерешительность, беспомощность, думает: “Если я уступлю, меня не тронут”.

2. Обособленный. Ориентация – “от людей”; такой человек думает: “Если я отстранюсь, со мной все будет в порядке”, говорит: “Мне все равно”; ничем и никем не увлекается.

3. Враждебный. Ориентация – “против людей”; для него характерно доминирование, враждебность, эксплуатация. Такой человек думает: “У меня есть власть, меня никто не тронет”, следует бороться против всех и любую ситуацию оценить с позиции: “ Что я буду иметь от этого?” Враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение всегда нацелено на получение контроля и власти над другими, на удовлетворение личных желаний и амбиций. Невротик, в отличие от здорового, гибкого в поведении, всегда использует одну из трех стратегий, даже если она не годна в данном случае.

Затем Хорни указала на патологические приемы поведения, подчеркнув, что, зная все это, человек, способный к самоанализу и знающий основные проблемные зоны собственной личности, способен корректировать поведение и самоё личность.

Также К.Хорни показала, что современные социокультурные системы характеризуются “мужским доминированием”, в результате жизнь большинства женщин основывается на экономической, политической, психосоциальной зависимости от мужчин. Женщины не имеют равных прав с мужчинами, поэтому некоторые стремятся стать более маскулинными. Таково проявление желания обладать “мужскими” привилегиями: властью, успехом, сексуальной свободой и т.п. Ролевой контраст между традиционной ролью жены, матери и новой ролью деловой преуспевающей женщины, делающей карьеру, порой и обуславливает те невротические потребности, которые проявляются у женщин в любовных отношениях с мужчинами.

Следует подчеркнуть, что творчество К.Хорни приходится на эпоху, ещё не давшую женщине даже избирательных прав, и может показаться, что проблемы взаимоотношений мужчин и женщин неактуальны сейчас. Но, напротив, в нашей стране патриархальность совсем немного потеснена, и только в мегаполисах, а в провинции гендерный вопрос ещё не начинал решаться. Так что концепция Хорни, помимо интересных находок в области характеристики неврозов, весьма актуальна для отечественной культурной среды.


Литература.

1. Культурология. Ростов–на–Дону. 2006.

2.Основы психологии. Столяренко Л.Д. Ростов/Дон. 2006.

3.Учебное пособие “Общество и культура”. СГМА.2003.

4.Гуревич П.С. Культурология. М., 2006.


Дополнительная литература.

1.Культурология (история и теория культуры). М., 1996.

2.Фрейд З. Введение в психоанализ. М.,1993.

3. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1997.

4.Эроиксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

5. Манхейм К. Избранное. Социология культуры. М.,2000.

6. Марков Б.В. Философская антропология. СПб. 1997.


Вопросы для самоконтроля.

1.Каким общим словом называются процессы становления личности?

2. Что в ходе этого процесса усваивает человек?

3. В какой степени близки термины “инкультурация” и “социализация”?

4.Различают первичную и вторичную инкультурацию. Как вы думаете, по каким параметрам они различаются?

7.Каковы формы поведения, способствующие или препятствующие инкультурации?


Исходный уровень знаний.

1.Рождается ли человек культурным существом?

2.Может ли существовать отдельно культура целого общества и отдельной личности?

3.Какие компоненты нельзя отнести к духовной культуре:

а) науку б) религию в) физиологию

г) потребности д) чувства е) стремление жить.

4.Что не регулирует система ценностей:

а) желания и стремления б) поступки и действия

в) сексуальную активность г) принципы социального выбора.


Итоговые тестовые задания.


1.Что является главным критерием для человеческой личности:

а) удовлетворенность достигнутым

б) постоянное совершенствование физического облика

в) оценка этой личности окружающими

г) готовность к саморазвитию и самоотдаче.

2. Культура реально существует только как:

а) материальные вещи, “вторая природа”

б) идеи, теории, наука и тому подобные результаты духовного творчества

в) совокупность норм поведения

г) религия, церковь, искусство

д) процесс реализации потенций человека и его результаты.

3.Что не входит в понятие “менталитет”:

а) трудовые навыки б) характерные модели взаимодействия

в) способы мышления г) реальное жизненное устройство.

4. Обычаем называют:

а) элементарные составляющие повседневного поведения

б) духовное общение людей

в) традиционно установившийся порядок поведения, массовые образцы действий.


Основные понятия: личность, идеология, социальный институт, психоанализ, инкультурация, социализация, интериоризация, аккультурация, ассимиляция, культурная идентичность, ритуал, обычай, слухи, мода, танец, игра.


  1   2   3   4   5   6   7   8




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ставропольская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
«Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ставропольская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ставропольская государственная медицинская академия федерального агенства по здравоохранению и социальному развитию»
«ставропольская государственная медицинская академия федерального агенства по здравоохранению и социальному развитию»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ставропольская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «челябинская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Ректор государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинская государственная медицинская...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ставропольская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «челябинская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Ректор государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинская государственная медицинская...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ставропольская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «челябинская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Ректор государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинская государственная медицинская...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ставропольская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Рабочая учебная программа разработана с учётом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ставропольская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Рабочая учебная программа разработана с учётом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ставропольская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Рабочая учебная программа разработана с учётом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ставропольская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» iconТестовые задания по патологической физиологии для студентов 3-го курса лечебного и педиатрического факультетов
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ставропольская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ставропольская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Указать группы лекарственных веществ, влияющих на афферентный отдел периферической нервной системы
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ставропольская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ставропольская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Указать группы лекарственных веществ, влияющих на афферентный отдел периферической нервной системы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы