Свободные экономические зоны в мировом хозяйcтве icon

Свободные экономические зоны в мировом хозяйcтве



НазваниеСвободные экономические зоны в мировом хозяйcтве
Дата конвертации25.07.2012
Размер369.99 Kb.
ТипРеферат
Свободные экономические зоны в мировом хозяйcтве


1. Сущность, объективная необходимость создания, основные черты иклассификация СЭЗВ соответствии с документами международной конвенции по упрощению игармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.), под свободнойзоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которойтовары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальнойтаможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и поэтомуне подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Инымисловами, СЭЗ - это часть территории страны с особым действующим режимом.Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулируетдеятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ, охватывает следующий кругвопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование;визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговыеотношения (в том числе - касающиеся прав собственности на землю);предоставление концессий; управление свободной зоной. Определеннуюспецифику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социальногозаконодательства.В современных теоретических работах, посвященных проблемам свободных зон,их сущность трактуется более широко: они определяются как инструментвыборочного сокращения масштабов государственного вмешательства вэкономические процессы. Эта формулировка понятия "свободная зона"охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциальногорежима хозяйствования. При таком подходе свободная зона - это "не только ине столько обособленная географическая территория, но, скорее, частьнационального экономического пространства, где введена и применяетсяопределенная система льгот и стимулов, не используемая в других егочастях"[1].Отмечу следующие характерные черты СЭЗ:а) применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:• внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);• фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;• финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.• административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год.
Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;в) всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. (Впрочем [2], согласно мировому хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при создании СЭЗ, почти всегда не совпадают с тем, что происходит в результате фактического развития.)В мировой практике существует множество разновидностей СЭЗ. Вместе с тем,общепринятой типологии свободных зон в настоящее время не существует. Ихвозможная классификация приведена ниже в тексте, а типовые размеры, составльгот и регионы распространения - в приложении 2. Классификация СЭЗ Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную СЭЗ однозначно,поскольку она обладает чертами многих зон. Среди наиболее распространенныхв мире СЭЗ можно выделить следующие. ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ Зоны свободной торговли (ЗСТ), получившие наибольшее распространение вСША. Их создание предусмотрено специальным законом США 1934 года, с цельюкоторого было поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращениеторговых издержек. Законом установлено, что при каждом официальном портеприбытия может быть создана, по крайней мере, одна внешнеторговая свободная зона. К числу ЗСТ можно отнести специальные магазины «Дьюти фри» вкрупных международных аэропортах. С точки зрения финансового режима, онирассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К ЗСТотносятся также и традиционные свободные гавани со льготными торговымирежимами. В настоящее время в мире насчитывается более 600 свободных портови 4 тыс. ЗСТ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ЗОНЫ Специальные таможенные зоны (СТЗ), как одна из простейших формэкономических зон, представляют собой транзитные или консигнационные складыдля хранения, упаковки и незначительной обработке иностранных товаров,предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют бондовыми илисвободными таможенными территориями. СТЗ освобождаются от таможенных пошлинна ввоз и на вывоз товаров. Они имеются во многих странах. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТОГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЗОНЫ Представляют собой территории со льготным торговым режимом, гдесуществует ряд преференций для инвестирования, развития промышленногопроизводства, экспорта продукции. Производственная и торговая деятельностьСТПЗ являются довольно распространенным видом зон. СПЕЦИАЛЬНЫЫЕ ЗОНЫ ПОЩРЕНИЯ ЭКСПОРТА ИЛИ ЭКСПОРТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗОНЫ Зоны экспортной переработки (ЗЭП), по материалам ЮНКТАД, характеризуются как анклавы в рамках национальной таможенной территории, обычнорасположенной неподалеку от международных портов, в которые оборудование,компоненты для сборки и материалы поступают без таможенного контроля.Импортируемая продукция подвергается в ЗЭП промышленной обработке и затемэкспортируется без вмешательства таможенных властей принимающей стороны.Выплата таможенной пошлины не требуется, за исключением случая, когда этапродукция поступает на национальную таможенную территорию принимающейстороны. ЗЭП характерны для ряда развивающихся стран, осуществляющих стратегиюперехода от импортозамещающего типа индустриализации кэкспортоориентированному. Положительный эффект от таких зон в наибольшейстепени достигается в так называемых новых индустриальных странах. Внастоящее время их число во всем мире достигает 350. ЗЭП создаются сориентацией на внешний рынок, с целью заработать валютные средства. ЗОНЫ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Зоны технико-экономического развития (ЗТЭР) создаются, как правило, вкачестве эталонных для национальной экономике по уровню организацииэффектного, высоко технологического производства. На предприятиях,расположенных в ЗТЭР, широко используются современные методы управленияпроизводством, прогрессивные методы организации и маркетинга,разрабатываются передовые промышленные технологии. Существенноераспространение ЗТЭР получили в ряде развивающихся стран. Близким по организации и особенностям функционирования с ЗТЭР являются ЗОНЫ РАЗВИТИЯ НОВОЙ И ВЫСОКОЙ ТЕХНОЛОГИИ (ЗРНТВ). Наибольшее число таких находится в США, Японии, Китае. В США их называют «технопарками», в Японии - «технополисами», в других странах - бизнес- инновационными центрами и «инкубаторами».В отличие от ЗТЭР, технопарки ориентируются на развитие новейшей и высокой технологии, наукоемкой продукции. В них концентрируется значительный кадровый и инженерный потенциал, занимающийся разработкой текущих и перспективных научно-прикладных проблем, новых видов продукции и материалов. Самая известная в мире и крупнейшая в США «Силикон-Велли» дает 20%мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. Всего вСША более 80 подобных зон. В Японии создано около двух десятковтехнополисов на базе ведущих научных подразделений. В КНР зарегистрированоболее 50 зон развития новой и высокой технологии. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КОМПЛЕКСНОГО, МНОГООТРАСЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ Они обладают практически всеми чертами других зон. Например, в СЭЗШэньчжень (КНР) входят зоны свободной торговли и технопарк. ОТКРЫТЫЕ РАЙОНЫ Они охватывают территории, где создается льготный инвестиционный режимдля привлечения и иностранного капитала. «Открытые районы», получившиеширокое развитие в КНР, включают в себя фактически весь приморский поясстраны и распространяются вглубь нее. В этих районах размещаются зонытехнико-экономического развития, технопарки экспортоориентированноепроизводство. ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ Оффшорные зоны (ОЗ) или «налоговые гавани», как их иногда называют,стали организовываться в 70-е гг. ОЗ привлекают клиентов благоприятнымвалютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческойсекретности, лояльностью государственного регулирования. Наибольшеераспространение они получили в странах Британского содружества. В миренасчитывается около трех десятков устойчивых и комплексных центровоффшорной деятельности. К числу стран, где уже давно функционируютоффшорные компании, относятся Панама, Норманнские острова, Ирландия,Швейцария, и др. В последнее десятилетие ОЗ появились в Израиле Мальте,Малайзии. Промышленные, торговые и банковские компании в ОЗ либо вообще неподлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшимпаушальным налогом. В Швейцарии установлен более низкий размер налога,который может при определенных условиях изменяться. Льготный режим в ОЗопределяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозомприбылей, низким уровнем капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборовдля иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран,организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранныхинвестиций, увеличении доходов, создании дополнительных рабочих мест, что,в целом, способствует развитию национальной экономики. Оффшорный бизнес концентрируется, как правило в банковском, страховомделе, морском судоходстве, операциях с недвижимостью в трастовойдеятельности, во всех видах экспортно-импортных операций в консалтинге. Деятельность ОЗ специалистами оценивается весьма неоднозначно. Многиесходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмыва«грязных денег» и разного рода банковских афер. Многие Российские предприниматели создают оффшорные компании в названных ОЗ, пряча доход в твердой валюте на оффшорных счетах .Бороться с этимможно только путем создания льготного режима инвестирования и хранениявалюты в России. В противном случае, в условиях либерализациивнешнеэкономических связей валюта во все более возрастающих объемах будетутекать за границу.К числу международных СЭЗ возникновение которых характеризует современныйуровень развития международного разделения труда, интернационализациипроизводства, отнести специальную экономическую зону Тумаган. СЭЗ «Тумаган» создана на стыке границ России, Китая, КНДР. Проект рассчитан на 25-30лет. В СЭЗ построен порт, будут построены многочисленные промышленныепредприятия с использованием китайской и корейской рабочей силы. Россиядолжна будет поставлять сырье для переработки на эти предприятия.Предприниматели, организовавшие производство в СЭЗ, будут пользоватьсямногими льготами. Проект создания СЭЗ предполагает также прокладку железнойдороги через территорию Китая, государств Средней Азии и Европу, котораязаметно сократить путь в Европу. 2. Требования по размещению СЭЗИсходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны,предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К наиболееобщим из них относятся:• благоприятное транспортно-географическое положение по отношению квнешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;• развитый производственный потенциал, наличие производственной исоциальной инфраструктуры;• существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первуюочередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов ит.д.).Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, какправило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, (а вРоссии, в том числе, - и к бывшим союзным республикам), а также располагаютморскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью(железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными,научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценныхприродных ресурсов.В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районахнового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитойпромышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, нопозволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы(укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны идр.). 3. Исторический аспект формирования СЭЗСтремительное увеличение числа свободных экономических зон - одно изнаиболее характерных явлений, получивших интенсивное развитие в мировойэкономике за истекшую четверть века. Все свободные экономические зоны(беспошлинные таможенные территории, промышленно-торговые и технико-внедренческие зоны и т. п.) объединяет беспошлинный или льготный режимввоза и вывоза товаров, определенная обособленность в хозяйственном,торговом, валютно-финансовом отношениях от остальной территории принимающейстраны, активное взаимодействие с иностранным капиталом, а также теснаясвязь с мировым рынком. Наибольшее распространение свободныеэкономические зоны получили в развивающихся странах. Если к 1981 г. вуказанных государствах было создано 96 таких зон, то к началу 1990 г. -уже около 300. Еще несколько десятков свободных экономических зоннаходится в стадии формирования.Общая занятость в свободных экономических зонах, созданных вразвивающихся странах, достигает 2 млн. человек; Ожидается, что ксередине 90-х годов этот показатель превысит 3 млн. Выручка от экспортаиз свободных экономических зон в настоящее время составляет 13 - 15млрд. долл., а к 1995 г., по оценкам экспертов Центра ООН потранснациональным корпорациям, она может достигнуть 25 млрд долл.Свободные экономические зоны существуют почти во всех промышленноразвитых странах. Причем в Соединенных Штатах Америки их численностьсамая большая - около 200. Помимо старейшей и крупнейшей свободнойэкономической зоны в Нью-Йорке, СЭЗ организованы в Бостоне, Чикаго,Кливленде, Сан-Франциско, Сиэтле и в других городах.Общий объем ежегодно поступающих в американские свободныеэкономические зоны товаров увеличился со 100 млн. долл. в 70-е годы до 2 .млрд. к концу 80-х годов. Стоимость ежегодно отгружаемых товаров,часть которых подвергалась переработке, оценивалась к началу 1990 г. в 4млрд. долл.Первоначально свободной экономической зоной считалась особая территориякрупного морского порта, железнодорожного узла, аэропорта илипримыкающего к ним района, выделенная из таможенной территории страныдля свободного и беспошлинного ввоза и вывоза иностранных товаров.Такие зоны сохранились и до настоящего времени. В них товары хранятсяна складах неограниченный или ограниченный срок, расфасовываются,пересортировываются и перерабатываются, а затем поставляются навнутренний рынок данной страны с уплатой пошлины или вывозятсябеспошлинно за границу.Использование подобных экономических зон позволяет поставщикамотложить реализацию товаров до повышения на них спроса исоответственно цен, демонстрировать продукцию потенциальным оптовым покупателям, дорабатывать ее в целях уплаты в дальнейшемменьшей пошлины.Исторически таким зонам предшествовало создание «свободных портов»,иными словами, территорий беспошлинного складирования товаров напериод поиска покупателей. Первоначально «свободные порты»создавались для развития местного рынка, а затем и для содействиярасширению международной торговли. Напомним, статус «свободных портов»имели Генуя (с 1595 г.), Венеция (с 1661 г.), Марсель (с 1669 г.), а вРоссии - Одесса (с 1817 г,), Владивосток (с 1862 г.) и Батуми(с 1878 г.).По мере монополизации рынка и усиления протекционистской политикигосударств «свободные порты» стали упраздняться, а на их территорияхи .в других торговых центрах начали создаваться свободныеэкономические зоны, где все большее значение приобретала переработкатовара.Основателями такого типа свободных экономических зон были англичанеП. Халл и С. Хоув, а также американец С. Бутлер, которые пришли квыводу, что государственное вмешательство при различного родакризисных ситуациях не в состоянии предотвратить экономический упадок крупных промышленных центров. По их мнению, не спасали положенияи традиционные меры экономического и политического воздействия нахозяйственную деятельность этих территорий.Предпринимателям, желающим заниматься бизнесом в районах,находящихся в тяжелом экономическом положении, предоставлялся рядльгот по налогообложению, менее жестко регламентировалась и ихдеятельность. Кроме того, бизнесмены могли осуществлять здесь некоторыеоперации, которые обычно не разрешаются нормативами местногозаконодательства (например, в области банковских и страховых операций).В пределах таких зон, скажем, банки могли свободно моделировать слюбыми валютами и поддерживать деловые отношения с клиентами,проживающими вне зоны. Следовательно, здесь не надо было устанавливатьконтроль за валютным обменом, движением капиталов и т; д. В течениедлительного времени свободным экономическим зонам была присущапреимущественно коммерческая деятельность. В экономических зонах товарыскладировались и подвергались лишь тем операциям, которые были направленына обеспечение доброкачественного хранения или же на улучшение общего видаили внешнего оформления, что позволяло повысить их качество.И только в начале 60-х годов была разрешена обработка: товаров всвободных экономических зонах. Обычно при этом осуществлялись операции,так или иначе увеличивающие прибавочную стоимость товара.Следовательно, из собирающих центров и пунктов распределения свободныеэкономические зоны все чаще становятся местом обработки и трансформациитоваров. При этом действуют льготные условия их экспорта из упомянутыхзон.Отметим, что повышение прибавочной стоимости товара при отсутствиитаможенных и других пошлин становится отличительной чертой экономическихзон, которые были созданы в Соединенных Штатах Америки.Еще один этап развития свободных экономических зон начался в 80-егоды благодаря ряду мер, направленных на преодоление застоя в отдельных отраслях промышленности, банковского и страхового дела. Характернойчертой этого этапа можно считать усиление экономического развитияотдельных регионов, находящихся в кризисном состоянии. Так, путемсоздания небольших экономических зон были выведены из кризисаряд департаментов Франции и около 25 районов Великобритании.Другими важными тенденциями указанного этапа развития свободныхэкономических зон являются льготные условия деятельности предприятий,расположенных в этих зонах, по налогообложению, и дебюрократизация ихуправления.В практике экономических зон в настоящее время применяется широкаягамма льгот и стимулов для иностранных вкладчиков капитала. Как правило, они зависят от специфических условий каждой экономической зоны. Обычно,кроме отмены таможенных пошлин, предусматриваются следующие льготы:- отмена какого-либо налогообложения в счет права на экспорт,освобождение от других налогов, прежде всего на недвижимое имущество,а также местных (областных) налогов, имеющихся в ряде стран;- отмена налогов на доход иностранного персонала, работающего всвободной экономической зоне;- полная или частичная отмена налогов на прибыль зональныхпредприятий на определенный срок и в зависимости от ряда условий.Например, в Южной Корее предприятия, созданные в свободнойэкономической зоне, в первые пять лет полностью освобождаются от налогов, а в последующие три года налоги им снижаются на 50%.В Шри-Ланке полная отмена налогообложений длится от двух до десятилет в зависимости от специфики функционирования предприятийэкономической зоны, при этом учитывается число занятых напредприятии, приток конвертируемой валюты, применяемая технология и т.д. Создание свободных экономических зон в разных странах внастоящее время предполагает достижение таких целей:- обеспечение более полной занятости рабочей силы как непосредственнов экономической зоне, так и за ее пределами;- привлечение инвестиций, особенно в свободно конвертируемой валюте;- организация в экономических зонах таких производств, продукциякоторых шла бы на экспорт, не ущемляя при этом уже существующиеместные предприятия, действующие на внутреннем рынке.Кроме того, многие страны, создающие свободные экономические зоны,считают, что они будут способствовать развитию отсталых вэкономическом отношении районов, модернизации технологий, получениюновых ноу-хау, обучению собственных специалистов и рабочих новымметодам труда, а также использованию собственных сырьевых ресурсов для производства экспортной продукции.Классическим примером этого может служить «вольная гавань» Манаус вбразильской Амазонии, где иностранные предприятия, работающие наэкспорт, обязаны включать в производство оптовых изделий по крайней меречасть сырьевых ресурсов, имеющихся в данной местности.Кстати, с этой первоначально экспортной промышленной зоной произошлаинтересная трансформация: постепенно она превратилась в чисто импортнуюзону. Теперь вся продукция, поступающая в «вольную гавань»,поглощается бразильским рынком.Имеются и другие примеры, но несколько менее радикального перехода собработки экспортных товаров на импортные, Такие тенденции характерны длясвободных экономических зон в Китае, Мексике, Барбадосе и для ряда другихстран.Однако в указанной трансформации прослеживаются и негативные моменты.Главный из них тот, что иностранные компании, действующие в свободных зонах некоторых государств, стремятся использовать их длясбыта некачественных товаров, которые не имеют спроса на рынках другихстран.Таким образом, создание свободной экономической зоны в любой странепредусматривает, прежде всего, ускоренное развитие той или инойтерритории. Развитие таких зон позволяет правительствам принимающихстран смягчать кризисные ситуации в национальной экономике и преодолеватьтрудности в государственных капиталовложениях в регионе.Важным моментом с точки зрения создания свободных экономических зонявляется роль различных государственных и муниципальных органовуправления. В большинстве стран, как развитых, так и развивающихся,экономические зоны учреждаются решением центральных правительственныхорганов, министерствами планирования или финансов. Эти органы имеютнеобходимый опыт в сфере управления крупными проектами, а также весьмакомпетентны в области внешнеэкономических связей. Однако имеется достаточномного примеров, когда экономические зоны создаются и управляются местнымимуниципальными властями.Среди «классических» свободных экономических зон, наиболеераспространенных в настоящее время, можно отметить следующие:- беспошлинные зоны, расположенные на основных перекрестках международныхтранспортных систем; - экспортные промышленные зоны, ориентированные главным образом навнешнюю торговлю;- парки технологического развития, которые создаются на основесуществующего в принимающей стране научно-технического потенциала, но сучастием иностранного капитала и с использованием прогрессивногооборудования, ноу-хау, а также зарубежного управленческого, коммерческогоили маркетингового опыта;- зоны страховых и банковских услуг, способствующие укреплению этойисключительно важной сферы экономики;- импортно-промышленные зоны и зоны по замещению импорта, которыепризваны обеспечить принимающую страну современными товарами, аместные предприятия - передовой технологией.На практике в «чистом виде» перечисленные экономические зонывстречаются редко. Обычно для каждой из них присуще сочетаниехарактерных тенденций указанных свободных экономических зон. К примеру,маловероятно, чтобы парки технологического развития не оказывали такихключевых услуг, как банковские операции, страхование или торговля.Подавляющее большинство предприятий в существующих ныне свободныхэкономических зонах - это предприятия легкой промышленности,нуждающиеся в относительно скромных капиталовложениях. Они производяттекстиль и одежду, бытовую электронику, спортивный инвентарь, изделия изпластмассы, мебель, продовольствие, напитки.Однако учредители некоторых свободных зон пошли по другому пути и сталиспособствовать развитию предприятий тяжелой промышленности. Например, вэкспортно-промышленной зоне Тринидада и Тобаго преобладает переработканефти и нефтехимическая промышленность. В Грене предприятия свободнойэкономической зоны занимаются переработкой добываемых там бокситов вглинозем и алюминий. В экономических зонах Объединенных Арабских Эмиратовдействует целый ряд химических, нефтехимических и автомобильных компаний.Создание предприятий тяжелой промышленности в свободных зонах указанныхстран, конечно, связано с их природными ресурсами, В Ганге - этобокситы, в Тринидаде и Тобаго - нефть, в Объединенных АрабскихЭмиратах - нефть и природный газ. И все же- следует отметить, чтополитика правительств указанных трех стран была направлена не столько наразвитие тяжелой промышленности в своих экономических зонах, сколькона создание экспортных промышленных зон на основе уже существующихпредприятий тяжелой промышленности. Это, прежде всего, относится кпервым двум странам.Что касается Объединенных Арабских Эмиратов, то здесь произошлазакономерная эволюция: появление предприятий, связанных с добычей ипереработкой нефти и газа сопровождалось созданием предприятий тяжелойпромышленности в несмежных отраслях, в частности в машиностроении.Одна из характерных черт промышленного развития .большинствасвободных экономических зон заключается в том, что находящиеся тамкомпании, как правило, стремятся к минимальному использованию местныхресурсов. Слабые обратные связи этих компаний с предприятиямипринимающей страны объясняются закрытым характером экономическихзон, профилем действующих там предприятий и относительно неразвитымпотенциалом национальных поставщиков. И в этом смысле практикауказанных выше государств является исключением.В то же время многие иностранные компании, действующие в развивающихсястранах, весьма охотно используют местные сырьевые ресурсы иполуфабрикаты, произведенные на их основе (сталь, алюминий, основныехимикаты, резину, древесину и т. п.). Некоторые из них создали крупную перерабатывающую промышленность на основе местного сырья - хорошоразвитые и организованные предприятия, которые действуют в принимающихстранах в течение многих десятилетий, т. е. до создания первых свободныхэкономических зон.Вот почему такие компании не испытывают потребности в использованиивозможностей недавно созданных экономических зон. Кроме того,сказывается и еще один фактор: перерабатывающие предприятия,использующие местное сырье, как правило, находятся недалеко от егоисточников (будь то шахта, нефтяная скважина или гидроэлектростанция), вто время как экспортно-промышленные зоны обычно формируютсявблизи крупных населенных пунктов или промышленных центров. Помимотого, экономические зоны создаются учредителями для быстрогорешения проблем промышленного развития какой-либо территории. Отсюда примитивные производственные помещения, похожие на времянки, инезначительные затраты на оборудование иностранных инвесторов. Компании,занимающиеся переработкой сырьевых ресурсов, как правило, являютсяотносительно крупными и действуют на основе долгосрочных договоров,планируя свою деятельность на многие годы вперед. Этим они отличаютсяот обычного завода по сборке электронных изделий илиспециализированной компании по пошиву одежды в свободной экономическойзоне. Обычно считается, что свободные экономические зоны способствуютпрямым иностранным инвестициям относительно крупных и имеющиххорошую репутациюкомпаний. Однако, как свидетельствует мировой опыт, мощныетранснациональные корпорации не очень нуждаются в привилегиях ивозможностях свободных зон. Они могут успешно функционировать вобычных условиях практически любой страны. И если условия какого-либо государства слишком неблагоприятны, то преимущества, предлагаемыесвободными экономическими зонами, вряд ли заставят эти корпорацииизменить их стратегию международного развития.Это одна из основных причин того, что в большинстве странинвесторами в свободных зонах являются не крупные, хорошо известные транснациональные корпорации, а небольшие фирмы, которые частовыходят на рынок иностранных инвестиций в первый раз.Опыт таких стран, как Мексика, Ямайка или Маврикий, намереннопривлекающих в свои экономические зоны мелких иностранных инвесторов, подтверждает, что средние или мелкие фирмы промышленно развитыхгосударств или стран, недавно вставших на путь индустриальногоразвития, с пользой для дела дополняют деятельность крупных компаний.Мелкие фирмы более гибко реагируют на быстроменяющуюся обстановку и в состоянии удовлетворить насущные потребности внутреннего рынка этихстран. Учитывая стремление многих государств как можно быстреепривлечь иностранных инвесторов, такие компанииоказались лучшей краткосрочной альтернативой, чем крупныетранснациональные корпорации, которые действуют гораздо медленнее.Создание и функционирование; свободных экономических зон частоотклоняющихся от первоначальных проектов. Например, когда в начале 60годов на Маврикий было предусмотрено создание первой экспортно-промышленной зоны, то предполагалось, что удельный вес продукциипредприятий электронной промышленности будет равен 30, предприятийтекстильной промышленности - 25, металлообрабатываюших предприятий -15, предприятий по обработке сырья - 10~4. Однако уже к середине 80-хгодов на текстильные предприятия и предприятия по пошиву одеждыприходилось 87% занятого в экономической зоне населения, на предприятияпо производству мебели и изделий из дерева - 2,5% и на предприятия,выпускающие ювелирные изделия - 2%. Предприятия электроннойпромышленности, которые активно развивались в первые годы, затем почтиисчезли (за исключением тех, которые выпускали часы). Такая эволюция,присущая в той или иной степени практически всем свободнымэкономическим зонам, во многом зависит от характера деятельностипредпринимателей-пионеров. Если первые инвесторы были представленыэлектронными компаниями, то и последующие будут принадлежать к той жеотрасли, способствуя тем самым, как правило, созданию в экономическойзоне электронной монокультуры[3].Такая же тенденция характерна и для других отраслей промышленности. Вэкспортно-промышленной зоне Шри-Ланки, например, на долю производстватекстиля и одежды приходится около 90% занятых, в ДоминиканскойРеспублике - более 60%, в Египте – 54%. Причина такого положенияобъясняется динамикой, присущей развитию самих экономических зон,отсутствием контроля со стороны государственных органов по отношению киностранным инвестициям также слабым взаимодействиям зональныхпредприятий, национальных и иностранных кампаний.В процессе развития некоторые свободные экономические зоны сталиспециализироваться исключительно на банковских и страховых. операциях. Они получили название 6анковских. франковых зон. В Люксембурге,например, активно действуют крупные западногерманские банки, которыеблагодаря имеющимся в этой стране льготам <обходят> государственный закон о создании обязательных денежных резервов. Наиболее известныебанковские франковые зоны были созданы в Гонконге, Сингапуре; Бахрейнеи Маниле, а также на многочисленных островах в Карибском море (наБагамах, Бермудах и т. д.).Совокупный объем кредитных операций иностранных банков,сосредоточенных в странах Карибского моря, по самым минимальным оценкамв 80-е годы составлял более 200 млрд. долл., что равнялось 13% от общейсуммы международных кредитных активов в мире.Такие финансовые центры, расположенные в развивающихся странах, часто еще называют «оффшор-центрами», а «оффшор-сделкой» - ту или инуюоперацию между иностранным (по отношению к месту ее совершения)кредитором и заемщиком. Член совета управляющих Федеральной резервнойсистемы США Г. Уоллик определяет «оффшор-центр» как географическуюточку, где кредитные средства заимствуются у нерезидентов ипредоставляются другим нерезидентам через посредничество банков или иныхфинансовых институтов. Преобладание именно таких операций характернодля банковских франковых зон Карибского региона.Следует отметить, что такие центры расположены не только вразвивающихся странах, но и в промышленно развитых государствах. Вотношении последних также нередко используется термин <оффшор>,поскольку этот банковский бизнес представляет собой вненациональнуюбанковскую деятельность на базе валютных кредитных ресурсов вмеждународных финансовых центрах, и прежде всего в Лондоне. В свободных банковских зонах существуют очень благоприятные условия дляпроведения кредитно-финансовых операций (чрезвычайно льготный режимналогообложения банков, а в некоторых зонах фактически полное отсутствиетакового), что усиливает их привлекательность для иностранныхкредитных институтов и международных капиталов. Именно поэтому ихчасто называют «налоговыми убежищами», или «фискальными оазисами».Успешная деятельность свободных банковских зон в развивающихся странахвесьма ощутимо влияет на финансовые интересы Соединенных ШтатовАмерики и других капиталистических государств. Так, по оценкеамериканских экспертов, служба внутренних доходов США ежегоднонедополучает около 4 млрд. долл. в результате совершения американскими банками операций не на своей территории. Общая утечка капиталов из СШАна банковские счета только в Карибской экономической зоне составила ксередине 80-х годов почти 80 млрд. долл. Стремясь укрепить финансовыйцентр в Нью-Йорке, который в 70-е годы заметно сдал свои позиции намеждународном рынке капиталов, правительственные органы США создалитам в 1981 г. свою свободную банковскую зону. Они разрешили, подобномногим другим «оффшор-центрам», местным и иностранным банкамоткрывать в Нью-Йорке международные банковские учреждения, которымпредоставлены большая свобода в осуществлении транснациональногобизнеса и льготный налоговый режим.Одна из главных целей создания таких зон в у развитых капиталистическихстранах - переориентация международных операций своих банков, основнойобъем которых совершается через «оффшор-центры» в других странах.Чрезвычайно жесткие нормативы, регулирующие страховые операции,способствовали созданию свободных страховых зон. Примером можетслужить лондонская компания «Ллойд» по вопросам страхования рисковособого типа (не входящих в разряд хищений, пожаров, гражданскойответственности и т. д.). Деятельность компании «Ллойд» по покрытиюэтих рисков, по существу, содействовала превращению ее в монополистапо страхованию нетрадиционных рисков. По прототипу лондонской свободнойстраховой зоны в 80-х годах подобные зоны были созданы в Нью-Йорке.Правда, там ассоциации по контролю в защиту потребителя ограничилильготный режим, допустив его лишь для особых типов риска (например,аннулирование контрактов лизинга), а также для тех страховых контрактов,в которых годовые премии превышают 100000 долл.Как видим, создание свободных экономических зон получило на Западебольшое развитие. Во многом их развитие зависит от того, что такая зонаможет дать национальной экономике в конкретных условиях хозяйствования ив данной экономической ситуации. 4. Современное состояние и проблемы развития отечественных СЭЗ. 4.1. Типы СЭЗ, организуемых в РоссииПрактика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории Россиипоказывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить наследующие основные типы:• комплексные зоны производственного характера;• внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);• функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками.Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченнойтерритории, и в границах областей и других территориальных образований. Вних создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательнымразвитием необходимой инфраструктуры.К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам ихсоздателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе - СЭЗ вНаходке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и засчет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалкигрузов и их транзита.К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли"Шерри-зон" (около аэропорта "Шереметьево")[4], свободные таможенные зоны"Московский Франко-Порт" (около аэропорта "Внуково"), "Франко-ПортТерминал" (на территории московского Западного речного порта)[5].Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют какнароднохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности,способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отрасляхна основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрениюрезультатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий,новых видов готовой продукции и расширению экспорта.К отраслевым зонам научно-технического характера относится СЭЗ вЗеленограде, которая должна специализироваться в области микроэлектроники,информатики и связи; к зонам финансового ("оффшорного") характера можетбыть отнесена зона экономического благоприятствования в Ингушетии; к зонамтуристическо - курортного типа - особая экономическая зона "КавказскиеМинеральные Воды"[6].На выбор типа зон для конкретных территорий влияют не только общие, но илокальные факторы. Так, для транспортных, экспортно-импортных зоннеобходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило,размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами,железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны дляразмещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типатехнопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база иквалифицированная рабочая сила. Организация туристическо- рекреационных зонтребует наличия культурных и исторических центров, бальнеологическихкурортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры. 4.2. Свободные экономические зоны в России: современное состояниеКак было показано выше, основной отличительной чертой процесса создания СЭЗв России является его политизированность в ущерб экономической сути,вопросы создания зон решаются стихийно, при отсутствии четких критериев идостаточной нормативно-правовой базы.Если в самом начале (еще на этапе существования СССР) замысел создания зониспользовался руководством союзных республик в качестве инструментаполитического противодействия союзному центру, а в преддверии выборовроссийского президента раздача "зональных полномочий" была символомлиберального отношения руководства РСФСР к регионам, то затем, с обретениемРоссией суверенитета, "выбивание" этих полномочий стало средствоманалогичной борьбы, теперь уже - со стороны руководителей регионов поотношению к федеральным властям. И сегодня эта идея все еще остаетсясредством политического давления регионов на правительство, хотяпрактические усилия по организации зон все более смещаются на местныйуровень.В отношении вопроса о свободных зонах российское руководство до сих пордействовало весьма непоследовательно. Оно то, поддаваясь давлению регионов,щедро раздавало льготы, то отбирало их, обосновывая этообщегосударственными интересами. В результате большинство СЭЗ,организованных в начале 90-х годов, фактически лишились сегодня основнойчасти ранее предоставленных федеральных преференций. Решения о созданииновых СЭЗ продолжают приниматься так же, как и ранее, т.е. чистодекларативно, без концептуального обеспечения и механизма реализации. Витоге остается нереализованной главная экономическая идея СЭЗ -стимулирование предпринимательской активности через выборочнуюлиберализацию инвестиционного климата.Вместе с тем, исходя из мирового опыта, курс на организацию СЭЗ мог быспособствовать решению ряда приоритетных для страны проблем в областистабилизации и подъема экономики, возрождения регионов, укрепленияфедерализма, развития внешнеэкономической деятельности и международныхконтактов. Однако отсутствие в РФ надежной правовой базы по созданию ифункционированию СЭЗ, а у правительства - четкой концепции о роли СЗЗ вроссийской экономике переходного периода не позволяет вопросу о свободныхзонах находится в контексте важнейших направлений текущей политики.Устройство свободных зон должно регламентироваться четко сформулированнымзаконом, а не постоянно меняющимися решениями исполнительной власти. Безбазового федерального закона о СЭЗ реализация любых принимаемых по вопросуо зонах правовых решений (будь то президентские указы, постановленияправительства или даже парламентские акты) будет неизбежно упираться вприоритетность более общих норм регулирования хозяйственной деятельности,установленных специальными разделами федерального законодательства (что иподтвердила российская практика). Принятие же такого закона позволило быупорядочить многочисленные нормативно-правовые акты, принятые по вопросу оСЭЗ, открыв таким образом новый специальный раздел в федеральномзаконодательстве - раздел о СЭЗ, а также внести в другие специальныеразделы законодательства (налоговый, таможенный, валютный, банковский ит.д.). те дополнения и изъятия, без которых реальное развертываниезональной практики не представляется возможным[7].Таким образом, принятие базового федерального закона о свободных зонах,учитывающего интересы развития как Федерации в целом, так и ее субъектов,можно считать сегодня краеугольным камнем в деле успешного "строительства"здания СЭЗ. 4.3. Некоторые проблемы развития российских СЭЗПри разработке и принятии закона о СЭЗ, что, как показано выше, являетсясамой насущной задачей для развития зональной практики, прежде всегонеобходимо разрешить следующую проблему.функционирование СЭЗ в режиме свободной таможенной зоны (а именно этопривлекает большинство регионов, добивающихся статуса СЭЗ) означает, чтотерритория зоны подпадает под условия таможенной экстерриториальности.Между тем, конституционность норм таможенной экстерриториальностипринципиально не ясна сегодня даже в отношении небольших участковгосударственной территории РФ (площадью в несколько кв. км), не говоря ужео регионах размером с целую область, поскольку Конституция РоссийскойФедерации запрещает образование таможенных границ внутри территории страны:"На территории Российской Федерации не допускается установление таможенныхграниц, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободногоперемещения товаров, услуг и финансовых средств"[8]. Исключения допускаютсялишь в целях "...обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей,охраны природы и культурных ценностей"[9]. Уже одно это обстоятельствоставит под вопрос правомерность принятия решений об образовании различныхСЭЗ на территории России.Госдума РФ приостановила ввиду этой неясности процесс прохождения черезроссийский парламент федерального Закона "О свободных экономических зонах",направив весной 1995 г. по инициативе Комитета по экономической политикесоответствующий запрос в Конституционный суд РФ с просьбой дать официальноетолкование указанной статьи российской Конституции. Вскоре вопрос былрешён, установив порядок, действующий по сей день.Вторая проблема состоит в отсутствии четко сформулированных целей созданиязон, не противоречащих как интересам регионов, так и Федерации в целом.Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь однусиюминутную привлекательную сторону - перспективу получения льгот пополному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что СЭЗпомогут им избавиться от проблем, решить которые сами они не в состоянии:плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы,тяжелой социальной обстановки, экологических проблем. И при этом не думаюто том, кто же тогда в такую "свободную зону" придет со своим капиталом?Между тем, как отмечено в[10], система предоставляемых свободной зоне льготдолжна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществданной территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков илиотсутствующих здесь факторов развития. Более того, при нынешних широкихмасштабах распространения свободных зон в мировом хозяйстве налоговыельготы - далеко не главный стимул для притока в зону иностранного капитала.Существеннее в этом отношении могут оказаться сегодня такие факторы, какполитическая стабильность, инвестиционные гарантии, качествоинфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административныхпроцедур. Там же высказано мнение, что первые российские зоны могутпривлечь иностранных инвесторов "не широтой фискальных льгот и даже недешевизной рабочей силы, но, скорее, перспективой освоения обширногоотечественного рынка. Именно последнее должно быть поставлено в центрконкретных зональных проектов"[11].В-третьих, все претенденты на создание СЭЗ стремятся взять под своююрисдикцию как можно больше территории, не понимая, что чем ее больше, темхуже для предпринимательского успеха зоны. Ведь, по зарубежному опыту, длянормального обустройства 1 квадратного километра экспортопроизводящей зонытребуются вложения порядка 40-45 млн. долларов США, таможенно-торговой - 10-15 млн. долларов [12]. Где возьмет эти средства администрация, например.Читинской области, заявившая о намерении создать СЭЗ на всей территории -432 тыс.кв.км, или Алтайский край - 262 тыс.кв.км? (А общая площадь толькопервых 11 учрежденных СЭЗ составляет 1 млн. кв.км, или 7% территорииРоссии.)Вот почему большая часть действующих в мире СЭЗ ограничена пределамипредприятия, нескольких производственных объектов, авиа- или морскогопорта, в исключительном случае - небольшого по территории города илирайона. Проблема разумного ограничения начальных вложений на обустройствосвободной зоны особенно актуальна для современной России, учитывая нынешнююострейшую нехватку инвестиционных средств.В практике развития российских СЭЗ есть и другие проблемы, как общие(например, отсталость инфраструктуры), так и частные, но эти трирассмотренные - неурегулированность нормативно-правовой базы, отсутствиечетко сформулированных целей и противоречия между сиюминутными интересамиотдельных регионов и перспективами развития Федерации в целом и недостаток(и на федеральном, и на региональном уровне) средств на обустройствосоздаваемой зоны - являются, по моему мнению, основными факторами,тормозящими эффективную работу существующих и создание новых СЭЗ. Врезультате в настоящее время из 18 формально учрежденных в России СЭЗможно, да и то с большими натяжками, назвать "работающими" лишь две зоны -в Калининградской области и Находке[13]. Да и то не какэкспортопроизводящие, ради чего, собственно, они и создавались, а, восновном, как экспортовывозящие, т.е. используемые российским и иностраннымкапиталом для вывоза из России стратегических товаров и сырья. 5. Мировой опыт и возможности его использования в РоссииСейчас в мире, как уже было сказано, функционирует, по разным данным, от400 до 2000 свободных экономических зон. Впервые СЭЗ были созданы в США поакту 1934 г. в виде зон внешней торговли. Целью их была активизациявнешнеторговой деятельности посредством использования эффективныхмеханизмов снижения таможенных издержек.При этом главным образом предполагалось сокращение импортных тарифов надетали и компоненты для производства автомобилей. В зоны внешней торговлибыли превращены склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующие вуказанных зонах, выводились из-под таможенного контроля в США, еслиимпортируемые в зону товары затем направлялись в третью страну. Таможенныеиздержки снижались и тогда, когда в зоне осуществлялась "доводка" продукциифирм США для последующего экспорта. Если же товары из зоны шли в США, они вобязательном порядке проходили все таможенные процедуры, предусмотренныезаконодательством страны.Успешным вариантом свободной экономической зоны стало создание зоныблагоприятствования в Ирландии в 1957 г. с центром в аэропорте "Шеннон".Территория зоны составляла всего 15 га. Цель ставилась скромная: получитьдополнительно 300 новых рабочих мест. Здесь, однако, тот случай, когдарезультаты значительно превзошли ожидания. Еще один удачный примерсвободной экономической зоны, центром которой являлся аэропорт, - "Дог-Айленд" (Англия, 1982 г.). Площадь этой СЭЗ составила 2000 га. Подреализацию намеченной программы было привлечено более 1 млрд. ф.ст.В 1967 г. в Бразилии была создана свободная экономическая зона иного типа -"промышленный округ свободной зоны Манаус" (Амазония). Выделенная для этойСЭЗ площадь - 3,6 млн. кв. км; цель - стимулирование развития промышленногопроизводства; основное средство достижения цели - налоговые льготы. Этазона получила быстрое развитие, что в значительной степени повлияло наоздоровление экономики всей Бразилии. Ядро СЭЗ составили примерно 30сырьевых и топливно-энергетических отраслей, продукция которых потребляласьв самой Бразилии. Экспорт зоны достигал только 3 - 5% производства.В 1978 г. в Китае были созданы свободные экономические зоны в 14 прибрежныхгородах. Цель - развитие внешней торговли. Основной инструмент - налоговыеи таможенные льготы. На каждый гектар зоны в иериод ее становления ежегодновкладывалось примерно 15-17 млн. долл. США. Всего с момента создания по1987 г. в СЭЗ Китая было привлечено приблизительно 22 млрд. долл. Через нихпроходило 2/3 внешнего товарооборота страны. В 1990 г. экспорт только однойзоны Шень-чжень составил 3 млрд.долл.Несколько слов следует также сказать о расположенных в Южной Корее,Малайзии, Сингапуре, Гонконге "точечных" зонах, ориентированных на экспорттоваров: ими охватывается до 90% всего его объема в развивающихся странахмира.Происходит ускоренное развитие и научно-технических зон. В 1973 г. в США ихнасчитывалось 84; здесь было занято 142 тыс. рабочих и 45 тыс. ученых.Наиболее крупная в США научно-техническая зона - Силикон-Вэллс("Силиконовая долина"). Она осуществляет 20% мирового производства средстввычислительной техники и компьютеров. В ближайшее время в США планируетсясоздать до 1000 СЭЗ. Объем инвестиций должен при этом составить более 3млрд. долл., а число дополнительных рабочих мест - 100 тысяч.В Голландии и ФРГ в 1985 г. было соответственно 45 и 50 технопарков, причемпланировалось образовать еще по 100 в каждой стране. В Японии в 14 районахсоздается 18 технополисов на базе ведущих научных подразделений. Крупнейшийтехнополис "Цикуба" обеспечивает работой 145 тыс. человек. В Англии имеетсяболее 25 зон и технопарков, за счет чего создано в общей сложности 18,4тыс. рабочих мест.Наконец, можно выделить еще одну разновидность свободных зон, котораяраспространена в мире, - оффшорные зоны, которые служат своего рода"налоговыми оазисами", обслуживающими международные финансовые операции.Примерами оффшорных центров являются, прежде всего, островные территории -Антильские, Багамские, Бермудские, Виргинские, Каймановы, Барбадос, Гернсии Джерси, Кипр, Мальта, Мадейра, а также Гонконг, Западное Самоа, Ирландия,Либерия, Ливан, Лихтенштейн, Панама, Сингапур и ряд других.Оффшорные зоны дают использующим их хозяйственным агентам следующиепреимущества: налоговые льготы, значительную свободу, практическоеотсутствие валютного контроля, возможность проведения операций срезидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте,анонимность, секретность финансовых операций (главным образом действуетлишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных снаркобизнесом). При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоныизолируется от счетов резидентов. Дело в том, что классический вариантоффшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорнойзоне только нерезидентов.По налоговым льготам, в свою очередь, возможны варианты. В оффшорных зонахИрландии, Либерии налоги не взимаются. В Швейцарии взимаются, но явнонизкие. В оффшорных зонах Лихтенштейна, Антильских островов и Панамы вмомент регистрации фирм в качестве налога выплачивается единая сумма(паушальный налог). В таких зонах обычно также взимаются ежегодныерегистрационные взносы компаний, сборы за предоставление банковских истраховых лицензий, лицензий на трастовую деятельность. Можно такжедобавить, что если в Ирландии, Швейцарии от оффшорных компаний требуетсялишь минимальный бухгалтерский учет, то на Антильских островах, в Либерии,Панаме, Лихтенштейне отсутствует даже такое требование. В Западном Самоаформа и порядок бухгалтерского учета не регламентированы и выбираютсявладельцем компании.Интересен опыт Венгрии. В этой стране был реализован режим классическогооффшора. Оффшорные компании получают скидку на налог на прибыль в размере85%, что позволяет сократить реальную ставку налога до 5,4%. Оффшорнойкомпании предоставляется право вести операции с иностранной валютой;получать иностранные займы и кредиты без специального разрешения властей,регулирующих операции с иностранной валютой; иметь счета в иностранныхбанках при условии, что определенная доля счетов приходится на Венгерскийбанк. Посредническая деятельность таких компаний в Венгрии ограниченавнешней торговлей с Россией, а также посредничеством между российскимикомпаниями. Принцип такого ограничения простой - ориентировать оффшорныельготы на основные, преобладающие во внешней торговле товарные потоки иширокий круг хорошо известных деловых партнеров.Аналогичная идея вполне может быть использована и при создании оффшорныхзон в регионах России. Так, для оффшорных компаний льготы могут бытьцеленаправленно ориентированы на основных торговых партнеров того или иногорегиона (для Республики Татарстан это, например, Германия, США, Венгрия,Швейцария, Австрия, Китай, Турция, Великобритания, Нидерланды, Финляндия);данная рекомендация, разумеется, небесспорна и нуждается в дополнительнойпроработке.По наблюдениям специалистов, многие СЭЗ прошли свой "путь", трансформируясьсначала из складских и транзитных зон в экспорто-производственные, а затем- и в комплексные. Мировой опыт свидетельствует, что при отсутствииэкспортных зон рост вывоза из страны товаров и услуг увеличивается всреднем в год на 7%, при наличии же их - на 20%.Как мы видим, СЭЗ в мировой практике создаются с какими-то определеннымицелями, которые направлены на повышение благосостояния как в самих зонах,так и на территории целой страны. К таким целям, как правило, относятся:активизация внешнеторговой деятельности, увеличение объемов экспорта,создание дополнительных рабочих мест, стимулирование промышленногопроизводства, привлечение в страну иностранных инвестиций, подъемдепрессивных территорий, выравнивание межрегиональных различий. Способыдостижения этих целей чаще всего одинаковы - это налоговые и таможенныельготы, различные преференции.Россия, в общем, переняла этот опыт у других стран, но, к сожалению, вместоинструмента модернизации экономики и привлечения в страну иностранныхинвестиций зональные льготы стали средством скрытого субсидированияотдельных лоббистских группировок и способом первоначального накоплениякапиталов, впоследствии утекающих за рубеж. Важно сейчас создать такиеусловия, чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачи льготопределенным предприятиям, отраслям или территориям, а с цельюстимулирования новых форм хозяйствования, промышленного производстваразвития внешнеэкономических отношений, обеспечивающих технологическийпрорыв России в XXI век. Другое стратегически оправданное направление -реализация преимуществ транспортно-географического положения России ипотенциала ее припортовых территорий. Создание в некоторых районах широкойсети свободных таможенных зон ускорило бы интеграцию России вмирохозяйственные связи, а также притянуло бы к ней огромные потоки товарови капиталов, пока что направляющихся в аналогичные зоны зарубежных странЧерноморья и АТР [36]. ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, рассмотрение мирового и отечественного опыта созданиясвободных экономических зон позволяет заключить следующее:1. Проанализировав данные мировой практики можно сделать вывод, чтосоздание СЭЗ - весьма действенное направление развития экономики отдельныхтерриторий и регионов. В основном, создание и развитие свободныхэкономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетныхэкономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.2. Территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, какправило, приграничное положение, а также располагают развитой транспортной,производственной и социальной инфраструктурой. В отдельных случаях созданиеСЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения,не обладающих указанными преимуществами, но располагающих высокойконцентрацией ценных природных ресурсов, позволяющих решать важныедолгосрочные общегосударственные задачи.3. Вопрос о свободных экономических зонах в России до сих пор решалсянедостаточно последовательно, при отсутствии конструктивной концептуальнойосновы и достаточной правовой базы. Основной чертой этого процесса была егожесткая политизированность в ущерб экономической сути. Но в последние годынамечается стабилизация и установление последовательности в становлении иразвитии свободных экономических зон в РФ, расширение законодательной базы,которая позволит чётко функционировать и свободно осуществлять своюдеятельность на территории России. В целом же, необходимо продолжатьнамеченные реформы в такой перспективной области, как свободныеэкономические зоны. Список использованной литературы1. Постановление ВС РСФСР от 14.07.90 г. N 106-1 "О создании зон свободного предпринимательства" .2. Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 г. N 165-1 "О создании зон свободного предпринимательства" .3. Постановление ВС РСФСР ОТ 24.10.90 г. "О создании в Приморском крае в районе г. Находка свободной экономической зоны".4. Положение о свободной экономической зоне в районе г. Находки Приморского края. Утверждено постановлением СМ РСФСР от 23.11.90 г. N 540.5. Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь"). Утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.09.91 г. N 497.6. Закон РСФСР от 4.07.91 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР".7. Указ Президента РСФСР от 15.11.91 г. N 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР".8. Указ Президента РФ от 4.06.92 г. N 548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации".9. Указ Президента РФ от 10.12.92 г. N 1572 "О создании зоны свободной торговли "Шереметьево".10. Указ Президента РФ от




Похожие:

Свободные экономические зоны в мировом хозяйcтве iconСвободные экономические зоны в мировом хозяйстве

Свободные экономические зоны в мировом хозяйcтве iconРефера т Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве
Анализ американской практики создания свободных экономических зон
Свободные экономические зоны в мировом хозяйcтве iconСодержание Введение Глава Свободные экономические зоны как явление в экономике
Свободные экономические зоны как явление в экономике
Свободные экономические зоны в мировом хозяйcтве iconСвободные экономические зоны в России

Свободные экономические зоны в мировом хозяйcтве iconСвободные экономические зоны Казахстана

Свободные экономические зоны в мировом хозяйcтве iconСвободные экономические зоны: оффшорные центры

Свободные экономические зоны в мировом хозяйcтве iconСвободные экономические зоны в рф: проблемы создания и функционирования

Свободные экономические зоны в мировом хозяйcтве iconСвободные экономические зоны России и перспективы их развития

Свободные экономические зоны в мировом хозяйcтве iconСвободные экономические зоны: виды и цели создания

Свободные экономические зоны в мировом хозяйcтве iconСвободные экономические зоны и проблемы их становления в Молдове

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы