Особенности проявления коммуникативных способностей у детей подросткового возраста icon

Особенности проявления коммуникативных способностей у детей подросткового возраста



НазваниеОсобенности проявления коммуникативных способностей у детей подросткового возраста
Дата конвертации25.07.2012
Размер238.59 Kb.
ТипРеферат
Особенности проявления коммуникативных способностей у детей подросткового возраста


Оглавление: Введение Глава 1 Состояние проблемы способностей в современной психологии 1. Понятие способностей в психологии 2. Различные подходы к изучению проблемы способностей 3. Виды способностей Глава 2 Особенности развития способностей в подростковом возрасте 1. Общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте 2. Развитие способностей к общению 3. Способность к общению и её значение в развитии организаторских и коммуникативных качеств Глава 3 Опытно-экспериментальное исследование уровня развитости у подростков способности к общению 1. Задачи и методика исследования 2. Анализ и обсуждение результатов исследования Заключение Список используемой литературы Приложения ВведениеАктуальность исследования. Проблема способностей является одной изнаиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её,прежде всего следует учесть, что реальным предметом психологическогоисследования является деятельность и поведение человека. Человеческиеспособности – это величайший из даров природы. Этим даром награждён каждыйчеловек. Но разница состоит в том, что свои дары природа поровну не делит икого-то награждает больше, а кого-то меньше.Способности образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменениемобъективных условий, а следовательно воспитуемы и преобразуемы. Способностичеловека, разные их типы и степени относятся к важнейшим проблемампсихологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайненедостаточна. В связи с этим тема нашего исследования – «Особенностипроявления коммуникативных способностей у детей подросткового возраста».Цель исследования: изучить особенности проявления коммуникативныхспособностей у учащихся в подростковом возрасте.Задачи исследования: Проанализировать проблему способностей в психолого-педагогической литературе. Рассмотреть различные подходы к изучению проблемы способностей в психологии. Изучить особенности проявления коммуникативных способностей в подростковом возрасте.Объект исследования: дети подросткового возрастаПредмет исследования: проявление коммуникативных способностей учеников 9 классаГипотеза исследования: в связи с тем, что общение является ведущим видом деятельности в подростковомвозрасте, мы можем предположить, что в этом возрастедети будут обладать высокимикоммуникативными способностями.Методы исследования: 1. Метод анализа научной литературы 2. Психодиагностический метод 3. Метод качественного и количественного анализа результатов исследования.Глава 1. Состояние проблемы способностей в современной психологии.1. Понятие способностей в психологии.Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименееразработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть,что реальным предметом психологического исследования является деятельностьи поведение человека. Нет сомнений, что источником понятия о способностяхявляется бесспорный факт различия людей по количеству и качествупродуктивности их деятельности. Многообразие видов деятельности человека иколичественно-качественная разница продуктивности позволяет различать видыи степени способностей. О человеке, делающем что-либо хорошо и быстро,говорят как о способном к этому делу. Суждение о способностях имеет всегдасравнительный характер, то есть основывается на сопоставлениипродуктивности, умении одного человека с умением других. Критериемспособности является уровень (результат) деятельности, которого однимудаётся достигнуть, а другим нет. История общественного и индивидуальногоразвития учит, что всякое искусное умение достигается в результате болееили менее напряжённой работы, различных, иногда гигантских,«сверхчеловеческих» усилий. С другой стороны, одни достигают высокоговладения деятельностью, умения и умелости при меньшей затрате сил ибыстрее, другие не выходят за пределы средних достижений, третьиоказываются ниже и этого уровня, даже если они усердно стараются, учатся иимеют благоприятные внешние условия. Именно представителей первой группыназывают способными.Способности человека, разные их типы и степени, относятся к важнейшим исложнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса оспособностях ещё крайне недостаточна. Поэтому в психологии не существуетединого определения способностей.В.Г. Белинский понимал под способностями потенциальные природные силыличности, или её возможности.По Б.М. Теплову, способности – это индивидуально-психологическиеособенности, отличающие одного человека от другого.С.Л. Рубинштейн понимает под способностями пригодность к определённойдеятельности.Психологический словарь определяет способность как качество, возможность,умение, опыт, мастерство, талант. Способности позволяют совершатьопределённые действия в заданное время.Способность – это готовность индивида к выполнению какого-либо действия;годность – имеющийся потенциал для выполнения какой-либо деятельности иливозможность достичь определённого уровня развития способности.На основе изложенного можно дать ориентировочное и предварительноеопределение способности.Способность представляет собой выражение соответствия между требованиямидеятельности и комплексом нервно-психологических свойств человека,обеспечивающим высокую качественно-количественную продуктивность и рост егодеятельности, которое проявляется в высокой и быстро растущей (по сравнениюсо средним человеком) умелости овладевать этой деятельностью и владеть ею.Не было бы ошибочным несколько более обычное и простое определениеспособности как комплекса врождённых и приобретённых свойств человека,обеспечивающих ему возможность более, чем у среднего человека, высокой ипродуктивной деятельности.Однако первое мы считаем предпочтительным, так как оно оттеняетсоответствие объективных требований и личных качеств, подчёркивает рольтрудовой практики и указывает, что способность не простое свойство, акомплекс свойств, организуемых и развиваемых трудовой деятельностью.2. Различные подходы к изучению проблемы способностей.Формирование и развитие современного психологического учения о способностяхначинается относительно поздно – в 19 веке, когда складывается психологиякак самостоятельная наука.Проблема способностей постоянно ставится перед человеком жизнью. Она всегдабыла столь же важной, сколько и увлекательной. Способности образуются входе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий, аследовательно воспитуемы и преобразуемы. Именно жизнь ставит нас перед темфактом, что общая одарённость является всегда фоном, на котором выявляютсяспособности. Это мы можем проследить в многочисленных работах различныхпсихологов. В области психологии и физиологии, в исследованиях способностейсуществует целый ряд общих идей и подходов. Но в этих многочисленныхработах нет пока ни одного исследования, которое поставило бы вопрос о техфизиологических особенностях, которые связаны с понятием способность.Так, в 18 веке, Гельвеций, занимая крайние позиции в вопросе оспособностях, отрицал природный характер способностей. В своей теорииГельвеций был демократичен. Он пришёл к полному отрицанию природныхзадатков, по существу отождествляя проблему происхождения общественногонеравенства с проблемой индивидуальных различий между людьми.Учение Вольфа было общепсихологическим, то есть касалось общих для всехлюдей свойств психологических процессов, без индивидуальных различий. Еслисейчас говорить о различиях памяти, темперамента, эмоций, интеллекта, какоб индивидуальных особенностях психики каждого человека, то основным длявзглядов Вольфа было утверждение наличия у других известного комплексанезависимых друг от друга способностей, проявляющихся в различных сторонахпсихологической деятельности.Значительный вклад в теорию способностей внёс В.Г. Белинский. В его работахсодержится уже довольно стройное и чрезвычайно содержательное учение оспособностях. В.Г. Белинский имел возможность опираться на оригинальныемысли своих предшественников, кроме того, постоянная литературно-критическая деятельность, анализ художественных произведений побуждали егозадумываться о способностях, их природе и различиях.Под способностями Белинский понимал потенциальные природные силы личности.Он считал, что в основе способностей лежат природные особенности организмачеловека.Как и Белинский, Чернышевский считал, что способности представляют собойприродный дар. Н.Г. Чернышевский понимал, что для развития способностейнеобходимы определённые условия. Он писал, что великие гении одарены отприроды, но их дарования могут развиваться только в определённыхобщественных условиях, и именно таких, которые представляют возможность дляих активной деятельности. Идеи Чернышевского по проблеме одарённостипослужили отправным пунктом для разработки материалистической теорииспособностей, которая в основу всего положила деятельность как источник иусловие развитие способностей человека.Впервые на почву конкретного исследования вопрос о причинах и происхожденииспособностей был поставлен Ф. Гальтоном. Его работа «Наследственностьталанта, её законы и последствия» сделалась отправным пунктоммногочисленных исследований.Гальтон в своей работе сделал первую попытку определить наследственностьталанта путём изучения биографий знаменитых людей и выяснения, сколько былосреди родственников этих людей выдающихся личностей. Влияние взглядовГальтона ощущается в работах Кеттела, Термена, Кокса и др.Исключение составляет работа А.Ф. Лазурского «Классификация личности», вкоторой рассматриваются некоторые вопросы проблемы способностей иодарённости в связи с другими аспектами психологии личности. Та частьпсихической организации личности, которую А.Ф. Лазурский назвалэндопсихикой, составляет одарённость человека или его прирождённыеспособности.Итак, по мнению Лазурского, способности врождённы. Что же касается условийжизни, воспитания и образования, то они не оказывают общественного влиянияна способности.Б.М. Теплов в статье «Способности и одарённости» понимает под способностямииндивидуально-психологические способности, отличающие одного человека отдругого. К способностям относятся лишь такие особенности, которые имеютотношение к успеваемости выполнения какой-либо деятельности. Он считает,что к способностям нельзя отнести такие проявления, как вспыльчивость,вялость, медлительность, память и т.п. Способности, считает Теплов, немогут быть врождёнными. В основе способностей «лежат некоторые врождённыеособенности, задатки». Способности существуют только в развитии, асоздаются и развиваются они только в процессе деятельности.Большое внимание уделил разработке проблемы способностей С.Л. Рубинштейн всвоих работах «Основы общей психологии» и «Бытие и сознание».Рубинштейн под способностями понимает пригодность к определённойдеятельности. О способностях можно судить по достижениям, по темпамдуховного роста, а именно: по лёгкости усвоения и быстроте продвижения.В основе способностей, по Рубинштейну, лежат «наследственно закреплённыепредпосылки для их развития в виде задатков». Под задатками понимаютсяанатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппарата человека.«Развиваясь на основе задатков, способности являются всё же функцией незадатков самих по себе, а развития, в котором задатки входят как исходныймомент, как предпосылка».Очень ценной является мысль Рубинштейна о том, что способность представляетсобой сложное синтетическое образование личности.Вместе с тем Лейтес справедливо подчёркивает мысль, что «чем разнообразнееи содержательнее будет деятельность ребёнка, тем полнее и ярче могутразвиваться его способности». Лейтесу принадлежит также глава оспособностях в учебнике «Психология», изданным в 1956 году под редакциейСмирнова А.А., Леонтьева А.И., Рубинштейна С.Л. и др. В ней в основномвоспроизводятся способности как условия успешного выполнения деятельности,сочетания способностей, обеспечивающие успешность, способности людей какпродукт истории, развитие способностей в процессе деятельности, отношенияспособностей и задатков и т.п.Б.Г. Ананьев в «Очерках психологии» указывает, что способность образуетсявследствие развития высших функций, в результате которого возможнотворческое применение накопленных знаний. В образовании способностей, пишетАнаньев, играют известную роль естественные особенности личности,особенности мозговой работы или задатки.Опираясь на учение Павлова об общих и специальных типах высшей нервнойдеятельности, сделаны попытки подвести физиологические основы под сложныепсихические образования, какими являются способности. Однако, несмотря навсе эти достижения следует сказать, что проблема способностей остаётсячрезвычайно слабо разработанной. Особую важность имеет проблемаорганизаторских способностей, которые ещё не стали предметомсистематического изучения.Без конкретного анализа исследования способности невозможно дальшепродвигать теорию способностей. Этим, пожалуй, и объясняетсянеразработанность как методов практического определения (диагностики)способности, так и особенно методов воспитания одарённости и способностей.Итак, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что способности – этоиндивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека отдругого. К способностям мы можем отнести лишь те особенности, которые имеютотношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Также необходимоотметить, что способности существуют только в развитии, а создаются иразвиваются только в процессе деятельности.3. Виды способностейУчитывая недостаточную разработанность проблемы способностей, можносказать, что нет ни одной стороны этой проблемы, которая не требовала быисследования. В изучении способностей психологи обычно делят способности,обеспечивающие жизнедеятельность человека и его развитие в социальнойсреде, на две большие группы: общие и специальные способности.По Б.М. Теплову, общие способности – это система индивидуально-волевыхсвойств личности, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями,умениями, навыками при осуществлении различных видов деятельности. Основаразвития общих способностей заложена в психических процессах. Овладениеопределёнными мыслительными операциями (анализ, синтез, классификация,систематизация) начинается в детском возрасте. В подростковом возрастеобщие способности развиваются особенно интенсивно. Данный возраст являетсяпериодом рождения гипотетико-дедуктивного мышления, способностиабстрагировать понятия, формулировать и перебирать альтернативные гипотезыи делать предметом анализа собственные мысли.Специальные способности, согласно Б.М. Теплову, это такая система свойствличности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либоспециальной области деятельности, например, музыкальной, литературной,изобразительной, сценической, спортивной, военной и т.д.В подростковом возрасте наступает период первичной социализации, происходитвыбор и, в большинстве случаев, обучение профессии. В эту пору значительнодифференцируются способности и интересы обучаемых, формируется ивырабатывается жизненная позиция.Как общие, так и специальные способности взаимосвязаны. Общие способностиразвиваются одновременно с развитием и формированием познавательныхпроцессов. Разумеется, формирование специальных способностей невозможнопредставить без общих способностей у индивида.Ревеш также делил способности на специальные и общие. Но в свою очередь онпопытался сделать группировку специальных способностей. Прежде всего онразличал специфические таланты и комплексные одарённости. К первым онотносит способности к математике, искусству (музыке, литературе,изобразительной деятельности), к изобретениям и к шахматной игре.Специальные способности и, соответственно, таланты характеризуютсяврождённостью, ранним проявлением и быстрым развитием. Комплекснаяодарённость охватывает все остальные виды способностей: философские,биологические, лингвистические, исторические, психологические, техническиеи практические.Ниже приведён рисунок, изображающий классификацию способностей по Ревешу.[pic]Схему Ревеша принять трудно, так как есть современно установившиесяразделы деятельности, которые на высших уровнях приобретают выраженныеформы. Сюда относятся наука, искусство, техника, общественно-политическая иобщественно-организационная деятельность. Им соответствуют разные видыодарённости, в которых соотношение общих и специальных моментов различно.Поэтому классификацию Б.М. Теплова мы считаем предпочтительнее.Глава 2. Особенности развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте.2.1 Общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте.Для подростка характерны две сферы общения: общение со взрослыми и общениесо сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова.Если в первой сфере подросток выступает в роли ведомого, усваиваетобщественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способыанализа окружающей действительности и способы действия, то во второй сфереон сталкивается лицом к лицу с проблемами отношений среди равных себе, тоесть с проблемами нравственности и этики.Не следует забывать о том, что в общении со взрослыми подросток всегда,даже при самых товарищеских отношениях, находится в положении младшего, визвестной мере подчинённого, а в этом положении далеко не все нравственно-этические нормы могут быть апробированы, то есть усвоены на практике. Итолько в отношениях с ровесниками он формально и по существу равноправен;объективно взаимоотношения подростков-сверстников содержат в себевозможность проигрывания различных ролей, ведущего и ведомого, командира иисполнителя, участника конфликта и его арбитра, друга-хранителя тайны идруга, доверяющего свою тайну.Для подростков отношения с товарищами приобретают особую важность. Дети вэтом возрасте становятся особенно чуткими к мнению сверстников о них.Друзья, товарищи – это та естественная среда, которая жизненно необходимаподростку. Среди товарищей он находит образцы для подражания, стремясьдотянуться до них, он делает сам себя, воспитывает в себе нужные качества.У товарищей подросток находит: необходимую ему оценку качеств, оценку своихзнаний и умений, оценку своих способностей и возможностей, сочувствие,сопереживание, отклик на все свои душевные радости и невзгоды, которыевзрослым так часто кажутся незначительными.Роль общения со сверстниками в жизни подростка, безусловно, очень велика.Но в то же время оно само, его формы и содержание, его характер и способыопределяются теми отношениями, которые складываются у подростка совзрослыми. Подросток стремится поступать и выглядеть как взрослый, он хочетиметь его права и возможности. В конечном итоге развития подростка – всегдаравнение на взрослого. Но последнее может проявляться не непосредственно, ачерез подражание сверстникам, в чём-то уже более взрослым. Но друзьяподростка – это не только взрослые, но и сверстники, товарищи,одноклассники.Одна из основных проблем подросткового возраста – проблема общения сосверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центревнимания подростка, именно они во многом определяют поведение,деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств исоциальных установок.С переходом ребёнка в среднюю школу его связи с окружающими людьми, каквзрослыми, так и детьми, расширяются и усложняются. Характернойособенностью подростков по сравнению с младшими школьниками являетсяусиленное стремление к общению с товарищами. Подростка невозможно удержатьв рамках узкого семейного коллектива. Особую роль в его жизни начинаетиграть коллектив сверстников и складывающиеся в нём взаимоотношения.Подросток хочет заслужить уважение и признание сверстников, пользоватьсясреди них авторитетом. Коллектив предъявляет подростку высокие требования,и завоевать авторитет и уважение товарищей он сумеет лишь в том случае,если будет отвечать этим требованиям.Общение со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развитияличности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богачеи интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опытсоциального общения, практику жизни в коллективе. А поскольку для подросткаименно это и является главным на данном этапе развития, то мы вынужденысчитать общение ведущим видом деятельности в этом возрасте. 2. Развитие способностей к общению. Методы психологического воздействия.Уже ранее отмечалось, что все стороны, все составные части общения(коммуникативная, интерактивная, перцептивная) действуют взаимосвязанно ивзаимообусловленно. Однако, у каждой из этих сторон есть вполнеопределённые способы и приёмы, позволяющие наилучшим образомсовершенствовать процесс общения. Этим самым совершенствуется способностьчеловека к общению.Методы активного психологического взаимодействия в наибольшей степениспособствуют совершенствованию интерактивной стороны общения. Методыпсихологического воздействия развивают все три стороны общения, но восновном коммуникативную и перцептивную. Указанные выше приёмы и способыпсихологического воздействия и активного взаимодействия в совместнойдеятельности служат основой для развития всех трёх сторон процесса общения,а значит способствуют совершенствованию способности к общению,организаторских и коммуникативных качеств личности.Психология и общественная практика выработали наиболее активные идейственные методы воспитания и развития личности. Такие методы какубеждение, внушение, самовнушение могут быть отнесены как к методамвоспитания, так и к методам психологического воздействия.Рассмотрим некоторые из этих методов, относящихся собственно к методампсихологического воздействия.Метод убеждения – это система словесно-предметных воздействий на сознаниеобучаемых (подчинённых) или общее мнение коллектива, которая обеспечиваетдобровольное принятие распоряжений и превращение их в мотивы поведениячленов коллектива. Любое воздействие руководителя направлено в конечномсчёте на формирование, закрепление или изменение установок, отношений,мыслей, чувств и действий обучаемых. Формами убеждения могут быть диспуты,беседы, личный пример, доказательство и так далее. При проведении этих формубеждения следует иметь в виду эмоциональное состояние убеждаемого.Внушение – это система словесно-образных воздействий на коллектив иотдельных его членов с целью вызвать соответствующие состояние и поведение,потребности и привычки. Метод внушения обладает большими возможностями дляпредупреждения усталости, снятия отрицательного влияния состояния ожидания,стресса в аварийных ситуациях и т.п. В каждом отдельном случае руководительможет применять отдельные формулы внушения. Такие формулы внушения должнывключать в себя простые и понятные слова, как правило, не более 5-6 слов.Например, для снятия возбуждения в критической ситуации руководительповелительным тоном, не вызывающим возражения, произносит фразу: «Всеспокойны! Все остаются на местах! Действуем по следующему плану…»Одним из необходимых условий эффективного внушения является внушаемость.Под внушаемостью понимается способность человека изменять своё поведение потребованию другого лица или группы лиц, не опираясь при этом на логику илисознательные мотивы (то есть безотчётная подчинённость требованиям другихлюдей. Внушаемость зависит от возраста (чем моложе, тем выше), пола (чащевсего женщины более внушаемы, чем мужчины), интеллекта (с повышениемобразования внушаемость обычно снижается), состояния здоровья (припереутомлениях или после заболеваний внушаемость становится выше) и другихфакторов. Кроме того внушаемость значительно варьируется в зависимости отвида внушения и авторитетности того лица, которое производит внушение. Методы активного взаимодействияМетоды активного взаимодействия делятся на две большие группы:дискуссионные методы и методы социально-психологического тренинга. Дискуссионные методыК дискуссионным методам относятся дискуссия (полемика, диспут) и метод«мозговой атаки».Помимо профессиональных, управленческих и научно-технических проблемпредметами дискуссии могут быть межличностные отношения участников группы.В этом случае групповые взаимоотношения выступают в качестве учебноймодели, с помощью которой обучаемые усваивают возможности самоопределения ипонимания друг друга. Предметом дискуссии может быть также групповоеобсуждение проблемных ситуаций. Здесь возможна как ориентация на задачу(разбор проблемных ситуаций), так и ориентация на межличностные отношения.При ориентации на задачу метод группового обсуждения способствует уяснениюкаждым участником собственной точки зрения, развитию инициативы,коммуникативного качества и умения пользоваться своим интеллектом.«Мозговая атака» - это методика стимулирования творческой активности ипродуктивности на основе высказывания на предложенную тему членами группылюбых идей или мыслей, не оценивая их при этом как истинные или ложные,бессмысленные или странные. Данная методика исходит из предположения, чтопри обычных приёмах обсуждения и решения проблем возникновению новаторскихидей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают потокэтих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решений.После проведения «мозговой атаки» общая масса высказанных идейанализируется в расчёте на то, что среди них окажется по крайней меренесколько содержащих наиболее удачные решения. Методы социально-психологического тренингаМетоды социально-психологического тренинга делятся на две группы: игровыеметоды и сенситивный метод (метод тренировки межличностнойчувствительности).Игровые методы. Игровые методы предназначены для выработки и принятияуправленческих решений. Принято считать, что игровые методы делятся наоперационные и ролевые. В свою очередь операционные методы подразделяютсяна собственно деловые и управленческие. При этом деление на управленческиеи деловые игры носит чисто условный характер, так как при деловой игре вконечном счёте вырабатываются и управленческие решения. Точно так же приуправленческой игре участники группы вынуждены включаться в деловыеотношения с партнёрами. Операционная игра (деловая, управленческая) какимитационный метод открывает для психолога возможность исследованияпроцессов принятия решений с учётом индивидуальных показателей.В условиях ролевой игры индивид сталкивается с ситуацией, котораяхарактерна для его реальной действительности и которая ставит переднеобходимостью изменить свои установки. Создаются условия для формированияновых, более эффективных коммуникативных навыков.При подготовке к проведению игр разрабатывается соответствующаядокументация. Например, для проведения деловой игры основными документамиявляются сценарий, описание игровой обстановки, инструкция игрокам.Сенситивный метод относится к категории методик тренировки межличностнойчувствительности. Основная цель сенситивного тренинга заключается вразвитии и совершенствовании способности индивидов понимать друг друга. Сравнительный перечень методов психологического воздействия и активного взаимодействия. Методы психологического воздействия 1. Убеждение. Формы убеждения: диспут, дискуссия, беседа, рассказ, личный пример, доказательство. 2. Внушение. Формы прямого внушения: команды, приказы, внушающее наставление. Формы косвенного внушения: намёк, косвенное одобрение, косвенное осуждение. 3. Самовнушение. Кроме перечисленных выше форм внушения используется метод аутогенной тренировки. 4. Подражание. 5. Психологическая помощь. 6. Суггестопедия. Методы активного взаимодействия 1. Дискуссионные методы: -дискуссия -полемика -диспут -«мозговая атака» 2. Методы социально-психологического тренинга: 1) игровые методы -операционные (деловые, управленческие) -ролевые 2) сенситивный метод 3. Способность к общению и её значение в развитии организаторских и коммуникативных качеств.Ранее было показано, что способности к общению в наибольшей степенисоциально обусловлены. Они проявляются в уровне реализации у индивида всехтрёх сторон общения: коммуникативной – в средствах передачи информации(речи письменной и устной, жестах, мимике и т.д.); интерактивной – вспособах и приёмах психологического воздействия и активного взаимодействияв совместной деятельности; перцептивной – в межличностном восприятии,оценивании и взаимопонимании людей. Способность к общению предполагает иразвитую степень социально-психологической адаптации, то есть активныеприспособления индивида к условиям новой социальной среды, умение оказыватьпсихологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать ксебе.Проблема общения относится к базовым категориям психологической науки также как и категории «отражение» и «деятельность». Данные категориивзаимосвязаны и взаимообусловлены. Они опосредуются психическими, то естьпознавательными процессами. В процессе общения осуществляется взаимныйобмен видами деятельности, их способами и результатами, представлениями,идеями, установками, интересами, чувствами и т.д. Результат общения –складывающиеся отношения с другими людьми. Таким образом, общение выступаеткак специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, каквзаимодействие субъектов. Не просто действие, не просто воздействие одногосубъекта на другого, а именно взаимодействие.Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развитияконтактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности ивключающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегиивзаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Из данногоопределения можно заключить, что общение имеет все три стороны своегопроявления: и коммуникативную, и интерактивную, и перцептивную. [pic]Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности,сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми.Интерактивная сторона общения (интеракция означает взаимодействие)представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом впроцессе межличностных отношений.Перцептивная сторона общения (перцепция – восприятие) проявляется черезвосприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя,групп, других социальных общностей).Глава 3 Опытно-экспериментальное исследование уровня развитости у подростков способности к общению.Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу и информацию,приведённую в предыдущих двух главах, мы провели опытно-экспериментальноеисследование детей подросткового возраста на базе гимназии №1 в 9«Д»классе.3 Задачи и методика исследованияДля того, чтобы исследовать уровень развитости способности к общению уподростков, мы использовали следующую методику. Тест-опросник «Определение уровня общительности» (В.Ф. Ряховский)Инструкция для испытуемых:Методика по определению уровня общительности содержит 16 вопросов. Накаждый следует ответить «Да», «Нет» или «Иногда». Время на выполнениеметодики – 5-7 минут.Обработка результатов: Оценка ответов: «Да» - 2 очка «Нет» - 1 очко «Иногда» - 0 очковУровень общительности определяется в зависимости от набранных баллов. Баллысуммируются и по классификатору определяется, к какой категории людейотносится испытуемый. 1. Анализ и обсуждение результатов исследования. Тест-опросник «Определение уровня общительности»С помощью этой методики мы определили уровень общительности у подростков.Мы подсчитали баллы и с помощью классификатора определили уровень каждогоиз испытуемых. Уровень общительности у учащихся девятого класса. Таблица №1|№ | Имя | Кол-во баллов | Уровень ||1 |Лосева П. | 12 | средний ||2 |Подковальникова А. | 9 | высокий ||3 |Кузнецов А. | 14 | средний ||4 |Копылов В. | 14 | средний ||5 |Маринин А. | 4 | высокий ||6 |Морозов А. | 6 | высокий ||7 |Ишмурзин В. | 23 | низкий ||8 |Васильева Е. | 16 | средний ||9 |Сафонов А. | 8 | высокий ||10 |Семёнов С. | 11 | высокий |Итак, 40 % испытуемых находятся на среднем уровне общительности, из них 25% находятся на среднем уровне ближе к низкому и 75 % - на среднем уровнеближе к высокому. На высоком уровне развитости общительности находятся 50 %испытуемых. На низком уровне развитости общительности находятся 10 %испытуемых подростков. Подростков, находящихся на высшем или, наоборот, нанизшем уровнях, не выявлено. ЗаключениеВ нашей работе мы исследовали проблему способностей детей подростковоговозраста. В ходе работы мы изучили коммуникативные склонности учащихся и ихуровень развитости.В первой главе мы исследовали состояние проблемы способностей в современнойпсихологии. Для этого мы определили понятие способностей в психологии,рассмотрели различные подходы к изучению проблемы, а также представиликлассификацию способностей.Во второй главе, в процессе изучения особенностей развития способностей вподростковом возрасте, мы рассмотрели проблему развития способности кобщению и её значение в формировании коммуникативных и организаторскихкачеств. На основе теоретического анализа литературы по проблемеспособностей, мы провели опытно-экспериментальное исследование с учащимисядевятого класса.Проанализировав данные, полученные в результате исследования, мы выявилистепень развитости общительности у детей.В процессе исследования мы пришли к выводу, что общение является ведущимвидом деятельности в подростковом возрасте. Итоги опытно-экспериментальногоисследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что, так какведущим видом деятельности в подростковом возрасте является общение, мысклонны предполагать, что в этом возрасте дети будут обладать высокимикоммуникативными способностями. Список используемой литературы. 1. Батаршев А.В. Психодиагностика способностей к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. - М., ВЛАДОС, 1999. 2. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собрание сочинений в 6 томах, Т.2, - М., Педагогика, 1982. 3. Давыдов В.В. Психологический словарь. – М., Педагогика, 1983. 4. Ковалёв А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. В 2 томах. Т.2. Способности. – Л., 1960. 5. Левитов Н.Д. Способности и интересы. – М., 1962. 6. Лейтес Н.С. Проблемы способностей. – М., 1962. 7. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., Академия, 2000. 8. Теплов Б.М. Способность и одарённость. – М., 1947. 9. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей. – Ярославль, 1996. 10. Шадриков В.Д. Способности человека. – Л., НПО НОДЭК, 1997. 11. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. – М., Просвещение, 1990. Приложение Текст опросника к методике «Определение уровня общительности» (В.Ф. Ряховский) 1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас из колеи её ожидание? 2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии? 3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента? 4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не были. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать командировки? 5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было? 6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обращается к Вам с просьбой (показать дорогу, узнать время и т.д.)? 7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей», и что людям разных поколений тяжело понять друг друга? 8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому вернуть Вам деньги, которые он занял несколько месяцев назад? 9. В ресторане Вам подали явно недоброкачественное блюдо, промолчите ли Вы? 10. Оказавшись один на один с незнакомцем, Вы не заговорите с ним первым и будете тяготиться, если он начнёт разговор. Так ли это? 11. Вас приводит в ужас любая очередь (магазин, библиотека). Вы откажетесь от намерения? 12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций? 13. У Вас есть собственная, сугубо индивидуальная система оценки произведений литературы, искусства, культуры, а к чужим мнениям по этому поводу Вы не прислушиваетесь. Так ли это? 14. Услышав где-то в кулуарах высказывание, явно ошибочное по хорошо известному Вам вопросу, предпочтёте Вы промолчать и не вступать в спор? 15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме? 16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме чем в устной? Классификатор30-32 очка: Подросток явно некоммуникабелен, это его беда, и страдает отнеё больше он сам. Но и близким его людям нелегко. На него трудноположиться в деле, которое требует групповых усилий. Подросток долженстараться быть общительнее, контролировать себя.25-29 очков: Подросток замкнут, неразговорчив, предпочитает одиночество,поэтому у него мало друзей.19-24 очка: Подросток в известной степени общителен, чувствует себяуверенно, проблемы его не пугают. Но с людьми сходится «с оглядкой», хотяэто исправимо.14-18 очков: У подростка нормальная коммуникабельность. Он любознателен,охотно слушает любого собеседника, достаточно терпелив в общении с другими,отстаивает свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживанийидёт на встречу с новыми людьми. В то же время он не любит шумных компаний;экстравагантные выходки и многословие вызывают у него раздражение.9-13 очков: Подросток весьма общителен (порой даже сверх меры). Онлюбопытен, разговорчив, любит высказываться по разным вопросам, что,бывает, вызывает раздражение у окружающих. Он охотно знакомится с новымилюдьми. Любит бывать в центре внимания, никому не отказывает в просьбах,хотя не всегда может их выполнить. Бывает, вспылит, но быстро отходит. Чегоему не достаёт, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении ссерьёзными проблемами. При желании, однако, он может заставить себя неотступать.4-8 очков: Чрезвычайно высокий уровень общительности. Он свидетельствует осформированной потребности в коммуникативной и организаторскойдеятельности. Подросток мгновенно ориентируется в трудных ситуациях, оченьнепринуждённо ведёт себя в новом коллективе. Очень инициативен. Принимаетсамостоятельные решения. Отстаивает своё мнение и добивается принятия своихрешений. Любит организовывать игры, различные мероприятия. Настойчив иодержим в деятельности.3 очка и менее: У подростка нездоровая коммуникабельность. Он многословен,вмешивается в дела, которые не имеют к нему никакого отношения. Он бываетпричиной конфликтов. Его чрезмерная общительность носит болезненныйхарактер. Подобный стиль жизни – ошибка.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Особенности проявления коммуникативных способностей у детей подросткового возраста iconПроект реализации программы «Одарённые дети» на 1 этапе – в начальной школе
Особенности 1-го этапа. Создание условий для проявления и развития творческих способностей учащихся начальной школы. Цель: определение...
Особенности проявления коммуникативных способностей у детей подросткового возраста iconЭлементарное музицирование как средство развития креативности у детей дошкольного возраста
Еской инициативы, способностей к активности творческого характера. В этом контексте проблема развития креативных способностей детей...
Особенности проявления коммуникативных способностей у детей подросткового возраста iconРазвитие творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях по внеклассному чтению

Особенности проявления коммуникативных способностей у детей подросткового возраста icon«Проблемы подросткового возраста.»
Главная цель  проекта «Проблемы подросткового возраста.» достичь взаимопонимания между родителями и подростком
Особенности проявления коммуникативных способностей у детей подросткового возраста iconЗанятие №11 методическая разработка
Тема №4 «Физиологические особенности подросткового возраста и особенности течения соматических заболеваний в этом возрасте. Работа...
Особенности проявления коммуникативных способностей у детей подросткового возраста iconСодержание Введение 2 Глава I эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе 4
Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста 6
Особенности проявления коммуникативных способностей у детей подросткового возраста icon«Особенности подросткового возраста» Урок обобщения по теме «Размножение и развитие человека»

Особенности проявления коммуникативных способностей у детей подросткового возраста iconПлан работы по формированию социальной
Формирование социальной компетентности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, подросткового возраста
Особенности проявления коммуникативных способностей у детей подросткового возраста iconПрограмм а цикла повышения квалификации в системе практического здравоохранения для врачей, осуществляющих медицинское обеспечение детей подросткового возраста
Цикла повышения квалификации в системе практического здравоохранения для врачей, осуществляющих медицинское обеспечение детей подросткового...
Особенности проявления коммуникативных способностей у детей подросткового возраста iconПрограмма по профилактике вредных привычек для детей подросткового возраста в условиях детского противотуберкулезного санатория г. Уфа

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы