Право как механизм функционирования правового государства icon

Право как механизм функционирования правового государства



НазваниеПраво как механизм функционирования правового государства
Дата конвертации25.07.2012
Размер381,15 Kb.
ТипРеферат
Право как механизм функционирования правового государства


СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ 3I. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 5 1. Сущность права 52) Возникновение и развитие идеи правового государства 7 3) Связь правового государства и правовой системы 11II. РЕАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ГОСПОДСТВА ПРАВА КАКПРИЗНАК ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 14 1) Основные характеристики правового государства 14 2) Система разделения властей в правовом государстве 16 3) Гражданское общество - неотъемлемая часть правового государства 19 4) Взаимная ответственность личности и государства 25III. УКРАИНА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 29 1) Правовая система Украины 29 2)Коституционный строй и правовая ситуация в Украине на современном этапе 30ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40 ВВЕДЕНИЕ Мы живем в стране, которая по Конституции является правовымгосударством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам поводаутверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностьюосознают, что для создания правового государства необходимо возникновениеряда определенных предпосылок, важнейшими из которых являются действующиемеханизмы правового государства, гражданское общество, господство права вобщественной и политической жизни, то есть соответствующая зрелостьтрадиционного общества. А в Украине общество еще не совсем созрело, чтобыобеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие своиразнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, чтоименно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Новедь даже самое развитое правовое государство не способно предоставитьсвоим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества.Иначе говоря, мы сами должны позаботиться о своей обеспеченности. Украина идет по пути становления правового государства. Это путь, накотором достижение верховенства права и признание человека высшейсоциальной ценностью, несомненно, будет способствовать развитию институтовзащиты прав и свобод граждан и повышению авторитета Украины намеждународной арене. И именно исходя из стремления быть правовымдемократическим государством, закрепленного Конституцией, государствопризвано гарантировать права и основные свободы человека, а не толькопровозглашать их. А это прежде всего означает, что их (то есть права исвободы) должны обеспечить органы власти, все государственные институты. За годы независимости в Украине появилось довольно много работ, какотечественных так и зарубежных авторов, посвященных различным правовымвопросам и проблемам построения современного правового государства вчастности. В этой работе были использованы труды С.С. Алексеева“Государство и право”[1], Р.З.Лившица “Теория права”[2], А.С.Пиголкин“Общая Теория Права”[3], в которых на высоком профессиональном уровнерассматриваются общие вопросы права и особенности формирования правовойгосударственности на постсоветском пространстве. В монографии И.Ю.Козлихина“Идея правового государства: История и современность” рассматриваютсявопросы зарождения идеи правового государства со времен античности,современное состояние концепции правового государства, формулируютсяпредложения по совершенствованию отечественной правовой системы[4]. Также вработе был использован учебник “Общая теория права” под общей редакциейА.С.Пиголкина в котором рассмотрен широкий круг проблем: происхождение исущность права и государства, место права в системе социальных норм, егосвязь с государством, экономикой и политикой. Широкий круг теоретических ипрактических проблем рассматривается в сборнике тезисов докладов и научныхсообщений научно-практической конференции (проходившей в Киеве 7-8 октября1993 года) “Правовая система Украины: теория и практика”. Проблемыстановления и развития политической системы современной Украинырассматриваются в монографии “Політична система сучасної України:Довідник”[5]. В работе использованы Конституция Украины, Комментарий кконституции Украины, Концепция развития законодательства на 1997-2005 года,статьи известных политиков В. Онопенко, В. Медведчука, а также отдельныематериалы по актуальным вопросам правоведения, опубликованные в украинскойпрессе[6]. Актуальность выбранной темы “Право в механизме функционированияправового государства” определяет сама ситуация в нашей стране. Несмотря набольшую работу проведенную нашими законодателями в последние годы (принятиеКонституции Украины в 1996 году, разработка концепции развития украинскогозаконодательства на 1997-2005 гг. и огромное количество законодательных инормативных актов принятых Верховной Радой) сохраняются проблемы в сфереправовых отношений и необходима большая работа как правоведов, так изаконодателей по их решению. Изучение права как одного из главнейших составляющих в механизмефункционирования правового государства необходимо также потому, что в нашейстране продолжается работа по пересмотру и обновлению преобладающегобольшинства Кодексов Украины. Структура работы обусловлена характером изученного материала. Работасостоит из трех частей: 1) Исторические условия формирования правовогогосударства в которой рассматриваются сущность права, возникновение иразвитие идеи правового государства, связь правового государства и правовойсистемы; 2) Реальный режим господства права как признак правовогогосударства. В этом разделе мы рассматриваем основные характеристикиправового государства, систему разделения властей в правовом государстве,гражданское общество - неотъемлемая часть правового государства, взаимнуюответственность личности и государства. Третья часть работы посвященаправовой системе Украины, Конституционному строю и правовой ситуации вУкраине на современном этапе. I. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 1. Сущность права Сущность права заключается в регулировании общественных отношений вусловиях цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильнойорганизованности общества, при которой реализуются демократия,экономическая свобода, свобода личности. Следовательно, сущность праваоднотипна с сущностью государства, с тем лишь отличием от последней, чтожизнедеятельность общества как системы осуществляется не путемиспользования власти, а путем нормативного регулирования. Высшее общественное предназначение права – обеспечивать, гарантироватьв нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость,создавать оптимальные условия для преимущественного действия в обществеэкономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие изобщественной жизни, из жизни людей. Право в этом отношении неотделимо от справедливости. “Право”,“правовое”, “справедливое” – это один ряд близких по значению слов. Когдамы говорим “право”, понимаем, что речь идет об общеобязательных юридическихнормах, о законах, при помощи которых в наши отношения вносятся строгость,четкий порядок, законность, причем так, что торжествует справедливость[7]. Для права характерны начала согласия, оно направлено на то, чтобыупорядочивать интересы, умерять столкновения страстей на основе добройволи, согласования позиций в соответствии с установленными закономпринципами, с твердыми критериями правового и неправого. Право, как игосударство, призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную,“здоровую” жизнь. Вместе с тем нужно учитывать и то, что право может не отвечатьпотребностям общества, может быть использовано в реакционных целях. Скажем,издаются не отвечающие требованиям жизни и даже реакционные, антинародныезаконы, судебные органы принимают несправедливые решения. Право и судыподчас становятся инструментом политики или, как утверждала марксистскаятеория, “волей господствующего класса, возведенной в закон”. В такойобстановке, связанной с классовым использованием права, злоупотреблениемгосударственной и судебной властью, оно во многом теряет свое общественноепредназначение, может само стать негативным фактором, реакционной силой. Государство непосредственно связано с правом и проводит через него своиустановления. Право не существует без государства, оно является егонепосредственным продуктом; хотя оно и обусловлено экономикой, поражаетсяне ей, а государством в процессе особой государственной деятельности –правотворчества. Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные наобеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять ивыполняет по отношению к государству роль организующего фактора, закрепляяструктуру органов государства, их компетенцию, ответственность. Конечно,право ни в коем случае не является универсальным средством организациигосударственной власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимойгосударством. Политика – это принципиальное направление деятельности государстваотносительно существующих слоев общества, есть участие в делах государства,направление государства, определение форм, задач, содержания егодеятельности. Общим для государственной политики и права является то, чтоони формируются в соответствии с господствующим политическим сознанием,складывающимся на основе политической идеологии господствующих политическихсил, находящихся у власти. Следовательно, право является инструментомполитики. Нормы права устанавливают такие методы правового регулированияобщественных отношений, которые соответствуют политике государства,реализации стоящих перед ней целей и задач. Но нельзя считать равнозначнымимасштабы воздействия на общественные отношения политики и права. Политикаохватывает всю совокупность отношений классов, социальных групп и наций. Ворганизаторской, идеологической и воспитательной работе используются какправовые, так и неправовые методы: убеждение, разъяснение, воспитание,организация. Это разнообразие придает политике способность воздействоватьна более широкие сферы общественной жизни по сравнению с правом. Право женапротив относительно консервативно, формально определенно, менее подвижнов своих методах, что не позволяет безгранично распространять его на те жесферы, что и политику. Из сказанного можно сделать вывод, что политикаявляется основой права, определяет его главное содержание, опосредуетвлияние всех иных факторов базиса и надстройки. Право – одно из важнейшихсредств реализации политики, отражает экономические интересы политическихсил, стоящих у власти, не непосредственно, а через политику государства.Требования политики невозможно полностью переложить на язык права, так какэто специфическое явление, обладающее особыми свойствами, присущими толькоему[8]. Право придает политике государственного аппарата четкую нормативнуюконкретность. Несовершенство правовой регламентации способно ослабитьгосударство. На современном этапе развития украинского общества совершенствованиеправовой основы государственной и общественной жизни – одно из направленийего демократизации, что означает возрастание организующей роли права вотношении государства. 2) Возникновение и развитие идеи правового государства Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей осовместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, нисредние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторыеюристы, идея правового государства уходит своими корнями в античноеобщество. В древнем мире самой развитой правовой системой было римское право,юриспруденция Древнего Рима. Правовое государство - это такая форма организации и деятельностигосударственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами иих различными объединениями на основе норм права[9]. Представления о государстве как организации, осуществляющей своюдеятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапахразвития человеческой цивилизации. С идеей правового государствасвязывались поиски более совершенных и справедливых форм общественнойжизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий,Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом игосударственной властью, которые бы обеспечивали гармоничноефункционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболееразумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, прикоторой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченнаяим, по мнению древних мыслителей, считается справедливойгосударственностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил огосударстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общемправопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции иРима оказали заметное влияние на становление и развитие более позднихпрогрессивных учений о правовом государстве[10]. Рецепция римского права стала важнейшей составной частью формирования всредневековой Европе романо-германской пpавовой системы, “правовой семьи”.Свои ценности, особенности присущи правовой системе, сформировавшейся вАнглии и ставшей основой семьи общего права. На формирование индусского,иудейского, а также мусульманского права решающее воздействие оказаларелигия. В основе современных концепций правового государства лежат идеинемецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя иправоведа Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVIIIи ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж.Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо.Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическомугосударству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государствомпроизвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежитидея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами.Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правовогогосударства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибодля правового государства характерно ограничение государственной власти,связанность ее правом и законом. Концепция правового государства у И.Канта сводятся к следующимтезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практическийразум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью,если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством вцелом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиямикатегорического императива, который сводится к следующему: “поступай так,чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякогодругого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как ксредству” и “поступай так, чтобы максима твоего поступка могла статьвсеобщим законом”; правом, основанным на нравственном законе, должны бытьопределены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявлениеодного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечитьвнешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство- это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или“государство в идее, такое, каким оно должно быть” обязано сообразовываться“с чистыми принципами права”; государство призвано гарантироватьправопорядок и строиться на началах суверенитета[11]. Рост производительных сил, изменение социальных и политическихотношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождаютновые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественныхдел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организациигосударственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лицаили властного органа, утверждающей равенство всех перед законом,обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права. Наиболее известные идеи правовой государственности изложилипрогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своейтеории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого инастоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы.Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом иобеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство какправовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задачагосударства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы. В период буржуазных революций в разработке концепции правовойгосударственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б.Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие. Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формыправления, формы государственного устройства определяют собой дух законов исодержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии -это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к “правильной”форме государства относится демократия, при которой верховная властьпринадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядокподачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способдеятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение кзакону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний,охрану семейного достояния. Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение властей назаконодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона,взаимную ответственность личности и государства, доминированиеобщедозволительного типа правового регулирования в соответствии сюридическим принципом “дозволено все, что не запрещено законом”,установление реальных гарантий прав и свобод личности. Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государстватоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г.Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича. Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основныепараметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимоустановление норм объективного права, которые определяют пределы свободыкаждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе игосударственной организации,- отсюда идея господства права в управлении; 2)если личная инициатива требует простора, то государству достаточноограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушалсясамими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних,отделив от исполнительной власти законодательную, утвердивсамостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательствевыборные общественные элементы[12]. В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных исубъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощенытребованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены изреальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти вруках партийно- государственного аппарата, отрыв этой власти от народапривели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организацииобщественной жизни на началах справедливости и в конечном счете кустановлению тоталитарной государственности. Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идеюправового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположнойклассовой концепции государства. Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом виткеисторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание “правовоегосударство” привычно ассоциировалось с теми разделами университетскогокурса, где критиковались различные модификации западных доктрин саналогичным названием и провозглашалось “социалистическое правовоегосударство”. Вызывает сомнение научная осмысленность самого сочетания“социалистическое правовое государство”. Прилагательное “социалистический”указывает на господствующую форму собственности и на определеннуюидеологию. Между тем, идея правового государства неотделима отмировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правовогогосударства уже подразумевает антисоциалистичность, т.е. частнуюсобственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве делаетсяпопытка не только возродить идею правового государства, но и претворить еев жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым. 3) Связь правового государства и правовой системы Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства,недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешниххарактеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличиеконституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Сутьправового государства не в законопослушании, равно как и не в обилиизаконодательных актов, - и то и другое есть признаки не правового, аполицейского государства. Суть государства правового - именно в характерезаконов, их соответствии правовой природе вещей, направленности наобеспечение суверенитета личности[13]. Еще Гегель подчеркивал, что хорошиезаконы ведут к процветанию государства, а свободная собственность естьосновное условие блеска его. В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция правовогогосударства является социальной ценностью всего человечества, удачнымсочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правовогогосударства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимуловк труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданскоеобщество. Гражданское общество - система экономических, духовных,культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов,свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации дляудовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оностроится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями,моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство - лишьформа гражданского общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном)государстве личность, общество и народ противопоставлены государству какполитическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, естьподанные. Гражданское общество предполагает наличие многочисленныхнезависимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьеромпротив монополизма и посягательств государственных органов. Понятиегражданского общества подразумевает не только “гражданственность”,известную степень политической свободы, но и “буржуазность”, т.е.экономическую независимость человека, возможность получить доход не из рукгосударства. Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическомобществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резкоограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплексаинститутов, характерных для развитого государства в условиях демократии,необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществлениевласти, прежде всего путем формирования представительных органов,выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие муниципальногосамоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимоеи сильное правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках,включая исполнительную власть. В основе правовой экономики лежит принцип “от каждого по способностям -каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда ипотребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следуетвозродить ряд свобод: 1) открыть простор всем видам собственности; 2)заменить административные приказы договорами, основанными на равенствесторон, 3) сделать главенствующим принцип “разрешено все, что незапрещено”, 4) обеспечить эквивалентный характер обмена, 5) утвердитьравноправие и добросовестность в выборе партнера, 6) не ограничиватьинициативу и предприимчивость. Правовая экономика и гражданское общество -переход от распределительного общества к рыночному - это глубинные,сущностные предпосылки формирования правового государства[14]. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребностигражданского общества и правовой экономики, назначение которого -обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскомуобществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическомсоотношении общественного спроса и предложения, ответственно заправопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибодуховным фундаментом его является признание прав человека. Правовое государство - это демократическое государство, гдеобеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех передзаконом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободычеловека и где в основу организации государственной власти положен принципразделений законодательной, исполнительной и судебной властей. Современное правовое государство - это демократическое государство, вкотором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлениивласти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокийуровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. Вправовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаиватьи пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, вчастности в формировании и функционировании политических партий,общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы ит.п.[15] Познание сущности и роли права в жизни требует широкого подхода кправовым явлениям во всем их многообразии и взаимодействии между собой, атакже учета функциональных свойств правовых явлений по отношению кчеловеку, государству, обществу. Вместе с многочисленными определениямипонятия права отражающими и раскрывающими его существенные черты, в научномпроведении было обосновано и утвердилось понятие “правовая система”.Правовая система - это основанная на государственной воле господствующегокласса или всего общества совокупная связь права, правосознания июридической практики. Это понятие охватывает широкий круг правовых явлений,включая нормативное, организационное, социально-культурные аспекты, стороныправового феномена. У отдельных авторов содержаться разные взгляды на элементы правовойсистемы, но в основных положениях эти взгляды совпадают. Структура правовойсистемы характеризуется тремя группами правовых явлений. Во-первых, этоюридические нормы, принципы и институты; во-вторых, совокупность правовыхучреждений; в-третьих, совокупность правовых взглядов, представлений, идей,свойственных данному обществу, правовая культура. Расширению взаимодействия правовых систем способствует ОрганизацияОбъединенных Наций, насчитывающая в настоящее время свыше 180государствчленов. Этот процесс стимулируют также законодательные актысуверенных государств, закрепляющие приоритет действия международных актов,относящихся к правам человека, к мирному урегулированию конфликтов междугосударствами. Таким образом: на современном этапе развития украинского обществасовершенствование правовой основы государственной и общественной жизни –одно из направлений его демократизации, что означает возрастаниеорганизующей роли права в отношении государства. Государствонепосредственно связано с правом и проводит через него свои установления.Право не существует без государства, оно является его непосредственнымпродуктом; хотя оно и обусловлено экономикой, порождается не ей, агосударством в процессе особой государственной деятельности –правотворчества. II. РЕАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ГОСПОДСТВА ПРАВА КАК ПРИЗНАК ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 1) Основные характеристики правового государства Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прави свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие “правовоегосударство” - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, какдемократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы,либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной иполитической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощьюразделения властей государство организуется и функционирует правовымспособом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовоегосударство открывает юридически равный доступ к участию в политическойжизни всем направлениям и движениям[16]. Признаки правового государства: 1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. 2. Деятельность органов правового государства базируется на принциперазделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. 3. Взаимная ответственность личности и государства. 4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальнаязащищенность. 5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободномфункционировании различных партий, организаций, объединений, действующих врамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений,взглядов. 6. Стабильность законности и правопорядка в обществе. К числу дополнительных факторов и условий становления правовогогосударства, видимо, можно отнести следующие: - преодоление правового нигилизма в массовом сознании; - выработка высокой политико-правовой грамотности; - появление действенной способности противостоять произволу; - разграничение партийных и государственных функций; - установление парламентской системы управления государством; - торжество политико-правового плюрализма; - выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе: а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности,трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества; б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегосязаконодательства; в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм; г) выход юридической науки из самоизоляции и использованиеобщечеловеческого опыта[17]. Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любымпроявлениям огосударствления. Отторжение правовой государственности возможно по двум каналам:государственно-властному и законодательному. К политическим рычагам могутрваться различные перерожденческие антиправовые структуры, своего родаполитические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия -реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия,антигуманная технократия - демагогически-популистские силы). В чем же заключается отличие правового государства от государства кактакового? Государство как таковое характеризуется его всевластием,несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностьюгражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов идолжностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит изверховенства закона, действует строго в определенных границах,установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно передгражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство как и всякое государство обладаетобщими чертами, которые сводятся к следующему: 1. Ему присуща государственная власть как средство проведениявнутренней и внешней политики. 2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основаннуюна соответствующем социально-экономическом базисе общества. 3. Располагает специальным государственным механизмом. 4. Обладает определенной административно-территориальной организациейна своей территории. 5. Существует благодаря налогам и другим сборам. 6. Обладает государственным суверенитетом[18]. Особенности механизма правового государства заключаются в следующем.Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципаразделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением.Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правовогогосударства в своей специфической форме деятельности реализуют волюобщества. Структурные части и элементы правового государства всю своюдеятельность строго сообразовывают с действующим законодательством.Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство направа и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правовогогосударства. Механизм правового государства является способом егосуществования. Функции правового государства реализуются с помощью егомеханизма. Таким образом в правовом государстве его механизм свободен отбюрократизма и административно-командных методов управления. Егодемократический характер обусловлен ответственностью перед обществом наслужбе которого он находится[19]. Правовое государство есть концентрированное выражение гражданскогообщества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают сэтапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякоегосударство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу,то этапам развития правового государства присущи определенные особенности,отражающие его политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества - это становлениерыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средствмассовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап -утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства,обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободнойдеятельности средств массовой информации. 2) Система разделения властей в правовом государстве Правовое государство в отличие от деспотического или полицейского самоограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил.Центральное место среди них занимает такая норма, как разделение властей натри главные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Этотпринцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, ас другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Равновесиевластей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами,которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничениеполномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируютнезависимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Законодательная власть обладает верховенством, поскольку онаустанавливает правовые начала государственной и общественной жизни,основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно,определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельностиисполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательныхорганов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическуюсилу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормамправа. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютногохарактера. Она находится под контролем народа и специальных конституционныхорганов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующейКонституции. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственнойреализацией правовых норм, принятых законодателем. Она носит правовойхарактер лишь в том случае, если она является подзаконной властью,действует на началах законности. В правовом государстве каждый гражданинможет обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов идолжностных лиц в судебном порядке. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственнойи общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудиев правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто неможет присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудияявляются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовойгосударственности в целом[20]. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающимнарушение правовых установлений, и прежде всего в конституционных, как состороны законодательных, так и исполнительных органов государственнойвласти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей. Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной.Это обусловлено не только господством права, связанностью государственнойвласти правом, но и тем, как организована государственная власть, в какихформах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться ктеории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединениевластей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в рукаходного лица чревато опасностью установления деспотического режима, гденевозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратитьвозникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветвивласти должны быть разграничены, разделены, обособлены. С помощью разделения властей правовое государство организуется ифункционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамкахсвоей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимныйконтроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношенияхгосударственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную исудебную власть. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную исудебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и невмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении вжизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властьюполномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным,если он еще и обставляется системой “сдержек и противовесов” властей.Подобная система “сдержек и противовесов” устраняет всякую почву дляузурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальноефункционирование органов государства. Классическим образцом в этом отношении являются США. Согласно теорииразделения властей в ней законодательная, судебная и исполнительная власти,действуют как три силы в замкнутом круге своих полномочий. Но при этомпредусмотрены формы воздействия органов одной власти на органы другой. Так,президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. Всвою очередь оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрениизаконопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов каждой из палатКонгресса. Сената наделен полномочием утверждения членов правительства,назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры и иныемеждународные соглашения, заключаемые президентом. В случае совершенияпрезидентом преступлений, Сенат обращается в суд для решения вопроса овынесении ему “импичмента”, т.е. об отстранении от должности. “Возбуждает”же дело об импичменте Палата Представителей. Но могущество Сенатаослабляется тем, что ее председателем является вице-президент. Но последнийможет принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голосаразделяются поровну. Конституционный контроль в стране осуществляетВерховный суд США. Необходимо обратить внимание на то, что в современных демократическихгосударствах (таких, как США, Германия) наряду с классическим делениемгосударственной власти на “три власти” федеративное устройство являетсятакже способом децентрализации и “разделения” власти, предупреждающим ееконцентрацию. Для демократического общества принцип разделения властей особо важен изначим. Он выражает не только разделение труда между государственнымиорганами, но и умеренность, “рассредоточенность” государственной власти,предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную итоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает,что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами поотношению друг к другу и могут “сдерживать” одна другую, не допускатьдоминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти вавторитарную, а законодательной - во “всевластие”, в тоталитарную власть,подчиняющую себе и управление, и правосудие[21]. Но даже если соблюдено требование разделения властей, задействованасистема “сдержек и противовесов”, то государство еще не обязательноявляется правовым. 3) Гражданское общество - неотъемлемая часть правового государства Понятие “гражданское общество” очень древнее. В трудах Аристотеля,Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса,Бакунина и других гражданское общество анализируется и описываетсядостаточно всесторонне, конкретно и достоверно. Для примера - несколько “фрагментов” из произведений мыслителейпрошлого о гражданском обществе. Н. Макиавелли: Сущность политического организма заключается всогласовании повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе).Народный суверенитет является высшим по отношению к государству, народимеет право на свержение абсолютизма. И. Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах: 1)свобода каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим какподданного; 3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина. Ф. Гегель: Гражданское общество и государство являютсясамостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское обществовместе с семьей составляют базис государства. В государстве представленавсеобщая воля граждан, гражданское общество - это сфера особенных, частныхинтересов отдельных индивидов. К. Маркс: В гражданском обществе каждый индивид представляет собойнекоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишьпостольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством[22]. По настоящему гражданским обществом можно считать такую общность людей,где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни:экономической, политической, социальной и духовной, где обеспеченопостоянное поступательное движение общества вперед. В различных источниках понятие “гражданское общество” представлено по-разному. Существует несколько определений этого термина, но основная идея,конечно же, у них одна. Гражданское общество - это 1) наличие собственности в распоряжениилюдей (индивидуальное или коллективное владение);наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересовразличных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;высокий уровень интеллектуального, психологического развития членовобщества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или инойинститут гражданского общества;законообеспеченность населения, то есть функционирование правовогогосударства. Предпочтение я отдаю этому определению: гражданское общество -это такое общество, в котором различные по своей природе объединенияграждан (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связьмежду человеком и государством и не позволяют последнему узурпироватьличность. То есть при наличии гражданского общества, правительства - этолишь один элемент, сосуществующий с различными институтами, партиями,ассоциациями и пр[23]. Все это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, чтомногие организации и институты демократического общества не зависят отправительства для своего существования, законности и авторитета. Присуществовании гражданского общества государство выступает выразителемкомпромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданскогообщества является право на частную собственность. В противном случаесоздается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству натех условиях, которые ему диктует государственная власть. По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражаютразличные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы,блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Этопозволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждандемократического общества. Посредством участия в этих организацияхразнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политическихрешений. Гражданское общество существует и функционирует в противоречивомединстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует сгосударством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции кгосударству. Признаками высокоразвитого гражданского общества являются:Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективноевладение).Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересовразличных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членовобщества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или инойинститут гражданского общества.Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правовогогосударства[24]. Структура гражданского сообщества. Гражданское сообщество включает всю совокупность межличностныхотношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государств, атакже разветвленную систему независимых от государства общественныхинститутов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективныепотребности. Поскольку повседневные интересы граждан неравнозначны,постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность,которую можно выразить следующим образом. Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д.,обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственныеотношения, составляющие первый уровень межличностных взаимосвязей. Этипотребности реализуются через такие общественные институты, какпрофессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации. Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовномсовершенствовании и вере, информации, общении, сексе и т.д. реализуеткомплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные,религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровеньмежличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются врамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научныеучреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д. Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляютполитико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребностив политическом участии, связанных индивидуальным выбором на основеполитических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровеньпредполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций.Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью группинтересов, политических партий, движений и т.д. В гражданском обществе разрабатывается единый комплексосновополагающих, осевых принципов, ценностей, ориентаций, которымируководствуются в своей жизни все члены общества, какое бы место вобщественной пирамиде они не занимали. Этот комплекс, постоянносовершенствуясь, обновляясь, скрепляет воедино общество и определяетосновные характеристики как экономической, так и политической егоподсистемы. Экономика и политика составляют функции гражданского общества.Экономическая и политическая свободы - формы проявления болеефундаментальной свободы человека как члена общества, как самооценкойличности. Гражданское общество можно представить как своего рода социальноепространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг отдруга и от государства индивидов. Основа гражданского общества -цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, поэтому, естественно,что сущность и качество общества зависит от качества составляющих еголичностей. Формирование гражданского общества неразрывно связано сформированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности. Возникновение гражданского общества обусловило разграничение правчеловека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданскимобществом, а права гражданина - государством. В обоих случаях речь идет оправах личности, но если в первом случае имеют в виду ее права какотдельного человеческого существования на жизнь, свободу, стремление ксчастью и т.д., то во втором случае - ее политические права. Очевидно, чтов качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, таки прав государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию.Оно утверждается благодаря признанию права индивидуальной, личной свободыкаждого человека. Признаки гражданского общества. Из некоторых источников выяснилось, что основными признакамигражданского общества являются: - наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; - самоуправляемость; - конкуренция образующих его структур и различных групп людей; - свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; - всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществлениеправа человека на информацию; - жизнедеятельность в гражданском обществе базируется на принципекоординации. В отличие от государственного аппарата, который построен наоснове принципа субординации, т.е. система строгого подчинения “младшихстаршим”. Существование гражданского общества основывается на определенныхрациональных нормах, для сохранения и обеспечения действия которыхспециально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционномуобществу. По-видимому, можно сказать, что гражданское общество возникает наопределенном основании, которое построено из материала, не известноготрадиционному обществу, хотя некоторые его компоненты могут вырабатыватьсяв условиях этого общества. В свою очередь, гражданское общество стремится к тому, чтобы каждыйсамостоятельно определился в выборе жизненных целей и ценностей. Но в то жевремя, добиваясь этой цели, в гражданском обществе не всегда удаетсядостигнуть согласия между собой, избежать конфликтов, т.к. большинство изнас хотят в основном одного и того же, “но для себя и добиваются желаемогопо-своему”. Однако гражданское общество стремится оберегать людей отвсякого рода столкновений, тем самым избегая различных конфликтов. Все этопостепенно приводит к выделению, в качестве самостоятельной ценности вобществе, гражданских прав и свобод каждого индивида, в частности речь идето таких правах как право на жизнь, на личную неприкосновенность, насвободное выражение своих мыслей, на частную собственность, право насвободное объединение в союзы, партии. Уже говорилось о том, что общество специально не создается, оновозникает на определенном основании, но в свою очередь нельзя упускать извида тот факт, что некоторые институты гражданского общества создаются винтересах самого общества в целом, общественной для общественной пользы ивыгоды, для государственной целесообразности. Исходя из сказанного, можно дополнить к вышеуказанным признакамгражданского общества следующее: - возникновение гражданского общества на определенных основаниях, неисключая и того момента, что некоторые институты гражданского обществасоздаются в интересах самого общества в целом и государственнойрационализации; - недопустимость гражданским обществом конфликтов между самими членамиобщества[25]. Несмотря на начавшиеся в 1985 году преобразования, проблемаформирования предпосылок гражданского общества пока решается медленно.Перераспределение собственности через приватизацию не привело, какожидалось, к созданию многочисленного среднего класса. Собственность вбольшинстве своем хотя и перестала быть государственной, однако осталась вруках представителей прежнего класса уже как частная собственность. Экономическая политика государства пока недостаточно стимулируетформирование предпосылок для увеличения численности среднего класса.Имевшие место обесценивание денежных вкладов, достаточно высокий уровеньинфляции, сильный налоговый процесс, ограничивающий предпринимательскуюдеятельность, отсутствие развитой частной собственности на землю непозволяли делать серьезные вложения средств в производство, в землю, неспособствовали становлению зрелого гражданина с неотъемлемыми правами иобязанностями. На пути формирования гражданского общества в Украине в настоящее времясуществует еще ряд трудностей, и прежде всего устойчивые стереотипы,система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которыеотторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылкигражданского общества. У значительной части (если не у большинства)населения вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные,базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частнаясобственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а такжеотсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде. Вследствиеизвестных ошибок и просчетов реформаторов внедрение этих универсальныхценностей в сознание украинских граждан осуществляется в условияхпостоянного падения уровня жизни большинства населения. Это и определяетего реакцию отторжения важнейших ценностей - конкуренции, демократии,рынка. Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского обществанакладывает форсированный характер процесса гражданской модернизации, когдав сжатые сроки одновременно решаются задачи, доставшиеся от историческиразличных этапов. Изменение материального положения различных группприводит к слишком быстрой и радикальной трансформации прежней социальнойструктуры. Это обстоятельство порождает конфликты государства с различнымипрофессиональными и социальными группами, что находит свое выражение вмассовых забастовках, стачках, пикетах, голодовках. Осложняет процесс кристаллизации автономной личности и тообстоятельство, что создание рыночных отношений и переход от тоталитаризмак демократии совпали по времени с процессами национального самоопределенияэтносов и социальной стратификации на основе отношений собственности.Совпадение этих тенденций делает процесс формирования гражданского обществанеустойчивым и даже отчасти возвратным. Ведь в реальной жизни противоречивопереплетаются различные, порой противоположные по своей направленностиинтересы и потребности социальных групп, что снижает возможности управленияпроцессами формирования нормальных экономических, социальных, национальныхи других интересов. Наиболее негативным последствия снижения регулятивной функциигосударства является формирование существенного разрыва в уровне доходовнебольшой группы людей и большинства бедного населения. В этих условияхгосударству еще многое предстоит сделать, чтобы оно могло стать гарантомпоступательности процесса формирования гражданского общества, создатьнадежные правовые, экономические, политические и культурные предпосылки длясамореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневныхпотребностей. Само же государство должно на практике все больше приобретатьпризнаки правового государства. Очевидно, что процесс формированиягражданского общества будет иметь естественный темп, который невозможнобудет ускорить каким-либо подталкиванием. Ведь зрелый гражданин начинаетсяс развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности.Развивать их можно в первую очередь усилиями самой личности, ееустремленностью к постоянному самосовершенствованию. 4) Взаимная ответственность личности и государства Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый признакправового государства. В недемократическом государстве признается толькоответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему праваи свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив,делается акцент на ответственности государственных органов и должностныхлиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Этаответственность обретает реальный характер только при наличиисоответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедурупривлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свободграждан и предусматривающих жесткие санкции за это. Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан являетсяконституционное положение, в соответствии с которым властные структурыгосударства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления сдокументами и материалами непосредственно затрагивающими его права исвободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданиназащищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом . Все это вместе взятое делает государство ответственным передгражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за своинезаконные действия перед государством в лице его органов. Самоограничение государства правом, закрепляющим свободу личности, неявляется односторонней привилегией личности. Последняя, в свою очередь тожесоглашается не определенные ограничения и обязуется подчиняться общимустановлениям государства. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - этоважная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а непродукт волеизъявления государства. Следовательно, в правовом государствеустанавливается принцип взаимной ответственности государства и личности. Отношения между государством как носителем политической власти игражданином как участником ее формирования и осуществления должны строитсяна началах равенства и справедливости. государство берет на себяобязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждымгражданином. Подчиняясь праву государственные органы не могут нарушать егопредписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этихобязанностей. Обязательность закона для государственной властиобеспечивается системой гарантий, которые исключают административныйпроизвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями,ответственность правительства перед представительными органами,дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц государствалюбого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретнымисубъектами права[26]. На тех же правовых началах строится ответственность личности передгосударством. Применение государственного принуждения должно носитьправовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствоватьтяжести совершенного правонарушения. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - этоважная составная часть складывающегося в обществе права. Реальные демократические преобразования в праве начались со второйполовины 80-х годов в годы перестройки, особенно после пораженияавгустовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип “правовогогосударства”, были отменены репрессивные, иные реакционные институты иположения, стали развиваться демократическое законодательство, системаправосудия. В течении долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийнаясистема, которая исключала возможность создания и функционированиялегальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологиейявлялся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государствопредполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуютразличные общественные организации, политические партии, в котором никакаяидеология не может устанавливаться в качестве официальной государственнойидеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основеидеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности.Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним изнаправлений этой работы является развитие гражданского общества,выступающим важным звеном между личностью и государством, в которомреализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принциповполитического плюрализма. Необходимым фактором, определяющим во многом успех многихпреобразований в государственной и политической жизни нашего общества,является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимоизбавляться оттого правового нигилизма, который особенно отчетливопроявился в последнее время не только у граждан, но и у представителейгосударственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всемичленами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократическогогосударства. Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные процессы вразвитии государства и права - становление в новых “независимыхгосударствах” государственных и правовых систем, соответствующихтребованиям современного гражданского общества. Это развитие все болееосложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический исоциальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резковысветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарнаясистема за долгие десятилетия своего господства. Суровая закономерность, а может быть трагическая неизбежность в том,что человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки от совершенства.Реалистичнее не мечтать о полном искоренении зла, а стремиться к егоограничению. В том числе и с помощью создания правового общества. В этомначавшемся процессе - основа для социального оптимизма. Обобщая, можно сказать, что в основе организации и деятельностиправового государства лежит принцип разделения властей




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Право как механизм функционирования правового государства iconЗаконность и правопорядок
Механизм правового регулирования это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений...
Право как механизм функционирования правового государства iconТема возникновение и развитие науки теории государства и права специализация юридических знаний: ее причины, достоинства и недостатки. Потребность в обобщенном знании государства и права
Закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как предмета теории государства и права. Основные закономерности...
Право как механизм функционирования правового государства icon1. Право: понятие и признаки. Функции права. Право
Предмет и методы исследования: 1) исходя из функций теория государства и права проявляет взаимодействия общества с государством и...
Право как механизм функционирования правового государства iconИдеи правового государства и его основные признаки
Взгляды современных исследователей государства и права на проблему правового государства
Право как механизм функционирования правового государства iconКурсовая работа по теории государства и права тема: особенности образования правового государства в казахстане
Взаимодействие гражданского общества и государства в системе правового регулирования
Право как механизм функционирования правового государства icon1. Введение. Идеи правового государства в древности
Взгляды современных исследователей государства и права на проблему правового государства
Право как механизм функционирования правового государства iconВопросы для вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 12. 00. 03 гражданское право; семейное право; международное частное право
Гражданское право как отрасль права. Предмет и метод гражданско-правового регулирования. Гражданское право как отрасль правовой науки...
Право как механизм функционирования правового государства iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 02 Всеобщая история государства и права
Основной целью изучения данной дисциплины является создание необходимых предпосылок для наилучшего усвоения таких дисциплин как:...
Право как механизм функционирования правового государства iconКогнитивный диссонанс как механизм формирования имиджа антонова Н. В. (Гу-вшэ, Москва) Рассматривается понятие имиджа в соотношении с понятиями «образ Другого»
Действие данного механизма анализируется в трех аспектах: как механизм мотивации к деятельности по созданию имиджа у индуктора, как...
Право как механизм функционирования правового государства iconКогнитивный диссонанс как механизм формирования имиджа антонова Н. В. (Гу-вшэ, Москва) Рассматривается понятие имиджа в соотношении с понятиями «образ Другого»
Действие данного механизма анализируется в трех аспектах: как механизм мотивации к деятельности по созданию имиджа у индуктора, как...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы