Роль социологических знаний в образовании и деятельности инженера icon

Роль социологических знаний в образовании и деятельности инженера



НазваниеРоль социологических знаний в образовании и деятельности инженера
Дата конвертации19.07.2012
Размер282.82 Kb.
ТипРеферат
Роль социологических знаний в образовании и деятельности инженера


Московский институт радиотехники электроники и автоматики (ТУ) Кафедра «Социологии и политологии» Реферат по социологии на тему «Роль социологических знаний в образовании и деятельности инженера» Студента группы ИП-4-99 Большакова Д.Ю. Преподаватель Кочеткова Л.Н. Москва 2003Введение 3Глава 1. 4 О курсе “Социология” 4Глава 2. 5CОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 5 Задачи социологии образования 6 Функции образования. 7 Основные ступени и формы образования 8 Профессиональное образование 8 Социология личности студента 9Глава 3. 11 Роль социологичесих знаний в деятельности инженера 11 Целостное развитие человека в государстве 13Заключение 14СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15 Введение Прорыв в общественном сознании в пользу социологии произошел в начале90-х годов. Социология пришла в высшую школу - одной из самостоятельныхотраслей знаний, быстро приобретает авторитет и вызывает интерес умолодежи. Социология - относительно молодая наука, но за короткий период онадобилась признания на Западе и начинает пробивать дорогу на Востоке.Действительно ни одна социальная наука не может сравниться с ней пооперативности исследования, различных сфер жизни людей, развития иформирования общества, общественных отношений, требующих всестороннего иглубокого изучения. Ответы на вопросы о насущном бытии, о глобальныхпроблемах, об обществе и его будущем люди ищут в той сфере знаний, котораяможет компетентно помочь разобраться, и такой сферой знаний и естьсоциология. Действенность социологии обеспечивается широким резонансом еёрезультатов, понятным объяснением актуальных проблем повседневной жизни.Труд социологов создал им ореол "людей с высокой социальнойответственностью". И это отнюдь не случайно. Гражданин любой страны Западаи Востока часто сталкивается с выводами социологической науки, собсуждением социологами вместе с политиками, экономистами острых проблем,ведь для объяснения мира общественное мнение Запада, а теперь и Востока,склонно выбирать социологию, а не философию как бывало. Ограниченность аналитических и концептуальных возможностей педагогикии психологии в вопросах обоснования организации и содержания образования,однако, все чаще заставляла обращаться к методам социального исследования,что и вызвало, начиная с 20-х годов нашего века бурный рост социологииобразования. Но недостаточная методологическая зрелость социологии,сосуществование множества научных школ и влияние академической педагогикине позволяли социологии образования на протяжении нескольких десятилетийобрести достаточно четкое и широко разделяемое понимание своего предмета иобъекта. В России многие исследования образования, проводимые с позициисоциологии (или со ссылками на нее), выглядят методологическиразрозненными, часто лишенными общего языка, предмета и приоритетов, апотому недостаточно эффективными как в теоретическом, так и социально-практическом отношении.
Нередко наблюдается распредмечивание отрасли,вольный или невольный уход от социологической методологии в смежные ссоциологией отрасли и в периферийную проблематику притом, что главныевопросы социального функционирования образования слишком долго остаются взабвении. Такое состояние не позволяет социологии образования до последнеговремени успешно развиваться, а также выполнять ее методологическую функциюв отношении других дисциплин, изучающих образование и претендующих наактивное формирование целостной системы образования и ее структур. Гораздо большего внимания требуют и те содержательные аспекты, которыеимеют отношение к социологическому осмыслению процессов, происходящих всовременном российском обществе. По нашим наблюдениям, студенты слабо иповерхностно ориентируются в этих вопросах. Наиболее приемлемый выход -разработка и включение в профессионально-образовательную подготовкуполномасштабного курса "Современное российское общество: социологическийанализ". В специальном изучении нуждается вопрос об особенностях преподаванияотраслевых социологических дисциплин, а в перспективе - дисциплинспециализации, прежде всего с точки зрения их приближения к реальнымсоциальным процессам. Концепции качественно нового этапа общественного развития (по тусторону индустриального общества) несут в себе ряд позиций, ориентированныхна коренное преобразование образовательной деятельности: . приоритет общечеловеческих ценностей; . преодоление противостояния: "человек-природа", "человек-культура", "человек-общество"; . формирование нового (информационного) типа культуры, а в связи с этим и нового типа трудовой деятельности человека, ориентированного на работу с информацией; . создание глобальной идеологии на основе нового планетарного общечеловеческого сознания (понимание людьми общности исторической судьбы, тесной взаимозависимости государств и народов, необходимости партнерства в борьбе за выживание человечества); . социальный контроль за технологией; . ведущее положение теоретического знания как основы политики и источника нововведений и др. Образование-часть процесса формирования личности. При помощи этогопроцесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим. Впроцессе обучения ученику навязываются определённые культурные ценности;процесс обучения направлен на социализацию личности, но иногда обучениеконфликтует с истинными интересами ученика. Дюркгейм говорил, что основная цель образования - передавать ценностигосподствующей культуры. Так как культура каждой нации своеобразна, то исодержание образования существенно отличается. В Древнем Риме главной цельюобразования была подготовка военачальников и государственных деятелей. Всредние века в Европе делался упор на изучение христианской религии, вэпоху Ренессанса основной интерес существовал к культуре, искусству клитературе. Так мы видим, как с течением времени и эпохи менялиськультурные интересы человека и соответственно содержание образования. Также образование способствует сохранению ценностей, накопленныхчеловечеством, и появлению новых. Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека.Окончив школу, одни поступают в институт, другие в техникум, третьи непоступают никуда. Это являет собой определенный фильтр в выборе дальнейшейпрофессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт человекидёт работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Но, тем неменее, функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Хэрнписал, что образование - разумный способ распределения людей в соответствиис их достоинствами. Глава 1. О курсе “Социология” Преподавание социологии в вузах России начато только десять лет томуназад, если не считать бурного развития социального образования в России впервые десятилетия ХХ в. В 1990-х гг. в российских университетах созданоболее пятидесяти факультетов и отделений социологии. Овладение основамисоциологических знаний стало обязательным для всех россиян, получающихлюбое высшее профессиональное образование, а также обучающихся в некоторыхколледжах, лицеях, гимназиях и училищах. К сегодняшнему дню в России издано около ста учебников и учебныхпособий по социологии. На первый взгляд, может показаться, что этого вполнедостаточно и что в предлагаемом нами пособии нет особой нужды. В этой связиотметим три обстоятельства. Во-первых, значительная часть используемых ныне в России учебниковимеет иностранное, главным образом, американское происхождение. Они,безусловно, нужны и полезны, но всем им свойственен существенный недостаток- незнание специфики российского общества и менталитета россиян. В нихобобщен солидный опыт эмпирических и теоретических социологическихисследований, проведенных в США и Западной Европе, сделаны обобщения,слепое следование которым способствует игнорированию или недооценке техсоциальных явлений и процессов нашего общества, которые не укладываются врусло эволюции западных цивилизаций. Адаптация к российскойдействительности социологических теорий, методологий и методик, описанных впереводных учебниках, - актуальная и важная проблема современнойотечественной социологии. Предлагаемое пособие вносит определенную лепту врешение этой злободневной и сложной задачи. Во-вторых, большинство вузовских учебников и учебных пособий, авторамикоторых являются российские социологи, адресовано в одинаковой мерестудентам всех факультетов, не учитывает специфику получаемых имиспециальностей. Все выпускники вузов, конечно, должны овладеть основамисоциологии, но при этом очевидна потребность акцентировки их внимания натой социологической проблематике, которая непосредственно связана с будущейпрофессиональной деятельностью. Содержание социологических знаний, скажем,юриста должно быть иным, чем у математика, а экономист обязан обстоятельнознать те аспекты социологии, которые не обязательны для химика. Усредненные учебники осложняют изучение социологии - то, что студентамодной специальности кажется заумным, представляется другим примитивным. И втом, и в другом случае студентам трудно понять, зачем им нужно изучатьсоциологию, какой профессионализирующий смысл она имеет. В идеале, от которого мы еще далеки, но к которому высшеепрофессиональное образование стремится, должны быть написаны и изданыучебники типа: "Социология для педагогов", "Социология для юристов","Социология для инженеров-технологов", "Социология для историков" и т.д. ит.п. В-третьих, основное содержание вузовских учебников и пособий, чащевсего используемых студентами - социогуманитариями, сводится кхарактеристике материала, исследованного социологией, а также проблем,подлежащих ее изучению. Сама "кухня" социологических исследований, какправило, либо не раскрывается, либо представляется в обобщенно-абстрактномвиде. Студенты и аспиранты, желающие исследовать проблемы своей науки сиспользованием социологических методов, инструментов, техник и процедур, ненаходя ответов на интересующие их вопросы в рекомендованных им учебниках,вынуждены обращаться к помощи пособий, адресованных социологам. При этомони сталкиваются с большими, порой непреодолимыми, трудностями, т.к. невладеют знаниями, необходимыми для адекватного понимания узкоспециализированных разработок. Отсюда проистекает как отказ от благородныхнамерений, так и многочисленные факты профанации социологии, примитивизацииее методологии и методики. Глава 2. CОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Социология образования - раздел социологической науки, который изучаетзакономерности функционирования образования как социального института(функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальную политикув области образования, ценностные ориентации специалистов, образовательныесистемы и структуры, отношение к образованию различных социально-демографических групп, вопросы управления и кадрового обеспеченияобразовательных учреждений и т. п.). Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом и М.Вебером, исследовавшими социальные функции образования, его связь сэкономическими, политическими процессами. Позднее Т. Парсонс предложилизучение образования как института социализации, а учебных заведений - каксоциальных систем. Нормальное функционирование любого современного общества невозможнобез полноценной системы образования. Образование давно уже стало одним изпервостепенных факторов экономического развития, важным инструментомполитики любого государства. Задачи социологии образования Разумеется, социология образования не может обойти своим вниманием итехнологические вопросы. Будущие инженеры, экономисты, управленцы, политикиXXI века сейчас; находятся в школьных классах и студенческих аудиториях.Естественны вопросы: a тому ли их учат, будут ли востребованы получаемыезнания, будет ли достаточным уровень их образования? Казалось бы, есть простой выход - создать, скажем, на основе опросаавторитетных экспертов модель специалиста, который потребуется через 10-15лет, и под него сделать квалификационные характеристики, учебные планы. Новряд ли все науки, имеющие отношение к технологии образования, дажеобъединив свои методики, прогностический инструментарий и математическиепрограммы, сумеют справиться с этой задачей. Именно социология образования, используя свои подходы, в том числе ина основе социологического анализа истории образования, подсказываетвозможный выход - повышение фундаментальности образования. Если новаянаучная информация устаревает на глазах, то этого не скажешь офундаментальных теоретических знаниях. Фундаментальные науки в значительноймере обеспечивают стыки научного знания, а это сегодня самые быстрорастущиеточки современной науки - физическая химия, экономическая кибернетика,математическое моделирование, экономическая социология и т. п. Поэтомуединственная возможность для системы образования не ошибиться, работать наперспективу - т. е. всемерная фундаментализация образования. Кстати, онаобеспечивает и профессиональную мобильность специалистов, что так важно всовременном мире, в котором постоянно возникают новые отрасли науки, азатем - и производства, например, биотехнология, экологически чистоесельскохозяйственное производство и т. д. Другая парадигма современного образования - научить студента работатьс новой информацией, постоянно обновлять свои знания. Ведь работа любогосовременного специалиста - это непрерывный поиск знаний, умение применятьих в своей повседневной деятельности. Еще одна социологическая проблема отечественного образования - низкаявостребованность знаний, профессиональной квалификации. Можно несколькимиштрихами так нарисовать портрет российского студенчества: "Обо всемслышали, кое-что знают, но ничего не умеют". Многие студенты учатся не радизнаний, профессиональных умений, а ради документа, диплома. И прежде всегопотому, что в некоторых отраслях народного хозяйства не нужен высокийуровень профессиональной подготовки, многие специалисты повседневновыполняют неквалифицированную работу. Качество подготовки в школе и вузе - одна из основных проблемсоциологии образования. Конечно, социологи изучают не дидактическиепроблемы - это дело педагогики и психологии, а социальные аспекты качестваобразования. Здесь важно все, но прежде всего личность преподавателя,педагога. Из-за низкой зарплаты и престижа в школах текучесть кадров,высокая степень их феминизации. Наверное, ключевая проблема - это зарплата.Если заработная плата учителя будет не ниже, чем в промышленности, то имужчины обязательно появятся в школе. Обозначились тенденции: уход научно-педагогических работников вкоммерческие структуры; старение преподавательских кадров вузов - ихсредний возраст составляет 58-59 лет. Возникли серьезные проблемы спополнением одаренной молодежью аспирантур вузов и академическихинститутов. По оценкам социологов, в столичных вузах четвертая частьвыпускников намерена выехать для работы за рубеж. Если указанные тенденции сохранятся, то в российской высшей школебудет нарушена складывавшаяся десятилетиями нормальная системавоспроизводства научно-педагогических кадров. Еще 5-7 лет вузы продержатсяна существующем потенциале, а затем неизбежен развал многих кафедр инаправлений подготовки специалистов. Разумеется, квалифицированные научно-педагогические кадры - неединственное условие, которое определяет качество подготовки специалистов.На этот показатель влияют многие организационные вопросы, которые такжеявляются предметом интереса социологов. К примеру, зависимость между числомотчисленных студентов и увольнением преподавателей по сокращению штатов;наиболее оптимальная численность студенческой группы. Все они были большейчастью решены в последние годы с помощью социологов. Специалисты утверждают, что средний студент усваивает примерно третьючасть предложенной учебной программы, причем более удобную и приемлемую длясебя. На долю усилий самого преподавателя, его педагогического иметодического мастерства приходится не более пятой части всех факторов,определяющих уровень усвоения учебного материала. Иначе просто невозможнообъяснить, почему при прочих равных условиях в одной группе у одногопреподавателя соседствуют и отличники, и двоечники. Студентам следует предоставить как можно больше академической свободы,в том числе индивидуальный график, свободное посещение занятий, экстернат ит. п. Но, с другой стороны, должна быть увеличена мера ответственности.Только в такой связке может серьезно повыситься качество образования. Важнейшая социологическая проблема образования - формированиекультуры, гуманитарная подготовка студентов. Всегда есть соблазн готовитьспециалиста узкого профиля - меньше затраты. Во всем цивилизованном миреставка была сделана на университетское образование, а в нашей стране - наузкоспециализированные вузы. Естественно, их выпускники не зналииностранных языков, экологии, права, не имели необходимой гуманитарнойподготовки. В результате страдает не только дело, но обкрадывается самчеловек, ведь хорошая гуманитарная, общекультурная подготовка даетвозможность вести полноценную жизнь. Известно, что в американских университетах на гуманитарные исоциальные науки отводится от четверти до трети учебного времени даже натехнических факультетах. Вот позиция одного из руководителей американскогоуниверситета: "Наша задача не только подготовить вас к тому, чтобызарабатывать на жизнь, но и научить, как жить. И философия являетсясоставной частью вашей подготовки к жизни. Это наша твердая позиция, и мыне собираемся менять. Дело еще и в том, что, когда в 18-20 лет молодой человек изучаетматематику, биологию, информатику, он еще не знает, что в 40-45 лет емубольше потребуются психология, право, социология. В этом возрасте хорошийспециалист уже руководитель, отец семейства, общественный или политическийдеятель, а также выполняет и другие социальные роли, где в первую очередьтребуются культура, психология, наука управления. Опросы показывают, что, по мнению студентов, да и самихпреподавателей, до 40 процентов преподавателей обладают посредственным идаже низким уровнем культуры. По мнению 60 процентов студентов и 73процентов преподавателей, старшекурсники, выпускники вузов не могут вполной мере считаться интеллигентными людьми. В то же время студенты считают, что профессионализм преподавателейсохранился. Более того, его оценки несколько выросли. Ныне 35% студентоввузов (1999 г.) высоко оценивают профессионализм преподавателей, а в 1989было 32% Однако студенты отмечают падение заинтересованности преподавателейв работе. (49% -1989г., 20% - 1999 г.) Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что образование -социальный институт общества, который выполняет важнейшие функции. Функции образования. Социализация подрастающих поколений - это не только обучение правилам,профессиональным навыкам, но и формирование в определенной социокультурнойсреде. Образование способствует передаче ценностей сложившейся в обществекультуры, помогает поддерживать существующий социальный порядок. В системе образования молодой человек находится до четверти века подконтролем педагогов, воспитателей в учебное и во внеучебное время. Ставитсязадача формировать законопослушных граждан, относящихся с уважением кнормам, традициям, властным институтам. "Школа" - это греческое слово,означающее "времяпрепровождение", "досуговые занятия". Правда, на этот счет есть и другие, точки зрения. В 1971 г. в СШАвышла книга Ивана Иллиха "Общество, отказавшееся от образования". Авторпредложил отменить обязательное обучение, запретить спрашивать документы обобразовании при приеме на работу. По его мнению, школа не развиваетребенка, а готовит детали для общественной машины, подавляет личность. Уровень образования уже предполагает определенный социальный статус,возможности профессионального и социального продвижения. В классовомобществе практически всегда проводится политика протекционизма, будь эторабфаки, институты красной профессуры или элитарные учебные заведения наплатной основе. Система образования - своего рода фильтр для молодых людей,определяющих, что они будут делать, когда станут взрослыми. Великий российский педагог В. А. Сухомлинский говорил, что безнаучного предвидения, без умения закладывать в человека сегодня те зерна,которые взойдут через десятилетия, воспитание превратилось бы в примитивныйприсмотр, воспитатель - в неграмотную няньку, педагогика - в знахарство. Основные ступени и формы образования Социология исследует и внутреннюю структуру системы образования,прежде всего в плане преемственности отдельных ступеней и звеньев. Причемздесь основополагающая идея - непрерывность. В современном обществе, строгоговоря, нет ни законченного, ни полного, ни тем более высшего образования.Эти термины только означают достигнутый человеком определенный уровеньобразования. Современный человек, в принципе, должен учиться всю своюжизнь. Можно выделить формальное образование - школа, вузы, аспирантура,докторантура. Неформальное - учебное телевидение, Интернет,самообразование, клубы по интересам, культурные учреждения. Профессиональное образование Профессиональная школа, представленная техникумами, профтехучилищами,теперь еще и колледжами, вузами различного типа. Главная проблема -профессиональный выбор при переходе от общеобразовательной кпрофессиональной школе. Что определяет профессиональный выбор, как, черезкакие каналы можно повлиять на него? Большинство социологическихисследований образования сосредоточено именно здесь Дело в том, чтообщественные потребности в профессиональной подготовке и личные устремленияшкольников не всегда совпадают. Реально в вузы России поступают не более 20 процентов выпускниковшкол. В результате происходит крушение жизненных планов, иллюзий. В настоящее время все большее развитие получает системапоследипломного образования - аспирантура, докторантура, получение второйспециальности, институты и факультеты повышения квалификации, стажировки ит. п. Здесь тоже много интересных для социологии вопросов. Достаточносказать, что, по данным социологов, до 60 процентов выпускников вузовменяют свою профессию по самым различным причинам. Возникают оченьнепростые вопросы: как помочь в профессиональном совершенствовании по новойспециальности, какой набор фундаментальных знаний надо давать студенту,чтобы такой переход был менее болезненным, и т. д. В современных российских условиях высшая школа меняет структуруподготовки специалистов под мощным давлением новых социально-экономическихусловий и факторов, становится массовым второе высшее образование. В высшихи средних специальных учебных заведениях открываются новые специальности испециализации, связанные с такими сферами социальной жизни, как управление,бизнес, финансы, экология и т. д. В настоящее время новая проблема для высшей школы -невостребованность, безработица среди лиц с высшим образованием.Безработица стала "умной". Так, в 1998 году каждый десятый безработный имелвысшее образование. Наиболее неблагоприятно конъюнктура на рынке трудаскладывается в отношении инженерных вузов: спрос (и без того невысокий)падает, дефицит специалистов отсутствует. В ближайшем будущем трудно ожидать резкого изменения в этой сфере.Экономический анализ приводит к трудным для высшей школы выводам: снижениеобъемов производства ведет к снижению спроса на квалифицированный труд, аэто обусловливает сокращение объемов подготовки специалистов. Особенно вчасти инженерно- и естественнонаучного образования. По оценкам специалистов(А. А. Овсянников и др.), спад объемов производства, резкое сокращениемасштабов научной деятельности и ее престижности стимулируют свертываниеклассической и отраслевой науки. Хотя престиж - иметь ученую степень, незанимаясь профессионально научной деятельностью, - высок. Это стало модным. Принципиально новой для отечественного высшего профессиональногообразования является формирующая многоступенчатая система: бакалавр,специалист, магистр. Привлекает ее гибкость, возможность для молодых людейвключаться в профессиональную деятельность на разных ступенях полученияобразования, интеграции средних и высших профессиональных учебныхзаведений. Однако нельзя не видеть и бездумное копирование американскоймодели некоторыми усердными реформаторами. Иногда в так называемыхэлитарных или международных колледжах, в основном гуманитарного профиля,появляется большой объем естественнонаучных предметов. Да, в американскихуниверситетах, особенно исследовательских, и так называемых колледжахлиберальных наук есть такие учебные планы. Но не стоит забывать, что вамериканские университеты приходят более 60 процентов выпускников среднейшколы и университеты просто вынуждены выравнивать общенаучную подготовкустудентов младших курсов, в том числе и по родному английскому языку.Другое дело Россия, где в вузы на основе строгого конкурсного отборапоступают не более пятой части выпускников средней школы, и, общепризнанно,с более основательной общенаучной подготовкой. Новым явлением, требующим серьезного социологического анализа,являются нетрадиционные формы образования, в том числе и частные учебныезаведения. Новые формы образования выступают в виде независимых структурили специальных подразделений государственных учебных заведений. Сравнениетипологических групп студентов государственных и частных учебных заведенийпоказывает их существенные отличия. Понятно, что среди родителей учащихсячастных учебных заведений больше предпринимателей, крупных руководителей,которые могут обеспечить оплату за обучение своих детей. Здесь большестудентов, которые совмещают учебу с работой - вплоть до самостоятельногопредпринимательства. Такие студенты материально хорошо обеспечены, они непривыкли себе отказывать ни в чем. Они уверены в своем профессиональномвыборе, хорошо осведомлены в специфике будущей профессиональнойдеятельности. Они выше, чем "бюджетные" студенты, оценивают значимостьхорошего образования, свободного владения иностранными языками и т. п. Вближайшее время в отечественной социологии наверняка будут проведеныисследования по качеству подготовки студентов в государственных, и частныхпрофессиональных учебных заведениях. Социологи подчеркивают готовность части российского населенияинвестировать личные средства в сферу образования, и особенно для полученияспециальностей, пользующихся повышенным спросом на рынке труда. Это имеетпринципиально важное значение в условиях острейшего дефицита бюджетныхресурсов. Система образования в России - та сфера деятельности, котораяготова принять инвестиции и дать необходимую отдачу. Она менее, чем другиесферы деятельности, нуждается в модернизации и вполне конкурента на мировомобразовательном рынке. Социология личности студента Для социологии образования важно изучение и самой личности ученика,студента. Характер будущей профессии во многом определяет и поведениестудента. Интересна в этом отношении книга екатеринбургского социолога Н.Рубиной "Студент - глазами социологов". Особенно ее анализ студенческоймолодежи в связи с избранной профессией. Студентов в этом отношении можноразделить на три группы. Первую составляют студенты, ориентированные на образование, потому чтооно дает возможность получить профессию. Они хотят работать именно по этойспециальности, у них есть интерес к работе, стремление реализовать себяименно в ней. Вторая группа студентов состоит из тех, кто в перспективе ориентированна бизнес. Отношение к образованию у них уже другое - для них учебавыступает в качестве инструмента, возможной стартовой ступени. Третью группу студентов составляют те, кого можно было бы назватьнеопределившимися. Все параметры их отношения к учебе, профессии размыты, вих оценках и позициях нет ясности и определенности первых двух групп. Такиестуденты как бы плывут по течению, возможно, их самоопределение состоитсячуть позже, а возможно, для них вообще процесс самоопределения,целеустремленности не характерен. Американский социолог Мартин Троу, изучая студенческую среду, выделилчетыре типа культуры, поведения и всего образа жизни американскихстудентов. - Коллегиалы - общественники, которые отличаются активностью в студенческой жизни и тратят на это много своего времени. - Профессионалы - для которых будущая работа, профессия '- самое главное, и этому подчиняется вся их студенческая жизнь. - Академики - будущие преподаватели университетов. - И, наконец, нонконформисты - аристократическая богема, золотая молодежь, которая учится ради диплома, престижа, чтобы угодить родителям. Интересно также отметить и такой вывод социологов: среди студентов,ориентированных на профессию, намного меньше социальных пессимистов. Наобразование и профессию больше ориентированы студенты экономических июридических специальностей. Наименее ориентированными на образованиеоказались математики, химики, педагоги, то есть студенты техспециальностей, которые меньше востребуются на рынке труда. Выбор профессиив вузе стал для молодых людей прагматическим, соответствует переменам вроссийском обществе. Ценность высшего образования как самостоятельногофеномена, имеющего социокультурную, личностную привлекательность ипрестижность, отступает на второй план. Таким образом, деятельность социальных институтов образованиянаправлена на удовлетворение важных социальных потребностей. От того,насколько успешно он развивается, во многом зависит будущее любогообщества. Институт образования относительно самостоятелен и вместе с темоказывает сильное, если не решающее воздействие на развитие общества.Образование выходит на первое место по числу занятых преподавателей иучащихся, студентов, в сравнении с народным хозяйством. XX век в первуюочередь называют веком образования. Оно интегрирует вокруг себя другиеобщественные системы (экономику, науку, культуру, экологию), предопределяяне только перспективы развития общества, но и деятельность каждогоотдельного человека. По большом счету, в цивилизованном обществе, еслиисключить крайности протекционизма, судьба человека, его биография икарьера зависят от двух основных факторов - здоровья и качества полученногообразования. Четко просматривается одна интереснейшая закономерность: чем болееразвита страна, тем больше критики в адрес ее системы образования. Внастоящее время о необходимости реформирования образования идет речь вовсех продвинутых странах Проблемы национального образования становятсяприоритетными в программах многих политических лидеров К примеру, Дж.Кеннеди, Д. Буш вошли в американскую историю как президенты, многосделавшие для национальной системы образования. Можно напомнить и о том,что самый первый Указ, подписанный Б. Н. Ельциным, назывался " Обобразовании". Образование как система - это уникальный социальный институт,призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формируя идеи,социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды,конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей.Образование - это система проектирования будущего. В этой связи встаетвопрос, какого будущего? Ответ может иметь два крайних варианта: 1 вариант - образ будущего общества жестко оценивается и задается егосегодняшними идеологами. Система образования в данном случае являетсяинститутом по формированию членов этого будущего общества. 2 вариант - будущее общество конструируется социальной практикойсамодеятельного и свободного народа Система образования здесь имеетвариативный характер, предстает как система вариативного обучения,развивающего образования для жизни в неопределенном обществе, в которомнадо отвечать и за себя, и за страну. Задача общества сводится к тому,чтобы последующие поколения были более образованными, чем предыдущие. Система образования в России. Это же касается и организационных форм, новых типов учебных заведений.В конце 50 х гг. было принято решение о том, что первокурсники вузов должныбыли днем работать, а по вечерам - учиться. К счастью, это начинаниепросуществовало всего один учебный год. К числу такого рода неудачных инепродуманных экспериментов можно отнести и решение правительства о призывестудентов на военную службу. Система образования отличается позитивном консерватизмом гораздо вбольшей степени, чем экономика или политика. В России коренным образомпоменялись экономический уклад и политическая система, а учебные заведения,вычистив идеологическую зашоренность, продолжают действовать в значительноймере в прежней системе координат. В последние годы разрушительные тенденциименее всего коснулись системы образования, именно здесь сохранилсязначительный интеллектуальный потенциал, все лучшее, что было накопленоотечественной системой образования. Глава 3. Роль социологических знаний в деятельности инженера В существующей системе образования в последние годы обострилисьсоциальные проблемы. Предкризисное состояние экономики в стране сказалось ина системе образования. Уравниловка в оплате труда оказывало разрушительное воздействие нетолько на экономику, но и на мораль и на поступки людей. Человек лишалсядобросовестного и творческого труда, дисциплины, терял интерес кквалификации. Порождение теневой экономики, нарушение принципов социальнойсправедливости разрушали трудовые и нравственные основы общества. Поскольку современный специалист должен быть подготовлен так, чтобывсегда быть готовым идти нога в ногу с прогрессом науки и технологии, егообразование должно воспитывать в нем способность как к интеллектуальномутворчеству, так и к интеллектуально активному восприятию сделанногодругими. По прямому смыслу слова, наука - это то, чему можно научить илинаучиться, т. е. передать (и получить) знание и умение или же добыть этознание и умение самому. Образовательный процесс - это процесс передачи иполучения знания и умения, подкрепленный добычей оного. А добыча знания,создание нового знания и умения - это процесс фундаментальногоисследования, причем безотносительно к тому - прикладного или абстрактного.Для того чтобы этот процесс шел, необходима соответствующая атмосфера,атмосфера интеллектуального личного общения и не только в цепочке ученик -учитель, но и во взаимодействии учитель - учитель, ученик - ученик. Дляэтого нужен университет. Развивая информационные технологии, мир, по крайней мере, миробработки и передачи знания уходит от идеи кампус - центрированногоуниверситета. К сожалению, все большую притягательность приобретает идеявиртуального университета. Но надо понять, что образование не может бытьреальным в виртуальном мире виртуальных реальностей. А для чего же нужно реальное образование? Для того чтобысоответствовать известной максиме Вольтера, что "только человекобразованный, человек просвещенный свободен"? Или потом, что, по Бэкону, -"знание - сила"? Или, возвращаясь на землю, потому, что человеческомуобществу нужна хорошо выполненная сложная работа, требующая, в своюочередь, хорошо образованных работников? Хорошо образованные работники могут быть получены только с помощьюсистемы настоящего высшего образования. Давать высшее образование, - значитготовить молодых людей к будущей достаточно сложной работе. При этомработа, получаемая по завершении образования, должна удовлетворять какработодателя, так и работника. Работа идет успешно, и все стороны взаимодействия испытывают чувствоудовлетворения, если молодые работники проявляют творческое отношение кделу и самоотдачу, если они честолюбивы и притом демонстрируют командныйдух. Эти качества очень важны. Ими должен обладать любой человек. Но они немогут быть по заказу или приказу вложены в молодого человека. Они должныбыть развиты в процессе обучения, должно быть развито то доброе, что взародышевой форме существует в каждом человеке. По существу это - вопрос необразования, а воспитания, вопрос формирования целостной личности. Но этого мало. Для успешности работы и удовлетворенности работодателяи работника молодые люди, приступая к работе, должны иметь полнуюинформацию обо всех, в том числе новейших достижениях в своей области иобладать достаточно глубокими знаниями соответствующих фундаментальныхнаук, умея все это применить к делу. Такая постановка вопроса традиционнадля академической общественности. Задача формулируется предельно ясно: научить молодых людей применятьвесь арсенал современных научных методов для достижения требуемыхрезультатов в конкретной области, легко адаптируясь при этом к меняющимсяусловиям. Решена эта задача может быть только на базе прочного фундаментальногообразования. Лазерные технологии, биотехнологии, информационные технологии,технологии современных материалов показывают, - что для того чтобы в нашевремя стать, скажем, хорошим инженером, необходимо получить хорошеефундаментальное образование. Обучение фундаментальным наукам должно теснососедствовать с собственными фундаментальными исследованиями. Здесь встает закономерный вопрос: а зачем тому же инженеруфундаментальное знание? Разве не достаточно конкретного, рецептурногознания, знания - умения делать вещи, исходя из практики дела? Особенно,если в процессе образования изучить тщательно и концентрированно, дажеобобщенно всю предыдущую практику, до сути дела относящуюся. Хочетсянадеяться, что ответ на этот вопрос представляется самоочевидным. К сожалению, это не всегда так. Ведь путь постепенного приобретенияфундаментальной наукой прикладного качества долог и тернист. Общество,живущее сиюминутными интересами, не склонно поддерживать именнофундаментальную компоненту образования. Оно, общество, со скрипом готовообсуждать вопрос о кадровом обеспечении научно-технического прогресса, окадровом сопровождении разворота работ по созданию технологической базыэтого прогресса, но оно и слышать не хочет об опережающем сопровождении, оработе на перспективу, что возможно только на основе фундаментальной науки. Фундаментальная наука внутренне способна к кадровомусамовоспроизводству. Для того чтобы эта репродуктивная способность науки небыла подавлена, необходимы как институты элитарного фундаментальногообразования, подобные московскому физтеху, так и соответствующий уровеньматематической естественнонаучной и гуманитарной фундаментальности во всейширокой сети высших учебных заведений страны. Целостное развитие человека в государстве Первичным в понимании природы науки является ее воздействие на самогочеловека, на систему его интересов, потребностей и возможностей к действиюв организации своего бытия и его совершенствования. Наука не есть нечтовнешнее по отношению к сущности человека, она, скорее, связана, таксказать, с самой его сутью. Последняя выражается, прежде всего, впотребностях человека. Именно потребности, их так или иначе упорядоченныесистемы определяют то, что можно назвать феноменом человека. Потребностичеловека весьма разнообразны, иерархически организованы и историческимногие из них обновляются. В наше время принято выделять три вида базисныхпотребностей: витальные (биологические), социальные (принадлежность копределенной группе) и познания. «Последнюю группу исходных потребностей, -составляют идеальные потребности познания окружающего мира и своего места внем, познания смысла и назначения своего существования на земле как путемприсвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и за счет открытиясовершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям. Познаваядействительность, человек стремится уяснить правила и закономерности,которым подчинен окружающий мир. Его загадочность так трудно переноситсячеловеком, что он готов навязать миру мифическое, фантастическоеобъяснение, лишь бы избавиться от бремени непонимания, даже если этонепонимание непосредственно не грозит ему ни голодом, ни опасностью дляжизни». Весьма важно отметить, что потребность познания не являетсяпроизводной от биологической и социальной потребностей, а ведет своепроисхождение от универсальной, свойственной всему живому потребности винформации. Если не признавать стремление к познанию в качестве базиснойпотребности человека, то ее нишу займут иные, вспомогательные потребности,среди которых особо агрессивна воля к власти. Удовлетворяя и развивая потребности познания, человек делает возможнымсвое комплексное, целостное развитие. Наука создает идеальный мир, системуидеальных представлений о мире, предваряя этим практические действия. Темсамым наука характеризуется рядом взаимодополняющих функций вжизнедеятельности и личности, и общества. При общей оценке идеального мира,мира знаний особо обращают внимание на два аспекта. Прежде всего,отмечается, что вовлечение в научную деятельность, приобщение к сферезнаний повышает и общую культуру человека. Как сказал А. Пуанкаре: "Человек не может отказаться от знания, не опускаясь, поэтому-то интересынауки священны. Данная оценка науки дополняется ее характеристикой какстратегического ресурса общества. "В качестве показателя национальногобогатства, - пишет А.Б. Мигдал, - выступают не запасы сырья или цифрыпроизводства, а количество способных к научному творчеству людей". Чтобы получить хорошую работу, молодой человек долженпродемонстрировать полное и живое знание того, что и как делается прямосейчас в избранной им области человеческой активности. Чтобы удержать эторабочее место через пять лет после окончания университета, он должен бытьфундаментально образован с тем, чтобы на этом фундаменте уметь построитьновое здание нового конкретного знания в соответствии с новыми требованиямидня. Чтобы через десять - пятнадцать - двадцать лет стать лидером,руководителем не по выслуге лет и по форме, а по сути дела, выпускникуниверситета должен быть фундаментально образован в гуманитарной области, вобласти наук о человеке, наук социальных. Россия может иметь достойное будущее лишь на пути сохранения иразвития образования и создания новых совершенных технологий. Всесторонняяобразованность населения - главная опора науки. Фундаментальная наукаотвечает этому условию. Специалист высокой квалификации нового столетия должен в главном точнопонимать смысл происходящих в обществе событий. специфику этого общества,особенности индивидуально-личностной субъектности различных типов и видов.Он должен уметь пользоваться средствами социального анализа, быть способныманализировать социальную информацию, полученную другими исследователями.При этом необходимо постоянно учитывать темп и направленность происходящихизменений в развитии человека, социальных групп, общества в целом, скоростьстарения информации. Решение этой группы задач определяет эффективностьработы специалистов гуманитарного профиля и в России. Сейчас скорее преобладает тенденция к интеграции общественных наук.Ведь общество - это целостная система, и исследование его только тогдаможет быть успешным, когда оно будет осуществляться с различных сторон, всамых разных аспектах и срезах, но не изолированно разными науками, а в ихвзаимодействии и интеграции. Не случайно самые интересные и успешныеисследования появляются сейчас в пограничных науках: экономическойсоциологии, социальной экологии, социальной психологии, политическойсоциологии и др. Заключение Современная социология - одно из самых важных достиженийчеловеческого разума, теоретическое отображение политической деятельности,без которой невозможно существование общества. Социология - научныйориентир, приобретающий особое значение в условиях демократизации общества.Именно, в современных условиях судьба каждого зависит от уровняфункционирования политических, властных структур, институтов,государственных механизмов, действенности и обоснованности политическихрешений. В настоящее время социологические знания определяют возможностиконструктивных сил, сосредотачиваются на преодолении острого кризиса всейсоциальной системы. Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущиеобщественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую,описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную,мировоззренческую. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Александрова Т.Л.. Зборовский Г.Е., Лемперт В. Профессиональное образование и социальная ответственность на рабочих местах в России и в Германии. Екатеринбург, 1996.2. Гаврилюк В. В. Становление системы образования региона. Тюмень, 1998.3. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. С. 161.4. Гурченко В. Н. Социология и система образования /Социологические и экономические проблемы образования. Новосибирск, 1969.5. Дмитриенко В. А., Ларья Н. А. Образование как социальный институт: тенденции - перспективы развития. Красноярск, 1989.6. Дюркгейм Э. Социология образования / Под ред. В. С. Собкина и В. Я. Нечаева. М., 19867. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994. С. 202.8. Зборовский Г. Е. Социология образования. Екатеринбург, 1994.9. Зиятдинова Ф. Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения. М., 1992.10. Колесников Л.Ф., Гурченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. М., 1991.11. Кухтевич Т. Н. Социология воспитания. М., 1989.12. Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1992. С. 123.13. Овсянников А. А. Система образования в России и образование России // Мир России. 1999. № 3.14. Полякова Н. В. Складывание российской системы образования // Социально- политический журнал. 1998. № 3.15. Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 427.16. Филиппов Ф. Р. Социология образования. М., 1980.17. Шафранов-Куцев Г. Ф. Университет и регион. Тюмень, 1997.




Похожие:

Роль социологических знаний в образовании и деятельности инженера icon«Особенности инженерной деятельности и роль инженера в современном мире»
Особенности становления и развития инженерной деятельности и профессии инженера в России
Роль социологических знаний в образовании и деятельности инженера iconПлан Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных Какова структура отчета о социологическом исследовании?
Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных
Роль социологических знаний в образовании и деятельности инженера iconСодержание Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных Какова
Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных
Роль социологических знаний в образовании и деятельности инженера iconУрок обучения грамоте. Чтение. Тема: Роль фонемы в образовании слов. Слова-указатели. Связи слов в предложении
Цель: показать роль фонемы в образовании слов; правильно применять личные местоимения; развивать внимание, наблюдательность, навыки...
Роль социологических знаний в образовании и деятельности инженера iconЛекция №1 (конспект). 28 августа 2012 г
...
Роль социологических знаний в образовании и деятельности инженера iconПрограмма дисциплины социология рекламы  для направления 040200. 62 «Социология»
Целью курса является изучение студентами реального функционирования института рекламы в современном социуме, социологических методов...
Роль социологических знаний в образовании и деятельности инженера iconПрограмма дисциплины «Методы анализа латентных признаков»
«Прикладные методы социологических исследований». Изучение курса предполагает предварительное знакомство с учебными дисциплинами...
Роль социологических знаний в образовании и деятельности инженера iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Целью курса является изучение студентами реального функционирования института рекламы в современном социуме, социологических методов...
Роль социологических знаний в образовании и деятельности инженера iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Целью курса является изучение студентами реального функционирования института рекламы в современном социуме, социологических методов...
Роль социологических знаний в образовании и деятельности инженера iconВопросы для государственного экзамена по информатике и Тимои на 2009 – 2010 учебный год специальность 050202. 65 –Информатика Раскрыть теоретические основы раздела «Информатика как наука, как вид практической деятельности, и ее роль в развитии общества»
«Информатика как наука, как вид практической деятельности, и ее роль в развитии общества». Разработать фрагмент урока обобщения и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы