Эксперимент как метод научного познания icon

Эксперимент как метод научного познания



НазваниеЭксперимент как метод научного познания
Дата конвертации19.07.2012
Размер252.7 Kb.
ТипРеферат
Эксперимент как метод научного познания


Министерство образования Российской Федерации Томский политехнический университет Кафедра Философии Эксперимент как метод научного познания Выполнил: ЖуковВ.В.,аспирант НИИ ЯФ, лаб. 23«______»________________________2001 ______________________ Томск 2001 Содержание1 Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 2 Практический базисэксперимента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 4 3 Общее строение научного эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . 8 4 Логические средства экспериментальногоисследования . . . . . . . . . . . . .12 5 Экспериментальный факт . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17 6Экспериментальные методы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .19 7 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25 Списокиспользованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . 27 1 Введение Объектом изучения в настоящей работе является эксперимент как научныйметод. Очевидно, эксперимент можно изучать с различных точек зрения:истории возникновения, развитие, классификации, описание особенностей и такдалее. В данной работе остановимся на таких важных элементах рассмотрениякак практический базис экспериментального исследования, его общее строение,логические средства и методы. Дело в том, что среди многих методов, которыми пользуется современнаянаука, особое значение имеет эксперимент, ставший в руках ученых наиболеедейственным средством познания. А поскольку наука представляет собой однуиз наиболее динамических частей человеческой культуры, то вместе с нейменяются и средства познания. Методология как своего рода разведочная наукадолжна отслеживать эти изменения и в определенной мере предсказывать их.Особое значение в этом плане имеет изучение эксперимента, роль которого внаучном познании несомненно очень велика и постоянно возрастает.2 Практический базис эксперимента Прежде чем говорить о том, как осуществляется экспериментальноеисследование необходимо, необходимо иметь ясное представление о том, чтотакое эксперимент, каковы его отличительные особенности, как он соотноситсяс другими методами познания. Учитывая то, что существует далеко не одиндесяток определений эксперимента, хотелось бы не вдаваться в спор о ихприемлемости, а сделать попытку указать на признаки, наиболее характерныедля данного метода, помогающие раскрыть его сущность. Сложность заключается в том, что эксперимент как метод науки стоит вцентре пересечения практических и познавательных деятельностей, включаетпризнаки чувственного и рационального, эмпирического и теоретического,объективного и субъективного. Другими словами, эксперимент интегральнозаключает в себе признаки различных сторон познавательной деятельности и,именно этим, определяется сложность его природы, трудности определения.Хотя он и имеет общие черты с практикой, но к ней совсем не сводится, таккак служит все же методом познания, обладает гносеологическими признаками;имея общие черты с наблюдением, он не исключает и операций логическогохарактера, что сближает его с формами теоретической деятельности, но ненастолько, что бы полностью в них раствориться и потерять свою эмпирическуюоснову. Таким образом, сущность эксперимента заключается в том, что в немсочетаются приемы практического, чувственного и рационального познания.Стало быть, в познавательном цикле осуществляется сложная системавзаимодействий. При этом элементы процесса познания испытывают воздействияокружающей среды, а исследователь – также и различных компонентов общества.Анализ этих сторон и позволяет раскрыть природу эксперимента – научногометода. По форме эксперимент сближается с деятельностью, в которой принимаютучастие субъект и объект, средства их взаимного воздействия и самадеятельность, в результате которой реализуется субъективная цель,видоизменяется объект, принимающий удобную форму для обеспеченияпотребностей человека. В эксперименте выделяются также субъект и объектпознавательного действия, практические средства познания (приборы иинструменты), и само действие, направленное на изменение объекта. Итак, эксперимент с самого начала выделяется в особый вид практики,предпринимаемой с целью получения нового знания и проверки старого. В контексте выше сказанного следует отметить, что особенностьэксперимента проявляется не просто в наличии практического действия, а всоздании особой приборной ситуации, экспериментальной установки. Онасостоит из элементов естественной и искусственной природы, а ее целостноефункционирование и выступает в качестве объекта исследования. Создав такуюустановку, исследователь изучает ее функционирование, влияет на нее путемперегруппировки элементов, их элиминирования, заменой новыми и так далее,то есть активно изменяет объект изучения, его структуру. Наблюдая завозникающими следствиями, ученый выявляет скрытые от непосредственногонаблюдения, но объективные свойства предметов и явлений. При этом, в процессе эмпирического исследования на изучаемый объектдействительно влияет прибор, а иногда полностью его моделирует, но это неискажает реальных свойств изучаемых явлений, наоборот, служит единственнымсредством практического их выявления. Дело в том, что прибор(экспериментальная установка), хотя и сделан руками человека, представляетсобой часть реального мира, функционирует в полном соответствие с законамиприроды. Конструируя сложные технические системы в качестве средствпознания, человек не удаляется от мира, а приближается к нему. Как известнов природе предметы и явления существуют не изолированно друг от друга, анаходятся во взаимодействии, образуя тем самым целостную системуматериального мира. Каждый уровень структурной организации материи связан сдругим уровнем. Микропроцессы так или иначе дают о себе знать черезмакроявления, в противном случае они никогда бы не были открыты и познаны.Приводя микрообъекты во взаимодействие с приборами (то естьмакрообъектами), мы поступаем в полном соответствии с законами природы.Приборы становятся единственным и наиболее надежным средством практическогопознания. Таким образом, прибор – важнейшее средство познания, а егоиспользование – отличительная особенность эмпирического, в том числе иэкспериментального, исследования. Специфика прибора в той или иной мереобусловливает и специфику разновидностей эмпирического познания. Поэтомубольшое значение имеет классификация приборов. Их можно подразделить напять основных групп: 1) приборы, увеличивающие силу и диапазон чувственного восприятия (микроскопы, телескопы, приборы ночного видения, рентгеновские установки); 2) измерительные приборы (линейки, часы, барометры, термометры, счетчики Гейгера); 3) технические устройства, позволяющие расчленить предметы, проникнуть в их внутреннюю структуру (ускорители, центрифуги, перегонные кубы, фильтры, призмы); 4) технические системы, обеспечивающие необходимые для эксперимента условия (барокамеры, аэродинамические трубы, вибросистемы); 5) фиксирующие приборы (кино-, фото-, телеаппаратура, электроскопы, осциллографы, различные индикаторы, флюоресцирующие экраны и т.д.).В современном научном познании, как правило, применяются не отдельныеприборы, а их комплекс. Эксперимент как деятельность, имеющая внешние и внутренние,объективные и субъективные признаки, распадается на ряд этапов, сочетаниекоторых раскрывает его логическую структуру. До некоторого (недавнего)момента времени его специфика ограничивалась лишь сбором опытных данных, тоесть непосредственным экспериментированием, из которого выпадалиподготовительная и заключительная стадии. Считалось, например, чтологическая обработка данных выходит за рамки чисто экспериментальногоисследования и относится к разряду теоретического познания. В настоящее время, стало ясно, что простые логико-математическиеоперации входят в структуру эмпирического исследования, частью которогоявляется эксперимент. И, без некоторой, хотя бы минимальной обработкиданных опыта, то есть без особой теоретической части, эмпирическоеисследование не существует. Исходя из этого, можно утверждать, что эксперимент вовсе неограничивается лишь проведением опыта и получением исходной информации, аскладывается из этапов, на каждом из которых по-своему сочетаются элементычувственного, практического и теоретического познания. К ним можно отнестиследующие: 1) подготовительный, 2) этап проведения эксперимента и получениеопытных данных; 3)этап обработки опытных данных, или заключительный. Анализструктурных особенностей экспериментального исследования помогает раскрытьего природу с гносеологической точки зрения, то есть с позиции соотношенияобъекта и субъекта познавательной деятельности. В следующем разделе болееподробно рассматривается строение эксперимента, которое имеет не менееважное значение для достижения этой цели. 3 Общее строение научного эксперимента В состав эксперимента входят два элемента: средства познания и предметпознания. Обычно в познавательный цикл приходится вводить конкретный предметприроды, видоизмененный человеком. При этом такие изменения обусловленынеобходимостью создания внешней по отношению к человеку подсистемы«средство познания ( предмет познания», обеспечивающий решение определеннойпознавательной задачи. Результатом такого взаимодействия является изменение подсистемы«средство познания ( предмет познания» и ее элементов. В процессе познанияизменение объекта должно быть фиксировано человеком. Состояние объекта –это характеристика компонентов строения объекта в такой промежуток времени,в течение которого объект не претерпевает изменений на определенном уровнеего строения. Другими словами, для любого объекта, имеющего конкретный дляопределенного уровня строения состав, взаимодействия и структуру, долженбыть и такой промежуток времени, в течение которого сохраняются его состав,взаимодействия и структура. Нулевых промежутков времени не существует,поэтому всегда можно выбрать такой интервал, в течение которого те или иныекомпоненты строения объекта не изменяются. Это, однако, не означает, чтоего строение будет сохраняться на всех уровнях. Постоянству в определенныепромежутки времени состава, взаимодействий и структуры на одном уровнестроения, как правило, сопутствуют изменения на других. Если промежуток времени, в течение которого отмечается постоянствостроения объекта познания, меньше того времени, в течение которого этостроение может фиксировать экспериментатор, или специально разработанныедля этих целей средства фиксации, тогда научный эксперимент невозможен. Для исследователя состояние объекта выступает как постоянствоизвестных ему компонентов строения этого объекта. Следовательно, для тогочтобы фиксировать изменение состояния объекта познания, необходиморасполагать определенными средствами познания, изменяющими предметпознания, и определенными знаниями о строении этого объекта. Однако,количество экспериментов по отношению к каждому объекту познанияограничено; что касается тех знаний, которые сформировались относительнокаждого отдельного объекта познания в процессе труда, то они тем болееограничены. Трудности, возникающие в процессе выявления значений сложныхнаучных терминов, имеют в своей основе неправильную постановкупознавательной задачи: предполагается, что такая задача разрешима только впределах языка науки. Однако действительным базисом ее решения являетсяэксперимент. Изменения средств познания можно разбить на два класса:подготовительные и преобразующие. Преобразующие изменения средства познания– R(i) – состоят из таких однородных и фиксируемых изменений конкретныхкомпонентов строения, которые непосредственно вызывают планируемыеизменения предмета познания – n(i). В соответствии с этим и конструкциясредств познания представляет систему, состоящую из подготовительных ипреобразующих элементов. Преобразующие элементы непосредственно вступают вовзаимодействие с телом, введенным в элементарный акт; изменяют предметпознания, определяют однородность изменения предмета познания. Следуетотметить, что накопление экспериментальных результатов в наукеобусловливает усложнение средств познания. Для осуществления измененийпреобразующего элемента требуется разработка конструкций подготовительныхэлементов средств познания. Изменения последних в течение экспериментапредставляют собой подготовительные изменения средств познания. Функцияподготовительных изменений сводится к созданию условий для преобразующегоизменения. Кроме того, в каждом эксперименте вводимый в элементарный акт объектпознания претерпевает конкретные изменения. Эти изменения должны обладатьследующими свойствами: 1) фиксироваться исследователями, 2) бытьоднородными, 3) относиться к изменениям объекта познания. Если такиеизменения окажутся изменениями другого объекта познания, тогда возникаетнеобходимость либо расширить объект познания, либо эксперимент нельзясчитать научным, либо n(i) будет относиться к новым объектам исследования,что потребует постановки новой познавательной задачи и введениясоответствующего элементарного акта. Взаимодействие «средство познания ( предмет познания» должноконструироваться и осуществляться как непосредственно фиксируемое вэксперименте. Другими словами, экспериментатор должен обеспечить проверкурассматриваемых взаимодействий для того, чтобы установить тот факт, чтоизменение предмета познания – n(i) – возникают именно вследствиепреобразующих изменений средства познания. Фиксируемость связи междуизменениями R(i) и n(i) является необходимым признаком или свойствомнаучного эксперимента. Рассматриваемое свойство обеспечивает изоляцию или, точнее, выделениепредмета познания. Для решения этой задачи исследователь не имеет никакихдругих возможностей кроме конструирования и осуществления фиксируемоговзаимодействия подсистемы «преобразующее изменение средства познания (изменение предмета познания» (R(i) ( n(i)). Следует подчеркнуть, что такаяситуация неизбежна и носит универсальный характер. Она означает лишьконстатацию того факта, что и средства и предмет познания всегда находятсяво взаимодействии со средой. Следовательно, любой компонент строенияобъекта познания нельзя выделить из окружающей среды в том смысле, что онбудет полностью изолирован от нее. Как правило, в каждом элементарном акте экспериментатор осуществляеткакое-то однородное изменение предмета познания – n(i). Его планирование,как мы отмечали выше, обусловлено строением познавательного цикла и уровнемразвития науки. Рассматривая все возможные в научном исследовании ситуациитолько сточки зрения изменений предмета познания, можно констатировать, чтотакие изменения могут относиться к различным компонентам строения объектапознания: к его составу, к взаимодействиям между элементами состава, кскладывающимся при этом структурам. В зависимости от этого планируемыйэксперимент будет: 1) экспериментом, в котором устанавливается составобъекта познания; 2) экспериментом, в котором фиксируются взаимодействиямежду известными или неизвестными элементами состава объекта познания; 3)экспериментом, в котором выявляются структуры, характерные длявзаимодействий элементов состава объекта познания. Кроме этого, в науке ставятся и сложные эксперименты. Они представляютсобой различные комбинации экспериментов всех трех типов: эксперименты,фиксирующие состав и взаимодействия элементов состава; состав и егоструктуру; взаимодействия и его структуру. В тех случаях, когда ученый имеет дело с исследованием такого объекта,целостность которого не может быть нарушена при решении определенныхпознавательных задач, тогда сложный эксперимент представляет собойсовокупность всех трех типов. Следовательно под сложными экспериментами мы понимаем не только такие,которые требуют больших затрат труда для своего осуществления, и неэксперименты, в которых используются конструкции средств познания с большимчислом элементов, а совокупность элементарных экспериментов, в каждом изкоторых фиксируются определенные однородные изменения отдельного предметапознания. 4 Логические средства экспериментального исследования Эксперимент опирается на широкий спектр логических средств. Для иханализа определим критерий выбора наиболее характерных средств. В качестветакого критерия может быть взято положение о практической базе логическихопераций, непосредственно связанных с реальными предметами, процессами ихвидоизменения и чувственного отражения. К таким методам можно отнестиоперации анализа и синтеза, дедукции и индукции, обобщения иабстрагирования, аналогии и моделирования. Кроме того, следует учитывать,что эксперимент тесно связан с проблемой, имеющей свои теоретические иэмпирические основания, так и с гипотезой, для проверки которой онпредпринимается. В методологической литературе анализ определяется как метод научногопознания, состоящий из расчленения объекта на составляющие части и изученияих в отдельности. Синтез же представляет собой обратную операцию –соединение частей в целое и изучение целостного функционирования объекта. Объективной платформой данных методов служит структурная организацияматериальных объектов, способность объединяться в сложные комплексы,взаимодействовать друг с другом и распадаться на части. Особый смысл втаком плане имеет сама человеческая деятельность, благодаря которойразъединяются или объединяются предметы реальности. Любая экспериментальная установка представляет собой практическоевоплощение анализ и синтеза, так как, с одной стороны, она как бы вырезаетиз общих природных связей явление, подлежащее изучению, с другой – включаетего в новую систему элементов, из которых установка складывается. Многократное варьирование опытом также представляет собой практическоевоплощение анализа и синтеза, выделение свойств предмета и их воссоединениедруг с другом в целостное образование. Аналитико-синтетическая деятельность в экспериментальном исследованииотличается тем, что практические операции анализа и синтеза дополняютсярациональными формами проявления (логическими заключениями рациональнойформы сознания). Процесс формирования разрозненных предметов и приборов вэкспериментальную установку представляет собой практический синтез,благодаря которому анализируется изучаемое явление, выявляются егоотдельные свойства и признаки. Затем они синтезируются с помощьюрациональных приемов в целостной картине явления. Толчком к практическомусинтезу, к созданию приборной установки всегда выступает гипотеза,нуждающаяся в опытной проверке. Соединение элементов экспериментальной установки представляет собойпрактический синтез, предпринимаемый специально для анализа испытываемыхвеществ. Причем одного эксперимента, как правило, не достаточно. Глубинаанализа прямо зависит от количества испытаний. Широта охвата исследуемыхпредметов и заключается в творчестве ученого. Углубленный анализ позволяетсделать важные открытия, отодвигая на задний план счастливую случайность. Таким образом, анализ и синтез играют важную роль в экспериментальномисследовании, служат наиболее действенными средствами познания,используются не изолированно, а в тесном единстве с другими методами, средикоторых выделяются, как уже отмечалось, сравнение, абстрагирование,аналогия, индукция и дедукция. Любой анализ и синтез представляет собой такие логические операции,которые не могут обойтись без сравнения, индукции и дедукции, включаютэлементы обобщения и абстрагирования. Совокупность этих методов составляетоснову научного анализа и синтеза. Рассмотрим их подробнее. Роль индукции и дедукции в научном познании хорошо известна.Остановимся на ее характеристике в структуре эмпирического познания.Названные методы представляют собой связь единичного и общего вчеловеческом знании, их взаимную обусловленность, широко применяются как натеоретическом, так и на эмпирических уровнях. Индукция выступает как синтезчастных суждений, на основе которых вырабатываются общие положения.Дедукция же представляет собой объединение общих и частных высказываний,что дает логическим путем поучить новое частное высказывание. Особая роль дедукции заключается в том, что с ее помощью формулируютсяпроблемы и гипотезы, предваряющие экспериментальный поиск на его начальнойстадии, и выводятся эмпирические следствия из них. Наконец, самофиксирование эмпирических данных, развертывающееся на фоне накопленногознания о соответствующем понимании экспериментальных действий, такжепредполагает применение дедуктивных операций. В ряде случаев из анализируемой гипотезы не удается сразу вывестипроверяемое следствие. Возникает необходимость в промежуточных выводах,предшествующих заключительное следствие. Цепочка таких выводов – ни чтоиное, как гипотетико-дедуктивное развертывание теории. В силу сложностисистемы доказательство или опровержение конечных следствий не всегда можетслужить доказательством истинности или ложности самой теории, так как впроцессе введения теории могут вкрасться ошибки, требующие устранения.Поэтому опытная проверка теории предполагает не одно, а сериюмногоступенчатых экспериментальных испытаний. Неподтверждаемость следствийможет быть объяснена следующими обстоятельствами: 1) неверна гипотеза; 2)допущена ошибка при выведении из гипотезы следствия; 3) имеются неточностив самом эксперименте, в полученных данных. В дел вновь включаются анализ исинтез, дедукция и индукция, призванные согласовать теоретические ипрактические средства познания. По-своему действует дедукция и при снятии показаний приборов. Сами посебе показания не отражают свойств объекта исследования. Только в свететеоретических предпосылок и дедуктивных композиций они приобретаютопределенный физический смысл. Итак, дедукция и индукция – такие методы познания, благодаря которымосуществляется связь между теорией и эмпирией, развертывается системавысказываний, допускающих опытную проверку. Эксперимент здесь выступает икак конечный, и как начальный этап научного поиска. К рассмотренным методам тесно примыкают операции обобщения иабстрагирования. На эмпирическом уровне обобщение реализуется через системуиндуктивного вывода, сравнение изучаемых явлений. Оно помогает глубжепознать явление, выявить его связи и отношения. При рациональном анализеэкспериментальных данных обобщение способствует формированию фактов науки иэмпирических зависимостей. Дедукция, позволяющая сформулировать частное высказывание, тесносвязывается с операцией абстрагирования, так как выделение частного явленияпредполагает отвлечение от целого ряда других признаков, объективноприсущих предмету изучения. Специфика абстрагирования в экспериментальномисследовании проявляется в том, что этот, казалось бы, сугубо рациональныйприем познания приобретает здесь ярко выраженную практическуюнаправленность. Изучаемое свойство может быть выделено из объективнойсовокупности свойств не только теоретически, но и с помощьюэкспериментальных средств. Начавшись с практических операций,абстрагирование через логические операции отвлечения, в конце концов,воплощается в мысленные действия с идеальными объектами, то есть и данныйметод познания олицетворяет собой переход от теоретического к практическомуи наоборот. Абстрагирование используется и как метод выдвижения гипотез,формирования эмпирического базиса – продумывания схемы опыта, подбораэлементов приборной ситуации, обработки полученных данных и т.д. В эксперименте широко применяется аналогия – прием познания, с помощьюкоторого осуществляется переход от более исследованного объекта к менееизученному при наличии у них общих признаков. Особое значение аналогии в эксперименте заключается в том, что наоснове изучения экспериментального объекта получаются выводы,распространяемые на естественные объекты природы. С помощью аналогиипереходят от частного знания к общему, от конкретного к абстрактному. Приэксперименте могут иметь место и переходы однозначного характера – отчастного к частному. Из сказанного следует, что логические операции в экспериментеприобретают особую рационально-практическую окраску, придают практическимдействиям целесообразный смысл, стягивают комплекс действий в целостнуюструктуру опытного исследования, обеспечивая его связь с теоретическимипредпосылками. 5 Экспериментальный факт Система заданных изменений предмета познания и средств познанияобеспечивает: фиксацию конкретных взаимодействий подсистемы «преобразующееизменение средства познания ( изменение предмета познания»; выделение этихвзаимодействий из всех других возможных связей; создание познавательныхизменений предмета познания. Изменение предмета познания являются базисом, на основе которого«воздвигается» теория, исходным пунктом для каждого познавательного цикла иобъективным элементом научного процесса познания. Экспериментальный факт рождается во взаимодействии ученого сизменением предмета познания, так как любое познавательное изменениепредмета познания становится фактом лишь в том случае, когда онофиксировано исследователем. Следовательно, экспериментальным фактомявляется познавательное изменение предмета познания, фиксированноеисследователем. Имеющийся же арсенал научных фактов в каждый данный моментразвития отрасли науки образует совокупность фиксированных изменений(предметов познания), полученных в определенной историческойпоследовательности. Экспериментальные факты оказываются исходными при построении теории,создании гипотез и конструирования экспериментальных установок. Другойпричиной повышения интереса к проблеме факта явилось развитие наук,изучающих сложные биологические и социальные объекты познания. Большоеколичество элементов и связей в этих объектах, их системный характер, атакже ограниченные возможности для изучения отдельных элементов безнарушения всей системы вынуждали ученых с особой тщательностью подходить котбору фактов. При этом решающую роль играли эмпирические навыки. Однако,осмысливая экспериментальную практику, ученые шли по пути дальнейшейконкретизации определения факта в терминах отдельных наук или в понятияхестественного языка. Подчеркнем, что любая математическая обработкаестественнонаучного материала в своем основании должна иметь наблюдаемыеобъекты. Не может не возникнуть вопрос: все ли наблюдаемые объектыисследователь должен вводить в качестве фактов в процесс познания? Если ответить положительно, тогда количество фактов будет зависетьтолько от трех параметров: порога чувствительности наших органов чувств;времени, в течение которого фиксируется каждый отдельный объект; и емкостификсирующей системы человека. Однако, психологические исследованияпоказывают, что наблюдение является сложным процессом, оно не носитсозерцательного характера. Следовательно, человек вообще не способен«просто» наблюдать. Таким образом, есть основания утверждать, что объектыпознания фиксируются человеком и становятся для него фактами лишь в томслучае, когда они включаются в какую-либо форму процесса познания. Для того, чтобы фиксировать изменения предмета познания, необходимообладать знаниями, следить за взаимодействием «преобразующее изменениесредства познания ( познавательное изменение предмета познания». Фиксация познавательного изменения предмета познания совершается вэлементарном акте. Следовательно, ее нельзя рассматривать в системе«чувство – мышление». Мышление исследователя выделяет познавательноеизменение предмета познания и фиксирует его в модели, состоящей из системыобразов. Изменения предмета познания фиксируются с помощью мышления. Такжеочевидно, что если бы в экспериментальном факте существовало то или иноеистолкование, то он не мог бы служить средством ни подтверждения теории ниее опровержения. Экспериментальный факт возникает лишь в процессевзаимодействия «преобразующее изменение средства познания ( познавательноеизменение предмета познания». Переход от экспериментальных фактов к теориипредполагает несколько промежуточных ступеней. Первой такой ступеньюявляется описание экспериментального факта. Экспериментальный факт, будучи изменением предмета познания, неопределяется ни знаниями исследователя, ни его органами чувств, ни какими-либо другими особенностями ученого как отдельной личности – субъекта.Объективность экспериментального факта связана со спецификой измененияпредмета познания в эксперименте. Важные в этом отношении свойстваизменения предмета познания сводятся к следующему: изменение предметапознания возникают во взаимодействии «преобразующее изменение средствапознания ( изменение предмета познания», то есть во внешней по отношению кисследователю подсистеме тел. Такое изменение предмета познания, будучиоднородным, либо фиксируется органами чувств, либо остается незамеченным. После окончания элементарного акта экспериментальный факт сохраняетсяв виде образа познавательного изменения предмета познания. Он, как правило,перерабатывается в мысленную модель. Модель познавательного измененияпредмета познания должна быть описана в естественном или искусственномязыке. 6 Экспериментальные методы Экспериментальные методы – это схемы последовательностей операцийисследователя, определяемые строением научного эксперимента. Строение эксперимента можно изучать на различных уровнях. Взависимости от этого фиксируемые нами методы будут характеризоваться той илиной степенью детализации. Поскольку мы рассмотрели общее строениеэксперимента, это поможет нам установить схему последовательностей операцийисследователя, характерную для любого эксперимента. Это – наиболее общая иуниверсальная схема. Последующая детализация экспериментальных методовприведет лишь к выделению экспериментальных процедур, характерных дляопределенных областей исследования. В познавательном цикле наряду с экспериментом в каждом элементарномакте осуществляются процессы счета и измерения. В связи с этим возникаютспецифические методы счета и измерения. Хотя счет и измерения являютсянеобходимыми процессами в развитии науки, мы вынуждены абстрагироваться отних. Процедуры счета и измерения дополняют процедуры эксперимента. Тотфакт, что на основе установленных количественных характеристик в наукечасто удается сделать выводы относительно строения объекта познания изаконов его функционирования, не меняет дела. Действительно читаются иизмеряются лишь конкретные элементы строения объекта познания.Следовательно, в процессе счета и измерения всегда присутствует считаемый иизмеряемый объект. Кроме этого, методологические модели изучаемого объекта,созданные на основе счета и измерений, должны быть подтверждены илиопровергнуты экспериментом. Особое место в экспериментальных исследованиях занимаютматематическая обработка результатов счета и измерений, а также построениематематических моделей предмета познания, которые играют важную роль внаучных исследованиях. Однако, чтобы говорить об этих методах корректно,необходимо подвергнуть специальному анализу процесс познания в математике.В этих условиях математические методы можно описывать в терминахматематики, что для целей методологического анализ совершенно недостаточно.Конечно, абстрагируясь от математических методов, упрощается решаемаяпроблема. Однако такое допущение допустимо и даже необходимо. Экспериментнадлежит исследовать независимо от математической обработки результатовсчета и измерения. Изучение относительно самостоятельной процедурыисследования в методологии – предпосылка для изучения функционирующегокомплекса методов в том или ином познавательном цикле. Экспериментальные методы определяются не только объектом познания, нои строением процесса познания. Такая схема, определяемая строениемэксперимента, является правильно построенной схемой операций ученого вэксперименте или экспериментальным методом. Став фиксированнымисследователем, такой метод становится алгоритмом его действий. Если установленное общее строение эксперимента рассмотреть сметодологической точки зрения, то экспериментальный метод может быть описанследующей цепочкой последовательных операций:1 – Постановка задачи на конструирование эксперимента как такой подсистемы, взаимодействия которой не определяются человеком;2 – Гипотетическое изменение предмета познания соотносится с имеющимися знаниями о природных или общественных объектах, выбирается элемент, преобразующий средство познания, а также соответствующее ему изменение. Результаты выбора проверяются исследователем и корректируются в зависимости от контекста поставленной задачи;3 – Разрабатывается конструкция средств познания для реализации взаимодействия преобразующего элемента средства познания с предметом познания, при этом решаются следующие задачи: а) разработка системы подготовительных изменений средства познания и его конструкции, б) включение преобразующего элемента в средство познания, в) исключение влияния подготовительных изменений на преобразующие изменения. Если, осуществляя эти (а, б, в) операции, ученый сталкивается с принципиальной, технической или экономической неосуществимостью, тогда выбирается новый преобразующий элемент, либо начинается новая познавательная задача;4 – Создается конструкция средств познания, но с таким расчетом, чтобы во взаимодействии «преобразующее изменение средства познания ( изменение предмета познания» на долю ученого оставалась лишь операция пуска и остановки. Благодаря этому создается подсистема тел, взаимодействия и изменения которой определяются ее строением и не зависят от деятельности ученого в эксперименте. Что же касается функций последнего в эксперименте, то они образуют сложную систему познавательной деятельности. Ученый должен контролировать течение процесса, фиксировать изменение предмета познания, устанавливать соответствие взаимодействия мысленной модели, в соответствие с которой такое взаимодействие конструировалось;5 – Производятся средства познания;6 – Соотносится гипотетическая модель изменения предмета познания с имеющимися знаниями об объекте и выбирают систему , которая имеет в своем составе предмет познания;7 – В выбранной системе выделяется объект и предмет познания. Для этого имеющиеся знания об объекте познания используют для конструирования изменений выбранной системы, которые в эксперименте приняли бы заданную форму. Совокупность заданных изменений объекта познания осуществляется, прежде всего, с помощью средств познания;8 – Конструктивно выделяются познавательные изменения предмета познания (с помощью преобразующих изменений средства познания и заданных изменений объекта познания). Поскольку такие изменения заданы, всякое новое изменение предмета познания будет соответствовать или не соответствовать гипотетической модели познавательного изменения и , следовательно, подтвердит или опровергнет гипотетическое предположение;9 – На стадии подготовки эксперимента производятся заданные изменения предмета познания. По мере надобности конструируются необходимые средства познания. Если заданные изменения должны иметь место в ходе эксперимента, тогда средства производства включаются в конструкцию средства познания;10 – Конструктивно обеспечивается взаимодействие преобразующего изменения средства познания и познавательного изменения предмета познания;11 – Конструктивно обеспечивается связь между заданными изменениями объекта познания и познавательными изменениями предмета познания.12 – В тех случаях, когда можно задать различные и контролируемые исследователем состояния системы, разрабатываются необходимые для этого конструкции средств познания;13 – Разрабатывается подсистема фиксации результатов эксперимента;14 – Разрабатывается подсистема счета и измерения;15 – Устанавливается необходимая, конструктивно оформленная связь между взаимодействием подсистем фиксации результатов эксперимента и счета и измерения;16 – Отлаживается взаимодействие «преобразующее изменение средства познания ( изменение предмета познания». При этом особое внимание обращается на соответствие этого взаимодействия тем моделям, которые были созданы исследователем;17 – Осуществляется элементарный акт процесса познания. При этом исследователь выполняет пуск, контроль за протеканием и выключение взаимодействия, упомянутого в п. 16;18 – Фиксируются результаты эксперимента в образах познавательных изменения предмета познания;19 – Образы познавательных изменений предмета познания переводятся в протокольные записи (описываются предложениями). Приведенная схема последовательностей операций в экспериментеявляется весьма общей. Каждый ее пункт, в свою очередь, состоит изопределенной последовательности операций. Схема последовательности операций в эксперименте образует систему ипоэтому порядок ее элементов фиксирован. Экспериментатор не может начатьработу, пока не будет построена гипотетическая модель. Без соотнесениягипотетического изменения предмета познания с имеющимися знаниями обобъекте познания нельзя выбрать преобразующее изменение средства познания.Это делает невозможной процедуру разработки подготовительных изменений исоответствующих им конструкций элементов средства познания. В заключение следует еще раз отметить, что системный характерэкспериментальных процедур состоит в определенности состава образующих этипроцедуры операций и их порядке в каждой последовательности операций.7 Заключение В работе проведено исследование научного метода познания –эксперимента. Мы стремились составить ясное представление о том, что такоеэксперимент (его состав, свойства, структуру), отличительные особенности.Анализ экспериментального исследования связан с трудностями, обусловленнымиего тесным переплетением со многими видами практической и познавательнойдеятельностей. Анализ строения и практических основ экспериментального исследованияпозволяют сделать вывод, что здесь мы сталкиваемся далеко не с чистоэмпирическим методом. Учитывая структурную организацию эксперимента, можнозаметить, что теория дает о себе знать на всех этапах его выявления. Вобобщенном виде роль теории в эксперименте реализуется в формировании целейи задач, в разработке плана, в проектировании и изготовлении приборов, впроцессе проведения самого эксперимента, в получении и фиксированииисходных данных, а также в логико-математической обработке данных. Крометого, строение познавательного цикла позволило выделить экспериментальныеметоды. Рассмотрение же логических средств экспериментального исследованияпозволило выявить и охарактеризовать такие методы научного познания, какоперации анализа и синтеза, дедукции и индукции, обобщения иабстрагирования, аналогии и моделирования. Более того, выделение взаимосвязей системы «средства познания (предмет познания» дало возможность определить экспериментальный факт, какпознавательное изменение предмета познания, фиксированное исследователем. Хотя эксперимент и основывается на практической деятельностиисследователя, но его специфика не исчерпывается только этим признаком.Представляя собой именно метод познания, эксперимент включает чувственные,логические и теоретические средства познания, гармоничное сочетание которыхи позволяет раскрыть все особенности его природы. Список использованных источников1 Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги 20столетия. – М.: Логос, 2000.2 Кохановский В. П. философия и методология науки. – Ростов/Донц, 1999.3 Рузавин Г.И. Методология научного исследования. Учебное пособие. - М.:ЮНИТИ, 1999.4 Подкорытов Г.А. О природе научного метода. – Л. Изд-во ЛГУ, 19885 Ярцевич А.В. Философия науки. Критическое введение. – Л.: 1989.6 Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. –М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.7 Воробьев В.Я. Елсуков А.Н. Теория и эксперимент. – Мн.: Высш. шк., 1989.8 Пуанкаре А. О науке /пер. с фрн./. – М.: 1983.9 В.Г.Блохин, О.П.Глудкин, А.И.Гуров, и др. Современный эксперимент:подготовка, проведение, анализ результатов. Учебник. - М.: Радио и связь,1997.10 Быков В.В. Методы науки. – М.: Наука, 1974.11 Современная философия науки. Хрестоматия. - М.: Наука, 1994.12 Философия и методология науки. Под редакцией В.И. Купцова.- М., 1996.13 Соколов А.Н. Предмет философии и обоснование науки. - С.П., 1993.14 Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология.- М., 1998.15 Чкалова О.Н. Основы научных исследований. ( Киев: Вища школа, 1978.16 Броиль Л. По тропам науки. – М., 1988.17 Голованов В.Н. Законы в системе научного знания. – М., 1970.18 Колесников А.Ф. Основы математической обработки результатов измерений. (Томск: ТГУ, 1963.19 Вальт Л.О. Мысленный эксперимент. – Тарту, 1962.20 Философия и методология науки. Ч. 2. – М., 1994.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Эксперимент как метод научного познания iconРеферат «Мысленный эксперимент как метод научного познания»

Эксперимент как метод научного познания iconРеферат «Мысленный эксперимент как метод научного познания»

Эксперимент как метод научного познания iconВведение Мысленный эксперимент
Мысленный эксперимент как метод научного познания заключается в получении нового или проверке имеющегося знания путем создания объектов...
Эксперимент как метод научного познания iconПрограмма факультативного курса "Эксперимент как метод научного познания" 7 класс
Россия, Москва, ул. Новослободская, д. 57 тел. (095) 978-3584, тел./факс. 972-1210
Эксперимент как метод научного познания iconОглавление введение §1
Мысленный эксперимент как метод научного познания заключается в получении нового или проверке имеющегося знания путем создания объектов...
Эксперимент как метод научного познания iconВведение. Научный метод познания, его этапы. Эксперимент. Виды экспериментов. (2ч)
Научный метод познания. Схема. Пример. Демонстрация – картезианский водолаз. Два соединенных маятника. Перевернутый стакан. Струя...
Эксперимент как метод научного познания iconСодержание программы 10 класс (70 часов; 2 часа в неделю) Физика и научный метод познания
Что и как изучает физика? Научный метод познания. Наблюдения, научная гипотеза и эксперимент. Научные модели и научная идеализация....
Эксперимент как метод научного познания iconСодержание программы 10 класс (70 часов; 2 часа в неделю) Физика и научный метод познания
Что и как изучает физика? Научный метод познания. Наблюдения, научная гипотеза и эксперимент. Научные модели и научная идеализация....
Эксперимент как метод научного познания icon1 Психология научного познания
Говоря о методологии научного познания нельзя не упомянуть о психологической стороне познания, и здесь необходимо в первую очередь...
Эксперимент как метод научного познания iconПриложение №3 к приказу ректора №52/од от «10» 07 2007 г
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы