Бизнес и предпринимательство в здравоохранении 4 Права субъектов предпринимательской деятельности в области здравоохранения: icon

Бизнес и предпринимательство в здравоохранении 4 Права субъектов предпринимательской деятельности в области здравоохранения:



НазваниеБизнес и предпринимательство в здравоохранении 4 Права субъектов предпринимательской деятельности в области здравоохранения:
Дата конвертации25.07.2012
Размер193,76 Kb.
ТипЛитература
скачать >>>



Оглавление





Оглавление 2

Введение 3

1. Бизнес и предпринимательство в здравоохранении 4

Права субъектов предпринимательской деятельности в области здравоохранения: 8

2. Возможен ли бизнес в здравоохранении? 10

3. Формы предпринимательства в здравоохранении 15

4. Перспективы развития предпринимательской деятельности
в сфере здравоохранения РФ 18

Заключение 20

Литература 21

2.Стародубова В.И., О.П. Щепин, Л.А. Габуева. Организация и экономика предпринимательской деятельности в здравоохранении. – М.: МЦФЭР, 2006, 432 с. 21

Введение



Частное предпринимательство — один из наиболее важных факторов развития современной системы здравоохранения. Его значение возрастало за последние годы по мере того, как набирали обороты тенденции разгосударствления. Недостаточное финансирование российской медицины за счет бюджета средств ОМС стало одной из причин развития рыночных отношений в сфер здравоохранения и увеличения объемов оказываемых платных услуг.

Многих менеджеров здравоохранения, в первую очередь потенциальных учредителей медицинских организаций и иных структур, интересуют вопрос функционирования хозяйствующих субъектов (как государственных и муниципальных, так и частных) в новых, рыночных условиях. Особый интерес вызывают такие аспекты финансово-хозяйственной деятельности медицинских организаций, как подготовка бюджетных учреждений к предоставлению платных медицинских услуг, анализ финансовой среды медицинских организаций, квалификация доходов, оперативное финансовое планирование, маркетинг.

В самом деле, постоянно усиливающая конкуренция на рынке медицинских услуг требует от руководителя глубоких экономических и правовых знаний и умения применять их на практике. Эффективная деятельность медицинских организаций зависит не только от личных качеств руководителя и уровня его образования, но и от умения управлять коллективом и производственными процессами с наименьшими экономическими затратами, без потери времени и средств, от способности создавать благоприятную внутреннюю среду, в которой специалисты получают моральное и материальное удовлетворение от труда, имеют условия для эффективной профессиональной деятельности, а пациенты — комфорт и высокое качестве оказываемых услуг.

1. Бизнес и предпринимательство в здравоохранении



Здравоохранениеструктурное подразделение общественного производства, функциональная роль которого состоит в предоставлении обществу потребительной стоимости в виде как индивидуального здоровья, так и здоровья общества в целом.

Не секрет, что здоровье человека является предпосылкой успешного развития личности, показателем общественного благосостояния, фактором роста общественного производства. Именно поэтому в сферу здравоохранения требуется внедрение новых форм хозяйствования, призванных с максимальной эффективностью обеспечить процесс восстановления и поддержания здоровья. Особая роль в данном процессе принадлежит развитию предпринимательства.

Предпринимательство – это самостоятельная, инициативная хозяйственно-финансовая деятельность, направленная на получение прибыли, осуществляемая от своего имени на собственный риск и под свою личную имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица.

Признаки предпринимательства:

  • самостоятельность выбора направлений и методов деятельности, в принятии решений;

  • постоянное наличие фактора риска;

  • ориентация на достижение прибыли;

  • инновационный характер деятельности.

Принципы предпринимательства:

  • свобода действия;

  • привлечение на добровольных началах для осуществления предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;

  • самостоятельное формирование программы избранных видов деятельности;

  • выбор поставщиков ресурсов, потребителей производимых благ;

  • установление цен на товары в соответствии с действующим законодательством;

  • свободный найм работников для осуществления своего бизнеса.

Формы предпринимательства:

  1. Индивидуальное – предполагает осуществление деятельности физическими лицами свободными в установлении своих прав и обязанностей на основе договора (соглашения).

  2. Коллективное – осуществляется в пределах полномочий, обозначенных в учредительных документах и уставах.

Специфика развития предпринимательства в здравоохранении обусловлена тем, что в данной отрасли общественного хозяйства результат труда не принимает вещной формы, а существует в виде самой деятельности. Формирование нового предпринимательского подхода в медицине тесно связано с развитием социально-экономического устройства общества, с возможностью максимально быстро воспринимать результаты развития научно-технического прогресса1.

Предпринимательство в сфере медицинских услуг преследует цели преобразования качественных характеристик людей путем последовательного улучшения их свойств, а так же создания части фонда жизненных средств членов общества для поддержания и воспроизводства их жизнедеятельности








Препятствия внедрению предпринимательских отношений в сферу медицинских услуг России:

  • слабая законодательная база;

  • сильные позиции административно-командных методов управления;

  • непродуманная политика налогообложения;

  • отсутствие действенных стимулов;

  • несовершенство финансово-кредитного механизма;

  • ресурсные ограничения;

  • ограничения, обусловленные платежеспособным спросом.

Пути преодоления препятствий в развитии предпринимательства в сфере медицинских услуг:

  • демонополизация существующих структур государственного управления

  • обеспечение правовой защиты производителей и потребителей медицинских услуг

  • содействие формированию обособленных товаропроизводителей, рыночных институтов и структур

  • исключение возможностей недобросовестной конкуренции

  • активизация децентрализованного перераспределения материальных и финансовых ресурсов

Успешное развитие предпринимательских структур в здравоохранении тесно связано с обеспечением многоукладности экономики в сфере услуг.

Безусловно, развитие предпринимательских структур вообще и тем более в здравоохранении (где роль государственного регулирования остается достаточно высокой) требует создания четкого и эффективного нормативно-правового механизма обеспечения медицинского предпринимательства. Нормативно-правовая база деятельности ЛПУ предполагает закрепление приоритетности социальных целей государства и содействие развитию учреждений здравоохранения различных форм собственности.





Реализация предпринимательских функций в области предоставления медицинских услуг должна основываться на безусловном соблюдении принципа охраны здоровья. Данный принцип закрепляет ответственность органов государственной власти, руководителей ЛПУ, предпринимателей в области здравоохранения за сохранение условий, способствующих формированию, развитию и укреплению здоровья населения России.

Законодательно закреплены:

Права субъектов предпринимательской деятельности в области здравоохранения:


  • начинать и вести предпринимательскую деятельность путем приобретения, учреждения, преобразования мед учреждений;

  • привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество отдельных граждан или юридических лиц;

  • самостоятельно формировать производственную и научно-исследовательскую программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции;

  • осуществлять внешнеэкономическую деятельность;

  • вести административно-распорядительную деятельность;

  • нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим законодательством;

  • пользоваться услугами государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования;

  • оспаривать в судебных органах в установленном законом порядке действия граждан, юридических лиц, органов государственного управления.

Обязанности субъектов предпринимательской деятельности в области здравоохранения:

  • выполнять обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных договоров;

  • выполнять обязательства по оказанию медицинских услуг на определенно гарантированном уровне;

  • заключать договоры с работающими по найму гражданами;

  • полностью оплачивать труд работников ЛПУ согласно заключенным контрактам и договорам;

  • осуществлять социальное, медицинское и иные виды обязательного страхования граждан, работающих по найму;

  • обеспечивать условия трудовой деятельности в соответствии с законом;

  • выполнять решения органов государственной власти по социальной защите инвалидов и других лиц с ограниченной трудоспособностью;

  • своевременно предоставлять декларации о доходах и уплачивать налоги в установленном порядке и размерах, установленных законодательно;

  • заявлять о банкротстве предприятий в случае невозможности исполнения обязательств перед кредиторами.

2. Возможен ли бизнес в здравоохранении?



Каждый человек неповторим. И каждый, независимо от его счета в банке, имеет неотъемлемое право не только на здоровье, избавление от физических страданий, недугов, но и на нравственное сострадание к своим болезням, то есть на милосердие. Ведь врач имеет дело с человеческой болью, которая в каждом случае индивидуальна, и лечит не только тело, но и душу. Вернее - и тело, и душу. Иначе он не врач, а механик, а лечение - это ремонт. Больной немощен и ему надо помочь. Вот главное, а все остальное - потом.

Возьмем теперь рынок. По большому счету, нравственность рынка – соблюдение определенных правил, направленное на то, чтобы доверие между партнерами сохранилось, а сделка - повторилась. Ради ее конечного результата и самоцели - прибыли. Это аксиома: коммерсант, промышленник ставит свой экономический интерес на первое место. Его партнер чаще всего здоров, энергичен и желает купить услугу или товар для того, чтобы приумножить свое благополучие. Зачем? Праздный для экономики вопрос (хорошо это или плохо, дело другое - речь не об этом).

Но значит ли, что в медицине всякое предпринимательство при таких «возвышенных, целях ее деятельности - несостоятельно? Следует ли, говоря проще, целиком поместить ее на чье-то содержание: посадить, скажем под "крылышко" государства на бюджетный паек или целиком отдать благодетелю-спонсору? Все это очень сложные вопросы, и ответы на них не могут быть однозначными. Но в любом случае главное здесь вот что. Надо выяснить, при каких социально-экономических и правовых условиях нравственное отношение к человеку становится выгодным, прибыльным, а при каких - нет.

Тема практически не исследована. Необходимо определить хотя бы проблемы. Последующее их разрешение - дело дальнейших исследований. Отмечу лишь следующее: общение с врачами-практиками, их неподдельный и живой интерес к затрагиваемым в данной работе вопросам совершенно однозначно свидетельствует о том, что оттягивать социально-экономический анализ медицины более уже нельзя.

В этой связи надо отметить; финансирование непроизводственной сферы только «со стороны, - государством, коммерческими структурами, общественными организациями, отдельными гражданами, - ставит непроизводственную сферу особенно связанную с человеческими и нравственными проблемами) на службу этих структур. Подобное соображение справедливо и для здравоохранения. Конечно же, работа, во многом связанная с нравственностью врачевателя, должна быть независима. Как это им парадоксально, но для того, чтобы быть прибыльной (по результату), она должна быть бескорыстной по качеству исполнения обязанностей. Независимой же она может быть, если позволяет сама зарабатывать деньги, В этом заключается парадоксальность бизнеса в здравоохранении, и правильное решение лежит в юридической защите прав не только личности, но и врача, позволяющей ему быть независимым, несмотря на источник финансирования2.

Но тут возникает вот какой вопрос: является ли труд в непроизводственной сфере, к которой безусловно относится здравоохранение, производительным? Возможны ли здесь в принципе предпринимательство и прибыль? В стремлении поднять престиж здравоохранения некоторые авторы утверждают, что труд в данной отрасли является производительным. С этим трудно согласиться; если труд производительный, то что является результатом данного производства? Подчеркиваю, именно данного, а не косвенного влияния на экономику в целом, на повышение в целом производительности общественного труда в далеких от здравоохранения сферах. Но в таком случае, что является результатом деятельности врача? Здоровье? Это понятие очень зыбкое, любой врач согласится, что точнее написать в диагнозе не слово «здоров», а «болезнь не обнаружена», А если мы сталкиваемся со случаями неизлечимой болезни? Что тогда является результатом деятельности врача? Облегчение страданий не есть конечный результат - здоровье. Это только процесс с надеждой на результат - выздоровление.

Итак, критерии результативности, эффективности труд врача объективно размыты, что ни в коем случае не означает бесполезность этой деятельности и не принижает благородной миссии, осуществляемой врачом.

Назовите труд врача производительным и оставьте его без финансирования - во многих случаях он вообще не сможет осуществиться, а врач произвести какие-либо услуги. Потому что подчас нужно финансировать то, чего в каком-то конкретном случае и быть не может, то есть результата в виде здоровья.

Однако финансировать «облака» для бизнеса в «чисто-рыночном» смысле – дело противоестественное. А самофинансирование, повторяем, не всегда возможно; например, качество медицинской услуги не может быть снижено из-за невозможности ее оплатить со стороны пациента. Возникает ситуация, когда спрос на услугу есть, она может быть предоставлена (есть специалист), но не может быть оплачена лечащимся (в силу его низких доходов). По законам свободного рынка в этом случае услуга не может быть продана. А это означает, что специалист (врач) не получит доход, прибыль. Производственные отношения не осуществятся. Долг врача не будет выполнен, а бизнеса не будет и в помине. В результате - ни нравственности, ни экономики.

Однако из всего сказанного не следует, что работники непроизводственной сферы являются иждивенцами производственной; они получают необходимый им материальный продукт в «обмен» на результаты своего труда, и фактически это выглядит как обмен социально-значимыми видами деятельности. Со стороны же экономической - это процесс перераспределения.

Итак, результативность труда медицинского работника может быть измерена только приблизительно, а значит, не всегда справедливо по отношению к врачу (если кто-то, например, рынок в лице пациента или государства определяет цену). Но здесь уже сделаны первые шага к стандартизации при определении результативности в нашей практике здравоохранения. Так, недавно разработаны стандарты оказания медицинской помощи, если эта помощь осуществляется за счет ресурсов госбюджета. Эти стандарты отражены во «Временных методических рекомендациях по расчету стоимости медицинских услуг в учреждениях здравоохранения». Применяются эти стандарты там, где возможна реальная стоимостная оценка конечных результатов деятельности. Особенно это относится к узкоспециализированным учреждениям с преобладанием повторяющихся операций или услуг (например, в реабилитационных учреждениях). Подобное возможно в медицинских НИИ, поставляющих «товар» в виде новых препаратов, техники, методов лечения.

Важным является и то, что у рыночного механизма, который в нашем обществе только делается попытка создать, в принципе отсутствует так называемая «встроенная» социальная ориентация. Часть медицинской помощи является предметом «коллективного», социального потребления (лечение, например, гриппа - дело не только больного, он и других граждан, подвергающихся опасным последствиям этого заболевания) Кроме того, из-за недостатка медицинских знаний ограничены потребности пациента - часто он не в состоянии выбрать необходимые, ему услуги, что уменьшает возможности «рыночной самонастройки, больного. Сами социальные масштабы проблем охраны здоровья диктуют необходимость концентрации и координации усилий по их решению.

Эти и другие факторы ограничивают, но отнюдь не подавляют экономические начала в развитии отрасли. Основная часть медицинских услуг все же имеет товарную природу, а мировой опыт свидетельствует о необходимости и возможности (хотя и в ограниченных масштабах) перехода к экономическим методам организации системы здравоохранения, к предпринимательству в этой сфере.

Однако кроме объективных преград, к сожалению, существуют и субъективные факторы, ограничивающие развитие бизнеса в здравоохранении. А именно, отсутствие специалистов. Где учат организации экономики и ведению дел в здравоохранении? В России такие места можно перечесть по пальцам одной руки. К примеру, только в 1992 г. организован медико-экономический факультет в Самаре в Институте усовершенствования врачей (на основе спецкурса); на кафедре экономики непроизводственной сферы экономического факультета МГУ, где несколько аспирантов (1-2) тоже занимаются этой проблемой; в лаборатории экономики здравоохранения АМН, в ММА. Вот пожалуй, и все.

Но рыночная экономика требует глубокого понимания специфики подобных вопросов. А откуда этому пониманию взяться?

К экономике здравоохранения до недавнего времени не было серьезного отношения. Это малоисследованная область, не паханое поле; а рынок уже давит всеми своими противоречиями на общество и разрушает привычные социальные представления о жизни.

При таких условиях еще одним препятствием является неподготовленность психологии медицинских работников к ведению дел на основе предпринимательства.

Следует подчеркнуть вот что. Все, кто занимаются непосредственно экономикой здравоохранения, черпают свои знания в общеэкономической теории. Однако поскольку общая экономическая теория существует уже несколько столетий, то терминология в ней устоялась; тогда как в относительно новой области знаний, в экономике здравоохранения - полная терминологическая чересполосица.


3. Формы предпринимательства в здравоохранении



Становление любого дела начинается с решения вопроса об источнике финансирования. В медицине можно выделить, по крайней мере, следующие источники:

1) Средства государственного бюджета.

2) Целевые взносы предпринимателей, предприятий.

3) Средства общественных благотворительных организаций.

4) Личные средства граждан.

5) Заработанные лечебно-профилактическими учреждениями средства.

Многообразие источников существования здравоохранения, с одной стороны, предопределяет многообразие форм собственности и предпринимательской деятельности в этой сфере и в то же время, с другой, показывает ограниченный характер предпринимательства, что связано и с сутью, и со сложившимися методами финансирования этой отрасли.

Какие же формы предпринимательства или, точнее, ведущие к организации предпринимательства в медицине имеются на сегодня?

Очень распространено (в виде переходной формы) оказание частично платных медицинских услуг населению государственными лечебно-профилактическими учреждениями. Это позволяет накапливать средства для будущего самофинансирования.

Переходной является и аренда. Конечно, это не форма предпринимательства, но на ее базе возможна организация различных форм; это способ изыскания первоначального капитала. Он не делает медицинских работников собственниками, но расширяет их экономические права.

Еще одной формой предпринимательства в здравоохранении, получившей широкое распространение три года назад, стали кооперативы, однако в настоящее время эта форма затухает. Она развивалась в уродливом виде и дискредитировала себя в глазах населения; хотя с точки зрения правовой защищенности - это самая лучшая форма.

Начиная с 1992 г., у нас вошли в моду и получили наибольшее развитие акционерные общества. Это - наиболее распространенная в мире форма предпринимательской деятельности. Широкое распространение в медицине имеет также и индивидуальная предпринимательская деятельность.

Наиболее перспективными, на мой взгляд, являются акционерные общества открытого типа. Каковы их преимущества? Эта форма позволяет ускорить распространение акций (внутри коллектива может не хватить личных средств), привлекать больше средств от их продажи (так как акции можно распространять не на льготных условиях, а по рыночной цене), более тесно взаимодействовать с другими лечебными учреждениями.

На какая бы форма предпринимательской деятельности не была выбрана, формула ее одна: вернуть первоначально авансированные деньги, с приращением, то есть получить прибыль. А для этого очень важно иметь критерии учета полезного эффекта труда медиков, его стимулирования, сопоставления в стоимостной форме затрат и результатов.

Если выбрана независимая форма предпринимательской деятельности, то медицинская слуга имеет такую цену, которую готов заплатить пациент. В этом случае цена формируется на основе спроса, предложения, конкуренции и под влиянием других факторов рынка. Если же это лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее частично платные медицинские услуги (где часть коечного фонда отдана для коммерческой деятельности, но сохраняется в основном бюджетное финансирование), то на цену продолжает оказывать влияние государство. Это, безусловно, ограничивает возможности предпринимательской деятельности таких лечебно-профилактических учреждений, средства для самофинансирования накапливаются медленно, снижается стимулирующая роль цены.

Как элементы себестоимости, в цену медицинской услуги включаются: основная аработная плата медицинского персонала, отчисления на социальное страхование, стоимость питания больного, стоимость медикаментов, мягкого инвентаря, накладные расходы.

Существенной особенностью современного расчета цены медицинской услуги по данной нозологической форме является то, что в ней необходимо учитывать влияние инфляционных процессов и социальные факторы.

Таким образом корректируются тарифы на медицинские услуги, которые существовали как фактически сложившиеся и выводились из практики. На эти цены ориентируются лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) России, находящиеся преимущественно на бюджетном финансировании, но оказывающие частично платные медицинские услуги3.

Фактически они являются стандартом для данной нозологической группы. Но в определении этого стандарта, конечно же, требуется исходить не из того, сколько может быть выделено средств, а из того, сколько нужно для эффективной работы. Разумеется, цена медицинской услуги должна включать стоимость диагностических, лечебно-реабилитационных манипуляций и процедур; в ней должны отразиться стоимость материально-технической базы, затраты на социальное развитие и дополнительное материальное стимулирование коллектива.

От цены медицинской услуги зависит прибыль данного ЛПУ, оплата труда медицинских работников, а значит, успехи предпринимательства в здравоохранении. Эти успехи зависят также от действующей системы налогообложения. К сожалению, налог 32% на прибыль для такой отрасли экономики как здравоохранение является очень высоким; чтобы активизировать предпринимательскую деятельность, особенно в форме акционерных обществ, необходимо значительное его снижение. Это могло бы позволить отрасли подняться «на ноги», постепенно перейти на самофинансирование, найти эффективные социально-экономические формы предпринимательской деятельности.

4. Перспективы развития предпринимательской деятельности
в сфере здравоохранения РФ



Общество постоянно заботится о качестве жизни, включающее в себя как необходимый компонент качественную охрану здоровья. На первый взгляд, говорить о прибыли в медицинской деятельности, связанной, как известно, с жизнью и здоровьем человека, не вполне этично. Если понимать под предпринимательством деятельность, приносящую прибыль, то в медицине она возможна только частично. Здесь как нигде должно приниматься во внимание значение нравственности.

Сегодняшняя система здравоохранения сформировалась во времена существования СССР и была ориентирована на оказание бесплатных и высококачественных медицинских услуг. Но существуют несоответствия между гарантиями государства и финансовой поддержкой этих гарантий. Поэтому одной из главных причин развития предпринимательства в здравоохранении РФ является не «погоня за прибылью» со стороны организаций здравоохранения, а неспособность государства в полном объеме обеспечить население гарантированной бесплатной медицинской помощью.

Предпринимательство в здравоохранении – деятельность организаций и частных лиц, направленная на укрепление и улучшение состояния здоровья граждан, позволяющая возместить затраты на осуществление этой деятельности и получать прибыль за счет потребителей медицинских услуг или финансирующих их лечение лиц или организаций.

Сейчас на рынке медицинских услуг практически не представлены такие виды услуг как педиатрическая, общетерапевтическая, онкологическая, фтизиатрическая мед помощь и ряд др., хотя существует явный недостаток объемов бесплатных услуг по данным видам помощи. Частные медицинские учреждения редко представляют такого рода услуги, в основном, весь рынок коммерческих услуг по этим видам помощи представлен платными услугами бюджетных организаций. Но при этом существуют отрасли, в которых явно лидирует рынок частных услуг: по статистике самой востребованной платной медицинской услугой (40% рынка) является стоматология, следом идут урология, гинекология, и анализы для установления диагноза. Здесь и в перспективе ожидаются наибольшие возможности для развития предпринимательства.

На рубеже XX–XXI вв. произошли существенные изменения: увеличилось количество отраслей здравоохранения, возросла роль здравоохранения в социально-экономическом развитии общества, изменилась позиция охраны здоровья в иерархической системе ценностей человека, которые сделали здравоохранение сегодня одной из наиболее перспективных сфер для развития предпринимательской деятельности.

Заключение



Основными факторами низкой, порою, абсолютно отсутствующей конкурентоспособности в современной системе здравоохранении России, являются:

- революционный переход от административно-плановой системы социалистического здравоохранения к неуправляемому процессу становления маркетинговых отношений в условиях эволюционного формирования рынка медицинских услуг;

- консервативная форма собственности медицинских учреждений, неопределенность становления и развития малого предпринимательства в существующей системе здравоохранения, несоответствующей действию классических экономических законов и условиям конкуренции и конкурентоспособности;

- отсутствие современных менеджеров в системе общественного здоровья, способных грамотно решать организационно-технические и экономно-управленческие проблемы и задачи лечебного учреждения, функционирующего в новых экономических условиях развития общества и государства;

- отсутствие в медицинских образовательных программах (как правило) курсов «Управление конкуренцией в здравоохранении»;

- неоправданная осторожность реализации методов научного планирования (системного анализа, прогнозирования, оптимизации медицинской деятельности и пр.) в условиях формирования рынка медицинских услуг;

- отсутствие политической воли в реализации обоснованных управленческих решений по доведению до логического внедрения в учреждениях здравоохранения современных механизмов, методов и форм постоянного повышения качества медицинской помощи.

Литература





  1. Поляков И.В., Максимов А.В. Малое предпринимательство - важный фактор развития конкурентной среды в здравоохранении (правовые вопросы государственной поддержки).// Главврач. - 2003. - № 7. - С.23 - 30.
  2. Стародубова В.И., О.П. Щепин, Л.А. Габуева. Организация и экономика предпринимательской деятельности в здравоохранении. – М.: МЦФЭР, 2006, 432 с.


  3. Тихомиров А.В. Предпринимательство в здравоохранении // «Главный врач: хозяйство и право», 2006, № 7.
  4. Тогунов И.А. Конкуренция в здравоохранении и медицине http://www.medlinks.ru


  5. Шамшурина Н.Г. Предпринимательство в здравоохранении. // Социологические исследования. 1993.  № 3. С. 40-45. 

  6. Шутов М.М. Экономические основы рыночного здравоохранения. – Донецк: «ВИК», 2002. – 296 с.

  7. Шутов М.М., Лобас В.М., Долгалева Е.В. Предпринимательство в здравоохранении: теория, методология, практика: Монография/ Под ред. проф. С.Ф. Поважного. – Донецк: ВИК, 2006. – 207 с.

1 Тихомиров А.В. Предпринимательство в здравоохранении // «Главный врач: хозяйство и право», 2006, № 7.

2 Шамшурина Н.Г. Предпринимательство в здравоохранении. // Социологические исследования. 1993.  № 3. С. 40-45.

3 Стародубова В.И., О.П. Щепин, Л.А. Габуева. Организация и экономика предпринимательской деятельности в здравоохранении. – М.: МЦФЭР, 2006, 432 с.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Бизнес и предпринимательство в здравоохранении 4 Права субъектов предпринимательской деятельности в области здравоохранения: iconБилеты по курсу предпринимательство
Предпринимательское право – совокупность норм и институтов, регулирующих на основе сочетания публичных и частных интересов отношения...
Бизнес и предпринимательство в здравоохранении 4 Права субъектов предпринимательской деятельности в области здравоохранения: iconЭлективные курсы по специальности «сестринское дело» представлены следующими темами
...
Бизнес и предпринимательство в здравоохранении 4 Права субъектов предпринимательской деятельности в области здравоохранения: iconМинистерство здравоохранения иркутской области приказ от 13 мая 2009 г. N 480-мпр о лицензионной комиссии министерства здравоохранения иркутской области по лицензированию фармацевтической деятельности и деятельности,
Положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, руководствуясь пунктом...
Бизнес и предпринимательство в здравоохранении 4 Права субъектов предпринимательской деятельности в области здравоохранения: icon«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Учебный курс предназначен для студентов факультета права. Курс рассчитан на студентов, уже имеющих знания в области права на результаты...
Бизнес и предпринимательство в здравоохранении 4 Права субъектов предпринимательской деятельности в области здравоохранения: iconУчебный план
Цель: Совершенствование знаний руководителей органов и учреждений здравоохранения, их заместителей, в вопросах организации медицинской...
Бизнес и предпринимательство в здравоохранении 4 Права субъектов предпринимательской деятельности в области здравоохранения: icon«Основы предпринимательской деятельности на старшей ступени образования»
Локальная эпос (см схему) – это инновационная образовательная среда, формируемая и управляемая оу, в которую привлекаются партнеры,...
Бизнес и предпринимательство в здравоохранении 4 Права субъектов предпринимательской деятельности в области здравоохранения: iconУчебный план цикла общего усовершенствования
Цель: Совершенствование знаний руководителей органов и учреждений здравоохранения, их заместителей, в вопросах организации медицинской...
Бизнес и предпринимательство в здравоохранении 4 Права субъектов предпринимательской деятельности в области здравоохранения: iconПостановление От 11 ноября 2009 г. N 402 о порядке деятельности бизнес-инкубаторов, управления ими, финансирования их деятельности, отбора субъектов малого предпринимательства для предоставления им нежилых помещений в бизнес-инкубаторах (в ред.
Положение о порядке деятельности бизнес-инкубаторов, управления ими, финансирования их деятельности
Бизнес и предпринимательство в здравоохранении 4 Права субъектов предпринимательской деятельности в области здравоохранения: iconБизнес-план деятельности ООО «Пивзавод «Архар»» Авторы проекта: В. Моисеева > А. Подлевских Л. Быстрова > И. Жернакова Содержание: Резюме Маркетинг
Бизнес-план разработан для осуществления предпринимательской деятельности с образованием юридического лица в сфере производства и...
Бизнес и предпринимательство в здравоохранении 4 Права субъектов предпринимательской деятельности в области здравоохранения: iconТематика курсовых работ по курсу «организация предпринимательской деятельности»
Производственное, коммерческое, финансовое и консультативное предпринимательство России
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы