Понятие, назначение и правовая основа паспортной системы Российской Федерации icon

Понятие, назначение и правовая основа паспортной системы Российской Федерации



НазваниеПонятие, назначение и правовая основа паспортной системы Российской Федерации
Дата конвертации25.07.2012
Размер372,89 Kb.
ТипРеферат
Понятие, назначение и правовая основа паспортной системы Российской Федерации


Московский военный институт Федеральной пограничной службы Российской Федерации Юридический факультет КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА: «Понятие, назначение и правовая основа паспортной системы Российской Федерации»Исполнитель: Беляков А.В. (группа 822) г. Москва 2001 г. План.1. Понятие паспортного режима.2. Паспорт – основной документ гражданина РФ.3. Обязанность гражданина иметь паспорт.4. Правила регистрационного учета.5. Право на получение заграничного паспорта.6. Прокурорский надзор за исполнением законодательства, регулирующего отношения связанные со свободой передвижения и выбором места пребывания. Понятие паспортного режима. Паспортная система — совокупность урегулированных правом общественныхотношений, возникающих преимущественно между органами внутренних дел игражданами в связи с выдачей гражданам паспортов (видов на жительство) ирегистрационным учетом граждан по месту жительства и месту пребывания. Главными субъектами этих правоотношений являются граждане и органывнутренних дел. Но определенное участие в них принимают военкоматы, органыЗАГСа, медицинские учреждения, принимающие участие в заполнении паспортов,а также жилищно-коммунальные и иные организации, занимающиесярегистрационным учетом граждан. Паспортная система включает в себя права, обязанности названныхсубъектов и возникающие при их реализации отношения по поводу:• заполнения и выдачи паспортов гражданам России;• выдачи иностранцам видов на жительство;• регистрации граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства или временного проживания в России;• выдачи гражданам заграничных паспортов;• контроля за соблюдением паспортного режима. В настоящее время паспортизация и регистрация граждан решает четыреглавные задачи: 1. Обеспечить граждан основным документом, который позволяет им осуществлять многие важные права (на свободу передвижения, вступление в брак, открытие банковских счетов, получение лицензий, поступление в вуз, на государственную службу, участие в голосовании, использование авиационного и железнодорожного транспорта и т. д.). По российскому праву многие права и даже обязанности могут быть реализованы гражданами только при наличии у них паспорта или иного основного документа, позволяющего идентифицировать личность. Паспорт позволяет проверить истинность сведений о гражданине, которые он сам о себе сообщает, а также тех, которые содержатся в других источниках информации. Идентификация личности необходима, когда предоставляются или используются важные права (вступление в брак, прием на работу и т. д.). 2. Обеспечить учет граждан: воинский учет, статистический учет процессов миграции, учет численности и состава проживающего на определенной территории населения (для образования избирательных округов и проч.). 3. Способствовать борьбе с преступностью, в частности, розыску лиц, скрывающихся от правосудия, от уплаты алиментов, учету лиц, прибывших из мест лишения свободы, и т. п. 4. Способствовать рациональному размещению населения на территории страны: предотвращению перенаселения курортных мест, крупных городов, нарушений санитарных правил при заселении жилых помещений, обеспечению безопасности при заселении местностей с особыми административными режимами. Экономические и иные средства косвенного воздействия на выбор гражданами места проживания пока еще не обеспечивают рационального расселения населения. И регистрационный учет в определенной степени используется как средство прямого административного воздействия на процесс миграции. Решение названных задач обеспечивает выполнение двуединой целипаспортного режима: создание условий, благоприятствующих осуществлениюгражданами своих прав, а также— способствующих выполнению их обязанностей,обеспечению безопасности граждан, общества, государства. Правовой основой паспортной системы являются Федеральные законы «О правеграждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор местапребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «О порядке выездаиз Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О гражданствеРоссийской Федерации», Указ Президента России «Об основном документе,удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территорииРоссийской Федерации», утвержденные Правительством «Положение о паспортегражданина Российской Федерации», «Положение о паспорте моряка», «Правиларегистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационногоучета», ряд приказов и инструкций МВД. Вопросы выдачи основного документаиностранным гражданам и лицам без гражданства, их регистрации регулируютсяеще и актами СССР, и актами субъектов Федерации. Система названных актов закрепляет в России паспортный режим, то естьсовокупность правил паспортизации и регистрации граждан, правовую основупаспортной системы. Для ее существования необходимы также организационные(система компетентных органов, служб, организаций), материально-техническиеусловия и деятельность субъектов во исполнение соответствующих правил. Паспортный режим — часть общего административного режима страны,поскольку его правила распространяются на всех граждан, он не связан скакими-то особыми обстоятельствами. В отличие, например, от такихспециальных административно-правовых режимов, как режимы закрытогоадминистративно-территориального образования, чрезвычайного положения,пограничной зоны. В решении вопросов реализации гражданами России права на свободупередвижения большую роль играют многочисленные постановления, определенияКонституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, других судов. В этой главеприведены некоторые из них. Использованные в главе судебные правоположениясвидетельствуют о том, что суды решительно выступают против любыхнеобоснованных ограничений этого конституционного права не толькоподзаконными актами, но и федеральными законами и законами субъектовФедерации. Судебная практика в немалой степени способствует либерализациироссийского паспортного режима. Она направлена на устранение техограничений прав граждан, которые связаны с существовавшим в СССР вусловиях тоталитаризма отношением к паспортизации, регистрации граждан каксредствам контроля за ними. Паспорт – основной документ гражданина РФ. Среди многочисленных документов, которые имеют российские граждане,особую роль играет паспорт. Он является основным документов, удостоверяющимличность. Речь идет о паспорте, который используется внутри России. Его можноназвать внутренним паспортом, чтобы четче отличать его от паспортазаграничного. Сейчас внутри страны используются два вида паспортов: старые— граждан СССР, в которые могут быть вложены вкладыши граждан РоссийскойФедерации, и новые — граждан Российской Федерации. ПостановлениемПравительства РФ от 8 июля 1997 г. утвержден образец бланка новогопаспорта. Их выдача гражданам, впервые получающим паспорта, и в заменстарых началась с 1 октября 1997 г. и будет, продолжаться до 31 декабря2005 г. Значит, вплоть до 2006 г. в России будут использоваться и те, идругие паспорта. Паспорт гражданина СССР выдавался по достижении лицом 16 лет. Всоответствии с положением о паспорте гражданина Российской Федерации егообязаны иметь все россияне, достигшие 14-летнего возраста и проживающие натерритории России. Паспорт является основным документом гражданина России на ее территории: Во-первых, потому, что он содержит все главные сведения о личности:фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения. Кроме того, в паспортепроизводятся обязательные отметки и записи:• о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета;• об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 17-летнего возраста;• о регистрации и расторжении брака;• о детях, не достигших 14-летнего возраста;• о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина России за ее пределами. По желанию гражданина соответствующими учреждениями здравоохранения впаспорте производится отметка о его группе крови и резус-факторе. В паспорте заполняются следующие реквизиты: об органе внутренних дел,выдавшем паспорт, о дате выдачи паспорта, код паспортно-визовогоподразделения органа внутренних дел, выдавшего паспорт, личная подписьгражданина, подпись начальника паспортно-визового подразделения ОВД,выдавшего паспорт. Внесение в паспорт сведений, отметок и записей, не предусмотренныхПоложением, запрещается. Паспорт, в который внесены сведения, отметки изаписи, не предусмотренные Положением, является недействительным. Вреспубликах, входящих в состав России, могут изготавливаться вкладыши кпаспортам с текстами на языках республик, а также вносятся записи на языкахреспублик. Во-вторых, паспорт — это единый документ для всех российских граждан,достигших 14-летнего возраста. Большинством граждан он используется намногочаще, для более широкого круга отношений, чем другие документы. В-третьих, установлен особый порядок заполнения данных, вклеиванияфотографий, выдачи паспортов, их замены, который призван гарантироватьподлинность содержащихся в них сведений. В-четвертых, он официально объявлен основным документом вышеназваннымуказом Президента России (паспорт гражданина СССР — постановлением СоветаМинистров СССР от 1974 г.). Из факта признания паспорта основным документом россиянина, живущего всвоей стране, можно сделать определенные выводы. В частности, такие: 1) при осуществлении юридических действий нельзя требовать от гражданина представления справок, иных документов, если соответствующие сведения имеются в паспорте; 2) если сведения, содержащиеся в иных документах, противоречат тем, которые содержатся в паспорте, приоритет отдается сведениям, содержащимся в паспорте. Обязанность гражданина иметь паспорт. Выдавать, заменять паспорта, регистрировать граждан по месту жительстваи месту временного пребывания, снимать их с учета, осуществлять контроль засоблюдением паспортного режима обязаны органы внутренних дел и в целом МВДРФ (как ведомство). На граждан России паспортный режим возлагает двеглавные обязанности: иметь паспорт и соблюдать правила регистрационногоучета. Обязанность иметь паспорт, во-первых, включает в себя такие обязанности,как: получать паспорт, заменять его (продлевать его действие), хранить,сдавать. Во-вторых, ее реализация обеспечивается организационнойдеятельностью ОВД по выдаче и замене паспортов. В-третьих, особенность этойобязанности состоит в том, что она охраняется административнымивзысканиями. Установлена административная ответственность за проживание безпаспорта, нарушение сроков его замены, утрату его по небрежности, а такжеза незаконное его изъятие. В-четвертых, это административно-правоваяобязанность. В-пятых, рассматриваемая обязанность, как и обязанностизаботиться о здоровье, получать общее образование, входит в группу правовыхявлений, которые можно назвать правообязанностями. В них теснопереплетаются долженствование и права личности, а их реализация порождаетобязанности субъектов власти создавать для этого необходимые условия. Обязанность получить паспорт может быть первичной, она возникает подостижении гражданином России 14-летнего возраста, при приеме в российскоегражданство. Эта обязанность становится вторичной в случае утраты паспортасамим гражданином, лицами, его изъявшими, иными субъектами. По общему правилу паспорт получают— по месту жительства гражданина, а впорядке исключения — по месту его пребывания. Детям-сиротам, иным детям,оставшимся без попечения родителей и находящимся в специализированныхвоспитательных учреждениях паспорта выдаются по месту нахождения этихучреждений. Лицам, освобождаемым из мест лишения свободы, если ранее они неполучали паспортов, если их паспорта утеряны в ходе следствия, они выдаютсяпо месту расположения учреждений, исполняющих наказания. Порядок выдачи и замены паспортов регулируется Положением «О паспортегражданина Российской Федерации» и изданной в ее исполнение Инструкцией МВДРФ от 15 сентября 1997 г. «О порядке выдачи, замены, учета и храненияпаспортов гражданина Российской Федерации». Лицо, обязанное получить паспорт, должно подать заявление поустановленной форме в организацию, ведающую жилым фондом, в котором оноживет, администрации специального учреждения либо непосредственно в ОВД. Кзаявлению нужно приложить:• свидетельство о рождении:• две личные фотографии лица в анфас в черно-белом исполнении размером35х45 мм:• квитанцию об оплате стоимости бланка паспорта (0,5 МРОТ[1]).Если есть необходимость в документах, подтверждающих гражданство заявителя,то их следует представить. Документы и фотографии должны быть сданы гражданами не позднее 30 днейсо дня, следующего за днем, когда ребенку исполнилось 14 лет. Должностныелица, получившие документы и фотографии, обязаны передать их в ОВД. Администрации учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы,не позднее чем за 15 дней до освобождения лиц, не имеющих паспортов,обязаны направлять запросы в ОВД района, города, на территории которогонаходится учреждение. К запросу прилагаются заявление осужденного и две егофотографии. Лицу, находящемуся в местах лишения свободы, паспорт вручаетсяпри освобождении. По общему правилу, паспорта выдаются гражданам в 10-дневный срок содня принятия ОВД всех надлежащим образом оформленных документов ифотографий. Когда в установленный для выдачи паспортов срок непредставляется возможным установить личность гражданина, начальник ОВД илиего заместитель могут продлить срок выдачи паспорта, но не более чем на 20дней. Лицу, в отношении которого проводится проверка, на срок ее проведенияпо его просьбе может быть выдано временное удостоверение личности. Как правило, гражданам при приеме документов сообщается о дате выдачипаспорта и возвращении сданных документов. Получив паспорт, гражданиндолжен расписаться в нем, а также в своем заявлении. Если по истечении 15-дневного срока со дня, установленного для получения паспорта, гражданин неявился в ОВД, ему письменно или иным способом должно быть сделанонапоминание.Паспорт гражданина России подлежит замене, если:• гражданину исполнилось 20 или 45 лет;• у гражданина легально изменились фамилия, имя, отчество, сведения о дате и/или месте рождения;• изменился пол;• он стал непригодным для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения, иных причин;• в произведенных в нем записях обнаружены неточности;• в иных случаях, предусмотренных актами Правительства, Президента и федеральными законами. В первом случае замена производится в плановом порядке. Соответствующаяобязанность распространяется на всех граждан, она связана с событием,которое произойдет в жизни каждого в определенный день. В других случаяхзамена обусловлена специальными поводами. Для замены паспорта гражданин кроме заявления и фотографий долженпредставить паспорт, подлежащий замене. А если это связано со специальнымиповодами — документы, подтверждающие основания для замены (свидетельство обраке, медицинский документ об изменении пола и т. д.). Во всем остальном процедура замены паспорта аналогична процедуре егополучения. Представляется, что на паспорта граждан СССР, которые граждане Россиибудут использовать еще многие годы, распространяются некоторые правилаПоложения о паспортной системе в СССР, утвержденного Советом Министров СССР28 августа 1974 г. Положением, в частности, установлено, что по достижениигражданами 25-летнего или 45-летнего возраста органами внутренних дел в ихпаспорта вклеиваются новые фотографии, соответствующие этим возрастам.Гражданин, которому исполнилось 25 (45) лет, обязан представить в ОВДфотографии и паспорт для их вклеивания. Правительство России 24 июля 1998 г. приняло постановление «О паспортахграждан Российской Федерации, проживающих на территории государств —участников СНГ». В нем сказано, что в качестве временной меры до завершениязамены паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерациипредоставляется право консульским учреждениям России в странах СНГпроизводить вклеивание фотокарточек на паспорта гражданина СССР гражданамРоссийской Федерации, проживающим в странах СНГ, по достижении ими 25-летнего и 45-летнего возраста. Следует отметить, что Положением о паспортной системе в СССРустановлено, что по истечении месячного срока со дня, когда гражданинуисполнилось 25 (45) лет, паспорт считается недействительным, если в негоОВД не вклеена фотография гражданина в этом возрасте. Было бы целесообразноаналогичную норму установить в отношении случаев замены паспортов повозрасту в современной ситуации. Ее можно было бы сформулировать так: еслив течение тридцати дней лицо, которому исполнилось 20 или 45 лет, не сдастдокументы и фотографии для замены паспорта, имеющийся у него паспортсчитается недействительным. При обнаружении утраты паспорта гражданин обязан незамедлительнообратиться в ОВД по месту жительства или временного пребывания. Затемдолжно быть представлено заявление о выдаче нового документа и четыреличные фотографии. В случае похищения паспорта заявление об этом следует подать в дежурнуючасть ОВД по месту хищения или по месту жительства гражданина. Заявления охищении, утрате подаются в письменной форме, в ОВД их обязанырегистрировать. До оформления нового паспорта ОВД обязано по просьбегражданина выдать ему временное удостоверение на срок не более двухмесяцев. Производство по делам о .хищении паспорта должно быть закончено в10-дневный, а по делам об утрате — в месячный срок. В случае необходимостиначальник ОВД или его заместитель вправе продлить срок производства, но неболее чем на месяц. Новые паспорта вручаются гражданам взамен старых по месту жительства.Гражданам, прибывшим к месту жительства (а не имеющих места жительства — кместу пребывания) и утратившим паспорта до оформления регистрации по новомуместу жительства (пребывания), паспорта взамен утраченных выдаются ОВД поновому месту жительства (пребывания), если имеются законные основания дляих регистрации. Получая новый паспорт, лицо обязано сдать выданное ему временноеудостоверение личности гражданина. В случае, если после получения нового паспорта гражданин обнаружитстарый, он обязан сдать его в ОВД. Сдать паспорта должны лица, у которыхпрекратилось гражданство России. Паспорта умерших сдаются в органы загса поместу регистрации смерти. Лицу, которое нашло чужой паспорт, следует сдатьего в ОВД или передать владельцу. Но это скорее нравственный долг, нежелиюридическая обязанность. Сдавать паспорта граждане обязаны также в иных,предусмотренных законодательством случаях. Таким образом, обязанность гражданина России иметь паспорт включает всебя обязанности:• получать паспорт при достижении 14 лет, а также повторно при утрате, отбытии наказания и т. д.;• менять паспорт гражданина Российской Федерации при достижении 20 и 45 лет, а также в иных установленных случаях; обеспечить вклеивание фотографии в паспорт гражданина СССР по достижении 25 и 45 лет;• хранить паспорт, не допуская его порчи или потери (к сожалению, утрата паспортов стала массовым явлением. Так, в ОВД Свердловской области с заявлением об утрате паспортов за три года (1996—1998) обратились почти 80 тысяч человек);• сдавать паспорт при выходе из гражданства Российской Федерации и в иных установленных случаях. Выполнение обязанности иметь паспорт обеспечивается и запретом изыматьего, если это прямо не предусмотрено законом. К сожалению, законодательством не решен вопрос о возвращениигражданину незаконно изъятого у него родственниками, арендодателями и инымилицами паспорта. А выдача нового паспорта или хотя бы временногоудостоверения в таких случаях не предусмотрена. В результате, если у жениха(невесты) спрятали и не отдают паспорт, брак не может быть зарегистрирован;деньги в банке не могут быть получены; вылететь самолетом почти невозможно. Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие разрешение напостоянное проживание в России, обязаны получить вид на жительство, менять(продлевать) его, хранить, а в установленных случаях сдавать. Правила регистрационного учета. Всеобщая паспортизация граждан нашей страны органично связана с ихрегистрацией по месту постоянного и (или) временного проживания. Толькосовмещение в рамках паспортного режима паспортизации и регистрациипозволяет решить те задачи, ради которых он введен: органично сочетатьинтересы граждан и государства при реализации гражданами права на свободупередвижения и иных прав. Регистрационный учет граждан России в 1993 г. пришел на сменусуществовавшей с 1932 г. в стране прописке. Он во многом (однако неполностью) отличается от прописки. Во-первых, прописка имела разрешительныйхарактер, государственные органы давали разрешение на прописку, а значит, иразрешение на проживание в населенном пункте, или отказывали в этом.Регистрационный учет носит, как правило, уведомительный характер,гражданина обязаны зарегистрировать по месту проживания, если он обратилсяс таким заявлением и если отсутствуют установленные законом обстоятельства,при наличии которых в регистрации может быть отказано. Иными словами,регистрация расширила реальные административно-правовые гарантии дляреализации гражданами конституционного права на свободу передвижения внутристраны. Во-вторых, принятым в 1993 г. Законом «О праве граждан РоссийскойФедерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства впределах Российской Федерации» четко установлено, что это право гражданРоссии может быть ограничено только в соответствии с федеральными законами:• в пограничной зоне;• в закрытых административно-территориальных образованиях;• в зонах экономического бедствия;• на территориях, где введены режимы особого, чрезвычайного и военногоположения. Соответственно можно различать общий и специальные паспортно-регистрационные режимы. В-третьих, все нормативные акты, регулирующие регистрационный учетграждан, сейчас являются гласными, доступными для граждан. Названный вышеЗакон, конкретизирующие его Правила регистрации и снятия граждан РоссийскойФедерации с регистрационного учета, утвержденные 17 июля 1995 г.Правительством России, соответствующие инструкции МВД опубликованы вгазетах, многочисленных сборниках законодательства и других изданиях.Иными словами, все действующие правила учета открыты, каждый желающий можетознакомиться с ними — и что тоже очень важно — основные вопросырегистрационного учета граждан впервые решены Законом, а подзаконные актылишь конкретизируют их исходя из духа и буквы Закона. В-четвертых, в России резко расширилась судебная защита прав граждан,и споры граждан с государственной администрацией по поводу регистрации впоследние годы нередко решаются в судебном порядке. А граждане вправеобжаловать в суд соответствующие действия властей. Обязанность граждан России соблюдать правила регистрации по меступроживания внутри страны включает в себя обязанности:• регистрироваться по месту жительства;• регистрироваться по месту временного пребывания;• не допускать проживания на занимаемых жилых помещениях граждан РФ безпаспорта, без регистрации;• принимать меры для своевременной регистрации приглашенных ими иностранныхграждан и лиц .без гражданства. Регистрация граждан по месту жительства ивременного пребывания существует параллельно с регистрацией актовгражданского состояния (рождений, заключения брака, перемены имени и др.).Оба вида регистрации являются государственными, связаны с важнымиюридическими фактами в жизни граждан, но они отличаются по содержаниююридических фактов, процедуре и правовой основе. И осуществляют их разныеуполномоченные государством органы. Регистрацию по месту проживания граждан осуществляет ОВД, а в технаселенных пунктах, где их нет — органы местного самоуправления. Отказ врегистрации гражданин вправе обжаловать в вышестоящий орган или в суд. Закон определяет «место жительства» как жилой дом, квартиру, иное жилоепомещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает вкачестве собственника, по договору найма, поднайма, аренды или на иномзаконном основании. Можно различать первичное и вторичное вселение на жилую площадь, хотя внормативных актах эти термины не используются. Под первичным в данномслучае понимается вселение на жилую площадь ее собственников, а такжеграждан, получивших ее на условиях найма, аренды, право которых на вселениепризнано судом. А под вторичным понимается вселение на основе договора снанимателем жилого помещения. В соответствии с общим паспортно-регистрационным режимом гражданин,изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия нановое место обратиться к лицам, ответственным за регистрацию. Основаниемдля первичного вселения является право собственности или предоставленноеорганизацией, собственником право и оформленное договором, ордером правонайма. Основанием для регистрации является:• заявление о регистрации по месту жительства;• документ, подтверждающий право на первичное вселение собственников, лиц, названных в ордере, договоре;• документ, удостоверяющий личность регистрируемого: паспорт; свидетельство о рождении — для лиц, не достигших 14-летнего возраста; удостоверение личности — для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов); военный билет — для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту; справка об освобождении из мест лишения свободы; иные выдаваемые ОВД документы, удостоверяющие личность гражданина;• военный билет или иной документ, свидетельствующий об отношении гражданина к воинской обязанности. В утвержденной МВД РФ 23 октября 1995 г. «Инструкции о применении Правилрегистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета...» сказано (п.4.2), что граждане, снявшиеся с регистрационного учета по последнему местужительства, представляют кроме того листки убытия, выданные им при снятии сучета. Если гражданин не снялся с учета по прежнему месту жительства, этоне является основанием для отказа в регистрации по новому месту жительства.В таком случае ОВД обязано направить соответствующие документы в ОВД, гдегражданин состоит на учете, с целью снятия его с регистрации. Не могут служить основанием для отказа в регистрации дефекты паспорта(владелец своевременно не заменил его, он имеет механические повреждения ит. д.), если в нем нет подделок. При вторичном вселении к заявлению кроме того должно быть приложеноходатайство лица, предоставляющего жилую площадь в поднаем, подписанноевсеми совместно проживающими с ним совершеннолетними членами его семьи, втом числе и бывшими членами семьи. Заявление о регистрации и прилагаемые к нему документы представляютсяуполномоченным лицам жилищно-эксплуатационных организаций, собственникамжилья, которые в течение трех дней (конечно, рабочих!) оформляют листкиприбытия и иные документы, а затем передают документы в паспортно-визовуюслужбу ОВД. При отсутствии всех необходимых документов, являющихсяоснованием для регистрации, ОВД представленные документы возвращает. Явка граждан в паспортно-визовую службу для оформления регистрации необязательна, но лица, имеющие судимость, должны прийти в территориальныйорган внутренних дел. В трехдневный срок со дня получения документов ОВДрегистрирует гражданина или отказывает в этом. За регистрацию гражданин обязан уплатить государственную пошлину вразмере 1% МРОТ. Кроме того, гражданин оплачивает бланки листков прибытия.В совместном Постановлении Правительств Москвы и Московской области от 26декабря 1995 г. (в редакции Постановления от 6 мая 1997 г.) «О регистрациии снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета...» сказано:«Установить плату за оформление материалов регистрации граждан по меступребывания и месту жительства, использование при этом бланков служебныхдокументов — в размере 5% минимального размера оплаты труда». Известно, что право собственности включает право владения, пользования ираспоряжения имуществом. Поэтому только в случаях, установленныхфедеральным законом, собственнику может быть отказано в регистрации, тоесть в признании за ним права владеть и пользоваться жилым помещением. Так,Верховный Суд РФ считает, что «отказ в регистрации гражданина по местужительства на жилой площади, полученной в порядке наследования, по мотивуреконструкции или сноса дома неправомерен» Рассмотрев конкретное дело,судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 25 ноября 1997 г.указала: Права и свободы граждан могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой необходимо для достижения целей, перечисленных в части 3 статьи 55 Конституции. Ограничение конституционного права любыми способами (как введение прямых запретов, так и установленных косвенных ограничений) в законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации недопустимо. Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» прописка граждан заменена на их регистрацию по месту жительства. На основании статьи 6 вышеуказанного Закона собственник жилого помещения в Москве, избравший его местом своего жительства, должен зарегистрироваться в органах регистрационного учета, а этот орган обязан зарегистрировать его не позднее трех дней со дня предъявления документов[2]. Основанием для отказа в постоянной регистрации могут бытьобстоятельства, при наличии которых регистрация, то есть легализация местажительства, нарушила бы действующие федеральные законы или решения судов.Например, если на сдаваемое собственником на условиях найма жилое помещениеналожен арест, в судебном порядке признано невозможным совместноепроживание лица, лишенного родительских прав, с несовершеннолетними детьми,судом вынесено" решение о выселении без предоставления жилой площади.Нельзя регистрировать граждан, если дом (жилое помещение) занят илипостроен самовольно, грозит обвалом, то есть находится в крайне аварийномсостоянии. В регистрации может быть отказано, если представленные документыподделаны, содержат неправильные сведения. Например, ордер, договор вустановленном порядке признаны недействительными или при оформлениидоговора нарушены требования закона. При вторичном вселении на жилую площадь основанием отказа, кроме того,может быть нарушение требований ст. 77 Жилищного кодекса РСФСР. Эта нормазапрещает сдачу жилой площади в поднаем в случаях: 1) если в результате вселения поднанимателя размер жилой площади, приходящейся на каждого проживающего, окажется менее установленной нормы[3]. 2) если в нем проживают лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний (пункт 3 статьи 36); 3) без согласия других нанимателей и совершеннолетних членов их семей, проживающих в одной квартире. Эти ограничения не распространяются на супругов, несовершеннолетнихдетей, поскольку они вселяются не на условиях поднайма. Названные выше ограничения и некоторые иные перечислены в ст. 12 и 21Правил регистрации и снятия с регистрационного учета, утвержденных 17 июля1995 г. Правительством России. Конституционный Суд России 2 февраля 1998 г. принял постановление поделу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации иснятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета.Конституционный Суд признал пункты 10, 12 и 21 Правил не соответствующимист. 27 и 55 Конституции России. Регистрация — один из важнейших способов государственного регулированияобщественных отношений, обеспечения прав граждан и защиты публичныхинтересов. В России существует регистрация граждан, сделок с недвижимостью,юридических лиц, транспортных средств, общественных объединений и т. д. Онапризвана легально подтвердить факт, а при этом следует проверитьдостоверность сведений, содержащихся в документах, необходимых дляофициального удостоверения фактов. Необходимо установить, соответствуют лиэти сведения действительности на данный момент, правильно ли оформленыдокументы. Без этого государственная регистрация бесполезна и даже вредна,так как государством будут признаваться и факты, которые не соответствуютдействительности или закону. Органы, осуществляющие регистрационный учетграждан, обязаны проверить качество представленных им документов:правильность их оформления, полноту, истинность, актуальность содержащейсяв них информации. Место пребывания — это гостиница, дом отдыха, больница, другое подобноеучреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительствагражданина, в котором он проживает временно. Лица, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, неявляющихся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, обязанырегистрироваться в соответствующем населенном пункте. Если по месту жительства граждане регистрируются на неопределенный срок,то по месту пребывания — на определенный (на время командировки, лечения,учебы в вузе и т. п.). Срок временного пребывания зависит от волеизъявлениягражданина, и это не связано с наличием у него жилого помещения. Позаявлению гражданина срок может быть продлен. Главное же отличие регистрации по месту пребывания состоит в том, чтоона производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.И, покидая место пребывания, граждане не снимаются с учета. Регистрация по месту жительства оформляется путем проставления впаспорте штампа и записи в нем адреса места жительства гражданина. А прирегистрации по месту пребывания выдается свидетельство о регистрации поместу пребывания. В паспорте никакие отметки об этом не делаются. Лиц,размещенных в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницахи иных учреждениях, предназначенных для временного проживания, регистрируетпо их прибытии администрация на основании паспортов и иных документов,удостоверяющих личность. Вместо свидетельства о регистрации им могутвыдаваться иные документы: карта гостя, курортная книжка и т. д. Процедура регистрации тех, кто временно проживает в квартирах (своих иличужих) такова. Гражданин в 3-дневный срок со дня прибытия (исключаявыходные и праздничные дни) обязан представить лицам, ответственным зарегистрацию:• документ, удостоверяющий личность;• документ, являющийся основанием для временного проживания в соответствующем помещении (договор найма, заявление лица, предоставляющего жилую площадь, и т. п.);• заявление о регистрации по месту пребывания. Эти документы ответственные лица или сами прибывшие в трехдневный срокпередают в ОВД, который тоже в течение трех дней обязан зарегистрироватьгражданина или отказать ему и вернуть полученные документы. Основаниями дляотказа могут быть те же самые обстоятельства, что и при отказе врегистрации по месту жительства лиц, заключивших договор поднайма. Регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства, временнонаходящихся в России, регулируется пока еще действующими «Правиламипребывания иностранных граждан в СССР», утвержденными Советом МинистровСССР 26 апреля 1991 г., законами или актами глав исполнительной властисубъектов Федерации. Временно пребывающие в Россию иностранные граждане и лица безгражданства подлежат регистрации в пунктах прибытия в течение трех суток,исключая праздничные и выходные дни. По этому признаку всех этих лиц можноподелить на пять категорий: 1) освобожденные от регистрации (лица, не достигшие 18 лет, туристы, транзитные пассажиры, члены парламентских и правительственных делегаций и др.); 2) регистрируемые в МИДе (лица, имеющие дипломатические и служебные паспорта, и др.); 3) регистрируемые в российских принимающих организациях; 4) регистрируемые в гостиницах; 5) регистрируемые в ОВД. Иностранцы и лица без гражданства после переезда на территорию другогосубъекта Федерации обязаны регистрироваться и там. Можно различать лиц, получивших визу на въезд, и тех, кто использовалправо на безвизовый въезд. При визовом режиме въезда гражданинрегистрируется на срок, не превышающий времени, указанного в визе на въезд.ОВД вправе продлить визу, а значит, и срок пребывания. Регистрацияпроизводится путем оттиска штампа и записи в заграничном паспорте. В июне 1997 г. был принят закон г. Москвы «Об условиях пребывания вМоскве иностранных граждан, имеющих право на безвизовый въезд в Россию». Поэтому закону регистрация иностранных граждан по месту пребыванияпроизводится на срок не более шести месяцев в календарном году, студентовдневных отделений вузов — на срок обучения, прибывших на работу — на сроктрудового договора. Регистрация граждан, поселяющихся в гостиницах, домахотдыха, помещенных в больницы, производится администрациями этихучреждений. Все остальные обязанные регистрироваться граждане делают это вОВД. О регистрации по месту пребывания выдается свидетельствоустановленного образца. В связи с этим с иностранных граждан,воспользовавшихся безвизовым режимом въезда, взимается плата в сумме трехМРОТ. В соответствии с действующими правовыми нормами снятие с регистрации —это скорее право, нежели обязанность гражданина. Органы внутренних дел снимают с регистрации по месту жительства лиц,подавших заявления о регистрации по новому месту жительства. Призванные навоенную службу снимаются с регистрационного учета на основании сообщенийвоенкоматов, осужденные к лишению свободы — на основании вступившего взаконную силу приговоров судов. Если граждане, выбывающие на новое место жительства, хотят самисняться с регистрационного учета по последнему месту жительства, они должныподать об этом заявление в произвольной форме лицам, ответственным засоблюдение правил регистрации. К заявлению необходимо приложить документ,удостоверяющий личность его автора. В заявлении должен быть указан адрес,по которому лицо выбывает. Снятие с регистрационного учета граждан, обязанных состоять навоинском учете, осуществляется после их снятия с воинского учета.Ответственные лица обязаны передать в трехдневный срок заявление идокументы в ОВД. Сотрудники ОВД тоже в трехдневный срок снимают граждан срегистрационного учета путем проставления в их паспортах штампов и записи. Если при регистрации заполняются листки прибытия, то при снятии с нее— листки убытия. В ОВД в листках убытия лиц, имеющих судимость,проставляется условная отметка «17». Листки убытия и прибытия заполняютсядля статистического и иных учетов, адресно-справочной работы. Лица, состоящие на учете по месту пребывания, автоматически считаютсяснятыми с учета по окончании срока, на который они были зарегистрированыили со дня выбытия из гостиницы, дома отдыха, санатория, больницы и другихподобных учреждений. Право на получение заграничного паспорта. Часть 2 ст. 27 Конституции России гласит: «Каждый может свободновыезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерацииимеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию».Административно-правовые гарантии этого права установлены Федеральнымзаконом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в РоссийскуюФедерацию»[4]. В соответствии с этим законом 21 декабря 1997 г. ПрезидентРоссии издал Указ, в п. 1 которого сказано: «Ввести в действие паспортгражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт, служебный паспорти паспорт моряка (удостоверение личности моряка), являющиеся основнымидокументами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за еепределами». Названные правовые акты, а также ряд постановленийПравительства России, приказов МВД РФ образуют административно-правовуюоснову реализации российскими гражданами права на свободу покидать страну ивозвращаться в нее. Все четыре вида заграничных паспортов, с одной стороны, являютсяосновными документами, удостоверяющими личность гражданина России за еепределами. А с другой — документами на право выезда из России в любуюстрану мира. Паспорт, выдаваемый гражданину на общих условиях, принято называтьобщегражданским. Три других вида заграничных паспортов (дипломатический,служебный, паспорт моряка) связаны с работой лица, являются специальными.Представляется, что право на заграничный паспорт относится к числу техправ, которые одновременно являются обязанностями. Чтобы реализовать правона выезд из России, гражданин обязан получить заграничный паспорт. Точнотак же гражданин обязан получить права на управление транспортнымсредством, если он хочет сам эксплуатировать автомобиль, сдать конкурсныеэкзамены, если хочет стать студентом государственного института. Но вотличие от общей обязанности получать паспорт (соблюдать санитарные правилаи т.д.) правообязанность иметь заграничный паспорт (лицензию и т.д.)связана с желанием гражданина реализовать определенное право. Выдача заграничного паспорта — необходимое условие свободного выездагражданина России за ее пределы. А за получением въездной визы в другуюстрану он должен самостоятельно обращаться в дипломатическоепредставительство (консульское учреждение) этого государства в России.Общегражданский заграничный паспорт выдается гражданину России, если онлично или через своего законного представителя обратился с письменнымзаявлением в ОВД. В ч. 1, 3 ст. 8 Закона о порядке выезда было сказано, что паспортвыдается ОВД по месту жительства, а гражданину России, проживающему за еепределами, — дипломатическим представительством Российской Федерации вгосударстве его пребывания. Эти положения Конституционный Суд своимпостановлением от 15 января 1998 г. признал несоответствующими КонституцииРоссии. В постановлении сказано: В соответствии с Законом наличие заграничного паспорта является необходимым условием реализации права каждого свободно выезжать за пределы России. Существующий порядок выдачи паспорта ограничивает данное конституционное право для лиц, не находящихся но тем или иным причинам по месту своего жительства, подтвержденному регистрацией. Практически невозможным оказывается получение заграничного паспорта в России для граждан, постоянно проживающих за ее пределами, для вынужденных переселенцев, а также для всех граждан Российской Федерации, не имеющих жилого помещения в статусе места жительства или места пребывания, которое может быть подтверждено регистрацией, либо вообще не обладающих жилым помещением. Конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания), тем более что государство не связано обязанностью во всех случаях обеспечивать граждан жилыми помещениями. Осуществление гражданином конституционного права свободно выезжать за пределы России и, соответственно, выдача и получение заграничного паспорта не должны, таким образом, зависеть от наличия или отсутствия у гражданина определенного жилого помещения. Конституционный Суд Российской Федерации постановил: Признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 2), 55 (часть 3), положения части первой статьи 8 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в части, по существу препятствующей выдаче гражданину Российской Федерации заграничного паспорта в ином порядке при отсутствии у него регистрации по месту жительства или по месту пребывания, а также положение части третьей той же статьи в части, по существу препятствующей выдаче гражданину Российской Федерации, имеющему место жительства за пределами се территории, заграничного паспорта... Выполняя постановление Конституционного Суда РФ, МВД внесло в Инструкциюо порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации длявыезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию от 26 мая1997 г. в п. 1.3 такое дополнение: Оформление и выдача паспорта гражданину Российской Федерации, не имеющему подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации, либо имеющему место жительства за пределами Российской Федерации, производится органами внутренних дел по месту фактического проживания. В п. 4.4 Инструкции МВД от 26 мая 1997 г. говорится: При получении паспорта для выезда из Российской Федерации за границу для проживания или выезда в этих целях с ранее полученным паспортом гражданин предъявляет свой основной документ, удостоверяющий личность, с отметкой о снятии с регистрационного учета по месту жительства. Гражданин Особинский обратился в Верховный Суд Российской Федерации сжалобой о признании этого положения недействительным. Верховный Суд РФ 16июля 1998 г. жалобу заявителя удовлетворил по следующим основаниям[5]. В соответствии с ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст.9 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» заграничный паспорт выдается гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению, поданному лично или через его законного представителя, органом внутренних дел по месту жительства. Для оформления паспорта гражданин Российской Федерации в заявлении установленного образца должен указать свои фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, место жительства и место работы (службы, учебы) в течение последних десяти лет и представить основной документ, удостоверяющий его личность. Содержащееся в п. 4.4 Инструкции требование о необходимости снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства при получении заграничного паспорта не предусмотрено требованиями действующего законодательства и противоречит положениям упомянутых норм Федерального закона, не устанавливающим такую обязанность. Это требование не может быть признано законным. Для оформления паспорта гражданин в заявлении установленного образцадолжен указать свои:• фамилию, имя, отчество (в том числе имевшие место ранее);• дату и место рождения;• место жительства;• место работы (службы, учебы) в течение последних десяти лет. Он должен также представить основной документ, удостоверяющий еголичность, личные фотографии, документы об уплате государственной пошлины заоформление паспорта в размере двух МРОТ и об оплате стоимости бланкапаспорта (0,5 МРОТ). Гражданин России вправе также подать заявление, представить всенеобходимые документы с целью получения заграничных паспортов на своихнесовершеннолетних детей. Закон и подзаконные акты прямо не устанавливаютвозраст, при наступлении которого гражданин, выезжающий за границу, обязаниметь свой заграничный паспорт. На практике сложилось правило, что до 18лет гражданин вправе выезжать из России и без заграничного паспорта(например, с родителями), а достигшие совершеннолетия для выезда из Россииобязаны получить заграничный паспорт. В заявлении об оформлении паспорта гражданин России указывает наотсутствие обстоятельств, предусмотренных федеральным законом, которыемогли бы препятствовать ему покинуть Россию. До принятия решения о выдаче паспорта паспортно-визовая службаустанавливает, не имеется ли в отношении заявителя указанных в законеограничений, по которым ему может быть временно отказано в выдаче паспорта. Так, для подтверждения достоверности сведений о том, что гражданин надень подачи заявления не призывается на военную службу, мужчины в возрастеот 18 до 27 лет представляют военный билет с отметкой об окончаниипрохождения военной службы по призыву либо соответствующую справку военногокомиссариата по месту жительства. Гражданин, достигший 18-летнего возраста и обращающийся за получениемпаспорта в связи с принятым им решением о выезде из России для проживания вдругом государстве, указывает об этом в своем заявлении. В этом случае, втом числе при наличии ранее полученного паспорта, гражданин дополнительнопредставляет в ОВД нотариально удостоверенные заявления детей от 14 до 18лет об их согласии на выезд вместе с родителями или с одним из них. Паспорт оформляется соответствующим ОВД в срок не более одного месяца содня подачи гражданином заявления по месту жительства и четырех месяцев,если заявление подано по месту проживания. Одновременно во внутреннемпаспорте (удостоверении личности) гражданина России делается отметка,свидетельствующая о выдаче ему заграничного паспорта. Гражданин должен самполучить свой паспорт и расписаться в нем в присутствии сотрудника милиции,оформившего паспорт. При наличии обстоятельств, связанных с необходимостью экстренноголечения, тяжелой болезнью или смертью близкого родственника и требующихвыезда из России, срок оформления паспорта не должен превышать трех рабочихдней со дня подачи заявления. Основанием для срочного рассмотрениязаявления может являться:• письмо органа здравоохранения, подтверждающее необходимость срочной поездки на лечение за границу;• письмо зарубежной медицинской организации о возможности срочного приема на лечение (одновременно представляется медицинское заключение лечебного учреждения по месту жительства больного);• телеграфное сообщение, поступившее из-за границы и заверенное в соответствии с законодательством государства проживания (пребывания), подтверждающее факт тяжелого заболевания или смерти близкого родственника или супруга. Общегражданский заграничный паспорт выдается на пять лет. При этом недопускается оформление нового паспорта без изъятия ранее выданного, а вслучае, если он утрачен владельцем, — без объявления утерянного паспортанедействительным. При невозможности дальнейшего использования' паспорта доистечения пяти лет из-за отсутствия свободных страниц для проставленияиностранных виз гражданину по его заявлению оформляется новый паспорт. Доистечения пяти лет производится также обмен паспорта при изменении вустановленном порядке фамилии, имени, отчества, а также при его порче илиутрате. Граждане обязаны бережно хранить паспорта. О его утрате гражданин долженнезамедлительно заявить в ОВД, который для оформления нового паспортавыдает по его просьбе соответствующую справку. В случае призыва на военную службу гражданин обязан сдать паспорт нахранение в орган, осуществивший его выдачу. По окончании прохождения службырешение о возвращении паспорта принимается после дополнительногосогласования с органами федеральной службы безопасности и проведениянеобходимых проверок. Лица, у которых прекратилось российское гражданство, обязаны сдатьпаспорта в соответствующие ОВД, а проживающие вне пределов России — в еедипломатическое представительство или консульское учреждение в государстве,предоставившем им право на проживание. Найденные паспорта и паспорта умерших сдаются в органы внутренних дел, авне пределов Российской Федерации — в соответствующие дипломатическиепредставительства или консульские учреждения Российской Федерации. Право гражданина России покинуть ее может быть временно ограничено вслучаях, установленных законом: 1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне. Если гражданин заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из России, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом). В случае, если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из России сохраняют соответствующую степень секретности, указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд может быть продлен Межведомственной комиссией по рассмотрению обращений граждан России в связи с отказами им в выдаче заграничного паспорта и временными ограничениями на выезд за рубеж, образуемой Правительством Российской Федерации. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица с секретными сведениями; 2) в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданин призван на военную службу — до окончания военной службы; 3) гражданин задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, — до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда; 4) гражданин осужден за совершение преступления, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания; 5) лицо уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами; 6) гражданин сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из России, — до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы. О всех случаях временного ограничения прав на выезд из России ОВД выдаетгражданину уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения,дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование июридический адрес организации, принявшей на себя ответственность заограничение права данного гражданина на выезд из России. Отказ в праве на выезд может быть обжалован в вышестоящий ОВД илинепосредственно в суд, а решения об ограничении этого права граждан,осведомленных о сведениях особой важности или совершенно секретных,обжалуются ими в Межведомственную комиссию по рассмотрению обращенийграждан России в связи с отказами им в выдаче заграничного паспорта ивременными ограничениями на выезд за рубеж. Комиссию, образуемуюПравительством России, которая обязана рассмотреть жалобу и дать ответ непозднее чем в трехмесячный срок. Такое решение может быть обжаловано в суд. Заграничный паспорт является и визой на выезд из России. Очевидно, чтодействие такой визы должно быть приостановлено, если после получениязаграничного паспорта возникли препятствующие выезду из Россииобстоятельства, названные выше (призыв на военную службу, привлечение куголовной ответственности и др.). В таких случаях действие паспорта (визы)временно приостанавливается. К сожалению, правовой акт, который четкорегулирует эти вопросы (кто, по каким основаниям, в каком порядке, на какойсрок вправе ограничить право на выезд из России), не опубликован. Возникаетвопрос: а существует ли он вообще? Военнослужащие, за исключением лиц,проходящих военную службу по призыву, выезжают из России при наличииразрешения командования, оформленного в порядке, установленномпостановлением Правительства России от 19 декабря 1997 г. Разрешение навыезд дается военнослужащему должностным лицом, уполномоченным на этоцентральным органом федерального ведомства (МВД, ФСБ и др.), в котором онпроходит военную службу. Затем в соответствующей организации (воинскойчасти, органе, учреждении) военнослужащий должен получить справкуустановленной формы, на основании которой ему выдается в общем порядкезаграничный паспорт. Несовершеннолетний гражданин России, как правило, выезжает из странысовместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов илипопечителей. В случае, если несовершеннолетний выезжает из России безсопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариальнооформленное согласие указанных лиц на выезд, а в случае, если он выезжаетиз России на срок свыше трех месяцев, это согласие должно быть такжезаверено органами опеки и попечительства. Если один из родителей,усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезднесовершеннолетнего гражданина России, вопрос о возможности его выездаразрешается в судебном порядке. При организованном выезде групп несовершеннолетних граждан России безсопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей обязанностизаконных представителей несовершеннолетних несут руководители выезжающихгрупп. Гражданин России, признанный судом недееспособным, по ходатайствуродителей, усыновителей или опекунов может выехать из Российской Федерациив сопровождении совершеннолетнего лица, способного обеспечить егобезопасность и безопасность окружающих людей. Заграничный паспорт дает гражданину право не только покидать Россию, нои возвращаться обратно. В случае, если гражданин России утратил заграничныйпаспорт, находясь в другой стране, ему выдается свидетельство на въезд(возвращение) в Россию. В соответствии с постановлением Правительства от 1октября 1998 г. такое свидетельство обязано выдать гражданину по егописьменному заявлению дипломатическое представительство или консульскоеучреждение Российской Федерации в соответствующей стране. Свидетельствовыдается на срок до 15 дней. На территории России оно может использоватьсяв качестве документа, удостоверяющего личность, не более 10 дней со дняпересечения границы. В течение трех дней с момента прибытия к меступребывания или жительства на родине гражданин обязан сдать его ворганизацию, выдавшую утерянный им паспорт. Если при оформлении свидетельства будет выявлено, что оно выдается лицу,находящемуся в розыске, объявленном российскими правоохранительнымиорганами, МИД РФ незамедлительно информируют об этом факте, а также овозможной дате и месте пересечения гражданином государственной границыРоссии. Прибывшие в пункты пропуска через Государственную границу граждане РФ,утратившие документы на въезд в свою страну, могут быть задержаны там насрок до 30 суток до установления личности. Прокурорский надзор за исполнением законодательства, регулирующего отношения связанные со свободой передвижения и выбором места пребывания. Права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительстваотносятся к основным базовым правам, закрепленным в международно-правовыхдокументах (пактах, конвенциях), Конституции РФ и других законодательных иподзаконных актах. От реального обладания этими правами напрямую зависитреализация гражданами многих других прав и свобод (жилищных, трудовых,экономических, пенсионных и других). Нарушения законодательства огражданстве, свободе передвижения и выборе места пребывания и жительства всвязи с этим приводят к нарушениям (несоблюдению) многих других правграждан, делают их жизнь в буквальном смысле слова невыносимой,дискомфортной. Сказанное подчеркивает необходимость осуществления прокурорскогонадзора за исполнением законодательства о праве граждан на свободупередвижения, выбор места пребывания и жительства. Это тем более необходимоделать, имея в виду многочисленные нарушения названного законодательства,связанные с нарушениями процедуры или сроков приобретения гражданстваРоссии, ограничениями на въезд в те или иные регионы, на регистрацию поместу жительства, получение паспортов гражданина Российской Федерации, вустановлении разного рода не установленных законом денежных сборов илизавышении их размеров (за регистрацию, въезд в регион или проезд по еготерритории и т.д.). Законодательство о праве граждан на свободу передвижения, выбор местапребывания и жительства. Права на приобретение гражданства РФ, свободупередвижения, выбор места пребывания и жительства закреплены в ст. ст. 6,27 Конституции РФ. В ст. 27 оговорено, что свободно передвигаться, выбиратьместо пребывания и жительства имеют только те граждане, которые законнонаходятся на территории РФ. Это обстоятельство следует учитывать прокурорампри осуществлении надзора за исполнением названного законодательства. Указанные нормы Конституции сформулированы в строгом соответствии стребованиями Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашеннойрезолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г., и Международнымпактом о гражданских и политических правах, принятым Генеральной АссамблеейООН 16 декабря 1966 г. Нормы Конституции о свободе на передвижение и выбор места пребывания ижительства детализируются в Законе "О праве граждан Российской Федерации насвободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределахРоссийской Федерации" от 25 июня 1993 г. No. 5242-1. В целях реализацииположений этих законов Президентом РФ издан Указ от 13 марта 1997 г. No.232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РоссийскойФедерации на территории Российской Федерации", а Правительством РФ -постановление от 17 июля 1995 г. No. 713 (с последующими изменениями),которым утверждены "Правила регистрации и снятия граждан РоссийскойФедерации с регистрационного учета по месту пребывания и по местужительства в пределах Российской Федерации". При осуществлении надзора за исполнением названного законодательствапрокурорам приходится обращаться к




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Понятие, назначение и правовая основа паспортной системы Российской Федерации iconРоссийской Федерации 6 > Понятие и структура финансовой системы Российской Федерации 6 > Бюджетная системы рф: понятие, состав. 16
Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации в 2005 – 2007 гг. 38
Понятие, назначение и правовая основа паспортной системы Российской Федерации icon2008-2009 уч год Преподаватель: Харламов А. А. Тематика рефератов по дисциплине «Правовые основы физической культуры и спорта» Для студентов зфо олимпийская хартия как нормативно-правовая основа деятельности Международного олимпийского комитета.
Устав (регламент) как нормативно-правовая основа деятельности международной (российской) спортивной федерации (с учётом вида спорта...
Понятие, назначение и правовая основа паспортной системы Российской Федерации iconКонституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература
Принципы и правовая основа оперативной разработки, организованных групп наркодельцов
Понятие, назначение и правовая основа паспортной системы Российской Федерации iconТерриториальные финансы в финансовой системе федеративного государства Сущность и правовая основа территориальных финансов
Сущность и правовая основа территориальных финансов
Понятие, назначение и правовая основа паспортной системы Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации фгаоувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Понятие «общество». Признаки общества. Влияние человека на окру­жающую среду. Природа и общество. Правовая защита природы. Понятие...
Понятие, назначение и правовая основа паспортной системы Российской Федерации iconВопросы к экзамену по дисциплине «Налоги и налогообложение»
Понятие налоговой системы Российской Федерации. Принципы построения налоговой системы
Понятие, назначение и правовая основа паспортной системы Российской Федерации iconЗакон о системе государственной службы российской федерации
Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются правовые и организационные основы системы...
Понятие, назначение и правовая основа паспортной системы Российской Федерации iconРоссийская федерация федеральный закон о системе государственной службы российской федерации
Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются правовые и организационные основы системы...
Понятие, назначение и правовая основа паспортной системы Российской Федерации iconРоссийская федерация федеральный закон о системе государственной службы российской федерации
Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются правовые и организационные основы системы...
Понятие, назначение и правовая основа паспортной системы Российской Федерации iconОрганизационно-правовая работа с кадрами в системе мвд
Российской Федерации. Ей присущи как общие характеристики государственной службы Российской Федерации, исходящие из задач и функций...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы