Приоритеты политической деятельности государства icon

Приоритеты политической деятельности государства



НазваниеПриоритеты политической деятельности государства
Зенкин Денис Владимирович
Дата конвертации25.07.2012
Размер102.2 Kb.
ТипРеферат
Приоритеты политической деятельности государства


Дипломатическая академия при МИД РФ РЕФЕРАТ на тему: “Приоритеты в политической деятельности государства” Выполнил: Зенкин Денис Владимирович, слушатель д/о 1 курса, 1 потока, 2 группы. Москва-1997 Как известно, современная практическая политология выделяет триосновных направления в определении соотношения внутренней и внешнейполитики государства. Согласно одному мнению эти два понятия независимы,действуя как бы в разных плоскостях, согласно другому - первое, являясь,якобы, первичным, определяет второе. Однако также существует точка зрения,предполагающая неразрывную связь, единство сущности внутренней и внешнейполитики, их равноправие как направлений политики вообще. В самом началевысказав свою поддержку в пользу последнего тезиса, я попытаюсь изложить и,по мере моих скромных возможностей, обосновать свои взгляды на этупроблему. Как и в подходе к решению любого вопроса самой разнообразнойсложности требуется временный отход от непосредственного поиска истины кпонятийному уровню, уровню дефиниций. Таким образом, во избежании возможныхнедоразумений, мы с самого начала придем к “соглашению о терминах”. Что же означают на первый взгляд столь далекие друг от друга влексическом значении понятия, как “потребность”, “национальный интерес”,“политика”, “политическая деятельность”, “политика внешняя и внутренняя”?Hасколько они связаны между собой? Каково их соотношение в терминах“сущность-явление”, “форма-содержание”? Мы имеем полное право утверждать, что потребности существуют у любогоживого организма, будь то дерево, пресмыкающееся, животное или человек.Однако эти потребности следует различать - от чисто витальных до сложныхсоциально-психологических, высшим проявлением которых является желаниесамореализации, самоутверждения, творческой деятельности. Дабы понятьразличие потребностей человека и, к примеру, животного, мы неизбежно будемвынуждены обратиться к трактовке данного термина психологией, посколькуименно психика и сознание в конечном счете выделили человека в классемлекопитающих. Таким образом, потребность в психологии - это особоесостояние психики индивида, ощущаемое или осознаваемое им “напряжение”,“неудовлетворенность” - отражение несоответствия между внутреннимсостоянием и внешними условиями его деятельности, которое обнаруживается вовлечениях и мотивах. Именно осознание “нехватки” создает психологическиепредпосылки для определения различий в потребностях животного и человека.Именно осознание потребностей делает их интересами, тем самым добавляя кмотивации человека кроме инстинктов оттенки психологического и социальногохарактера. Потребности носят динамический характер, они изменчивы: на базеудовлетворенных возникают новые, более высокие или, наоборот, болеенизкие, что связано с включением индивида в различные сферы и формыдеятельности. Следовательно постоянно изменяется и иерархия потребностей,варьируясь в самых широких, подчас неожиданных диапазонах. Таким образом мы проследили формирование у индивида интереса, какпсихо-социального явления на основе осознания объективных потребностей.Исходя из факта социальности существования человека, можно сделать вывод,что с самых древнейших времен у различных сообществ “homo sapiens”сформировались свои специфические интересы. Причем их разнообразие былонаиболее заметно при сопоставлении отдельных сообществ, нежели особейвнутри одного из них. Интересы внутри группы были более однородны, посравнению с их разницей между двумя группами. Чем больше различий в образежизни, ареале обитания, культуре, системе ценностей и т.д., тем заметнееразница интересов. В результате выделяются микро общества с определенными стремлениями иих характерным противопоставлением стремлениям других сообществ. Еслирассматривать эти явления с чисто терминологической точки зрения, то вэтих стремлениях можно увидеть черты, прообраз национальных интересов -интересов группы людей, объединенных определенным императивом. Однакопонятие национальных интересов гораздо более сложно, нежели банальныйинтерес группы людей. Осознанию национальных интересов предшествует длительный процесс ихформирования. В этом процессе выделяют три основных фазы. На первом этапе,как уже было показано выше, происходит осознание объективных потребностей,вследствие чего появляется интерес. Затем, на этой основе, определяютсяцели и задачи. Таким образом, из правильности осознания потребностейследует правильность формулировки целей общества. На третьем этапе уженепосредственно ставится вопрос о способах достижения поставленных целей,переводя проблемы в плоскость ее практического решения. Процесс формирования национальных интересов настолько сложен ипротиворечив, отличается столь трудноуловимой тонкостью восприятия, чтонемудрено существование большого числа взглядов на эту проблему. Моемнение, безусловно, ни в коей мере не претендует на свою дажегипотетическую истинность, однако по мере своих скромных возможностей яготов ее защищать. Переходя непосредственно к теме настоящего реферата я хотел бырассмотреть нижеследующую схему, в некоторой мере отражающую процессформирования политики государства (см.рис.1). На схеме с известной степенью обобщения приведено практическоепоэтапное формирование национальных интересов в условиях классическогодемократического государства. Характеризуя государство, как системуопределенных общественных отношений, я намеренно употребил выделенныеприлагательные, поскольку их отсутствие дает возможность разделять понятия“национальные интересы” и “государственные интересы”, как интересы узкогокруга правящей элиты, а не большинства. В тоталитарном государстве, вподавляющем большинстве случаев, не существует стабильной открытой обратнойсвязи между политикой правительства и объективно осознанными потребностями.Господство правящей элиты может обеспечивается за счет широкого круга мер(военная сила, идейная пропаганда, “политика лжи”), нейтрализующих давлениеснизу, со стороны общественного мнения. В условиях демократическогогосударства такое несоответствие приведет к неминуемой отставкеправительства. Вопрос о преимуществах той или иной системы многимиавторитетами признается весьма скользким. При демократии слепое выполнение“воли народа” неизбежно приведет к национальной катастрофе. Уровеньрациональности на этапе формирования общественного мнения, при воздействиина него различных политических сил, весьма низок. В этой связи важноезначение приобретает этап выработки государственной политической доктрины,где зерна наиболее эффективным образом должны быть отделены от плевел.Безусловно, ответственная роль отводится и правительству, как тообеспечение надежной обратной связи между политикой и обществом. Апологетытоталитаризма утверждают, что это есть суть бессмысленные издержкидемократического строя, предпочитая силовое “разъяснение” обществу“ошибочности” его мнения. Рис.1 воздействияОбъективно Обществен- Выработка Политикаосознанные ное мнение доктрины правительствапотребности воздействия обратная связь Итак, в наших рассуждениях мы вплотную подошли к политике государства.Мы выяснили, что проводимая правительством политика в условияхдемократического государства является опосредованным отражением воли, аследовательно интересов или осознанных потребностей большинства населения,сложившихся в определенных социально-экономических условиях. Таким образом,весь спектр государственной деятельности можно назвать политическойдеятельностью, которая, однако, может иметь воздействие на целый рядобластей жизни общества, самых разнообразных по своим формам и содержанию.Можно назвать политику государства областях экономики, обороны,межгосударственных отношений, здравоохранения, спорта, экологии и многогодругого, поражающего своим многообразием и пестротой. Классификация жеполитики на внутреннюю и внешнюю является одним из наиболее общихпринципов. Хотелось бы сразу обмолвиться, что существует смысловая разница междупонятиями “политика” и “политическая деятельность”. В общих словах этуразницу можно было бы охарактеризовать, как соотношение между желаемым идействительным. В то время как политика заключает в себе программу действийправительства по защите национальных интересов, то политическаядеятельность - это уже непосредственно практическая деятельность повоплощению программы, политики. Однако не будем отвлекаться. Мы сошлись во мнении, что своиммногообразием политика правительства стремится защитить национальныеинтересы страны, как бы действуя сразу во многих плоскостях, все жеобеспечивая намеченную направленность многомерного вектора. Таким образомуместно полагать, что и ее направления, в качестве которых мы выделяемвнутреннюю и внешнюю политику, также будут преследовать те же цели, а нетащить, подобно персонажам известной басни, воз в разные стороны.Несомненно, в силу специфики сферы реализации эти направления имеют своиобъективные различия, носящие характер содержательный, но отнюдь несущностной. Сущностью является цель политики вообще, а не отдельно взятогонаправления. Почему же бытует мнение о примате внутренней политики над внешней?Откуда могло взяться такое суждение и есть ли под ним реальная основа? На мой взгляд корни этого заблуждения лежат в заведомо неправомерномделении одного целого на составляющие части, приводящем впоследствии кпотере смысла целым и диктатуре частного; к ошибочным теориям, пытающимсяпостроить дом умозаключений, не имея на то объективного фундамента. Как ужеупоминалось, политика правительства защищает национальные интересы страны.Таким образом многообразие политики имеет под собой одну основу, тем самымобеспечивая единственность сущности своих различных направлений, поопределению имеющих разную форму и содержание. Безусловно, этонепосредственно относится и к соотношению внутренней и внешней политики.Это - суть лишь направления в осуществлении политики в целом. Все это еще раз подтверждает неправомерную искусственность деленияполитики, приведшую к столь серьезным разногласиям в среде исследователей. Возможно в этом выборе свое влияние оказал дефект человеческогомышления, как то склонность к применению шаблона “сущность-явление” комногим, не требующим того понятиям. В данном случае налицо рассмотрениевнутренней политики как сущности, а внешней - как явления со всемивытекающими отсюда выводами. Внешняя политика ошибочно расценивается, какинструмент внутренней, как одно из ее проявлений, чем именно последняя, ане политика вообще возводится в ранг сущности. В чем же скрываются истоки столь ошибочной классификации? В этомвопросе я абсолютно согласен с мнением известного политолога Э.А.Позднякова, изложенным им в труде “внешнеполитическая деятельность имежгосударственные отношения”. Автор полагает, что почву для подобного родазаблуждений питает неправильное понимание доминирования внутреннейполитики. Она не определяет внешнюю политику, однако являетсяпривилегированным направлением в политике государства в целом.Действительно, с точки зрения прикладываемых государством энергии исредств, важности и многообразия различных направлений политическойдеятельности приоритет, несомненно, принадлежит внутриполитическомунаправлению. Исключение могут составлять моменты осложнения ситуации намеждународной арене вплоть до возникновения военных конфликтов, имеющиепрямое отношение к данной стране и делающие наиболее насущным поисксоюзников и т.д. Внутренняя политика более значима уже потому, что именноона служит основным политическим средством удержания и закреплениягосударственной власти. Таким образом, сравнивая содержания обоихнаправлений нельзя не заметить, что содержание внутриполитическогонаправления “значительно богаче, разнообразнее и значимее”1. Иными словамимы можем утверждать существование тех или иных приоритетов государства, ноотнюдь не примата одного направления над другим. Делая небольшое отступление из области теоретических рассуждений вреальную жизнь следует заметить одну очень важную тенденцию, наметившуюся впоследние десятилетия. Имеются в виду протекающие повсеместно процессыглобализации и интеграции. Классическими примерами того являютсяЕвропейское Сообщество, интеграционные процессы в Северной Америке,многочисленные экономические союзы. Сближение государств идет как вплоскости экономики, так и политики. Возникают и множатся влиятельныемежправительственные, международные общественные организации, входят впрактику многосторонние международные соглашения. Отдельно взятоегосударство не может полноценно существовать и самореализовываться на благосвоих граждан вне этих объективных закономерных процессов. Вливаясь в них,оно неминуемо отдает часть своего суверенитета мировому сообществу,обязуясь подчиняться коллективным решениям. Вследствие этого год за годомвозрастает значение внешнеполитического направления. Наблюдается усилениеописанных тенденций, на основе чего, экстраполируясь, можно прогнозироватьсоздание в будущем всемирной державы. Все без исключения направления политической деятельности объединяетодно - единство сущности. Содержание и форма в той или иной сфере могутменяться в зависимости от конкретных социально-экономических и политическихусловий. Однако многие находят примеры, якобы подтверждающие обратное. Насамом деле это, как правило, оказывается заблуждением. В качестве примераприводится политика кардинала Ришелье во время “правления” Людовика XIII,когда наряду с лишением прав и гонениями на гугенотов во Франции кардиналактивно поддерживал “протестантскую ересь” в Германии. Как ни странно,описанное является классическим примером единства сущности и различиясодержаний внутренней и внешней политики. Определяющим моментом политики вцелом была известная доктрина, провозглашавшая Францию сверхдержавой. Дляее реализации было необходимо единство внутри Франции и разобщенность ислабость потенциальных врагов вне ее. Это достигалось параллельнымидействиями в обоих направлениях разными по содержанию и форме методами. Таким образом, для правильного осознания характера соотношениявнутренней и внешней политики, необходимо исходить из соображений как оединстве сущности, так и о различии в их содержании. Не менее интересно также рассмотреть точку зрения, согласно которойвнутренняя и внешняя политика являются по сути равными диалектически тесновзаимосвязанными частями. С первого взгляда представляется истинностьтакого суждения, подразумевающего гипотетическое равенство этих понятий.Однако равенство может быть разным. В данном случае речь идет овзаимоисключающем сопоставлении, а не о сопоставлении тождественныхвзаимодействующих понятий, имеющих единую сущность. Суть диалектики состоит“в раздвоении единого на взаимоисключающие противоположности и в познаниивзаимоотношений между ними, которое в общем характеризуется борьбой иединством этих противоположностей”2 . Таким образом, пытаясь доказатьдиалектическое единство внутренней и внешней политики, значит на деледоказывать их противоположность. Признавая диалектическое единство, мы темсамым признаем и их взаимоисключаемость, что есть в корне неверно. Итак, подводя итог сказанному, заключим, что внутренняя и внешняяполитика есть равноправные, единые в сущности и разные по содержанию иформам направления государственной политики. Являясь методамисамореализации государства, руслами его деятельность, онивзаимообуславливают и взаимодополняют друг друга. Они не связаны междусобой отношениями соподчиненности и являются абсолютно тождественнымиинструментами в процессе политической деятельности государства. Библиография:Поздняков Э.А. Внешнеполитическая деятельность и межгосударственныеотношения. М.: Наука, 1986.Поздняков Э.А. Системный подход и международные отношения. М.: Наука, 1976.Шиллер Ф. История Тридцатилетней войны. М.: Гослитиздат, 1957.История дипломатии. М.: Гослитиздат, 1959.1 Поздняков Э.А. Внешнеполитическая деятельность и межгосударственныеотношения. М.: Наука, 1986, с.19.2 см. Там же, с.13.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Приоритеты политической деятельности государства icon25 ноября 2010 16. 00 Пленарное заседание «Приоритеты государства в развитии страхового рынка»
«Национальные страховые программы в решении общественно значимых задач государства»
Приоритеты политической деятельности государства iconКонтрольная работа по дисциплине «Политология» Тема №20 «Государство как основной институт политической системы»
Охватывают его реальность в целом. Таким образом, функции государства необходимо отличать от видов государственной деятельности,...
Приоритеты политической деятельности государства iconПолитика это участие в делах государства, определение форм, задач, типов, видов, направлений политической деятельности, способы, методы, технология, механизмы ее осуществления. Политическая сфера
Политика это участие в делах государства, определение форм, задач, типов, видов, направлений политической деятельности, способы,...
Приоритеты политической деятельности государства iconТематическое планирование по обществознанию, 9 класс № Тема Кол-во Тип урока Характеристика Виды
Подборка материалов из газет о политической деятельности высших органов власти нашего государства
Приоритеты политической деятельности государства iconАрмия в политической системе
Армия ­­– Вооружённые силы государства, предназначенные для тeбя защиты государства от вооружённой агрессии
Приоритеты политической деятельности государства iconВопросы к экзамену по «Теории государства и права» (вопросы зачёта с 1 по 29)
Место государства и других элементов (партии, профсоюзы, церковь, самоуправление и др.) политической системе общества
Приоритеты политической деятельности государства iconРазработка урока по теме «Государства на политической карте мира»
Формирование начальных знаний о политической карте мира, ее назначении и применяемых условных знаках, многообразии стран мира
Приоритеты политической деятельности государства iconПрограмма внеурочной деятельности учащихся " Юный турист и краевед" Направление: туристическое, краеведческое, социальное, экологическое Вид деятельности: туристско-краеведческий
Перемены, произошедшие в жизни страны, выдвинули перед школой новые приоритеты образования и воспитания
Приоритеты политической деятельности государства iconКурсовая на тему концепции правового государства содержание курсовая на тему концепции правового государства 2 Введение 3
Доктрина и ее теоретические основы имеют важное идеологическое и научное значение для политической и правовой теории и практики,...
Приоритеты политической деятельности государства iconМесто государства в политической системе

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы