Софокл и греческий театр icon

Софокл и греческий театр



НазваниеСофокл и греческий театр
Дата конвертации19.07.2012
Размер122.28 Kb.
ТипРеферат
Софокл и греческий театр


Реферат ученицы 9 "С" класса школы №27 Ищенко Алисы По теме: "Софокл. Греческий театр." Содержание: Стр. Детство и юность Софокла 2 Греческий театр 2 Состязание Софокла и Эсхила, а так же сравнение их творчества 5 Особенности творчества Софокла "Эдип" 7 "Антикора" 12 Апрель 1998 Великий трагический поэт Софокл родился во второй год 71-й Олимпиады(496/495 г. до н. э.) в небольшом селе Колон, в получасе ходьбы от Афин.На всю жизнь сохранил Софокл привязанность к родным местам. Уже стариком онс любовью вспоминал о храмах и домах Колона, о вечно бегущих водах рекиКефис, о виноградниках и холмах, с вершины которых открывался великолепныйвид на афинский Акрополь и далёкое синее море с виднеющимся на горизонтеберегом Агролиды. Став известным поэтом, Софокл увековечил свою родину впьесе "Эдип в Колоне", где он назвал " светлый Колон с его сладкозвучнымисоловьями" украшением афинской земли. Софокл был сыном состоятельного человека - владельца оружейноймастерской и получил прекрасное по тому времени образование. Он увлекалсявсеми видами искусств - гимнастикой, музыкой, хоровым пением. Отец нанялсыну в учителя лучшего музыканта и певца, какого смог найти. Ученикоказался достойным своего учителя. К 16 годам Софокл стал замечательныммузыкантом и прекрасно пел. Когда греки праздновали победу над персами приСаламине, Софоклу предложили руководить хором юношей. В коротком плаще, с лирой в руках вел Сафокл танцующих вокруг грудызахваченного в Саламинской битве вражеского оружия. Вся его долгая жизнь - он прожил 90 лет - была связана с афинскойдемократией эпохи её расцвета. В жизни афинских граждан большую роль играл возникший в VI веке до н.э. театр, который называли "школой для взрослых". Раньше лучшие поэтыобращали свои песни, исполнявшиеся под аккомпанемент лиры, к небольшомукругу знатных сотрапезников. Теперь, сочиняя для театра, поэты обращалисьсразу ко всем гражданам полиса. На склонах холма полукругом сооружались скамьи, на которых моглиразместится тысячи людей. Внизу устраивалась площадка (оркестра) , накоторую выходил хор, исполнявший хвалебные песни в честь богов и героев.Слова песен были слышны даже на самых отдалённых скамьях. Уже самим грекамбыло не совсем ясно, как эти хвалебные песни превратились в театральныепредставления. Их происхождение , по-видимому, было связано с почитаниемкрестьянского бога, покровителя виноградства Диониса, спутниками которогосчитались козлоногие сатиры. Осенью и весной во время сбора винограда иоткрывания бочек молодого вина в Афинах и в других городах было принятопредставлять "страсти Диониса", когда хор переодетых сатирами крестьянпрославлял своего бога и в песнях рассказывал о его злоключениях. Эти песниназывались дифирамбами. Сперва пели только одетые в козлиные шкурыучастники хора, но потом их предводитель (корифей) и актёр, изображавшийбога Диониса, стали вести разговор с хором и друг с другом ( диалог) . Таквозникла трагедия ( буквальный перевод - "песня козлов") , само названиекоторой говорит о её происхождении. Ко времени жизни Софокла содержание трагедий стало более разнообразным.В них рассказывалось не только о страданиях и о конечном торжестве Диониса.Действующими лицами трагедий становятся также другие боги, герои и дажесмертные. Однако по-прежнему женские роли исполнялись мужчинами и хороставался исключительно мужским. Участники его уже не изображали сатиров,но в зависимости от содержания пьесы - то почтенных старцев, то юных илистарых женщин, то есть тех устами которых автор выражал своё отношение кпроисходящим на орхестре событиям. Песни хора порицали или восхвалялипоступки героев трагедии. Актёры (их было два или три) надевали на лица глиняные маски. Этимаски, грубо раскрашенные, изображавшие человеческие чувства - жестокость,радость, горе, боль и были видны издалека.Для выражения каждого чувства была особая маска, так что актёру в течениепредставления приходилось менять маску. В отверстии рта маски было вделанонечто вроде рупора, усиливавшего голос актёра. Чтобы актёры, особенноигравшие богов, ни казались зрителям ничтожно маленькими, они прикрепляли кногам небольшие скамеечки, нечто броде обуви на высокой подошве - котурны. Хотя содержание трагедий всё дальше отходило от мифов и религии, а ихавторов всё больше занимали вопросы общественной и духовной жизни ихсограждан, тем не менее дни театральных представлений приурочивались кпраздникам и на них царили торжественность и атмосфера священнодействия. Театральные представления происходили несколько раз в году ипродолжались несколько дней с утра до темноты. Зрители начинали собиратьсяна рассвете и в течение дня успевали посмотреть три-четыре пьесы. Поэтывступали в соревнования и победители получали награды. Их присуждалинесколько наиболее уважаемых граждан. Они же объявляли, какую из пьес этогодня они считают лучшей. Такой порядок позволял отмечать наградамидействительно выдающиеся произведения, которыми зрители восхищаются ужеболее двух тысяч лет. Время жизни Софокла падает на период расцвета Афин и на годы правленияПерикла. Софокл был другом Перикла и членом его знаменитого кружка, кудавходили поэты, художники, философы. Как и все греки Софокл участвовал вполитической жизни своего государства. Однажды афиняне избрали его вместе сПериклом стратегом, и он участвовал в походе против острова Самоса. Однако прославился Софокл не как политический деятель, а какзамечательный драматург. Каждая его новая пьеса становилась событием дляафинян. В 468 г. до н. э. на празднике великих Дионисей 27-летний Софоклпоставил свою первую трагедию о легендарном герое, обучившем афинянземледелию ("Триптолем"). Ему предстояло соревноваться с самим Эсхилом. Этобыло состязание старого искусства - искусства торжественного стиха - инового, стремившегося увлечь зрителя занимательностью действия. Мнениепублики разделилось: одни были за Эсхила, другие - за Софокла. Бурные спорыгрозились перейти в рукопашную схватку. Руководитель празднества, которыйдолжен был назвать судей для присуждения награды, был в затруднении, каквыбрать таких людей, авторитет которых будет непререкаем. В этот день после успешного похода в Афины вернулся флот, возглавляемыйвсеми десятью стратегами. Стратеги пришли в театр, чтобы послепредставления принести благодарственную жертву богу Дионису. Им и былопоручено вынести решение о награде. Поклявшись, что будут беспристрастны,стратеги посовещались и присудили первую награду Софоклу. Это блестящийуспех молодого драматурга. Согласно легенде, Эсхил был этим так огорчён, что покинул родину иуехал на остров Сецилию. Рассказ этот, скорее всего, позднейшая выдумка:Эсхилу не было свойственно мелкое тщеславие, а Софокл всегда подчёркивалсвою любовь и уважение к "отцу трагедии". После первой пьесы Софокл в течение своей долгой жизни написал ещёболее 100 трагедий и 18 раз получал высшие награды. К сожалению из его пьесдо нашего времени дошло только 8, но и этого достаточно, чтобы понять иоценить гениальность драматурга. Пьесы Софокла были следующим шагом в развитии греческого театра. Эсхилписал трилогии. Каждая пьеса трилогии отражала только один какой-нибудьэпизод мифа: лишь познакомившись со всеми тремя трагедиями зритель получаетпредставление о мифе в целом. У Софокла же каждая пьеса являла собойсамостоятельное целое, со своей завязкой, развитием действия и развязкой. Если героями Эсхила были обычно боги или люди, то герои Софоклабыли обыкновенными людьми, характеры которых он идеализировал. При этом онвсегда выделял одну основную черту характера - храбрость, мудрость,гордость и т. п. В изображении душевных переживаний драматург достигбольшого искусства. В трагедиях Софокла героев влекут к гибели не страсти инедостатки характера, а неодолимый рок, судьба, предопределённая человекуещё до рождения. Идея неотвратимой судьбы не случайно играет такую большую роль втрагедиях Софокла. Хотя время его жизни и пришлось на расцвет Афин,непрерывные войны и глубокие внутренние противоречия невольно наводилинаиболее дальновидных афинян на мысль о неизбежном конце их благополучия.Идея неотвратимости судьбы наиболее явно чувствуется в партии хора, которыйвсё время присутствует в орхестре и своим пением сопровождает развитиедействия. Хор у Сафокла стоит выше страстей, владеющих героями и выражаетвысшую мудрость, общую волю сограждан, которой отдельный человек долженподчиняться. В историю мировой литературы Софокл вошёл как создатель трагическогообраза мудрого царя Эдипа, принадлежавшего к роду, над которым за грехипредков тяготело проклятие богов. Трагедия "Царь Эдип" была представленана третий год Пелопоннесской войны, когда в Афинах свирепствовала эпидемиячумы. Миф о царе Эдипе знал каждый афинянин. Эдип был найдёнышем; егородителям предсказали, что их сын станет убийцей отца и женится на матери,и они решили избегнуть страшного будущего, замыслив убить ребёнка. Толькоблагодаря случайности он спасся от гибели. Его усыновил бездетныйкоринфский царь Полиб. Юный Эдип ничего не знал о тяготевшем над нимстрашном роке. Только когда Эдип стал уже сильным и красивым юношей,Дельфийский оракул предсказал ему, что он убьет отца и станет мужем матери.Эдип немедленно покинул Полиба и его жену, которых он считал своимиродителями, и решил никогда не возвращается в Коринф, чтобы избежатьстрашной участи. Простым странником пошёл Эдип к столице Беотии - городуФивам. У самого города, на перекрёстке трёх дорог, на него чуть не наехалаколесница, сопровождаемая тремя всадниками. Они осыпали нерасторопногоюношу оскорблениями и ударами. В завязавшейся драке Эдипу удалось убитьсидевшего в колеснице старца и троих из четырёх его спутников. У Фив Эдипа поджидала новая опасность. Сфинкс - чудовище с львинымтуловищем птичьими крыльями и головой женщины - останавливал всехпроходящих и загадывал им загадку: " Кто утром ходит на четырёх ногах, днёмна двух, а вечером - на трёх ногах?" Никто не мог разгадать загадку ичудовище пожирало путников. Мудрый Эдип разгадал загадку сфинкса. "Это человек, - сказал он. -Первый год жизни он ползает, в зрелом возрасте ходит на двух ногах, асостарившись нуждается в посохе". Убедившись, что загадка разгадана, чудовище бросилось в пропасть, ажители Фив получили возможность выходить за стены города. Благородныефиванцы избрали Эдипа своим царём и дали ему в жёны Иокасту - вдовупредшествующего царя Лаия, незадолго перед тем убитого неизвестнымиразбойниками. Прошло 15 лет. Фивы процветали под властью Эдипа, и жители славилимудрого правителя. Внезапно на страну обрушился гнев Богов. В Фивахвспыхнула эпидемия чумы. Описанием страшных бедствий, вызванных болезнью, иначалась трагедия Софокла. Трудно было придумать более волнующее зрителейначало. В этом году в Афинах свирепствовала эта болезнь. Слушая стихиСофокла каждый гражданин думал о собственном горе и , следя за судьбоймудрого и справедливого Эдипа, сравнивал её с участью Перикла, недавно ещёпервого гражданина Афин. Мудрый Перикл, так же как Эдип, много лет правил вродном городе. Как опытный кормчий, твёрдой рукой вёл он афинскоегосударство, минуя все опасности. Но началась война со Спартой. Военныедействия шли первый год так, как предполагал Перикл. Однако на второй годвойны случилось то, что ни Перикл, ни кто-либо другой не мог предвидеть: вгороде началась эпидемия чумы. Эта неожиданная беда подорвала положениеПерикла. Он был устранён от руководства государством и должен был заплатитьбольшой штраф. Несчастья преследовали Перикла: оба его сына, сестра,близкие друзья умерли от чумы. Хотя афиняне вскоре поняли, что несправедливо возлагать на Периклаответственность на обрушившиеся на них бедствия, и снова доверили емууправление Афинами, воля и силы Перикла были сломаны, и он вскоре умер. Бедствия Эдипа напомнили афинянам печальную судьбу их недавнегоруководителя; казалось, что Сафокл ведёт речь не о далёком печальномпрошлом, а о сегодняшнем дне. Жители Фив из трагедии Сафокла, подобноафинянам, хотели узнать причину свалившейся на них беды. Они обратились кДельфийскому оракулу, который приказал найти и изгнать до сих пор ненаказанного убийцу первого мужа Иокасты - царя Лаия. Эдип энергичнопринимается за розыски. Он приказывает привести слугу, сопровождавшегопокойного царя в последней поездке. Именно этот слуга принёс когда-то вестьо смерти покойного господина, якобы убитого многочисленной шайкойразбойников. Ещё до того, как слуга, живший далеко в горах, пришёл в Фивы,Эдип призвал прорицателя Тиресия, про которого говорили, что он хотя ислеп, но больше иного зрячего. Тиресий долго отказывается помочь Эдипу врозыске убийцы. В конце концов, рассердившись на настойчивость царя,Тиресей неожиданно обвиняет в убийстве Лаия самого Эдипа.Эдип разгневался. Обвинение Тиресия показалось ему вздором. Иокастапосоветовала ему не обращать внимания на нелепые слова Тиресия. Желаяуспокоить царя, она рассказала ему о другом неоправдавшемся пророчестве,сделанном её первому мужу. Дельфийские жрецы предрекли ему гибель от рукисобственного сына. Когда у них родился мальчик, продолжала Иокаста,жестокий отец приказал бросить мальчика на съеденье диким зверям. Но вотЛаия убил вовсе не сын, а шайка разбойников на перекрёстке трёх дорог, иИокаста до сих пор оплакивает своего напрасно загубленного ребёнка. Рассказ жены не успокоил Эдипа. В его памяти встала полузабытая картинасхватки, которую ему пришлось выдержать по пути в Фивы на перекрёстке трёхдорог. Эдип расспрашивает жену, как выглядит Лаий, и в её описании с ужасомобнаруживает сходство покойного мужа с тем высоким человеком, который сиделв колеснице. Впервые у Эдипа появляется подозрение, что разыскивая убийцуЛаия, он ищет самого себя. Одно только успокаивает Эдипа: ведь единственныйспасшийся спутник Лаия утверждал, что царь и его спутники были убитымногочисленной шайкой разбойников, Эдип же сражался один против пяти.Теперь с ещё большим нетерпением ждёт Эдип единственного свидетеля, которыйможет подтвердить ели опровергнуть его подозрения. Со страхом ожидают Эдип и Иокаста решения своей судьбы. Это - апогейтрагедии, момент наивысшего напряжения, который Софокл продлил умышленнымзамедлением действия. Вместо ожидаемого слуги Лаия ко дворцу Эдипаподходит вестник, прибывший из Коринфа. Он сообщает, что умер коринфскийцарь Полиб и жители просят Эдипа вернуться и править ими. Хотя Эдип был опечален смертью любимого отца, в душе его появиласьнадежда. Предсказание Дельфийского оракула не исполнилось, не он, Эдип,убил Полиба. Наверное, и Лаий пал не от его руки. Эдип решил отклонитьпредложение коринфян стать их царём. Оставалась ведь вторая частьпредсказания: брак Эдипа с родной матерью. Эдип поделился своими опасениямисо стариком, принесшим ему известие о смерти Полиба. Услышав слова Эдипа, старик засмеялся: сейчас он освободит Эдипа отстраха, преследующего его всю жизнь, дав ему великое счастье - правовернуться на родину. И старец сообщает ошеломлённому Эдипу, Что Полиб вовсене был его отцом, а жена Полиба - матерью. Много лет назад старец служилпастухом у коринфского царя Палиба. В лесу он встретил незнакомца. Которыйпередал ему младенца. Пастух отдал ребёнка своему царю, и тот назвал егоЭдипом. Старик удивлён тем, что его слова не обрадовали Эдипа. Отчего же такиспугалась Иокаста, жена Эдипа? Для неё теперь всё ясно: она хорошо помнит,как жестокий Лаий, когда ему предсказали, что он умрёт от руки рождённогоеё сына, передал его пастуху и приказал бросить его в горах, в лесной чаще.Она умоляет мужа прекратить дальнейшие расспросы. "Довольно того, что ястрадаю" - убеждает она Эдипа. Но царь неумолим, он должен довести дело доконца и избавить Фивы от чумы. В этом его долг правителя. Наступает трагическая развязка. Приходит вызванный Эдипом свидетельсмерти Лаия. Он испуган предстоящим допросом: чтобы оправдать своё позорноебегство, он тогда прибёг к обману, придумав рассказ о нападенииразбойников. Увидев коринфского вестника, слуга испугался ещё больше. Онпонял, что ему грозит ещё одно наказание: именно он нарушил когда-то приказЛаия, велевшего ему бросить на съедение диким зверям своего новорожденногомладенца. Он пожалел ребёнка и отдал его пастуху из соседней страны. Слугабыл уверен, что никогда больше не увидит ни этого пастуха, ни младенца. Ивот теперь в прибывшем из Коринфа вестнике он узнаёт, взявшего из его руксына Лаия. Отпираться бесполезно. Вестник тоже узнал его. Но Эдип несобирается наказывать слугу, ему стало ясно, что он сын Лаия и Иокасты.Может ли он, убийца отца, женатый на родной матери, осуждать кого-либо?Есть ли на свете более тяжёлые преступления? Все предсказания Дельфийскогооракула исполнились. Иокаста не в силах вынести позор, на который обреклаеё судьба, она убивает себя. Эдип, сорвав застёжку с одежды Иокасты,выкалывает себе глаза. Он считает, что не имеет права уйти из жизни, адолжен нести расплату за невольно совершённые преступления. Эдип обрекаетсебя на слепоту, чтобы не видеть причинённое им людям горе. Он гордо идётнавстречу своему страшному будущему, не прося пощады, уверенный, что ещёбудет полезен людям и искупит совершённое им зло. В конце трагедии хор фиванских старцев поёт: Вот пример для вас - Эдип: Он загадок разрешитель и могущественный царь; Тот, на чью судьбу, бывало, каждый с завистью глядел, Он низвергнут в море бедствий, в бездну страшную упал! Значит смертным надо помнить о последнем нашем дне! И назвать счастливым можно, очевидно, лишь того, Кто достиг предела жизни, злого горя не познав. Эту тему всесилия судьбы Софокл разрабатывает и в других трагедиях. В"Антигоне" рассказывается о судьбе старшей дочери Эдипа - фиванской царевныАнтигоны. Сыновья Эдипа Этеокл и Полиник смертельно враждовали друг сдругом. Этеокл захватил власть в Фивах. Тогда Полиник со своими друзьяминачал войну против родного города. В поединке под стенами города оба братапогибли. Новый царь Креонт приказал лишить Полиника погребения, так как онвоевал против своей родины. Однако сестра Полиника, доблестная Антигона,несмотря на царский запрет, воздала брату погребальные почести. Заослушание Креонт приговорил её к смерти. Слепой прорицатель Тиресий явилсяк Креонту и поведал ему, что боги разгневались на него за его чудовищнуюжестокость. Тогда Креонт приказал освободить Антигону, но уже поздно -Антигона покончила с собой. Узнав о её гибели, сын Креона - жених Антигоны- на глазах отца покончил с собой, бросившись на меч. Этого несчастья намогла перенести его мать - жена Креона, она тоже покончила жизньсамоубийством. Антигона сознательно избрала путь, который привёл её к гибели. Софоклодобряет её решение, ибо она подчиняется написанному нравственному закону.Антигона сохраняет верность родственным узам и не отрекается от брата, хотятот и совершил преступление. Греки верили, что душа человека, лишённогопогребения, обречена на вечные муки. Поэтому они считали, что Антигонасовершила героический поступок. Она победила свой страх перед смертью идоказала свою верность нравственным принципам, которые, с точки зрениягреков, выше и важней жестоких распоряжений правителей. В "Антигоне" Софоклутверждает нравственное величие челка. Хор поет В мире много сил великих, Но сильнее человека Нет в природе ничего! Софокл написал ещё много прекрасных трагедий. Сюжеты для них он черпализ сказаний о Троянской войне, мифов о подвигах Геракла и странствияхаргонавтов. Свой жизненный путь Сафокл завершил в конце Пелопоннесской войны ввозрасте около 90 лет и был похоронен в семейном склепе на дороге из Афин вродной Колон. Всего несколько лет не дожил Софокл до поражения Афин вПелопоннесской войне Погибло всё то, что он так любил. Но его трагедиипережили века и до сих пор доставляю наслаждение людям. Литература: "Знаменитые греки и римляне". Сборник. Сост. М. Н. Ботвинник, М. Б.Рабинович. Санкт-Петербург. Изд. "Эпоха", 1993.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Софокл и греческий театр iconЦарь Эдип
Софокл — великий греческий драматург, подаривший нам одно из самых восхитительных произведений человеческой цивилизации — трагедию...
Софокл и греческий театр iconСофокл (Sophocles) 496-406 до н э. Антигона (Antigone) Трагедия (442 до н э.)
Писаный закон в каждом государстве свой, он установлен людьми, он не вечен, его можно издать и отменить. О том, что неписаный закон...
Софокл и греческий театр iconТемы рефератов по дисциплине: Происхождение театра Древнегреческий театр: театр Диониса в Афинах
Вертеп – малорусский, белорусский и великорусский кукольный народный театр 18-19 вв
Софокл и греческий театр iconМ. С. Щепкин реформатор национального театра
Театр – одно из древнейших искусств. Его зачатки можно наблюдать уже в детской игре, в обычаях и обрядах. Но именно театр, как никакое...
Софокл и греческий театр iconРеферат Греческий проект Екатерины II. Авторство идеи независимости Греции
Екатерины II. Одно из самых спорных событий в Истории России. В исторических кругах существует несколько точек зрения не только на...
Софокл и греческий театр iconТеатр Южного Урала 1861 1917 гг
Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он освежает нашу душу… мощными и разнообразными впечатлениями… и открывает...
Софокл и греческий театр iconКоломийський театр
Острог, Львів) з'явився український шкільний І народно-містеріальний театр, зокрема й ляльковий (вертеп). Щоправда, в умовах польського...
Софокл и греческий театр icon1. Омский академический театр драмы 4 Музыкальный театр 5
Омский театр драмы на комедию «Венецианские близнецы». Я впервые окунулась тогда в волшебный мир театра и …влюбилась в него на всю...
Софокл и греческий театр iconСофокл

Софокл и греческий театр iconРеферат по культурологии на тему: «Русский театр и воплощение им национальных ценностей народа в ХХ веке»
«Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг Пусть же учат народ видеть вещи, людей, самого себя и ясно судить...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы