Античное гражданское общество icon

Античное гражданское общество



НазваниеАнтичное гражданское общество
Дата конвертации25.07.2012
Размер379.92 Kb.
ТипРеферат
Античное гражданское общество


А.В.Коптев АНТИЧНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО| | Понятия полис и гражданская общинаВ древней Греции и Риме сложилось общество, не похожее на общества другихстран древности. Древние греки называли его словом полис и видели в наличииу себя именно такого общества главное отличие эллинов от варваров, полисане имевших. Вслед за немецкими учеными XIX в. слово полис часто переводитсякак город-государство. В связи с этим главная особенность античной жизнивидится в том, что каждый город был самостоятельным государством, жившим посвоим собственным законам (автономия). Важнейшей его характеристикойвыступает наличие акрополя, стен, агоры, общественных зданий и т.п. Приэтом обращают особое внимание на то, что античный город в своей основе былне промышленным (ремесленным) или административным центром, а поселениемземледельцев, созданным для обороны от врагов. И позднее в большинствеполисов сельское хозяйство преобладало над ремеслом, а земледельцы былиосновой античного общества, наиболее почтенной его частью.Одновременно с таким пониманием полиса современные ученые возвращаются кпредставлениям о нем самих древних греков, которые считали, что полис – этоне стены, а прежде всего люди, гражданский коллектив. Римляне называли своеобщество объединением граждан (civitas от латинского слова civis –гражданин) или просто римским народом (populus Romanus). Поэтому словополис можно переводить как гражданская община.Полис представлял собой как бы единство в трех лицах: государство, город,община. Недаром у индоевропейских предков античных народов числу “три” каккатегории общественной структуры придавалось сакральное значение. Правда, впоследнее время появилась тенденция рассматривать античную гражданскуюобщину как догосударственное образование. Такой подход плодотворен тем, чтопозволяет обосновать уникальные особенности античной общественной жизни икультуры растянутостью периода становления зрелой государственности. Понятие гражданинВажнейшую, определяющую все стороны общественной жизни черту античнойгосударственности составлял ее общинный характер. Сравнительно небольшиеразмеры первоначальных античных городов, возникших для охраны от соседейсобственных земельных угодий, определяли ценность для общества каждого егочлена. Поэтому существовала целая система взаимных прав и обязанностеймежду обществом и личностью. Важнейшими из этих взаимосвязанных прав-обязанностей были а) право на земельную собственность, б) участие в защитеродных рубежей и в) участие в политической жизни, то есть в управленииобществом. Человек, обладавший этими правами, считался гражданином. Как иполис, античный гражданин был един в трех лицах: собственник, воин иобладатель политических прав (политика от слова “полис”). Права гражданинабыли и его обязанностями, пренебрежение ими могло повлечь за собой лишениегражданства или другое наказание, связанное с поражением в правах.
Гражданский статус – одно из высочайших достижений античной цивилизации,повторенное лишь западноевропейским обществом нового времени. В другихобществах древности и средневековья степень приобщения населения ксобственности, военному делу и управлению была обусловлена жесткофиксированным сословным статусом или приобщенностью к государственномуаппарату. Поэтому там единство общества отступало перед сословно-классовымделением. В античном гражданском коллективе само общество выступало в ролиаппарата управления, сословное деление было лишь намечено, а равенствочленов гражданской общины (то есть их единство), наоборот, подчеркивалосьправом и общественной психологией. Небольшие размеры полисов позволялисделать соблюдение прав и обязанностей внутри гражданского коллективадостаточно эффективным. Сословно-классовое деление было как бы выведено запределы гражданского общества. Античная форма собственности.В период возникновения античного общества каждый гражданин располагалземельным участком, на который государство обеспечивало ему правособственности. Он мог продать, подарить, завещать свою землю, но только впределах своего гражданского коллектива, только своим согражданам.Гражданский коллектив в целом как бы осуществлял верховный контроль засобственностью своих сограждан. Поэтому античная форма частнойсобственности имела своего рода двуединый характер: собственником средствпроизводства выступал отдельный гражданин и в то же время гражданскийколлектив в целом. Последний осуществлял свое право собственности чащевсего в форме верховного контроля за ее распределением, пользованием иохраной.Но иногда государство само держало в своих руках часть собственности, нераспределенной среди граждан, и получало с нее доход, шедший на нужды всегогражданского коллектива. Такой государственной собственностью в Риме былager publicus (общественное поле), в состав которого вошла земля взавоеванных римлянами странах (провинциях). В Афинах государственнойсобственностью были серебряные рудники Лавриона. Государственнаясобственность могла сдаваться в аренду, но только гражданам.В случае наличия государственного фонда земли он служил резервом длянаделения участками вновь образовавшихся семей граждан. На этой основеграждане могли требовать от государства земли, и государство обычноадекватно реагировало, поскольку само государство представляло собойобъединение тех же граждан. Этими требованиями, периодическивозобновлявшимися, было стимулировано завоевание римлянами Италии.Греческие полисы, имевшие мало плодородной земли, искали ее для своихграждан по всему Средиземноморью, основывая колонии. Великая греческаяколонизация VIII-VI вв. до н.э., раздвинувшая границы эллинской полиснойцивилизации, была стимулирована именно этой потребностью в земле. Лишьспартанцы нашли ее неподалеку от Лаконики, завоевав соседнюю Мессению. Вдревней Спарте в состав государственного фонда была включена вся земля.Граждане-спартиаты получали равные участки-клеры, которые они не моглиотчуждать. Государство же обеспечивало спартиатам и рабочую силу на ихклерах в виде рабов-илотов. Поэтому спартиаты, единственные из всехэллинов, были освобождены (отчуждены) от трудового процесса, посвящая свойдосуг общественным и военным занятиям. Земледельческий труд.Гражданин был обязан уважительно относиться к своей собственности, особеннона землю. Земля и труд на ней рассматривались как важнейший источникблагосостояния и достойной жизни. В античном обществе сохранялись рецидивыархаической психологии, основанной на отношении к земле как к сакральномуобъекту. Поэтому труд на земле рассматривался как дело чести античногогражданина, а не средство обогащения. Разбогатеть можно было быстрее наторговле, ремесле, ростовщичестве, войне. Земледельческий же труд служилдемонстрации качеств достойного гражданина. Он рассматривался как трудпервого сорта, тогда как ремесло, торговля и прочее, несмотря на большуюдоходность, были занятиями второго сорта. Эти занятия были более присущичужеземцам и рабам. По этой причине античные граждане стремилисьиспользовать своих рабов (чужеземцев, чаще всего варваров) навспомогательных работах, оставив труд на земле за своей семьей.Рост богатства, конечно, в скором времени привел многих из них кнеобходимости допуска к земледелию и рабов. Но это обставлялосьсоответствующим образом. На раннем этапе рабы допускались к семейнымкультам и праздникам, что позволяло рассматривать их как младшую частьсемейного коллектива (то есть как своих). В Риме, где сельскохозяйственноеиспользование рабов достигло наивысшего в античности расцвета, работавшие вимении рабы были организованы в подобие семейного коллектива, который так иназывался сельская фамилия.Обычно рабская фамилия римского сельского поместья – виллы – была невелика.Она насчитывала 9-15 человек рабов мужчин, не считая женщин и детей, чтосравнимо с патриархальной семьей и не имело ничего общего с абстрактнымпредставлением о десятках и сотнях рабов на римских плантациях-латифундиях.Организована жизнь такого “фамильного” коллектива была соответствующимобразом. Во главе его стоял опытный раб – вилик, как бы замещавший длясвоих подчиненных хозяина, обычно жившего в городе. Его сожительница,именовавшаяся вилика, была аналогом матери семейства. Обязанности виликасостояли не только в организации трудового процесса и отчете передгосподином, но и в заботах о нуждах и здоровье каждого раба – членафамилии. Такое отношение к рабам определялось тем фактом, что в римскомправе раб под властью господина формально был равен сыну под властью отца.Для домовладыки различия между его подвластными были менее значимыми, чемфакт их подчиненности ему. Поэтому римскими юристами раб рассматривался нетолько в категории вещей, но и в категории лиц, подчиненных чужой власти.Наличие бережного отношения к земле способствовало подъему агрикультуры вантичном мире. С другой стороны, государство приглядывало за обработкойгражданами их земли. В Риме, если участок не обрабатывался в течение двухлет, государство могло передать его другому гражданину без всякойкомпенсации.Таким образом, двуединый характер античной формы собственности на землю былподвижным равновесием между интересами гражданского коллектива и отдельногоего члена. В одних государствах, подобно Спарте, могла доминироватьколлективная (государственная) собственность на землю. В других, подобноАфинам, - частная. В третьих, как в Риме, был силен и тот, и другойпринцип. Военная службаВоинская служба была и правом, и обязанностью гражданина. В ней былазаложена идея защиты родного коллектива, своей семьи и своей собственности.Поэтому античный воин защищал не отделенные от него государственныеинтересы, а непосредственно свои собственные. По этой причине воинскаяслужба была напрямую связана с общественной гражданской жизнью: армия былагражданским ополчением. Война для античных граждан, по образному выражениюК. Маркса, была их общей работой.Основу античного ополчения составляли тяжеловооруженные пехотинцы –гоплиты. Одновременно они были и крестьянами средней зажиточности. Этотсредний слой составлял основу, большинство в гражданском коллективе.Принцип равенства граждан в собственности и гражданских правах проявлялся ина поле битвы, когда ополчение строилось в сомкнутую плечом к плечушеренгу, ощетинившуюся копьями. Такой строй назывался фалангой. Каждыйгражданин имел в ней свое место рядом со своими соседями. Таким образом, онзащищал не абстрактную идею государства, а конкретных, хорошо знакомыхсограждан, с которыми он был связан множеством личных связей и отношений.Ударная мощь фаланги была велика и в то же время тактика ее использованияне требовала особой выучки от фалангита, который в мирной жизни был обычнымдомохозяином. Лишь спартанцы, передоверившие хозяйственные обязанностисвоим илотам, могли сверх обычного совершенствоваться в военном искусстве ипоэтому так далеко превосходили всех прочих греков, что считалисьнепобедимыми. Только в эпоху упадка гражданских порядков выдающийсяфиванский реформатор Эпаминонд (у которого учился Филипп Македонский, живязаложником в Фивах), применив так называемый “косой клин” – фалангу,глубина одного из флангов которой состояла не из обычных восьми шеренг, аиз двадцати четырех, - нанес поражение спартанцам в 371 г. до н.э. в битвепри Левктрах. Сила традиционных представлений была столь велика, чтообескураженные спартанцы приговорили своего военачальника к смерти, а поповоду своего поражения заявили, что битва происходила не по правилам.Кроме гоплитов, у греков были и легковооруженные воины. Обычно онинабирались из граждан с меньшим объемом имущества. В некоторых полисах дляэтой цели проводился имущественный ценз, в соответствии с которым гражданеполучали место в войске и адекватный этому месту объем политических прав. Впозднюю эпоху расслоение в среде среднезажиточных граждан привело краспространению воинского строя пельтастов – пехотинцев с облегченнымвооружением. Гораздо большая подвижность таких воинов по сравнению сгоплитами позволила резко усовершествовать тактические приемы сражений.Именно тогда у эллинов появляются такие военные реформаторы как Тимофей,Ификрат, Хабрий.Поскольку античные граждане сами приобретали себе вооружение, служба вконнице была привилегией наиболее зажиточных. Содержание боевого коня былодостаточно дорогим удовольствием для сравнительно небогатых гражданмаленьких полисов. В архаическую эпоху конница была аристократическим родомвойск. Во многом благодаря ей аристократия господствовала на заре античногообщества. Победа незнатного простонародья (демоса в Греции, плебса в Риме)над аристократией привела к оформлению гражданского коллектива иодновременно к оттеснению конницы на второй план по сравнению стяжеловооруженной фалангой пехотинцев. Римляне поплатились за это в 216 г.до н.э., потерпев страшное поражение от Ганнибала в битве при Каннах именноиз-за уступавшей по численности и выучке конницы. Отец АлександраМакедонского Филипп учел этот недостаток фаланги и большое внимание уделялподготовке конницы для взаимодействия с пехотой.Манипулярный строй римского легиона, который они выработали в ходедлившихся десятилетиями войн в горных областях Италии, был такжемодификацией фаланги. Эти два вида античного гражданского войска – греко-македонская фаланга и римский легион – столкнулись в 168 г. до н.э. в стольожесточенном сражении при Пидне, что потрясение испытал даже видавший видыримский консул Луций Эмилий Павел. Прямой удар фаланги был столь силен, чтоказалось победа будет за нею, однако в конечном итоге победил болееприспособленный к неровностям местности и более маневренный римскийманипулярный строй. В целом же, как показывает восточный поход македонцев игреков 334-323 гг. до н.э. и завоевания римлян, античные армии почти всегдапревосходили своих противников.Античное государство заботилось, чтобы гражданин был способен защищатьродину. Поэтому юноши перед обретением полноправия проходили воинскуюподготовку и службу во вспомогательных частях. В Афинах они называлисьэфебами, срок службы которых исчислялся в два года. В других полисах моглибыть иные порядки, как, например, в Спарте, где ипостась воина былагипертрофирована в облике гражданина в ущерб собственнику и участникуполитической жизни (полит = гражданин). Это формировало определенную этику,в соответствии с которой воины не могли покинуть начавшуюся битву. В любоеотступление означало бы поползновение на проигрыш, что в принципе былонемыслимо для народа, для которого вся жизнь в войне. Поэтому в 480 г. дон.э. при Фермопилах спартанский царь Леонид и его воины не только незахотели уступить Ксерксу, но и не могли уйти с поля боя по обычаю. Прочихгреков Леонид отпустил по домам, когда увидел, что сражение будетпроиграно. Два же уцелевших при Фермопилах спартанских воина, непринимавших участия в сражении по болезни, подверглись сильнейшемуобщественному осуждению, вернувшись в Спарту без товарищей. Один из нихпокончил жизнь самоубийством, а другой героически погиб в следующем году вбитве при Платеях, искупив “вину” в форме своего рода почетногосамоубийства, бросившись в гущу врагов.В условиях, когда военная служба была делом чести гражданина, негражданемогли допускаться к ней лишь как союзники в своих собственных воинскихконтингентах, имевших вспомогательный характер. Политическая жизньОбладая всей полнотой власти и контроля за своими членами и ресурсами насвоей территории, античный гражданский коллектив выступал в качествесуверена. Поэтому неотъемлемым атрибутом античной политической жизни былонародное собрание. В Афинах оно называлось экклесия, в Спарте – апелла, вРиме – комиции. В разных гражданских общинах полномочия народного собраниябыли различны, и оно по-разному соотносилось с другими органами управления– советом полиса, должностными лицами. Это соотношение определяло характерполитического строя. В случае главенства народного собрания устанавливаласьдемократия. При главенстве совета (геруссия в Спарте, сенат в Риме) –аристократия (власть лучших) или олигархия (власть немногих). Верховенстводолжностных лиц обычно выражалось в форме монархии в виде царской власти(монархия, основанная на согласии) или тирании (монархия, основанная нанасилии).Но в любом случае номинальным верховным авторитетом обладало собрание какноситель гражданского суверинитета. Оно осуществляло его либо само, как придемократии, либо передоверяло другим органам, удовлетворяясь лишьформальным одобрением их решений, как это было в Спарте. Спартиаты выражалисвое мнение громкостью крика: если же оно не удовлетворяло должностных лиц,собрание просто распускали до следующего раза. Но без одобрения собраниярешение не считалось действительным. По этой причине многие ученые считают,что в полисном строе была заложена тенденция к демократии, хотя она и невезде реализовывалась. На практике же дело обстояло сложнее. Греческиемыслители (Платон, Аристотель, Полибий и др.) наиболее оптимальнойполитической формой считали смешанное устройство, основанное на компромиссемежду народной массой (демократия) и лучшими людьми (аристократия),интересы которых выражал единоличный правитель (монархия). Аристотельназывал такую форму - полития. Полибий считал, что наиболее приближенным ктакого рода социально-политическому идеалу был республиканский стройримлян, в котором демократический элемент воплощился в комициях,аристократический – в сенате, а монархический – в консульской магистратуре.Такой взгляд был обусловлен историческим развитием античной гражданскойобщины. Равенство граждан, политической формой которого была демократия,пришло на смену архаическому обществу, в котором господствовала родоваяаристократия. В свою очередь, общественное устройство классической эпохиантичного гражданства, который приходился в Греции на V в. до н.э., а вРиме на II-I вв. до н.э., было сменено обществом, в котором у власти всталикрупные частные собственники (олигархи). Поэтому равенство граждан вантичности было господствующим социальным принципом, а реально в античномгражданстве всегда существовали аристократы и богачи, которые игралинемалую роль в политической жизни. Даже такие защитники интересов простогонарода (демоса и плебса), как Перикл в Афинах или братья Гракхи в Риме,были аристократами по происхождению. Лучшее воспитание, образование,наличие средств, досуга и сохранение архаических корпоративных институтов(патронат-клиентелла в Риме, гетерии в Греции) позволяли представителямаристократии доминировать в политической жизни при любой формеполитического строя. Не случайно, несмотря на наиболее разработаннуюпрактику народных собраний в Риме, представленных тремя видами комиций –куриатными, центуриатным и трибутными, римская республика фактическиуправлялась нобилями-аристократами.Такому положению способствовал двуединый характер античной формысобственности. На практике гражданский коллектив мог давать большой просторразвитию частной собственности и инициативы. Они создавали не толькоблагоприятные условия для развития экономики, но и лучшие предпосылки длядемократии. Граждане – индивидуальные собственники были болеезаинтересованы в участии в общественном управлении. Там же, где акцентделался на контроле общества за собственностью (как, например, в Спарте,где частная собственность была вообще отменена), потенции экономическогоразвития сокращались. Одновременно общество приобретало застойный,архаический облик, а в политической жизни господствовала традиционнаяаристократия, осуществлявшая контроль за общественными ресурсами. Граждане,не обладая экономической самостоятельностью, не были заинтересованы и вличном участии в управлении.Особенностью античного политического устройства была неотделенностьгосударственного аппарата управления от общества. Не существовало особогокласса управленцев, специалистов-администраторов. Важнейшие функцииуправления исполняли сами граждане обычно на выборной основе. Это имелосвои плюсы и минусы. Лишь сравнительно немногочисленный коллектив могпозволить себе обходиться такой организацией управления, в принципеотрицавшей необходимость специализации в этом деле. Но это создавалопредставление об общественной жизни как общей заботе, общем деле (римскоеслово республика буквально означает общее дело), порождало идеологиюслитности, сплоченности граждан с коллективом. Однако, поскольку выборныедолжности (магистратуры) не оплачивались, реальное участие в управлениимогли позволить себе достаточно зажиточные люди. Это повышало рольаристократии, представители которой в силу своего исторического статусаобщественной элиты были более подготовлены к тому, чтобы вести за собоймассы.Полноценное участие в политической жизни всех граждан, то есть демократия,было сравнительно дорогостоящим учреждением. Поэтому далеко не все полисымогли позволить себе полное ее развитие, отвлекая граждан-крестьян отхозяйственных забот. Лишь уникальная ситуация в Афинах, выдвинувшая их врезультате победы над Ксерксом и политики Фемистокла на роль политическоголидера всей Эллады, позволила им использовать на свои внутренние нуждыденьги своих союзников. Перенос в 454 г. до н.э. казны Делосского морскогосоюза в Афины был столь же закономерным, сколь и полезным для афинянявлением. За счет союзников Перикл ввел раздачи денег на посещение театра(теорикон), приобретал хлеб для граждан, отстраивал Акрополь, даваявозможность горожанам заработать на строительстве, оплачивал исполнениедолжностей. Позднее в Афинах даже была введена оплата посещения народныхсобраний. Иными словами, демократия для афинских граждан имела и оборотнуюсторону в виде их коллективной тирании или диктатуры над сотнями полисов,бывших афинскими союзниками и неоднократно стремившихся порвать с ними.Точно так же и развитие политической активности римских граждан на комицияхи сходках оплачивалось эксплуатацией ими их италийских союзников иполностью лишенных каких бы то ни было политических прав жителей провинцийза пределами Италии, а так же за счет грабежа завоевываемых народов.Тем не менее почти все формы управления в античных государствахобеспечивали своим гражданам гораздо большую свободу участия в политическойжизни (и в частных делах), чем общественные системы других древнихгосударств. Особенно это очевидно для полисов, в которых устанавливалисьдемократические режимы. Под демократией обычно понимают такое общественноеустройство, при котором, с одной стороны, господствует воля большинстваграждан и каждый гражданин имеет свою долю в управлении, а с другой, каждыйгражданин в значительной степени свободен жить по своему усмотрению.Аристотель в “Политике” писал, что “демократия обычно определяется двумяпризнаками: сосредоточием верховной власти в руках большинства исвободой... А одним из условий свободы является по очереди быть управляемыми править...”Развитие в античности коллективных форм управления, особенно придемократии, создавало благоприятные условия для ораторского искусства.Античная культура была культурой устного слова. Выдающиеся ораторы Греции иРима (Исократ, Демосфен, Демад, Катон, Гортенций, Цицерон, Цезарь) были вто же время и крупными политическими деятелями. Выбор на общественныедолжности был связан с борьбой претендентов и голосованием. Кандидаты (вРиме так назывались соискатели должностей, будучи носителями беленой тоги –кандиды) были обязаны искать благорасположения народа и уметь егозавоевать. Для этой цели было недостаточно перед выборами приветливопожимать руки рядовым избирателям, называя их по имени с помощью раба-номенклатора. Развитие политической жизни привело к тому, что уже вклассической Греции появляются знатоки-софисты, которые за платупреподавали будущим политическим деятелям риторику – искусство слова,эристику – искусство спора и политику – науку об управлении обществом или“науку полисной добродетели”, как они называли ее сами. Их стараниямиантичное мировоззрение было переориентировано с познания окружающего мира(космоса) на внутренние проблемы полиса, то есть связанные с человеком,гуманитарные проблемы. Одному из крупнейших софистов Протагору принадлежитизречение: “Человек – мера всех вещей”, могущее претендовать на рольлозунга античной общественной жизни. В античной Греции человеческоеобщество впервые стало объектом профессионального изучения: сумев взглянутьна себя со стороны, человек оказался способен выделить себя из мира природыи противопоставить себя ей. Государственные органыУправление античными обществами осуществлялось с помощью выборных органов.Античные магистратуры были временными, по преимуществу годовыми.Должностные лица отправляли должности обычно не в одиночку, а по двое, троеи более, то есть коллегиально. Участие в управлении рассматривалось какслужение обществу. “Слуги народа” должны были быть достойными людьми,способными выполнять возложенные на них полномочия. Афинские гражданеобсуждали поведение каждого кандидата: чтит ли он родителей, нес ли военнуюслужбу, выполнял ли финансовые обязанности по отношению к государству ит.п. Считалось похвальным, чтобы кандидат давал отчет перед выборами обовсей своей жизни. Распространен был и возрастной ценз на участие вуправлении. В Риме существовал определенный порядок занятия должностей -“лестница магистратур”. На низшую должность квестора можно былопретендовать только после 27 лет, а консулом можно было стать после 40-42лет. В управлении должны были принимать участие зрелые люди. Спартанцыобретали полные политические права после 30 лет. Античное общество осуждалопревышение полномочий и особенно стремление к единовластию. Одним из самыхсильных обвинений, часто использовавшихся (и почти всегда успешно) вполитической борьбе, было обвинение в стремлении к тирании в Греции и кцарской власти в Риме. Для предотвращения такого стремления в Афинах былучрежден специальный “суд черепков” – остракизм. Круг полномочиймагистратов был четко очерчен. Средством предотвращения их самоуправстваобычно выступала отчетность магистрата перед гражданами. В Риме послесложения магистратом полномочий каждый гражданин мог потребовать у негоотчета в совершенных делах и привлечь к суду, если было допущено нарушениезаконности либо деятельностью магистрата нанесен ущерб римскому народу.Наличие в античных государствах гражданского ополчения вместопрофессиональной армии и выборных магистратов вместо специалистов-чиновников некоторыми современными учеными считается признаком отсутствия вантичном обществе настоящего государственного аппарата, а следовательно, изрелого государства. Даже античное жречество не было особым сословием иликорпорацией, а имело функциональное значение для общения граждан и обществас богами. Жрецов государственных богов, как и магистратов, выбирали, но наболее длительный срок или пожизненно. Такой порядок свидетельствует о слабовыраженном в античном обществе общественном разделении труда испециализации. Он нацеливал гражданина быть специалистом, так сказать,“широкого профиля”: в равной мере и воином, и политиком, и хозяином. Численность гражданского коллективаОбщинный характер античной государственности был связан с ограниченнойчисленностью гражданского коллектива, как бы противопоставлявшего себявнешнему миру. Не все жители полисной территории имели гражданские права. Впринципе их не могли иметь чужаки, люди переселившиеся извне. Такими былирабы, приехавшие из других городов по каким-то делам чужеземцы (ксены вГреции и перегрины в Риме), а также постоянно жившие на городскойтерритории неграждане (метеки, периэки в Греции и инколы в Риме). Все онимогли быть представлены в деловой и общественной жизни только черезпосредство граждан. Для рабов такими представителями были их господа, а длячужеземцев – их гостеприимцы. Обычай гостеприимства стал в античностишироко распространенным правовым институтом, облегчавшим контакты гражданразличных государств. Постоянно жившие в античных городах метеки и инколысо временем получили от гражданского коллектива право заниматься ремеслом,торговлей, ростовщичеством и т.п. За это они платили особый налог. Однакоих не допускали к земледелию, военному делу и политике – основным занятиямграждан. Также и дети и жены граждан были приобщены к гражданской жизничерез своих отцов и мужей. Женщины в античности были полностью исключены изпрямого активного участия в общественной жизни. В греческом театре,выполнявшем важную общественную функцию, даже женские роли игралисьмужчинами. Лишь гетеры в Греции были допущены в общество мужчин и могли как-то влиять на него. Однако их влияние было лишь неформальным и никак не былоконституировано политически. В Риме существовало лишь одно исключительноеположение для женщины – весталка, жрица богини Весты, которое давало егообладательнице некоторые, впрочем не очень существенные, прававмешательства в общественную жизнь.Численность населения античных городов-государств была невелика.Большинство из них насчитывали по 1000 – 5000 граждан, и лишь некоторыебыли значительно большими. По подсчетам современных ученых, в Афинах около400 г. до н.э. было 60-100 тысяч граждан, 15-25 тысяч метеков и 40-60 тысячрабов. В Спарте около 371 г. до н.э. предполагается другое соотношение: 7-9тысяч спартиатов, 40-60 тысяч периэков и 140-200 тысяч илотов. В эпохукризиса полисного строя, создавая проект идеального полиса, Платон вкачестве оптимального числа граждан принял цифру в 5040 человек.Наполненная правами ограниченность численности создавала ореолпривилегированности гражданства, наполняла души античных граждан гордостьюсвоим полисом и прочерчивала в них четкую грань между своими (гражданами) ичужими (негражданами). Поэтому когда под влиянием экономических сдвиговначались объединительные процессы, в Греции не сложилось общеэллинскоегосударство, а возникали союзы автономных полисов: Афинский морской союз,Пелопонесский союз, Фессалийский союз, Беотийский союз, Ахейский союз,Этолийский союз. Также и гражданская община Рима, покорив Италию, не сталастолицей Италийского государства, а заключила с каждым из подчиненныхнародов или общин союз. В результате такой политики, выражавшейся принципом“разделяй и властвуй”, оформилась Римско-Италийская конфедерация, в которойгражданскими правами располагали только римляне. Не имея специальногоаппарата управления, римляне почти не вмешивались во внутреннюю жизньподчиненных общин, обеспечив им самоуправление. Это оказало сильнейшеевоздействие на лицо римской, а затем и выросшей на ее почве европейскойцивилизации. Со временем городской строй в Италии (с I в. до н.э.), а затемв римских провинциях (с III в.н.э.) был унифицирован по образцу античнойгражданской общины. Римляне распространяли в своих провинциях стройсамоуправляющихся городов, граждане которых были обязаны участвовать вобщественной жизни и управлении. Такое участие рассматривалось какслужение, обязанность (munus) в пользу общества. Поэтому такие городаназывались муниципиями, а их строй – муниципальным. За века существованияРимской империи население территорий, попавших под римское господство, было“воспитано” римским правом в уважении к личности гражданина, частнойсобственности, к традициям коллективного решения общих дел (самоуправление)и т.п. Общинный коллективизмВажнейшими общинными чертами являются стремление к однородности,одинаковости и взаимопомощь. В античном обществе они проявляются в разныхформах. Уже к концу архаической эпохи в греческих полисах и в Римесложилась система взаимных обязательств между гражданами и коллективом вцелом. Граждане в зависимости от своего имущественного положения былиобязаны повинностями (литургии в Греции, munus в Риме) в пользу общества.Поэтому учет имущественных возможностей граждан, выступавший в формепериодически проводившихся цензов, был очень важен в античных государствах.В Афинах он был введен при Солоне, в Спарте – при Ликурге, в Риме - приСервии Туллии. Позднее в Риме была учреждена даже специальная должностьцензора, ставшая важнейшей, наряду с консулатом, магистратурой. В обмен навыполнение гражданами обязанностей гражданский коллектив должен былобеспечить им приличное существование.Государство было обязано содержать своих граждан, чтобы они чрезмерно необнищали. Поэтому даже оставивший свои занятия каменотеса Сократ чувствовалсебя в родном афинской полисе достаточно комфортно, нигде не работая ипроводя время в беседах на рынке. В Риме со временем даже сформировалсяцелый общественный слой из таких, паразитировавших на государственный счет,граждан – люмпен-пролетарии. Удовлетворение их интересов было важнымспособом привлечение на свою сторону их голосов во время выборов. Поэтомугреческие и римские политики заботились о ввозе зерна, котороераспределялось только между гражданами: раздавалось бесплатно илипродавалось по символическим ценам. В Афинах Перикл сумел на 15 летобеспечить себе должность первого стратега после того, как гарантировалправильную раздачу хлеба, подаренного в 444 г. до н.э. египетскимправителем Псамметихом афинским гражданам. В Риме введение хлебных раздачсделало самым популярным политиком плебейского трибуна Гая Гракха,оттеснившего на время на политической арене консулов и сенат. В 68 г. дон.э. Гней Помпей Магн сумел в короткий срок разгромить пиратовСредиземноморья, парализовавших подвоз хлеба в Рим, и надолго стал первым илюбимейшим политиком в Риме.Существовали и другие формы заботы государства-общины о своих гражданах.Организовывались выгодные строительные работы, дававшие заработок горожанами обеспечивавшие городу (то есть тем же его гражданам) возможностьпользоваться плодами своего труда. Приобретались, в том числе и с помощьювойн, рудники ценных металлов или строительного камня, доходы от которыхшли на нужды граждан или прямо делились между ними. Таковыми былисеребряные рудники Лавриона и золотые рудники Пангея для Афин, серебряныерудники Иберии для Рима.Особую заботу государство проявляло о своих гражданах-крестьянах. Нехватказемли – одна из основных проблем античности. Античное государство былозанято постоянными поисками земли для граждан. В Греции основным способомрешения аграрного вопроса стал вывод колоний на свободные территории, чемзанимался весь полисный коллектив в целом. Иногда, как например во времяМессенских войн Спарты, античные государства стремились решить проблемуземельного голода за счет отнятия земли у соседей. Одной из основных причинримских завоеваний в Италии была необходимость обеспечить землей растущуюмассу граждан из числа плебеев. У становящихся их союзниками италийскихобщин римляне отбирали от трети до двух третей земли. Эти земли составлялирезервный общественный фонд – общественное поле (ager publicus) – изкоторого производилось наделение римских граждан.Будучи гарантом благополучия своих граждан, античное государство занималосьорганизацией их досуга. Каждый греческий полис имел общегражданскиепраздники, участие в которых поддерживало ощущение слитности рядовогогражданина с обществом его сограждан. Из посвященных Дионису праздниковразвился греческий театр, столь популярный в античном мире. При Перикле вАфинах была создана специальная казна, из которой бедные граждане получалиденьги на покупку театральных билетов, - казна теорикона. Римлянам большенравились гладиаторские бои и травля зверей в цирках и амфитеатрах. Римскиеимператоры устраивали для сограждан грандиозные зрелища, на организациюкоторых тратились колоссальные средства. Государство просто обязано былотратить имевшиеся у него средства на общественные нужды. Поэтому лозунгримского люмпен-пролетариата “хлеба и зрелищ!” был закономерен и оправдан.Такая общественная атмосфера делает понятным, почему неотъемлемой частьюантичных городов были такие общественные заведения, как стадионы, гимнасии,палестры, термы, театры, амфитеатры, цирки, ипподромы и т.п. Лицо античногогорода составляли не административные здания или дворцы правителей, аобщественные здания, портики для отдыха и деловых встреч граждан, площади(агора в Греции, форум в Риме) для собраний и общинные храмы. Уравнительные начала в общественной жизниОриентация гражданской общины на равенство привела к появлению в античномобществе институтов, сглаживавших имущественное расслоение. Богатыесограждане облагались специальными почетными повинностями в пользуобщества. В Греции они назывались литургии. За свой счет состоятельныеграждане устраивали общественные праздники и игры, готовили театральныетруппы и постановки, снаряжали военные корабли и т.п. Таким образом онирастрачивали часть накопленного имущества и денег, а пользовались этим всеграждане, в том числе и малоимущие. В период расцвета полисной жизни такиетраты давали богатым авторитет и престиж, который использовался затем вполитической жизни. Даже отправление выборных государственных должностейантичными гражданами может рассматриваться как вид таких почетныхобязанностей перед обществом. Римляне называли такое временное служениеобществу на кокой-либо должности термином почесть (honor).В эпоху кризиса полисного строя, с падением престижа полисной жизни богатыеграждане стали уклоняться от выполнения литургий и занятия общественныхдолжностей, скрывать свое имущество, переводить недвижимость в деньги исокровища. Появляется особая категория людей (сикофанты), сделавшихсредством существования и даже обогащения выявление таких тайных богачей идонос на них народу.В Риме обязательной ступенькой на пути к высшей магистратуре консула былидолжности эдила и претора, распоряжавшихся городскими делами. Эдилзанимался снабжением города продовольствием, городским благоустройством,организацией праздников, зрелищ, гладиаторских боев. От его усердиязависела благосклонность народа во время следующих выборов, аследовательно, дальнейшая карьера. Городские средства были обычноограничены. Поэтому римские магистраты, ища одобрения народа, растрачивалина зрелища и благоустройство личное состояние и забирались в долги. ДолгиГая Юлия Цезаря после его претуры были столь велики, что кредиторы нехотели отпускать его из Рима в Испанию, которую он получил в управление какнаграду за бескорыстие.Такие общественные порядки сравнимы с потлачевидными праздниками ипрестижными пирами, хорошо изученными этнографами у народов, находившихсяна стадии позднепервобытного строя. К тому же кругу явлений принадлежали ипериодически издававшиеся в античном мире законы против роскоши, введениеземельного максимума, препятствовавшего чрезмерной концентрации земли водних руках. Утверждавший такие нормы гражданский коллектив исходил изустановки на имущественное равенство своих граждан, хотя бы относительноодинаковый уровень их благосостояния. Поэтому полисный гражданский стройоставался прочным до тех пор, пока основная масса граждан сохранялаимущественный достаток среднезажиточных крестьян. Выход за этиимущественные пределы был чреват распадом самой основы античной гражданскойобщины – среднего класса крестьян-собственников.Став господствующей общественной нормой, установка на экономическоеравенство порождала общественную психологию, ориентированную наумеренность, средний уровень, усредненность. “Ничего сверх меры” –принадлежащая афинскому мудрецу Солону одна из максим античного мира былаосвящена авторитетом бога Апполона, символизировавшего у грековупорядоченное знание и организацию общественной жизни. Начертанное надвходом в один из самых почитаемых храмов Аполлона в Дельфах это изречениенесло в себе обучающую нагрузку, рассчитанную на многочисленных паломников.Античное общественное мнение осуждало тех, кто копил богатства, как и тех,кто вел праздный образ жизни. Гражданский коллектив держал под контролемблагосостояние своих граждан. Этой цели служил периодически проводившийсяценз.Личная инициатива античных граждан была допустима лишь в строголимитированных интересами коллектива рамках. Складывалась парадоксальнаяситуация. Обеспечивая гражданину исходный минимум для саморазвития,античное общество было способно породить сильных и независимых личностей,свободных в своем стремлении применить личные способности на благо себе иобществу. Однако общество с подозрением относилось к личностям, чьиспособности или устремления выходили за рамки честолюбивойпосредственности. В эпоху раннегреческой тирании проводилось сознательноеистребление лучших людей (аристократия = власть лучших). Афиняне изобрелиособый способ нейтрализации наиболее способных – остракизм.Судьба большинства выдающихся греков и римлян эпохи расцвета гражданскогостроя поражает неблагодарностью общества к личности. Командовавший грекамипри Марафоне Мильтиад умер в тюрьме. Фемистокл, победивший Ксеркса приСаламине, был вынужден к нему же и бежать от преследованиясоотечественников и умер в изгнании, принуждаемый воевать против греков.Спартанский царь Павсаний, победитель при Платеях, окончательно изгнавшийперсов из Греции, был умервщлен из подозрения в стремлении к тирании.Перикл, после тридцатилетнего лидерства в Афинах и пятнадцатилетнегопребывания на должности первого стратега, не был переизбран после первой женеудачи в войне. Блестящий ученик Сократа и племянник Перикла Алкивиад,вернувший могущество Афин после сицилийского разгрома и почти выигравшийдля афинян войну со спартанцами, был изгнан после незначительной неудачиего помощника. Лисандр, установивший спартанскую гегемонию во всей Греции,не только подвергался унижениям со стороны тех же спартанцев во главе сцарем Агесилаем за свое происхождение от илотки, но и фактически был лишенпризнания соотечественников за свои заслуги. Гениальный Сократ, которогодельфийская пифия признала самым мудрым среди эллинов, был приговорен ксмертной казни за фактически за то, что учил жить своим умом. ВеликийСципион Старший, победа которого над Ганнибалом изменила ход не толькоримской, но и мировой истории, был вынужден в расцвете лет уехать навсегдаиз Рима из-за унижавшей его травли не “страдавших гениальностью”представителей среднего класса.Более плодотворно можно было проявить себя за пределами досягаемости своихсограждан. Поэтому наиболее энергичные из греков отправлялись колонизоватьневедомые земли, свободные от сковывающего давления традиций. Многие из нихжили метеками в чужих полисах, платя за личную свободу особый налог впользу принявшей их общины (метейкион). Именно поэтому метеки зачастуюимели больше денег, чем граждане, и в большей степени увлекались роскошьюбыта. По-настоящему проявить свою энергию и смекалку можно было только взанятиях, не в полной мере контролируемых согражданами. Например, в морскойторговле, на войне, занимаясь откупами в далеких провинциях и т.п. Это,конечно же, не способствовало ни прогрессу античной экономики в целом, ниросту благосостояния отдельных античных граждан.Поэтому в эпоху расцвета античного строя даже богатейшие из греков жилиотносительно скромно, особенно в сравнении с современной им восточнойзнатью и владыками. Рассказывают, что во время битвы при Иссе АлександрМакедонский, воспитанный греком Аристотелем в уважении к полиснымдобродетелям, вбежав в захваченную походную палатку персидского царя Дария,остановился пораженный ее роскошью и воскликнул: “Так вот, что значитцарствовать!” Македонские цари, только что подкупившие своим золотомполовину Греции, выглядели “жалкими провинциалами” по сравнению с царемПерсидской державы. Таково же было благосостояние и римлян в эпоху расцветаих республиканского строя. Знаменитый победитель Ганнибала Публий КорнелийСципион Африканский жил на вилле, которая казалась на удивление простенькойсовременникам первых римских императоров, и пользовался столь маленькойбанькой, что они не могли писать об этом без стеснения за его бедность.Зато общественное одобрение вызывали беднеющие или не сумевшиеприспособиться к новым экономическим условиям аристократические роды вродеЭмилиев, представитель которых Луций Эмилий Павел после победы надмакедонянами при Пидне из богатейшей добычи взял себе только библиотекуцаря Персея (и ту не для себя, а для воспитания сыновей). Его сын СципионЭмилиан навека стал лучшим образцом римской добродетели и заодно первымраспространителем стоицизма в Риме.Увеселения римской знати эпохи кризиса республики, такие например, как пирыЛукулла, известны нам прежде всего потому, что вызывали осуждениесовременников. Кстати, будучи блестящим полководцем, Луций Лициний Лукуллтак и не сумел сделать достойную гражданскую карьеру не в последнюю очередьиз-за своей страсти к роскоши. В более раннюю эпоху, когда богатствапобежденных стран Востока только начали притекать в Рим, немало силзатратил на борьбу с нарождавшейся любовью к блеску и роскоши знаменитыйМарк Порций Катон. Он прославился не только агитацией за разрушениепроцветавшего Карфагена и изгнанием из Рима греческих философов. В своейборьбе за чистоту завещанных предками обычаев он столь активно использовалцензорскую должность, в круг полномочий которой входило не толькопроведение цензов, но и наблюдение за нравами, что навека заслужил прозвищеЦензора. Одним из известнейших его актов было исключение из спискасенаторов некоего Манилия только за то, что тот поцеловал свою жену наглазах несовершеннолетней дочери. В другой раз он прославился попыткойзапретить римским матронам носить драгоценные украшения. В Риме и болеепоздней эпохи золотые кольца разрешалось носить только сенаторам ивсадникам. Прочие довольствовались лишь серебряными или железными. Поэтомунувориши типа разбогатевшего вольноотпущенника Тримальхиона из романаПетрония “Сатирикон”, уснащавшие пальцы золотыми перстнями в эпоху Империи,были вынуждены густо покрывать их железными звездочками и другими подобногорода “украшениями”.Однако наиболее жесткие меры, препятствовавшие имущественному расслоениюгражданского коллектива, были проведены спартанским реформатором Ликургом.Его законы до мелочей регламентировали и упростили быт спартиатов, уровеньих потребления, создав так называемую “общину равных”. Попробовавспартанской пищи, знаменитый афинский политик Алкивиад полушутя-полусерьезно сказал, что теперь он понимает причину самоотверженностиспартиатов и почему они так легко расстаются с жизнью на поле боя,подразумевая, что от такой суровой и безрадостной жизни и смерть покажетсяизбавлением. В спартанском обществе была запрещена торговля, в роли денегсохранялись вышедшие было из употребления архаические железные прутьянемалой длины, не конвертировавшиеся с валютой других греческих городов.Экономическая неразвитость и культурная изоляция Спарты позволили ей дольшедругих греческих полисов сохранить единство гражданского коллектива и егосплоченность, важную в военном деле. Оборотной стороной столь жесткойориентации на равенство и умеренность стала культурная неразвитостьспартанцев. Свобода граждан в частной жизниЧем консервативнее и архаичнее была жизнь античных гражданских коллективов,тем в большей степени они стремились сохранить первобытный контроль засвоими согражданами и жесткую регламентированность их частной жизни.Наиболее жестко такое положение соблюдалось в военизированном обществеСпарта. Видевший в спартанском строе социальный идеал Платон и в проектесвоего идеального государства предусматривал жесткую регламентированностьчастной жизни. То же стремление контролировать частную жизнь и личныепоступки граждан очевидно в этических идеалах римских стоиков концареспублики, создававших легендарную традицию о древних героях Цинцинате,Юнии Бруте, Дециях Мусах, Муции Сцеволе, Горации Коклесе, Манлии Торквате,жертвовавших личным ради общественного. Оно же просматривается и в нарочитоконсервативном цензорстве Катона Старшего, стремившегося удержатьускользавшую полноту контроля за частной жизнью. В развитом обществе сдинамичной экономикой и тем более демократическим режимом граждане былипочти полностью предоставлены самим себе в частной сфере.В то же время Аристотель отмечал, что политические свободы далеко не всегдасовпадали с личными: тираны, например, господствуя над обществом полиса, нев большей степени вмешивались в частную жизнь граждан, чем демократическиуправлявшиеся общины, предоставляя им жить как хочется. Более того,развитию науки, философии, литературы и искусства политическая активностьгражданина только мешала, отбирая у него время досуга. Одним из очаговкультурного переворота в Греции конца архаического периода был Милет,управлявшийся тиранами. Культурный расцвет римских городов приходитсяотнюдь не на эпоху республики, а на период империи, устранившей граждан изполитической (но не общественной) жизни.Наличие досуга, обеспеченного гарантированным минимумом со стороныгражданского коллектива, и свободы от жесткой регламентации поведенияиндивида в рамках сообщества своих граждан – были необходимымипредпосылками развития творческой активности античного гражданина. В рамкахсистемы греческих полисов, а затем системы римских муниципиев и колонийграждан античный гражданин имел возможность свободно и беспрепятственноперемещаться и активно включаться в культурную жизнь на новом месте. Такая“горизонтальная мобильность” способствовала разрушению традиций культурнойзамкнутости, основанной на жесткой регламентации быта. Результатом былкачественный культурный скачок античных народов, искусство, архитектура,религия или философия которых явно отличается от соответствующих культурныхдостижений других древних народов, прежде всего динамичностью,реалистичностью, близостью к человеку и способностью к развитию исовершенствованию. Поэтому и наука, основанная на рациональной логике каксистеме, возникла именно в античном мире, хотя не все ее направления имелипредпосылки для развития.Освобождение от традиционных канонов вело к распространению религиозногоиндифферентизма. Если в других обществах этот процесс сопровождалсяпоявлением новых форм религиозности, то в античности на смену религии какорудия познания мира приходит философия. Такой же рационализацииподверглись и наиболее социально значимые архаические ритуалы. Испытаниясвященных царей “выродились” в атлетические состязания. Хоровое пениегимнов богам, призванных формировать порядок и гармонию в космосе, сталопевческими состязаниями. Дионисийские ритуалы породили театр. Ритуальныесражения с олицетворявшими периода годового цикла животными стали зауряднойтравлей зверей в цирках. Человеческие жертвоприношения духам умершихпревратились в гладиаторские бои.Рационализация практики шла рука об руку с рационализацией мышления.Сомнение и неприятие на веру стало характерным явлением общественной жизни.Большую роль в его распространении сыграли софисты. Их рассуждения особенноостро высветили диалектическую двуединость привычных понятий. Это порождалотесную связь оптимизма и пессимизма в мироощущении. Отчетливо осознаваянесовершенство человеческой природы, неодолимость смерти, недостижимостьабсолютной истины, греки и римляне тем не менее чувствовали себя достаточносвободно и комфортно в мире, очерченном пределами их гражданскогоколлектива. Даже удаляясь от него, они могли рассчитывать на возможностьподдержки родного коллектива в случае неудачи их личной инициативы.Вероятно, в этом ключ жизнеутверждающего мироощущения античного человека.Эпоха становления полисного строя оставила в наследство античнойцивилизации дух состязательности (агон) в различных сферах деятельности. Наего формирование оказала влияние обстановка территориальной экспансии,технического и экономического подъема, возникновения новых общественныхотношений, условия постоянной борьбы за власть различных социальных групп.Агонистическое начало выражалось в стремлении быть не хуже других, а повозможности и лучше, то есть отличиться в тех сферах деятельности, которыелучше отвечают личным способностям. Широко известны атлетическиесоревнования древних греков, как то Олимпийские, Истмийские и другие игры.Традиция называет атлетами таких известных “гуманитариев” как Платон,Пифагор и Эврипид. Постоянными были соревнования хоров, драматургов.Философы постоянно вступали в публичную полемику. Специально преподается иизучается искусство спора (эристика). На пирах соревновались в исполнениисколий, а простоватые спартиаты – в лаконизме. Стремясь к славе,сиракузский тиран Дионисий Старший сочинял трагедии и в 367 г. до н.э. его“Выкуп Гектора” получил первую награду в Афинах.Вместо анонимности творческих достижений, присущей другим древним исредневековым цивилизациям, античность славила личную творческуюиндивидуальность. Люди, завоевавшие известность различными проявлениямиинтеллектуального превосходства, считались у греков мудрецами. Уже в началеклассической эпохи сложился канон семи мудрецов, к которым относили Фалесаиз Милета, Солона из Афин, Хилона из Спарты, Бианта из Приены, Периандра изКоринфа, Питтака из Митилены, Клеобула из Линда (иногда называли другиеимена). Римляне мудрейшим из греков признавали Пифагора. Жизнь радипознания не столь уж редко встречалась в античности. Даже в болееконсервативном и склонном к коллективизму Риме интеллектуалы и эрудитывроде Квинта Муция Сцеволы или Марка Туллия Цицерона отдавали политике лишьчасть своей натуры, а такие как Помпоний Аттик или Марк Теренций Варрон ивовсе сторонились ее.Отсутствие строгой регламентации давало античному гражданину относительнуюсвободу в выборе приложения своих сил. Это стимулировало поиски своегоместа в жизни: конкретные – в полисном мире, и интеллектуальные – поискиместа в космосе. Широкая вариативность мировосприятия грека и римлянинасущественно расширяла степень его внутренней свободы и готовность кпринятию нового – следовательно, обеспечивала повышенную приспособляемостьк разнообразным условиям. Античное общественное мнение поощряло личныетворческие достижения. В Греции это было художественное, философское,научное творчество. В Риме – политическое, экономическое, военное. Роднойгород Анаксагора Клазомены выпустил монету с изображением знаменитогофилософа. А Лампсак, где Анаксагор умер, устроил ежегодные каникулы длядетей в его честь. Почитание традицийИдеологическим обоснованием сплоченности гражданского общества былопочитание предков и богов. Древние греки и римляне имели “веселую” ссовременной точки зрения религию. Их боги поведением и поступками былиблизки и понятны человеку. Произошло это потому, что отношения с богами вгражданском обществе подверглись столь же предельной рационализации, как иотношения людей между собой. Однако рационализм древних греков и римлянимел те же ограничения, что и прочие проявления их личностных устремлений.Как и у других народов древности, жизнь греков и римлян была пронизанамагико-мифологическими представлениями. Проникновение правовогорационализма в отношения античных граждан и общества обусловило ирационализм в общении с богами. Каждая община имела своих богов, но приэтом естественно было почитание и чужих богов. Очень рано свои и чужие богибыли объединены мифологическими генеалогиями, которые имели выход и в мирлюдей. Религия объединяла античных людей, так сказать, “по горизонтали”,сглаживая социальные барьеры между полисами. Религиозные праздники и игры вчесть наиболее почитаемых богов, таких как Зевса Олимпийского, ПосейдонаИстмийского, Аполлона Дельфийского и др., стали общегреческими. Тем самымформировалось представление о единстве всех эллинов.В то же время связь аристократических родов с богами в качестве предковделала богов важнейшим стабилизатором общественных отношений в самихполисах, гарантом незыблемости традиций, перешедших от предков. Гражданскийколлектив, много давая своим членам, поэтому и сам выступал в качествевысочайшей ценности для своих граждан. Отнюдь не случайно в период рожденияримской историографии М. Порций Катон в сочинении о началах римскойгосударственности не упомянул ни одного конкретного персонажа, ни одногоимени. Героем его труда выступала сама римская община. Незыблемость устоевгражданского общества обеспечивалась не только сплоченностью сограждан, нои их верностью поколениям граждан, живших до них.Поэтому традиции, у истоков которых стояли боги, были важнейшим ориентиром,обеспечивавшим стабильность полисной жизни. Естественно, что греки иримляне с подозрением относились к создателям интеллектуальным новшеств,ставивших под сомнение авторитет традиций, почитание богов и, какследствие, подвергавшие опасности единство и прочность гражданскогоколлектива. Даже в эпоху культурного расцвета Афин друг Перикла философАнаксагор был осужден, а затем изгнан из города за сомнения в существованиибогов и проповедь рационализма в трактовке космических явлений. В частностион считал Солнце раскаленным камнем, вращающимся вокруг Земли, а не богомГелиосом, совершаюшим ежедневный объезд неба на квадриге солнечных коней.Космос, в котором правили боги, был гарантом устойчивости включенного внего полисного мира. Свобода, допускавшаяся обществом для гражданина в егочастной жизни, была недопустима в публичной практике, где следовало впервую очередь считаться с мнением коллектива.Великий скульптор Фидий умер в тюрьме, обвиненный в святотатстве, когдавопреки религиозному запрету изобразил на щите богини Афины себя и Перикла.Незыблемость религиозных норм обеспечивала стабильность мира. Одним изпунктов обвинения Сократа, приведшего его к гибели, было непочитание богов,которых чтят афинские граждане. Вдобавок чрезмерное увлечение Сократа идеей“Познай самого себя” привело к обвинению его в развращении юношества,поскольку, уча полагаться на свои силы и ум, он тем самым подвергалсомнению авторитет гражданской традиции, мнение коллектива. В его ученииправо индивида на свободное волеизъявление столкнулось с правомгражданского коллектива на контроль за поступками и образом мыслей своихчленов.Боги освящали это право коллектива, а наиболее почитаемый из них вконкретном полисе олицетворял единство гражданского коллектива. Поэтомуримская императорская власть, возникшая для поддержания порядка в средеримского гражданства, сразу же приступила к обожествлению самой себя. Культимператора должен был олицетворять единство римских граждан, рассеянных погромадной державе, одновременно выступая ориентиром для не имевшихгражданства провинциалов. По сути это был культ не личности, а такого жесимволического знака общественной потребности, каковыми были и всеязыческие боги. Античное христианство сумело заместить его потому, что небыло связано с различием между гражданами и негражданами. Но это произошлотолько тогда, когда в реальной жизни Римской империи были уравнены вгражданских правах все ее жители.Античной культуре и ментальности античных граждан был свойственен своегорода диалектизм, уходящий корнями в двойственную природу почти всехпроявлений их общественной жизни. С малых лет античный гражданин училсясообразовывать свои личные устремления с общественным мнением. Поэтомугреки во всем видели и вторую сторону. Особенно ярко это бросается в глазав изречениях, имевших характер поговорок, например: “Ошибаться свойственночеловеку, но глупо упорствовать в своих ошибках”. Недетской мудростью(горечью) веет от ментальности народа, являющегося для нас символом “юностичеловечества”. Стремление к компромиссу – главный принцип общественнойжизни античных граждан. Античный индивидуализм проявлялся в личнойзакрытости человека при его внешней постоянной готовности нести даньгосподствующему коллективизму. Выход сдерживающимся внутренним чувствамнаходился в тирании над чужими, прежде всего, над рабами и в военной,цивилизаторской и т.п. активности на чужбине, то есть за пределами своегогражданского коллектива. Вероятно, поэтому с началом кризиса полисногостроя появляется множество интеллектуально-этических направлений, общейхарактерной чертой которых был монологизм лежавшей в их основе идеи:кинизм, стоицизм, гедонизм и т.п.Воспитываемый стилем жизни в правовом обществе рационализм в духовной сферебыл уделом лишь удачно устроившихся в жизни образованных интелектуалов изаристократии или чрезвычайно талантливых людей. Будучи творцами большинствашедевров, представляющих для нас античную культуру в целом, они тем неменее жили в особой, в значительной мере уединенной от общества, атмосфереобщения с себе подобными. Этой цели служили такие античные сообщества какгетерии, коллегии, братства, кружки. Система ценностейТаким образом, общинное устройство античных государств определяло всюсистему ценностей, составлявшую основу морали античного гражданина. Еесоставными частями были:Автономия – жизнь по собственным законам, проявлявшаяся не только встремлении полисов к независимости, но и в стремлении отдельных гражданжить своим умом.Автаркия – самообеспеченность, выражавшаяся в стремлении каждой гражданскойобщины иметь полный комплекс жизнеобеспечивающих профессий истимулировавшая отдельного гражданина к ориентации на натуральноепроизводство для собственного потребления в своем хозяйстве.Патриотизм – любовь к своему




Похожие:

Античное гражданское общество iconАнтичное гражданское общество
И позднее в большинстве полисов сельское хозяйство преобладало над ремеслом, а земледельцы были основой античного общества, наиболее...
Античное гражданское общество iconПолитический режим и гражданское общество политический режим и гражданское общество. Для более глубокого понимания политического режима и правового государстванеобходимо рассмотреть понятие «гражданское общество»

Античное гражданское общество iconВ. Г. Ледяев государство vs гражданское общество: скрытые практики власти и сопротивления анализ проблемы «государство/гражданское общество»
Представляют собой как бы две параллельные самовоспроизводящиеся области в россии данная ситуация налицо, что и позволяет рассматривать...
Античное гражданское общество iconВ. Г. Ледяев государство vs гражданское общество: скрытые практики власти и сопротивления анализ проблемы «государство/гражданское общество»
Представляют собой как бы две параллельные самовоспроизводящиеся области в россии данная ситуация налицо, что и позволяет рассматривать...
Античное гражданское общество iconПрограмма конференции предусматривает работу секций: Гражданское общество: теория, история, реальность
Гражданское общество: проблемы государственного строительства и правового регулирования
Античное гражданское общество iconБилет №13 Понятия «гражданское общество» и «правовое государство». Гражданское общество
Это фактически бесконечный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения стороны...
Античное гражданское общество icon1 Гражданское общество: системный подход
Гражданское общество выполняет задачи соединения личных, коллективных и общественных интересов, объединяет граждан с помощью многообразных...
Античное гражданское общество icon1 Гражданское общество: системный подход
Гражданское общество выполняет задачи соединения личных, коллективных и общественных интересов, объединяет граждан с помощью многообразных...
Античное гражданское общество icon«гражданское общество. Взгляд студенчества». Приглашаются
Международная научно-практическая конференция «гражданское общество. Взгляд студенчества»
Античное гражданское общество iconОт гражданской журналистики к гражданским коммуникациям Гражданское общество в России за последние годы претерпело значительные изменения. Эпоха «бури и натиска»
Сейчас мы имеем некоторое количество вполне респектабельных, так называемых некоммерческих организаций, получающих государственные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы