Индивидуальные особенности личности icon

Индивидуальные особенности личности



НазваниеИндивидуальные особенности личности
Дата конвертации19.07.2012
Размер294.44 Kb.
ТипРеферат
Индивидуальные особенности личности


Тема: Индивидуальные особенности личности. 1. Понятие личности в психологии Определение личности В широком плане личность человека являетсяинтегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, системужелез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половыеразличия, анатомические особенности, процессы созревания и развитияорганизма. Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры иструктуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых онучаствует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальныероли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, групперовесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влияниемвоздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», тоесть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людейо нас самих. В современной психологии нет единого понимания личности. Однакобольшинство исследователей считает, что личность есть прижизненноформирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющихобраз (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения. В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействиеотносительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей,темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации. Способности человека определяют его успехи в различных видахдеятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир -других людей, обстоятельства жизни и т. п. Характер человека определяет егопоступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижениюпоставленных целей. Эмоции и мотивация - это, соответственно, переживаниялюдей и побуждения к деятельности и общению. Направленность и устойчивость личности Практически никто изисследователей не возражает против того, что ведущим компонентом структурыличности, ее системообразующим свойством (признаком, качеством) являетсянаправленность — система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей,интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т. д.),определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях. Направленность оказывает организующее влияние не только на компонентыструктуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), и напсихические состояния (например, преодоление отрицательных психическихсостояний с помощью положительно доминирующей мотивации) и познавательные,эмоциональные, волевые психические процессы (в частности, высокая мотивацияв развитии процессов мышления имеет не меньше значение, чем способности). Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формыпротекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии),вкусы, склонности и др. Она проявляется не только в различных формах, но ив различных сферах жизнедеятельности человека.
Например, можно говорить онаправленности морально-политической (либеральной или консервативной),профессиональной («гуманитарной» или «технической») и бытовой (человек длядома, для семьи или «для друзей и подруг»). Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой,интенсивностью, устойчивостью и действенностью. Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, астановится. Однако в современной психологии нет единой теории формированияи развития личности. Например, биогенетический подход (С. Холл, 3. Фрейд идр.) считает основой развития личности биологические процессы созреванияорганизма, социоге-нетический (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) - структуруобщества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т. д.,психогенетический (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.). - не отрицая нибиологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитиесобственно психических явлений. Правильнее, видимо, считать, что личностьне просто результаты биологического созревания или матрица специфическихусловий жизни, но субъект активного взаимодействия со средой, в процессекоторого индивид постепенно приобретает (или не приобретает) личностныечерты. Развитая личность обладает развитым самосознанием. Субъективно, дляиндивида, личность выступает как его Я («образ Я», «Я-крнцепция»), системапредставлений о себе, обнаруживающая себя в самооценках, чувствесамоуважения, уровне притязаний. Соотнесение образа Я с реальнымиобстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменить свое поведениеи осуществлять цели самовоспитания. Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое образование.Устойчивость личности заключается в последовательности и предсказуемости ееповедения, в закономерности ее поступков. Но следует учитывать, чтоповедение личности в отдельных ситуациях довольно вариативно. В тех свойствах, которые были приобретены, а не заложены с рождения(темперамент, задатки), личность менее устойчива, что позволяет ейадаптироваться к различным жизненным обстоятельствам, к изменяющимсясоциальным условиям. Модификация взглядов, установок, ценностных ориентациии т. д. в таких условиях является положительным свойством личности,показателем ее развития. Типичным примером этого является изменениеценностных ориентации личности в современный период, в период переходаРоссии к рыночной экономике. 2. Способности Понятие о способностях Перейдем к рассмотрению других сторон личности.В самом общем виде способности - это индивидуально-психологическиеособенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении илегкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям,умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают ихбыстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системойразличных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться. Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну изних, наиболее значимую: 1) природные (или естественные) способности в основе своей биологическиобусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе,при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типаусловно-рефлекторных связей); 2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальнойсреде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основекоторых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические,учебные и творческие). Специфические человеческие способности в своюочередь подразделяются на: а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видахдеятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь,точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющиеуспехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимыособого рода задатки и их развитие (способности математические,технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие,спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять иобогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру; б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности кконкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственнолишь разносторонне одаренным людям; в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия,усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности,и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальнойи духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степеньтворческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степеньспособностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом; г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а имен-1 но, речьчеловека как средство общения, способности восприятия и Оценки людей,социально-психологической приспособляемости к различной обстановке,вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., ипредметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей сприродой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д. Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения,обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей,обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень исвоеобразие деятельности и общения. Способности, задатки и индивидуальные различия Подавляющее большинствопсихологов считает, что задатки — это некоторые генетическидетерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервнойсистемы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку)формирования и развития способностей. Однако некоторые из ученых (например,Р. С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врожденные(природные) и приобретенные (социальные). Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия — этоособенности психических явлений (процессов, состояний и свойств),отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природнойпредпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга,создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, подвлиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека сокружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальныеразличия являются предметом изучения дифференциальной психологии. Природа человеческих способностей Здесь прежде всего речь должна идти о природе так называемых социальныхспособностей, биологическая основа которых до сих пор точно не установлена.Это — высшие, культурно-обусловленные способности. Условиями ипредпосылками развития их являются в первую очередь обстоятельства жизничеловека: жизнь в обществе, наличие социально-культурной среды, созданнойискусственно трудом многих поколений людей; обучение в детстве пользованиюсоответствующими предметами, например, музыкальными инструментами; участиев целом ряде сложных, высокоорганизованных видах деятельности и общения;наличие круга людей, которые в состоянии передать необходимые знания,умения и навыки с помощью эффективных средств и методов обучения ивоспитания; отсутствие у человека с рождения жесткой запрограммированностиповедения, наличие незрелости мозговых структур с их способностью кпоследующему формированию путем обучения и воспитания. Анатомо-физиологической основой социальных способностей, когда онистановятся развитыми, выступают так называемые функциональные органы -прижизненно складывающиеся нервно-мышечные системы, обеспечивающиефункционирование и усовершенствование соответствующих способностей. Развитие способностей Способности - не статичные, а динамические образования, их формированиеи развитие происходит в процессе определенным образом организованнойдеятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно. Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность- одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг другаспособностей. Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, которыйобеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладеватьсложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающийсоздание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивныйуровень включает элементы творческого, и наоборот. 3. Темперамент Понятие и типы темперамента Темперамент - совокупность индивидуальныхособенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороныповедения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темпераментможно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило,обусловлены биологически и являются врожденными. Темперамент теснейшимобразом связан с характером, и у взрослого человека их трудно разделить. Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа:холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Такоеразделение имеет длительную историю (Гиппократ, Гален, Кант, Павлов и др.),хотя имеются и другие классификации типов темперамента (Кречмер, Шелдон,Сиго и др.). 1. Холерик - сильный тип темперамента, проявляющийся в общейподвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, вбурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности. 2. Сангвиник - сильный тип темперамента, характеризующийсяподвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики,отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью. 3. Флегматик — сильный тип темперамента, связанный с медлительностью,инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешнимвыражением эмоций, низким уровнем психической активности. 4. Меланхолик — слабый тип темперамента, которому свойственнызамедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровеньпсихической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживатьдаже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций,сензитивность. Нет ни хороших, ни плохих темпераментов. Каждый из них имеет своидостоинства и недостатки. Достоинство холерика — в возможностисосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени, анедостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки.Сангвиник, обладая быстрой реакцией и повышенной трудоспособностью вначальный период работы, к ее концу снижает работоспособность не только из-за быстрой утомляемости, но и ввиду падения интереса. Достоинствофлегматика в способности долго и упорно работать, но он не в состояниибыстро со-' браться и сконцентрировать свои усилия. Меланхолик отличаетсябольшой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его работоспособностьвыше в середине или в конце работы, а не в ее начале. Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где трудпредъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествамчеловека. Свойства темперамента. Темперамент и личность Большинство исследователей темперамента выделяют такие его свойства,теснейшим образом связанные между собой и с качествами характера:сензитивность — особенность человека, проявляющаяся в возникновениичувствительности (психической реакции) на внешний раздражитель наименьшейсилы; реактивность — особенность человека, связанная с силой эмоциональнойреакции на внешние и внутренние раздражители; активность - способностьчеловека, заключающаяся в преодолении внешних и внутренних ограничений впроизводстве, в общественно-значимых преобразованиях, в присвоениибогатств, усвоении духовной культуры; темп реакций - особенность человека,заключающаяся в скорости протекания психических процессов, а в определенноймере и психических состояний; пластичность — ригидность — особенностичеловека гибко и легко приспосабливаться к новым условиям, либо костно,инертно, нечувствительно вести себя в изменившихся условиях; экстраверсия-интроверсия ~ особенности человека, выражающиеся в преимущественнойнаправленности активности личности либо вовне (на мир внешних объектов:окружающих людей, событий, предметов), либо внутрь (на явления собственногосубъективного мира, на свои переживания и мысли). Темперамент, будучи врожденным, является базой большинства свойствличности. Но он определяет лишь динамику их проявления (впечатлительность,эмоциональность, импульсивность, тревожность). Впечатлительность — свойство человека, характеризующее степеньвоздействия различных раздражителей, время сохранения их в памяти и силуответной реакции на это воздействие. Эмоциональность - свойство, выраженноев скорости, содержании, качестве, глубине, динамике эмоциональных процессови состояний. Импульсивность - свойство, заключающееся в склонности человекадействовать по первому побуждению, спонтанно под влиянием внешнихвоздействий или внезапно нахлынувших эмоций. Тревожность - повышеннаясклонность человека испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни, в томчисле и не располагающих к этому. Понятие тревожности близко к понятиюневротизма (Г. И. Айзенк). Эти особенности темперамента оказывают влияние на характерологическиечерты, на развитие и проявление способностей человека. 4. Характер Определение характера, его основных черт В самом общем виде характер может быть определен как система устойчивыхсвойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, квыполняемой работе, к досугу и т. д. В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), как раз ивыражающих различное отношение личности к отдельным сторонамдействительности. В первой подсистеме содержатся черты, проявляющиеся вдеятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие, или же,наоборот, безынициативность, ленивость и т. д.). Ко второй подсистемеотносятся черты личности, проявляющиеся в отношениях человека с другимилюдьми, т. е. в общении (тактичность-бестактность, вежливость-грубость,чуткость-черствость и т. д.). Третью подсистему составляют черты, которыепроявляются в отношении человека к самому себе (самокритичность-завышенноесамомнение, скромность-наглость и т. д.). Четвертая подсистема - этосовокупность отношений человека к вещам (аккуратность-безалаберность,щедрость-скупость и др.). Возможна и другая классификация черт характера, например: 1) свойства, определяющие поступки человека в выборе целей деятельностии общения (расчетливость, рациональность и т. д., или альтернативные имчерты); 2) свойства, относящиеся к действиям, направленным на достижениепоставленных целей (настойчивость, целеустремленность, последовательность идр., а также противоположные им качества); 3) свойства, имеющие чисто инструментальное значение, непосредственносвязанные с темпераментом (интроверсия-экстра-версия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, пластичность-ригидность и т.д..). Типология характеров В мировой психологической науке нет единой типологии характеров, ноподавляющее большинство психологов исходили из следующих основных общихидей: а) довольно рано сформировавшись, характер человека проявляет себя впериод дальнейшей жизни как более или менее устойчивое психическоеобразование; б) входящие в характер сочетания черт не являются случайными. Они всовокупности представляют системы, четко различимые по типам, что ипозволяет строить типологию характеров; в) в соответствии с типологией характеров большинство людей может бытьразделено на определенные группы. Наиболее известны следующие типологиихарактера: 1. конституционные теории, связывающие особенности характера с внешнимвидом человека, с его конституцией, габитусом (Ростан, Ломброзо, Сиго,Кречмер, Шелдон и др.). 2. акцентуальные теории, связывающие особенности характера егоакцентуацией - чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и ихсовокупностей, представляющей крайние варианты психической нормы,пограничные с психопатиями (Леонгард, Личко и др.). 3. социальная типология характеров, в основе которой - отношениечеловека к жизни, обществу, моральным ценностям (Фромм). Рассмотрим описание некоторых типов характеров людей, не претендующеена полноту и систематичность. Гипертимный тип — таких людей характеризует чрезвычайная контактность,словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Это энергичные,инициативные, оптимистически настроенные люди. Вместе с тем онилегкомысленны, раздражительны, трудно переносят условия жесткой дисциплины,вынужденное одиночество. Дистимный тип. Для этих людей характерны низкая контактность,немногословие, склонность к пессимизму. Они ведут замкнутый образ жизни,редко конфликтуют. Серьезны, добросовестны, преданы в дружбе, однако не вмеру пассивны и медлительны. Циклоидный тип. Им свойственны частые периодические смены настроения.Во время душевного подъема они ведут себя по гипертимному типу, спада — подистимному. Педантичный тип. Этим людям характерны добросоветсность и аккуратность,надежность в делах, но в то же время они способны изводить окружающихчрезмерным формализмом и занудливостью. Демонстративный тип. Они артистичны, обходительны, их мышление ипоступки неординарны. Они стремятся к лидерству, легко приспосабливаются клюдям. Вместе с тем, такие люди эгоистичны, лицемерны, недобросовестны вработе, тщеславны. Экстравертированный тип. Их побуждает к деятельности и заряжаетэнергией внешний мир. Не любят уединенных размышлений, нуждаются вподдержке и одобрении людей. Общительны, имеют много друзей. Легковнушаемы, подвержены влиянию. Охотно развлекаются, склонны к необдуманнымпоступкам. Интровертированный тип. Они ориентированы на свой внутренний мир,поэтому мало контактны, склонны к одиночеству и глубокомыслию, не терпятвмешательства в их личную жизнь. Сдержанны, редко вступают в конфликты.Одновременно они довольно упрямы, консервативны, им трудно вовремяперестроиться. Садо-мазохистский тип. Стремясь устранить причины своих жизненныхнеудач, такие люди склонны к агрессивным действиям. Люди-мазохистыстараются взять вину на себя, и при этом упиваются самокритикой исамобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности ибеспомощности. Люди-садисты ставят людей в зависимость от себя, приобретаютнад ними безграничную власть, причиняют им боль и страдания, испытывая приэтом наслаждения. Конформистский тип. У таких людей почти никогда не бывает нисобственного мнения, ни собственной социальной позиции. Они беспрекословноподчиняются обстоятельствам, требованиям социальной группы, быстро и безпроблем меняют свои убеждения. Это -тип сознательных и бессознательныхприспособленцев. Мыслительный тип. Эти люди больше доверяют тому, что продумано,логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь осправедливости. Любят доводить все до полной ясности. Способны оставатьсяспокойными тогда, когда окружающие теряют самообладание. Чувствующий тип. Люди такого плана отличаются повышеннойчувствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорчает. Ониальтруистичны, всегда ставят себя на место другого, с удовольствиемоказывают помощь даже во вред себе. Все принимают близко к сердцу, ихупрекают в чрезмерной нерешительности. Последнее время приобретает все большую популярность типология,предложенная знаменитым швейцарским психологом К. Юнгом в его работе«Психологические типы». Рассмотрим некоторые ее положения в порядкедополнения к уже приведенной типологии. У экстравертов мыслительного типа совокупность их жизненных проявленийнаходится в зависимости от их интеллектуальных выводов, но любое суждениестроится на критерии, полученном из внешних условий (традиции иобразование). Мыслители - экстраверты становятся государственнымидеятелями, адвокатами, почетными академиками и удачливыми антрепренерами. У экстравертов чувствующего типа их чувства согласуются с общепринятымиоценками и переживаниями, находятся под сильным воздействием традиционныхценностей. Например, экстраверт этого типа будет воспринимать нечто как«прекрасное» или «хорошее» не из-за субъективной, личной оценки, а потому,что другие тоже считают. Экстравертивного ощущающего типа притягивают те объекты (люди,ситуации), которые возбуждают сильные ощущения. Результатом оказываетсямощная сенсорная связь с внешним миром. Этот тип ориентирован на конкретноенаслаждение «реальной жизнью», жизнью «на полную катушку». Лиц такого типаможно встретить среди редакторов, атлетов, бизнесменов, вообщепреуспевающих людей. Для экстраверта интуитивного типа характерна способность восприниматьво внешнем мире то, что происходит «за сценой» событий, угадывать то, чтоскрыто «за личиной» человека, видеть скрытые новые возможности. Но у негоотмечается недостаток способности к суждению, и он редко реализуетвозможности сам. Зачастую он начинает дело с нуля и оставляет его на порогеуспеха; следовательно, другие пожинают урожай, посеянный им. Интровертный мыслительный тип склонен быть теоретиком, но его мышлениемало зависит от общепринятых традиций и идей, он следует своим идеалам икритериям. В поиске своих идей упрям, неподатлив внешнему влиянию. Однаконаивен, доверителен и беспомощен в личных вопросах (этакий «рассеянныйпрофессор»). Интровертный чувствующий тип отдает себя полностью субъективноориентированному чувству, не прислушиваясь к фактам, логике событий. Людиданного типа не блистают и не стремятся обнаруживать самих себя. Их чувстваглубоки и нередко иррациональны. Они склонны избегать вечеринок и собраний,они молчаливы и труднодоступны. Интровертный ощущающий тип руководствуется тем, что есть, что видимо ислышимо, что происходит, а не логическими построениями. Внутренние реакциина внешние впечатления глубоки, но внешняя реакция возникает с задержкой.Про людей этого типа говорят, что они, услышав утреннюю шутку, начинаютсмеяться в полночь. Настроенные на то, чтобы здесь и теперь, на то, чтоесть, индивиды этого типа испытывают огромные трудности, пытаясьвообразить, что могло бы быть. Интровертный интуитивный тип обладает интуитивной способностьюпроникать в будущее, но его интуиция направлена не на объективнуюреальность, а на субъективный психический мир. Такие люди нередки средишаманов, пророков, поэтов и художников. Они мало озабочены телеснымсуществованием и зачастую погружены в бесплодные фантазии. Полезно иметь в виду, что сложность и многообразие человеческойличности не умещается даже в эту пространную типологию. Было бы такжеошибочным недооценивать предрасположенность каждого из нас к какому-либотипу или одновременно нескольким (совместным друг с другом) типам. Поэтомуознакомление с типологией характеров позволяет полнее использовать своисобственные сильные стороны, нейтрализовать (по возможности) слабые, атакже помогает «подобрать ключ» к другим людям, поскольку приоткрываетскрытые механизмы человеческих решений и поступков. Формирование характера. Личность и характер Как уже отмечалось, первые признаки возникновения и стабилизациихарактера необходимо искать в начале жизни человека. Возрастет 2-3 до 9-10лет является сензитивным периодом для становления характера. В этот периодчеловеку присуща возрастная сензитивность, оптимальное сочетание условийдля развития черт характера. Под влиянием взрослых формируются такие черты(положительные и отрицательные), как доброта, отзывчивость, общительность,либо эгоистичность, безразличие к людям, черствость. Начало их формированияво многом связано с первыми месяцами жизни и стилем общения матери (лица,ее заменяющего) с ребенком. Трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность,настойчивость и другие так называемые «деловые» качества, как и ихантиподы, формируются позднее в детских играх, в доступных видах домашнеготруда. При этом необходима стимуляция взрослых. Черты характера,проявляющиеся в отношениях с людьми, в общении, оформляются в начальныхклассах школы, когда у ребенка резко расширяется круг контактов с новымишкольными друзьями и с учителями. Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковомвозрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера - вранней юности. К окончанию школы характер фактически сформирован. Характервлияет практически на все иные свойства личности, на ее познавательные,волевые, эмоциональные процессы и состояния. От других черт личностихарактер во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью. 5. Воля Понятие о воле Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения(деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешнихпрепятствий. Это - способность человека, которая проявляется всамодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений. Основные признаки волевого акта: а) приложение усилий для выполнения волевого акта; б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта; в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствиенепосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате егоисполнения; г) нередко усилия воли направлены не только на победу надобстоятельствами, сколько на преодоление самого себя. В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотямногими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение оволе с его терминологической определенностью и однозначностью. Видимо,такое положение с изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX векаборьбой между реактивной и активной концепциями поведения человека. Дляпервой концепции понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонникипредставляют все поведение человека как реакции человека на внешние ивнутренние стимулы. Сторонники же активной концепции человеческогоповедения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человекапонимают как изначально активное, а самого человека наделенным способностьюк сознательному выбору форм поведения. Волевая регуляция поведения Волевая регуляция поведения характеризуетсясостоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режимаактивности, концентрацией этой активности в необходимом направлении. Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации исовершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действияотличаются от импульсивных, т. е. действий, совершаемых непроизвольно инедостаточно контролируемых сознанием. На уровне личности проявление воли находит свое выражение в такихсвойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия длядостижения цели), настойчивость (умение человека мобилизовать своивозможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умениетормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятогорешения), энергичность и др. Это - первичные (базовые) волевые личностныекачества, определяющие большинство поведенческих актов. Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чемпервичные, волевые качества: решительность (умение принимать и претворять вжизнь быстрые, обоснованные и твердые решения), смелость (умение поборотьстрах и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря наопасности для личного благополучия), самообладание (умение контролироватьчувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решениюсознательно поставленных задач), уверенность в себе. Эти качества следуетрассматривать не только как волевые, но и как характерологические. К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образомсвязанные с нравственными: ответственность (качество, характеризующееличность с точки зрения выполнения ею нравственных требований),дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятымнормам, установленному порядку), принципиальность (верность определеннойидее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении),обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности ивыполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные сотношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работатьтворчески, предпринимая поступки по собственному почину), организованность(разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность(старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей) и т. д.Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту,т. е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий. Волевые действия можно подразделить на простые и сложные. В простомволевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в само действие почтиавтоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет егопоследствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намеренияего осуществить, составление плана его осуществления и т. д. Развитие воли у человека связано: а) с преобразованием непроизвольных психических процессов впроизвольные; б) с приобретением человеком контроля над своим поведением; в) с выработкой волевых качеств личности; г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудныезадачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительныхволевых усилий в течении долгого времени. Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движениеот первичных к вторичным и далее - к третичным качествам. Свобода воли и личностная ответственность Рассмотрение психологической трактовки личности предполагаетистолкование феномена духовной ее свободы. Свобода личности впсихологическом плане - это, прежде всего, свобода воли. Она определяетсяпо отношению к двум величинам: к витальным влечениям и социальным условиямжизни человека. Влечения (биологические импульсы) преобразуются в нем подвлиянием его самосознания, духовно-нравственных координат его личности.Более того, человек -это единственное живое существо, которое в любоймомент может сказать «нет» своим влечениям, и которое не должно всегдаговорить им «да» (М. Шелер). Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен занятьпозицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обусловливают егополностью. От него — в пределах его ограничений - зависит, сдастся ли он,уступит ли он условиям (В. Франкл). В этом плане свобода - это когдачеловек сам должен решать, выбрать ли ему добро, или уступить злу (Ф. М.Достоевский). Однако свобода - это лишь одна сторона целостного феномена, позитивныйаспект которого - быть ответственным. Свобода личности может перейти впростой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности(В. Франкл). Человек обречен на свободу и, вместе с тем, не может уйти отответственности. Иное дело, что для многих людей спокойствие оказываетсядороже свободного выбора между добром и злом, и поэтому они с готовностью«списывают» свои грехи (неблагородные поступки, подлость, предательство) на«объективные условия» — несовершенство общества, плохих воспитателей,неблагополучность семей, в которых они выросли, и т. п. Марксистский тезисо коренной зависимости добра и зла в человеке от внешних (социальных)условий всегда был предлогом для ухода от персональной ответственности. 6. Эмоции Виды и роль эмоций в жизни человека Под эмоциями понимают, с однойстороны, своеобразное выражение субъективного отношения человека кпредметам и явлениям окружающей действительности в форме непосредственныхпереживаний приятного или неприятного (эмоции в широком значении слова), ас другой - лишь реакцию человека и животных на воздействия внутренних ивнешних раздражителей, связанную с удовлетворением или неудовлетворениембиологически значимых потребностей (эмоции в узком значении слова). Через эмоции как систему сигналов человек узнает о потребностнойзначимости происходящего. Эмоции могут быть положительными, связанные спереживанием приятного, и отрицательными, когда переживается неприятное;стеническими, повышающими активность личности, и астеническими, снижающимиее активность. Эмоции подразделяются на эмоциональный тон ощущений, эмоции в узкомсмысле слова (о чем говорилось выше), и чувства. Некоторые авторы в этот жеряд ставят и аффекты. Эмоциональный тон ощущений - это непосредственныепереживания, сопровождающие отдельные ощущения (например, температурные,вкусовые, слуховые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению.Чувство — отражение в сознании человека его отношений к действительности,которые возникают при удовлетворении или неудовлетворении вашихпотребностей. По направленности чувства делятся на: моральные (переживания,связанные с отношением человека к социальным учреждениям, к государству,определенной партии, к другим людям, к самому себе - любовь, ненависть и т.д.), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью —сомнение, уверенность, любознательность и т. д., любовь к истине каквершина интеллектуальных чувств), эстетические (переживание прекрасного илибезобразного, проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явленийприроды, событий общественной жизни - чувство красоты или безобразия,чувство величественного и т. д.). Аффект - сильное и относительнократковременное эмоциональное состояние, возникшее в связи с резким инеожиданным изменением актуальных для субъекта жизненных обстоятельств исопровождающиеся явно выраженными двигательными и висцеральными(внутриорганическими) проявлениями. Многие авторы выделяют и практические чувства, связанные с трудом,учением, спортом. Интеллектуальные, эстетические, практические чувствавозникают вместе с нравственными и обогащаются за счет последних. Определим еще некоторые понятия, характеризующие человеческие эмоции.Амбивалентность - несогласованность, противоречивость переживаемых эмоций копределенному объекту (любовь, ненависть, радость и горе и т. д.). Апатия -вызванное утомлением, тяжелым переживанием или болезнью эмоциональноесостояние безразличия, упрощения чувств, равнодушия к событиям окружающейжизни, ослабления побуждений. Депрессия - подавленное эффективноесостояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижениемпобуждений, заторможенностью интеллектуальной деятельности и двигательныхреакций. Настроение — сравнительно устойчивое переживание каких-либоэмоций. Страсть - сильное, стойкое и всеохватывающее чувство,главенствующее над другими чувствами человека и приводящее к сосредоточениюна предмете страсти всех его устремлений и сил. Стресс ( эмоциональный) -эмоциональное состояние, возникшее в ответ на разнообразные экстремальныедействия (стрессоры) - угрозу, опасность, обиду и т. д. Эмпатия -сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение,вчуствование в эмоциональный мир другого человека. Теории эмоций Необходимо отметить, что число психологических теорийэмоций не существует. Все они затрагивают физиологические и иные связанныес ними вопросы, так как всякое эмоциональное состояние сопровождаетсямногочисленными физиологическими изменениями в организме. Эволюционная теория (Ч. Дарвин, исходит из того, что эмоции появились впроцессе эволюции живых существ как приспо-собительные (адаптационные)механизмы к обстоятельствам жизни. По концепции У. Джемса - К. Ланге,развивающей эволюционную теорию, органические изменения являютсяпервопричиной эмоций. У человека в динамике эмоций не меньшую роль, чем органические ифизические воздействия, играют когниции (знания). Исходя из этого былипредложены новые концепции эмоций. Теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер) исходит из того, чтоположительные эмоциональные переживания возникают тогда, когда ожиданиячеловека сбываются и когниции претворяются в жизнь, то есть, когда реальныерезультаты поведения находятся в консонансе (соответствии) с намеченными.Отрицательные же эмоции возникают, функционируют и усиливаются тогда, когдамежду ожидаемыми и наступившими результатами имеется диссонанс(несоответствие, расхождение). По существу, когнитивистской является и информационная концепция,предложенная отечественным физиологом академиком П. В. Симоновым, исходя ихкоторой сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном итогеопределяется силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения вданной ситуации. Эмоции и личность Эмоции теснейшим образом связаны с личностью,неотделимы от нее. Эмоции прежде всего отражают состояние, процесс ирезультат удовлетворения потребностей. В эмоциональном плане люди как личности отличаются друг от другаэмоциональной возбудимостью, длительностью и устойчивостью возникающихэмоциональных переживаний, доминированием стенических или астенических,положительных или отрицательных эмоций и т. д. Но главное различие — в силеи глубине чувств, в их содержании и предметной отнесенности. Сама система идинамика типичных эмоций характеризует человека как личность. Эмоциональность является врожденной, но аффекты, и, тем более, чувстваразвиваются в ходе жизни, что означает личностное развитие человека. Такоеразвитие связано: а) с включением в эмоциональную сферу человека новыхобъектов; б) с повышением уровня сознательного волевого управления иконтроля своих чувств; в) с постепенным включением в нравственную регуляциюболее высоких нравственных ценностей (совести, долга, ответственности,порядочности и т. д.). 7. Мотивация Мотив и мотивация Мотив - это побуждение к совершению поведенческогоакта, порожденное системой потребностей человека и с разной степеньюосознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершенияповеденческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могуттрансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершенияпоступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, апо преобразованной мотивации. Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимумдва психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активностьиндивида и определяющую ее. активность, то есть система факторов,детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов,характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческуюактивность на определенном уровне. Возникновение, продолжительность и устойчивость поведения, егонаправленность и прекращение после достижения цели, преднастройка набудущие события, повышение эффективности, смысловая целостность отдельновзятого поведенческого акта — все это требует мотивационного объяснения. Мотивация и деятельность В современной психологической литературесуществует несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения,поведения). Одна из них - теория каузальной атрибуции. Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектоммежличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей иразвитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение.Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее: а)человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение другихлюдей; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам;в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельностивнешними, а удачные - внутренними факторами. Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различныхвидах деятельности. Не вдаваясь в подробности этой теории, необходимоотметить, что прямой корреляции между деятельностью и силой мотивадостижения успехов и избегания неудач психологами не обнаружено, ибо кромесилы и характера мотива достижения успехов, результаты деятельности зависятот сложности решаемых задач, от достижений любых неудач в прошлом, и отиных причин. Зависимость между мотивацией и достижением успехов вдеятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется всвязи мотивации достижения успехов и качества работы. Такое качествоявляется наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшаетсяпри слишком низком или слишком высоком. Важное значение имеет соотношение результатов деятельности итревожности. Психологическими исследованиями установлено, что деятельностьчеловека в ситуации, порождающей тревожность, непосредственно зависит не отналичия или отсутствия «личностной тревожности», а от силы «ситуационнойтревожности», эффективности принятых для ее снижения контрмер и точностикогнитивной оценки ситуации. У людей, прежде всего с ярко выраженной личностной тревожностью,возможно возникновение чувства беспомощности. Оно возникает чаще всего,когда многочисленные прошлые неудачи ассоциируются в сознании индивида сотсутствием у него способностей, необходимых для успешной и эффективнойдеятельности, что ведет к потере желания предпринимать дальнейшие попытки иприлагать усилия к выполнению деятельности. В этих случаях наряду соснижением мотивации обычно ощущается нехватка знаний и эмоционально-положительной стимуляции деятельности. Мотивация и личность Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятсячертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести ужерассмотренный выше мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, атакже определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний. Мотив достижения успеха — стремление человека добиваться успехов вразличных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи -относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненныхситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельностии общения. Локус контроля -характеристика локализации причин, исходя изкоторых человек объясняет свое поведение и ответственность, как инаблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интервальный(внутренний) локус контроля — поиск причин поведения и ответственности всамом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля -локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей егосреде, судьбе. Самооценка - оценка личностью самой себя, своихвозможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди другихлюдей. Уровень притязаний (в нашем случае) - желаемый уровень самооценкиличности (уровень Я), максимальный успех в том или ином виде деятельности(общения), которого рассчитывает добиться человек. Личность характеризуют и такие мотивационные образования какпотребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощилюдям (альтруизм) и агрессивность. Это — мотивы, имеющие большое социальноезначение, так как они определяют отношение личности к людям. Аффилиация -стремление человека быть в обществе других людей, наладить с нимиэмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиа-ции выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни бытьотвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти - стремлениечеловека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять ираспоряжаться ими. Альтруизм -стремление человека бескорыстно оказыватьпомощь людям, антипод - эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстныеличные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересамдругих людей и социальных групп. Агрессивность — стремление человекананести физический, моральный или имущественный вред другим людям,причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человекаесть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий,связанный с оценкой собственных таких действий как нежелательных инеприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта нафрустрацию — психическое состояние человека, вызываемое объективнонепреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями,возникающими на пути к цели или к решению задачи (переживание неудачи). Использованная литература: 1. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990. 2. Зейгарник Б. В. Теории личности в общей психологии. М., 1982. 3. Леонтьев А. Н. Деятельность, Сознание. Личность. М., 1982. 4. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. 5. Психология личности. Тексты. М., 1982. 6. Психология формирования и развития личности. М, 1981. 7. Рейнвальд Н. И. Психология личности. М., 1987. 8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. Т. II. М., 1989. 9. Спрджвелидзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.




Похожие:

Индивидуальные особенности личности iconТема: Индивидуальные особенности личности. Понятие личности в психологии
...
Индивидуальные особенности личности iconКурсовая работа По предмету: «Общая психология» На тему: «Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями»
Исследование индивидуальных особенностей памяти отечественными и зарубежными исследователями. Индивидуальные особенности памяти их...
Индивидуальные особенности личности iconНекоторые особенности
Индивидуальные особенности, учитываемые в процессе обучения ребенка математике 6
Индивидуальные особенности личности iconС. Л. Мирошниченко Индивидуализация обучения как условие индивидуального развития студента
Необходимо учитывать не только возрастные особенности учащихся, но и их индивидуальные особенности
Индивидуальные особенности личности iconПрограмма воспитания и обучения детей в детском саду М. А. Васильевой "Программа воспитания и обучения в детском саду"
В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая...
Индивидуальные особенности личности iconИндивидуальные особенности внимания

Индивидуальные особенности личности iconВыступление на педагогическом совете «работа психолога в школе». Материал подготовлен педагогом психологом Глинковской мсош ковалевой Зоей Егоровной
Льные годы. Именно поэтому перед школой, впервые так определенно и резко были поставлены задачи — уделять главное внимание развитию...
Индивидуальные особенности личности iconИндивидуальные особенности памяти и их связь со способностями

Индивидуальные особенности личности iconКонтрольная работа по дисциплине «деловое общение» на тему: «Психологическая структура личности и практика делового общения»
Проанализируйте особенности психической структуры личности в психоанализе З. Фрейда и действие механизмов психологической защиты
Индивидуальные особенности личности iconВведение 3 Понятие темперамента 5
Психические особенности человеческой личности характеризуются различными свойствами, проявляющиеся при общественной деятельности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы