Спрос и предложение товаров icon

Спрос и предложение товаров



НазваниеСпрос и предложение товаров
Дата конвертации19.07.2012
Размер187.25 Kb.
ТипРеферат
Спрос и предложение товаров


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ НА ТЕМУ: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРОВ. ЗАКОН СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. РУКОВОДИТЕЛЬ: доктор эк. наук, проф. Агеев В.М. РЕЦЕНЗЕНТ ВЫПОЛНИЛА: студентка 2 курса соц.эк. факультета дневного отделения Мархиева Залина МОСКВА 2001СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I:ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРОСА 4 1,1: ВИДЫ СПРОСА И ЭЛЕМЕНТЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ. 5 1,2:ВЕЛИЧИНА СПРОСА. ЗАКОН СПРОСА. 6 1,3:ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА 10 Глава II:ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 14 2,1:ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 15 2,2:ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 18 2,3:РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА. 20 Глава III: ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА В РОССИИ. 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 27ВВЕДЕНИЕ В рыночной экономике продукты продаются и покупаются. Товарноеобращение и соответственно рынок всегда представлены парным отношением«продавец- покупатель», которое в превращенной форме, свойственнойобращению, выражает внутренние связи и противоречия между производством ипотреблением. Они проявляются в сфере обмена как противоречия между спросоми предложением. Спрос и предложение товаров являются подлинными регуляторами рыночнойэкономики. В основе жизни рыночной экономике лежит взаимодействие спроса ипредложения. Именно от этого взаимодействия зависит ответ, что производить,для кого производить и по какой цене продавать произведенную продукцию,чтобы извлечь необходимую прибыль для дальнейшего развития. Именносоотношение между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен.Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при которомобеспечивается равновесие спроса и предложения, а в итоге - равновесиепроизводства и потребления. Всем известно что, одним из главных вопросов, который пытались решитьне только продавцы и покупатели, но и экономисты всех времен является – чтоопределяет цены на продукты? И из выше сказанного появляется наиболеекраткий ответ на него: цену определяет соотношение спроса и предложения. В рыночной экономике понятие «спрос» наряду с понятием «предложение»относится к числу фундаментальных. Распространена даже шутка, что попугая,умеющего произносить слова «спрос» и «предложение», можно считатьобразованным экономистом. Как известно, самые распространенные, обобщающие термины настолькоемки и многогранны, что не поддаются точным определениям, это в полной мереотносится и к терминам «спрос» и «предложение». Сначала разберемся, что такое СПРОС… Глава I:ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРОСА СПРОС- это платежеспособная потребность, сумма денег, которуюпокупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия иуслуги. Спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человекнуждается в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладаетпокупательским спросом, т.е. совокупная величина потребностей превышаетплатежеспособный спрос, и потребности не могут быть полностьюудовлетворены.
Таким образом, платежный спрос-это спрос на товары и услуги,подкрепленный денежными средствами покупателей. Он отражает обеспеченнуюденьгами часть потребностей населения в конкретных количествах товаров иобъемах услуг определенного назначения. Спрос характеризуется количеством товаров определенного вида, которыепотребитель хочет и в состоянии купить при определенной цене на них втечение определенного периода времени. Именно спрос определяет, чтопокупать на рынке и в каком количестве. Спрос- это важнейший ориентир дляпредложения. И наоборот, предложение на рынке выступает с такими товарами,которые пользуются спросом. Соотношение спроса и предложения, в конечном счете, определяет ценына рынке потребительских товаров, средств производства, ценных бумаг,рабочей силы и других товаров. 1,1: ВИДЫ СПРОСА И ЭЛЕМЕНТЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ. Различают индивидуальный спрос, т.е. платежеспособные потребностиотдельного покупателя в том или ином товаре, суммарный спрос индивидуальныхпокупателей и совокупный спрос, выраженный в деньгах, который формируетсяна национальном уровне. Он представляет собой реальный объем товаров,который готовы купить при определенном уровне цен все хозяйствующиесубъекты. По степени охвата товаров различают: а) микроспрос, т.е. спрос наотдельные виды товаров, б) макроспрос, т.е. спрос на более или менеекрупные группы товаров. По степени удовлетворения спроса выделяют: а) реализованный спрос, б)неудовлетворенный спрос, который определяется количеством денег, которые немогут быть обменены на товары в силу их отсутствия в продаже, в) скрытыйнеудовлетворенный спрос, когда вместо желаемого товара, отсутствующего впродаже, приобретаются другие товары или его вид, худший по качеству. По характеру спроса различают: а) падающий спрос, б) полноценныйспрос, в) растущий спрос, г) чрезмерный спрос, д) нерегулярный спрос, ж)нерациональный спрос. Элементы формирования спроса. На размеры и структуру спроса влияют: а)цена продукта или услуги, б) доходы населения, в) число покупателей, г)наличие товара, д) вкусы покупателей, е) мода, ж) реклама, з) цены насопряженные товары, и) система налогообложения, к) возможность и условиякредита, л) гарантийный и постгарантийный сервис, м) сезонный фактор, н)демографические факторы, о) географические особенности, п) национальные иисторические особенности, р) профессиональная структура работающегонаселения, с) имущественная дифференциация населения, т) валютный курс, у)меры по стимулированию спроса и др. Для стимулирования спроса можно использовать следующие меры: а)демонстрация товаров, б) предложение о возврате денег, если товар непонравился, г) удобство упаковки и доставка товара, д) премии и конкурсы идр. 1,2:ВЕЛИЧИНА СПРОСА. ЗАКОН СПРОСА. Величиной спроса называется количество товара, которое покупателиготовы (т.е. хотят, могут) купить при данной цене в течение определенногопериода: дня, недели и т.п. Величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем вышецена товара, тем меньшее его количество люди готовы купить, и наоборот, чемниже цена, тем большее количество товара люди готовы купить. Этосоотношение называется законом спроса. Для того чтобы легче выявить зависимость спроса от цены рассмотримшкалу спроса, которая показывает, сколько товаров можно купить поразличным ценам за данный период. Цена 1 кг яблок, руб. Покупатели готовы купить 2 25 5 15 8 9 10 6 15 4 20 2 Закон спроса выражает следующую функциональную зависимость спроса (С)от цены (Ц): С=F(Ц), где F- показатель количественной зависимости. Чем вышецена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. Например, внашей стране повышение цен на подписные издания в 1991-1998гг. привело ксокращению объема подписки. Действует и обратная зависимость: чем нижецена, тем больше спрос. Математически это означает, что между величинойспроса и ценой существует обратно пропорциональная зависимость (однако необязательно в виде гиперболической, представленной формулой y=а/x). Природа закона спроса по существу проста. Если у покупателя естьопределенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможеткупить тем меньше товара, чем больше его цена, и наоборот. Конечно,реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечьдополнительные средства, приобрети взамен данного товара иной, заменяющийего. Но в целом закон спроса отражает генеральную тенденцию свертыванияобъема закупок с ростом цен на товар в условиях, когда денежные возможностипокупателя ограничены определенным пределом. Графически закон спроса представлен в виде так называемых кривыхспроса, отражающих в форме графика связь, функциональную зависимость междувеличиной спроса и ценой, то есть шкалу спроса. [pic] Кривые D-D' на графике показывают: при повышении цен платежеспособнаяпотребность людей сокращается, и наоборот, когда цена снижается, спрос напродукты увеличивается. Кривые спроса позволяют установить не только объем спроса,соответствующий данной цене на товар, но и выявить чувствительностьвеличины спроса к изменению цены на товар. Смещение кривых спроса происходит под влиянием изменений доходовлюдей. Когда доход возрастает, спрос на большинство товаров увеличивается,и наоборот, при уменьшении дохода спрос снижается. Эти товары экономистыназывают нормальными. Но есть и товары-исключения, на которые свозрастанием дохода спрос падает, а с уменьшением - растет. Среди товаров низшей категории есть такте удивительные товары,величина спроса на которые растет с увеличением цены (т.е. кривая спросаявляется растущей). Спрос на многие товары в экономике зависит от ситуациина рынке других товаров. Например, если цена на зеленый салат возрастет, ана капусту останется без изменения, потребители перейдут на салаты изсвежей капусты и, соответственно, кривая спроса на нее сдвинется вправо.Такие салаты, как салат и капуста, называются заменителями. Есть и такиетовары, на которые спрос растет одновременно, например, если снизится ценана лыжи, по всей вероятности, возрастет спрос на спортивную зимнюю одежду.Такие товары называют дополняющими. Итак, сдвиг кривой спроса может произойти в результате: 1. изменения вкусов потребителей; 2. изменения вкусов потребителей; 3. изменения ситуации (спроса, предложения, цены) на рынке заменителей или дополняющих товаров. Теоретически вполне возможно существование товаров, не подчиняющихсязакону спроса, величина спроса на которые возрастает при увеличении цены.Их называют товарами Гиффена. Предпринималось много попыток обнаружитьтакие товары. В реальной жизни нередки случаи, когда рост цен на товарувеличивает спрос на него, так как людям кажется, что рост цены отражаетвысокое качество товара. Но поскольку в данном случае проявилось действиене собственно цены, а других факторов, то подобные товары не принятосчитать товарами Гиффена. Здесь вновь сказывается условность предпосылок,заложенных в основу закона спроса. Закон спроса и закон предложения не содержат конкретного инструмента,рецептов построения кривых спроса и предложения. Однако они играют огромнуюроль в раскрытии природы, толковании рыночных процессов и объясненияповедения продавцов и покупателей на рынке. 1,3:ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА Эластичность-это мера реагирования одной переменной величины (спросаили предложения) на изменения другой (цены). Закон спроса гласит, что величина спроса на товар находится в обратнойзависимости от изменения цены на него. Насколько же велика эта зависимость?Оценить ее позволяет показатель, который называется эластичностью спроса поцене. Если величина спроса сильно реагирует на изменения цены, то говорят овысокой эластичности спроса, если же величина спроса мало меняется приизменении цены, то говорят о низкой эластичности. Мерой такого измененияслужит коэффициент эластичности спроса(К). К=Рост объема спроса (в%)/Снижение цен (в%) При эластичности спроса, равной единице, изменение цены, скажем, на 5%вызывает изменение спроса на те же 5%. Если эластичность спроса больше единицы, т.е. величина спроса меняетсябыстрее, чем цена, мы говорим, что спрос на данный товар эластичен. Если жепоказатель эластичности меньше единицы, т.е. величина спроса меняетсямедленнее, чем цена, мы говорим, что спрос на товар неэластичен. При этомнадо помнить, что при разной исходной цене на один и тот же товарпоказатель эластичности спроса чаще всего будет разным. К товарам с эластичным спросом обычно относят: 1. предметы роскоши; 2. товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета; 3. легкозаменяемые предметы; Товары с неэластичным спросом включают: 1. предметы первой необходимости; 2. товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета; 3. труднозаменяемые товары; С эластичностью спроса сталкивается каждая фирма, которая собираетсяизменить цену на свой товар. Если фирма повышает цену на свой продукт, ейхочется, чтобы спрос на него был как можно менее эластичным. Для этогонеобходимо, чтобы продукт стал для потребителя незаменимым, и,следовательно, надо воспитывать у покупателя «преданность» к изделиямданной фирмы, ее торговой марке. Но если фирма хочет заработать на снижениицены, ей выгодна высокая эластичность спроса на ее товары. Исследования показывают, что спрос на большую частьсельскохозяйственной продукции крайне неэластичен, порядка 0,2 или 0,25. Всилу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаряхорошим погодным условиям или росту эффективности производства одновременноснижает как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку(доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный характерспроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может бытьнежелательным! Для политиков это означает, что повышение доходов фермеровзависит от ограничения фермерского производства. Вообще говоря, спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннеепериод времени для принятия решений. Одна из причин этого правилазаключается в том, что многие потребители - это люди привычки. Если цена напродукт растет, нам требуется время, чтобы найти и опробовать другиепродукты, пока мы не убедимся в их приемлемости. Если цена говядиныповысится на 10%, потребители, возможно, не сразу сократят свои покупки. Ночерез некоторое время они могут перенести свои симпатии на птицу или рыбу,на которые у них теперь "появился вкус". Другое объяснение этого правиласвязано с долговечностью продукта. Исследования показывают, что"краткосрочный" спрос на бензин менее эластичен (0,2), чем "долгосрочный"спрос (0,7). Почему так происходит? Потому что в долгосрочном планебольшие, пожирающие бензин автомобили изнашиваются и из-за подорожаниябензина заменяются меньшими по размеру, более экономичными машинами. Впредпринятом недавно прикладном исследовании, посвященном системепригородного железнодорожного сообщения г.Филадельфии, утверждается, что"долгосрочная" эластичность спроса на железнодорожные билеты почти в 3раза превышает его "краткосрочную" эластичность. Точнее, краткосрочнаяреакция пассажиров (определяемая непосредственно в момент изменения целыбилета) неэластична и равна 0,68. Наоборот, долгосрочная реакция(определяемая за четырехлетний период) эластична и равна 1,84. Болеевысокая долгосрочная эластичность объясняется тем, что при наличиидостаточного количества времени потенциальные пассажиры железнодорожноготранспорта получают возможность принять необходимые решения относительнопокупки автомобиля или изменения местонахождения дома и работы. Во всякомслучае, такое различие эластичности привело автора к выводу о том, чтосистема пригородного сообщения, обслуживающая около 100 тыс. Пассажиров,могла бы немедленно увеличить ежедневную выручку на 8 тыс. дол., повысивцену билета на 0,25 дол., или примерно на 9%. Почему? Потому чтократкосрочный спрос неэластичен. Однако в долгосрочной перспективе те же 9%роста цены приведут, согласно оценке, к уменьшению общей выручки более чемна 19 тыс. дол, в день, поскольку спрос эластичен. Общий вывод гласит, что повышение цены, выгодное в краткосрочномаспекте, чревато финансовыми затруднениями в долгосрочной перспективе . Глава II:ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Предложение- это совокупность товаров, находящихся на рынке илиспособных быть доставленными туда, это сумма товаров, которые продавцыготовы продать при разной динамике рыночной цены. Другими словами,предложение представляет собой рыночные фонды, то есть ту совокупностьтоваров, которая поступает для окончательной реализации. Предложение предопределяется производством, но не тождественно ему.Равенство спроса и предложения не всегда означает равенство производства ипотребности. Предложение характеризует возможность и желание продавца(производителя) предлагать свои товары для продажи на рынке по определеннымценам. Такое определение обрисовывает предложение и отражает его сущность скачественной стороны. В количественном плане предложение характеризуетсяего величиной, объемом. Объем, величина предложения - это количество продукта, котороепродавец желает, может и способен в соответствии с наличием илипроизводственными возможностями предложить для продажи на рынке в течениенекоторого периода времени по определенным ценам. Как и объем спроса, величина предложения зависит не только от цены, нои от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности,состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары,инфляционные ожидания. 2,1:ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Если для покупателей цена определяет величину спроса на товар илиуслугу, то для производителей она определяет величину предложения.Величиной предложения называется количество товара, которое будетпредложено для продажи при данной цене в данный период. Закон предложения состоит в следующем: чем выше цена, тем большевеличина предложения; чем ниже цена, тем меньше величина предложения.Почему действует закон предложения? Во-первых, потому, что по возросшейцене производители захотят дать больше изделий, чем раньше. Во-вторых,действует «эффект нового продавца». Дело в том, что всякого родапроизводство чего-то стоит производителю, требует от него определенныхиздержек и затрат. Они имеют различную природу. С одной стороны, для того,чтобы изготовить некоторое количество товаров, производитель долженприобрести и затратить факторы производства: землю, труд и капитал. Это такназываемые издержки производства. Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен вобщем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках производстваединицы товара с увеличением цены растет прибыль и производителю (продавцу)становится выгодным продать побольше такого товара. Реальная картина нарынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция обычноимеет место. По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажитоваров будет возрастать. Это иллюстрируется на условном примере в шкалепредложения. Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы готовы продатьпо разным ценам. Приводимые цифры раскрывают зависимость предложения отцены. Цена 1 продукта продавцы готовы продать 20 25 15 15 13 9 8 4 5 2 Графически закон предложения может быть отображен кривой предложения,отображающей в форме графика связь, функциональную зависимость междувеличиной предложения и ценой. Кривые предложения принято обозначать буквойS, представляющей первую букву английского слова «supply»- предложение. [pic] Из данного графика видно, что при увеличении цены на товар,предложение будет увеличиваться. По аналогии со спросом следует различать величину предложения,характеризующую изменение объема предложения в зависимости от цены приперемещении по кривой предложения, и предложение в целом, характеризуемоеформой и положением всей кривой предложения. Смещение всей кривойпредложения обусловлено действием неценовых факторов. Изменение предложения товаров на рынке происходит под воздействиемследующих условий: 1. цены на ресурсы (при их росте происходит сокращение предложения товаров); 2. наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров и движение их цен; 3. уровень технологии, применяемой при производстве однотипных изделий; 4. налоги, дотации и субсидии, влияющие на развитие производства; 5. качество ресурсов и факторов производства; 6. число продавцов и их поведение на рынке; 7. конкуренция на рынке; 8. ожидания производителей в связи с возможными изменениями цен; 9. природные катастрофы и войны; 10. политическая ситуация в стране. 2,2:ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Предложение тоже может быть эластичным и неэластичным. Степеньизменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризуетэластичность предложения. Под эластичностью предложения понимается степеньего изменения в зависимости от динамики цен. Мерой этого изменения являетсякоэффициент эластичности предложения (Кп): Кп= объем предложения (в%)/ рост цен (в%) Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется набольший процент, чем цена. Как показывает опыт западных стран, коэффициентэластичности предложения- при условии равновесия цен и за длительный период- имеет тенденцию к возрастанию (т.е. рост цен на определенную величину внесколько большей степени вызывает увеличение производства). Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышенииили снижении цен. Это характерно для многих товаров в краткосрочномпериоде. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов,которые не возможно хранить в больших количествах. К тому же предложениеболее инертно (по сравнению со спросом). Ведь довольно трудно переключатьпроизводство на выпуск новых изделий, перераспределять в связи с этимресурсы для изменения количества выпускаемых товаров. Стало быть, знаниединамики коэффициента эластичности предложения полезно для прогнозированияобъема производства в зависимости от изменения цены. Таким образом, стала известна прямая зависимость спроса и предложенияот рыночной цены. Эта зависимость проявляется в регулирующем воздействиицены на соотношение спроса и предложения, а стало быть, на экономическоеположение продавцов и покупателей. Существует два варианта такогорегулирования, при которых одна сторона рыночной сделки выигрывает, адругая проигрывает. Первый вариант: рыночная цена возрастает, а это ведет, с однойстороны, к снижению спроса и, с другой, к увеличению предложения. Врезультате экономический выигрыш оказывается у производителей и продавцов. Второй вариант: цена на товары снижается, что способствует, с однойстороны, расширению спроса и, с другой стороны, сокращению предложения. Витоге экономически выигрывают покупатели. 2,3:РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА. В условиях рыночной конкуренции взаимодействие рыночного спроса ирыночного предложения регулирует цену до того момента, когда величинаспроса и предложения совпадают, и устанавливается «равновесная цена». Равновесная цена устанавливается в результате уравновешивания спросаи предложения, когда количество товаров, которые покупатели хотятприобрести, соответствует тому их количеству, которое производителипредлагают на рынке. Другими словами, равновесная цена-это цена такогоуровня, когда объем предложения, соответствует объему спроса. Рыночное равновесие устанавливается на вполне определенный периодвремени, поскольку спрос и предложение в течение времени меняются.Изменение либо спроса, либо предложения влечет за собой изменениеравновесной цены. Устойчивое равновесие устанавливается тогда, когда объемпредложения, приспосабливается к объему спроса, а цена приближается кравновесной цене. В каждый последующий момент времени рыночное равновесиеустанавливается как некоторое новое значение равновесной цены. На графикеэто выглядит следующим образом: Равновесная цена. 20 D S 15 10 8 точка равновесия 4 2 200 400 600 700 800 где D-спрос, а S – предложение. В результате свободной конкуренции на рынке формируется определенныйпредел роста и снижения цен. Он выступает в виде цены спроса и ценыпредложения. Цена спроса - это та максимальная цена, которую покупателисогласны заплатить за товар, а цена предложения - это та минимальная цена,по которой продавец все еще согласен продавать свой товар, чтобы не понестиубытка. В условиях монополии эта зависимость может быть нарушена. Монополииимеют возможность снизить цены ниже издержек производства, чтобы разоритьконкурента и завоевать рынок, а затем ее повысить, чтобы компенсироватьпотери и получить максимальную прибыль или сразу завысить цены, пользуясьсвоим монопольным положением. Чтобы ограничить стремление монополий к безграничному росту цен,требуется вмешательство государства в рыночное ценообразование, посредствомустановления фиксированных или максимально возможных цен на продукциюестественных монополий, которые они не имеют права повышать. Все сказанное свидетельствует о том, что равновесная цена иравновесное количество обладают следующими необыкновенными свойствами: 1.Товаров предоставлено на рынке не больше и не меньше, чем нужно дляпотребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажейпо равновесной цене. Стало быть, достигнутое равновесие свидетельствует онаибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации.Нобелевский лауреат французский экономист М. Алле вывел теоремы с такимифундаментальными положениями: «…всякая равновесная ситуация рыночнойэкономики является ситуацией максимальной эффективности, и, наоборот,всякая ситуация максимальной эффективности является равновесной ситуациейрыночной экономики». 2.В точке равновесия выражен и наибольший социальный эффект. Заравновесную цену потребитель приобретает предельное (для его дохода)количество полезностей. 3.На рынке не обнаруживается не избытка товаров (количество, котороеизлишне для продажи при данном объеме доходов населения), ни дефицита(нехватки) благ. В заключение напрашивается вопрос: имеется ли на самом рынкевнутренняя сила, которая способна преодолевать неравновесное состояниерынка (превышение спроса над предложением, или наоборот) и порождатьтенденцию к продаже благ по равновесной цене? Глава III: ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕТРУДА В РОССИИ.[1] Рынок труда в нашей стране более-менее стабилизировался, для некоторыхспециальностей сложилось динамическое равновесие между спросом ипредложением. Вот некоторые сведения о положении дел в этой области. Напервом месте, по популярности у работодателей, конечно, профессия"менеджер". Хотя надо признать, в настоящий момент это понятие носит такойже общий характер, как "инженер" десять лет назад. Устойчив спрос также насекретарей-референтов, главных бухгалтеров, программистов. Что касаетсяструктуры спроса, то наиболее активно привлекают новые кадры фирмы,работающие в торговле (40% запросов на специалистов), сфере услуг (35%), атакже банки (11%). Для примера остановимся на самой "компьютерной" из всех имеющихся в"горячей десятке" (список самых востребуемых профессий) специальностей - напрограммисте в широком смысле этого слова. Как уже отмечалось, спрос на них не так уж и мал. Например, в"десятках" середины и конца прошлого года программисты занимали шестыеместа. Правда, в конце года спрос на программистов оказался несколькоменьше предложения. Однако в ближайшее время это положение можетизмениться: новые программисты будут нужны не только на замену старым, но идля воплощения в жизнь новых проектов. В основном это связано спрогнозируемым широким распространением сетевых технологий. Причемпрактически сразу за волной спроса на специалистов по локальным сетям можетпойти волна спроса на специалистов по сетям глобальным. По нашим прогнозам,этот всплеск начнется в течение ближайших месяцев - как только руководителифирм сформулируют свои требования к специалистам-сетевикам. Другой пример:еще совсем недавно мало кто слышал о системе R/3 немецкой компании SAP. Асегодня американский специалист, который проработал с этой системой большетрех лет, может рассчитывать на оплату от 150 долл. в час, плюс машина,плюс жилье и плюс еще более выгодные предложения со стороны. Пока этопример из "их" жизни, однако в последнее время компания SAP активизируетсяи на нашем рынке. Однако даже обладателям сверхнеобходимейших профессий не стоит уповатьна то, что все получится само собой. "Важнейшим из искусств" дляпоступающего на работу является написание резюме (Carriculum Vitae). Сопределенной долей уверенности можно утверждать, что грамотно написанноерезюме (или удачно пройденное собеседование) - это "плюс 200 долларов кзарплате". Но большинство программистов - интраверты, которые с трудом идутна контакт, и им нелегко что-либо о себе написать. Тем более, рассказатьчто-либо за те 15-20 минут, которые в среднем отводятся на собеседование.Поэтому (точнее - в том числе и поэтому) возможен двукратный разбросзарплат у специалистов одинаковой квалификации, делающих приблизительноодинаковую работу, так как кто-то из них сумел "подать" себя, а кто-то -нет. Правильное выполнение этих "ритуальных" действий сейчас, как правило,достигается за счет собственных ошибок, хотя в крупных рекрутерских фирмахуже складывается практика бесплатного консультирования. По договоренности с редакцией еженедельника Computerworld Россия мыпланируем разместить на его страницах ряд статей, посвященных положению делна рынке труда. Хотелось бы надеяться, что эта тема заинтересует читателейи вызовет у них ответный отклик. В частности, крайне полезной была бы"обратная связь", с помощью которой можно выяснить, какие именно темы изпредлагаемых нами наиболее интересны читателям. [pic] ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами иуслугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне котороговыступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом натовары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывновзаимодействующими категориями и служат связующим механизмом междупроизводством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, таки совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четкоотслеживаться на постоянной основе специальными отделами. Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночнаяцена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризуетсостояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Дляизмерения величины изменения спроса и предложения используется понятиеэластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой. Надо также отметить, что спрос выступает одним из самых важнейшихфакторов при формировании экономической стратегии предприятия, так кактолько производство “нужных”, пользующихся спросом у покупателей товаровцелесообразно и выгодно с экономической точки зрения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Курс экономической теории: Учеб.пособие. - М.:1993 2. Основы экономической теории: учеб.пособие/ Под ред. В.Д.Камаева.- М.:Изд-во МГТУ им.Баумана, 1996 3. Экономика как наука.М.Алле, М.:1995 4. Основы политической экономии. Милль Дж.С.,М.:1980 5. Принципы экономической науки. Маршалл А.,М.:1993, Т.2. кн.5. гл.15. Т.3.кн.6.Приложение А. 6. Основы экономической теории. В. Н. Щербаков, В.М.Агеев,М.:2000 7. Политическая экономия: Учебник для вузов/Медведев В.А., Абалкин Л.И. и др.-М.:1988 8. Экономическая теория: учеб.пособие. Е.Ф.Борисов-М.:2000 9. Экономика: справочник, Е.Ф. Борисов, А.А. Петров, Ф.Ф. Стерликов.-М.: 1998 10. Курс экономики/ учебник.-под.ред.Б.А.Райзберга, М.:2001 11. Введение в рыночную экономику/под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной.- М.: Высшая школа,1994----------------------- [1] Информация предоставлена агентством по подбору персонала«Контакт»(24.10.2001)




Похожие:

Спрос и предложение товаров iconПредложение
Рынок – 1 место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок; 2 экономические отношения, связанные с обменом товаров...
Спрос и предложение товаров iconРеферат по курсу "Теория рынка и рыночная стратегия" на тему: теория потребительского поведения
Спрос и предложение наиболее часто используемые в экономической теории термины (по вполне уважительной причине). Спрос и предложение...
Спрос и предложение товаров iconСпрос, предложение и рыночные структуры в здравоохранении
Рыночный механизм является процессом, посредством которого продавцы и покупатели взаимодействуют, чтобы определить цену и количество...
Спрос и предложение товаров iconРеферат по дисциплине «Экономическая теория» на тему «Спрос и предложение» Выполнил Студент kypca Проверил Преподаватель прага 2002 План Введение
Спрос и предложение – два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых...
Спрос и предложение товаров iconСпрос и предложение

Спрос и предложение товаров iconСпрос и предложение

Спрос и предложение товаров iconСпрос и предложение

Спрос и предложение товаров iconСпрос и предложение, их эластичность

Спрос и предложение товаров iconПредложение и спрос на деньги

Спрос и предложение товаров iconСпрос, предложение и рыночные структуры в здравоохранении

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы