Судебная система в зарубежных странах icon

Судебная система в зарубежных странах



НазваниеСудебная система в зарубежных странах
Дата конвертации19.07.2012
Размер159.64 Kb.
ТипРеферат
Судебная система в зарубежных странах


Cудебная система в зарубежных странах ПЛАН 1. Судебные органы и судебные системы зарубежных стран 2. Конституционные принципы правосудия и осуществления судебной власти 3. Виды судебного процесса 1. Судебные органы и судебные системы зарубежных стран Состав судебных органов. Судебные учреждения могут включать различныхгосударственных служащих: прокуроров (при судах), судебных следователей,работников канцелярии судов, секретарей судебных заседаний и т.д. Судьи,прокуроры, судебные следователи обобщенно во многих странах называютсямагистратами, остальные — это служащие судебных учреждений. Многие изслужащих судов в том или ином качестве могут участвовать в судебномпроцессе (например, прокуроры, поддерживающие обвинение, секретари, ведущиепротоколы заседаний), но главная роль в судебном заседании принадлежитсудье (судьям), если даже народные заседатели имеют равные с судьейпроцессуальные права. К судье предъявляются высокие требования, что связано спредоставленными ему полномочиями, в том числе по решению судеб людей.Судья должен отвечать профессиональным требованиям (высшее юридическоеобразование и, как правило, определенный стаж работы на других юридическихдолжностях), обладать высокими моральными качествами (не только отсутствиесудимости, но и незапятнанная репутация), иметь определенный жизненный опыт(обычно в законе предусматривается повышенный возраст для занятия должностисудьи). Число судей в тех или иных судебных учреждениях может сильноразличаться. В штате районных, межмуниципальных судов, судов судебныхокругов, рассматривающих дела по первой инстанции, может быть до 10 и болеесудей, в каждом из пяти федеральных судов юстиции в Германии работает всреднем 21 судья, в Верховном суде США — 9 судей, Японии — 15, Индии — 17. Суды формируются различными способами. Во многих штатах США судьиизбираются гражданами. В странах тоталитарного социализма судьи низшихсудов также избираются гражданами или представительными органами, авышестоящих — представительными органами (например, областные суды —областными советами). В большинстве стран судьи назначаются, но в высшихсудах обычно это происходит при участии различных ветвей власти. В СШАВерховный суд назначается президентом с согласия сената, в Японии —императором по представлению кабинета министров (главный судья) и кабинетом(остальные судьи). В Италии и Франции судьи назначаются по конкурсуорганами судейского самоуправления — верховными советами магистратуры, вВеликобритании — лордом-канцлером (по существу, министром юстиции) безконкурса, но по совету состоящей при нем комиссии (ее состав неоглашается). Судьи назначаются либо пожизненно, но практически занимаютдолжность до достижения определенного возраста (в Великобритании ониобязаны подать в отставку по достижении 72 лет, в Японии— 65), либо наопределенный срок (обычно первый раз на срок в пять — десять лет, а второйраз — пожизненно).
В странах тоталитарного социализма судья избирается наопределенный срок, как правило, на пять лет. Судьи могут быть досрочносмещены с должности за совершение преступлений, за недостойное, порочащееповедение, но делается это в особом порядке — органами судейскогосамоуправления или при их участии. Народные заседатели в социалистических странах избираются на собранияхграждан по месту работы открытым голосованием. Ассизы, шеффены, присяжныезаседатели (в ряде стран не старше 70 лет) подбираются муниципальнымисоветами из среды достойных граждан, составляется их общий список, а затемпо жребию они участвуют в судебных заседаниях. Подбор присяжных длярассмотрения конкретного дела может быть осуществлен и иначе: по решениюсудьи, согласованному со сторонами в судебном процессе. Прокуроры и судебные следователи в одних странах назначаются в том жепорядке, что и судьи, но не пожизненно, в других странах — в порядкестрогой централизации и подчиненности (в странах тоталитарного социализма инекоторых постсоциалистических странах — генеральным или главнымпрокурором). К кандидатам на должности магистратов, особенно на должности судей,как отмечалось, предъявляются высокие требования. Повышенный возраст иногдаопределяется законом (по конституции Украины — не менее 25 лет), вотдельных случаях — обыкновениями (во Франции не принято назначать судьейлицо моложе 40 лет). В некоторых странах предусмотрена необходимость длязанятия должности судьи пройти предварительные ступени. Это занимаетстолько времени, что судья просто не может быть молодым. В Германии послеокончания юридического высшего учебного заведения и сдачи государственного(теоретического) экзамена кандидат на судейскую должность проходитдлительную стажировку в суде, обычно на канцелярских должностях, надолжности следователя и т.д. После этого нужно сдать практический экзаменперед судьями и другими судейскими работниками. Сдавшим экзаменприсваивается звание судьи, но должность судьи не предоставляется: лицолишь включается в список кандидатов на такую должность (списки ведутсяфедеральным министерством юстиции, а также министерствами юстиции земельдля замещения судейских мест в судах земель) и должно находитьсяопределенное время на другой работе в органах юстиции. Впрочем, в Италии,Швеции, некоторых других странах путь к должности судьи короче. Статус судей. Выше уже говорилось о некоторых элементах статуса судей,в том числе о порядке их назначения и смещения. Важнейшим положениемстатуса судей является принцип несменяемости. Это означает, что судья неможет быть смещен с должности досрочно, до наступления установленногозаконом предельного возраста, за исключением случаев, когда он совершилпреступление или недостойно вел себя (принцип: судья остается в должности,пока хорошо себя ведет), не может уйти в отставку по собственному желанию.Несменяемость означает также, что смена партии у власти не влияет наположение судей. Е странах тоталитарного социализма судьи, как и депутаты,могут быть досрочно отозваны избирателями, их избравшими, илисоответствующими представительными органами. Судьи независимы и подчиняются только закону. Признаются принципы ихдеполитизации и департизации. Как правило, судьи не могу1 состоять вполитических партиях, участвовать в политических акциях забастовках. Насудей распространяется принцип несовместимости должностей: они не могутзаниматься другой оплачиваемой работой торговой и промышленнойдеятельностью. В судебных учреждениях исключаются родственные связи. Законустанавливает, что вознаграждение судей не может быть уменьшено во времяпребывания их в должности. Системы судебных органов. Системы судебных органов могут бытьнеодинаковы в унитарных и федеративных государствах. В унитарныхгосударствах обычно существует единая система общих судов. В федеративномгосударстве может быть единая система (например, Канада), но возможна иотдельная система федеральных судов, и отдельная система судов субъектовфедерации (например, в США во главе с верховными судами штатов, хотя вконечном счете, в том числе и для верховных судов штатов, окончательнойинстанцией является Верховный суд США). Если существует «двойная система»,то федеральные суды применяют только федеральные законы, суды же штатов — ифедеральные законы, и законы субъектов федерации (разумеется, своегоштата). Во всех государствах, за исключением совсем небольших, например Науру,Тувалу, где население составляет менее 10 тыс. человек, действуют несколькоразличных звеньев общих судов. Сначала рассматривают дело суды первойинстанции (мировые судьи, полицейские суды, районные суды, суды судебныхокругов и др.). В большинстве стран второй инстанцией являются особыеапелляционные или высокие суды (в странах тоталитарного социализма такогозвена нет), куда можно обращаться с жалобой на решение суда первойинстанции. В апелляционном суде весь процесс повторяется аналогичнопроцедуре первой инстанции, но возможно привлечение новых свидетелей,предъявление дополнительных доказательств. Следующая инстанция —кассационная. Это либо вышестоящий суд, либо верховные суды, иногдаофициально называющиеся кассационными. Они заседают только в составепрофессиональных судей (без народных и присяжных заседателей), но нерассматривают факты, доказательства, а проверяют дело только с точки зрениясоблюдения закона в судебном процессе (иногда и до него, например, в ходепредварительного следствия). Описанная выше схема в ряде стран имеет свои особенности. Верховныесуды могут рассматривать отдельные дела, установленные конституцией илизаконом, в первой инстанции, иногда даже с участием присяжных или народныхзаседателей (уголовные дела). Суды первой инстанции рассматриваютбольшинство уголовных и гражданских дел, но не все: некоторые дела подсуднывышестоящим судам. Сказанное относится и к мировым судьям, которыеединолично рассматривают менее значительные уголовные дела, а такжегражданские дела с небольшой ценой иска. Судейское самоуправление. Как отмечалось, судебная власть имеетспециальный орган, призванный контролировать поведение судей, решатьвопросы об их назначении, перемещении, повышении в должности,дисциплинарной ответственности магистратов (судей, прокуроров, судебныхследователей). Этот орган инспектирует суды, представляет кандидатуры дляназначения на судейские должности. Он называется по-разному. В Италии,Франции, Румынии это высший совет магистратуры, в Болгарии — Высшийсудебный совет, в Албании — Верховный совет правосудия, на Украине — Высшийсовет юстиции. Обычно в состав такого органа входит председатель верховногосуда, министр юстиции, генеральный прокурор; часть его членов может бытьназначена главой государства (в ряде стран по предложению палатпарламента), часть избирается на общегосударственном съезде судей (особенноэто практикуется в постсоциалистических странах). 2. Конституционные принципы правосудия и осуществления судебной власти Как уже говорилось, судебная власть осуществляется единолично судьейили судебной коллегией, действующими в особом судебном процессе. Внесудебного процесса судья может обладать лишь другими полномочиями. ВШвеции, например, судья может проводить принудительную инвентаризациюимущества, на Украине запрещать отчуждение имущества до судебного решения,в США издавать так называемые судебные, а по существу — административныеприказы, являющиеся специфической формой осуществления судебной власти.Такими приказами можно приостановить распространение газеты (но не лишитьее лицензии), приостановить забастовку (но не запретить ее вообще),временно, до решения суда, отложить публичное собрание в общественном местеи т.д. Деятельность суда опирается на принципы, закрепленные в конституции.Одни из них имеют общий характер, другие распространяются преимущественнона уголовный процесс, где особенно важна защита прав личности. К числу общих конституционных принципов относятся: 1) Осуществление правосудия только судом, другие должностные лица иорганы государства не вправе присваивать себе функции правосудия. 2) Независимость судей и подчинение их только закону. Ни .одингосударственный орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду,как ему следует решить то или иное дело; судьи решают дело на основе законаи личного убеждения. Если вышестоящий суд отменяет судебное решениенижестоящей инстанции, то он опять-таки не указывает, как именно следуетрешить дело: он направляет его в иной состав судебной коллегии, и уже онарешает дело по своему убеждению. Принимая его к своему рассмотрению,вышестоящая судебная инстанция не указывает, как должно быть решено дело,она поручает его рассмотрение коллегии. 3) Свобода доступа к суду. Нельзя отказывать в приеме дела по причинамотсутствия закона или его неясности. Суд обязан принять и рассмотреть иск(он может отклонить рассмотрение только по причинам неподведомственностиили неподсудности). 4) Коллективное отправление правосудия. Мировой, полицейский, инойсудья единолично может рассматривать лишь мелкие правонарушения. 5) Ведение судебного процесса на языке, понимаемом сторонами, или собеспечением им переводчика за счет государства. 6) Гласность, т.е. открытый, публичный суд. Закрытые заседанияпроводятся, если в процессе затрагиваются вопросы государственной тайны,интимные отношения сторон. 7) Возможность обжалования и пересмотра судебного решения путемапелляции (повторное рассмотрение дела по существу по процедуре первойинстанции), кассации (проверка выполнения закона судом), ревизии, котораясочетает черты апелляции и кассации (при ревизии можно не только проверятьзаконность и обоснованность решения нижестоящего суда, но и вернуть дело нановое рассмотрение, как при кассации). В англосаксонской системеприменяется только апелляция, е большинстве континентальных стран Европы —и апелляция (вторая инстанция), и кассация (третья инстанция), в Австрии,Германии — апелляция и ревизия. 8) Ответственность государства за судебную ошибку. Государствевозмещает физическому или юридическому лицу ущерб, который причинен емуошибочным судебным решением, неправильным осуществлением правосудия.Правда, государство имеет право на регрессный иск — не возмещениевиновником тех сумм, которые оно выплатило пострадавшему, или на возмещениеиным образом, но только если вина судьи будет доказана. Конституция закрепляет некоторые особые принципы в сфере уголовногопроцесса — гарантии правосудия, поскольку именно в уголовном процессесудебное, т.е. государственное, принуждение проявляется особенно жестко. Ких числу относятся: право обвиняемого на рассмотрение дела с участиемприсяжных заседателей, которые решают вопрос о его виновности илиневиновности; право пользоваться помощью адвоката с момента задержания илиареста (в подавляющем большинстве стран — с момента задержания); право набесплатную юридическую помощь в установленных законом случаях; презумпцияневиновности: каждый обвиняемый в совершении преступления считаетсяневиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившимв законную силу приговором суда; никто не может быть осужден повторно заодно и то же преступление; при осуществлении правосудия не допускаетсяиспользование доказательств, полученных с нарушением закона; закон,устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Некоторые из названных принципов относятся прежде всего к уголовномупроцессу, но распространяются и на гражданские дела (например, онедопустимости доказательств, полученных с нарушением закона, онеприменимости обратной силы закона, отягчающего ответственность). Органы, и должностные лица, содействующие осуществлению судебнойвласти. В актах конституционного права упоминаются различные органы идолжностные лица, одна из задач которых (иногда не главная) состоит всодействии судебной власти. Это прокуроры, следователи, адвокаты,нотариусы, судебная полиция, судебные исполнители. Детально их полномочиярегулируются особыми законами и изучаются в других отраслях права. Прокуратура занимается уголовным преследованием лиц, совершившихпреступления. Действуя как представитель государства, она поддерживаетпубличное обвинение в суде (в делах частного обвинения прокуратура неучаствует), осуществляет надзор за местами заключения, в странахтоталитарного социализма осуществляет общий надзор за законностью. Иногдапрокуратура существует при министерстве юстиции (например, в СШАобязанности генерального прокурора возложены на министра юстиции), нобывает выделена в отдельную систему, подотчетную парламенту или президентулибо обоим этим органам (Испания, Италия, Украина и др.). В некоторыхстранах прокуроры состоят при судах и не образуют единой иерархическойсистемы (Франция). В ряде государств органов прокуратуры вообще несуществует (Великобритания) и функции прокуроров выполняет адвокатскийкорпус, а в важных делах участвует директор публичных преследований. Следователи могут быть подчинены прокурорам и входить с ними в единуюсистему, состоять при судах (так называемые следственные судьи) илисоставлять отдельную систему, возглавляемую органом типа следственногокомитета. Адвокатура — независимая и самоуправляющаяся организация. Коллегииадвокатуры состоят при окружных и высших судах. В странах тоталитарногосоциализма, постсоциалистических государствах это единая организация, хотяи в англосаксонских странах существуют, например, общегосударственныеобъединения адвокатов высшей квалификации. В некоторых западных странахадвокатура считается не организацией частного права, а публичнойкорпорацией и как таковая действует под контролем министерства юстиции. Судебная полиция действует при судах. Эти полицейские обеспечиваютпорядок в зале заседания, охраняют обвиняемых, выполняют распоряжениясудьи. Судебные исполнители выполняют решения судов, например в части,касающейся гражданско-правовых отношений (производят опись имущества ит.д.). Нотариусы свидетельствуют и удостоверяют совершаемые сделки,юридические факты, события, выполняют некоторые досудебные функции. 3. Виды судебного процесса Существует несколько видов судебных и квазисудебных органов, т.е.органов, осуществляющих некоторые задачи правосудия. 1) Органы досудебного разбирательства, например медиаторы консилиаторы(посредники, примирители) во Франции, Италии. Они обычно назначаютсямуниципалитетами — органами местного самоуправления — из числа отставныхгосударственных служащих, знакомых с основами права, и решают мелкие спорымежду соседями, вопросы арендной платы и др. В Индии существуют такназываемые народные суды, рассматривающие, в частности, дела о транспортныхнарушениях. В странах тоталитарного социализма и некоторых постсоциалистическихгосударствах существуют так называемые товарищеские суды, которыерассматривают мелкие споры, правонарушения. При несогласии сторон решенияэтих судов приобретают силу только после утверждения судом первойинстанции. Решение товарищеского суда можно обжаловать в суд. По существу, роль общественных судов, но более авторитетных и с болееширокими полномочиями, в США выполняют так называемые административныесудьи, существующие при учреждениях, а в Великобритании — административныетрибуналы. И те, и другие обычно относятся к административным судам, но несоставляют единой системы административной юстиции, как, например, воФранции или Италии. Кроме того, они рассматривают не только чистоадминистративные дела, но и другие вопросы (в Великобритании — трудовые,налоговые споры, споры о квартплате, вопросы, связанные создравоохранением, и др.). Членами трибуналов являются не государственныеслужащие, а общественные деятели, юристы. Из этой же категории нередкоподбираются административные судьи в США, но последние обычно являютсяслужащими данного учреждения. Решения административных судей и трибуналовмогут быть обжалованы в суд (государственный), а в США — отмененыначальником учреждения. 2) Суды. общей юрисдикции, («общие суды»), рассматривающие уголовныедела, гражданские и трудовые споры и т.д. В некоторых постсоциалистическихстранах, где нет административных судов, они осуществляют также некоторыефункции административной юстиции. Система общих судов включает разныезвенья от верховных до низовых судов, но способы их построения различны.Общие суды могут быть сгруппированы по четырем моделям: англо-американской(англосаксонской), романо-германской (европейской континентальной),социалистической и мусульманской. В англосаксонской модели обычно существует единая система судов воглаве с верховным судом (правда, в США есть отдельная федеральная система исистема судов штатов, но каждая из них возглавляется одним органом —верховным судом федерации или верховным судом штата). В англосаксонскоймодели широко используется судебный прецедент, что несколько снижает рользаконодательства. Судья пассивен в судебном процессе, он лишь ведетзаседание и в уголовных делах не решает вопроса о виновности, посколькуполномочия судьи и присяжных разделены. В романо-германской модели обычно нет единой системы судов, онаполисистемна. В разных системах судов, которые специализированы, есть своивысшие органы. Поэтому лишь взятые в целом, они представляют собой «общиесуды». Например, в Германии пять высших судов федерации, в Бразилии тоженесколько высших федеральных судов. При этой системе деятельность судовопределяется широко развитым законодательством, судебный прецедентприменяется крайне редко; наряду с апелляцией используется кассационный иревизионный порядок обжалования, чего нет в англосаксонской модели (обапелляции, кассации, ревизии говорится ниже); судья активен в процессе, онне только оценивает, но и сам собирает доказательства; «судьи из народа»,«непрофессиональные судьи» (ассизы, шеффены) участвуют вместе с судьей вопределении наказания. Для социалистической модели характерны: выборность всех судей инародных заседателей; равенство прав судей и народных заседателей;совпадение границ административно-территориальных единиц и судебных округов(специальные судебные округа не создаются). Избранный местным советом суддействует на его же территории, в границах этой же территории действует исоответствующий орган коммунистической (правящей) партии. Мусульманская модель имеет персональный характер: мусульманскому судуподлежат только единоверцы или лица, согласившиеся на такой суд; народныхзаседателей, ассизов, присяжных не существует. Процесс осуществляется по канонам шариата со специфическими формамиответственности и в гражданском, и в уголовном праве. В некоторыхмусульманских странах процедуры обжалования судебных решений не существует,можно лишь обращаться в имаму — высшему духовному лицу, которым посовместительству обычно является монарх, но в некоторых странах, например вНигерии, существуют вышестоящие мусульманские суды. 3) Специальные суды: военные (для военнослужащих), суды по деламмалолетних, трудовые, по земельным и водным спорам, претензионные,коммерческие (по торговым делам) и др. Судьи в этих судах иногда помимоюридического имеют и другое образование (например, педагогическое в судахпо делам малолетних), в судах по трудовым спорам судьями нередко являютсяпрофсоюзные деятели. Дела в таких судах рассматриваются в коллегиипрофессиональных судей, без заседателей, процесс ускорен, они обычно неимеют системы вышестоящих аналогичных судов, а нередко являются как быотделениями при общих судах. Однако в некоторых странах система специальныхсудов имеет иерархическую структуру (например, в Германии). 4) Административные суды (специальные суды особого рода),рассматривающие споры граждан с чиновниками и органами государства повопросам управления в связи с нарушением прав граждан. Эти суды иногдаобразуются при министерствах, других органах управления, но обычносоставляют целостную систему: во Франции, Швеции, других странах имеютсяверховные административные суды (во Франции — Государственный совет),административные суды крупных территориальных округов (в ряде случаев онисовпадают с административно-территориальным делением страны, с границамиобластей, провинций), низовые административные суды. Системаадминистративных судов создается и в некоторых постсоциалистическихстранах. В административные суды нельзя жаловаться, если чиновником ненарушен закон, поскольку при решении конкретных дел чиновник имеет свободуусмотрения и вправе действовать самостоятельно в пределах закона(дискреционные полномочия). 5) Суды обычного права — племенные суды, в которых участвуют вожди,старейшины. Они рассматривают споры между соседями, споры об использованииземли, лесов, пастбищ, некоторые вопросы семейного права на основе обычаевплемени. Уголовные дела такие суды рассматривать не могут. Их решения непризнаются, если они противоречат законам. Решения племенных судов можнообжаловать в суд общей юрисдикции. Особое место занимают конституционные суды, а также суды,рассматривающие вопросы конституционной ответственности высших должностныхлиц (например, Высокий суд правосудия во Франции, Государственный трибуналв Польше). В некоторых странах действуют церковные суды, которыерассматривают дела священников, но могут налагать также наказания наприхожан (покаяние, отлучение от церкви). Конституции запрещают созданиечрезвычайных судов, т.е. таких, которые образуются в ином порядке, чемопределено конституцией и законами, действуют вне правил судебнойпроцедуры, а иногда и применяют наказания, не предусмотренные уголовнымкодексом. Однако в условиях военных режимов такие суды обычно создаются. Задача Лицо, имеющее гражданство Польши, Канады и Перу, выдвинутокандидатом на должность президента Польши. Лицо удовлетворяет всемусловиям, требуемым для кандидата в президенты. Будет ли данное лицо зарегистрировано? Дайте правовое обоснование возможного отказа в регистрации или жерегистрации данного лица. Согласно статье 127 п. 3 Конституции Польши, только Польскийгражданин, кто, не позже чем день выборов, достигнул 35 лет возраста иимеет полную избирательную привилегию в выборах в Палату представителей,может быть избран Президентом Республики. Таким образом, лица, имеющие гражданство Канады и Перу не могут бытьзарегистрированы в качестве кандидатов на должность президента Польши. Литература 1. Судебные системы западных государств. Под ред. Тумановой В.А. М. 1991 г. 2. Конституции зарубежных государств. М.,1996. Бек. 3. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных государств. М.,1997. Юрист. 4. Мишин М.Е. Конституционное право зарубежных государств М., 1996. Бек. 5. Современные зарубежные конституции. М., 1992




Похожие:

Судебная система в зарубежных странах iconВопросы к экзамену. Авторитарный государственно-политический режим в зарубежных странах
Государства – президент. Правовое положение президента в зарубежных странах
Судебная система в зарубежных странах iconПримерные вопросы для поступающих в аспирантуру по специальности 12. 00. 02
Принципы конституционного строя в зарубежных странах. Конституционные принципы внешних сношений в зарубежных странах
Судебная система в зарубежных странах iconРеферат по курсу стандартизация, сертификация, метрология Тема: Стандартизация в зарубежных странах
Целью данного реферата является рассмотрение стандартизации в зарубежных странах, а именно в сша, Великобритании, Франции, Германии,...
Судебная система в зарубежных странах iconПрограмма дисциплины «правовое регулирование налогообложения юридических лиц в РФ и зарубежных странах»
Цель курса: формирование у выпускников мгимо(У) системных знаний о налогообложении юридических лиц в рф, а также в развитых зарубежных...
Судебная система в зарубежных странах iconПрограмма дисциплины: «Публичная служба: проблемы правового регулирования» для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки магистра
Российской Федерации и зарубежных странах, содержании, структуре, формах и методах деятельности государственной администрации, а...
Судебная система в зарубежных странах iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Российской Федерации и зарубежных странах, содержании, структуре, формах и методах деятельности государственной администрации, а...
Судебная система в зарубежных странах iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Российской Федерации и зарубежных странах, содержании, структуре, формах и методах деятельности государственной администрации, а...
Судебная система в зарубежных странах iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Российской Федерации и зарубежных странах, содержании, структуре, формах и методах деятельности государственной администрации, а...
Судебная система в зарубежных странах iconТверской государственный технический университет информационное сообщение 19 апреля 2004 г в Твери
Система образования и педагогика в России и зарубежных странах: история и современность
Судебная система в зарубежных странах iconТверской государственный технический университет информационное сообщение 30 апреля 2003 г в Твери
Система образования и педагогика в России и зарубежных странах: история и современность
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы