Налоговая система России icon

Налоговая система России



НазваниеНалоговая система России
Дата конвертации19.07.2012
Размер209,91 Kb.
ТипРеферат
Налоговая система России


Московский институт делового администрирования Реферат на тему “Налоговая система России” Студентки 11 группы Костиной Лидии Москва 1999 СОДЕРЖАНИЕ 1. Природа и функции налогов. 3 2. Налоговая система России 4 2.1. Группировка налогов по признакам 4 2.2. Источники платежа налогов. 6 2.3. Степень обложения налогоплательщиков 7 2.4. Реквизиты налогов 8 2.5. Ответственность предприятий и организаций. 9 2.6. Налоговая реформа в РФ. 10 3. Ревизия налоговой системы неизбежна. 111. Природа и функции налогов. Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц,поступающие государству в заранее установленных законом размерах и вопределенные сроки. Исторически их возникновение относится к периодуразделения общества на социальные группы и появлению государства. Государство без налогов существовать не может, поскольку онипредставляют собой главный метод мобилизации доходов во все звеньябюджетной системы в условиях господства частной собственности и рыночныхотношений. Налоги являются важнейшим орудием перераспределения национальногодохода, специфической формой производственных отношений, которые формируютих общественное содержание. Налоги как часть распределительных отношенийобщества отражают закономерности производства. Кроме того, налоги имеют материальную основу, т.е. в основном за ихсчет создается финансовая база для выполнения государством его функций изадач. Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность,внутреннее содержание. Различают две функции: фискальную и регулирующую. Фискальная функция - основная, характерная изначально для всехгосударств. Именно эта функция обеспечивает реальную возможностьперераспределения части стоимости национального дохода в пользу малоимущихсоциальных слоев общества. ХХ век характеризуется огромным ростом доходовгосударства от взимания налогов, что связано с расширением его функций иполитикой социальных групп, находящихся у власти. Фискальная функциясоздает объективные предпосылки для вмешательства государства вэкономические отношения, т.е. она обуславливает регулирующую функцию. Регулирующая функция означает, что налоги как активный участникперераспределительных процессов оказывает серьезное влияние навоспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляянакопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спроснаселения. Налоговая политика государства, виды налогов, их ставки, льготыоказывают большое воздействие на эти процессы. Следует отметить, чтоналоговая политика РФ в современных условиях не стимулирует расширенноевоспроизводство.2. Налоговая система России 2.1. Группировка налогов по признакам Большое количество разнообразных налогов группируют по следующимосновным признакам: 1. Административный 2. Назначение 3. Место взимания 4. Способ взимания 5. Источник платежа 6. Степень обложения По АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРИЗНАКУ налоги подразделяются на федеральные,региональные и местные. Наибольший удельный вес в общей сумме налоговыхплатежей имеют, естественно, федеральные налоги (устанавливаютсяФедеральным Собранием РФ): налог на прибыль предприятий и организаций,налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог и другие. Толькоперечисленные выше четыре федеральных налога дают 50% поступлений вфедеральный бюджет. Всего насчитывается 16 федеральных налогов. Статус федеральных налогов определяется федеральным законодательством,хотя строгого разграничения налогов по рассматриваемому признаку нет. Так,налог на прибыль в принципе является федеральным налогом и все вопросы еговзимания должны регулироваться федеральным законодательством. Однако ставканалога на прибыль состоит из двух частей: в федеральный бюджет - 13% и этотпараметр установлен федеральным законодательством, и в бюджеты субъектовРФ, при этом регламентируется лишь предельный размер - 22%, а конкретнаяставка определяется представительными органами субъектов РФ. К федеральным налогам относятся таможенные пошлины, плата за недра,отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, спецналог,транспортный налог с предприятий, учреждений, организаций (кроме бюджетных)и другие. Региональные налоги - это налоги субъектов Российской Федерации, т.е.налоги национально-государственных и административно-территориальныхобразований (республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей,автономных округов). К ним относятся налог на имущество предприятий, плата за воду,забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем,отчисления на нужды образовательных учреждений и другие. Переченьрегиональных налогов определен федеральным законодательством, установленатакже предельная ставка налогов, но субъекты РФ могут устанавливать иную,меньшую ставку. Наиболее весомым из числа этих налогов является налог на имуществопредприятий. Это объясняется тем, что объектом налогообложения являетсяимущество предприятий, под которым понимается остаточная стоимость основныхсредств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихсяпредметов, а также сумма запасов и затрат. Между тем в условиях инфляцииприходится периодически переоценивать основные фонды, чтобы не лишатьпредприятия средств на их обновление. В результате проведения в последниетри года трех переоценок (на 1 июля 1992 года, на 1 января 1994 года и на 1января 1995 года) стоимость основных фондов возросла в тысячу раз и более.Одновременно пересматривалась предельная ставка налога - она была увеличенас 0,5% в 1992 году до 2% в настоящее время. И хотя субъекты федерациивправе устанавливать меньшую ставку, в условиях всеобщего дефицита бюджетовэтого почти никто не делает. В итого сумма налога возросла в несколькотысяч раз. Для Москвы ставка налога на имущество установлена с 1 января1994 года в размере 1,5% Законом города Москвы № 2-17 от 2 марта 1994 г. Стоимость имущества, подлежащего налогообложению, определяется поданным первого и второго разделов актива бухгалтерского баланса каксреднегодовая сумма стоимости основных средств, нематериальных активов,запасов и затрат. Денежные средства, финансовые активы, дебиторскаязадолженность в расчет не включаются. Страховые и сезонные запасы напредприятиях, связанные с сезонным, природно-климатическим циклом поставоки работ, а также запасы, созданные по решению органов власти, в расчеттакже не входят. Ставки налога на имущество могут дифференцироваться, но не по отдельнымплательщикам, а по видам деятельности (например, можно установить различныеставки для промышленных предприятий и для торговых организаций, но не выше2%). К местным налогам относятся налог на имущество физических лиц, налог нарекламу, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц,занимающихся предпринимательской деятельностью, и другие. Удельный весмногочисленных местных налогов в общей сумме налогов невелик. В зарубежных странах конституция или специальные законы такжезакрепляют определенные налоги за соответствующим бюджетом. В центральныебюджеты поступают подоходный, корпорационный налоги, таможенные пошлины,универсальный акциз. ПО НАЗНАЧЕНИЮ различают налоги общие и целевые. Общие формируютдоходную часть бюджета и расходуются на любые цели, определяемые приутверждении соответствующих бюджетов. К общим относится налог на прибыль,на добавленную стоимость и другие. Целевые (специальные) налоги (или сборы)предназначены для определенных целей, установленных при их введении. К нимотносятся образовательный налог, земельные налоги, дорожные налоги, сбор насодержание милиции и другие. ПО МЕСТУ ВЗИМАНИЯ различают налоги, взимаемые у источника доходов, увладельцев доходов и при реализации товаров. У источника взимаются,например, налоги на дивиденды по акциям акционерных обществ. Обязанностьудержания этих налогов и перечисления их в бюджет лежит не на получателедоходов, а на организации, начисляющей их. Например, если акционеруначислены дивиденды в сумме 100 тыс. руб., то получит он 88 тыс. руб. (завычетом 12% подоходного налога). У источника, в основном, взимается и подоходный налог с физических лиц,на частично налог взимается с владельцев доходов, когда они получены изразных источников, превышают в год 10 млн. руб. и указываются гражданином вналоговой декларации. Примером налога, взимаемого у владельцев дохода, является налог наприбыль предприятий и организаций, ответственность за его уплату несутюридические лица, имеющие прибыль. Примером налога, взимаемого при реализации товаров, служат налог надобавленную стоимость и специальный налог (с 1 января 1996 г. он долженбыть отменен). Приобретая товары и оплачивая их стоимость, включающую суммуналога, покупатели одновременно платят налог, но сборщиком его в этомслучае является продавец товара, он несет ответственность за перечислениеналога в бюджет. ПО СПОСОБУ ВЗИМАНИЯ различают налоги прямые и косвенные. Прямые налогипредполагают непосредственное изъятие части дохода налогоплательщика, акосвенные налоги включаются в цены товаров и услуг, они полностьюоплачиваются потребителями. Прямых налогов платит больше тот, у кого большедоходов, а косвенных - у кого больше расходов. Прямыми являются налог наприбыль, подоходный налог с физических лиц и другие. Косвенными являютсяналог на добавленную стоимость, спецналог, таможенные пошлины, акцизы,налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ) . 2.2. Источники платежа налогов. Для предприятия особенно важное значение имеет источник платежа.Одинаковые по размерам налоги характеризуются различной тяжестью дляпредприятия в зависимости от источника платежа. Таких источников всегопять: 1. Себестоимость продукции 2. Финансовые результаты деятельности 3. Балансовая прибыль 4. Чистая прибыль 5. Выручка от реализации продукции СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ В эту группу включены налоги, платежи которых относятся к затратам напроизводство. Вместе с себестоимостью продукции они включаются в ценутовара и в конечном счете оплачиваются его покупателями. Такие налогиплатить относительно легче других, но в то же время они удорожают товары итем самым усложняют их реализацию. К затратам на производство относятсядорожные налоги, земельные налоги, плата за недра, отчисления навоспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду, забираемую изводохозяйственных систем, транспортный налог. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ На финансовые результаты деятельности предприятий относятся налог наимущество предприятий, налог на рекламу, отчисления на нуждыобразовательных учреждений, налог на содержание жилищного фонда и объектовсоциально-культурной сферы, целевой сбор на содержание милиции,благоустройство территории, на нужды образования и другие. Платежи этихналогов в составе внереализационных расходов (т.е. расходов,непосредственно не связанных с реализацией продукции) уменьшают балансовуюприбыль, а затем и прибыль , облагаемую налогом. Это значит, что платежи потаким налогам учитываются в составе внереализационных расходов предприятия.БАЛАНСОВАЯ ПРИБЫЛЬ За счет балансовой прибыли вносится один налог - налог на прибыльпредприятий и организаций. ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ За счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия послеуплаты налога на прибыль, вносится налог с превышения нормируемых затрат наоплату труда основного персонала, налог на операции с ценными бумагами идругие. ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ Из выручки от реализации продукции (работ, услуг) вносятся налоги,включаемые в цены реализуемых товаров и оплачиваемые покупателями приприобретении товаров. Предприятия - изготовители товаров выступают в этомслучае сборщиком налогов. Увеличивая цену на сумму налога, они получают еес покупателя товаров и вносят в бюджет. Предприятия, использующиеприобретенные товары в процессе производства продукции, перекладывают этиналоги на ее покупателей. А предприятия, учреждения, организации,физические лица, приобретая товары, цены которых увеличены на суммурассматриваемых налогов, и используя их на непроизводственные нужды (т.е.являясь их конечными потребителями) являются реальными плательщиками этихналогов. В то же время эти налоги удорожают продукцию и тем самым усложняютее реализацию. К этой группе относятся все косвенные налоги: налог надобавленную стоимость, специальный налог для поддержки важнейших отраслейнародного хозяйства, налог на реализацию ГСМ и другие. 2.3. Степень обложения налогоплательщиков По степени обложения налогоплательщиков различают налоги: 1. Прогрессивные 2. Регрессивные 3. Пропорциональные ПРОГРЕССИВНЫМИ являются налоги, по которым тяжесть налогообложения(ставки налоговых платежей) возрастает с ростом размеров доходов или инойоблагаемой налогом базы, объекта налогообложения. Во многих странахдействует прогрессивная система налогообложения как корпораций, так ифизических лиц, при которой “сверхдоходы” облагаются “сверхналогами”. Нашусистему налогообложения физических лиц тоже зачастую называютпрогрессивной. Но таковой ее можно считать с большой натяжкой: граждане,имеющие годовой доход 50 млн. рублей и 150 млн. рублей платят по одной итой же ставке. Предложения по введению в России действительно прогрессивнойсистемы налогообложения вносились неоднократно: уменьшить ставку налога сфизических лиц, доходы которых ниже официально публикуемого прожиточногоминимума, с 12 до 8%, но установить прогрессивно возрастающие ставки длялиц, имеющих доходы 50-75 млн. рублей в год, 75-100 млн. рублей и т.д. Нотакого рода предложения отклоняются законодательными органами. РЕГРЕССИВНЫМИ являются налоги, когда тяжесть обложения снижается сростом доходов или увеличение иного облагаемого налогом объекта. При ПРОПОРЦИОНАЛЬНОМ налогообложении ставка налога не меняется взависимости от размеров облагаемого налогом объекта, т.е. сумма налогавозрастает пропорционально росту сумы дохода или величины иного облагаемогоналогом объекта. Пропорциональными налогами являются налог на прибыль,налог на имущество и другие. 2.4. Реквизиты налогов По каждому налогу законодательством определены присущие ему реквизиты.Рассмотрим их на примере налога на прибыль предприятий и организаций. 1. Плательщик налога. По налогу на прибыль плательщиками являются все юридические лица,независимо от форм хозяйствования и форм собственности, имеющие прибыль(доход) от предпринимательской деятельности. Бюджетные учреждения тожеявляются плательщиками налога на прибыль, получаемую ими отпредпринимательской деятельности. Кроме того, по бюджетным учреждениямподлежат налогообложению полученные ими доходы от реализации основныхсредств и иного имущества и доходы от внереализационных операций (от сдачиимущества в аренду, вложения свободных внебюджетных средств на депозитныесчета и других операций), уменьшенные на сумму расходов по этим операциям.Бюджетные учреждения, имеющие фактическое превышение расходов на оплатутруда по сравнению с их нормируемой величиной, за счет средств отпредпринимательской деятельности уплачивают в бюджет налог с суммыпревышения этих расходов. 2. Объект налогообложения. В нашем случае объектом налогообложения является прибыль предприятия. 3. Ставка налога. Ставка налога на прибыль состоит из двух частей: 13% - установленафедеральным законодательством, по этой ставке налог вносится в федеральныйбюджет, до 22% - устанавливается представительными органами субъектов РФ, иналоговые платежи вносятся в региональный и местный бюджеты. 4. Льготы по налогу. Льготы по налогу перечислены в Законе РФ “О налоге на прибыльпредприятий и организаций” и уточнены в Инструкции Государственнойналоговой службы РФ № 4 от 6 марта 1992 г (с изменениями и дополнениями) атакже в различных письмах ГНС по налогу на прибыль. 5. Направление налогового платежа. Применительно к налогу на прибыль направления уже рассмотрены в пункте3. Если же в качестве примера взять налог на добавленную стоимость, то он вразмере 75% зачисляется в республиканский бюджет и 25% - в местный бюджетпо месту регистрации предприятия. 6. Сроки платежа. Для большинства налогов установлены квартальные платежи, некоторыеналоги вносятся в бюджет в зависимости от суммы платежа ежеквартально,ежемесячно, подекадно. По налогу на прибыль установлены ежемесячные авансовые платежи вразмере одной трети ожидаемой квартальной суммы налога. Эта сумма можетбыть уточнена налогоплательщиком за 20 дней до окончания квартала. Малыепредприятия, предприятия с иностранными инвестициями, предприятия,добывающие драгоценные металлы, включая артели старателей, и бюджетныеорганизации освобождены от авансовых платежей налога. 7. Источник налогового платежа и сроки предоставления расчетов. Устанавливаются законодательством в соответствующих Законах РФ иподробно расшифровываются в Инструкциях налоговой службы по каждому налогу. 2.5. Ответственность предприятий и организаций. Важная роль в мобилизации налогов принадлежит Государственной налоговойслужбе, осуществляющей контроль за правильным и своевременным перечислениемюридическими и физическими лицами налогов в бюджетную систему, а такжеДепартаменту налоговой полиции. Каждое предприятие должно в обязательном порядке стать на учет ворганах Государственной налоговой службы РФ по месту своей регистрации. Длявновь созданного предприятия это второе по очередности регистрационноемероприятие (после регистрации устава и учредительных документов врегистрационной палате). Банки и иные кредитные учреждения открываютрасчетные счета предприятиям только при предъявлении ими документа,подтверждающего постановку на учет в налоговой инспекции. При намеренииоткрыть любой второй счет в банке (расчетный, валютный, депозитный, ссудныйи т.д.) предприятие обязано уведомить об этом налоговую инспекцию. Принарушении этого требования на руководителя предприятия накладываетсяадминистративный штраф в размере 100-кратного размера минимальной месячнойоплаты труда. Налоговые инспекции не реже 1 раза в год проводят сверки налоговыхплатежей, т.е. проверяется начисление налогов по результатам сдачиквартальных отчетов и фактическое перечисление налогов в соответствующиебюджеты (полнота и своевременность). По результатам сверки выявляютсяпереплата в бюджете или недоимка и начисляется штраф и пеня занесвоевременное перечисление налогов в бюджет. Также может быть наложенадминистративный штраф на директора предприятия и главного бухгалтера занесвоевременную сдачу квартального отчета или расчета по налогам (расчет поНДС, СН и некоторым другим налогам предоставляется не позднее 20 числа,следующего месяца). Налоговые инспекции также обязаны по мере необходимости, но не режеодного раза в 2 года проводить документальные проверки правильностиисчисления, полноты и своевременной уплаты налогов и других платежей вбюджет и во внебюджетные фонды. При этом специалисты налоговой службыпроверяют бухгалтерские документы, отчеты, планы, сметы и другие документы,связанные с исчислением и уплатой налогов. Должностные лица предприятий обязаны предоставлять налоговым органамнеобходимые справки, разъяснения, сведения по вопросам, возникающим врезультате проверок, за исключением сведений, которые составляюткоммерческую тайну предприятия, в соответствии с постановлениемПравительства РСФСР от 5 декабря 1991 года № 35 “О перечне сведений,которые не могут составлять коммерческую тайну”. Предприятия несут ответственность за нарушение налоговогозаконодательства. При этом под налоговым законодательством понимаются нетолько законы по налогам, но и нормативные акты, инструкции, письма,изданные во исполнение законов. За различные нарушения, естественно,установлены различные виды ответственности.2.6. Налоговая реформа в РФ. До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССРбазировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Онисоставляли более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли издвух платежей - налога с оборота и платежей из прибыли. Такая системапросуществовала с 1930 по 1990 г. Введенные в 1980-е гг. нормативныеплатежи из прибыли в виде платы за производственные фонды, за трудовыересурсы и другие уже не смогли изменить систему платежей, и она продолжалаориентироваться на индивидуальные результаты деятельности отдельныхпредприятий. В условиях перехода на рыночные отношения налоги в РФ стали основнымидоходами бюджета, как и в странах с развитой рыночной экономикой.Преимущества действующей системы налогообложения перед прежней системойплатежей состоят в том, что для всех юридических и физических лиц,независимо от видов собственности и организационно-правовых формхозяйствования, установлены единые налоги, после уплаты которых они могутраспоряжаться прибылью (доходом) по своему усмотрению. Налоговые льготыдолжны быть едиными для всех юридических лиц. При разработке новой налоговой системы использованы накопленныйотечественный опыт и практика зарубежных стран. Налоговая реформа вРоссийской Федерации осуществлена в соответствии с Законом “Об основахналоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 года. ЭтотЗакон определяет принципы построения налоговой системы и ее структуру, атакже права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговыхорганов. Новизна налоговой системы России проявляется в следующем: базируется на правовой основе (а не на подзаконных актах, как былораньше), становится стабильной, хотя и не в отношении всех налогов), всеналоги и сборы вводятся и отменяются только органами государственнойвласти; построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбораналогов. За всеми налогами и сборами осуществляется единый контроль состороны Государственной налоговой службы РФ; включает новые налоги (НДС, налог на имущество предприятий и др.) ипредусматривает существенные изменения в порядке исчисления налоговых льготи налоговой базы ранее действующих налогов; закон о налоговой системе предусматривает четкую последовательность приуплате налогов. Так, юридические лица вначале уплачивают налоги на прибыльи имущество, пошлины и иные платежи в республиканский бюджет, а затемместные налоги; при обложении к плательщикам предъявляются одинаковые требования исоздаются равные условия использования заработанных средств; новая налоговая система обеспечивает более справедливое распределениеналоговой тяжести между отдельными категориями доходополучателей; она представляет собой сочетание двух основных видов налогов: прямых(на доходы и имущество) и косвенных (на товары и услуги). В прошломкосвенное обложение в нашей экономической практике полностью отрицалось. Современная налоговая система России строится на единых принципах,которые должны регулировать налогообложение на всей территории. К нимотносятся: однократность обложения (один и тот же объект одного видаоблагается налогом один раз за определенный законом период), строгийпорядок введения и отмены налогов, их ставок и льгот, точная классификацияналогов, четкое распределение налоговых доходов между бюджетами разногоуровня. Эти объявленные принципы налогообложения в силу нестабильностиэкономики, слабо развитых рыночных отношений и недостаточной опытностиналоговых служб соблюдаются в налоговой практике не в полной мере. Нарушенаоднократность обложения. В настоящее время на территории России собирается свыше 50 налогов исборов, что приводит к росту расходов по их сбору и создает условия дляуклонения от уплаты налогов. Таким образом, нужно отметить, что действующаяналоговая система в РФ находится в стадии становления и имеет следующиенедостатки: - высокий уровень налогообложения предприятий; - большое количество разнообразных налогов и их постоянное изменение; - сложный порядок определения налогооблагаемой базы для большинстваналогов; - противоречивость и неясность некоторых статей налоговогозаконодательства; - значительный недобор налогов в результате уклонения от их уплаты; - фискальный подход к налоговым проблемам и другие. В связи с этим в настоящее время Министерство финансов РФ готовитНалоговый кодекс - общий свод правил по налогообложению и все чаще идетречь о неизбежности ревизии налоговой системы. 3. Ревизия налоговой системы неизбежна. Глубокий экономический кризис, переживаемый страной, находит яркоепроявление в высокой инфляции и дефиците государственного бюджета.Положение образования, науки, здравоохранения и культуры являетсякритическим. А с другой стороны мы наблюдаем тяжелейший кризиспроизводственной сферы. Современные налоги непомерно высоки и лишаютпредприятия инвестиционных ресурсов. Вольно или невольно все больше умныхголов начинают работать над тем как уклониться от налогов. Дело доходит дотого, что самые респектабельные издания начинают рекламировать способыразличных налоговых лазеек. Значительная часть негосударственного сектораэкономики уже давно перешла от слов к делу. В конечном результате очевиднымобразом нарастает криминализация финансовой сферы. Очевидно, что надежности поступления налогов в казну пока добиться неудалось. Ее можно добиться за счет снижения ставок налогов до приемлемогодля бизнеса уровня, но такой путь в силу ряда причин пока невозможен, хотяправительство уже проявляет некоторую готовность к компромиссу. Второй путь- ужесточение санкций за неуплату налогов, что неизбежно вызовет гигантскоеразрастание налоговой службы. Есть и третий путь - сделать методикуисчисления налогов максимально простой и усовершенствовать процедуру ихвзимания таким образом, чтобы уклониться от уплаты стало чрезвычайнотрудно. Может быть стоило в этой связи обратиться к опыту царской России(приблизительно период 1896-1913 гг). Тогда экономику страны в целомотличали прекрасные показатели, а налоговая система была проста и наряду сэффективным поступлением налогов обеспечивала условия для стабильногопритока инвестиций, в том числе и иностранных, в народное хозяйство. Налогскладывался из трех видов: основного промыслового налога, налога с капиталаи процентного сбора с прибыли. Процедура исчисления занимала максимум 10минут. Но самое главное - на долю предприятия после уплаты всех налоговоставалось свыше 80% прибыли. Конечно, идеальных налоговых систем не существует и недостатков в нашейналоговой системе, существующей 4 года, разумеется, больше, чем в налоговыхсистемах, развивающихся десятилетиями. Сегодня происходит переосмыслениеналоговой политики, которое должно найти отражение в изменении налоговогорежима. Проект Налогового кодекса уже существует. он призвансистематизировать всю законодательную базу налогообложения, распыленнуюсегодня более чем по 900 нормативных документов, отследить которые простойналогоплательщик (пусть даже самый добропорядочный) не в состоянии простофизически. У Кодекса есть важные преимущества: комплексность, системность ипоследовательность подхода к регулированию налоговых отношений, а такжебольшая стабильность, что сейчас является важной проблемой. Ни одна областьправа не страдает от постоянных поправок так, как налоговое право. Частыеизменения в налоговом законодательстве способны привести в отчаяниевсякого, кто профессионально связан с налогами, будь то бухгалтер, юристили руководитель предприятия. Анализ нормативных документов, издаваемыхразличными органами власти и управления, является проблемой даже дляспециалистов. Отсутствие стабильности не позволяет налогоплательщику нетолько выработать стратегические решения, но не дает возможностипланировать даже день завтрашний. О каких инвестиционных проектах можноговорить в таких условиях? Инвестор, принимая решение о вложении капитала,должен быть уверен, что налоговые условия на момент его принятия, не будутсущественно меняться. Также необходимо прекратить изменения налоговогозаконодательства в течение финансового года, а часто и задним числом.Нестабильность налогового законодательства увеличивает степень риска и длязарубежных инвесторов, отрицательно влияя на объем таких инвестиций вроссийскую экономику. Серьезная ревизия налоговой системы, заложенная в проекте Кодекса,неизбежна по политическим, экономическим и правовым причинам. Принятиеновой Конституции и перераспределение властных полномочий, возросшаясамостоятельность региональных и местных властей, проблемы бюджетного иналогового федерализма, протекающие в экономике процессы - вот далеко неполный перечень оснований для пересмотра налоговой системы. Сюда можнодобавить и чисто налоговые проблемы: большое число “белых пятен” вналоговом законодательстве, полное отсутствие некоторых механизмов ипроцедур, отсутствие достаточных правовых гарантий участников налоговыхотношений, наличие широких возможностей почти легального ухода отналогообложения. Однако ревизия не означает полную смену курса. Здесь нужно вспомнитьстарую пословицу: “Коней на переправе не меняют”. Нужны решительные, нопросчитанные по своим последствиям шаги. Основные виды налогов, видимоследует сохранить, однако снизить налоговое бремя для законопослушныхналогоплательщиков. Общее число налогов должно быть сокращено за счет: - отмены “нерыночных” налогов (налога на сверхнормативный фонд оплатытруда, специального налога) и отмены всех целевых налогов; - отмены “неэффективных” налогов, которые невозможно собрать, либозатраты на сбор которых сравнимы с суммами поступлений; - объединения сходных по налоговой базе налогов; - поэтапной отмене налогов с выручки. Если будет принято решение об отмене налогов с выручки, то вполнедопустимо некоторое увеличение ставки налога на прибыль. По остающимся налогам следует уточнить порядок определенияналогооблагаемой базы и налоговые льготы. Недопустимы, по-моему, “налоговыеканикулы” для отдельных предприятий, а также специальные налоговые режимы вотдельных регионах единого государства. На сегодня налоговые законы всебольше напоминают перечни льгот по налогам, а ведь чем больше льгот, темлегче найти возможность воспользоваться ими. Поэтому проще перечислить тех,кто платит налоги в полном объеме, чем тех, кто пользуется той или инойльготой. Чтобы упростить расчеты с бюджетом, следует отказаться от авансовойуплаты налогов, перейдя к уплате только по результатам деятельности заотчетный период. До предприятий и организаций не доводятся нормативные документы побухгалтерскому учету, а налоговые инспекции отказываются давать необходимыеразъяснения. Мне кажется, что при налоговых инспекциях нужно создатьконсультативные отделы (пусть даже и платные), где можно будет ознакомитьсяс необходимыми документами и получить квалифицированную консультациюналогового инспектора. Пора наконец установить специальное налогообложение для очень малогобизнеса с численностью работающих порядка 10-20 человек. Ясно, что такиепредприятия не могут вести бухгалтерский учет и платить налоги в таком жепорядке, как и крупные фирмы. Малым предприятиям труднее найтиквалифицированных специалистов, которые могли бы вести учет и правильноплатить налоги, да и расходы на это непомерно высоки для таких предприятий.Это приводит к тому, что на работу принимаются “свежеиспеченные” бухгалтерыпосле месячных курсов, имеющие о бухгалтерии весьма приблизительноепредставление, которые при сдаче баланса в ГНС с удивлением узнают, чтоналог на прибыль принято считать нарастающим итогом. Предстоит определиться с такими важными вопросами как налоговыепроверки, отношения с налоговыми органами. Сегодня в законе никак нерегламентируется периодичность проверок “с выходом на место”, ихпродолжительность и порядок. В результате многие налогоплательщики ужестолкнулись с тем, что проверка продолжается несколько месяцев, иногда безвидимой причины изымаются документы на длительный срок. И сегодня в такойситуации налогоплательщику негде искать защиту. Необходимо также дать возможность налогоплательщику в течениенекоторого срока (дней 10) со дня вручения ему предписания налоговогооргана о применении финансовых санкций обратиться с иском в арбитражный судили в саму налоговую инспекцию о признании недействительным этогопредписания, а на период принятия решения по иску взыскание сумм вбесспорном порядке не применять. Приведу пример из собственной практики.Налоговая инспекция неожиданно сняла все деньги со счета предприятия (безкакого-либо уведомления). По воле случая накануне большая сумма со счетабыла отправлена поставщикам за товары, а остаток составлял около 4 млн.Когда бухгалтер с директором предприятия обратились за разъяснениями вналоговую инспекцию, то получили ответ, что эта сумма списана в погашениезадолженности по НДС. Однако на самом деле налог был уплачен вовремя и вполном объеме (в доказательство мы предъявили платежное поручение с печатьюбанка). Далее налоговый инспектор начал утомительные поиски своегоэкземпляра пропавшей платежки, которые увенчались успехом. Как легкодогадаться, денег нам не вернули, а предложили считать их авансовым взносомпо НДС. В результате вышеизложенного государство получило “беспроцентныйкредит” сроком почти на 3 месяца, а деятельность нашей фирмы была нанекоторое время затруднена из-за полного отсутствия денег на расчетномсчете. В заключение следует заметить, что случае принятия таких изменений повопросам налогообложения, по-моему, не только снизится налоговое бремя вцелом, но и сама система существенно упроститься и станет более понятной. Список литературы 1. “Общая теория финансов” под ред. проф. чл.-корр. РАЕН Л.А.Дробозиной, Москва, “Банки и биржи”, 1995. 2. Киперман Г.Я. “Налог на прибыль”, Практическое пособие, ИНФРА-М,Москва, 1995 г. 3. Закон города Москвы № 2-17 от 2 марта 1994 года “О ставках и льготахпо налогу на имущество предприятий”. 4. Закон РФ № 211б-1 от 27 декабря 1991 года “О налоге на прибыльпредприятий и организаций” (с дополнениями и изменениями). 5. Закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27декабря 1991 года 6. Журнал “Досье бухгалтера” № 17, ИНФРА-М, Москва, 1995 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Налоговая система России iconНалоговая система России

Налоговая система России iconСовременная налоговая система России

Налоговая система России iconИталия. Налоговая система
Современная налоговая система Италии сформировалась в конце 1980-х годов. Она создала финансовые условия для включения итальянской...
Налоговая система России iconНалоговая система России и пути ее совершенствования

Налоговая система России iconНалоговая система России
Налогообложение в России
Налоговая система России iconНалоговая система и налогоплательщики в России: варианты взаимодействия

Налоговая система России iconНалоговая система России: сущность, проблемы, перспективы развития

Налоговая система России iconДокументы
1. /Налоговая система России.doc
Налоговая система России iconКонтрольная работа по дисциплине: «Налоги и налогообложение» на тему: «Налоговая система Российской Федерации»
Налоговая система – совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы...
Налоговая система России iconНалоговая система РФ
Виды налогов в современной России и полномочия органов власти в области налогообложения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы