Петр I. Россию поднял на дыбы Петр I. Россию поднял на дыбы icon

Петр I. Россию поднял на дыбы Петр I. Россию поднял на дыбы



НазваниеПетр I. Россию поднял на дыбы Петр I. Россию поднял на дыбы
страница1/3
Дата конвертации19.07.2012
Размер389.79 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3
Петр I. Россию поднял на дыбы


Петр I. Россию поднял на дыбы


П Л А Н
1. Введение.
2. Основная часть:
2.1. Детство и юность Петра.
2.1.1. Рождение.
2.1.2. Первые годы.
2.1.3. Стрелецкий бунт 1682 г.
2.1.4. Время царевны Софьи.
2.1.5. Военные забавы Петра.
2.1.6. Обучение и самообучение.
2.1.7. Софья и Петр: итог противостояния.
2.2. Внешняя политика Петра с 1700 года.
2.3. Внутренняя деятельность Петра с 1700 года.
2.2.1. Меры относительно сословий.
2.2.2. Меры относительно управления.
2.2.3. Военное устройство.
2.2.4. Меры для развития народного хозяйства.
2.2.5. Меры относительно церковного управления.
2.2.6. Меры относительно культуры и просвещения.
3. Заключение.
В истории русского государства период, обычно именуемый Петровской эпохой, занимает особое место. В этот небольшой отрезок времени, охватывающий последние годы XVII - первую четверть XVIII столетия, свершились преобразования, носившие всеобъемлющий характер, затронувшие все сферы и оказавшие огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны. Они были подготовлены предшествующим развитием государства и особенно значительными сдвигами, прошедшими во второй половине XVII века.
Именно в XVII столетии начался новый период русской истории это было переходное время, характеризуемое прежде всего постепенным формированием нового общественного познания, время, тогда стало очевидным экономическое и культурное отставание русского государства от передовых стран Западной Европы и возникла острая необходимость преобразований. Петр I и многие передовые русские люди, его сподвижники, правильно поняли и оценили сложившиеся условия, осознали назревшие задачи своего времени.
В результате энергичной и целеустремленной деятельности Петра I и его ближайших помощников было построено много промышленных предприятий, возникли новые отрасли производства (отметим особенно рост металлургической промышленности), расширилась внутренняя и внешняя торговля. Развитию производственных сил для России был мощный толчок, и тем самым создавались условия, способствовавшие утверждению элементов капиталистических производственных отношений.
Преобразования в социально-экономической и идейно-политической жизни выступают одной из важнейших характеристик переживаемого ныне периода-периода реформ, ведущих к рынку, и правовым, конституционным формам общественной жизни и государства. В нынешней России, провозгласившей задачу возрождения, ориентированной на демократические и гуманистические ценности мирового общества, особенно актуально обращение к петровскому наследию.

В этой работе я хочу найти ответ на вопрос: «Была ли деятельность Петра I традиционной или же она была резким неожиданным и неподготовленным переворотом в государственной жизни Московской Руси?»
Изучение первых лет жизни Петра имеет большую важность в том отношении, что позволяет понять, в какой обстановке развивался его характер, какие впечатления вынес Петр из своего детства, как шла его умственная жизнь, какое отношение сложилось в нем к среде, его воспитавшей. Существует мнение, что бурное детство было причиной всех дальнейших резкостей в поведе­нии Петра и вызвало в нем жгучее озлобление против ста­рины, стоявшей помехой на его дороге. Сам Петр иногда с горе­чью отзывался о своих детских годах.
В 1672 г. 30 мая от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кириловной Нарышкиной родился крепкий и здоровый мальчик, нареченный Петром. Петр был младшим сыном царя Алексея Михайловича. Рождение его ок­ружено множеством легенд. Гово­рили, что Симеон Полоцкий предсказывал еще до рожде­ния Петра его великую будущность; что юродивый заранее определил, сколько он проживет; что в церкви дьякон, не зная еще о рождении Петра, в минуту его рождения возгла­сил о его здравии и т.д.
Царь Алексей был очень рад рождению сына. Рады бы­ли и родственники его молодой жены, Матвеев и семья Нарышкиных. Незнатные до тех пор дворяне (про Наталью Кирилловну ее враги говорили, что прежде, чем стать ца­рицей, она «в лаптях ходила»), Нарышкины с женитьбой царя приблизились ко двору и стали играть немалую роль в придворной жизни. Их возвышение было враждебно встречено родственниками царя по первой его жене - Милославскими. Рождение Петра увеличило эту вражду пер­вой и второй семей царя и сообщило ей новый характер. Для Милославских рождение Петра не могло быть празд­ником, и вот почему: хотя наследником престола всегда считался, а с 1674 г. официально был объявлен царевич Федор, тем не менее при болезненности его и Ивана Петр мог иметь надежду на престол. Если бы царствовал Федор или Иван, политическое влияние всецело принадлежало бы их родне - Милославским; если бы престол перешел к Петру, опека над ним и влияние на дела принадлежали бы матери Петра и Нарышкиным. Благодаря такому положе­нию обстоятельств с рождением Петра, семейный разлад Милославских и Нарышкиных терял узкий семейный ха­рактер и получил более широкое политическое значение.
Столкновение было неизбежно.
В январе 1676 г. умер царь Алексей. Ему было только 47 лет; его ранней смерти нельзя было предусмотреть. Поэто­му обе семейные партии были застигнуты катастрофой врасплох. На престол вступил 14-летний Федор, но дела некоторое время оставались в руках Матвеева: царствовал представитель одной семейной партии, управлял предста­витель другой. Однако скоро Милославские взяли верх; но при дворе кроме Милославских и Нарышкиных образовалась третья партия. Под руководством старых бо­яр Хитрово и Юрия Алексеевича Долгорукого некоторые лица с боярином Иваном Максимовичем Языковым во главе завладели симпатией царя Федора и отстранили от него все другие влияния. Потеряв надежду видеть потомст­во у царя и понимая приближение господства (в случае смерти Федора) или Нарышкиных, или Милославских, партия Языкова впоследствии стала искать сближения с Нарышкиными. Вот почему в конце царствования Федора был возвращен из ссылки Матвеев. Вот почему, когда умер Федор (27 апреля 1682 г.), восторжествовали Нарышкины, а не Милославские. Сложная игра придворных партий, со­единившая интересы стороны Языкова со стороной Нарышкиных, повела к тому, что помимо старшего, больного и неспособного Ивана царем был избран младший брат, царевич Петр.
Десятилетний здоровый Петр и в самом деле своей личностью представлялся более способным занять престол, чем полумертвый и тоже малолетний Иван (ему было 14 лет). Но обычаем была в Московском государстве узаконена форма царского избра­ния - посредством Земского собора. В данном случае, при избрании Петра, к созыву собора не прибегли. Решили дело патриарх с Боярской думой, после того как толпа народа криком решила, что желает в ца­ри Петра. Такая форма избрания мало давала гарантий для будущего, тем более что время было очень смутное.
Тем не менее Петр стал царем. Опека над ним, по мос­ковскому обычаю, принадлежала его матери. Царица Ната­лья Кирилловна стала центром правительства. Но подле нее не было искренно преданных помощников и руководите­лей: Матвеев еще не вернулся в Москву из ссылки, братья царицы не отличались необходимыми для правления спо­собностями и опытом. Таким образом, новое правительство было слабо.
В последние дни царя Федора и в первые дни царствова­ния Петра московские стрельцы пришли в некоторое движе­ние. Стрелецкое войско было сформировано в полки, носив­шие название по фамилиям полковников. Жило оно отдель­но от прочего населения Москвы. И сами стрельцы, и их семьи помимо службы занимались промыслами и мелкой торгов­лей. Поэтому стрельцы, имея военную организацию, в то же время не были замкнуто живущим военным сословием, а со­храняли живые связи с остальным московским населением. В начале 1682 г. главным начальником стрелецкого войска был князь Юрий Алексеевич Долгорукий, «развалина от старости и паралича», как характеризует его С. М. Соловьев. Он не мог поддержать должной дисциплины. Полковники стрелецкие начали притеснять стрельцов, стрельцы на злоупотребления властью отвечали нарушением порядка. В грубой форме предъявляют они протест против притеснений, подавая с ругатель­ствами челобитья на начальников и употребляя силу для ос­вобождения наказанных товарищей.
Это движение началось еще при Федоре, а при новом правительстве выразилось до­вольно резко: сразу от 16 полков подана была во дворец чело­битная на полковников с угрозой, если не накажут полковни­ков, расправиться с ними самосудом. Правительство Натальи Кирилловны сделало промах: вместо спокойного расследова­ния дела оно с испуга уступило стрельцам и, уволив полков­ников, взыскало с них все денежные к ним претензии стрель­цов. Уступка разнуздала стрельцов окончательно, дисципли­ны не стало, самосудом расправлялись они со всеми неприят­ными им начальниками. Полный беспорядок царил в слобо­дах. С переменой правительств стрельцы почувствовали, что они - сила, которой боятся даже во дворце.
Всеми этими обстоятельствами воспользовалась партия Милославских, чтобы направить движение в свою пользу, сообщить ему политический характер, которого оно до сих пор не имело. Через преданных себе стрельцов эта партия постаралась возбудить неудовольствие полков против пра­вительства Петра, перенести их внимание от своих стре­лецких дел на политическое положение. Им удалось настроить стрельцов против своих политических противников. 15 мая произошел так называемый стрелецкий бунт. В боевом порядке выступили стрелецкие полки в Кремль, убили двух братьев царицы и ряд сановников. Он видел бунт стрельцов; ста­рика Матвеева, говорят, стрельцы вырвали из его рук; дядя Иван Нарышкин был им выдан на его глазах; он видел ре­ки крови; его матери и ему самому грозила опасность еже­минутной смерти. Петр так был потрясен «майскими дня­ми» 1682 г., что от испуга у него явились и остались на всю жизнь конвульсивные движения головы и лица. Чувство не­приязни к Милославским, воспитанное уже раньше, перешло в ненависть, когда Петр узнал, сколь они виноваты в стрелецких движениях. С ненавистью относился он и к стрельцам, называя их «семенем Ивана Михайловича» (т. е. Милославского), потому что с представлением о стрель­цах у него соединялось воспоминание об их бунтах 1682 г. Убий­ства совершались и вне дворца. В своем доме был убит князь Юрий Долгорукий. На улице схвачен и потом убит Иван Максимович Языков, представитель третьей дворцовой пар­тии. Над трупами убитых стрельцы ругались до позднего вечера и, оставив караул в Кремле, разошлись по домам.
16 мая возобновились сцены убийства. Стрельцы ис­требили всех тех, кого сторона Милославских считала из­менниками. Но желаемого Ив. Кир. Нарышкина не нашли. 17 мая ут­ром стрельцы настоятельно потребовали его выдачи, как последнего уцелевшего изменника. Чтобы прекратить мятеж, во дворце нашли необходимым выдать Ивана Кирил­ловича. Он причастился и предался стрельцам, его пытали и убили. Этим окончился мятеж.
Петр и его мать были потрясены смертью родных, ужаса­ми резни, которая совершалась на их глазах, и оскорбления­ми, которые получали они от грубых стрельцов. Около них не осталось ни одного помощника и советника: все их сторон­ники были истреблены, а уцелевшие попрятались. У Милославских, таким образом, исчезли их политические против­ники. Хозяевами дел становились теперь они, Милославские; представительницей власти стала Софья (рожденная от первого брака Алексея Михайловича с Милославской), потому что Наталья Кирилловна удалилась от дел. В те дни ее грозили даже «вы­гнать из дворца». Вступление во класть со стороны Милославских выразилось тотчас же после бунта тем, что места, за­нятые прежде в высшей московской администрации людьми, близкими к Нарышкиным, еще до окончания бунта перешли к сторонникам Софьи. Князь В. В. Голицын получил началь­ство над Посольским приказом; князь Ив. Андр. Хованский с сыном Андреем стали начальниками Стрелецкого приказа (т. е. всех стрелецких войск). Иноземский и Рейтарский прика­зы подчинены были Ив. Мих. Милославскому.
Но, завладев фактически властью, уничтожив одних и устранив от дел других своих врагов, Софья и ее сторонни­ки не заручились еще никаким юридическим основанием своего господствующего положения. Таким юридическим основанием могло быть воцарение царя Ивана и передача опеки над ним какому-нибудь лицу его семьи. Этого Со­фья достигла помощью тех же стрельцов. Конечно, по на­ущению ее сторонников, стрельцы били челом о том, что­бы царствовал не один Петр, а оба брата. Боярская дума и высшее духовенство, боясь повторения стрелецкого бунта, 26 мая провозгласили первым царем Ивана, а Петра - вто­рым. Немедленно затем стрельцы били челом о том, чтобы правление поручено было, по молодости царей, Софье. 29 мая Софья согласилась править. Мятежных, но верных ей стрельцов Софья угощала во дворце. Таким образом, пар­тия Софьи достигла официального признания своего по­литического главенства.
Однако все население Москвы и сами стрельцы созна­вали, что стрелецкое движение, хотя и вознаграждалось правительством, было все-таки незаконным делом, бун­том. Сами стрельцы поэтому боялись наказания в буду­щем, когда правительство усилится и найдет помимо них опору в обществе и внешнюю силу.
Таковы были придворные и политические обстоятель­ства, в которых родился и провел годы детства Петр. С на­чалом правления Софьи началось его отрочество. Посмот­рим, что мы знаем достоверного о детстве Петра.
О первых днях жизни царевича сохранилось много лю­бопытных сведений. Его рождение вызвало ряд придвор­ных праздников. Крестили царевича только 29 июня в Чудовом монастыре, и крестным отцом был царевич Федор Алексеевич. По древнему обычаю, с новорожденного «сня­ли меру» и в ее величину написали икону апостола Петра. Новорожденного окружили целым штатом мам и нянь; кормила его кормилица.
Петр впервые сел за азбуку под руководством Зотова пяти лет от роду. Этого Зотова назна­чил к Петру его крестный отец, царь Федор, очень любив­ший своего крестника и брата. Зотов раньше был приказ­ным дьяком и при назначении к Петру подвергся экзамену: читал и писал в присутствии царя и был одобрен как самим царем, так и известным Симеоном Полоцким. Курс учения в древней Руси начинался азбукой, продолжался чтением и изучением Часослова, Псалтиря, Апостольских деяний и Евангелия. Обучение письму шло позже чтения. Петр на­чал учиться письму в начале 1680 г. и никогда не умел писать аккуратно и без ошибок. Кроме письма и чте­ния Зотов ничему не учил Петра (ошибиться здесь можно только относительно арифметики, которую Петр узнал до­вольно рано неизвестно от кого). Но Зотов как пособие при обучении употреблял иллюстрации, привозимые в Москву из-за границы и известные под именем «потешных фряжских» или «немецких листов». Эти листы, изображая исторические и этнографические сцены, могли дать много умственной пищи ребенку. Кроме того, Зотов ознакомил Петра с событиями русской истории, показывая и поясняя ему летописи, украшенные рисунками. Что Зотов и при от­сутствии широкого образования и ума вел свое дело добро­совестно и тепло, доказывается неизменным расположе­нием к нему Петра, не забывшего своего учителя.
Чем больше становился Петр, тем хуже складывалась окружающая его обстановка. Начиная понимать разго­воры окружающих, Петр узнал от них, конечно, о семей­ной вражде, о гонениях на его мать и на близких ей людей. Он учился не любить Милославских, видел в них врагов и притеснителей. Десяти лет избранный царем, он в 1682 г. пережил ряд тяжелых минут.
Так неспокойно кончилось детство Петра. В нем - на­чало его военных забав, в нем - тяжелые, даже ужасные минуты, повлиявшие на всю жизнь Петра. В детстве Петра, наконец, нет зачатков правильного образования: его учат «грамоте», прочие сведения приходят случайно и усваива­ются мимоходом.
В детстве Петр не по­лучил никакого образования, кроме простой грамотности и кое-каких исторических сведений. Забавы его носили ре­бячески-военный характер. Обстановка жизни сообщила ему несколько тяжелых впечатлений. Будучи царем, он в то же время находился под опалой с 10 лет и с матерью дол­жен был жить в потешных подмосковных селах, а не в Кре­млевском дворце. Такое грустное положение лишало его возможности получить правильное дальнейшее образова­ние и в то же время освобождало от пут придворного эти­кета. Не имея духовной пищи, но имея много времени и свободы, Петр сам должен был искать занятий и развлече­ний. Можно думать, что мать никогда не стесняла любимо­го единственного сына и что воспитатель Петра, князь Бо­рис Голицын, не следил за каждым его шагом. Не ви­дно, чтобы Петр особенно подчинялся и материнскому ав­торитету в своих вкусах и занятиях, чтобы Петра занимали другие. Он сам выбирает себе товарищей из тесного круга придворных и дворовых служителей царицына двора и сам с этими товарищами ищет себе потех. Отрочество Петра отмечено самодеятельностью, и эта самодеятельность шла в двух направлениях:
1) Петр предавался по-прежнему во­енным забавам;
2) Петр стремился к самообразованию.
По некоторым отзывам, Петр с детства был очень крепок физически, «возрастен и красен и крепок телом». Очень рано его стали забавлять игрушки, и эти игрушки почти исключительно имели военный хара­ктер. По расходным дворцовым книгам мы знаем, что Пе­тру постоянно делали в придворных мастерских и покупа­ли на рынках луки, деревянные ружья и пистолеты, бараба­ны, игрушечные знамена и т. д. Этим оружием царевич и сам тешился, и вооружал «потешных ребяток» , т. е. своих сверстников из семей придворной знати, всегда окружав­ших малолетних царевичей. Если бы царь Алексей жил бо­лее, можно было бы ручаться, что Петр получил бы такое же прекрасное, по тому времени, образование, как его брат Федор.
С 1683 г. вместо «потешных ребяток» около Петра видим «потешные полки» («потешные», ибо стояли в потеш­ных селах, а не потому, что служили только для потехи). В ноябре 1683 г. Петр начинает формировать Преображенский полк из охочих людей (до последних лет своих Петр помнил, что первым охотником был придворный конюх Сергей Бухвостов). В отношении этого потешного полка Петр был не государем, а товарищем-соратником, учив­шимся наравне с прочими соплами военному делу. С раз­решения, конечно, матери и с одобрения, быть может, Б. Голицына (даже, быть может, с некоторым его содейст­вием) Петр, как говорится, и днюет, и ночует со своими потешными. Предпринимаются маневры и небольшие по­ходы, на Яузе строится потешная крепость (1685г.), на­званная Пресбургом, словом, практически изучается во­енное дело не по старым русским образцам, а по тому по­рядку регулярной солдатской службы, какой в XVII в. был заимствован Москвой с Запада. Эти военные «потеда» требуют военных припасов и денежных средств, которые и отпускаются Петру из московских приказов. Правитель­ство Софьи не видит для себя никакой опасности в таких «потехах марсовых!» и не мешает развитию потешных войск. Оно испугалось этих войск позже, когда из потеш­ных выросла солидная военная сила. Но растил Петр эту силу беспрепятственно. Не следует думать, что Петр заба­влялся с одной дворовой челядью. Вместе с ним в рядах потешных были и товарищи его из высших слоев общест­ва. Стоявший вне придворного этикета, Петр мешал родовитых людей и простолюдинов в одну «дружину», по выра­жению С. М. Соловьева, и из этой дружины бессознатель­но готовил себе круг преданных сотрудников в будущем. Военное дело и личность Петра сплачивали разнородные аристократические и демократические элементы в одно общество с одним направлением. Пока это общество заба­влялось, - позже оно стало работать с Петром.
Несколько позднее, чем организовались военные игры Петра, пробудилось в нем сознательное стремление учить­ся. Самообучение несколько отвлекло Петра от исключи­тельно военных забав, сделало шире его умственный кру­гозор и практическую деятельность. Лишенный правиль­ного образования, Петр, однако, рос в кругу, далеко не вполне невежественном. Нарышкины из дома Матвеева вынесли некоторое знакомство с западной культурой. Сын А. С. Матвеева, близкий к Петру, был образованным на ев­ропейский лад. У Петра был немец-доктор. Словом, не только не было национальной замкнутости, но была неко­торая привычка к немцам, знакомство с ними, симпатия к Западу. Эта привычка и симпатия перешли и к Петру и об­легчили ему сближение с иноземцами и их наукой. Сбли­жение это произошло около 1687 г. таким образом: в пре­дисловии к Морскому Регламенту сам Петр рассказывает, что кн. Я. Долгорукий привез ему в подарок из-за границы астролябию, и никто не знал, как сладить с иностранным инструментом; тогда нашли Петру знающего человека, голландца Франца Тиммермана, который объяснил, что для употребления астролябии нужно знать геометрию и иные науки. У этого-то Тиммермана Петр «гораздо с охо­тою пристал учиться геометрии и фортификации». В то же время он нашел в селе Измайлове старый английский бот, валявшийся в амбаре. Тиммерман объяснил Петру, что на этом боте можно ходить против ветра, лавировать (чего русские не умели). Петр заинтересовался и нашел человека (как и Тиммермана - из Немецкой слободы), голландца Карштен-Бранта, который стал учить Петра управлению парусами. Сперва учились на узенькой Яузе, а потом - в селе Измайлове на пруде.
Искусство навигации так увлекло Петра, что стало в нем страстью. К изучению этого дела он отнесся очень серьезно. В 1688 г. недовольный тем, что негде плавать под Москвой, он переносит свою забаву на Переяславское озе­ро (в 100 с лишком верстах от Москвы на север). Мать сог­ласилась на отъезд Петра, и Петр принялся в Переяславле строить суда с помощью мастеров-голландцев. В это время он ничего не хотел знать, кроме математики, военного де­ла и корабельных забав. Но ему уже шел 17-й год, он был очень развит и физически, и умственно. Его мать вправе была ждать, что достигший совершеннолетия сын обратит внимание на государственные дела и устранит от них нена­вистных Милославских. Но Петр не интересовался этим и не думал бросать свое ученье и забавы для политики. Что­бы остепенить его, мать его женила (27 января 1689 г.) на Евдокии Федоровне Лопухиной, к которой Петр не имел влечения. Подчиняясь воле матери, Петр женился, однако через какой-нибудь месяц после свадьбы уехал в Переяславль от матери и жены к кораблям. Но летом этого 1689 г. он был вызван матерью в Москву, потому что неизбежна была борьба с Милославскими.
  1   2   3




Похожие:

Петр I. Россию поднял на дыбы Петр I. Россию поднял на дыбы iconПетр I. Россию поднял на дыбы
Они были подготовлены предшествующим развитием государства и особенно значительными сдвигами, прошедшими во второй половине XVII...
Петр I. Россию поднял на дыбы Петр I. Россию поднял на дыбы iconЕ. А. Анисимов о Петре Великом
Петром новое. В последнем слове знаменитой пушкинской фразы: «Россию поднял на дыбы» – в принципе можно поставить два разных ударения,...
Петр I. Россию поднял на дыбы Петр I. Россию поднял на дыбы iconРеформы Петра I
Русь от преобразованной России. Петр Великий внес в Россию свет просвещения, создал ееполитическую силу. С 1698 г. Петр становиться...
Петр I. Россию поднял на дыбы Петр I. Россию поднял на дыбы iconТема урока : Петр Аркадьевич Столыпин и программа модернизации России
Эпиграф урока: «Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать». П. А. Столыпин
Петр I. Россию поднял на дыбы Петр I. Россию поднял на дыбы iconТема: Поэзия С. Есенина в музыке. Цель
Хх века. Если Пушкин возвёл русскую поэзию на ту ступень, на какую Пётр Великий возвёл Россию между державами, то Есенин обогатил...
Петр I. Россию поднял на дыбы Петр I. Россию поднял на дыбы iconПроизведения зарубежных авторов, посетивших Россию в 18-19 веках
Записки, воспоминания, дневники путешествий иностранцев, посетивших Россию в 18 веке, составляют целую библиотеку. На протяжении...
Петр I. Россию поднял на дыбы Петр I. Россию поднял на дыбы iconПетр I. Реформы Петра I петр I. Реформы Петра I
Икону написал знаменитый живописец Симон Ушаков: с одной её стороны была изображена Троица, а с другой – лик апостола Петра. Ни при...
Петр I. Россию поднял на дыбы Петр I. Россию поднял на дыбы iconДокументи
1. /Петр I/Арап Петра Великого Пушкин.doc
2. /Петр...

Петр I. Россию поднял на дыбы Петр I. Россию поднял на дыбы iconДокументи
1. /Петр I/Арап Петра Великого Пушкин.doc
2. /Петр...

Петр I. Россию поднял на дыбы Петр I. Россию поднял на дыбы iconПетр Николаевич Пестерев (к 75-летию со дня рождения)
Свой 75-летний юбилей встретил заведующий кафедрой дерматовенерологии Сибирского государственного медицинского университета профессор...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы