«Краеведение» icon

«Краеведение»



Название«Краеведение»
Дата конвертации18.07.2012
Размер252,62 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>


«Рассмотрено»

на заседании школьного методического совета

Заместитель директора по УВР,
председатель школьного методического совета Е.Г.Терентьева


Протокол № _____ от «_______»___________________ 2009г.


«Согласовано»

Директор МОУ средней общеобразовательной школы №1
г.Долгопрудного М.А.Борисова


«_______»___________________ 2009г.


«Согласовано»

Главный специалист Управления образования
г.Долгопрудного Л.С.Кривцова


«_______»___________________ 2009г.


«Утверждено»

________________________________________

________________________________________ ______________

«_______»___________________ 2009г.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 г. Долгопрудный


ПРОГРАММА

курса «Краеведение» для учащихся 5-6 классов
общеобразовательных школ


 Авторы:

Баранова Оксана Владимировна, учитель истории МОУ СОШ №1,

Мошникова Ирина Сергеевна, руководитель школьного историко- краеведческого музея,

Терентьева Елена Геннадьевна, заместитель директора по учебной работе МОУ СОШ №1, руководитель городской экспериментальной площадки «Преподавание учебных дисциплин

на краеведческой основе».


Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с:

  • Законом об образовании;

  • Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы;

  • Концепцией модернизации образования на период до 2010 года;

  • Национальной доктриной образования в Российской Федерации;

  • Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы;

  • Целевой программой развития МОУ средней общеобразовательной школы № 1 г.Долгопрудный «Наш край».

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения  предлагаемой программы.

О «родиноведческих» основах преподавании говорил еще М. В. Ломоносов. Именно он составил первый географический атлас России, разослал по губерниям анкету для составления описания природы, истории и жизни населения Российской империи.

А.Геттнер определял задачу краеведения как введение «ученика в понимание той местности, в которой ему пришлось жить, показать ему, каким путем он может ее познать, умственно освоиться в ней. Путем изучения Родины ввести ученика в основы географического восприятия и географической теории».

Впервые обосновал «родиноведческий принцип» в обучении К.Д. Ушинский.

На введении в учебные программы элементов краеведения, т.е. тематического изучения своего края в связи с выполнением программы на уроках, настаивала Н.К.Крупская. Под элементом краеведения она подразумевала знания отдельных элементов природы, хозяйства, культуры, истории своего края, используемые на уроках в целях более глубокого и прочного усвоения содержания программных тем. “Наша школа,— говорила Н.К.Крупская,— должна научить видеть, научить читать не только печатные книги, но также и книги жизни”.

Один из первых курсов по историческому краеведению для школьников появился еще в 1915 г., автором его был преподаватель Саратовского учительского института Д.А.Марков.

Изучение истории родной земли, ее трудовых, боевых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в патриотическом и нравственно–эстетическом воспитании. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования, помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах об образовании РФ и Московской области.

Источниками краеведческого материала могут служить литературные произведения, картографических и архивных документы, рассказы местного населения, результаты социологических и других опросов, регулярные географические наблюдения, экскурсии и пр.

Учебное краеведение преследует две задачи: одна из них — всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала, другая — использование этого материала в преподавании. Они друг с другом неразрывно связаны: решение первой открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний — главное назначение школьного краеведения.

Образование сегодня призвано помочь конкретному человеку адаптироваться к жизни в конкретных условиях. Именно в этом авангардная роль такого курса, как краеведение, в развитии российского и регионального образования.

Введение элементов краеведения в школьные программы активизирует педагогический процесс, развивает самостоятельность и самодеятельность учащихся, углубляет изучение основ науки и поднимает качество учебно-воспитательной работы школы. Опора на систему краеведческих ценностей дает существенное приращение в разностороннем развитии учащихся.

Краеведение в полном смысле слова, т. е. как всестороннее целостное изучение своего края, возможно в школе или в виде особого курса, или в порядке внеклассной работы, и должно развиваться во взаимодополняющих направлениях.

В курсе «Краеведение» в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, духовная. Через краеведческий материал учащиеся знакомятся с развитием производительных сил края, культурой, военной историей, деятельностью местных органов власти. Познание истории родного края, его традиций имеет исключительно важное значение в формировании личности, гражданственности является основой для нравственного воспитания. Краеведение позволяет учащимся использовать материал из их непосредственного жизненного опыта, что обеспечивает наилучшую основу для применения активных методов обучения и воспитания.

Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расширяется кругозор учащихся, и, конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, своему городу, своей семье. На основе изучаемого краеведческого материала развиваются интересы учащихся, определяющие впоследствии выбор профессии.

Содержание программы отражает комплексно-системный подход к изучению родного края как целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины окружающей среды, ценностного отношения учащихся к родному краю.

Важнейшая особенность краеведения как учебного предмета - придание особой роли наглядности:

  • в изучении предмета в аудиторных условиях - интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, СМИ, мультимедийных технологий;

  • вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с различными источниками информации, справочной литературой;

  • проведение ученических исследований;

  • экскурсии и туристические походы.



2. Цели программы.

Изучение курса «Краеведение» в 5-6 классах общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:

  1. Формирование у школьников целостного представления об историческом прошлом региона в границах: г.Долгопрудный-субъект РФ Московская область в контексте мировой и общенациональной (общероссийской) истории; подведение учащихся к самостоятельным оценочным выводам о культурно-историческом вкладе родного края и города Долгопрудного в общероссийское и мировое наследие, о современном состоянии родного края и перспективах его развития.

  2. Воспитание ценностно-ориентированной личности, гармонично сочетающей в себе личностные ценности с этнорегиональными, общенациональными и общечеловеческими; способной к разностороннему самоопределению и самореализации на основе идей гуманизма, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма и толерантного отношения к истории и культуре народов, населяющих Долгопрудный и Московскую область.

  3. Развитие познавательных интересов, творческих способностей, инициативы и самостоятельности учащихся.

3.Задачи программы.

Главная задача курса «Краеведение»: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и осознание учащимися причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, формирование активной жизненной позиции.

  •  Образовательные задачи.

  1. Формирование образа территории на основе комплексного подхода и показа взаимодействия природы, населения и хозяйства; объяснение её особенностей с учётом принципа историзма и в сравнении с другими регионами.

  2. Формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения; ознакомление с историей и современной культурой своего края.

  3. Развитие познавательного интереса к изучению истории родного края.

  4. Вооружение школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой и др.), развитие творческой инициативы и целенаправленности в исследовательской деятельности школьников.

  5. Изучение профессионального выбора семьи, поиск семейных трудовых династий.




  • Воспитательные задачи.

  1. Развитие гражданских качеств, патриотизма, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к нему.

  2. Формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона.

  3. Укрепление семейных связей:

  • заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей;

  • наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории и культуры края через рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

  • изучение жизни края в семье через беседы;

  • совместное чтение литературы, книг местных писателей;

  • семейные экскурсии;

  • общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры.

  1. Формирование интереса и бережного отношения к культурным и историческим памятникам Подмосковья.

  2. Формирование нравственно–эстетического мировоззрения через знакомство с культурой и искусством родного края.

  3. Формирование творческой активности личности, культуры общения в социуме.

  • Развивающие задачи

  1. Развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

  2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае.

  3. Развитие у школьников стремления к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.

  4. Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

  5. Развитие навыков работы с различными источниками информации.

  6. Знакомство и развитие навыков самостоятельной и групповой исследовательской работы.

  7. Приобретение навыков работы экскурсовода, корреспондента, архивного работника, дизайнера-оформителя.

  8. Адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической ситуации; начальная профориентация.

4. Особенности программы.

Курс рассчитан на 2 года обучения. Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьный краеведческий музей, краеведческий музей города, городские библиотеки, другие культурные учреждения и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Учебная деятельность дополняется широкой внеклассной деятельностью: сбор интересной информации для подготовки выступлений и проведения уроков, многочисленные экскурсии (туристические, по местам боевой славы, знакомство с народными промыслами). Каждый учащийся продолжает работу над портфолио своих творческих и исследовательских работ за период обучения, начатую в курсе «Культура Подмосковья». Разработана специальная форма визитной карточки изучаемого населенного пункта (приложение).

Программа курса «Краеведение» в 5-6-ом классе является составной частью целевой программы развития МОУ СОШ № 1 «Наш край». Апробирована в рамках работы городской экспериментальной площадки «Преподавание учебных дисциплин на краеведческой основе», являющейся составной частью программы «Дети Подмосковья». Программа имела положительные результаты согласно мониторингу уровня овладения краеведческими знаниями, умениями и навыками.

Специализированные краеведческие курсы, а по возможности и базисные интегрированные курсы, наполненные краеведческим содержанием, строятся по спирали, и ко всем принципиальным вещам мы возвращаемся на более высоком уровне.

На новом уровне происходит возвращение к изучению народных промыслов, исторически сложившихся неподалеку от малой родины учащихся – Жостовскому промыслу декоративной лаковой живописи на металлических подносах и Федоскинской лаковой миниатюре.

Особое место в программе курса отводится теме «Моя родословная».

Темы, посвященные г.Долгопрудному , призваны познакомить с его территориальным и административным делением, обогатить понятие «родной город» историко-культурным и эколого-географическим содержанием, пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию своего края, гордость за своих земляков.

Курс «Краеведение» является логическим продолжением курса «Культура Подмосковья» для учащихся 3-4 классов общеобразовательных школ. Является непрерывным и имеет продолжение

  • в основной школе в виде курсов «Родное Подмосковье» в VII-VIII классах, «Духовное краеведение Подмосковья» в IX классе;

  • в старшей школе в виде элективных курсов «Литературное краеведение» и «Профориентация».

5.Место предмета в учебном плане школы.

Курс «Краеведение» рассчитан на 68 часов (по 1 часу в неделю на протяжении двух лет).

Изучение курса предусматривается в школьном компоненте федерального базисного учебного плана.

6.Принципы и подходы, лежащие в основе программы.

Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.

Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также общепедагогические принципы доступности и научности, связи обучения с жизнью, систематичности и последовательности, гуманизации и др.

Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки, театры).

7.Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • важнейшие события, хронологические рамки, последовательность расположения во времени событий, происходивших на территории Московской области;

  • историю становления и развития района в контексте основных исторических событий в России;

  • историческую географию родного края;

  • производства и промыслы, издавна развивавшиеся на территории района, современное состояние промышленности и сельского хозяйства;

  • основные исторические события, происходившие на территории района в годы Великой Отечественной войны;

  • памятники и произведения художественной культуры края;

  • основные понятия, связанные с историей края и уметь работать с ними.


Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать исторические события в крае и России в целом, давать оценку событиям и их значению для истории края;

  • определять роль историко-географической среды обитания людей на территории области и города; объяснять причины регионального своеобразия;

  • ориентироваться по карте всей Московской области;

  • работать с различными источниками, в том числе фото- и видеоматериалами, архивными документами, периодикой и др.; критически анализировать источники, авторские суждения по поводу спорных фактов региональной истории и культуры;

  • проводить самостоятельную исследовательскую работу и представлять ее результаты;

  • грамотно и аргументировано доказывать свою точку зрения, вести диалог на принципах равенства и взаимоуважения.

8.Результаты реализации программы.

Формирование:

  • устойчивого интереса и знаний по истории и культуре родного края;

  • умения устанавливать связи между прошлым и современностью;

  • способности творчески мыслить и рассуждать;

  • умения решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;

  • способности заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;

  • способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

9.Критерии и показатели усвоения материала.

  1. Информационные

  • Знание истории своего города, исторических предпосылок его возникновения.

  • Знание места каждого их градообразующих предприятий в истории города.

  • Знание основных направлений производств города.

  • Знание продукции предприятий города, ее распространения в регионе, стране, мире.

  • Знание политической структуры города и его социально-общественных организаций.

  • Представление об исторических и культурных центрах Подмосковья.

  • Знание художников, писателей, композиторов, чьи имена связаны с родным краем.

  • Знание художественных промыслов и народных ремесел региона, умение различать виды декоративно-прикладного искусства.

  • Знание профессиональных предпочтений своей семьи, возможно семейных династий.

  • Знание о замечательных людях города, его почетных гражданах.

  • Представление о культурной, художественно-литературной жизни города.

  1. Исследовательские

  • Умение выделять объект исследования.

  • Умение обрабатывать, оформлять и хранить полученную информацию.

  • Умение работать с архивными материалами.

  • Начальные умения брать интервью и собирать воспоминания жителей города, бывших работников предприятий, политических деятелей, выпускников школы.

  • Умение анализировать и сравнивать фактические и статистические данные разных исторических периодов.

  • Умение изучать народные традиции, промыслы и находить им практическое применение.

  1. Практические

  • Начальные навыки работы экскурсовода, корреспондента, лектора, архивного работника, дизайнера-оформителя.

  • Умение общаться с одноклассниками, другими учениками, с учителями, родителями.

  • Получение практических трудовых навыков.

10.Формы контроля:

    • диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;

    • презентации проектов учащихся;

    • выставки рисунков и фотографий учащихся;

    • интеллектуальные игры ( «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» и др.);

    • анкетирование.


Основное содержание (68 часов: 34 часа в 5 классе и 34 часа в 6 классе).



раздела,

темы

Наименование раздела, темы

Коли-чество

часов

Содержание занятия

Форма урока

Контроль





Программа 5 класса.







1.

Город, в котором мы живем.

4

Правила безопасного поведения на занятиях, во время экскурсий. О происхождении названия Долгопрудного. Административное и территориальное деление города. Карта Долгопрудного. Микрорайон школы. Безопасный путь в школу и домой.

Работа с городскими газетам.

Экскурсии в школьный и городской краеведческие музеи.

Устные ответы, работа с картой.

Подготовка сообщений.

Фотоконкурс ко дню рождения города.

2.

Рождение города

4

Рабочий поселок – поселок городского типа – город Долгопрудный. Герб, гимн города. Экскурсия по главной площади города им. В.Собина. Подготовка исторической справки для папки.

Устные ответы, контроль за оформлением папок.

Разработка городских экскурсионных маршрутов.

3.

Улицы Долгопрудного.

5

История улиц и их названий. Работа с картой города. Работа с материалами школьного музея. Изучение памятных мест города. Экскурсии по улицам города.

Устные ответы, работа с картой. Подготовка сообщений. Подборка фото- и видеоматериалов.

Брейн-ринг.


4.

Я и моя семья.

Люди города.

3

Понятие генеалогического дерева. Составление генеалогического дерева семьи.

Знакомство с именами знаменитых земляков и людей, чье имя связано с городом: от дирижаблистов до олимпийских чемпионов.

Конкурс рисунков. Семейное древо в портфолио. Творческие проекты. Подборка фото- и видеоматериалов.

5.

Кремль, Красная площадь.

7

История Кремля. Башни, площади, соборы, традиции Кремля.

Виртуальная и пешеходная экскурсии по Кремлю, Красной площади. Викторина.

Устные ответы, работа с картой. Подготовка сообщений.

Защита проектов: башни, площади Кремля

8.

Москва.

6

Обычаи и обряды старой Москвы. Город мастеров. Профессии москвичей.

Викторина.

Устные ответы, работа с картой. Подготовка сообщений.

Защита творческих проектов.




Повторение, обобщение и контроль знаний

2

Анализ папки - портфолио, организация итоговой выставки лучших творческих исследовательских работ. Контроль знаний.

Итоговая самостоятельная работа.




Программа 6 класса







1.

Вводный урок

1

Правила безопасного поведения на занятиях, во время экскурсий. Повторение основных знаний из курса краеведения 5 класса. Работа с городской газетой. Подготовка папок – портфолио, их оформление.

Устные ответы, контроль оформления папок.

2.

Где мы находимся?

7







2.1

Карта Московской области.

1

Территория, границы, прироно– и экономико-географичес-кое положение Московской области.

Устные ответы, работа с картой.

2.2

Соседи Московской области

1

Работа с картой. Исторические, экономические и культурные взаимоотношения Московской области со своими соседями.

Работа с картой. Подготовка сообщений

2.3

Природа Подмосковья.

3

Природа Подмосковья (особенности рельефа, климата, общая характеристика рек и озер, почв, растительного и животного мира). Экологические проблемы Подмосковья. Учебная экскурсия.

Устные ответы,

Подборка фотоматериалов для тематической выставки и оформления папок.

2.4

Транспортная сеть Подмосковья.

1

Работа с картой.

Виды транспорта, транспортные проблемы.

Устные ответы,

Заполнение карты для папки.

2.5

Речная транспортная система. Канал им. Москвы.

1

Значимость и перспективы развития речной транспортной системы Подмосковья. История появления и значимость канала им. Москвы для нашего региона.

Сообщения учащихся.

3.

Старинные города.

8







3.1

Как развивалось Подмосковье

1

Виртуальная историческая экскурсия.

Устные ответы, подготовка исторической справки для папки

3.2

Город Дмитров

1

Историческая справка. Изучение архитектуры города, церкви и соборы, памятные места, народные промыслы и занятия населения. Учебная экскурсия.

Сообщения учащихся.

3.3

Город Клин

1

История города, народные промыслы и занятия населения. Знаменитые жители города и его окрестностей.

Сообщения учащихся.

3.4

Город Сергиев – Посад.

1

Земля Радонежская (Жизнь древних городов и причина их исчезновения). История города и развитие ремесел. Ремесла и народные промыслы г. Сергиев - Посад. (Виртуальные экскурсии).

Подготовка и подборка иллюстрационного материала по теме.

3.5

Троице – Сергиева Лавра.

1

Лавра – «музей под открытым небом». Неразрывная связь долгого пути Троице – Сергиевой Лавры с русской историей и культурой. Виртуальная (или реальная) учебная экскурсия.

Фотоальбом и сообщение.

3.6

Город Волоколамск

1

Особенности архитектуры города (город в низине), Иосифо-Волоколамский монастырь.

Визитная карточка города

3.7

Город Звенигород.

1

Особенности архитектуры древнего городка (детинец), народный промысел - изготовление щипковых инструментов. Саввино – Сторожевой монастырь – «жемчужина» Подмосковья.

Визитная карточка города

3.8

Истра. Ново-иерусалимский монастырь.


1

Город Истра – туристический и религиозный центр. Ансамбль Новоиерусалимского монастыря.

Визитная карточка города

4.

Ремесленные центры Подмосковья

3

Вербилки, Хотьково, Талдом, Богородское, Жостово, Федоскино, Ивантеевка, Гжель (гончарный край), Орехово – Зуево, Ликино – Дулево, Павловский Посад. (Виртуальные и учебные экскурсии).

Визитная карточка населенного пункта, описание ремесла или промысла, подборка иллюстративных материалов. Оформление папки.

5.

Усадьбы Подмосковья.

4

Архитектурно – исторический феномен «русская усадьба». Усадьбы Подмосковья. Виртуальная и реальные экскурсии.

Творческие исследовательские работы.

6.

Наукограды Подмосковья.

3

Наукограды на карте Подмосковья. Знакомство с городами нового поколения, продвигающих техническую мысль, формирующих новую культуру информационного общества. Города – центры научного творчества (Дубна, Королев, Зеленоград, Троицк, Протвино, Звездный, Жуковский)

Визитные карточки городов.

7.

Будущее Долгопрудного как наукограда.

2

Место г. Долгопрудный на карте Московской области, достижения науки и техники, сеть предприятий и научных организаций города, научный потенциал.

Экскурсии на предприятия и организации города.

Сообщения учащихся.

8.

Тематические уроки, посвященные праздникам и знаменательным датам истории России, Московской области и г.Долгопрудного

4

День Московской области, годовщина битвы под Москвой в 1941г., места боевой славы Подмосковья, обелиски и памятники Подмосковья и т.д. Встречи с интересными, знаменитыми людьми нашего края. Работа с материалами школьного музея, знакомство с музейным делом.

Экскурсии.

Сообщения учащихся. Подготовка мультимедийных презентаций, докладов.

9.

Повторение, обобщение и контроль знаний

2

Анализ папки - портфолио, организация итоговой выставки лучших творческих исследовательских работ. Контроль знаний.

Итоговая самостоятельная работа.



Список литературы:

  1. Москвоведение. География Москвы и Московской области. Под ред. А.И. Алексеева. М, Экопрос, 1994.

  2. Мой край Московский. Под ред. А.И.Алексеева. Экопрос.

  3. Система краеведческого образования и краеведческой деятельности учащихся (на примере Санкт-Петербурга). Под ред. В.И.Аксельрода, СПб, 2001г.

  4. Бокова В.М. История Москвы. – М., 1997.

  5. Бурлак Вадим. Древними тропами Подмосковья. История. Легенды. Предания. М., Вече. 2008

  6. Веселовский С.Б. О происхождении названий некоторых древнейших селений Подмосковья // Подмосковье. – М., 1995.

  7. Галкин В.Я. Подмосковье: страницы истории. Учебное пособие. – М.: Народный учитель, 2001.

  8. Глушкова В. Г. «Подмосковье. Культура, история, география». Исторический путеводитель. Вече. М.,2007.

  9. Глушкова В.Г. Усадьбы Подмосковья: их история, владельцы, жители, архитектура.

  10. Горожанина С.В., Куценко Е.В.; Министерство культуры Московской области «Путешествия в мир народного искусства Подмосковья». М.,2005.

  11. Иванов Ю. Г. Памятные места Подмосковья. Смоленск, 2005.

  12. Карпов А. Русь Московская. – М., 1998.

  13. Костомаров Н.И.. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., Экономика. 1993.

  14. Наумов М.С., Филатова Е.В., Шапошников М.Б. Путеводитель: Подмосковье: Усадьбы; Исторические города; Церкви и монастыри. Изд.4-е, перераб. М., Вокруг света. 2005.

  15. Островская В.Н.Древняя земля Подмосковья. М., 2004.

  16. Поспелов Е.М. Топонимический словарь Московской области: Селения и реки Подмосковья: 3.5 тыс. словарных статей. М., Профиздат. 2000 г.

  17. Пошехонов В. Далекое и близкое.

  18. Альманах «Долгие пруды», под ред. Поземкина Н.

  19. Раковская Э.М, Родзевич Н.Н.. Экскурсии по Москве и Подмосковью. Книга для учителя. М., Просвещение.1997.

  20. А. Снеговская «Старинный русский промысел». Художник, 1990, №3.

17

  1. Фролов А.И. Усадьбы Подмосковья: Каталог. М., Рипол Классик.,2003.

  2. Журнал «Юный краевед». Ежемесячный научно-популярный журнал для детей среднего и старшего школьного возраста.

  3. Русская усадьба. Из истории культурного наследия Подмосковья. М., Зебра-Е. 2007.

  4. Гербы подмосковных городов. Книга-альбом. – М.: Профиздат, 1999

  5. Исторические сюжеты на юбилейную тему: 70-летие Московской области. – М., 1999.

  6. Периодическая печать. Газеты «Долгие пруды», «Долгопрудный».





Нажми чтобы узнать.

Похожие:

«Краеведение» iconПриродное краеведение, его значение и сущность
Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом. В последние годы краеведение стало играть большую...
«Краеведение» iconУчебно-методический комплекс дисциплины 032600 дпп. Р. 02 Историческое краеведение для образовательной программы по специальности 032600 История Аннотация Дисциплина «Историческое краеведение»
Дисциплина «Историческое краеведение» рассчитана на студентов очной формы обучения по специальности 032600 История
«Краеведение» iconФамилия, имя отчество Попова Галина Александровна
Краеведение — комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру...
«Краеведение» iconКраеведение – это интересно! Изучение краеведения на уроках географии Л. Ю. Носкова, г. Ленинск-Кузнецкий муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №18»
Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом
«Краеведение» iconПрограмма дисциплины опд. Р. 04. Лингвистическое краеведение цели и задачи дисциплины. Цель курса «Лингвистическое краеведение»
Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования
«Краеведение» iconПрограмма дисциплины опд. Р. 04. Лингвистическое краеведение цели и задачи дисциплины. Цель курса «Лингвистическое краеведение»
Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования
«Краеведение» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Дс. 05 Историческое краеведение города для специальности 032600 История
Дисциплина «Историческое краеведение города» рассчитана на студентов очной формы обучения по специальности 032600 История
«Краеведение» iconЕстественные науки программа модуля «Биологическое краеведение»
«Биология» использовать для преподавания интегрированного учебного курса «Краеведение» или для преподавания краеведческих модулей....
«Краеведение» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Лингвистическое краеведение» Специальность: 050707. 65 «Педагогика и методика дошкольного образования»
«Лингвистические краеведение» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
«Краеведение» iconПастухова Ольга Николаевна Географическое положение Курганской области Тема входит в курс «Географическое краеведение»
Тема входит в курс «Географическое краеведение». Урок по теме «Географическое положение Курганской области» проводится в 7 классе....
«Краеведение» iconКраеведение

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы